Как избежать войны всех против всех · «7×7» Горизонтальная Россия
12 декабря в Сыктывкаре состоялась дискуссия «Вспоминая век ХХ (история России в ХХ веке в исторической памяти россиян)», организованная Сахаровским центром. Ее участниками стали историк, председатель фонда жертв политических репрессий «Покаяние» Михаил Рогачёв и историк, координатор экспозиционной и выставочной деятельности Сахаровского центра Наталья Самовер.
Наталья Самовер и Михаил Рогачёв
«Царь в царском облачении на коне с крестом и мечом — это дикий ужас»
Несмотря на то, что беседа была посвящена прошлому веку, началась она с воспоминаний о гораздо более ранних временах. Дискуссию открыл Михаил Рогачёв, начав с шутки о том, что выступает «на разогреве» у Натальи Самовер.
— Историческая память — это не история, а то, что мы помним о ней, то, что вызывает определенную рефлексию, чему мы даем оценки, — объяснил он. — Наша коллективная память и ее интенсивность определяется многими обстоятельствами. Чем дальше от нас определенный временной период, тем меньше мы о нем вспоминаем.
Историк поинтересовался у слушателей, что им приходит в голову, когда речь заходит о XVI веке. Большинство, разумеется, вспомнило Ивана Грозного. Историческая память об этом персонаже российской истории довольно странно трансформировалась в памятник, не так давно установленный в Орле:
— Царь в царском облачении на коне с крестом и мечом — это дикий ужас. На коне он, конечно, умел скакать, но залезать на него в полном облачении довольно странно, — заметил Рогачёв.
Историк напомнил, что открытие памятника раскололо общество на две части. Для одних Иван Грозный — собиратель российских земель, великий государственный деятель. Для других — кровавый тиран, разоривший государство опричниной и Ливонской войной.
— О ХХ веке мы помним гораздо больше, это было относительно недавно. Память формируют и литературные источники, и личные воспоминания, услышанные лично рассказы. ХХ век — наиболее обсуждаемое столетие во всей своей неоднозначности и трагичности.
Чтобы понять, насколько мозаична наша память и как сложно она формируется, историк предложил назвать наиболее значимые события в России в ХХ веке. Довольно быстро слушатели их перечислили: революция 1905 года, Первая мировая война, Февральская и Октябрьская революции 1917 года, Гражданская война, репрессии конца 1930-х годов, Вторая мировая война, ХХ съезд КПСС, первый полет в космос, война в Афганистане, авария на Чернобыльской АЭС, распад СССР.
Историк обратил внимание на то, что в основном речь идет о событиях-катаклизмах, положительных исторических моментов очень мало. К катаклизмам он отнес и распад Советского Союза.
— Наша историческая память во многом формируется школой. Это первое системное знакомство человека с историей страны. Но потом мы подвергаемся мощному воздействию разных источников информации. Большая роль принадлежит государству, которое пытается сформировать образ истории в соответствии со своими задачами.
Сейчас особенно жаркие споры идут о Великой Отечественной войне, которая является такой только для нас. Для мировой истории это война в Европе на Восточном фронте. Вторая мировая не ограничивалась войной СССР и Германии, была и Тихоокеанская война. Штурм Окинавы и битвы у Маршалловых островов и за Гуадалканал — важнейшие сражения в бассейне Тихого океана. В них принимали участие в основном Япония и Соединенные штаты Америки.
— Разумеется, в США больше изучают эту часть истории, и странно было бы их в этом обвинять. Память всегда выборочна и большую часть внимания уделяет своей истории, — подчеркнул Рогачёв и перешел к рассказу о втором травматическом сюжете нашей истории, активно обсуждаемом в обществе. — Великая Отечественная война с помощью государства и семейной истории каменеет как пример гордости, то, что нас сплачивает, — победа. А политические репрессии отодвигаются на второй план как нечто позорное. Но к обоим сюжетам имеет отношение один и тот же человек — Сталин.
На примере того, как сталкиваются и трансформируются две истории, можно понять, как работает механизм формирования исторической памяти. Люди пытаются изжить травму, преображая историю таким образом, чтобы аффективное поведение могло выглядеть логично, а жестокость была оправдана условными требованиями времени.
— Часто споры сводятся к тому, что важнее в Сталине: выиграл войну или загубил массу народа, организовав политический террор. Многим хочется верить в то, что он герой, а не злодей. Поэтому распространение получил такой тезис: «Да, лагеря и репрессии — это плохо, но с их помощью было построено множество новых городов, проложены железные дороги и т. д.». Репрессии, которые были до 1941 года, привязывают к войне так, чтобы война была выиграна в том числе с их помощью: «Если бы Сталин не уничтожил врагов народа, мы бы не выиграли войну».
На это накладывается своеобразная память о войне, убежденность в том, что мы победили в одиночку. А факты об активном участии других стран забываются либо вообще не известны большинству. Например, союзники высадились в Европе уже в 1943 году, а не годом позже. Это произошло в Италии, которую в итоге вывели из войны.
— Это не внесло решающего вклада в победу на Восточном фронте, где Красная армия билась с основными силами Вермахта, но упоминать об участии других тоже надо, иначе нечестно. Историческая память очень важна, потому что, не оценив прошлое, невозможно жить в настоящем и строить будущее, — закончил выступление Михаил Рогачёв и передал микрофон Наталье Самовер.
«После 1945 года произошло то, что можно сравнить с неолитической революцией»
Наталья Самовер уже приезжала в Сыктывкар с передвижной выставкой, посвященной Андрею Сахарову, и предположила, что зимние приезды в столицу Коми могут стать для нее традиционными.
В начале своего выступления она тоже отошла от истории ХХ века в России и заговорила о глобальной памяти всего человечества. Этот феномен появился не так давно и был, по сути, сформирован Второй мировой войной и ядерными бомбежками Хиросимы и Нагасаки. Общечеловеческая память — сложная вещь, так как наша идентичность зачастую строится на отделении себя от другого. Представление о собственной нации или стране строится на том, что условные «мы» иные, чем условные «они», что есть взаимоотношения с внешним миром. Человечество пока не воевало с инопланетянами, поэтому глобальная историческая память строится не на отличении себя от другого. Мы вынуждены пытаться осознать себя как общность из-за угрозы самоуничтожения.
— До Второй мировой войны человечество жило разделенным. Общества ладили между собой плохо и постоянно воевали, а героем становился тот, кто крепче навалял соседям. После Второй мировой войны и бомбардировок Хиросимы происходит то, что можно сравнить с неолитической революцией. Тут мы понимаем, что плывем в одной лодке, что у нас есть инструмент, который может эту лодку продырявить. Наша лодка — это планета, потому что ядерное оружие поражает всю биосферу, неважно, где его применили. Нас объединяет и человеческая телесность, все мы одинаково погибаем от радиоактивного дождя. Это потрясло сознание людей. Вторая мировая показала, что отныне главной ценностью мира должна стать человечность. Это привело к тому, что родилось планетарное мышление, которое сейчас для нас довольно естественно.
Главным результатом этического прорыва стало создание ООН — организации, которая стала мировой переговорной площадкой для решения проблем ненасильственным путем. Вступая в ООН, все политические режимы принимают простейшие конвенциональные условия.
— Сейчас ООН жестко критикуют, говорят, что она устарела. Значит ли это, что организацию надо распустить и вернуться к войне всех против всех? Не думаю. В ООН есть инструмент, создающий глобальную культуру памяти, — это всемирное культурное наследие ЮНЕСКО. Инициатива, с которой я выступаю впервые, — внести в список культурного наследия некоторые наши объекты, связанные с историей тоталитаризма.
Конвенция ЮНЕСКО была принята в 1978 году, и процесс ратификации продолжается. Присоединяются те государства, которые дозревают до понимания планетарной ценности того, что их история может быть интересна и остальному миру. Процесс вхождения в список Всемирного наследия очень сложен. Сначала государство для себя принимает решение выдвинуть тот или иной объект. Затем совместно с экспертами делается обоснование. Заявку рассматривают эксперты из других стран, чтобы обеспечить объективность. И это не просто историки и искусствоведы, но и люди с глубокими философскими и антропологическими знаниями. После первичного одобрения заявки необходимо написать номинацию, подробно описать объект, обеспечить его хорошее состояние и охрану. Только затем международные эксперты выезжают смотреть объект. После принятия в список всемирного культурного наследия страна отвечает за него перед всем человечеством. Это сложно, но демонстрирует уровень государства. Ситуация, когда объект исключается из списка, — удар по репутации страны. Такое может случиться, например, потому, что объект перестал соответствовать предъявленным критериям.
[К сожалению, в перспективе под угрозой исключения может оказаться и национальный парк «Югыд ва», находящийся на территории Коми, так как правительство республики все-таки планирует начать там золотодобычу. Она однозначно нанесет экологический ущерб и может отразиться на состоянии экосистемы парка].
В 1992 году в список объектов Всемирного культурного наследия ЮНЕСКО вошел культурно-исторический ансамбль Соловецких островов. Причем под ансамблем понимался не только средневековый монастырь, но и постройки, оставшиеся со времен ГУЛАГа, они являются частью травматического наследия страны. Сейчас под охраной государства фактически находится только монастырь, а бараки продолжают разрушаться — ценность невзрачных деревянных зданий воспринять сложнее. И Наталья Самовер очень обеспокоена этим фактом:
— Есть международное обязательство нашей страны — сохранять наследие. Причем это обязанность не министерства культуры, а министерства иностранных дел, — настаивает эксперт Сахаровского центра. — Не исполнять свои обязательства по всемирному наследию — все равно что не исполнять обязательства в сфере разоружения. То, что отвечать в случае всего с точки зрения международного права будет не Мединский, а Путин, очень плохо понимают наши чиновники. Наступающий 2017 год в России — юбилейный — мы будем отмечать столетие Октябрьской революции, восьмидесятилетие начала «Большого террора». Поэтому Совет по правам человека при президенте Российской Федерации предложит включить в список ЮНЕСКО еще два объекта, связанных с репрессиями.
«Это даже не древнеегипетские масштабы ручного труда»
Канал им. Москвы (КиМ)
Канал длиной 128 километров проходит по территории трех субъектов Российской Федерации. Его ширина — 85 метров, а глубина — 5,5 метров. Это полностью искусственное и очень сложное с инженерной точки зрения сооружение было построено заключенными с 1932 по 1937 год. Специально для его строительства был создан лагерь в городе Димитров — «Дмитлаг». Обилие ресурса ручного труда было так велико, что механические работы почти не велись. На строительстве работало от 16 до 190 тысяч человек одновременно. 26 тысяч человек погибли или были расстреляны. Вот что рассказала Наталья Самовер:
— Это даже не древнеегипетские масштабы. Их надо умножить во много раз, чтобы получить работу, которая была выполнена при строительстве канала. Именно это придает объекту уникальность. Ничто на земле в это время не строилось так, и здесь нечем гордиться. Но канал уникален, к тому же он был крупнейшим архитектурным ансамблем в СССР. Он создан по единому архитектурному проекту и единому инженерному замыслу. Когда объект был пущен в эксплуатацию, архитекторов и скульпторов арестовали и расстреляли. Это напоминает легенду о зодчих Барме и Постнике, которые были якобы ослеплены после того, как построили Собор Василия Блаженного.
Где захоронены погибшие строители, до сих пор неизвестно, ясно только, что по берегам канала. Результаты аэрофотосъемки и воспоминания местного населения дают предположительно два места, но захоронения до сих пор не выявлены и не обследованы.
Канал функционирует, он не был перестроен. Изначально по нему ходили даже морские суда. КиМ до сих пор регулирует состояние искусственных водных систем всей Центральной России, является источником питьевой воды для Москвы, поддерживает уровень Москва-реки. Его шлюзы, заградительные ворота и даже насосные станции архитектурно полноценно оформлены. По берегам разбиты парки. В начале канала, рядом с городом Дубна, до сих пор стоит огромный памятник Ленину — единственный уцелевший мегамонумент времен Сталина. Раньше напротив него — на другом берегу — стоял такой же громадный Иосиф Виссарионович. Но памятник ему демонтировали в 1968 году. Заканчивается канал в Щукинском районе Москвы Северным речным вокзалом, выстроенным в виде речного судна. Телескопический шпиль вокзала, украшенный одной из звезд Кремля, должен был подниматься во время навигации. Но сейчас этого не делают, вокзал заброшен и ветшает. Шлюз в Москве тоже пострадал от небрежения и безжалостной эксплуатации. Сейчас канал и все его сооружения никак не охраняются из-за отсутствия статуса объекта культурного наследия России.
В краеведческих музеях вдоль канала есть экспозиции, посвященные его строительству. Нация помнит о значимости объекта, а государство — нет, оно отстало. С точки зрения Всемирного наследия важно, чтобы объект не был заброшен, чтобы вызвать интерес у туристов. Если будет написана заявка на его включение в список ЮНЕСКО, то нужно сделать это на основании двух критериев — четвертого («является выдающимся образцом типа строения, архитектурного или технологического ансамбля или ландшафта, иллюстрирующего важный этап (этапы) человеческой истории») и шестого («прямо или косвенно связан с событиями или живыми традициями, с идеями или верованиями, или произведениями литературы и искусства, имеющими мировое значение»). Подобные сооружения уже включены в список всемирного наследия: Каналь-дю-Меди (Франция), канал Ридо (Канада), акведук и канал Понткисиллте (Великобритания). У нас был бы шанс вписаться в этот тренд, все нормально с ценностью и подлинностью объекта, но очень плохо с государственной охраной.
332 святых
«Места памяти и наследия тоталитарного режима в СССР»
Этот объект более сложный и состоит из трех других. Левашовское мемориальное кладбище в Санкт-Петербурге — самое крупное захоронение жертв «Большого террора», здесь погребено 47 тысяч человек, расстрелянных в тюрьмах Ленинграда. Здесь сохранились некоторые подлинные наземные сооружения, есть маленький музей и огромный памятник «Молох тоталитаризма». На территории захоронения установлено более 25 различных монументов.
— Мы видим тотальность репрессий, широкий охват этнический, конфессиональный, социальный. Имена закопанных там людей доподлинно неизвестны, — говорит Наталья Самовер. — Люди, которые предполагают, что их родственники там, привозят портреты родственников и прикрепляют к стволам деревьев. Это свойство всех мест памяти. Например, в Норильске есть мемориал «Норильская голгофа», он находится в природной среде, которая представляет собой ад: абсолютно черная мертвая земля поливается ядовитыми дождями, синие и оранжевые дымы, вдоль всего горизонта — объекты производства. В этом месте закапывали заключенных. Здесь вечная мерзлота, из нее все поднимается на поверхность, кости погибших заключенных всплыли в 1980-х годах. Тогда это место обозначили как кладбище, и сейчас там хаотически расставлено множество памятников, и они продолжают там возникать: мемориалы литовцам, латышам, полякам, евреям, даже японцам, сделанные в традициях национальной архитектуры. Живые памятники лезут из мертвой земли. Удивительное прорастание памяти сквозь материю — это свойство наших мемориальных мест, связанных с репрессиями. Память, которая лишена могилы, ищет реализации. Она этически окрашена и маркирует произошедшее как страшное преступление.
Второй объект — Бутовский полигон в Московской области. Он тщательно расследован, и его уникальная особенность в том, что поименно известно 20 761 человек расстрелянных именно там. Список есть на сайте memo.ru. Здесь экспонируются личные вещи расстрелянных, найденные при раскопках. Специальные насыпи обозначают контуры захоронений. Сейчас там строится мемориал — углубленные в землю траншеи, на стенах которых будут перечислены имена людей в соответствии с днями казни. Существует даже икона новомучеников Бутовских.
Среди расстрелянных было много иерархов церкви, монахов и просто верующих. 332 человека причислено к лику святых. Это, по мнению Самовер, ставит Бутовский полигон в один ряд с другими самыми крупными местами гибели христианских мучеников. Поразительно, что кроме православных паломников полигон посещают и католические, это вторая по количеству категория посетителей. Католики считают Бутовский полигон общехристианской святыней.
Третий объект — «Пермь 36» — расположен недалеко от деревни Кучино Чусовского района. Это колония для политических и религиозных инакомыслящих, которые содержались там с 1972 по 1988 год. Она быстро получила статус музея, что позволило объекту сохраниться — бараки и вышки охраны там подлинные. Раньше в музее ежегодно проходил трехдневный фестиваль «Пилорама». В его рамках проводились выставки, литературные чтения, лекции, дискуссии, кинопоказы, рок-концерты и многое другое. Однажды, когда хедлайнером был Юрий Шевчук, фестивалю удалось собрать шесть тысяч человек, включая губернатора Пермского края. Но после того, как старая команда музея была вытеснена, все культурные начинания прекратились.
— Направление музея сохранилось, но нынешние музейщики не понимают, как этим заниматься, как работать с травматической памятью, — констатировала Самовер. — Этот тройной объект предлагается номинировать только по шестому критерию. Обычно его рекомендуют использовать вместе с каким-нибудь другим. Но на сегодня среди 1 052 объектов списка ЮНЕСКО есть 11 подобных, и все они связаны с травматическим наследством. Важно понимать, что это памятники не злу, а тому, что зло недопустимо, как недопустимо попрание человечности. Внутренние враги человечества — тоталитаризм, несвобода и насилие. Это общая ценность.
Чтобы появилась возможность включить Канал им. Москвы и «Места памяти и наследия тоталитарного режима в СССР» в список объектов Всемирного культурного наследия ЮНЕСКО, Министерство культуры и МИД России должны принять решение об их охране. Просьба об этом уже четыре месяца лежит в Минкульте, но рабочая группа еще не собиралась.
Эксперты на нашей стороне, но нет политической воли, ведь речь идет о дорогостоящей задаче. Однако если Россия сделает попытку отказаться от этих ценностей, она автоматически станет изгоем среди высокоразвитых культурных стран. Власть балансирует между разными общественными группами и не хочет поссориться с теми, кто отрицает репрессии, поэтому мы имеем очень странную и непоследовательную политику в этом отношении. Объекты проходные с точки зрения общемирового культурного наследия, с точки зрения ценности. Но признает ли Россия это? Примет ли она благородную и мужественную позицию? Мы узнаем это в ближайшие месяцы.
Бурятский театр оперы и балета » Царская невеста
Спектакль Владимира Рылова по опере Н.А. Римского-Корсакова «Царская невеста» (semi-stage)
Композитор Николай Римский-Корсаков
Либретто Ильи Тюменева по одноименной драме Льва Мея
Мировая премьера: 22 октября 1899 года, театр Московского товарищества частной русской оперы
Премьера постановки: 18 марта 2022 года
Продолжительность спектакля: 2 часа 20 минут
Спектакль идёт с одним антрактом
Возрастной ценз: 12+
Спектакль 15 марта 2023 года мы посвящаем первому бурятскому профессиональному тенору, заслуженному артисту РСФСР Абиде Арсаланову (1918-2002). В этот день исполняется 105 лет со дня его рождения.
Описание
«Царская невеста» — девятая опера Н.А. Римского-Корсакова по одноименной драме русского поэта, переводчика и драматурга Л. А. Мея (1822—1862). Еще в 1868 году, по совету М.А. Балакирева, Римский-Корсаков обратил внимание на эту пьесу. Однако к созданию оперы на ее сюжет композитор приступил лишь тридцать лет спустя. Сочинение «Царской невесты» было начато в феврале 1898 года и закончено в течение десяти месяцев. Премьера оперы состоялась 22 октября (3 ноября) 1899 года в московском театре частной оперы С.И. Мамонтова.
Драма Л. Мея «Царская невеста» была написана в 1849 году. Ее действие происходит в эпоху Ивана Грозного, в период жестокой борьбы царской опричнины с боярством, сопровождавшейся многочисленными проявлениями деспотизма и произвола. Драма не претендует на историческую достоверность, однако в ней ярко обрисованы напряженные ситуации той эпохи, представители различных слоев населения, жизнь и быт московской Руси.
В основу драмы положен малоизвестный исторический эпизод третьей женитьбы Ивана Грозного. Вот как описывает его Н.М. Карамзин в своей «Истории Государства Российского»: «Скучая вдовством, хотя и не целомудренным, Иван Грозный уже давно искал себе третьей супруги… Из всех городов свезли невест в Слободу, и знатных, и незнатных, числом более двух тысяч: каждую представляли ему особенно. Сперва он выбрал 24, а после 12… долго сравнивал их в красоте, в приятностях, в уме; наконец, предпочел всем Марфу Васильеву Собакину, дочь купца новгородского. Но царская невеста занемогла, начала худеть, сохнуть: сказали, что она испорчена злодеями, ненавистниками Иоаннова семейного благополучия. Злобный клеветник, доктор Елисей Бомелий, предложил царю истреблять лиходеев ядом и составлял, как уверяют, губительное зелье с таким адским искусством, что отравляемый издыхал в назначенную тираном минуту. Так Иоанн казнил одного из своих любимцев Григория Грязно́го, князя Ивана Гвоздева-Ростовского и многих других, признанных участниками отравления царской невесты. Между тем царь женился (28 октября 1572 гoдa) на больной Марфе, надеясь, по eгo собственным словам, спасти ее сим действием любви и доверенности к милости Божией; через шесть дней женил и сына на Евдокии Сабуровой, но свадебные пиры закончились похоронами: Марфа 13 ноября скончалась, быв или действительно жертвою человеческой злобы, или только несчастною виновницею казни безвинных».
В опере Римского-Корсакова сюжет Мея не претерпел существенных изменений. В либретто, написанное И. Ф. Тюменевым (1855—1927), вошли многие стихи драмы.
На сцене Бурятского театра оперы и балета «Царская невеста» ставилась в 1948, 1953 и 1971 годах.
Владимир Рылов о «Царской невесте»
«Опера эта здесь не шла очень давно, — рассказывает художественный руководитель театра Владимир Алексеевич Рылов. — Нынешние исполнители встречаются с этим сочинением впервые. Автора оперы «Царская невеста», Николая Андреевича Римского-Корсакова, я почитаю одним из величайших музыкальных изобретателей, наряду, конечно, с Чайковским, и со всеми мировыми гениями той эпохи. Думаю, что возможность прикоснуться к этой музыке для любого музыканта и для любого слушателя, которому небезразлично музыкальное искусство — это счастье, радость, удача и праздник для души.
Драматург Лев Александрович Мей — это великий знаток человеческих душ. Живя в XIX-м веке, он настолько проник в психологию людей века XVI-го, что мы, нынешние, ни минуты не сомневаемся в том, что находимся рядом с его персонажами.
Думаю, что мне и моим певцам удалось идентифицировать себя с этими людьми, с их временем, удалось понять и почувствовать, что люди XVI-го века удивительно похожи на нас, что человек не меняется, что он так же любит, так же страдает от неразделенной любви, так же счастлив в любви взаимной, так же подвержен страшным пароксизмам ревности, презрения, ненависти, которые приводят его к смертному греху: убийству. Приводят к самоуничтожению и разрушению собственной души. Именно эти проблемы хочется в первую очередь предложить для рассмотрения нашей публике.
Наша постановка посвящена и очень серьезной проблеме власти — власти подавляющей, тоталитарной, и здесь возникают прямые ассоциации с веком XX-м. Многие наши зрители знают о событиях XX-го века только по книгам, фильмам или рассказам. Я же в большой степени сам участник и очевидец этих событий, и тот исторический фон, на котором разворачивается драма наших персонажей, напоминает об этом времени».
Левиафан Дины Орловой
«Идеи нашей постановки не расходятся с идеями классической «Царской невесты», — продолжает режиссер Дина Орлова. — Мы говорим о государстве, о чудовищном Левиафане. В свое время английский философ Томас Гоббс вывел формулу: чтобы избежать войны всех против всех, люди отдают государству часть своих прав и полномочий, чтобы взамен государство защищало и оберегало людей. За эту защиту и для того, чтобы предотвратить войну всех против всех, людям часто требовалось идти на очень серьезные жертвы. Ценой такой жертвы с легкостью могла стать человеческая жизнь (или даже тысячи человеческих жизней). В частности — жизнь и судьба женщины, рассматривавшейся как объект насилия или торга…
У Римского-Корсакова события происходят во времена Ивана Грозного. Мы уходим в определенную условность и одеваем наших персонажей в костюмы первой половины XX-го века. Тогда женщины формально уже обрели свои права. И в то же время мы знаем, сколь трагичны были судьбы многих из них.
Мы говорим об этом для того, чтобы подобных трагедий в нашей истории не было бы впредь».
Художественно-постановочная группа
Дирижёр-постановщик — Владимир Рылов
Режиссёр-постановщик — Дина Орлова
Художник-постановщик — Алексей Амбаев
Художник по костюмам — Татьяна Тышкенова
Художники по свету — Владимир Цыбиктаров, Алексей Амбаев
Художник мультимедиа — Егор Бельских
Хормейстеры — Валерий Волчанецкий, Евгения Сулейманова, Майдар Дамбаев
Балетмейстер — Михаил Овчаров
Концертмейстеры: Дарима Линховоин, Саян Манжигеев, Елена Березовская, Александра Васильева
Приложение: Гоббс по международным отношениям | Логика Левиафана: моральная и политическая теория Томаса Гоббса
Фильтр поиска панели навигации Oxford AcademicЛогика Левиафана: моральная и политическая теория Томаса ГоббсаФилософия 17-18 вековИстория западной философииМоральная философияСоциальная и политическая философияКнигиЖурналы Термин поиска мобильного микросайта
Закрыть
Фильтр поиска панели навигации Oxford AcademicЛогика Левиафана: моральная и политическая теория Томаса ГоббсаФилософия 17-18 вековИстория западной философииМоральная философияСоциальная и политическая философияКнигиЖурналы Термин поиска на микросайте
Расширенный поиск
Иконка Цитировать Цитировать
Разрешения
- Делиться
- Твиттер
- Подробнее
CITE
‘Приложение: Hobbes on International Relations’
,
Логика Левиафана: моральная и политическая теория Томаса Гоббса
(
Оксфорд,
1979;
онлайн Edn,
Oxford Academic
, 22 марта 2012 г.
), https://doi.org/10.1093/acprof:oso/9780198246169.005.0001,
, по состоянию на 7 февраля 2023 г.
Выберите формат Выберите format.ris (Mendeley, Papers, Zotero).enw (EndNote).bibtex (BibTex).txt (Medlars, RefWorks)
Закрыть
Фильтр поиска панели навигации Oxford AcademicЛогика Левиафана: моральная и политическая теория Томаса ГоббсаФилософия 17-18 вековИстория западной философииМоральная философияСоциальная и политическая философияКнигиЖурналы Термин поиска мобильного микросайта
Закрыть
Фильтр поиска панели навигации Oxford AcademicЛогика Левиафана: моральная и политическая теория Томаса ГоббсаФилософия 17-18 вековИстория западной философииМоральная философияСоциальная и политическая философияКнигиЖурналы Термин поиска на микросайте
Расширенный поиск
Предмет
Социальная и политическая философия Философия 17-18 вековИстория западной философииМоральная философия
В настоящее время у вас нет доступа к этой главе.
Войти
Получить помощь с доступом
Получить помощь с доступом
Доступ для учреждений
Доступ к контенту в Oxford Academic часто предоставляется посредством институциональных подписок и покупок. Если вы являетесь членом учреждения с активной учетной записью, вы можете получить доступ к контенту одним из следующих способов:
Доступ на основе IP
Как правило, доступ предоставляется через институциональную сеть к диапазону IP-адресов. Эта аутентификация происходит автоматически, и невозможно выйти из учетной записи с IP-аутентификацией.
Войдите через свое учреждение
Выберите этот вариант, чтобы получить удаленный доступ за пределами вашего учреждения. Технология Shibboleth/Open Athens используется для обеспечения единого входа между веб-сайтом вашего учебного заведения и Oxford Academic.
- Щелкните Войти через свое учреждение.
- Выберите свое учреждение из предоставленного списка, после чего вы перейдете на веб-сайт вашего учреждения для входа.
- При посещении сайта учреждения используйте учетные данные, предоставленные вашим учреждением. Не используйте личную учетную запись Oxford Academic.
- После успешного входа вы вернетесь в Oxford Academic.
Если вашего учреждения нет в списке или вы не можете войти на веб-сайт своего учреждения, обратитесь к своему библиотекарю или администратору.
Войти с помощью читательского билета
Введите номер своего читательского билета, чтобы войти в систему. Если вы не можете войти в систему, обратитесь к своему библиотекарю.
Члены общества
Доступ члена общества к журналу достигается одним из следующих способов:
Войти через сайт сообщества
Многие общества предлагают единый вход между веб-сайтом общества и Oxford Academic. Если вы видите «Войти через сайт сообщества» на панели входа в журнале:
- Щелкните Войти через сайт сообщества.
- При посещении сайта общества используйте учетные данные, предоставленные этим обществом. Не используйте личную учетную запись Oxford Academic.
- После успешного входа вы вернетесь в Oxford Academic.
Если у вас нет учетной записи сообщества или вы забыли свое имя пользователя или пароль, обратитесь в свое общество.
Вход через личный кабинет
Некоторые общества используют личные аккаунты Oxford Academic для предоставления доступа своим членам. См. ниже.Личный кабинет
Личную учетную запись можно использовать для получения оповещений по электронной почте, сохранения результатов поиска, покупки контента и активации подписок.
Некоторые общества используют личные аккаунты Oxford Academic для предоставления доступа своим членам.
Просмотр учетных записей, вошедших в систему
Щелкните значок учетной записи в правом верхнем углу, чтобы:
- Просмотр вашей личной учетной записи и доступ к функциям управления учетной записью.
- Просмотр институциональных учетных записей, предоставляющих доступ.
Выполнен вход, но нет доступа к содержимому
Oxford Academic предлагает широкий ассортимент продукции. Подписка учреждения может не распространяться на контент, к которому вы пытаетесь получить доступ. Если вы считаете, что у вас должен быть доступ к этому контенту, обратитесь к своему библиотекарю.
Ведение счетов организаций
Для библиотекарей и администраторов ваша личная учетная запись также предоставляет доступ к управлению институциональной учетной записью. Здесь вы найдете параметры для просмотра и активации подписок, управления институциональными настройками и параметрами доступа, доступа к статистике использования и т. д.
Покупка
Наши книги можно приобрести по подписке или приобрести в библиотеках и учреждениях.
Информация о покупке
Цитаты: Гоббсова война всех против всех
Цитаты: Гоббсова война всех против всех — PhilPapers- Журналы
- Войти
- Создать учетную запись
- Синтаксис
- Расширенный поиск
Перейти к: Ссылки
Григорий С. Кавка
Этика 93 (2):291-310 (1982)
Вы должны войти, чтобы добавить цитаты.
Заказ: Самый новыйПервый автор
Экспорт: Выберите формат..Форматированный текстОбычный текстBibTeXZoteroEndNoteReference Manager
| |