Пример детерминизма – Принцип детерминизма в психологии: детерминация и детерминанты

16Принцип детерминизма. Виды детерминизма.

  1. Античность.

— Понятия «причина»и «начало» не разведены. Ум – порядок мира, он же им движет.

  • Атомистичесий детерминизм у Демокрита

  • теологический у Аристотеля. Разделил причины для природных тел и для живого.

Виды причин:1.Материя, субстрат 2. Форма вещи, ее сущность3. Целевая причина (откуда движется) 4. Ради чего движется

Каждая из причин по-своему определяет суть вещей, и ни одна не является воздействующей.

Средние века

Августин: индетерминизм души в материальном мире.

Потом – Причина – Божественное провидение.

Новое время. Механистический детерминизм сменяется биологическим

I. Линейная детерминация.

В основе классической картины мира – физикалистская причинность (влияние одних материальных факторов на другие исходя из предположения о законах. Причинность разделяется закон (логическую организацию) и причинно-действ условие (в реализации)

Вероятностный детерминизм В теории вероятности Лапласа – всё детерминировано, подчинено действию динамических законов. Вероятность связывалась с неполнотой знания, а не характеристикой мира.

Пастор Зюсмильх первым использовал статистич. материал для описания соц. Явлений, статистика как средство выявления причинных связей.

Социолог Кетле. Понимание статистического закона как проявляемого только в совокупности явлений. Закон стал пониматься как тенденция.

              1. II. Биологический детерминизм

Воздействующая причина стала дополняться целевой. Дарвин – естественный отбор целесообразен в борьбе за выживание вида.

Предположение о развитии, о взаимодействии в системе «организм-среда», о стабилизации биологических процессов и тд.

Гальтон: ввел в статистику умственных способностей фактор наследственности.

Спенсер: зависимость психических явлений не от свойств нервной системы, а от среды.

Торндайк: связи закрепляются в нервной системе благодаря переживанию удовлетворения.

Анохин: теория функциональных систем – акцептор действия – психофизиологическое основания целевой регуляции поведения.

Бернштейн: включение образа потребного будущего в психологическую регуляцию.

Биологический редукционизм.

  1. Социальный детерминизм и социальный редукционизм.

  2. Психологическая причинность.

Декарт: Непротяженная духовная субстанция не могла анализироваться с детерминистических позиций. Движения души по своим законам. А тело – да.

Ассоцианисты 1 половины 19 в: психическое как самостоятельная реальность, со своими специфическими явлениями и законами.Ассоциация – основное причинное основание психического бытия.

Развитие экспериментального метода  понятие действующей причины (казуальности).

                1. Условия причинного вывода (связь исследования и логики вывода) в Новое время

  • Причина предшествует во времени следствию. Управление причинно действующего фактора, или экспериментального воздействия.

  • Существует ковариация (не случайная связь) между изменениями причинно действующей переменной (называемой также независимой) и следствием, или изменениями фиксируемой зависимой переменной.

  • Отсутствуют конкурирующие гипотезы, т. е. проверяемой теоретической гипотезе как объясняющей устанавливаемую эмпирическую закономерность не могут быть противопоставлены столь же сильные объяснения, исходящие из другой теории или анализа другого круга переменных (как воздействующих факторов).

В современной квантовой физике уже не может предполагаться идея воздействия.

6. Неклассические теории

Культурно-историческая психология ввела в представления о причинности идею знакового опосредствования.

Рубинштейн: по самой природе своей психические явления включаются в причинную взаимосвязь бытия и как обусловленные действием условий жизни и как обуславливающие, осуществляющие регуляторную функцию по отношению к действию. Причинный ряд охватывает весь континуум бытие-сознание, причинность задана всеобщей детерминацией.

Проблема свободы воли:самоопределение как внутреннее в детерминации поведения,свободы личности в обществе ,свобода контроля сознания над стихией влечений

Ситуация всегда еще и выход за ее пределы (в ней есть то, что будет заполнено человеком)

Суммарный эффект действия множества причин через внутренние условия не аддитивен.

Явление обратной связи.

Процессуальная причина: изменеие объектами со временем самих себя.

Леонтьев: категория деятельности — не столько объяснительный принцип, сколько то пространство жизни, в рамках которого и реализуются причинно-следственные связи взаимообусловливания «деятельность — сознание — деятельность».

Различие в понимании предмета психологии и психологические школы.1. Ассоцианизм. Возник в середине 19 века.Порядок и связь идей объяснялись с позиции — законов механики (в последствии с поправками на химические и био законы- психологизма как инд-психологических особенностей, внутренне присущих сознанию субъекта.Дж.С. Милль: сознание сквозь призму ассоциаций, но асс-ии мыслились как действующие в системе логики (как хим. реакции). Опыт — единственный источник знания и IQ способностей. Следующий важный шаг- выдвижение на 1й план проблемы методологии научного иссл-я.- «психология должна быть опытной наукой«. Идеализм: он не рассматривал психическое в контексте взаимодействия субъекта с внешним миром. Сформулировал законы индуктивного вывода.Гартли, ассоциации по типу рефлекса. Физиологическая наука — ориентир для психологии. Проблема психофизиологического параллелизма

. Без «Я» а закон асс-ии стал не преобладающим. , которое было у Милля, ассоциации стали не преобладающим, а единственным основанием сознания.Идеи эволюции  замена механистического детерминизма биологическим. Герберт Спенсер: возможности признания психологии как позитивной науки. В сознании связывается то, что было связано в среде — идея опыта как связующего начала между внутр и внеш отношениями. Как и позитивисты отрицал возможность говорить об объективных законах асс-й и обобщать за пределами эмпирического знания. Идея детерминации асс-й со стороны частоты испытывания организмом тех или иных воздействий. Прочность асс-й — критерий объективного положения вещей в реальном мире.Основания для выделения психологии в самостоятельную науку включали, с одной стороны. Направленность на причинный способ объяснения психологических фактов, а с другой — существенные его изменения в трактовках ассоциаций.

Детерминизм – один из главных объяснительных принципов научного познания, требующий истолковывать изучаемые феномены исходя из закономерного взаимодействия доступных эмпирическому контролю факторов.

Детерминизм выступает прежде всего в форме причинности (каузальности) как совокупности обстоятельств, которые предшествуют во времени данному событию и вызывают его.

Наряду с этой формой детерминизма регуляторами работы научной мысли являются и другие: системный детерминизм (зависимость отдельных компонентов системы от свойств целого), детерминизм типа обратной связи (следствие воздействует на вызвавшую его причину), детерминизм статистический (при сходных причинах возникают различные – в известных пределах – эффекты, подчиненные статистической закономерности), целевой детерминизм (предваряющая результат цель определяет процесс ее достижения).

Каузальность (лат. causalis) — т.е. причинность; причинная взаимообусловленность событий во времени. Детерминация, при которой при воздействии одного объекта (причина), происходит соответствующее ожидаемое изменение другого предмета, объекта (следствие). Одна из форм отношения, характеризующаяся генетичностью, необходимостью. Каузальность выполняет важнейшую методологическую роль в научном и повседневно-бытовом познании. На основании ее понятия строились механицистская картина мира, концепции детерминизма (Лаплас,Спиноза). Начиная с Юма критикуется за тот пункт, что следствие не всегда содержится в причине, либо предпосылке. Отрицая объективность каузальности, Юм указывал на субъективность восприятия ее как таковой. Отрицание необходимой каузальности, признание нелинейности развития — важные презумпции в философии постмодерна и синергетике.

  1. Культурно – историческая концепция Выготского и проблема единицы анализа.

studfiles.net

Детерминизм

План:

1.Детерминизм.

2.Общая характеристика детерминизма.

3.Механизм процессов причинения. Полная причина.

Непричинные виды детерминации.

4.Объективный закон; типы законов.

5.Необходимость и случайность.

6.Возможность и действительность. Вероятность.

7.Свобода и необходимость. Свобода и ответственность.

1.Общая характеристика детерминизма.

Наряду с принципом субстанциального единства мира и принципом развития общетеоретический принцип детерминизма является фундамен­тальным принципом философского учения о бытии. Прин­цип детерминизма содержит ответ на вопрос, обусловлены ли явления мира в своем существовании и развитии, имеет ли эта обусловленность регулярный, упорядоченный или произвольный, неупорядоченный харак­тер. Другими словами на вопрос о том, выступает ли мир в своем существовании и развитии как упорядоченный Космос или неупорядо­ченный хаос.

Первоначально смысл слова «детерминация» был связан с букваль­ным его значением и имел антропоморфный характер. Термин «детер­минация» происходит от латинского «determinare», означающего «определять», «отделять», «отграничивать», и в этом смысле он обозначал операцию определения предмета через выявление и фиксацию его признаков, отделяющих один предмет от другого. Позже детерминацию в философии стали понимать в объективном смысле, как формирование, становление объективных признаков предмета под действием объективных факторов. Именно это объективное значение термина «детерминация», характеризующее существование в мире отношения объективного обусловливания[1] , и имеет в виду современная философия, когда утверждает детерминиро­ванность всех объективных явлений.

Детерминизм — это учение о всеобщей обусловленности объективных явлений. В основе такого представления о мире лежит универсальная взаимосвязь всех явления, которая, с одной стороны, является проявле­нием субстанциального единства мира и способом его реализации, а с другой — следствием и предпосылкой универсального характера развития.

Существование все­общей универсальной взаимосвязи всех явлений и является исходной предпосылкой принципа детерминизма. Детерминизм есть общее уче­ние, признающее существование универсальной взаимосвязи и отри­цающее существование каких-либо явлений и вещей вне этой универсальной взаимосвязи *.

Однако содержание принципа детерминизма не исчерпывается этим. Философский детерминизм предполагает также определенную концепцию природы и структуры отношений детерминации, находя­щую свое выражение в учении о причинности, необходимости (в ее соотношении со случайностью), закономерности, многообразии типов и видов отношений детерминации, существующих в мире, и в решении ряда других проблем.

В более развернутом виде общетеоретический принцип детерми­низма может быть представлен в совокупности следующих тезисов:

1. Тезис о всеобщей обусловленности материальных систем и процессов,

посредством которых каждая конкретная вещь приобретает и сохраняет свои

характерные признаки и которая объясняет изменение явлений.

2. В основе всего многообразия отношений детерминации лежит генетическая,

причинная производительность. Иными словами, прин­цип детерминизма в

качестве своего обязательного компонента вклю­чает принцип причинности .

3. Тезис о многообразии типов детерминации и существовании не­причинных

отношений детерминации. Это означает, что принцип детерминизма не сводит все

отношения детерминации к причинной детерминации, но постулирует

существование многообразия типов отношения детерминации, непосредственно не

сводимых к причинно­сти. В то же время причинная детерминация оказывается

основанием для существования всех других типов детерминации.

4. Тезис о закономерности или регулярности отношений обусловлива­ния: процесс обусловливания имеет регулярный упорядоченный харак­тер. Согласно этому тезису, каждое явление, событие подчиняется закономерным отношениям в процессе своего существования и изменения.

Альтернативной детерминизму позицией является индетерминизм* .

Существуют различные формы индетер­минизма, но все они связаны либо с отрицанием принципа причинности, либо с отрицанием объективного характера отношении детерминации.

В современной западной философии весьма распространена докт­рина, сторонники которой отвергают принцип причинности, но при­нимают принцип закономерности. Иногда эту доктрину обозначаю термином «номологический детерминизм» (от греч. «nomos» — закон).

В полном объеме сущность диалектической концепции детерми­низма раскрывается с опорой на ряд философских категорий, к кото­рым относятся прежде всего такие, как «причина» и «следствие», «закон» и «закономерность», «сущность» и «явление», «необходимость» и «слу­чайность», «свобода», «возможность», «действительность» и др.

2. Причина и следствие. Цепи причинения.

В самом общем виде отношение причинения можно определить как такую генетическую связь между явлениями, при которой одно явление, называемое причиной, при наличии определенных, условий с необходимостью порождает, вызывает к жизни другое явление, называемое следствием.

В данном случае одностороннее воздействие, кстати, широко рас­пространенное в природном и социальном мире, получается при от­влечении от обратного воздействия и от взаимосвязей, частью которых такое воздействие является. Если же несколько расширить рамки рассмотрения воздействий, то обнаружится, что причина есть взаимо­действие . Возможны два типа взаимодействий:

1) ведущее к изменениям состояний и свойств в уже существовавших объектах; пример — воздействие вирусов на органы и ткани организма, имеющие следствием заболевание человека и биохимические изменения самих вирусов:

2) порождающие новые объекты, которых не было до начала действования причины; пример — взаимодействие электрона и позит­рона, порождающие два фотона:

Причина при таком ракурсе, т. е, в плане взаимосвязей, определяется как взаимодействие тел или элементов, вызывающее соответствующие изменения во взаимодействующих телах, элементах, сторонах или порождающее новое явление. Причина есть взаимодействие, следствие — резуль­тат взаимодействия.

Первым и основополагающим признаком причинного отношения является наличие между двумя явлениями отношения производства или порождения . Причина не просто предшествует следствию во времени, а порождает, вызывает его к жизни, генетически обусловливает его возникновение и существование. Это свидетельствует о том, что при­чинная связь является субстанциальной связью. В процессах причи­нения происходит перенос вещества, энергии и информации.

Субстанциальный характер причинной связи получил свое убеди­тельное обоснование в теории относительности. Из этой теории следу­ет, что причинно связанными могут быть только такие события, которые в принципе связаны реальным физическим сигналом, процес­сом, распространяющимся с конечной скоростью. Если физическое воздействие одного события на другое исключено, то исключается и возможность причинной связи между ними.

Отношение генетического порождения обусловливает существова­ние и другого признака причинного отношения: причинное отношение характеризуется однонаправленностью или временной асимметрией. Это означает, что формирование причины всегда предшествует возникновению следствия, но не наоборот. Процесс причинения имеет определённую направленность во времени от того, что есть, к тому, что возникает, появляется.

Третьим обязательным признаком причинного отношения является его необходимость , однозначность. Иными словами, отношение причины и следствия всегда имеет место независимо от локализации этого при­чинного отношения в пространстве и времени. Отношение причины и следствия имеет закономерный характер, а само представление о необходимом характере связи между причиной и следствием включается в закон причинности. Формулировка закона причинности: равные причины всегда порождают равные следствия .

Четвёртым признаком причинно- следственного отношения является его пространственная и временная непрерывность, или смежность. Любое причинное отношение при внимательном его рассмотрении фактиче

mirznanii.com

О пользе бесполезного — ЖЖ

      Наверно, тема детерминизма — тот редкий случай, когда я не хочу и не буду опровергать заблуждения и стереотипы. Не потому, что их нет, а потому что их слишком много и такой избыток сочинений и рассуждений по теме, что даже основные разобрать невозможно. И тему не обойти — она слишком важна для построения философской системы. Потому порассуждаю в «положительном» ключе, без всякой критики кого бы то ни было. Возможно и стоило бы проанализировать разные взгляды, но это отдельная большая работа, тут на монографию потянет. А вот разобрать тему придется особенно тщательно именно в силу её важности и популярности. Пока ограничусь самым основным, оставив детали, подробности, обоснования «на потом» — для комментариев и следующих постов.  Начнем с того, что такое детерминизм. Это и мировоззрение, и философская позиция, и способ объяснения действительности. Мировоззренческий детерминизм обычно тяготеет к фатализму, и здесь рассматриваться не будет. Научный детерминизм — вещь неясная, он во многом носит технический характер. Так как наука занимается объяснениями и анализом, она просто не может допустить, что реальность произвольнаи полностью «случайна» — тогда ей не будет места. наука начинается не с фактов — наука начинается, когда факты приходят в систему и начинает вырисорвываться закономерность. Детерминизм нужен науке, он общепринят для учёных, но вряд ли кто из них сможет его изложить. Зато философам это можно и нужно сделать. Однако есть ли последовательное, полное, непротиворечивое изложение детерминизма? На мой взгляд такого нет. Попробую в меру сил осуществить эту задачу, пусть и дублируя каких-то авторов в чем-то, это неизбежно. Лучше провести сопоставление получившейся картины с другими имеющимися теориями детерминизма после изложения основ. Само понятие «детерминизм» восходит к понятию «причина», но означает собственно «причинность». Было бы ошибкой трактовать принцип детерминизма как «у всего есть причина». сейчас объясню чем это выражение некорректно. Теория — штука непростая, ошибиться легко, а найти правильный путь — намного труднее. 

       Мир не есть сумма вещей, предметов, «материи». Мир есть совокупность процессов, происходящих с вещами. Именно изменения и составляют суть мирового течения, но изменение не происходит «абы как», оно само упорядоченно. Каждое действие, каждое событие имеет предпосылки, не возникает на пустом месте. Вот тут и возникает искушение говорить о том, что у всего есть своя причина, что всё предопределено. Нередко попытка проанализировать действительность вроде бы подтверждает такой подход. Но тут же находятся индетерминисты, которые приводят не меньше доводов в свою пользу. Я же не буду принимать никакого дихотомизма и тем более принимать одну из сторон в этом споре. Дело в том, что ни у одного, самого простого события, не бывает одной причины. Причинность ВСЕГДА носит сложный характер. Всегда есть много предпосылок, условий, а также несколько непосредственных причин для совершения даже простого события. Приведу пример: Я блоко упало вниз. В чем причина? Можно сказать — в тяготении, но это будет верно лишь отчасти. Тяготение есть постоянная величина, однако с неба яблоки не падают. Чтобы упасть — яблоко должно существовать. Это важнейшая предпосылка. Далее — яблоко должно быть поднято над землей: подброшено или висеть на ветке. В первом случае причинами падения будет… подбрасывание яблока вверх и действие силы тяготения. Во втором случае причинами будет созревание яблока и действие силы тяготения. Даже в таком простейшем случае можно выделить не меньше двух причин. Причем в первом и втором варианте одна из причин совпадает, вторая — нет.
       Можно было бы сказать, что причин вообще нет, что это просто способ описания и объяснения действительности. Но это не изменит дело: ни в чем нельзя выделить одну причину, один действующий фактор. Минимум я бы определил в 2 причины для любого события, хотя возможно, это уже упрощение, и их больше. Кроме того, условия и предпосылки тесно связаны с причинами, иногда даже трудно сказать, что есть предпосылка, а что — причина. Выделение же одной причины события есть сознательная редукция, условность, при которой чем-то пренебрегается для наглядности. Как в фильме выделяют главного героя, так мы обычно выделяем одну причину и говорим именно о ней, игнорируя другие. Но такое игнорирование может принести вред, ввести в заблуждение, особенно если мы неверно выстроим иерархию причин или вообще сочтем, что есть только одна, а она на деле не главная. Определение причин и их иерархии всегда содержит элемент произвольности, а потому картина события никогда не адекватна действительности, хотя и схватывает основное. Осознав схематичность изображения причинности, мы будем стремиться к полноте указания причин и к точности сопоставления причин. Вроде общий принцип отношения к детерминизму ясен. Но почему не возникает предопределенности, заданности? Возникает. Более того, мы опираемся на эту предопределенность. Фокус только в том, что она никак не мешает свободно действовать. Любой человек-деятель есть фактор реальности, который создает предпосылки и причины, благодаря ему возникают события и изменения. Такую предопределенность лучше даже назвать определённостью, поскольку предыдущая секунда определяет только непосредственно следующую за ней. Мир сейчас такой (икс) потому, что он был другим (игрек) секунду назад. И не одно состояние предопределяет другое — процессы непрерывны и состояний (моментов) в реальности нет. Есть преемственность изменений. Вот эта-то преемственность и создает детерминизм. Не может упасть яблоко, лежащее на земле. Подкинув яблоко вверх, я сделал возможным его падение, послужил посредником, создавшим необходимую причину. Предопределенности нет, так как причин множество, и они действуют не изолированно. Нет внешней силы, которая исключило бы вмешательство любой «случайности» в процесс.
        Что же такое случайность и как она согласуется с детерминизмом?  Каждый скажет, что в своём опыте он хорошо знаком со случайностью. Соглашусь, так и есть, только что это такое? Случай есть непредвиденное человеком событие, действие неизвестного/неучтенного фактора или последствия действия неучтенного фактора. Вмешиваясь, этот фактор меняет картину причинности. Это НОВАЯ, ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ причина. Но причина, равноправная с остальными. Ни один случай не нарушает законов природы, он только внезапен. Человек может не учесть что-то по разным причинам: от забывчивости до элементарного незнания. Теперь согласуем случайность с принципом всеобщей причинности. При рассмотрении ситуации мы можем видеть действующие причины, а можем видеть только часть из них. Тогда мы говорим о загадке, о чуде, о непонятном событии. Беспричинно не происходит ничего, но иногда мы не можем выявить причину. То же происходит, когда мы не можем предвидеть вмешательство какой-либо причины. К примеру, мы знаем, что она есть, но недооцениваем её, а потому ошибаемся. Всё учесть и правильно соотнести невозможно, а потому случайность будет мешать нашей картине, или нашему проекту, воплощаемому в реальность. Но случайность не есть нарушение причинности, а неучтенный фактор в рамках причинности. Тем самым и определенность сохраняется, и предопределенность исключается. 
      То, что всё в мире определено, и составляет главную основу деятельности человека и человечества в целом. Детерминизм ведет к исключению из объяснения мира и отдельных событий всякой мистики, религии и тому подобного. Указывая на причину, я всегда должен указать на механизм её действия. Если есть действие, но причину выявить не удается, не следует считать, что произошло «чудо». Возможно, где-то совершена ошибка: неверно описание действия или события, пропущены некоторые причины, неверно построена иерархия причин и, наконец, имелась неизвестная причина. В последнем случае для понимания следует расширить границы наших возможностей, тогда, выяснив неизвестную причину, мы сразу получим возможность восстановить картину причинности события, не прибегая к понятию «чудо». Если причину установить не удается — остается только констатировать ограниченность наших средств, принимая как данность, что причина/причины всегда есть, даже если мы её не видим. Просто так, само по себе ничто не происходит, даже по чьему-то желанию. И помимо сложности определения причины есть ещё сложность разделения причин. Часто они взаимодействуют между собой, что усложняет схему причинности данного события. Наша психика, наше желание может порождать причины через телесное действие, но никогда не повлияет на мир непосредственно. Точно так же не может быть силы в мире (или вне его), которая бы своим желанием меняла нечто в нашем мире, нарушая принцип причинности. Любое действующее существо для совершения события должно при наличии необходимых условий и предпосылок создать определенные причины. Тогда событие произойдет. Как вы понимаете, никакие «боги», «духи» и т.д. не могут быть вписаны в детерминизм, не могут с ним сочетаться. И последовательный детерминизм будет с необходимостью требовать построения монистической философии и полного исключения дуализма из мировоззрения.
        Наука принимает детерминизм по умолчанию, отсюда и постоянные конфликты с религией. Сколько бы представители религии не говорили об отсутствии противоречий науки и религии, одно противоречие философия всегда сможет констатировать: детерминизм науки и индетерминизм религии. Парадоксально, что религия может спокойно говорить о предопределенности, отрицая детерминизм. Это удивляет только пока мы не поймем, что детерминизм не допускает предопределенности, позволяя действовать и объясняя, что для этого необходимо. В каждой точке, в каждом моменте предшествующее определяет последующее. Но эта определенность не имеет длительности и не распространяется на обобщения. К примеру, можно ударить по ноге, но нельзя ударить по человеку в целом. Может ли вода превратиться в вино? Может. Если будут соблюдены условия и возникнут достаточные причины. Чудес нет. Предопределенности нет. Вы скажете, что мне «на роду написано» умереть в 90 лет в своей постели?   А я буду рисковать, пойду в горы заниматься альпинизмом, сорвусь со скалы и… «предопределение» окажется мифом. При этом причина смерти будет присутствовать. Ничто не происходит просто так, ничто не может воздействовать минуя причинность. Действуя, я создаю причины и воздействую на действительность. Бытие (существование) + сила + воля — вот предпосылки активности человека. Любое действие ограничено (=определено). Любое действие относительно свободно. Здесь нет противоречия, если ничего нигде не путать и правильно понимать реальность. Детерминизм универсален, и из него нет и не может быть исключений.

drevniy-daos.livejournal.com

Детерминизм. Категории детерминизма

Концепция детерминизма содержит ответ на вопрос, обусловлены ли явления мира в своем существовании и развитии, имеет ли эта обусловленность регулярный, упорядоченный или произвольный, неупорядоченный характер. Другими словами, это вопрос о том, выступает ли мир в своем существовании и развитии как упорядоченный Космос или неупорядоченный Хаос. Эти вопросы всегда интересовали философов, начиная с античности. В зависимости от ответа философские учения распадались на два направления: философский детерминизм и философский индетерминизм.

Детерминизм – это учение о всеобщей взаимообусловленности явлений, процессов, событий.

Причина и следствие

В основе детерминизма лежит учение о причинной обусловленности всех явлений.

В самом общем виде причинную обусловленность (причинную связь, отношение) можно определить как такую генетическую связь между явлениями, при которой одно явление называемое причиной, при наличии определенных условий с необходимостью порождает, вызывает к жизни, изменяет другое явление, называемое следствием.

Первым признаком причинного отношения является наличие между двумя явлениями отношения производства или порождения. Причина не просто предшествует следствию во времени, а порождает, вызывает его к жизни, генетически обусловливает его возникновение и существование.

Отношение генетического порождения обусловливает другой признак причинного отношения: причинное отношение характеризуется однонаправленностью и необратимостью, или временной асимметрией. Это означает, что формирование причины всегда предшествует возникновению следствия, но не наоборот. На необратимости процессов причинения некоторые мыслители основывают и необратимость времени.

Третьим обязательным признаком причинного отношения является его необходимость. Если причина возникает в строго определенных фиксированных внешних и внутренних условиях, то она с необходимостью порождает определенное следствие. Иными словами, отношение причины и следствия всегда имеет закономерный характер.

Четвертым важнейшим свойством причинного отношения является его всеобщность. Это означает, что в мире не существует явлений и событий, которые бы не имели причины своего возникновения и существования. Существование беспричинного события означало бы фактически его независимость от всего остального мира.

Классическая наука основывалась на механистическом понимании причинности: причиной искомого состояния объекта является некоторое его исходное состояние и его взаимодействия за исследуемый отрезок времени. Предсказания солнечного и лунного затмений, времени противостояния планет и т. п. служили важным обоснованием этой концепции. В классической науке предполагалось, что все связи между параметрами объекта в количественном отношении строго однозначны. Из этого следовало, что, зная параметры системы в настоящее время и законы ее развития, можно достаточно точно предсказать ее состояние в любое другое время.

Появление неклассической физики, и, прежде всего становление квантовой механики, привело к существенному видоизменению категории причинности. Например, определение состояния квантовой системы включает в себя неоднозначность ряда характеристик, поэтому определение будущего состояния системы также содержит неоднозначность. Это связано с признанием фундаментальной значимости нового класса теорий – статистических теорий, которые принципиальным образом включают в свою структуру вероятностные представления.

Причинное основание – совокупность всех обстоятельств, при наличии которых наступает следствие. Оно включает в себя явления различного детерминирующего уровня: собственно причины, условия, поводы.

Условия – это внутренние связи предмета и внешние факторы, представляющие среду, в которой возможно развитие причинных явлений и связей. Взятые отдельно от более существенных причинных факторов, сами по себе, они не могут породить следствие. Но ими обусловлено превращение заключенной в причине потенциальной возможности в действительность, что и определяет их включение в состав причинного основания.

Поводы – это явления, которые сами по себе тоже не вызывают того или иного из рассматриваемых следствий, но срабатывают как «пусковой механизм», толчок, импульс, развязывающий действие всего причинного комплекса. Характерной чертой неравновесных состояний (в природе, общественной жизни, технике и др.) является то, что совсем незначительное событие может дать толчок сложным, а иногда мощным и даже катастрофическим процессам. Примерами могут служить случаи лавин, больших технических катастроф из-за какой-то «последней капли» в причинной цепочке.

Кроме причинной взаимообусловленности явлений существует и непричинная. Характерным примером непричинного обусловливания выступает функциональная связь между отдельными свойствами предмета. Например, закон Бойля-Мариотта устанавливает необходимую связь между такими свойствами газа, как температура, объем и давление. Ни одно из этих свойств газа не является причиной другого, они не порождают друг друга, а находятся в отношении взаимозависимости.

studfiles.net

записки сумасшедших редакторов

24. Детерминизм. Его виды.

Детерминизм — философское учение об объективной закономерной взаимо­связи и взаимообусловленности явлений материально­го и духовного мира. Центральным ядром детерминизма служит положение о существовании причинности, т. е. такой связи явлений, в которой одно явление (причина) при вполне определенных условиях с необходимостью порож­дает, производит другое явление (следствие).

 

Современный детерминизм предполагает наличие разнообразных объек­тивно существующих форм взаимосвязи явлений, мно­гие из которых выражаются в виде соотношений, не имею­щих непосредственно причинного характера, т. е. пря­мо не содержащих в себе моментов порождения, производства одного другим.  Понятие детерминизм возникло в средневековье как вид логического определения понятия, противостоящий генерализации (обобщению).

Философский детерминизм фиксирует разнообразные формы взаимосвязей и взаимоотношений явлений объективной реальности: генетические (причинно-следственные) и статистические, пространственные и временные, связи состояний и коррелятивные связи, функциональные и целевые зависимости. Все они выражаются через систему таких философских детерминистических категорий, как необходимость и случайность, возможность, действительность, закономерность, причинность и пр.

Социальный детерминизм —  признает развитие общества от низших форм к высшим. При этом он также признает, как правило, не только направленность исторического развития, но и его по преимущественно прогрессивный характер.

Концепции социального детерминизма объясняют развитие общества за счет различных факторов и причин, например: Гегель – путем развития разума и свободы; О.Конт — смена типов мировоззрения; Маркс – смена способа производства.

Мыслители всех времен пытались найти социальные детерминанты. Одни их искали в географическом факторе, другие — в духовном, третьи — в материальном.

Географический детерминизм – это географическое и социальное понятие, обозначающее взаимозависимость между обществом и географической средой. Термином “географический детерминизм” иногда обозначают концепции, придающие географическим факторам решающую роль. Однако география охватывает не все аспекты взаимодействия человека с природой. Яркими представителями географического детерминизма были французский просветитель XVIII века Ш. Монтескье и замечательный русский ученый XIX века Л.И. Мечников. Монтескье свое исследование роли географической среды начинает с выяснения вопроса о человеческой природе. По его мнению, климатические условия определяют индивидуальные особенности человека, его телесную организацию, характер и склонности. Так, например, в холодном поясе люди крепче и физически сильнее, поскольку «холодный воздух производит сжатие окончаний внешних волокон нашего тела, отчего напряжение их увеличивается и усиливается приток крови от конечностей к сердцу». Анализируя вопросы происхождения рабства, Монтескье считает, что в жарких странах, где люди всякую работу исполняют из страха быть наказанными, рабство не противоречит разуму, ибо без рабства в этих странах не было бы никакого прогресса. Климатическими же условиями объясняет французский мыслитель многоженство и моногамную семью. В распространении географического детерминизма важную роль сыграл Л.И. Мечников. Прежде всего он анализирует вопросы свободы человека, так как свобода, с его точки зрения, представляет главную характерную черту цивилизации. Свободу Л.И. Мечников выводит из соответствующих географических условий, которые, как он пишет, оказывают решающее воздействие на формирование различных видов деятельности людей, в частности на кооперацию. Там, где существует, по выражению русского ученого, «кооперативная солидарность», имеется больше возможностей для свободы и меньше для возникновения деспотических форм правления.

Идеалистический детерминизм. Другие мыслители при исследовании движущих причин общественного развития решающее значение придавали духовному фактору. Так, французские материалисты XVIII века объясняли все социальные процессы из идей, из принципа: «Мнения правят миром». Но этот принцип не мог дать цельного научного представления о социальных феноменах, потому что в действительной жизни оказывается, что мнений существует неограниченное количество, что каждый человек имеет свое собственное мнение. Основоположник позитивизма О. Конт прямо заявлял, что социальной детерминантой являются идеи: «Не читателям этой книги я считал бы нужным доказывать, что идеи управляют и переворачивают мир, или, другими словами, что весь социальный механизм действительно основывается на убеждениях» [6].

Гегель тоже исходил из духовного фактора, но он поставил этот вопрос несколько иначе. Он считал, что творцом истории является мировой разум. Понятие разума немецкий философ употребляет в разных смыслах. Во-первых, разум — это разум индивида; во-вторых, разум — это закономерное развитие истории; в-третьих, разум — это основа истории. «Разум, — пишет Гегель, — есть субстанция, а именно — то, благодаря чему и в чем вся действительность имеет свое бытие; разум есть бесконечная мощь… Разум есть бесконечное содержание, вся суть и истина…»

Материалистический детерминизм. Маркс тоже искал движущие силы общественного развития, его детерминанты, но к изучению истории он подошел с диаметрально противоположных, а именно с материалистических позиций. Он считал, что следует исходить не из идей, а из реальных жизненных предпосылок. «Предпосылки, с которых мы начинаем, — не произвольны, они — не догмы; это действительные предпосылки, от которых можно отвлечься только в воображении. Это — действительные индивиды, их деятельность и материальные условия их жизни, как те, которые они находят уже готовыми, так и те, которые созданы их собственной деятельностью. Таким образом, предпосылки эти можно установить чисто эмпирическим путем» [9]. Люди в процессе совместной деятельности производят необходимые им жизненные средства, но тем самым они производят свою материальную жизнь, которая является фундаментом общества. Материальная жизнь, материальные общественные отношения, формирующиеся в процессе производства материальных благ, детерминируют все другие формы деятельности людей — политическую, духовную, социальную и т.д.

Сущность материалистического понимания истории Маркс в предисловии к «К критике политической экономии» выразил следующим образом: «В общественном производстве своей жизни люди вступают в определенные, необходимые, от их воли не зависящие отношения — производственные отношения, которые соответствуют определенной ступени развития их материальных производительных сил. Совокупность этих производственных отношений составляет экономическую структуру общества, реальный базис, на котором возвышается юридическая и политическая надстройка и которому соответствуют определенные формы общественного сознания. Способ производства материальной жизни обусловливает социальный, политический и духовный процессы жизни вообще. Не сознание людей определяет их бытие, а, наоборот, их общественное бытие определяет их сознание»

palata-number-6.livejournal.com

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *