Чувство радости: как повысить чувство радости и счастья — Teeviit

Жертвовать в печали и радости – Новости – Научно-образовательный портал IQ – Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»

Благотворительное поведение проявляется на фоне множества негативных и позитивных эмоций. При этом различные эмоции неодинаковы по силе своего влияния на благотворительность. Люди, испытывающие сострадание, страх или гнев могут жертвовать больше, чем не переживающие подобных чувств. Но есть вероятность, что в таких ситуациях просоциальное поведение не продлится долго. Напротив, позитивные эмоции — чувство радости, надежды — способны мотивировать благотворителей на будущие пожертвования. Исследователи из Института когнитивных нейронаук НИУ ВШЭ Анна Шепеленко и Владимир Косоногов проанализировали влияние различных эмоций на благотворительное поведение людей.

Взгляды на эмоциональную природу благотворительности

Благотворительные организации вносят важный вклад в социально-экономические процессы. Они поддерживают нуждающиеся слои населения, содействуют развитию науки и образования, активно участвуют в охране окружающей среды и помогают многим другим общественно-значимым направлениям. Однако несмотря на то, что благотворительные организации имеют такое существенное влияние на общество, сами они тоже зависят от общественной поддержки, выраженной в частных пожертвованиях. Так, например, в США порядка 70% всех взносов в благотворительные организации делают частные лица.

В 2021 году Россия поднялась на 67-ое место в международном рейтингеблаготворительности. Повысились три ключевых показателя отношения к благотворительности — денежные пожертвования, помощь незнакомым людям и волонтерство. Пять лет назад Россия находилась на 164 месте.

Учёные обращают внимание, что для многих благотворительных организаций сбор средств — крайне сложная задача, особенно в кризисные периоды. По их мнению, изучение причин, которые влияют на процесс принятия решения о пожертвовании, может оказать дополнительную поддержку некоммерческому сектору. «Однако просоциальное поведение, то есть готовность пожертвовать своими ресурсами в пользу другого, является сложным психологическим явлением, что затрудняет его исследование и приводит порой к противоречивым выводам», — отмечают в своей статье в журнале «Мир психологии» Анна Шелепенко и Владимир Косоногов.

Также читайте

Эмоциональное состояние — один из ключевых факторов, влияющих на решение о пожертвовании. В числе базовых эмоций, влияющих на готовность сделать пожертвования, выделяют печаль, страх, гнев и радость. Но, как поясняют учёные, нет единой позиции относительно того, какая из эмоций является наиболее эффективной в контексте призывов к благотворительности.

Согласно исследованию НИУ ВШЭ, за 2021 год каждый десятый россиянин совершал регулярные пожертвования. 41% признались, что совершали пожертвования, но мало, а 42% не делали никаких пожертвований.

«Противоречия в результатах исследований касаются не только базовых эмоций, но также и знака эмоций. Часть исследований показывают, что негативные эмоции более действенны для сбора пожертвований, в то время как другие демонстрируют противоположные результаты», — поясняют авторы.

Грустной собаке жертвуют больше, чем весёлой

Любое рекламное сообщение автоматически пробуждает те или иные эмоциональные реакции. Эффективность рекламы во многом зависит именно от эмоций, которые она вызывает. Поэтому коммерческие и некоммерческие организации в своих рекламных сообщениях часто используют эмоциональные призывы. «Например, 95% телевизионных роликов фармацевтических компаний в США содержат обращения к эмоциям. В попытке привлечь внимание потребителей компании создают неконгруэнтную и даже шокирующую рекламу», — отмечают учёные. Негативные и шокирующие призывы также применяются и в социальных кампаниях. Именно отрицательные эмоции преобладают в призывах к благотворительности.

По данным Центра исследований гражданского общества и некоммерческого сектора НИУ ВШЭ, 53% россиян — из тех, кто в 2021 году делал пожертвования — отдали их на лечение больных детей, 27% — на помощь пожилым людям. Каждый пятый помог животным и детям-сиротам, на поддержку бездомных и взрослых людей, которым необходимо лечение, пожертвовали по 13% респондентов.

Эффективность такого подхода подтверждают данные многих исследований. Так, в одном из них было показано, что изображения, вызывающие негативные эмоции, повышают готовность пожертвовать свои ресурсы, включая деньги, предметы и время. В другой работе изучали влияние эмоций на сбор средств в пользу бездомных животных. Испытуемым показывали грустную и весёлую собаку. В первом случае жертвовали больше, чем во втором. Научные эксперименты также демонстрируют, что люди могут быть более щедрыми в своих благотворительных действиях, если изначально пребывают в негативном настроении.

Печаль, гнев и страх благотворителей

Анализ имеющихся научных данных помог авторам нового исследования получить картину того, как отдельные негативные базовые эмоции влияют на благотворительность. Так, печаль вызывает желание помочь и способствует увеличению размера пожертвования. «Такая связь печали и просоциального поведения может быть основана на сострадании, которое возникает при просмотре изображений горя других людей», — отмечают авторы.

При этом, как показывают исследования, наибольшую эффективность печаль вызывает в сочетании с положительными эмоциями, такими как уверенность и надежда. «Благотворительные призывы, сочетающие в себе надежду и печаль, вызывают больше сочувствия, вдохновения и повышают размер пожертвования», — комментируют учёные.

Благотворительности также способствует гнев, если он направлен на восстановление справедливости. В рамках одного из экспериментов участники знакомились с информацией о страданиях жертв насилия. Больше остальных жертвовали те, кто испытывали гнев после прочтения.

Страх — ещё одна из эмоций, которая влияет на благотворительное поведение. Дональд Хайн и Роберт Гриффорд в ходе своего эксперимента сравнивали воздействие различных типов сообщения о загрязнении окружающей среды. Вызывающие страх сообщения, по сравнению с эмоционально нейтральными, собирали больше пожертвований на решение проблемы. А другое исследование показало, что люди могут жертвовать на фоне страха оказаться без поддержки в схожем болезненном состоянии в будущем.

Также читайте

Таким образом, можно резюмировать, что негативные эмоции могут быть эффективны для сбора пожертвований. Но их частое «использование» вызывает критику из-за многочисленных отрицательных последствий. «Повторное предъявление негативных образов приводит к угасанию переживаемых эмоций и снижению внимания к таким образам. Повторяющиеся негативные призывы к благотворительности также снижают уровень эмпатии и даже могут вызывать неприязнь по отношению к благотворительным организациям», — отмечают исследователи.

У аудитории может возникать защитная реакция, проявляющаяся в избегании неприятной информации. Если, например, человек пользуется кондиционером, но периодически видит информацию об их негативном влиянии на окружающую среду, то велика вероятность, что он начнет избегать соответствующих сообщений.

«Тёплое свечение», или Когда помощь другим даёт ощущение счастья

Позитивные эмоции, согласно многим исследованиям, не настолько эффективны в сборе пожертвований, как негативные. Но, как отмечают авторы, есть данные, которые показывают существенную роль позитивных эмоций в процессе принятия решения о пожертвовании.

Так, в ходе одного из исследований испытуемые жертвовали больше при предъявлении стимулов, вызывающих позитивное возбуждение, нежели негативное. А в другом эксперименте с применением программы автоматического распознавания выражений лица FaceReader было показано, что приятные эмоции способствуют б о льшим пожертвованиям. Правда, в данном случае эмоции не были вызваны информационными материалами. Никакие специальные стимулы (например, рекламные плакаты или видеосюжеты) для изменения эмоций испытуемых в дизайне исследования не использовались — эмоциональное состояние измерялось во время знакомства с инструкцией и после пожертвования

По данным Центра исследований гражданского общества и некоммерческого сектора НИУ ВШЭ, потенциал участия в благотворительности и волонтёрстве в России наиболее высок среди молодёжи. В возрасте 18-24 лет хотели бы жертвовать деньги 60% по сравнению с 44% среди людей от 36 лет и старше.

Учёные поясняют, что склонность к благотворительности под воздействием положительных эмоций может быть связана с механизмом вознаграждения, который называют «тёплым свечением». «Согласно теории “тёплого свечения” помощь другим приносит удовольствие и создает ощущение счастья, что, по сути, является вознаграждением за проявленную просоциальность», — поясняют авторы.

Эту теорию подтверждают многие исследования, которые в том числе показывают, что помощь родственникам и пожертвования в благотворительные организации вызывают счастье. «С позиции нейробиологии это объясняется тем, что просоциальные решения активируют области мозга, связанные с положительным подкреплением, — полосатое тело и вентральный средний мозг», — комментируют Анна Шелепенко и Владимир Косоногов.

Также читайте

Отсюда следует, что возможность ощутить счастье может мотивировать на благотворительность. Но, как поясняют исследователи, аффект в этом случае относится к моменту после акта пожертвования, а не ко времени знакомства с информационными материалами о потенциальных благополучателях.

НКО не стоит делать упор на негативные эмоции

Имеющиеся на сегодняшний день научные данные показывают — негативная реклама чревата отрицательным воздействием на эффективность коммуникации и способна ухудшить отношение аудитории к благотворительным организациям. «Противоречивость результатов предыдущих исследований связи эмоций и благотворительности может объясняться методологическими расхождениями при оценке вклада эмоций в процесс принятия решения о пожертвовании», — поясняют авторы. Для разового привлечения внимания и проявления сострадания негативные эмоции могут быть действительно эффективны и способствовать краткосрочному повышению размера пожертвования. Но в дальнейшем, вероятно не желая испытывать негатив, человек постарается исключить данный канал коммуникации из своего информационного поля, считают учёные. Это может выразиться, например, в выключении телевизора или радио при появлении нежелательного сообщения.

Также читайте

Поэтому НКО стоит учитывать отрицательный эффект негативных эмоций при повторном взаимодействии. «Напротив, следует уделить внимание мотивам просоциального поведения, формирующим положительное подкрепление, и постараться выстроить с жертвователями долгосрочное взаимодействие на основе добровольного и приятного процесса пожертвования», — считают авторы. Одно из продуктивных решений, по их мнению, может заключаться в использовании сообщений, которые сочетали бы в себе комбинацию эмоций — таких как печаль и надежда.
IQ
 

Авторы исследования:

Анна Шепеленко, стажер-исследователь Центра нейроэкономики и когнитивных исследований, аспирант департамента психологии

Владимир Косоногов, заведующий Международной лабораторией социальной нейробиологии

Автор текста: Селина Марина Владимировна, 26 августа, 2022 г.

Все материалы автора

Когнитивные науки Исследования


СУД: заявка участника должна вызывать чувство радости у заказчика и закупочной комиссии («WOW-эффект») | Практика закупок

Очень интересное с точки зрения практики закупок в рамках Закона № 223-ФЗ постановление было вынесено Арбитражным судом Северо-Западного округа 02 апреля 2021 года по делу № А56-39647/2020.  В рамках этого дела суд разбирал спор между Псковским УФАС России и заказчиком — Акционерным обществом «Авиакомпания «Россия» (далее – Компания, заказчик) о правомерности используемого заказчиком порядка оценки заявок по критерию «Творческая концепция имиджевого видеоролика».

Как следует из материалов дела, Компанией 10.02.2020 на официальном сайте www.zakupki.gov.ru в сети Интернет было опубликовано извещение № 32008859034 о проведении запроса предложений в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на право заключения договора

на комплекс работ по разработке творческой концепции, съемке и производству имиджевого видеоролика и его адаптации под различные форматы, включая документацию о запросе предложении.

 В Документации о закупке в соответствии с заказчиком было установлено четыре критерия оценки заявок:

1) Цена договора. Вес этого критерия составляет максимум 50 баллов;

2) Деловая репутация. Вес этого критерия составляет максимум 10 баллов; для оценки заявки участника по данному критерию участник представляет рекомендательных писем от клиентов по ранее реализованным проектам или проектам, реализуемым в настоящее время, копии профессиональных наград (сертификаты, дипломы, грамоты, свидетельства и пр. ) в области разработки творческой концепции, съемке и производству имиджевого видео ролика;

3) Опыт работы. Вес этого критерия составляет максимум 15 баллов; для возможности оценки по указанному критерию участник закупки представляет копии договоров по предмету закупки за период с января 2017 года по декабрь 2019 года;

4) Творческая концепция имиджевого видеоролика. Вес этого критерия составляет максимум 25 баллов.

В отношении критерия 4 «Творческая концепция имиджевого видеоролика» в Документации о закупке установлен следующий порядок расчета баллов:

«К определению балла заявки каждого Участника по Критерию (Ктк) привлекается экспертная комиссия, состоящая из специалистов профильных структурных подразделений Заказчика. Для получения балла по Критерию (Ктк) по каждой Заявки вычисляется среднее арифметическое оценок в баллах, присвоенных каждым членом экспертной комиссии.

Каждый член экспертной комиссии оценивает предложенные Участником материалы в соответствии с пояснениями ниже.

Творческая концепция (ключевая творческая идея) имиджевого рекламного видеоролика в электронном виде в формате PowerPoint или PDF, подготовленная Участником в соответствии с Техническим заданием, оценивается каждым членом экспертной комиссии на основе целостного восприятия креативной концепции (эмоциональное, чувственно-психологическое, идейное видение креативной концепции (идеи) как системы образов, совокупности заключенных в нем значений и порождаемых им смыслов), а также соответствия целям и позиционированию бренда Заказчика (отражает ли посыл, акценты, ключевые преимущества и другую важную информацию, прописанную в Техническом задании, где:

каждый член экспертной комиссии начисляет баллы следующим образом:

25 баллов предложение, признанное членом экспертной комиссии лучшим, т.е. наиболее точно отвечающим всем требованиям и рекомендациям, прописанным в техническом задании, в том числе соответствует целям, обладает нестандартной идеей, строится на основе интриги, вызывает эмоции удивления и желания поделиться роликом, стимулирует отправиться в путешествие с авиакомпанией «Россия»;

20 баллов — предложение, занимающее, по мнению члена экспертной комиссии 2 место, т. е. в целом учитывает требования и рекомендации, прописанные в техническом задании, отображает цели, идея достаточно интересная, но интрига не раскрыта, вызывает положительные эмоции и желание поделиться ссылкой на ролик, но не стимулирует поехать в путешествие с авиакомпанией Россия;

15 баллов — предложение, занимающие, по мнению члена экспертной комиссии 3 место, т.е. в целом учитывает требования и рекомендации, прописанные в техническом задании, отображает цели, но идея не интересная/примитивная/простая, вызывающая положительные эмоции, но не вызывающая желания поделиться ссылкой на ролик и совершить путешествие с авиакомпанией «Россия»

После оценки предложенных Участниками креативных концепций, вычисляется среднее арифметическое оценок в баллах по каждому Участнику, присвоенных каждым членом экспертной комиссии по формуле:

Ктк = X / Y, где:

X — общая сумма баллов Участника, присвоенных членами экспертной комиссии по данному критерию;

Y — количество членов экспертной комиссии;

Ктк — итоговое количество баллов по данному критерию, присвоенное Участнику».

Требования, которые необходимо учесть при разработке творческой концепции (ключевой креативной идеи) имиджевого роли, определены в разделе 12 Технического задания.

В основу разработки творческой концепции, как следует из пункта 12.4 Технического задания, должны быть заложены ассоциации и идеи, выражающиеся словами – «Интрига. Вдохновение. Стиль». Ассоциации и идеи должны быть соотнесены с пассажирскими авиаперевозками, путешествиями. При визуализации данных ассоциаций и идей не должен потеряться образ авиакомпании.

Творческая концепция имиджевого видеоролика должна быть нацелена на аудиторию социальной сети Instagram,

быть яркой, запоминающейся нестандартной идеей, способной произвести позитивный WOW эффект, вызывающий желание у потребителя путешествовать с авиакомпанией «Россия», делиться ссылкой на имиджевый видеоролик, увеличивая контакт аудитории с данным контентом, порождая вирусный эффект. Необходимо сделать акцент на эмоциональной составляющей: радость; предвкушение полета как начала путешествия; положительное взаимодействие между людьми/пассажиром и бортпроводником; спокойствие и уверенность. При этом эмоциональная вовлеченность целевой аудитории, создаваемая ассоциациями и идеями, должна в достаточной мере сочетаться с основным продуктом/услугой — авиаперевозкой, и не существовать в отрыве от образа авиакомпании (пункты 12.5, 12.6 Технического задания).

Пунктами 12.11, 12.12, 12.14, 15.15, 12.16, 12.17, 12.18 Технического задания предусмотрено, что музыкальное сопровождение в ролике должно дополнять визуальный ряд.

Создавая ощущение единого восприятия музыки и видео, быть ярким и запоминающимся, вдохновляющим.

Один из участников закупки написал жалобу на указанный порядок оценки заявки, посчитав, что данный порядок и используемый критерий являются неизмеряемыми:

— каким образом участнику закупки определить является ли предлагаемая им идея нестандартной идеей, способной произвести позитивный WOW эффект на заказчика и членов комиссии или нет;

— как узнать вызовет ли ролик интригу, удивление и положительные эмоции у заказчика и членов комиссии, а также простимулирует кого-либо поехать в путешествие с авиакомпанией Россия.

Антимонопольный орган согласился с доводами указанной жалобы и признал её обоснованной, выдав 20.02.2020 г. компании соответствующее предписание о внесении изменений в документацию о закупке.

Не согласившись с решением и предписанием антимонопольного органа, компания оспорила их в суде.

Решением суда первой инстанции от 21.09.2020, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 25.12.2020, заявленные заказчиком требования удовлетворены, решение и предписание антимонопольного органа от 20.02.2020 по жалобе № Т02-132/20 признаны недействительными.

Оставляя в силе решения нижестоящих судов, Арбитражный суд Северо-Западного округа обосновал свою позицию следующим.

Во-первых, по мнению суда кассационной инстанции, оценка предложенных участниками креативных концепций осуществляется не произвольно, а к определению балла заявки каждого участника по данному критерию привлекается экспертная комиссия, состоящая из специалистов профильных структурных подразделений заказчика. В документации о закупке подробно указано в каких случаях и при выполнении каких условий экспертной комиссией начисляют баллы по данному критерию; предусмотрены реальные субъективные цели заказчика, которых необходимо достичь в результате создания имиджевого ролика; оценка предложенной творческой концепции в соответствии с требованиями документации о закупке осуществляется профессионалами, ответственными за реализацию маркетинговой стратегии авиакомпании.

Поскольку создание имиджевого видеоролика имеет творческую составляющую, суды обоснованно заключили, что указанный заказчиком в документации о закупке порядок оценки заявок по критерию «Творческая концепция имиджевого видеоролика» является единственным способом корректно оценить творческую концепцию данного критерия.

Во-вторых, как указал суд кассационной инстанции, спорный критерий не является основным и не лишает потенциальных участников возможности набрать максимальное количество баллов за счет иных критериев оценки даже в случае получения по спорному критерию «Творческая концепция имиджевого видеоролика» минимального количества баллов.

Поэтому само по себе по себе предъявление заказчиком указанных требований не приводит к необоснованному ограничению участников закупки и не влияет на развитие конкуренции.

В связи с изложенным оснований для отмены судебных актов нижестоящих судов не имеется.

***

Данное постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа подтверждает следующую закономерность при оценке решений антимонопольных органов судами.

Антимонопольные органы не учитывают, что цели контроля закупок в рамках Закона № 44-ФЗ и в рамках Закона № 223-ФЗ, как неоднократно уже указывал ФАС России Верховный Суд РФ, являются принципиально разными:

— в отличие от Закона № 44-ФЗ о контрактной системе, направленного в первую очередь на соблюдение публичных интересов, в рамках Закона № 223-ФЗ о закупках антимонопольный орган вправе выносить решения и предписания исключительно для восстановления нарушенных прав и законных интересов участников.

Поэтому в рамках Закона № 223-ФЗ о закупках антимонопольный орган при рассмотрении жалобы ограничен исключительно доводами жалобы и не может выйти за пределы доводов жалобы по своей инициативе (отсутствует возможность проведения внеплановой проверки по жалобе, закрытый перечень оснований для обжалования и др.).

В связи с этим при рассмотрении жалобы в рамках Закона № 223-ФЗ о закупках антимонопольному органу недостаточно определить формальное нарушение закона, но ещё необходимо обязательно доказать нарушение прав участника закупки.

В приведенном примере дела об оценке креативных концепций («WOW-эффекте»), по мнению автора, нарушение прав потенциального участника закупки антимонопольным органом при вынесении оспариваемого решения не доказано, так как данный критерий оценки заявок не является основным.

Кроме того, антимонопольный орган в решении не пояснил – как именно заказчику следует измерять творческую составляющую (креативность концепции), если не описанным в документации способом (экспертной комиссией, состоящей из профессионалов, ответственных за реализации маркетинговой стратегии). Поэтому в этом вопросе трудно не согласиться с Арбитражным судом Северо-Западного округа.

***

Экспертная аналитика, свежие новости 223-ФЗ и практические кейсы доступны также в наших группах в социальных сетях:

Паблик (группа)  ВКонтате:  https://vk.com/public198885932

Паблик (группа) Facebook: https://www.facebook.com/groups/240890847361482

СКАЧАТЬ:

— постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 02.04.2021 г. по делу  № А56-39647/2020

Как ощущается радость? — Levelhead

Радость связана с изменением нашего отношения к миру. Цвета кажутся ярче, физические движения кажутся свободнее и легче, а улыбка возникает непроизвольно. Мы даже испытываем изменения в нашем мышлении и внимании, что открывает нас для творчества и способности решать сложные проблемы. Другими словами, радость ощущается яркой и легкой. У нас игровая ориентация на мир, даже в нашей работе. Мы чувствуем, что можем все. Многие исследователи предполагают, что радость напоминает 19-летие Маслоу.64 концепции пикового опыта.

Социальная связанность

В исследовании 2012 года изучались пиковые переживания: американцев среднего возраста просили поразмышлять о недавнем радостном опыте. Исследователи обнаружили, что радость чаще всего испытывают с близкими, и пришли к выводу, что радость чаще всего переживается в обществе (Hoffman et al., 2012). Этот вывод согласуется с другими исследованиями, которые показывают, что пребывание в компании близких создает атмосферу эмоциональной безопасности, вызывая чувство свободы и игривости. Этот вывод также наблюдался во время пандемии, когда пожилые люди сообщали, что семья и друзья были наиболее частым источником радости (Whitehead & Torossian, 2021).

Объект радости

Большинство исследований радости приходят к выводу, что объект радости всегда имеет личное значение и значение для человека (Chauhan et al. , 2020). Другими словами, переживание радости во многом зависит от субъективной индивидуальной интерпретации. Кроме того, исследования показывают, что чувство радости, например, от встречи с любимым исполнителем или от общения с друзьями, иногда бывает кратковременным. Другие переживания радости были продолжительными, например, смена карьеры или рождение ребенка. Когда объект радости был недолгим, люди описывали радость как интенсивное и всепоглощающее чувство позитива. В эти минуты радости исчезали всякие неприятности и беспокойства. Точно так же, когда объект радости был долгоживущим, люди описывали сильное чувство позитива, но эти переживания отличались тем, что радость была направлена ​​на надежду на будущее, а не была сосредоточена исключительно на позитивных чувствах момента (Чаухан и др.). ., 2020).

Умышленная потеря контроля

Большинство исследований показывают, что переживание радости также повышает осознанность и удовлетворение и часто сопровождается спонтанными игривыми движениями, такими как смех, танцы и/или аплодисменты (Chauhan et al. , 2020; Cottrell, 2016). Даже если люди не прыгают, не хлопают в ладоши и не топают ногой, они сообщают, что чувствуют себя оживленными и живыми. Люди также описывают всеохватывающее чувство позитива и добра с глубоким чувством свободы. Когда радость была продолжительной, люди описывали преднамеренную потерю контроля, которую часто описывают как чувство плыть по течению и доверять природе того, что происходит в их жизни (Chauhan et al., 2020). В этих случаях желание свободно двигаться заключалось в том, чтобы отпустить заботы, позволить себе быть открытыми для возможностей.

В течение следующей недели подумайте над этими тремя вопросами:

  • Были ли моменты на этой неделе из-за чувства радости, когда я чувствовал, что время летит незаметно? Что было предметом вашей радости?

  • Произошло ли что-то на этой неделе, что заставило меня отпраздновать?

  • Моя жизнь сложилась хорошо на этой неделе? Если да, то почему?

Размышляя над этими вопросами, примите, пожалуйста, что на них нет единственно правильного ответа. Наша жизнь постоянно меняется. Эти вопросы в первую очередь предназначены для того, чтобы помочь вам осознать радость, наполняющую нашу повседневную жизнь.

Ссылки

Чаухан, П. Х., Лиминг, Д., и Кинг, Н. (2020). Герменевтическое феноменологическое исследование чувства радости. Журнал позитивной психологии, 15 (1), 99-106.

Коттрелл, Л. (2016). Радость и счастье: одновременный и эволюционный анализ концепции. Журнал Advanced Nursing, 72 (7), 1506–1517.

Холмс, М. (2015). Рецензия на книгу И. Беркитта «Эмоции и социальные отношения». Информация, связь и общество, 18(12), 1430-1433.

Уайтхед, Б. Р., и Торосян, Э. (2021). Опыт пожилых людей во время пандемии COVID-19: смешанный анализ стрессов и радостей. Геронтолог, 61(1), 36-47.

Как испытывать больше радости каждый день

Радость — одна из семи основных эмоций «треугольника перемен». Радость, как и все основные эмоции, имеет особое ощущение в теле, хотя это чувство варьируется от человека к человеку. Часто я прошу своих пациентов замедлиться, чтобы просканировать свое тело в поисках чувства радости, даже маленьких «молекул» радости, которые в противном случае были бы затемнены негативными эмоциями, привлекающими больше внимания.

Когда мы находим радость внутри, мы замечаем такие ощущения, как тепло, энергия и покой. Удивительно оставаться и наслаждаться физическими ощущениями радости. Но это требует практики!

Исследователь Барбара Фредериксон, доктор философии, изучает положительные эмоции, такие как радость. Она разработала теорию «расширяй и строй». Короче говоря, ее исследование показывает, что поощрение и поддержание радостных состояний является важным питанием для мозга.

Теория расширения и построения объясняет, что:

  • Способность испытывать радость всегда присутствует. Ваша радость может быть глубоко похоронена, чтобы защитить вас от разочарования или раны, но она все еще здесь.
  • Радость обладает особой способностью расширять кругозор нашего разума, а не сужать его, что происходит во время негативных эмоциональных состояний тревоги и депрессии. Другими словами, радость может иметь экспоненциально положительное влияние на мысли и поведение человека в будущем.
  • Радость заставляет нас хотеть играть, расширять наше любопытство и общаться с другими.
  • Радость сокращает время, проведенное в негативных состояниях настроения, и помогает нам быстрее физиологически восстановиться после негативных состояний.
  • Благодаря глубоко переживаемому опыту радости люди повышают свою креативность, знания и устойчивость.

Суть: Радость укрепляет наше здоровье и социальные возможности.

В ускоренной эмпирической динамической психотерапии (AEDP) мы «отдаем предпочтение позитивному». В то время как многие психотерапевты и методы психотерапии сосредотачиваются на том, что не так с человеком, AEDP фокусируется на том, что является правильным и потенциально преобразующим. Мы утверждаем и извлекаем то, что является здоровым в человеке, используя моменты расширения, чтобы дать толчок дальнейшим преобразованиям.

Клинический пример

Кэрол, которая обратилась ко мне в очень подавленном состоянии, испытала мало радости в жизни. На наших сеансах я намеревался стать «детективом радости». Я искал любые признаки радости: любой вздернутый рот, указывающий на приглушенную улыбку, долю секунды света в ее глазах, энергию в ее теле или любой рассказ, в котором можно было бы найти радость.

Однажды я пошутил. И вот оно: немного смеха. Увидев ее смех, я рассмеялся. Тут же заметил и поймал момент:

«Кэрол, я улыбаюсь, когда вижу, как ты смеешься. Можем ли мы освободить место для этого момента? Что ты чувствуешь внутри своего тела, когда улыбаешься и смеешься вместе со мной?» Я попросил.

«Тепло», ответила она.

«Где вы сейчас чувствуете тепло в своем теле?» — спросил я, желая удержать ее в этом чувстве как можно дольше, чтобы воспользоваться положительным эффектом радости.

«Думаю, это где-то вверху живота.»

«Можем ли мы просто остаться с этим ощущением тепла в верхней части живота еще примерно на 10 секунд? Нет никакой цели. Просто обратите внимание на тепло… просто оставайтесь с ним…»

Примерно через 10 секунд я спросил. «Что сейчас происходит?»

«Он немного распространяется», сказала Кэрол.

«Покажи мне своими руками, как она распространяется», попросила я, зная, что каждая дополнительная секунда, которую она провела с радостью в своем теле, давала ей больше питания.

«Вот так…» Ее руки двигались от области живота вверх и наружу.

«Каково это замечать это?» Я спросил

«Это хорошо. Но я боюсь, что это пройдет».

«Можете ли вы дать этой напуганной части себя понять, что мы ее слышим, а затем мы можем попросить ту часть, которая напугана, отступить, чтобы мы могли еще немного насладиться теплом?»

Я заметил тревогу, которая предсказуемо возникает в какой-то момент, когда люди расширяются в новые и позитивные состояния бытия. Это просто дает мне понять, что Кэрол приближается к своему пределу — ее максимальной способности на данный момент. Вскоре мы сделаем перерыв и поразмыслим над ее новым опытом.

Ты тоже можешь это сделать! Вот 4 техники самопомощи, которые помогут создать больше радости:

  1. Ищите маленькие ежедневные моменты радости, которые можно развивать: гладить собаку, наблюдать за восходом солнца, замечать цветок или дерево, есть вкусную еду, общаться с другом или незнакомцем, слушать любимую песню или смеяться во время забавный момент из книги, телешоу или фильма. Если вы будете искать эти микромоменты радости, вы их найдете. Когда вы это сделаете, признайте их как момент удовольствия.
  2. Не заставляйте себя удерживать радость, не беспокойтесь о мимолетности радости и не ругайте себя за то, что вы не испытываете больше радости, чем вы. Просто позвольте моменту быть таким, какой он есть.
  3. Сосредоточьтесь на том, как этот момент радости ощущается ниже шеи. Обратите внимание, какие ощущения возникают в вашем теле. Я обычно спрашиваю на сеансе терапии, когда кто-то делится счастливой историей: «Какие эмоции связаны с этой историей, которую вы мне рассказываете?» Когда они сообщают о чувстве радости или счастья, я спрашиваю: «Что в вашем теле позволяет вам узнать, что вы испытываете радость?» С позицией любопытства и принятия по отношению к своему внутреннему миру я предлагаю своему пациенту просканировать свое тело с головы до пят и от пяток до головы, чтобы заметить и описать ощущения.
  4. Наслаждайтесь ощущениями и физическим расширением, которые вызывает радость. Используйте глубокое дыхание животом, чтобы поддерживать поток радости. (Задержка дыхания — это распространенный способ, которым мы останавливаем поток эмоций, и это может вызвать беспокойство.) Если вы испытываете напряжение или тревогу, попробуйте представить, что ваше тело становится больше, чтобы вместить все, что вы чувствуете внутри. Убедитесь, что ваша осанка прямая и открытая, чтобы освободить место для полного переживания радости.

Интуитивное переживание радости может вызвать сдерживающие эмоции, такие как тревога, стыд и вина. Пребывание с внутренним переживанием радости также может пробудить те части нас, которые не чувствуют себя достойными хорошего самочувствия. Переживание радости может одновременно вызвать печаль. На самом деле, различные чувства, которые возникают, когда мы испытываем радость, также нуждаются в уходе и обработке, особенно если они блокируют или препятствуют расцвету радости внутри.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *