Чувства эмоции ощущения – , ,

Отличие чувств от эмоций. Чем чувства отличаются от эмоций

Голод, любовь, гнев, бессилие, уверенность в себе, чувство юмора… Каждый человек испытывает эти чувства. Или эмоции? Тонкая грань между этими двумя понятиями едва различима, но всё-таки есть. Отчасти путаница возникла оттого, что изначально многие психологи рассматривали эмоции как широкое понятие, включающее в себя и сами эмоции, и чувства, а также аффекты, стресс и настроение. Но мы будем рассматривать эмоции и чувства как эмоциональные процессы. И попробуем разобраться, есть ли между ними отличия, и какие.

Механизм возникновения

Эмоции – это оценочная реакция человека на определённые (возможные или существующие) ситуации. Эмоции направлены на сохранение жизненных функций, связаны с нашими потребностями и их удовлетворением или неудовлетворением. Схему можно объяснить на простом примере: если вы голодны, желудок посылает сигналы мозгу, но в данный момент удовлетворить потребность в пище вы не можете, в мозгу созревает эмоциональная реакция, и вы испытываете голод. Допустим, голод мы удовлетворили, значит, эмоция сменится. Таким образом, делаем вывод, что эмоции ситуативны. Некоторые человеческие эмоции являются врождёнными, к ним относятся те, которые связаны с удовлетворением биологических потребностей.

А есть ли приобретённые эмоции? Вот как раз их мы и называем чувствами . На чувства влияет наш жизненный опыт и окружающая действительность. Они связаны с ассоциациями человека с определёнными предметами, ситуациями или людьми. Чувства ещё называют высшими эмоциями, а также вторичными, так как они формируются на основе простых эмоций.

Эмоция вполне осознанна. Чаще всего мы можем объяснить, почему испытываем ту или иную эмоцию, а вот описать словами, почему мы испытываем чувство, очень тяжело. Если человека спрашивают, почему он любит другого человека, он пускается в путанные и пространственные объяснения, и не может дать конкретный ответ. Чувства носят постоянный характер, некоторые могут сопровождать человека всю жизнь, но при этом вызывать разные эмоции в разных ситуациях. Например, в определённой ситуации любимый человек может вызвать раздражение или гнев, но даже это не убьёт чувство любви.

Способы выражения

Эмоции выражаются очень просто. Их отражение мы находим в мимике людей, жестах, манере разговаривать. Чувства мы чаще выражаем словами: «я тебя люблю», «я ненавижу лук» и т.п. Некоторые чувства мы скрываем, но они всё равно могут проявиться через определённые эмоции. Незаметно для нас, но вполне явно для окружающих. А всё дело в том, что человеческий опыт обобщил определённые мимические проявления, сделав их устойчивыми для выражения чувств. Например, когда мы удивляемся, мы приподнимаем брови, или есть такое устойчивое выражение «открыть рот от удивления». Легче всего отследить проявление эмоций у детей. Они ещё не научились скрывать свои чувства, отчего любое их проявление читается на лице. Со взрослыми всё несколько сложнее, умение скрывать свои чувства привело к тому, что появилось целое направление по изучению жестов, лиц, мимики. Это направление получило название физиогномика.

Выводы сайт

  1. Эмоции ситуативны, чувства привязаны к определённому человеку или предмету.
  2. Приобретённые эмоции мы называем чувствами.
  3. Чувства формируются на основе простых эмоций.
  4. Механизм возникновения эмоций мы можем объяснить, чувства объяснить словами тяжело.
  5. Эмоции кратковременны, чувства длятся на протяжении неопределённого отрезка времени.
  6. Чувства выражаются через эмоции.
  7. Чувства мы вполне осознаём, а эмоции часто нет.
  8. Чувства не меняются в зависимости от ситуации, а эмоции всегда привязаны к ситуации.

Всем очередной недвусмысленный привет от Саши Богдановой!

Хочу помучить вас вопросом-головоломкой: чем отличаются чувства от эмоций? Не каждый способен отличить одно от другого, ведь эти понятия тесно переплетены друг с другом.

Но все же это не одно и то же, чем отличается первое от второго, второе – от первого, и какова их сумма – это мы выясним прямо сейчас.

Вы спросите: почему я задалась таким вопросом? Все просто – на протяжении всей нашей жизни нам приходится взаимодействовать с другими людьми, а также узнавать и изучать себя. Да-да! Мы сами

pobeda-mf.ru

Как научиться понимать свои эмоции?

Профессор психологии Роберт Плутчик перечислил восемь базовых эмоций и соответствующих им функций: страх — защита, злость — уничтожение, радость — размножение, печаль — восстановление связей, доверие — присоединение, брезгливость — отвержение, ожидание — ориентация, удивление — исследование.

Словно краски на палитре художника, эмоции могут смешиваться, образуя другие, более сложные эмоции. Чем полезна эта классификация? Она дает тонкое знание оттенков эмоций, которое помогает нам лучше разобраться в своих реакциях.

У каждого из нас, согласно теории Плутчика, есть ведущая эмоция. Если ее проявление не одобряется нашим окружением или опасно для самовосприятия, включается защитное поведение.

Радость. Защитное поведение: переживания по поводу нарушений личностного пространства, стремление соответствовать общепринятым стандартам поведения, озабоченность «приличным» внешним видом, вежливость, любезность, бескорыстие, общительность.

Доверие. Защитное поведение: общительность, стремление быть в центре внимания, жажда признания, оптимизм, непринужденность, хвастовство, жалость к себе, обходительность, пафос, легкая переносимость критики и отсутствие самокритичности.

Страх. Защитное поведение: инертность, пассивность, уход в себя, безынициативность, покорность, склонность к зависимости от кого-либо, избегание проблемных ситуаций, робость, забывчивость, боязнь новых знакомств.

Удивление. Защитное поведение: импульсивность, отсутствие глубоких интересов, внушаемость, неумение доводить до конца начатое дело, быстрая смена настроения, умение легко устанавливать поверхностные контакты.

Печаль. Защитное поведение: страдания из-за утраты воображаемого объекта и потери самоуважения, поиск и исправление своих недостатков, достижение высоких результатов в деятельности, занятия спортом, коллекцио­нирование, стремление к оригинальности.

Брезгливость. Защитное поведение: контроль, отсутствие внушаемости, повышенная критичность, гордость, самолюбие, эгоизм, обостренное чувство справедливости, чувствительность к критике и замечаниям, требовательность к себе и другим.

Гнев. Защитное поведение: импульсивность, раздражительность, вспыльчивость, требовательность к окружающим, реакции протеста в ответ на критику, отсутствие чувства вины.

Ожидание. Защитное поведение: повышенный контроль, не позволяющий узнать эмоции других, склонность к анализу и самоанализу, добросовестность, основательность, любовь к порядку, предусмотрительность, индивидуализм.

Мы можем полнее осознать свои эмоции, задавая себе примерно такие вопросы:

  • Что сейчас со мной происходит?
  • Какие ощущения у меня в теле?
  • Что мне хочется сейчас сделать?
  • Как назвать то, что я чувствую?
  • Может ли мое ощущение стать сильнее?
  • На что оно тогда будет похоже?
  • Может ли мое чувство стать слабее?.. и так далее.

Понимая свои эмоции, мы лучше узнаем себя и свои желания. И можем сознательно найти способ удовлетворять их.

Первичные диады (сочетание первичных эмоций)

  • Радость + доверие = любовь
  • Доверие + страх = покорность
  • Страх + удивление = трепет
  • Удивление + печаль = разочарование
  • Печаль + брезгливость = сожаление
  • Брезгливость + гнев = презрение
  • Гнев + ожидание = агрессия
  • Ожидание + радость = оптимизм

Вторичные диады (сочетание эмоций, разделенных на колесе другой эмоцией)

  • Радость + страх = вина
  • Доверие + удивление = любопытство
  • Страх + печаль = отчаяние
  • Удивление + брезгливость = омерзение
  • Печаль + гнев = зависть
  • Брезгливость + ожидание = цинизм
  • Гнев + радость = гордость
  • Ожидание + доверие = фатализм

Третичные диады (сочетание эмоций, которые разделены на колесе двумя другими эмоциями)

  • Радость + удивление = восхищение
  • Доверие + печаль = скука
  • Страх + брезгливость = стыд
  • Удивление + гнев = возмущение
  • Печаль + ожидание = пессимизм
  • Брезгливость + радость = болезненность
  • Гнев + доверие = доминирование
  • Ожидание + страх = тревога

Читайте также

www.psychologies.ru

что это такое, человека, чем чувства отличаются, часто используемые, перейти в конец истории, таблица, какие бывают

Человек – существо эмоциональное. Каждый день люди переживают десятки чувств и эмоций, не всегда понимая, в чем разница между этими двумя ощущениями. Специалисты установили, что на Земле живет множество людей, не разбирающихся в собственных переживаниях, отчего и возникают проблемы психологического и социального характера.

Что вызывает чувства и эмоции

Несмотря на тонкую грань, эмоции и чувства различаются между собой, но порождаются одним фактором – ощущениями человека. Вызывают сильное душевное переживание; так еще можно характеризировать общую черту между двумя понятиями, анализируя события, происходящие вокруг.

Изучая функции головного мозга и реакцию нейронов на разные внешние и внутренние раздражители, ученые составили таблицу чувств и эмоций человека. Потрясшим научный мир открытием стало то, что благодаря последнему ощущению у людей со временем вырабатываются первые, формирующие характер и поведение в разных жизненных ситуациях.

Функции эмоций

Исходя из научной точки зрения, эмоции – это моментальная реакция на ситуацию. С четырьмя такими ощущениями человек рождается, а остальное приобретает в процессе жизни. Проведя ряд исследований, специалисты установили, что у живущих на Земле разумных существ есть ощущения, которые заложены в них в виде инстинктов самосохранения вида, доставшихся от предков. Пятая, основная, эмоция вырабатывается в период взросления и воспитания.

Первым, кто составил таблицу эмоций, был Кэррол Эллис Изард, доктор философии Сиракузского Университета в Нью-Йорке, профессор психологии Делавэрского Университета. Всю жизнь ученый посвятил изучению психологических состояний человека и его реакциям. Эмоции призваны оберегать, предупреждать, расслаблять или мобилизовать внутренние ресурсы человека.

Чем отличаются чувства от эмоций

Чувства в психологии – это эмоции, которые возникают с течением времени. Этот процесс сопровождается размышлением и анализом поведения и реакции окружающих на ситуацию. Новорожденный появляется на свет с уже заложенными четырьмя инстинктивными манерами поведения, и еще не умея говорить, ребенок уже умеет выражать эмоции.

По детским гримасам можно распознать:

  • страх;
  • гнев;
  • радость;
  • удивление.

Переживая период взросления и начиная понимать происходящее, дети учатся распознавать и демонстрировать родителям и окружающим без слов печаль и стыд.

Постоянно испытывая боязнь, ребенок вырабатывает навык или чувство опасаться одних ситуаций и избегать других. Печаль или грусть наступает у детей, когда они понимают, что взрослые заняты, или они не получат требуемого поощрения. Такие эмоции тоже со временем учат испытывать страх и бояться одиночества.

Изучая поведение и реакции на раздражители, специалисты пришли к выводу, что вначале была эмоция или импульс, а потом – чувство, и одно без другого не бывает. Из опытов стало ясно, что бесчувственных людей нет, но есть те, кто не умеет различать собственные ощущения.

Список эмоций

Изучая реакции мозга на внешние раздражители, доктор Изард пришел к выводу, что у человека есть 10 состояний психики, которые являются основными. Среди них 3 – положительные эмоции, 7 – отрицательные.

В первой группе есть интерес, радость и удивление, которое некоторые специалисты относят в нейтральные эмоции. А страдание, гнев, презрение, отвращение, страх, стыд и вина – это негативные вибрации мозга, вызывающие неприятные ощущения.

Базовые эмоции по Изарду способны создавать другие «подэмоции», определяющим ключом к которым будет одна из основных реакций человека. Например, гнев может вызывать возмущение, обиду, сопротивление или зависть, а искренние эмоции, такие как радость или интерес, способны настроить человека на гордость, надежду или мечтательность.

Спектр эмоций ярок и многоцветен, и одна как явление краткосрочное перетекает в другую. Вина и стыд могут привести к тоске и нетерпеливости, а удивление – к шоку или эйфории. Яркие эмоции переплетаются и через время порождают чувства, которые организм запоминает и узнает, как реагировать на повторяющуюся ситуацию.

Список чувств

Чувства, как и эмоции, могут быть положительными или отрицательными. Те ощущения, что доставляют удовольствие, относятся к психологическим состояние со знаком «плюс», а те, что угнетают и расстраивают, имеют знак «минус». Положительные ощущения помогают человеку находиться на пике активности и преодолевать преграды, а отрицательные – в большинстве своем вводят в ступор и лишают желания что-либо менять.

Существует пять чувств, относящихся к основным; они сходны по названиям с эмоциями:

  • любовь;
  • радость;
  • гнев;
  • страх;
  • печаль.

Эмоция «удивление» с примесями страха способна вызвать гнев или раздражение. А любовь и радость создают высокие чувства удовлетворенности и спокойствия.

Негативные чувства рождаются из смеси реакций нейронов головного мозга, таких как печаль и разочарование. Из агрессии и досады рождается ненависть или презрение. Скука порождает отвращение и раздражение, а формула из интереса и времени способствует появлению настороженности. Установлено, что оттенков эмоций больше, чем гамм чувств.

Медитативное упражнение для понимания эмоций

К психологам обращаются люди, которые не могут сопоставить мысли и чувства, ощущая из-за этого дискомфорт. Сбои в понимании и принятии собственных эмоций происходят по ряду причин, связанных с детством, подростковым возрастом или взрослой жизнью. Например, мягкий человек, попадая на руководящую должность, чтобы продержаться и управлять коллективом, должен преодолеть жалость или страх перед непониманием сотрудников.

Чтобы вспомнить, как это – ощущать мир «по детски» и различать эмоции – специалисты рекомендуют ряд медитативных практик, позволяющих услышать себя. Психологи утверждают: если на простой вопрос о том, что сейчас ощущает клиент, он не может ответить, – время упражнения пришло. Восточная практика позволять понять ощущения через физические реакции организма.

Для начала практики рекомендуется сесть в удобную позу и закрыть глаза. После этого требуется успокоить разум и почувствовать то, что происходит в теле. Чтобы настроиться на работу, человеку нужно ощутить себя здесь и сейчас. Мысленно анализируется положение организма в пространстве и степень комфорта в сейчас.

Находясь в расслабленном состоянии, прислушиваются к собственному дыханию. Отмечают про себя степень расслабленности и то, приятно и спокойно ли дышится с закрытыми глазами. Внутренним взглядом проводят анализ всех участков тела и выявляют, откуда идут ощущение тревоги или дискомфорта.

В первую очередь обращают внимание на голову и горло. Сконцентрировавшись на речевом аппарате и шее, несколько минут слушают сигналы, исходящие оттуда. После чего описывают чувства словами или записывают, не открывая глаза. Нужно выявить самые слабые толчки и вибрации. Слова «нормально» или «привычно» использовать нельзя, потому что они являются защитной реакцией подсознания, не разрешающей анализировать.

На втором этапе опускаются ниже, в район грудной клетки и сердца. Внутренним взглядом проводят анализ ощущений там. Полученные ответы и реакции записывают или проговаривают вслух, как и при анализе горла.

В груди может быть чувство пустоты или наполненности, легкости или тяжести. При анализе ощущают давление, скованность или расслабленность, комфорт и спокойствие.

На следующем этапе, не открывая глаз, перемещаются в область солнечного сплетения и живота. Проговорив или записав «показания тела», нужно выбрать из всего прочувствованного то, что повторялось чаще всех. После нужно проанализировать, с чем связано повторяющееся ощущение. Хорошо, если случаи будут подсознательно всплывать в памяти. Это означает, что человек настроился на правильную волну.

Поняв эмоции, представляют, как бы они проявились, если бы их не сдержали. Ответ приходит не всегда сразу. Случается, что понимание озаряет через несколько часов после упражнения. Как только внутри наступило спокойствие, делают глубокий вдох и открывают глаза. Можно проанализировать записанное еще раз.

Как управлять своими чувствами и эмоциями

Скрывая ощущения глубоко внутри, человек может заболеть психически или физически. Эстонский врач Луиза Хей установила прямую связь с внутренним и внешним состоянием. Специалист определила, что от эмоциональных барьеров нужно избавляться, освобождая одно чувство и разрешая организму принимать другое в качестве антидота и поддержания здорового баланса.

Чтобы держать жизнь под контролем, не накапливать в теле и душе негатив, рекомендуется учиться контролировать чувства и эмоции. Для этого нужно:

  • понять;
  • принять;
  • простить;
  • отпустить;
  • впустить.

Понимание того, что не все эмоции, которые ощущает человек ежедневно, заряжены знаком «плюс», является шагом на пути к принятию. Как только оно наступило, нужно разобрать каждое неспокойное ощущение, которое всплывает на поверхность при анализе. После этого прощают себя за то, что приняли негатив, и отпускают его, благодаря за извлеченный урок.

На следующем этапе понимают, что не все сказанное в свой адрес нужно принимать на свой счет. Нужно брать во внимание и эмоциональный настрой собеседника, пославшего «черную метку» в какой-то из жизненных моментов. Возможно, генератор негатива был зол или расстроен и разрядился таким способом.

После этого стараются изменить мышление, впуская в жизнь положительные чувства и слова. Например, грусть можно заменить на спокойствие и состояние осознания, а страх – на осторожность и внимательность. Специалисты установили, что человек в жизни получает то, о чем он думает. Если постоянно видеть происходящее в черных тонах, в таких красках ситуации и будут проходить. Как только мышление меняется на позитивное, жизнь становится светлее, а болезни и проблемы отступают.

Колесо эмоций Роберта Плутчика

Американский психолог Роберт Плутчик установил, что все эмоции и чувства человека проявляются благодаря разным факторам. Он разделил их на 4 вида-состояния, это:

  • ощущение;
  • настроение;
  • страсть;
  • аффект.

В списке ощущение – это чувство или переживаемая эмоция. От нее зависит настроение человека и то, в какую «краску» он окрасит ситуацию. Страсть – это продолжительное чувство, при котором появляется учащенное сердцебиение и дыхание. В таком состоянии человек способен на многое. Аффект – это чувство на пределе, которое длится короткий промежуток времени, но мобилизует мозговую активность человека до максимума.

Собрав все составляющие психические и физические показатели, Плутчик составил рисунок, взяв за основу 8 движущих эмоций и окрасив их в цвета радуги. В рядах над ними он поставил ощущения по ниспадающей и придал им менее яркие цвета. Чем ближе к краю, тем оттенки светлее, и наоборот.

Между основными лепестками ученый расположил их производные, которые переходят друг в друга. Например, при добавлении возбуждения к трепету получится тревога. А в формуле, где радость нужно сложить с доверием, на выходе получится любовь. Такое колесо помогает людям сопоставить эмоции и ситуации и понять, что получится.

Психология – тонкая наука, которая не всегда может различить грань между эмоцией и чувством. Научившись контролировать себя и не замыкаться на внутренних негативных состояниях, человек сможет улучшить свою жизнь и нормализовать здоровье.

medru.su

Влияние эмоций и чувств на тело

Предыдущая статья Эмоциональная жизнь человека

Русский физиолог И. М. Сеченов установил, что окончательный факт любого психического явления — мышечное движение. Невозможно представить возбужденного человека, который спокойно сидит или лежит. Любое изменение эмоций приводит к движению, даже на микроуровне.

Биологическая ценность этого явления заключается в реализации базовых инстинктов. Например, инстинкт самосохранения и власти дает энергию активизации для реакции на опасность. Гнев льва выражается в нападении и драке. Испуг зайца переходит в бег.

У человека этот механизм работает сложнее, так как реакция опосредована структурами психики более высокого уровня. Эволюционно человек обрел умение откладывать реакцию, что дало способность подавлять взаимную агрессию и обсуловило возможность существования общества. Невыраженные эмоции, «ущемленные аффекты» в терминологии Фрейда, стали высвобождаются в символической форме во снах, в мышечных реакциях, в поведении.

Эмоции и физиология

Взаимозависимость тела и эмоций работает и на более тонком уровне. Колебания настроения приводят к определенным физиологическим реакциям: изменяется пульс, давление, сахар в крови, ритм дыхания.

У эмоций положительной и отрицательной направленности разный эффект. Чувство радости приводит к «ускорению» протекания физиологических процессов: усиливается иннервация мышц, расширяются сосуды, увеличивается приток крови к коже и органам, облегчается питание тканей. В радости человек забывает о теле, появляется ощущение легкости. Горе, наоборот, вызывает чувство тяжести тела, тянет к земле. Печаль замедляет все процессы, парализует произвольные движения. Человек сжимается, что мешает кровоснабжению органов и тканей, приводит к постоянному ощущению холода и озноба. Нарушение кровоснабжения способствует появлению воспалительных процессов. Хорошее настроение молодит, а огорчения старят. Чтобы сохранить молодость нужно учиться не переживать по пустякам и удерживать позитивный настрой.

Тело и стрессы

В теле человека отражаются и стрессы. Исследования физиологов показали, что на неблагоприятные условия разного рода — холод, усталость, унижение, страх, боль — организм реагирует однотипным комплексным процессом, независимо от того, какой раздражитель действует. Стрессы вызывают физиологические и психологические реакции, которые запускают механизм мобилизации ресурсов на приспособление к новой ситуации. Организм готовиться к физической активности — сопротивлению, борьбе или бегству.

Выше мы сказали, что сложное устройство психики человека позволяет ему откладывать реакцию. Кроме этого человек способен осознанно и бессознательно подавлять чувства и эмоции. Например социальные запреты не дают проявиться некоторым эмоциям, что приводит к вегетативному возбуждению, а затем по цепочке к поражению внутренних органов. Также в предыдущих статьях мы уже обсуждали механизм формирования мышечного панциря, причиной возникновения которого являются блокировка импульсов движения по тем же социальным причинам.

Стресс — это часть действительности, без которой невозможно было бы ощутить вкус жизни. Если все достается просто, то мотивация действий утрачивается и от достижений не возникает никаких эмоций. Уровень стресса не должен превышать возможности приспособления организма, так как в таких случаях начинает возникать ухудшение самочувствия, возникает стремление уйти от травмирующей ситуации.

Особенности личности и психосоматика

Люди по-разному реагируют на стресс. Кто-то активизируется (реакция льва), а кто-то цепенеет (реакция кролика). Реакция определяется характером человека, типом нервной системы, психологическими установками. Далее приведу описания некоторых интересных исследований взаимосвязи здоровья и эмоций к которым склонны разные типы личности.

Психологи и психиатры установили зависимость между соматическими заболеваниями человека и его личностными особенностями, а также психологическим климатом, в котором он живет и работает. Если человек стремится занять в коллективе место, не соответствующее его реальным возможностям, т.е. обладает повышенным уровнем притязаний, то он в большей мере подвержен развитию сердечно-сосудистой патологии. Хронические коронарные заболевания гораздо чаще встречаются у лиц с выраженной целеустремленностью, честолюбием и нетерпимостью к своему ближайшему окружению. Главной особенностью личности страдающей гипертонией, является злопамятство — особенно хроническое. Вместе с тем обнаружено, что к гипертонии могут приводить ситуации которые не дают человеку возможности успешно бороться за признание собственной личности окружающими, исключая чувство удовлетворения в процессе самоутверждения. Если человека подавляют, игнорируют, то у него развивается чувство постоянного недовольства собой, не находящее выхода и заставляющее его ежедневно «проглатывать обиду». Эти данные позволяют, например, понять почему среди негров США количеств гипертоников в три раза больше, чем среди белого населения.

Для больных сердечно сосудистым заболеваниями типична завышенная самооценка, приводящая к таким особенностям личности, как индивидуализм, неудовлетворенность своим положением в жизни (профессией, должностью), конфликтность, пристрастие к выяснению отношений. Это, как правило, люди сдержанные, скрытные, обидчивые, тянущиеся к другим, но трудно с ними сходящиеся. При неблагоприятной ситуации или заболев, они нередко порывают свои социальные связи, замыкаются на анализе своих субъективных ощущений, уменьшая не только количество контактов, но и делая их более поверхностным. Тогда для них становится характерной повышенная чувствительность к словесным раздражителям, особенно прорицаниям, уход от острых конфликтов и от таких эмоциональных факторов, как дефицит времени, элементов соревнования.

Для больных язвенной болезнью характерны тревожность, раздражительность, повышенная исполнительность и обостренное чувство долга. Именно это имеют в виду, когда говорят, что язвы желудка возникают не от того, что вы едите, а от того, что «съедает» вас. Язвенникам свойственна пониженная самооценка, сопровождающаяся чрезмерной ранимостью, стеснительностью, обидчивостью, неуверенностью в себе, и в то же время повышенная к себе требовательность, мнительность. Например язвенный колит часто провоцируется ударом по амбиции, самоуважению и лишением любящей поддержки. Замечено, что эти люди проявляют пониженную способность к активной самозащите и стремятся сделать значительно больше, чем реально могут. Для них типична тенденция к активному преодолению трудностей в сочетании с сильной внутренней тревогой.

Предполагается, что указанная тревога порождает состояние напряжения, которое может сопровождаться спазмами гладких мышц, стенок пищеварительных органов и их сосудов. Наступающее ухудшение их кровоснабжения (ишемия) приводит к снижению сопротивляемости этих тканей, перевариванию их желудочным соком и к последующему образованию язвы. Важно обратить внимание на то, что вероятность возникновения повторных обострений заболевания тем больше, чем меньше скорректирована самооценка, связанная с указанными психологическими особенностями.

При прочих равных условиях стресс легче переносят люди рассудочные, способные с помощью аргументации уменьшить перед самим собой значимость негативных последствий стресса. Они стремятся предвидеть дальнейшее развитие событий и относиться к ситуации с юмором.

Мощность органических изменений при стрессе определяется обобщенной оценкой ситуации, а она, в свою очередь, тесно связана с мерой ответственности человека за порученное ему дело.

Признаки эмоционального напряжения, обнаруживающиеся в ответственных ситуациях, особо усиливаются в тех случаях, когда отсутствует физическая нагрузка. Селье наблюдал авиационных диспетчеров, работа которых связана с большой ответственностью: ведь секундная задержка или растерянность диспетчера аэропорта может привести к катастрофе. Возникающий в этих условиях хронический стресс сопровождался у 35% из них язвенными заболеваниями. Накапливающиеся сходные наблюдения привели к тому, что язвенную болезнь стали рассматривать как профессиональную для диспетчеров

Для изучения условий влияния травмирующих ситуации были разработаны экспериментальные модели развития ряда заболеваний на животных. Возникающие при этом у животных болезни, хотя и не полностью эквивалентны человеческим, тем не менее способствуют изучению механизмов и способов профилактики у людей. С их помощью выявлен ряд причин, приводящих к гипертонии и другим заболеваниям. Приведем несколько примеров подобных исследований. Если поместить клетку с кошкой в помещение с собакой и содержать ее (в непосредственной близости) некоторое время, у кошки возникает гипертония. Если вожака стада обезьян, который по своему статусу обычно ест раньше стада, отделить и несколько недель у него на глазах раньше кормить стадо, а потом его, то и у него развивается гипертония.

В экспериментах Портера и Брэди двух обезьян помещали рядом на специальных стульях, ограничивающих движение. Перед каждой находился рычаг. Обе обезьяны одновременно получали короткий удар электрического тока в ноги, регулярно через 20 секунд. Они могли избежать удара, если первая (ответственная) нажимала на рычаг (у второй рычаг не подключался к цепи). Ответственная обезьяна научилась нажимать рычаг, а вторая не обращала на него внимания. Уже через час после начала эксперимента в желудке обезьян начиналось усиленное выделение соляной кислоты. Через 23 дня в режиме «шесть часов токового воздействия — шесть часов перерыва» ответственная обезьяна умерла от язвы 12-перстной кишки. К этому времени у второй (безответственной) отчетливых при здоровья не обнаружили, хотя она получила такое же количество ударов, что и первая.

Проводился и такой эксперимент: животные (крысы) испытывали голод и жажду, хотя в клетке находились и пища, и вода, но, чтобы их достичь, нужно было преодолеть решетку, через которую пропускали электрический ток. Вид пищи и воды и невозможность их получить являлись источником постоянного стресса. Через 30 дней обнаружили язвы у 76% животных экспериментальной группы, в то время как у животных контрольной группы, страдавших от голода и жажды и течение такого же периода, но не имевших в клетке пищи и воды и поэтому не испытывающих танталовых мук, эти явления наблюдались только в 20% случаев.

Саморегуляция

Любая внешняя и внутренняя ситуация вызывает некоторые изменения в химии организма и по цепочке влияет на внутренние органы, а это влияет на ваше настроение, тонус, желание жить и действовать. Важно все время осознавать эту связь. Если чувствуете истощение — задумайтесь, на что расходуется ваш жизненный ресурс. Что съедает энергию изнутри? Нет смысла винить окружение и обстоятельства.

Как было описано выше, реакции можно контролировать и научиться снижать степень вредного воздействия на здоровье, ведь все зависит от нашего отношения к обстоятельствам. Первое, что следует сделать — научиться не беспокоиться по пустякам.

Не лишним будет еще один раз повторить — значимость событий в жизни измеряется относительно ваших амбиций, целей и задач. Большая цель — мерило, с которым сравнивается величина насущных проблем. Если ваша цель — дожить до пятницы — то любое замечание, неодобрение будет способно вывести вас из равновесия. Если ваша цель — стать главой корпорации, то сегодняшние события становятся ничтожно мелкими в сравнении с масштабом главной задачи.

Цель может быть проще, но главное, чтобы она была вашей и чтобы она на самом деле осознавалась как важная. Например, для женщины домохозяйки — одной из главных целей может стать здоровье и развитие способностей её детей. Это большая задача, не менее сложная, чем цель — стать главой корпорации. Сопоставление с целями и ценностями дает возможность управлять своими реакциями.

Люди потерявшиеся, не определившиеся, без ориентиров, без целей, больше всего подвержены хронической тревожности, невротизации и психосоматическим заболеваниям.

Следующая статься Влияние эмоций на психологическое состояние

humanscan.ru

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о