Джон локк вклад в психологию – (1632-1704) —

Эссе Джон Локк — История психологии

ЛИЧНОСТЬ И ВКЛАД В ПСИХОЛОГИЮ ДЖОНА ЛОККА

Preview text

«Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б.Н. Ельцина» Институт социальных и политических наук Департамент психологии История психологии ЛИЧНОСТЬ И ВКЛАД В ПСИХОЛОГИЮ ДЖОНА ЛОККА Эссе студента 1 курса Рябухиной А. А. Екатеринбург 2016 В российских школах предмет философия как таковой не изучается, но из школьного курса обществознания, истории и других наук мы кое-что узнаем о философах и общественных деятелях минувших эпох. Так, все мы, даже если специально не интересуемся философией, знаем имена Платона и Аристотеля, наверняка слышали о Декарте и Канте, о Марксе и Ницше. Но имя английского философа XVII века Джона Локка вспомнят немногие. О нем на удивление мало говорится в школьной программе, он не имеет прямого отношения к российской истории, а его философия не такая необычная, как у античных философов, Шопенгауэра или Ницше. Между тем Локк широко признан как один из самых влиятельных мыслителей Просвещения и теоретиков либерализма. Он оказал огромное влияние в области политической философии и теории познания. Главная работа Локка в области теоретической философии – «Опыт о человеческом разуме». Здесь он излагает свои взгляды по вопросам теории познания и закладывает основы эмпиризма. В области философии политики влияние Локка было так велико и продолжительно, что наряду с основателем эмпиризма его считают основателем философского либерализма. Что касается психологии, то в этой области наибольшее значение оказала теория познания Локка. Но и этическая, и педагогическая, и политическая теории Локка также повлияли на психологию, поскольку они глубоко подействовали на общественное сознание. Так кем же был Джон Локк? Каковы его главные философские идеи? Какое влияние они оказали на психологию? Джон Локк (1632–1704) родился в небольшом городке Рингтон на западе Англии, в семье мелкого чиновника-юриста. Отец его был пуританином и боролся на стороне парламента. Так, мальчик с самого детства понял, что означает принадлежать к преследуемому меньшинству. Однако вскоре Локк разочаровался в пуританах, наблюдая их произвол, когда те пришли к власти. сдержанным, бережливым и скромным. Однако он был достаточно общителен, имел много друзей и любил детей. Хотя он, как и Декарт, Спиноза, Гоббс и многие другие философы XVII века не был женат (этот феномен заслуживает того, чтобы ему была посвящена диссертация), в годы, проведенные в Оксфорде, у Локка был роман, который, по его словам, «лишил его рассудка». Когда роман закончился, рассудок вернулся, и философия и психология существенно обогатились за счет того, что больше такого с Локком никогда не случалось» [11]. Свою главную работу «Опыт о человеческом разуме» Локк сочинял, находясь в Голландии, в годы перед Славной революцией 1688 года. Тогда он не мог без серьезного риска принять участие в английской политике. Но когда Локк возвращается на родину, то его политические теории развиваются современниками и активно воплощаются на практике. Б. Рассел в «Истории западной философии» пишет: «Локк является наиболее удачливым из всех философов. Он закончил свою работу по теоретической философии как раз в тот момент, когда правление в его стране попало в руки людей, которые разделяли его политические взгляды. В последующие годы наиболее энергичные и влиятельные политики и философы поддерживали и на практике и в теории взгляды, которые он проповедовал. Его политические теории, развитые Монтескье, отражены в американской конституции и находят применение повсюду, где существует спор между президентом и конгрессом. На его теории еще около пятидесяти лет тому назад основывалась британская конституция, и так же обстояло дело с французской конституцией, принятой в 1871 году» [8]. В «Опыте о человеческом разуме» видна характерная особенность Локка, которая распространяется на все либеральное направление, – это отсутствие догматизма. От схоластической философии Локк унаследовал лишь немногие неизменные истины, а именно убеждение в нашем собственном существовании, существовании Бога и истинности математики. В своей теории Локк приходит к выводу, что разумный человек будет придерживаться собственных взглядов, сохраняя при этом определенную долю сомнения. Локк был глубоко верующим человеком, истинный христианин, он принимал откровение за источник знания. Тем не менее он ставит откровение под контроль разума. В главе «О степенях согласия» Локк утверждает, что степень согласия в отношении любого предложения зависит от оснований вероятности в его пользу. Он указывает на то, что мы должны действовать с вероятностью, приближающейся к достоверности. А правильное употребление этого принципа «состоит в милосердии и снисхождении друг к другу. Так как поэтому большинство людей, если не все, неизбежно придерживаются различных мнений, не имея достоверных и несомненных доказательств их истинности, – а отходить и отказываться от своих прежних убеждений тотчас же после того, как представят довод, на который нельзя немедленно возразить и показать его недостаточность, значит навлекать на себя слишком тяжкие обвинения в невежестве, легкомыслии или глупости, – то мне кажется, при различии мнений всем людям следовало бы соблюдать мир и выполнять общий долг человечности и дружелюбия. Ведь было бы неразумно ожидать, что кто-нибудь охотно и услужливо отказался от своего мнения и принял наше мнение со слепой покорностью авторитету, которого, однако, разум не признает. Ибо как бы часто ни заблуждался разум, он не может руководствоваться ничем, кроме своего рассуждения, и не может слепо подчиняться воле и диктату других лиц. Если человек, которого вы хотите склонить к своему мнению, – из тех, кто раньше изучит дело, а потом соглашается, то вы должны дать ему возможность пересмотреть все на досуге, чтобы он, вспоминая то, что исчезло из его ума, изучил все частности, дабы увидеть, на чьей стороне преимущество. И если этот человек не признает наших доводов настолько вескими, чтобы снова вовлечь себя в такие труды, то ведь и мы сами часто поступаем так в подобных случаях. Мы Родоначальник эмпиризма, Локк утверждал, что все наше знание о мире происходит из опыта. В первой книге «Опыта» Локк опровергает нативистскую концепцию Декарта (а также Платона и схоластов), согласно которой часть идей, имеющих важнейшее значение для процесса познания, несет врожденный характер. Д. и С. Шульц в «Истории современной психологии» отмечают: «Локк признает, что некоторые идеи, например идея Бога, могут показаться взрослому человеку врожденными. Но это происходит только потому, что мы усвоили эту идею в раннем детстве и просто не помним себя без нее. Таким образом, врожденный характер некоторых идей – не более чем иллюзия. Появление абсолютно всех идей можно объяснить через обучение и привычку» [13]. Во второй книге Локк пытается показать, как из опыта возникают различные типы идей. Отвергая врожденные идеи, он пишет: «Предположим, что ум есть, так сказать, белая бумага без всяких знаков и идей… Откуда он приобретает тот обширный их запас, который деятельное и беспредельное человеческое воображение нарисовало с почти бесконечным разнообразием? Откуда получает весь материал рассуждения и знания? На это я отвечаю одним словом: из опыта. На опыте основывается все наше знание, от него в конце концов оно происходит» [5]. Стоит отметить, что за многие века до этого сходные мысли высказывал и Аристотель: ум человека при рождении представляет собой tabula rasa – чистый лист, на котором опыт оставляет свои отметки. По Локку, все наши идеи выводятся из двух источников: 1) ощущений и 2) «внутреннего чувства», или рефлексии – восприятия действия нашего собственного ума. Мы можем мыслить только посредством идей, а поскольку все идеи возникают из опыта, то никакие наши знания не могут предшествовать опыту. Рефлексия основывается на осмыслении своих собственных действий и состояний. Те идеи, которые происходят при непосредственном воздействии внешних объектов на органы чувств, представляют собой простые чувственные впечатления. Эти чувственные впечатления воздействуют на наш ум, а тот, в свою очередь, оперирует с чувственными впечатлениями, наблюдая за собственной деятельностью. На основе наблюдения за деятельностью ума и возникает опыт рефлексии. Этот внутренний, рефлекторный опыт вторичен по отношению к опыту внешнему, чувственному. Исходя из локковского понятия о рефлексии некоторые историки философии относят Локка не только к эмпирикам, но и к теоретикам сенсуализма: «Опыт рефлексии может возникнуть только после опыта ощущений. Потому что до и без ощущений не могут осуществляться никакие действия ума. Отсюда видно, что Локк не просто эмпирик, но также теоретик сенсуализма – учения о том, что все человеческое познание осуществляется на основе ощущений (чувств)» [3]. Локк выделяет простые и сложные идеи. Простые идеи возникают на основе как чувственного, так и рефлективного опыта и воспринимаются нашим умом пассивно. Простые идеи совершенно элементарны, они не содержат в себе никаких частей и потому не поддаются сведению к какимлибо более простым идеям. В процессе своей деятельности разум активно создает новые идеи путем сочетания различных простых идей. Эти новые производные идеи Локк называет сложными идеями. Они состоят из ряда простых идей, а потому поддаются анализу и могут быть разложены на компоненты. Вот как Локк пишет о простых и сложных идеях: «Эти простые идеи, материал всего нашего знания, предлагаются и доставляются душе только двумя вышеупомянутыми путями, а именно Локк утверждает, что первичные качества присущи объекту вне зависимости от нашего восприятия. К первичным качествам относятся, например, размер и форма предметов. А такие характеристики, как цвет предмета, зависимы от восприятия человеком. Разные люди видят те или иные цвета по-разному. Вторичные качества – цвет, запах, звук и вкус – существуют не сами по себе, а через наше восприятие. Свои представления Локк иллюстрирует знаменитым опытом с холодной и горячей водой: «…можно объяснить, каким образом одна и та же вода в одно и то же время может в одной руке вызывать идею холода, в другой – идею тепла. Если б эти идеи действительно находились в воде, то было бы невозможно, чтоб одна и та же вода в одно и то же время была и горячей и холодной. Наоборот, если мы вообразим себе, что теплота, как она чувствуется нашею рукою, есть только известный вид и степень движения в мельчайших частицах наших нервов, или жизненных духов, то мы можем понять, каким образом возможно, что одна и та же вода в одно и то же время в од

www.studocu.com

Развитие психологии сознания в эпоху Возрождения. Б.Спиноза, Дж.Локк

Дальнейшим этапом в становлении психологии сознания являются работы нидерландского философа-материалиста Бенедикта Спинозы (1632-1677). В основе его учения – пантеизм, представление о слиянии Бога и природы, которые вечны и существуют в соответствии с объективными закономерностями. Человек — это целостное телесно-духовное существо, для которого характерна неразрывность сенсорного восприятия, эмоций и мышлений. Теория познания Б. Спинозы представлена в работах по этике, в частности для решения ее центрального вопроса о соотношении свободы и необходимости.

Основоположником эмпирической психологии принято считать английского философа-просветителя и политического деятеля Джона Локка (1632-1704). Он признавал наличие внешнего и внутреннего опыта, которые служат основой, соответственно, для чувственного познания и рефлексивного знания. Продуктом рефлексии являются простые или сложные идеи как элементы внутреннего опыта: «простые идеи рефлексии – действия ума в отношении других идей» образуются двумя путями (через ощущение и рефлексию) и содержат только представление или восприятие. Сложные идеи образуются умом произвольно из простых идей благодаря действию следующих механизмов:

  • соединения,
  • суммирования,
  • сопоставления,
  • сравнения,
  • обобщения,
  • обособления,
  • предшествующей абстракции.

Сознание, по мнению Дж. Локка, есть восприятие того, что происходит у человека в его собственном уме. Это положение стало краеугольным камнем интроспективной психологии. В качестве объекта сознания стали рассматриваться не внешние предметы, а идеи (образы, представления, чувства). Иными словами, явления сознания порождаются внешним, исходящим из органов чувств опытом и внутренней работой разума индивида.

www.psyworld.info

Джон Локк

Разделы сайта: 

Джон Локк (1632-1704) — английский философ, родился в семье адвоката. Изучал медицину, был домашним врачом графа Шефтсбери -видного общественного деятеля времен Реставрации. Вместе с ним эмигрировал за границу (в 1683 г.), вернувшись в Англию лишь после революции 1688- 89 гг. Его жизнь протекала в основном в эпоху второй, славной Английской революции и после нее. Локк принимал активное участие в происходившей политической и идеологической борьбе как философ, экономист, общественный деятель, стремившийся в своих сочинениях обосновать законность компромисса между двумя господствующими классами английского общества. Б. Рассел назвал Дж. Локка «наиболее удачливым из всех философов» [История западной философии. М., 1959. С. 624], так как его взгляды в философии и политические воззрения находили понимание и приветствовались многими его современниками. В период жизни Локка Англия была занята радикальными политическими реформами, направленными на ограничение власти короля, создание парламентской формы правления, ликвидацию авторитаризма и обеспечение религиозной свободы. Локк — воплощение этих чаяний как в политике, так и в философии. Его главные произведения: «Опыт о человеческом разумении» (1690), «Два трактата о государственном правлении» (1690), «Письма о веротерпимости» (1685-1692), «Некоторые мысли о воспитании» (1693). Основное внимание в своих философских трудах Локк уделяет теории познания. В этом отразилась общая ситуация в философии того времени, когда последняя стала больше заниматься личностным сознанием, индивидуальными интересами людей. Локк обосновывает гносеологическую направленность своей философии тем, что указывает на необходимость максимального приближения исследований к интересам человека, так как «знание своих познавательных способностей предохраняет нас от скептицизма и умственной бездеятельности». В «Опыте о человеческом разумении» он описывает задачу философа как задачу мусорщика, который очищает землю, удаляя мусор из нашего знания. Концепция знания Локка как эмпирика основывается на сенсуалисгических принципах: нет ничего в уме, чего бы не было бы прежде в ощущениях, все человеческое знание в конечном счете выводится из явственного опыта. Трактат «Опыт о человеческом разумении» начинается с критики распространенных в то время в континентальной философии концепций о врожденности идей. Здесь он имеет в виду прежде всего воззрения Декарта и кембриджских платоников. Локк показывает, что все наше знание — математическое, логическое, метафизическое и др. — не является врожденным, а имеет опытное происхождение. Даже логические законы тождества и противоречия неизвестны детям и дикарям. «Идеи и понятия также мало рождаются вместе с нами, как искусства и науки», — писал Локк. Не существует и врожденных нравственных принципов. Он полагает, что великий ПРИНЦИП нравственности (золотое правило) более восхваляется, чем соблюдается» [Избр. произв. Т. 1. С. 97]. Он также отрицает и врожденность идеи Бога, которая возникает также опытным путем. Исходя из этой критики врожденности нашего знания, Локк, как любой сенсуалист, полагает, что ум человеческий представляет собой «tabula rasa» — «белую бумагу без каких- либо знаков и идеи . Единственный источник идей — опыт, который подразделяется на внешний и внутренний. Внешний опыт — это ощущения, которые заполняют чистый лист» различными письменами и которые мы получаем посредством зрения, слуха, осязания, обоняния и других органов чувств. Внутренний опыт — это идеи о своей собственной деятельности внутри себя о различных операциях нашего мышления, о своих психических состояниях — эмоциях, желаниях и т.п. Все они называются рефлексией, размышлением. Под идеей Локк понимает не только абстрактные понятия, но и ощущения, фантастические образы и т.п. За идеями, по мысли Локка, стоят вещи. Идеи ощущения подразделяются у Локка на два класса: 1) идеи первичных качеств; 2) идеи вторичных качеств. Первичные качества -это присущие телам свойства, которые неотъемлемы от них ни при каких обстоятельствах, а именно: протяженность, движение, покои, Аорма число, плотность. Первичные качества сохраняются при всех изменениях тел. Они находятся в самих вещах и потому называются реальными качествами. Вторичные качества не находятся в самих вещах Они всегда изменчивы, доставляются в наше сознание органами чувств К ним относятся: цвет, звук, вкус, запах и т.п. При этом Локк подчеркивает, что вторичные качества не иллюзорны. Хотя реальность их субъективна и находится в человеке, она все же порождена теми особенностями первичных качеств, которые вызывают определенную деятельность органов чувств. Между первичными и вторичными качествами имеется нечто общее: и в том, ив другом случаях идеи образуются через так называемый импульс. Например, фиалка посредством импульсов частиц материи создает в уме идеи голубого цвета и запаха. Идеи получаемые из двух источников опыта (ощущений и рефлексии), составляют фундамент, материал для дальнейшего процесса познания. Все они образуют комплекс простых идей: горькое, кислое, холодное, горячее и т.п. Простые идеи не содержат других идей и не могут быть созданы нами. Кроме них, существуют сложные идеи, которые производятся умом, когда он составляет и комбинирует простые. Сложными идеями могут быть необычные вещи, такие, как единороги и сатиры, которые не обладают реальным существованием, но всегда могут быть проанализированы как смесь простых идей, приобретаемых через опыт. Концепция возникновения и формирования первичных и вторичных качеств — пример применения аналитического и синтетического методов. Посредством анализа образуются простые идеи, посредством синтеза — сложные. В синтетической деятельности по соединению простых идей в сложные проявляется активность человеческого ума. Сложные идеи, образуемые синтетической деятельностью человеческого мышления, составляют ряд разновидностей. Одной из них является субстанция. По Локку, под субстанцией следует понимать как отдельные вещи -железо, камень, солнце, человек, представляющие примеры эмпирических субстанций, так и философские понятия — материя, дух. Понятие субстанции — проблема для Локка. В главе XXIII книги II «Опытов» он указывает, что группы простых идей «находятся постоянно вместе», т.е. образуют объекты, которые мы называем деревьями, яблоками, собаками и т.п. Он говорит, что, «не представляя как эти простые идеи могут существовать сами по себе, мы привыкаем предполагать некоторый субстрат, на основе которого они существуют и из которого они проистекают и который мы поэтому называем субстанцией». Так как Локк утверждает, что все наши понятия выводятся из опыта, то можно было бы ожидать, что он отвергнет понятие субстанции как бессмысленное, но он этого не делает, вводя разделение субстанций на эмпирические — любые вещи, и философской субстанции — универсальной материи, основа которой непознаваема. В теории восприятия Локка важная роль принадлежит языку. Роли языка много внимания уделяли предшествующие философы — Бэкон, Спиноза, Гоббс. Локк посвящает данному вопросу третью книгу своих «Опытов». Для Локка язык несет на себе две функции — гражданскую и философскую. Первая — средство общения между людьми, вторая -точность языка, выражающаяся в его эффективности. В главе «О злоупотреблении языка» Локк показывает, что несовершенство и запутанность языка, лишенного содержательности, используются малограмотными, невежественными людьми и отдаляют общество от истинного познания. Локк подчеркивает важную социальную особенность в развитии общества, когда в застойные или кризисные периоды процветают схоластические псевдознания, на которых наживаются множество бездельников или просто шарлатанов. Согласно Локку, язык — это система знаков, состоящая из чувственных меток наших идей, которые дают возможность нам, когда желаем, общаться друг с другом. Он утверждает, что идеи могут быть понятными сами по себе, без слов, а слова — это просто общественное выражение мысли и имеют значение, смысл, если поддерживаются идеями. Локк объясняет, как мы можем прийти к общим словам, которые обозначают общие идеи, путем обращения к понятию абстракции. Все существующие вещи, говорит он/являются индивидуальными, но по мере того, как мы развиваемся от детства к взрослому состоянию, мы наблюдаем общие качества в людях и вещах. Видя многих отдельных людей, например, и «отделяя от них обстоятельства времени и пространства и любые другие частные идеи», мы можем прийти к общей идее «человека». В этом и заключается процесс абстракции. Так образуются и другие общие идеи — животного, растения. Все они — результат деятельности разума, в основе их лежит сходство самих вещей. С вышеизложенным тесно связана проблема видов знания и его достоверности. По степени точности Локк различает следующие виды знания: интуитивное, демонстративное, сенситивное. Интуитивное знание — это истины самоочевидные. Примерами могут служить высказывания: «белое не есть черное», «треугольник не есть круг» и т.п. Демонстративное знание — это выводы, доказательства, они образуют дедуктивный вид познания. Интуитивное и демонстративное знание составляют умозрительное знание, которое обладает качеством бесспорности. Третий вид знания образуется на основании ощущений, чувств, возникающих при восприятии отдельных предметов. Они по своей достоверности значительно ниже первых двух. Существует, по Локку, и знание недостоверное, вероятное, или мнение. Однако из того что мы иногда не можем обладать ясным и отчетливым познанием, не следует, что мы не можем познавать вещи. Знать все невозможно, считал Локк, необходимо знать самое важное для нашего поведения. В работе «Два трактата о государственном правлении (169U) Локк излагает свое учение о государстве. Как и Гоббс, он рассматривает людей в естественном состоянии как «свободных, равных и независимых» [Избр. произв. Т. II. С. 56]. Он исходит из идеи борьбы индивида за свое самосохранение. Но в отличие от Гоббса, Локк разрабатывает тему частной собственности и труда, которые рассматривает как неотъемлемые атрибуты естественного человека. Он считает, что для естественного человека всегда было характерно владеть частной собственностью, что определялось его эгоистическими наклонностями, присущими ему от природы. Без частной собственности, по мнению Локка невозможно удовлетворить главные потребности человека. Наибольшую пользу природа может дать только тогда, когда становится личным достоянием. В свою очередь собственность тесно связана с трудом. Труд и трудолюбие — главные источники создания стоимости. Переход людей от естественного состояния к государству диктуется, согласно Локку, ненадежностью прав в естественном состоянии. Но свобода и собственность должны сохраняться и в условиях государства, так как для этого оно и возникает. При этом верховная государственная власть не может быть произвольной, неограниченной. Локку принадлежит заслуга выдвижения впервые в истории политической мысли идеи разделения верховной власти на законодательную, исполнительную и федеративную, так как только в условиях их независимости друг от друга можно обеспечить права личности. Локк фактически выступает как теоретик конституционных режимов, при которых законы и исполнительная власть подчинены правосудию и естественному праву. Политическая система становится соединением народа и государства, в котором каждый из них должен играть свою роль в условиях равновесия и контроля. Локк — сторонник отделения церкви от государства, а также противник подчинения знания откровению, отстаивая «естественную религию». Пережитые Локком исторические смуты побудили его проводить новую по тому времени идею веротерпимости. Она предполагает необходимость разделения между гражданской и религиозной сферами: гражданская власть не может устанавливать законы в религиозной сфере. Что же касается религии, то она не должна вмешиваться в действия гражданской власти, осуществляемой общественным договором между народом и светским государством. Свою сенсуалистическую теорию Локк применял и в своей теории воспитания, считая, что если индивид не может получить в обществе необходимые впечатления и идеи, то значит надо изменить общественные условия. В работах по педагогике он развил идеи формирования физически сильного и духовно цельного человека, который приобретает знания, полезные для общества. В своих «Опытах» Локк утверждал, что добро — это то, что доставляет длительное удовольствие и уменьшает страдание. В этом и состоит счастье человека. В то же время Локк подчеркивает, что моральное добро — это добровольное подчинение человеческой воли законам и общества и природы, которые находятся в божественной воле — истинной основе морали. Гармония между личными и общественными интересами достигается в благоразумном и благочестивом поведении. Философия Локка оказала огромное влияние на всю интеллектуальную мысль Запада как при жизни философа, так и в последующие периоды. Под воздействием его философии формировались взгляды Толанда, Кондильяка, французских материалистов. Влияние Локка чувствуется вплоть до XX в. Его мысли дали толчок развитию ассоциативной психологии. Большое влияние локковская концепция воспитания оказала на передовые педагогические идеи XVIII- XIX веков.

gumfak.ru

Джон Локк — Психологос

Джон Локк (29 августа 1632 — 28 октября 1704) — британский педагог и философ, представитель эмпиризма и либерализма. Способствовал распространению сенсуализма.

Биография

1632, 29 августа — в небольшом городке Рингтон на западе Англии, близ Бристоля, в семье провинциального адвоката родился Джон Локк.

1646 — по рекомендации командира его отца (который во время гражданской войны был капитаном в парламентской армии Кромвеля) зачислен в Вестминстерскую школу.

1652 — один из лучших учеников школы, Локк поступает в Оксфордский университет. В 1656 г. получает степень бакалавра, а в 1658 г. — магистра этого университета.

1667 — Локк принимает предложение лорда Эшли (впоследствии графа Шефтсбери) занять место домашнего врача и воспитателя его сына, и затем активно приобщается к политической деятельности.

1668 — Локка избирают членом Королевского общества, а в 1669 г. — членом его Совета. Главными областями интересов Локка были естествознание, медицина, политика, экономика, педагогика, отношение государства к церкви, проблема веротерпимости и свобода совести.

1667 — Локк приступает к созданию «Посланий о веротерпимости» (опубликованы: 1-е — в 1689 г., 2-е — 1692 г., 3-е — в 1692 г. (эти три — анонимно), 4-е — в 1706 г., уже после смерти Локка).

1671 — решает осуществить тщательное исследование познавательных способностей человеческого разума. Это был замысел главного труда ученого — «Опыта о человеческом разумении», над которым он работал 16 лет.

1672 и 1679 — Локк получает различные видные должности в высших правительственных учреждениях Англии. Но карьера Локка напрямую зависела от взлетов и падений Шефтсбери. С конца 1675 г. до середины 1679 г. из-за ухудшения здоровья Локк находился во Франции.

1683 — Локк вслед за Шефтсбери эмигрирует в Голландию.

1688—1689 — наступила развязка, положившая конец скитаниям Локка. Совершилась Славная революция, Вильгельм III Оранский был провозглашен королем Англии. Локк участвовал в подготовке переворота 1688 г., находился в тесном контакте с Вильгельмом Оранским и оказывал на него большое идейное влияние; в начале 1689 г. он возвращается на родину.

1690-е — вновь наряду с правительственной службой, он ведет широкую научную и литературную деятельность. В 1690 г. издаются «Опыт о человеческом разумении», «Два трактата о правлении», в 1693 г. — «Мысли о воспитании», в 1695 г. — «Разумность христианства».

1704, 28 октября — в загородном доме своего друга леди Дэмерис Мэшем, Локк, силы которого были подточены астмой, умер.

www.psychologos.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *