Что делает нас людьми?
В человеке очень развито чувство индивидуальности, и чем сильнее наше эго, тем сложнее нам устанавливать связи с другими людьми. Однако именно связи, социальные и межличностные, делают нас сильнее: когда мы начинаем видеть мир с позиции другого человека, мы можем открыть для себя немало нового и интересного. Разбираемся в эмпатии — способности восприятия других, которая делает нас людьми.
Эмпатия как область научного интереса находится в поле зрения сразу нескольких наук, от психологии и социологии до нейробиологии. Связано это с тем, что, когда мы откликаемся на чувства и переживания других людей, мы задействуем разные типы реакций — не только эмоциональные, но и когнитивные.
Эмпатия — это способность чувствовать другого человека, соотнести себя с ним, а иногда даже прочитать чужую эмоцию. Фактически, проявляя эмпатию, мы устанавливаем психологическую и эмоциональную связь с другим человеком, размывая границы между «я» и «он». Эмпатия относится к категории когнитивных способностей человека, точно так же как способность представлять сценарии будущего или решать проблемы на основе предыдущего опыта.
Эмпатия vs. сочувствие
Однако эмпатия — это не единственное наше оружие в арсенале реакций на чужие беды: людям также свойственно испытывать сочувствие. И хотя две эти способности выглядят очень похожими, между ними есть одно четкое различие.
Когда мы испытываем эмпатию, мы как бы представляем себя в ситуации (впрочем, с этим можно поспорить — см. ниже), аналогичной той, в которой оказался другой человек, и принимаем его опыт таким образом, словно мы сами же его переживаем. Однако ключевой момент в том, что в реальности мы не испытываем реальные чувства: мы их моделируем.
Когда мы проявляем сочувствие, мы точно так же принимаем на себя чужое переживание, однако на этот раз оно на нас влияет — нас настолько трогает чужой опыт, что в ответ мы испытываем собственную эмоциональную реакцию: нам плохо, мы переживаем или, наоборот, рады и счастливы за успехи другого.
Сама эмпатия также делится на категории, их две — эмпатия эмоциональная и эмпатия когнитивная, в зависимости от того, какого типа реакцию мы проявляем
Для эмоциональной реакции первичным триггером становится само чувство, которое испытывает другой человек. Мы откликаемся на него полуавтоматически и начинаем испытывать эмоциональную эмпатию. При этом наши ощущения не зеркальны: если кто-то упал и, например, сломал ногу, мы моделируем и принимаем на себя определенную долю чужого страдания, но не физическую боль.
В случае когнитивной эмпатии триггером, как правило, является осознанное внимание к ощущениям другого человека. Именно когнитивная эмпатия подразумевается в рамках развития эмоционального интеллекта: человеку предлагается не просто отреагировать на чью-то боль, но приложить усилия для того, чтобы ее понять. Когнитивная эмпатия — это попытка заглянуть в голову другого человека, распознать, что он чувствует, и, не будем скрывать, по возможности использовать это себе на пользу. Например, предугадать реакцию человека на наше предложение и в зависимости от нее выстроить стратегию переговоров.
Как мы сопереживаем?
Пытаясь лучше понять механизм формирования эмпатии и ответить на вопрос «Как это вообще работает?», нейробиологи и социологи объединились, чтобы разработать две теории. Интересно то, что эти подходы к природе формирования эмпатии противоположны друг другу и наука пока не дает конкретного ответа о том, как работает эмпатия. Так что обе теории — лишь предположения, которые, впрочем стоит принять во внимание.
Первый подход — это теория симуляции, сторонники которой считают, что в момент эмпатии мы имитируем эмоцию другого человека, фактически представляем себе, что бы мы чувствовали на месте человека, и во многом опираемся на эмоции, а некоторые даже скажут, что на фантазию.
Второй подход — это теория разума, согласно которой мы не живем в мире собственных фантазий о чужих чувствах, но опираемся на конкретные факты. Так, проявляя эмпатию, мы основываемся на своем представлении и прошлом опыте относительно того, что должен ощущать человек в схожих ситуациях. То есть используем мыслительные процессы для объяснения чувств и действий.
Зачем это нужно?
Знать про механизм образования эмпатии нужно хотя бы из благородного стремления к просвещению, а вот сама по себе эмпатия нужна для того, чтобы быть людьми. Можно смело сказать, что эмпатия — это строительный материал человеческой морали. Благодаря ей мы живем и существуем в социуме, без которого, как известно, мы бы не выжили как вид (что уж там, животные стремятся сбиваться в стаи!).
Человек, который не страдает нарушениями психопатического спектра, начинает проявлять первые признаки эмпатии в возрасте двух-трех лет. Однако, несмотря на естественную предрасположенность к развитию эмпатии, то, какими будут ее проявления (обнять или сочувственно покивать в сторонке) и как часто мы будем их себе открыто позволять, зависит от воспитания, культуры, окружающей среды и даже генетики. Впрочем, хотя определенные «нормы» могут ограничивать наши реакции, исследования показывают, что на протяжении всей жизни человек склонен проявлять одинаковый уровень эмпатии. А точнее, тот, который он развил к концу подросткового периода, и с этой точки зрения очень важно при воспитании детей поощрять их способность к сопереживанию и помощи близким.
