Как влюбленность меняет тело и психику человека: отвечают биолог, врач и психолог
Почему мы испытываем чувства к определенным людям и что происходит с психикой влюбленных?
Ольга Романив, семейный психолог:
– В первую очередь, мы реагируем на запах человека и феромоны. Феромоны являются летучими веществами, не имеющими как такового запаха, но представители одного пола считывают феромоны противоположного. Чем выше уровень феромонов, тем нам кажется человек более привлекательным. Женский феромон носит название копулин, мужской – андростенол.
Но последнее слово не за феромонами. Они лишь помогают нам обратить внимание на человека противоположного пола, а мы ищем с ним что-то общее, что-то «свое» – в том числе, с психологической точки зрения. Поскольку образец отношений мы несем из детства и ориентируемся на образы своих родителей, то для нас подсознательно важно найти некий похожий вариант.
Какими будут эти отношения – во многом зависит от пережитого нами опыта в детском возрасте.
Поэтому мы можем подсознательно выбрать человека, который, как и кто-то из наших родителей, будет отвергать нашу любовь, или, наоборот, того, кто будет доказывать свою.
В зависимости от уровня нашей осознанности и развития мы будем ориентироваться на какие-то сигналы в поведении, черты внешности, которые нам будут казаться знакомыми и что-то напоминать. Здесь немаловажную роль играет отключение критического мышления у влюбленного человека, что не позволяет проанализировать поведение избранника и при необходимости самоустраниться.
После феромонов в работу включаются гормоны. С психологической точки зрения в этот момент влюбленные сталкиваются практически с полным отключением критического мышления.
Они уже не могут воспринимать предмет своей страсти таким, какой он есть на самом деле, приписывают ему несуществующие черты и не замечают очевидных недостатков.
Кроме того, под действием химических процессов происходит блокировка нервных импульсов, что способно привести даже к тому, что человек может на какое-то время немного поглупеть. И потом спустя года три-четыре, когда критическое мышление восстановится, будет сильно удивляться своему выбору и тем безумствам, которые творились в период влюбленности.
close
100%
Какие гормоны заставляют нас влюбляться и как их баланс зависит от взаимности чувств?
Анастасия Калмурзина, эндокринолог СМ-Клиники в Санкт-Петербурге:
– Влюбленность возникает в результате воздействия на наш организм сложной комбинации из гормонов и нейромедиаторов – биологически активных веществ, отвечающих за передачу сигналов между клетками нервной системы.
Первый в их ряду – биогенный амин фенилэтиламин. Это органическое вещество поступает в кровь в самом начале взаимодействия с объектом нашей симпатии – еще до первого поцелуя и даже прикосновения.
Фенилэтиламин в буквальном смысле слова заставляет нас влюбляться и дает нам те самые пресловутые «крылья любви».
Мы ощущаем эмоциональный подъем и прилив сил, попутно теряя аппетит и сон.
Одновременно в крови происходит всплеск гормона адреналина. Он вводит организм в состояние стресса, когда нам кажется, что мы готовы на все ради расположения предмета наших воздыханий. Многим знакомы характерные ощущения при виде возлюбленного или возлюбленной: ноги подкашиваются, дышать становится трудно, ладони потеют. Все эти проявления также являются «заслугой» адреналина.
Если добиться ответной симпатии не удается, то адреналин уступает место гормону гнева норадреналину. В этом случае обычная адреналиновая взвинченность рискует перерасти в агрессию.
Если же нам отвечают взаимностью, то в дело вступают дофамин – гормон удовольствия и эндорфины – гормоны радости. Дофамин дает ощущение душевного подъема и предвкушение чего-то хорошего. Он также стимулирует либидо и сексуальную возбудимость. Под его воздействием мы становимся активнее, с радостью беремся за новые дела, живее интересуемся окружающим миром. Эндорфины, в свою очередь, гасят в человеке стресс и тревожность, дарят чувство эйфории и бесконечной радости от нахождения рядом с возлюбленным.
Окситоцин называют «гормоном привязанности». Именно он отвечает за формирование связи между матерью и младенцем.
В паре окситоцин работает на укрепление доверия между партнерами и мотивирует нас проявлять больше заботы к близким или родным людям.
Он также снижает выработку в организме гормона стресса кортизола. В результате мы ощущаем себя более умиротворенными и защищенными от «жизненных невзгод».
Серотонин известен как «гормон счастья». Однако это вещество скорее делает человека более эмоционально устойчивым, спокойным и сосредоточенным на повседневных задачах.
Наконец, вазопрессин имеет схожее действие с окситоцином, но при этом он активнее вырабатывается у мужчин.
Он способствует укреплению эмоциональной связи с партнершей и помогает хранить верность.
В некотором смысле сочетание окситоцина и вазопрессина дает эффект противоположный действию дофамина и эндорфинов. Поэтому их выработка усиливается по мере развития отношений – когда страсти первых месяцев или лет постепенно уступают место привязанности и крепнущему чувство «родства» между партнерами.
close
100%
Что происходит с мозгом влюбленных и какую реакцию выдает психика, когда чувства проходят?
Елена Николаева, доктор биологических наук, специалист по возрастной психологии, научный консультант клиники «Прогноз»:
– Часто непосвященному читателю кажется, что при мощных событиях в мозге человека резко меняется концентрация разных веществ, что позволяет предсказать состояние человека. Это не так. Концентрации активных веществ в мозге находятся в наноколичествах (в переводе на привычный язык – миллиардная доля). Именно поэтому мы не можем говорить о биохимии влюбленного. Если влюбленный человек сдаст все возможные анализы от кала, крови и даже, возможно, сделает томографию мозга, то врач, получив результаты, сможет сказать многое о здоровье, но разочарует нас в высказываниях про эмоции.
Он сможет сказать не более того, что человек чем-то возбужден и это возбуждение, вероятнее всего, относится к спектру положительных эмоций.
Изучая поведение влюбленного человека, внешний наблюдатель сможет сказать существенно больше, хотя положительный спектр эмоций существенно хуже дифференцируется по сравнению с отрицательным: сложно отличить радость от влюбленности, зато легко различить страх, гнев, тревогу, отвращение.
При этом субъективный мир человека может распадаться на бесконечное число оттенков. Это явление называется психофизиологической проблемой, суть которой состоит в том, что субъективный мир нельзя объяснить конкретными изменениями в мозге. Более того, субъективный мир вообще не передается другому человеку.
Простой пример. Когда молодой человек говорит девушке, что любит ее, она наивно полагает, что он имеет в виду то же, что она ощущает сама.
Но каждый из них под этими словами понимает лишь то, чему обучены в своих семья.
Итак, что биолог может сказать о состоянии влюбленности?
Чтобы влюбиться, нужно находиться в состоянии готовности к встрече с тем, в кого легко влюбиться. Это состояние готовности состоит в том числе в том, что при встрече с объектом любви человек не воспринимает его как реальный объект, но видит только то, что соответствует ожиданию.
Этому способствует то, что правое полушарие всегда видит все детали и несколько негативно оценивает видимое. Левое полушарие предпочитает воспринимать желательный объект и описывает его более положительно.
close
100%
В момент влюбленности левое полушарие просто отключает информацию от правого, что позволяет наслаждаться собственными фантазиями по поводу объекта любви.
Чем меньше возраст влюбленного, тем романтичнее и дальше от реальности образ того, кого любишь.
Но «любовная лодка разбивается о быт». И постепенно приходится возвращаться к реальности. Здесь возможны два варианта.
Зрелый человек понимает, что нужно договариваться, и постепенно решает проблемы, а потому влюбленность перерастает в глубокое чувство любви. Мы любим то, во что вкладываем свой труд.
Незрелый обижается на объект любви, обвиняя его в обмане.
Зрелый человек просто перестает любить, но сохраняет нежность и положительные эмоции.
Незрелый – начинает ненавидеть. Ненависть не имеет никакого отношения к любви. Это свидетельство неумения любить.
Надо ли защищать оскорбленные чувства
Риторика «матильдоборцев» не предполагает ни переговоров, ни компромиссов / Roman Kulguskin
«Матильда» победоносно шествует, а активисты, решительно заявлявшие о своих оскорбленных чувствах, остались без удовлетворения. Случай не первый и, видимо, не последний, а потому имеет смысл попытаться ответить на вопрос, что все произошедшее означает в реалиях современной России.
Еще Аристотель определял оскорбление как выражение пренебрежения в форме, умаляющей честь и тем самым позорящей. Если сама честь состоит в способности обеспечить такое отношение окружающих к тебе или к тому, что ты ценишь, которое ты считаешь соответствующим достоинству этих предметов, то причиняемое поступками и словами оскорбление означает в глазах других людей умаление достоинства. Кроме того, оскорбление болезненно, вызывает чувство стыда, ударяет по престижу и социальным связям. Мы заботимся о сохранении своей чести, избегаем ситуаций, в которых можем быть опозорены, в частности, стремимся не допускать оскорблений в наш адрес, а если нас все-таки оскорбляют, защищаем честь и достоинство всеми доступными способами. Вопрос об оскорблении в конечном счете оказывается вопросом о посягательстве на престиж и статус, его конфликтный потенциал весьма значителен, что оправдывает реализуемую в большинстве стран правовую защиту чести и достоинства.
Такое совмещение защиты чести и достоинства с защитой чувств и в теории, и на практике двусмысленно. Неприятные чувства в виде обиды, гнева, ревности, раздражения и т. п. могут иметь место и без того, чтобы были нарушены или ущемлены права и свободы испытывающего их человека. Специальная же защита чувств, связанных с религиозными и иными мировоззренческими установками (предусмотренная, например, содержанием ст. 148 УК РФ и ст. 5.26 КоАП РФ), основывается на придании такого рода чувствам особого статуса, для чего я не вижу оснований.
Следует заметить, что защищаются здесь не все без исключения чувства. Во-первых, чувства, связанные с религиозными установками, подлежат защите в случае, если испытывающие их граждане состоят в легально действующих религиозных объединениях, а чувства, связанные с установками мировоззренческими, защищаются при условии, что сами эти установки не противозаконны. Во-вторых, при попытке отдельного человека или группы добиться административной или судебной защиты своих чувств встанет вопрос о ценности их предмета.
Доказать такую ценность едва ли удастся не только приверженцам «церкви джедаев», но и представителям религиозных групп, не признаваемых «неотъемлемой частью исторического наследия народов России». Около года назад мировой судья участка № 4 Ленинского района Владивостока Александр Бадеев вынес решение о конфискации и уничтожении религиозной литературы, в том числе текстов Библии в синодальном переводе, у отделения «Армия спасения». Это решение было вскоре отменено, но едва ли мы ошибемся, предположив, что именно иностранное происхождение «Армии спасения» было основанием для игнорирования чувств ее членов. Формальные и реальные ограничения не только нарушают принцип правового равенства, но и превращают вопрос о защите чувств в политический, ведь именно органы власти должны принимать решение, какие чувства и по какому поводу следует считать общественно полезными, а потому подлежащими защите, а какие, напротив, не признавать за чувства вовсе.Основная проблема защиты чувств состоит в том, что частный характер чувств одного человека требует для их защиты ограничения прав другого. В самом деле, если религиозный радикал испытывает огорчение и возмущение, когда вспоминает, что где-то – возможно, что и очень близко – есть люди, отвергающие существование богов; или когда видит легкомысленно одетую летнюю толпу молодежи, настроенную радоваться жизни, а не сокрушаться; или когда заглядывает в номер Charlie Hebdo; или когда случайно попадает на сеанс «Матильды», – то критически настроенный атеист в то же время испытывает возмущение в связи с признанием теологии научной специальностью; в связи с прозелитизмом; заигрыванием государства с церковью и т. п. И вообще, какие только убеждения, мнения, предрассудки или случайно принятые на веру вещи не заполняют наши головы, какими только путями мы не присваиваем им ценность и важность, так что и малое сомнение в их истинности нам неприятно! В таком разнообразии чувств политическим властям, вознамерившимся ими манипулировать, было бы гораздо удобнее иметь дело не с самими чувствами, учесть которые трудно, да и тревожить лишний раз бывает опасно, а с чувствами имитируемыми, например, в ходе пропагандистских кампаний.
Но при этом защита даже фиктивных чувств одних не перестает быть реальным ограничителем прав других.Решение вопроса о сравнительной ценности частного интереса испытывать конкретное чувство и, например, общего права на свободу мнений лежит в практической плоскости. Критические суждения о религии, атеизм и свободомыслие и сегодня еще во многих обществах могут стать причиной суровых наказаний, что уж говорить о старых временах, когда такая ситуация была повсеместной, а наказания гораздо более жестокими. Современные свободы – мнений, совести, вероисповедания и проч. – это завоевание всесторонней эмансипации европейского человечества в XVIII–XX вв., а также длительного процесса возрастания разума, который Макс Вебер называл «расколдовыванием мира». Свободная конкуренция свободно выражаемых мнений представляет собой основной фактор выживания и развития современного общества, поскольку только так можно снизить количество ошибок и увеличить количество удачных решений. Чем желаннее прогресс и чем выше цена ошибок, тем значимее свобода выражения мнений, поэтому я думаю, что переживание кем бы то ни было конкретных чувств по какому бы то ни было поводу вообще не должно быть предметом правовой защиты, так как такую защиту нельзя обеспечить одним, не ограничивая при этом прав и свобод других.
Итак, если из необходимости защиты чести и достоинства личности не следует необходимость защиты каких-либо конкретных чувств, то в форме, не оскорбляющей достоинство личности, по поводу предметов чувств могут свободно выражаться мнения, согласно которым предмет чувств не существует, переоценен по своему значению, является «неподлинным» или «ненастоящим», ни зачем не нужен и бесполезен, преходящ и непостоянен, случаен и относителен, вреден, не достоин уважения, ложен и т. п. Уязвление чувств субъекта соответствующих установок при этом, конечно, возникает, но это совершенно нормальное явление, отражающее общую конкуренцию людей за обладание знанием, престижем и влиянием и, кроме того, представляющее собой элемент ответственности человека за принятие тех или иных установок, культивирование в себе тех или иных эмоциональных состояний.
В длившейся почти год кампании «матильдоборства» оскорбленные чувства играли роль повода нарочно неправдоподобного, т. е. были фикцией. Суть дела состоит здесь, как мне кажется, в политической акции, в которой представляющая установки радикального меньшинства активистская группа получила возможность в публичной сфере осуществлять враждебные и провокационные действия против другого меньшинства, одновременно повышая свою политическую значимость и до некоторой степени изменяя настроения в обществе в целом.
Антилиберальный по своей идеологии авторитарный режим нынешней России вошел в стадию уходящей за горизонт стагнации, в которой внутренние проблемы будут купироваться посредством сталкивания различных общественных групп в управляемых конфликтах и псевдоконфликтах. Естественным образом составляются негласные альянсы власти с идеологически близкими группами. Возможность апеллировать к государству в связи с защитой чувств ставит группу в выгодное положение для атаки общих противников, а найти повод оскорбиться можно всегда. Тут включается групповая индукция гнева, совершаются его яркие демонстрации, а затем на эмоциональном подъеме со словами «Держите меня, а то я сейчас ужас что сделаю!» следует обращение к властям с требованием защитить оскорбленные чувства. Поскольку смешение защиты чести и достоинства (публичного блага) с защитой чувств (частный интерес) уже произведено на уровне правовых инструментов, можно с видимостью легитимности и незаинтересованности использовать их как против конкретных общих врагов, так и вообще для изменения общественного климата. Доминирующая роль власти при этом гарантируется ее правом назначать те или иные убеждения и чувства общественно полезными или общественно вредными, так что альянс с одной группой всегда может быть заменен альянсом с другой.
В истории с «Матильдой» такой альянс власти и православных политиков-активистов прошел очередное испытание. Явным итогом кампании стал промоушен фильма, его авторов, самих политиков-активистов, а также всей темы последнего царя. Неявный итог состоит в демонстрации того, как «одобряемые» религиозные чувства и мировоззренческие установки могут помочь войти в негласный альянс с властью, повысить влиятельность и нанести урон противникам. А урон действительно нанесен, хотя и не в виде привлечения кого-либо к юридической ответственности. Православным политикам-активистам удалось в очередной раз актуализировать вопрос о «цензуре чувств», что неизбежно заставит акторов сферы культуры действовать осмотрительнее, но удалось также индуцировать отдельных впечатлительных граждан, так что в обществе в целом возрос потенциал гражданских раздоров. Это вызвало даже ревность, например, у министра культуры, работа которого в аналогичном направлении, очевидно, потеряла былой динамизм. Урок «матильдоборства» будет усвоен на всех уровнях, и различные органы власти будут получать все больше предложений о сотрудничестве от решительно настроенных и идеологически близких групп – ситуация, хорошо знакомая как раз по истории несчастливого царствования последнего царя.
Автор – философ, приглашенный преподаватель Европейского университета в Санкт-Петербурге
Новости СМИ2
Отвлекает реклама? Подпишитесь, чтобы скрыть еёЧеловеческие чувства (ТВ, 1978)
- Актеры и съемочная группа
- Отзывы пользователей
- Общая информация
IMDbPro
- Телефильм
- 1978
- 1ч 13м
РЕЙТИНГ IMDb
5. 1/10
68
ВАША ОЦЕНКА
ComedyFantasy
На Небесах, управляемых женщиной-Богом, плохая прибыль от ангелов разочаровывает Бога. Она решает подать пример, уничтожив Лас-Вегас наводнениями и пожарами. Чт… Читать всеВ Небесах, которыми управляет женщина-Бог, плохие доходы от ангелов разочаровывают Бога. Она решает подать пример, уничтожив Лас-Вегас наводнениями и пожарами. Несчастный ангел (Билли Кристал), пытаясь найти цель своего существования, умоляет их… Читать все На Небесах, как бизнес, которым управляет женщина-Бог, плохие доходы от ангелов разочаровывают Бога. Она решает подать пример, уничтожив Лас-Вегас наводнениями и пожарами. Несчастный ангел (Билли Кристал), пытаясь найти цель своего существования, умоляет их. Он заключает сделку с Богом, что если он сможет найти 6 добродетельных людей до истечения срока… Читать все
- Режиссер
- Эрнест Пинтофф
- Сценарист
- Генри Блумштейн
- Звезды
- Нэнси Уокер 90 004
- Билли Кристал
- Сквайр Фриделл
Фотографии
TOP CAST
Нэнси Уокер- Бог — миссис G
- Miles Gordon
- Фил Сойер
- Глория Прентис
- Джонни Тернер 90 009 Ричард Дмитрий
- Гарсия
- Робин Деннис
- Официант
- Лестер
- Верна Голд
- Первый охранник
- Директор
- Эрнест Пинтофф
- Сценарист
- Генри Блумштейн
- Все актеры и съемочная группа
- Производство, кассовые сборы и многое другое на IMDbPro
- Связи
Упоминается в Primetime Glick: Роб Лоу / Билли Кристал (2001)
- hdelbruk
- 31 января 2019 г. Войти
Подробнее
- Дата выпуска
- 16 октября , 1978 (США)
- Страна происхождения
- США
- Язык
- Английский
- Также известен как 900 12
- Майлз Ангел
- Дата выпуска
- Места съемок
- Лас-Вегас, Невада, США
- Производственные компании
- Crestview Productions
- Charles Fries Productions
- Worldvision Предприятия
- См. больше кредитов компании на IMDbPro
- Продолжительность работы
1 час 13 минут
- Цвет
- Звуковой микс
- Соотношение сторон
- 1,33 : 1
Барри Гамильтон
Розика Халмош
Тони Кристинг
Больше похоже на это
True Colors Дама в красном Enola Gay: The Men, the Mission, the Atomic Bomb Наше время Испытание кролика Девушки из дома Хантингтона 900 11 Флики Бастер и Билли SST: Полет смерти Расставаться трудно Torchlight Strong MedicineСюжетная линия
Знаете ли вы
Обзоры пользователей1
ОбзорИзбранный обзор
6/ 10Билли Кристал в роли ангела и Нэнси Уокер в роли Бога Насколько это идеально?
Типичный телефильм 1970-х годов. Здесь есть несколько замечательных исторических элементов, которые не были очевидны в 1978 году. Тем не менее, фильм по-прежнему довольно прост в своей истории и послании о любви, браке и отношениях. Но что придает этому фильму истинное значение, так это то, что Нэнси Уокер играет Бога (довольно революционная идея для того времени), обеспечивая при этом очень легкомысленные и юмористические отношения с Кристал, сбитым с толку ангелом, который узнает о человеческих эмоциях. Также обратите внимание на молодого Армана Ассанте, который отлично справляется со своей работой.
полезно•1 1Технические характеристики
Новости по теме
Внесите свой вклад в эту страницу
Предложите отредактировать или добавить отсутствующий контент
Top Gap
Под каким названием Human Feelings (1978) был официально выпущен в Канаде на английском языке?
ОтветитьЕще для изучения
Недавно просмотренные
У вас нет недавно просмотренных страниц
Что люди могут узнать об эмоциях от животных: выстрелы
Чтобы изучить эмоции у животных, ученым необходимо заглянуть за чувства в состояния мозга, которые вызывают определенное поведение. Фрэн Лорандо/RooM RF/Getty Images скрыть заголовок
переключить заголовок Фрэн Лорандо/RooM RF/Getty ImagesЧтобы изучить эмоции животных, ученым необходимо заглянуть за чувства в состояния мозга, которые вызывают определенное поведение.
Фрэн Лорандо/RooM RF/Getty ImagesМы, люди, часто говорим, что рычащая собака «злит», а мурлыкающая кошка «счастлива».
Но эти термины малопригодны для таких ученых, как Дэвид Андерсон, профессор биологии в Калифорнийском технологическом институте, изучающий мозговые цепи, участвующие в эмоциональном поведении. «Мы должны делать больше, чем просто проецировать свои эмоции на других животных, — говорит он, — потому что животные — это не маленькие человечки в пушистых костюмах».
И животные не могут рассказать нам, что они чувствуют. Тем не менее, Андерсон считает, что существует связь между эмоциями животных и человека.
«Эмоции — это функции мозга, которые со временем эволюционировали в результате естественного отбора», — говорит он. «Они не просто так появились на планете с появлением Homo sapiens ».
Эта идея лежит в основе последней книги Андерсона «Природа зверя: как эмоции управляют нами» . Это также играет центральную роль в растущих научных усилиях по поиску новых методов лечения расстройств, таких как посттравматическое стрессовое расстройство, путем манипулирования цепями мозга, связанными с эмоциями, у животных.
В своей книге Андерсон описывает исследования, проведенные в его лаборатории, которые предполагают, что схемы мозга, лежащие в основе человеческих эмоций, имеют много общего с цепями, обнаруженными у мышей и даже плодовых мушек.
Чувства против эмоций
Андерсон говорит, что для изучения эмоций у животных ученым сначала нужно отложить в сторону свое собственное восприятие того, что люди обычно считают эмоциями, например гнев, страх, печаль или радость.
Другими словами, им нужно смотреть за пределы человеческих чувств .
«Чувствующая часть — это лишь верхушка айсберга над морем нашего сознания», — говорит Андерсон. «Часть ниже — это то, что у нас общего с животными».
Под чувствами, по его словам, скрываются состояния мозга, вызывающие определенное поведение. И это та часть эмоций, которую могут изучать ученые. Например, лаборатория Андерсона исследовала плодовых мушек, которые становятся гораздо более активными, когда видят движущуюся тень, подобную той, которую отбрасывает летающий хищник.
«Мы видим, что чем больше раз мы доставляем тень, тем больше прыгают мухи, пока они буквально не прыгают, как попкорн», — говорит он.
И мухи продолжают прыгать после того, как тень исчезла.
Андерсон вел бы себя примерно так же, если бы в походе увидел гремучей змеи.
«Я бы прыгнул в воздух», — говорит он. «Но даже в течение нескольких минут после того, как змея уползла в кусты, мое сердце бешено колотилось, во рту было сухо, и я, вероятно, подпрыгивал каждый раз, когда видел перед собой змееподобный предмет — даже если это была палка. .»
Такое поведение типично для стойкого состояния мозга, называемого защитным возбуждением. Он присутствует как у плодовых мушек, так и у людей, поэтому Андерсон считает, что изучение страха у насекомых или мыши может многое рассказать о человеческих эмоциях.
«Мы можем попытаться выяснить, как мозг генерирует это состояние, что заставляет его длиться так долго и что заставляет животное, наконец, успокоиться», — говорит Андерсон.
У мышей ответом, по-видимому, являются специализированные клетки мозга, которые становятся гиперактивными, когда мышь обнаруживает угрозу, и постепенно возвращаются к нормальному состоянию после того, как угроза миновала. Андерсон подозревает, что у людей есть похожая группа клеток, которые генерируют чувство, известное нам как страх.
Межвидовая агрессия
Еще одно человеческое чувство, которое, вероятно, имеет свои корни в эмоциях животных, — это гнев.
Невозможно узнать, испытывают ли животные гневные чувства, говорит Даю Лин, нейробиолог из Нью-Йоркского университета. Но агрессивное поведение, связанное с человеческим гневом, можно обнаружить у рыб, рептилий, птиц и млекопитающих.
Со Лин изучала области мозга, связанные с агрессией. И она нашла один, который кажется критическим.
«Это крошечная, крошечная область глубоко в мозгу, и она есть у всех нас», — говорит она.
У людей эта область находится в нижней части гипоталамуса, чуть выше гипофиза. И исследования показывают, что у мышей и других животных этот скопление мозговых клеток является частью основного контура агрессии.
«Мы можем вызвать агрессию, просто искусственно активировав эту область у грызунов», — говорит Лин.
Включите его, и мышь нападет. Выключите его, и исчезнет даже природная агрессия животного. Есть некоторые свидетельства того, что это может происходить и у людей. Врачи иногда используют глубокую стимуляцию мозга, чтобы деактивировать цепь агрессии у крайне агрессивных психиатрических пациентов.
«Обычно агрессия не поддается контролю», — говорит Лин. «Обычно это крайняя мера».
Травма, страх и посттравматическое стрессовое расстройство
Эмоции животных также помогают ученым понять некоторые психические расстройства, включая посттравматическое стрессовое расстройство (ПТСР).
«На самом деле мы рассматриваем посттравматическое стрессовое расстройство как расстройство, при котором эта развившаяся важная реакция на страх зашла слишком далеко», — говорит доктор Керри Ресслер из Гарвардской медицинской школы и больницы Маклина.
У человека с посттравматическим стрессовым расстройством даже незначительное событие может вызвать реакцию стресса и страха, которая длится часами, говорит Ресслер. И есть аналогия с животными.
Обычная мышь замирает, когда слышит звук, напоминающий легкий удар электрическим током. Но если толчки перестают поступать, животное вскоре научится игнорировать тон.
Травма меняет эту кривую обучения.
«Если у животного была предыдущая травма, оно обучается быстрее, оно дольше замирает, и ему требуется больше времени, чтобы погасить или понять, что этот тон на самом деле безопасен», — говорит Ресслер.