Чувства и эмоции психология: чем они отличаются, основные виды и типы эмоций в психологии

Читать книгу «Эмоции и чувства» онлайн полностью📖 — Е. П. Ильина — MyBook.

Каждый взрослый человек знает, что такое эмоции, так как неоднократно их испытывал с самого раннего детства. Однако когда просят описать какую-нибудь эмоцию, объяснить, что это такое, как правило, человек испытывает большие затруднения. Переживания, ощущения, сопровождающие эмоции, с трудом поддаются формальному описанию.

Несмотря на это об эмоциях написано очень много как в художественной, так и в научной литературе; они вызывают интерес у философов, физиологов, психологов, клиницистов. Достаточно сослаться на систематические обзоры экспериментального их изучения в работах Р. Вудвортса (1950), Д. Линдсли (1960), П. Фресса (1975), Я. Рейковского (1979), К. Изарда (2000), переведенных на русский язык, а также отечественных авторов: П. М. Якобсона (1958), В. К. Вилюнаса (1971), Б. И. Додонова (1987), П. В. Симонова (1966, 1976, 1981, 1987), Л. И. Куликова (1997), Г. М. Бреслава (1984, 2004). Однако и до сих пор проблема эмоций остается загадочной и во многом неясной.

Приступить к написанию этой книги меня побудили несколько обстоятельств, но главным образом то, что, обсуждая вопросы о воле (произвольном управлении) и мотивации (Е. П. Ильин, 2000 а, б[1]), я лишь мимоходом касался роли в этих процессах эмоций человека (при рассмотрении таких мотивационных образований, как влечение, желание, интерес, потребность, или при обсуждении вопроса о положительной и отрицательной мотивации, о соотношении волевой и эмоциональной регуляции). Разговор об эмоциях в этих книгах шел вскользь, мимоходом. Образно говоря, я в этих книгах невольно загнал эмоции в «тещину комнату» хрущевской квартиры, оставив всю остальную жилую площадь воле и мотивации. А между тем роль эмоций в управлении поведением человека велика, и не случайно практически все авторы, пишущие об эмоциях, отмечают их мотивирующую составляющую, связывают эмоции с потребностями и их удовлетворением (З. Фрейд, 1894; В. К. Вилюнас, 1990; Б. И. Додонов, 1987; К. Изард, 1980; А. Н. Леонтьев, 1982; П. Фресс, 1975; Я. Рейковский, 1979; П. В. Симонов, и др.). Больше того, некоторые авторы отдают эмоциям приоритет в обыденной жизни человека. Так, А. М. Эткинд (1983) пишет: «…в обыденной жизни он (человек. – Å. È.) не столько рассуждает, сколько чувствует, и не столько объясняет, сколько оценивает. Собственно когнитивные процессы, свободные от эмоциональных компонентов, занимают в обыденной жизни скромное место… По-видимому, в реальных процессах деятельности и во вплетенных в нее механизмах межличностного восприятия и самовосприятия “холодные” попытки объяснения и понимания имеют меньшее значение, чем “горячие” акты оценок и переживаний. Когда же процессы когнитивного анализа и имеют место, то находятся под сильным и непрерывным влиянием эмоциональных факторов, вносящих свой вклад в их ход и результат» (с. 107).

Таким образом, обсуждение в данной книге вопроса об эмоциях и чувствах является как бы продолжением двух предыдущих книг. Эмоции и чувства, выполняя различные функции, участвуют в управлении поведением человека в качестве непроизвольного компонента, вмешиваясь в него как на стадии осознания потребности и оценки ситуации, так и на стадии принятия решения и оценки достигнутого результата. Поэтому понимание механизмов управления поведением требует понимания и эмоциональной сферы человека, ее роли в этом управлении.

Принимая решение о написании данной книги, я понимал, что столкнусь с большими трудностями, о которых писал еще швейцарский психолог Э. Клапаред (1928): «Психология аффективных процессов – наиболее запутанная часть психологии. Именно здесь между отдельными психологами существуют наибольшие расхождения. Они не находят согласия ни в фактах, ни в словах. Некоторые называют чувствами то, что другие называют эмоциями. Некоторые считают чувства простыми, конечными, неразложимыми явлениями, всегда подобными самим себе и изменяющимися только количественно. Другие же в противоположность этому полагают, что диапазон чувств содержит в себе бесконечность нюансов и что чувство всегда представляет собой часть более сложной целостности… Простым перечислением фундаментальных разногласий можно было бы заполнить целые страницы» (1984, с. 93). Однако настоящее понимание того, в какое дело я ввязался, понимание безумства затеянного пришло лишь в процессе написания этой книги. Я начал понимать скепсис и раздражение ряда ученых по поводу проблемы эмоций, например У. Джемса, который в конце XIX века писал: «Что касается “научной психологии” чувствований, то, должно быть, я испортил себе вкус, знакомясь в слишком большом количестве с классическими произведениями на эту тему, но только я предпочел бы читать словесные описания размеров скал в Нью-Гемпшире, чем снова перечитывать эти психологические произведения. В них нет никакого плодотворного руководящего начала, никакой основной точки зрения. Эмоции различаются и оттеняются в них до бесконечности, но вы не найдете в этих работах никаких логических обобщений. А между тем вся прелесть истинно научного труда заключается в постоянном углублении логического анализа» (1991, с. 274). У. Джемс сетует на то, что «во многих немецких руководствах по психологии главы об эмоциях представляют собой просто словари синонимов. Но для плодотворной разработки того, что уже само по себе очевидно, есть известные границы, и в результате множества трудов в указанном направлении чисто описательная литература по этому вопросу, начиная с Декарта и до наших дней, представляет самый скучный отдел психологии» (с. 273).

Не случайно русский психолог Н. Н. Ланге писал в то время, что «чувство занимает в психологии место Сандрильоны, нелюбимой, гонимой и вечно обобранной в пользу старших сестер – “ума” и “воли”. Ему приходится обыкновенно ютиться на задворках психологической науки, тогда как воля, а особенно ум (познание) занимают все парадные комнаты. Если собрать все научные исследования о чувствах, то получится список столь бедный, что его далеко превзойдет литература любого вопроса из области познавательных процессов, даже очень мелкого… Причин этой общей “нелюбви” много. Здесь, вероятно, играет некоторую роль и общий характер современной культуры, по преимуществу технической и внешней, и то, что рассуждения старых психологов о чувствах отталкивают нас своей риторичностью и морализациями, и то, что эта область вообще трудно поддается точным и научным методам исследования, и, наконец, то, что для психолога, как и ученого вообще, область ума и познания обыкновенно ближе и доступнее, чем область эмоций. Может быть, дело было бы иначе, если бы в разработке психологической науки женщины приняли большее участие, чем доныне» (1996, с. 255).

Представитель бихевиоризма Дж. Уотсон (1930) считал, что эмоции нельзя исследовать научно, а Е. Даффи (1934, 1941) писал, что термин «эмоция» удобен для обозначения некоторых специфических форм изменения поведения, которые не поддаются объяснению, и что он мешает точным исследованиям, поэтому от этого термина следует отказаться.

С тех пор многое изменилось. Не оправдалось предсказание М. Мейера (1933), что эмоции постепенно исчезнут из сферы психологии, но сбылось пожелание Н. Н. Ланге – профессия психолога теперь в основном стала женской. Появилось очень большое количество работ, посвященных эмоциям и чувствам, особенно в зарубежной психологической литературе. Однако и до сих пор заголовок статьи У. Джемса «Что такое эмоция?» остается актуальным как для психологов, так и для физиологов. В последние десятилетия заметна тенденция к эмпирическому изучению отдельных эмоциональных реакций, без попыток теоретического осмысления, а подчас и к принципиальному отказу от этого. Например, Дж. Мандлер (1975) доказывает бесполезность поиска определения эмоций и создания теории эмоций. Он полагает, что накопление результатов эмпирических исследований автоматически приведет к решению всех тех вопросов, ради которых и строится теория эмоций. Б. Райм (1984) пишет, что современное состояние изучения эмоций представляет собой разрозненные знания, непригодные для решения конкретных проблем. В руководстве «Human physiology» (1983) утверждается, что дать эмоциям точное научное определение невозможно. Это подтверждает и анализ определений эмоций, приводящихся в отечественной литературе (Е. В. Левченко и А. Ю. Бергфельд, 1999). Существующие теории эмоций в основном касаются лишь частных аспектов проблемы.

А. Н. Леонтьев (1971) справедливо считает, что те трудности, которые обнаруживаются при изучении этой проблемы, объясняются главным образом тем, что эмоции рассматриваются без достаточно четкой дифференциации их на различные подклассы, отличающиеся друг от друга как генетически, так и функционально. В предисловии к пятому тому «Экспериментальной психологии» А. Н. Леонтьев (1975) пишет: «Совершенно очевидно (…) что, например, внезапная вспышка гнева имеет иную природу, чем, допустим, чувство любви к Родине, и что никакого континуума они не образуют» (с. 7). По этому же поводу пишут Ф. Тайсон и Р. Тайсон (1998): «Различные теории аффектов зачастую несовместимы друг с другом и запутывают читателя, потому что каждый автор пытается по-своему определить релевантные концепции и феномены, одни более явно, чем другие. Вдобавок термины “аффект”, “эмоция”, “чувство” нередко используются как взаимозаменяемые, что отнюдь не добавляет ясности концепции аффектов» (с. 173). Добавлю к этому, что нередко за чувства принимаются нравственные качества, самооценки, ощущения. Не случайно некоторые исследователи эмоций считают, что проблема находится в кризисном состоянии (И. А. Васильев, 1992). Подтверждением этому служит и то обстоятельство, что в отечественной психологии за последнюю четверть века практически не обсуждаются теоретические вопросы, связанные с эмоциональной сферой человека, не делаются попытки навести хоть какой-то порядок в используемом понятийном аппарате (появившаяся статья А. Ш. Тхостова и Т. Г. Колымба (1998) не только не проясняет затронутые в ней вопросы, но и еще больше их запутывает; например, авторы рассматривают эмоцию как знак, не учитывая, что в психологической литературе говорится о знаке эмоций; своеобразно понимание авторами различий между аффектом и эмоцией, о чем я скажу в соответствующем разделе книги, и т. д.).

