Цинизм — Википедия
Цини́зм (лат. Cynismus от др.-греч. Kυνισμός) или циничность — откровенное, вызывающе-пренебрежительное и презрительное отношение к нормам общественной морали, культурным ценностям и представлениям о благопристойности[1][2][3], отрицательное, нигилистическое отношение к общепринятым нормам нравственности[4], к официальным догмам господствующей идеологии[5].
Поведение, выражающее осознанное и демонстративное игнорирование определённых моральных ценностей.
Мировоззрение, воспринимающее этические ритуалы как мешающие или избыточные для решения практических задач, отрицающее такие мотивы поведения, как сострадание, жалость, стыд, сочувствие и другие, как несоответствующие личному интересу.
Цинизм в убеждениях и поведении характерен для людей (циников), готовых прибегать к любым средствам для достижения своих личных целей. Характерен он также и для людей, отчаявшихся найти средство против несправедливости и лицемерия общества, найти выход из своего бесправного положения
Поведение, воспринимаемое окружающими как циничное, вызывает осуждение общества и является провоцирующим конфликт фактором[7].
Цинизм, в отличие от морального релятивизма (дающего установку на относительность моральных принципов, их зависимость от субъекта и обстоятельств), задаёт установку на намеренное принижение, заведомое упрощение в интерпретации как собственных мотивов и норм поведения, так и мотивов других людей, установку на девальвацию принципов как таковых, всей сферы того, что воспринимается, как «высокое», «надличное».
Вульгарный цинизм — глумливо-ироническое отношение к тому, что выступает в качестве «высокого», «принципиального», наиболее свойственен аутсайдерам социальных и культурных процессов, социально и культурно слабым группам[8][9].
Кинизм
Цинизм берёт своё название от древнегреческой философии кинизма (киников называли циниками латиняне [10]), некоторые элементы которой, в упрощённой и огрубленной форме, он воспроизводит. Однако в сравнении с кинизмом, цинизм — это вырожденная форма философствования[10].
Кинизм, как философская школа, был основан Антисфеном в IV веке до н. э. Киники стремились к естественности, к избавлению от условностей, и, сверх того, видели добродетель в презрении к условностям, в предельном упрощении жизни, быта, вместе с крайним ограничением своих потребностей, в приверженности к следованию собственной натуре. Избавление от условностей у киников включало в себя отстраненность от общества (государства, семьи), освобождение от догм религии и культуры, вплоть до представления необразованности, невоспитанности и неграмотности как блага. Одновременно с этим, как благо почитались верность и благодарность. Этика киников требовала «отучения от зла», то есть разрыва с устоявшимися нравственными нормами.
Идеи кинизма оказали большое влияние на многие течения европейской мысли, от стоицизма до экзистенциализма.
Современное понимание цинизма
К XIX веку выраженные негативные аспекты философии цинизма легли в основу нового, сильно отличающегося понимания цинизма. В новом понимании цинизм — это личностная позиция или поведение, ставящие под сомнение этические и социальные ценности, мотивы поведения других людей.
По словам Бертрана Рассела, «циники не только не способны верить в то, что им говорят, но и не способны вообще верить во что-либо»[11].
Современный цинизм, как продукт массового общества — разочарование в социальных механизмах и авторитетах, утопических, идеализированных ожиданиях народа. Цинизм может выражать себя через неудовлетворённость, разочарование и недоверие к организациям, авторитетам и другим аспектам социализации, и быть результатом накопленного отрицательного опыта, выражением негативных чувств.
При этом цинизм не является формой проявления критики, он не может выступать как оружие против власти, поскольку в современных обществах, демократических или тоталитарных, главенствующая идеология не предполагает действительно буквального отношения к себе; циническая дистанция, ирония входят в принятые правила игры [12].
Распространение массового цинизма появляется как реакция на резкие изменения в обществе, на их отрицательные стороны и на разочарование в новых идеалах, на разрыв между идеалами, заявленными как новая ценность, и реальностью. Цинизм выступает как механизм адаптации к общественной жизни, предъявляющей несогласуемые требования. Негативизм при этом направляется не на текущее положение дел и его недостатки, а на саму возможность каких-то более совершенных общественных отношений, на отрицание ценности прежних целей. При этом наполнение, конкретная направленность общественного цинизма зависит от того, какая именно сфера общества была затронута резкими изменениями и была нагружена новыми ценностями[9].
В идеологизированном обществе цинизм может стать реакцией на явную ложь, несоответствие официальной доктрины реальности, и в этом случае негативизм также распространяется на моральные принципы, идеалы, ценности в целом
В России общественный цинизм может рассматриваться как реакция на идеологические утопии и иллюзии, связанные с изменениям властных отношений, с идеей правовой, поддерживающейся без насилия и злоупотребления организацией коллективного существования. Для российского цинизма, как реакции на расхождение между надеждами на государство и неудовлетворённостью результатами его деятельности характерны: нигилистические оценки действий властей и государственных институтов, влиятельных в обществе групп; упреждающая враждебность к любым авторитетным фигурам; неверие в благие мотивы людей в целом, негативное отношение к массовому энтузиазму в общественной и политической сфере. При этом цинизм свойственен самым разным группам общества, включая сюда и властные группы[8] [9].
Цинизм в законодательстве
Цинизм может рассматриваться как квалифицирующий признак преступления. Так, в УК РСФСР 1960 года хулиганство (статья 206) могло быть признано как злостное и повлечь более тяжёлое наказание, если действия отличались по своему содержанию «исключительным цинизмом». Неоднозначное понятие «исключительного цинизма» не уточнялось в УК или других законодательных актах. Оно не вошло в статью «хулиганство» УК РФ 1996-го года[14], но выступает как признак хулиганства в УК Украины и УК Беларуси. «Исключительным цинизмом» может быть признано, например, издевательство над больными, стариками, проявление бесстыдства и грубой непристойности, надругательство над обычаями и традициями, и другое демонстративное пренебрежение к общепринятым нормам морали и основным нравственным ценностям общества[15][16].
См. также
Примечания
- ↑ Цинизм — Толковый словарь русского языка Ушакова
- ↑ Цинизм — Малый академический словарь
- ↑ Цинизм — Современный толковый словарь русского языка Ефремовой
- ↑ Цинизм — Романова Н. Н., Филиппов А. В. Словарь. Культура речевого общения: этика, прагматика, психология, 2010 г.
- ↑ Цинизм — Энциклопедия социологии, 2009
- ↑ Цинизм — статья из «Политическая наука: Словарь-справочник», 2010 г.
- ↑ Цинизм — Анцупов А. Я., Шипилов А. И. Словарь конфликтолога, 2009 г.
- ↑ 1 2 Цинизм «непереходного» общества Л. Д. Гудков Вестник общественного мнения: Данные. Анализ. Дискуссии. 2005. № 2 (76). С. 43-62
- ↑ 1 2 3 Перерождения «советского человека». Л. Д. Гудков // Одиссей: человек в истории. 2007.
- ↑ 1 2 В. А. Канке. Философия: Учебное пособие. Гл. «Эллинистическая философия»
- ↑ О юношеском цинизме Б.Рассел (1929)
- ↑ Возвышенный объект идеологии. Гл. «Цинизм как идеология». С.Жижек (1989) // М., «Художественный журнал», 1999, 238 стр., c.18-19.
- ↑ Абрахам Маслоу «Мотивация и личность» // N.Y.: Harper & Row, 1970; СПб.: Евразия, 1999. Гл. «Теория человеческой мотивации»
- ↑ Хулиганство. Комментарий к статье 213 — А. В. Бриллиантов. КОММЕНТАРИЙ К УГОЛОВНОМУ КОДЕКСУ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, 2011
- ↑ Постановление Пленума Верховного Суда Республики Беларусь от 24 марта 2005 г. № 1 «О судебной практике по уголовным делам о хулиганстве»
- ↑ Статья 296. Хулиганство. — Кармазин Ю. А., Стрельцов Е. Л. и др. УГОЛОВНЫЙ КОДЕКС УКРАИНЫ. КОММЕНТАРИЙ. (2001)
Литература
Ссылки
wikipedia.green
кто это такой, какие бывают и кто такой циничный человек
Известны различные типы личности. Одни вызывают позитивные эмоции, а другие притягивают негатив. Циник относится ко второму варианту. Но почему тогда этот типаж до сих пор распространен в обществе? Какие причины делают человека циничным? Есть ли рациональное зерно в таком отношении к жизни? Какие преимущества цинизма, и какие опасности он скрывает? Насколько сложно общаться с подобными людьми? Можно ли их перевоспитать? Как определить эти качества у собеседника? Обо всем этом подробнее.
Кто такой циник
Циник — это человек, который демонстративно пренебрегает социальными, культурными или религиозными ценностями, а также моральными нормами и правилами поведения. В обществе не существует единого мнения относительно такого типа людей. Одни усматривают в цинике сильную личность, остроумную и решительную, которая видит человеческие недостатки и смело порицает их. Другие считают, что циничный человек – это аморальный тип, который не способен чувствовать, а лишь насмехается над всем, что дорого нормальным людям. Постараемся разобраться, кто из них ближе к истине.
Описывая тип личности циник, авторы делает основной акцент на деструктивности этого понятия. Так что, большинство читателей, желающих разобраться в этой теме, без длительных поисков в Интернете, прочитают пару статей и решат, что циники плохие. Но, если проанализировать свой собственный жизненный опыт, то становится понятным, что циничный человек вовсе не такой плохой. Для начала разберемся с самим понятием и историей его возникновения.
Бунт против общественных норм и распорядков, вероятно, встречался с момента зарождения человечества. Это еще не был цинизм, в его современном понимании. Просто отдельные люди, из-за особенностей их темперамента или характера, сложнее уживались с окружающими. Впервые цинизм, как массовое явление, появился в Древней Греции, примерно в IV-V веках до нашей эры. Именно тогда мыслитель Антисфен основал философскую школу киников, которые начали борьбу против условностей. Они приветствовали максимальное упрощение и естественность всех сфер жизни. Римляне видимо плохо выговаривали букву «к», потому впоследствии переименовали их в циников.
Пройти тест на тип темперамента
Одним из ярких последователей кинизма стал Диоген Синопский, запомнившийся современникам и потомкам уникальным образом жизни. В массовую культуру прочно вошло представление о нем, как о философе, который жил в бочке. Даже будучи философией, кинизм тесно соприкасался с маргинальностью, то есть выпадением человека из социальных взаимоотношений. Такой тип мышления и в XXI веке подталкивает своего обладателя к асоциальному образу жизни. Но это происходит только в случае яркой выраженности цинизма.
Проходили столетия, и постепенно философский кинизм отступил, оставив лишь слово, которым начали называть тех, кто не принимает общественные нормы. Вряд ли чувствуют себя причастными к философии современные бездомные, либо злопыхатели, очерняющие любые стороны человеческих отношений. Но настолько ли неправы люди, которые проявляют цинизм? Для ответа на этот вопрос необходимо разобраться в причинах, которые порождают этот тип мировоззрения.
Как правило, циниками становятся в ответ на безнаказанность или разочарование. Это разные варианты, соответственно и их «плоды» нельзя оценивать одинаково. В первом случае речь идет о чувстве вседозволенности и самоуверенности, когда доминирует эгоцентризм. Ярким примером таких циников считаются представители «золотой молодежи». Они не верят в искренность окружающих, упиваются властью родительских денег, наплевательски относятся к законам и порядкам, понимая, что в любой ситуации смогут откупиться. Порой их поведение представляет угрозу для окружающих.
Ко второму варианту относятся циники, которые просто разочаровались в справедливости мира. Это мировоззрение становится для них защитной реакцией. В отличие от мажоров, такие люди характеризуются определенным нарушением психики, которое может прогрессировать, превращая их в преступников или мизантропов (ненавидят окружающих). В зависимости от степени выраженности цинизма, принято говорить о различных его видах, которые рассмотрим детально.
Виды циников
Циник – персонаж довольно не однородный, отличающийся многими разновидностями и смежными формами. Прежде всего, можно говорить о профессиональном и бытовом цинизме.
Первый присущ представителям различных специальностей, которые связаны с большими эмоциональными нагрузками. Например, работникам медицины, правоохранительных органов, средств массовой информации, адвокатуры, сферы продаж и т.д. В мировой культуре популярным стал образ Доктора Хауса, который, будучи первоклассным врачом, демонстрирует несносный характер и неуважение к своим коллегам. Для таких, как он, циничность – профессиональная необходимость, без которой не возможно долго выполнять свои обязанности.
Бытовые циники – люди, которые переносят недоверие и аморальность в свою личную жизнь. Они насмехаются над чувствами и правилами своей семьи, соседей, друзей, случайных собеседников, либо представителей противоположного пола. Последним, как правило, достается больше всех.
Пройти тест на тип личности
Расширенная классификация циников выглядит следующим образом:
- Ироничные – любят черный юмор и жесткие шутки;
- Вульгарные – склонны опошлять человеческие чувства;
- Здоровые (нормальные) – просто не дают себя одурачить;
- Ярые – проявляют свою натуру в любых ситуациях;
- Алчные – во всем пытаются найти выгоду;
- Злостные – упивающиеся чужими неудачами;
- Рациональные – детально анализируют ситуацию без лишних эмоций.
Если ирония – это одно из свойств развитого интеллекта, а рациональность просто отображает аналитический склад ума, то такие циники ничего плохого не делают. Так же, как и нормальные представители этого типа личности. Они просто смотрят вглубь жизненных ситуаций, откидывая ненужную романтизацию и «розовые очки». Алчность нельзя назвать хорошим качеством человека, но в современном прагматичном обществе, стремление к наживе и обогащению стало социальной нормой, не сильно огорчая окружающих.
Самыми неприятными собеседниками оказываются вульгарные, ярые и злостные циники, поскольку они демонстрируют явный перебор. Вульгарность, как правило, отображает психическую ущербность человека, поскольку шутки «ниже пояса» свидетельствуют о невысоком интеллекте их автора. Чрезмерная циничность отталкивает от человека собеседников, постепенно делая его одиноким. Злобливость вообще превращает человека в аморального индивида, склонного к противозаконным действиям. В криминальном законодательстве даже отметка особая есть, о преступлениях, совершенных с «исключительным цинизмом».
Злобливость присуща и людям, которые склонны к вандализму. Каждый вандал отличается пренебрежением к ценностям, но не каждый циник займется вандализмом. Эти понятия взаимосвязаны, но не тождественны. Ведь циничность предполагает не восприятие чужих ценностей, но не их разрушение. Тогда, как вандал занимается именно физическим надругательством.
Чуть ближе к цинику находится нигилист. Этот человек отрицает какие-либо правила, законы и убеждения. В отличие от циника, он склонен сомневаться именно в процессе познания, а не моральных аспектах. Нигилист редко когда будет высмеивать чувства другого, но с завидным энтузиазмом поспорит с утверждениями ученых, философов и просветителей.
Еще одной разновидностью считается подростковый цинизм, который проявляется в качестве своеобразного протеста против мира взрослых. Как правило, это явление возникает в период полового и личностного созревания, когда подросток ставит под сомнения идеалы взрослого мира. Не стоит думать, что подросток-циник обязательно перевоспитается в юношеские годы. Инфантильность может остаться и в 30 или 40 лет. Чаще этому подвержены мужчины. Среди них больше циников, чем среди женщин, хотя этот тип личности встречается среди обоих полов.
Как распознать циника
Вряд ли найдется взрослый человек, который скажет «циник, кто это?», ведь мы то и дело встречаем таких людей. Они привлекают к себе внимание жестким юмором, недоверием к окружающим и пренебрежительным отношением к общепринятым правилам. Поначалу, это вызывает симпатию, поскольку такие личности кажутся сильными и независимыми.
Но вскоре мнение меняется, поскольку циники очень часто «перегибают палку», насмехаясь над теми вещами, которые вызывают сочувствие у остальных людей. В этом кроется главная опасность, которой подвержен каждый циник. Рано или поздно он может оказаться совершенно один. Подробнее о недостатках этого типажа поговорим дальше. Но, справедливости ради, рассмотрим и преимущества такого типа мышления.
Пройти тест на самооценку
Хорошо или плохо быть циником
Если бы циник был абсолютно негативным персонажем, то, скорее всего, он исчез бы в процессе социальной эволюции. Если этого не произошло, то у него должны быть и сильные стороны. Сейчас их и обсудим.
Преимущества циников
Размышляя о том, кто такой циник, значение этого слова очень часто искажается. Под общую гребенку подпадают хамы, преступники, вандалы, маргиналы, мизантропы и прочие асоциальные элементы. Но это не всегда соответствует истине. Безусловно, люди, причастные к криминалу, отличаются цинизмом, но далеко не каждый циник способен на преступление. Очень часто, этот тип мышления возникает в ответ на разочарование, как психологическая защита.
В этом первый его плюс – невосприимчивость к лживым обещаниям и показной добродетели. Когда человек перестает быть чересчур доверчивым, его сложнее обмануть. Второй плюс – искренность. Циник может назвать вещи своими именами и не тратить время на подбирание подходящих слов. Третье преимущество – мода. Дело в том, что образ циника достаточно популярен в обществе. Вспомнить доктора Быкова или Хауса. Соответственно, те люди, которые ему соответствуют, зачастую вызывают интерес и симпатию.
Недостатки циников
Главный недостаток циников в том, что рано или поздно симпатия сменяется антипатией, поскольку долго терпеть их насмешки и пренебрежение захотят далеко не все. Одиночество – логический итог для людей с таким мировоззрением. Более этого, циники могут настраивать против себя окружающих, приобретая врагов и недоброжелателей.
Помимо чисто социального ущерба, люди с таким типом мышления страдают и психологически, поскольку испытывают меньше эмоций. Они лишают себя романтических переживаний, любви и дружбы. Вечно сомневаясь и подозревая собеседников, циник усложняет коммуникацию. О том, насколько трудно с ним общаться, поговорим в следующем разделе.
Как себя вести с циником
Любому, кто решит завязать общение с циником, следует заранее подготовиться к возможным «бонусам». Не стоит рассчитывать на сопереживание со стороны этого человека. Также глупо надеяться на доверие и искренность. С одной стороны, циник не будет подбирать слов, поскольку не боится обидеть собеседника. С другой, он не будет достаточно искренним, поскольку вряд ли кому-то доверится. Все, чтобы не прозвучало в его сторону, будет подвергнуто сомнению и высмеяно. Так что, любому собеседнику стоит предусмотреть целый ряд аргументов в пользу сказанного.
При этом циник достаточно удобен в рабочем и деловом плане. Он все «приземляет» и пытается свести к выгоде. Так что, если общение с этим человеком может оказаться взаимно выгодным, то диалог устроит каждого. Такой подход определяет деловую активность человека, но усложняет его личную жизнь. Сложности начинаются с ранних лет.
Как воспитывать циника
Настоящим циником может считаться только взрослый человек с окончательно сформировавшимся мировоззрением. Дети и подростки порой проявляют это качество, но оно несет скорее адаптивный характер, чем характеризует их личность. Главный вопрос – «стоит ли вообще воспитывать человека циником?», ведь это качество заметно усложняет его социализацию.
Безусловно, наивность и доверчивость – плохие союзники, но вечный скепсис и ожидание подвоха, также усложняют жизнь. Если ребенок ведет себя, как циник, желательно его перевоспитать. Показать примеры искренних чувств и объяснить смысл соблюдения правил. В конце концов, человек – существо социальное, потому нельзя полностью выпадать из его рамок. Конечно, свою голову иметь нужно, но это совершенно не означает пренебрежения к чувствам и ценностям других.
Циник – человек, который одновременно вызывает антипатию и жалость. Безусловно, он ведет себя аморально, порой даже по-хамски. Но причины этого поведения, как правило, скрываются в глубоких психологических травмах. Если их вовремя не исправить, такие люди рискуют оказаться одинокими, а перед этим успеют морально изранить окружающих.
wikigrowth.ru
Какими характеристиками обладает циничный человек? Значение слова «циник» :: SYL.ru
Выражение «цинизм» образовано от названия философской древнегреческой школы киников (по-другому циников). Ее представители (Диоген, Антисфен и др.) проповедовали такой взгляд на общепринятые нравственные ценности и нормы, как пренебрежение.
Что значит циничный человек? Проще говоря, он, как правило, демонстративно показывает собственную аморальность.
Значение слова «цинизм» в древние времена
Что такое цинизм? Циниками (или киниками) в четвертом веке до нашей эры называли себя философы, которые презирали все условности и стремились к упрощению жизни по максимуму. Кроме того, они отрицали и общественные традиции, и нормы этические, и даже за благо принимали неграмотность.
По прошествии времени немного изменилось значение слова. «Циничный человек» приобрел более широкую формулировку.Цинизм в современности
В современности так называют людей, пренебрегающих этическими и моральными нормами, причем демонстративно. Как правило, циники отрицают сострадание, жалость, стыд и находят для любого своего поступка мотивацию.
Все прекрасное и высокое ими отрицается: любовь сводится к сексу, сочувствие к тому, чтобы покрасоваться на фоне не очень везучих и успешных, благодарность – к желанию получить лишь выгоду. Для таких людей характерны постоянные насмешки над всем, что дорого и очень значимо большинству, а также грубые формулировки по поводу всего этого.
Авторитета для таких людей не существует. По их мнению, правда всегда на их стороне. Доверяют они только себе. В общении часто ироничны и в то же время немного интересны.Циничный человек: особенности общения с ним
К сожалению, цинизм сейчас моден. Человек такого характера обычно без особых усилий производит впечатление умного, продвинутого. Сами они называют себя реалистами и считают, что судят о мире беспристрастно.
В общем, отношение к ним неоднозначное. С одной стороны, такое поведение обычно вызывает протест и большей частью негодование у общества. А с другой стороны, незначительный умеренный цинизм чаще воспринимается людьми как признак развитого интеллекта. Циничный человек легко различает через любую словесную шелуху истину, суть.
Многие из таких людей пользуются тем, что даже небольшая доля цинизма придает человеку умному какой-то шарм, позволяющий выигрывать на фоне недалеких по уму восторженных людей.
Вообще, люди устроены так, что им нужно во что-то верить, что-то ценить. И всегда найдется человек, обесценивающий то, что важно для окружающих его людей, причем все это делается довольно нетактично. Для него ведь и деликатность с тактом тоже не являются ценностью.
Кто же он такой? Просто циничный человек это. Какой нормальный человек захочет общаться с ним? Ведь в результате общения с циником последствия таковы, будто наступает ощущение опустошенности, а жизнь начинает казаться примитивной и даже бессмысленной.Да и совместная жизнь с циником невыносима. В противном случае, это путь к депрессии и неуверенности в себе.
Как становятся циниками
Цинизм – итог жизненного опыта, причем не очень благоприятного. Чем больше несправедливостей и разочарований встречает на своем пути человек, тем вероятнее, что он станет этим самым циником.
Все идеалы, приобретенные в детстве, разрушаются один за другим, когда человек оказывается в обществе со всеми происходящими в нем негативными моментами. И если он не сможет принять мир таким, каков он есть, и не найдет новые идеалы, он может начать отрицать все то, что раньше в нем имело ценность, ну и, естественно, важно для общества. Так зарождается не очень хороший циничный человек.Неотъемлемым спутником такой черты человека является гордыня. Циник не готов признавать свои ошибки, недостатки. Проще ему сделать виноватыми других.
Обычно цинизмом страдают подростки. Это своего рода реакция на изменение личности. Так многие подростки защищают себя от мира, кажущегося им враждебным. С взрослением многие перерастают это, но многие остаются циниками на всю жизнь.
Можно ли полюбить циника?
Как ни странно, циники довольно популярны у противоположного пола. Большинство людей ошибочно воспринимают цинизм за признаки ума, уверенности в себе. Эти качества привлекательны. Обычно этим восхищаются девушки, считая их признаками характера настоящего мужчины. Этим самым многие сильно обманывают себя.
Причем, они полагают, что циничный человек именно с ними будет совершенно другим: раскроет свою другую сторону (восторженную и нежную) и покажет, на какие чистые любовные отношения он способен. Как правило, такие ожидания не сбываются. Причина тому то, что любовь тоже не существует для циника, ведь он не способен на такие чувства.Цинизм у человека чаще проявляется в таких ситуациях, когда он ощущает отчаяние (уже нечего терять) и собственную безнаказанность.
www.syl.ru
Циник Википедия
Цини́зм (лат. Cynismus от др.-греч. Kυνισμός) или циничность — откровенное, вызывающе-пренебрежительное и презрительное отношение к нормам общественной морали, культурным ценностям и представлениям о благопристойности[1][2][3], отрицательное, нигилистическое отношение к общепринятым нормам нравственности[4], к официальным догмам господствующей идеологии[5].
Поведение, выражающее осознанное и демонстративное игнорирование определённых моральных ценностей.
Мировоззрение, воспринимающее этические ритуалы как мешающие или избыточные для решения практических задач, отрицающее такие мотивы поведения, как сострадание, жалость, стыд, сочувствие и другие, как несоответствующие личному интересу.
Цинизм в убеждениях и поведении характерен для людей (циников), готовых прибегать к любым средствам для достижения своих личных целей. Характерен он также и для людей, отчаявшихся найти средство против несправедливости и лицемерия общества, найти выход из своего бесправного положения[6].
Поведение, воспринимаемое окружающими как циничное, вызывает осуждение общества и является провоцирующим конфликт фактором[7].
Цинизм, в отличие от морального релятивизма (дающего установку на относительность моральных принципов, их зависимость от субъекта и обстоятельств), задаёт установку на намеренное принижение, заведомое упрощение в интерпретации как собственных мотивов и норм поведения, так и мотивов других людей, установку на девальвацию принципов как таковых, всей сферы того, что воспринимается, как «высокое», «надличное».
Вульгарный цинизм — глумливо-ироническое отношение к тому, что выступает в качестве «высокого», «принципиального», наиболее свойственен аутсайдерам социальных и культурных процессов, социально и культурно слабым группам[8][9].
Кинизм[ | ]
Цинизм берёт своё название от древнегреческой философии кинизма (киников называли циниками латиняне[10]), некоторые элементы которой, в упрощённой и огрубленной форме, он воспроизводит. Однако в сравнении с кинизмом, цинизм — это вырожденная форма философствования[10].
Кинизм, как философская школа, был основан Антисфеном в IV веке до н. э. Киники стремились к естественности, к избавлению от условностей, и, сверх того, видели добродетель в презрении к условностям, в предельном упрощении жизни, быта, вместе с крайним ограничением своих потребностей, в приверженности к следованию собственной натуре. Избавление от условностей у киников включало в себя отстраненность от общества (государства, семьи), освобождение от догм религии и культуры, вплоть до представления необразованности, невоспитанности и неграмотности как блага. Одновременно с этим, как благо почитались верность и благодарность. Этика киников требовала «отучения от зла», то есть разрыва с устоявшимися нравственными нормами.
Идеи кинизма оказали большое влияние на многие течения европейской мысли, от стоицизма до
ru-wiki.ru
Цинизм — Википедия
Цини́зм (лат. Cynismus от др.-греч. Kυνισμός) или циничность — откровенное, вызывающе-пренебрежительное и презрительное отношение к нормам общественной морали, культурным ценностям и представлениям о благопристойности[1][2][3], отрицательное, нигилистическое отношение к общепринятым нормам нравственности[4], к официальным догмам господствующей идеологии[5].
Поведение, выражающее осознанное и демонстративное игнорирование определённых моральных ценностей.
Мировоззрение, воспринимающее этические ритуалы как мешающие или избыточные для решения практических задач, отрицающее такие мотивы поведения, как сострадание, жалость, стыд, сочувствие и другие, как несоответствующие личному интересу.
Цинизм в убеждениях и поведении характерен для людей (циников), готовых прибегать к любым средствам для достижения своих личных целей. Характерен он также и для людей, отчаявшихся найти средство против несправедливости и лицемерия общества, найти выход из своего бесправного положения[6].
Поведение, воспринимаемое окружающими как циничное, вызывает осуждение общества и является провоцирующим конфликт фактором[7].
Цинизм, в отличие от морального релятивизма (дающего установку на относительность моральных принципов, их зависимость от субъекта и обстоятельств), задаёт установку на намеренное принижение, заведомое упрощение в интерпретации как собственных мотивов и норм поведения, так и мотивов других людей, установку на девальвацию принципов как таковых, всей сферы того, что воспринимается, как «высокое», «надличное».
Вульгарный цинизм — глумливо-ироническое отношение к тому, что выступает в качестве «высокого», «принципиального», наиболее свойственен аутсайдерам социальных и культурных процессов, социально и культурно слабым группам[8][9].
Кинизм
Цинизм берёт своё название от древнегреческой философии кинизма (киников называли циниками латиняне[10]), некоторые элементы которой, в упрощённой и огрубленной форме, он воспроизводит. Однако в сравнении с кинизмом, цинизм — это вырожденная форма философствования[10].
Кинизм, как философская школа, был основан Антисфеном в IV веке до н. э. Киники стремились к естественности, к избавлению от условностей, и, сверх того, видели добродетель в презрении к условностям, в предельном упрощении жизни, быта, вместе с крайним ограничением своих потребностей, в приверженности к следованию собственной натуре. Избавление от условностей у киников включало в себя отстраненность от общества (государства, семьи), освобождение от догм религии и культуры, вплоть до представления необразованности, невоспитанности и неграмотности как блага. Одновременно с этим, как благо почитались верность и благодарность. Этика киников требовала «отучения от зла», то есть разрыва с устоявшимися нравственными нормами.
Идеи кинизма оказали большое влияние на многие течения европейской мысли, от стоицизма до экзистенциализма.
Видео по теме
Современное понимание цинизма
К XIX веку выраженные негативные аспекты философии цинизма легли в основу нового, сильно отличающегося понимания цинизма. В новом понимании цинизм — это личностная позиция или поведение, ставящие под сомнение этические и социальные ценности, мотивы поведения других людей.
По словам Бертрана Рассела, «циники не только не способны верить в то, что им говорят, но и не способны вообще верить во что-либо»[11].
Современный цинизм, как продукт массового общества — разочарование в социальных механизмах и авторитетах, утопических, идеализированных ожиданиях народа. Цинизм может выражать себя через неудовлетворённость, разочарование и недоверие к организациям, авторитетам и другим аспектам социализации, и быть результатом накопленного отрицательного опыта, выражением негативных чувств.
При этом цинизм не является формой проявления критики, он не может выступать как оружие против власти, поскольку в современных обществах, демократических или тоталитарных, главенствующая идеология не предполагает действительно буквального отношения к себе; циническая дистанция, ирония входят в принятые правила игры[12].
Распространение массового цинизма появляется как реакция на резкие изменения в обществе, на их отрицательные стороны и на разочарование в новых идеалах, на разрыв между идеалами, заявленными как новая ценность, и реальностью. Цинизм выступает как механизм адаптации к общественной жизни, предъявляющей несогласуемые требования. Негативизм при этом направляется не на текущее положение дел и его недостатки, а на саму возможность каких-то более совершенных общественных отношений, на отрицание ценности прежних целей. При этом наполнение, конкретная направленность общественного цинизма зависит от того, какая именно сфера общества была затронута резкими изменениями и была нагружена новыми ценностями[9]. В идеологизированном обществе цинизм может стать реакцией на явную ложь, несоответствие официальной доктрины реальности, и в этом случае негативизм также распространяется на моральные принципы, идеалы, ценности в целом[13].
В России общественный цинизм может рассматриваться как реакция на идеологические утопии и иллюзии, связанные с изменениям властных отношений, с идеей правовой, поддерживающейся без насилия и злоупотребления организацией коллективного существования. Для российского цинизма, как реакции на расхождение между надеждами на государство и неудовлетворённостью результатами его деятельности характерны: нигилистические оценки действий властей и государственных институтов, влиятельных в обществе групп; упреждающая враждебность к любым авторитетным фигурам; неверие в благие мотивы людей в целом, негативное отношение к массовому энтузиазму в общественной и политической сфере. При этом цинизм свойственен самым разным группам общества, включая сюда и властные группы[8][9].
Цинизм в законодательстве
Цинизм может рассматриваться как квалифицирующий признак преступления. Так, в УК РСФСР 1960 года хулиганство (статья 206) могло быть признано как злостное и повлечь более тяжёлое наказание, если действия отличались по своему содержанию «исключительным цинизмом». Неоднозначное понятие «исключительного цинизма» не уточнялось в УК или других законодательных актах. Оно не вошло в статью «хулиганство» УК РФ 1996-го года[14], но выступает как признак хулиганства в УК Украины и УК Беларуси. «Исключительным цинизмом» может быть признано, например, издевательство над больными, стариками, проявление бесстыдства и грубой непристойности, надругательство над обычаями и традициями, и другое демонстративное пренебрежение к общепринятым нормам морали и основным нравственным ценностям общества[15][16].
См. также
Примечания
- ↑ Цинизм — Толковый словарь русского языка Ушакова
- ↑ Цинизм — Малый академический словарь
- ↑ Цинизм — Современный толковый словарь русского языка Ефремовой
- ↑ Цинизм — Романова Н. Н., Филиппов А. В. Словарь. Культура речевого общения: этика, прагматика, психология, 2010 г.
- ↑ Цинизм — Энциклопедия социологии, 2009
- ↑ Цинизм — статья из «Политическая наука: Словарь-справочник», 2010 г.
- ↑ Цинизм — Анцупов А. Я., Шипилов А. И. Словарь конфликтолога, 2009 г.
- ↑ 1 2 Цинизм «непереходного» общества Л. Д. Гудков Вестник общественного мнения: Данные. Анализ. Дискуссии. 2005. № 2 (76). С. 43-62
- ↑ 1 2 3 Перерождения «советского человека». Л. Д. Гудков // Одиссей: человек в истории. 2007.
- ↑ 1 2 В. А. Канке. Философия: Учебное пособие. Гл. «Эллинистическая философия»
- ↑ О юношеском цинизме Б.Рассел (1929)
- ↑ Возвышенный объект идеологии. Гл. «Цинизм как идеология». С.Жижек (1989) // М., «Художественный журнал», 1999, 238 стр., c.18-19.
- ↑ Абрахам Маслоу «Мотивация и личность» // N.Y.: Harper & Row, 1970; СПб.: Евразия, 1999. Гл. «Теория человеческой мотивации»
- ↑ Хулиганство. Комментарий к статье 213 — А. В. Бриллиантов. КОММЕНТАРИЙ К УГОЛОВНОМУ КОДЕКСУ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, 2011
- ↑ Постановление Пленума Верховного Суда Республики Беларусь от 24 марта 2005 г. № 1 «О судебной практике по уголовным делам о хулиганстве»
- ↑ Статья 296. Хулиганство. — Кармазин Ю. А., Стрельцов Е. Л. и др. УГОЛОВНЫЙ КОДЕКС УКРАИНЫ. КОММЕНТАРИЙ. (2001)
Литература
Ссылки
wiki2.red
циник — Викисловарь
См. также киник. |
Содержание
- 1 Русский
- 1.1 Морфологические и синтаксические свойства
- 1.2 Произношение
- 1.3 Семантические свойства
- 1.3.1 Значение
- 1.3.2 Синонимы
- 1.3.3 Антонимы
- 1.3.4 Гиперонимы
- 1.3.5 Гипонимы
- 1.4 Родственные слова
- 1.5 Этимология
- 1.6 Фразеологизмы и устойчивые сочетания
- 1.7 Перевод
- 1.8 Метаграммы
В Викиданных есть лексема циник (L178407). |
Морфологические и синтаксические свойства
падеж | ед. ч. | мн. ч. |
---|---|---|
Им. | ци́ник | ци́ники |
Р. | ци́ника | ци́ников |
Д. | ци́нику | ци́никам |
В. | ци́ника | ци́ников |
Тв. | ци́ником | ци́никами |
Пр. | ци́нике | ци́никах |
ци́-ник
Существительное, одушевлённое, мужской род, 2-е склонение (тип склонения 3a по классификации А. А. Зализняка).
Корень: -цин-; суффикс: -ик [Тихонов, 1996].
Произношение
- МФА: ед. ч. [ˈt͡sɨnʲɪk], мн. ч. [ˈt͡sɨnʲɪkʲɪ]
Семантические свойства
Значение
- истор., филос. то же, что киник; последователь древнегреческой философской школы, про
ru.wiktionary.org
Цинизм — Википедия. Что такое Цинизм
Цини́зм (лат. Cynismus от др.-греч. Kυνισμός) или циничность — откровенное, вызывающе-пренебрежительное и презрительное отношение к нормам общественной морали, культурным ценностям и представлениям о благопристойности[1][2][3], отрицательное, нигилистическое отношение к общепринятым нормам нравственности[4], к официальным догмам господствующей идеологии[5].
Поведение, выражающее осознанное и демонстративное игнорирование определённых моральных ценностей.
Мировоззрение, воспринимающее этические ритуалы как мешающие или избыточные для решения практических задач, отрицающее такие мотивы поведения, как сострадание, жалость, стыд, сочувствие и другие, как несоответствующие личному интересу.
Цинизм в убеждениях и поведении характерен для людей (циников), готовых прибегать к любым средствам для достижения своих личных целей. Характерен он также и для людей, отчаявшихся найти средство против несправедливости и лицемерия общества, найти выход из своего бесправного положения[6].
Поведение, воспринимаемое окружающими как циничное, вызывает осуждение общества и является провоцирующим конфликт фактором[7].
Цинизм, в отличие от морального релятивизма (дающего установку на относительность моральных принципов, их зависимость от субъекта и обстоятельств), задаёт установку на намеренное принижение, заведомое упрощение в интерпретации как собственных мотивов и норм поведения, так и мотивов других людей, установку на девальвацию принципов как таковых, всей сферы того, что воспринимается, как «высокое», «надличное».
Вульгарный цинизм — глумливо-ироническое отношение к тому, что выступает в качестве «высокого», «принципиального», наиболее свойственен аутсайдерам социальных и культурных процессов, социально и культурно слабым группам[8][9].
Кинизм
Цинизм берёт своё название от древнегреческой философии кинизма (киников называли циниками латиняне[10]), некоторые элементы которой, в упрощённой и огрубленной форме, он воспроизводит. Однако в сравнении с кинизмом, цинизм — это вырожденная форма философствования[10].
Кинизм, как философская школа, был основан Антисфеном в IV веке до н. э. Киники стремились к естественности, к избавлению от условностей, и, сверх того, видели добродетель в презрении к условностям, в предельном упрощении жизни, быта, вместе с крайним ограничением своих потребностей, в приверженности к следованию собственной натуре. Избавление от условностей у киников включало в себя отстраненность от общества (государства, семьи), освобождение от догм религии и культуры, вплоть до представления необразованности, невоспитанности и неграмотности как блага. Одновременно с этим, как благо почитались верность и благодарность. Этика киников требовала «отучения от зла», то есть разрыва с устоявшимися нравственными нормами.
Идеи кинизма оказали большое влияние на многие течения европейской мысли, от стоицизма до экзистенциализма.
Современное понимание цинизма
К XIX веку выраженные негативные аспекты философии цинизма легли в основу нового, сильно отличающегося понимания цинизма. В новом понимании цинизм — это личностная позиция или поведение, ставящие под сомнение этические и социальные ценности, мотивы поведения других людей.
По словам Бертрана Рассела, «циники не только не способны верить в то, что им говорят, но и не способны вообще верить во что-либо»[11].
Современный цинизм, как продукт массового общества — разочарование в социальных механизмах и авторитетах, утопических, идеализированных ожиданиях народа. Цинизм может выражать себя через неудовлетворённость, разочарование и недоверие к организациям, авторитетам и другим аспектам социализации, и быть результатом накопленного отрицательного опыта, выражением негативных чувств.
При этом цинизм не является формой проявления критики, он не может выступать как оружие против власти, поскольку в современных обществах, демократических или тоталитарных, главенствующая идеология не предполагает действительно буквального отношения к себе; циническая дистанция, ирония входят в принятые правила игры[12].
Распространение массового цинизма появляется как реакция на резкие изменения в обществе, на их отрицательные стороны и на разочарование в новых идеалах, на разрыв между идеалами, заявленными как новая ценность, и реальностью. Цинизм выступает как механизм адаптации к общественной жизни, предъявляющей несогласуемые требования. Негативизм при этом направляется не на текущее положение дел и его недостатки, а на саму возможность каких-то более совершенных общественных отношений, на отрицание ценности прежних целей. При этом наполнение, конкретная направленность общественного цинизма зависит от того, какая именно сфера общества была затронута резкими изменениями и была нагружена новыми ценностями[9]. В идеологизированном обществе цинизм может стать реакцией на явную ложь, несоответствие официальной доктрины реальности, и в этом случае негативизм также распространяется на моральные принципы, идеалы, ценности в целом[13].
В России общественный цинизм может рассматриваться как реакция на идеологические утопии и иллюзии, связанные с изменениям властных отношений, с идеей правовой, поддерживающейся без насилия и злоупотребления организацией коллективного существования. Для российского цинизма, как реакции на расхождение между надеждами на государство и неудовлетворённостью результатами его деятельности характерны: нигилистические оценки действий властей и государственных институтов, влиятельных в обществе групп; упреждающая враждебность к любым авторитетным фигурам; неверие в благие мотивы людей в целом, негативное отношение к массовому энтузиазму в общественной и политической сфере. При этом цинизм свойственен самым разным группам общества, включая сюда и властные группы[8][9].
Цинизм в законодательстве
Цинизм может рассматриваться как квалифицирующий признак преступления. Так, в УК РСФСР 1960 года хулиганство (статья 206) могло быть признано как злостное и повлечь более тяжёлое наказание, если действия отличались по своему содержанию «исключительным цинизмом». Неоднозначное понятие «исключительного цинизма» не уточнялось в УК или других законодательных актах. Оно не вошло в статью «хулиганство» УК РФ 1996-го года[14], но выступает как признак хулиганства в УК Украины и УК Беларуси. «Исключительным цинизмом» может быть признано, например, издевательство над больными, стариками, проявление бесстыдства и грубой непристойности, надругательство над обычаями и традициями, и другое демонстративное пренебрежение к общепринятым нормам морали и основным нравственным ценностям общества[15][16].
См. также
Примечания
- ↑ Цинизм — Толковый словарь русского языка Ушакова
- ↑ Цинизм — Малый академический словарь
- ↑ Цинизм — Современный толковый словарь русского языка Ефремовой
- ↑ Цинизм — Романова Н. Н., Филиппов А. В. Словарь. Культура речевого общения: этика, прагматика, психология, 2010 г.
- ↑ Цинизм — Энциклопедия социологии, 2009
- ↑ Цинизм — статья из «Политическая наука: Словарь-справочник», 2010 г.
- ↑ Цинизм — Анцупов А. Я., Шипилов А. И. Словарь конфликтолога, 2009 г.
- ↑ 1 2 Цинизм «непереходного» общества Л. Д. Гудков Вестник общественного мнения: Данные. Анализ. Дискуссии. 2005. № 2 (76). С. 43-62
- ↑ 1 2 3 Перерождения «советского человека». Л. Д. Гудков // Одиссей: человек в истории. 2007.
- ↑ 1 2 В. А. Канке. Философия: Учебное пособие. Гл. «Эллинистическая философия»
- ↑ О юношеском цинизме Б.Рассел (1929)
- ↑ Возвышенный объект идеологии. Гл. «Цинизм как идеология». С.Жижек (1989) // М., «Художественный журнал», 1999, 238 стр., c.18-19.
- ↑ Абрахам Маслоу «Мотивация и личность» // N.Y.: Harper & Row, 1970; СПб.: Евразия, 1999. Гл. «Теория человеческой мотивации»
- ↑ Хулиганство. Комментарий к статье 213 — А. В. Бриллиантов. КОММЕНТАРИЙ К УГОЛОВНОМУ КОДЕКСУ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, 2011
- ↑ Постановление Пленума Верховного Суда Республики Беларусь от 24 марта 2005 г. № 1 «О судебной практике по уголовным делам о хулиганстве»
- ↑ Статья 296. Хулиганство. — Кармазин Ю. А., Стрельцов Е. Л. и др. УГОЛОВНЫЙ КОДЕКС УКРАИНЫ. КОММЕНТАРИЙ. (2001)
Литература
Ссылки
wiki.sc