Что значит абстрактное мышление: Как развивать абстрактно-логическое мышление младшего школьника

Содержание

Что такое абстрактное мышление и зачем оно нужно? | Психология

Почему это так? Всё дело в том, что в процессе познания мира наши знания о реальности никогда не являются абсолютно точными, абсолютно полными и, как следствие, абсолютно конкретными. Фактически, мы всегда что-то знаем лишь приблизительно, или, другими словами, абстрактно.

Например. Понятия «жизнь» и «смерть» являются абстрактными, но мы при этом точно знаем, что мы живы, а не мертвы. Даже если мы не можем дать точные и конкретные определения этим понятиям, живое от мертвого мы отличить можем почти всегда. Камень мертв, а я жив. Я это знаю, хотя объяснить конкретно и не могу.

Короче говоря, абстрактное мышление нужно для того, чтобы все-таки хоть как-то ориентироваться в нашем мире неполного знания. Потому что наши знания никогда не являются полными, а жить как-то надо.

Если мы не можем рассуждать о чем-то точно, надо рассуждать об этом приблизительно. Иначе рассуждать не получится вообще.

Еще один пример. Ребенок не может точно знать, кем он будет работать, когда вырастет. Но он знает, что работать ему все равно придется, потому что деньги будут нужны. Это достаточно абстрактное рассуждение, но если так не рассуждать, то не будет смысла готовить себя к работе, получать знания, ходить в школу, институт, на курсы и так далее. Поэтому, когда приходит время работать, выросший ребенок будет уже приблизительно готов к этому. А в деталях он разберется уже потом, по ходу дела.


Если мы не знаем точного места, куда нам надо попасть, следует знать хотя бы направление
Фото: pixabay.com

Нам постоянно приходится рассуждать абстрактно, приблизительно. Мы слишком многого не знаем. Если мы не знаем точного места, куда нам надо попасть, нам следует знать хотя бы направление.

Если точная цель пока не определена, должна быть хотя бы смутная мечта. Абстрактная мотивация к действию лучше, чем полное отсутствие мотивации.

Причем, что самое интересное, абстрактное порождает конкретное. После того как мы на абстрактном уровне пришли к какому-то выводу — нам будет намного проще его конкретизировать. Если вы абстрактно поняли, что вы «технарь» или «гуманитарий», вам будет проще выбрать конкретную профессию, а также конкретный институт, в котором вас этой профессии обучат. Собственно, именно поэтому во всех учебных заведениях дают абстрактные знания — потому что сделать конкретные выводы из них человек потом и сам сможет. Если вы не знаете, кем хотите стать, но знаете, что склонны к математике, направление уже сужается

Фото: pixabay.com

Абстрактное мышление еще хорошо тем, что позволяет думать в условиях, казалось бы, полного интеллектуального тупика. Если вы находитесь в ситуации, в которой мало что понимаете — вы можете все-таки начать рассуждать о ней, просто абстрактно. Собственно, само утверждение «я ничего не понимаю» может стать хорошим началом подобного абстрактного рассуждения. А дальше вам уже станет понятно, что можно подумать более конкретно.

Поэтому, если вы чувствуете, что вы в тупике, вы не знаете что делать или не знаете что думать — начните рассуждать абстрактно. Абстрактное мышление поможет вам выбраться из тупика. А во всем остальном — разберетесь по ходу дела.

Теги: мышление, абстрактное мышление, познание мира

Абстрактное мышление – что это.

Формы, виды, развитие

Разнообразная информация о внешнем мире поступает в наш мозг через органы чувств в виде звуков, запахов, тактильных ощущений, зрительных образов, нюансов вкуса. Но это сырая информация, которую еще нужно переработать. Для этого требуется мыслительная деятельность и высшая ее форма – абстрактное мышление. Именно оно позволяет не только сделать детальный анализ поступающих в мозг сигналов, но и произвести их обобщение, систематизацию, категоризацию и выработать оптимальную стратегию поведения.

СОДЕРЖАНИЕ

  • 1 Абстрактно-логическое мышление как высшая форма мыслительного процесса
    • 1.1 Три этапа развития мышления
    • 1.2 Инструменты абстрактного мышления
  • 2 Логика – наука о понятийном мышлении
    • 2.1 Два вида мышления: дедукция и индукция
    • 2.2 Законы логики
  • 3 Упражнения для развития абстрактного мышления
    • 3.1 Упражнение «Докажи обратное»
    • 3.2 Упражнение «Аббревиатуры»
    • 3.3 Упражнение «Работа с понятиями»

Абстрактно-логическое мышление как высшая форма мыслительного процесса

Мышление человека – результат длительной эволюции, в своем развитии оно прошло несколько этапов. Абстрактное мышление на сегодняшний день считается высшей его формой. Возможно, это и не последняя ступень в развитии познавательных процессов человека, но пока другие, более совершенные формы мыслительной деятельности неизвестны.

Три этапа развития мышления

Формирование абстрактного мышления – это процесс развития и усложнения познавательной деятельности. Основные его закономерности характерны как для антропогенеза (развития человечества), так и для онтогенеза (развития ребенка). В том и в другом случае мышление проходит три этапа, все более увеличивая степень абстрактности или отвлеченности.

  1. Свой путь эта форма познавательных процессов начинает с наглядно-действенного мышления. Оно носит конкретный характер и связано с предметной деятельностью. По сути, и осуществляется оно только в процессе манипуляций с предметами, а отвлеченные размышления для него невозможны.
  2. Второй этап развития – это образное мышление, для которого характерны операции с чувственными образами. Оно уже может быть отвлеченным и является основой процесса создания новых образов, то есть воображения. На этом этапе появляется и обобщение, и систематизация, но все же образное мышление ограничено непосредственным, конкретным опытом.
  3. Возможность преодоления рамок конкретности появляется только на этапе абстрактного мышления. Именно этот тип мыслительной деятельности позволяет достигать высокого уровня обобщения и оперировать не образами, а абстрактными знаками – понятиями. Поэтому абстрактное мышление называют еще понятийным.

Образное мышление носит дивергентный характер, то есть напоминает расходящиеся в разные стороны круги от брошенного в озеро камня – центрального образа. Оно довольно хаотично, образы переплетаются, взаимодействуют, вызывают ассоциации. В отличие от него, абстрактное мышление линейно, мысли в нем выстраиваются в определенной последовательности, подчиняющейся строгим законом. Законы абстрактного мышления были открыты еще в эпоху Античности и объединены в особую область знаний, которая называется логикой.

Поэтому абстрактное мышление еще называют логическим.

Инструменты абстрактного мышления

Если образное мышление оперирует образами, то абстрактное – понятиями. Слова – это основной его инструмент, и существует данный тип мышления в речевой форме. Именно речевые формулировки мыслей позволяют выстраивать их логически и последовательно.

Слова упорядочивают и облегчают мышление. Если вам что-то непонятно, попробуйте эту проблему проговорить, а еще лучше кому-нибудь объяснить. И поверьте, в процессе этого объяснения вы и сами разберетесь даже в очень сложном вопросе. А если нет желающих слушать ваши рассуждения, то объясните своему отражению в зеркале. Это даже лучше и эффективнее, так как отражение не перебивает, и в выражениях вам тоже можно не стесняться.

Четкость и ясность речи напрямую влияет на мыслительную деятельность и наоборот – хорошо сформулированное высказывание предполагает его осмысление и внутреннюю проработку. Поэтому абстрактное мышление иногда называют внутренней речью, которая хоть тоже использует слова, но от обычной, звуковой все же отличается:

  • она состоит не только из слов, но и включает в себя образы и эмоции;
  • внутренняя речь более хаотична и разорвана, особенно, если человек не старается специально организовывать свое мышление;
  • она носит свернутый характер, когда часть слов пропускается и акцентируется внимание на ключевых, значимых понятиях.

Внутренняя речь напоминает высказывания маленького ребенка 2-3 лет. Дети в этом возрасте также обозначают лишь ключевые понятия, все остальное в их голове занимают образы, которые они пока называть словами не научились. Например, только проснувшийся малыш радостно восклицает: «Бай-бай – баба!» В переводе на «взрослый» язык это значит: «Как здорово, что пока я спал, к нам пришла бабушка».

Фрагментарность и сжатость внутренней речи – одно из препятствий четкости абстрактно-логического мышления. Поэтому нужно тренировать не только внешнюю, но и внутреннюю речь, добиваясь максимально точных умственных формулировок в процессе решения сложных задач. Такую упорядоченную внутреннюю речь называют еще внутренним проговариванием.

Использование слов в мышлении – это проявление знаковой функции сознания – того, что отличает его от примитивного мышления животных. Каждое слово – знак, то есть абстракция, связанная с реальным объектом или явлением значением. У Маршака есть стихотворение «Кошкин дом», и там есть такая фраза: «Вот это стул – на нем сидят, вот это стол – за ним едят».

Это очень хорошая иллюстрация значений – связи слова с объектом. Связь эта существует только в голове человека, в реальности сочетание звуков «стол» не имеет никакого отношение к реальному объекту. В другом языке таким значением наделено совсем иное сочетание звуков.

Установление таких связей, а тем более оперирование в сознании не конкретными образами, а абстрактными знаками-словами, цифрами, формулами – это очень сложный психический процесс. Поэтому овладевают им люди постепенно вплоть до подросткового возраста, да и то не все и не в полной мере.

Логика – наука о понятийном мышлении

Логика, как наука о мышлении, родилась более 2 тыс. лет назад в Древней Греции. Тогда же были описаны основные виды логического мышления и сформулированы законы логики, которые остаются незыблемыми и до настоящего времени.

Два вида мышления: дедукция и индукция

Элементарная единица абстрактно-логического мышления – понятие. Несколько понятий, объединенных в связную мысль – это суждение.

Они бывают утвердительные и отрицательные. Например:

  • «Осенью с деревьев облетают листья» – утвердительное.
  • «Зимой на деревьях не бывает листьев» – отрицательное.

Суждения также бывают истинные или ложные. Так, суждение «Зимой на деревьях вырастают молодые листья» – ложное.

Из двух или нескольких суждений можно сделать вывод или умозаключение, а вся эта конструкция называется силлогизмом. Например:

  • 1-я посылка (суждение): «Осенью с деревьев облетают листья».
  • 2-я посылка (суждение): «Сейчас с деревьев начали облетать листья».
  • Умозаключение (силлогизм): «Наступила осень».

В зависимости от метода, на основе которого делается умозаключение, выделяют два вида мышления: дедуктивное и индуктивное.

Метод индукции. Из нескольких частных суждений делается общий вывод. Например: «школьник Вася летом не учится», «школьник Петя летом не учится» «школьницы Маша и Оля тоже летом не учатся». Следовательно, «школьники летом не учатся». Индукция не слишком надежный метод, так как абсолютно верный вывод можно сделать, только если учитывать все-все частные случае, а это сложно, а иногда и невозможно.

Метод дедукции. В этом случае рассуждения строятся на основе общих посылок и информации, данной в суждениях. То есть идеальный вариант: одно общее суждение, одно – частное и вывод тоже частное суждение. Пример:

  • «У всех школьников летом каникулы».
  • «Вася – школьник».
  • «У Васи летом каникулы».

Так выглядят самые элементарные умозаключения в логическом мышлении. Правда, чтобы сделать правильные выводы, должны соблюдаться определенные условия или законы.

Законы логики

Основных законов четыре, и три из них сформулировал еще Аристотель:

  • Закон тождества. Согласно ему любая мысль, высказанная в рамках логического рассуждения, должна быть тождественна сама себе, то есть оставаться неизменной на протяжении всего рассуждения или спора.
  • Закон противоречия. Если два высказывания (суждения) противоречат друг другу, то одно из них обязательно ложное.
  • Закон исключенного третьего. Любое высказывание может быть либо ложным, либо истинным, что-то третье невозможно.

В XVII веке философ Лейбниц дополнил эти три четвертым законом «достаточного основания». Доказательство истинности любой идеи или суждения возможно только на основании использования достоверных аргументов.

Считается, что достаточно следовать этим законам, уметь правильно строить суждения и делать выводы, и можно решить любую самую сложную задачу. Но сейчас доказано, что логическое мышление ограничено и часто дает сбои, особенно когда возникает серьезная проблема, у которой нет одного единственно правильного решения. Абстрактно-логическое мышление слишком прямолинейно и негибко.

Ограниченность логики была доказана уже в эпоху Античности с помощью так называемых парадоксов – логических задач, не имеющих решения. И самый простой из них – «парадокс лжеца», опровергающий незыблемость третьего закона логики. В IV веке до н. э. древнегреческий философ Эвбулид шокировал сторонников логики одной фразой: «Я лгу». Это истинное или ложное суждение? Оно не может быть истинным, так как сам автор утверждает, что он лжет. Но если фраза «Я лгу» ложная, то таким образом суждение становится истинным. И этот замкнутый круг логика преодолеть не может.

Но абстрактно-логическое мышление, несмотря на свою ограниченность и негибкость, лучше всего поддается управлению и само очень хорошо «организует мозги», заставляет нас придерживаться строгих правил в мыслительном процессе. К тому же абстрактная форма мышления продолжает оставаться высшей формой познавательной деятельности. Поэтому развитие абстрактного мышления актуально не только в детском возрасте, но и у взрослых.

Упражнения для развития абстрактного мышления

Подумайте, какие фигуры можно составить из этих деталей

Развитие этого вида мышления тесно связано с речевой деятельностью, в том числе богатством словарного запаса, правильностью построения предложений и способностью к анализу информации.

Упражнение «Докажи обратное»

Это упражнение лучше делать письменно. Кроме удобства, у письменной речи есть еще важное преимущество перед устной – она более строго организована, упорядочена и носит линейный характер. Вот само задание.

Выберите одно из сравнительно несложных, и главное, непротиворечивых утверждений. Например: «Отдых на море очень привлекателен».

А теперь найдите аргументы, доказывающие обратное – чем больше опровержений, тем лучше. Выпишите их в столбик, полюбуйтесь и найдите опровержение к каждому из этих аргументов. То есть вновь докажите истинность первого суждения.

Упражнение «Аббревиатуры»

Это упражнение хорошо проводить в компании, оно не только полезно для мышления, но и может развлечь вас, например, во время долгого пути, или скрасить ожидание.

Нужно взять несколько произвольных сочетаний 3-4 букв. Например: СКП, УОСК, НАЛИ и т. д.

Далее представьте, что это не просто сочетания букв, а аббревиатуры, и попробуйте их расшифровать. Возможно, получится что-то юмористическое – это не хуже. Юмор способствует развитию мышления. Могу предложить следующие варианты: СКП – «Совет креативных писателей» или «Союз криворуких производителей». УОСК – «Управление отдельными социальными конфликтами» и т. д.

Если выполняете задание в команде, посоревнуйтесь, у кого название оригинальнее и чем может заниматься такая организация.

Упражнение «Работа с понятиями»

Упражнения с понятиями, точнее с абстрактными категориями, аналогов которых нет в материальном мире, хорошо развивают абстрактное мышление и устанавливают связь между мыслительными процессами разного уровня. Как правило, такие категории отражают качества, свойства предметов, их взаимозависимость или противоречия. Таких категорий много, но для упражнения можно брать даже самые простые, такие как «красота», «слава», «ненависть».

  1. Выбрав одно из понятий, постарайтесь максимально просто (своими словами) объяснить, что это такое. Только избегайте объяснений через примеры («это, когда…), за такое даже в школе ругают.
  2. Подберите синонимы к этому понятию и постарайтесь определить, есть ли какие-то отличия, нюансы между основным словом и синонимом.
  3. Придумайте символ этого понятия, он может быть как абстрактный, так и конкретный, выражаться в словах или в графическом образе.

После того как поработали с простыми понятиями, можно перейти и к сложным. Например, таким: «конгруэнтность», «виктимность», «резистентность» и т. д. Если вы не знаете, что это такое, то допустимо посмотреть определения этих слов, но все равно объяснять вы их будете своими словами.

Польза развития абстрактного мышления не только в том, чтобы научиться решать логические задачи. Без него невозможны успехи в точных науках, сложно понять многие экономические и социальные законы. К тому же, что немаловажно, это мышление сделает более правильной и четкой речь, научит доказывать свою точку зрения на основании строгих законов логики, а не потому что «мне так кажется».

Что такое абстрактное мышление? 10 идей, как улучшить свои навыки

Вы когда-нибудь были на совещании и предлагали уникальное решение проблемы? Или вы когда-нибудь сталкивались с трудным решением и думали о возможных последствиях, прежде чем сделать свой выбор?

Это примеры абстрактного мышления в действии. Все используют абстрактное мышление в повседневной жизни, но вам может быть интересно — что такое абстрактное мышление?

Абстрактное мышление — это способность понимать неосязаемые и неосязаемые идеи. Это важный навык для решения проблем, творчества и критического мышления, и самое приятное то, что его можно развить и укрепить с практикой.

В этой статье мы рассмотрим концепцию абстрактного мышления и предложим несколько простых способов стать более сильным абстрактным мыслителем в повседневной жизни. Немного попрактиковавшись, вы сможете стать экспертом в решении проблем и использовать концептуальное мышление в своих интересах.

Что такое абстрактное мышление?

Абстрактное мышление — это когнитивный процесс, который позволяет нам мыслить за пределами наблюдаемой информации и иметь дело с концепциями, идеями, теориями и принципами. Думая за пределами наших существующих знаний, мы можем придумать решения, которые не сразу очевидны. Такой тип мышления необходим для решения проблем, принятия решений и критическое мышление .

Абстрактное мышление позволяет нам генерировать новые идеи, связывать несвязанные концепции и смотреть на картину в целом. Это также включает в себя созерцание таких чувств, как любовь, свобода и сострадание. Эти понятия не являются конкретными и могут иметь различные интерпретации. Используя абстрактное мышление, мы можем получить более глубокое понимание этих понятий и их различных значений.

Абстрактное мышление также имеет решающее значение для творчества, инноваций и передового решения проблем. Это позволяет нам выйти за рамки поверхностного уровня проблемы и найти уникальные решения. Это может быть особенно важно в таких областях, как наука и технологии, где новые прорывы часто требуют свежих взглядов и новаторского мышления.

Кроме того, абстрактное мышление является жизненно важным навыком для личного развития, позволяя нам мыслить за пределами нашего непосредственного окружения и убеждений и рассматривать различные точки зрения. Это позволяет людям принимать лучшие решения, быть более восприимчивыми и открытыми для изменений, а также быть более творческими.

Абстрактное и конкретное мышление

Мы можем лучше всего понять абстрактное мышление, зная, что это , а не — конкретное мышление. Конкретное мышление — это понимание и обработка наблюдаемой и непосредственно полученной информации. Это часто связано с основными сенсорными и перцептивными процессами, такими как узнавание знакомого лица или идентификация физического объекта по его форме.

С другой стороны, абстрактное мышление — это способность понимать и обрабатывать информацию, которую невозможно непосредственно наблюдать или пережить. Абстрактное мышление часто связано с когнитивными процессами более высокого уровня, такими как принятие решений и критическое мышление.

Например, если вас спросят, как выглядит стул, конкретное мышление будет включать в себя его изображение и то, для чего оно обычно используется. Напротив, абстрактное мышление предполагает рассмотрение того, что может символизировать стул или как его можно использовать иначе, чем традиционно принято.

Два типа мышления не исключают друг друга — напротив, они дополняют друг друга в процессе познания. Нам нужны конкретные и абстрактные навыки мышления, чтобы эффективно обрабатывать информацию и принимать обоснованные решения.

Как развивается абстрактное мышление?

Абстрактное мышление — это познавательный процесс, который развивается во времени, начиная с детства и продолжаясь во взрослой жизни. Психолог Жан Пиаже , известный своей теорией когнитивного развития, предположил, что дети проходят разные стадии умственного развития. Это начинается с сенсомоторной стадии, на которой младенцы и маленькие дети учатся через свои чувства и двигательные навыки и развивают конкретные мыслительные навыки. В более позднем возрасте у них развиваются более развитые когнитивные способности, в том числе абстрактное мышление.

В детстве абстрактное мышление развивается по мере того, как дети используют когнитивный подход к обучению для усвоения новых концепций и навыков. Они начинают понимать и манипулировать абстрактными понятиями, такими как числа, время, причина и следствие. Наблюдая за окружающим миром, они используют то, что знают, чтобы понять происходящее и исследовать другие возможности.

Однако неспособность к обучению, состояние психического здоровья или черепно-мозговая травма могут повлиять на абстрактное мышление. Среди них психических заболеваний, таких как шизофрения , нарушений развития, таких как аутизм, СДВГ и дислексия, и физических заболеваний, таких как инсульт, деменция и черепно-мозговая травма. Эти люди могут испытывать трудности с пониманием абстрактных понятий и операцией с ними, и им может потребоваться дополнительная поддержка для развития навыков абстрактного мышления.

Став взрослыми, мы продолжаем совершенствовать свои навыки абстрактного мышления посредством практики. Мы можем научиться решать проблемы и критически мыслить, регулярно занимаясь деятельностью, требующей абстрактного мышления. Эти действия включают мозговой штурм, чтение, письмо, настольные игры и изучение творческих проектов. Такие факторы, как опыт, образование и окружающая среда, играют роль в развитии абстрактного мышления, и очень важно продолжать бросать вызов и тренировать наши 9 навыков.0015 когнитивные навыки обучения для поддержания и улучшения абстрактного мышления.

Почему важно научиться мыслить абстрактно?

Абстрактное мышление — важнейший навык, который позволяет нам выйти за рамки поверхностного понимания и интерпретировать более глубокое значение понятий, идей и информации. Это позволяет нам видеть общую картину и устанавливать связи между, казалось бы, несвязанными идеями, что является важным инструментом мышления для решения проблем и критического мышления. Кроме того, обучение абстрактному мышлению может принести многочисленные преимущества в нашей повседневной жизни и в различных областях, таких как наука, технологии, инженерия и математика (STEM).

Например, абстрактное мышление позволяет нам быстро и эффективно обрабатывать информацию в повседневной жизни. Это помогает нам понимать и интерпретировать то, что говорят люди и что происходит вокруг нас, что может привести к более эффективному принятию решений. Абстрактное мышление жизненно важно в областях STEM для инноваций и прогресса, поскольку оно поощряет творческое мышление и исследование новых идей и перспектив.

Более того, абстрактное мышление помогает нам понимать такие абстрактные понятия, как справедливость, свобода и патриотизм. Используя аналогии и другие инструменты, мы можем понять, что означают эти слова, их значение в нашем мире и как их можно эффективно применять в повседневной жизни. Таким образом, абстрактное мышление помогает нам разобраться в сложных идеях и концепциях и позволяет нам ориентироваться в мире с большей проницательностью и пониманием.

10 советов, как улучшить навыки абстрактного мышления

Абстрактное мышление имеет решающее значение для решения проблем, творчества и критического мышления. К счастью, есть много способов улучшить эти навыки в повседневной жизни.

1. Включите головоломки в свою жизнь

Решение головоломок — отличный способ попрактиковаться в абстрактном мышлении и потренировать свой мозг. Любите ли вы кроссворды, судоку или головоломки, решение этих типов задач улучшает вашу способность мыслить абстрактно, требуя от вас мыслить критически и стратегически , чтобы находить решения проблем, которые не сразу очевидны.

2. Узнайте что-то новое

Когда вы изучаете что-то новое, ваш мозг участвует в цикле обработки информации . Изучение чего-то нового позволяет вам исследовать разные точки зрения и понимать, как устроен мир. Вы получите новые знания и отработаете навыки абстрактного мышления, обрабатывая, сохраняя и вспоминая то, что узнали.

3. Раскройте свой творческий потенциал

Творческое самовыражение — еще один отличный способ развить свои навыки абстрактного мышления. Творчество задействует правое полушарие мозга, которое отвечает за абстрактное мышление и творческое решение проблем. Изучение творческого процесса посредством рисования, живописи, письма или фотографии побуждает вас мыслить нестандартно и разрабатывать новые идеи.

4. Практика внимательности

Внимательность — это практика целенаправленного наблюдения за настоящим моментом без осуждения или предвзятости. Практика осознанности может помочь вам улучшить ваше абстрактное мышление, научив вас объективно и без осуждения наблюдать за своими мыслями, чувствами и эмоциями. По мере того, как вы будете более глубоко и аналитически размышлять о том, что происходит в настоящий момент, вы еще больше разовьете свои навыки абстрактного мышления.

5. Возьмите за привычку читать

Книги и статьи на различные темы помогут вам лучше понять сложные концепции и идеи. Чтение позволяет вам развить способность связывать различные идеи и критически относиться к материалу. Вы также должны использовать свое воображение, чтобы визуализировать то, что вы читаете, что помогает улучшить ваши способности творческого мышления. Аннотирование вашего чтения может сделать это на ступеньку выше.

6. Путешествие в новое место

Путешествуя по новым местам, вы знакомитесь с новыми культурами и способами мышления, которые могут помочь расширить кругозор и улучшить навыки абстрактного мышления. Кроме того, когда вы находитесь в новом месте, вы вынуждены думать на ходу, когда выясняете, как ориентироваться в незнакомом ландшафте. Это помогает развивать навыки решения проблем, необходимые для развития абстрактного мышления.

7. Больше занимайтесь физическими упражнениями

Упражнения не только полезны для вашего физического здоровья, но и могут быть полезно для вашего психического здоровья . Упражнения помогают увеличить приток кислорода к мозгу, что может улучшить когнитивные функции и помочь вам мыслить более ясно. Упражнения также увеличивают выработку эндорфинов, которые улучшают настроение и помогают сосредоточиться на том, что вы делаете.

8. Практика критического мышления

Критическое мышление предполагает использование ваших навыков рассуждения для объективной оценки информации. Практикуя критическое мышление, вы можете развить способность к абстрактному мышлению, научившись анализировать информацию, выявлять закономерности и связи и делать логические выводы. Кроме того, критическое мышление поможет вам лучше осознать свои собственные предубеждения, чтобы вы могли принимать беспристрастные решения.

9. Рискуйте

Риск и участие в действиях, которые доставляют вам дискомфорт, могут помочь вам развить абстрактное мышление. Выход за пределы зоны комфорта заставляет вас думать по-другому и искать решения сложных проблем. Это также требует от вас выйти за рамки того, что знакомо, и совершить прыжок веры, когда вы узнаете новое .

10. Займитесь новым хобби

Такие увлечения, как рисование, скульптура и фотография, могут помочь вам практиковать абстрактное мышление, позволяя исследовать новые идеи и взгляды на мир. Эти действия также требуют от вас использования вашего воображения и творчества для разработки решений, которые не сразу очевидны. Это также заставляет вас чувствовать себя выполненным, когда вы закончите, что может повысить вашу уверенность и сделать вас более открытым для риска в других аспектах жизни.

Улучшите свои навыки абстрактного мышления

Если вы задавались вопросом: «Что такое абстрактное мышление?» теперь у вас есть лучшее понимание. Навыки абстрактного мышления могут принести нам пользу во многих областях. От решения проблем до осмысленного обучения до критического мышления — это мощный инструмент, который может повысить нашу способность справляться с повседневными проблемами.

Включив действия, способствующие процессу абстрактного мышления, в нашу повседневную жизнь, мы можем улучшить нашу способность улавливать абстрактные идеи, улучшать наши навыки принятия решений и видеть более широкую картину. С практикой и самоотверженностью мы можем овладеть искусством абстрактного мышления и полностью раскрыть его потенциал.


Надеюсь, вам понравилась эта статья. Не стесняйтесь делиться, рекомендовать и общаться 🙏

Свяжитесь со мной в Твиттере 👉   https://twitter.com/iamborisv

И следите за путешествием Эйбла в Твиттере: https://twitter.com/meet_able

И подпишитесь на нашу рассылку, чтобы читать больше ценных статей, прежде чем они будут опубликованы в нашем блоге.

Сейчас мы создаем Discord-сообщество единомышленников, и для нас будет честью и радостью видеть вас там.

23 Примеры абстрактного мышления (2023)

Абстрактное мышление — это тип рассуждений более высокого порядка о символических или гипотетических идеях и принципах. Он включает в себя концептуализацию проблем, экстраполяцию результатов и получение логических и рациональных выводов по темам, которые часто неосязаемы.

Иногда требуется сортировка, категоризация и расчет данных для интерпретации и объединения сложных вопросов в более осмысленные и понятные концептуальные рамки.

Примеры абстрактного мышления включают концептуализацию, экстраполяцию, контрфактическое мышление, моральные рассуждения и творчество.

Абстрактное мышление гораздо сложнее, чем механическое запоминание информации или фактов. Способность к абстрактному мышлению представляет собой продвинутую стадию когнитивного развития. Не все способны к абстрактному мышлению, поскольку каждый человек обладает собственным уникальным набором навыков и интеллектуальных способностей.

Примеры абстрактного мышления

  • Абстрактные дебаты: Хавьер любит спорить со своими коллегами о плюсах и минусах инвестирования в страны с неоднозначной репутацией в области прав человека.
  • Метафизическая мысль: Квартира Даниэль полна кристаллов и стеклянных треугольников, потому что она верит, что эти предметы могут привлекать положительную космическую энергию.
  • Копание под поверхностью: Габриэлла отказывается встречаться с мужчинами, которые заинтересованы только в физических отношениях; вместо этого она ищет партнера на всю жизнь, который понимает ценность обязательств.
  • Социологическое воображение: Джамал стремится понять, как работает общество на макросоциологическом уровне, а не просто полагаться на свой личный опыт, чтобы делать выводы.
  • Политическая теория: Сэм любит вовлекать других в политические дебаты о плюсах и минусах капитализма и коммунизма.
  • Artistry: Дженсен — опытный художник, хотя не все знают, как интерпретировать его картины. Его это устраивает, потому что он считает, что смысл его искусства уникален для каждого человека.
  • Мысль о социальной справедливости: Аманда полна решимости сделать мир лучше, помогая несчастным и обездоленным в обществе, потому что она считает, что они этого заслуживают.
  • Самоанализ: Мэри любит писать стихи о смысле жизни и о том, как соединиться со своим внутренним я.
  • Работа с теориями: Мика отвергает бихевиористско-оперантный взгляд на развитие ребенка и является ярым сторонником функционализма.
  • Осознанность: Мистер Ким любит медитировать рано утром на рассвете и часто обхватывает руками большие старые пряди, чтобы поглотить их энергию.

Примеры абстрактного мышления на рабочем месте

  • Решение проблем: Инженер понял, что мост, который его компания пыталась построить через долину, будет слишком дорогим. Поэтому он придумал новую идею: вместо этого они должны построить туннель.
  • Комплексное решение проблем: Аннет увидела, что ручные процедуры на ее рабочем месте неэффективны, поэтому она написала код для новой автоматизированной процедуры, о которой раньше никто не думал.
  • Думая с точки зрения других: Жюстин является основателем технологического стартапа и включила приоритеты, связанные с помощью обездоленным, в миссию своей компании.
  • Работа над абстрактными способами повышения производительности: Габриэлла — директор по персоналу крупной корпорации и пытается разработать мероприятия, которые повысят моральный дух сотрудников.
  • Способность разрешать конфликты: Гарри мастер разрешения конфликтов. Он может точно определить основную проблему, когда члены команды ссорятся, и точно знает, что сказать, чтобы снять напряжение.
  • Думая о будущем: Мэтью работал над подробным бюджетом для своего отдела, который включает оборудование, которое понадобится его команде для выполнения своих проектов.
  • Художественное мышление: Мелинде нравится создавать логотипы, которые отражают род деятельности компании, а также помогают людям запомнить название компании.
  • Стратегическое мышление: Мистер Джонс обладает талантом к стратегическому планированию. Он может предвидеть, как будут выглядеть рынки через несколько лет, и заранее убедиться, что его компания готова к этому.

Практические примеры абстрактного мышления  

1. Промышленный дизайн 

Промышленный дизайн – это процесс создания дизайна физического продукта, который будет производиться массово. Это очень творческое усилие, которое включает в себя определение и определение формы и ключевых характеристик продукта.

Промышленный дизайнер тщательно изучает функцию и форму продукта, а также то, как он будет взаимодействовать с пользователем и окружающей средой. Этот уровень анализа включает в себя абстрактное мышление, даже несмотря на то, что объект проектирования является физическим.

Хотя они не проектируют двигатели или механизмы, которые заставляют машины работать, дизайнеры занимаются техническими аспектами, связанными с удобством использования и человеческим интерфейсом. Их работа также включает в себя маркетинговые соображения, такие как потребительские предпочтения, эстетика и профили пользователей.

Дизайн четвертого порядка — это аспект промышленного дизайна, требующий более продвинутых навыков абстрактного мышления. Он включает в себя рассмотрение дизайнером более широкого круга вопросов, связанных с продуктом, таких как социальная политика, устойчивость и влияние на экологию.

2. Контрфактическое мышление  

Контрфактическое мышление предполагает, что прошлое могло быть другим. Например, переосмысление того, как вы могли бы поступить по-другому на собеседовании, изменило бы то, что произошло. Возможно, вы могли бы сказать что-то по-другому или умнее отреагировать на замечания работодателя, что тогда полностью изменило бы результат.

Существует два типа контрфактических мыслительных процессов: нисходящий и восходящий. Нисходящее контрфактическое мышление — это когда человек считает, что ситуация могла быть хуже, чем она была на самом деле. Это может вызвать положительные эмоции, такие как облегчение или удовлетворение.

Восходящее контрфактическое мышление — это когда человек думает, как можно было бы лучше справиться с ситуацией. Обычно это приводит к негативным эмоциям, таким как сожаление или чувство вины.

Обдумывание гипотетических ситуаций и изучение различных возможных результатов — примеры абстрактного мышления.

3. Моральные рассуждения

Моральные рассуждения относятся к тому, как люди рассматривают вопросы правильного и неправильного, и к анализу факторов, влияющих на данную ситуацию. Этот анализ приводит к определению того, какой образ действий является морально приемлемым, а какой нет.

Лоуренс Кольберг (1958) является одним из наиболее выдающихся ученых в области изучения моральных рассуждений. Он изучал развитие морального мышления у детей и взрослых, описывая моральную дилемму и прося своих испытуемых объяснить свои рассуждения. Его больше интересовало их обоснование, чем окончательный вывод.

В младшем возрасте детское понимание правильного и неправильного очень конкретно и сосредоточено на вопросах правил и последствий. Если поведение вознаграждается, то это хорошо. Если его наказывают, это плохо.

Однако по мере того, как люди растут и их когнитивное развитие прогрессирует, их мышление становится более абстрактным. Согласно теории Кольберга, на высшем уровне моральных рассуждений определение того, что правильно, а что неправильно, основывается на универсальных этических принципах.

На этом этапе люди приходят к выводу, что законы общества могут быть морально справедливыми, а могут и не быть. Законы на самом деле могут считаться аморальными, потому что они не защищают универсальные права людей.

4. Искусство инсталляции

Возможно, одним из лучших примеров абстрактного мышления является искусство инсталляции. Это визуальное произведение искусства, которое включает в себя самые разные материалы и локации. Это может произойти в галерее или на улице, на городской улице или в парке. Там действительно нет ограничений.

Он отличается от других трехмерных произведений искусства тем, что включает в себя изменяющиеся точки зрения, возникающие при перемещении зрителя по произведению. Часто зрители могут взаимодействовать с инсталляцией, а иногда даже участвовать в самом произведении. Он также может содержать смешанные медиа, такие как аудио и динамические визуальные изображения.

Иногда цель состоит в том, чтобы зрители испытали преобразующий опыт и привели к новому пониманию важной общественной или глобальной проблемы.

Создатель инсталляции должен учитывать влияние своей работы на зрителей и включать элементы дизайна, которые позволяют им соединиться с произведением и его преобразующими целями. Это требует перспективы, работы с гипотетическим и попытки предвидеть эмоциональный и когнитивный опыт других.

Художественная инсталляция — отличный пример абстрактного мышления на практике.

5. Футурист

Футурист — это человек, который предсказывает, что произойдет в будущем. Хотя это может звучать как прославленное чтение хрустальных шаров, их методы немного более рациональны. Они начинают с острого понимания истории в сочетании со способностью исследовать существующие тенденции. Синтезируя социальные, промышленные и геополитические вопросы, футурист затем формулирует экстраполяции относительно будущего.

Крупные корпорации могут проконсультироваться с футурологом, чтобы узнать о возможных возможностях для бизнеса. Эти идеи могут привести к инновациям нового продукта или услуги. Все, что может улучшить конкурентоспособность компании, заслуживает внимания.

Футуристы могут также консультироваться с главой государства или высокопоставленными правительственными чиновниками, которым нужен другой взгляд на геополитические вопросы, экономические траектории или даже потенциально опасные угрозы безопасности.

Футурист должен обладать значительными навыками абстрактного мышления; их работа полностью погружена в гипотетическую. Щелкните здесь, чтобы узнать о том, как один футуролог начал свою карьеру.

Сильные стороны абстрактного мышления

1. Решение сложных задач

Одной из основных сильных сторон абстрактного мышления является то, что оно позволяет человеку решать довольно сложные вопросы. Сложные проблемы, содержащие множество взаимосвязанных факторов, требуют взвешенного и методичного анализа.

Человек должен уметь смотреть на проблему с множества углов и точек зрения, экстраполируя различные пути, которые могут или не могут иметь существенно разные ответвления.

Этот тип решения задач требует высочайшего уровня абстрактного мышления.

2. Создание справедливого общества

Абстрактные рассуждения позволили обществу стать справедливым и честным. Рассмотрение всех людей как созданных равными и заслуживающими равных возможностей было основой развития цивилизации.

Абстрактные рассуждения послужили толчком для движения за гражданские права в США, гендерного равенства во многих странах и свержения Британской империи. Современные правовые системы в демократических странах основаны на принципе справедливости, гарантирующем каждому человеку право на справедливое судебное разбирательство.

Эти события никогда бы не произошли, если бы не человеческая способность абстрагироваться.

3. Креативность

Создание отличных маркетинговых и рекламных кампаний или инновации в науке и технике проистекают из абстрактных рассуждений.

Способность мыслить гипотетически — первый шаг к изобретательству; способность использовать метафоры и символы позволяет создавать рекламу, оказывающую большое влияние на клиентов; а упражнение воображения — вот что делает великих режиссеров способными снимать фильмы, способные вызывать у зрителей великую печаль или вдохновение.

Слабые стороны

1. Непрактичность

Возможно, одна из самых больших слабостей абстрактного мышления заключается в том, что оно происходит в сфере воображения. Хотя это необходимо для художественного творчества и научных инноваций, это делается вне реальности.

Великие мыслители, производящие великие вещи, часто обнаруживают, что то, что они хотят создать, и то, что практически осуществимо, существуют в двух разных мирах. Вообразить — это одно, а реально произвести — часто совсем другое дело, а иногда просто невозможно.

2. Катастрофизация

Катастрофизация — это когнитивное искажение, которое включает в себя представление наихудшего возможного исхода ситуации. Вместо того, чтобы реалистично думать о том, что может произойти в будущем, которое должно основываться на прошлом, человек может делать поспешные выводы и думать только о худшем из возможных сценариев.

Это обратная сторона человека с навыками абстрактного мышления. Нельзя представить себе столько негатива, не рассматривая гипотетические и экстраполирующие возможные результаты, которые являются отличительными чертами абстрактного мышления.

Родственные мыслительные процессы

  • Дивергентное мышление
  • Критическое мышление
  • Процессное мышление
  • Критическое мышление

Заключение

Абстрактное мышление позволило людям добиться невероятных успехов. Он произвел удивительные научные и технические изобретения. Это позволило обществу стать более справедливым и справедливым для всех граждан. Абстрактное мышление также стоит за великими произведениями искусства и литературы.

К сожалению, абстрактное мышление тоже имеет свои ограничения. Для ученого их великие способности к абстракции часто проявляются в мире, которого просто не существует. Чтобы взять эту мысль и заставить ее материализоваться во что-то полезное, необходимо вернуться на Землю и заняться конкретным делом.

Для некоторых людей способность мыслить абстрактно также связана с их склонностью мыслить катастрофически. Вместо того, чтобы иметь реалистичные ожидания относительно того, что может произойти в будущем, некоторые люди зациклены на негативе; они могут только представить наихудший возможный исход.

Хотя у всего есть свои плюсы и минусы, абстрактное мышление, вероятно, принесло гораздо больше пользы, чем трагедии.

Ссылки

Бирн, Р. М. Дж. (2005). Рациональное воображение: Как люди создают альтернативы реальности . Массачусетс: Массачусетский технологический институт.

Дюмонтейль, И. (2014). Развитие абстрактного мышления в детстве и подростковом возрасте: роль ростролатеральной префронтальной коры. Когнитивная неврология развития , 10 , 57-76.

Фергюсон, Массачусетс, и Форд, Т.Е. (2008). Юмор унижения: теоретический и эмпирический обзор психоаналитических теорий, теорий превосходства и социальной идентичности. Юмор, 21 (3), 283-312.

Гиллиган, К. (1977). Другими словами: Представления женщин о себе и о морали. Harvard Educational Review , 47(4), 481-517.

Голсби-Смит, Тони (1996). Дизайн четвертого порядка: практическая перспектива. Проблемы дизайна, 12 (1), 5–25. https://doi.org/10.2307/1511742

Хайнс, А. (2016). Могу ли я устроиться на работу футуристом? World Future Review, 8, 46-53. https://doi.org/10.1177/1946756715627368

Кольберг, Л. (1958). Развитие способов мышления и выбора в возрасте от 10 до 16 лет. Докторская диссертация , Чикагский университет.

Маркман, К., Кляйн, В., и Зур, Э. (2009). Справочник по ментальному моделированию и человеческому воображению . Хоув, Психология Press.

Дэйв Корнелл (доктор философии)

+ сообщения

Доктор Корнелл работает в сфере образования более 20 лет. Его работа включала разработку сертификатов учителей для Тринити-колледжа в Лондоне и обучение без отрыва от работы для правительств штатов в Соединенных Штатах. Он подготовил воспитателей детских садов в 8 странах и помог бизнесменам и женщинам открыть детские центры и детские сады в 3 странах.

Крис Дрю (доктор философии)

+ сообщения

Эта статья была рецензирована и отредактирована Крисом Дрю (доктор философии).

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *