Чувство неполноценности
29.09.2011Влияние Фрейда на последующее развитие психологии личности было огромным. Его ученики и последователи оспаривали те или иные положения его системы, но их категориальный аппарат и дух рассуждений постоянно сохраняли родство с теорией основоположника психоанализа. В контексте конфликтологии споры между психоаналитиками представляют частный интерес, а их дальнейший анализ конфликтов личности — интерес принципиальный. Фрейд утверждал, что ребенок, сравнивая себя с родителями, начинает чувствовать бессилие. Ученик и соратник Фрейда Альфред Адлер это наблюдение сделал принципиальной базой своей теории: в детстве любой человек переживает чувство неполноценности.
В конфликте между чувством бессилия и желанием получить высокий результат заложено стремление личности преодолеть свою слабость и достичь вершин возможного.
«На протяжении всего своего развития ребенку присуще чувство неполноценности по отношению к родителям, братьям, сестрам и окружающим.
Из-за физической незрелости ребенка, из-за его неуверенности в себе и несамостоятельности, вследствие его потребности опираться на более сильного и из-за часто болезненно переживаемого подчиненного положения среди других у него развивается чувство ущербности, которое проявляется во всей его жизни. Это чувство неполноценности вызывает постоянную тревогу ребенка, жажду деятельности, поиск ролей, желание сравнить свои силы с другими, предусмотрительность, стремление к физическому и психическому совершенствованию, от этого чувства неполноценности зависит вся воспитательная способность ребенка. Таким образом, будущее становится для него той областью, которая должна принести ему компенсацию».
Процесс компенсации неполноценности Адлер считал творческой силой, способной привести личность к высшим достижениям. Даже реальные недуги и дефекты могут быть преодолены этой силой. История подтвердила тот парадоксальный факт, что многие великие музыканты обладали дефектами слуха, многие великие художники — дефектами зрения, среди знаменитых полководцев часто встречались люди маленького роста, которые в детстве были хилыми.
Самый известный оратор древности Демосфен в юности тихо говорил и заикался.
Самый обаятельный и самый мудрый афинянин конца V века — Сократ обладал до комичного непривлекательной внешностью. «Вид у него был смешной: лысый череп, крутой лоб, курносый нос, толстые губы. Однажды в Афины приехал ученый знахарь, умевший по чертам лица безошибочно угадывать характер. Его привели к Сократу — он сразу сказал: «Жаден, развратен, гневлив, необуздан до бешенства». Афиняне расхохотались и уже хотели поколотить знахаря, потому что не было в Афинах человека добродушнее и неприхотливее, чем Сократ. Но Сократ их удержал: «Он сказал вам, граждане, истинную правду: я действительно смолоду чувствовал в себе и жадность, и гнев, но сумел взять себя в руки, воспитать себя — и вот стал таким, каким вы меня знаете».
Преодолевая свою неполноценность, личность развивает в себе чувство общности, которое Адлер считал врожденным стремлением человека к сотрудничеству, взаимопониманию, взаимоподдержке.
Иная картина складывается, если личность не справится с чувством неполноценности. Основными препятствиями для личностного роста Адлер считал невнимание родителей к ребенку, слишком большую его опеку со стороны старших и чрезмерную слабость того или иного больного органа тела. В этом случае все страдания от неудач как бы спрессовываются в комплекс неполноценности — постоянное глубинное переживание собственной несостоятельности, ущербности. Вместо достижения реальных результатов в жизнестроении личность стремится к сверхкомпенсации, к крикливому и напористому убеждению себя и других в своих мнимых успехах
. Здоровое социальное чувство все больше заглушается, а возрастает прискорбное стремление к власти.Не справившись со своим внутренним конфликтом, ущербная личность выплескивает его наружу. Став социально конфликтной, личность затягивает окружающих в мучительные столкновения, порожденные борьбой за власть ради власти.
«Существует тип людей, которым человечество и все его проблемы кажутся чужими и далекими. Слишком много занимаясь собой и стремясь к личной власти, но находясь все же в определенной зависимости от людей, они считают их чаще всего своими личными врагами, желающими им только худого. Не веря в свою победу и с еще большим страхом ожидая собственного поражения, они в конце концов оказываются в таком положении, что из-за непомерно выросшего тщеславия не видят и не могут избежать грядущих поражений, поэтому для нас нет ничего удивительного в том, что многие из этих людей испытывают чувство неполноценности ».
Вплоть до XX века правители были ограждены от критики подданных стеной авторитета власти. Образы непривлекательных или порочных властителей (Навуходоносор, Ирод, Пилат, Нерон) оживлялись в массовом сознании чаще всего в моменты острой схватки за шатающийся трон. Но и в этом случае правитель представлялся великим — пусть и во зле. Иное направление мысли давала теория, в соответствии с которой громкое самовосхваление властителя было компенсацией за его внутреннюю слабость, реальную мелкость и мелочность натуры, за его неспособность решить свои внутриличностные конфликты. А ведь создавал Адлер свои труды в 1920-1930-е гг. — в эпоху «великих» фюреров и вождей, оказавшихся на поверку мелкими деспотами.
Ключевые слова: КомплексИсточник: Конфликтология / Под ред. А. С. Кармина
Материалы по теме |
---|
Комплекс оживления младенца Смирнова Е.О., Детская психология |
Эдипов комплекс Б. Карвасарский, Психотерапевтическая энциклопедия |
Чувство Неполноценности — это, определение слова, понятие. Что такое Чувство Неполноценности, значение, словарь, энциклопедия
(inferiority feelings) Альфред Адлер проводил различие между чувством неполноценности и комплексом неполноценности. Адлер исходил из того, что Ч. н. есть у каждого. Он указывал на то, что быть неполноценным человеком означает чувствовать себя ниже др. Ч. н. прослеживается в детской малости и зависимости в мире взрослых, а позже в погоне за совершенством. Ч. н. может служить стимулом здорового, нормального развития. Оно становится патологическим состоянием только в том случае, если чел. сокрушен, подавлен и не способен к развитию. Орглер пишет, что Адлер полагал, будто комплексы неполноценности могут развиваться из трех источников: органической неполноценности, избалованности и запущенности. Ч. н. становится комплексом, когда оно приводит к избеганию участия в жизни об-ва. Когда чел. чувствует себя неполноценным, это предполагает сравнение с др. чел. или с неким стандартом либо нормой. Такие сравнения становятся отправным пунктом мн. челов. несчастий. Слово inferiority (неполноценность) происходит от латинского inferus — «нижний», «подземный». Здесь в действие вступают и др. отрицательные факторы, напр. гнев, соперничество и, как следствие, утрата инициативы, поскольку сосредоточение усилий на сопернике блокирует спонтанное поведение. Кроме того, чел. может вести себя высокомерно: комплекс превосходства способен компенсировать комплекс неполноценности. Чтобы победить Ч. н., нужно сделать две вещи. Во-первых, надо перестать сравнивать себя с др., полностью и безраздельно сосредоточившись на актуальной проблеме или задаче. Во-вторых, надо оставить стремление быть выше др. Отказ от потребности в превосходстве помогает восстановить уравновешенность, преодолеть инерцию и перестать чувствовать себя хуже др. Низкая самооценка — это всегда плохо, но иногда она служит стимулом для конструктивной и полезной компенсации. Из ощущения слабости и несостоятельности может вырасти сила. В такой ситуации преимущество дает не само по себе Ч. н., а конструктивное преодоление слабости и несостоятельности. С Ч. н. связано чувство неадекватности. В то время как Ч. н. заставляет чел. считать, что он хуже др., чел. с чувством неадекватности считает, что он не в состоянии с чем-либо справиться. Системой координат становится не др. чел. , а задача, к-рую невозможно решить. Так же как, по Адлеру, Ч. н. преодолевается отказом от сравнений и желания превосходства, преодоление чувства неадекватности требует сосредоточения на актуальной задаче и смелости быть несовершенным. См. также Расстройства личности Д. Н. Ломбарди
Чувство Неполноценности
Философский словарь
— ощущение (обоснованное или необоснованное) зависимости от ближнего в физическом, духовном или моральном отношении; часто оно является следствием перенесенных унижений. В качестве противовеса жизненным затруднениям, создаваемым людьми, возникают такие чувства, как заносчивость…
Чувство Неполноценности
Психологическая энциклопедия
Свободное значение: любое отношение к себе, которое является критическим и в общем отрицательным. Строго говоря, это термин, который должен использоваться в разговоре, когда, например, кто-то утверждает, что у него имеется «комплекс неполноценности». Проблема состоит в том, что.. .
Чувство Неполноценности
Психологическая энциклопедия
— устойчивая форма переживания человеком своей реальной или воображаемой ущербности, формируемое, когда человек замечает, что нелюбим. Согласно З. Фрейду, имеет глубоко эротические корни и большей частью происходит из отношения Я к своему Сверх-Я, от напряжения между ними….
Поделиться:Что они означают, почему они возникают и как с ними бороться
Автор Chantelle Ritzert
- Что такое комплекс неполноценности?
- Причины комплекса неполноценности
- Каковы следствия?
- Инверсия: комплекс превосходства
- Как с этим бороться?
- Где найти помощь
- Подробнее
Большинство людей время от времени испытывают чувство неполноценности. Когда мы сравниваем себя с высококвалифицированными людьми, например, профессиональными спортсменами, известными учеными, знаменитостями или более продвинутыми людьми в своей профессии, мы можем считать себя неадекватными в сравнении. Это нормально и мотивирует нас к самосовершенствованию. Однако, когда это чувство неадекватности становится подавляющим или негативно влияет на нашу жизнь, это может свидетельствовать о комплексе неполноценности.
По данным Американской психологической ассоциации, комплекс неполноценности характеризуется постоянным чувством неадекватности или неуверенности в своей повседневной жизни из-за убеждения, что вы физически или умственно хуже других, независимо от того, основано ли такое убеждение на рациональной оценке или нет.
Существует два типа реакции на комплекс неполноценности: либо страдающий становится настолько замкнутым, что редко взаимодействует с другими, либо он чрезмерно компенсирует это чрезмерной конкуренцией, пытаясь доказать, что он не хуже. Вторая форма также может иногда перерастать в комплекс превосходства.
Чувство неполноценности часто является нормальным в детстве. Дети переживают неполноценность как естественный способ побудить их расти и совершенствоваться на протяжении всего периода их становления и стать высокофункциональными взрослыми. Дети, которых правильно воспитывают для преодоления трудностей, могут преодолеть чувство неадекватности и научиться принимать жизненные трудности, не чувствуя стыда за то, что они испытывают трудности. Однако иногда это чувство неадекватности становится непреодолимым из-за травмы, жестокого обращения, умственной или физической недееспособности, и оно переносится во взрослую жизнь нездоровым образом.
Согласно модели психосоциальных стадий развития Эриксона, дети, подвергшиеся эмоциональному или физическому насилию, особенно в наказание за явные недостатки, могут усвоить эти чувства и потерять чувство собственного достоинства. Дети, которым отказывают в привязанности, будь то потому, что кто-то вроде родителя считает их недостойными или просто потому, что человек физически или эмоционально недоступен, могут попытаться заслужить эту привязанность достижениями. Когда это все еще удерживается, ребенок может чувствовать, что он не заслужил любви или внимания своих родителей, и в результате испытывать чувство неадекватности или неполноценности.
Мужчины особенно восприимчивы к комплексам неполноценности, часто в результате так называемой «токсичной мужественности», социального феномена, когда мужчины чувствуют, что должны подавлять нормальные эмоциональные реакции и становиться физически, умственно и финансово выше других мужчин в для того, чтобы быть по-мужски. Мужчины также склонны чувствовать себя более неполноценными в романтических отношениях, особенно когда сравнивают себя с бывшими партнерами своей возлюбленной.
Некоторая неполноценность даже во взрослом возрасте типична, особенно когда мы сравниваем себя с высококвалифицированными или умными людьми. Однако любое нормальное поведение может стать ненормальным, если довести его до крайности. Это касается и комплексов неполноценности. Люди с этим расстройством испытывают чувство неполноценности, которое является подавляющим или вредным для их повседневного функционирования.
Человек с комплексом неполноценности более склонен к риску, злоупотреблению наркотиками и алкоголем, ведет себя агрессивно. Пострадавшие также чаще испытывают другие проблемы с психическим здоровьем, такие как депрессия и тревога.
Однако основным симптомом комплекса неполноценности является низкая самооценка, до такой степени, что некоторые психологи используют эти термины как синонимы. Негативное представление о себе может привести к тому, что люди с комплексами неполноценности станут социально дистанцированными, потому что им кажется, что они не могут сравниться со своими сверстниками. Это также может привести к чувству разочарования или безнадежности, когда дело доходит до достижения целей, или к ощущению, что даже если цели достигнуты, этого недостаточно.
Люди с комплексами неполноценности часто либо кажутся чрезмерно успешными из-за агрессивной потребности доказать, что они чего-то стоят, либо же они могут восприниматься как неудачники из-за склонности ошеломляться или выгорать из-за своей неспособности достичь своих нереалистичных целей. стандартов, вместо этого полностью отказываясь от своих целей.
Комплексы превосходства — обратная сторона одной медали. Многие люди, у которых диагностирован комплекс превосходства, на самом деле просто чрезмерно компенсируют это, потому что в глубине души они чувствуют себя неполноценными. Как правило, они становятся первопроходцами, пытаясь доказать свое превосходство и опровергнуть мнение о том, что они недостаточно хороши.
Лечение комплекса неполноценности лучше всего проводить с помощью квалифицированного терапевта. Наиболее распространенный тип терапии, используемый для этого расстройства, известен как терапия Адлера. Во-первых, терапевт поставит диагноз на основе таких факторов, как то, как часто вы чувствуете себя хуже других, какие у вас цели и насколько они достижимы, а также ваши отношения с другими людьми в вашем сообществе и личном кругу.
Затем терапевт может использовать различные умственные упражнения, чтобы помочь вам повысить вашу самооценку, например, признание предыдущего прогресса или достижений или помощь в расширении ваших интересов и социальной активности. Во многих случаях обращение к первоначальному источнику чувства неадекватности может помочь облегчить эти чувства и помочь вам двигаться вперед, особенно в случаях, спровоцированных детской травмой или жестоким обращением.
С этого момента терапия становится более индивидуальной, поскольку вы создаете новые цели и способы мышления вместе со своим терапевтом. Все люди разные и по-разному реагируют на терапию.
Если вы хотите связаться с терапевтом для лечения, существует множество вариантов, включая местных практикующих врачей и онлайн-услуги терапии. Если вы не знаете, с чего начать, ваш врач может направить вас к рекомендованным терапевтам в вашем районе. Национальный альянс по психическим заболеваниям также предоставляет множество ресурсов, которые могут помочь людям связаться с терапевтами и группами поддержки.
Самые популярные
Что они означают, почему они происходят и Как с ними обращаться
Автор: Шантель Ритцерт
- Что такое комплекс неполноценности?
- Причины комплекса неполноценности
- Каковы следствия?
- Инверсия: комплекс превосходства
- Как с этим бороться?
- Где найти помощь
- Подробнее
Большинство людей время от времени испытывают чувство неполноценности. Когда мы сравниваем себя с высококвалифицированными людьми, например, профессиональными спортсменами, известными учеными, знаменитостями или более продвинутыми людьми в своей профессии, мы можем считать себя неадекватными в сравнении. Это нормально и мотивирует нас к самосовершенствованию. Однако, когда это чувство неадекватности становится подавляющим или негативно влияет на нашу жизнь, это может свидетельствовать о комплексе неполноценности.
По данным Американской психологической ассоциации, комплекс неполноценности характеризуется постоянным чувством неадекватности или неуверенности в своей повседневной жизни из-за убеждения, что вы физически или умственно хуже других, независимо от того, основано ли такое убеждение на рациональной оценке или нет.
Существует два типа реакции на комплекс неполноценности: либо страдающий становится настолько замкнутым, что редко взаимодействует с другими, либо он чрезмерно компенсирует это чрезмерной конкуренцией, пытаясь доказать, что он не хуже.
Вторая форма также может иногда перерастать в комплекс превосходства.Чувство неполноценности часто является нормальным в детстве. Дети переживают неполноценность как естественный способ побудить их расти и совершенствоваться на протяжении всего периода их становления и стать высокофункциональными взрослыми. Дети, которых правильно воспитывают для преодоления трудностей, могут преодолеть чувство неадекватности и научиться принимать жизненные трудности, не чувствуя стыда за то, что они испытывают трудности. Однако иногда это чувство неадекватности становится непреодолимым из-за травмы, жестокого обращения, умственной или физической недееспособности, и оно переносится во взрослую жизнь нездоровым образом.
Согласно модели психосоциальных стадий развития Эриксона, дети, подвергшиеся эмоциональному или физическому насилию, особенно в наказание за явные недостатки, могут усвоить эти чувства и потерять чувство собственного достоинства. Дети, которым отказывают в привязанности, будь то потому, что кто-то вроде родителя считает их недостойными или просто потому, что человек физически или эмоционально недоступен, могут попытаться заслужить эту привязанность достижениями.
Мужчины особенно восприимчивы к комплексам неполноценности, часто в результате так называемой «токсичной мужественности», социального феномена, когда мужчины чувствуют, что должны подавлять нормальные эмоциональные реакции и становиться физически, умственно и финансово выше других мужчин в для того, чтобы быть по-мужски. Мужчины также склонны чувствовать себя более неполноценными в романтических отношениях, особенно когда сравнивают себя с бывшими партнерами своей возлюбленной.
Некоторая неполноценность даже во взрослом возрасте типична, особенно когда мы сравниваем себя с высококвалифицированными или умными людьми. Однако любое нормальное поведение может стать ненормальным, если довести его до крайности. Это касается и комплексов неполноценности. Люди с этим расстройством испытывают чувство неполноценности, которое является подавляющим или вредным для их повседневного функционирования.
Человек с комплексом неполноценности более склонен к риску, злоупотреблению наркотиками и алкоголем, ведет себя агрессивно. Пострадавшие также чаще испытывают другие проблемы с психическим здоровьем, такие как депрессия и тревога.
Однако основным симптомом комплекса неполноценности является низкая самооценка, до такой степени, что некоторые психологи используют эти термины как синонимы. Негативное представление о себе может привести к тому, что люди с комплексами неполноценности станут социально дистанцированными, потому что им кажется, что они не могут сравниться со своими сверстниками. Это также может привести к чувству разочарования или безнадежности, когда дело доходит до достижения целей, или к ощущению, что даже если цели достигнуты, этого недостаточно.
Люди с комплексами неполноценности часто либо кажутся чрезмерно успешными из-за агрессивной потребности доказать, что они чего-то стоят, либо же они могут восприниматься как неудачники из-за склонности ошеломляться или выгорать из-за своей неспособности достичь своих нереалистичных целей. стандартов, вместо этого полностью отказываясь от своих целей.
Комплексы превосходства — обратная сторона одной медали. Многие люди, у которых диагностирован комплекс превосходства, на самом деле просто чрезмерно компенсируют это, потому что в глубине души они чувствуют себя неполноценными. Как правило, они становятся первопроходцами, пытаясь доказать свое превосходство и опровергнуть мнение о том, что они недостаточно хороши.
Лечение комплекса неполноценности лучше всего проводить с помощью квалифицированного терапевта. Наиболее распространенный тип терапии, используемый для этого расстройства, известен как терапия Адлера. Во-первых, терапевт поставит диагноз на основе таких факторов, как то, как часто вы чувствуете себя хуже других, какие у вас цели и насколько они достижимы, а также ваши отношения с другими людьми в вашем сообществе и личном кругу.
Затем терапевт может использовать различные умственные упражнения, чтобы помочь вам повысить вашу самооценку, например, признание предыдущего прогресса или достижений или помощь в расширении ваших интересов и социальной активности.