Эмпатия. Что такое «Эмпатия»? Понятие и определение термина «Эмпатия» – Глоссарий
Глоссарий. Психологический словарь.
- А
- Б
- В
- Г
- Д
- Ж
- З
- И
- К
- Л
- М
- Н
- О
- П
- Р
- С
- Т
- У
- Ф
- Х
- Ц
- Ч
- Ш
- Э
- Я
Эмпатия (греч. empatheia — вчувствование, сочувствование) – осознанное понимание внутреннего мира или эмоционального состояния другого человека. Соответственно, эмпатом называют человека, имеющего способность определять настроение собеседника. Австрийский психоаналитик Зигмунд Фрейнд одним из первых дал определение слову «эмпатия», говоря о необходимости психоаналитика поставить себя на место пациента, чтобы лучше понять его.
Отличительная особенность эмпатии заключается в том, что это свойство касается широкого спектра эмоций — вне зависимости от их позитивного или негативного оттенка. К примеру, если сострадание представляет собой именно способность проявлять жалость, то эмпатия более многопланова. Также различается и характер проявления эмпатии – от легкого отклика до глубокого погружения в чувственный мир другого человека. Механизм эмпатии не изучен до конца; существует предположение, что за ее возникновение отвечают зеркальные нейроны.
Можно говорить о том, что эмпатия является необходимым профессиональным качеством практических психологов, психотерапевтов. Эмпатия способствует повышению продуктивности деятельности, развитию компетентности в общении, обеспечивает создание более глубоких и личных отношений.
Несмотря на то, что в массовой культуре эмпатию иногда соотносят с экстрасенсорной способностью, психологи не склонны считать ее выходящим за рамки нормы явлением. Помимо эмоциональной выделяют эстетическую эмпатию – вчувствование в художественный образ, объект, вызывающий эстетическую реакцию.
< Эмоции
Эннеаграмма >
Популярные термины
Эмпатия
Можно ли научиться эмпатии?
Каждый из нас остро нуждается в том, чтобы нас замечали, понимали и поддерживали. Но при этом мы живем в таком ритме, что не успеваем даже просто быть внимательными друг к другу. Как развить в себе интерес к окружающим и умение распознавать их эмоции?
Новости СМИ2
новое на сайте
- Новогоднее обострение: почему нам бывает тоскливо перед праздниками
- «За 15 лет я так и не нашел себе девушку на сайтах знакомств»
- Совместные роды: вред или польза для отношений?
- Откуда берется страх смерти и как его преодолеть?
- Христианство, ислам, иудаизм, буддизм: как религия помогает пережить кризис — 4 мнения о вере, человеке и смысле
- «Не могу оставить в покое женатого любовника»
- «Подруга захотела заняться сексом с моим парнем, и он согласился»
- «Независимость — бессознательный выбор»: диалог психоаналитиков о женском одиночестве
Сегодня читают
- «Муж каждые выходные выпивает до провалов в памяти. Я не хочу рушить наши общие планы, но неужели придется уйти?»
- Как понять, что вас сильно критиковали в детстве: 12 признаков — проверьте себя
- «Соглашаясь с ролью любовницы, я потеряла три года»: откровенная история читательницы
- «Побывала в гостях у коллеги, дом которого похож на грязный сарай, и до сих пор нахожусь в шоке»
- «Подруга захотела заняться сексом с моим парнем, и он согласился»
Psychologies приглашает
Psychologies в Одноклассниках
ПОДПИСАТЬСЯ
новый номерЗИМА 2022 — 2023 №72
Подробнее
спецпроекты
Эмпатия в психологии: что это простыми словами
Автор:
GoodNeon
21 января 2021 09:16
Метки: Эмпатия интересно простыми словами психология факты фото
Эмпатия – это одна из самых полезных способностей в современном мире. Она помогает и в личной жизни, и в общении с друзьями, и даже в работе. Действительно, этот навык помогает понимать эмоции и переживания других людей по жестам, мимике, движениям глаз, смене интонации и прочим едва заметным мелочам. Сегодня мы подробно разберёмся с тем, что такое эмпатия, какой она бывает, какие преимущества даёт и как можно развить в себе эту способность.
Источник:
Что такое эмпатия?Эмпатия — это способность чувствовать эмоциональное состояние другого человека, осознавать степень его переживаний.
Эмпатия является ключевым элементом эмоционального интеллекта, она полезна в общении и помогает находить общий язык с разными людьми. При этом у неё есть и отрицательная сторона – порой её сложно контролировать. Те, у кого хорошо развита данная способность, сильнее сопереживают людям, попавшим в беду. А чрезмерное сочувствие может доставлять неудобства.
Несмотря на некоторые «побочные эффекты», эмпатия считается ценным талантом, помогающим человеку в жизни. Людей, способных сопереживать, всегда ценят как друзей, им доверяют и в целом относятся к ним лучше. Умение чувствовать эмоции и делиться ими необходимо и для того, чтобы построить романтические отношения и создать крепкую семью.
Эмпатия присутствует у каждого из нас с рождения. Маленький ребёнок, ещё не научившись говорить, уже тонко чувствует, когда его мама чем-то расстроена или обрадована. По мере взросления мы учимся понимать слова и говорить, а вот способность чувствовать чужие эмоции постепенно ослабевает. Отчасти это объясняется защитным механизмом нашей психики: каждый человек со временем «черствеет», чтобы проще справляться с негативными переживаниями. Параллельно с этим притупляется и эмпатия.
Слово «эмпатия» начал использовать в своих работах Эдвард Титченер в конце 19 века. В психологии и смежных науках есть разные трактовки данного термина. Так Зигмунд Фрейд утверждал, что психотерапевт, чтобы понять психическое состояние пациента, ставит себя на его место и анализирует собственные чувства. В этом он видел одно из проявлений эмпатии. Современные психологи также считают, что этот навык является одним из важнейших в их профессии.
Источник:
Уровни эмпатииСила эмпатии у разных людей может варьироваться в широких пределах. Чтобы упростить классификацию, в психологии выделяют четыре уровня эмпатии:
1. Низкий. Людей, у которых уровень эмпатии очень низок, называют антиэмпатами. Они практически полностью лишены способности к сопереживанию, поэтому им сложно посмотреть на ситуацию чужими глазами. Обычно таких людей сторонятся, считая их холодными и черствыми. Но они сами и являются первоочередными жертвами собственной антиэмпатии. Им гораздо сложнее вливаться в коллектив, находить друзей и строить романтические отношения.
Не следует путать антиэмпатов с социопатами. И те, и другие практически полностью лишены способности к сопереживанию. Но в отличие от социопатов, антиэмпаты умеют отличать добро от зла. Все их проблемы ограничиваются неспособностью понимать других людей, находить общий язык и сближаться с ними.
2. Нормальный. Это самый обычный уровень эмпатии, свойственный большинству людей. Среднестатистический человек хорошо понимает чужие эмоции, но относится к ним равнодушно. Сочувствие он обычно проявляет только по отношению к друзьям и членам семьи, причём по-настоящему искренним это сочувствие бывает, только когда речь идёт о действительно близком человеке.
3. Высокий. Высокий уровень эмпатии подразумевает не только понимание чужих эмоций, но и сопереживание. Человек с высоким уровнем эмпатии обычно сочувствует сильнее и искреннее, но реже высказывает сочувствие вслух, поскольку старается быть деликатнее.
Эмпаты (люди с высоким уровнем эмпатии) обычно хорошо ладят с окружающими. Но сами они часто бывают недовольны, когда другие люди непроизвольно игнорируют их чувства. Подобная «черствость», особенно со стороны самых близких, иногда выводит их из себя.
4. Повышенный. Этот уровень эмпатии можно считать болезненным. Человек настолько сильно проникается чужими переживаниями, что порой не способен отличить их от собственных. Это создаёт ему серьёзные проблемы. Он испытывает дискомфорт, подавленность, необоснованное чувство вины и даже физическое недомогание. В психологии это называется «аффективной эмпатией». Если человек наделён такой сильной эмпатией, но при этом способен контролировать её, она может помочь во многих профессиях (например в психологии или некоторых видах торговли).
Источник:
Виды эмпатииВ психологии выделяют три формы эмпатии:
- Эмоциональная. Человек буквально проецирует на себя чужие чувства, полностью перенимает эмоциональное состояние. Он может наравне с другим человеком испытывать его радость, тоску или разочарование. Благодаря зеркальным нейронам эти чувства для него неотличимы от собственных, хотя в большинстве случаев менее интенсивны. Обычно такие эмпаты болезненно воспринимают новостные сюжеты о катастрофах и бедствиях, поскольку на них сваливается огромный груз сострадания к незнакомым людям.
- Когнитивная (рациональная). У этой формы эмпатии несколько иная природа. Прежде чем начать сочувствовать, человек рационально оценивает ситуацию. Обычно анализу подвергается сама ситуация, поведение другого человека, его мимика, жесты и прочие аспекты поведения.
- Предикативная (интуитивная). Данная форма эмпатии позволяет предсказать чувства и переживания другого человека в конкретных обстоятельствах. Обычно люди с данной формой эмпатии очень тактичны, они тщательно продумывают и взвешивают каждый шаг. Планируя какое-то важное дело (например, свидание), интуитивный эмпат на первое место ставит эмоции своего партнера и продумывает каждую деталь, оценивая предполагаемую реакцию.
Все три формы эмпатии могут быть развиты в разной степени. У одних людей они все развиты достаточно хорошо, у других отчетливо выделяется какая-то одна. И только когда ни одна из форм эмпатии не проявляется достаточно сильно, говорят, что человек – антиэмпат.
Плюсы и минусы эмпатииЭмпатия – это ценная способность, необходимая во всех сферах жизни. Она помогает нам лучше понимать деловых партнеров и клиентов, находить друзей, строить романтические отношения и создавать крепкие семьи. Однако есть у неё и недостатки, которые также следует учитывать. Чтобы тщательно взвесить плюсы и минусы эмпатии, рассмотрим их подробнее.
Плюсы эмпатии:
- успешность в любых формах отношений с другими людьми;
- способность к сочувствию и эмоциональной поддержке;
- умение быстро выявлять ложь и мошенничество;
- умение хорошо ладить с окружающими и избегать конфликтов;
- успешность в карьере и деловых отношениях.
Минусы эмпатии:
- болезненное переживание чужих неудач;
- повышенная тревожность;
- вспыльчивость, негативная реакция на черствость близких;
- быстрое эмоциональное выгорание;
- высокая вероятность психических расстройств.
Как видите, все минусы эмпатии связаны с ситуациями, когда она выходит из-под контроля. Если человек перестаёт её контролировать, он начинает страдать из-за чужих эмоций и накапливать в себе негатив. Результатом может стать эмоциональная нестабильность, вспыльчивость и даже расстройства психики. Те же, кто способен контролировать свою эмпатию, обычно получают существенные преимущества от данной способности.
Источник:
Как развить эмпатию?
Основательно разобравшись в том, что такое эмпатия, можно заключить, что это очень полезный навык. Её действительно стоит развивать ради того, чтобы улучшить свои отношения с окружающими. Существует несколько универсальных советов, которые помогут развить эмпатию любому человеку, даже если от природы у него эта способность практически отсутствует.
1. Расширяйте круг общения
С годами нам становится сложнее пускать в свою жизнь новых людей, особенно если они сильно отличаются от нас. Нужно бороться с этой консервативностью и чаще взаимодействовать с людьми не из своего круга общения. Вас пугают многочисленные татуировки, пирсинг, необычные прически и странная одежда? Попробуйте пообщаться с таким человеком, и вполне вероятно, что вы избавитесь от части предубеждений, а вместе с тем повысится и ваш уровень эмпатии. Общайтесь с «другими» людьми и учитесь смотреть на мир их глазами. Это очень мощное упражнение, которое научит вас лучше понимать чужие мотивы, цели и эмоции.
2. Учитесь слушатьУмение слушать – один из главных навыков эмпатов, ведь они замечают, как меняется настроение людей, когда им позволяют выговориться. Учитесь слушать и заставляйте себя делать это постоянно. Каждый раз при общении обращайте внимание на то, слушаете ли вы собеседника или просто стремитесь побольше рассказать от себя, не особо вслушиваясь в его реплики. Умение слушать – важная составляющая умения сочувствовать.
Чтобы стать хорошим собеседником, выполняйте пять несложных упражнений:
- Сосредотачивайтесь на теме разговора. Во время общения мы часто «витаем в облаках», думая о работе или семейных проблемах. Старайтесь избегать этого, вникая в тему, о которой говорите. Слушайте собеседника и отвечайте вдумчиво.
- Не перебивайте. Всегда давайте собеседнику завершить фразу, даже если вам кажется, что вы уже уловили его мысль и готовы отвечать.
- Периодически подытоживайте сказанное. Когда собеседник завершает мысль, перефразируйте её кратко и уточните, всё ли вы правильно поняли. Это разовьёт в вас привычку слушать более внимательно, детально анализирую смысл сказанного. Собеседнику же будет приятно, что вы внимательно слушаете и придаёте значение его словам.
- Задавайте уточняющие вопросы. Это упражнение, как и предыдущее, научит вас внимательнее слушать собеседника, а ему покажет, что вам интересны его мысли.
- Делайте паузы. Не нужно начинать говорить сразу после того, как договорит собеседник. Пауза в одну-две секунды позволит вам лучше сформулировать мысль, а собеседник сможет добавить что-то к сказанному, не перебивая вас. Кроме того, людей, выдерживающих подобные паузы, обычно считают очень адекватными и рассудительными.
Активное слушание – это не только отличное упражнение для развития эмпатии, но и ценный социальный навык. У каждого собеседника после общения с вами будет сохраняться положительное впечатление, ведь все люди очень любят, когда их внимательно выслушивают.
3. Читайте художественные произведения
Даже прекрасно осознавая, что персонажи романа вымышлены, мы всё равно сочувствуем им. При этом большинство художественных произведений пишется так, чтобы акцентировать внимание читателя на переживаниях главных героев. Авторы стремятся максимально передать эмоции персонажа, показать его развитие с учетом пережитого опыта. Благодаря этому эмпатия может пробудиться даже у человека, который в обычной жизни лишён данной способности. Существуют исследования, показывающие, что классическая художественная литература гораздо лучше развивает эмпатию, чем современная беллетристика.
4. Общайтесь в стрессовых ситуациях
Известно, что стрессовые ситуации способствуют быстрому и сильному эмоциональному сближению людей (учитывайте это, планируя следующее свидание). В связи с этим и эмпатия в состоянии стресса проявляется гораздо сильнее. Разумеется, под стрессом подразумевается любая волнующая ситуация, провоцирующая выброс адреналина. Активные игры, спортивные состязания, даже обычные видеоигры, если в них достаточно азарта, делают людей более открытыми в эмоциональном плане. И это отличная возможность для тренировки эмпатии.
ЗаключениеДорогие друзья, вот мы с Вами и узнали, что такое эмпатия. Давайте подведем краткий итог. Эмпатия – это способность чувствовать чужие эмоции и разделять их. Настоящие эмпаты не просто различают чужие эмоции, они буквально погружаются в эмоциональное состояние другого человека. Иногда эмоциональная связь может быть излишне сильной и даже мучительной для эмпата. Но в большинстве случаев эмпатия является очень ценным навыком, который помогает устраивать личную жизнь, находить друзей и даже продвигаться по карьерной лестнице. Поэтому эмпатию необходимо развивать. А сделать это помогут несложные упражнения, которые мы сегодня рассмотрели – обязательно запомните их или запишите.
Источник:
Что такое эмпатия? — Психология в действии
Мы все уже слышали слово «эмпатия» и имеем некоторое представление о том, что, по нашему мнению, оно означает. Когда у хорошего друга был тяжелый день, и он рассказывает нам о своих чувствах, или когда мы читаем новостные статьи о жизни людей в раздираемых войной странах, мы часто чувствуем себя плохо . Но эти негативные чувства могут возникать разными способами, многие из которых не обязательно связаны с сочувствием. Так что же такое эмпатия, чем она отличается от других социально-эмоциональных процессов и как мы ею занимаемся?
В психологической литературе продолжаются споры о том, что именно представляет собой эмпатия по сравнению с другими подобными или родственными социально-эмоциональными процессами. Но исследователи обычно определяют эмпатию как процесс, посредством которого мы начинаем понимать и разделять опыт других. Исследователи часто описывают этот процесс как включающий а) наблюдение и воображение эмоционального состояния другого человека, б) переживание эмоционального состояния, которое соответствует эмоциональному состоянию этого человека, и в) знание того, что эмоциональное состояние другого человека вызвало ваше собственное эмоциональное состояние (Singer & Ламм, 2009 г.). Например, когда вы видите, что Джейн переживает печаль после потери кого-то из близких, вы можете прийти к пониманию и разделить ее переживания, подумав о том, как ей должно быть грустно.
Примечательно, что сопереживание печали Джейн отличается от сочувствия ее печали. В то время как эмпатия включает в себя разделение ее эмоционального опыта, симпатия включает в себя чувство сострадания или жалости к ней из-за ее негативного опыта. Таким образом, хотя и эмпатия, и сочувствие предполагают эмоциональную реакцию на опыт Джейн, эмпатия предполагает соответствующее эмоциональное состояние, тогда как сочувствие включает в себя дополнительное эмоциональное состояние.
Но что означает, что наши собственные эмоциональные переживания «соответствуют» эмоциональным переживаниям другого человека? Мы часто грустим, злимся или даже радуемся за других, когда они переживают грустные, злые или счастливые события, но на самом деле эти события не происходят с нами. Итак, в какой степени эмпатия позволяет нам разделять чужой эмоциональный опыт?
Чтобы ответить на такие вопросы и объяснить, как мы сопереживаем другим, исследователи часто исследуют биологические основы эмпатии. Например, исследователи задались вопросом, чем разделение чьей-то боли может отличаться от собственного переживания боли, сравнивая нейронные области, активируемые замещающей болью и болью из первых рук. Интересно, что определенные области мозга, такие как двусторонняя передняя островковая доля, дорсальная передняя часть поясной извилины, ствол мозга и мозжечок, активируются как тогда, когда участники испытывают боль сами, так и когда они видят, как боль испытывает любимый человек. Детальный анализ кластеров активации, однако, показывает, что, хотя паттерны активации мозга сходны для непосредственных и косвенных переживаний боли, для непосредственных переживаний обнаруживается более активная задне-среднеинсулярная активация, а для косвенных переживаний активны более передние островковые области (Singer & Lamm, 2009 г.). Таким образом, когда мы сопереживаем другим, наше эмоциональное состояние не совсем совпадает с их. Скорее, мы начинаем понимать и разделять их опыт, используя собственный разум в качестве модели для имитации их чувств, используя наш собственный прошлый опыт (Rameson & Lieberman, 2008).
Учитывая, что мы используем свой собственный опыт и чувства в качестве модели для понимания и обмена опытом других, некоторые исследователи постулируют, что, когда мы сопереживаем другим, мы задействуем не только эмоциональные процессы, но и когнитивные процессы, которые позволяют нам думать о содержание мыслей других людей. Например, когда мы думаем о мыслях и чувствах других людей, медиальная префронтальная кора проявляет сильную активацию. Тем не менее, вентральные области медиальной префронтальной коры демонстрируют предпочтительную активацию при решении задач с эмоциональной точки зрения по сравнению с задачами при выполнении задач с когнитивной точки зрения, что позволяет предположить, что вентральные области могут быть вовлечены в аффективную обработку, тогда как дорсальные области могут быть более важны для когнитивной обработки (Rameson & Lieberman, 2008).
Итак, когда мы сопереживаем кому-то, мы используем когнитивные процессы, чтобы попытаться понять их эмоциональное состояние и представить себя в этом состоянии, опираясь на собственные эмоциональные воспоминания, в конечном итоге воплощая эмоции, которые мы воображаем. Но как нам развить эту, казалось бы, сложную способность и почему на нас так эмоционально влияют эмоциональные переживания других людей?
Один из способов ответить на этот вопрос — понять два потенциальных предшественника эмпатии: эмоциональное заражение и подражание. Эмоциональное заражение относится к тенденции «ловить» эмоции других людей. Например, дети начинают плакать, когда слышат, как плачут другие дети, и люди могут разозлиться, просто оказавшись в группе разгневанных людей. В отличие от эмпатии, этот процесс может происходить вне нашего сознания и относительно бессознательно. Учитывая автоматический характер этого процесса, исследователи склонны изучать его, наблюдая за физиологическими изменениями участников в ответ на эмоциональное состояние других людей. Например, когда участники просматривали фотографии грустных лиц с разным размером зрачков, размер их собственных зрачков был значительно меньше при просмотре грустных лиц с маленькими зрачками по сравнению с грустными лицами с большими зрачками. Хотя нечеловеческим животным и довербальным младенцам, по-видимому, не хватает самосознания и метакогнитивных способностей для эмпатии, они могут испытывать эмоциональное заражение (Singer & Lamm, 2009).).
Между тем подражание предполагает установление соответствия между своим поведением и поведением другого человека. Например, новорожденные склонны подражать своим родителям последовательным и упорным образом, начиная с простых стимулов, таких как высовывание языка. Хотя подражание не требует изменения вашего эмоционального состояния, оно дает младенцам возможность научиться, как и когда потворствовать и выражать различные эмоциональные состояния. Например, ребенок может видеть, как его мать проявляет храбрость в опасной ситуации, моделируя, как регулировать страх в тех случаях, когда для выживания может потребоваться самозащита. Имитируя такое поведение с течением времени, дети могут научиться регулировать свои эмоции адаптивным образом (Slater and Butterworth, 19).97).
Хотя имитация и эмоциональное заражение отличаются от эмпатии, они оба поддерживают обработку эмоционального содержания способами, которые способствуют эмпатии. Исследования, изучающие нейронные корреляты имитации и наблюдения за эмоциональными выражениями лица, например, показывают, что такие процессы обычно активируют зеркальные нейроны и лимбические области, которые, как считается, поддерживают косвенное переживание эмоциональных состояний. Подражание также обычно активирует переднюю островковую долю, которая, как было показано, активизируется во время заместительного опыта (Singer & Lamm, 2009).) и может действовать как «ретрансляционная станция» между премоторными зеркальными областями и лимбическими областями, которые обрабатывают эмоциональный контент (Rameson & Lieberman, 2008). Кроме того, дети с аутизмом, у которых, как утверждается, наблюдается дефицит когнитивной эмпатии (Saxe, 2013), не демонстрируют нормальную активность зеркальных нейронов в нижней лобной коре во время имитации эмоциональных выражений.
Подводя итог, можно сказать, что биологические и поведенческие механизмы, лежащие в основе эмоционального заражения и имитации, демонстрируют некоторое совпадение с эмпатией, и все три конструкции способствуют просоциальному поведению. В то время как эмоциональное заражение и эмпатия связаны с изменением эмоционального состояния, имитация не обязательно должна приводить к такому изменению. Подражание и эмоциональное заражение присутствуют у нечеловеческих животных и младенцев как потенциальные предшественники эмпатии. Однако эмпатия требует более высокой степени когнитивной и эмоциональной обработки, чем как эмоциональное заражение, так и имитация, и, по-видимому, возникает только в процессе человеческого развития.
Ссылки
Рамесон, Л. Т., и Либерман, М. Д. (2009). Эмпатия: подход социальной когнитивной нейробиологии. Компас социальной психологии и психологии личности , 3 (1), 94-110.
Сакс, Ребекка (2013). Новая загадка теории развития разума. Навигация по социальному миру: чему нас могут научить младенцы, дети и другие виды , 107-112.
Сингер Т. и Ламм К. (2009 г.). Социальная нейробиология эмпатии. Анналы Нью-Йоркской академии наук , 1156 (1), 81-96.
Слейтер А. и Баттерворт Г. (1997). Восприятие социальных стимулов: восприятие лица и имитация. Развитие младенцев: последние достижения , 223-245.
Нейронаука эмпатии – Ассоциация психологических наук – APS
Будь то наблюдение за тем, как друг получает порез бумаги, или рассматривание фотографии ребенка-беженца, наблюдение за чужими страданиями может вызвать глубокое чувство бедствия и печали – почти так же, как если это происходит с нами. В прошлом это можно было бы объяснить просто как эмпатию, способность испытывать чувства других, но за последние 20 лет нейробиологи смогли точно определить некоторые из конкретных областей мозга, ответственных за это чувство взаимосвязанности. Пять ученых обсудили нейронауку, лежащую в основе того, как мы обрабатываем чувства других, во время Симпозиума по интегративной науке под председательством члена APS Петра Винкельмана (Калифорнийский университет, Сан-Диего) на Международной конференции психологических наук 2017 года в Вене.
Отражение разума
Культурный акцент на своих и чужих группах может создать «разрыв в сочувствии» между людьми разных рас и национальностей, говорит Ин-и Хун .
«Когда мы становимся свидетелями того, что происходит с другими, мы не просто активируем зрительную кору, как думали несколько десятилетий назад», — сказал Кристиан Кейзерс из Нидерландского института неврологии в Амстердаме. «Мы также активируем наши собственные действия, как если бы мы действовали аналогичным образом. Мы активируем наши собственные эмоции и ощущения, как если бы мы чувствовали то же самое».
Работая в Лаборатории социального мозга, Кайзерс вместе с Валерией Газзолой обнаружил, что наблюдение за действиями, болью или аффектом другого человека может активировать части тех же самых нейронных сетей, которые отвечают за выполнение этих действий и непосредственное переживание этих чувств. Презентация Кейзерса, однако, была сосредоточена на изучении того, как эта система влияет на нашу психологию. Помогает ли нам эта зеркальная система понять, что происходит в других? Помогает ли это нам читать их мысли? Можем ли мы «ловить» эмоции других?
Чтобы выяснить, помогает ли система моторизованных зеркал понять внутренние состояния, стоящие за действиями других людей, Кейзерс в одном исследовании попросил участников посмотреть видео человека, хватающего игрушечные мячи, спрятанные в большом мусорном ведре. В одном из условий участники определяли, колебался ли человек на видео перед тем, как выбрать мяч (задача теории разума). Используя транскраниальную магнитную стимуляцию (ТМС) в сочетании с фМРТ, Кейзерс показал, что вмешательство в систему зеркал ухудшает способность людей определять уровень уверенности в себе других, предоставляя доказательства того, что эта система действительно способствует восприятию внутренних состояний других. Выполнение фМРТ и ТМС в других областях мозга, таких как височно-теменное соединение (ВТС), также предполагает, что эта двигательная симуляция в зеркальной системе затем отправляется в более когнитивные области в височно-теменном соединении.
«Очень быстро у нас появилось это объединяющее представление о том, что когда вы наблюдаете состояния других, вы воспроизводите эти состояния в себе, как если бы вы были на их месте, поэтому мы называем эти действия «замещающими состояниями», — сказал Кейзерс.
Исследования показали, что эта способность так ярко ментализировать переживания других людей может побудить нас предпринять просоциальные шаги, чтобы уменьшить их боль, но Кайзерс также хотел исследовать глубину этого эмоционального заражения — как и в какой степени мы переживаем переживания других людей. страдания. Для этого лаборатория Кейзерса изучила две очень разные популяции: людей-психопатов и крыс.
В то время как наблюдение боли других коррелирует с активностью в островковой доле, которая, как считается, способствует самосознанию за счет интеграции сенсорной информации, и передней поясной коре (ACC), которая связана с принятием решений и контролем импульсов, исследователи обнаружили, что психопаты, которые пассивно наблюдали, как агрессор выкручивает кому-то руку, проявляли значительно меньшую мозговую активность, чем их нейротипичные сверстники. Однако, когда психопатов попросили попытаться сопереживать человеку на видео, активность их мозга увеличилась до исходного уровня.
Это говорит о том, что текущая модель эмпатии как одномерной шкалы с эмпатичными людьми на одном конце и психопатами на другом может быть чрезмерно упрощенной, сказал Кайзерс.
«Психопаты, вероятно, имеют одинаково высокие способности , просто они не набирают это спонтанно, поэтому их склонность изменена», — объяснил он.
Эти результаты могут привести к более эффективному вмешательству для психопатов, а также к будущим исследованиям того, где люди с расстройствами аутистического спектра могут попасть на эти оси.
Shared Pain
Исследования эмоционального заражения на животных моделях позволили исследователям дополнительно изучить роль глубокой мозговой активности, которую трудно нейростимулировать у людей. Работа Кайзера с крысами показала, что эти животные с большей вероятностью замерзнут после того, как увидят, как другая крыса получает удар током, если они сами были в прошлом.
Ингибирование области, аналогичной ACC, в мозгу крыс уменьшило их реакцию на дистресс другой крысы, но не уменьшило их страх перед ударом током, предполагая, что эта область связана именно с социально спровоцированным страхом, сказал Кейзерс.
Клаус Ламм, Венский университет, исследует процессы, которые непосредственно регулируют боль, и те, которые вызывают эмпатию к боли, посредством многочисленных исследований влияния обезболивающих.
В этих экспериментах участники, принимавшие плацебо-«болеутоляющее», сообщали о более низких рейтингах боли после получения удара током, чем участники контрольной группы. Когда те же участники наблюдали, как сообщник был шокирован, они сообщали об аналогичном снижении восприятия боли актера.
«Если вы уменьшаете боль, которую люди испытывают сами, если вы вызываете обезболивание, это не только помогает людям справиться со своей собственной болью, но и уменьшает сочувствие к боли другого человека», — сказал Ламм.
На нервном уровне, сказал Ламм, фМРТ-сканирование показало, что у людей в группе плацебо в обоих случаях наблюдался более низкий уровень мозговой активности в передней части островка и средней части поясной извилины. Эти результаты были дополнительно подтверждены в другом исследовании, в котором сравнивали участников, получавших только обезболивающее плацебо, с теми, кто получал и плацебо, и налтрексон, антагонист опиоидов, который препятствует регуляции боли мозгом.
Это привело к «полному обращению» эффекта плацебо, заставив участников сообщать как о своей собственной боли, так и о боли других людей с частотой, близкой к исходной, что подтверждает предыдущие утверждения Ламма о роли системы боли в эмпатии.
«Это говорит о том, что эмпатия к боли основана на представлении боли других в рамках собственной системы боли», — сказал Ламм. Однако эмпатия может не дать нам полного понимания чужого опыта. Когда наблюдателям в одном из исследований Кейзерс была предоставлена возможность заплатить, чтобы уменьшить силу ударов током, которые собиралась получить сообщница, в среднем участники заплатили ровно столько, чтобы уменьшить ее боль на 50%.
Ламм изучал это различие между собой и другим с помощью серии экспериментов, в которых измерялась склонность людей к эмоциональному эгоцентризму. Для этого участникам была представлена визуально-тактильная стимуляция, которая была либо конгруэнтной, либо неконгруэнтной стимуляции партнера при фМРТ. В неконгруэнтной паре, например, одному участнику могут показать изображение розы и дотронуться до чего-то похожего на розу, а другому показать слизняка и дотронуться до слизистого вещества.
Было обнаружено, что собственные эмоции участников окрашивают их восприятие аффектов других людей с относительно низкой скоростью. увеличилось, предполагая, что rSMG может нести ответственность за поддержание разделения на себя и других, сказал Ламм.
«Эмпатия требует механизма не только для обмена эмоциями, но и для их разделения. В противном случае мы становимся «заразными», эмоционально расстроенными и так далее», — сказал он.
Скорость активации rSMG также значительно меняется в течение жизни, добавил Ламм, при этом траектория развития области приводит к тому, что эмоциональный эгоцентризм чаще встречается у подростков и пожилых людей.
Отдел разработки
Исследователи работают над объединением нейробиологических и психологических взглядов на чувства, эмпатию и идентичность, говорит Петр Винкельман .
Ребекка Сакс (Массачусетский технологический институт) говорит, что ее работа в области психологии развития подтверждает эту тенденцию. В одной серии экспериментов Сакс отслеживал мозговые сети, которые дети в возрасте от 3 до 5 лет использовали для рассмотрения разума персонажа (височно-теменное соединение, задняя поясная извилина и префронтальная кора) и тела (вторичная соматосенсорная кора, островок, средняя часть). лобная извилина и ACC) на протяжении всего короткометражного фильма.
Сакс обнаружил, что, хотя эти области мозга могут взаимодействовать друг с другом, не было точек пересечения между деятельностью сетей разума и тела.
«Когда мы получаем информацию из одного и того же источника и об одних и тех же людях, мы тем не менее навязываем своего рода дуализм, когда мы попеременно рассматриваем ощущения их тел и причины их ума», — сказал Сакс.
Кроме того, Сакс и ее коллеги обнаружили, что, хотя эти сети были более отчетливыми у детей, которые смогли пройти задание на явное ложное убеждение (например, если Салли ставит свой бутерброд на полку, а ее подруга передвигает его на стол, где она будет его искать?), деление присутствовало у участников всех возрастов.
«Большинство людей относятся к явным ложным убеждениям так, как будто это веха », — сказал Сакс. «На самом деле задача с ложным убеждением — это лишь один из показателей гораздо более продолжительных изменений в развитии, поскольку дети становятся все более изощренными в своих размышлениях о мыслях других людей».
Затем Сакс уменьшил масштаб этого эксперимента, чтобы проверить теорию разума младенцев в возрасте 6 месяцев, на этот раз измерив их реакцию на детское выражение лица, сцены на открытом воздухе и визуальные помехи. Этот временной период может быть ключом к пониманию нейропсихологии эмпатии, потому что большая часть когнитивного развития мозга происходит в течение первого года жизни, объяснила она.
«Мозг ребенка больше отличается от мозга 3-летнего, чем мозг 3-летнего от мозга 33-летнего», — сказал Сакс.
При фМРТ было обнаружено, что мозг младенцев имеет многие из тех же региональных реакций, которые позволяют взрослым различать лица и сцены. Однако их мозг не проявлял никаких региональных предпочтений в отношении объектов и тел.
Этот уровень региональной специфичности предполагает, что принцип Кеннарда, теория о том, что мозг младенцев обладает такой устойчивостью и пластичностью, потому что кора еще не специализировалась, может быть верной лишь частично. По словам Саксе, действительно существует некоторая функциональная организация социальных процессов с постепенно усиливающейся специализацией по мере взросления ребенка.
Эмпатия в действии
Брайан Д. Кнутсон говорит, что анализ активности мозга человека при рассмотрении вопроса о покупке может быть предсказателем совокупного рыночного выбора.
На первый взгляд, нейропрогнозирование кажется концепцией, которая была бы уместна в мире « Особого мнения » Филипа К. Дика — научно-фантастического триллера об обществе, которое останавливает преступность до того, как она произойдет, на основе мозговых волн трех мутантов. «предсказатели», — сказал научный сотрудник APS Брайан Д. Кнутсон (Стэнфордский университет), но когда-нибудь это может сыграть очень реальную роль в будущем экономики.
Исследование Кнутсона о механизмах мозга, влияющих на выбор, сосредоточено на трех функциональных мишенях: прилежащем ядре (NAcc) для ожидания выгоды, передней островковой доле для ожидания потери и медиальной префронтальной коре (mPFC) для интеграции ценностей.
Используя фМРТ, Кнутсон смог предсказать покупки участников в смоделированной среде онлайн-покупок на основе активации мозга в этих областях. До того, как участники решили купить продукт, повышенная активность в NAcc и mPFC сочеталась со снижением активности в островковой доле, в то время как в испытаниях, в которых участники решили не совершать покупку, наблюдалось обратное.
«Мне как психологу было очень интересно сказать: «Вау, мы можем извлечь активность из мозга и, ничего не зная о том, кто это и какой продукт они видят, мы можем предсказать выбор», — сказал Кнутсон.
Его коллеги-экономисты не были так впечатлены: их интересовала рыночная активность, а не личный выбор. Кнутсон сказал, что принял этот вызов, применив свой нейроанализ к крупным онлайн-рынкам, таким как Kiva и Kickstarter.
Кнутсон попросил 30 участников оценить привлекательность и потребность в кредитных запросах на Kiva и обнаружил, что сообщения с фотографиями людей, демонстрирующих положительное влияние, скорее всего, спровоцируют повышенную активность NAcc, которая побудит их совершить покупку — или, в данном случае, заем. Что еще более важно, усредненный выбор этих участников предсказал успех апелляции по кредиту в Интернете. Два аналогичных исследования с участием кампаний Kickstarter также показали связь между активностью NAcc и совокупной рыночной активностью.
Хотя активность мозга не идеально масштабируется для совокупного выбора, сказал Кнутсон, некоторые компоненты принятия решений, такие как аффективные реакции, могут быть более обобщенными, чем другие.
«Парадокс может заключаться в том, что то, что делает вас наиболее последовательным как личность, что лучше всего предсказывает ваш выбор, может не соответствовать вашему выбору выбору других. Возможно, мы сможем разобрать и разделить эти компоненты в мозгу», — сказал Кнутсон.
Глобальная эмпатия
Нейроанатомия нашего мозга может позволить нам сопереживать чужому опыту, но она также может помешать нам установить межкультурные связи, говорит научный сотрудник APS Ин-и Хонг (Китайский университет Гонконга). .
«Несмотря на все эти нейробиологические способности, позволяющие нам сопереживать другим, мы все еще видим случаи, когда люди предпочитали причинять вред другим, например, во время межгрупповых конфликтов или войн», — сказал Хонг.
Частично это может быть связано с различием мозга между членами своей и чужой группы, объяснила она. Было обнаружено, что люди проявляют большую активацию миндалевидного тела, например, когда видят испуганные лица представителей своей расы, и меньшую активацию ППК, когда наблюдают, как игла укалывает лицо представителя другой расы.