Несмотря на большое число публикаций по проблеме эмоций, даже в солидных монографиях и учебниках для психологов многие аспекты эмоциональной сферы человека, имеющие большое практическое значение для педагогики, психологии труда и спорта, даже не обозначаются. В результате проблема эмоций и чувств оказывается представленной в ущербном виде.

Не претендуя на полное и законченное раскрытие данной темы (осуществить это практически невозможно, поэтому ряда вопросов я не касался, например влияния эмоций на интеллектуальную и физическую деятельность, а по некоторым дал только краткий обзор работ, как, например, о стрессе), я постарался дать не столько углубленное рассмотрение отдельных вопросов (хотя оно и не исключалось), сколько панорамное освещение проблемы. Главной задачей было попытаться навести хоть какой-то порядок в «эмоциональном хозяйстве», т. е., с одной стороны, развести, а с другой – сгруппировать эмоциональные явления по определенным классам, разделам, а заодно и отсечь те психологические феномены, которые не имеют отношения к эмоциональной сфере, но которые почему-то у разных авторов в ней присутствуют.

В связи с этим одной из задумок данной книги была разработка подхода к созданию дифференциально-психологической концепции структуры эмоциональной сферы человека. Можно возразить, что такая концепция существует в виде ставшей популярной теории дифференциальных эмоций С. Томкинса и К. Изарда. Однако эта теория, с одной стороны, по названию представляется слишком узкой, не охватывающей всех эмоциональных явлений, образующих мотивационную сферу человека, а с другой стороны, по содержанию – слишком широкой и неадекватной своему названию, так как в ее рамках рассматриваются не только эмоции, но и другие эмоциональные образования, эмоциями не являющиеся: эмоциональный тон ощущений (удовольствие – отвращение), чувства (любовь, зависть и др. ), эмоциональные свойства и особенности личности (например, тревожность). Мне представляется, что эмоциональная сфера личности – это многогранное образование, в которое кроме эмоций входят многие другие эмоциональные явления: эмоциональный тон, эмоциональные состояния (эмоции), эмоциональные свойства личности, акцентуированная выраженность которых позволяет говорить об эмоциональных типах личности, эмоциональные устойчивые отношения (чувства), – и каждое из них имеет достаточно отчетливые дифференцирующие признаки.

Таким образом, эта книга не только об эмоциях и чувствах, в ней говорится об эмоциональной сфере человека как более емком понятии, включающем и многие другие эмоциональные явления.

Я старался широко представить в этой книге исследования отечественных авторов, тем более что обобщения их публикаций отсутствуют, из-за чего, после издания в нашей стране книги К. Изарда, возник некоторый перекос в оценке значимости наших и зарубежных ученых в изучении проблемы эмоций, естественно, в пользу последних. Наконец, одной из задач являлась необходимость собрать и систематизировать методики изучения эмоциональных явлений, большинство из которых широкой психологической аудитории мало известны и трудно доступны.

Как распознавать свои чувства и справиться с гневом

Распознать свои чувства и описать их — первый шаг к тому, чтобы понять, как себе помочь. Но порой сделать это становится крайне сложно и кажется, что эмоции сильнее нас. Синди Гудман Столберг, Рональд Фрей в своей книге «Мне лучше. Межличностная терапия против депрессии» рассказывают, как научиться управлять своими чувствами и справиться с гневом.

Синди Гудман Столберг, Рональд Фрей
Издательство Альпина Паблишер, 2021

Шесть «Э»

Чувства — это эмоции, которыми мы реагируем на происходящие события. Если сложить вместе несколько похожих эмоций, получится настроение. Ссора с сестрой вызовет какую-то эмоцию (или несколько). Эта же ссора в сочетании с тем, что вы уронили свой iPhone в туалет, отменили встречу в кафе с другом, потому что не хотели туда идти, не пообедали, съели целое ведерко мороженого, а еще четвертый день льет дождь, приведет к плохому настроению. Оно может остаться таким на пару часов, а затем улучшиться, когда друг позвонит узнать, как у вас дела, дети вернутся домой из гостей, а солнце наконец выйдет из-за туч. Но настроение может остаться плохим и на следующий день, если, к примеру, этой ночью вы не выспитесь, проведете весь следующий день в закрытом помещении или так и не уладите конфликт с сестрой.

Первый шаг к управлению чувствами — способность назвать их в тот момент, когда мы их испытываем. Это может быть непросто. Когда вы видите, что во время звонка на экране телефона высветился номер тещи, вы не будете себя спрашивать: «Что я сейчас чувствую?» Вероятнее всего, вы будете решать, отвечать ли на этот звонок. Когда вам звонит начальник, вы не задумаетесь: «Какие я испытываю эмоции?» Вы слишком заняты тем, что хватаете отчеты по продажам за последний месяц и пытаетесь придумать, как объяснить, что там что-то не сошлось. Если вы рассказали другу о чем-то личном, вы, скорее всего, не сосредоточены на том, что почувствовали, — вы еще раз проигрываете в голове ваш разговор: «Не сказал ли я лишнего? Не подумает ли он, что я странный?» Самое время остановиться, вдохнуть и спросить себя: «Что я чувствую?» Это необходимо: если вы сможете сказать, что почувствовали в разгар битвы, на пике отчаяния или во время разговора с тещей, вы примете правильные решения, как поступить в данных ситуациях и стоит ли вообще что-то предпринимать. В вашем телефоне могут быть десятки смайликов, но основных эмоций — всего шесть. Мы любя называем их «Шесть “Э”»: грусть, страх, гнев, удивление, счастье, отвращение.

Эти шесть эмоций присущи всем. Страх, к примеру, запускает у нас стимулируемую адреналином реакцию «бей или беги». Чувство отвращения, вероятно, сформировалось, чтоб защитить нас от испорченной еды и заразных заболеваний. Гнев может спасти в случае угрозы.

Каждое из шести чувств запускает определенное поведение. Отвращение, страх, грусть и удивление заставляют нас избегать ситуаций (и людей), которые вызвали эти чувства. Гнев и счастье, наоборот, побуждают нас вступать в контакт с людьми. Открыто выраженный гнев обычно приводит к столкновениям. Чувствуя счастье, мы хотим сохранить его и остаться счастливыми.

Называя чувства

Назвать чувства может быть трудно. Проще описать событие или ситуацию, как если бы мы пересказывали сюжет фильма или подробно комментировали матч: «Мы ехали в машине, он сказал то, я ответила это». Получился бы рассказ о том, что произошло, но не о том, что мы тогда почувствовали. Часть на вопрос «как ты себя чувствуешь?» отвечают «нормально» или «хорошо». (Вспомните последний раз, когда вас об этом спросили: скорее всего, вы тоже сказали «хорошо». Так принято в нашей культуре.) «Хорошо» и «нормально» — это не эмоции. Это оценки. Говоря, что вам хорошо или нормально, вы имеете в виду, что ваши эмоции не так уж и волнуют вас, но при этом не называете их.

Иногда люди говорят: «Я не знаю, что чувствую». Это можно понять. Чувства могут быть смешанными, неоднозначными и изменчивыми, и нас почти не учат их определять. В некоторых семьях и общинах это даже осуждают.

Один из клиентов Рона вырос в семье, где царили абьюзивные отношения, и ему не разрешалось проявлять эмоции. Когда Рон попросил его сказать, что такое счастье, он сказал, что понимает это лишь умом. «Я могу сделать вид, что я счастлив, доктор Фрей, — признался он. — Могу сыграть эту роль. Но я не знаю, что чувствуют счастливые». Немногие из нас смогут начать все с чистого листа, как клиент Рона. Но практически всем нам необходимо учиться определять свои чувства.

Если вам трудно сказать, что вы чувствуете, попробуйте определить, где именно в вашем организме появляются ощущения в этот момент

Чувство отвращения часто связано с животом или горлом. Многие люди, испытывая страх, чувствуют, как у них что-то сжимается в груди. У вас горит лицо, когда вы в гневе? Вы чувствуете тяжесть на плечах, когда вам грустно? Болит голова после ссоры с мужем? Устаете ли от разговоров о смерти вашей сестры? Спина перестает болеть, когда вы идете навестить внуков? Все это — физиологические проявления эмоций. Обращайте внимание на сигналы тела — и вы разгадаете ваш уникальный язык эмоций. Иногда проблема не в том, чтобы назвать перепутавшиеся чувства, а в том, чтобы определить, какие из них больше всего способствуют депрессии.

Ане, к примеру, досадно, что ее муж Питер может ходить на работу. Ей завидно, что он может общаться не только с ребенком, что у него есть свободное время. Когда муж задерживается на работе, она скучает по нему, чувствует себя уставшей и раздраженной. Большую часть времени ей одиноко, она огорчается, что отец болен и мама не может приехать из Техаса навестить ее. Ее раздражают и оскорбляют неожиданные визиты всезнающей придирчивой свекрови. Она переживает, что недостаточно заботится о Руби. За один и тот же день Ана может почувствовать и счастье, и неуверенность, и беспомощность, и недоумение, и растерянность, и страх, и воодушевление, и любовь, и гнев. Эти резкие эмоциональные перепады изнуряют ее. Тем, кому сложно назвать свои чувства и переживания, мы советуем подходить к этому проще. Считайте, что эмоций всего шесть. Вы испытываете гнев? Грусть? Счастье? Удивление? Отвращение? Страх? По прошествии некоторого времени вы сможете сказать, что волнуетесь, переживаете или тревожитесь, вместо простого «я испытываю страх», но пока выбирайте одну из шести эмоций. В случае Аны выбрать преобладающую, основную, влияющую на настроение эмоцию (вероятно, это гнев), а не анализировать ежеминутные изменения, которые она переживает, — значит быстрее понять, что сделать, чтобы улучшить самочувствие.

В языке сотни слов, которые описывают эмоции. Это разнообразие, которое позволяет делать общение интересным, а литературный язык — выразительным, существенно мешает определять основные эмоции и находить отправную точку для улучшения самочувствия. Некоторые выражения из списка на следующей странице можно отнести сразу к нескольким категориям. «Оскорбленный» — может одновременно испытывает гнев и отвращение. «Разочарованный» и грустен, и удивлен. Важнее не то, в какой список попадет эмоция, а то, что вызывает ее, что или, скорее, кто вносит основной вклад в ее появление.

Помните, я говорила, что эмоции не бывают хорошими или плохими? В это сложно поверить, когда речь заходит о гневе. Мы видим разрушительную, неистовую и потенциально опасную сторону этой эмоции, но не видим ее пользы.

Выражая гнев в конструктивной форме, можно постоять за себя, заявить о своих потребностях, снять напряжение. Многие из нас, в особенности женщины, скорее удовлетворят чужие интересы, чем попросят о том, что нам нужно, если требуется повысить голос или высказаться напрямую. Мы не хотим рисковать, раздувая конфликт, выходя из-под контроля или отталкивая от себя людей.

Осмысление гнева

Помните, я говорила, что эмоции не бывают хорошими или плохими? В это сложно поверить, когда речь заходит о гневе. Мы видим разрушительную, неистовую и потенциально опасную сторону этой эмоции, но не видим ее пользы.

Выражая гнев в конструктивной форме, можно постоять за себя, заявить о своих потребностях, снять напряжение. Многие из нас, в особенности женщины, скорее удовлетворят чужие интересы, чем попросят о том, что нам нужно, если требуется повысить голос или высказаться напрямую. Мы не хотим рисковать, раздувая конфликт, выходя из-под контроля или отталкивая от себя людей.

Сохранять мир, избегая гнева или отрицая его, не очень полезно. Мы все равно чувствуем его — и проявим, рано или поздно. Это может быть не очень красиво. Можно разгневаться на того, кто выводит нас из себя, а можно — сорваться на постороннего ни в чем не повинного человека или превратить гнев в другую эмоцию, например в ненависть к себе.

Джоан, к примеру, с детства внушали, что хорошие девочки никогда не злятся. Она предпочитает прятать обыденное раздражение, разочарование и расстройство в соответствующие «коробочки» в «кладовой гнева» и держать ее закрытой. По возможности она избегает участия в неизбежных конфликтах между учителями в школе и мирит их, если ее все-таки вовлекли в ссору. У нее получается, ведь она всю жизнь училась разряжать, перенаправлять и прятать гнев. Но, когда дело касается Дона, держать дверь «кладовой гнева» закрытой трудно, поэтому Джоан чувствует себя неудачницей.

В то же время некоторые из нас в гневе всегда. Он становится основной эмоцией. Мы бесимся. Мы обвиняем. Мы накручиваем себя. Мы хлопаем дверями. Мы орем. Мы даже можем что-нибудь сломать. Мы разгоняемся от нуля до сотни за миллисекунду, бормоча что-то под нос или срываясь в крик еще задолго до того, как разберемся, что нас беспокоит.

Спросите Джона, что он чувствует к окружающим, и вы узнаете, каков его гнев. Джон озлоблен на своих родителей, испытывает отвращение к братьям и сестрам (кроме Тома, который вызывает у него лишь разочарование). Коллеги, в особенности Алекс, в лучшем случае раздражают, а в худшем — приводят в бешенство. Джон открыто конфликтует со всеми, с кем общается.

Гневливые люди испытывают и другие эмоции, просто не замечают их. Возможно, мысли о чем-то, кроме гнева, печалят их или причиняют боль, поэтому вместо того, чтобы обратить внимание на скрытую эмоцию, такие люди сердятся. Проявив подавляемые чувства (часто вызванные неудовлетворенными потребностями), можно подойти к ситуации гораздо конструктивнее.

Признать, что, кроме гнева, есть и другие эмоции, для Джона значит пойти вразрез с собственными сознанием и опытом, формировавшимися много лет. При этом, если честно, Джон часто чувствует грусть и одиночество. Он бы хотел, чтобы люди были к нему добрее. Он понимает, что он неплохой парень. Почему люди не видят этого? Гнев Джона — его защитная оболочка. Он чувствует, что должен сам за себя постоять, потому что никто другой не постоит за него.

Если вы, как и Джон, реагируете гневом на все происходящее, спросите себя: «Какие эмоции, помимо гнева, я испытываю? Что мне нужно на самом деле? Чего не хватает?». Возможно, вы сердитесь, потому что к вам не прислушались, вас отталкивают друзья или не понимает начальник. Вам не хватает признания и уважения. Вы хотите, чтобы люди включали вас в свой круг и принимали. Вы чувствуете не только гнев, но и грусть. Осознание этого поможет вам справиться с ситуацией.

В рубрике «Открытое чтение» мы публикуем отрывки из книг в том виде, в котором их предоставляют издатели. Незначительные сокращения обозначены многоточием в квадратных скобках.
Мнение автора может не совпадать с мнением редакции.

Разница между чувствами и эмоциями

Статьей поделились

РЕКЛАМА:

Эта статья поможет вам отличить чувства от эмоций.

Чувства – это очень легкие эмоции, уровень активности которых не так высок, как в случае с эмоциями.

Чувства имеют тенденцию сохраняться в течение более длительного времени, в то время как эмоции, приятные или неприятные, имеют тенденцию на некоторое время изменять нормальный образ действий. Чувства не мешают нормальной деятельности в той же степени, что и эмоции. Еще один термин, используемый в контексте, — «настроение». Настроения — это просто последствия эмоций. Они менее интенсивны и имеют тенденцию сохраняться после прекращения интенсивных эмоциональных переживаний.

РЕКЛАМА:

Здесь читатель может увидеть основное различие между ощущением, восприятием и обучением, с одной стороны, и эмоциями и чувствами, с другой. Первые три описываются как когнитивные процессы.

Они в первую очередь озабочены тем, чтобы осознать внешние и внутренние раздражители, избирательно реагировать на них, организовывать и интерпретировать их, что часто приводит к изменениям в их значениях и (даже) в поведении людей. В основном они связаны с активацией сенсорной системы и коры головного мозга.

С другой стороны, эмоции и чувства описываются как аффективные процессы. Это реакции на распознаваемые сенсорные стимулы. Они затрагивают весь организм и его различные системы.

В то время как они следуют когнитивным актам восприятия и восприятия определенных стимулов, включающих главным образом спинной мозг и кору головного мозга, настоящие эмоциональные реакции включают активацию всех других систем, таких как мышечная система, дыхательная система, система кровообращения и нервная система. нижние центры мозга, такие как гипоталамус. Таким образом, эмоции являются тотальными реакциями организма. В известном смысле существует отрицательная связь между когнитивным процессом и эмоциями.

РЕКЛАМА:

Чем менее интенсивны эмоции, тем яснее и полнее познавательные процессы. Если мы ясно воспринимаем и понимаем ситуацию, наши эмоциональные реакции менее интенсивны. Таким образом, эмоции более интенсивны, когда определенная ситуация кажется неопределенной и неясной, что приводит к неизвестности.

Таким образом, эмоции часто возникают как реакция на ситуации, воспринимаемые как неопределенные, когда организм испытывает определенную степень угрозы. Эмоции в таких условиях помогают энергиям и подготавливают организм к побегу или «избегать» опасности и угрозы; это подготовительные процессы, подготавливающие организм к побегу. Таким образом, эти эмоции можно охарактеризовать как аварийные реакции. Гнев и страх являются такими примерами.

С другой стороны, существуют также такие эмоции, как радость и восторг, которые представляют собой положительные реакции, возникающие, когда организму удается избежать опасности или когда опасность не появляется, хотя она ожидалась.

Подобным образом такие положительные эмоции также возникают, когда ожидаемое удовлетворение достигнуто или превышено, или когда возникает неожиданное удовлетворение. Эмоции также могут возникать, когда познания или восприятия конфликтуют. Таким образом, конфликты в человеке также могут вылиться в эмоциональные переживания.

Здесь можно увидеть, что эмоции имеют определенные основные характеристики. Во-первых, они либо приятны, либо неприятны, во-вторых, представляют собой разную степень возбуждения, активизации или спокойствия организма. Сильные эмоциональные реакции приводят к сильному возбуждению, сопровождающемуся интенсивной мышечной и железистой активностью.

С другой стороны, умеренные эмоции вызывают легкое возбуждение. Легкие эмоции сопровождаются мягкими мышечными и железистыми действиями. Кроме того, они приводят к различной степени напряжения или расслабления. Неприятные эмоции приводят к напряжению мышц и судорогам, а приятные эмоции приводят к расслаблению.

Сильные эмоции мешают когнитивным процессам и влияют на них, создавая когнитивную путаницу независимо от того, приятны они или неприятны. В целом, неприятные эмоции характеризуются высокой степенью активации симпатического направления вегетативной нервной системы, в то время как приятные эмоции отмечены активацией парасимпатического направления.

Главная ›› Различия ›› Эмоции ›› Чувства и эмоции ›› Психология

Изучение сознания в психологии | Психология

Процесс творческого мышления: 4 этапа | Мышление | процессы | Психология

90 секунд до эмоциональной устойчивости

Когда я уселся на свое место перед рейсом в Нью-Йорк, мужчина, сидевший рядом со мной, сказал мне, что его зовут Барт, и начал дружелюбно болтать. Он был очарователен и уравновешен, но его утонченное поведение пошатнулось, когда он узнал, что я психолог. — Боже, мне бы не помешала твоя помощь, — сказал он, откинувшись на спинку сиденья.

Барт был удостоенным наград партнером крупной архитектурной фирмы. Хотя ему нравилась творческая сторона работы архитектором, работа с требовательными клиентами сводила его с ума. Иногда он не мог справиться с раздражением и вдруг выпаливал именно то, что думал. Недавно он назвал своего главного клиента «самовлюбленным хвастуном». Неудивительно, что этот человек перевел свой бизнес в другое место, как и многие другие клиенты.

Барт стал жертвой «захвата миндалевидного тела» — термин, придуманный доктором Дэниелом Голдманом, психологом, изучающим эмоциональный интеллект. Доктор Голдман создал эту фразу на основе исследования доктора Джозефа Леду в

«Эмоциональный мозг: таинственные основы эмоциональной жизни», , в котором исследуется мощное влияние области мозга, называемой миндалевидным телом.

Миндалевидное тело — это небольшая область, расположенная глубоко в центре мозга, которая играет огромную роль в эмоциональном функционировании. Он отвечает за ваши примитивные реакции на опасные раздражители, часто называемые реакцией «бей, беги или замри».

Поскольку эти реакции на жизнь и смерть жизненно важны для выживания, ваш мозг передает информацию из внешнего мира в миндалевидное тело быстрее, чем в другие части вашего мозга. Это позволяет миндалевидному телу мгновенно взять на себя управление и обойти лобную кору, часть мозга, отвечающую за планирование и рассуждение. Когда за все отвечает миндалевидное тело, вы действуете, не задумываясь. Полезно, если за вами гонится медведь. Не так полезно на работе и в других безмедвежьих зонах.

Иногда наш мозг не может отличить медведя от назойливого клиента и отъезжающей машины. Это когда «9Правило 0 секунд» пригодится.

90-секундная пауза

По словам гарвардского исследователя мозга доктора Джилл Болт Тейлор, девяноста секунд достаточно, чтобы определить эмоцию и позволить ей рассеяться, пока вы просто ее замечаете. Когда вы испытываете стресс, 90-секундная пауза и обозначение того, что вы чувствуете (например, я злюсь ), подавляет активность миндалевидного тела. МРТ-исследования мозга показывают, что эта «маркировка эмоций» успокаивает область мозга, связанную со вспышками гнева, и помогает вам восстановить контроль. Доктор Болте объясняет.

«Когда у человека возникает реакция на что-то в его окружении, — говорит она, — в организме происходит 90-секундный химический процесс; после этого любой оставшийся эмоциональный отклик — это просто человек, решивший остаться в этой эмоциональной петле».

«Во внешнем мире что-то происходит, и химические вещества проникают в ваше тело, что приводит его в полную боевую готовность. Чтобы эти химические вещества полностью вымылись из организма, требуется менее 90 секунд. Это означает, что за 90 секунд вы можете наблюдать, как происходит процесс, вы можете чувствовать, как он происходит, а затем вы можете наблюдать, как он уходит».

«После этого, если вы продолжаете чувствовать страх, гнев и т. д., вам нужно посмотреть на мысли, которые вы думаете, которые повторно стимулируют схему, которая приводит к этой физиологической реакции, снова и снова.»

Исследования доктора Тейлора показывают, что осознанность — практика сосредоточения внимания на переживании настоящего момента без осуждения — может помочь эмоциям быстро пройти сквозь вас. Это прекрасные новости. К сожалению, изменить то, как вы реагируете на свои чувства, сложнее, чем кажется.

Давайте рассмотрим, как претворить исследования доктора Тейлора в жизнь, рассмотрев распространенные проблемы и препятствия, а также то, как кто-то вроде Барта может с ними справиться.

  Практическое применение

Есть три шага, чтобы позволить эмоции рассеяться за 90 секунд: определить ее, обозначить и наблюдать, не пытаясь ее изменить. Давайте рассмотрим каждый из них по очереди.

 

  1. Определите эмоциональную реакцию

Эмоции обычно начинаются с физических реакций. Например, гнев может проявляться как стеснение в груди, учащенное сердцебиение, возбуждение, потливость или чувство жара. Некоторые люди изначально переживают свои эмоции как мысли. Например, на встречах Барт часто осуждает своих клиентов.

Вызов: Барт, как и многие люди, потерял связь с самим собой. Он редко думает о своих чувствах, мыслях или теле. Если бы вы спросили его, что он чувствует в данный момент, он бы не знал. Точно так же он не может определить физические ощущения, сопровождающие его гнев, пока не становится слишком поздно, чтобы остановить вспышку.

Решение: Кто-то вроде Барта может начать с того, что просто будет уделять больше внимания себе. Для этого он мог установить ежечасное напоминание, чтобы получить внутренний отчет о погоде, спрашивая себя: Что происходит в моем теле?   О чем я сейчас думаю? Во время регистрации Барт должен обращать пристальное внимание на физические признаки растущего гнева, такие как беспокойство или стеснение в желудке. Он может замечать психические признаки, такие как резкие суждения или сильное желание, чтобы его клиенты ушли.

  1. Обозначьте эмоцию

На этом этапе нужно просто назвать эмоцию, например, Я злюсь. Сделайте это как нейтральный наблюдатель, без суждения.

Вызов : Барт не умеет определять свои чувства.

Решение : Шпаргалка помогает. Когда я работаю с клиентами, которые не знают, что они чувствуют, я прошу их выбрать один из пяти вариантов: злиться, грустить, радоваться, бояться или стыдиться. Этот список легко запомнить. Это вопрос с несколькими вариантами ответов, и «ничего из вышеперечисленного» не является вариантом. (Тем не менее, вы можете выбрать более одного, так как вы часто испытываете несколько чувств одновременно). Когда Барт замечает физические ощущения и спрашивает себя « Что я чувствую? он может не знать ответ. Это хорошо. Он может продолжить, спросив себя: Если бы мне пришлось выбирать между безумием, грустью, радостью, страхом и стыдом, что бы это было? Хотя этот вопрос может показаться упрощенным, регулярные ответы на него развивают самосознание. Это очень важно, так как вы должны осознавать чувство, чтобы наблюдать, как оно проходит через вас, что является последним шагом.

  1. Позвольте чувству приходить и уходить, не осуждая и не пытаясь его изменить

Чувства подобны океанским волнам: они поднимаются, поднимаются и отступают в течение всего дня. Исследование доктора Тейлора показывает, что весь процесс «волны» занимает 90 секунд, если вы идентифицируете, маркируете и принимаете свои эмоции. Этот последний шаг заключается в том, чтобы позволить чувству существовать, не пытаясь подавить его или отрицать его или, наоборот, преувеличивать или придавать ему большое значение. Просто наблюдайте это.

Вызов: Чувство собственных эмоций может быть болезненным, сбивающим с толку и пугающим, и естественно хотеть их избегать. К счастью, вы можете развить свою терпимость к эмоциям так же, как укрепляете мышцы, посещая тренажерный зал. Когда вы практикуете наблюдение и принятие своих эмоций, вы попадаете в «эмоциональный спортзал».

Эта психологическая тренировка улучшает самосознание, что приводит к меньшему количеству захватов миндалевидного тела. (читайте здесь, чтобы узнать больше о преимуществах чувства эмоций)

Вызов: Ваши эмоции переполняют вас, как волны, которые никогда не отступают. Это распространенная дилемма, которую можно проследить до ваших мыслей. Когда вы чувствуете, что застряли в каком-то чувстве, доктор Тейлор говорит : «….посмотрите на мысли, которые вы думаете, которые повторно стимулируют схему, которая приводит к тому, что у вас снова и снова возникает эта физиологическая реакция». Ведение дневника может помочь вам изложить свои мысли на бумаге и уменьшить эмоциональный заряд, стоящий за ними.

Дополнительные препятствия для развития 90-секундной привычки:

  1. Забывание . Ты занят; у тебя полноценная жизнь.

Решение : Как и Барт, установите таймер, чтобы в течение дня напоминать себе о необходимости дышать и проверять, как вы себя чувствуете.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *