Что значит воспитанный человек: Что значит быть воспитанным? Правила общения и признаки дурного тона | Психология и отношения | Здоровье

Что значит быть воспитанным? Правила общения и признаки дурного тона | Психология и отношения | Здоровье

Алена Богданович

7549

«Аргументы и факты» в Беларуси № 2. Что важно знать о вакцинации 12/01/2021

«Упитанный, а невоспитанный» / Сказка Александра Роу «Варвара-краса, длинная коса». / Кадр из фильма

Чем отличается воспитанный человек от невоспитанного? Только ли тем, что не утирается рукавом и не кладет локти на стол? Или, может быть, главное – это правильно употреблять в речи слова «положить» и «класть»?

Язык в современных СМИ, к сожалению, очень сильно изменил наше представление о культуре. Узнала, например, что нынче некоторые учителя доказывают, будто школа должна не воспитывать, а только учить. А многие родители, конечно, считают наоборот. Но что вообще значит «быть воспитанным» в современной культуре? Какие раньше были признаки воспитанного человека?

Действительно, раньше, во времена социального неравенства, быть воспитанным и культурным считалось необходимым условием успеха. И сейчас практически ничего не изменилось. Разница только в том, что раньше на фоне всеобщей безграмотности и невоспитанности большинства культурное поведение было достоянием узкого круга элиты. Для этого к детям приглашались гувернеры или же их отправляли в специальные учебные заведения – перенимать науку поведения и этикета. Да и СМИ не позволяли себе выходить за рамки общепринятой морали.

На примере взрослых

Чем же отличается воспитанный человек от невоспитанного? Только ли тем, что не утирается рукавом и не кладет локти на стол? Или, может быть, главное – это правильно употреблять в речи слова «положить» и «класть»?

На самом деле человек воспитывается все время, от рождения до взросления. Мы постоянно перенимаем социальные модели, чтобы адаптироваться к запросам общества.

И, разумеется, в школе процесс воспитания неотделим от процесса обучения просто потому, что воспитываем мы в первую очередь своим примером.

Если ребенок видит, что больший кусок и больше похвалы достаются тому, кто громче кричит, – он будет поступать именно так. Если дома разговаривают тихо, выслушивают друг друга – он, скорее всего, сможет выслушивать других. Если учитель общается в основном языком угроз из серии «налеплю колов» — ребенок учится приспосабливаться и уворачиваться.

Правила существуют

Тем не менее и сейчас есть особенные признаки воспитанных людей. Они универсальны для всех культур вне зависимости от тонкости этикета. Главное, для чего существуют эти правила, – комфортное общение разных людей с разным темпераментом, свободное поведение, ограниченное только свободой других. Эти правила распространяются на все сферы коммуникаций, включая социальные сети, электронную переписку. В том числе, конечно, на общение учителей с учениками и родителями.

Приветствовать в начале диалога (переписки) и прощаться в конце. Высказывая мнение при обсуждении, добавлять слова «я думаю, мне кажется, я бы посоветовал, по моему мнению». Таким образом мы ограничиваем свою территорию и не вызываем агрессии непрошеными советами. Обращаться к человеку по имени и при знакомстве называть свое имя. Желательно не коверкать имя: имена не переводят на другой язык, нельзя использовать уменьшительно-ласкательные имена при неблизком знакомстве. Выражать свое недовольство лучше в форме ожиданий, пожеланий («для меня важно, я бы хотел, давайте обратим внимание»).

Свои предложения, советы сопровождать объяснениями, комментариями. Неприлично оставлять вопрос, заданный лично вам, без ответа. Отвечать желательно на поставленный вопрос, а не рассуждать по теме.

Если эти правила игнорировать, очень легко накопить напряжение, которое в итоге приведет к конфликту.

Избегать обобщений

Табу — на публичную критику, даже если речь идет о разговоре начальника и подчиненного, клиента и представителя компании. Критикуйте, только если вас попросили.

Нельзя оценивать человека в общении: «ты умный, ты должен» или «ты ненормальный». Откажитесь от фраз типа «ты всегда, ты постоянно». Также избегайте любых обобщений, в том числе связанных с профессией, полом, религией человека («все психологи…, все мужчины…, все начальники…, все люди старше 50…»).

Нельзя критиковать личные особенности человека. Неприлично обсуждать национальность, физические особенности, привычки, здоровье, личные отношения.

Не стоит воспринимать критику ваших идей, высказываний, действий как критику или осуждение лично вас.

Грубость — признак уровня культуры

Общение с собеседником свысока: «Подумайте своей головой». Похвальба, выпячивание своей уникальности, своего статуса, общение не на равных.

Публичное поучение: «Прекратите ныть! Вам должно быть стыдно!» Чрезмерные эмоции, особенно без серьезного повода, поиск виноватых, в том числе крик, возмущение, а в Интернете — фразы вроде «Да с чего вы это взяли? Чего вы лезете?»

Ирония, сарказм неуместны в публичном общении воспитанных людей, равно как манипуляции, принижение себя. Некрасиво публично обсуждать недостатки других. Помните, что грубость, даже вынужденная, — признак именно вашего культурного уровня.

воспитаниесоветы психологаэтикет

Следующий материал

Также вам может быть интересно

  • Оценки подождут? Психолог — о том, как помочь детям войти в учебный ритм
  • Как перестать есть на ночь?
  • Может ли тяга к путешествиям считаться клиническим заболеванием?
  • Как вернуть супругу к жизни после 25 лет брака?

Беседа на тему: «Что значит воспитанный человек?» | Статья (7 класс) на тему:

Час общения

«Что значит быть воспитанный человек».

«Каждый твой поступок отражается на других людях;

 не забывай, что рядом с тобой человек».

В.А.Сухомлинский.

ЦЕЛЬ: вызвать воспитанников на разговор о качествах воспитанного человека,

о чувстве долга и ответственности перед окружающими, необходимости формирования у себя этих качеств.

Задачи:

Коррекционно-обучающие:

— познакомить воспитанников с кратким сводом правил поведения                          человека.

Коррекционно-развивающие:

— развивать уровень знаний воспитанников в области воспитанности.

Коррекционно-воспитательные:

— воспитывать у воспитанников   класса общечеловеческие нормы морали       (доброты, взаимопонимания, терпимости  по  отношению  к людям)

Ход беседы:

  1. Организация начала беседы.
  2. Основная часть.

Мы живем среди людей, ежедневно общаемся, волнуемся, переживаем, но всегда ли наши поступки нравственны, чисты, открыты? Всегда ли они одобряемы окружающими? Всегда ли они несут добро людям?

  1. Какой человек может называться воспитанным?

В жизни встречаются тысячи ситуаций, которые не может предусмотреть никакой – пусть самый полный – свод правил поведения. И тогда единственно верное решение подскажет воспитанность. Какой человек может называться воспитанным?

Он не допустит бесцеремонности, ни грубости.

Он утвердит в человеке качества положительные — терпимость, ненавязчивость, простоту, деликатность, понимание. И т. д.

Откуда берутся такие качества?

Воспитание с детства.

С помощью взрослых.

Наблюдать за людьми, поведение которых тебе нравится. И т. д.

Но если мы отличаем воспитанных людей, разве нельзя от них чему-то учиться? Что для этого нужно, давайте вместе подумаем:

  1 )надо знать каким бы вы хотели быть,

  2)надо знать каковы мы есть.

  3) как преодолеть разрыв между вторым и первым.

 «Познай самого себя»,- говорили древние греки и считали, что это самое трудное дело на свете.

Чтобы этого достигнуть, существует несколько приемов, про которые нам расскажут ребята.

Нравственность — это уважение прав, свобод, достоинства личности. Нравственность немыслима без соответствия слова и дела, она вырастает на основе конкретной жизнедеятельности — труда, общения, обычаев и традиций той или иной общности. И, говоря о дефиците нравственности в наше

суровое время, мы сетуем на недостаток доброты, внимания, тактичности, милосердия, порядочности. Кроме того, мы часто становимся жертвами

безответственности, нас это возмущает, мы негодуем, но часто ли мы сами бываем примером для подражания? Отличает ли нас самих обязательность?

· Считаете ли вы себя ответственным человеком?

· Что значит быть ответственным человеком?

Воспитанникам предлагается прослушать новеллу-зарисовку «Обязательность»

из книги Людмилы Алешиной «О вежливости, такте, о деликатности…»

«Обязательность».

Наконец Ермоловы получили квартиру! Радостно и энергично Зина

носилась по магазинам, покупала новые шторы, кухонную утварь,

светильники, манежик для малышей, полочки и крючки в ванную…

Переезд назначили на воскресенье. В этот день, как известно, ясли не

работают, а у них двое: одному год, второму два. Что делать? Самим не

справиться с переездом. Павел обратился к членам бригады:

— Кто поможет?

Многие тоже переезжали. А Ребров, парень холостой, пообещал.

— Спасибо, — обрадовался Ермолов. – У нас двое малышей, сам понимаешь.

— О чем разговор! К какому часу?

— Подходи к десяти.

— Понятно!

— Не подведешь?

— Подводить нехорошо, — солидно произнес Ребров.

Пожали друг другу руки и расстались.

Придя домой, Павел сообщил Зине:

— Серега Ребров придет, поможет. Ты будешь ребятишками заниматься.

В воскресенье погода была хмурая, ветреная. Шел мелкий дождь. По

телевизору – хоккей. Реброву не хотелось вылезать из дома. И он остался в теплой комнате, в мягком кресле, перед цветным телевизором.

Как управились Ермоловы, гадать не будем. Переехали. Нанервничались, наволновались. Не верили, что Ребров попросту наплевал на них.

Беспокоились, не случилось ли чего по дороге с ним. Первая радость

пребывания в новой квартире была омрачена…

· Вам знакома подобная ситуация?

· Как бы вы отнеслись к поступку Реброва?

· Обязательность — это важно в нашей жизни?

Продолжение чтения зарисовки.

В понедельник, встретив в походной Зину Ермолову, Ребров как ни в чем не бывало бодро сказал:

— Привет!

Зина бросила на него суровый взгляд, прошла мимо.

Ребров бросил ей вслед:

— Здороваться надо! Невежливо так!

Зина не оглянулась, быстро ушла в раздевалку.

В обеденный перерыв, увидев Павла, Ребров посетовал:

— Твоя половина больно злая!

Павел буркнул:

— Зато ты добрый!

Ребров вслед ему крикнул:

— Поинтересовался бы! Может, я болел!

— За хоккей! – отозвался Павел.

После работы, выходя из цеха, Ребров возмущался:

— Обиделись! Обязан я им, что ли!

— Обещал? – спросил его товарищ по бригаде.

— Ну, обещал.

— Слово держать надо!

— Ты бы и держал! – огрызнулся Ребров.

— Во-первых, я слова не давал, а во-вторых, сам переезжал.

— Что у них, родственников нет? – выкрикнул Ребров в пустоту. Вокруг

никого не было.

Реброва никто не осуждал, никто ему не выговаривал. Никто из старых мастеров не побранил. Но в воздухе висело осуждение его поступка. Он это чувствовал. Было не по себе.

Время шло. Атмосфера в бригаде не менялась. Вокруг Реброва

Образовался своеобразный вакуум. Однажды он спросил Васю Копылова:

— Что происходит?!

Вася пожал плечами:

— «На острове нормальная погода». Помнишь такую песню?

— Не про песню я! – огрызнулся Ребров.

— А про что? – Вася смотрел в глаза Реброву, вроде он не понимал, о чем

Ребров.

Все понимали, что Реброву трудно существовать в отчуждении. Но

отчуждение товарищей было устойчивым.

Как-то Ребров догнал бригадира, поехал с ним в автобусе, хоть ему было и не по пути. Прижатый пассажирами вплотную к бригадиру, спросил:

— Что происходит?!

— Работаем, боремся с трудностями, — услышал спокойный ответ.

— Что, ничего не видишь?! – взорвался Ребров.

— Вижу, страдаешь. Совесть, значит, у тебя есть. Рад этому.

— Сам от себя устал в последнее время, — признался Ребров.

— Ты бы не маялся понапрасну, а помог людям. Обратились к тебе – значит, нужда в тебе была. Чего ты ждешь? Что Ермолов подойдет и скажет: «Спасибо, что подвел»?

— Почему «спасибо»? Погрузили меня «в зону молчания», думаете, легко мне?

— Ты не о себе – о людях подумай. Сделай хоть малое добро, счастливым себя почувствуешь

— Может, пойти к Ермоловым, помочь прибить, привинтить чего… В новых квартирах работы до черта…

— Вот это мысль. Ну, мне выходить, будь здоров. – Бригадир вышел из

автобуса. А Ребров поехал к Ермоловым.

  • Приведите примеры из своей жизни, когда вас подводила

необязательность других людей. С кем бы вы не пошли в разведку?

· Часто ли взрослые бывают безответственными?

· Можно ли выработать в себе это качество — ответственность?

  • Подберите синонимы к слову » ответственность «.

(Обязательность, чувство долга, пунктуальность …)

«Каким должен быть воспитанный человек?»

— Теперь, когда мы обменялись мнениями, подведем итог: Какими основными правилами должен следовать воспитанный человек?

                                 

  • Быть точным и аккуратным;
  • Не срывать зло на окружающих;
  • Не перебивать собеседника;
  • Не повышать голоса;
  • В гостях вести себя прилично;
  • Не забывать благодарить.

— Как назвать человека, который соблюдает эти правила? (Воспитанный, культурный).

— Какие черты характера показывают  воспитанность человека?

4. Игра «Берем – не берем»

 Ребята я вам раздам список, где написаны основные черты характера человека, а  вы отметите, кто какие черты характера выбирает для себя.

.  Аккуратность;

  • Безразличие, благодарность;
  • Воспитанность, вежливость, ворчливость;
  • Грубость;
  • Жадность;
  • Злость;
  • Наглость;
  • Скромность, сопереживание;
  • Ум;
  • Тактичность;
  • Щедрость;
  • Ябедничество.

 А теперь скажите мне, кто что выбрал и из ваших слов мы составим цветок, лепестками которого являются самые хорошие черты характера, которыми обладает воспитанный человек.

«Воспитанность нельзя вбить, вколотить в человека, ее нельзя привить, прищепить, ее нельзя насильно на человека натянуть.

Это такое качество, которое вырастает изнутри в результате собственной работы человека над собой».

Итоги занятия подводят ученики, проговаривая основные мысли, прозвучавшие на занятии:     (слайд 8)

◄ воспитанным быть хорошо:

◄ к этому надо стремиться;

◄ над этим надо работать,

◄ нужно заниматься самосовершенствованием.

— Каждый ваш поступок отражается на других людях, не забывайте, что рядом с вами человек.

— Я вам на память дарю правила, которые сегодня мы обсуждали. Не забывайте их выполнять!

—  Не забывайте друг друга благодарить!

Поэтому я вас тоже благодарю за активную работу, будьте воспитанными, добрыми, умными!

     

III. Итог беседы. Рефлексия.

Итак, мы живем среди людей, в обществе. Общение с людьми

предполагает и определенные обязательства, помнить о которых мы

должны, чтобы о нас могли сказать: «На него можно положиться, он не

подведет».

Что значит быть образованным? Краткий обзор

перейти к содержанию

24 января был Всемирный день образования. Но что значит быть образованным в 2022 году?

Латинский корень слова educate — «exducere»: выводить из. Идея состоит в том, что образовательный процесс выводит вас из вашего прежнего «я» в новое «я»: более знающее, более квалифицированное, мудрое и более опытное.

Хотя это понятие старо как мир и до сих пор включает в себя множество формальных и неформальных аспектов обучения, способ осмысления обучения в различных исторических парадигмах существенно изменился.

До введения обязательного образования в 19 веке образованный человек имел привилегию быть частью небольшой группы посвященных или членов королевской семьи. Могущественные тайные знания были переданы в руки немногих, и этих немногих почитали за это. Структура древнего мира была жестко иерархической и элитарной, когда дело касалось любого формального образования: те, кто умел читать и писать, были писцами, священниками и лидерами.

Обязательное образование выдвинуло на передний план демократизацию образования и, вместе с этим, более стандартизированную модель, согласно которой каждый ребенок должен знать определенное количество вещей: даты и названия своей национальной истории, основные элементы грамотности и счета.

и научные факты. Образование использовалось для формирования национальной идентичности миллионов людей.

Экономический бум эпохи после Второй мировой войны сделал ранее недоступный путь университетского образования более популярным и доступным вариантом, по крайней мере, в так называемом западном мире. Видение 1950-х годов заключалось в том, что образование прекращалось после окончания средней школы или, возможно, университета, когда молодые люди вербовались фирмами, иногда буквально сразу после выпускных церемоний, и можно было ожидать долгой карьеры. В этот период расцвета среднего класса и быстрого экономического роста образование рассматривалось как часть обычного пути, по которому многие идут к спокойной пенсии. Излишне говорить, что это видение было очень далеко от реальности большинства людей на планете, в основном на так называемом глобальном юге, которые все еще не имели доступа к школам или университетам.

На рубеже 21-го века появилась парадигма экономики знаний с широким распространением всемирной паутины, которая сделала информацию более доступной, а возможности самообразования более заметными: теперь образование может быть полностью деинституционализировано и, более еще радикальнее, количество знаний, которые человек должен хранить в своем уме, может быть поставлено под сомнение, поскольку эта информация будет повсеместно и постоянно доступна через Интернет. Представление об образованном человеке начало меняться от того, что кто-то знает, к тому, что он может делать, насколько хорошо он может решать проблемы и взаимодействовать с другими. (Правда ли, что в 21 веке люди могут обходиться меньшими знаниями, — это, конечно, проблематичная идея, и я бы поставил ее под сомнение).

Современный мир, отмеченный пандемией Covid-19 и подъемом движений за социальную справедливость, еще раз трансформировал представление о том, что значит быть образованным: акцент делается на вопросах психического здоровья, осознанности, сострадания, сопереживания, и устойчивость. Модели коучинга все больше и больше используются в обучении, в то время как содержание учебной программы подвергается сомнению из-за содержащейся в ней исторической и культурной предвзятости. Сегодня от образованного человека ожидают большей межличностной чувствительности, чем когда-либо прежде. В то же время давление на поколение Z, как экономическое, так и социальное, сделало проблемы стресса и беспокойства основными факторами в школах и университетах.

Быть образованным — значит быть стойким.

Что для вас означает Всемирный день образования? В Народном университете мы делаем все возможное, чтобы разрушить стены, которые все еще мешают слишком многим людям учиться, чтобы приблизить нас к устойчивой цели ООН 4: «обеспечить инклюзивное и справедливое качественное образование и способствовать обучению на протяжении всей жизни». возможности для всех».

Возможно, действующая идея, которая превосходит все эти парадигмы, заключается в том, что истинное обучение — это решение, которое вы принимаете, хотеть знать, проявлять любопытство, учиться всю жизнь, независимо от обстоятельств. При таком отношении обучение никогда не прекращается, все и каждый становится учителем: как сказал Лао-Цзы тысячи лет назад, «когда ученик готов, появляется учитель».

Узнайте, что в тренде с нашим популярным контентом — узнайте здесь