Развитая эмпатия делает нас успешными членами общества, она — ключевой компонент в человеческом, социальном и психологическом взаимодействии на всех этапах жизни, потому что помогает нам понять потребности и намерения других людей. Безусловно, далеко не каждый человек нуждается в активной социальной жизни, но все же для развития здоровой и счастливой личности критическую роль играет наличие близкого круга людей.
На основе эмпатии мы строим свои отношения в семье, на работе, за пределами быта и профессиональной деятельности, и все это в конечном итоге влияет на то, насколько мы будем счастливы и удовлетворены собственной жизнью. В общем, чем больше сочувствия и сопереживания, тем меньше счета на терапию и восстановление психического здоровья. Самое время пойти и подумать о чувствах ближнего прямо сейчас.
Анна Веселко
Теги
#сочувствие
#нейробиология
#психология восприятия
#психология
#эмпатия
20 453
8.3. Чувства и эмоции человека
Что такое чувства, как они связаны с желанием и какие функции выполняют в жизни человека? В каких формах человек переживает события своей жизни?
Эмоции и чувства как особая сторона душевной жизни человека
Особую,
очень важную сторону внутренней жизни
человека составляют эмоции
и чувства. Для
субъекта достоверность и очевидность
собственного внутреннего мира выступает,
прежде всего,
как эмоциональная реальность, как его
переживание. Все мы в
каждый момент времени находимся в
определенном эмоциональном
состоянии, переживаем те или иные
чувства.
Всем известно многообразие эмоций: радости, горя, страха, гнева, удивления, грусти, тревоги, восхищения, презрения и т.д. Мир чувств пронизывает все стороны нашей жизни — отношения с другими, нашу деятельность, общение и познание. Особая сфера человеческой деятельности — искусство — непосредственно обращено к эмоциям и чувствам человека.
В
описательном, феноменологическом плане эмоции
представляют собой
пристрастное отношение субъекта к
окружающему, к
тому, что с ним происходит. Переживание
этого отношения и есть эмоция, или
чувство, они выражают приятие или
неприятие
того, что происходит с человеком в данной
ситуации.
Понимание природы эмоций и чувств предполагает выход за пределы собственно чувственной сферы и рассмотрение их в контексте жизнедеятельности человека. Основой возникновения эмоциональных состояний являются потребности и мотивы человека. Механизм возникновения эмоций в самом общем виде можно свести к следующему.
Источники активности человека, побуждения к деятельности лежат в сфере потребностей и мотивов. Их удовлетворение предполагает постановку целей, решение конкретных жизненных задач. Реальные жизненные условия, в которых осуществляется достижение поставленных целей, направленных на удовлетворение потребностей, обусловливают многообразие эмоциональных переживаний. Условия, предметы и явления, способствующие удовлетворению потребностей и достижению целей, вызывают положительные эмоции: удовольствие, радость, интерес, возбуждение и т.д. Напротив, ситуация, воспринимаемая субъектом как препятствующая реализации потребностей и целей, вы

Следовательно, можно констатировать двойную обусловленность эмоций: с одной стороны, потребностями (мотивацией), с другой — особенностями ситуации. Эмоции устанавливают связь и взаимоотношение между этими двумя рядами событий, сигнализируют субъекту о возможности или невозможности удовлетворения его потребностей в данных условиях. «Эмоции, — писал А.Н.Леонтьев, — выполняют функцию внутренних сигналов, внутренних в том смысле, что они не являются психическим отражением непосредственно самой предметной действительности. Особенность эмоций состоит в том, что они отражают отношения между мотивами (потребностями) и успехом или возможностью успешной реализации отвечающей им деятельности субъекта» [35].
Собственно
эмоция есть форма субъектного отношения,
проявляющаяся
в определенных переживаниях: радости,
печали, восхищения,
надежды, обреченности и т.д. При этом
речь идет не
о рефлексии или осознании отношений, а
о непосредственно-чувственном
их отражении, о переживании. Как отмечает
А.Н.Леонтьев,
эмоции возникают вслед за актуализацией
потребностей
и мотивов и до рациональной оценки
субъектом своей деятельности.
По определению С.Л.Рубинштейна, эмоции являются субъективной формой существования потребностей (мотивов). Это значит, что мотивация открывается субъекту в виде эмоциональных состояний в форме переживаний, которые сигнализируют ему о потребностной значимости объектов и побуждают направить на них деятельность.
Эмоции и мотивационные процессы при этом не отождествляются. Эмоциональные переживания представляют собой итоговую результативную форму существования мотивов. Они не отражают всех тех процессов, которые подготавливают и определяют удовлетворение потребностей и достижение целей.
Таким
образом, эмоции — это
особый класс психических процессов
и состояний, связанных с потребностями
и мотивами
и отражающих в форме непосредственно-чувственных
переживаний
значимость действующих на субъекта
явлений и ситуаций. Чувства человека — это отношение его
к миру, к тому,
что он делает, что с ним происходит в
его непосредственном переживании.
Эмоции и чувства представляют собой особый пласт человеческой субъективности по своим функциям отличаются как от познавательных процессов (разума), так и от мотивационной сферы (желательной стороны душевной жизни) [36] (рис.21).
Эмоции, выполняяфункцию оценки, непосредственно, в переживании оценивают и выражают значимость предметов и ситуаций для достижения целей и удовлетворения потребностей субъекта. Эмоции являются тем языком, той системой сигналов, посредством которой субъект узнает о значимости происходящего.
Эмоции
выполняют функцию
побуждения: из
оценки происходящего
вытекает побуждение к действию. В
зависимости от знака
оценки (положительного или отрицательного),
действие может
быть направлено либо на присвоение,
овладение требуемым,
необходимым, либо на прекращение
неуспешного действия,
либо на выбор другого.
С побуждением тесно связана такая функция эмоций, как
Эмоции выполняют также регулирующую функцию, влияя на направление и осуществление деятельности субъекта. Регуляция действий совершается как через эмоциональную оценку текущих событий, так и через актуализацию индивидуального опыта. Прошлый опыт успешных или неуспешных действий субъекта определяет выбор действий в текущей ситуации.
Синтезирующая
функция эмоций
позволяет соединять, синтезировать
в единое целое отдельные, сопряженные
во времени и
пространстве события и факты. А.Р.Лурия
показал, что совокупность образов,
прямо или случайно связанных с ситуацией,
породившей
сильное эмоциональное переживание,
образует в сознании
субъекта прочный комплекс. Актуализация
одного из его
элементов влечет, иногда против воли
субъекта, воспроизведение
в сознании других его элементов.
Эмоции выполняют экспрессивную (выразительную) функцию. Очень часто они сопровождаются органическими изменениями периферического характера (покраснением, побледнением, учащением дыхания, сердцебиения и т.п.), проявляются в так называемых выразительных движениях (мимике — движениях лица, пантомимике — движениях всего тела, вокализации — в интонации и тембре голоса). В повседневной жизни по выразительным движениям мы, как правило, достаточно точно воспринимаем и оцениваем изменения в эмоциональном состоянии, в настроении окружающих людей.
Эмоции
выполняют особую функцию, которую
выделил А.Н.Леонтьев,
— они «ставят
задачу на смысл».
Так,
например: «День, наполненный множеством
действий, казалось бы, вполне успешных,
тем не менее может испортить человеку
настроение, оставить у
него некий неприятный эмоциональный
осадок. На фоне забот дня этот осадок
едва замечается. Но вот наступает минута,
когда человек как бы оглядывается
и мысленно перебирает прожитый день, в
эту-то минуту, когда в памяти всплывает
определенное событие, его настроение
приобретает предметную отнесенность:
возникает аффективный сигнал, указывающий,
что именно это событие
и оставило у него Эмоциональный осадок.
Может статься, например, что эта его
негативная реакция на чей-то успех в
достижении общей цели, единственно ради
которой, как ему думалось, он действовал;
и вот оказывается, что это не вполне
так и что едва ли не главным для него
мотивом было достижение успеха для
себя. Он стоит перед «задачей на личностный
смысл», но она не решается сама
собой, потому что теперь она стала
задачей на соотношение мотивов, которое
характеризует его как личность.
Перечисленные функции эмоций являются различными гранями одной общей функции — внутренней регуляции деятельности.
Формы и виды чувств
Эмоциональный мир человека многообразен и разнокачествен. К эмоциональным процессам или переживаниям относят аффекты, собственно эмоции, настроения, страсти, стрессы, чувства (рис.22).
Аффект — сильное и относительно кратковременное эмоциональное состояние, связанное с резким изменением важных для субъекта жизненных обстоятельств и сопровождаемое резким изменением в сознательной деятельности и выраженными двигательными проявлениями. Аффективное состояние выражается в заторможенности сознательной деятельности, проявляется в нарушении сознательного контроля субъекта за поведением.
Аффект
развивается в реальных условиях при
неспособности субъекта
найти адекватный выход из опасных, чаще
всего неожиданно
сложившихся ситуаций. Аффект может
подготавливаться
исподволь: повторение ситуаций, вызывающих
резко отрицательное эмоциональное
состояние, ведет к аккумуляции
аффекта, который
может разрядиться в бурном неуправляемом
аффективном
взрыве.
Аффект часто сопровождается феноменом так называемого «суженного сознания», при котором оно целиком становится арефлексивным и поглощается породившими аффект обстоятельствами и навязанными действиями. Нарушения сознания могут привести впоследствии к невозможности субъекта вспомнить отдельные моменты вызвавшего этот аффект события и ход его протекания. Преодолеть аффект возможно, как правило, лишь на стадии его возникновения, точнее препятствуя его возникновению. Этого можно достичь путем избегания вызывающих аффект ситуаций, выполнения отвлекающих действий, воображения нежелательных его последствий и т.д.
Собственно
эмоции, в
отличие от аффектов, представляют собой
более длительные
и менее интенсивные состояния. Эмоции
имеют ситуативный
характер, т.е.
выражают оценочное отношение человека
к наличной или возможной ситуации, к
своей деятельности и к своим действиям.
Собственно эмоции имеют идеаторный
характер —
они способны предвосхищать ситуации и
события,
которые еще реально не наступили, а
возникают в связи с представлениями
о пережитых или воображаемых ситуациях.
Важнейшая особенность эмоций состоит в их способности к обобщению и коммуникации. Эмоциональный опыт человека гораздо шире, чем опыт его индивидуальных переживаний: он формируется также в результате эмоциональных сопереживаний, возникающих в общении с другими людьми.
Эмоции
всегда предметны: мы
восторгаемся, печалимся или гордимся
обязательно кем-то или чем-то; приятными
или тягостными бывают наши мысли,
представления и т.п. Предмет эмоций
может быть не только реальным, объективным,
но и идеальным, воображаемым.
Настроение представляет собой устойчивые эмоциональные состояния, относительно слабо выраженные. Настроение придает эмоциональную окраску всему поведению человека, выражается в строе всех его проявлений. Если у человека хорошее настроение, то и восприятие чего-то и представление о чем-то имеет положительную окраску.
С.Л.Рубинштейн выделял две основные черты, которые характеризуют настроение в отличие от других эмоциональных образований. Во-первых, они не предметны, а личностны; когда у человека радостное настроение, он не просто рад чему-то, а ему радостно. Во-вторых, настроение не специальное переживание, приуроченное к какому-то частному событию, а разлитое общее состояние.
Настроение
определяется тем, как складываются
взаимоотношения
человека к окружающим, как он воспринимает
и осознает
происходящее с ним, как относится к
событиям своей жизни.
Страсть — сильное, глубокое, абсолютно доминирующее эмоциональное переживание. Страсть выражается в сосредоточенности, собранности помыслов и сил, их направленности на единую цель. Страсть захватывает всего человека; испытывая страсть, человек является как бы страдающим существом, находящимся во власти какой-то силы. Ввиду того, что страсть собирает, поглощает и бросает все силы на что-то одно, она может быть пагубной, но она может быть и великой. Ничто великое на свете еще никогда не совершалось без великой страсти.
Стресс представляет
собой особую форму эмоционального
переживания,
возникающего в
экстремальной жизненной ситуации,
требующей от человека мобилизации
нервно-психологических сил. Он
появляется в ситуациях угрозы, опасности,
обиды и т.п. Стресс
приводит к изменениям в протекании
психических процессов,
эмоциональным сдвигам, трансформации
мотивационной
структуры деятельности, нарушениям
двигательного и речевого поведения. Иногда напряжение оказывает положительное
влияние
на деятельность человека.
Стресс необходим для адаптации организма к меняющимся условиям существования. Основатель учения о стрессах Г.Селье считает, что стресс проходит в своем развитии три стадии: 1) «реакцию тревоги», во время которой мобилизуются защитные силы организма; 2) «стадию сопротивления», отражающую полную адаптацию к стрессору; 3) «стадию истощения», которая следует неизбежно, если стрессор достаточно силен и воздействует на человека продолжительное время.
На вопрос, как человеку самому справиться со стрессом, Г.Селье ответил: «Помогает физическая активность, но ее одной недостаточно. Самое важное — иметь «кодекс поведения», уметь жить. Найдите себе «порт назначения» — это проявлять как можно больше доброты к людям, завести как можно больше друзей… Можно уповать на добрую волю, на дружбу. Если вы нужны людям, необходимы им, вы спасены».
Чувство — одна
из основных форм
переживания человеком своего
отношения к предметам и явлениям
действительности; оно
отличается относительной устойчивостью
и постоянством. Чувства
человека возникают как обобщение
эмоций — становление
и развитие чувств выражает формирование
устойчивых эмоциональных
отношений. В отличие от ситуативных
эмоций и аффектов,
отражающих ситуативное значение
предметов в конкретно
сложившихся условиях, чувства выделяют
явления, имеющие
постоянную мотивационную значимость.
Несовпадение ситуативных и устойчивых эмоциональных переживаний получило в психологии наименование амбивалентности чувств. Амбивалентность переживаний наиболее часто возникает при несовпадении устойчивого эмоционального отношения к некоторым реалиям жизни и эмоциональной реакции на преходящую ситуацию (например, обида, если положительно оцениваемые люди, друзья проявляют к человеку невнимательность).
Чувства
человека — это сложные целостные
образования, которые
организуются вокруг определенных
объектов, лиц или даже
предметных областей (например, искусство)
и определенных
сфер деятельности. Чувства человека
всегда предметны. Опредмеченность
чувств находит выражение в том, что сами
чувства дифференцируются в зависимости
от предметной сферы, к которой
относятся. Выделяют
нравственные, интеллектуальные и
эстетические чувства. Их
называют предметными и высшими чувствами;
в них заключено все богатство эмоциональных
отношений
человека к реальной действительности.
Нравственные
(этические) чувства выражают
отношение человека
к другим людям, к Родине, к семье, к самому
себе. К моральным чувствам относят
любовь, гуманизм, патриотизм, отзывчивость,
справедливость, достоинство, стыд и
т.д. Многообразие
нравственных чувств отражает многообразие
человеческих отношений.
Высшей формой нравственных чувств
является любовь
к добру. Этические чувства регулируют
поведение человека.
Если он ведет себя в соответствии со
сложившимися нормами
поведения, он испытывает удовлетворение,
уверенность в
себе. Если же поведение человека не
соответствует признаваемым им и
общепринятым нормам, он переживает
состояние неловкости, стыда.
Стыд, по определению Г.Гегеля, «представляет собой зачаточный, не резко выраженный гнев человека на самого себя, ибо он содержит в себе реакцию на противоречие моего собственного явления с тем, что я должен и хочу быть, следовательно, защиту моего внутреннего существа против неподобающего проявления его во мне». В основе стыда лежит также неосознаваемое чувство вины, основой которой может быть не только гнев на себя, но и страх за нарушения принятых норм и предписаний. Высшим нравственным регулятором поведения человека является совесть. Известно, в каких состояниях находятся люди, совершившие неэтичный поступок. Эти переживания называют «муками совести», в основе которых лежит грех и болезнь отчуждения, отпадения человека от других, предательство своего достоинства как родового существа.
Интеллектуальные
(познавательные) чувства порождаются
познавательными
отношениями человека к миру. Предметом
познавательных
чувств является как сам процесс
приобретения знаний,
так и его результат. К интеллектуальным
чувствам относят интерес,
любознательность, ощущение тайны,
удивления. Вершиной интеллектуальных
чувств является обобщенное чувство любви
к истине, которое
становится огромной движущей силой,
способствующей глубокому проникновению
в тайны бытия.
Способность руководствоваться при восприятии явлений окружающей действительности понятиями прекрасного, любовь к красоте лежит в основе эстетических чувств. Эстетические чувства проявляются в художественных оценках и вкусах. Человек, наделенный развитым в процессе воспитания эстетическим вкусом, при восприятии произведений искусства, картин природы, другого человека испытывает приятные или неприятные для него эмоции, диапазон которых чрезвычайно широк — от чувства наслаждения и восторга до отвращения.
Формирование
чувств является необходимым условием
развития
человеческой субъективности. Самого
по себе знания мотивов,
идеалов, норм поведения недостаточно
для того, чтобы человек
ими руководствовался. Только став
предметом устойчивых чувств, эти знания
становятся реальными побуждениями и
регуляторами
деятельности.
Чувства человека обусловлены его взаимоотношениями с другими людьми; они регулируются нравами и обычаями общества. Процесс формирования чувств человека неразрывно связан со всем процессом становления его внутреннего мира. В процессе индивидуального развития чувства появляются позже ситуативных эмоций.
Предметами чувств становятся прежде всего те явления и условия, которые значимы для человека и поэтому воспринимаются эмоционально. Возникая как результат обобщения эмоционального опыта, чувства становятся ведущими образованиями эмоциональной сферы человека и начинают определять динамику и содержание ситуативных эмоций.
Еще
одна сторона проявлений чувств человека
— различение их
модальности, качества переживания. Наиболее
выпукло этот аспект
эмоциональной жизни человека представлен
в теории дифференциальных
эмоций, разработанной американским
психологом
К. Изардом [38]. Он выделил десять фундаментальных
эмоций: интерес-возбуждение,
радость, удивление, горе-страдание, гнев-ярость,
отвращение-омерзение, презрение-пренебрежение, страх-ужас,
стыд-застенчивость, вина-раскаяние. Первые
три эмоции
К.Изард относит к положительным, остальные
семь — к отрицательным.
Интерес-возбуждение — наиболее часто испытываемая положительная эмоция; она является исключительно важным видом мотивации в развитии навыков, знаний, мышления. Интерес — это единственная мотивация, которая может поддерживать повседневную работу нормальным образом. Интерес-возбуждение — это чувство захваченности, любопытства. У человека, испытывающего эмоцию интереса, возникает желание исследовать, вмешаться, расширить свой опыт; подойти по-новому к лицу или объекту, возбудившему интерес. При интенсивном интересе или возбуждении человек чувствует себя воодушевленным и оживленным.
Радость характеризуется
чувством уверенности и значительности,
ощущением
способности справиться с трудностями
и наслаждаться жизнью. Радость
сопровождается самоудовлетворенностью,
удовлетворенностью окружающими и миром.
Радость часто сопровождается чувствами
силы и энергетического подъема.
Следствием сочетания радости и
ощущения
собственной силы является связь
радости с чувствами превосходства и
свободы, ощущением того, что человек
больше, чем он есть в обычном состоянии.
Радость — это чувство, которое возникает
при реализации своих возможностей.
Препятствия к самореализации являются
препятствиями для появления радости.
Радость, однако, может и не быть
прямым результатом мыслей и действий,
направленных на достижение жизненных
целей. С религиозной точки зрения радость
— высшая мудрость.
Удивление — преходящая эмоция; оно быстро наступает и быстро проходит. В отличие от других эмоций, удивление не мотивирует поведение в течение долгого времени. Функция удивления состоит в подготовке субъекта к успешным действиям, к новым или внезапным событиям.
Страдание — это
наиболее распространенная отрицательная
эмоция; оно
является
обычно доминирующим при горе и депрессии. Психологические причины
страдания включают многие проблемные
ситуации каждодневной жизни, потребностные
состояния, другие эмоции, воображение
и т.д. Переживание страдания
описывается как уныние, упадок духа,
обескураженность, одиночество,
изоляция. Страдание сообщает и самому
страдающему человеку, и тем, кто его
окружает, что ему плохо. Страдание
побуждает человека предпринять
определенные действия, сделать то,
что необходимо для уменьшения страдания,
устранить
его причину или изменить свое отношение
к объекту, служащему его причиной.
Источником горя как наиболее тяжелой
формы страдания является утрата.
Наиболее глубокое горе возникает при
потере любимого человека. Состояние
горя человек переживает очень тяжело.
В отечественной психологии изучены
психологические механизмы переживания
горя человеком [39]. Нужно заметить,
что в духовном развитии человека
страдание и его проживание есть условие
высших духовных прозрений.
Гнев —
сильная отрицательная эмоция, возникающая
в ответ на препятствие
в достижении человеком страстно желаемых
целей. Среди причин гнева — личное
оскорбление, разрушение состояний
интереса или радости, обман, принуждение
сделать что-либо против желания. При
переживании гнева человек ощущает
свою силу и хочет напасть на источник
гнева. Чем сильнее гнев, тем более
сильным и энергичным чувствует себя
субъект, тем больше потребность в
физическом
действии. В ярости мобилизация энергии
столь велика, что человек чувствует,
что он взорвется, если не проявит
каким-либо способом свой гнев. В ярости
гнев достигает стадии аффекта.
Отвращение как
эмоциональное состояние связано с
переживанием необходимости устранить
объект или изменить его; оно есть
результат резкого рассогласования
в сознании человека ценностно-значимого,
нормального и уродливо-несовершенного,
происходящего на фоне этого нормального.
Отвращение могут вызвать как материальные
предметы, так и социальные действия,
поступки других
людей. Отвращение, как и гнев, может быть
направлено на себя, снижая при
этом самооценку и вызывая самоосуждение.
Презрение связано с ситуациями, в которых человеку необходимо чувствовать себя сильнее, умнее, лучше в каком-то отношении, чем презираемое лицо. Презрение — это чувство превосходства над другим человеком, группой или предметом, их обесценивание. Презирающий человек как бы отстраняется, создает расстояние между собой и другими. Презрение, как гнев и отвращение, в известной мере оказывается чувством враждебности. Человек враждебно относится к тому, кого он презирает.
Страх является
наиболее сильной и опасной из всех
эмоций. Причинами страха
могут быть события, условия или ситуации,
сигнализирующие об опасности.
Страх является эмоцией большой силы,
которая оказывает сильное влияние на
сознание и поведение субъекта. Страх
переживается как предчувствие беды,
неуверенности, полной незащищенности.
Со страхом связано чувство недостаточной
надежности, чувство опасности и
надвигающегося несчастья. Человек
ощущает
угрозу своему существованию. Ощущение
страха может варьировать от неприятного
предчувствия до ужаса. В развитии чувства
страха большую роль играет
воспитание в детском возрасте.
Гуманистическое воспитание сводит к
минимуму
переживания страха; родители воздерживаются
от запугивания ребенка и обучают его
в бесстрашии к опасностям. При жестком,
нормативном воспитании
родители передают ребенку свой страх
перед нарушением нормы; вредность
страха родителями обычно занижается,
и они часто намеренно запугивают ребенка.
Стыд как
эмоция повергает человека в такое
состояние, когда он кажется себе
маленьким, беспомощным, скованным,
эмоционально расстроенным, глупым,
никуда не годным. Стыд сопровождается
временной неспособностью мыслить
логично и эффективно, а нередко —
ощущением неудачи, поражения. Стыд
может вызвать презрение к самому себе.
Сознание того, что другой человек
или какие-то его черты неадекватны и
неуместны или неприличны, — другая
предпосылка переживания стыда. Стыд, а
главное — успешное его преодоление
играют важную роль в развитии и сохранении
силы Я и целостности личности. Нормальное человеческое желание не
попадать в ситуации, вызывающие стыд
или же способность к бесстрашному
покаянию, являются важным условием
в развитии сильной, самостоятельной
личности.
Вина возникает
при совершении неправильных действий.
Обычно люди чувствуют вину, когда
осознают, что нарушили правило и
переступили границы своих
собственных убеждений. Они могут также
чувствовать вину за отказ от принятия
на себя ответственности. Вина связана
прежде всего с осуждением своего
поступка самим человеком, независимо
от того, как к этому поступку отнеслись
или могут отнестись окружающие. Вина
включает такие реакции, как раскаяние,
осуждение самого себя и понижение
самооценки. Вина возникает в ситуациях,
в которых человек чувствует личную
ответственность. Переживание вины
состоит из мучительного чувства, что я
ошибся, неправ по отношению к другим
или самому себе. Вина дополняет стыд в
воспитании социальной ответственности,
но именно пробуждение и развитие совести
способствует психологической
зрелости.
Эмоции и чувства имеют различное значение у разных людей. Эмоциональность, как мы указывали ранее, составляет одну из сторон темперамента человека, т.е. в определенной мере определяется наследственными и врожденными предпосылками. Эмоциональность тем или иным образом входит в основные проявления субъектного поведения. Каждый человек имеет свой эмоциональный строй, свою основную палитру чувств, в которых он по преимуществу воспринимает мир. Совокупность человеческих чувств — это совокупность отношений человека к миру и, прежде всего, к другим людям в живой и непосредственной форме личного переживания.
Нежное напоминание о том, что нужно быть человеком Статья 48
«Нашим отношениям очень трудно наладить отношения, когда мы не знаем, что чувствуешь друг к другу.»
Другие названия, которые могут вам понравиться.
Добрый голос
Хватит быть злым по отношению к себе
Помощь в трудные времена
Посетите Recovery Road, чтобы просмотреть и прослушать все эпизоды.
Эпизод 48 — 15 августа 2020 г.
У вас есть чувства: нежное напоминание о том, что нужно быть человеком
Как самочувствие? Это достаточно распространенный вопрос, особенно в эти дни коронавируса и карантина. Но не все знают, как на него ответить. Если бы никто никогда не спрашивал нас, как мы относились к вещам, когда были молоды, мы, вероятно, не научились распознавать и описывать то, что происходит внутри нас. В этом отрывке из его книги «Накорми голову: кое-что превосходное о том, как быть собой» , Эрл Хипп напоминает нам, что быть человеком всегда связано с эмоциями. Эмоциональный словарь может помочь нам терпеть и говорить об интенсивности и дискомфорте, которые приходят с большими чувствами. Без этой способности мы найдем всевозможные способы избежать наших эмоций, отключив или сгладив то, что происходит внутри нас.
Отредактировано для краткости.
Чувства — это наша эмоциональная/физическая реакция на то, о чем мы думаем и на то, что происходит в окружающем нас мире. У всех есть чувства — их не остановить. Но все мы разные и по-разному реагируем на свои чувства. Посмотрите, похожи ли какие-либо из этих распространенных ответов на ваши:
- Мы можем не осознавать, что испытываем чувства. Если, когда мы росли, никто никогда не спрашивал нас, как мы относимся к вещам, мы, вероятно, не научились распознавать и говорить о том, что происходит внутри нас. В некоторых семьях не принято говорить о том, как вы относитесь к некоторым или даже любым предметам. Люди с таким фоном просто не в состоянии определить и выразить то, что они чувствуют. Они часто говорят, что чувствуют себя «забавно» или расстроены.
- Мы можем уйти от своих чувств или сделать вид, что их не существует. В нашей жизни случаются события, которые вызывают довольно сильные чувства. Если мы не в состоянии терпеть и справляться с интенсивностью и дискомфортом, которые приходят с нашими чувствами, мы можем найти способы «отключиться» эмоционально.
Некоторым из нас будет безопаснее просто переключить свое внимание на что-то другое или каким-то образом скрыть свои чувства. В других случаях мы можем просто пытаться выглядеть крутыми, делать вид, что нас ничего не беспокоит и не болит. Однако именно чувства делают нас людьми. Они случаются независимо от того, признаем мы их или нет. Отрицание того, что мы злимся, грустим, напуганы или как-то еще, только создает нам большие проблемы позже. Эмоциональное давление будет нарастать и нарастать. В какой-то момент что-то должно дать.
- Мы можем осознавать свои чувства, называть их, выражать и учиться говорить о том, что мы переживаем. Чувства — это своего рода информация. Они помогают нам лучше понять себя. Чувства также могут помочь нам узнать, как жить более успешно в настоящем. Например, если вы чувствуете страх, это может означать, что вот-вот произойдет что-то опасное — и это полезно знать! Так что в этом случае вы хотели бы испытать и понять свой страх.
Точно так же распознавание и переживание других эмоций может помочь вам сделать лучший выбор.
Способы избавления от чувств
Вы можете не отвлекаться от своих чувств — от страха, обиды, гнева или любого другого чувства, которое доставляет вам неудобство, — если вы переусердствуете практически с любой деятельностью. Если вам некомфортно из-за своих чувств, но продолжают происходить вещи, которые их возбуждают, вы обнаружите, что вам нужно делать все больше и больше, чтобы избежать столкновения со своими эмоциями. И вы можете даже не осознавать, насколько вы сосредоточены на своем «побеге».
Следующий список включает некоторые способы, которыми люди избегают чувств, направляя свое внимание на что-то другое. Такое поведение является или может стать разрушительным и завладеть вашей жизнью. Если какая-либо из этих ситуаций похожа на вашу жизнь, не бойтесь просить о помощи. Продолжайте искать, пока не получите необходимую помощь. Существуют группы поддержки, состоящие из людей, которые помогают друг другу справиться с похожими проблемами. Вы можете обнаружить, что присоединение к тому, что подходит именно вам, также будет большим подспорьем.
- Бег или другая физическая активность в течение нескольких часов, день за днем.
- Есть, не есть, переедать и очищаться или просто постоянно беспокоиться о еде.
- Регулярная уборка вашей комнаты часами, чтобы она оставалась безупречной, даже если она уже чистая.
- Все время думать о трудностях других людей: проблемах вашего друга, проблемах друга вашего друга и так далее.
- Всегда в наушниках и постоянно слушаешь что угодно, кроме того, что у тебя в голове и сердце.
- Все время спит, особенно когда весь остальной мир бодрствует.
- Слишком много времени у телевизора или другого экрана.
- Принимать ванну или мыть руки каждый день, утром и днем или ежечасно.
- Употребление наркотиков, чтобы подняться, опуститься, уйти в сторону или вообще оторваться от своего тела и жизни.
- Неоднократно уходить: выходить из комнаты, уходить из дома, уезжать из города, чтобы избежать неприятностей.
Желание быть одному все больше и больше времени.
- Озабоченность смертью, суицидальные мысли.
- Постоянно думать о чём-то одном.
Мои Чувства
Ответственность за чувства означает, что мы берем на себя ответственность за то, что происходит, когда мы выходим из-под контроля. Если вы находитесь в подавленном, противном, дурном настроении по поводу своей жизни, вы несете некоторую ответственность за свое влияние на окружающих вас людей. Если друг говорит: «Парень, ты был вчера в плохом настроении, мне не нравилось, когда на меня кричали», тебе нужно признаться. Вы можете сказать что-то вроде: «Ты прав, я не должен был срываться на тебе, и мне очень жаль».
Нашим отношениям очень трудно наладить отношения, когда мы не знаем, что чувствуешь друг к другу. Когда мы делимся своими чувствами с кем-то, это говорит им о том, что происходит внутри нас. Если мы не скажем, мы действительно не будем знать, что происходит или каково наше положение друг с другом.
Безопасное правило для того, чтобы поделиться своим чувством с другим человеком, состоит в том, чтобы начать со слов: «Я чувствую…». Использование подобного утверждения «я» удерживает вас от обвинения другого человека в ваших чувствах. Например, «Я злюсь, когда ты опаздываешь» лучше, чем «Ты злишь меня, когда ты опаздываешь». В первом утверждении говорится, что я несу ответственность за то, что я чувствую, и что ваше поведение (опоздание) оказывает негативное влияние на наши отношения. Второе утверждение говорит о том, что другой человек имеет власть над моими эмоциями, а их опоздание расстраивает меня — что я жертва.
Самое замечательное в чувствах то, что все они принадлежат вам. Более того, вы можете научиться более ответственно относиться к своим чувствам, если захотите. Это ОДНА часть вашей жизни, где вы можете принимать решения о том, чего вы хотите для себя. Затем, если есть люди, которые, кажется, хотят ЗАСТАВИТЬ вам плохо, вы можете проигнорировать приглашение. Здорово быть таким хозяином своей жизни.
Об авторе
Эрл Хипп — писатель, оратор и консультант. Он работает с предприятиями, школами, родительскими группами и другими организациями, помогая людям справляться с жизненными трудностями и лучше ладить друг с другом. Он написал Борьба с невидимыми тиграми — Руководство по управлению стрессом для подростков и три брошюры из серии «Встречи шагов Хазелдена для молодежи».
© Текст, Эрл Хипп, 1991; иллюстрации, Л.К. Хэнсон
Все права защищены.
Викторина TikTok по человеческим эмоциям: найдите ссылку и пройдите тест здесь
20 июня 2022, 12:07 | Обновлено: 26 июня 2022, 10:57
Кэти Луиза Смит
@_katesss
«Какое у тебя человеческое чувство?» викторина стала вирусной на TikTok — вот ссылка и как в нее играть.
Загрузка аудио…
Еще одна викторина становится вирусной на TikTok, и на этот раз она собирается показать, какие у вас «человеческие чувства».
За последний год или около того на TikTok стало вирусным несколько викторин, в том числе викторина Red Flag, викторина на 5000 персонажей и викторина на проверку реальности «Дай мне, черт возьми, уничтожить тебя».
А теперь вопрос «Какие у вас человеческие чувства?» захватывает социальные сети. На TikTok видео людей, проходящих викторину, набрали миллионы и миллионы просмотров, и все они используют хэштеги «человеческое чувство», «тест на человеческое чувство» и «викторина на человеческое чувство».
В викторину можно играть на веб-сайте uQuiz, но, в отличие от некоторых других викторин, которые стали вирусными в прошлом, все вопросы в этой викторине написаны на русском языке.
Пройдите викторину «Человеческие эмоции» от TikTok здесь. Рисунок: Тьяго Пруденсио/SOPA Images/LightRocket через Getty Images, uQuizКак перевести викторину «Человеческие чувства» на английский язык?
Если вы используете Chrome, в верхней части браузера должно появиться всплывающее окно с вопросом, хотите ли вы перевести страницу. Просто нажмите на вкладку «Английский», и вся викторина будет переведена на английский для вас.
Если вы используете Safari, в конце адресной строки есть небольшой символ перевода. Нажмите на нее, нажмите «Перевести на английский», и все будет готово.
Всего в викторине 11 вопросов, и как только вы ответите на них максимально честно, вы получите свой ответ.
Неясно, сколько результатов «человеческих чувств» включено в викторину, но игроки делятся своими результатами в TikTok и Twitter. В комментариях к одному вирусному TikTok, который поделился своими результатами, один пользователь написал: «Вопросы казались такими неуместными, но результат был таким точным ????»
Итак, какие возможные ответы вы можете получить на викторине? Настоящая любовь, искренняя любовь, безответная любовь, смирение, гнев, уныние, усталость, тревога и спокойствие широко распространялись в социальных сетях.
Другие также поделились более конкретными результатами «человеческих ощущений», такими как «Лежать на лугу в солнечный день», «Читать книгу у окна, пока на улице идет легкий дождь» и «Осознание того, что вы можете почувствовать, как вы меняетесь».