Правила жизни Теодора Курентзиса
Дирижер, Пермь
Теги:
музыка
№121
В России я прожил дольше, чем в Греции.
Я родился, когда грецией правили «Черные полковники» (режим военной диктатуры, существовавший с 1967 по 1974 год. — Правила жизни). Я помню пустые поля рядом с моим домом. Картинка детства в моих воспоминаниях желтая от ромашек и маргариток. Помню, как собирал их, чтобы подарить маме майский венок.
Творчество Артюра Рембо — это основа моих правил жизни в юности.
В 16 лет я был анархистом: участвовал в демонстрациях против тоталитаризма. Тогда же случилась моя первая любовь. Это было в Афинах, около американского посольства. Во время демонстрации, когда полиция распылила газ, одна девушка потеряла сознание. Я взял ее на руки, на меня наехала какая-то машина, ничего не было видно. Мы вошли в какой-то дом, через общую лестницу поднялись на террасу, и тут я заметил, что у меня рука в крови.
Моя мама была пианисткой, а папа полицейским. Папа был гораздо либеральнее мамы. Он никогда не упрекал меня в том, что я увлекаюсь идеями анархизма. В итоге, как ни странно, пианистка дала мне строгость, а полицейский дал мне свободу.
Мое предназначение было стать композитором. А я по ошибке стал дирижером.
Когда я приехал в Россию (в 1994 году, чтобы обучаться дирижированию. — Правила жизни), я почувствовал счастье. Это был мир, где еще жил дух романтизма. На улицах еще был запах бумаги от главпочтамта, и девушки собирали волосы в косы. Когда на Западе объясняли секс как результат воздействия гормонов, здесь, казалось, еще верили в ангелов. Поэтому я остался.
Чиновники любят говорить: наш приоритет — патриотизм в крае. Но когда его собака какает в парке, он не собирает ее какашки. И я говорю: эй, патриот, я соберу какашки вашей собаки, а потом мы поговорим о патриотизме.
Кто дискредитирует Россию? Глупые люди.
Когда я получил гражданство России, я стал соотечественником Чайковского, Достоевского, Малевича, Стравинского, Шостаковича, Лотмана, Мельникова, Бродского и Батагова. Я говорю об этой России, а не о России Первого канала и НТВ.
Что такое шансон? Представьте: спишь, тебе снилась весна, встаешь с кровати, и встает солнце, пахнет весенней пылью. И в этот момент кто-то открывает дверь, и оттуда раздается запах жареной семги. Вот что я чувствую, когда слушаю шансон.
Для того чтобы отправиться в оперу и получить катарсис, нужна хрестоматия, багаж знаний. Рассказывают, что когда турки в 1974 году захватили часть Кипра, некоторые солдаты не знали, что такое стиральная машина. Они заходили в ванные комнаты, видели стиральную машину и использовали ее как подставку под тазик, в котором стирали белье. То же самое в музыке. Если не понимаешь, как это работает, ты тоже будешь стирать в тазике на стиральной машине.
Если бы я мог пригласить на ужин любого умершего композитора, это был бы Шуберт. Мы бы говорили о потере любви. А потом напились бы и стали играть в четыре руки. Пили бы и играли.
Все инструменты важны, не надо недооценивать треугольник. Треугольник — это своего рода колокол, поэтому на нем играть нужно очень изящно. И на нем тоже можно играть гениально.
Дирижерской палочкой я стараюсь не пользоваться. Это как обнимать любимую девушку костылями.Раньше я пел в душе, а в последнее время перестал. Теперь я в душе молюсь и предлагаю так поступать всем. На 95% мы состоим из воды, и именно вода очищает тело и помогает очищать дух.
Когда-то очень давно я мечтал стать Д’Артаньяном, потому что он благородный и смешной герой, революционер. Потом я хотел стать астронавтом, потому что он находит свободу в космосе и смотрит на синюю Землю.
Мой любимый музыкальный инструмент — это голос.
Контратенор вместо меццо. Теодор Курентзис снова обратился к творчеству Джузеппе Верди
2 комментария Просмотры: 1 208
Оркестр и хор MusicAeterna под управлением Теодора Курентзиса. Фото – Александра Муравьева9 ноября 2022 на сцене Большого зала Московской консерватории в исполнении оркестра и хора MusicAeterna прозвучала Messa da Requiem памяти знаменитого итальянского писателя и поэта Алессандро Мандзони. Не обошлось без экспериментов — партию меццо-сопрано доверили контратенору Андрею Немзеру.
Алессандро Мандзони был известным в Италии писателем 19 века, а его роман «Обрученные» до сих пор проходят в итальянских школах. Джузеппе Верди искренне восхищался творчеством и личностью Мандзони и спустя ровно год после смерти писателя написал Реквием в его честь.
Премьера состоялась 22 мая 1874 в миланском соборе Сан-Марко и имела большой успех. В этом же соборе Теодор Курентзис завершил гастрольное турне с Реквиемом Дж. Верди в 2019-м. Тогда в концерте приняли участие Зарина Абаева (сопрано), Эв-Мо Юбо (меццо-сопрано), Дмитро Попов (тенор), Тарек Назми (бас).
Состав солистов в ноябре 2022 в Москве существенно изменился: на сцене БЗК выступили тенор Алексей Татаринцев (в последний момент он заменил Сергея Романовского), бас Алексей Тихомиров (совсем недавно, в сентябре, певец уже выступал с MusicAeterna, участвуя в исполнении 14 симфонии Д. Шостаковича). Из солистов Реквиема образца 2019 осталась только Зарина Абаева.
Меломанов ждала и сенсация: партию меццо-сопрано Теодор Курентзис доверил контратенору. Андрей Немзер знаком многим поклонникам MusicAeterna благодаря программе «Отчалившая Русь», прозвучавшей на Дягилевском фестивале 2022. Если тембр певца отлично подошёл циклу Г. Свиридова, то замена канонического меццо-сопрано в реквиеме Дж. Верди вызвала противоречивые ощущения.
С момента проведения темы Kyrie eleison в партии меццо и до самого конца Реквиема внимание слушателей было приковано именно к контратенору. Остальные солисты, коллектив MusicAeterna и, временами, сам маэстро Теодор Курентзис, казалось, ушли на второй план. С другой стороны, если расценивать этот опыт как эксперимент, то его можно назвать удачным. Тембры солистов хорошо сочетались, а Андрей Немзер, обладающий большим диапазоном, успешно справился со всеми техническими задачами, порученными меццо-сопрано.
Общее звучание оркестра и хора MusicAeterna не вызвало никаких нареканий. Абсолютно точное следование темпам в частях Реквиема, идеальная дикция хора и богатство интонаций в отдельных эпизодах — всё это Теодор Курентзис и главный хормейстер коллектива Виталий Полонский сделали с большим профессионализмом. Интерпретация Курентзисом музыки эпохи барокко и классицизма часто вызывает споры, но 19-й век – его стихия. Вне зависимости от того, будь это Малер, Чайковский или Верди, дирижер, как правило, постигает суть произведений, их замыслы.
Хочется сказать пару слов о слушателях. Московская публика, кажется, научилась ставить телефоны на беззвучный режим, а также не хлопать между частями произведения. Однако после завершения монументальной мессы Дж. Верди не прошло и 30 секунд, как из зала раздались восторженные крики «Браво» и овации. А хотелось тишины… В знак уважения к траурной музыке Верди и памяти итальянского поэта Алессандро Мандзони.
Анна Суворина
Кстати:
Раздел: Репортажи, Эксклюзив Метки: Алексей Татаринцев, Алексей Тихомиров, Андрей Немзер, Зарина Абаева, оркестр musicAeterna, Теодор Курентзис, хор musicAeterna
Анна Суворина — музыкальный журналист, музыкальный критик, блогер.
Окончила Владимирский областной музыкальный колледж им. А. П. Бородина по классу фортепиано. На данный момент — студентка 4 курса кафедры музыкальной журналистики РАМ им. Гнесиных.
Автор студенческого издания РАМ им. Гнесиных «Без фальши».
Лауреат всероссийских и международных конкурсов (фортепиано), лауреат 2 степени первого молодежного фестиваля киномузыки KINOREX в номинации «Лучший лонгрид», выпускница образовательной программы Дягилевского фестиваля — 2022.
Сфера интересов: симфонические оркестры, современная академическая и рок-музыка, современный музыкальный театр.
Все публикации Анны Сувориной на ClassicalMusicNews.Ru
Теодор Курентзис и MusicAeterna подвергаются проверке из-за связей с Россией
Реклама
Продолжить чтение основной истории
Теодор Курентзис и ансамбль MusicAeterna столкнулись с негативной реакцией на Западе из-за своего партнерства с государственным банком в России.
Дирижер Теодор Курентзис, выступавший на Зальцбургском фестивале этим летом, был осужден за свои связи с Россией и молчание по поводу ее войны на Украине. Кредит… Марко Боррелли
ЗАЛЦБУРГ, Австрия — Теодор Курентзис почитается как один из самых оригинальных голосов классической музыки, мятежный дирижер, способный вдохнуть новую жизнь в известные произведения. В этой европейской культурной столице, где каждое лето собираются художники, агенты и импресарио, он вездесущ, его имя красуется на баннерах и брошюрах. Его поклонники путешествуют со всего мира, чтобы послушать его выступления.
Но этим летом на Зальцбургском фестивале, одном из главных событий классической музыки, говорят не только о его музыке. Курентзис, который здесь, начиная со вторника, дирижирует новой двойной оперой «Замок Синей Бороды» Бартока и «De Temporum Fine Comoedia» Карла Орфа, и его ансамбль MusicAeterna привлекают внимание по другой причине: их связи с Россией.
Во время войны на Украине Курентзис и MusicAeterna подверглись нападкам за их зависимость от банка ВТБ, государственного российского учреждения, которое попало под санкции США и других стран, но остается главным спонсором ансамбля. Курентзиса и ансамбля осуждали за молчание о войне и критиковали за сотрудничество с соратниками президента России Владимира В. Путина, в том числе с теми, кто входит в правление фонда MusicAeterna.
Эта проверка усложнила карьеру Курентзиса, одной из самых востребованных звезд индустрии. И это потрясло 102-летний Зальцбургский фестиваль, лидеры которого поддержали MusicAeterna, несмотря на то, что другие культурные группы избегали его.
«Дело не в том, что я трус; это так чувственно», — сказал в интервью Маркус Хинтерхойзер, художественный руководитель фестиваля. «Мы не за Путина. Об этом абсолютно нечего обсуждать».
Курентзис и его музыканты сейчас в центре дискуссии о том, как культурные группы должны обращаться с артистами, связанными с российскими институтами. Многие разорвали связи с близкими людьми Путина, такими как дирижер Валерий Гергиев, давний друг и видный сторонник российского президента, который когда-то был постоянным участником Зальцбургского фестиваля.
Курентзис (в центре) с хором MusicAeterna и Молодежным оркестром Густава Малера. Фото… Марко БорреллииДругие западные институты, однако, подверглись критике за чрезмерное влияние после того, как они отменили выступления российских артистов, не связанных с Путиным, и даже с некоторыми кто высказался против вторжения России в Украину.
В двойном афише Бартока-Орфа звучит хор MusicAeterna. И его появление с Курентзисом в яме уже вызвало протесты политиков, артистов и активистов, которые говорят, что фестиваль не должен служить форумом для MusicAeterna во время войны.
«Он принадлежит к системе Путина», — заявил в интервью посол Украины в Австрии Василий Химинец. «Он не критиковал эту жестокую войну, но у него есть шанс выступить на одной из самых известных сцен в Европе и, возможно, в мире».
Уважаемый пианист Евгений Кисин, часто выступающий в Зальцбурге, сказал, что, хотя он не возражал бы, если бы Курентзис выступил с западным оркестром, связи MusicAeterna с российским правительством были проблематичными.
«В нынешней ситуации группам, финансируемым российским государством, нельзя позволять выступать в цивилизованном мире», — сказал Кисин, который родился в Москве и сейчас живет в Праге, ссылаясь на «криминальную войну России в Украине».
Курентзис через своих представителей отказался от комментариев.
С момента основания MusicAeterna в Сибири в 2004 году Курентзис стремился бросить вызов лейблам. Он известен как бескомпромиссный классический музыкант, но также заслужил репутацию панка, гота и анархиста. Он родился в Афинах, в 20 лет уехал в Россию учиться музыке и теперь имеет российский паспорт. (Путин предоставил ему гражданство указом президента в 2014 году, сообщают российские СМИ.)
Курентзис начал свою карьеру как аутсайдер, пытавшийся построить творческие центры вдали от традиционных баз Москвы и Санкт-Петербурга, в том числе в Новосибирской государственной опере в Сибири и в промышленном городе Пермь. Он противостоял российским властям, в том числе в 2017 году, когда его друг и соратник Кирилл Серебренников, один из самых известных театральных режиссеров России, был задержан в Москве, что было расценено как возмездие за его критическое изображение жизни при Путине.
Совсем недавно Курентзис работал над тем, чтобы заручиться поддержкой истеблишмента, найдя партнера в банке ВТБ, который с 2016 года помогал финансировать концерты и проекты звукозаписи MusicAeterna. При поддержке этого банка Курентзис открыл в 2019 году базу ансамбля в Санкт-Петербурге.
Вторжение в Украину 24 февраля совпало с его 50-летием. В тот же день он провел юбилейный концерт с MusicAeterna в Санкт-Петербурге, где дирижировал Девятой симфонией Бетховена. По сообщениям российских новостей, через два дня он снова исполнил ту же пьесу в Москве перед аудиторией из более чем 1500 человек.
Вскоре после этого ансамбль начал сталкиваться с вопросами о своих благотворителях, и выступление в Парижской филармонии было отменено, а выступление в Баварской государственной опере перенесено на 2024 год. В Вене в апреле запланирован благотворительный концерт в поддержку Украины. был отменен после того, как активисты и официальные лица, в том числе посол Химинец, возражали против представления российских артистов на мероприятии для Украины.
Некоторые выступающие были обеспокоены тем, что принимали ансамбль, связанный с несколькими видными российскими чиновниками, включая Андрея Костина, председателя банка ВТБ; Александр Беглов, губернатор Санкт-Петербурга; и Эльвира Набиуллина, председатель Центрального банка России. Все они входят в совет Фонда поддержки культурных инициатив MusicAeterna.
Курентзис после выступления в Перми, Россия, в 2019 году.
Другие сочувствовали Курентзису и его музыкантам, полагая, что, если они будут высказывать свое мнение о войне, их ждет наказание в России. По мере того, как критика группы усиливалась, они столкнулись с давлением, чтобы они выступили против вторжения и обеспечили финансирование за пределами России.
В марте симфонический оркестр SWR в Германии, где Курентзис является главным дирижером, выступил с заявлением, призывающим к миру, хотя в нем не содержалось критики ни российского правительства, ни Путина. «Теодор Курентзис и члены симфонического оркестра SWR однозначно поддерживают общий призыв к миру и примирению», — говорится в заявлении.
Лоуренс Лангевоорт — художественный и управляющий директор Кёльнской филармонии. В одном из интервью он вспомнил, что Курентзис, куря сигарету в своей гримерке после выступления там с SWR Symphony в конце марта, сказал, что тоскует по «идеальному миру», в котором он мог бы работать как в России, так и на Западе.
«Он действительно понимал, что нужно что-то делать», — сказал Ланжеворт. «Давление шло со всех сторон, и он — из соображений безопасности всех сторон, проживающих в России, — не делал никаких заявлений».
Даже некоторые из самых стойких сторонников Курентзиса подталкивают ансамбль к поиску новых покровителей. Среди них Матиас Наске, художественный руководитель Венского Концертхауса, который сказал в интервью, что его зал не будет привлекать MusicAeterna до тех пор, пока «не будет обеспечено полностью независимое финансирование оркестра». Он добавил, что Курентзису по-прежнему будет разрешено там выступать.
«Теодор Курентзис — исключительный артист, который использует силу музыки для отстаивания гуманистических ценностей», — сказал он. «Он чувствует ответственность и держится за свои ансамбли в России, которые он там создал. Неправильно наказывать его за то, что он не бросил своих музыкантов».
В Зальцбурге руководители фестиваля попытались опровергнуть обвинения в том, что они поддерживают культурные цели России. На церемонии открытия фестиваля во вторник прозвучало произведение Валентина Сильвестрова, самого известного из ныне живущих композиторов Украины. Программная речь болгаро-немецкого писателя Илии Троянова называлась «Тон войны, ключи к миру».
Хинтерхойзер сказал, что не хочет заставлять артистов MusicAeterna выступать против войны.
«Они не солдаты; они не несут ответственности за то, что происходит», — сказал он. «Это не коллективная вина».
Другие связи фестиваля с Россией также попали под пристальное внимание. Одним из спонсоров изготовления двойной купюры является Дом культуры ГЭС-2, который аффилирован с российским олигархом Леонидом Михельсоном. Он попал под санкции Соединенного Королевства и Канады — хотя, что особенно важно для Зальцбурга, а не Европейского Союза — после вторжения.
Курентзис, дебютировавший в Зальцбурге в 2017 году с Реквиемом Моцарта и «Милосердием Тита», попытался снова сместить акцент на свое искусство. На прошлой неделе на фестивале он руководил исполнением Симфонии Шостаковича «Бабий Яр» с участием участников хора MusicAeterna и Молодежного оркестра Густава Малера.
Александр Меравилья-Кривелли, художественный и исполнительный директор этого оркестра, сказал, что после вторжения спросил своих музыкантов, хотят ли они продолжить концерт. Он напомнил, что почти все хотели играть, хотя один украинский музыкант выразил обеспокоенность по поводу выступления с российскими артистами.
«Мы твердо верим, что в сфере искусства и образования исключение и отмена — это неправильно», — сказал он.
Защитники Курентзиса указали на исполнение им симфонии Шостаковича, написанной в память о XIX41 массовое убийство евреев под Киевом нацистами, как изложение его взглядов на текущую войну. Но выступление было запланировано задолго до этого, и на концерте Курентзис никаких замечаний не делал.
В конце последнего движения он держал зал в продолжительной тишине. Затем он улыбнулся, когда публика разразилась бурной овацией, которая длилась более семи минут.
Джошуа Бароне предоставил репортаж из Зальцбурга, Австрия, и Милана Мазаева из Нью-Йорка.
Дирижер в России, который «спасает» Моцарта, отвергая оперную традицию
Теодор Курентзис на самом деле не идет по стандартным тропам — или карьере — современной классической музыкальной сцены.
42-летний дирижер греческого происхождения уехал из Европы в Россию в середине 1990-х. Он предпочитает джинсы и армейские ботинки душным костюмам. И он ненавидит — нет, абсолютно
Так что, возможно, неудивительно, что Курентзис променял знаменитые оперные театры Москвы и Санкт-Петербурга на Пермь, когда-то закрытый промышленный город на краю Уральских гор, место, известное больше суровыми зимами и советскими лагерями для военнопленных, чем взлетами оратории. Но иногда нужно уйти, чтобы что-то сделать.
«Это похоже на монастырь, — говорит Курентзис. «Пермь для меня — это место, где я могу отгородиться от неважной части карьеры и создать самое главное, что я могу создать как художник».
Теодор Курентзис во время одной из своих сессий звукозаписи-марафона в Перми
Кредит:
Предоставлено Антоном Завьяловым и Пермским государственным театром оперы и балета
Его фирменный проект — цикл записей опер Моцарта «Да Понте» для Sony Classical.
«Свадьба Фигаро» вышла в 2014 году и получила восторженные отзывы. В этом году вышел «Così fan tutte». Осенью выйдет третья и последняя запись «Дон Жуан».
Но Курентзис скажет вам, что это не просто еще Моцарт. Он говорит, что его записи спасают произведения от ошибочных интерпретаций, которые постепенно лишили музыку Моцарта ее тонкости, страсти и силы — медленное течение, которое превратило одного из великих композиторов мира в блестящий и безопасный выбор для торгового центра рядом с вами.
«Какова наша миссия? Сочинять музыку для ресторана или ванны или служить композитору?» — спрашивает Курентзис.
Достижение истинного музыкального видения Моцарта, по его словам, требует интенсивных усилий и борьбы, чего он редко видит среди своих сверстников.
Именно это открытое презрение к тому, что он называет «современным фабричным подходом» к классической музыке, делает Курентзиса противоречивой фигурой. Однажды он, как известно, пообещал «спасти классическую музыку», и, конечно же, не все убеждены, что Курентзис так хорош, как он сам о себе думает.
Но мало кто усомнится в его самоотверженности в процессе записи, приверженность, которая была продемонстрирована, когда осенью прошлого года в Пермском оперном театре собрался международный актерский состав для записи «Дон Жуана». Сессии растягивались на 10, 12, 14 часов и более, и Курентзис требовал от исполнителей дубля за дублем.
«Я не могу себе представить, сколько певцов могут это сделать. То, что мы делаем, ненормально», — сказала немецкая оперная звезда Симона Кермес во время короткого перерыва между сеансами.
Кермес играла главную роль во всех трех пермских записях Моцарта, но даже она казалась немного ошеломленной после более чем 50 дублей короткого отрывка из ее роли Донны Анны.
«Конечно, Моцарта трудно записать, и то, что хочет Теодор, важнее того, что может сделать человек», — сказал Кермес. «Он не уважает певца. Иногда я ненавижу его. Я ненавижу его. Я его ненавижу, — сказала она, и ее голос стал тише, когда оркестр потянулся к своим инструментам — и еще один дубль.
Действительно, движущей силой музыкального видения Курентзиса — и легенды — является подобранный им русский оркестр MusicAeterna. Будучи Курентзисом, MusicAeterna является такой же коммуной, как и коллектив классической музыки.
Они известны своими ночными сессиями, на которых они слушают хэви-метал и панк-рок, читают стихи и пьют вино, чтобы разрушить новые музыкальные барьеры. Чего они не делают, говорит Афанасий Чупин, первый российский скрипач группы, так это много не выходят на улицу.
Афанасий Чупин, скрипач группы MusicAeterna, которая является не только коллективом классической музыки, но и коммуной.
Кредит:
Чарльз Мейнс
«Для меня это очень просто. Я просыпаюсь каждое утро; Я прихожу в театр и провожу здесь всю свою жизнь», — говорит он. Через четыре года после переезда в Пермь Чупин говорит: «Мне так трудно найти что-то в городе, потому что театр — это единственное, что я хорошо знаю».
С этими словами он вернулся к записи в тапочках и чем-то подозрительно похожем на пижаму.
Если для оперного зала это звучит спокойно, не удивляйтесь. Когда Курентзис приехал в Пермь в 2010 году, он заключил сделку с либеральным губернатором края; он получил финансовую поддержку, свободу творчества и полное управление оперным театром в обмен на обещание помочь превратить Пермь в «Уральский Зальцбург» 9 .0003
Но такое видение Перми все больше расходится с современными консервативными политическими взглядами.
Даже Министерство культуры привносит политику в искусство. В прошлом году он опубликовал официальный программный документ, в котором говорится, что «Россия — это не Европа» — позиция Курентзиса, принявшего российское гражданство в прошлом году, категорически отвергается.
«Восток и Запад [являются] телом и душой России, — говорит он. «Я не думаю, что есть страна, которая может существовать без Востока и влияния Запада. Это один мир с одним электричеством. Никто не должен бояться [этого]».
Если так подумать, пермские записи Моцарта стали чем-то большим, чем просто оперой или Теодором Курентзисом.
Греческий кондуктор с российским паспортом; певцы и музыканты из Европы, Северной Америки и бывшего Советского Союза, играющие бок о бок; международная команда, стремящаяся к совершенству в одном из самых неожиданных мест.