Циничное отношение – Кто такой циник простыми словами и что значит циничный человек: значение слов

Циничность Википедия

Цини́зм (лат. Cynismus от др.-греч. Kυνισμός) или циничность — откровенное, вызывающе-пренебрежительное и презрительное отношение к нормам общественной морали, культурным ценностям и представлениям о благопристойности[1][2][3], отрицательное, нигилистическое отношение к общепринятым нормам нравственности[4], к официальным догмам господствующей идеологии[5].

Поведение, выражающее осознанное и демонстративное игнорирование определённых моральных ценностей.

Мировоззрение, воспринимающее этические ритуалы как мешающие или избыточные для решения практических задач, отрицающее такие мотивы поведения, как сострадание, жалость, стыд, сочувствие и другие, как несоответствующие личному интересу.

Цинизм в убеждениях и поведении характерен для людей (циников), готовых прибегать к любым средствам для достижения своих личных целей. Характерен он также и для людей, отчаявшихся найти средство против несправедливости и лицемерия общества, найти выход из своего бесправного положения

[6].

Поведение, воспринимаемое окружающими как циничное, вызывает осуждение общества и является провоцирующим конфликт фактором[7].

Цинизм, в отличие от морального релятивизма (дающего установку на относительность моральных принципов, их зависимость от субъекта и обстоятельств), задаёт установку на намеренное принижение, заведомое упрощение в интерпретации как собственных мотивов и норм поведения, так и мотивов других людей, установку на девальвацию принципов как таковых, всей сферы того, что воспринимается, как «высокое», «надличное».

Вульгарный цинизм — глумливо-ироническое отношение к тому, что выступает в качестве «высокого», «принципиального», наиболее свойственен аутсайдерам социальных и культурных процессов, социально и культурно слабым группам[8][9].

Кинизм[ | ]

Цинизм берёт своё название от древнегреческой философии кинизма (киников называли циниками латиняне

[10]), некоторые элементы которой, в упрощённой и огрубленной форме, он воспроизводит. Однако в сравнении с кинизмом, цинизм — это вырожденная форма философствования[10].

Кинизм, как философская школа, был основан Антисфеном в IV веке до н. э. Киники стремились к естественности, к избавлению от условностей, и, сверх того, видели добродетель в презрении к условностям, в предельном упрощении жизни, быта, вместе с крайним ограничением своих потребностей, в приверженности к следованию собственной натуре. Избавление от условностей у киников включало в себя отстраненность от общества (государства, семьи), освобождение от догм религии и культуры, вплоть до представления необразованности, невоспитанности и неграмотности как блага. Одновременно с этим, как благо почитались верность и благодарность. Этика киников требовала «отучения от зла», то есть разрыва с устоявшимися нравственными нормами.

Идеи кинизма оказали большое влияние на многие течения европейской мысли, от стоицизма до экзистенциализма.

ru-wiki.ru

Циничность Википедия

Цини́зм (лат. Cynismus от др.-греч. Kυνισμός) или циничность — откровенное, вызывающе-пренебрежительное и презрительное отношение к нормам общественной морали, культурным ценностям и представлениям о благопристойности[1][2][3], отрицательное, нигилистическое отношение к общепринятым нормам нравственности[4], к официальным догмам господствующей идеологии[5].

Поведение, выражающее осознанное и демонстративное игнорирование определённых моральных ценностей.

Мировоззрение, воспринимающее этические ритуалы как мешающие или избыточные для решения практических задач, отрицающее такие мотивы поведения, как сострадание, жалость, стыд, сочувствие и другие, как несоответствующие личному интересу.

Цинизм в убеждениях и поведении характерен для людей (циников), готовых прибегать к любым средствам для достижения своих личных целей. Характерен он также и для людей, отчаявшихся найти средство против несправедливости и лицемерия общества, найти выход из своего бесправного положения[6].

Поведение, воспринимаемое окружающими как циничное, вызывает осуждение общества и является провоцирующим конфликт фактором[7].

Цинизм, в отличие от морального релятивизма (дающего установку на относительность моральных принципов, их зависимость от субъекта и обстоятельств), задаёт установку на намеренное принижение, заведомое упрощение в интерпретации как собственных мотивов и норм поведения, так и мотивов других людей, установку на девальвацию принципов как таковых, всей сферы того, что воспринимается, как «высокое», «надличное».

Вульгарный цинизм — глумливо-ироническое отношение к тому, что выступает в качестве «высокого», «принципиального», наиболее свойственен аутсайдерам социальных и культурных процессов, социально и культурно слабым группам

[8][9].

Кинизм

Цинизм берёт своё название от древнегреческой философии кинизма (киников называли циниками латиняне[10]), некоторые элементы которой, в упрощённой и огрубленной форме, он воспроизводит. Однако в сравнении с кинизмом, цинизм — это вырожденная форма философствования[10].

Кинизм, как философская школа, был основан Антисфеном в IV веке до н. э. Киники стремились к естественности, к избавлению от условностей, и, сверх того, видели добродетель в презрении к условностям, в предельном упрощении жизни, быта, вместе с крайним ограничением своих потребностей, в приверженности к следованию собственной натуре. Избавление от условностей у киников включало в себя отстраненность от общества (государства, семьи), освобождение от догм религии и культуры, вплоть до представления необразованности, невоспитанности и неграмотности как блага. Одновременно с этим, как благо почитались верность и благодарность. Этика киников требовала «отучения от зла», то есть разрыва с устоявшимися нравственными нормами.

Идеи кинизма оказали большое влияние на многие течения европейской мысли, от стоицизма до экзистенциализма.

Современное понимание цинизма

К XIX веку выраженные негативные аспекты философии цинизма легли в основу нового, сильно отличающегося понимания цинизма. В новом понимании цинизм — это личностная позиция или поведение, ставящие под сомнение этические и социальные ценности, мотивы поведения других людей.

По словам Бертрана Рассела, «циники не только не способны верить в то, что им говорят, но и не способны вообще верить во что-либо»[11].

Современный цинизм, как продукт массового общества — разочарование в социальных механизмах и авторитетах, утопических, идеализированных ожиданиях народа. Цинизм может выражать себя через неудовлетворённость, разочарование и недоверие к организациям, авторитетам и другим аспектам социализации, и быть результатом накопленного отрицательного опыта, выражением негативных чувств.

При этом цинизм не является формой проявления критики, он не может выступать как оружие против власти, поскольку в современных обществах, демократических или тоталитарных, главенствующая идеология не предполагает действительно буквального отношения к себе; циническая дистанция, ирония входят в принятые правила игры[12].

Распространение массового цинизма появляется как реакция на резкие изменения в обществе, на их отрицательные стороны и на разочарование в новых идеалах, на разрыв между идеалами, заявленными как новая ценность, и реальностью. Цинизм выступает как механизм адаптации к общественной жизни, предъявляющей несогласуемые требования. Негативизм при этом направляется не на текущее положение дел и его недостатки, а на саму возможность каких-то более совершенных общественных отношений, на отрицание ценности прежних целей. При этом наполнение, конкретная направленность общественного цинизма зависит от того, какая именно сфера общества была затронута резкими изменениями и была нагружена новыми ценностями

[9]. В идеологизированном обществе цинизм может стать реакцией на явную ложь, несоответствие официальной доктрины реальности, и в этом случае негативизм также распространяется на моральные принципы, идеалы, ценности в целом[13].

В России общественный цинизм может рассматриваться как реакция на идеологические утопии и иллюзии, связанные с изменениям властных отношений, с идеей правовой, поддерживающейся без насилия и злоупотребления организацией коллективного существования. Для российского цинизма, как реакции на расхождение между надеждами на государство и неудовлетворённостью результатами его деятельности характерны: нигилистические оценки действий властей и государственных институтов, влиятельных в обществе групп; упреждающая враждебность к любым авторитетным фигурам; неверие в благие мотивы людей в целом, негативное отношение к массовому энтузиазму в общественной и политической сфере. При этом цинизм свойственен самым разным группам общества, включая сюда и властные группы

[8][9].

Цинизм в законодательстве

Цинизм может рассматриваться как квалифицирующий признак преступления. Так, в УК РСФСР 1960 года хулиганство (статья 206) могло быть признано как злостное и повлечь более тяжёлое наказание, если действия отличались по своему содержанию «исключительным цинизмом». Неоднозначное понятие «исключительного цинизма» не уточнялось в УК или других законодательных актах. Оно не вошло в статью «хулиганство» УК РФ 1996-го года[14], но выступает как признак хулиганства в УК Украины и УК Беларуси. «Исключительным цинизмом» может быть признано, например, издевательство над больными, стариками, проявление бесстыдства и грубой непристойности, надругательство над обычаями и традициями, и другое демонстративное пренебрежение к общепринятым нормам морали и основным нравственным ценностям общества

[15][16].

См. также

Примечания

  1. ↑ Цинизм — Толковый словарь русского языка Ушакова
  2. ↑ Цинизм — Малый академический словарь
  3. ↑ Цинизм — Современный толковый словарь русского языка Ефремовой
  4. ↑ Цинизм (недоступная ссылка) — Романова Н. Н., Филиппов А. В. Словарь. Культура речевого общения: этика, прагматика, психология, 2010 г.
  5. ↑ Цинизм — Энциклопедия социологии, 2009
  6. ↑ Цинизм — статья из «Политическая наука: Словарь-справочник», 2010 г.
  7. ↑ Цинизм (недоступная ссылка) — Анцупов А. Я., Шипилов А. И. Словарь конфликтолога, 2009 г.
  8. 1 2 Цинизм «непереходного» общества Л. Д. Гудков Вестник общественного мнения: Данные. Анализ. Дискуссии. 2005. № 2 (76). С. 43-62
  9. 1 2 3
    Перерождения «советского человека». Л. Д. Гудков // Одиссей: человек в истории. 2007.
  10. 1 2 В. А. Канке. Философия: Учебное пособие. Гл. «Эллинистическая философия»
  11. ↑ О юношеском цинизме Б.Рассел (1929)
  12. ↑ Возвышенный объект идеологии. Гл. «Цинизм как идеология». С.Жижек (1989) // М., «Художественный журнал», 1999, 238 стр., c.18-19.
  13. ↑ Абрахам Маслоу «Мотивация и личность» // N.Y.: Harper & Row, 1970; СПб.: Евразия, 1999. Гл. «Теория человеческой мотивации»
  14. ↑ Хулиганство. Комментарий к статье 213 Архивная копия от 9 ноября 2011 на Wayback Machine — А. В. Бриллиантов. КОММЕНТАРИЙ К УГОЛОВНОМУ КОДЕКСУ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, 2011
  15. ↑ Постановление Пленума Верховного Суда Республики Беларусь от 24 марта 2005 г. № 1 «О судебной практике по уголовным делам о хулиганстве»
  16. ↑ Статья 296. Хулиганство. — Кармазин Ю. А., Стрельцов Е. Л. и др. УГОЛОВНЫЙ КОДЕКС УКРАИНЫ. КОММЕНТАРИЙ. (2001)

Литература

Ссылки

wikiredia.ru

Цинизм в отношениях: всегда со знаком минус?

Хамство мы встречаем повсеместно, и люди, работа которых связана с обслуживанием или они контактируют с большим количеством лиц, чаще всего бывают грубы. Но это не будет проявлением цинизма, известно, что чем выше культура, тем утонченнее хамство. Циники в общении часто используют черный юмор, они грубы и нетактичны. Но это не значит, что такие люди злы, просто они отлично понимают где реальность, а где выдуманный мир или притворство, могут посмеяться над этим. Не у всех это получается сделать хорошо, должен быть определенный талант, в том числе умение посмеяться над собой. Как хороший пример — ситуация, когда человек, почувствовав запах цветов, оглядывается в поиске похоронной процессии.

Отношения с таким человеком всегда предполагают жестокость с их стороны, особенно если это люди таких профессий, которые вынуждены ежедневно сталкиваться со смертью и трагедиями. Спасатели, врачи, полицейские, военные, пожарные и многие другие. Они ежедневно находятся в стрессовой ситуации, поэтому цинизм, черный юмор, черствость и отсутствие такта становится своеобразной защитой. Любовь к ближнему выражается в поступках, а слова отходят на второй план.

Часто можно столкнуться с высокомерным человеком и причина его высокомерия в эгоизме, общение с ним всегда бывает непростым. Для таких людей все происходящее вокруг второстепенно, так как он один является центром, на который, по его мнению, должны все ориентироваться. Отношения, в которых человек ставит свои интересы всегда выше чужих, редко бывают безоблачными, но так как прививки от эгоизма нет, такой индивид со временем непременно станет циником.

Честность является сутью цинизма. Поэтому и выделяются такие люди: они говорят правду, невзирая на лица. Мы называем так тех, от которых боимся услышать насмешку над собой. Они знают всему цену, но при этом своих ценностей у них недостаточно или нет совсем.

Равнодушие — одно из проявлений цинизма, и строить отношения я таким человеком достаточно сложно. Но если он человек неглупый, то будет работать над собой и корректировать поведение, а способность не реагировать на недостатки других людей, их пороки и глупость часто становится большим преимуществом, когда того требует общение.

medaboutme.ru

Циничность

То ли нынче модно быть циником, то ли это кара божья, с чем трудно бороться и никак в себе не искоренить. Быть может, для некоторых людей циничность является защитной реакцией, своеобразной нормой поведения. Так или иначе, циничность – хорошо это или плохо, в этом нам и предстоит разобраться.

Людям о людях

Циничность или цинизм принято рассматривать как откровенное, вызывающе-пренебрежительное и презрительное отношение к нормам общественной морали, культурным ценностям или отдельным личностям с чувством собственного превосходства.

Что значит «циничный человек» для многих не является тайной. У каждого существует свое понимание циничности и сложившееся негативное или позитивное отношение к подобному явлению. Само по себе подобное явление нельзя назвать ни плохим, ни хорошим. «Плохим» или «хорошим» его делает наше отношение, наша субъективная оценка.

В современной жизни цинизм имеет право на свое существование. Потому как для многих он является защитной реакцией на жестокость и несправедливость окружающего мира, чего, согласитесь, в нашем обществе хватает.

Циничные мысли «захаживают» в голову к каждому из нас. Желание нарушить какие-либо принципы и нормы, как правило, так и остается в нашем подсознании. Мысленно мы можем послать «на небо за звездочкой» всю нашу общественность, или конкретного человека, да еще и оценить себя как самого умного и неповторимого.

Циничный юмор – еще одно проявление циничного человека, которое требует мастерства. Юмор должен вызывать у окружающих веселье и смех. Однако зачастую отъявленные циники могут не рассмешить, а обидеть собеседника своеобразными шутками. Либо нужно привыкать и учиться понимать подобные «фишки», либо избавьте себя от общения с циничными людьми – сохраните свои нервы.

Джентльменский набор

На первый взгляд, циничный мужчина внушает уверенность, манящую резкость, мужественность и сексуальность. Это, конечно же, до поры до времени, пока его циничное отношение не коснется вас. Вот тогда берегитесь, придется отбиваться или же сразу сдаться и с позором удалиться. Циничные мужчины часто схожи в одном – за их плечами горький опыт отношений с женщиной, предательство друзей, несправедливость к их персоне. Подобные неудачи оставляют царапины, а то и шрамы на сердце, простите за банальность, что служит причиной проявления мужского цинизма.

Мужчины-циники, как правило, предпочитают свободные отношения, основанные на сексе и никаких чувств. Чувства, в частности любовь, они ставят под сомнение, не верят. Так, по крайней мере, они говорят. Циничный мужчина отличается особенной ранимостью и неприступностью, как бы противоречиво это ни звучало. Внешне проявляя свою силу и твердость, он тщательно прячет свою душу, чтобы, в который раз, кто-нибудь туда да не плюнул. Да, и такое бывает…

О нашем, о девичьем

Циничная женщина, как и мужчина, может проявлять себя в подобном ключе, когда ей необходимо защититься. Но в большинстве случаев, циничность женщины является неотъемлемой частью имиджа леди-стервы. Это течение сейчас особенно популярно среди представительниц прекрасной половины человечества. Журналы, книги, различные интернет-источники просто забиты информацией о том, как и что делать, чтобы стать стервой. В современном обществе, быть стервой – это престижно, и это целое искусство. Стерва – это не сумасшедшая истеричка, а сильная и независимая женщина. И право, циничности стерве не занимать.

Есть ли смысл рассматривать вопрос о том, как избавиться от цинизма, когда для многих это норма жизни. В любом случае, избавиться от циничности можно, если пересмотреть и проанализировать свою жизнь, опыт прошлых отношений. Понять, что вас обидело, испугало, простить и отпустить все то неприятное, что сделало вас черствым и недоверчивым. Полюбить людей можно только после того, как полюбишь себя. Озлобленность в отношении окружающих начинается с вас. Простите себе ошибки и промахи – это тоже опыт. Когда вы станете добрее, удивительным образом преобразиться и все вокруг.

 

womanadvice.ru

ЦИНИЗМ — Pro-Psixology.ru

— моральное качество, характеризующее презрительное отношение к культуре общества, к его духовным и в особенности нравственным ценностям.

Многообразен мир человеческих отношений, и много слов создано для того, чтобы описывать и сделать понятным для человека этот мир. Наряду с прекрасными словами, такими, Как «любовь», «преданность», «великодушие», «патриотизм» и многие другие, существуют слова, от произношения которых становится неуютно: «цинизм», «нигилизм», «вандализм». Эти слова обозначают определенный тип отношений и определенные черты личности; несмотря на то, что они неприятно звучат и содержат плохой смысл, каждому из нас полезно уяснить точное значение этих слов и то, какие типы отношений и черт личности они выражают. Это необходимо как для более глубокого понимания мира человеческих отношений, так и для формирования собственного идеала и самовоспитания.

Слово «цинизм» имеет долгую историю. Оно произошло от названия одной древнегреческой философской школы, которая в истории представлена именами Антисфена, Диогена. Представители этой школы считали, что человек должен жить в соответствии со своей философией. Изучая мир, они пришли к выводу, что культура и богатство человеческих отношений являются результатом не творчества богов, а установлениями самих людей. Для древних греков, которые были уверены, что мир человека построен богами, это было величайшим открытием. Они обрадовались тому, что узнали эту истину, и стали всячески показывать свое пренебрежение к общественным институтам, обычаям и нравам. Все это шокировало сограждан. Люди забыли суть этой философии, а запомнили только пренебрежение и отрицание культуры и нравов, то есть всего того, что считалось для греков ценным. Постепенно получилось так, что слово «цинизм» потеряло свое философское значение и стало обозначать то, что сейчас нами подразумевается под этим словом: пренебрежение или отказ от той системы ценностей и культуры, которая характерна для данного этапа развития общества.

Для нас важно сейчас знать, какое значение это слово имеет сегодня.

Цинизм проявляется в необоснованном приписывании другим низменных мотивов поведения. Я слышал один разговор, в котором миловидная девочка так объяснила поведение подруг, которые помогали старой женщине по хозяйству: «Они к ней ходят и помогают за то, что она их кормит вкусными пирожками, а не потому, что они добрые…» «Он собирается на ней жениться из-за квартиры и дачи, которая имеется у ее отца». «Он старается не ради этого дела, а чтобы скрыть свою лень и показать, что он хороший. А на самом деле он плохой» — вот типичное суждение утонченного цинизма, с помощью которого другому цинично приписываются неблаговидные мотивы, снижается его моральный уровень.

Цинизм отрицания проявляется в том, что люди отказываются соблюдать обычаи, законы и устои. Но при этом еще демонстрируют отрицательное отношение, показывая, что те, кто их соблюдает, — неполноценные люди, и самоутверждаются таким примитивным путем.

«Они не крадут что плохо лежит не потому, что честны, а просто боятся, что будут изобличены, — сказал однажды молодой циник, прочитав статью в газете, в которой осуждались «несуны». — А если бы они были уверены в том, что их не застукают, крали бы почти все поголовно». Этот цинизм состоит в отрицании существования возможности того, что кража для большинства людей — неприемлемый с моральной точки зрения способ приобретения предметов. Цинизм состоит не только в отклонении от моральных норм, а в стремлении демонстрировать это отклонение, стремление глумиться над моралью и ценностью морального поведения.

Мы по-разному воспринимаем красоту. То, что одному кажется красивым, другому может казаться некрасивым или даже безобразным. Здесь нет цинизма. Люди по-разному устроены, воспитаны в различных условиях, и у них могут быть различные эстетические нормы. Цинизм начинается с момента, когда человек отрицает, низводит красоту к элементам, которые в сущности выступают как безобразные, и навязывает другим свой подход, и демонстрирует неприятие красоты.

«Красота не имеет никакого объективного содержания, и ее как таковой в природе нет! — утверждает циник. — Есть только некоторые признаки строения и функционирования, которые выступают как привлекательные сигналы и приманка, необходимые для правильного выбора партнера, для размножения, и ничего более. А остальное суть не что иное, как обобщение и распространение этого полового влечения на более широкий круг объектов. Пение птиц? Да это можно рассматривать как определенные, гармонические сочетания звуковых колебаний, которые выступают в качестве сигнала, определяющего поиск самки самцом. Никакой любви нет, а есть только физиология». Ход этих мыслей сам по себе свидетельствует лишь о философском невежестве, о дурной философии. Однако когда данная философия становится активной и вторгается в человеческие отношения, в оценки и действия, то она незаметно становится философией цинизма.

Цинизм силы. Он проявляется в эгоистическом манипулировании людьми и основывается на грубой философии силы. «Твоя доброта, красота и нравственность ничто по сравнению с силой. Я командую парадом. Я знаю приемы, прошел каратэ, самбо, а ты не прошел эти вещи, и поэтому ты будешь делать то, что я потребую, иначе ты узнаешь, что такое сила. Если ты будешь слушаться меня, я тебя буду защищать и ты будешь в безопасности. Но если ослушаешься, то узнаешь, что такое сила. Я сначала дам тебе только один тумак и оставлю решение вопроса до завтра. У тебя будет время подумать о том, что нечто подобное может повторяться гораздо чаще, чем ты думаешь, если не будешь делать то, что мне нужно». Эта философия, претворенная в действие, в сущности, является наиболее распространенной формой цинизма. Она может сводиться к отбиранию денег на завтрак у первоклассников и к грубому манипулированию сотрудниками учреждения циничным и тираничным руководителем, который полностью отрицает наличие положительных мотивов деятельности своих сотрудников и признает только методы поощрения и наказания в зависимости от того, соответствует ли поведение сотрудников его произвольным установкам.

Цинизм протеста часто проявляется в вандализме, бессмысленном разрушении вещей, немотивированном насилии над другими. Подросток обидел пятиклассника. Когда психолог попросил его дать объяснение своему поступку, то он ответил: «Я дал ему пинка, чтобы он не вертелся у меня под ногами, и еще потому, что я сильнее его. Пусть знает свое место. Вчера меня ни за что обидел вожак нашей компании. Чем я хуже его?» Каждое утро в Москве обнаруживают разбитые стеклянные стенки на автобусных стоянках. Один из этих хулиганов был опознан и привлечен к ответу. Когда стали доискиваться, зачем он бессмысленно ломал стеклянные стенки, то он пояснил свое поведение весьма цинично: «Мой отец обидел мою мать. Он нагло разбил тарелку с супом за то,. что мать подала ему тарелку неподогретой. А тут на остановке я вспомнил об этом и ударил ногой в стеклянную стенку. Пусть не светит».

Цинизм, оправдываемый должностными обязанностями. Должностное лицо отказывает во внимании просителю ссылкой на то, что оказывание внимания не предусмотрено его должностными обязанностями. Прораб, который распорядился зарыть в землю бульдозером неиспользованные бетонные конструкции, цинично заявляет, что за сохранение этих конструкций ему деньги не платят.

Цинизм всегда связан с отрицанием достоинства и интересов другого человека на основе различного рода оправданий. Несовершенство различных инструкций и положений дает простор для проявлений цинизма со ссылками на отсутствие определенный предписаний, так как даже в самых совершенных инструкциях невозможно предвидеть различные жизненные ситуации. Для циника любая инструкция — повод для проявления своего циничного отношения к человеку.

Нужно знать, что цинизмом является не простое отрицание каких-либо ценностей, социальных стандартов, несогласие с чувствами и мнениями других людей, обнаружение их недостатков и несовершенств. Эти отрицания выступают как проявление цинизма, если оно осуществляется в грубой и демонстративной форме и направлено на то, чтобы унизить или каким-либо образом шокировать, травмировать человека. Откуда берется цинизм как определенный вид негативного отношения к ценностям культуры и к другим людям? Если капиталистическое общество в своей повседневной жизни порождает цинизм (так как в мире капитала каждый человек оценивается не по его человеческому достоинству, а с позиций того, какую пользу из этого человека можно извлечь, какую прибыль из него можно получить), то в условиях социалистического образа жизни не существует социальных причин для произрастания цинизма. Однако, несмотря на это, явления цинизма существуют. Откуда они берутся? Попробуем кратко описать психологические причины цинизма в человеческих отношениях у некоторых молодых людей.

Цинизм часто выступает как примитивное самоутверждение. Тот, у которого не хватает терпения и усидчивости хорошо учиться, склонен отрицать ценность учебных достижений и, став в агрессивную позу отрицания ценности знания, проявляет циничный способ самоутверждения: «Мне незачем учиться и овладевать знаниями, так как успех в жизни определяется не компетентностью и знаниями, а практичностью и умением делать свой бизнес». Можно увидеть научного работника, который отказывается признавать ценность истины, а склонен поддерживать даже ложные идеи, если их разделяет глава научной школы. Такой цинизм психологи мягко называют механизмами психической защиты «я».

Цинизм может быть следствием компенсации чувства собственной неполноценности, зависти, застенчивости. Это извращенный способ приспособления к ситуации, когда слабый постоянно хочет казаться сильным, скупой — щедрым, глупый — умным, неудачник — удачливым. Если такая компенсация приобретает формы агрессивного отношения к культуре и к ее носителям, то такая компенсация становится цинизмом. Для того чтобы казаться сильным, циник должен унизить другого, чтобы казаться умным — выставить другого в глупом свете, чтобы казаться щедрым — выставить другого скупым. Этот извращенный способ компенсации своих недостатков требует изощренного ума и практического применения философии цинизма.

Никто не рождается циником. Циником становятся. Уродство цинизма чаще всего возникает как следствие подражания образцам циничного поведения. Для незрелого человека, юноши или девушки, часто умный и удачливый циник выступает в качестве образца для подражания. Грубые и наглые формы цинизма не вызывают подражания, так как у большинства вызывают отвращение и негативное отношение. Утонченные и философски, научно завуалированные проявления цинизма часто привлекательны и находят подражателей. Поэтому юношам и девушкам нужно быть внимательными в выборе объектов поклонения и восхищения, в выборе друзей. Скажи мне, кто твой друг… а если он циник?

Продолжением цинизма является НИГИЛИЗМ. Это отрицательное отношение к культурным ценностям. Но в отличие от цинизма нигилизм не содержит агрессивной и глумливой демонстрации. Но сущность их одна и та же. Они отличаются друг от друга только степенью агрессивности выражения вовне. Нигилизм может сочетаться с уважением к достоинству человека в отличие от цинизма. Он, нигилизм, порождается неверием в успешность добрых начинаний, в возможность изменения мира в соответствии с системой ценностей этого мира. Нигилизм возникает в ситуациях, когда человек видит недостатки жизни, но не знает путей их исправления или не верит в эффективность этих путей. Иногда нигилизм проявляется как средство утверждения других ценностей, как это было во второй половине XIX века, когда жил тургеневский Базаров.

Нигилистический подход к возможностям человеческого познания порождает скептицизм, сомнение в познании истины. Скептицизм в науке и философии возник давно, еще в Древней Греции, и проявился в неверии в возможности познания и научного обоснования норм человеческих отношений. Умеренная степень скептицизма свойственна научному познанию, которое требует строгого обоснования выводов на основе логического доказательства и эксперимента. Скепсис науки противостоит слепой вере в авторитеты и догмы. Однако чрезмерный скептицизм парализует возможности познания и действия. Сомнение, если оно чрезмерно, порождает многие недостатки характера: пассивность, неуверенность, потерю инициативы, умственную лень, нерешительность. В области морали чрезмерный скепсис незаметно перерастает в моральный нигилизм, а в области семейных отношений и чувств — в ревность, подозрительность и многие другие пороки. Часто безволие питается сомнением: в этой связи будет уместным_ вспомнить притчу о буридановом осле, который умер с голода между двумя охапками сена, сомневаясь, с какой охапки начать свой завтрак. Ослабление воли и самосознания прежде всего проявляется в повышении сомнения и скепсиса. Временами в состоянии переутомления даже у нормального человека возникает такое состояние, когда мы не можем принять пустячного решения.

Что мы делаем, чтобы положить конец сомнениям? Конечно, прежде всего советуемся с компетентными и опытными людьми, обращаясь за советами к старшим. Это естественно в какой-то мере, так как подросток в процессе социально-нравственного созревания учится сам принимать решения. Однако если подростковый скептицизм сохраняется у юношей и людей старшего возраста, то это свидетельствует скорее об инфантилизме, чем о зрелости ума.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

pro-psixology.ru

Цинизм — Википедия

Цини́зм или цини́чность (др.-греч. Kυνισμός) — откровенное, вызывающе-пренебрежительное и презрительное отношение к нормам общественной морали, культурным ценностям и представлениям о благопристойности[1][2][3], отрицательное, нигилистическое отношение к общепринятым нормам нравственности[4], к официальным догмам господствующей идеологии[5]. Поведение, выражающее осознанное и демонстративное игнорирование определённых моральных ценностей.

Мировоззрение, воспринимающее этические ритуалы как мешающие или избыточные для решения практических задач, отрицающее такие мотивы поведения, как сострадание, жалость, стыд, сочувствие и др. как несоответствующие личному интересу.

Цинизм в убеждениях и поведении характерен для людей, готовых прибегать к любым средствам для достижения своих личных целей. Характерен он также и для людей, отчаявшихся найти средство против несправедливости и лицемерия общества, найти выход из своего бесправного положения[6].

Говоря о политической коммуникации, цинизм рождается в ситуации, в которой аудитория, принимая политические сообщения, склонна скорее не доверять им, чем доверять. Другими словами общественность скептически относится к тому, что говорят политики. В общественной сфере цинизм сложно измерить — как правило этот уровень определяется контекстуальными факторами (факторами окружающей среды или личными факторами)[7].

Поведение, воспринимаемое окружающими как циничное, вызывает осуждение общества и является провоцирующим конфликт фактором[8].

Цинизм, в отличие от морального релятивизма (дающего установку на относительность моральных принципов, их зависимость от субъекта и обстоятельств), задаёт установку на намеренное принижение, заведомое упрощение в интерпретации как собственных мотивов и норм поведения, так и мотивов других людей, установку на девальвацию принципов как таковых, всей сферы того, что воспринимается, как «высокое», «надличное».

Вульгарный цинизм — глумливо-ироническое отношение к тому, что выступает в качестве «высокого», «принципиального», наиболее свойственен аутсайдерам социальных и культурных процессов, социально и культурно слабым группам[9][10].

Цинизм берёт своё название от древнегреческой философии кинизма (киников называли циниками латиняне[11]), некоторые элементы которой, в упрощённой и огрубленной форме, он воспроизводит. Однако в сравнении с кинизмом, цинизм — это вырожденная форма философствования[11].

Кинизм, как философская школа, был основан Антисфеном в IV веке до н. э. Киники стремились к естественности, к избавлению от условностей, и, сверх того, видели добродетель в презрении к условностям, в предельном упрощении жизни, быта, вместе с крайним ограничением своих потребностей, в приверженности к следованию собственной натуре. Избавление от условностей у киников включало в себя отстраненность от общества (государства, семьи), освобождение от догм религии и культуры, вплоть до представления необразованности, невоспитанности и неграмотности как блага. Одновременно с этим, как благо почитались верность и благодарность. Этика киников требовала «отучения от зла», то есть разрыва с устоявшимися нравственными нормами.

Идеи кинизма оказали большое влияние на многие течения европейской мысли, от стоицизма до экзистенциализма.

Современное понимание цинизма[править]

К XIX веку выраженные негативные аспекты философии цинизма легли в основу нового, сильно отличающегося понимания цинизма. В новом понимании цинизм — это личностная позиция или поведение, ставящие под сомнение этические и социальные ценности, мотивы поведения других людей.

По словам Бертрана Рассела, «циники не только не способны верить в то, что им говорят, но и не способны вообще верить во что-либо»[12].

Современный цинизм, как продукт массового общества — разочарование в социальных механизмах и авторитетах, утопических, идеализированных ожиданиях народа. Цинизм может выражать себя через неудовлетворённость, разочарование и недоверие к организациям, авторитетам и другим аспектам социализации, и быть результатом накопленного отрицательного опыта, выражением негативных чувств.

При этом цинизм не является формой проявления критики, он не может выступать как оружие против власти, поскольку в современных обществах, демократических или тоталитарных, главенствующая идеология не предполагает действительно буквального отношения к себе; циническая дистанция, ирония входят в принятые правила игры[13].

Распространение массового цинизма появляется как реакция на резкие изменения в обществе, на их отрицательные стороны и на разочарование в новых идеалах, на разрыв между идеалами, заявленным как новая ценность, и реальностью. Цинизм выступает как механизм адаптации к общественной жизни, предъявляющей несогласуемые требования. Негативизм при этом направляется не на текущее положение дел и его недостатки, а на саму возможность каких-то более совершенных общественных отношений, на отрицание ценности прежних целей. При этом наполнение, конкретная направленность общественного цинизма зависит от того, какая именно сфера общества была затронута резкими изменениями и была нагружена новыми ценностями[10]. В идеологизированном обществе цинизм может стать реакцией на явную ложь, несоответствие официальной доктрины реальности, и в этом случае негативизм также распространяется на моральные принципы, идеалы, ценности в целом[14].

В России общественный цинизм может рассматриваться как реакция на идеологические утопии и иллюзии, связанные с изменениям властных отношений, с идеей правовой, поддерживающейся без насилия и злоупотребления организацией коллективного существования. Для российского цинизма, как реакции на расхождение между надеждами на государство и неудовлетворённостью результатами его деятельности характерны: нигилистические оценки действий властей и государственных институтов, влиятельных в обществе групп; упреждающая враждебность к любым авторитетным фигурам; неверие в благие мотивы людей в целом, негативное отношение к массовому энтузиазму в общественной и политической сфере. При этом цинизм свойственен самым разным группам общества, включая сюда и властные группы[9][10].

Цинизм в законодательстве[править]

Цинизм может рассматриваться как квалифицирующий признак преступления. Так, в УК РСФСР 1960 года хулиганство (статья 206) могло быть признано как злостное и повлечь более тяжёлое наказание, если действия отличались по своему содержанию «исключительным цинизмом». Неоднозначное понятие «исключительного цинизма» не уточнялось в УК или других законодательных актах. Оно не вошло в статью «хулиганство» УК РФ 1996-го года[15], но выступает как признак хулиганства в УК Украины и УК Беларуси. «Исключительным цинизмом» может быть признано, например, издевательство над больными, стариками, проявление бесстыдства и грубой непристойности, надругательство над обычаями и традициями, и другое демонстративное пренебрежение к общепринятым нормам морали и основным нравственным ценностям общества [16][17].

  1. ↑ Цинизм — Толковый словарь русского языка Ушакова
  2. ↑ Цинизм — Малый академический словарь
  3. ↑ Цинизм — Современный толковый словарь русского языка Ефремовой
  4. ↑ Цинизм — Романова Н. Н., Филиппов А. В. Словарь. Культура речевого общения: этика, прагматика, психология, 2010 г.
  5. ↑ Цинизм — Энциклопедия социологии, 2009
  6. ↑ Цинизм — статья из «Политическая наука: Словарь-справочник», 2010 г.
  7. ↑ [1] — Darren G Lilleker Key Concepts in Political Communication, 2006
  8. ↑ Цинизм — Анцупов А. Я., Шипилов А. И. Словарь конфликтолога, 2009 г.
  9. 9,09,1 Цинизм «непереходного» общества Л. Д. Гудков Вестник общественного мнения: Данные. Анализ. Дискуссии. 2005. № 2 (76). С. 43-62
  10. 10,010,110,2 Перерождения «советского человека». Л. Д. Гудков // Одиссей: человек в истории. 2007.
  11. 11,011,1 В. А. Канке. Философия: Учебное пособие. Гл. «Эллинистическая философия»
  12. ↑ О юношеском цинизме Б.Рассел (1929)
  13. ↑ Возвышенный объект идеологии. Гл. «Цинизм как идеология». С.Жижек (1989) // М., «Художественный журнал», 1999, 238 стр., c.18-19.
  14. ↑ Абрахам Маслоу «Мотивация и личность» // N.Y.: Harper & Row, 1970; СПб.: Евразия, 1999. Гл. «Теория человоческой мотивации»
  15. ↑ Хулиганство. Комментарий к статье 213 — А. В. Бриллиантов. КОММЕНТАРИЙ К УГОЛОВНОМУ КОДЕКСУ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, 2011
  16. ↑ Постановление Пленума Верховного Суда Республики Беларусь от 24 марта 2005 г. № 1 «О судебной практике по уголовным делам о хулиганстве»
  17. ↑ Статья 296. Хулиганство. — Кармазин Ю. А., Стрельцов Е. Л. и др.. УГОЛОВНЫЙ КОДЕКС УКРАИНЫ. КОММЕНТАРИЙ. (2001)

wp.wiki-wiki.ru

Ответы@Mail.Ru: Циничный — это какой?

Проявляющий цинизм, циник. Циник — человек, имеющий презрительное отношение (проявляющий цинизм) к культурным и нравственным ценностям общества. Циник, как правило, демонстрирует собственную аморальность. Изначально понятие цинизм образовано от названия древнегреческой философской школы киников (циников) , представители которой (Антисфен, Диоген Синопский, Кратет и др. ) проповедовали пренебрежительные взгляды на общепринятые нравственные нормы и ценности, не имевшие, по их мнению, целесообразности. Впоследствии циниками стали называть людей чья личностная позиция отрицала значимость общественного мнения и стыда. В этом аспекте циники близки к нигилистам. Цинизм характерен для людей, добивающихся своих целей любым, даже безнравственным способом. Цинизм проявляется в ситуациях, когда человек ощущает собственную безнаказанность либо отчаяние (когда ему нечего терять).

немного цианида…

Который в беседе и в поступках не считается с чувствами других, то есть с тем, что другим это противно, неприятно, обидно.

пиздеж, циник как математик человеческих отношений, просто отталкивается не от каких-то нравственных норм, а от видимых фактов, которые анализирует и что-то выдает. Он наиболее близок к действительности на мой взгляд

Синонимы: беззастенчивый, беспардонный, беспринципный, бессовестный, бесстыдный, бесстыжий, бесцеремонный, грубый, грязный, крепкий, креста нет, наглый, нахальный, нахрапистый, неблагопристойный, неприличный, непристойный, нескромный, нет стыда в глазах, неудобопроизносимый, нецеремонный, ни стыда ни совести, охальный, пошлый, развязный, разухабистый, сальный, скабрезный, совесть под каблуком, а стыд под подошвой, срамной, хамский, цинический

цинник это чэловек который поступаэт как считаэт нужно и плуэт на общественноэ мнениэ…

touch.otvet.mail.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *