Чувства возвышенные: Возвышенные чувства | это… Что такое Возвышенные чувства?

«Это вызывает гордость и возвышенные чувства»

По сложившейся традиции накануне Дня Победы в ООО «Газпром добыча Астрахань» проходит целый ряд торжественных мероприятий, посвящённых солдатам и труженикам тыла Великой Отечественной войны. Как и в прежние годы, финальным аккордом в данной череде событий стало чествование ветеранов войны, впоследствии отдавших немало трудовых лет газовой отрасли, в сквере театральной части Административного центра газовиков. Здесь 8 мая их тепло встречали руководители Общества во главе с генеральным директором Сергеем Михайленко, а также сотрудники Управления кадров, УЭЗиС, Отдела социального развития, молодые специалисты, представители Объединённой профсоюзной организации предприятия и артисты Центра культуры «Виктория».

Ветеранов разместили за расставленными столиками, а тех, кому было зябко (погода немного подвела с ветром), заботливо укутывали пледами. В качестве основного блюда была настоящая фронтовая каша — гречка с мясом, которую готовили тут же на полевой кухне. И всё-таки главной составляющей мероприятия была концертная программа. Задавший ритм действу исполнением мелодий советского прошлого Детский духовой оркестр «Дебют» передал эстафету группе журналистов телеслужбы «Канал 7+», душевно спевших «Синий платочек», а те, в свою очередь, другим творческим коллективам ЦК «Виктория», которые представили репертуар военных лет во всём песенно-танцевальном разнообразии. Здесь были и фронтовые «боевые» номера, и казачьи распевы, и лёгкий венский вальс.

Ветераны самозабвенно подпевали любимые в суровую эпоху песни, кто-то украдкой утирал невольно выступившие слёзы, а некоторые фронтовики даже браво вальсировали с молодыми танцовщицами. И, безусловно, гремели аплодисменты в адрес артистов, причём самую громкую овацию заполучил Хор ветеранов ЦК «Виктория» ООО «Газпром добыча Астрахань», исполнивший «Смуглянку».
Заискрившийся в воздухе фейерверк вкупе с «атаковавшим» присутствующих вихрем серебряного серпантина стал эффектным восклицательным знаком в окончании мероприятия.

 — Хочется высказать огромное спасибо всем-всем, кто организовал такое замечательное и яркое представление для нас, — проникновенно сказал ветеран войны Адельша Султанович Муслимов. — И вообще, большая признательность Обществу «Газпром добыча Астрахань» за такое бережное отношение к людям военной поры. Я 25 лет работал в других организациях, и хоть бы кто вспоминал там о ветеранах. В лучшем случае — открытка да какой-нибудь ничего не значащий подарок. А за те 13 лет, что проработал в астраханском Обществе, и в последующие, после выхода на пенсию, годы я постоянно чувствовал и чувствую поддержку и внимание. Именно предприятие дало мне уверенность в том, что 9 Мая — праздник мой и всех тех, кто отстоял страну в Великой Отечественной войне!

Так же, как и в прежние отмечания Дня Победы, после завершения праздничной части ветераны на автобусах Общества отправились в Братский сад, где возложили цветы к Вечному огню. Вместе с ними дань памяти погибшим отдали руководители и молодые специалисты ООО «Газпром добыча Астрахань».

— Всё прошедшее сегодня вызывает гордость и возвышенные чувства, — отметил ветеран Владимир Тимофеевич Бирюков. — Гордость за страну, город, Общество «Газпром добыча Астрахань» — за всех, кто понимает цену жертвам, принесённым 70 лет назад на алтарь победы. Понимает и не забывает последних участников тех великих сражений. А возвышенные чувства — за молодое поколение, которое мы сумели сберечь, сохранить. Когда вижу наших внуков и правнуков, я осознаю весь смысл и глубину фразы — ПРОДОЛЖЕНИЕ ЖИЗНИ.

Иван Пьянов цитата: Любовь — это настолько сильное возвышенное чувство, что не каждый …

—  Иван Пьянов

Последнее обновление 29 июня 2022 г.

Темы
любовь, чувство, состояние

Похожие цитаты

„Любовь — творец всего доброго, возвышенного, сильного, теплого и светлого.“

—  Феликс Эдмундович Дзержинский революционер, советский партийный деятель 1877 — 1926

О детях

„Это настолько нежно, это настолько воздушно — любовь.

—  Леонид Куравлёв 1936

из телеинтервью.

„Каждая следующая любовь сильнее, чем предыдущая.“

—  Евгений Валерьевич Гришковец российский прозаик, драматург, режиссёр, актёр, музыкант 1967

„Любовь — это не отношения, а состояние.“

—  Ошо индийский религиозный деятель, основатель мистического учения 1931 — 1990

„Очень часто люди думают, что самое сильное чувство — это любовь. Конечно, любовь очень сильная, но я задаюсь вопросом: а самая ли могущественная? Я думаю, что самое сильное чувство — это страх. И даже когда вы любите кого-то всегда есть страх, что этот человек не отвечает вам взаимностью, или это просто страх в твоей голове и всякие вещи, которые ты сам себе надумываешь. Поэтому так много песен в альбоме рассказывают о том, как я справляюсь со страхом. Это самое сильное чувство для меня.“

—  Тайлер Джозеф 1988

„Только пустые люди не испытывают прекрасного и возвышенного чувства Родины.“

—  Иван Петрович Павлов русский учёный, физиолог 1849 — 1936

„Любовь слишком великое чувство, чтобы быть только личным, интимным делом каждого!“

—  Джордж Бернард Шоу Британский писатель, романист, драматург, лауреат Нобелевской премии в области литературы, общественный деятель 1856 — 1950

Этот перевод ждет рассмотрения. Правильный ли перевод?

„Не могло быть двух настолько открытых сердец, настолько одинаковых вкусов, настолько созвучных чувств.“

—  Джейн Остин английская романистка 1775 — 1817

„Кто бы ни придумал замужество, он был гениальным мучителем. Весь смысл этого союза заключается в повторении и притуплении чувств. Лучшее, чего можно достичь в браке, — создание сильной взаимной зависимости.“

—  Сьюзен Зонтаг 1933 — 2004

„Мой декан был настолько лишен чувства юмора, что это замечали даже другие деканы.“

—  Лоуренс Питер канадско-американский педагог и литератор 1919 — 1990

„Раз, два — любовь игра, игра в чувства! Раз, два — любовь игра, любовь — это искусство“

—  Баста (музыкант) Андрей Ливман сотрудник! 1980

„Чистые, сильные эмоции. Это не о дизайне. Это о чувствах.“

—  Alber Elbaz 1961

„Никто не настолько стар, чтобы не быть в состоянии протянуть ещё годик, никто не настолько молод, чтобы не умереть сегодня же.“

—  Фернандо де Рохас испанский писатель 1475 — 1541

„Актёр должен быть театральным. Его чувства и их выражение должны быть сильнее, чем чувства и их выражение у зрителя, для того чтобы достичь желаемого воздействия на зрителя. Чтобы театр мог воздействовать на жизнь, он должен быть сильнее, интенсивнее повседневной жизни. Таков закон тяготения. При стрельбе нужно целиться выше цели.“

—  Франц Кафка австрийский писатель, основоположник модернизма в литературе 1883 — 1924

„Любовь — могучее, сильное чувство, и в то же время нежное и хрупкое. Счастлив тот, кто в любви взаимностью не ущемлен и предательством!“

—  Наталья Владимировна Бурмакина

„Я думаю, что чем больше человек любит, тем сильнее он хочет действовать: любовь, остающуюся только чувством, я никогда не назову подлинной любовью.“

—  Винсент Ван Гог нидерландский художник-постимпрессионист 1853 — 1890

„Любовь – самый сильный в мире наркотик, на который каждый рано или поздно подсаживается.“

—  Рената Литвинова Режиссер авторского независимого кино, сценарист, продюсер, актриса театра и кино, телеведущая 1967

„Жизнь — это не только шмотки, это еще чувства: любовь и свобода!“

—  Вадим Самойлов вокалист, гитарист, композитор, поэт, аранжировщик, звукорежиссёр и саунд-продюсер рок-группы «Агата Кристи» 1964

„Те, кому под силу себя изуродовать чужим мнением — теперь не в состоянии достичь своего естественного образа.

—  Иван Пьянов

„Мужчина охладевает к женщине, которая слишком сильно его любит. Видимо, с сердечными чувствами дело обстоит как с благодеяниями: кто не в состоянии отплатить за них, тот становится неблагодарным.“

—  Николя де Шамфор 1741 — 1794

Связанные темы

  • Любовь
  • Чувство
  • Состояние

Благоговение и переживание возвышенного: сложная взаимосвязь

Введение

После основополагающей статьи Кельтнера и Хайдта (Keltner and Haidt, 2003) психологи стали все больше интересоваться благоговением , эмоциональным переживанием, которое трудно объяснить в рамках традиционной дихотомия между положительными и отрицательными эмоциями. 1 Широко признано, что переживания благоговения в целом приводят к положительным результатам, способствующим психическому здоровью (повышение просоциального поведения, удовлетворенности жизнью и смысла жизни — см., например, Rudd et al., 2012; Piff et al. , 2015), и действительно, в большинстве психологических исследований трепет рассматривался как положительная эмоция (см. , например, Griskevicius et al., 2010; Campos et al., 2013; Shiota et al., 2017). Однако, хотя трепет можно рассматривать как наличие в целом имеет положительную валентность , имеет отрицательный привкус (Chirico et al., 2016, 2017). Благоговение представляет собой сложную эмоцию или эмоциональную конструкцию, характеризующуюся сочетанием положительных (удовлетворенность, счастье) и отрицательных аффективных компонентов (страх и ощущение того, что вы меньше, скромнее или ничтожнее). Интересно отметить, что за пределами английского языка «трепет» часто выражается комбинацией положительных и отрицательных терминов, означающих что-то вроде «страх, смешанный с восхищением» («timore reverenziale», «effroi mêlé d’admiration», «9».0005 Эрфурхт «, «»).

Несмотря на изменчивую природу трепета, было высказано предположение, что это базовая эмоция (Ekman, 1992), даже имеющая характерное выражение лица, которое включает в себя особый паттерн, сочетающий взгляд, обращенный вверх, слегка приоткрытый рот и слегка скошенные брови (Shiota et al. , 2003). В настоящее время в психологической литературе нет единого мнения по поводу этих утверждений, которые, тем не менее, нашли точки соприкосновения. В большинстве исследований, проведенных под влиянием Кельтнера и Хайдта (2003), необъятность и необходимость приспособления являются прототипами оценочных тем благоговения, которое, таким образом, определяется как сильный эмоциональный отклик на (физические или метафорические) грандиозные стимулы, требующие новых концептуальных/перцептивных ощущений. Ресурсы.

Интересно, что описание благоговения в психологии хорошо соответствует эстетическому переживанию, широко обсуждаемому в философской литературе, которое связано с возвышенным. Вот красноречивый отрывок из книги Томаса Манна Волшебная гора , описывающий такого рода опыт:

Но если было что-то мошенническое и фантастическое в непосредственной близости, через которую вы с трудом пробирались, высокие статуи заснеженных Альп, глядя вниз издалека, пробуждал в тебе чувства возвышенного и святого (Манн, 1924/1996, с. 462).

Огромные и крутые горы, звездное ночное небо, водопады, великие каньоны, пустыни, грозы — все это примеры грандиозных стимулов, вызывающих переживания возвышенного. Этот тип опыта возникает, когда мы сталкиваемся с ошеломляющей необъятностью или силой, и природа предлагает парадигмальные примеры такого величия.

Как и трепет, переживание возвышенного имеет амбивалентную валентность (Brady, 2013). Как эстетический опыт, опыт возвышенного имеет в целом положительную валентность (Arcangeli et al., 2019).), хотя оно также включает негативную аффективную оценку мира, что-то вроде ужаса (Burke, 1759), страха (Kant, 1790/2000) или чувства самоотрицания (Cochrane, 2012). Келтнер и Хайдт (2003) явно связывают понятие благоговения с философской концепцией возвышенного и видят аналогию между аспектами, которыми, по их мнению, обладает благоговение (т. схватывание интеллектом) в фундаментальном анализе возвышенного Берком.

Эти соображения предполагают, что то, что психологи называют «трепетом», является тем, что философы называют «переживанием возвышенного». Действительно ли мы имеем здесь только один тип опыта (хотя он и многогранен), который просто по-разному обозначается в разных дисциплинах?

В самом деле, бросается в глаза почти полное отсутствие трепета в философской повестке дня, а исследований переживания возвышенного как такового в психологической литературе очень мало (см., например, Eskine et al., 2012). ; Ishizu and Zeki, 2014; Hur et al., 2018). Цель этой статьи — пролить свет на взаимосвязь между трепетом (в понимании психологов) и переживанием возвышенного (в понимании философов). Когда у нас появится более четкое представление о том, как связаны трепет и переживание возвышенного, мы сможем использовать его для расширения сотрудничества между этими областями. Мы могли бы использовать эмпирические результаты о благоговении в философском анализе переживания возвышенного, что, в свою очередь, может помочь нам разработать новые экспериментальные гипотезы о контекстах, в которых мы испытываем благоговение.

Хотя терминологическая эквивалентность может показаться самой простой, наша цель — показать, что альтернативные объяснения связи между трепетом и переживанием возвышенного заслуживают изучения, открывая новые пути междисциплинарного исследования. Точнее, посредством тщательного анализа существующей философской и психологической литературы мы выделим семь возможных путей, которыми соединяются трепет и переживание возвышенного. Некоторые из них менее правдоподобны, чем другие, и на них просто мимоходом намекнули некоторые авторы. Соответственно, мы дадим больше места наиболее правдоподобным взглядам. В заключение мы кратко укажем, что является, на наш взгляд, наиболее многообещающим путем для понимания сложной взаимосвязи между трепетом и переживанием возвышенного (далее ВС).

Семь взглядов на трепет и переживание возвышенного

Можно представить по крайней мере семь взглядов на отношения между благоговением и ЭС:

A. Благоговение и ЭС — это один и тот же тип опыта.

B. Благоговение является составной частью ЭС.

C. ES является компонентом благоговения.

D. ES — разновидность благоговения.

E. Благоговение — разновидность ES.

F. Awe и ES разделяют только правильную часть.

Г. Трепет и ЭС не связаны друг с другом.

Давайте по очереди остановимся на каждом из этих представлений.

Эквивалентность между трепетом и переживанием возвышенного

Вариант А — это взгляд на эквивалентность, предложенный Кельтнером и Хайдтом (2003), хотя их более детальная точка зрения состоит в том, что ЭС — это трепет с некоторыми дополнительными «периферийными или вкусовыми» свойствами, такими как как (переживание) красоты (см. вариант D ниже). Кажется, за ними следуют Фингерхат и Принц (2018), которые изображают благоговение как сильное удивление и, следовательно, возвышенное как разновидность красоты. Некоторые философы, кажется, тоже выбирают вариант А. Например, Брэди (2013) пишет: «Можно утверждать, что возвышенное — это пережиток, который лучше оставить в покое, возможно, лучше заменить концепцией, несущей менее весомый исторический и метафизический багаж, такой как «трепет» или «величие» (стр. 2). В том же духе МакШейн (2013) отмечает: «Понятие возвышенного, как оно обсуждалось в философии (но не в литературной критике) примерно с середины восемнадцатого века и далее, я считаю тем же понятием, что и благоговение. Многие другие комментаторы, похоже, согласны с этим; Анализ возвышенного у Берка и Канта часто обсуждается в анализе природы благоговения» (стр. 756, сноска 34).

Вариант А подразумевает, что все объекты ES внушают благоговейный трепет. Последнее утверждение, безусловно, правдоподобно, что уже позволяет нам исключить вариант G (то есть, что трепет и ES не имеют ничего общего). Однако неясно, являются ли все внушающие благоговение объекты также объектами ЭС или, если уж на то пошло, вообще любого эстетического опыта. Например, наш трепет перед состраданием Матери Терезы, возможно, не эстетичен (McShane, 2013). Поэтому вариант А не представляется устойчивым.

Является ли благоговение составной частью переживания возвышенного или наоборот?

Вариант B изображает благоговение как составную часть (либо причинную детерминанту, либо неотъемлемую часть) ЭС. Сама Брейди (2013) высказывает этот вариант, когда описывает ЭС как смешанное чувство, «с некоторыми негативными чувствами ( благоговение , ужас и т. курсив). Она предполагает, что и Кант, и Гердер придерживаются этой точки зрения. Комментируя Гердера, Цукерт (2003) пишет: «[Т] ​​зритель возвышенной архитектуры, такой как собор Святого Петра, имеет прогрессивный опыт: он приближается с чувством благоговения, входит и оценивает украшение и проработку, а затем впитывает и воспринимает. поглощается целым» (стр. 220).

Эти философские наблюдения намекают на то, что трепет каким-то образом отражает отрицательный компонент ЭС. Кажется, это противоречит утверждению большинства психологов, а именно тому, что трепет — это положительная эмоция (см. Введение). Однако следует отметить, что некоторые исследования предполагают существование двух видов переживаний благоговения, положительного и отрицательного, которые можно различать по нескольким параметрам (субъективное переживание, физиологические корреляты и последствия для благополучия).

Исследование Piff et al. (2015) исследовали два состояния благоговения, положительное и отрицательное (вызванные видеороликами о неопасных или угрожающих природных явлениях). Они сообщили, что оба состояния благоговения по сравнению с контрольным состоянием в равной степени вызывали более высокий уровень благоговения и повышенное чувство подавленности в присутствии чего-то большего, чем мы. Напротив, только негативный трепет вызывал усиление негативных эмоций (например, тревогу, страх и нервозность). Аналогичные результаты были получены Rivera et al. (2019). В том же духе Савада и Номура (2020) показали, что позитивные и негативные видео, вызывающие трепет, были оценены как более внушающие трепет по сравнению с контрольным состоянием, а также повысились рейтинг счастья и тревоги соответственно. Это различие подтверждается дополнительной работой, в которой участников просят описать незабываемый опыт благоговения и сообщить о вызывающих его чувствах, эмоциях и оценках, связанных с ним (Gordon et al., 2017). Участники, описывающие положительный опыт и опыт страха, основанного на угрозе, сообщили о сопоставимых уровнях страха, но более высокий уровень страха был связан только со вторым типом опыта.

Таким образом, вариант Б можно поддержать, утверждая, что, по крайней мере, негативный (или основанный на угрозе) трепет является составной частью ЭС. Эта точка зрения, по-видимому, была предложена в психологической литературе Ишизу и Зеки (2014), которые утверждают, что ЭС «представляет собой отдельный когнитивно-эмоциональный комплекс», включающий множество компонентов, включая благоговение (которое они связывают со страхом и ужасом), «но отличным от каждого в отдельности, т. е. что целое отлично от частей» (стр. 6).

Различение положительного и отрицательного типов благоговения также может быть использовано в поддержку варианта С, т. е. мнения о том, что ЭС следует рассматривать как компонент благоговения. В философии этот вариант был предложен, например, Кирни (1988), который, комментируя Канта, пишет, что «возвышенное переживание ошеломляющего сверхизобилия вызывает чувство «трепета»» (стр. 175). Некоторые психологи, основываясь на философских теориях, отводящих ключевую роль страху и ужасу в ЭС, таких как у Канта (см. Введение), проводят параллель между негативными видами благоговения и ЭС (Gordon et al., 2017), что предполагает, что последний является негативным компонентом (либо причинной детерминантой, либо надлежащей частью) благоговения. Эта точка зрения, однако, основана на предположении, что ЭС в основном связан с сильными отрицательными эмоциями, особенно со страхом. Несколько эмпирических исследований пытались исследовать этот предмет. Эскин и др. (2012) сообщили, что наведение страха, но не наведение счастья или общего физиологического возбуждения, может повысить возвышенные рейтинги живописных абстрактных произведений искусства. В другом исследовании рейтинг возвышенности фотографий, изображающих естественные сценарии, коррелировал с рейтингом страха, но не с рейтингом счастья (Hur et al., 2018). Эти данные, по-видимому, предполагают, что ЭС связан со страхом (см. также Chirico and Yaden, 2018), однако это сомнительная гипотеза, нюансы которой были уточнены в других работах. Следует отметить, что Hur и соавт. (2018) сами не нашли никаких физиологических доказательств (из лицевой электромиографии), связывающих рейтинг возвышенности с физиологическими маркерами страха. В одном нейровизуализирующем исследовании ЭС Ишизу и Зеки (2014) сообщили, что рейтинг возвышенности изображений природы положительно коррелирует с рейтингом приятности. Более того, хотя в соответствии с философской трактовкой ЭС они ожидали обнаружить активацию в областях мозга, классически связанных с переживанием страха и угрозы, таких как миндалевидное тело и островок, их результаты не показали такой активности. Пеловски и др. (2019) исследовали когнитивно-аффективный профиль ЭС на большой выборке. Они сообщили, что подавляющее большинство сообщений (90,8%) можно отнести к одной категории, связанной с положительными эмоциями (например, с удовольствием). Они также обнаружили второй статистически значимый кластер, связанный с более высоким уровнем негативных эмоций, но этот класс был довольно редким и также был связан с более низкими оценками возвышенности. Таким образом, кажется, что прототип ES будет скорее положительным опытом (как предложено, см. Введение).

В совокупности эти результаты показывают, что не существует четкой связи между ЭС и положительными или отрицательными эмоциями, и что, вероятно, вслед за Pelowski et al. (2019), могут существовать положительный и отрицательный варианты ЭС. Это ослабило бы идею о том, что возвышенное — это темная сторона благоговения, и, в более общем смысле, оказывает давление на вариант С (а также на конкретное прочтение варианта D, как будет вскоре продемонстрировано).

Является ли опыт возвышенного разновидностью благоговения или наоборот?

Различие, проведенное в экспериментальной литературе между двумя видами благоговения, может мотивировать более онтологически требовательную точку зрения, чем С, а именно вариант D. В то время как согласно первому ES является составной частью благоговения, последний утверждает, что ES представляет собой видов благоговения. Следовательно, в зависимости от того, как мы интерпретируем то, что отличает положительный и отрицательный трепет (т. е. являются ли они двумя аспектами одного и того же вида или двумя видами, возможно, принадлежащими к одному и тому же роду), мы можем прийти к мнению, что ЭС совпадает с негативные виды благоговения. Эта точка зрения, однако, открыта для тех же опасений, что и в отношении варианта С, поскольку она также основывается на предполагаемой идее о том, что ЭС — это в основном негативный опыт.

Вариант D может быть поддержан другими средствами, основанными на различных способах сортировки благоговейных видов. В философской литературе Куинн (1997), например, различает эстетический и религиозный трепет (см. также Clewis, 2019). Исходя из этого предположения, вариант D является дополнительным представлением о том, что ES совпадает с прежним видом благоговения. Действительно, Куинн утверждает, что ЭС вызывает благоговение при отсутствии религиозной веры. Среди психологов похожей точки зрения придерживается Конечни (2011). Действительно, его эстетическая теория, постулирующая эстетический трепет как вершину эстетического переживания, трактует последнее «как прототипическую субъективную реакцию на возвышенный стимул-в-контексте , (…) один из аспектов эстетического благоговения, отличающий его от благоговения, вызванного страхом, — это экзистенциальная безопасность переживающего человека» (стр. 65). Нет prima facie причин против такого прочтения варианта D, который остается работоспособным вариантом.

Насколько нам известно, вариант Е, согласно которому благоговение является разновидностью ЭС, в психологической литературе не рассматривался. В философии кажется, что только Берк (1759 г.) прямо поддержал его. По его словам, «высшая степень» ЭС — это удивление , а его «подчиненные степени» — благоговение , благоговение и уважение (с. 123). Один из способов поддержать E — обратиться к различию, проведенному Shapshay (2013a, b) между двумя разновидностями ES: в то время как «тонкое возвышенное» — это в значительной степени некогнитивное, аффективное возбуждение, «плотное возвышенное» также включает когнитивное возбуждение. игра идей (особенно о месте человека в окружающей среде). Исходя из гипотезы о том, что благоговение является чисто некогнитивной, эмоциональной реакцией (но см. fn1), можно предположить, что оно совпадает с разновидностью ЭС, а именно с «тонким возвышенным».

Однако вопрос не решен, поскольку идея о том, что трепет — это эмоция, также может привести к варианту D. Если трепет — это базовая эмоция, а возвышенное — культурно специфичная категория (как это предлагается в классическом исследовании Николсона, 1963 г. ), то трепет вполне может быть составной частью ЭС, но вряд ли наоборот.

Только общий знаменатель между трепетом и переживанием возвышенного

Наконец, согласно варианту F, между трепетом и ЭС есть общий знаменатель, хотя они отличаются друг от друга во всех остальных отношениях. Основываясь на нашем предыдущем обсуждении, правдоподобным предположением является то, что они включают в себя один и тот же вид отрицательный эмоциональная оценка. Оба опыта связаны с подавлением стимула, слишком обширного (большого, мощного и т. д.) для наших обычных когнитивных способов восприятия мира и совладания с ним. Вариант F идет дальше и утверждает, что благоговение и ЭС не имеют больше ничего общего. В частности, они включают различные виды положительной аффективной оценки (или, в конце концов, только ES имеет общую положительную валентность).

Обсуждение

Какой вывод мы должны сделать из предыдущих критических замечаний о сложной взаимосвязи между трепетом и ЭС? Давайте начнем с того, что примем во внимание только что высказанное правдоподобное предположение, что они предполагают, по крайней мере, один и тот же вид негативной аффективной оценки. Теперь и трепет, и ЭС также предполагают положительную оценку. Это тот опыт, который мы ищем и хотим воспроизвести. Следующий вопрос заключается в том, должны ли мы рассматривать положительную оценку, связанную с трепетом, также как вовлеченную в ЭС, и как.

Предположим, как иногда утверждают (см. цитату Брейди в предыдущем разделе), что положительная оценка благоговения — это восхищение . Если эта положительная оценка присутствует и в ЭС, то получается, что, обладая последним, эстетическим опытом, мы испытываем восхищение. Что же было бы предметом нашего восхищения? В случае религиозного благоговения очевидно, что является объектом восхищения, а именно Богом (или каким-либо божеством). В отличие от этого (хотя это, безусловно, спорный момент), не совсем очевидно, что восхищение является ключевой концепцией, связанной с ЭС или, в более общем смысле, с эстетическим опытом.

Интересное предложение, выдвинутое McShane (2013), состоит в том, что благоговение включает в себя оценку важности объекта, внушающего благоговение, который впечатляет нас в некотором отношении. Это может привести к защите варианта D: ES будет своего рода благоговением, а именно эстетическим благоговением. Эта защита будет выглядеть так. Понятие важности относительно формально, и существуют разные типы важности. Таким образом, если все случаи благоговения связаны с одной и той же положительной оценкой (предмет благоговения субъективно оценивается как очень важный), то разные случаи благоговения относятся к разным видам положительной оценки.0005 видов важных. Одним из таких видов является эстетическая значимость, или важность с эстетической точки зрения. Конечно, такая защита должна прояснить, в чем именно заключается эстетическая важность, но это был бы способ примирить два (кажущихся противоречащими) интуитивных предположения, которые мы могли бы иметь о благоговении и ЭС, что это очень близкие переживания, и что благоговение не обязательно должно быть эстетический опыт.

Мы подозреваем, что любое психологическое исследование трепета, какой бы ни была его валентность (положительная или отрицательная) и область, которую оно касается (эстетическая, религиозная, социальная и т. д.), должно занять позицию в отношении его связи с ЭС. В то же время, однако, философы должны больше интересоваться благоговением как таковым и его ролью в определении общей валентности ЭС. То, что мы здесь предложили, — это, конечно, только упражнение в концептуальной географии, и дальнейшие междисциплинарные исследования должны углубляться в детализацию и сравнение наиболее многообещающих вариантов, которые мы здесь обрисовали.

Вклад авторов

MA, MS, AJ, PP и JD в равной степени способствовали анализу литературы и окончательной доработке рукописи. М.А. предложил структуру презентации (совместно с JD) и был главным редактором.

Финансирование

Это исследование финансировалось проектом SublimAE (ANR-18-CE27-0023), а для MA и JD также поддерживалось ANR-17-EURE-0017 FrontCog и ANR-10-IDEX-0001 -02 ПСЛ.

Конфликт интересов

9 Благоговение почти всегда считается эмоцией или эмоциональным конструктом. Вопрос о том, представляет ли он единую конструкцию, на которую ссылаются все исследователи, является, конечно, спорным. Мы подозреваем, что прояснение его отношения к переживанию возвышенного прояснит и его природу. Другой вопрос касается отношения между эмоциями и познанием. Когда мы рассматриваем трепет как эмоцию, мы оставляем открытым вопрос о том, включает ли он также когнитивные элементы.

Каталожные номера

Арканджели, М., Докич, Дж., и Спердути, М. (2019). «Прекрасное, возвышенное и самость», в Advances in Experimental Philosophy of Aesthetics , eds F. Cova, and S. Réhault, (London: Bloomsbury), 175–196.

Google Scholar

Брэди, Э. (2013). Возвышенное в современной философии: эстетика, этика и природа. Кембридж: Издательство Кембриджского университета.

Google Scholar

Берк, Э. (1759). Философское исследование происхождения наших представлений о возвышенном и прекрасном , 2-е изд., изд. JT Boulton, (Notre Dame, IN: University of Notre Dame Press), 1968.

Google Scholar

Campos, B., Shiota, M.N., Keltner, D., Gonzaga, GC, and Goetz, JL (2013). Что общего, что отличается? Основные реляционные темы и выразительные проявления восьми положительных эмоций. Познан. Эмот. 27, 37–52. doi: 10.1080/02699931.2012.683852

PubMed Abstract | Полный текст перекрестной ссылки | Google Scholar

Кирико А., Чипрессо П., Яден Д. Б., Биассони Ф., Рива Г. и Гаджиоли А. (2017). Эффективность иммерсивных видео в вызывании благоговения: экспериментальное исследование. Науч. Респ. 7, 1–11.

Google Scholar

Кирико А. и Яден Д. Б. (2018). «Благоговение: самопревосходящая и иногда преобразующая эмоция», в The Function of Emotions , изд. Х. Ленч (Чам: Спрингер), 221–233. doi: 10.1007/978-3-319-77619-4_11

CrossRef Полный текст | Google Scholar

Кирико А. , Яден Д. Б., Рива Г. и Гаджоли А. (2016). Потенциал виртуальной реальности для исследования трепета. Фронт. Психол. 7:1766.

Google Scholar

Клевис, Р. Р. (2019). «К теории возвышенного и эстетического благоговения», в The Sublime Reader , изд. Р. Р. Клевис (Лондон: Bloomsbury), 340–354.

Google Scholar

Кокрейн Т. (2012). Эмоциональное переживание возвышенного. Кан. Дж. Филос. 42, 125–148. doi: 10.1353/cjp.2012.0003

Полный текст CrossRef | Google Scholar

Экман, П. (1992). Аргумент в пользу базовых эмоций. Познан. Эмот. 6, 169–200. doi: 10.1080/02699939208411068

CrossRef Full Text | Google Scholar

Эскин К. Дж., Кациник Н. А. и Принц Дж. Дж. (2012). Волнующие образы: страх, а не счастье или возбуждение, делает искусство более возвышенным. Эмоция 12:1071. doi: 10.1037/a0027200

PubMed Abstract | Полный текст перекрестной ссылки | Google Scholar

Фингерхат, Дж., и Принц, Дж. Дж. (2018). Удивление, признательность и ценность искусства. Прогр. Мозг Res. 237, 107–128. doi: 10.1016/bs.pbr.2018.03.004

PubMed Abstract | Полный текст перекрестной ссылки | Google Scholar

Гордон А. М., Стеллар Дж. Э., Андерсон К. Л., Макнил Г. Д., Лоу Д. и Келтнер Д. (2017). Темная сторона возвышенного: различение основанного на угрозе варианта благоговения. Дж. Перс. соц. Психол. 113:310. doi: 10.1037/pspp0000120

PubMed Abstract | Полный текст перекрестной ссылки | Google Scholar

Грискявичюс В., Шиота М. Н. и Нойфельд С. Л. (2010). Влияние различных положительных эмоций на процесс убеждения: функциональный эволюционный подход. Эмоция 10:190. doi: 10.1037/a0018421 [Epub перед печатью].

Полнотекстовая перекрестная ссылка | PubMed Резюме | Google Scholar

Хур, Ю. Дж., Гергер, Г., Ледер, Х., и Макманус, И. К. (2018). Лицом к лицу с возвышенным: физиологические корреляты отношений между страхом и возвышенным. Психолог. Эстет. Создать Искусство. doi: 10.1037/aca0000204 [Epub перед печатью].

Полнотекстовая перекрестная ссылка | Google Scholar

Исидзу, Т., и Зеки, С. (2014). Нейробиологическое исследование истоков нашего восприятия возвышенного и прекрасного. Фронт. Гум. Неврологи. 8:891.

Google Scholar

Кант, И. (1790/2000). Критика способности суждения , изд. П. Гайер, пер. П. Гайер и Э. Мэтьюз (Кембридж: издательство Кембриджского университета).

Google Scholar

Кирни, Р. (1988). Пробуждение воображения: к культуре постмодерна. Рутледж.

Google Scholar

Кельтнер, Д., и Хайдт, Дж. (2003). Приближаясь к благоговению, моральному, духовному и эстетическому чувству. Познан. Эмот. 17, 297–314. doi: 10.1080/02699930302297

PubMed Abstract | Полный текст перекрестной ссылки | Google Scholar

Конечни, В. Дж. (2011). Теория эстетического триединства и возвышенного. Филос. Сегодня 55, 64–73. doi: 10.5840/philtoday201155162

CrossRef Full Text | Google Scholar

Манн Т. (1924/1996). Волшебная гора. пер. Дж. Э. Вудса. Нью-Йорк, Нью-Йорк: Vintage International.

Google Scholar

МакШейн, К. (2013). Неосентиментализм и валентность установок. Филос. Стад. 164, 747–765. doi: 10.1007/s11098-012-9873-z

CrossRef Полный текст | Google Scholar

Николсон, М. Х. (1963). Горный мрак и горная слава: развитие эстетики бесконечности. Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: В.В. Нортон.

Google Scholar

Пеловски М., Хур Ю. Дж., Коттер К. Н., Ишизу Т., Кристенсен А. П., Ледер Х. и др. (2019). Количественное определение «если», «когда» и «что» возвышенного: обзор и латентный классовый анализ инцидентности, эмоций и различных разновидностей личных возвышенных переживаний. Псих. Эстет. Создать Искусство. doi: 10.1037/aca0000273 [Epub перед печатью].

Полнотекстовая перекрестная ссылка | Google Scholar

Пифф П. К., Дитце П., Файнберг М., Станкато Д.М. и Кельтнер Д. (2015). Трепет, маленькое «я» и просоциальное поведение. Дж. Перс. соц. Психол. 108:883. doi: 10.1037/pspi0000018

PubMed Abstract | Полный текст перекрестной ссылки | Google Scholar

Куинн, П.Л. (1997). Религиозный трепет, эстетический трепет. Среднезападный конный завод. Филос. XXI, 290–295. doi: 10.1111/j.1475-4975.1997.tb00529.x

Полный текст CrossRef | Google Scholar

Ривера Г. Н., Весс М., Хикс Дж. А. и Рутледж К. (2019). Благоговение и смысл: объяснение сложного влияния переживаний благоговения на смысл жизни. евро. Дж. Соц. Психол. 50, 392–405. doi: 10.1002/ejsp.2604

Полный текст CrossRef | Google Scholar

Радд, М., Вос, К. Д., и Аакер, Дж. (2012). Благоговение расширяет восприятие людьми времени, меняет процесс принятия решений и улучшает самочувствие. Псих. науч. 23, 1130–1136. doi: 10.1177/0956797612438731

PubMed Abstract | Полный текст перекрестной ссылки | Google Scholar

Савада К. и Номура М. (2020). Влияние позитивного и угрожающего трепета на отношение к нарушениям норм. Фронт. Психол. 11:148.

Google Scholar

Шапшай С. (2013a). Современная экологическая эстетика и пренебрежение возвышенным. руб. Дж. Эстет. 53, 181–198. doi: 10.1093/aesthj/ays067

Полнотекстовая перекрестная ссылка | Google Scholar

Шапшай С. (2013b). «Проблема и обещание возвышенного», в Suffering Art Gladly , изд. Дж. Левинсон (Лондон: Palgrave-Macmillan), 84–107. doi: 10.1057/9781137313713_5

PubMed Abstract | Полный текст перекрестной ссылки | Google Scholar

Шиота, М. Н., Кампос, Б., и Кельтнер, Д. (2003). Лица положительных эмоций. прототип проявления благоговения, веселья и гордости. Энн. Нью-Йоркская академия. науч. 1000, 1–4.

Google Scholar

Шиота, М. Н., Кампос, Б., Овейс, К., Хертенштейн, М. Дж., Саймон-Томас, Э., и Келтнер, Д. (2017). За пределами счастья: построение науки о дискретных положительных эмоциях. утра. Психол. 72:617. doi: 10.1037/a0040456

PubMed Abstract | Полный текст перекрестной ссылки | Google Scholar

Цукерт, Р. (2003). Благоговение или зависть: пастух противоречит возвышенному. Дж. Эстет. Искусствовед. 61, 217–232. doi: 10.1111/1540-6245.00108

CrossRef Full Text | Академия Google

Прекрасный ужас: почему созерцание «возвышенного» в искусстве вызывает у вас чувство благоговения

Художники веками пытались запечатлеть ощущение, которое вы испытываете перед лицом чего-то неизмеримого.

Вы когда-нибудь ходили в галерею со своим дядей и смотрели, как он смотрит вглубь картины Каспара Давида Фридриха, а на его лице появляется легкий ужас, когда он смотрит на бурное море? Это выражение лица твоего дяди — часть искусства! Сегодня мы поговорим об этом эффекте, который философы назвали «возвышенным» — ощущении, которое вы испытываете, когда смотрите на что-то неизмеримое по своим масштабам и чувствуете, что перед ним вы почти ничто.

Возможно, в последнее время мы все чувствуем себя немного маленькими — жизнь во время пандемии сократила наши миры до размеров наших квартир, а «снаружи» в настоящий момент может казаться довольно огромным. Природа огромна: в ней полно каньонов, огромных водопадов и высоких гор. Все мы в какой-то момент разделяем это чувство крошечности, и это чувство художники пытались запечатлеть на протяжении веков.

Я профессор Лиз (не совсем профессор), а это Искусство 101 (не совсем класс). Мы здесь, чтобы погрузиться в идею, произведение искусства или историю из мира искусства, которые могут быть спорными, необъяснимыми или просто странными.

Идея возвышенного возникла в I веке нашей эры, когда римский философ Лонгин назвал его чем-то возвышенным или великим. В то время он действительно писал о риторике; позже мыслители привили это понятие к представлениям об эстетике. Возвышенное стало чем-то, что шло параллельно красоте, но вызывало своего рода ужас. В 18 веке писатели говорили об этом, когда путешествовали — это слово выражало чувство, которое испытываешь, когда стоишь на краю обрыва, заглядываешь в вулкан или видишь простирающееся над тобой небо.

Странник над морем тумана Каспара Давида Фридриха (1818). (Caspar David Friedrich/CBC Arts)

Итак, если вы смотрите на картину, на которой человек смотрит в неизвестность, как на картине «Странник над морем тумана » Каспара Давида Фридриха, вы чувствуете это. ощущение, возвышенное. Отчасти потому, что вы являетесь зрителем и на самом деле вам не угрожает опасность, сцена может спровоцировать своего рода духовный и почти физический ужас, но поскольку мы знаем, что мы в безопасности, это все равно приятно. Мы напуганы и привлечены одновременно.

Художники веками пытались вызвать это ощущение. Картина Жерико «Плот Медузы », написанная в 1818–1819 годах, основана на реальной истории, в которой выжившие после кораблекрушения смотрели в бурное пустое море. Чувство безнадежности, которое вы испытываете, когда смотрите на картину, усиливается бесконечным морским пейзажем вокруг застрявших мужчин. Но нам самим ничего не угрожает — мы переживаем возвышенное.

Плот Медузы Теодора Жерико (1818-1819). (Теодор Жерико)

Солсберийский собор Джона Констебла из Медоуз в 1823 году находится под зловещим штормовым небом — метафора беспокойства о будущем англиканской церкви. На этих работах изображена потрясающая погода, элементы и пейзажи, и они отражают не только наши страхи в реальной жизни, но и красоту, которая исходит от силы природы.

Солсберийский собор с лугов работы Джона Констебла (1831 г.). (Джон Констебл)

В 1940-х годах художник Барнетт Ньюман написал эссе под названием «Возвышенное сейчас» и попытался изобразить возвышенное в огромных монохромных работах, таких как Vir Heroicus Sublimis of 19.50-51, где вы можете чувствовать себя довольно незначительным перед массивным красным полем. (Кстати, если Барнетт Ньюман сводит вас с ума, вы, возможно, захотите проверить этот эпизод Ст. 101, который был недавно.)

Vir Heroicus Sublimis Барнетта Ньюмана (1950-1951). (Барнетт Ньюман/Тимоти А. Клэри/AFP/Getty Images)

Некоторые художники пытались передать ощущение возвышенного, используя саму землю. В Sun Tunnels Нэнси Холт 1976 года используются массивные бетонные трубы, чтобы использовать солнечный свет и создавать почти духовный опыт.

Солнечные туннели Нэнси Холт (1976). (Нэнси Холт/360cities.net/Getty Images)

Любимый художник Канье, Джеймс Таррелл, начал разрабатывать свой кратер Роден в Аризоне в 1970-х годах, где, если вы лежите внутри него, вы можете увидеть настоящую кривую земли. Это стоит посетить, плоскоземельцы.

Кратер Роден, автор Джеймс Таррелл (начат в 1977 году). (Джеймс Таррелл/Бонни Джо Маунт/The Washington Post/Getty Images)

Возвышенное повсюду в искусстве конца 20-го века и в 21-м. Работы фотографа Эда Буртынски используют масштаб и природный ландшафт для создания чего-то ужасающего — как в Oil Spill #2 , где большое судно выглядит совершенно беспомощным перед лицом бурлящей вокруг него воды.

Разлив нефти № 2 Эдварда Буртинского (2010). (© Эдвард Буртинский, предоставлено галереей Николаса Метивье, Торонто)

Сейчас мы все чувствуем себя маленькими.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *