Чувства в психологии – сущность, виды, функции. Чем отличаются эмоции от чувств

Чувства в психологии

Сущность, функции и виды чувств и эмоций

Все с чем сталкивается человек в своей жизни, вызывает у него то или иное отношение. Определенное отношение человека проявляется даже к отдельным качествам и свойствам окружающих объектов. Сфера чувств включает в себя досаду и патриотизм, радость и страх, восторг и горе.

Чувства — это переживаемые в различной форме отношения человека к предметам и явлениям действительности. Человеческая жизнь невыносима без переживаний, если человек лишен возможности испытывать чувства, то наступает так называемый “эмоциональный голод”, который он стремится утолить, слушая любимую музыку, читая остросюжетную книгу и т.п. Причем для эмоционального насыщения нужны не только положительные чувства, но и чувства, связанные со страданием.

Самая развитая и сложная форма эмоциональных процессов у человека — это чувства, которые представляют собой не только эмоциональное, но и понятийное отражение.

Чувства формируются на протяжении жизни человека в условиях общества. Чувства, которые отвечают высшим социальным потребностям, называются высшими чувствами. Например, любовь к Родине, своему народу, своему городу, к другим людям. Они характеризуются сложностью строения, большой силой, продолжительностью, стабильностью, независимостью от конкретных ситуаций и от состояния организма. Таким примером является любовь матери к своему ребенку, мама может рассердится на ребенка, быть недовольной его поведением, наказать, но все это не влияет на ее чувство, которое остается сильным и относительно стабильным.

Сложность высших чувств определяется их комплексным строением. То есть они складываются из нескольких разных, а иногда и противоположных эмоций, которые как бы кристаллизуются на определенном предмете. Например, влюбленность — менее сложное чувство, нежели любовь, так как кроме влюбленности последняя предполагает нежность, дружбу, привязанность, ревность и другие эмоции, производящие не передаваемое словами чувство любви.

В зависимости от характера отношения человека к различным объектам социальной среды выделены основные виды высших чувств: моральные, праксические, интеллектуальные, эстетические.

Моральные чувства человек испытывает по отношению к обществу, другим людям, а также к самому себе, такие как чувство патриотизма, дружба, любовь, совесть, которые регулируют межличностные отношения.

Чувства, которые связаны с осуществлением человеком трудовой и других видов деятельности, называются праксическими. Они возникают в процессе деятельности в связи с ее успешностью или не успешностью. К позитивным праксическим чувствам относятся трудолюбие, приятная усталость, чувство увлеченности работой, удовлетворенность от выполненного дела. При преобладании негативных праксических чувств человек воспринимает труд как каторгу.

Определенные виды труда, учение, некоторые игры требуют интенсивной умственной деятельности. Процесс умственной деятельности сопровождается интеллектуальными эмоциями. Если они приобретают качества стабильности и устойчивости, они проявляются как

интеллектуальные чувства: любознательность, радость открытия истины, удивление, сомнение.

Чувства, которые испытывает человек при восприятии и создании прекрасного в жизни и в искусстве, называются эстетическими. Эстетические чувства воспитываются через приобщение к природе, любование лесом, солнцем, рекой и т.п. Для того чтобы постичь законы красоты и гармонии детям полезно заниматься рисованием, танцами, музыкой и другими видами художественной деятельности.

На протяжении развития людей сформировалась особая форма психического отражения значимых объектов и событий — эмоции. Один и тот же объект или событие вызывает у разных людей различные эмоции, потому что у каждого свое, специфическое отношение.

Эмоции — это субъективные реакции человека на воздействия внешних и внутренних раздражителей, отражающие в форме переживаний их личную значимость для субъекта и проявляющиеся в виде удовольствия или неудовольствия.

В узком значении слова эмоции — это непосредственное, временное переживание какого-нибудь чувства. Так, если рассмотреть чувства, испытываемые болельщиками, на трибуне стадиона и спорту вообще (чувство любви к футболу, хоккею, теннису), то эти переживания нельзя называть эмоцией. Эмоции здесь будут представлены состоянием наслаждения, восхищения, которые испытывает болельщик, наблюдая хорошую игру.

За эмоциями была признана важная положительная роль в жизни людей, и с ними стали связывать следующие положительные функции: Мотивационно-регулирующую, коммуникативную, сигнальную и защитную.

Мотивационно-регулирующая функция заключается в том, что эмоции участвуют в мотивации поведения человека, могут побуждать, направлять и регулировать. Иногда эмоции могут заменять собой мышление в регуляции поведения.

Коммуникативная функция заключается в том, что эмоции, точнее, способы их внешнего выражения, несут в себе информацию о психическом и физическом состоянии человека. Благодаря эмоциям мы лучше понимаем друг друга. Наблюдая за изменениями эмоциональных состояний, появляется возможность судить о том, что происходит в психике. Комментарий: люди, принадлежащие к разным культурам, способны безошибочно воспринимать и оценивать многие выражения человеческого лица, определять по нему такие эмоции, как радость, гнев, печаль, страх, отвращение, удивление. Это относится и к тем народам, которые вообще никогда не находились в прямых контактах друг с другом.

Сигнальная функция. Жизнь без эмоций так же невозможна, как и без ощущений. Эмоции, утверждал Ч. Дарвин, возникли в процессе эволюции как средство, при помощи которого живые существа устанавливают значимость тех или иных условий для удовлетворения актуальных для них потребностей. Эмоционально-выразительные движения (мимика, жесты, пантомимика) выполняют функцию сигналов о том, в каком состоянии находится система потребностей человека.

Защитная функция выражается в том, что, возникая как моментальная, быстрая реакция организма, может защитить человека от опасностей.

Установлено, что чем сложнее организовано живое существо, чем более высокую ступень на эволюционной лестнице оно занимает, тем богаче и разнообразнее гамма эмоций, которую оно способно переживать.

Характер переживания (удовольствие или неудовольствие) определяет знак эмоций — положительные и отрицательные. С точки зрения влияния на деятельность человека эмоции делятся на стенические и астенические. Стенические эмоции стимулируют деятельность, увеличивают энергию и напряжение сил человека, побуждают его к поступкам, высказываниям. Крылатое выражение: “готов горы свернуть”. И, наоборот, иногда переживания характеризуются своеобразной скованностью, пассивностью, тогда говорят об астенических эмоциях. Поэтому в зависимости от ситуации и индивидуальных особенностей эмоции могут по-разному влиять на поведение. Так, горе может вызвать апатию, бездеятельность у слабого человека, в то время как сильный человек удваивает свою энергию, находя утешение в работе и творчестве.

Модальность — основная качественная характеристика эмоций, определяющая их вид по специфике и особой окрашенности переживаний. По модальности выделяются три базовые эмоции: страх, гнев и радость. При всем многообразии практически любая эмоция является своеобразным выражением одной из этих эмоций. Тревожность, беспокойство, боязнь, ужас представляют собой различные проявления страха; злоба, раздражительность, ярость — гнева; веселье, ликование, торжество — радости.

Интерес (как эмоция) — положительное эмоциональное состояние, способствующее развитию навыков и умений, приобретению знаний.

Радость — положительное эмоциональное состояние, связанное с возможностью достаточно полно удовлетворить актуальную потребность, вероятность чего до этого момента была невелика или, во всяком случае, неопределенна.

Удивление — не имеющая четко выраженного положительного или отрицательного знака эмоциональная реакция на внезапно возникшие обстоятельства. Удивление тормозит все предыдущие эмоции, направляя внимание на объект, его вызвавший, и может переходить в интерес.

Страдание — отрицательное эмоциональное состояние, связанное с полученной достоверной или кажущейся таковой информацией о невозможности удовлетворения важнейших жизненных потребностей, которое до этого момента представлялось более или менее вероятным, чаще всего протекает в форме эмоционального стресса.

Гнев — эмоциональное состояние, отрицательное по знаку, как правило, протекающее в форме аффекта и вызываемое внезапным возникновением серьезного препятствия на пути удовлетворения исключительно важной для субъекта потребности.

Отвращение — отрицательное эмоциональное состояние, вызываемое объектами (предметами, людьми, обстоятельствами), соприкосновение с которыми (физическое взаимодействие, коммуникация в общении и пр.) вступает в резкое противоречие с идеологическими, нравственными или эстетическими принципами и установками субъекта. Отвращение, если оно сочетается с гневом, может в межличностных отношениях мотивировать агрессивное поведение, где нападение мотивируется гневом, а отвращение — желанием избавиться от кого-либо или чего-либо.

Презрение — отрицательное эмоциональное состояние, возникающее в межличностных взаимоотношениях и порождаемое рассогласованием жизненных позиций, взглядов и поведения субъекта с жизненными позициями, взглядами и поведением объекта чувства. Последние представляются субъекту как низменные, не соответствующие принятым нравственным нормам и эстетическим критериям.

Страх — отрицательное эмоциональное состояние, появляющееся при получении субъектом информации о возможной угрозе его жизненному благополучию, о реальной или воображаемой опасности. В отличие от эмоции страдания, вызываемой прямым блокированием важнейших потребностей, человек, переживая эмоцию страха, располагает лишь вероятностным прогнозом возможного неблагополучия и действует на основе этого (часто недостаточно достоверного или преувеличенного прогноза).

Стыд — отрицательное состояние, выражающееся в осознании несоответствия собственных помыслом, поступков и внешности не только ожиданиям окружающих, но и собственным представлениям о подобающем поведении и внешнем облике.

Эмоции характеризуются также силой, продолжительностью и осознанием. Диапазон различий по силе внутреннего переживания и внешних проявлений очень велик для эмоции любой модальности. Радость может проявляться как слабая по силе эмоция, например, когда человек испытывает чувство удовлетворения. Восторг — эмоция большей силы. Гнев проявляется в диапазоне от раздражительности и негодования до ненависти и ярости, страх — от легкого беспокойства до ужаса. По продолжительности эмоции длятся от нескольких секунд до многих лет. Степень осознанности эмоций также может быть различной. Порой человеку трудно понять, какую эмоцию он испытывает и почему она возникает.

Эмоциональные переживания носят неоднозначный характер. Один и тот же объект может вызвать несогласованные, противоречивые эмоции. Это явление получило название амбивалентность (двойственность) чувств. Например, можно уважать кого-то за работоспособность и одновременно осуждать за вспыльчивость.

Качества, характеризующие каждую конкретную эмоциональную реакцию, могут сочетаться различным образом, что создает многоликие формы их выражения. Основные формы проявления эмоций — чувственный тон, ситуативная эмоция, аффект, страсть, стресс, настроение и чувство.

Чувственный тон выражается в том, что многие ощущения человека имеют свою эмоциональную окраску. То есть люди, не просто ощущают какой-либо запах или вкус, а воспринимают его как приятный или неприятный. Образы восприятия, памяти, мышления, воображения также эмоционально окрашены. А. Н. Леонтьев считал одним из существенных качеств человеческого познания феномен, который называл “пристрастностью” отражения мира.

Ситуативные эмоции возникают в процессе жизнедеятельности человека чаще всех других эмоциональных реакций. Их главными характеристиками считают относительно малую силу, кратковременность, быструю смену эмоций, малую внешнюю наглядность.

Функции и виды внимания. Рассеянность внимания

Виды и процессы воображения. Развитие творческого воображения

Ощущение — понятие и классификация. Свойства ощущений в психологии

Чувствительность и пороги чувствительности ощущений Восприятие, его виды и свойства

Восприятие пространства, времени и движения Чувства и эмоции: сущность, функции и виды

Эмоциональные состояния человека: аффект, стресс и фрустрация

Стресс — этапы развития стрессового состояния у человека Волевые качества личности и волевые действия человека

Воля человека. Сила воли. Волевые процессы и волевой акт

Волевые состоянияВыдержка, решительность и смелость человекаВолевые действия и их характеристикаВолевое развитие. Формирование и развитие силы воли и волевых качествВолевая регуляция. Волевая деятельность и волевое поведения Способности человека и их развитие

Природа способностей человека. Способности и задатки

Способности и деятельность человека. Общие и специальные способности

Виды и уровни способностей человека, их характеристика

Чувства в психологии — это. Виды, характеристики чувств

Чувства в психологии — это одна из центральных тем, которая вызывает огромный интерес у ученых, а также и у простых людей. Это явление сопровождает человека постоянно. Едва мы просыпаемся утром, сразу же испытываем те или иные чувства, которые могут меняться в зависимости от разнообразных явлений. То, что кажется нам простым и обыденным, на самом деле представляет собой сложную систему, которая изучается специалистами вот уже на протяжении нескольких веков.

Чувства в психологии — это своего рода реакция на различные события или явления. Человеческая жизнь невозможна без них. И даже если она становится рутинной, без каких-либо ярких переживаний, то люди сами начинают искать более острых ощущений, слушая музыку, просматривая фильмы или же занимаясь спортом, творчеством. Особенно интересным является то, что человеку для полноценного существования нужны не только положительные, но также и негативные чувства, связанные со злостью, обидой или душевными страданиями.

Поскольку чувства человека не могут быть одинаковыми во всех обстоятельствах, то вполне логично, что они имеют свою классификацию. Это подразумевает подразделение в соответствии с обстоятельствами или условиями, в которых они возникают. Так, виды чувств в психологии могут быть следующими:

Говоря о таком явлении, как эмоции, многие люди, в силу недостатка знаний, сравнивают их с чувствами. Но это не совсем справедливо. Эмоции в психологии — это реакция (а именно — внешнее проявление) на те или иные явления, события или действие раздражителей. Это своего рода одна из составляющих такого понятия, как чувства. Эмоции выражают внешне то, что человек переживает глубоко внутри себя.

Эмоциональный процесс сопровождается такими проявлениями, как:

  • Интерес к каким-либо явлениям или фактам.
  • Радость от положительных событий.
  • Удивление, которое нельзя отнести ни к положительным, ни к отрицательным эмоциям, поскольку оно не дает четкого определения отношения к тем или иным фактам.
  • Страдание отражает внутреннее состояние, вызванное негативными событиями.
  • Злость может возникать как по отношению к конкретному человеку, так и к группе лиц (в некоторых случаях может перерасти в презрение).
  • Отвращение — это негативная эмоция, которая может возникать как к одушевленным или неодушевленным предметам, так и к некоторым обстоятельствам.
  • Страх появляется у человека в том случае, когда возникает угроза его безопасности (также это может быть связано с нарушением привычного жизненного уклада, переходом в новые, непривычные обстоятельства).
  • Стыд возникает тогда, когда человек боится реакции окружающих на свое поведение.

Если выразить соотношение между изучаемыми понятиями более точно, то можно сказать, что чувства — это эмоциональный процесс.

Чувства в психологии — это явления, которые подразумевают наличие ряда характеристик:

  • Валентность — это одна из главных характеристик, определяющих чувства. В соответствии с этим человек может испытывать положительные или отрицательные эмоции. Также в некоторых случаях они могут быть нейтральными (или же, говоря научным языком, амбивалентными).
  • Интенсивность — это сила, с которой возникают те или иные чувства. Она может быть незначительной, когда практически не влияет на настроение человека. Если же интенсивность высокая, то внешнее эмоциональное проявление соответствующее.
  • Стеничность чувств — это понятие, которое определяет их влияние на активность человека. Так, в некоторых случаях они могут побуждать человека к активной деятельности, а иногда — приводить его в расслабленное, меланхолическое состояние.

Настроение человека во многом определяется теми чувствами, которые он испытывает. В зависимости от того, какой оттенок они имеют, люди могут вести себя так или иначе, ощущая себя подавленными или же, напротив, — окрыленными. Так, можно выделить следующие положительные ощущения, которые способствуют формированию хорошего настроения:

  • благодарность, связанная с положительным отношением к человеку, совершившему хороший поступок;
  • влюбленность — привязанность к человеку противоположного пола;
  • восхищение — является проявлением эстетического наслаждения;
  • нежность — положительная эмоция, вызванная человеком или животным;
  • симпатия — предрасположенность к другому человеку, связанная с его внешностью или положительными поступками;
  • страсть — сильное влечение к человеку или же предмету.

Чувства в психологии — это явления, которые могут быть также негативными, соответствующим образом оказывая влияние на настроение. К ним можно отнести:

  • ревность — возникает в случае недостаточного внимания со стороны близких людей;
  • антипатия — беспричинная или обоснованная неприязнь к человеку;
  • вина — негативное чувство, наступающее после совершения заведомо неправильного поступка;
  • ненависть — чувство неприязни и злости, обращенное к той или иной личности;
  • страх — негативные ощущения, связанные с угрозой безопасности человека.

Формирование чувств происходит посредством целого ряда органов, которые передают в центральную нервную систему информацию об окружающей среде. Благодаря им человек может видеть, слышать, осязать, чувствовать запах или вкус, составляя то или иное впечатление о внешней среде, окружающих людях или определенных обстоятельствах. Так, например, некоторые чувства могут возникнуть в связи с просмотром интересного фильма, прослушиванием красивой музыки, прикосновением к той или иной поверхности, а также осознанием природы вкуса или запаха.

Еще одним органом чувств, о котором часто незаслуженно забывают упомянуть, является вестибулярный аппарат. Он выполняет такую важную функцию, как ощущение пространства и понимание своего положения в нем. Еще одним моментом, который вызывает множество споров в научной среде, является интуиция, или предвидение. Благодаря этому механизму человек может предвидеть наступление той или иной ситуации, заранее настраивая себя на определенную волну положительных или отрицательных чувств.

Нравственные чувства — это одно из высших эмоциональных проявлений человека, которое выражается в его отношении к самому себе, окружающим и обществу. Формирование данных проявлений происходит на протяжении всей жизни. В ходе взросления человек начинает ближе знакомиться с устоями и правилами общества, в котором он живет, в результате чего возникают определенные нравственные ценности. Несмотря на то что данная категория чувств считается относительно постоянной, она все же может претерпевать изменения, связанные с определенными событиями в обществе или же в личной жизни.

Одним из важнейших проявлений нравственных ощущений является чувство долга. Это явление также формируется с возрастом, в процессе воспитания и получения образования, а также самопознания. Чувство долга может иметь несколько уровней и проявлений:

  • к самому себе — обязательство достичь определенных целей и так далее;
  • к окружающим — семье, друзьям, обществу;
  • к трудовому коллективу — добросовестное и ответственное выполнение работы;
  • к государству — чувство патриотизма и национального достоинства.

Эмоциональный процесс — это система факторов, регулирующих физическую или эмоциональную активность человека, которая возникает в качестве реакции на явления и раздражители окружающей среды. Стоит отметить, что на данный момент не существует какой-то общепринятой теории, которая давала бы точное определение данного понятия.

Говоря об эмоциональном процессе, стоит отметить существование нескольких его разновидностей:

  • аффекты — это кратковременные, но достаточно сильные эмоциональные проявления, которые могут выражаться интенсивной психологической или же физической активностью;
  • эмоции дают человеку субъективное понимание ситуации, которое никоим образом не связано с какими-либо конкретными объектами;
  • чувства, в отличие от предыдущей категории, выражают отношение и реакцию человека, связанные с какими-либо конкретными объектами;
  • настроения — это продолжительные эмоциональные процессы, которые связаны с общей окружающей обстановкой, которая включает в себя как явления, так и объекты.

Недостаток в каких-либо предметах или ощущениях также может вызывать определенное чувство. Желание — это одна из распространенных форм проявления потребностей. Это не просто осознание недостатка в каких-либо предметах или ощущениях, но также и способность четко ответить на ряд поставленных вопросов:

  • Чего именно я хочу? Умение четко определить объект, в котором существует нужда или насущная потребность.
  • Почему я хочу? Умение определить мотив, который породил возникновение потребности в чем-либо.
  • Как достичь цели? Знание или поиск определенных путей или способов, которые позволяют получить желаемый объект или достичь какого-либо состояния.

Человеческие чувства, связанные с желаниями, могут возникать по целому ряду причин. Они могут быть вызваны как внутренними, так и внешними факторами. Говоря о первых, стоит упомянуть личную потребность или недостаток в каких-либо благах. Еще одной причиной возникновения желаний может быть следование моде, а также желание подражать более сильным личностям или же лидерам социальной группы.

Такое чувство, как желание, может сохраняться продолжительное время, а может быть достаточно перманентным. В первом случае чаще всего можно говорить об эмоциональных потребностях, которые невозможно восполнить материальными благами. А вот желания, связанные с какими-либо конкретными объектами или предметами, могут меняться или же вовсе исчезать ввиду изменения тенденций.

Выражение чувств стоит рассматривать не только как определенное явление или процесс, но также и как объективную потребность, которая характерна для каждого человека. Можно выделить ряд определенных функций, которые несет в себе выражение эмоций:

Эмоции и чувства в психологии

Эмоции и чувства – это то, без чего наша жизнь не была бы такой интересной и наполненной впечатлениями. Функции чувств в психологии весьма разнообразны, и чтобы разобраться в них более детально, можно обратиться к простым классификациям.

Эмоциями называют конкретные ощущения, которые человек переживает здесь и сейчас. Это ощущения связаны с положительным или отрицательным отношением человека к различным объектам. У эмоций есть свои основные функции:

  1. Сигнальная. Мы испытываем эмоции в те моменты, когда у нас есть какая-либо потребность.
  2. Регуляторная. Эмоции позволяют человеку вести себя сообразно ситуации, исходя из норм, свойственных для общества, в котором живет человек. Кроме этого, эмоции позволяют оценивать ситуации.
  3. Мотивационная. Чтобы человек начал действовать, ему нужны эмоции. Все мы по сути своей склонны к тому, чтобы переживать как можно больше различных ощущений, и отрицательных, и положительных.

Не смотря на то, что эмоции играют очень важную роль в жизни человека, мало кто из нас умеет или хотя бы стремится научиться понимать чужие впечатления. Кроме того, даже своими собственными чувствами и эмоциями умеет управлять отнюдь не каждый человек.

Психология разграничивает эмоции, чувства и волю. И каждое из этих направлений получает массу своих отдельных видов и ответвлений. Например, существует несколько видов эмоций:

  1. Возбуждение – успокоение.
  2. Удовольствие – неудовольствие.
  3. Напряжение – разрешение.
  4. Стенические (активность) и астенические (уныние, бессилие).

Так постепенно мы подобрались к определению чувств в психологии, ведь это – ни что иное, как устойчивые эмоциональные реакции на объекты. Чувства могут расцениваться как свойство характера, и указывает на определенные пристрастия и антипатии.

Как и в случае с эмоциями, понятие чувства в психологии позволяет создать определенную классификацию. Они могут быть:

  1. Интеллектуальные чувства. Они связаны с познанием и возникают в ходе научной или учебной работы — это удивление, уверенность, любопытство, неуверенность, сомнение, любознательность, недоумение.
  2. Нравственные чувства. Они связаны с отношением человека к общественной морали. Сюда относят долг, совесть, уважение и презрение, симпатию и антипатию, патриотизм и прочее.
  3. Эстетические чувства. Они связаны с эстетическими потребностями. Это чувства прекрасного, возвышенного, безобразного, низменного и т.д.
  4. Чувства справедливости. Люди болезненно реагируют на любую несправедливость, и стремятся выглядеть достойно и независимо в любой, даже самой угнетающей ситуации.

Психология человека различает чувства по силе, скорости возникновения и продолжительности. Одни возникают быстро и также быстро улетучиваются, другие медленны и стабильны. В зависимости оттого, насколько сильны и продолжительны чувства, их можно отнести к разным видам эмоциональных состояний человека:

Обладая такими знаниями о чувствах и эмоциях, становится проще понимать себя и окружающих.

Копирование информации разрешено только с прямой и индексируемой ссылкой на первоисточник

Источники:
Сущность, функции и виды чувств и эмоций
Чувства — это переживаемые в различной форме отношения человека к предметам и явлениям действительности. Эмоции — это субъективные реакции человека на воздействия внешних и внутренних раздражителей.
http://www.grandars.ru/college/psihologiya/emocii-i-chuvstva.html
Чувства в психологии — это
Чувства в психологии — это довольно занимательная тема, которой интересуются не только психологи, но также и самые обычные люди.
http://fb.ru/article/233626/chuvstva-v-psihologii—eto-vidyi-harakteristiki-chuvstv
Эмоции и чувства в психологии
Эмоции и чувства в психологии Эмоции и чувства – это то, без чего наша жизнь не была бы такой интересной и наполненной впечатлениями. Функции чувств в психологии весьма разнообразны, и чтобы
http://womanadvice.ru/emocii-i-chuvstva-v-psihologii

(Visited 9 times, 1 visits today)

blogfact.ru

Чувства | Мир Психологии

ЧУВСТВА

Чувства (англ. sentiments) — устойчивые эмоциональные отношения человека к явлениям действительности, отражающие значение этих явлений в связи с его потребностями и мотивами; высший продукт развития эмоциональных процессов в общественных условиях. Порождаемые миром объективных явлений, т.е. имеющие строго причинно-обусловленную природу, Ч. так или иначе субъективны, поскольку одни и те же явления для разных людей могут иметь различное значение. В отличие от собственно эмоций и аффектов, связанных с конкретными ситуациями, Ч. выделяют в воспринимаемой и представляемой действительности явления, имеющие для человека стабильную потребностно-мотивационную значимость. Чувства носят отчетливо выраженный предметный характер, но предмет м. б. и весьма обобщенным, и умозрительным. Одно и то же чувство может реализоваться в различных эмоциях. Это обусловлено сложностью явлений, многогранностью и множественностью их связей друг с другом.

Например, Чувства любви порождает спектр эмоций: радости, гнева, печали, сочувствия, ревности и т.д. В одном и том же Ч. нередко сливаются, объединяются, переходят друг в друга разные по знаку (положительные и отрицат.) эмоции. Этим объясняется такое свойство Ч., как двойственность (амбивалентность). Исторически Ч. формируются в процессе общественного развития человека и изменяются в зависимости от конкретных социальных условий. В онтогенезе Ч. проявляются позже, чем собственно эмоции; они формируются по мере развития индивидуального сознания под влиянием воспитательных воздействий семьи, школы, искусства. Возникая как результат обобщения отдельных эмоций, сформировавшиеся чувства становятся образованиями эмоциональной сферы человека, определяющими динамику и содержание ситуативных эмоциональных реакций.

В процессе формирования личности Ч. организуются в иерархическую систему, в которой одни из них занимают ведущее положение, соответствующее актуально действующим мотивам, др. же остаются потенциальными, нереализованными. В содержании доминирующих Ч. человека выражаются его мировоззренческие установки, направленность, т.е. важнейшие характеристики его личности.

Чувства исключительной силы стойкости, длительности, выражающиеся в направленности помыслов и сил на единую цель, называется страстью. Наиболее распространенная классификация Ч. выделяет отдельные их подвиды в соответствии с конкретными областями деятельности и сферами социальных явлений, становящихся объектами Ч.: моральные, эстетические, интеллектуальные, практические, родительские и др. Ч. По степени обобщенности предметного содержания чувства подразделяются на конкретные (напр., к ребенку, произведению искусства), обобщенные (к детям, к музыке) и абстрактные (чувство справедливости, трагического и т.п.). Отсутствие исчерпывающей классификации Ч. объясняется большим их разнообразием, а также их исторической изменчивостью. (В.К. Вилюнас)

Психологический словарь. А.В. Петровского М.Г. Ярошевского

Чувства — высшая форма эмоционального отношения человека к предметам и явлениям действительности, отличающаяся относительной устойчивостью, обобщенностью, соответствием потребностям и ценностям, сформированным в его личностном развитии. В отличие от аффектов и ситуативных эмоций, отражающих временную или условную ценность предметов и побуждающих к решению частных задач,

Чувства направлены на явления, имеющие постоянное мотивационное значение, и отвечают за общую направленность деятельности. Эмоционально окрашивая явления, значимые для потребностей личности, и побуждая к активности по их удовлетворению, Ч. проявляются как конкретно-субъективная форма их существования. Формирование устойчивых эмоциональных отношений — важнейшее условие развитие человека как личности, главная цель и конечный продукт его воспитания. Самого по себе знания мотивов, идеалов, норм поведения недостаточно для того, чтобы человек ими руководился; только став предметом устойчивых Ч., эти знания превращаются в реальные побуждения к деятельности.

Чувства человека историчны и изменяются в зависимости от конкретных социальных условий. Обычно в онтогенезе Ч. появляются позже, чем ситуативные эмоции; они формируются по мере развития индивидуального сознания и усложнения отражаемых в нем связей под влиянием воспитательных воздействий со стороны семьи, школы, искусства, других источников.

Предметами Ч. становятся прежде всего те явления и условия, от которых зависит развитие значимых для личности и поэтому воспринимаемых эмоционально событий (например, радость от добрых дел некоторого человека станет основой появления к нему положительного Ч.). Поэтому воспитание Ч. предполагает открытие человеку причин непосредственно волнующих его событий, обобщение и направление на них его эмоционального опыта. Возникая как результат обобщения ситуативных эмоций, сформировавшиеся Ч. становятся ведущими образованиями эмоциональной сферы человека и начинают, в свою очередь, определять динамику и содержание ситуативных эмоций; так из Ч. любви к человеку в зависимости от обстоятельств могут развиться тревога за него, горе при разлуке, радость при встрече, разочарование, если он не оправдал надежд, и т.п. Такие ситуативные эмоции уточняют содержание Ч. в отношении сложившихся условий и, побуждая к определенным действиям, способствуют развитию вызываемой Ч. деятельности. Иногда Ч. и сопряженные с ними эмоции могут вызывать противоречивые отношения к их объекту (см. амбивалентность Ч.).

В процессе формирования личности Ч. организуются в иерархическую систему, в к-рой одни Ч. занимают ведущее положение, другие же остаются потенциальными, нереализуемыми тенденциями. Содержание доминирующих Ч. определяет важную характеристику человека — Направленность личности. Чувства, получившие исключительную силу и подчинившие себе другие побуждения человека, называют страстями.

Словарь психиатрических терминов. В.М. Блейхер, И.В. Крук

нет значения и толкования слова

Неврология. Полный толковый словарь. Никифоров А.С.

Чувство — форма эмоциональных отношений и переживаний, носящих предметный характер и имеющих относительную устойчивость. Чувство связано с представлением об определенных людях, предметах и явлениях. Оно может не совпадать с сиюминутной эмоциональной реакцией на них, так как имеет более устойчивый, стабильный характер.

  • Чувство двухмерно пространственное — син.: Дермолексия. Поверяется путем выяснения способности больного определять характер элементарных геометрических фигур (круг, крест, треугольник и т.п.), цифр или букв, которые обследующий вычерчивает тупым предметом (спичка, карандаш и т.п.) на коже пациента.
  • Чувство дискриминации – способность больного воспринимать несколько (обычно два) одновременно наносимых раздражения тела. Проверять его можно с помощью циркуля Вебера, состоящего из двух заканчивающихся иглами браншей, которые можно раздвигать или сближать по градуированной линейке. В норме способность к дискриминации различна на разных участках тела и варьирует в пределах от 1 мм (на языке) до 6–7 см (на коже спины, плеча или бедра).
  • Чувство массы — син.: Барестезия. Способность больного дифференцировать массу различных предметов. При проверке его целесообразно пользоваться идентичными по размеру и форме предметами, имеющими разный вес. В норме заметным оказывается изменение веса на 1/40. Для определения чувства массы могут быть применены гирьки разного веса с равными площадями опоры и объемом или барестезиометр.
  • Чувство мышечно суставное — син.: Кинестезия. Чувство позы. Чувство положения. Ощущение положения и перемещения частей тела в пространстве, обусловленное импульсами, поступающими в центральную нервную систему от периферических проприорецепторов. Чувство неполноценности (в психиатрии). Переживание психическим больным своей физической, моральной или интеллектуальной неполноценности, имеющее характер навязчивого состояния, сверхценных идей, депрессии, бреда.
  • Чувство позы — см. Чувство мышечно суставное.
  • Чувство положения — см. Чувство мышечно суставное.
  • Чувство пространственное — разновидность чувствительности, заключающаяся в способности определять местоположение источника раздражения в пространстве.
  • Чувство трехмерно пространственное — син.: стереогноз. Для его определения в руку закрывшего глаза пациента с сохранным восприятием элементарных ощущений вкладывается тот или иной знакомый ему предмет (монета, канцелярская скрепка, ключ, английская булавка и т.п.), при этом ему предлагается ощупать предмет и назвать его. Расстройство стереогноза – астереогноз, или нарушение трехмерно пространственного чувства.

Оксфордский толковый словарь по психологии

Чувство — особенно трудно выделить точные модели использования этого термина, так как даже к специальным примешиваются популярные коннотации.

  1. В общем смысле «чувство» относится к переживанию, ощущению или наличию осознанного процесса. Более конкретные значения:
  2. Сенсорное впечатление, в связи с которым упоминаются такие чувства, как тепло или боль.
  3. Эмоциональные состояния, такие как чувство благополучия, чувство депрессии, чувство желания и т.д.
  4. Одно из измерений эмоции, особенно когда упоминаются гипотетические элементарные эмоциональные континуумы, такие как Вундтовские три измерения чувства.
  5. Вера, как при смутном чувстве относительно чего-то, не подтверждающегося каким-либо реальным свидетельством.

Трудность, связанная с этим термином, состоит в том, что его использование почти всегда метафорично, и так или иначе все мы, кажется, совершенно убеждены, что знаем, что мы имеем в виду, когда употребляем его. Более подробно о терминологии в этой области психологии см. эмоция и следующие статьи, особенно теории эмоций.

предметная область термина

ЧУВСТВО: АМБИВАЛЕНТНОСТЬ (амбивалентность чувств) 

  1. Несогласованность, противоречивость нескольких одновременно испытываемых чувств по отношению к некоему объекту; противоречивое отношение субъекта к объекту — одновременная направленность на один и тот же объект противоположных чувств. Комплекс состояний эмоциональных, связанных с двойственностью отношений — с одновременным принятием и отвержением. Например, в ревности объединены чувства любви и ненависти. Одна из отличительных черт невротиков. Обычно обусловлена тем, что отдельные особенности сложного объекта по-разному влияют на потребности и ценности человека (так, можно уважать кого-то за трудолюбие и осуждать за вспыльчивость). Ее особый случай-противоречие между устойчивыми чувствами к предмету и развивающимися из них ситуативными эмоциями (например, обида, если эмоционально положительно оцениваемые личностью люди проявят к ней невнимательность). 
  2. В учении Э. Блейера — понятие для характеризации поведения шизофреников, в коем взаимно противоречивые отношения и реакции сменяются немотивированно быстро. 
  3. Согласно З. Фрейду, амбивалентность чувств до определенных пределов вполне нормальна, но высокая степень ее несомненно свидетельствует о невротизме.

ОСТАВШЕГОСЯ В ЖИВЫХ, ЧУВСТВО ВИНЫ — глубокое чувство вины, часто испытываемое теми, кто пережил некоторую катастрофу, отнявшую жизни многих других. Впервые это было отмечено и впоследствии изучалось у тех, кто пережил Холокост во время второй мировой войны, впоследствии это наблюдалось и при других обстоятельствах, включая войны, голод, землетрясения, пожары и т.д. Отчасти это чувство вины, испытываемое теми, кто выжил, происходит из ощущения, что они, так или иначе, не сделали все, чтобы спасти других, которые погибли; отчасти оно возникает из-за ощущения, что они менее достойны, чем те, кто умерли.

ЧУВСТВО ВИНЫ БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ — согласно З. Фрейду — неосознаваемое переживание некой виновности, играющее в большинстве неврозов решающую роль и создающее сильнейшее препятствие к выздоровлению.

ЧУВСТВО СТЫДА – аффективное проявление, сопровождающееся замешательством, смущением, беспокойством и являющееся защитой от непристойных желаний, аморальных побуждений, асоциальных форм поведения. Чувство стыда рассматривалось З. Фрейдом в связи обсуждением типических сновидений, в частности сновидений о наготе. В работе «Толкование сновидений» (1900) он отмечал, что сновидец может видеть себя разгуливающим среди других людей, будучи голым или плохо одетым, без всякого сопутствующего чувства стыда. Однако типичными являются такие сновидения, когда субъект ощущает стыд и смущение, но не может изменить неприятной ситуации. «Речь идет главным образом о неприятном ощущении стыда, о том, что субъект хочет скрыть свою наготу, но не может». Причем типичным является то, что люди, которых стыдится спящий, всегда чужие, и они или не замечают наго-875 ты, неопрятности, или делают безразличные физиономии, или носят торжественные маски. Такое противоречие между чувством стыда у спящего и безразличием окружающих людей часто проявляется в сновидении.

По мнению З. Фрейда, морализирующая тенденция подобных сновидений обнаруживает смутное сознание того, что в скрытом содержании сновидения речь идет о недозволенных желаниях, подвергшихся вытеснению. Анализ невротиков показывает, что в основе таких сновидений лежит воспоминание раннего детства. Ребенок не стыдится своей наготы, и даже у детей старшего возраста можно наблюдать, что раздевание не вызывает у них чувства стыда. По мнению З. Фрейда, дети часто обнаруживают эксгибиционистские наклонности. «Это детство, лишенное чувства стыда, кажется нам впоследствии своего рода раем, а ведь самый рай не что иное, как массовая фантазия о детстве человека. Поэтому-то в раю люди и ходят обнаженными и не стыдятся друг друга до того момента, когда в них пробуждается страх быть изгнанными из рая, – начинается половая жизнь и обычная работа».

В современной психоаналитической литературе нет единой точки зрения на понимание чувства стыда. Одни психоаналитики рассматривают чувство стыда через призму страха человека, возникающего у него в результате реального или возможного осуждения со стороны окружающих его людей за скрытые эксгибиционистские желания или непристойные бессознательные фантазии. Другие – соотносят его с механизмом защиты Я. Третьи – трактуют стыд как аффективную реакцию на внутренние запреты Сверх-Я или расхождения с его идеалами.

ЧУВСТВО ЮМОРА [от англ. humour — нрав, настроение] — способность личности выявлять, фиксировать и осмыслять комическое в окружающей действительности и эмоционально на него реагировать. Несмотря на то, что и в философии, и в эстетике проблематика комического и смешного имеет крайне пролонгированную историю изучения, несмотря на то, что в этих рамках существуют многообразные подходы к пониманию природы комического и смешного, многочисленные описания различных способов и приемов, порождающих смех и стимулирующих проявление чувства юмора, в современной психологической науке единой, целостной и при этом общепринятой теории юмора, позволяющей научно обоснованно определить и описать собственно психологическую природу и психологические основания юмора, до сих пор не существует. В то же время, если обратиться к специальной литературе по проблеме комического и смешного, то, как считают специалисты-психологи, можно достаточно четко выделить, как минимум, две основные социальные функции юмора: «1. юмор как средство борьбы и сопротивления излишнему контролю. Данная функция юмора наиболее отчетливо прослеживается на примере исследований, посвященных изучению неофициального политического юмора и анекдотов, функционировавших в бывшем Советском Союзе и других социалистических странах Восточной Европы… Исследования “смеховой культуры” обществ прошлого также акцентируют внимание на революционном, взрывном характере смеха, на функции протеста, на смехе как носителе “антикультуры”, противопоставленной официальной строго регламентированной культуре средневекового общества… 2. юмор выполняет функцию контроля над членами группы для поддержания групповой солидарности… Данная функция юмора заключается в установлении и поддержании границ группы: разграничении одной группы от другой и связывании членов одной группы друг с другом… Все шутки о «других» подкрепляют чувство собственной идентичности внутри группы. юмор контролирует поведение тех, кто не похож на нас, порождая и поддерживая стереотипы, достигая одновременно интеграции группы и ее отделения от других» (Е.А. Копылкова).

Исследовательские разработки в области психологии юмора, несмотря на их многочисленность, в конечном счете, в теоретико-содержательном плане могут быть сведены к двум основным категориям: исследования, выполненные в рамках аффективного подхода, и исследования, выполненные в логике когнитивной схемы. В этом плане базовой концептуальной платформой работ «аффективного направления» служит психоаналитическая традиция, согласно которой диссонанс между существующим и давлеющим над личностью рядом желаний и потребностей и невозможностью удовлетворить их в связи с их неприемлемостью для социума разряжается, в том числе, и с помощью юмора и смеха, снижающих избыточное психическое напряжение, повышенную тревогу, «зашкаливающую» агрессивность.

Что касается когнитивного подхода к рассмотрению психологии юмора, то здесь он выступает, прежде всего, как «восприятие несоответствия в игровом контексте, которое может сопровождаться улыбкой и смехом» (McGhee, Shultz и др.). чувство юмора в качестве одного из непреложных условий предполагает, что по отношению к какому-либо социальному объекту юмора личность, демонстрируя видение его отрицательных свойств и даже преподнося их в гротескной форме, откровенно их утрируя, сохраняет если не дружелюбие, то, во всяком случае, не выражает разрушающую, ранящую другую личность агрессию. Помимо этого, носитель подлинного чувства юмора не может не иметь некоего нравственного стержня, не может не опираться на нравственные идеалы, так как в противном случае шутки и остроты перерождаются в циничные оскорбления, пошлые высказывания, унизительные издевки. Как правило, отсутствие чувства юмора напрямую корреспондирует с эмоциональной ущербностью личности, с невысоким уровнем ее интеллектуального развития, с недостаточной креативностью и избыточной ригидностью. Кроме того, если конкретная личность внешне вполне адекватно реагирует на шутку, объектом которой стал кто-то другой, и при этом категорически не способна, что называется, смеяться над самой собой, можно с достаточной долей уверенности утверждать, что данный человек имеет очевидные проблемы с самооценкой и, скорее всего, достаточно дезадаптивен. Особое внимание чувству юмора уделяется в современных теориях лидерства. Так, например, авторы концепции эмоционального интеллекта (см. «Лидерство»), убеждены, что «…умелое использование юмора всегда отличает эффективного лидера».

Данное утверждение базируется на результатах целого ряда прикладных исследований. В рамках одного из них «…проводился анализ собеседований при приеме на работу на руководящие должности. В ходе изучения фиксировалось, как часто во время беседы каждый кандидат заставлял своего интервьюера смеяться. Затем в течение двух лет ученые следили за карьерой этих людей, чтобы узнать, кто из них сумел выйти на новые рубежи. Выяснилось, что лидерам, добившимся впоследствии феноменальных успехов, удалось заставить интервьюера посмеяться над какой-либо шуткой в два раза чаще, чем посредственным руководителям. (Успех лидеров определялся по двум критериям: они должны были принадлежать к первой трети самых высокооплачиваемых сотрудников компании по размерам премиальных, увязанных с финансовыми показателями работы, и иметь отличные отзывы минимум 90% своих коллег и начальства.)

Исследователи также провели беседы с рядом руководителей высшего уровня из США и других стран, причем почти половина из них были или исполнительными, или генеральными директорами компаний. Разговор велся на предмет взлетов и падений в их карьере. В ходе интервью выдающиеся лидеры использовали в три раза больше шутливых комментариев — примерно по одному каждые четыре минуты — чем руководители среднего уровня. Таким образом, самые эффективные лидеры используют юмор более свободно; они не боятся пускать его в ход даже в напряженной ситуации и подавать людям позитивный сигнал, который меняет эмоциональный тон взаимодействия. При этом лидер может говорить о таких сухих и серьезных вещах, как пункты контракта или показатели бизнес-плана, — главное, что доброе расположение духа, которое создается смехом, поддерживает благожелательные отношения лидера с окружающими» 1. В целом, с точки зрения Д. Гоулмана и его коллег, адекватное чувство юмора лидера является не просто одним из факторов, повышающих эффективность его взаимодействия с группой, но необходимым условием, без которого полноценная коллективная деятельность и достижение действительно значимых результатов попросту невозможны. Как показали исследования роли юмора в контексте командной работы, «…уместная шутка и смех стимулируют творчество, открывают пути для общения, упрочивают чувство единения и доверия и, конечно же, делают работу более приятной. … Хорошее настроение оказывается особенно важным, когда речь идет о командной работе. Способность лидера вселить в сотрудников энтузиазм, создать настроение единения может определить профессиональный успех команды» 2. В свете сказанного вполне очевидно, что чувство юмора как лидера, так и других членов группы непосредственно влияет на такую важнейшую характеристику системы межличностных отношений, как социально-психологический климат. Вряд ли требует специального доказательства тот факт, что удачная шутка и здоровый смех, в том числе и в эмоционально сложных ситуациях, задают позитивный тон взаимодействия и, в конечном счете, способствуют формированию благоприятного социально-психологического климата в группе.

Более того, в современной психологической науке сложилось представление о том, что смех представляет собой не просто внешнее проявление позитивных эмоций, но особую самостоятельную систему невербальной коммуникации, сформировавшуюся в процессе филогенеза как средство установления партнерских отношений в социальном взаимодействии. Именно этим объясняется особая «заразительность» смеха: «слыша смех, мы невольно начинаем улыбаться или смеяться, чем вызываем спонтанную цепную реакцию, которая завладевает всей группой. Веселье распространяется столь быстро потому, что в мозге у нас имеются участки, специально предназначенные для распознавания улыбок и смеха, они-то и вызывают ответную реакцию. Результатом такого взаимодействия является положительное эмоциональное “заражение”».

Аналогично, из всех эмоциональных сигналов самым заразительным является улыбка: она обладает почти неограниченной властью, заставляя людей улыбаться в ответ. Она обладает столь сильным действием из-за той благотворной роли, которую сыграла в эволюции. Улыбка и смех, как полагают ученые, возникли как невербальный способ укрепления союзов — сигнал того, что человек расслаблен и дружелюбен, а не насторожен и враждебен. … В неврологическом смысле смех быстрее всего создает контакт между людьми, так как способен мгновенно соединять лимбические системы.

Эта непосредственная, непроизвольная реакция, как говорит один из исследователей, затрагивает «самую прямую из всех возможных коммуникаций между людьми: когда наш интеллект пассивен, а мозг общается напрямую с другим мозгом и происходит то, что можно назвать “лимбическим сцеплением”. В таком случае неудивительно, что люди, которые наслаждаются обществом друг друга, легко и часто смеются, а те, кто друг другу не доверяет, испытывают неприязнь или расходятся во мнениях, вместе смеются мало, а то и вовсе никогда. Следовательно, в любой рабочей обстановке звук смеха характеризует эмоциональный градус группы, т. е. дает надежный знак того, что сердца людей увлечены так же, как и их разум. Кроме того, смех коллег редко звучит в ответ на специально отпускаемые шутки, тем более избитые: исследование 1200 эпизодов смеха в ходе социального взаимодействия показало, что смех почти всегда является дружественным откликом на такие обыденные реплики, как “какая приятная встреча”, а не реакцией на “уморительные шутки”» 1. Последнее замечание существенно важно с точки зрения целенаправленного использования юмора как средства воздействия на аудиторию.

Из него следует, что положительный эффект обусловливается прежде всего не оригинальностью и изяществом остроты и даже не искренностью и способностью к самоиронии ее автора, а точностью и уместностью шутки относительно конкретного социально-психологического контекста. Не случайно авторы концепции эмоционального интеллекта, говоря об использовании юмора организационными лидерами, отмечают: «Чтобы плодотворно использовать возможности юмора, вовсе не обязательно иметь в запасе богатый комический репертуар или обладать талантом юмориста.

То, что в обычных обстоятельствах может показаться довольно глупым замечанием, в напряженный момент может стать мощным эмоциональным толчком, если эти слова вызовут смех или хотя бы улыбку»2. Примером, подтверждающим справедливость данной точки зрения, может служить случай, имевший место в одной из московских школ. Молодая учительница — выпускница педагогического ВУЗа с весьма эффектной внешностью, начав свой первый урок в одном из старших классов, писала на доске тему и в этот момент услышала довольно громкий «комплимент» в свой адрес — «Вот это формы!» Вместо того, чтобы притвориться слабослышащей или начать выяснять, «кто это сказал», как, вероятно, поступили бы на ее месте многие «опытные» учительницы, девушка обернулась и небрежно бросила «У меня, между прочим, и глаза очень даже ничего!» Вне контекста происходящего данная фраза, адресованная подросткам, может показаться не просто пустой, но и пошловатой.

Однако в конкретной ситуации такая реакция молодого педагога оказалась исключительно точной и эффективной, позволившей создать позитивную эмоциональную атмосферу и реально положившей начало открытым и при этом безусловно уважительным отношениям с учащимися. Здесь не случайно использован этот пример из реальной педагогической практики. Всем, кто по роду своей деятельности сталкивается с подростковыми группами, будь то учитель, социальный педагог или школьный психолог, хорошо известно, что вступая во взаимодействие со взрослым человеком, подростки не только высоко ценят наличие у последнего чувства юмора, но и, на первых порах, нередко откровенно провоцируют его (что и имело место в приведенном примере), тем самым проверяя способность взрослого реагировать на вызов, не впадая в ступор или агрессивный аффект.

По сути дела, таким образом тестируется Зрелость эго взрослого человека, и в зависимости от результатов данного теста ему предоставляется или не предоставляется кредит доверия. В данной логике чувство юмора вполне правомерно рассматривать как своего рода эффективную и социально одобряемую форму психологической защиты и средства психологической защищенности. Практика показывает, что педагоги, лишенные чувства юмора или неспособные использовать его во взаимодействии с подростками, не только не могут установить полноценные партнерские отношения с ученической группой, но и неизбежно воспринимаются значительной ее частью в логике «насильник — жертва». В первом случае учитель становится угрозой, от которой следует максимально дистанцироваться психологически, а если возможно, то и физически. Во втором случае он превращается в объект пренебрежения, а нередко и откровенных издевательств.

Понятно, что и то, и другое фактически несовместимо со сколько-нибудь эффективной образовательной деятельностью. Еще раз подчеркнем, что хотя данные процессы наиболее отчетливо проявляются во взаимоотношениях «взрослый-подросток», в силу специфики подростковой среды, все сказанное совершенно справедливо в гораздо более широком социальном контексте. Практический социальный психолог в рамках своей профессиональной деятельности может и должен, с одной стороны, использовать юмор как средство снятия различных ситуаций межличностной напряженности в условиях выполнения групповой задачи, а с другой — учитывать, что целый ряд его подопечных может не обладать чувством юмора и вполне способен воспринимать неудачную шутку как глубокое оскорбление, как доказательство того, что их в группе не ценят и не уважают.

назад в раздел : словарь терминов  /  глоссарий  /  таблица

www.persev.ru

Чувства, их психологическая характеристика | Учеба-Легко.РФ

Чувства- наиболее устойчивые переживания человека, возни­кающие при удовлетворении или неудовлетворении социальных потребностей (любовь, гордость, ненависть, мировоззренческие чувства и др.). Отличительными особенностями чувств являются их осознанность, предметность и обобщенность.

Чувства моральные (нравственные) — переживание человеком его отношения к другим людям, к обществу, к правилам и нормам обще­жития. Возникают при сравнении явлений действительности с общественными нормами после их принятия. К положительным мо­ральным чувствам относят чувства доброжелательности, жалости, нежности, симпатии, дружбы, товарищества, коллективизма, пат­риотизма, долга и т. д. К отрицательным моральным чувствам отно­сят чувства индивидуализма, эгоизма, вражды, зависти, злорадства, ненависти и т. д.

Чувства интеллектуальные- чувства, связанные с познаватель­ной деятельностью и регулирующие интеллектуальную активность личности. К этим чувствам относят чувства интереса, удовлетворе­ния от интеллектуальной деятельности, любви к истине, сомнения, удивления, юмора и пр. Интеллектуальные чувства позволяют пре­одолевать трудности, поддерживают стремления к поиску истины. Поэтому так поразительна работоспособность у некоторых ученых.

Чувства эстетические — своеобразная окраска ощущений, харак­теризующих наше отношение к отдельным качествам предмета. Пе­реживание прекрасного и уродливого в природе, жизни, искусст­ве, человеке и др. Связаны с пониманием гармонии, возвышенного, трагического, комического. Огромное влияние на эмоциональные состояния человека оказывает искусство. Так, чувство трагического проявляется у человека при сопереживании трагических ситуаций других людей (катарсис).

Катарсис (англ. cathexix — энергия, затраченная на представле­ние понятий, идей, образов, символов) — первоначально понятие ка­тарсиса относилось к состоянию эмоционального потрясения, внут­реннего очищения, которое вызывалось у зрителей античных траге­дий в результате переживания за судьбу героя, которая, как правило, завершалась смертью. Катарсис — соприкосновение со страданиями людей, сопереживание трагедии.

Чувства практические (праксические) (греч. pгaktikos — деятель­ный) — чувства, связанные с деятельностью человека (досада, удо­вольствие, творческий подъем и пр.).

Страсти — абсолютно доминирующие чувства, которые захва­тывают человека и владеют им. Это, как правило, сильно выражен­ное увлечение человека чем-либо или кем-либо, сопровождающее­ся глубокими эмоциональными переживаниями, связанными с со­ответствующим объектом.

ЧУВСТВА: ПОНЯТИЕ, ВИДЫ И ПРОЯВЛЕНИЯ

Как мы уже отметили, человек не только познает действительность в процессах восприятия, памяти, воображения и мышления, но вместе с тем  испытывает по отношению к ним те или иные чувства. Источником такого  внутреннего личного отношения являются деятельность и общение, в которых оно возникает, изменяется, закрепляется или угасает. Чувством называют и патриотизм, во многом определяющий позиции человека. Чувством называют и охватившее человека отвращение к лжецу, обманувшему кого-то из мелких побуждений. Чувства всегда тесно связаны с эмоциями человека. Не случайно в литературе можно встретить рассмотрение чувства как вида эмоций, а также эмоции как результат переживания того или иного чувства.

С одной стороны переживание чувства выступает как особое, испытываемое субъектом психическое состояние, где восприятие и понимание чего-либо, знание о чем-либо выступает в единстве с личным отношением к воспринимаемому, понимаемому, известному или неизвестному. Во всех этих случаях говорят как особом эмоциональном состоянии человека.

Вместе с тем переживание чувства является психическим процессом,  имеющим свою динамику, текущим и изменчивым. В частности, например, переживать тяжесть утраты близкого человека означает осуществлять активное переосмысление своего места в жизни, которое изменилось после невосполнимой потери, переоценить жизненные ценности, находить в себе силы для преодоления критической ситуации и т.д. Бурно протекающий таким образом эмоциональный процесс, своим итогом имеет некоторую сбалансированность положительных и негативных оценок самой ситуации потери и себя в этой ситуации. Итак, переживание связано с объективной необходимостью перенести ситуацию, ставшую критической, выдержать ее, вытерпеть, справиться с ней. Это значит эмоционально пережить что-то.

В отличие от собственно эмоций и аффектов, связанных с конкретными ситуациями, чувства выделяют в воспринимаемой действительности явления, имеющие для человека стабильную потребностно-мотивационную значимость. Чувства всегда носят отчетливо выраженный предметный характер. Это всегда чувство к чему-то. Но предмет чувств может быть и весьма обобщенным, и умозрительным.

Одно и то же чувство может реализоваться в различных эмоциях. Как утверждает В.К. Вилюнас, это обусловлено сложностью явлений, многогранностью и множественностью их связей друг с другом. Например, чувство любви порождает спектр эмоций: радость, гнев, печаль, сочувствие, ревность и т.д. В одном и том же чувстве нередко сливаются, переходят друг в друга разные по знаку (положительные или отрицательные) эмоции. Этим объясняется такое свойство чувств, как двойственность (амбивалентность).

Исторически чувства формируются в процессе общественного развития человека и изменяются в зависимости от конкретных социальных условий. В онтогенезе чувства проявляются позже, чем собственно эмоции; они формируются по мере развития индивидуального сознания под влиянием воспитания в семье, школе и др. Возникая как результат обобщения отдельных эмоций, чувства становятся образованиями эмоциональной сферы человека, определяющими динамику и содержание ситуативных эмоциональных реакций.

Проблема классификации чувств остается нерешенной. Во всяком случае, пока нет исчерпывающей  классификации чувств, что объясняется, во-первых, большим их разнообразием и, во-вторых, изменчивостью в зависимости от исторических условий.

Чаще всего при попытке классификации чувств можно встретить выделение такого понятия как «высшие чувства», поскольку они возникают при удовлетворении потребностей более высокого порядка. Высшие чувстваэто особая группа чувств, в которых заключено всё богатство эмоциональных отношений человека к социальной действительности. В зависимости от предметной сферы, к которой они относятся, высшие чувства подразделяются на нравственные, эстетические,  интеллектуальные и практические.

Высшие чувства обладают рядом характерных особенностей: большой степенью обобщенности, которой они могут достигнуть в своих развитых формах; связанностью с более или менее отчетливым осознанием общественных норм, относящихся к той или иной стороне действительности. Поскольку в высших чувствах раскрывается в известной мере отношение человека в целом к миру и к жизни, их иногда называют мировоззренческими чувствами.

Нравственными или моральными называются чувства, которые испытывает человек при восприятии действительности и сравнении этих явлений с нормами, категориями морали, выработанными обществом. Объектом моральных чувств являются социальные институты и учреждения, государство, человеческие коллективы и отдельные люди, жизненные события, человеческие отношения, сам человек как объект своих чувств и т.д.

Возникает вопрос: можно ли считать нравственным чувство лишь потому, что оно направлено на те или иные институты, человеческие коллективы, отдельных людей? Нет, так как возникновение морального чувства предполагает, что человеком усвоены моральные нормы и правила, что они выступают в его сознании как нечто такое, чему он обязан, не может не подчиняться.

К нравственным чувствам относят любовь, чувство долга, гуманность, доброжелательность, дружбу, сочувствие и др. Среди моральных чувств иногда отдельно выделяются морально-политические чувства как проявление эмоциональных отношений к различным общественным организациям и учреждениям, коллективам, государству в целом, к Родине и т.д. Одной из важнейших особенностей нравственных чувств является их действенный характер. Они выступают как побудительные силы многих героических дел и возвышенных поступков.

Эстетические чувстваэто эмоциональное отношение человека к прекрасному или безобразному в окружающих явлениях, предметах, в жизни людей, в природе и в искусстве. Основой для возникновения эстетических чувств является способность человека воспринимать явления окружающей действительности, руководствуясь не только моральными нормами, но и принципами прекрасного. Эту способность человек приобрел в процессе общественного развития, общественной практики.

Эстетические чувства характеризуются большим многообразием, сложностью психологической картины, многосторонностью и глубиной воздействия на личность человека. Особенно глубокие переживания человек испытывает при восприятии лучших произведений художественной литературы, музыкального, драматического, изобразительного и других видов искусства. Это вызвано тем, что в этих переживаниях специфически переплетаются и моральные, и интеллектуальные, и практические чувства. Огромное положительное влияние, которое оказывает восприятие произведений искусства на психические и физиологические состояния человека отметил еще Аристотель, назвав это явление «очищением» («катарсисом»). Эстетическое наслаждение приносит эмоциональное потрясение и эмоциональное прозрение. На этом основана эстетопсихотерапия.

Кроме переживаний прекрасного (или безобразного) в эстетических чувствах осуществляется и своего рода перенастройка психических и физиологических функций человеческого организма в соответствии с воспринимаемым эстетическим предметом. Как правило, эстетические чувства оказывают стеническое влияние на психику, активизируют функции организма. Это их воздействие проявляется в своеобразном волнении при восприятии произведений искусства.

Эстетическое чувство невозможно охарактеризовать какой-либо одной эмоцией, участвующей в его проявлении. Сложность и своеобразие эстетических переживаний заключаются в специфическом и неповторимом сочетании различных по своей направленности, интенсивности и значению эмоций. Н.В. Гоголь характеризовал свой юмор как видимый миру смех сквозь невидимые миру слезы.

Хотя эстетические чувства являются специфическими, отличными от нравственных, они непосредственно связаны с последними. Эстетические чувства часто влияют на воспитание и формирование нравственных чувств и играют в общественной жизни и деятельности людей роль, подобную той, что исполняют нравственные чувства.

Интеллектуальными или познавательными чувствами называются переживания, возникающие в процессе познавательной деятельности человека. Открытие новых фактов и явлений действительности, их истолкование, рассуждение по поводу тех или иных положений, нахождение новых способов решения задачи и т.д. вызывают в человеке целую гамму переживаний: удивление, недоумение, любопытство, любознательность, догадку, чувство радости и гордости по поводу сделанного открытия, чувство сомнения в правильности решения и т.п.  Все эти чувства в зависимости от характера и масштаба решаемой задачи, от степени ее трудности могут выступать в более или менее сложном виде.

Одним из самых необходимых для интеллектуальной деятельности, является чувство любознательности, любовь к истине. Оно имеет действенный характер, выражается в постоянном поиске и борьбе за новое, прогрессивное как в области познания, так и в практической деятельности. А. Эйнштейн очень метко назвал такое стремление «бегством от удивления».

Интеллектуальные чувства подкрепляют, делают приятной деятельность, связанную с преодолением трудностей на пути к достижению цели. Они обеспечивают энергию для работы, необходимой продвижению познания от имеющегося уже уровня к новым вершинам. Именно силой интеллектуальных чувств можно объяснить поражающую способность некоторых ученых.

Практические чувства или праксимические (от древнегреч. «праксис» — деяние, деятельность) – это эмоциональный отклик на всё богатство и многообразие человеческой деятельности. Эти чувства, порождаются деятельностью, ее изменением, успешностью или неуспешностью, трудностями ее осуществления, ее завершением. Практические чувства  характеризуются различным содержанием и разной степенью интенсивности переживания в зависимости от форм, сложности деятельности, которую выполняет человек.

Когда выполняется привычная несложная работа, процесс которой достаточно автоматизирован, то эмоциональный отклик относится в большей мере к самому результату труда, чем к его процессу. Усложнение деятельности, привнесение в нее творческого начала порождает отклик на самый процесс ее осуществления в виде так называемых творческих чувств.

uclg.ru

Свойства чувств в психологии — Мегаобучалка

Как и в случае с эмоциями, понятие чувства в психологии позволяет создать определенную классификацию. Они могут быть:

1. Интеллектуальные чувства. Они связаны с познанием и возникают в ходе научной или учебной работы — это удивление, уверенность, любопытство, неуверенность, сомнение, любознательность, недоумение.

2. Нравственные чувства. Они связаны с отношением человека к общественной морали. Сюда относят долг, совесть, уважение и презрение, симпатию и антипатию, патриотизм и прочее.

3. Эстетические чувства.Они связаны с эстетическими потребностями. Это чувства прекрасного, возвышенного, безобразного, низменного и т.д.

4. Чувства справедливости. Люди болезненно реагируют на любую несправедливость, и стремятся выглядеть достойно и независимо в любой, даже самой угнетающей ситуации.

Психология человека различает чувства по силе, скорости возникновения и продолжительности. Одни возникают быстро и также быстро улетучиваются, другие медленны и стабильны. В зависимости оттого, насколько сильны и продолжительны чувства, их можно отнести к разным видам эмоциональных состояний человека:

1. Эмоциональный тон.Это непосредственные переживания и ощущения, которые относятся к каждому объекту реальности.

2. Настроение. Это переживания слабой или средней силы и относительно устойчивые.

3. Страсть. Это устойчивое, длительное состояние. Оно связано с сильным накалом страстей. В позитивном смысле это отличный мотиватор, но страсть же и порождает зависимости.

4. Аффекты. Это чрезвычайно сильные, быстрые и бурные эмоциональные состояния, которые быстро проходят. Возникают в связи с внезапными шокирующими событиями.

5. Воодушевление. Это состояние большой устремлённости к определенной деятельности.

 

6. Амбивалентность. Это противоречивость переживаемых эмоций.

7. Апатия.Это последствие утомления или сильного переживания, которое протекает как безразличие к жизни.

8. Депрессия.Это подавленное состояние, в котором у человека нет желаний и все видится в мрачном свете.



9. Стресс. Это эмоциональное состояние чрезмерно сильного и длительного психологического напряжения, которое нередко требует специальных восстановительных процедур.

10. Фрустрация. Это состояние дезорганизации сознания из-за серьезных препятствий на пути к цели

14Современная психология рассматривает волю как психический процесс, заключающийся в способности к активной планомерной деятельности, направленной на удовлетворение потребностей человека.

Проблема воли, поставленная по существу, не формально и не функционально, – это, прежде всего, проблема содержания воли, того, какие мотивы и цели являются для нее определяющими, а также каково ее строение. Воля возникает тогда, когда человек оказывается способным к рефлексии своих влечений, может, так или иначе, отнестись к ним. Таким образом, возникновение волинеразрывно связано со становлением индивида как самоопределяющегося субъекта, который сам произвольно определяет свое поведение и отвечает за него. [6]

Один из существенных признаков деятельности, регулируемых волей – связь волевого действия с приложением усилий, принятием решений и их реализацией. Воля предполагает борьбу мотивов. Ее можно определить как некую внутреннюю силу психического свойства, способную осознанно управлять психическими явлениями и поведением человека. Воля предполагает самоограничение, сдерживание некоторых достаточно сильных влечений, сознательное подчинение их другим, более значимым и важным целям, умение подавлять непосредственно возникающие в данной ситуации желания и импульсы. На высших уровнях своего проявления воля предполагает опору на духовные цели и нравственные ценности, на убеждения и идеалы. [3]

Воля связана с мыслительной деятельностью и чувствами. Она подразумевает наличие целеустремленности человека, что требует определенных мыслительных процессов. Проявление мышления выражается в сознательном выборе цели и подборе средств для ее достижения. Мышление необходимо и в ходе выполнения задуманного действия. Чтобы достичь поставленной цели, необходимо постоянно сличать цели действия, условия и средства его выполнения. Без участия мышления волевые действия были бы лишены сознательности. Связь воли и чувств выражается в том, что, как правило, человек обращает внимание на предметы и явления, вызывающие у него определенные чувства. Желание добиться или достичь чего-либо, точно так же как избежать чего-либо неприятного, связано с чувствами. Но, наряду с этим, чувства могут выступать и препятствием к достижению поставленной цели, и, следовательно, необходимо приложить волевые усилия к тому, чтобы противостоять негативному воздействию эмоций. [2]

Еще один признак волевого характера действия – это наличие продуманного плана его осуществления. «Волевое действие — это… сознательное, целенаправленное действие, посредством которого человек осуществляет стоящую перед ним цель, подчиняя свои импульсы сознательному контролю и изменяя окружающую действительность в соответствии со своим замыслом». [6, с. 636]

Также, существенными признаками волевого действия являются усиленное внимание к такому действию и отсутствие непосредственного удовольствия, получаемого в процессе и в результате его выполнения. Имеется в виду, что волевое действие обычно сопровождается отсутствием эмоционального, а не морального удовлетворения. Ведь именно с успешным совершением волевогоакта обычно связано как раз моральное удовлетворение от того, что его удалось выполнить. Нередко усилия воли направляются человеком не столько на то, чтобы победить и овладеть обстоятельствами, сколько на то, чтобы преодолеть самого себя. [3]

Функции воли.

Волевые процессы выполняют следующие функции.

1. Инициирующая.

Эта функция непосредственно связана с мотивационными факторами. Заключается в том, чтобы запустить то или иное действие, поведение, деятельность, преодолевая объективные и субъективные препятствия. Волевая активность характеризуется надситуативностью, то есть выходом за пределы исходных целей, требований ситуации.

2. Стабилизирующая.

Выражается в произвольной, сознательной регуляции действий и волевыми усилиями по поддержанию активности на должном уровне, если возникают внешние и внутренние помехи разного рода.

3. Ингибирующая.

Проявляется в сдерживании (торможении) нежелательной активности, других, часто сильных, желаний и мотивов, других вариантов поведения.

4. Генетическая (продуктивная).

Благодаря этой функции, повышается уровень осознаваемости и организованности всех психических процессов, а также формируются волевые свойства личности: самостоятельность, решительность, настойчивость, целеустремленность, самообладание и др.

megaobuchalka.ru

Психология чувств — это загадка или открытая книга?

Знаем ли мы на самом деле, что такое психология чувств? Это сложная и многогранная тема, которой посвящена не одна диссертация.

Все, с чем мы сталкиваемся в жизни, вызывает у нас какое-то отношение, которое проявляется к свойствам объектов. Сфера чувств человека многогранна и сложно устроена.

Что такое чувства?

Современная психология утверждает, что чувство — это отношение личности, переживаемое в разных формах, к разным явлениям действительности. Мы не способны жить без переживаний. Если человек живет без эмоций, то у него наступает «голод по чувствам», который он старается утолить тем или иным способом. Для эмоционального насыщения мы используем:

  • литературу;
  • кинематограф;
  • музыку;
  • живопись;
  • общение.

Но стоит отметить, что для того, чтобы в полной мере утолить эмоциональный голод, нам нужны не только положительные эмоции, но и страдания.

Какие чувства являются фундаментальными?

Эмоция — вот, к чему стремится каждый из нас. Стоит отметить, что эмоции бывают фундаментальными и второстепенными. Психология выделяет следующие фундаментальные эмоции личности:

  • интерес;
  • радость;
  • удивление;
  • горе;
  • гнев;
  • отвращение;
  • презрение;
  • страх;
  • стыд;
  • чувство вины.

Зачем человеку нужны чувства?

Эмоции — вид чувств, которые были придуманы природой для того, чтобы личность могла приспособиться к реальности. Когда мы переживаем положительные эмоции при определенных обстоятельствах, то закрепляем в своей памяти желательную модель поведения, которая потом приносит нам удовлетворение. Приведем пример: интерес подталкивает нас к разным исследованиям, удовлетворение — к наслаждению, любовь порождает все перечисленные побуждения вновь и вновь. Положительные эмоции очень важны, ведь они помогают изучить себя и окружающий мир, заставляют личность творчески подходить к построению своей жизни, проявлять заинтересованность в общении с другими людьми. Когда мы наполнены положительными чувствами, то хотим больше общаться, делиться радостью. Конечно же, эмоции — это недолговечная субстанция, которая быстро «улетучивается», но влияние, оказанное при воздействии, имеет очень длительный срок. К примеру, во время сильного стресса или кризиса, а также в период эмоционального голода мы мысленно вновь возвращаемся в те моменты своей жизни, где испытали положительные эмоции. Психика человека, таким образом, компенсирует равновесие. Если внешний мир не способен подарить новую порцию положительных эмоций — мы вспоминаем прошлое, где были счастливы. Это всегда помогает справиться с неприятностями, окрепнуть.

Отрицательные эмоции также могут быть полезными, ведь они подталкивают нас к изменениям. Они мотивируют нас к решению насущных проблем, а это так важно для полноценной жизни и выживания в целом. Надо сказать, что польза от негативных эмоций так же важна, как и от положительных. Именно эти чувства помогают нам совершенствоваться и быть сильнее. Испытав негатив, мы стремимся разрешить проблему, накопить опыт, нужную информацию и пр.

Как видим, спектр человеческих чувств действительно очень велик, и сложно переоценить роль эмоций в жизни каждого из нас.

prisnilos.su

Что такое чувства? Чувства в психологии

Что такое чувства? Задавали ли Вы себе когда-нибудь такой вопрос?

Мой друг, Олег Ефимов, говорит:

“Чувства – это точка отсчета, благодаря которой мы можем определить, в каком состоянии находимся в данный момент”. И в действительности, чаще всего мы говорим или думаем об определенных чувствах:

чувство вины, раздражение, беспокойство, обида, гнев, злость, ревность, удовлетворение, радость, спокойствие и т.д.

Что такое психология чувств?

Психология чувств – знания о чувствах, которые мы можем использовать или не использовать в своей жизни.

Скачайте бесплатно: 5 книг, которые изменят вашу жизнь! ♡

Автор наших тренингов Билл Ридлер определил, что «Чувства – это горючее, которое мы вырабатываем для того, чтобы двигаться в желаемом направлении». Это «топливо» может быть «качественным» и «некачественным».

Используя знания из наших статей, вы можете понять, какие чувства вы используете подсознательно для достижения своих целей и как изменить это чувство на другое.

Чувства:

  1. Беспокойство
  2. Чувство вины
  3. Гнев
  4. Ревность
  5. Обида
  6. Раздражение
  7. Злость
  8. Зависть

Чаще всего их называют негативными чувствами. С другой же стороны они работают как индикатор, позволяют нам увидеть, что мы хотим и делаем на самом деле. Это не полный список чувств, и мы будем продолжать рассматривать чувства дальше.

В ближайшее время будет опубликовано видео о «управление чувствами».
Подписывайтесь на обновления блога!

Редактор блога Антон Уступалов

Если вы любите давать советы и помогать другим женщинам, пройдите бесплатное обучение коучингу у Ирины Удиловой, освойте самую востребованную профессию и начните получать от 70-150 тысяч:

www.grc-eka.ru

Чувства и действия в отношениях

 

То, что пишу ниже — не надо воспринимать буквально. Эти определения и схемы — не более чем удобный и эффективный инструмент.

Чувства и действия

Чувства — это остановленные действия. Всегда можно понять или постараться понять какие именно действия. Если их совершить, то чувства выполняют свою работу и исчезают.

Чувства также исчезают, а точнее изменяются-модифицируются — если их интенсивно прожить, пережить, осознать-пронаблюдать, вчувствоваться, и в конце концов как-то их эмоционально отреагировать.


 

Направленность чувств

Чувства — это такая эмоциональная батарейка для того, чтобы совершить определенные действия, на которые эти чувства направлены.

Чувства всегда имеют личностный (или объектный) вектор направленности.
Чувства без вектора направленности — это фальшивая обертка, которая скрывает истинные чувства с имеющимся вектором.
 

Подавление чувств

Люди подавляют/останавливают действия и от этого разгораются чувства. Разные (не всегда полезные). Далее. Люди подавляют чувства и получают хронические зажимы в теле и соматические заболевания.

Для того, чтобы понять как действовать тому, кто находиться в психологическом тупике, нужно разобраться, какие именно чувства он подавляет. После чего становиться понятным какие действия следует совершить, чтобы выйти из этого тупика. Не всегда есть возможность направить их по истинному вектору направленности и тогда их нужно хотя бы «отреагировать», чтобы они изменились на новые.

Иногда в отношениях, мы используем людей для того, чтобы они помогли вызвать в нас те чувства, которые мы себе не позволяем.

Люди с подавленными чувствами, бессознательно делают так, чтобы эти чувства испытывали окружающие. Таким образом, они добиваются желаемых действий/событий (иногда как бы «вынужденно-ответных» — со своей стороны), избегая ответственности инциатора.
 

Как усилить чувства

Вообще чтобы действие совершить наиболее эффективно — следует иметь сильную мотивацию (мощные сильные чувства), а чтобы усилить чувства (мотивацию к действию) — нужно какое-то время не позволять себе это действие совершать.

Таким образом достигается баланс, когда борьба этих двух факторов — приводит к тому, что действия совершаются лишь когда чувства разгораются до достаточно высокого уровня мощности, и с другой стороны действия требующие для реализации мощных чувств — не совершаются пока эти чувства не накопятся от неделания.

Тут содержится секретный рецепт усиления мотивации и чувственности. Становится понятным, что иногда удержание от действий — может быть более сильным мотиватором, чем понукание.
Отсюда понятие «запретного плода», «препятствия усиливают чувства» и т.п. Причем обратите внимание, что оптимальным образом это усиливается — когда источник запрета и препятствий находится снаружи. Не зря нации с мощными запретами, типа мусульман, демонстрируют повышенную страстность.

Иногда для такого усиления — нужен кто-то еще со стороны, который поможет что-то подавить или усилить. Пусть даже и опосредованно. Как правило, люди, которые были бы друг другу полезны в этом, — находят друг друга по таинственным неисповедимым путям, с завидной подходящестью друг-для-друга словно ключик точно входит в замочек.
 

Чувства и отношения

Отношения существуют как циркулирование действий/чувств (в том понимании как растолковано выше) от партнера к партнеру по определенным индивидуальным орбитам, траекториям и конфигурациям. Помогая, или блокируя друг у друга эти операторы — партнеры вызывают определенные эмоционально-энергетические потоки, которые продуцируют новые действия/чувства.

Отношения, как своего рода дополнительная энергетическая машина для обоих участников. Чтобы снабжать их эмоциями и энергией для тех действий, которые они хотели бы совершать (друг для друга, и по отношению к окружающему миру).

Задача отношений — «разогреть» каждого участника до той «температуры», которой он не смог бы добиться один, для выхода на новый энергетический/эмоциональный/чувственный уровень существования.

Когда данные энергетические потоки нарушаются — отношения начинают «гаснуть». Потоки нарушаются тогда, когда один из партнеров или оба не получает необходимых и ожидаемых действий//чувств от другого (и от отношений), которые ему нужны для оптимального функционирования своей энергетики…

И то, что давало отношениям сильный протуберанец энергии вначале, потом работает против них. То, что вначале объединяло их как разных, дополняющих друг друга энерго-начала, теперь начинает ограничивать другого в паре, тем же способом, каким происходит самоограничение действий//чувств на индивидуальном уровне.

Т.е. отношения начинают испытывать то же давление, которое испытывал каждый из них подавляя сам себя, до того как встретил другого.

Это просто гипотеза одной из причины поломок отношений, отчего они перестают «работать». Когда с энергетикой отношений все в порядке, и есть «ради чего все терпеть», никто не торопиться ничего разрушать, а оба имеют причину чтобы стараться все это сохранить.

data-yashareQuickServices=»vkontakte,facebook,odnoklassniki»

еще СТАТЬИ >>>

www.otnochenia.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *