Циники философия – Киники — Википедия

Содержание

Обо всём понемногу: Философия циников (киников)

Говорят, что однажды Сократ долго стоял у прилавка с выставленными товарами и наконец выпалил: «Сколько же есть вещей, без которых можно обойтись!»

 Это высказывание можно рассматривать как достойный эпиграф к философии циников (киников), основы которой заложил Антисфен из Афин. Как ученика Сократа его в первую очередь привлекала неприхотливость последнего.

На вопрос, что дала ему философия, Антисфен ответил: «Умение беседовать с самим собой». На вопрос, какая наука самая необходимая, он сказал: «Наука забывать ненужное». Узнав однажды, что Платон дурно отзывается о нём, он заметил: «Это удел царей — делать хорошее и слышать дурное».

Циники (киники) не стремились к построению законченной философской теории. Являясь продолжателями и преемниками линии Сократа, главный упор они делали на практической стороне дела, отличаясь в этом от наиболее известного сократовского ученика — Платона. В той мере, в какой киники занимались теорией познания, они критиковали общие понятия (в частности, «идеи» Платона) как вредную выдумку, усложняющую непосредственное отношение к предмету.

В памяти последующих поколений от них остались не трактаты, которые они писали, а преимущественно истории и анекдоты. Наверное, все слышали про Диогена и бочку, в которой он жил. Знаменит также его ответ царю Александру Македонскому, пришедшему навестить философа, а в конце беседы спросившего, нет ли у того каких-либо просьб к нему или пожеланий. Диоген сказал: «Есть у меня одна просьба. Будь так добр, отойди в сторону и не заслоняй мне солнца». Среди бела дня Диоген бродил с фонарём в руке и на недоумённые вопросы окружающих отвечал: «Ищу человека». Главная цель учения циников (киников) заключалась в философском обосновании жизни за пределами общества — и проверка данного способа жизни на себе. Главные черты их учения — отрицание, отказ от традиций и переоценка ценностей.
Про Диогена рассказывают, что в молодости он отправился в Дельфы, чтобы посетить знаменитый храм на родине Аполлона, и там оракул посоветовал ему «сделать переоценку ценностей». По-гречески одно и то же слово (nomisma) означает «ходячую монету» и «общественное установление». Диоген сначала не понял истинный смысл этого изречения, однако впоследствии, будучи изгнанным за перечеканку монет, он осознал своё призвание в философии.
Диоген шёл в театр, когда все выходили оттуда навстречу ему. На вопрос, зачем он это делает, он сказал: «Именно так я и стараюсь поступать всю свою жизнь». Диогену говорили: «Многие смеются на тобой». Он отвечал: «А над ними, быть может, смеются ослы; но как им нет дела до ослов, так и мне — до них». Нигилизм циников носил революционный, очистительный характер. Краеугольным камнем его была сформулированная ещё софистами антитеза physis — nomos («природа» — «закон»). Nomos шире понятия «закон», это и человеческие установления, мнения, традиции, обычаи. От «природы» все люди равны, свободны, честны, справедливы, непритязательны, счастливы, а «закон» исказил «природу», внёс в жизнь неравенство, гнёт, зло, несправедливость. Всё, что исходит от природы — необходимо и есть благо, а что идёт от людских установлений — случайно и влечёт за собой зло. Само счастье состоит в том, чтобы «жить по природе». Поэтому циники (киники) всячески восхваляли «природу» и ни во что не ставили «закон»: ведь хорошие люди в законах не нуждаются, а дурные от законов лучше не становятся. Законы и государство разрушили изначальную гармонию, естественное счастье людей, они враждебны природе и добродетели.
На вопрос, в каком возрасте следует жениться, Диоген сказал: «Молодым ещё рано, старым уже поздно».
Ещё он говорил, что жёны должны быть общими: кто какую склонит, тот с той и живёт. Поэтому и сыновья должны быть общими.
Всякое общество состоит из отдельных людей, говорили они, поэтому чтобы вылечить общество, надо сначала взяться за лечение отдельных людей, из которых оно состоит. Их критика была не абстрактной и безличной, а  конкретной. Однажды царь Александр подошёл к нему и спросил: «Ты не боишься меня?» — «А что ты такое, — спросил в ответ Диоген, — зло или добро?» — «Добро», — сказал тот. «Кто же боится добра?» Следуя примеру Сократа, киники довели его приёмы до небывалого радикализма, окружив атмосферой парадокса, сенсации и уличного скандала. Платон даже называл Диогена «спятившим Сократом».  А Диоген говорил про Платона, что тот отличается не красноречием, а пусторечием. Возражая его учению о сущности вещей, он сказал: «Чашку вижу, а чашности — нет». Однажды, топча циновку, Диоген воскликнул: «Топчу спесь Платона!»

Пытаясь понять, что такое человек и чем он отличается от животных, Платон предложил своим ученикам определение, имевшее большой успех: «Человек — это животное о двух ногах, лишённое перьев». Тогда Диоген принёс в рощу Академа ощипанного петуха и сказал: «Вот платоновский человек». После этого к определению были добавлены слова: «…и с широкими ногтями».

Если Сократ ещё демонстрировал уважение к наиболее общим заповедям традиционной патриотической морали, то циники (киники) обязывались жить в любом обществе не по его законам, а по своим собственным, с готовностью приемля статус нищих, юродивых. Именно то положение человека, которое всегда считалось не только крайне бедственным, но и крайне унизительным, избирается ими как наилучшее. Диоген с удовольствием применяет к себе формулу страшного проклятия — «без общины, без дома, без отечества». Циники (киники) хотели быть «нагими и одинокими»; социальные связи и культурные навыки представлялись им чем-то наносным и даже лживым. Этот «туман» нужно развеять и обнажить человеческую сущность.
Диоген первым в истории назвал себя «космополитом», то есть «гражданином вселенной» (или — «мира»). Другой циник, Кратет, в одной из своих трагедий писал:

               Отечество моё — не только дом родимый,

            Но всей земли селенья, хижина любая,

            Готовые принять меня в свои объятия.

Какой же смысл вкладывали циники (киники) в изобретённое ими слово «космополит»? В нём — не утверждение идеи всемирного гражданства, не претензии считаться гражданином мировой державы, наподобие империи Александра Македонского, созданной из покорённых народов, а, наоборот, отказ от всех существующих государственных форм как орудия эксплуатации. 

Циник — анархист. Космополитизм в его понимании — это приобретённая внутренне свободным человеком возможность жить повсюду, не привязанным к месту, пренебрегая географическими, государственными, сословными и расовыми барьерами, законами, условностями, обычаями и т. п.
Александр спросил Кратета: «Хочешь, я восстановлю твой город?» — «Зачем? — сказал Кратет. — Какой-нибудь новый Александр возьмёт и разрушит его опять».
Заниматься философией, говорил Кратет, нужно до тех пор, пока не поймёшь, что нет никакой разницы между вождём войск и погонщиком ослов. Диоген говорил, что всё принадлежит мудрецам и доказывал это такими доводами: «Всё принадлежит богам; мудрецы — друзья богов; а у друзей всё общее; стало быть, всё принадлежит мудрецам».
Говорят, что Александр Македонский сказал: «Если бы я не был Александром, я хотел бы быть Диогеном».

pietroburgo2012.blogspot.com

Цинизм (философия) — Cynicism (philosophy)

Статуя неизвестного Cynic философ из Капитолийского музея в Риме . Эта статуя римской эпохи копия ранней греческой статуи из БЛ третьего века. Прокрутки в правой руке , является восстановление 18-го века.

Цинизм ( греческий : κυνισμός ) является школой мысли о древнегреческой философии , как это практикуется на киник ( греческий : Κυνικοί , латинские : Cynici ). Для киников, то цель жизни , чтобы жить в добродетели , в согласии с природой . Как рассуждения существа, люди могут получить счастье упорных тренировок и жить таким образом , что является естественным для себя, отвергая все обычные желания к богатству, власти, секса и славы. Вместо этого, они должны были вести простую жизнь , свободную от всего имущества.

Первый философ очертить эти темы был Антисфен , который был учеником Сократа в конце 5 века до н.э.. Он последовал Диоген , который жил в горшке на улицах Афин . Диоген взял цинизм его логические крайности , и стал рассматриваться как архетипический Cynic философ. Он последовал Кратета Фив , который раздал большое состояние , чтобы он мог жить в кинической бедности в Афинах. Цинизм намазать подъем Римской империи в 1 — м века, и Циник можно найти попрошайничество и проповедовать по всем городам империи .

Цинизм постепенно снижался и , наконец , исчез в конце 5 — го века, хотя подобные аскетические и риторические идеи появляются в раннем христианстве . К 19 — м века, акцент на негативных аспектах кинической философии привел к современному пониманию цинизма означать расположение неверия в искренности или доброте человеческих мотивов и действий.

Происхождение названия киников

Название происходит от Cynic древнегреческой κυνικός (kynikos) , что означает «собачий» и Малый Пёс (Кёно) , что означает « собаку » ( родительный : kynos ). Одно из объяснений предложил в древности почему киники называли «собаками» было потому , что первый Циник, Антисфен, преподавал в киносарг гимназии в Афинах. Слово

киносарг означает «место белой собаки». Представляется несомненным, однако, что слово собака была также брошена в первые киниках как оскорбление их бесстыдного отказ от традиционных манер, и их решения жить на улицах. Диоген, в частности, упоминаются как «собака», в отличие он , кажется, наслаждался, заявив , что «другие собаки кусают свои враг, я кусаю друг , чтобы спасти их.» Позже Циники также стремились превратить слово в свою пользу, как объяснено более поздний комментатор:

Есть четыре причины , почему Циник так назвали. Во- первых , из — за равнодушия их образа жизни, потому что они делают культ равнодушия и, как собаки, есть и заниматься любовью в общественных местах, ходить босиком, и спать в ваннах и на перекрестках. Вторая причина заключается в том , что собака является бесстыдным животным, и они делают культ бесстыдства, не как под скромностью, но превосходят его. Третья причина заключается в том , что собака является хорошим охранником, и они охраняют принципы своей философии. Четвертая причина заключается в том , что собака является дискриминационным животное , которое может отличить его друзей и врагов. Так что они признают в качестве друзей тех , кто подходит к философии, и получать их любезно, в то время как те , непригодные они отогнать, как собака, лая на них.

философия

Цинизм является одним из самых ярких всех эллинистических философий . Он предложил людям возможность счастья и свободы от страданий в эпоху неопределенности. Несмотря на то, что никогда не было официальным Циник доктрина, основные принципы цинизма можно резюмировать следующим образом :

  • Цель жизни эвдемония и ясность ума или понятность (ἁτυφια) — буквально «свобода от дыма (τύφος)» что означает ложное убеждение, безалаберность, глупость и тщеславие.
  • Эвдемония достигается жить в согласии с природой в понимании человеческого разума .
  • Высокомерие (τύφος) вызывается ложными суждениями ценности, которые вызывают негативные эмоции , неестественные желания, и порочный характер.
  • Эвдемония , или человек процветающим, зависит от самодостаточности (αὐτάρκεια), уравновешенность , Арета , любовь к человечеству , паррезии и безразличие к превратностям жизни (ἁδιαφορία).
  • Один прогрессирует в сторону расцвета и ясности посредством аскетических практик (ἄσκησις) , которые помогают стать один из влияний бесплатно — например, богатства, славы и власти — которые не имеют никакой ценности в природе. Примеры включают в себя практику Диогена жизни в ванной и ходить босиком зимой.
  • Циник практика бесстыдства или бесстыдство (Αναιδεια) и уродует в Номос общества; законы, обычаи и социальные конвенции , которые люди принимают как сами собой разумеющиеся.
Киники принял Геракл , показанный здесь , в этой позолоченной бронзовой статуе из второго века нашей эры, так как их покровитель героя.

Таким образом, Циник не имеет свойства и отвергает все традиционные ценности денег, славы, власти и репутации. Жизнь жили в согласии с природой требует только самое необходимое , необходимые для существования, и один может стать свободным от unshackling себя от каких — либо потребностей , которые являются результатом конвенции. Киники принял Геракл в качестве своего героя, как и воплощая идеал Cynic. Геракл «он вывел Кербер , Собаку Гадеса, из преисподней, точек особого обращения к собачьему человеку, Диоген.» По словам Лукиана , «Cerberus и Cynic, несомненно связаны между собой через собаку.»

Циник образ жизни требует постоянного обучения, а не только в осуществлении решений и умственных впечатлений, но физическая подготовка, а также:

[Диоген] говорил, что существуют два вида упражнений: что, а именно, ума и тела; и что последний из них создан в виде такие быстрые и ловкие впечатления во время его работы, так как очень облегчили практику добродетели; но один был несовершенен без другого, так как здоровье и бодрость, необходимые для практики, что хорошо, зависит в равной степени от ума и тела.

Все это означало , что Циник отступит от общества. Циники были фактически жить в полном блеске взгляда общественности и быть совершенно безразличными перед лицом каких — либо оскорблений , которые могут возникнуть в результате их нетрадиционного поведения. Киники говорят, изобрели идею космополитизма : когда его спросили , откуда он пришел, Диоген ответил , что он был «гражданином мира ( kosmopolitês ).»

Идеальный Циник бы евангелизации; как сторожевой человечества, они считали своим долгом травить людей об ошибке их путей. Пример жизни циника (и использования кусаться циник сатиры ) будет выкопать и выставить претензии , которые лежат в основе каждодневных конвенций.

Хотя Цинизм сосредоточены исключительно на этике , Cynic философия оказала большое влияние на эллинистическом мире, в конечном счете , становится важным влиянием на стоицизм . Стоик Аполлодор письма во 2 — м веке до н.э. заявил , что «Цинизм короткий путь к добродетели». Столпы их философии были адиафора , Parrhesia и Anaideia .

История кинизма

Бюст Антисфеном

Классические греческие и римские Циники считали добродетель , как только необходимость счастья, и видели добродетель как вполне достаточную для ее достижения. Классические Циники следовали этой философии в той мере , в пренебрежении все не Содействуя их совершенства добродетели и достижения счастья, таким образом, название Cynic , происходит от греческого слова Малый Пёс ( что означает «собака») , потому что они якобы пренебрегали общество, гигиена, семья , деньги и т.д., в манере , напоминающей собак. Они стремились освободиться от условностей; стать самодостаточным; и жить только в согласии с природой. Они отвергали любые обычные представления о счастье , связанных с деньгами, власть и славу , вести полностью добродетельным, и , таким образом , счастливым, живет .

Древние Циники отвергнуты обычные социальных ценности, и будут критиковать типы поведения, такие как жадность, которую они рассматриваются как причинение страдания. Основное внимание на этом аспекте их учений привело, в конце 18-го и начале 19 веков, в современном понимании цинизма как «отношение пренебрежительного или измученный негатива, особенно общее недоверие к целостности или исповедуемых мотивов других людей.» Это современное определение цинизма резко контрастируют с древней философией, в которой подчеркивается «добродетель и нравственная свобода в освобождении от желания.»

Влияния

Различные философы, такие , как пифагорейцы , выступали за простую жизнь в веках , предшествующих киник. В начале 6 — го века до н.э., Анахарсис , Скифский мудрец, что в сочетание равнины , живущий вместе с критикой греческих обычаев в порядке , которые станут стандартом среди киников. Возможно , значение были рассказы индийских философов, известных поздними грекам как гимнософисты , которые приняли строгий аскетизм вместе с неуважением установленных законов и обычаями . К 5 веку до н.э., то софисты начали процесс допроса многих аспектов греческого общества , такие как религия , права и этика. Однако самое непосредственное влияние на школы киников был Сократ . Несмотря на то, что он не был аскетом, он исповедует любовь к добродетели и безразличие к богатству, вместе с презрением к общему мнению. Эти аспекты мысль, которая формируется лишь незначительная часть Сократа Платон ‘философии s, стали центральным источником вдохновением для других учеников Сократа, Антисфена.

символизм

Циники часто признаются в древнем мире их одежды — старый плащ и посох. Плащ пришел как намек на Сократа и его манера одеваться, а персонал был в клубе Геракла. Эти элементы стали настолько символом профессии киников , что древние писатели обратились тех , кто считает , что надевая одежду циника бы их подходят к философии.

В социальной эволюции от архаической эпохи к классическому , публика перестала носить оружие в полисы . Первоначально предполагалось , что один нес меч в то время как в городе; Тем не менее, переход к копьям, а затем в штабы произошел , пока носить любое оружие в городе стал дурацким старым обычаем. Таким образом, сам акт с посохом было немного табу само по себе. Согласно современным теоретикам, символ сотрудников был один , который обе функции как инструмент сигнала диссоциации пользователя от физического труда, то есть, как проявление заметного отдыха, и в то же время он также имеет связь со спортом и как правило , играет роль в охоте и спортивной одежде. Таким образом, он отображает активные и воинственные качества, а не символом необходимости слабого человека, чтобы поддержать себя. Сам коллектив стал сообщением о том , как Циник был свободен через возможную интерпретацию как элемент досуга, но, так же , как эквивалент, была его сообщение о силе — в силе состоявшейся в изобилии философа киников.

Антисфен

История цинизма традиционно начинается с Антисфен (ок. 445-365 до н.э.), который был старше современник Платона и учеником Сократа. Около 25 лет моложе его, Антисфен был один из самых важных из учеников Сократа. Хотя более поздние классические авторы имели мало сомнений в том , маркируя его как основатель цинизма, его философские взгляды кажутся более сложным , чем позже простота чистого цинизма. В перечень работ , приписываемых Антисфеном по Диоген Лаэртский , труды по языку , диалога и литературы гораздо больше , чем те , по этике и политике , хотя они могут отражать как его философские интересы изменились со временем. Это, конечно , верно , что Антисфен проповедовал жизнь бедности :

У меня есть достаточно , чтобы поесть , пока мой голод остался, пить до моей жажды насыщена; облачить себя хорошо; и из дверей не [даже] Каллия есть, со всеми его богатствами, является более безопасным , чем я от дрожи; и когда я нахожусь в помещении, чем теплее рубашечная мне нужно сделать , чем мои голые стены?

Диоген

Диоген Поиск честного человека ( с. 1780) приписывается JHW Tischbein

Диоген (ок. 412-323 до н.э.) доминирует история цинизма , как никакой другой фигуры. Первоначально он отправился в Афины, спасаясь свой родной город, после того, как он и его отец, который был ответственным за мятой в Синопе , попал в беду за фальсификацию чеканки. (Фраза «порча валюты» позже стала пресловутой в описании отвержения Диогена традиционных ценностей.) Позже традиции утверждают , что Диоген стал учеником Антисфена, но это не является никакой уверенность в том , что они когда — либо встречались. Диоген тем не менее принять учение Антисфена и аскетический образ жизни, проводя жизнь самодостаточности ( Autarkeia ), аскетизм ( аскеза ), и бесстыдства ( anaideia ). Есть много анекдотов о его крайнем аскетизме (спать в ванной), его бесстыдным поведением (едят сырое мясо), и его критика традиционного общества ( «плохие люди подчиняются своим страстям , как рабы подчиняются своим хозяевам»), и , хотя это невозможно сказать , какой из этих историй правдивы, они иллюстрируют широкий характер человека, в том числе этической серьезности.

Crates Фив

Ящики Фив (ок. 365 гр. 285 до н.э.) является третьим фигурой , которая доминирует историю CYNIC. Он примечателен тем , что он отказался от большого состояния , чтобы жить жизнью кинической бедности в Афинах. Говорят , что он был учеником Диогена, но это опять — таки неизвестно. Crates женился Гиппархия после того, как она влюбилась в него , и вместе они жили как нищие на улицах Афин, где Crates лечилась с уважением. Позже известность ЯЩИКИ (кроме своего нетрадиционного образа жизни) заключается в том , что он стал учителем Зенона Китиона , основателя стоицизма . Штамм Cynic можно найти в начале стоицизма (например, собственные радикальные взгляды Зенона о сексуальном равенстве сформулированных в его республике ) можно приписать влиянию Crates.

Другие Циники

Были многие другие киники в 4 — м и 3 — м веках до нашей эры, в том числе Онесикрит (который плавал с Александром Македонским в Индию), а также моральных сатириков Бион из Борисфена и Мениппа Гадары . Однако, с появлением стоицизма в 3 веке до н.э., Цинизм как серьезная философской деятельность претерпел снижение, и это не является до римской эпохи , что цинизм перенесшего возрождения.

Цинизм в римском мире

Диоген сидел в бочке (1860 г.) по Жером

Существует мало запись цинизма в 2 — ой или 1 — го века до нашей эры; Цицерон (. С 50 г. до н.э.), который был очень заинтересован в греческой философии , было мало , чтобы сказать о цинизме, за исключением того, что «нужно избегать, ибо она против скромности, без которой не может быть ни права , ни честью.» Тем не менее, в 1 — ом веке нашей эры, цинизм вернулся с полной силой. Подъем императорского Рима , как греческие потери независимости под Филиппом и Александрой три столетия назад, возможно, привели к возникновению чувства бессилия и разочарования среди многих людей, что позволило философию, подчеркнули самодостаточность и внутреннее счастье процветать раз снова. Циники могут быть найдены по всей империи, стоя на углах улиц, проповедуя о добродетели. Lucian жаловался , что «каждый город наполнен такими выскочками, особенно с теми , кто въезжают имена Диогена, Антисфен и Ящики в качестве своих покровителей и службы в армии собачки» и Элий Аристид заметил , что «они часто посещают дверные проемы, говорить больше привратников , чем к мастерам, компенсируя свое униженное состояние с помощью наглости «. Наиболее яркий представитель цинизма в 1 век нашей эре был Димитрием , которого Сенека оценил как «человек совершенной мудрости, хотя сам он отрицал это, постоянным принципы , которые он исповедовал, из красноречия , достойного иметь дело с могущественными субъектами. » Цинизм в Риме была и камбала сатирика и идеалом мыслителя. В 2 веке н.э., Лукиан, в то время как заливка насмешки на Cynic философ Перегрин Протей , тем не менее , высоко оценил его собственный учитель циником, Демонакс , в диалоге.

Цинизм стал рассматриваться как идеализированная форма стоицизма , вид , который привел Эпиктет восхвалять идеальный Cynic в пространных рассуждениях. По словам Эпиктета, идеальный Циник «должен знать , что он отправляется в качестве посланника от Зевса к людям относительно хорошие и плохие вещи, чтобы показать им , что они блуждали.» К сожалению , для Эпиктета, многие Циники эпохи не дожили до идеала: «рассмотреть настоящие киник , которые собаки , которые ждут в таблицах, и ни в каком отношении подражать циник старого , кроме Авось в нарушении ветра .»

В отличие от стоицизма, которая снизилась в качестве независимой философии после 2 века н.э., Цинизм , кажется, процветал в 4 — м веке. Император Юлиан (правила 361-363), как Эпиктет, высоко оценил идеальный Cynic и жаловался на реальных практиках цинизма. Окончательный Циник отметил в классической истории Саллюстия Емеса в конце 5 — го века. Студент неоплатонического философа Исидор из Александрии , он посвятил себя тому, чтобы жить жизнь кинического аскетизма.

Цинизм и христианство

Коптская икона святого Антония пустыни , раннехристианский подвижник. Ранняя христианская аскеза , возможно, под влиянием цинизма.

Иисус как еврейский Cynic

Некоторые историки отмечают сходство между учением Иисуса и теми киниками. Некоторые ученые утверждают , что документ Q , гипотетический общий источник для Евангелиях от Матфея и Луки , имеет сильное сходство с учениями киников. Ученые на поисках исторического Иисуса , такие как Бертон Л. Мак и Джон Доминик Кроссан в Иисусе семинара , утверждали , что первых века нашей эры Галилеи была миром , в котором эллинистические идеи сталкивались с еврейской мыслью и традицией. Город Гадара , только один день ходьбы от Назарета , был особенно известен как центр кинической философии и Mack описал Иисус как «довольно нормальная Циник типа фигуры.» Для Кроссан, Иисус был больше похож на кинический шалфей из эллинистической еврейской традиции , чем либо Христос , который умер бы в качестве замены для грешников или мессии , который хотел создать независимое еврейское государство Израиля. Другие ученые сомневаются , что Иисус был глубоко под влиянием киников и увидеть еврейскую пророческую традицию гораздо большее значение.

Циник влияние на раннее христианство

Многие из аскетической практики цинизма , возможно, были приняты ранними христианами , а христиане часто используют одни и те же риторические методы , как киники. Некоторые циники были замучены за выступления против властей. Один циник, Перегрин Протей , жил какое — то время как христианина перед преобразованием в цинизма, в то время как в 4 — м веке, Maximus Александрии , хотя христианин, также называли циником из — за его аскетической жизни. Христианские писатели часто хвалят циник бедность, хотя они презирали циник бесстыдства: Августин о том , что они были «в нарушении скромных инстинктов мужчин, хвастливо провозгласили нечистое и бесстыдное мнение, достойным действительно собак.» Аскетические порядки христианства также имели прямую связь с киниками, как можно видеть в странствующих нищенствующих монахов ранней церкви , которые по внешнему виду, и во многих из их практиков мало отличались от киников в более раннем возрасте.

Смотрите также

Заметки

Рекомендации

  • Бранхи, Р. Брахт; Гуле-Caze, Мари-Одиль (ред.) (2000), Киники: Циник Движение в Античности и его наследие , Калифорнийский университет Press, ISBN  978-0-520-21645-7CS1 садоводы: Дополнительный текст: список авторов ( ссылка )
  • Dudley, R. (1937), История цинизма от Диогена до 6 — го века нашей эры , Cambridge University Press
  • Кидд, I. (2005), «цинизм», РЗЭ, Джонатан; Urmson, JO (ред.), Краткий Энциклопедия западной философии , Рутледж, ISBN  978-0-415-32924-8CS1 садоводы: Дополнительный текст: список редакторов ( ссылка )
  • Длинный, А. А. , «Сократ традиция: Диоген, Crates и эллинистическая этика»., В Бранхаме и Гуле-Caze, С. 28-46,
  • Navia, Луис (1996), Классическая Цинизм: Критическое исследование , Greenwood Press, ISBN  978-0-313-30015-8
  • Принц, Сьюзен (2005), «Сократ, Антисфен и киники», в Ahbel-Rappe, Сара; Kamtekar, Rachana (ред.), Справочник по Сократу , Blackwell Publishing, ISBN  978-1-4051-0863-8CS1 садоводы: Дополнительный текст: список редакторов ( ссылка )
  • Шофилд, Malcolm (1991), Стоик Идея города , Cambridge University Press, ISBN  978-0-226-74006-5

дальнейшее чтение

Основные источники

  • Socratis и др Socraticorum реликвий , изд. Г. Giannantoni, 4 тома (Неаполь, 1990). Том 2 собирает фрагменты ранних киников от Антисфена до Кратета.
  • Циник Философы , изд. Р. Доббин (Penguin, 2012)
  • Диоген Циник: Высказывания и анекдоты: с другими популярными моралистами , под ред. Р. Hard (Оксфорд, 2012)
  • Диоген Лаэртский , Живет и мнения знаменитых философов, Книга VI: Киники
  • Дион Хризостом , CYNIC дискурсы: Oration 6 , Oration 8 , Oration 9 , Oration 10 .
  • Эпиктет , Дискурс 3,22, О кинизме
  • Псевдо-Лукиан , циник
  • Юлиан Отступник , шестые Oration — Для необразованных киников
  • Юлиан Отступник , седьмой Oration — К кинической Heracleios

Вторичные источники

  • Ян Катлер (2005), Цинизм от Диогена до Дилберта . McFarland & Co. ISBN  0-7864-2093-6
  • Уильям Д. Десмонд, (2006), греческий Похвала бедности: истоки древнего цинизма . Университет Нотр — Дам Пресс. ISBN  0-268-02582-7
  • —-, (2008), киники . Древние Философии серии. Проницательность Publishing. ISBN  1-84465-129-0
  • F. Джеральд Даунинг (1992), киники и христианские истоки . Т. и Т. Кларк. ISBN  0-567-09613-0
  • Луис Е. Навиа, (1996), Классическая кинизм: Критическое исследование . Greenwood Press. ISBN  0-313-30015-1
  • Lousa Shea (2009), циник Просвещение: Диоген в салон Johns Hopkins University Press.
  • HC Baldry, «Идеальное государство Зенона». Опубликовано в журнале эллинистических исследований , Vol. 79 (1959), стр. 3-15. DOI: 10,2307 / 627917
  • Кэти Л. GACA, «Ранний стоик Эрос: Сексуальная Этика Зенона и Хрисипп и их оценка Традиции греческих Эротической». Опубликовано в апейроне: Журнал для античной философии и наук , Vol. 33, № 3 (сентябрь 2000 г.), стр. 207-238.

внешняя ссылка

Посмотрите цинизм в Wiktionary, бесплатный словарь.

ru.qwertyu.wiki

1.8. Философские школы стоиков, скептиков, циников, эпикурейцев: сходство и различия.

Для начала, рассмотрим что же представляет из себя каждая из этих школ в отдельности.

Стоики.

Одной из самых популярных философских школ в Древней Греции, а позже и в Древнем Риме была школа стоицизма. Основателем этого направления был Зенон (346-264 гг. до н.э.). Идеалом для стоиков становится сверхчеловек — мудрец, который сам в себе содержит божественное. Истинное благо для стоика – добродетель и разумность, все остальное же должно быть отвергнуто, как недостойное человека. Все, кроме добродетели, может быть хорошо лишь по своему отношению к ней, поскольку оно ей способствует.

Однако чуть позже стоики разделили «безразличные» предметы на «предпочтительные», «нежелательные» и собственно «безразличные». Так например здоровье и богатство – безразличные в нравственном смысле предметы, но отвергать их в пользу бедности и болезни не стоит.

Скептики.

Основателем скептицизма был житель города Элиды в Пелопоннесе Пиррон (365-275 гг. до н.э.). В новейшее время Энезидем (Шульце) дает такое определение: «скептицизм есть ничто иное как утверждение, что философия не в состоянии дать твердых и общепризнанных положений ни относительно бытия или небытия предметов и их качеств, ни касательно границ человеческого познания».Само слово «скептицизм» переводится как «исследую, сомневаюсь». Именно сомнение во всем, по мнению Пиррона, должно было избавить людей от ненужных забот, тревог и заблуждений. Ибо, по его мнению, человека, во всем сомневающегося, ничто в этом мире не может взволновать или огорчить. Ничего в этом мире не может быть ни прекрасного, ни ужасного, не может быть ни правды, ни лжи и все относительно.

Циники.

Основателем школы циников (киников) был философ Антисфен, родившийся в 444 г. до Р. Хр. в семье афинянина и фракийской рабыни. Увлекшись с молодости философией, он был сначала учеником Горгия, затем Сократа, а потом основал свою собственную философскую школу. Беседы со своими учениками он проводил в гимназии Киносарге (в переводе с греческого — белая собака). Именно от этого слова и происходило название его последователей — киники, позже трансформировавшееся в циники. Сам себя Антисфен называл «непородистым псом». Его последователи носили короткий плащ, одетый на голое тело, нищенскую суму и посох. В основе его философии лежал девиз: «Жить согласно природе». Цивилизация рассматривались как явление, противоречащее природе. Поэтому, по их мнению, счастьем является возвращение в мир природы. Философские идеи Антисфена продолжил его ученик, знаменитый Диоген Синопский (400—323 гг. до н.э.).

Эпикурейцы.

Основатель – Эпикур. Вначале он становится последователем Демокрита, а с 310 г. выдвигает свою философскую концепцию. «Пусты слова того философа, который не врачует никакое страдание человека», — писал он, — как от медицины никакой пользы, если она не изгоняет болезней из тела, так и от философии, если она не изгоняет болезней души». Главной проблемой человечества Эпикур считал страх, и поэтому его философия была направлена в первую очередь на борьбу с ним. Многочисленные поклонники философа покупают для него в Аннах участок земли, где разбивают роскошный сад, который становится маленьким островком того, о чем проповедовал философ. Будучи глубоким атеистом, он считал, что истинная радость заключается в ограждении себя от этого жестокого мира и ухода в прекрасный уединенный сад, где можно получать удовольствия посредством удовлетворения вкуса (прекрасная еда), посредством слуха (музыка, беседа), зрительных восприятии (красивые пейзажи), посредством любовных наслаждений.

Общее во всех чертырех философских школах древней Греции то, что они пытались создать новую философскую концепцию, если можно так сказать «инструкцию» к тому, как жить дальше в новом мире, в котором не осталось богов, когда центром мироздания становится человек.

studfiles.net

Цинизм (философия) • ru.knowledgr.com

Цинизм является школой древнегреческой философии, как осуществлено Циниками . Для Циников цель жизни состояла в том, чтобы жить в достоинстве, в согласии с природой. Как рассуждение существ, люди могли получить счастье строгим обучением и живя в пути, который был естественным для людей, отклонив все обычные желания богатства, власти, пола и известности. Вместо этого они должны были провести простую жизнь, лишенную всего имущества.

Первым философом, который обрисует в общих чертах эти темы, был Antisthenes, который был учеником Сократа в конце 5-го века до н.э. Он сопровождался Диогеном из Sinope, который жил в ванне на улицах Афин. Диоген взял Цинизм к его логическим крайностям и стал замеченным как типичный философ Циника. Он сопровождался Ящиками Фив, кто выдал большое состояние, таким образом, он мог жить жизнью бедности Циника в Афинах. Распространение цинизма с повышением Империала Рим в 1-м веке и Циники могло быть найдено, прося и проповедуя всюду по городам Империи. Это наконец исчезло в конце 5-го века, хотя подобные аскетические и риторические идеи появляются в раннем христианстве.

К 19-му веку акцент на отрицательные аспекты философии Циника привел к современному пониманию цинизма, чтобы означать расположение недоверия в искренности или совершенстве человеческих побуждений и действий.

Происхождение имени Циника

Имя Циник происходит (родительный падеж: kynos). Одно объяснение предложило в древние времена для того, почему Циников назвали, собаки был то, потому что первый Циник, Антистэнес, преподавал в спортивном зале Cynosarges в Афинах. Слово Cynosarges означает место белой собаки. Кажется бесспорным, однако, что собака слова была также брошена в первых Циников как оскорбление для их бесстыдного отклонения обычных манер и их решения жить на улицах. Диоген, в частности упоминался как Собака, различие, которым он, кажется, упивался, заявляя, что «другие собаки кусают своих врагов, я кусаю своих друзей, чтобы спасти их». Более поздние Циники также стремились повернуть слово к своему преимуществу, как более поздний комментатор объяснил:

Философия

Цинизм — один из самых поразительных из всех Эллинистических основных положений. Это предложило людям возможность счастья и свободы от страдания в возрасте неуверенности. Хотя никогда не было официальной доктрины Циника, основные принципы Цинизма могут быть получены в итоге следующим образом:

  1. Цель жизни — Eudaimonia и умственная ясность или ясность () — свобода от  (дым), который показал невежество, беззаботность, безумие и тщеславие.
  2. Eudaimonia достигнут, живя в соответствии с Природой, как понято под человеческой причиной.
  3.  (Высокомерие) вызван ложными суждениями имеющими значение, которые вызывают отрицательные эмоции, неестественные желания и порочный характер.
  4. Eudaimonia или человеческое процветание, зависит от самостоятельности (), хладнокровие, острый гребень горы, любовь к гуманности, parrhesia и безразличию к превратностям жизни ().
  5. Каждый прогрессирует к процветанию и ясности через аскетические методы (), которые помогают тому стать лишенным влияний — таких как богатство, известность или власть — у которых нет стоимости в Природе. Примеры включают практику Диогена проживания в ванне и ходьбы босиком зимой.
  6. Бесстыдство методов Циника или наглость () и стирают Nomos общества; законы, таможня и социальные соглашения, которые считают само собой разумеющимся люди.

Таким образом Циник не имеет никакой собственности и отклоняет все обычные покупательные силы денег, известности, власти или репутации. Жизнь, жившая согласно природе, требует только минимальных потребностей, требуемых для существования, и можно стать свободным, не сковав себя от любых потребностей, которые являются результатом соглашения. Циники приняли Геркулеса как своего героя как воплощение идеального Циника. Геркулес «был им, кто принес Цербера, собаку Hades, от преступного мира, пункта специального обращения к человеку собаки, Диогену».

Согласно Люсьену, «Цербер и Циник, конечно, связаны через собаку».

Образ жизни Циника потребовал непрерывного обучения, не только в осуществлении суждений и умственных впечатлений, но и физической подготовки также:

Ни одно из этого не означало, что Циник отступит от общества. Циники фактически жили бы в полном ярком свете пристального взгляда общественности и будут довольно равнодушны перед лицом любых оскорблений, которые могли бы следовать из их нетрадиционного поведения. Циники, как говорят, изобрели идею космополитизма: когда его спросили, куда он произошел из, Диоген ответил, что был «гражданином мира, (kosmopolitês)».

Идеальный Циник проповедовал бы христианство; как человечества, это была их работа преследовать людей об ошибке их путей. Пример жизни Циника (и использование резкой сатиры Циника) был бы вырывание и выставлять претензии, которые лежат в корне повседневных соглашений.

Хотя Цинизм, сконцентрированный исключительно на этике, философия Циника оказала большое влияние на Эллинистический мир, в конечном счете став важным влиянием за стоицизм. Стоический Аполлодор, пишущий в 2-м веке до н.э, заявил, что «Цинизм — короткий путь к достоинству».

История цинизма

Классические греческие и римские Циники расценили достоинство как единственную необходимость счастья и рассмотрели достоинство как полностью достаточное для достижения счастья. Классические Циники следовали за этой философией вплоть до пренебрежения всем не содействие их совершенству достоинства и достижению счастья, таким образом, Циников названия, полученных из греческого слова κύων (значение «собаки»), потому что они предположительно пренебрегли обществом, гигиеной, семьей, деньгами, и т.д., способом, напоминающим о собаках. Они стремились освободить себя от соглашений; станьте самостоятельными; и живой только в соответствии с природой. Они отклонили любые обычные понятия счастья, включающего деньги, власть, или известность, чтобы вести полностью добродетельный, и таким образом счастливый, жизни.

Древние Циники отклонили обычные социальные ценности и подвергнут критике типы поведений, такие как жадность, которую они рассмотрели как порождение страдания. Акцент на этот аспект их обучения привел, в последнем 18-м и в начале 19-го века, к современному пониманию цинизма как «отношение презрительной или утомленной отрицательности, особенно общее недоверие к целостности или выразил побуждения других». Это современное определение цинизма находится на отмеченном контрасте по отношению к древней философии, которая подчеркнула «достоинство и моральную свободу в освобождении от желания».

Влияния

Различные философы, такие как Пифагорейцы, защитили простое проживание, в веках предшествующее Циникам. В начале 6-го века до н.э, Anacharsis, скифский мудрец объединил равнину, сосуществующую с критическими замечаниями греческой таможни способом, который станет стандартным среди Циников. Возможно, важный были рассказы об индийских философах, известных более поздним грекам как Gymnosophists, которые приняли строгий аскетизм вместе с непочтительностью для установленных законов и таможни. К 5-му веку до н.э, Софисты начали процесс опроса многих аспектов греческого общества, таких как религия, закон и этика. Однако самым непосредственным влиянием за школу Циника был Сократ. Хотя он не был отшельником, он действительно выражал любовь к Достоинству и безразличию к богатству, вместе с презрением к общему мнению. Эти аспекты мысли Сократа, которая явилась только незначительной частью философии Платона, стали центральным вдохновением для другого из учеников Сократа, Антистэнеса.

Antisthenes

История Цинизма традиционно начинается с Antisthenes (c. 445–365 до н.э),

кто был современником старшего возраста Платона и ученика Сократа. Приблизительно в 25 моложе его лет Антистэнес был одним из самых важных из учеников Сократа. Хотя позже у классических авторов было мало сомнения относительно маркировки его как основатель Цинизма, его философские взгляды, кажется, более сложны, чем более поздняя простота чистого Цинизма. В списке работ, приписанных Антистэнесу Диогеном Лэертиусом, письма на Языке, Диалоге и Литературе далеко превосходят численностью тех на Этике или Политике, хотя они могут отразить, как его философские интересы изменились со временем. Конечно, верно, что Антистэнес проповедовал жизнь бедности:

Диоген из Sinope

Диоген из Sinope (c. 412–323 до н.э), доминирует над историей Цинизма как никакое другое число. Он первоначально поехал в Афины, убежав из его родного города, после того, как он и его отец, который возглавил монетный двор в Sinope, попали в беду для фальсификации чеканки. (Фраза «стирание валюты» позже стала пословиц в описании отклонения Диогеном обычных ценностей.) Более поздняя традиция утверждала, что Диоген стал учеником Antisthenes, но ни в коем случае не бесспорно, что они когда-либо встречались. Диоген действительно, однако, принимал обучение Антистэнеса и аскетический образ жизни, преследуя жизнь самостоятельности (autarkeia), строгость (askēsis), и бесстыдство (anaideia). Есть много анекдотов о его чрезвычайном аскетизме (спящий в ванне), его бесстыдное поведение (едящий сырое мясо), и его критика обычного общества («плохие люди повинуются их жаждам, как слуги повинуются своим владельцам»), и хотя невозможно сказать, какая из этих историй верна, они действительно иллюстрируют широкий характер человека, включая этическую серьезность.

Ящики Фив

Ящики Фив (c. 365–c. 285 до н.э), третья фигура, которая доминирует над историей Циника. Он известен, потому что он отказался от большого состояния, чтобы жить жизнью бедности Циника в Афинах. Он, как говорят, был учеником Диогена, но снова это сомнительно. Ящики женились на Hipparchia Maroneia после того, как она влюбилась в него, и вместе они жили как нищие на улицах Афин, где Ящики рассматривали с уважением. Более поздняя известность ящиков (кроме его нетрадиционного образа жизни) заключается в том, что он стал учителем Дзено из Citium, основателем стоицизма. Напряжение Циника, которое будет найдено в раннем стоицизме (таком как собственные радикальные взгляды Дзено на сексуальное равенство, разъясненное в его республике), может быть приписано влиянию Ящиков.

Другие циники

Было много других Циников в 4-х и 3-х веках до н.э, включая Onesicritus (кто приплыл с Александром Великим в Индию), и моральные сатирики Байон из Borysthenes и Menippus Gadara. Однако с повышением стоицизма в 3-м веке до н.э, Цинизм, поскольку серьезная философская деятельность подверглась снижению,

и только в римской эре, Цинизм подвергся возрождению.

Цинизм в римском мире

Есть мало отчета Цинизма в 2-х или 1-х веках до н.э; Цицерон (c. 50 до н.э), у того, кто очень интересовался греческой философией, было мало, чтобы сказать о Цинизме, за исключением того, что «этого нужно избежать; поскольку это настроено против скромности, без которой не может быть ни правом, ни честью». Однако к 1-му веку н. э., Цинизм вновь появился с полной силой. Повышение Империала, Рим, как греческая утрата независимости при Филипе и Александре тремя веками ранее, возможно, привел к смыслу беспомощности и расстройства среди многих людей, которые позволили философию, которая подчеркнула самостоятельность и внутреннее счастье, чтобы процветать еще раз. Циники могли быть найдены всюду по империи, стоящей на углах улиц, проповедующих о Достоинстве. Люсьен жаловался, что «каждый город заполнен такими выскочками, особенно теми, кто вводит имена Диогена, Antisthenes и Ящиков как их покровители и поступает на военную службу Собаки», и Аелиус Аристайдс заметил, что «они часто посещают дверные проемы, говоря больше с привратниками, чем владельцам, восполняя их непритязательное условие при помощи наглости». Самым известным представителем Цинизма, в 1-м веке н. э., был Деметриус, которого Сенека похвалил как «человек законченной мудрости, хотя он сам отрицал его, постоянный к принципам, которые он выразил красноречия, достойного иметь дело с самыми могущественными предметами». Цинизм в Риме был и торцом сатирика и идеалом мыслителя. В 2-м веке н. э., Люсьен, наливая презрение на философе Циника Перегринусе Протее, тем не менее похвалил своего собственного учителя Циника, Демонэкса, в диалоге.

Цинизм стал замеченным как идеализированная форма стоицизма, представление, которое принудило Epictetus восхвалять идеального Циника в длинной беседе. Согласно Epictetus, идеальный Циник «должен знать, что его посылают как посыльный от Зевса людям относительно хороших и плохих вещей, чтобы показать им, что они блуждали». К сожалению для Epictetus много Циников эры не соответствовали идеалу: «рассмотрите нынешних Циников, которые являются собаками, которые ждут за столами, и ни в каком уважении подражают Циникам старых кроме случайно на ломающемся ветру».

В отличие от стоицизма, который уменьшился как независимая философия после 2-го века н. э., Цинизм, кажется, процветал в 4-й век. Император Джулиан (управлял 361–363), как Epictetus, похвалил идеального Циника и жаловался на фактических практиков Цинизма.

Заключительным Циником, отмеченным в классической истории, является Sallustius Emesa в конце 5-го века. Студент неоплатонического философа Изидора Александрии, он посвятил себя тому, чтобы жить жизнью аскетизма Циника.

Цинизм и христианство

Иисус как еврейский циник

Некоторые историки отметили общие черты между жизнью и учениями Иисуса и теми из Циников. Некоторые ученые утверждали, что у документа Q, гипотетического общего источника для евангелий Мэтью и Люка, есть сильные сходства с обучением Циников. Ученые на поисках исторического Иисуса, такие как Бертон Л. Мэк и Джон Доминик Кроссан Семинара Иисуса, утверждали, что 1-й век, Галилея н. э. была миром, в котором Эллинистические идеи столкнулись с еврейской мыслью и традициями. Город Гэдара, прогулка только дня от Назарета, был особенно известен как центр философии Циника, и Мэк описал Иисуса как «довольно нормальное число Типа циника». Для Кроссана Иисус больше походил на мудреца Циника от Эллинистической еврейской традиции или, чем Христос, который умрет вместо грешников или Мессии, который хотел установить независимое еврейское государство Израиля. Другие ученые сомневаются, что Иисус был глубоко под влиянием Циников, и посмотрите еврейскую пророческую традицию с намного большей важности.

Циник влияет на раннем христианстве

Многие аскетические методы Цинизма, возможно, были приняты первыми христианами, и христиане часто использовали те же самые риторические методы как Циники. Некоторые Циники фактически мучились для выступления против властей. Один Циник, Перегринус Протей, жил какое-то время как христианин прежде, чем преобразовать в Цинизм, тогда как в 4-м веке, Мэксимуса Александрии, хотя христианин, также назвали Циником из-за его аскетического образа жизни. Христианские писатели часто хвалили бы бедность Циника, хотя они презирали бесстыдство Циника: Огастин, заявляющий, что они имели, «в нарушении скромных инстинктов мужчин, хвастливо объявил их грязное и бесстыдное мнение, достойное действительно собак». У аскетических заказов христианства также была прямая связь с Циниками, как видно в блуждающих нищенствующих монахах ранней церкви, которые в появлении направленном наружу, и во многих их методах мало отличались от Циников более раннего возраста.

См. также

  • Послания циника
  • Список древнегреческих философов
  • Список философов Циника
  • Естественное право
  • Реббе Kotzker (chasidic «Циник» в древнем значении слова)

Примечания

Дополнительные материалы для чтения

Основные источники

  • Философы Циника, редактор Р. Доббин (Пингвин, 2012)
  • Диоген Циник: Высказывания и Анекдоты: С Другими Популярными Моралистами, редактором Р. Хардом (Оксфорд, 2012)
  • Диоген Лэертиус, жизни и мнения выдающихся философов, книги VI: циники
  • Златоуст Dio, беседы циника: торжественная речь 6, торжественная речь 8, торжественная речь 9, торжественная речь 10.
  • Epictetus, беседа 3.22, на цинизме
  • Псеудо-Люсьен, циник
  • Юлианский отступник, 6-я торжественная речь — необразованным циникам
  • Юлианский отступник, 7-я торжественная речь — цинику Херэклеайосу

Вторичные источники

  • Ножовщик Иэна, (2005), цинизм от Диогена к Dilbert. McFarland & Co. ISBN 0-7864-2093-6
  • Уильям Д. Десмонд, (2006), греческая похвала бедности: происхождение древнего цинизма. Университет Notre Dame Press. ISBN 0-268-02582-7
  • — — — — (2008), циники. Древний ряд основных положений. Acumen Publishing. ISBN 1-84465-129-0
  • F. Джеральд, опускающий, (1992), циники и христианское происхождение. T. & T. Кларк. ISBN 0-567-09613-0
  • Луис Э. Навиа, (1996), классический цинизм: критическое исследование. Greenwood Press. ISBN 0-313-30015-1
  • Дерево ши Лоузы (2009), просвещение циника: Диоген в салоне пресса Университета Джонса Хопкинса.

Внешние ссылки


ru.knowledgr.com

Что такое: Цинизм | Цинизм это | Значение слова: Цинизм | Понятие: Цинизм

Цинизм это пренебрежение условностями, высокими принципами и добрыми чувствами.

Цинизм в философии

В философском смысле быть циником значит никогда не смешивать реальность и благо, бытие и ценность, иначе говоря, «то, что делается», и «то, что должно делаться» (Макиавелли, «Государь», глава XV).

В расхожем смысле слова цинизм есть стремление к эффективности, не отягощенное заботой о морали или идеологии. Обычно цинизм считают одной из форм бесстыдства, хотя иногда он принимает форму трезвости мысли, отвергающей притворство и легковерие.

Прежде чем превратиться в недостаток и обрести дурную репутацию, цинизм под именем кинизма был школой добродетели, и, не исключено, самой требовательной к своим адептам.

В истории философии кинизм наряду с мегарской школой стал одним из двух звеньев цепочки, протянувшейся от Сократа к стоицизму Он представляет собой одно из важнейших течений всей античной философии. Школу, созданную учеником Сократа Антисфеном, затем возглавил его великий ученик Диоген.

Кинизм

Кинизм — это радикальный номинализм. Не существует никаких абстракций, никакие законы и условности не имеют никакого значения: есть лишь индивидуумы и их поступки. Отсюда — яростная тяга к независимости, признающей лишь свободную добродетель и лишь добродетельную свободу. Это подразумевает необходимость преодолеть в себе животное начало и глупость. Можно ли назвать кинизм аскетическим учением? Пожалуй, но это аскетизм без ханжества. Тот же Диоген, для закалки обнимавший посреди зимы обледенелые статуи, не стеснялся прилюдно заниматься онанизмом. Он считал лицемерие большим злом, чем удовольствие, а удовольствие более здоровым чувством, чем разочарование. К Александру Македонскому он не испытывал ничего, кроме презрения. Свобода и истина прежде всего. Зачем скрывать то, что не является злом, и поклоняться тому, что не является добром?

Древний кинизм Диогена и Кратета и цинизм новейшего времени (Макиавелли) объединяет равное уважение к разделению порядков. Истина не есть благо; то, что делается, не может служить основанием для того, что должно делаться; долг не может заменить эффективность. А раз так, неважно, чему отдавать предпочтение — нравственной добродетели вслед за Диогеном или политической эффективности вслед за Макиавелли. Главное — не смешивать их между собой и не отрекаться ни от того ни от другого. Киник отказывается принимать свои желания за реальность и отступать перед реальностью своих желаний. Он отказывается поклоняться реальности: вместо молитвы он выбирает деятельность. Он ни во что не верит, но он и не нуждается в вере, чтобы желать. Ему вполне хватает воли к действию.

Древние греки называли киников собаками, потому что они проповедовали свое учение всем желающим на площади cynosarges (проворных собак) и отвергали всякий стыд. Не случайно своей эмблемой они избрали все ту же собаку. «Я собака, — говорил Диоген, — но собака породистая, из тех, что умеют охранять своих друзей». Добродетель киников не признает веры и закона, но отнюдь не отвергает верности и мужества.

Похожие слова:

www.phildic.ru

Кинизм и цинизм. Теория Петера Слотердайка

Цинизм как жизненная позиция, по-видимому, почти одного возраста с человеческим обществом. При этом он изменчив, разнообразен и способен к самым странным идейным союзам. Однако всякий разговор о нем начинается с этимологии, которая изрядно запутывает. Ведь кинизм – это вывеска для небольшой группы дерзких и веселых античных философов, зубоскаливших на тему пафосных виршей коллег по цеху. Кинизм зажегся и исчез на рубеже конца V – начала IV в. до н. э. Он оставил слово, а точнее презренную кличку – «собака», которую некоторые носили с гордостью. Цинизм же живет и здравствует поныне, но стоит ли его связывать с кинизмом? На этот вопрос отвечает Concepture.

Исправление имен

По большому счету кинизм мало кому интересен – в основном специалистам-античникам да любителям исторических анекдотов про философов, занимающихся непотребством в публичных местах. Совсем другое дело – цинизм. Споры о нем так или иначе возникают даже на бытовом уровне.

Некоторые видят в цинизме лишь вызов и невоспитанность. Другие напротив считают, что за всем этим стоит какая-то глубокая и продуманная или хотя бы эстетическая позиция. Третьи видят в цинизме не столько позицию, сколько эффект ее отсутствия – то, что происходит с человеком, так и не выбравшим себе каких-то принципов и существующего подобно неплотной субстанции на воде. Есть еще десяток версий о том, что такое цинизм и почему некоторые выбирают его. В силу этого философское обращение к парочке «кинизм и цинизм» отнюдь не лишено своей актуальности.

И все же, прежде чем попытаться развести понятия «кинизм» и «цинизм», стоит понять, а зачем это вообще нужно? Да мало ли слов, которые перепутаны и употребляются в неверном значении? О «великом исправлении имен», о котором грезил еще Конфуций, в эпоху интернета можно говорить лишь с грустной усмешкой. И все же в ХХ веке нашелся мыслитель, обосновавший важность философски точных дистинкций о кинизме и цинизме.

Петер Слотердайк

Это был философ Петер Слотердайк, который в своем интеллектуальном бестселлере «Критика цинического разума» отметил, что именно в силу мутабельности современного цинизма мы ничего не сможем о нем понять, если не найдем те ключевые (или даже болевые) точки, в которых он оторвался от своего начального истока – античного кинизма. И более того, Слотердайк предлагает нам противопоставить кинизм и цинизм в надежде на то, что это даст место для нового кинического импульса в нашей ветшающей цивилизации. Неокинизм – это возможность для критических умов, которую легко проглядеть за тем современным диффузным цинизмом, который уже не отличить от его противоположности.

Преобразования во времени

Итак, чем же был кинизм? Чем стал цинизм? И можем ли мы вернуться к тому, что утрачено и превращено в унылый ярлык?

Как известно, слово «кинизм» появилось на греческой почве и с самого начала содержало в себе элемент осуждения. «Кинос» – с древнегреческого «собака», а это слово еще со времен Гомера обозначало «бесстыдника» или «наглеца» (причем исторически сперва только «бесстыдную женщину»). Греческие и римские авторы хорошо понимали эту пасхалочку, однако почти не использовали слово «киник» в отрыве от мыслителей этого направления (Антисфен, Диоген Синопский и др.).

А вот европейцы напротив гораздо чаще использовали слова «киник» – и на латинизированный манер «циник» – в качестве прозрачного намека на бескультурье, наглость или язвительность визави. Поэтому уже долгое время они являются синонимами. Из французского «циник» перекочует в английский и немецкий (а оттуда и в русский). В итоге даже понимая под «киником» отсылку к греческим философам, большинство образованных авторов вплоть до XIX-XX века используют это слово с негативным оттенком (или если по-умному – как пейоратив, то есть слово, выражающее отрицательную оценку, неодобрение, порицание, иронию или презрение).

Некоторые авторы, особенно принадлежавшие к декадентам, предпринимали попытки эстетизации и даже превознесения цинизма – им вообще нравилось эпатировать общественность (даже слово «декадент» – изначально пейоратив). Для этого приходилось задействовать арсенал романтических средств, превращавших каждый жест циника в пощечину общественному вкусу или плевок в здравый смысл и массовое поклонение полезностям. Именно отсюда, задолго до Фрейда (с его защитами, сублимациями и гиперкомпенсациями), повелось воспринимать циничную позу симпатичного вам человека как изящный душевный доспех, защищающий излишне ранимую душу. Что, конечно, не более чем миф, пестуемый литературой.

Возможно поэтому для большинства и поныне цинизм – это скорее внешняя характеристика человека, пренебрежительно относящегося ко всему общепринятому, (к общественному строю, религии, правилам морали, устоявшимся традициям) или открыто издевающегося над ними. Эстетическая надстройка, увы, представляется скорее фасадом, чем сутью: но в самом деле, людям обычно все равно как одет тот, кто издевается над их идеалами. При этом как-то забылось, что античный киник если и щеголял, то только наготой или дырой в хитоне.

Иными словами, киники и циники в глазах почтенной публики стоят друг друга. И то, что выходки первых были погрубее, чем преимущественно слова вторых, никого особо не заинтересовало. Поэтому до Слотердайка их различие интересует только лингвистов и историков философии, которые ради справедливости и понимания должны развести «источник» и его «позднейшее восприятие». Это в сущности несложно, если сравнивать античного «киника» с современным «циником».

По сути, мы запросто обнаружим то, что знаем и так: киник живет в Древней Греции и в своей критике отталкивается от общества полиса, современный же циник – ничего не критикует, но так или иначе реагирует на нынешние реалии (общество, мораль и т. д.). Однако такие различия скорее затемняют тот факт, что цинизм изменился.

Сегодня цинизм бесконечно далек от всякого критического жеста, от всякой яркой позы, от протеста или вызова, а тем более от какой-либо последовательной мысли или идеологии. Цинизм теперь – это невнятное, лабильное и ускользающее от ответственности облако мнений, присущее конформистам и социальным приспособленцам.

«Диоген» (Жан-Леон Жером, 1860)

А впрочем, давайте все-таки приглядимся к этой историко-социальной разнице. Ведь мы же хотим что-то понять о современном цинизме?

Как несложно заметить, вся история с эстетизацией цинизма в эпоху модерна – это довольно прозрачная игра на повышение статуса. И эта потребность создать и присвоить себе определенную элитарность очень точно совпадает с периодами демократизации обществ (с присущей ей мешаниной – нуворишами, выскочками, разорением старой аристократии, плебеями, потребляющими то, что прежде было доступно лишь патрициям). Античный кинизм, однако, именно с этими претензиями на элитарность и «круги посвященных» боролся.

Следовательно, первое различие таково: кинизм мыслит себя на стороне плебса и социальных масс, цинизм – желает быть идеологией «верхов». Отсюда несложно увидеть, что кинизм оппонирует власть имущим, цинизм же напротив обычно лоялен власти (на деле, а не в декларациях) – как минимум до тех пор, пока та не мешает ему потреблять и симулировать элитарность. В каком-то смысле сегодня циник и есть наиболее частый тип человека в массовом обществе.

Античный полис был очень тонко нарезанным на слои и группы обществом, несмотря на некоторые элементы демократии. Но даже на этом цветастом фоне киник был особым случаем. Индивидуализм киника начинался с того, что у него буквально не было своего места в обществе (настолько особенный), а уже отсюда вытекали и философские выводы – например, о номинализме (все вещи единичны, общего нет) или об идеале самодостаточности и свободной воле.

«Диоген» (Жюль Бастьен-Лепаж, 1873)

Второе различие непосредственно касается целей и ценностей киников/циников. Киник живет аскезой, приучая себя к малому, и именно поэтому он уважает труд, особенно ручной. Циник находится строго в противофазе: свобода для него – это побольше удовольствий, поменьше труда и ответственности. Диоген нисколько не кривил душой, говоря, что если бы он мог утолить голод одним лишь поглаживанием живота (как онанизм утоляет сексуальные позывы), то он был бы равен богам.

Современный циник, думается, в большинстве случаев ужаснулся бы такой самодостаточности – его цинизм прежде всего нацелен на оправдание зависимости (без общества нельзя; деньги нужны всем; против государства не попрешь; мне хорошо, а укусы совести проще переносить, когда сыт и обеспечен и т. д. и т. п.). Гораздо проще представить себе циника, мечтающего о вэлфере или синекуре, чем о миллионах, заработанных с закатанными рукавами.

Если обобщить, то кинизм – это прежде всего очень простая система практических идеалов. Иди и делай, ты свободен, но ты в ответе за последствия. И уже как следствие: простота, презрение к социальным условностям и физиологическое отвращение к навязыванию чего-либо другим, особенно со ссылкой на общее благо.

Цинизм же, особенно в последней своей версии, – это в лучшем случае запутанная система теоретических отговорок, нацеленная на то, чтобы разорвать связь между практикой и ответственностью за последствия. А гораздо чаще – просто хаотичный набор теоретических фрагментов, народных мудростей, мемов и цитат великих, призванных хоть как-то примирить несчастного субъекта с тем бардаком, что царит в обществе и его жизни.

Как заметит Слотердайк, современная циническая формула счастья – это «быть глупым и иметь работу». Глупость в данном случае касается неспособности понимать связь своих повседневных действий с теми пагубными тенденциями, что захватывают общество. Идиот (от греческого «идиос» – одиночка) живет в обществе, но так, словно он вне идеологии и ответственности за происходящее. Собственно, циник по Слотердайку – это несчастное сознание, способное лишь имитировать «идиота», но не быть им. Именно поэтому философ тесно увязывает современный диффузный цинизм с провалом проекта Просвещения.

«Цинизм – это просвещенное ложное сознание», – говорит он. Одна из трактовок этого такова: критика Просвещения, направленная в адрес иллюзий, суеверий, обмана и идеологии, оставила своей след – она научила человека рефлексии и критическим уловкам. Однако Просвещение не смогло вменить людям свои ценности, оно потерпело крах в создании желания бороться за истину и прогресс. И потому рефлексия в итоге была направлена против Просвещения.

Современный циник – это тот, кто вынужденно умеет иронизировать не столько над положением вещей, сколько над попытками его оценить и оспорить. «Я знаю, что это дурно, но такова жизнь» – вот кредо циника, который, однако, в отличие от киника никогда всерьез не задумывается над тем, что же такое «жизнь». И возможно, только философский развод между кинизмом и цинизмом на сегодня способен прояснить, что значит «выбирать жизнь».

По ходу рассуждения в «Критике цинического разума» Слотердайк дает диагноз Просвещению, и на мой взгляд, уже поэтому она достойна стать настольной книгой каждого интеллектуала. По крайней мере такого, кто еще не целиком поражен эпидемией академического разочарования. Также он задается непраздным вопросом: А Ницше был новым киником или новым циником? И почему влияние этого бессистемного философа столь велико на авторов ХХ века? В книге есть паноптикум циников и большой исторический раздел о ликах цинизма в разные периоды. Однако нашей задачей не является пересказ всей работы, поэтому мы вернемся к различию кинизма и цинизма, а именно – сформулируем итоговые выводы Слотердайка.

Точки над «i»

Кинизм, считает автор, – это уникальная маргинальная традиция, которая является не столько философией, сколько формой полемики, причем полемики посредством жестов, тела и жизненного выбора. Насмешка, пожимание плечами, демонстрация зада и многое другое – вот арсенал киника в любое время. Его сатирический ум знает цену словам и еще больше цену умникам, научившимся говорить, не отвечая за слова. Не отвечающим своим реальным телесным бытием. И привыкшим апеллировать к каким-то заоблачным сущностям, по которым тоскует бритва Оккама или плевок Диогена. Киник не противостоит уму или знанию, но он – великий отрицатель «ложной жизни».

А циник – это тот, кто хорошо усвоил жест отрицания, но поставил его на службу частным интересам (по сути, все той же «ложной жизни»). Циник – мастер половинчатой рефлексии: он разбирает по винтикам (или имитирует это) любые ценностные претензии, и никогда не делает из этого практических выводов. Именно поэтому еще одна точная формула Слотердайка звучит так: «цинизм – это зная лучшее, делать худшее».

«Диоген в поисках честного человека» (Якоб Йорданс, ок. 1642)

Нищета современного прагматизма с этим и связана – никто не говорит о настоящих проблемах, все озабочены конвенциональным успехом в кем-то огороженном тупичке. И величайшим скандалом, который еще устраивают кинические умы, состоит в напоминании о том, что данный тупичок размещен где-то на нижней палубе очередного «Титаника». Цинизм подкупает нас тем, что упрощает жизнь и дает немного форы в выживании, однако он бежит от любых проблем – будь то ваш внутриличностный конфликт или ядерный кризис. Увы, иногда оказывается, что бежать больше некуда, даже в своей голове.

Итог Слотердайка кажется пессимистичным, и все же это не так. Возможность кинизма вытекает уже из того, что мы живые и телесные существа. В умении опереться на свою природу философ видит путь к тому, что он называет «удавшаяся жизнь». А она обычно возникает не там, где придерживаются крайностей (либо служение идеалам, либо цинизм), а там, где смеются над собой, но не забывают и совершенствоваться.

На превью – картина Эдвина Ландсира «Александр и Диоген» (1848)

concepture.club

Школа циников — Дом Солнца

Беседы со своими учениками он проводил в гимназии Киносарге (в переводе с греческого — белая собака). Именно от этого слова и происходило название его последователей — киники, позже трансформировавшееся в циники.

Сам себя Антисфен называл ‘непородистым псом’. Его последователи носили короткий плащ, одетый на голое тело, нищенскую суму и посох. В основе его философии лежал девиз: ‘Жить согласно природе’. В контексте этого все достояния цивилизации рассматривались как противоречащие природе. Поэтому, по их мнению, счастьем является возвращение в мир природы. Философские идеи Антисфена продолжил его ученик, знаменитый Диоген Синопский (400-323 гг. до Р. Хр.). Для характеристики этой личности приведем такой пример: в конце своих дней он встретился случайно с Александром Македонским, который предложил ему выполнить любое его желание, на что философ попросил царя не загораживать от него солнце. Услышав такой ответ, полководец воскликнул: ‘Не будь я Александром, я хотел бы быть Диогеном!’

Взгляды философа с каждым годом приобретали все более причудливые и вызывающие формы: Диоген стал ходить почти голым, отправляя естественные надобности на глазах у всех, пил воду из луж, ел сырое мясо. Местом его обитания становится большая глиняная амфора, вошедшая в историю под названием ‘Диогеновой бочки’. Острый ум Диогена в сочетании с экстравагантным поведением привлекал к нему тысячи людей. Особую популярность его идеи нашли в среде ‘золотой’ молодежи того времени. Окруженные с детства роскошью, но не находя удовлетворения духовным запросам, молодежь из аристократических семейств увлекалась идеями циников, которые, как им казалось, делали их свободными.

Прекрасно известно, что именно эти причины стали основополагающими в появлении движения ‘хиппи’, основными представителями которого были дети семейств Европы и Америки. Постепенно учение циников превратилось в настоящий цинизм, где даже смерть близких воспринималась как ничего не значащее событие. Ведя бродяжнический образ жизни, циники жили за счет общества, ровным счетом ничего не делая и считая всех остальных намного ниже себя. Однако удовлетворенности и счастья в единении с природой последователи этого учения не нашли. Чувство неудовлетворенности, а порой полной депрессии наполняли жизнь этих людей. Видимо этим и объясняется то, что современные ‘хиппи’, проведя несколько лет в подобном состоянии, возвращались в общество, занимая впоследствии места своих родителей в управлении заводами, фабриками, банками. Они возвращаются в жизнь, против которой совсем недавно протестовали, а потом их дети повторяли их жизненный путь, пытаясь безуспешно избавиться от грубого материализма в жизни, найти что-то светлое, духовное. Говорят, что Диоген мог часами бродить днем по городу с зажженным фонарем и на вопросы удивленных горожан отвечать: ‘Я ищу человека’. Пытаясь найти человека, Диоген и его последователи не нашли Бога, для поисков которого не нужно было зажигать фонарь или долго философствовать.

Школа циников вскоре прекратила свое существование, однако ее идеи, как мы видим, дожили до нашего времени, принося все ту же опустошенность, неудовлетворенность, разочарование в жизни.

www.sunhome.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *