Оригинальность мышления | Оригинальный подход, талант : VIKENT.RU
«… что же такое гений — трезвое, спокойное внимание к деталям или необузданное, не поддающееся контролю безумие?
Слово «гений» имеет массу значений, но применительно к науке, по моему убеждению, его наиболее яркой характеристикой является оригинальность. В этом отношении он отличается от таланта, чьи творения могут иногда казаться более совершенными из-за большей безупречности их реализации. На практике, впрочем, нелегко провести чёткое различие между гением, выдающимся интеллектом, талантом и той степенью оригинальности, которая граничит с безумием. Причина этого в том, что для создания гениального произведения все эти качества должны сочетаться в определённых пропорциях.
Для зарождения поистине оригинальной идеи ум поначалу должен освободиться от пут слепого следования общепринятым логике и нормам поведения. Такому высвобождению способствует «примесь безумия», характерная для великих нонконформистов и мечтателей. Считается, что лучшие идеи возникают на грани сознания — в полусне или в болезненной лихорадке.
И в то же время даже самая оригинальная идея окажется бесплодной, если мы не воспримем и не зафиксируем её значение в терминах сознательного интеллекта. Такая идея, рождённая в воображении сумасшедшего или в сновидениях нормального человека, нуждается в переводе на язык сознания. Гений должен быть способен не только к видениям, но и к отчётливому описанию этих видений. В науке этот процесс отчётливого описания, эта работа по переводу на язык логически и экспериментально проверяемых понятий требуют таланта, навыка и бесконечного внимания к деталям.
Необходимость этих качеств для эффективной творческой работы также может служить объяснением некоторой эксцентричности гения. Необычайное развитие определенных умственных способностей нередко приводит к формированию односторонней, всецело ограниченной размерами своей профессии личности, которая может восприниматься как «перекошенная», нетерпимая к слабостям других, страдающая недостатком культуры, а порой даже аморальная. И всё же гений в науке обладает высокой культурой и придерживается строгой морали, хотя и не обязательно в общепринятом смысле этих слов.
Необычайная оригинальность мысли и независимость суждений превращают его в нонконформиста: он чувствует отвращение к общепринятым стандартам, установленным, как правило, людьми, мало компетентными в оценочных суждениях. Строгий моральный кодекс формирует в нём сильно развитое чувство долга. Присущий ему новаторский подход способен проявиться, например, в гражданском неповиновении, — но кто посчитает себя достаточно компетентным, чтобы поправлять гения?
Гений действует на сверхлогическом уровне, что выражается в огромной, хотя и бессознательной способности определять статистическую вероятность события на основе инстинкта и прошлого опыта. А эта способность в свою очередь выражается в постоянстве, с которым он это делает. Его главная функция — постигать вещи, слишком сложные для охвата чистым интеллектом. Гений переводит непознанное на достаточно простой язык, доступный для поэтапного анализа с помощью логики и в рамках обычного интеллекта. Со стороны интеллекта было бы самонадеянным преуменьшать творческий гений инстинкта.
Индейцы, создавшие язык и культуру майя, были не в состоянии столь же хорошо их анализировать, как это делает современный антрополог. Не познания в эмбриологии, а другие способности, значительно менее связанные с интеллектом, позволяют женщине создать ребенка. Что же касается Казановы, то он не был специалистом в области половых гормонов…
Инстинкт и логика находятся в постоянной конфронтации: то, что мы хотим, как правило, нелогично, а что логично — того нам зачастую не надо. Инстинкт и интеллект попросту презирают друг друга, ибо один только делает, а другой — только знает почему. Мосты же между инстинктом и интеллектом, чувством и логикой удаётся навести только гению».
Ганс Селье, От мечты к открытию: как стать учёным, М., «Прогресс», 1987 г., с. 88-90.
Гениальное достижение / результат.
Развитие творческого мышления
На современном этапе развития общества четко выражена потребность в специалистах, обладающих высоким уровнем развития творческого потенциала, умеющих системно мыслить, ставить и нестандартно решать различные задачи.
В стремительно меняющихся условиях общественного и технического развития особенно важными качествами человека становятся творческая активность, новаторство, нестандартность решений. Задача воспитания людей с творческим складом ума превратилась в назревшую социальную необходимость.
Еще в начале века французский психолог Рибо заметил, что оригинальность мышления к 14-ти годам снижается. Значительный регресс творческости у младшего юношества отмечается психологами и в наше время. Поэтому, необходимо постоянно развивать и активизировать творческое мышление учащихся. Исследования ряда психологов показывают, что при соответствующих целенаправленных и систематических усилиях можно получить весьма плодотворные результаты.
Творчество следует рассматривать не только как профессиональную характеристику, но и как необходимое личностное качество, позволяющее человеку адаптироваться в быстро меняющихся социальных условиях и ориентироваться во все более расширяющемся информационном поле.
Успешность развития творческого системного мышления в процессе профессионального образования во многом определяется уровнем сформированности основных компонентов творческого мышления на более ранних этапах формирования личности. В число таких компонентов входят:
— способность к анализу, синтезу, сравнению и установлению причинно-следственных связей;
— критичность мышления (обнаружение разного рода ошибок, рассогласований) и способность выявлять противоречия;
— прогнозирование возможного развития событий;
— способность видеть любую систему или объект в аспекте прошлого, настоящего и будущего;
— умение выстраивать алгоритм действия, генерировать новые идеи;
— порождать необычные идеи, отклоняться в мышлении от традиционных схем, быстро разрешать проблемные ситуации.
Что же такое творческое мышление? Известный американский психолог Э. Фромм определяет его как «способность удивляться, познавать и находить решения в нестандартных ситуациях, …нацеленность на открытие нового и способность к глубокому осознанию своего опыта». Близко к понятию «творческое мышление термины «креативность» и «дивергентное мышление». Под креативностью понимается способность находить в быстром темпе разные способы решения задач. Лежащий в основе этой способности комплекс особенностей мыслительного процесса Дж. Гилфорд назвал дивергентным мышлением.
В психологических исследованиях выявлен целый ряд таких особенностей, взаимосвязанных и образующих целую структуру:
Быстрота мышления – способность высказывать максимальное число идей за короткий промежуток времени.
Гибкость мышления – способность видеть проблему с разных сторон, богатство ассоциативной деятельности, заключающееся в установлении очень далеких ассоциаций, нахождение сходства в явлениях, на первый взгляд ничем не связанных.
Оригинальность мышления – своеобразие творческого мышления, необычность подхода к проблеме, способность находить необычные ответы.
Синтетичность мышления – способность охватить все проблемное поле одним взглядом.
Точность (завершенность) – логичность творческого мышления, выбор адекватного решения, соответствующего поставленной цели.
Специфическая природа творческого мышления определяет нетрадиционный характер методик его диагностики и развития. Они обычно не регламентируют деятельность учащихся, не предполагают наличия правильных или неправильных ответов, не ограничивают их числа. Оценивается нестандартность решений, их разнообразие. Ценность этих методик состоит в том, что их можно применять не только для диагностики, но и для развития творческого мышления. Занятия по развитию творческого мышления можно проводить не только индивидуально, но и давая задания на подгруппы, в форме КВН, «мозгового штурма», что вызывает повышенный интерес у учащихся, требует умения договариваться друг с другом, принимать множество решений.
Цели и задачи:
— стимулирование способности к размышлению;
— развитие творческого мышления;
— сплочение коллектива;
— развитие коммуникативных навыков.
Задание № 1.
Интерпретация картинок.
Предлагается несколько рисунков (например, различные линии – волнистая, спираль, окружность, ломаная). Предлагается за некоторый промежуток времени написать как можно больше интерпретаций для каждого рисунка. Например: волнистая линия – горы, волны моря, спина дракона; спираль – круги на воде, мишень, солнечная система; окружность – солнце, монета, люк; ломаная линия – крыши домов, график, рисунок на торте. Интерпретации могут быть различные, в том числе и юмористические. Подсчитывается общее количество интерпретаций по всем рисункам за отведенное время, их нестандартность, оригинальность.
Задание № 2.
Употребление предметов.
Предлагаются различные предметы (например: длинные железные гвозди, древесные опилки, пустые стеклянные бутылки, коробки из-под обуви). Предлагается записать как можно больше способов употребления этих предметов. Подсчитывается общее количество названных употреблений, учитывается их оригинальность.
Примеры употреблений: длинные железные гвозди – изготовить крючки, зубья для грабель, подстилка для йога; древесные опилки – топливо, для уборки мусора, для набивки игрушек, для теплоизоляции, добавка в комбикорм; пустые стеклянные бутылки – для хранения крупы, как музыкальный инструмент, для раскатывания теста, использовать как вазу, для строительства стены дома; коробки из-под обуви – для хранения писем, использовать как дом для хомячка, для разжигания костра.
Задание № 3.
Придумывание рассказа.
Предлагаются несколько слов (например, КЛЮЧ, ЛОДКА, СТОРОЖ, КАБИНЕТ, ДОРОГА). Необходимо за 10 минут составить логически связанный, законченный рассказ. Оценивается яркость, оригинальность образов, необычность сюжета.
Задание № 4.
Неоконченный рассказ.
Предлагается текст. Необходимо за 10 минут придумать и дописать окончание текста. Оценивается законченность, яркость, оригинальность образов, необычность поворота сюжета, неожиданность концовки.
Пример начала текста: «Темнело. Шел мелкий нудный дождь. На трамвайной остановке под одним зонтиком стояли две девушки. Они о чем-то тихо разговаривали. Вдруг…»
Задание № 5.
Круги.
Предлагается бланк, на котором нарисовано 12 кругов диаметром 3 сантиметра. Необходимо за 10 минут нарисовать как можно больше предметов или явлений, используя круги как основу. Рисовать можно внутри и вне круга, для одного рисунка можно использовать 1, 2 и более кругов. Рисунки необходимо подписать. Выполненная работа оценивается по количеству рисунков, их необычности, оригинальности, частоте встречаемости редких объектов (морской еж, извержение вулкана, щит римского воина и другие).
Задание № 6.
Коллективная картина.
Предлагается бланк, на котором нарисовано несколько любых линий или геометрических фигур. Предлагается дорисовать коллективную картину или законченный сюжет и дать название. Работа оценивается по необычности, оригинальности, наличию дополнительных деталей.
Задание № 7.
Назови предметы.
Подгруппам предлагаются карточки с написанными тремя качествами (например: 1) черный, легкий, блестящий, 2) низкий, тяжелый, темный, 3) тонкий легкий высокий, 4) белый, воздушный, несъедобный). Предлагается за 10 минут написать как можно больше принципиально различных предметов, которые обладают сразу тремя написанными качествами. Например: 1) черными, легкими, блестящими могут быть: пакет, часы, телефон, волосы, книга; 2) низким, тяжелым, темным может быть дом, туча, плита, стол, машина; 3) тонким, легким, высоким бывает перо, человек, дерево, шест, полка; 4) белое, воздушное и несъедобное бывает облако, вата, снег, мягкая игрушка, пух.
Результаты оцениваются по количеству написанных предметов, их отличиям, оригинальности, нестандартности, разнообразию.
Задание № 8.
Быстрота мысли.
Подгруппам раздается по одному бланку со словами, в которых пропущены буквы (у каждой подгруппы разные). Каждые прочерк – это одна пропущенная буква. В течение десяти минут надо вписать недостающие буквы. Слова должны быть именами существительными нарицательными в единственном числе. Результаты оцениваются по количеству написанных слов.
Образец бланка
д-ло (дело) |
п-л-а (полка) |
з-о-ок (звонок) |
с-я-оть (слякоть) |
к-ша (каша) |
о-р-ч (обруч) |
к-о-а (крона) |
к-с-а-ник (кустарник) |
с-да (сода) |
к-р-он (картон) |
с-е-ло (стекло) |
у-ы-к- (улыбка) |
в-за (ваза) |
з-р-о (зерно) |
к-ы-а (крыша) |
а-е-ь-ин (апельсин) |
н-га (нога) |
в-с-ок (восток) |
т-а-а (трава) |
с-а-ц-я (станция) |
м-на (мина) |
с-г-об (сугроб) |
к-у-ка (кружка) |
ч-р-и-а (черника) |
д-ля (доля) |
в-т-а (ветка) |
а-т-ка (аптека) |
к-п-с-а (капуста) |
к-но (кино) |
п-д-ак (пиджак) |
с-у-а (ступа) |
д-е-н-к (дневник) |
в-да (вода) |
к-ш-а (кошка) |
с-а-ка (сказка) |
т-л-в-з-р (телевизор) |
ч-до (чудо) |
б-л-он (бульон) |
п-е-а (пьеса) |
к-н-у-т-р (кондуктор) |
(В скобках – правильные ответы, на бланке не печатаются).
Задание № 9.
Хорошо – плохо.
Подгруппам раздаются карточки с написанными на них различными ситуациями (например: 1) Весь день льет дождь. 2) Вас подстригли очень коротко. 3) Вам наступили на ногу. 4) Вы заблудились в чужом городе). Участникам предлагается проанализировать эти ситуации с точки зрения «положительных» и «отрицательных» его последствий. За определенное время (в зависимости от возраста и количества участников – 10-20 минут) группами составляются списки таких последствий и затем зачитываются и обосновываются. Результаты оцениваются по количеству и оригинальности последствий, желательно, чтобы положительных последствий было не меньше отрицательных.
Например, при анализе явления «весь день льет дождь» «положительными» моментами могут быть названы следующие: быстрее начнут расти грибы, станет свежее, можно увидеть радугу, «отрицательные» последствия: появится грязь, можно промокнуть и заболеть, проезжающая машина может забрызгать водой из лужи. В ситуации «Вас подстригли очень коротко» положительное – не жарко, не нужно тратить деньги на шампунь, не нужно носить с собой расческу, отрицательное – шапка становится велика, голове холодно, заметны оттопыренные уши. При анализе ситуации «Вам наступили на ногу» положительным может быть названо: можно познакомиться с новым человеком, наконец-то почистим ботинки или купим новые, разбудили в автобусе, обратили внимание, что надели разные; «отрицательными» последствиями являются: больная нога, испорченное настроение, грязная обувь. В ситуации «Вы заблудились в чужом городе» положительным является то, что можно посмотреть достопримечательности, познакомиться с новыми людьми, можно совершить необычные поступки, отрицательным в данной ситуации является: потраченное время, можно замерзнуть и заболеть.
Задание № 10.
Индукция.
Учащимся предлагаются карточки с названиями предметов или объектов (например, «яблоко», «бензин», «Москва»). Предлагается записать как можно больше категорий (классов) объектов, к которым принадлежит данный предмет. Например: яблоко – фрукт, плод, продукт питания, товар, шар; бензин – топливо, жидкость, легковоспламеняющееся вещество, нефтепродукт, товар, растворитель; Москва – город, столица, транспортный узел, промышленный, культурный, научный, торговый центр, географическое название. Результаты оцениваются по количеству записанных категорий или объектов.
Список литературы.
- Кирнос Д. И. Индивидуальность и творческое мышление. М.: Просвещение, 1992.
- Психология творчества / Под. ред. Я. А. Пономарева. М.: Наука, 1990.
- Столяренко Л. Д., Столяренко В. Е. Психология для студентов колледжей. Ростов-на-Дону: Феникс, 2000.
Философия оригинального мышления | Гаурав Шарма | философские размышления
Мысль — это простой поток идей и ассоциаций, который может привести к «реально-ориентированным выводам». Что, в свою очередь, снова является продуктом наведенных мыслей об окружающей нас действительности. Реальность вокруг нас по большей части абсурдна и фанатична. В эпоху цифровой информации информация продается очень дешево, поскольку сейчас к ней есть доступ почти у каждого. Просто из-за его доступности, кому-то очень легко кого-то обмануть. Другими словами, любому человеку очень легко проникнуть в ваши мысли и полностью изменить их по любой личной, капитальной, финансовой или психологической причине.
Основными источниками промывания мозгов являются средства массовой информации, социальные сети и предвзятые авторы книг и журналисты. Чтобы поддерживать здравомыслящий и нейтральный ум, свободный от предубеждений и ненависти, человек должен достичь философии оригинального мышления в своей повседневной жизни.
Медийные мысли, ведущие к стадным мыслямОригинальное мышление — это термин, который я хотел бы определить как интерпретацию, происходящую из скудости одной-единственной мысли. Под наготой я имею в виду интерпретацию мысли, которая не руководствуется средствами массовой информации, философами и различными социальными и религиозными идеологиями. Нагота — сырая мысль. Идея, происходящая из пустого мозга. Совсем как маленький ребенок. Ребенок не знает разницы между черным и белым. Ребенок не знает о религиозных различиях, пока ему не промыли мозги испорченные мысли мира, которые на самом деле не смогли обработать свои Первоначальные мысли. Из-за нашей неспособности обрабатывать оригинальность мыслей мы склонны передавать испорченные и абсурдные мысли следующим поколениям, и, следовательно, идея оригинальности мыслей теряется.
Я запишу несколько философских аспектов, которыми нужно обладать, чтобы обрести способность к оригинальному мышлению.
Вопрос
Оригинальное мышление начинается с вопросов. Вопрос обо всем. Когда вы перестаете принимать предпосылки, которые не имеют смысла или противоречат логическим рассуждениям, вы наделяете себя даром оригинального мышления. Проведите собственное исследование. Анализ различных вариантов и сценариев. Вы можете отбросить, запретить, отклонить или избежать всего, что не имеет смысла. Не полагайтесь на мнение всех. Опирайтесь на компетентные и достоверные источники и всегда помните, что они также являются чьими-то мыслями. И пока они чьи-то, они всегда могут быть злыми или нелепыми. Вы можете использовать чье-то мнение в качестве основы для исследования чего-либо, но вы никогда не должны верить чему-либо или делать выводы, пока вы не будете действительно образованы этим.
Скептицизм
Здоровый уровень скептицизма всегда важен, если вы хотите овладеть оригинальным мышлением. Скептический ум всегда полон вопросов и не успокоится, пока не придет к выводам, удовлетворяющим пустотный мозг. Ищу клочки доказательств по утверждению.
Верить всему, что видишь в сети. Не подвергая сомнению или проверяя прочную основу.Безосновательные мнения бессмысленны. Не подвергая сомнению общепринятые факты и слепо доверяя всему, вы затуманиваете свои суждения.
Отличительная индивидуальность
Оценка и понимание индивидуальности играют важную роль в достижении оригинального мышления. Это понимание отражает тот факт, что каждый человек, воспринимающий информацию, имеет разные психологические уровни и уровни сознания, следовательно, их способности понимания и обработки. Представленное вам мнение может быть результатом чьей-то индивидуальной точки зрения, сознания и умственных размышлений. Это не твоя мысль. Для этого вам нужно схватить необработанную мысль и обработать ее своими вопросами, скептиками и индивидуальностью, чтобы прийти к первоначальному выводу.
Нейтралитет и сопереживание
Быть нейтральным ко всем аспектам без предубеждений — это шаг к оригинальному мышлению. Предвзятость может быть социальной, духовной, религиозной, политической, этической или расовой. Обычно предвзятость возникает в обществе. С тех пор, как мы родились, общество учит нас различать, насколько это возможно. Либо социально, этически, расово. Чтобы достичь оригинального мышления, нужно отказаться от предвзятости и достичь нейтральности и сочувствия к каждому отдельному атому, составляющему эту вселенную в целом.
Оригинальность: существует ли она на самом деле?
Мужчина говорит идти по менее проторенной дороге
И однажды люди начинают его слушать.
Так что вскоре малоизведанная дорога становится знакомой.
Внезапно он теряет свою магию
И становится еще одной грунтовой дорогой.
Как видно, индивидуальность в конце концов ведет к конформизму,
И тогда мы все вернулись к началу.
Так скажи мне.
Действительно ли мы оригинальны?
Действительно ли все особенные?
Потому что я думаю, что все это может быть ложью.
В настоящее время на нас постоянно оказывается давление, чтобы мы отличались, выделялись уникальным и свежим образом. Однако это давление не возникает без уступщиков: людей, которые нарушают правила, потому что это просто проще, чем решать поставленную задачу. Поэтому люди борются с этой постоянной угрозой, чтобы оставаться творческими. Борьба продолжается в изнурительном, бесконечном цикле, который в конечном итоге возвращается к тому, что они сдаются. Они жульничают. Рождаются копи-коты, мимы и плагиаторы. Потому что давайте признаем это. Когда дела идут плохо, большинство людей скорее предпочтут обмануть себя в битве, чем сдаться своим слабостям. Таков процесс превращения оригинальности в соответствие.
http://thereflectionofhim.blogspot.com/2012/05/follow-leader.html
Например, в классе учащиеся жаждут примеров, прежде чем приступить к самостоятельной работе. Всегда найдется человек, который скажет: «Есть ли модель» или «Я не хочу красть какие-либо идеи, я просто хочу убедиться, что делаю это правильно». Значит ли это, что делать это правильно означает следовать рекомендациям, установленным кем-то до них? Подразумевает ли это, в свою очередь, грубую индивидуальность или это просто система редактирования, которая находит правильный баланс между старым и новым? Чтобы ответить на этот вопрос, мы можем обратиться к определению «оригинала», данному Dictionary. com. В нем говорится, что это нечто, «возникающее или происходящее независимо от чего-либо еще» (1). Это говорит о том, что для того, чтобы что-то было действительно уникальным, оно не может происходить из мыслей или идей кого-либо еще.
Следовательно, не закрываем ли мы непреднамеренно двери к оригинальности, когда вмешиваемся, чтобы давать советы или инструкции? Ответ положительный. Это трудно игнорировать, учитывая тот факт, что единственное реальное решение этой проблемы состоит в том, чтобы изолировать кого-то с рождения и никогда не давать ему возможности взаимодействовать или слышать от любого другого человека. Звучит абсурдно, и так оно и есть, поэтому никто этого не сделал и невозможно обеспечить полную оригинальность. Однако в странной ситуации человек может быть изолирован достаточно долго, чтобы создать дикие образные мысли, что приведет его или ее к психическому заболеванию. Таким образом, оригинальность связана с безумием.
Некоторые могут возражать против этой теории и рассказывать истории о людях, которые путешествуют против норм, даже если их действия могут считаться странными, бесчеловечными, отвратительными или неправильными.