Что значит личность: Личность. Что такое «Личность»? Понятие и определение термина «Личность» – Глоссарий

Содержание

Личность | это… Что такое Личность?

В этой статье не хватает ссылок на источники информации.

Информация должна быть проверяема, иначе она может быть поставлена под сомнение и удалена.
Вы можете отредактировать эту статью, добавив ссылки на авторитетные источники.
Эта отметка установлена 13 мая 2011.

Содержание

  • 1 Понятие личности в философии
    • 1.1 История развития взглядов на личность
    • 1.2 Современные концепции личности
      • 1.2.1 Персонализм
    • 1.3 Атрибуты личности
  • 2 Понимание личности в социальных науках
  • 3 Понятие личности в психологии
    • 3.1 Комплекс устойчивых компонентов личности
    • 3.2 Личность, индивид и индивидуальность
  • 4 Понятие личности в религии
    • 4.1 Христианство
    • 4.2 Буддизм
    • 4.3 Другие религии
  • 5 См.
    также
  • 6 Примечания
  • 7 Литература
  • 8 Ссылки

Личность — понятие, выработанное для отображения социальной природы человека, рассмотрения его как субъекта социокультурной жизни, определения его как носителя индивидуального начала, самораскрывающегося в контекстах социальных отношений, общения и предметной деятельности[1]. Под «личностью» понимают: 1) человеческого индивида как субъекта отношений и сознательной деятельности («лицо» — в широком смысле слова) или 2) устойчивую систему социально значимых черт, характеризующих индивида как члена того или иного общества или общности. Хотя эти два понятия — лицо как целостность человека (лат. persona) и личность как его социальный и психологический облик (лат. регsonalitas) — терминологически вполне различимы, они употребляются иногда как синонимы[2].

Понятие личности в философии

История развития взглядов на личность

  • В раннехристианский период великие каппадокийцы (прежде всего Григорий Нисский и Григорий Богослов) отождествили понятия «ипостась» и «лицо» (до них понятие «лицо» в богословии и философии было описательным, им могли называть маску актёра или юридическую роль, которую выполнял человек).
    Следствием этого отождествления стало возникновение нового понятия «личность», неизвестного ранее в античном мире.[3]
  • В средневековой философии личность понималась как сущность Бога
  • В новоевропейской философии личность понималась как гражданин
  • В философии романтизма личность понималась как герой.

Современные концепции личности

Персонализм

Согласно логике персонализма, существование индивида, вплетенное в сложную сеть общественных отношений, подчиненное социальным изменениям, исключает для него возможность утвердить своё собственное, неповторимое «Я». Поэтому необходимо различать понятия индивида и личности. Человек как часть рода (Homo Sapiens), как часть общества есть индивид. О таком человеке — биологическом или социальном атоме — ничего не известно. Он аноним (по выражению Кьеркегора) — лишь элемент, часть, определяемая соотношением с целым. Человек как личность может утвердить себя только путём свободного волеизъявления, посредством воли, которая преодолевает и конечность жизни человека, и социальные перегородки как бы изнутри человека. В сфере идей персонализма развивается тенденция, которая затем станет заповедью экзистенциализма — утверждение о принципиальной враждебности общества и личности.

Атрибуты личности

  • Воля (см. также: Свобода)
  • Разум
  • Чувства

Понимание личности в социальных науках

Согласно В. А. Ядову, в прочтении О. И. Маховской, в социальных науках XX века можно выделить как минимум 4 широких подхода к пониманию личности в соотношении с определённым пониманием культуры, и концептуализацией отношений культуры и личности:

[4]

  1. Культура и бессознательное — психоаналитическая антропология, представленная в работах: З. Фрейда, у которого личность, и её глубинные поведения, ограничиваются и направляются культурой, понятой как система тотемов и табу; К. Г. Юнга, у которого самый глубокий уровень личности представляют архетипы.
  2. Культура и личность — включает четыре концепта, в частности: «конфигурация культур» Р. Бенедикта, «базовая и модельная личность» А. Кардинера, Р. Линтона, А. Инкельса, «национальный характер» Ф. Л. К. Хсю, Дж. Горера; и сравнительно-культурный подход Дж. и Б. Уайтингов. Устойчивые культурные образования в данном направлении служат для формирования ядра идентичности каждой конкретной личности.
  3. Культура и познавательные процессы — когнитивная антропология, представленная работами этнографов и психологов, занимавшихся проблемами детского развития, «примитивного» мышления и этносемантическими исследованиями, в частности, Ф. К. Бок, М. Коул, и др. С позиции этого направления, личность не оказывает существенного влияния на развитие познавательных процессов.
  4. Социальная структура и личность объединяет три антропологические позиции — материалистическую — К. Маркс, Ф. Энгельс и их последователи, позитивистскую — М. Вебер, К. Мертон, и интеракционистскую (Дж. Г. Мид). Согласно представителям этого подхода, личность формируется в зависимости от положения, которое она занимает в рамках социальной структуры и несёт в себе черты культуры, к которой принадлежит.

Понятие личности в психологии

Личность является базовой категорией и предметом изучения психологии личности. Личность — это совокупность выработанных привычек и предпочтений, психический настрой и тонус, социокультурный опыт и приобретённые знания, набор психофизических черт и особенностей человека, его архетип, определяющие повседневное поведение и связь с обществом и природой. Также личность наблюдается как проявления «поведенческих масок», выработанных для разных ситуаций и социальных групп взаимодействия.

Комплекс устойчивых компонентов личности

  • Темперамент
  • Характер
  • Способности
  • Мотивация

Личность, индивид и индивидуальность

  • Индивид-отдельно взятый человек, представитель человеческого рода .
  • Индивидуальность выражает специфику отдельного человека, причем специфика эта может носить наследственный или случайный характер.

Понятие личности в религии

Христианство

В христианстве (православии) личностями считаются[источник не указан 901 день]:

  1. Три Лица Святой Троицы
  2. Ангелы и демоны (падшие ангелы)
  3. Люди (как сотворённые по образу и подобию Бога)

Каждый человек, по учению Церкви, непостижимо является полноценной личностью сразу же в момент своего зачатия в утробе матери. Однако, появившаяся по воле Божией, личность человека вечно раскрывается, развивается, обогащается, совершенствуется. [1] Все люди (как и все духи) считаются свободными и уникальными (неповторимыми, созданными по образу и подобию Бога) личностями, в том числе: человеческие эмбрионы, младенцы, дети и другие. [2]

Православное понимание личности, в отличие от католического, подразумевает, что в аксиологическом и этическом значении человеческая личность превосходит понятия «человеческая природа» и «человеческая индивидуальность». Личность, включая в себя природу и индивидуальность, в то же время относится к высшей категории. Она предполагает наличие таких способностей, как свободная воля, определение цели, выбор мотивов, нравственное чувство, словесность (разумность), творческая направленность в их проявлениях, жертвенная любовь. Развитие личности означает для христианина приближение к идеальному образцу человека, который дал нам в своем Лице Иисус Христос. Человек именно потому и личность, что он есть образ личного Бога в безличном мире. Человек существует в качестве личности по причине того, что являет собой образ Бога, и наоборот – он вследствие того только и есть образ Божий, что существует в качестве личности. Личность человека не определяется его природой, но сама может уподоблять природу Божественному Первообразу. Способность быть личностью является сущностной для человека: личность и природа соединяются в человеке в некое единство, отличающее его от иных созданий. Но при этом сама личность к природе человека несводима, что делает ее практически недоступной для научного исследования.

Буддизм

Буддисты считали слово «личность» равнозначным слову «душа» (санскр. атман) и для обозначения личности использовали слово «пудгала»[5]. Согласно анатмаваде или фундаментальной буддийской доктрине о «не душе», буддизм отрицает существование атмана, души, «я»[6] и личности[7]. Учение буддизма условно определяет личность как упорядоченную совокупность пяти групп элементов (скандх дхарм)[6]. В состав пяти групп входит физическая группа (тело и материальное, обозначаемые как рупа) и четыре «душевные» группы: 1) чувство приятного, неприятного и нейтрального (ведана), 2) способность проводить различия и образовывать понятия (санджня), 3) воля и деятельность, ведущие к образованию кармы (санскара) и 4) сознание (виджняна)[8][6]. Данные группы элементов не являются доказательством существования личности как чего-то самостоятельного, а показывают условность личности[9], являющейся, исходя из «высшей реальности», нереальной[10].

Первая истина из Четырёх благородных истин буддизма утверждает, что пять скандх, из которых образовывается личность, прямо связаны со страданием, яркими формами которого являются рождение, смерть, разлука с приятным и столкновение с неприятным[11]. Остальные благородные истины указывают причину страдания, способ его прекращения и путь, ведущий к полному прекращению страдания[12]. Вера в личность в буддизме порождает ошибочное состояние сознания, связанное с заблуждением и невежеством[13].

Другие религии

Существуют религии (индуизм), где категорически запрещается убивать любых живых существ, так как они являются потенциальными личностями и в одной из своих следующих жизней могут стать человеком, то есть индивидом. К тому же каждая личность может стать единой с Богом (уйти в нирвану, раствориться в абстрактной божественной природе, перестать страдать).

См. также

  • Природа и сущность человека
  • Самосознание
  • Сознание
  • Персонализм
  • Внутренний мир
  • Самопознание
  • Интегральная индивидуальность
  • Индивид
  • Особь
  • Ипостась

Примечания

  1. Абушенко В. Л. Личность // Новейший философский словарь / Сост. А. А. Грицанов. — Мн.: Изд. В. М. Скакун, 1998.
  2. Кон И. С. Личность // БЭС
  3. Учение о пресвятой Троице великих Каппадокийцев. Троичная терминология
  4. Маховская О. И. Коммуникативный опыт личности. — М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2010.
     — С. 25-26.
  5. Щербатской, 1998, с. 109
  6. 1 2 3 Торчинов, 2002, с. 17
  7. Щербатской, 1998, с. 123
  8. Щербатской, 1998, с. 111
  9. Щербатской, 1998, с. 112—113
  10. Жуковская, 1992, Дхарма
  11. Торчинов, 2002, с. 20
  12. Торчинов, 2002, с. 20—21
  13. Жуковская, 1992, Моха

Литература

  • Абаева Л. Л., Андросов В. П., Бакаева Э. П. и др. Буддизм: Словарь / Под общ. ред. Н. Л. Жуковской, А. Н. Игнатовича, В. И. Корнева. — М.: Республика, 1992. — 288 с. — ISBN 5-250-01657-X
  • Артемова О. Ю. Личность и социальные нормы в раннепервобытной общине. М., 1986.
  • Асмолов А. Г. Психология личности. М.: МГУ, 1990.
  • Божович Л. И. Личность и её формирование в детском возрасте. М.: Просвещение, 1968.
  • Психология личности: Тексты / Под ред. Ю. Б. Гиппенрейтер, А.  А. Пузырея. М., 1982.
  • Кобзев А. И. О понимании личности в китайской и европейской культурах (проблема организмических моделей) // Народы Азии и Африки. М. Наука. 1979, № 5, с. 43 — 57.
  • Кон И. С. В поисках себя: Личность и её самосознание. М.: Политиздат, 1984.
  • Мясищев В. Н. Личность и отношения человека // Проблемы личности: Материалы симпозиума. М., 1969.
  • Рубин В. А. «Личность и власть в Древнем Китае. Собрание трудов» Издательская фирма «Восточная литература» РАН. Москва. 1999
  • Русалов В. М. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ПОСТРОЕНИЯ СПЕЦИАЛЬНОЙ ТЕОРИИ ИНДИВИДУАЛЬНОСТИ ЧЕЛОВЕКА http://imp.rudn.ru/psychology/psychology_of_person/ch8_2.html
  • Семёнов Ю. И. «Личность, общество, культура»
  • Торчинов Е. А. Буддизм: Карманный словарь. — СПб.: Амфора, 2002. — 187 с. — ISBN 5-94278-286-5
  • Феоктистов В. Ф. Модель личности в традиционной китайской философии: дискуссия в западной синологии // Восток-Россия-Запад: Исторические и культурологические исследования. М., 2001. С.413-421.
  • Штейнер Е. Феномен человека в японской традиции: личность или квазиличность // Человек и культура: Индивидуальность в истории культуры. М., 1990, с. 164—190
  • Щербатской Ф. И. Философское учение буддизма // Жизнь Будды, индийского Учителя Жизни: Пять лекций по буддизму / С. Ф. Ольдеибург, Б. Я. Владимирцов, Ф. И. Щербатской, О. О. Розенберг.. — Самара: Издательский дом «Агни», 1998. — 192 с. — ISBN 5-89850-004-9
  • Личность в традиционном Китае. М., 1992.

Ссылки

  • Личность // Новая философская энциклопедия

Личность | это… Что такое Личность?

В этой статье не хватает ссылок на источники информации.

Информация должна быть проверяема, иначе она может быть поставлена под сомнение и удалена.
Вы можете отредактировать эту статью, добавив ссылки на авторитетные источники.
Эта отметка установлена 13 мая 2011.

Содержание

  • 1 Понятие личности в философии
    • 1. 1 История развития взглядов на личность
    • 1.2 Современные концепции личности
      • 1.2.1 Персонализм
    • 1.3 Атрибуты личности
  • 2 Понимание личности в социальных науках
  • 3 Понятие личности в психологии
    • 3.1 Комплекс устойчивых компонентов личности
    • 3.2 Личность, индивид и индивидуальность
  • 4 Понятие личности в религии
    • 4.1 Христианство
    • 4.2 Буддизм
    • 4.3 Другие религии
  • 5 См. также
  • 6 Примечания
  • 7 Литература
  • 8 Ссылки

Личность — понятие, выработанное для отображения социальной природы человека, рассмотрения его как субъекта социокультурной жизни, определения его как носителя индивидуального начала, самораскрывающегося в контекстах социальных отношений, общения и предметной деятельности[1]. Под «личностью» понимают: 1) человеческого индивида как субъекта отношений и сознательной деятельности («лицо» — в широком смысле слова) или 2) устойчивую систему социально значимых черт, характеризующих индивида как члена того или иного общества или общности. Хотя эти два понятия — лицо как целостность человека (лат. persona) и личность как его социальный и психологический облик (лат. регsonalitas) — терминологически вполне различимы, они употребляются иногда как синонимы[2].

Понятие личности в философии

История развития взглядов на личность

  • В раннехристианский период великие каппадокийцы (прежде всего Григорий Нисский и Григорий Богослов) отождествили понятия «ипостась» и «лицо» (до них понятие «лицо» в богословии и философии было описательным, им могли называть маску актёра или юридическую роль, которую выполнял человек). Следствием этого отождествления стало возникновение нового понятия «личность», неизвестного ранее в античном мире.[3]
  • В средневековой философии личность понималась как сущность Бога
  • В новоевропейской философии личность понималась как гражданин
  • В философии романтизма личность понималась как герой.

Современные концепции личности

Персонализм

Согласно логике персонализма, существование индивида, вплетенное в сложную сеть общественных отношений, подчиненное социальным изменениям, исключает для него возможность утвердить своё собственное, неповторимое «Я». Поэтому необходимо различать понятия индивида и личности. Человек как часть рода (Homo Sapiens), как часть общества есть индивид. О таком человеке — биологическом или социальном атоме — ничего не известно. Он аноним (по выражению Кьеркегора) — лишь элемент, часть, определяемая соотношением с целым. Человек как личность может утвердить себя только путём свободного волеизъявления, посредством воли, которая преодолевает и конечность жизни человека, и социальные перегородки как бы изнутри человека. В сфере идей персонализма развивается тенденция, которая затем станет заповедью экзистенциализма — утверждение о принципиальной враждебности общества и личности.

Атрибуты личности

  • Воля (см. также: Свобода)
  • Разум
  • Чувства

Понимание личности в социальных науках

Согласно В. А. Ядову, в прочтении О. И. Маховской, в социальных науках XX века можно выделить как минимум 4 широких подхода к пониманию личности в соотношении с определённым пониманием культуры, и концептуализацией отношений культуры и личности:[4]

  1. Культура и бессознательное — психоаналитическая антропология, представленная в работах: З. Фрейда, у которого личность, и её глубинные поведения, ограничиваются и направляются культурой, понятой как система тотемов и табу; К. Г. Юнга, у которого самый глубокий уровень личности представляют архетипы.
  2. Культура и личность — включает четыре концепта, в частности: «конфигурация культур» Р. Бенедикта, «базовая и модельная личность» А. Кардинера, Р. Линтона, А. Инкельса, «национальный характер» Ф. Л. К. Хсю, Дж. Горера; и сравнительно-культурный подход Дж. и Б. Уайтингов. Устойчивые культурные образования в данном направлении служат для формирования ядра идентичности каждой конкретной личности.
  3. Культура и познавательные процессы — когнитивная антропология, представленная работами этнографов и психологов, занимавшихся проблемами детского развития, «примитивного» мышления и этносемантическими исследованиями, в частности, Ф. К. Бок, М. Коул, и др. С позиции этого направления, личность не оказывает существенного влияния на развитие познавательных процессов.
  4. Социальная структура и личность объединяет три антропологические позиции — материалистическую — К. Маркс, Ф. Энгельс и их последователи, позитивистскую — М. Вебер, К. Мертон, и интеракционистскую (Дж. Г. Мид). Согласно представителям этого подхода, личность формируется в зависимости от положения, которое она занимает в рамках социальной структуры и несёт в себе черты культуры, к которой принадлежит.

Понятие личности в психологии

Личность является базовой категорией и предметом изучения психологии личности. Личность — это совокупность выработанных привычек и предпочтений, психический настрой и тонус, социокультурный опыт и приобретённые знания, набор психофизических черт и особенностей человека, его архетип, определяющие повседневное поведение и связь с обществом и природой. Также личность наблюдается как проявления «поведенческих масок», выработанных для разных ситуаций и социальных групп взаимодействия.

Комплекс устойчивых компонентов личности

  • Темперамент
  • Характер
  • Способности
  • Мотивация

Личность, индивид и индивидуальность

  • Индивид-отдельно взятый человек, представитель человеческого рода .
  • Индивидуальность выражает специфику отдельного человека, причем специфика эта может носить наследственный или случайный характер.

Понятие личности в религии

Христианство

В христианстве (православии) личностями считаются[источник не указан 901 день]:

  1. Три Лица Святой Троицы
  2. Ангелы и демоны (падшие ангелы)
  3. Люди (как сотворённые по образу и подобию Бога)

Каждый человек, по учению Церкви, непостижимо является полноценной личностью сразу же в момент своего зачатия в утробе матери. Однако, появившаяся по воле Божией, личность человека вечно раскрывается, развивается, обогащается, совершенствуется. [1] Все люди (как и все духи) считаются свободными и уникальными (неповторимыми, созданными по образу и подобию Бога) личностями, в том числе: человеческие эмбрионы, младенцы, дети и другие. [2]

Православное понимание личности, в отличие от католического, подразумевает, что в аксиологическом и этическом значении человеческая личность превосходит понятия «человеческая природа» и «человеческая индивидуальность». Личность, включая в себя природу и индивидуальность, в то же время относится к высшей категории. Она предполагает наличие таких способностей, как свободная воля, определение цели, выбор мотивов, нравственное чувство, словесность (разумность), творческая направленность в их проявлениях, жертвенная любовь. Развитие личности означает для христианина приближение к идеальному образцу человека, который дал нам в своем Лице Иисус Христос. Человек именно потому и личность, что он есть образ личного Бога в безличном мире. Человек существует в качестве личности по причине того, что являет собой образ Бога, и наоборот – он вследствие того только и есть образ Божий, что существует в качестве личности. Личность человека не определяется его природой, но сама может уподоблять природу Божественному Первообразу. Способность быть личностью является сущностной для человека: личность и природа соединяются в человеке в некое единство, отличающее его от иных созданий. Но при этом сама личность к природе человека несводима, что делает ее практически недоступной для научного исследования.

Буддизм

Буддисты считали слово «личность» равнозначным слову «душа» (санскр. атман) и для обозначения личности использовали слово «пудгала»[5]. Согласно анатмаваде или фундаментальной буддийской доктрине о «не душе», буддизм отрицает существование атмана, души, «я»[6] и личности[7]. Учение буддизма условно определяет личность как упорядоченную совокупность пяти групп элементов (скандх дхарм)[6]. В состав пяти групп входит физическая группа (тело и материальное, обозначаемые как рупа) и четыре «душевные» группы: 1) чувство приятного, неприятного и нейтрального (ведана), 2) способность проводить различия и образовывать понятия (санджня), 3) воля и деятельность, ведущие к образованию кармы (санскара) и 4) сознание (виджняна)[8][6]. Данные группы элементов не являются доказательством существования личности как чего-то самостоятельного, а показывают условность личности[9], являющейся, исходя из «высшей реальности», нереальной[10].

Первая истина из Четырёх благородных истин буддизма утверждает, что пять скандх, из которых образовывается личность, прямо связаны со страданием, яркими формами которого являются рождение, смерть, разлука с приятным и столкновение с неприятным[11]. Остальные благородные истины указывают причину страдания, способ его прекращения и путь, ведущий к полному прекращению страдания[12]. Вера в личность в буддизме порождает ошибочное состояние сознания, связанное с заблуждением и невежеством[13].

Другие религии

Существуют религии (индуизм), где категорически запрещается убивать любых живых существ, так как они являются потенциальными личностями и в одной из своих следующих жизней могут стать человеком, то есть индивидом. К тому же каждая личность может стать единой с Богом (уйти в нирвану, раствориться в абстрактной божественной природе, перестать страдать).

См. также

  • Природа и сущность человека
  • Самосознание
  • Сознание
  • Персонализм
  • Внутренний мир
  • Самопознание
  • Интегральная индивидуальность
  • Индивид
  • Особь
  • Ипостась

Примечания

  1. Абушенко В.  Л. Личность // Новейший философский словарь / Сост. А. А. Грицанов. — Мн.: Изд. В. М. Скакун, 1998.
  2. Кон И. С. Личность // БЭС
  3. Учение о пресвятой Троице великих Каппадокийцев. Троичная терминология
  4. Маховская О. И. Коммуникативный опыт личности. — М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2010. — С. 25-26.
  5. Щербатской, 1998, с. 109
  6. 1 2 3 Торчинов, 2002, с. 17
  7. Щербатской, 1998, с. 123
  8. Щербатской, 1998, с. 111
  9. Щербатской, 1998, с. 112—113
  10. Жуковская, 1992, Дхарма
  11. Торчинов, 2002, с. 20
  12. Торчинов, 2002, с. 20—21
  13. Жуковская, 1992, Моха

Литература

  • Абаева Л. Л., Андросов В. П., Бакаева Э. П. и др. Буддизм: Словарь / Под общ. ред. Н. Л. Жуковской, А. Н. Игнатовича, В. И. Корнева. — М.: Республика, 1992.  — 288 с. — ISBN 5-250-01657-X
  • Артемова О. Ю. Личность и социальные нормы в раннепервобытной общине. М., 1986.
  • Асмолов А. Г. Психология личности. М.: МГУ, 1990.
  • Божович Л. И. Личность и её формирование в детском возрасте. М.: Просвещение, 1968.
  • Психология личности: Тексты / Под ред. Ю. Б. Гиппенрейтер, А. А. Пузырея. М., 1982.
  • Кобзев А. И. О понимании личности в китайской и европейской культурах (проблема организмических моделей) // Народы Азии и Африки. М. Наука. 1979, № 5, с. 43 — 57.
  • Кон И. С. В поисках себя: Личность и её самосознание. М.: Политиздат, 1984.
  • Мясищев В. Н. Личность и отношения человека // Проблемы личности: Материалы симпозиума. М., 1969.
  • Рубин В. А. «Личность и власть в Древнем Китае. Собрание трудов» Издательская фирма «Восточная литература» РАН. Москва. 1999
  • Русалов В. М. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ПОСТРОЕНИЯ СПЕЦИАЛЬНОЙ ТЕОРИИ ИНДИВИДУАЛЬНОСТИ ЧЕЛОВЕКА http://imp.rudn.ru/psychology/psychology_of_person/ch8_2. html
  • Семёнов Ю. И. «Личность, общество, культура»
  • Торчинов Е. А. Буддизм: Карманный словарь. — СПб.: Амфора, 2002. — 187 с. — ISBN 5-94278-286-5
  • Феоктистов В. Ф. Модель личности в традиционной китайской философии: дискуссия в западной синологии // Восток-Россия-Запад: Исторические и культурологические исследования. М., 2001. С.413-421.
  • Штейнер Е. Феномен человека в японской традиции: личность или квазиличность // Человек и культура: Индивидуальность в истории культуры. М., 1990, с. 164—190
  • Щербатской Ф. И. Философское учение буддизма // Жизнь Будды, индийского Учителя Жизни: Пять лекций по буддизму / С. Ф. Ольдеибург, Б. Я. Владимирцов, Ф. И. Щербатской, О. О. Розенберг.. — Самара: Издательский дом «Агни», 1998. — 192 с. — ISBN 5-89850-004-9
  • Личность в традиционном Китае. М., 1992.

Ссылки

  • Личность // Новая философская энциклопедия

Что такое личность?

На психологическом языке «личность» относится к уникальным и устойчивым моделям мышления, чувств и поведения человека.   При таком рассмотрении становится очевидным, что «личность» охватывает почти все аспекты человеческого опыта. Следовательно, наши личности могут сильно повлиять на наше благополучие. В частности, качество наших отношений в значительной степени зависит от нашей личности. Более того, поскольку люди являются социальными существами, это означает, что наши личности сильно влияют на наш общий успех и удовлетворенность жизнью. Это довольно смелые утверждения, поэтому давайте посмотрим, почему это так:  

Давайте начнем с изучения взаимосвязи между нашей личностью и нашими мыслями, чувствами и поведением. В каждый момент мы получаем огромное количество информации обо всем, что происходит вокруг нас в мире. Психологи используют термин «окружающая среда» для обозначения этих внешних событий, происходящих вокруг нас. Когда мы получаем эту информацию из окружающей среды, она подвергается субъективному внутреннему процессу оценки и интерпретации. Мы начинаем с субъективной оценки информации, полученной нашими органами чувств (что мы видим, слышим и т. д.).0003 думаю, что происходит. Кроме того, информации присваивается некий смысл и важность. Когда это происходит, мы испытываем ряд чувств , различной степени интенсивности, связанных с тем, что, по нашему мнению, происходит вокруг нас. Интенсивность возникающих у нас чувств обычно определяется тем значением, которое мы придаем той или иной мысли. Мы склонны испытывать очень сильные чувства к вещам, которые очень важны для нас, и менее сильные чувства к вещам, которые менее важны. Этот процесс интерпретации (наших мыслей) и присвоения значения и важности (наших чувств по поводу этих мыслей) затем определит нашу поведенческую реакцию на эти внешние события в нашем окружении. Другими словами, то, что я думаю и чувствую, определяет мое поведение.

Не только окружающая среда влияет на наше поведение, но и наше поведение впоследствии будет влиять на окружающую среду. Следовательно, между окружающей средой и нашими личностями происходит динамичный интерактивный обмен (что мы думаем и чувствуем, и как мы себя ведем). Этот интерактивный обмен создает круговую петлю обратной связи, которая приводит к развитию и поддержанию привычных моделей обмена между человеком и его окружением. Эти привычные паттерны составляют основу «личности». Следовательно, окружающая среда влияет на развитие нашей личности, а наша личность влияет на то, как мы реагируем на окружающую среду.

Прежде чем мы продолжим, давайте на примере проиллюстрируем, как эта круговая модель формируется между нашими личностями (как мы думаем, чувствуем и ведем себя) и окружающей средой:

Исследуйте свои варианты сегодня

Объявление

Предположим, женщина улыбнулась. на меня с искренней и неподдельной добротой, и я наблюдал это событие (улыбающаяся женщина является событием, происходящим в моем внешнем окружении). Однако, субъективно оценивая то, что я наблюдал, я неправильно интерпретирую ее улыбку как угрожающую ухмылку. Моя интерпретация ее улыбки как угрожающей ухмылки заставляет меня немного подозревать ее мотивы, и я начинаю волноваться. Я не люблю, когда люди так ухмыляются надо мной. Может быть, она планирует причинить мне боль! Поскольку я подозреваю злой умысел этой ухмыляющейся женщины, я, скорее всего, буду вести себя негативно. Может быть, я сделаю какой-нибудь недобрый комментарий этой «ухмыляющейся» женщине — я ей покажу! Теперь, из-за того, что я сказал ей что-то нехорошее, эта прежде счастливая, улыбающаяся женщина расстроилась на меня. Она возвращает услугу и кричит мне: «Ты придурок!» Понимаете? Я был прав! Я знал, что она хотела причинить мне вред.

Приведенный выше пример демонстрирует, как между окружающей средой и нашими личностями формируется круговой узор. Это также показывает, что однажды сформировавшись, эти паттерны укрепляются и поддерживаются с течением времени, чтобы создать прочный паттерн из . Заметьте, моя уникальная, субъективная, внутренняя интерпретация окружения и последующие мысли об окружении (женщина ухмыляется, а не улыбается) привели к моим подозрительным, настороженным чувствам . Эти подозрительные чувства затем привели к моим недобрым поведение , в результате чего окружающая среда (улыбающаяся женщина) соответственно меняется (раньше улыбающаяся женщина теперь расстроена и называет меня «придурком»). Поскольку она назвала меня «придурком», ее комментарий подтвердил мою первоначальную (неправильную) интерпретацию этого события (что она ухмылялась, а не улыбалась), и, таким образом, петля обратной связи замыкается.

Со временем эта круговая модель взаимодействия между людьми и их окружением приведет к развитию устойчивых моделей внутреннего опыта и поведения. Другими словами, люди в конечном итоге вырабатывают привычки интерпретировать и реагировать на окружающую среду, которые влияют на то, как они воспринимают и интерпретируют свой мир. Эти устойчивые модели внутреннего опыта и поведения называются «чертами личности», и конкретные комбинации этих черт составляют нашу личность. Из-за кругового характера петли обратной связи, как только эти паттерны сформировались, они сохраняются и становятся довольно устойчивыми. Так что, как правило, черты личности не будут радикально меняться с течением времени или в зависимости от ситуации. Например, если кто-то обычно щедр, мы не ожидаем, что он вдруг станет скупым.

Дополнительные статьи о личности
  • Расстройство привязанности личности
  • Биологические факторы личности
  • Искаженное расстройство личности
  • Примеры расстройств личности
  • Расстройство личности Введение
  • Расстройство личности против тревожного расстройства
  • Шизоаффективное расстройство личности

Приложение Myndfulness

Разработано, чтобы ежедневно помогать вам чувствовать себя лучше

Скачать сейчас бесплатно

Узнать больше >

Объявление

Определение и значение личности | Dictionary.com

  • Лучшие определения
  • Викторина
  • Связанный контент
  • Примеры
  • Британский
  • Культурный

Показывает уровень оценки на основе слова сложность.

[pur-suh-nal-i-tee]

/ ˌpɜr səˈnæl ɪ ti /

Сохранить это слово!

См. синонимы для: Personality / Personalities на Thesaurus.com

Показывает уровень обучения в зависимости от сложности слова.


существительное, множественное число лиц.

видимая сторона характера человека, производящая впечатление на других: У него приятная личность.

человек как воплощение совокупности качеств: Он любопытная личность.

Психология.

  1. сумма физических, умственных, эмоциональных и социальных характеристик человека.
  2. организованная модель поведенческих характеристик личности.

качество личности; существование как самосознающего человека; личная идентичность.

существенный характер человека.

что-то воспринимаемое как отражение или аналог отличительной человеческой личности, как атмосфера места или предмета: У этого дома есть теплая индивидуальность.

известное, известное или выдающееся лицо; знаменитость.

применение или ссылка на конкретное лицо или конкретных лиц, часто с пренебрежением или враждебностью.

пренебрежительное или оскорбительное заявление, относящееся к конкретному лицу: политические дебаты переросли в личности.

ВИКТОРИНА

МОЖЕТЕ ЛИ ВЫ ОТВЕЧАТЬ НА ЭТИ ОБЫЧНЫЕ ГРАММАТИЧЕСКИЕ СПОРЫ?

Есть грамматические дебаты, которые никогда не умирают; и те, которые выделены в вопросах этой викторины, наверняка снова всех разозлят. Знаете ли вы, как отвечать на вопросы, которые вызывают самые ожесточенные споры по грамматике?

Вопрос 1 из 7

Какое предложение верно?

Происхождение личности

1350–1400; Среднеанглийское personite (<среднефранцузское) <позднелатинское persōnālitās. См. личное, -ity

исследование синонимов личности

1. См. характер.

Слова рядом с личностью

личное спасательное устройство, личный фол, персоналия, личный идентификационный номер, персонализм, личность, культ личности, расстройство личности, опись личности, тест личности, тип личности

Dictionary. com Unabridged На основе Random House Unabridged Dictionary, © Random House, Inc., 2023 г.

Слова, относящиеся к личности

харизма, обаяние, идентичность, состав, природа, психика, личность, темперамент, темперамент, цвет лица, характер, динамизм, эмоции, индивидуальность, магнетизм, необычность, привлекательность, самообладание, самость

Как использовать личность в предложении

  • Определение культа – это «неуместное или чрезмерное восхищение конкретным человеком или вещью, культ личности, окружающий лидеров».

    Конвенция Трампа: лжецы, распространяющие ненависть|Питер Розенштейн|26 августа 2020 г.|Washington Blade

  • Переговоры между городом и трестом зашли в тупик отчасти из-за вовлеченных личностей.

    Сделка перед разгромом на Эш-стрит, 101 помогает объяснить, как мы сюда попали|Лиза Хальверстадт и Джесси Маркс|24 августа 2020 г.|Голос Сан-Диего и фары.

    Транспортные средства, чтобы пережить пандемию|Джо Филлипс|22 августа 2020 г. |Washington Blade

  • Чтобы добиться этого, создатели контента должны обращаться к своей аудитории, как никогда раньше, работая над созданием уникальных личностей бренда, сотрудничая с влиятельными лицами в Instagram в пользу знаменитостей и сохраняя подлинность, а не рекламу.

    Как оптимизировать под алгоритм Instagram в 2020|Юлия Мяшкова|19 августа, 2020|Search Engine Watch

  • Таким образом, вы можете кричать клиентам в соответствии с их личностью, поведением, симпатиями и антипатиями, исследованиями и информация и предыдущие связи с вашим бизнесом.

    Как использовать аудиторию заинтересованных покупателей для улучшения поисковых кампаний|Harikrishna Kundariya|18 августа 2020 г.|Наблюдение за поисковыми системами

  • И, особенно когда речь идет о середине, важна личность.

    Почему это либеральные сердца Huckabee|Салли Кон|6 января 2015 г.|DAILY BEAST

  • «Мы выиграли войну», — заявил на прошлой неделе представитель Fox News.

    Почему я за войну на Рождество|Асавин Суебсенг|23 декабря 2014 г.|DAILY BEAST

  • «Он был абсолютно серой и незначительной личностью, — говорит Курносова.

    Русские готовят заговор правительства в изгнании в Киеве|Анна Немцова|16 декабря 2014|DAILY BEAST

  • «У меня очень разрушительная личность для отрасли, — говорит он.

    Горячий дизайнер, который ненавидит моду: В.К. Награни побеждает по-своему|Том Теодорчук|1 декабря 2014 г.|DAILY BEAST

  • Элегантный блейзер и массивные украшения, облегающие ее тело, намекают на ее доминирующую личность.

    Whip It: Secrets of a Dominatrix|Джастин Джонс|25 ноября 2014|DAILY BEAST

  • Однако, достигнув Испании, магия личности Императора вскоре восстановила силу и престиж французского оружия.

    Маршалы Наполеона|Р. P. Dunn-Pattison

  • Представляет привлекательную личность, в которой отчетливо выражены живость и чувствительность.

    Женщины в изобразительном искусстве, седьмой век до н. э. в двадцатый век нашей эры | Клара Эрскин Клемент

  • Жан Батист обладал великой личностью, и быть рядом с ним означало воздействовать на него.

    Поселенец|Оскар Мишо

  • Новый монарх с его яркой личностью и красивой внешностью сразу покорил сердца своих непостоянных южных подданных.

    Маршалы Наполеона|Р. П. Данн-Паттисон

  • Она ожидала личности, магнетизма, как компенсации внешней экономии природы.

    Предки|Гертруда Атертон

Британский словарь определений личности

личность

/ (ˌpɜːsəˈnælɪtɪ) /


существительное во множественном числе -связи

психол сумма все поведенческие и психические характеристики, посредством которых индивидуум признается уникальным

отличительный характер человека, который делает его социально привлекательным. Коммивояжеру нужна большая индивидуальность

известный человек в определенной области, такой как спорт или развлечения

выдающийся человекстаричок — реальная личность

качество быть уникальным человеком

особая атмосфера места или ситуации

(часто во множественном числе) личное замечание

Collins English Dictionary — Complete & Unabridged 2012 Digital Версия © William Collins Sons & Co.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *