профессия творческая и штучная – Учительская газета
Галину СТАРОБИНСКУЮ, сотрудника МИОО, заслуженного учителя, за многие годы работы в институте знают многие педагоги Москвы. А Галина Ивановна хорошо знает и помнит события, связанные с историей столичной системы повышения квалификации.
– Галина Ивановна, с какого времени вы работаете в институте?
– С 14 октября 1968 года «здесь мой причал и здесь мои друзья, то, без чего на свете жить нельзя». Это целая жизнь.
– Вы что, с детства мечтали стать методистом?
– Боже упаси! Более того, я скептически относилась к этому слову, и в институте, и работая в школе на Сахалине, куда была направлена по распределению, и работая много лет в московских школах. Не только у меня, но редко вообще у кого из студентов педагогических вузов лекции по методике преподавания вызывали заинтересованность, относились к числу любимых и посещаемых. Я, правда, в числе немногих однокурсников их посещала, но не из любви и осознанного понимания ее значимости для повседневной педагогической практики, а больше как человек совестливый, чтобы преподавателю было не так неловко за пропуски этих лекций большей частью студентов курса. И вот парадокс, впоследствии обстоятельства сложилась так, что именно занятие методикой преподавания стало делом моей жизни. Не мною придумано, что неисповедимы пути Господни.
– В Москве было около трех тысяч учителей истории и обществознания, а в кабинете истории работали четыре – пять методистов на всю Москву. Каким образом вы попали в МГИУУ?
– Меня рекомендовала Т.Холоденко, работавшая тогда методистом кабинета истории. Она часто бывала на моих уроках в школе №73 Краснопресненского района, приводила слушателей годичных курсов, видимо, обнаружила что-то стоящее и, когда в кабинете освободилось место, предложила мою кандидатуру. В школе сложилась такая ситуация, что на пятерых историков – директора, трех учительниц, одного учителя предпенсионного возраста – приходилось всего 60 часов истории, и кто-то должен был уступить. Я приняла предложение из МГИУУ, на несколько лет оставшись в школе совместителем.
– Трудно было уходить из школы?
– Уходить из школы совсем – это было как резать по живому. Школу Ю.Цейтлина знали и в районе, и в городе, здесь сложилась такая животворческая обстановка! Столько было новаций! Только-только начиналось освоение групповых форм организации учебно-воспитательного процесса, коллективного (общественного) смотра знаний. В школе царил позитивный, оптимистический творческий настрой. Добрый десяток выходцев и нашей школы стали впоследствии кандидатами, докторами наук и академиками. Два коллектива – педагогический и ученический – были коллективами единомышленников! Какие у нас проводились фестивали искусств! Политбои! КВН! Клубы интересных встреч! Праздники Дня учителя! Я помню, в День учителя рано утром ко мне неожиданно пожаловали ученики. У подъезда стояло такси с красочным лозунгом «Народный учитель». Можно себе представить, какое изумление застывало в глазах москвичей – краснопресненцев, милиционеров и прохожих, наблюдавших это явление на всем пути продвижения к школе! Оглядываясь в прошлое, напомню, что это были 60-е годы, с одной стороны, сильна идеологическая составляющая системы, с другой стороны, привлекало время шестидесятников. Помню, благодаря своим институтским (МГПИ имени В.И.Ленина) друзьям мне удалось пригласить на встречу со своими старшеклассниками П.Якира. Знающие люди могут себе представить, чем это могло грозить и мне, и Ю.Цейтлину, однако он не запретил встречу – не каждый директор мог быть способен на такое. В условиях дефицита информации в обществе эта встреча многое дала и взрослым, и детям для понимания тех процессов, которые происходили в обществе и будоражили общественное мнение в знаменитые шестидесятые. П.Якир, уходя от нас, сказал: «У меня в портфеле документы на реабилитацию Бухарина. Я еду в Верховный Совет СССР». Так что мои старшеклассники в какой-то степени были свидетелями начала крупных реабилитационных процессов! Еще одна памятная встреча старшеклассников состоялась с П.Михалевым, сотрудником международной редакции газеты «Комсомольская правда». Я в свое время в составе комсомольской делегации ездила в Голландию. В поездке подружилась с женой Павла, она-то и поспособствовала организации этой встречи. Конечно, услышать о жизни за рубежом от человека, объездившего полсвета, – это было нечто совершенно иное, чем прочитать об этом в официальной прессе, это расширяло представления, будоражило воображение, развивало критическое мышление, вызывало массу вопросов. С позиции сегодняшнего дня, когда поездки за границу – будничное дело, в этой встрече не было бы ничего особенного, но в те годы… Творческую струю в школу Цейтлина привнесла группа учителей, которая в летний период работала во Всесоюзном комсомольском лагере «Орленок». Среди них была и я. Коллективные формы работы, советы дела, романтика орлятской песни, юношеский оптимизм, радость человеческого общения. Достаточно привести примеры встреч наших учащихся с А.Пахмутовой, Н.Добронравовым, космонавтом А.Серебровым, Е.Серебровой – солисткой Государственного ансамбля народного танца И.Моисеева, А.Филиппенко (тогда еще не народным артистом РФ). Нам и нашим ученикам просто повезло вариться в творческой среде, общаться с интересными, умными, творческими, талантливыми людьми, которые ломали школьные серые будни, создавали комфортную атмосферу в школе. Из такой школы, что называется, прямо от станка, с такими жизненно важными впечатлениями я пришла в наш институт.
– Галина Ивановна, МГИУУ, МИПКРО, МИОО – это не только вехи в развитии ведущего института столицы, но и существенные вехи вашей жизни. Скажите, какой из этих периодов вы вспоминаете особенно и почему?
– Каждый из периодов давал что-то свое для работы и для жизни. Конечно, так называемый зевинский период был очень важным, хотя и сложным. Зевина – это фамилия Анны Николаевны по мужу, который был сыном одного из 26 бакинских комиссаров. Анна Николаевна Зевина отличалась государственным подходом к развитию института. Как директор, она была жестким человеком, но организованным, умным, мыслящим и работающим на перспективу. Будучи женой человека, работающего в аппарате ЦК КПСС, она имела прочный и надежный тыл. Поскольку коммунистическая идеология была господствующей, приходилось тут же оперативно откликаться на каждый документ сверху, почти на каждое выступления руководителей партии и правительства. И если выступление состоялось сегодня, то собирался совет института, по решению которого уже завтра должны были быть разработаны и представлены рекомендации в адрес учителей по содержанию и методике их преломления в ходе преподавания своего предмета. С позиции сегодняшнего дня даже не верится, что тогда не могли даже существовать такие понятия как «деидеологизация», «деленинизация», «деполитизация» нашего предмета. Именно в эти годы пришло понимание того, что методистами не рождаются, а становятся. Профессии методиста нигде не учат, это «товар штучный». Помню, каким был профессиональный принцип подбора кадров. Кадры института подбирались «от станка». И какие это были кадры: А.Аверьянов, Н.Уткина, Г. Привалова, Л.Айзерман, Е.Лаптева, А.Ткачук – это знаковые фигуры в истории института. Методист института, как правило, работал в школе. Не мог стать методистом института человек, который последний раз был в школе, когда получал аттестат зрелости. Более того, по решению общественных организаций все его уроки должны были быть открытыми. Я сама прошла через это, когда на мои уроки могли без предварительной договоренности и предупреждения прийти не только директор, заместитель директора, коллеги, но и родители, студенты, гости школы из районных или городских организаций. С одной стороны, это позволяло уверовать, что методист – «звучит гордо», с другой стороны, заставляло не расслабляться и все время быть в тонусе. Не подводить же свой кабинет и институт! Стыдно! Профессионализм рождался постепенно и в муках. Учебная часть института, лично Анна Николаевна посещали лекции методистов. На постоянно действующих научно-методических общеинститутских советах и семинарах методисты выступали с фрагментами своих лекций перед аудиторией коллег, демонстрируя методические находки и способы доступного преподнесения учащимся новейших достижений науки. Научности содержания придавалось огромное значение. Перед нашей аудиторией выступали представители Министерства просвещения, Мосгороно, известные лекторы-международники, ученые ведущих институтов АН СССР, авторы трудов по философии, экономике, политике, педагогике, психологии. Мое поколение методистов получило бесценный опыт непосредственного общения с учеными – основоположниками различных педагогических концепций и методических школ, восприняло от них основы культуры общения с учителями и опыт преломления теории в повседневной педагогической деятельности. Во всех публикациях по истории института отмечается богатство библиотечного фонда. Я застала то благословенное время, когда библиотека института была главным центром ресурсного обеспечения методистов-предметников. Бесперебойно работала методическая служба институтской библиотеки. Не успеешь прийти на работу – звонок: «Есть новые поступления по вашим предметам», «В предметных журналах появились такие-то статьи», «Вышла новая книга», и сотрудники библиотеки не успокоятся, пока информация не дойдет до адресата. В общем, прошла целая эпоха в истории нашего института. Время МГИУУ вспоминается без ностальгии, но с большой благодарностью. Когда Анны Николаевны уже не стало, в лексиконе появились выражения: «зевинская школа», «зевинская выучка», «зевинское наследие».
– Галина Ивановна, поясните, что же это такое?
– Конечно, каждый вкладывает собственный смысл в эти понятия. Думаю, для большинства, как и для меня, это понимание, что система повышения квалификации – главное в деятельности МГИУУ, а научно-методическая служба – главная составляющая в системе повышения квалификации, что важны высокая требовательность к себе, чувство ответственности за принадлежность к нашему учреждению, за служение столичному учителю, отказ от рецептурного подхода в рекомендациях учителям-предметникам, предоставление ему условий для собственной автономии, простора для творчества, органичная связь большой науки и массовой педагогической практики. Сотрудничество учителя с наукой и методической службой – это достояние нашего института, беспроигрышный капитал столичного образования. Будет преувеличением сказать, что Анна Николаевна была идеальным руководителем: излишний субъективизм и резкость суждений, взрывной характер, неприятие критики во многом мешали ей самой. Но не отнять – она была трудоголик. В 60 лет защитить кандидатскую диссертацию, получить ученую степень – это что-то! Смешно сказать, но тогда приказом по Мосгороно учителям и методистам запрещалось выходить на работу в брючных костюмах! На шпильках, всегда с аккуратной укладкой, в одежде с иголочки (из «Березки») Анна Николаевна была образцом женственности и хорошего вкуса.
– Что интересного было в последующий период истории института – период МИПКРО?
– Период МИПКРО – время директорствования Фатимы Владимировны Касабиевой – вспоминается как более демократичный. Тогда мы почувствовали на деле, что значит человеческий фактор в работе. В чем это проявлялось? Сложились доверительные отношения в коллективе, появилось понимание того, что неприятности приходят к нам со стороны, а праздники мы можем организовать сами, поэтому мы не ждали чуда со стороны, «чудили» сами. Старожилы с благодарностью вспоминают коллективные экскурсионные поездки, совместные походы в театры, концерты для сотрудников, прекрасные творческие вечера, замечательные капустники, общеинститутские праздники, чествования ветеранов педагогического труда, юбиляров, поздравления авторов с выходом интересных публикаций. Какие-то теплые, уютные, человеческие отношения были между сотрудниками кабинетов. Фатима Владимировна очень большое внимание придавала деятельности общественных организаций: парткому, месткому, объединениям сотрудников по предметным циклам, инициативам с места. Правда, подчас на общественные организации перекладывали функции, им не свойственные, а по большому счету принадлежащие учебной части и администрации. Мы организовывали соцсоревнование, проводили постоянные взаимные проверки, обмен опытом систематизации и образцового содержания материалов в кабинетах. Это утомляло, но одновременно прибавляло головной боли за качество исполнения своих обязанностей.
– Чем лично для вас стал знаменателен этот период в истории института?
– Лично мне есть за что вспоминать этот период с чувством бесконечной признательности и благодарности. Именно при Фатиме Владимировне в начале 80-х годов я получила почетное звание «Заслуженный учитель школы РФ». Возможно, в то время это было авансом, но смею предположить и надеяться, что за десятилетия служения столичному учительству в какой-то степени я оправдала доверие, во всяком случае постоянно стремилась к этому. По своей натуре я человек не тщеславный и не амбициозный, поэтому высокое звание было значимо больше не столько лично для меня, сколько для моих родных. Прежде всего для матери, вечной труженицы, которая одна, без мужа, поднимала нас с сестрой в голодное послевоенное время; для моих любимых сыновей, для которых, как выразился один из героев фильма «Весна на Заречной улице», «наша фамилия зазвучала». Этот период лично для меня знаменателен тем, что было налажено активное сотрудничество нашего института с Главной редакцией учебных и научно-популярных программ Центрального телевидения. В течение двух лет я проводила мастер-классы, телевизионные уроки. Этому способствовало то обстоятельство, что в редакции работала одна из сотрудниц нашего института, О.Серкова, хорошо понимающая, в каких материалах, методических рекомендациях испытывают потребность учителя при изучении в четвертых классах курса «Эпизодические рассказы из истории СССР». К слову сказать, в этом курсе на изучение истории Великой Отечественной войны отводилось десять (!) часов. В настоящее время в старших классах история войны изучается четыре – пять часов, между тем как задания ЕГЭ по содержанию намного превышают объем знаний, которые можно вместить в отведенное программой учебное время. Может быть, по этой причине на вопрос одной из газет, кто такая Любка Шевцова, подростки отвечают, что это кто-то из московского правительства. В той же газете на вопрос, кто защищал Москву в 1812 году, два студента ответили: «А.В.Суворов», и только третий респондент ответил: «М.И.Кутузов. И не защищал, а оставил Москву». Не могу не вспомнить, как в период 1981-1986 годов мы боролись за качество изданий кабинета, своих личных публикаций. Какие страсти разгорались во время их коллективных обсуждений и рецензирования в кабинете! До рукопашных схваток, конечно, дело не доходило, но с каким раздражением, подчас обидой воспринимались критические замечания! Как я, например, человек мнительный, злилась, комплексовала, переживала, выслушивая критику своих коллег! Только со временем пришло понимание, насколько это было правильно, разумно и полезно. Мы набивали руку, прививались чувство ответственности за содержание материала, методическая грамотность и культура письменной речи, интеллектуального труда, поддерживался высокий уровень ответственности кабинета и института за качество адресованных учителю публикаций. В последующее время наши материалы – статьи, пособия, учебники – принимали редакции предметных журналов и издательства, что называется, с первого предъявления. Подтвердилась истина: чем больше ошибок мы совершаем в молодости, тем меньше их останется совершить в старости. Во всяком случае теперь я уже не так болезненно отношусь к критике, воспринимаю ее больше философски или с благодарностью. Жаль, что многие авторы современных изданий не прошли подобную школу. Иногда диву даешься при чтении некоторых из них.
– Что нового появилось в вашей жизни, когда вы стали «рядовым Семеновского полка»?
– Об этом можно написать целое исследование. Если раньше несколько десятков сотрудников института знали друг друга в лицо и по имени-отчеству, в целом имелось представление о профессиональной деятельности каждого, а в большинстве случаев и о семейной жизни коллег, то сейчас это при всем желании невозможно. Мы не знаем подчас сотрудников соседних кафедр, не говоря уже о филиалах. Институт изменил свой статус. Он аккредитован как государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования. Изменилось все: существенно поменялась структура, значительно, во много раз, увеличилось количество штатных сотрудников, в известной степени поменялся функционал сотрудников, существенно возросли масштабы деятельности: 33 кафедры, 25 учебно-методических лабораторий, 19 центров, две общеобразовательных школы, Музей московского образования, аспирантура. Думаю, это еще не весь перечень.
– От рядового методиста лаборатории истории до доцента кафедры социально-гуманитарных дисциплин дистанция огромного размера. Как вы ее преодолели? Каким образом попали на кафедру социально-гуманитарных дисциплин?
– Сотрудником кафедры в должности доцента (0,5 ставки) мне предложил стать профессор Сергей Козленко (светлая ему память). Замечательный лектор, автор востребованных публикаций, в том числе пособий и учебников, настоящий Учитель, любимец учителей и учащихся, умелый организатор, интеллигент, человек большой эрудиции, обладатель неистощимого чувства юмора, именно таким он остался в памяти московского учительства и сотрудников института. С началом перестройки в деятельности института перед каждым сотрудником встал вопрос о его месте в новом коллективе, каждый думал вообще о том, найдется ли ему здесь место, впишется ли он в новую жизнь. Сергей Иванович в качестве заведующего кафедрой социально-гуманитарных дисциплин пошел по пути рационального сочетания опытных кадров как хранителей и продолжателей лучших, не потерявших своей значимости в наши дни традиций прошлого, с кадрами молодыми, творческими, целеустремленными, дерзающими, полными сил и перспектив. В свое время методисты кабинета А.Водянский, Е.Захарова, В.Бурякова, С.Козленко, Г.Старобинская пол-Союза объехали с лекциями об опыте своей работы: Калуга, Кострома, Мурманск, Ханты-Мансийск, Тобольск, Челябинск, Свердловск, Рига – это далеко не полный перечень. ГДР, Польша, Куба, ЧССР – тоже этапы большого пути в биографии большинства сотрудников кабинета. На счету каждого из нас было по нескольку десятков публикаций: статей в предметных журналах, московских издательствах, изданиях института, научно-методических сборниках, методических пособий. Учитывая не только это, но и это, в частности, опытным сотрудникам – заслуженному учителю школы РФ В.Буряковой, Е.Захаровой, Д.Фадеевой ( руководителю методической лаборатории истории и обществознания по настоящее время) нашлось место на кафедре. В эту обойму попала я и до сих пор совмещаю работу методиста с должностью доцента кафедры.
– В условиях неутихающих обостренных споров о наличии многообразия школьных учебников по предметам социально-гуманитарного цикла какую позицию вы занимаете, как относитесь к этой проблеме?
– Проблема, конечно, есть. Если коротко, то я отношусь к ней гораздо лучше, чем к тому, что учителя должны сами составлять учебные программы и учебные планы по предмету. Здесь я полностью согласна с мнением члена-корреспондента РАО А.Абрамова, который считает, что последствия будут те же, что в Китае в эпоху «большого скачка», когда в каждом дворе выплавляли металл на сковородках. Разрабатывать содержательную составляющую школьных программ по историческим курсам не по силам каждому учителю, это не его функция. Отдельные учителя, которым это по возможностям, по квалификации, по силам – пожалуйста, составляйте АВТОРСКИЕ программы! Но повсеместно делать это – бесперспективное дело, потому что нарушает главную заповедь в работе учителя: «Не навреди!». В условиях вариативности преподавания исторических и обществоведческих курсов должны быть представлены варианты учебников. Разумеется не в таком количестве, как в настоящее время. Каждый учебник содержит авторскую интерпретацию исторического материала, отражает субъективные позиции автора. Ученик изучает в учебнике чужой текст, исподволь впитывает чужие взгляды и мысли, а время требует, чтобы у него вырабатывались собственные взгляды, выводы, личностные оценки, чтобы он критически оценивал чужие мнения, преодолевал субъективизм мышления других людей, чтобы впоследствии он не превратился в объект для манипулирования своим сознанием. Столкновение, сравнение разных текстов в некоторой степени создает условия для разрешения данной проблемы, развития исторического мышления школьника, формирования у него определенных компетенций. Было бы целесообразно, чтобы получаемый авторами учебника гриф «Соответствует ФГОС» отвечал бы этому требованию на деле, в действительности; чтобы содержание соответствовало возрастным возможностям учащихся, особенно в основной школе. Учебник, который ребенок держит в руках, должен быть исполнен на качественной полиграфической базе, ярко иллюстрирован. Посмотрите учебники истории и обществознания для основной школы: сплошной текст на несколько страниц к каждому уроку (мухи дохнут!), слишком мудреные, не соответствующие возрасту вопросы и задания. Ясно, что подобный подход авторов и издателей к учебной литературе не мотивирует интерес учащихся к предмету. Рискну высказать мнение, что учебники, созданные с учетом нового ФГОС, не должны с письменного стола автора сразу поступать в школу и на прилавок, как в предыдущий период. Они должны пройти экспертизу и апробацию, опытную проверку на практике, для того чтобы отбирали именно необходимое содержание, сокращали славословие, оттачивали выводы и формулировки, если уж без них нельзя обойтись. Вы знаете, из уст одной из делегаток Второго съезда учителей истории и обществознания с большим энтузиазмом, если не сказать с надрывом, прозвучало утверждение, что «Мы с вами преподаем Науку», и что тут началось в зале… Какую науку?! Наука преследует совсем другие цели, чем преподавание, она развивается совсем по другим принципам и в другой логике. Мы популяризаторы, мы переводим на детский язык ценности и смыслы человеческой жизни, воспитываем учащихся. У науки нет такой цели. Между тем на съезд были делегированы наиболее квалифицированные, лучшие учителя. Это я к тому, что, кроме современных качественных учебников, не менее важное значение имеют профессионализм, подготовленность и личность учителя. Куда ж без этого! А методист – это как раз тот коллега, который рядом с учителем и чуть впереди.
– Что вы пожелаете новому поколению методистов и учителей с позиции своего возраста и приобретенного опыта?
– Один современный поэт писал: Я вырос в стране, где ломали, построив. Меняли историю, даты, героев, Названия отчин, течение рек. Я был заурядный ее имярек. Признаться, вначале мне нравилось это: Литавры и лавры, и пыль на полсвета. Потом подводили какие-то сроки, И вечно с Америкой куча мороки, Потом недороды, погода, падеж И те же портреты, куда ни пойдешь, И шли косяком: кукуруза, Китай, Ракеты, кометы и рыба минтай. Я сам полстраны рассовал по карманам, На сутки прорвавшись к копеечным маннам, И все улучшал, укрупнял, догонял, Но крупно не лгал и друзей не менял. Родные, да что ж нас так сильно мотает? Как будто нас кто-то на крепь проверяет! Хорошо осознаю, что принадлежу к уходящему поколению учителей и методистов. При этом хочется уйти, не сжигая за собой мосты, а с достоинством, оставляя молодым, перспективным, «современным» пожелание «не рушить все до основанья». Не повторяйте ошибок. Мы это уже проходили. Не быть тебе творцом, когда тебя ведет К прошедшему одно лишь гордое презренье. Дух создал старое; лишь в старом он найдет Основу твердую для нового творенья. (Петр Константинович Победоносцев) Методист – профессия редкая и творческая К творчеству нельзя применять чисто формальные требования. Занятие творчеством нельзя втиснуть в расписание. Формально меня можно заставить присутствовать на рабочем месте ежедневно восемь часов, однако это не гарантирует, что все эти восемь часов я буду заниматься творчеством. Я могу этим заниматься в выходные дни или по ночам, но бдительные проверяющие это не учитывают. Для работы с учителем полезно не только виртуальное общение, сидение на рабочем месте или в «Пространстве», а доверительное живое общение визави, глаза в глаза. Информация к сведениюВ МГПУ продолжается набор в группу «Менеджмент в образовательном учреждении». Ориентировочное начало обучения с 11 марта 2013 года.«Менеджмент в образовательном учреждении» – профессиональная переподготовка, 504 часа. Обучение платное.Занятия начинаются с 11 марта 2013 г. Режим занятий: 6 часов в день, 2 раза в неделю, очно.Занятия проводят высококвалифицированные преподаватели.Набор ограничен (в группе может быть не более 30 человек).
Контактная информация – тел. 8-903-777-91-35 Карзакова Валентина Владимировна.
***14 марта 2013 года в 15.00 Московский городской педагогический университет проведет городской обучающий семинар «Технологии формирования здорового образа жизни основных участников образовательного процесса в условиях внедрения ФГОС: нормализация веса тела» из цикла авторских семинаров-мастерских на тему «Здоровьесбережение в образовании». Семинар пройдет в рамках реализации Государственной программы города Москвы на среднесрочный период (2012-2016 гг.) «Развитие образования города Москвы («Столичное образование»)». Он предназначен для специалистов системы образования: учителей начальной, средней и старшей школы, классных руководителей, педагогов дополнительного образования, психологов, социальных педагогов, учителей физической культуры, инструкторов ЛФК.
Цель семинара: уточнение и расширение знаний, умений и навыков специалистов в области формирования здорового образа жизни.
В ходе обучающего семинара будут использованы практические методы коррекции веса тела, проведено практическое занятие в физкультурном зале. Все участники семинара должны иметь спортивную форму (или любую удобную одежду), а также небольшие пледы, которые потребуются для освоения релаксационного сеанса.Ведущие:Наталья Нежкина – доктор медицинских наук, ведущий научный сотрудник лаборатории научно-исследовательского центра развития ребенка и здоровьесберегающей деятельности в образовании МГПУ.
Елена Ульяненкова – начальник отдела содействия укреплению здоровья студентов центра развития ребенка и здоровьесберегающей деятельности в образовании МГПУ.
Все участники получают сертификат МГПУ о прохождении семинара.Продолжительность семинара – 6 академических часов. Обучение платное. Место проведения семинара: МГПУ, ул. Ходынский бульвар, д. 21А, актовый зал.Проезд: м. «Полежаевская», авт. №48, маршр. №18М или м. «Сокол», авт. №175, маршр. №18 до остановки «Проезд Березовой Рощи».Для регистрации на семинар необходимо прислать заявку до 11 марта по электронной почте [email protected]. В письме обязательно укажите название семинара, а также свои данные (фамилию, имя, отчество), место работы, должность, контактный телефон, e-mail. Также можно зарегистрироваться ОНЛАЙН до 11 марта 2013 года или связаться со специалистами по телефонам:
8 (916) 522-58-72 – Теймуразян Юлия Анатольевна,
8 (499) 699-15-56 – Кошелев Иван Викторович, Соболевская Татьяна Александровна.
Опыт работы в Skillbox/Причины популярности педдизайнера/Советы для начинающих методистов — Карьера на vc.ru
Евгения Ращупкина, руководитель школы методистов Skillbox, рассказала о своём личном опыте работы в компании Skillbox, об особенностях педагогического дизайна в России и за рубежом, про личные проекты (LX notes, LX talks, YouTube-канал, проект LXD hero), какое тестовое задание предложить потенциальному соискателю на позицию методиста и многое другое…
1117 просмотров
В нашем телеграм-канале в скором времени можно будет найти подкаст с Евгенией.
Ссылки из беседы:
(Проекты Евгении)
Сайт Евгении — http://evaraa.ru/
Блог (Telegram-канал LX notes) – https://t. me/lxnotes
Подкасты — https://soundcloud.com/lxtalks
LXD hero — http://lxdhero.com/
YouTube канал — https://www.youtube.com/channel/UCNfBd5sghIlJRTGw_xRXpyA
Чат-сообщество Digital Learning — https://t.me/npsonline
(Где искать методиста)
— Вакансии в образовании — https://telegram.im/@edujobs
— Чат-сообщество Digital Learning (вакансии) — https://t.me/dl_marketplace
— EdMarket Club (вакансии) — https://t.me/edmarketclubjob
— Методический кружок — https://t.me/metod_krug
— Скиллсет методиста — https://skillsetmetodista.ru/
— LXD.org — https://lxd.org/
— NovoEd — https://www.novoed.com/
— Coursera — https://www.coursera.org/
— EdMarket — https://edmarket.ru/
— Skillbox — https://skillbox.ru/
— School of Education — https://edschool.u.university/
Если кто-то захочет просмотреть интервью полностью, можете перейти по ссылке на наш YouTube-канал.
Жень, расскажи о своем опыте, о себе, с чего ты вообще начинала, как ты пришла в педагогический дизайн?
Вот недавно с коллегой считали, мерялись годами, у кого больше — я проиграла.
Я не смогла соревноваться, но всё равно много. Посчитала, что в обучении я с 2007 года. Ну а если ещё дальше копнуть, у меня педагогическое образование. Я училась в Новосибирском государственном педагогическом университете.Это еще четыре года плюсом получается?
Пять! Тогда, ещё в прошлой жизни, до ЕГЭ — было 5 лет. Я учитель биологии и психологии. Но карьера моя началась больше с HR, с тренерства и вот такого направления поддержки персонала. Я занималась и подбором, и даже где-то, моментами, кадровым делопроизводством, после чего я поняла, что не хочу этим заниматься, мне больше интересно обучение. И вот так перешла со временем в тренерство. Потом был период, когда я увлекалась коучингом, фасилитацией и проведением стратегических сессий.
То есть ты сама работала как коуч?
Я работала персональным коучем. Но быстро поняла, что мне интереснее групповой коучинг, потому что как-то мне он лучше даётся. Вот фасилитация, групповой коучинг, помощь группе в принятии решения.
Это ты получается еще офлайн проводила тренинги?
Да, я пришла с офлайна. Постепенно я начинала делать не только тренинги, но и онлайн-курсы. Потом работала на фрилансе дизайнером. Делала сценарии для электронных курсов и постепенно перешла полностью в онлайн. И рада этому. процессу. За это время я была и дизайнером, и сценаристом, и тимлидом методических команд. И вот сейчас руковожу школой методистов в онлайн-университете Skillbox. Вот примерно так двигалась моя профессиональная карьера.
А как начиналась твоя карьера в Skillbox? Как удалось туда попасть?
Мой путь начался год назад, это не так давно. Я пришла сразу на роль руководителя школы методистов. Я искала такой проект, где можно заниматься развитием методистов и где можно самой развиваться в этом направлении.
У меня до этого был опыт управления командами методистов и там было совмещение некоторых ролей: развитие команды и управление командой. Мне хотелось, чтобы моя работа была связана не с управлением проектами, а с развитием людей, но несмотря на это, сейчас я все равно управляю и проектами тоже.
За год команда выросла примерно в пять раз. Мы выстроли процессы найма сотрудников, онбординга, процессы развития.
Получается, твой старый опыт пригодился и в дизайне?
В целом, да. Есть воплощение во всём. Сейчас это целая экосистема, разная по возможности, для развития методистов внутри. У нас раз в две недели собирается клуб методистов, где мы общаемся между собой, делимся опытом. Есть клубы поддержки планов развития, такие мастермайнд группы, где мы друг друга поддерживаем и двигаемся сторону своих целей.
Есть бадди-клаб, где мы каждый месяц объединяем по два человека (методистов), и они обсуждают какие-то текущие вопросы. Так как в команде методисты работают в разных направлениях: в дизайне, в программировании, в высшем образовании, — всегда важно налаживать эти горизонтальные связи, чтобы они могли обмениваться опытом, делились какими-то практиками, задавали друг другу вопросы.
Вот это мы тоже делаем. У нас есть даже отдельный клуб амбассадоров. Это 27 человек сейчас. Ребята, которые готовы писать статьи, которые пишут статьи, которые выступают где-то на внутренних мероприятиях, на внешних мероприятиях. Мы помогаем в этом плане развиваться тоже.
Моя работа, наверное, сейчас больше связана в Skillbox не с тем, чтобы научить методистов быть методистами, в целом они уже профессионалы, они уже это могут делать, а больше помочь им увидеть развивающие моменты в рабочих задачах и при этом сохранять баланс работы, жизни, настраивать свое окружение.
Это здорово, что компания, которая считает себя одним из лидеров, внутри выстраивает тоже достаточно сильные процессы.
Кроме методистов, конечно, у нас есть ещё огромная команда ребят, которые создают продукты, не только методисты — это и продюсеры, и огромные отделы видео-продакшн, и сервис. У нас есть отдельные ребята, которые занимаются поддержкой студентов, помогают им тоже ставить свои цели, мотивацию сохранять. Помощники по обучению. Тут очень много людей, которые отвечают за конечный продукт. Конечно, мы стараемся делать так, чтобы продукт становился лучше и лучше.
Возможно, ты следишь за своими западными коллегами. Можешь вообще дать свою оценку, чем отличается сфера обучения и педдизайна в России от сферы обучения и педдизайна за рубежом? Допустим, возьмём запад: Америку, Европу. Есть ли какие-то отличия там? Может где-то лучше, где-то хуже. Кто считается лидером? Как считаешь?
Смотри, здесь я, как говорится, не скажу за всю Одессу, но я могу поделиться своими наблюдениями. Во-первых, нужно сказать, что само слово педагогический дизайн пришло к нам с того же самого запада. Это такая роль педагогического дизайнера, который занимается тем, что создаёт образовательные программы, образовательные события, с точки зрения скорее контента, организации информации.
Instructional дизайн — дизайнер инструкций, если грубо переводить. Мы перевели в России как педагогический дизайн. В целом, это необязательно связано с педагогикой. Я сейчас замечаю, что, например, если посмотреть на вакансии, обсуждения в международных сообществах, то там педагогический дизайнер — это человек, который более возрастной скорее, а в России это более молодое племя, молодое сообщество.
Как будто там профессия не считается современной и новой?
Сто процентов! Это так и есть, профессия там появилась очень давно, и такие матёрые люди говорят про педдизайн десятки лет. Это, во-первых. Во-вторых, педдизайнер там больше человек, который работает с контентом, который берет какой-то материал, перелаживает в курс. Вот как у нас тоже есть методисты, пед-дизайнеры, которые занимаются разработкой курсов на уровне контента.
В корпоративном образовании, наверное, в основном так и происходит: есть предметный эксперт, есть какая-то тема — охрана труда, и нужно сделать курс по охране труда. Здесь навыки педдизайнеров в основном сконцентрированы на том, чтобы работать предметными экспертами, работать с контентом, оформлять это всё в лонгриды, в презентации, в видеоролики учебные.
Еще такой момент, что есть такая роль как Learning Experience Design. Это относительно свежее веяние… Если мы говорим про педдизайнера, который создаёт работу с контентом, создает по инструкции, то learning дизайнер или по-русски, если можно так перевести: дизайнер образовательного опыта — это тот человек, который думает кроме контента ещё и над тем, как студент пойдёт по этому обучению. Он думаем над тем, какой будет путь ученика.
У нас в России как-то вот последние пару лет активизировалось методическое сообщество и дополнилось тем, что мы начали говорить не просто про создание курса перепроектирования обучения, а ещё и про проектирование образовательного опыта. У нас появляются такие длинные программы у компании.
Мы немножко в этом плане, наверное, в терминологии отстаём и во внедрении каких-то практик, потому что очень много всего на английском, и любому профессионалу сейчас полезно знать язык, чтобы быть в курсе.
Пожалуйста, расскажи, как вообще пришла к тому, что нужно делать что-то своё. Когда это зародилось, и почему ты решила это делать?
Скорее это была потребность, которая до сих пор не утихла в том, чтобы делиться информацией, самой лучше понимать. Это для меня прям такая мантра, когда ты начинаешь кому-то рассказывать, а сам лучше понимаешь.
Поэтому даже вопросы на интервью мне дают какие-то мысли. Ещё раз про это подумать полезно. Наверное, можно начать с того, что я начала Телеграмм-канал. Это было в день учителя в 2017 году 5 октября. Не знаю, так совпало как-то, я в сентябре придумала, а в октябре думаю: «Хорошая дата, чтобы начать».
Со мной некоторые мои коллеги тоже начали Телеграмм-каналы. И мы так вот дружили маленькой нашей компашкой блогеров начинающих с первыми нашими подписчиками и говорили: «О, как классно! У меня 100 человек!». Это было забавно.
Дальше, в 2018 году, был мощный всплеск образовательных проектов. Появилась комьюнити Digital Learning, и там закрутилась какая-то бешеная история, где все бесконечно сидели в чатах и просто читали, отвечали, были супер-активными.
Вот, наверное, так начался проект LX notes — это такой блог про педагогический дизайн, про образование. В понедельник делаю анонс событий на текущую неделю со всякими полезными вебинарами, конференциями и стартами курсов, платными и бесплатными.
У меня в этом плане такой независимый ресурс, я его стараюсь таким и держать, чтобы размещать все события, делюсь своими заметками и всякими полезными штуками. Сейчас у меня фокус в этом году — продукт. Вообще продуктовый подход в разработке курсов не с точки зрения продаж и маркетинга, а с точки зрения, как сделать так, чтобы курс был полезен людям. Как сделать так, чтобы он был измерим. Очень много таких вещей, которые мы можем взять из продуктового подхода в образовательные продукты.
Вопрос тогда сразу возникает, как измерить? Ты сказала измеримый курс. Как можно его вообще померять?
Конечно, многие метрики известны. Это, например, NPS — это готовность рекомендовать другим, по десяти бальной шкале. Это метрика CSAT — насколько тебе понравилось. Это наш любимый COR — доходимость курса.
Можно считать эти метрики… Они в целом такие больше бизнес-метрики, не сильно образовательные, но они могут, если на них работать, улучшить качество обучения.
Есть ещё сейчас проект LXD Hero. LXD — Learning Experience Design. Hero — герой. Это такой проект, который помогает методистам и вообще людям в образовании построить свою карьеру и какие-то отдельные навыки докачать.
Мы там проводим разные короткие воркшопы. Есть вворкшопы в записи, их можно посмотреть на сайте.
А есть какие-нибудь глобальные цели у тебя относительно своих проектов. Может быть, ты хочешь свою школу методистов?
Мирового господства 🙂 Да нет, скорее сейчас сложно ставить какие-то стратегические цели, что мы будем делать через пять лет или через десять. Мы пока планируем на ближайший квартал, на ближайшие полгода, потому что в нашем деле очень важно быть гибкими. Да, есть общее видение, что мы хотим развивать сферу образования, развивать специалистов в образовании.
Мы заметили, что профессия методиста онлайн-школ, онлайн-образования стала очень популярна сейчас. Можешь ли ты дать свою оценку или ответить на вопрос: почему так?
Вот здесь хочется сказать, что я говорила! Люди создавали свои онлайн-школы, классные продукты, а потом столкнулись с ситуацией, что нужно эти самые продукты улучшать. Или сделать так, чтобы могла быть масштабирована, например, на большее количество людей. Или сделать так, чтобы люди возвращались.
Появилось много онлайн школ, появилось много продюсеров, много тех, кто помогает онлайн школам. Появилась теперь волна новых методистов — методологов, которые помогают продюсерам создать нормальный продукт в онлайн школе.
Поэтому рынок понял, что там есть какие-то интересные профессии. С другой стороны, другое образование — это бизнес-образование. У нас же тоже всё не стоит на месте. Мы тоже развиваемся, двигаемся, у нас всё в больших компаниях появляются корпоративные университеты, все в больших в компаниях появляются LMS.
Наш предыдущий год удалёнки нам очень сильно помог в образовании. При резком переходе в онлайн, люди сначала испугались и делали, как получается, потому что других вариантов не было. А потом начали думать: «Ок! Кажется, что неплохо. Давайте останемся, давайте сделаем смешанные форматы». Начали думать о том, как это сделать.
Преподаватели начали думать про методологию. Тренеры начали думать про методологию. Эксперты начали все думать про методологию. Вот ответ на твой вопрос, почему такой ажиотаж.
Но при этом в сфере очень много, условно, джунов, которые или из смежных сфер, или вообще не из этой сферы. Например, из маркетинга тоже есть большой поток методистов. Начинают разбираться. При этом компаниям нужен уже человек, который возьмет на себя эту задачу, и которого не нужно будет наставлять, которому не нужно будет помогать адаптироваться и соображать, что к чему и как принимать методические решения.
Вот поэтому тут есть небольшой такой пока разрыв между тем, что очень много джунов на рынке и очень мало людей, готовых брать себе джунов.
А какие вообще, на твой взгляд, есть отличия в работе методистов в государственных образовательных учреждениях и в частном корпоративном сегменте?
Вузовский преподаватель, мне кажется, до сих пор, когда им говорят: «Тебе поможет методист», скептически относятся: «Этот методист будет в чем помогать?».
Зачем! Я же преподаватель! Я десять лет преподаю эту дисциплину, зачем мне методист? Даже при переходе в онлайн, я возьму ту же лекцию и буду читать просто в зуме! Зачем что-то переделывать? Смысл? Но на самом деле, смысл большой, но не все преподаватели это понимают.
Плюс, в вузе всё равно… Давай за каждый вуз не будем говорить. Есть какие-то очень инновационные вузы, которые всё-таки понимают, и их преподаватели лучше адаптируются и более гибкие. Но всё равно, скажем так, вузовский преподаватель — это такой больше преподаватель очный. Его многолетний опыт сильно на него влияет при принятии решения.
Получается, что если мы говорим про различия вуза и бизнес-сегмента корпоративного образования, то методист в вузе — он больше методист, который управляет учебными планами.
Как администратор получается, да?
Можно сказать, администратор. В целом методисты, как я уже сказала, есть разные. Есть методист-предметник. Например, методист по английскому языку. То есть я знаю, как преподавать английский, я знаю коммуникативную методику, я знаю, как её уложить в урок или программу обучения. Или методист по истории. То есть я не историк, как учёный, а я методист по истории, преподаватель-методист. Знаю, как преподавать историю, как построить урок по истории.
Это вот такая методическая работа предметная. В вузе и в академическом секторе в школе такого больше — методического, методическо-предметного скорее. В коммерческом образовании, в корпоративном такого меньше, потому что у тебя, как у методиста, постоянно много разных тем.
Если так много разных направлений, то можешь поделиться, пожалуйста, каким-то лайфхаком, как компаниям или онлайн-школе, или вузу найти хорошего методиста себе. Во-первых, где их искать и на что можно обратить внимание? На что обращать внимание при их найме?
Во-первых, хочется сказать, что с этим запросом ко мне приходят чуть-ли не каждый день. Я редко кого-то прям рекомендую, потому что много запросов и сложно представить, что вот этот человек сейчас тебе точно подойдёт. У меня нет агентства методистов.
Кажется два года назад, у меня был пост, где искать компанию методистов для своего образовательного проекта. Несколько ресурсов (телеграм-каналов) — Digital learning, EdMarket, методический кружок.
Вот ты спрашиваешь, как искать, как выбирать. В целом, как делаю я. У вас есть определённая задача для методиста.
Первый шаг — это описать эту задачу, потому что методисты бывают разные и кому-то методист нужен, например, для проектирования долгосрочных программ, кому-то нужен для того, чтобы написать сценарий для видеоролика. Это разные задачи. Поэтому чем лучше вы опишите, что именно вам нужно, чтобы человек делал, тем проще. Описание вакансии вы написали.
Вторым шагом можно сделать какое-то тестовое задание, чтобы дать какие-то задачи, чтобы человек продемонстрировал, насколько он способен это делать. В моей практике бывает такое, что не всегда по тестовому заданию и по резюме понятно, как человек может сделать ту или иную задачу.
Поэтому на собеседовании можно третий шаг: сделать какие-то кейсы, ситуации. Например: «Ты работаешь с проектом, и у тебя пришёл эксперт, а ты понимаешь, что он не сможет сниматься в видео. Что ты будешь делать? Решай». Или какие-то такие ситуации, которые могут реально случится в вашей жизни, вашей практике. Просто задаёшь и смотришь, что человек будет делать, и насколько тебя устраивает этот ответ. Можно спрашивать про опыт: «Были ли у тебя такие ситуации, когда ты работал со сложным экспертом? Расскажи, как это было?». Ну и смотреть, как человек подходит к этой задаче и что он делает.
В тестовом задании можно дать какой-то кейс. Например, дать текст и попросить его переписать так, чтобы он был более читабельным, отформатировать, если у вас есть в задачах, чтобы методист работал с текстами и т.д.
Нужно исходить из задач. Если у вас задача, чтобы он проектировал магистратуру, то нужно задать этот вопрос. «Если бы ты проектировал магистратуру, как бы это было? С чего бы ты начал?», и посмотреть, что он ответит. Тестовых заданий может быть сотни. Главное, чтобы они вам подходили. Задавать то, что человек реально будет делать.
Какими навыками должен обладать методист и какие задачи он должен уметь решать в любом случае?
Я сейчас опять рискну не ответить на твой вопрос и послать кое-куда, а именно: в прошлом году мы с тимлидами разных методических команд и с теми, кто хотел из нашего сообщества, лидерами, разработали скиллсет методиста, который состоит из 66 задач, которые потенциально может выполнять методист.
Там все эти задачи распределены по модели, которая знакома каждому методисту. Должна быть модель этапов проектирования и внедрения, и так далее. Отвечая на твой вопрос, всё-таки можно сказать, что этот набор скиллов зависит от компании. Это разная критичность каждого скилла может быть.
То есть это зависит от той подачи материала, которая есть? Это видео, аудио, текст или смешанное.
От продукта, да. Какой продукт. Что является продуктом деятельности методиста? Где-то продуктом деятельности методиста может являться программа обучения. От методиста не требуется, например, написание текстов, упаковка до конца, до последней запятой. От методиста требуется продумать всю верхне-уровневую программу, верхне-уровневую концепцию курса. И на этом достаточно для методиста.
Что интересно, в скиллсете методиста, мы постарались перечислить все возможные варианты, что может делать методист. Туда попали и задачи продюсера, и задачи сопровожденцев, кураторов, и какие-то ещё задачи менеджмента, проектов каких-то других.
Смотри, я, допустим, начинающий методист. Что мне стоит делать, на что мне стоит обратить внимание, чтобы стать экспертом? Что бы ты порекомендовала мне? С чего начать?
Если ты начинающий методист, уже устроился в какую-то компанию или помогаешь уже какому-то эксперту делать курсы — просто продолжай делать и нарабатывать свой опыт, нарабатывать насмотренность. Потому что нет такого одного места, где ты придёшь, все получишь и станешь более крутым методистом.
Можно продолжать проходить какие-то курсы. При этом смотреть, насколько этот курс будет для тебя новым, с точки зрения программы. Потому что в целом курсы для методистов плюс-минус похожи. Есть какие-то общие вещи, и не потому, что там все про одно и тоже учат, а потому что это и есть та предметная область, та теория, которую нужно освоить для методиста.
Пробовать разные проекты, пробовать разные форматы делать, общаться в комьюнити, потому что очень много можно получить от другого методиста или каких-то рекомендаций. Посмотреть в каналах Телеграмм опять же, поискать по ключевым словам какие-то полезные посты. Там очень много всего можно тоже найти. За несколько лет люди написали уже всё. Всё, о чем важно знать.
Ну и в целом следить за тем, что происходит в сообществе, потому что появляются какие-то новые проекты, появляются даже новые какие-то сообщества. Следить за тем, что происходит и какие-то для себя искать идеи. В любом случае, даже методист или какая-то любая профессия, когда мы начинаем исследовать, изучать какую-то предметную область, становиться новичком в какой-то сфере в любой. Первое, что происходит в первое время, мы накапливаем такую насмотренность, накапливаем такой опыт, и мы получаем общее представление об этом предмете, об этом рынке.
Чтобы нам развиваться, чтобы нам стать экспертом, стать мастером и вообще других людей обучать, нам нужно просто продолжать углубляться, углубляться в эту предметную область. Не попадать в ловушку такого ощущения: кажется, я всё понимаю, и осталось только чуть-чуть. Всё равно в каждой предметной области есть что-то, что ещё за пределами нашего знания, и нам нужно расширять свою зону внимания в этом плане, зону развития.
И всё. Продолжать развиваться, не останавливаться, не загордиться, что я уже такой молодец. И что-то ещё изучать я не буду, потому что всё и так знаю! Там всегда есть чему обучаться. Даже если ты работаешь уже тринадцать лет в образовании, всегда есть что-то, что ещё не доступно, и хочется изучить.
Какие курсы ты бы порекомендовала пройти, исходя из своего опыта и из своего знания рынка, пойти?
У меня есть свой план развития, про который я каждые три месяца пишу. О том, как он поменялся, и какие фокусы развития у меня сейчас на моем пути. В настоящий момент это три фокуса: это английский язык, который всегда нужно подтягивать. Я решила, если это не будет моим фокусом, я буду забывать про это.
Второе — это про доказательный подход в образовании. Мне хочется изучить больше про то, как основывать методические решения на научных статьях или на экспериментах, а не на интуициях.
И третье про личный бренд. Тоже не с точки зрения того, чтобы я прокачивала личный бренд, но с точки зрения того, чтобы помочь методическому сообществу и конкретным отдельным методистам быть героями образования, так я, наверное, назову. Чтобы помочь ребятам быть востребованными на рынке.
Где учиться методисту, который хочет развиваться в elearning? Можно посмотреть программы School of Education, Skillbox, EdMarket кому-то подойдёт, кому-то подойдут какие-то магистерские программы, например, Высшей Школы Экономики.
Сейчас мы разрабатываем магистратуру в Московском педагогическом государственном университете, как раз про проектирование образовательного опыта. Есть масса онлайн курсов на Coursera. Если один из курсов, который, если честно, я не прошла до конца, но мне он кажется очень интересным с точки зрения форматов организации. Это курс в NovoEd — Learning Experience Design foundations. Так, по-моему, он называется.
Этот курс он вообще про основы разработки электронных курсов и педагогического дизайна. Особенность его в том, что там есть внутри курса такое небольшое комьюнити, там есть какие-то групповые задания, там есть возможность общаться со своими коллегами из разных стран. Это тоже такая дополнительная мотивация.
Спасибо большое, Евгения, за интервью! А в комментариях обязательно пишите, кого бы хотели увидеть у нас на интервью в следующий раз, и хотели бы вы послушать наш диалог с Евгенией на тему метрик, как сделать курс лучше?
Наш Telegram-канал — https://t. me/ed_digital
методолог – Государственная служба анализа
Методологи являются экспертами по методам в таких областях, как:
- временные ряды
- образец конструкции
- моделирование
- анализ
- качество
- статистические вычисления
- гармонизация
- дизайн анкеты
Методисты разрабатывают все шаги, необходимые для проведения опроса интересующей совокупности, выборки, способа опроса и контакта, а также элементов сбора данных. Они делают это одновременно с разработкой анкет и проработкой того, как результаты будут взвешиваться и анализироваться.
Это роль технического специалиста. Методологам нужны сильные навыки статистики и анализа данных. Обычно они являются сотрудниками государственной статистической службы (ГСС) или специалистами государственных социальных исследований (ГСР).
Типичные должностные обязанности
Методологи:
- работают над рядом четко определенных исследовательских проектов
- применять соответствующие социальные исследовательские или статистические навыки, знания и суждения для проведения анализа, изучения вариантов, а также разработки и улучшения методов сбора данных
- тесно сотрудничают со своими клиентами, чтобы сообщать о результатах — это часто включает в себя проведение презентаций и написание отчетов
- работают в составе команд, которые специализируются на исследовании и разработке инструментов и методов сбора данных — они также работают в составе других междисциплинарных групп над конкретными проектами
- организовать и разработать программу различных проектов для различных заинтересованных сторон – это включает в себя определение их потребностей и поддержку их как в упреждающем, так и в срочном порядке с неожиданными запросами
Старшие должности могут включать руководство командой.
Навыки
Вы должны уметь использовать методы исследования для исследования и понимания сложных методологических проблем и процессов. Вы также должны быть в состоянии использовать эти методы для принятия разумных решений в областях знаний. Это включает в себя размышления о вероятных результатах и будущих стратегических потребностях.
Вы должны быть в состоянии давать советы по смежным вопросам и направлять других при оценке результатов методологического выбора.
Ожидается, что вы продемонстрируете эти навыки на разных уровнях в зависимости от старшинства вашей роли.
Младший методист
В качестве младшего методиста вы должны иметь уровень квалификации «осведомленность».
Методист
Как методист, вы должны иметь квалификацию «Практик».
Старший методист
В качестве старшего методиста вы должны иметь квалификацию «эксперт».
Главный методист
В качестве главного методиста вы должны иметь уровень квалификации «эксперт».
У вас должны быть способности к статистическим вычислениям или «программированию». Вы также должны быть в состоянии изучать новые языки программирования.
Ожидается, что вы продемонстрируете эти навыки на разных уровнях в зависимости от стажа вашей должности.
Младший методист
В качестве младшего методиста вы должны иметь уровень квалификации «осведомленность».
Методист
Как методист вы должны иметь «рабочий» уровень квалификации.
Старший методист
Старший методист должен иметь квалификацию «практик».
Главный методист
В качестве главного методиста вы должны иметь квалификацию «эксперт».
Вы должны обладать сильными устными и письменными навыками общения. Вы должны уметь представлять статистические результаты в различных форматах для разных аудиторий.
Ожидается, что вы продемонстрируете эти навыки на разных уровнях в зависимости от стажа вашей должности.
Младший методист
В качестве младшего методиста вы должны иметь уровень квалификации «осведомленность».
Методист
Как методист вы должны иметь «рабочий» уровень квалификации.
Старший методист
В качестве старшего методиста вы должны иметь квалификацию «практик».
Главный методист
В качестве главного методиста вы должны иметь квалификацию «эксперт».
Вы должны уметь работать с заинтересованными сторонами для сбора требований. Вы также должны иметь возможность выступать в качестве эксперта в предметной области.
Ожидается, что вы продемонстрируете эти навыки на разных уровнях в зависимости от старшинства вашей роли.
Младший методист
В качестве младшего методиста вы должны иметь уровень квалификации «осведомленность».
Методист
Как методист вы должны иметь «рабочий» уровень квалификации.
Старший методист
В качестве старшего методиста вы должны иметь квалификацию «практик».
Главный методист
В качестве главного методиста вы должны иметь уровень квалификации «эксперт».
Образец карьеры
Карьера методиста показывает некоторые общие точки входа и выхода для этой роли. Он также показывает типичные необходимые уровни навыков.
Вы можете войти в роль методиста из другой аналитической профессии или из других профессий. Вы также можете выйти из роли, чтобы присоединиться к другой профессии.
На схеме показана возможная карьера. Это показывает, что вы можете войти в роль или выйти из нее из самых разных слоев общества и уровней опыта. Например, вы можете стать методистом, развивая свои навыки в роли помощника. Вы можете продолжать продвигаться по карьерной лестнице, взяв на себя более старшие роли методиста. Или вы можете развивать свои навыки, работая техническим специалистом в аналитической или цифровой профессии. Вы также можете развить необходимые навыки, работая в профессии, не зависящей от этих профессий.
Роль, которую может выполнять любой человек с соответствующими навыками или опытом в любой профессии.
Это может быть роль со значком или профессиональная роль, которая зависит от вступительных требований и развития.
Помимо роли главного методолога, вы можете занимать более высокие руководящие должности. Эти роли требуют более широкого аналитического понимания и способности руководить междисциплинарными командами.
как и где стать, диапазон зарплат, плюсы и минусы
Автор: Руфина Белкина
Обновлено
Если у вас есть страсть к образованию, острый взгляд на учебный дизайн и умение разрабатывать эффективные методики обучения, то профессия методиста может быть идеальной для вас . Методисты играют решающую роль в области педагогики, помогая преподавателям улучшать свои методы обучения и оптимизировать учебный процесс для учащихся. В этой статье мы углубимся в мир методологов, изучая их специализации, обязанности, карьерные перспективы и путь к тому, чтобы стать таковым. Кстати, недавно центр профориентации ProfGuide разработал точный тест профориентации, который подскажет, какие профессии вам подходят, даст заключение о вашем типе личности и интеллекте.
Содержание:
- Специализации
- Задачи и обязанности
- Плюсы и минусы
- Спрос
- Уровень заработной платы
- Где работают методисты? Зачем нужна эта профессия?
- Карьерный путь шаг за шагом
- Как стать методистом
- Где стать методистом
- Можно ли поступить на профессию с другим образованием?
Специализации
Методисты специализируются в различных областях образования, приспосабливая свой опыт к конкретным предметам, классам или методикам обучения. Некоторые общие специализации в этой области включают:
- Разработка учебных программ: Методисты, занимающиеся разработкой учебных программ, несут ответственность за разработку и организацию образовательных программ, обеспечивая их соответствие образовательным стандартам и целям.
- Учебный дизайн: Учебные методисты проектируют и разрабатывают учебные материалы и ресурсы, используя инновационные стратегии обучения и технологии для улучшения результатов обучения.
- Оценивание и оценка: методисты, специализирующиеся на оценке и оценке, создают и внедряют инструменты оценки, анализируют данные об успеваемости учащихся и предоставляют отзывы для улучшения методов преподавания и обучения учащихся.
- Образовательные технологии: в связи с постоянно растущей ролью технологий в образовании методологи этой специализации изучают и интегрируют цифровые инструменты, платформы и онлайн-среды обучения для создания увлекательного и эффективного учебного процесса.
Задачи и обязанности
Задачи и обязанности методистов могут различаться в зависимости от их специализации и образовательного контекста, в котором они работают. Тем не менее, вот некоторые общие обязанности методистов:
- Сотрудничество с преподавателями для разработки и внедрения эффективных стратегий и методологий обучения.
- Анализ и оценка существующих учебных программ, учебных материалов и методов оценки на предмет их эффективности и соответствия образовательным целям.
- Проведение исследований и ознакомление с последними тенденциями и достижениями в педагогике и педагогическом дизайне.
- Обеспечение профессионального развития и обучения преподавателей, оснащение их знаниями и навыками для внедрения передового опыта.
- Оценка результатов обучения учащихся и предоставление отзывов преподавателям для улучшения методов обучения.
- Сотрудничество со специалистами по образовательным технологиям для интеграции технологических инструментов и ресурсов в процесс преподавания и обучения.
Плюсы и минусы
Плюсы работы методистом:
- Возможность оказать существенное влияние на образование путем улучшения методов преподавания и результатов обучения учащихся.
- Возможности постоянного обучения и профессионального развития, чтобы оставаться в авангарде образовательных исследований и инноваций.
Минусы работы методистом:
- Необходимость адаптироваться к меняющимся образовательным политикам и практикам, что иногда может быть сложно.
- Работа с различными заинтересованными сторонами, включая преподавателей, администраторов и студентов, что требует сильных навыков общения и межличностного общения.
Спрос
Спрос на методистов растет по мере того, как образовательные учреждения признают важность научно обоснованных методов обучения и необходимость постоянного совершенствования учебного процесса. Хотя спрос может варьироваться в зависимости от страны, методологи, как правило, востребованы в США, Канаде, Великобритании и Австралии.
Диапазоны заработной платы
Заработная плата методистов может варьироваться в зависимости от таких факторов, как опыт, специализация и сектор образования. Вот приблизительные диапазоны зарплат методологов в указанных странах:
США:
- Начальный уровень: 45 000 — 65 000 долларов в год
- Середина карьеры: $65 000–85 000 в год
- Опыт: $85 000–110 000 в год
Канада:
- Начальный уровень: 50 000–70 000 канадских долларов в год
- Середина карьеры: 70 000–90 000 канадских долларов в год
- Опыт: 90 000–120 000 канадских долларов в год
Великобритания:
- Начальный уровень: 30 000–40 000 фунтов стерлингов в год
- Середина карьеры: 50 000–60 000 фунтов стерлингов в год
- Опыт: 60 000–80 000 фунтов стерлингов в год
Австралия:
- Начальный уровень: 60 000–75 000 австралийских долларов в год
- Середина карьеры: 75 000–90 000 австралийских долларов в год
- Опытный: 9 австралийских долларов0,000 — 110,000 австралийских долларов в год
Где работают методологи? Зачем нужна эта профессия?
Методисты могут найти работу в различных образовательных учреждениях, в том числе:
- Школы и школьные округа: Методисты работают напрямую с учителями и администраторами в школах или округах, чтобы улучшить методы обучения, разработать учебный план и обеспечить профессиональное развитие.
- Высшие учебные заведения: Колледжи и университеты нанимают методистов для оказания помощи преподавателям в разработке учебных программ, стратегий оценивания и интеграции образовательных технологий.
- Образовательные исследовательские организации: методисты вносят свой вклад в образовательные исследования, проводя исследования, анализируя данные и предоставляя основанные на фактических данных рекомендации по улучшению преподавания и обучения.
- Образовательные консультанты: методисты могут работать консультантами, предлагая свои знания образовательным учреждениям, государственным учреждениям или частным лицам.
Чтобы преуспеть в качестве методиста, необходимы определенные качества. К ним относятся:
- Сильные аналитические навыки: Методологи должны анализировать данные, оценивать учебные материалы и оценивать стратегии обучения. Они должны обладать способностью делать осмысленные выводы и давать научно обоснованные рекомендации по улучшению.
- Эффективная коммуникация: методологи тесно сотрудничают с преподавателями, администраторами и другими заинтересованными сторонами. Четкие и лаконичные коммуникативные навыки необходимы для передачи идей, обеспечения обратной связи и эффективного сотрудничества.
- Адаптивность и гибкость: образование — это динамичная область, постоянно развивающаяся с использованием новых методологий и технологий. Методологи должны быть адаптируемыми и открытыми для изменений, принимая инновационные подходы и корректируя стратегии по мере необходимости.
- Страсть к образованию: подлинная страсть к образованию и вера в его преобразующую силу являются основополагающими. Методисты должны быть посвящены улучшению опыта обучения студентов и иметь глубокое понимание образовательных теорий и практик.
Карьерный путь шаг за шагом
Карьерный путь к методисту может различаться, но вот общее пошаговое руководство:
- Получение степени бакалавра: Начните с получения степени бакалавра в области образования, учебный дизайн, разработка учебных программ или смежная область. Это обеспечивает прочную основу в принципах образования.
- Получите опыт преподавания: работа учителем позволяет вам понять практические аспекты образования и получить ценный опыт работы в классе. Этот личный опыт полезен при переходе на роль методиста.
- Получение степени магистра: степень магистра в области образования, педагогического дизайна или специализированной области, хотя и не всегда обязательна, может значительно повысить ваш опыт и карьерные перспективы в качестве методиста.
- Разработка специализаций: определите область своих интересов в методологии, например, разработку учебных программ, оценку или учебный дизайн. Получите дополнительные сертификаты или пройдите специализированные курсы для повышения квалификации в выбранной области.
- Получите профессиональный опыт: ищите возможности работать в качестве тренера-инструктора, специалиста по учебным программам или на исследовательских должностях, чтобы получить практический опыт в области методологии обучения.
- Непрерывное профессиональное развитие: будьте в курсе последних исследований, посещайте конференции, вступайте в профессиональные ассоциации и участвуйте в непрерывном обучении, чтобы быть в курсе достижений в этой области.
Как стать методистом
В Соединенных Штатах путь к тому, чтобы стать методистом, обычно включает получение степени бакалавра в области образования или смежной области, за которой следует степень магистра в области образования, учебного дизайна или специализированной области. Высшие учебные заведения часто отдают предпочтение кандидатам с учеными степенями и соответствующим опытом.
Продолжительность обучения на методиста может варьироваться. Для получения степени бакалавра обычно требуется четыре года, а для получения степени магистра — от одного до двух лет. Кроме того, участие в стажировках, исследовательских проектах или практическом опыте может еще больше расширить ваши знания и навыки.
Где стать методистом
В Соединенных Штатах, Канаде, Великобритании и Австралии различные университеты и институты предлагают программы и курсы по методологии обучения. Вот пять примеров из каждой страны:
США:
- Гарвардская высшая школа образования
- Стэнфордская высшая школа образования
- Педагогический колледж Колумбийского университета
- Калифорнийский университет, Высшая педагогическая школа Беркли
- Педагогическая школа Мичиганского университета
Канада:
- Университет Торонто, Онтарио, Институт исследований в области образования
- Университет Макгилла Департамент интегрированных исследований в области образования
- Педагогический факультет Университета Британской Колумбии
- Педагогический факультет Королевского университета
- Университет Альберты, факультет образования
Соединенное Королевство:
- Университетский колледж Лондонского института образования
- Департамент образования Оксфордского университета
- Педагогический факультет Кембриджского университета
- Высшая школа образования Бристольского университета
- Школа образования, окружающей среды и развития Манчестерского университета
Австралия:
- Высшая школа образования Мельбурнского университета
- Сиднейский университет Сиднейская школа образования и социальной работы
- Педагогический факультет Университета Монаша
- Педагогический факультет Университета Квинсленда
- Высшая школа образования Университета Западной Австралии
Можно ли поступить на профессию с другим дипломом?
Хотя обычно предпочтительнее иметь опыт работы в сфере образования или смежной области, можно получить профессию методолога с другой степенью. Некоторые люди переходят в методологию из таких областей, как психология, учебные технологии или анализ данных. Однако для приобретения необходимых навыков и знаний для этой роли может потребоваться дополнительное обучение, сертификация или специализированные курсы по методике обучения.
Заключение
Методисты играют жизненно важную роль в сфере образования, совершенствуя методики преподавания, улучшая дизайн учебных программ и оптимизируя учебный процесс для учащихся. Благодаря своему опыту в области учебного дизайна, оценки и образовательных технологий методологи вносят свой вклад в постоянное улучшение образования. Оставаясь в курсе последних исследований и тенденций, развивая специальные навыки и сотрудничая с преподавателями, методисты прокладывают путь для инновационных и эффективных методов обучения. Если у вас есть страсть к образованию и желание оказать положительное влияние на процесс обучения, профессия методиста может быть идеальной для вас.