1. Практическое чувство
Началом проявления воли является практическое чувство. Любой теоретический вывод по поводу существующего положения дел в мире порождает в душе человека определённое практическое чувство. Практическое чувство – это субъективное ощущение, которое возникает у человека тогда, когда он соотносит свои субъективные представления о том, что и как должно быть в этом мире, с реальным положением дел.
Практическое чувство является своего рода предтечей нашей практической деятельности. Само по себе оно представляет собой только внутреннее идеальное ощущение субъекта, которое, однако, распространяется на всю плоть человека. Под его влиянием в мышцах нашего тела появляется энергия действия, а ход наших мыслей приобретает соответствующую направленность.
Поскольку практическое чувство возникает на основе соотношения определённых мыслей человека о том, что и как должно быть в этом мире, с тем, что реально есть, постольку в нём отражаются результаты их соразмерности.
Приятное и неприятное – это единственные определения практического чувства. Никаких других определений у него нет, поскольку никакого собственного имманентного содержания оно не имеет. Содержание приходит к нему извне, от существующих в обществе этических норм, благодаря чему мы знаем чувство радости и горя, чести и бесчестья и т.д.
Знаменитый вопрос о первоисточнике зла в мире возникает именно на этой ступени развития понятия воли. Зло есть не что иное, как чувство несоответствия содержания наших субъективных представлений тому положению дел, которое существует в реальном мире. Например, если человек приходит к выводу, что Луна должна быть не на небе, а висеть на стене его дома, то в силу неосуществимости такого долженствования он будет испытывать ощущение творящегося зла. Кто должен отвечать за это зло? Эти персоналии будут определены им в пределах изощрённости его ума. Подобные «долженствования» сами по себе уже являются злом.Мир развивается согласно своим законам. И если оказывается, что действительность никак не хочет принимать наши идеалы, то это означает, что плохи идеалы, а не действительность. Идеалы могут быть либо преждевременными, либо завышенными по существу, а жизнь такова, какова она есть. И в этом «есть» всё её могущество.
Практическое чувство переходит в стремление человека привести окружающий мир в соответствие с его собственным пониманием того, как он должен быть устроен. При этом стремления вступают в диалог со склонностями человека, которые складываются из его природных задатков, образования и жизненного опыта. Стремлений может возникать много, но не все они будут соответствовать склонностям человека, которые также обладают внутренней тенденцией не оставаться в скрытом состоянии, а быть реализованными. Поэтому стремления и склонности человека требуют поиска компромисса.
Единство стремлений и склонностей человека принимает форму влечения. Влечение снимает импульсивность и разномастность стремлений и делает своим содержанием те из них, которые согласуются со склонностями человека. Каждый человек самостоятельно определяет свои влечения. Реализуются же они (влечения) посредством практической деятельности.
Дело, которому человек полностью отдаёт себя, составляет его страсть. Страсть, в отличие от влечений, не бывает ни доброй, ни злой. Она означает лишь то, что человек весь свой интерес, весь свой талант и характер вкладывает в то дело, которому служит. Без страсти никогда не создавалось ничего великого и достойного.
Влечений может быть много, а жизнь одна. Какому из них отдать предпочтение? Все они являются собственностью человека, все они дороги для него, но необходимо делать выбор. Дойдя до этого пункта своего развития, воля человека становится
Являясь хозяином всего содержания своей воли, человек может не заботиться об обосновании своего выбора со стороны внешних обстоятельств жизни. Он может отдать предпочтение любому своему влечению исходя только из самого себя. У произвола есть лишь одно обоснование: «Это – мои влечения, и я выберу то, которое захочу». Про-из-вол – это ещё не свобода воли, но это уже предваряющая её ступень.
Читать онлайн «Прими свои чувства. Практики, которые помогут обрести спокойствие и уверенность, когда мир вокруг сходит с ума», Аманда Кассил – Литрес
Моему партнеру, лучшему другу и яростнейшему адвокату Бэну.
Ты делаешь меня лучшей версией меня самой.
Спасибо.
Amanda Cassil, PhD.
THE EMPOWERED HIGHLY SENSITIVE PERSON:
A Workbook To Harness Your Strenghs In Every Part Of Life
Text © 2020 Callisto Media, Inc. All rights reserved.
First published in English by Rockridge Press, an imprint of Callisto Media, Inc.
© Смердова Е.А., перевод на русский язык, 2023
© Оформление. ООО «Издательство «Эксмо», 2023
Вступление
Возможно, вы постоянно ощущаете себя уставшим, а окружающие характеризуют вас как нервозного человека. Вы боретесь с желанием уклониться от домашних обязанностей или чувствуете, что работа необъяснимым образом изматывает вас. В течение дня вас могут охватить сомнения в самом себе или подступают слезы при общении с коллегами. Даже положительный отзыв начальника может смутить вас и поставить в затруднительное положение. Скорее всего, вам сложно сохранять концентрацию и трезво мыслить во второй половине дня, а при стрессе могут мучить головные боли. Наверняка ваша любимая часть дня – те самые тридцать минут вне работы, когда вы остаетесь наедине с собой в тихом, укромном месте. «Что же я делаю не так? – думаете вы. – У других людей нет таких проблем, как у меня».
Восприятие жизни как процесса выживания в огромном, недружелюбном мире и непреходящее чувство «будто что-то не так» являются характеристиками сверхчувствительной личности (a highly sensitive person). Однако можно с уверенностью сказать, что это не приговор. Понимание данного феномена и конкретные приемы работы с ним позволят полностью изменить ваше восприятие мира.
Впервые я услышала термин «сверхчувствительная личность», будучи интерном в Калифорнийском технологическом институте примерно десять лет назад. Как сверхчувствительная личность, я была заинтригована тем, что эта черта характера имеет свое название и описывает большу́ю часть людей. В то время информации по данному вопросу почти не было, а одним из немногих исследователей в этой области была доктор Элейн Эрон. Доктор Эрон, психолог по образованию, начала исследование приведенного феномена в 1991 году и выпустила книгу «Сверхчувствительная натура» (1996). С тех пор как я узнала об этом явлении, я начала активно его изучать и неожиданно для себя осознала, что большинство тех клиентов, с которыми я работала, были сверхчувствительными личностями.
Как дипломированный клинический психолог я работаю с женщинами и представителями национальных меньшинств в научно-технической сфере (естественные науки, технология, инженерия, математика). К счастью, у меня была возможность сформировать у своих клиентов понимание того, что такое сверхчувствительная личность, а также превратить ее проявления в инструмент для достижения успеха. При нашей первой встрече клиенты обычно демонстрируют симптомы депрессии и тревожности, причиной чего является работа в научно-технической сфере. Со временем, после терапии они расцветают и развиваются. Обычно эти перемены к лучшему связаны с повышением уверенности в себе, изменением языка тела, более разнообразными отношениями с другими людьми и общим повышением качества жизни. Едва ли это означает, что жизнь становится проще, но у человека появляется гораздо больше возможностей справляться с неизбежными ударами судьбы.
Эта книга основана как на исследовательской литературе, так и на моих личных наблюдениях во время психотерапевтической практики. Источниками упражнений стали вопросы и опыт принятия решений, с которым мои клиенты сталкиваются ежедневно. Какие-то из них сработают для вас, какие-то – нет. И это нормально. Начав их применять, вы поймете, какие из них помогают вам расцветать и развиваться.
Как использовать это практическое руководство
Цель книги – предоставление широкого круга примеров из опыта сверхчувствительных людей. В каждой главе будут проанализированы важные в контексте исследования темы, такие как пережитый опыт и общие для людей, склонных к сверхчувствительности, проблемы. Упражнения созданы таким образом, чтобы одновременно и отражать прошлое, и оценивать настоящее, и прогнозировать будущее. Вы можете прочесть книгу от начала до конца, а можете обращаться лишь к тем темам, которые отвечают вашим интересам и целям на данный момент. Согласно канонам практического руководства, оно не может вместить весь объем информации по интересующему нас вопросу, поэтому в конце книги вы найдете список источников по данной теме и при желании сможете продолжить ее исследование самостоятельно.
Во время чтения стоит обратить внимание на несколько моментов. Во-первых, опыт каждой конкретной сверхчувствительной личности уникален. Следовательно, если информация в этой книге не находит отражения в вашем опыте, это не значит, что он не важен. Обобщения, допущенные при исследовании, необходимы для понимания характеристик типа личности, но упускают индивидуальные нюансы. Именно поэтому ваша задача состоит в том, чтобы доверять своим знаниям, в том числе о себе, и продолжать изучение научных материалов по теме для получения более широкой перспективы исследования данной проблемы.
Во-вторых, на фоне работы с собственными переживаниями может возникнуть риск ухудшения вашего психического здоровья. Поэтому на случай если выполнение какого-либо из упражнений приведет к нежелательным последствиям, будьте готовы обратиться за помощью к специалисту. Многие психотерапевты будут рады помочь вам совершить это путешествие в глубины личности с использованием данного практического руководства как гида.
Наконец, вы можете использовать бо́льшую часть упражнений из этой книги повторно. Выберите те из них, которые будут вашими помощниками в работе над собой. Некоторые используют для этого дневник, другие делают записи на компьютере и в телефоне, кто-то снимает копии страниц книги. Главное – найти эффективный для вас способ использовать это руководство в собственных целях.
Это не та книга, которую можно пролистать за несколько часов. Дайте себе время, чтобы информация обрела свое место в вашем сознании, «переварилась», чтобы практические упражнения нашли подтверждение в теоретических данных. Узнавание себя происходит так же, как и узнавание друга. Оно сопровождается весельем, восторгом, иногда – усталостью, а также огромным потоком новой информации, требующей времени для усвоения и применения на практике. Вы станете использовать новые знания, взятые из этой книги, во время непрекращающегося диалога с самим собой. Это долгий процесс, который никогда не будет завершен. И в этом состоит вся его притягательность и красота.
Глава 1. Сверхчувствительная личность
Вне зависимости от того, известен ли вам термин «сверхчувствительная личность» или нет, с тех пор как он был создан прошло двадцать лет, эта глава будет посвящена его истории и анализу значения. В этом практическом руководстве вы откроете для себя новые измерения опыта сверхчувствительной личности, те трудности и преимущества, которые он может предоставить в области отношений, семьи, работы, здоровья и общественных связей.
Эта книга – приключение, полное как приятных, так и напряженных моментов. Не скрывайте тех эмоций, которые испытаете в процессе чтения данной работы, но анализируйте их. Процесс познания себя, как и инсайт, отнюдь не быстрое и не легкое дело. Используйте ту информацию, которая покажется вам полезной, усваивайте ее и направляйте на изучение своей собственной личности, а также пропускайте информацию, бесполезную для вас.
Что значит быть сверхчувствительным?
У сверхчувствительной личности есть четыре характеристики: глубина восприятия, повышенная возбудимость, высокая степень эмоциональной чувствительности, повышенный уровень уязвимости к внешнему воздействию, вследствие сильной чувствительности органов чувств по сравнению с не-сверхчувствительным типом личности (Aron, 2010). Каждая из этих характеристик будет рассмотрена в последующих главах и сопряжена с соответствующими упражнениями, призванными помочь вам оценить влияние каждой из них на вашу жизнь.
ГЛУБИНА ВОСПРИЯТИЯ
Сверхчувствительные натуры глубокомысленны. В результате чего они способны ко всестороннему анализу философских вопросов, например о смысле жизни, а также привержены моде, всегда находятся в курсе мировых событий и кулуарных сплетен. Глубокомысленность сверхчувствительных людей порождает медлительность в принятии решений или составлении собственного мнения. Кроме того, эта характеристика сочетается с такими качествами личности, как высокая степень сознательности, внимательность к окружающим, понимание возможных последствий, осознанность, а также рефлексивность.
Как показали исследования, для сверхчувствительной личности характерна развитость областей головного мозга, отвечающих за познание, чувственное восприятие, внимание, обработку информации об эмоциях (Greven, 2019). Эти исследования головного мозга вкупе с генетическими исследованиями определяют биологическое основание сверхчувствительного типа личности. Сверхчувствительная натура получает информацию из окружающего мира и тщательно ее перерабатывает (что доказывают последние исследования мозговой деятельности сверхчувствительных людей). Но подобная скрупулезность в обработке информации, будучи особенно важной, становится бременем для индивида и приводит к ощущению им подавленности и усталости.
ПОВЫШЕННАЯ ВОЗБУДИМОСТЬ
Наряду с высокой активностью ментальных операций, сверхчувствительная личность характеризуется повышенной возбудимостью органов чувств (деятельности мозга по обработке визуальной информации и активизации процессов взаимодействия органов чувств) (Greven, 2019). Это значит, что сверхчувствительная личность особо восприимчива к сенсорной информации, что в результате может привести к избыточной раздражимости и ощущению давления от поступающих данных. Возбудимость может проявляться как в результате воздействия сильного раздражителя (например, громкого стука или резкого запаха), так и слабого, но продолжительного раздражителя (тихий фоновый тикающий звук).
Если сверхчувствительный индивид не владеет копинг-стратегиями, то «перегруженность» органов чувств может стать причиной хронического стресса, раздражительности или уклоняющегося поведения. С другой стороны, повышенная возбудимость, взятая под контроль, позволит человеку наслаждаться изысканными, тонкими ароматами, едва уловимыми вкусами, красотой природы, а также поможет ему развиваться в тех областях жизни, которые требуют внимания к деталям, например в искусстве или науке.
ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ ЧУВСТВИТЕЛЬНОСТЬ
По сравнению с остальными людьми сверхчувствительные индивиды склонны к повышенному эмоциональному реагированию как на положительные, так и на отрицательные эмоциональные стимулы (Aron, 2010). Такое чрезмерное эмоциональное реагирование может проявляться, например, в слезах, вызванных радостью, благодарностью или облегчением. Напротив, жестокие телевизионные передачи, социальная несправедливость или грубость могут оказать негативное влияние на сверхчувствительную личность. Кроме того, сверхчувствительная натура более подвержена влиянию эмоций других людей. Такая личность, словно губка, впитывает положительные и отрицательные проявления окружающих.
Сверхчувствительным людям, в отличие от других, нужно больше времени на то, чтобы пережить эмоционально значимое событие в жизни (не важно, положительное или отрицательное). Как показывают последние исследования мозговой активности сверхчувствительных людей, высокий уровень эмпатии и детальность обработки эмоциональной информации являются у них доминирующими процессами (Greven, 2019). Иными словами, сверхчувствительные люди внимательны к эмоциональному состоянию окружающих, у них более развита так называемая интуиция. Более того, они склонны в большей мере, чем кто бы то ни было, распознавать эмоции других людей.
СЕНСОРНАЯ ЧУВСТВИТЕЛЬНОСТЬ И УЯЗВИМОСТЬ К ВНЕШНЕМУ ВОЗДЕЙСТВИЮ
Повышенная сенсорная чувствительность сверхчувствительных людей позволяет им улавливать малейшие изменения в окружающей среде. Такая особенность восприятия продиктована, скорее всего, характером обработки сенсорной информации, но не устройством самих органов чувств (Aron, 2010). Иначе говоря, тот факт, что сверхчувствительный индивид ощутил шероховатую поверхность, свидетельствует не о том, что у него «сверхчувствительные» пальцы, а о том, что информация, полученная от органов чувств, подверглась более тщательному анализу.
Исследования проводились в том числе и в области корреляции между сенсорной чувствительностью и уязвимостью к воздействию окружающей среды у сверхчувствительных индивидов. Повышение нейронной активности было зафиксировано при обнаружении небольших изменений чаще, чем при обнаружении значительных (Greven, 2019). То есть сверхчувствительные индивиды могут зафиксировать такое изменение окружающей среды, которое остальные либо не воспримут вовсе, либо посчитают несущественным, например изменение температуры в помещении на один-два градуса.
Так как данная книга не может продемонстрировать всей полноты исследований по обозначенному вопросу, заинтересованные читатели могут обратиться к приложению, в котором размещена глава из работы доктора Эрон Psychotherapy and the highly sensitive person (2010), а также рецензия на эту книгу (Greven, 2019).
СВЕРХЧУВСТВИТЕЛЬНАЯ ЛИЧНОСТЬ В СРАВНЕНИИ С ИНТРОВЕРТАМИ, ЭКСТРАВЕРТАМИ И ЭМПАТАМИ
Общественная жизнь может стать утомительной для сверхчувствительной личности, так как ей приходится обрабатывать большое количество информации: данные об эмоциях окружающих, микровыражениях, скрытом подтексте, условиях общения. Вследствие чего сверхчувствительные индивиды стараются использовать такие копинг-стратегии, как: отойти и понаблюдать за происходящим со стороны, уйти раньше, расслабиться вдали от большого скопления людей и т. д. Такое поведение может быть ошибочно расценено как проявление интроверсии, хотя на самом деле перед нами разные типы личности.
Интроверсия и экстраверсия, согласно популярному индикатору типов личности Майерса – Бриггса, определяется через то, в чем индивид черпает вдохновение. Интровертам может понравиться вечер, проведенный с друзьями, но он отнимет много сил. Им больше подойдут личные встречи с одним-двумя близкими людьми или размышления наедине с самим собой. Экстраверт же, напротив, может предпочесть провести вечер с книгой, но будет ощущать зудящее стремление выйти из дома и встретиться с друзьями. Несмотря на то что многие (около 70%, согласно исследованию доктора Эрон (Aron, 2010)) сверхчувствительные натуры проявляют черты интровертов, сверхчувствительность и интроверсия/экстраверсия измеряют разные стороны личности. Иными словами, повышенная сенсорная чувствительность проявляется в том, насколько детально обрабатывается получаемая человеком информация, а шкала интроверсии/экстраверсии определяет энергетический ресурс, выбираемый индивидом на основании собственных предпочтений.
Сверхчувствительность часто заменяют термином «эмпатия». Ключевым моментом в этом обобщении служит тот факт, что сверхчувствительность характеризуется высокой интенсивностью переживаемых индивидом эмоций и его внимательным отношением к эмоциональному состоянию окружающих. В некоторых случаях термины «сверхчувствительная натура» и «эмпатийная натура» используются в одном и том же значении. Иногда понятию «эмпатия» приписывается (по сравнению со сверхчувствительностью) бóльшая духовность. В иных случаях эмпатийность рассматривают как подвид сверхчувствительности, принимая во внимание то, что эмпат способен испытывать чувства на более высоком уровне, нежели другие сверхчувствительные люди. Однако этот подход не имеет научного подтверждения на данный момент.
Сверхчувствительность может проявляться на всех уровнях, и каждая тонко чувствующая личность испытывает затруднения в общении по-своему. Задавая вопросы самому себе о том, что дает вам энергию, что утомляет, нервирует и вдохновляет, вы сможете выяснить, что больше всего помогает вам выразить собственные убеждения и потребности в общении с другими. Также это поможет вам планировать свои действия заранее и использовать эффективные копинг-стратегии в потенциально опасных ситуациях общения.
Теория, исследования и практические выводы для физкультуры
1. Теория множественных состояний (обязательных) для регуляции эмоций и действий в спорте
Монтсе К. Руис, Лаура Бортоли и Клаудио Робацца
2. Состояние вызова и угрозы и эмоции
Надин Сэмми, Дэвид Харрис и Сэм Вайн
3. Эволюционный подход к эмоциям в спорте
Филип Ферли
4. Роль страсти в переживании эмоций в спорте
Бенджамин Дж. И. Шелленберг, Жереми Вернер-Филион и Роберт Дж. Валлеран
5. Социальное влияние эмоций в спортивных командах
Эндрю П. Фризен, Свенья А. Вольф и Гербен А. ван Клиф
6. Мы в этом вместе: диадические и межличностные аспекты эмоций, совладание и регулирование эмоций в спорте
Кэтрин А. Тамминен и Кейси С. Нили
7. Социальная идентичность и групповые эмоции: применение в контексте спортивной обстановки
Микаэль Кампо и Хавьер Санчес
8. Общие зоны оптимального функционирования
Эдсон Филью
9. Тренинг эмоциональных компетенций
Сильвен Лаборд, Джулия Эйр, Йонас Акпету, Анн-Кристин Энглер, Фабиан Хофманн, Джастин Кландерман, Янник Кляйн, Ванесса Мартинс, Мартин Лео Рейнхард, Пиа Зайонц и Эмма Мосли
10. Изучение связей эмоций и образов в спортивных достижениях
Энтони Уотт и Тони Моррис
11. Разговор с самим собой и эмоции в спорте
Джулиан Фрич, Александр Т. Латиньяк, и Антонис Хацигеоргиадис
12. Погрузитесь в музыку: регулирование эмоциональных состояний исполнения с помощью музыки
Тьерри Р. Ф. Миддлтон, Бреннан Петерсен, Коул Гиффин и Роберт Дж. Шинке
13. Внимательность и эмоции в спорте
Кристина Финк и Монтсе К. Руис
14. Саморегуляция и регуляция эмоций при выносливости
Ноэль Э. Брик , Андреас Венхорст , Дэниел Т. Робинсон и Тадг Э. Макинтайр
Хоуи Дж. Карсон и Дэйв Коллинз
16. Использование технологий для саморегуляции в спорте
Селения ди Фронсо, Пенни Вертнер, Соммер Кристи и Маурицио Бертолло
17. Эмоции и регулирование эмоций с точки зрения практикующего врача
Эндрю М. Лейн
18. Роль эмоций в спортивных травмах
Монна Арвинен-Барроу и Дэмиен Клемент
19. Эмоциональное переедание: последствия для исследований и практики в контексте элитного спорта
Трейси Дж. Девонпорт Венди Николлс и Чао-Хва (Жозефина) Чен-Уилсон
20. Усталость, усилие и другие состояния чувств при спортивном темпе
Джон Рэглин, Флорентина Хеттинга и Рен-Джей Шей
21. Стрессовые состояния, психическое утомление и концепция восстановления психики в спорте
Fabian Loch, Annika Hof zum Berge, Sarah Kölling and Michael Kellmann
Развитие социально-эмоциональных способностей (SEAD): интегрированная модель практических эмоциональных компетенций
. 2022;46(2):226-253. doi: 10.1007/s11031-021-09922-1. Epub 2022 9 января.Виктор Харрис 1 , Джонатан Андерсон 1 , Брайан Висконти 1
принадлежность
- 1 Университет Флориды, Гейнсвилл, США.
- PMID: 35034996
- PMCID: PMC8742702
- DOI: 10. 1007/s11031-021-09922-1
Виктор В. Харрис и др. Мотив Эмот. 2022.
Бесплатная статья ЧВК . 2022;46(2):226-253. doi: 10.1007/s11031-021-09922-1. Epub 2022 9 января.Авторы
Виктор Харрис 1 , Джонатан Андерсон 1 , Брайан Висконти 1
принадлежность
- 1 Университет Флориды, Гейнсвилл, США.
- PMID: 35034996
- PMCID: PMC8742702
- DOI: 10. 1007/s11031-021-09922-1
Абстрактный
Социально-эмоциональные способности (т. е. особые навыки), определяемые как набор когнитивных способностей, основанных на эмоциях знаний и поведенческих компетенций (т. е. уровней навыков), которые облегчают адаптивное использование просоциальных процессов и поведения (т. е. «действий»), таких как эмоциональная регуляция и симпатическое и эмпатическое ответное поведение в настоящее время моделируется и измеряется как эмоциональный интеллект. Однако эта концептуализация может быть проблематичной, поскольку эти две концепции не совпадают, а традиционные методы измерения эмоционального интеллекта могут иметь ограниченную практическую полезность. Теоретическая модель развития социальных эмоциональных способностей (SEAD), представленная в этом трактате, представляет собой прагматичный и упрощенный подход к развитию социальных эмоциональных способностей и компетентности, абстрагированный от концепций эмоционального интеллекта, социального интеллекта и теории социокультурного обучения. Кроме того, модель SEAD выходит за рамки индивидуума как единицы анализа для изучения, концептуализации, дифференциации, исследования и определения иерархической, двунаправленной и контекстуальной природы измерений социальных эмоциональных способностей в рамках близких отношений. Обсуждаются последствия того, как модель SEAD может использоваться исследователями, практиками, преподавателями, отдельными лицами, семьями и парами в широком спектре областей и вмешательств.
Ключевые слова: Эмоциональный интеллект; Эмоциональная регуляция; Сочувствие; Социально-эмоциональные способности; Социальный интеллект; сочувствие.
© Автор(ы) 2021.
Заявление о конфликте интересов
Конфликт интересовВсе авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.
Цифры
Рис. 1
Развитие социально-эмоциональных способностей Харриса…
Рис. 1
Модель развития социально-эмоциональных способностей Харриса (SEAD)
рисунок 1Модель развития социально-эмоциональных способностей Харриса (SEAD)
Рис. 2
Синтез SEAD и…
Рис. 2
Синтез ЮВАО и социокультурной теории развития
Рис. 2Синтез ЮВАО и социокультурной теории развития
См. это изображение и информацию об авторских правах в PMC
Похожие статьи
- Развитие эмоционального интеллекта у специалистов по защите детей: систематический обзорный обзор.
Перри М.А., Криви К., Артур Э., Чанс Хьюмер Дж., Лундгрен П.Дж., Ривера И. Перри М.А. и соавт. Жестокое обращение с детьми Негл. 2020 декабрь; 110 (часть 3): 104438. doi: 10.1016/j.chiabu.2020.104438. Epub 2020 10 марта. Жестокое обращение с детьми Негл. 2020. PMID: 32164944
- Обновление дебатов о развитии поведенческих компетенций: современное состояние и будущие вызовы.
Бонессо С., Герли Ф., Зампиери Р., Бояцис Р.Э. Бонессо С. и др. Фронт Псих. 2020 9 июня; 11:1267. doi: 10.3389/fpsyg.2020.01267. Электронная коллекция 2020. Фронт Псих. 2020. PMID: 32581983 Бесплатная статья ЧВК. Обзор.
- Влияние эмоционального интеллекта на учебные привычки учащихся в смешанной учебной среде: посредническая роль когнитивного взаимодействия во время COVID-19.
Икбал Дж., Асгар М.З., Ашраф М.А., Йи Х. Икбал Дж. и др. Behav Sci (Базель). 2022 13 января; 12(1):14. дои: 10.3390/bs12010014. Behav Sci (Базель). 2022. PMID: 35049625 Бесплатная статья ЧВК.
- Изучение концептуальных и теоретических основ обучения практикующих медсестер: протокол обзора обзора.
Уилсон Р., Годфри С.М., Сирс К., Медвес Дж., Росс-Уайт А., Ламберт Н. Уилсон Р. и соавт. JBI Database System Rev Implement Rep. 2015 Oct;13(10):146-55. doi: 10.11124/jbisrir-2015-2150. Версия системы базы данных JBI, отчет о реализации, 2015 г. PMID: 26571290 Обзор.
- Предикторы школьного беспокойства при переходе в среднюю школу с нарушением развития речи и низкими языковыми способностями: продольный каскадный анализ развития.
Гоф Кеньон С.М., Паликара О., Лукас Р.М. Гоф Кеньон С.М. и др. Int J Lang Commun Disord. 2022 ноябрь;57(6):1368-1380. дои: 10.1111/1460-6984.12761. Epub 2022 16 июля. Int J Lang Commun Disord. 2022. PMID: 35841340
Посмотреть все похожие статьи
Цитируется
- Разработка и валидация шкалы гибкости обучения лидерству.
Буланд-ван Дам СИМ, Остром Дж.К., Янсен П.Г.В. Буланд-ван Дам СИМ и др. Фронт Псих. 2022 23 декабря; 13:991299. doi: 10.3389/fpsyg.2022.991299. Электронная коллекция 2022. Фронт Псих. 2022. PMID: 36619103 Бесплатная статья ЧВК.
- Эффективность программы психообразовательной и социально-эмоциональной помощи подросткам.
Санчес-Эррера С. , Герреро-Барона Э., Соса-Бальтасар Д., Морено-Мансо Х.М., Дуран-Винагре М.А. Санчес-Эррера С. и др. Общественное здравоохранение Int J Environ Res. 2022 июль 2;19(13):8153. дои: 10.3390/ijerph29138153. Общественное здравоохранение Int J Environ Res. 2022. PMID: 35805811 Бесплатная статья ЧВК.
Рекомендации
- Адольфс Р., Андерсон Д.Дж. Неврология эмоций: новый синтез. Издательство Принстонского университета; 2018.
- Аллеманд М., Штайгер А.Е., Фенд Х.А. Развитие эмпатии в подростковом возрасте предсказывает социальные компетенции во взрослой жизни. Журнал Личности. 2015;83(2):229–241. doi: 10.1111/jopy.12098. — DOI — пабмед
- Аллен Н.