Говорим и пишем правильно — ЖЖ
?
| |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Top of Page | Разработано LiveJournal.com |
Kitsune | Нунчи: чувство такта по-корейски
«Ну почему в тебе совсем нет нунчи?!» — так родители часто ругают своих детей в Южной Корее. Разбираемся, что такое нунчи.
Нунчи — это корейское слово, которое буквально переводится как «измерение на глаз». Суть нунчи заключается в умении оценивать мысли и чувства других людей, что позволяет установить гармоничные и доверительные отношения с окружающими.
Разберем на конкретном примере. Ваш одноклассник, одногруппник или коллега только что не очень-то уверенно рассказал свой доклад. Учитель, преподаватель или начальник спрашивает аудиторию, есть ли у нее вопросы. Все молчат, и вдруг вы говорите: «У меня есть вопрос».
Или так. В компании все обсуждают, как прошло их лето, кто-то побывал на море, кто-то — в горах, все рассказывают о своих невероятных путешествиях, но один из собеседников молчит и грустно улыбается. Вдруг вы спрашиваете его: «А как прошло твое лето?».
Если эти сценарии вам знакомы, то вам надо поработать над своим нунчи. Это чем-то похоже на чувство такта или на эмоциональный интеллект, который в последнее время становится одним из самых востребованных мягких навыков среди работодателей. Если вы умеете вовремя промолчать или направить разговор в другое русло прежде, чем собеседник почувствует себя неловко, то у вас есть суперсила под названием нунчи.
Так что же такое нунчи?
Нунчи — это способность быстро оценить ситуацию и вовремя среагировать на происходящее, это умение понять мысли и нужды человека прежде, чем он о них заявит прямо, это умение улавливать настроения, происходящие в коллективе. Это одна из основ достижения гармонии в обществе. У корейцев даже есть поговорка: «Половина общественной жизни — это нунчи».
Комната, в которой находится группа людей, — это единый, живой организм. У комнаты есть свое настроение, своя температура, своя атмосфера, которые измеряются уровнем благополучия и находятся в постоянном движении. Это обозначается общим словом «бунвиги». Каждый вносит свой вклад в бунвиги за счет своего присутствия. Действуя без нунчи, вы разрушаете бунвиги всей комнаты. Действуя с «быстрым» нунчи, вы для всех улучшаете атмосферу в комнате.
Важнейшей характеристикой нунчи является скорость, так как нунчи предполагает быструю реакцию на изменения, в качестве сигналов которых могут выступать жесты, взгляд, выражение лица или слово. Поэтому про людей, которые обладают этой суперсилой, не говорят, что у них хорошее нунчи, говорят, что у них именно быстрое нунчи.
Однако с нунчи не стоит перебарщивать, чтобы не скатиться до подхалимства и манипулирования собеседниками ради личных интересов. Правильный поход к нунчи итак способен открыть перед вами многие двери. Есть одно старое корейское выражение о силе нунчи: «Обладая быстрым нунчи, ты сможешь есть креветки даже в монастыре».
Нунчи иногда называют «преимуществом аутсайдера», потому что добиться успеха в корейском обществе можно благодаря одному только быстрому нунчи, не обладая больше никакими инструментами. И, наоборот, забыв о нунчи, можно легко потерять свои привилегии.
Все, что вам нужно для быстрого нунчи, это ваши глаза и ваши уши. А еще не помешает знание нескольких правил,
Правила нунчи
Очистите свой разум. Предрассудки и ожидания мешают вам лучше понимать и чувствовать людей.
Следите за комнатой. Если вы тот, кто только что вошел в комнату, и все остальные были там дольше, чем вы, то понаблюдайте за ними, чтобы получить информацию о комнате.
Осознайте свое влияние. Когда вы входите в комнату, вы меняете ее. Ваше присутствие уже меняет обстановку, даже если вы не говорите ни слова.
Будьте ловкими, будьте быстрыми. Быстро собирайте данные, быстро обрабатывайте, быстро адаптируйтесь. Комната, в которую вы вошли 10 минут назад, — это не та комната, в которой вы находитесь сейчас. Все движется и меняется.
Читайте между строк. Люди не всегда говорят то, что думают, и это их право. Если кто-то боится быть прямолинейным, не ставьте его в такое положение.
Как быть тактичным | Psychology Today
«Такт — это тонкое чувство симметрии вещей» — Оскар Уайльд
Все мы знаем, что быть тактичным — это хорошо, но редко задумываемся, как мотивировать такт. Мы относимся к такту как к цели и говорим: «Просто сделай это». Цель — это не план. И не «Просто сделай это».
Мы думаем о такте как об аспекте вежливости, лучше всего развиваемом посредством самоцензуры: Всегда ведите себя искренне тактично, хотите вы того или нет. Вместо этого здесь представлен подход к естественному достижению подлинного такта, не как стратегическому ухищрению, а как представлению искреннего реализма о себе и других, такта, культивируемого в трех видах реалистического баланса, или, как говорит Уайльд, «симметрии»:0005
1. Симметрия вины (я бы не проронил мимо меня): Перестаньте считать себя исключением. Вы не. То, что делают другие люди, делаете и вы. Тот факт, что вы можете видеть, как они делают то, что вам не нравится, и не можете видеть себя, делающего это, не означает, что вы этого не делаете, поскольку все мы хуже видим свои собственные недостатки, чем недостатки других людей.
Развивайте симметрию вины. Когда вы собираетесь указать пальцем на кого-то за поведение, которое вам не нравится, симметрично укажите пальцем на себя. Подумайте о конкретных моментах, когда вы делали что-то похожее на то, в чем вы собираетесь обвинить другого человека. Таким образом, вы преодолеете склонность во время ругани думать, что вы эксперт, исправляющий девиантность, оправданная бестактностью, какой вы хотите. Симметрия вины не приходит сама собой. Когда мы чувствуем себя виноватыми, у нас возникает своего рода амнезия. Наш разум стирает любые воспоминания о том, что мы когда-либо делали что-то подобное тому, в чем мы обвиняем другого. Необходимо развивать тонкое чувство симметрии. Исключительность так заманчива.
Точно так же, когда мы сплетничаем или смеемся над глупостью других, мы должны разбавлять свое презрение скромным признанием того, что бывают моменты, когда мы впадаем в подобную глупость. Смейтесь над ними в контексте смеха над собой, в контексте смеха над всеми нами, над самой человеческой природой.
2. Симметрия неоднозначной ценности (Хорошая ставка одного человека — плохая ставка другого): Поведение, которое в одном контексте неправильно, в другом контексте является правильным. Например, мы все фальсифицируем, утаивая или отвлекая от правды. Когда мы делаем это с добрыми намерениями, это называется тактичностью, дипломатичностью или ложью во благо. Когда мы делаем это с плохими намерениями, это называется ложью, обманом или манипулированием людьми. Поведение само по себе неразличимо. Вместо этого оно различается посредством наших предсказаний того, кто выиграет и пострадает от сокрытия наших истин.
Если мы предсказываем, что сокрытие нашей правды будет лучше для других, мы считаем это добродетелью. Если мы прогнозируем, что это будет хуже для других, но принесет какую-то корыстную пользу, мы думаем об этом как о тисках.
Люди будут делать разные прогнозы, и любой прогноз может оказаться неверным, причем в симметрично противоположных направлениях. Мы можем предсказать, что раскрытие правды принесет пользу другим, а позже обнаружить, что это не так. Мы можем предсказать, что сокрытие правды навредит другим, а позже обнаружить, что это не так.
Память о том, что действия имеют неоднозначную ценность, порождает сострадание и сомнения, достаточные для того, чтобы мы менее склонны выходить из себя, когда обвиняем людей в аморальности, как если бы очевидным было всегда смотреть всем нам в глаза. Эта симметрия ценностей мотивирует такт в наших обвинениях, не просто стратегический такт, а сердечный такт, основанный на признании того, что наше обвинение является мнением, а не объективным указом свыше.
3. Самотакт (Принять глупости человечества через сострадательный самоанализ): На днях друг остановился посреди презрения. Он просто начал злиться на чью-то неуверенность в себе, и в середине предложения он сказал: «… хотя, если подумать, иногда мне тоже не хватает уверенности в себе».
В тот же день другая подруга жаловалась на склонность своих клиентов сопротивляться неудобным точкам зрения. Через несколько минут я предложил неудобную перспективу, и по ее немедленному пренебрежительному ответу было ясно, что она просто не может или не хочет его рассматривать.
В обоих случаях задействовался третий элемент изысканной симметрии, которая мотивирует сердечный такт. Чтобы уметь учитывать собственные недостатки и неудачи, требуется тактичный подход к самоанализу, умение тактично обвинять себя, как вы надеетесь тактично обвинять других.
Первый друг развил в себе способность скромно признаться себе, что ему тоже не хватает уверенности в себе, сочувствия к себе, порожденного сочувствием к человеческому состоянию. Второй подруге не хватало такта с самой собой. Она считает себя исключительным экспертом, который не страдает недостатками, которыми страдают другие. Если она обнаружит в себе обычный человеческий недостаток, ее ждет столь же бестактный выговор, какой ей нужно сделать другим. Если бы вместо этого она имела сострадание к себе, она могла бы иметь его и к другим.
Но тогда где же в этом удовольствие исключительного? Лучше сохранить некоторое лицемерие, спасающее лицо.
Хотя, если подумать, я тоже иногда так делаю.
Этимология, происхождение и значение такта по etymonline
Реклама1650-е годы, «осязание или чувство» (с отдельным примером, tacþe с ок. 1200 г.), от латинского tactus «прикосновение, обращение, осязание ,» от корня tangere «касаться», от корня PIE *tag- «касаться, обращаться». Значение «чувство проницательности в действии или поведении, дипломатия, тонкое интуитивное умственное восприятие» впервые записано в 1804 году в результате развития французского родственного такта.