Цветовой личностный тест люшера – Тест Люшера пройти онлайн | Цветовой тест Люшера с расшифровкой

Цветовой тест Люшера

Цветовой тест Люшера — психологический тест, разработанный доктором Максом Люшером. Цветовая диагностика Люшера позволяет измерить психофизиологическое состояние человека, его стрессоустойчивость, активность и коммуникативные способности. Тест Люшера позволяет определить причины психологического стресса, который может привести к появлению физиологических симптомов.

Макс Люшер выяснил, что восприятие цвета объективно и универсально для всех, но индивидуальные предпочтения в выборе цветов субъективны. Это отличие позволяет измерять субъективные состояния при помощи тестовых цветов.

На основе 36 000 точных определений были отобраны 23 индивидуальных показателя, которые позволяют измерить выбор испытуемым тестовых цветов. Некоторые из этих показателей не относятся к сфере сознания.

Цветовой тест Люшера часто и совершенно необоснованно применяют в отборе. Часто — потому что просто и дает много пищи для размышления. Необоснованно — потому что ЦТЛ диагностирует не свойства личности, а ее состояния. Опыты показывают, что через 1-2 месяца люди раскладывают ЦТЛ совершенно иначе. Отбирать же следует только по устойчивым во времени характеристикам (например, интеллекту).

Процедура проведения теста
В настоящее время существует два варианта теста Люшера: краткий и полный. При применении краткого варианта используется набор (таблица) из восьми цветов: — серого , темно-синего, сине-зеленого, красно-желтого, желто-красного, красно-синего или фиолетового, коричневого и черного.

Полный вариант цветового теста Люшера («Клинический цветовой тест») состоит из семи цветовых таблиц:
«серого цвета»
«8-ми цветов»
«4-х основных цветов»
«синего цвета»
«зеленого цвета»
«красного цвета»
«желтого цвета»

Сама процедура тестирования состоит в упорядочивании цветов испытуемым по степени их субъективной приятности. Инструкция предусматривает просьбу отвлечься от ассоциаций, связанных с модой, традициями, общепринятыми вкусами и постараться выбирать цвета, только исходя из своего личного отношения.

Результаты цветовой диагностики Люшера позволяют произвести индивидуальную оценку и дать профессиональные рекомендации о том, как можно избежать психологического стресса и физиологических симптомов, к которым он приводит. Кроме того, тест Люшера предоставляет дополнительную информацию для психотерапии и гомеопатической терапии.

Достоинства и недостатки теста Люшера
Поскольку выбор цвета основан на бессознательных процессах, он указывает на то, каков человек на самом деле, а не на то, каким он себя представляет или каким бы он хотел быть, как это часто случается при использовании опросных методов.

Сторонники применения теста Люшера утверждают, что он позволяет провести быстрый и глубокий анализ личности на основе информации, полученной при простом ранжировании цветов.

Требования к предъявляемым цветам
Считается, что тестирование необходимо проводить:
— при естественном освещении, а не под светом ламп в помещении;
— недопустимо воздействие на таблицу цветов прямого солнечного света;
— с помощью только оригинальных цветовых карточек (стимульного материала).

Однако были проведены исследования, показавшие, что нет большой разницы — давать оригинальные цветовые карточки или предъявлять цвета с компьютера (учитывая даже то, что каждый монитор дает свое цветопредставление).

psychojournal.ru

Цветовой тест Люшера — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Цветовой тест Люшера — проективная методика исследования личности[1] и впервые опубликованная швейцарским психотерапевтом[2]Максом Люшером в 1949 году. Тест Люшера по своей структуре напоминает тест цветовых пирамид Пфистера (1951), имеется также сходство с тестом Фрилинга[3], особенно при сопоставлении восьмицветового теста Люшера с соответствующими карточками Фрилинга.

По мнению Люшера, восприятие цвета объективно и универсально, но цветовые предпочтения являются субъективными, и это различие позволяет объективно измерить субъективные состояния с помощью цветового теста.

Со времени разработки теста вследствие своей популярности и дефицита достоверной информации тест Люшера оброс множеством мифов и ложных представлений. Часть этих мифов обязана своим происхождением самому Максу Люшеру, а именно:

  1. Существует только один подлинный тест Люшера;
  2. «Восьмицветовой тест лишь губная гармошка в оркестре».

Существует только один подлинный тест Люшера[править | править код]

Тезис о том, что есть единственный подлинный[4] тест Люшера, который представлен тестовой брошюрой, а остальные якобы не подлинные — не соответствует действительности, поскольку известны, по меньшей мере, десять различных тестов Люшера, все они разумеется подлинные, однако различаются составом карточек, их размерами и оттенками.

Прежде всего, это три различных варианта тестовой брошюры[5] изданные в 1984, 1999 и в 2008 годах. Они имеют одно и тоже название «Тест Люшера» (Lüscher-Test), но содержат значительно различающиеся карточки. Значительные отличия в этих изданиях имеются между карточками красной и синей гаммы, а также ромб в издании 1999 года в 2008 году был заменен на треугольник.

Кроме этих, именуемых в русскоязычной литературе «полных» тестов Люшера[6], содержащих 30 различных карточек (23 цветные карточки и 7 фигур), существуют еще сокращенные тесты Люшера или восьмицветовые тесты Люшера. Они состоят из восьми цветов и могут быть представлены на одном листе с напечатанными на нем карточками (Издание Color-Test-Verlag, Luzern 1993), или как отдельные карточки размерами 75×110 мм. Они были изданы в 1971-1977 годах вместе с руководством под названием Тест Люшера (Der Lüscher-Test[7]). Следует отметить, что цветовые оттенки карточек разных изданий не совпадают. Ниже приведенная цитата Макса Люшера в свете вышеизложенного, звучит мягко сказать неправдоподобно:

Оригинальный тест Люшера с его уникальной цветовой гаммой ни при каких условиях не может быть использован в компьютерном варианте. Все люшеровские цвета специально печатаются на специальной бумаге. В течение пяти лет моей работы в психиатрической клинике (т.е. в конце 1940-х годов) в ходе экспериментов с порядка 4500 оттенками мне удалось выявить эти цвета. Результат исследова

ru.wikipedia.org

цветовое тестирование Люшера, как пройти онлайн беслпатно по цветным карточкам, как правильно разложить

Наш подсознательный выбор может много рассказать о нашей личности. Тесты по цветам в психологии иногда рассказывают о нас то, что мы сами не знали. Поэтому многие их любят, а многие боятся.

Что такое психологический тест по цветам Люшера?

Психологический тест по цветам, разработанный Максом Люшером, определяет психологическое состояние личности. Автор считал, что выбор человека основывается на его склонностях к определенным видам деятельности, настроению, наличии способностей, функциональности организма.

Но есть условие, о котором часто забывают. Психологический тест Люшера оценивает состояние человека в определенный, т. е. данный момент времени. Как показывали исследования, через несколько месяцев выбор испытуемых менялся.

Как проходит тест Люшера?

Исследование Люшера — это психологический тест с цветными карточками. Испытуемому показывают 8 различных цветов. Он должен выбрать, какой из них ему более приятен. При этом необходимо отвлечься, не соотносить цвета с предметами в своей жизни. Например, при прохождении теста не стоит брать во внимание, что вам нравится цвет вашей куртки.

Затем выбранный цвет убирается, и снова из оставшихся цветов нужно определить наиболее приятный. Такой принцип осуществляется, пока испытуемый не переберет все карточки. После дается 2 минуты, чтобы отвлечься, затем тест проходится заново.

Раньше для исследования использовались только карточки. Сейчас пройти психологический тест Люшера можно онлайн бесплатно.

Как правильно разложить цвета?

Психологический тест на цвета много говорит о личности человека. Поэтому его любят применять работодатели, когда нужно взять нового сотрудника. Как правильно разложить цвета у психолога, произвести приятное впечатление, получить желаемую должность?

Правильная последовательность цветов в психологическом тесте следующая:

  • красный или красно-оранжевый;
  • желтый;
  • темно- или светло-зеленый;
  • фиолетовый;
  • синий;
  • коричневый;
  • серый;
  • черный.

Очевидно, использовать такую последовательность не следует. Сразу станет ясно, что испытуемый недобросовестный. Можно поменять несколько цветов местами.

Совет! Психологи рекомендуют не выбирать синий последним.

Значение цветов

Цвета в цветовых тестах по психологии имеют значения, которые говорят о личностных чертах:

  1. Красный — целеустремленность, стремление к самовыражению, сильную волю.
  2. Желтый — активность, веселость.
  3. Синий — спокойствие, стремление к спокойствию.
  4. Зеленый — уверенность, настойчивость.
  5. Фиолетовый — сочетание целеустремленности и покоя.
  6. Коричневый — руководство чувствами.
  7. Серый — стремление скрыться от внешнего мира.
  8. Черный — отрицание радости жизни, негативный взгляд на жизнь.

Цвета, используемые в тесте, делят на основные и дополнительные. К основным относится красный, желтый, синий, зеленый. Остальные считаются дополнительными.

Если вы прошли психологический тест Люшера по цветам онлайн и поняли, что вам нужна консультация специалиста, можете обратиться к психологу-гипнологу Никите Валерьевичу Батурину.

Главные правила

При размещении цветов стоит придерживаться нескольких правил:

  1. Во время 2-го прохождения психологического теста с цветами не копируйте первый расклад.
  2. Основные цвета помещайте на первые позиции, дополнительные — на последние.
  3. Придерживайтесь правил, но отвечайте согласно своим чувствам тоже. Если будете отвечать нечестно на тесте на цвета у психолога, есть вероятность, что это выяснится на личном собеседовании. Тогда вы окажетесь в неудобном положении.

Не всегда будет плюсом желание произвести хорошее впечатление, забыв про свои настоящие качества. Некоторые работодатели ценят сотрудников, которые могут быть собой. Главное правило здесь — все должно быть в меру.

Интерпретация результатов

После исследования у испытуемого получилось 8 позиций. Они говорят об отношении к определенному цвету:

  1. 1-я и 2-я позиция — состояние, с помощью которого человек достигает цели.
  2. 3-я и 4-я позиция — настоящее состояние человека.
  3. 5-я и 6-я позиция — состояние испытуемого не связано с выбранными оттенками.
  4. 7-я и 8-я позиция — состояния, которые человек стремится в себе подавить.

Важную роль играет сочетание цветов, т. е. выбор цветов, которые стоят рядом.

Примеры интерпретации сочетаний:

  1. Зеленый и красный говорят об инициативности, решительности.
  2. Синий и желтый говорят о зависимости состояния человека от среды, в которой он находится.
  3. При совмещении синего и красного наблюдается разумный баланс между зависимостью и независимостью от среды.

В большинстве случаев поддерживается одна тенденция. Если испытуемый поставил 3 основных цвета вместе, это говорит о его продуктивности и работоспособности. Разделение основных цветов говорит об обратном.

propanika.ru

Цветовой личностный тест Макса Люшера

Цветовой личностный тест Макса Люшера

Для определения своего психологического состояния можно воспользоваться восьмицветовым (быстрым) тестом Макса Люшера. В настоящее время трудно себе представить психологию цвета без работ швейцарского психолога, создателя знаменитого цветового личностного теста. Идея создания этого теста появилась у ученого тогда, когда он проводил цветовые исследования по заказу одной рекламной фирмы.

Макс Люшер пришел к выводу, что восприятие цвета человеком сформировалось еще на заре цивилизации и стало передаваться следующим поколениям на генетическом уровне. По мысли психолога, в начале исторического развития жизнь человека определялась лишь двумя факторами, которые не могли быть подвергнуты какому-либо изменению: смене дня и ночи. День требовал от человека активных действий – добывания пищи, защиты и обустройства жилища; на смену дню приходила ночь, а с ней и временное прекращение активной жизнедеятельности. Поэтому до сих пор желтый цвет ассоциируется у нас с дневными хлопотами, а синий – с ночным спокойствием. Наше повышенное внимание к красному цвету не что иное, как проявление генетических воспоминаний о крови животных на охоте и пламени домашнего очага.

Итогом работы Макса Люшера стал гениальный вывод: цвет оказывает решающее воздействие на формирование человеческих эмоций.

На этой субъективной установке по отношению к цвету и построен цветовой тест Люшера для оценки индивидуальной личности. Существует (полный) тест Люшера с семью различными наборами цветов (всего – 73 цветных карточки, в которых отражены 25 различных цветов и оттенков). Для того чтобы провести (полный) тест, карточки надо разложить 43 раза, и для этого потребуется около восьми минут времени. Кроме этого, чтобы научиться толковать этот тест, необходима особая, в том числе и психологическая, подготовка. Поэтому многие врачи в своей практике используют быстрый (или сокращенный) вариант теста Люшера. При постановке диагноза он способен за короткое время указать на возникновение болезни задолго до ее проявления. Тест способен предупредить о таких заболеваниях, как сердечная недостаточность, спазмы сосудов головного мозга или нарушение деятельности желудочно-кишечного тракта, по психологическому состоянию больного.

Доктор Дж. Эрбслёх приводит несколько примеров, доказывающих преимущество этого теста, когда другие методы диагностирования оказались безрезультатными. В своей статье «Использование теста Люшера в медицинской практике» он пишет: «Тест углубляет понимание психологического состояния больного и помогает врачу быть менее пристрастным. Тест незаменим в диагностике и лечении. Благодаря простоте и скорости проведения его можно использовать в самой широкой практике».

Метод определения психологического состояния человека по восьмицветовому (быстрому) тесту Макса Люшера основан на интуитивном выборе цвета среди восьми цветных прямоугольников: красного, желтого, зеленого, синего, фиолетового, коричневого, серого и черного.

В быстром тесте Люшера цвета подразделяются на четыре основных и четыре дополнительных. Основные цвета следующие: синий, зеленый, красный, желтый.

Дополнительные цвета – фиолетовый, коричневый, черный, серый – символизируют негативные тенденции. К ним относятся тревожность, стресс, страх, огорчение.

Если тест выполняет уравновешенный человек, который свободен от конфликтов и подавленности, четыре основных цвета займут первые пять позиций [32]. Карточку с цветом, который нравится больше всего, он кладет на первое место, и это означает его наибольшую симпатию к этому цвету. В свою очередь, последняя карточка кладется на последнее, восьмое место, что означает наименьшую симпатию или антипатию к выбранному цвету. Выбор первого цвета – это основной принцип жизни человека. В зависимости от того, какой цвет выбран, определяется нынешний настрой человека. Так, например, выбор зеленого цвета отражает внутреннюю гармонию, говорит о решительности и настойчивости. Второй цвет – это жизненные цели. Третий и четвертый цвета – это эмоции, которые человек реально использует. Пятое и шестое места занимают нереализованные мечты. Если такие цвета как красный и желтый выбираются в последнюю очередь, необходимо задуматься о здоровье. Если на первое место человек ставит черный и серый цвета, то это говорит о проблемах, внутренней тревоге и опасности. Необходимо также знать, что для каждого человека цвет имеет разное значение.

Предпочтение человеком того или иного цвета часто зависит от возраста, пола, культурного уровня, темперамента, образования и разных обстоятельств. При этом яркие цвета обычно предпочитают люди здоровые, со здоровой психикой. Смешанные цвета – люди с тонкой нервной организацией, уставшие от жизни.

Если же речь будет идти о цвете платья, расцветки обоев для гостиной или краски для кухонных стен, то ваш выбор будет определяться не только психологическим состоянием или физической необходимостью (хотя эти факторы тоже будут играть определенную роль), но главным образом соображениями эстетического порядка. Подойдет ли это платье к основным деталям туалета или к фигуре? Будут ли сочетаться эти обои с цветом штор и мебели и т. д. Цвета предпочитают или отвергают также еще и потому, что они напоминают о чем-то определенном. Поэтому не рекомендуется основываться в своем суждении о человеке только на интерпретации проведенного цветового теста. Использование этого теста лучше всего проводить в сумме с другими обследованиями и методиками.

Проводя тест Люшера, не следует думать о сочетании одного цвета с другим, каждый цвет должен восприниматься по отдельности, поэтому эстетическое чувство играет здесь второстепенную роль.

Тест Люшера может применяться и к людям, страдающим дальтонизмом, так как он построен на восприятии цвета, исходя из контраста. Если организм такого человека нуждается в эмоциональном покое, восстановлении физических сил, освобождении от напряжения и стресса, то он инстинктивно выберет более темные цвета. Если же налицо избыток энергии, стремление заняться физическим трудом или творчеством, то выбор упадет на цвета более яркие.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

psy.wikireading.ru

Цветовой тест отношений М. Люшера. Назначение, содержание, характеристика диагностических возможностей

Цветовой тест отношений М. Люшера. Назначение, содержание, характеристика диагностических возможностей.

Тест опубликован в 1948г. Это проективная методика исследования личности. Метод основан на субъективном предпочтении цветовых стимулов.

Тест Люшера — проективный тест,  предназначенный для исследования личности путем анализа  ее  субьективных  предпочтений при  выборе цветовых стимулов. 

Стимульный материал состоит: из разноцветных квадратов.

Полный набор – 73 квадрата 25 различных цветов и оттенков.

Обычно используется неполный набор из 8 цветов.

Метод применяется в профориентации и консультативной практике.

Восьмицветовой тест Люшера состоит из 4-х основных цветов

  • (темно-синего, сине-зеленого, оранжево-красного, желтого)
  • и 4-х дополнительных цветов (фиолетового, коричневого, черного и серого).

Каждый цвет имеет свой номер и символизирует определенные потребности, эмоциональные состояния и основные способы компенсации, фрустрации неудач.

Синий цвет символизирует спокойствие, удовлетворенность.

Зеленый – чувство уверенности, настойчивости, упорство, иногда упрямство.

Оранжево-красный – силу воли, агрессивность, наступательность, доминирование, возбуждение, автономность.

Желтый – активность, стремление к общению, экспансивность, веселость.

Основные цвета должны занимать первые позиции.

Дополнительные цвета символизируют тревожность, стресс, страхи, огорчения.

Выбор в области основных цветов связан с осознаваемыми тенденциями, а среди дополнительных – со сферой бессознательного.

Таким образом, интерпретируется не столько символика цвета, сколько комбинации цветов и предпочтения, т.е. те позиции, которые занимают основные и дополнительные цвета в выборе испытуемого.

Процедура проведения:

  • Испытуемому предлагают выбрать «самый приятный» цвет, не соотнося его ни с представлениями об одежде (идет ли к лицу), ни с обивкой мебели, ни с чем-либо другим. Необходимо выбрать предпочтительный цвет из 8-ми предложенных.
  • Далее испытуемый должен выбрать наиболее приятный цвет из оставшихся и т.д. таким образом, получается ряд квадратов, в котором цвета располагаются по их привлекательности для обследуемого.
  • В интерпретации и анализе результатов важно: какую позицию в выборе испытуемого занимает тот или иной цвет, какие цвета (основные или дополнительные) стоят на первых позициях, а какие – на последних. 
  • Первые два цвета считаются явно предпочитаемыми, указывают на цели и способы достижения,
  • Третий и четвертый – предпочитаемыми, указывают на истинное положение вещей, ситуацию, в которой человек себя ощущает, образ действий, который подсказывает сложившаяся ситуация.
  • Пятый и шестой – нейтральными, безразличие, невостребованные в данный момент резервы, бездействующие особенности личности.
  • Седьмой и восьмой – вызывающими антипатию, негативное отношение, указывают на подавленные потребности.

 

Тест основан на предположении о том, что:

  • выбор цвета отражает нередко направленность испытуемого на определенную деятельность, настроение, функциональное состояние и наиболее устойчивые черты личности.
  • тест основан на разработанной Люшером теории личности, имеющей два основных измерения: активность – пассивность и гетерономность – автономность.

hr-portal.ru

Восьмицветный тест Люшера (тест цветовых выборов Люшера)

Цветовая диагностика Люшера позволяет измерить психофизиологическое состояние человека, его стрессоустойчивость, активность и коммуникативные способности. Тест Люшера позволяет определить причины психологического стресса, который может привести к появлению физиологических симптомов. Тест Люшера — это цветовая диагностика состояний человека
Тест Люшера основан на том опытном факте, что выбор цвета отражает нередко направленность испытуемого на определенную деятельность, настроение, функциональное состояние и наиболее устойчивые черты личности. Это т.н. «глубинный» тест. Предпочтение того или иного цвета неосознанное. Значения цветов в их психологической интерпретации определялись в ходе разностороннего обследования многочисленного контингента различных испытуемых.


При опросе цвета располагаются на белом фоне, равномерно и достаточно ярко освещенном.
После первого и второго опроса психолог записывает выборы испытуемого, используя общепринятую символику:
1 — темно-синий цвет; 2 — сине-зеленый; 3 — оранжево-красный; 4 — желтый; 5 — фиолетовый; 6 — коричневый; 7 — черный; 0 — серый цвет.
Для условного обозначения положения цветов в разных позициях используются следующие обозначения:
Явное предпочтение — «+» (знак сложения). Предпочтение цвета — «х» (знак умножения). Безразличие к цвету — «=» (знак равенства). Антипатия (или неприятие) — «—» Знак вычитания.






Значения восьми позиций. После того как все 8 цветов расположены в порядке предпочтения и обозначены соответствующими знаками, можно выделить следующие отношения или функции:
1-я позиция — цвет, который нравится больше всего, указывает на основной способ действия, т.е. средство для достижения целей, стоящих перед обследуемым.
2-я позиция — обычно цвет в этой позиции также обозначается знаком «+», и в этом случае он означает цель, к которой стремится испытуемый.
3-я и 4-я позиции — обычно цвета, стоящие в этих позициях, обозначаются знаком «х» и указывают на истинное положение вещей, ситуацию или образ действия, вытекающий из данной ситуации (например, синий цвет в этом случае будет означать — испытуемый чувствует, что находится в обстановке покоя или же что обстановка требует, чтобы он действовал спокойно).
5-я и 6-я позиции — цвета, находящиеся в этих позициях и обозначенные знаком «=», указывают на специфические особенности, не вызывающие неприязни, не связываемые с существующим положением дел, незадействованные в данный момент резервы, особенности личности.
7-я и 8-я позиции — цвет в этих позициях, помеченный знаком «—», означает существование подавленной потребности или потребности, которую следует подавить потому, что ее реализация привела бы к неблагоприятным результатам. — Значения восьми цветов:

  1. Синий — потребность в покое.
  2. Зеленый — потребность в самоутверждении.
  3. Красный — потребность в целенаправленной активности.
  4. Желтый — потребность в спонтанной активности.
  5. Фиолетовый — победность красного и капитуляцию синего.
  6. Коричневый — чувственную основу ощущений.
  7. Черный — отрицание красок жизни и самого бытия.
  8. Серый — укрытие от внешних воздействий, освобождение от обязательств, отгораживание [213. С. 105—108].

Разметка выборов. При повторном выборе цветов, если два или более цвета меняют позицию, но все же остаются рядом с цветом, который был их соседом по первому выбору, то группа существует, и именно эту группу цветов следует обвести кружком и пометить соответствующим функции знаком. Очень часто эти группы несколько отличаются от простой группировки по парам.

Пример:
1-й выбор —   31542687
2-й выбор —   35142678
Группирование выполняется следующим образом:
3  1 5  4 2 6  8 7
3  (5  1) (4  2  6) (7 8)
+     х    х    =    =    =   —   —
Делая пометки в протоколе такого теста, следует руководствоваться следующими правилами:

  1. Первая группа (или одна цифра) помечается «+».
  2. Вторая группа (или одна цифра) помечается «х».
  3. Последняя группа (или одна цифра) помечается «—».
  4. Все остальные цвета помечаются знаком «=».

Там, где имеются пары цветов, при интерпретации следует использовать их, а не отдельные цвета.
Иногда одни и те же цвета при 1-м и 2-м выборе будут снабжены различными знаками. В этом случае каждый выбор следует помечать отдельно:
+   +   х  = =   — — —
5    1  3  4    2     6       8   7
3   5  1  4 2     7   6   8
+    х  х   = =     =  —  —
Обычно второй выбор бывает более спонтанным и поэтому более валидным, чем первый, особенно в случае сомнений. В этой связи при пользовании таблицами следует учитывать в первую очередь группировку и пометки, сделанные при втором выборе.
Может оказаться, что какие-либо номера являются общими для двух функциональных групп и тогда следует интерпретировать обе группы соответствующими пометками в протоколе:

+   +                                 —    —
+    х    х    =   =     =     =    —
5    1    3    4     8     6      2      7      1-й выбор
3      1     5     4      8     7      2     6      2-й выбор
+      +      х    =      =    =      =_  —

В таком случае в таблицах нужно смотреть следующие группы: +3+1, х x5, =4=8, —2—6 (имеются еще также дополнительные группы: +3—6 и +3—2).

Тревоги и компенсации. Четыре основных цвета символизируют основные психологические потребности, поэтому в случае нормального протокола теста эти цвета должны находиться в начале ряда либо в пределах первых 5 мест. В том случае когда они расположены иначе, это указывает на наличие какого-либо физиологического или психологического отклонения, которое тем серьезнее, чем ближе к концу ряда помещен основной цвет.
Когда один из основных цветов (синий, зеленый, красный или желтый) занимает одну из 3 последних позиций ряда (6-, 7-или 8-ю), это указывает на неприятие, и данный цвет помечается знаком «—». Любой цвет, стоящий в ряду после отмеченного, также должен быть отмечен знаком минус («—»). Другими словами, если основной цвет занимает, например, 6-ю позицию, то цвета, стоящие на 7-й и 8-й позициях, также помечаются знаком «—». Все цвета, символизирующие в этом случае источники тревоги, сопровождаются дополнительными знаками — буквой «А» (сокращение от англ. anxiety — тревога).
Пример:
….    3    6    7
А   А   А
Независимо от степени осознанности источник стресса вызывает компенсирующее поведение, характер которого символизирует цвет, помещенный на первую позицию. Данный цвет обозначает ведущий способ компенсации в тех случаях, когда отвергается какой-либо основной цвет. Чтобы обратить на это внимание, когда в конце ряда предпочтений есть пометка «А», цвет, занимающий первую позицию, помечается буквой «С» (сокращение от англ. compensation — компенсация).
Пример: 4     ….     8    7    2
+                        =   —   —
С                                     А
В ситуациях когда предпочтения отдаются ахроматическим цветам — коричневому (6), серому (8) или черному (7), это может означать негативное отношение к жизни. Если один из даннных цветов занимает какую-либо из трех первых позиций, то можно говорить о том, что указанная компенсация не является «нормальной» и выражает в некотором смысле степень «утрированности» поведения. Такие цвета, а также цвета, стоящие на предшествующих позициях, следует пометить знаком «+» и буквой «С».
Пример:
3     4     8
+     +     +
С     С    С
В некоторых случаях, когда серый, коричневый или черный цвета занимают одну (или несколько) из трех первых позиций и в то же время на позициях 6-, 7- и 8-й нет ни одного из основных цветов, цвет, стоящий в 8-й позиции, следует рассматривать как символизирующий тревогу. Он должен быть отмечен буквой «А».
Пример:
3     4     8     .   .    6    5    7
+     +     +                              —
С     С    С                               А
Иными словами, если есть тревога, то должна быть компенсация и, наоборот, если есть компенсация — должна быть тревога.
Интенсивность тревоги и компенсации. Психологический или физиологический дефект, вызывающий тревогу, считается относительно слабым, если основной цвет находится на 6-й позиции, и более серьезным, когда такой цвет занимает 8-ю позицию. Это позволяет говорить об интенсивности тревоги. Мы будем помечать восклицательными знаками «!» цвета, символизирующие источники тревог, в соответствии со следующими правилами:

  1. Если основной цвет занимает 6-ю позицию — один !.
  2. Если основной цвет занимает 7-ю позицию — два !.
  3. Если основной цвет занимает 8-ю позицию — три !.

Пример:
.   .   .   .   .  2    4    3
—   —   —
А    А   А
!     !!    !! !      
Таким образом, интенсивность тревоги измеряется количеством знаков «!».
Аналогичный способ используется и для фиксации и измерения степени компульсивности, связанной с компенсациями. При этом помечают восклицательными знаками «!» цвета, символизирующие источники компенсаций, руководствуясь следующими правилами:

  1. Если компенсация символизируется каким-либо основным цветом или фиолетовым — данные позиции не помечаются.
  2. Если серый, коричневый или черный занимает 3-ю позицию – один !.
  3. Если серый, коричневый или черный занимает 2-ю позицию — два !.
  4. Если серый, коричневый или черный занимает 1-ю позицию — три !.

Пример:
7    8    6    .   .   .   .   .    
+    +     +
С   С   С
!!!    !!     !
После того как в протоколе опроса проделаны обычные операции (группирования и разметки функций), соответствующие позиции необходимо пометить буквами «С» и «А» и согласно приведенным выше правилам расставить восклицательные знаки «!», подсчитать их количество в первом и втором выборе.
Пример:









 

!!!

!!

 

 

 

!

!!

 

Всего 8!

 

С

С

 

 

 

А

А

А

 

 

+

+

х

х

=

 

1-выбор

8

6

5

1

3

4

2

7

 

2-выбор

7

8

6

1

5

2

4

3

 

 

+

+

+

х

х

 

 

С

С

С

 

 

А

А

А

 

 

!!!

!!

!

 

 

!

!!

!!!

Всего 12!

Если во втором выборе оказывается меньше восклицательных знаков, чем в первом, то общий прогноз можно считать благоприятным. Если же наблюдается обратное, то неблагоприятный прогноз более вероятен. Таким образом, мы получаем практический способ прогноза реакции на улучшение условий. Количественной мерой интенсивности тревоги в целом является сумма «!».
«Актуальная проблема». Характер какой-либо неудовлетворенной потребности вместе с компенсацией как попыткой ее разрешения позволяет определить тип конфликта. Тревога плюс ее компенсация дают возможность характеризовать актуальную проблему — именно такая проблема или конфликт могут являться отправной точкой для психологической или медицинской терапии.
Прогностическим критерием для оценки актуальных проблем в цветовом тесте выступают сравнения наиболее предпочитаемых («+»-функции) и наиболее отвергаемых цветов («—»-функции). Такие сравнения позволяют определить характер актуальных проблем.
Интерпретации, приведенные в таблице «+»-функций, показывают основные компоненты таких проблем: сам источник стресса и способ, применяемый в попытке этот стресс преодолеть. В простейшем случае это характеризуется парой цветов, занимающих 1-ю и 8-ю позиции. Общий случай требует привлечения нескольких пар цветов в порядке значимости проблем ими символизируемых.
В цветовом тесте разработана система правил приписывания степени актуальности проблемам, символизируемым цветами, занимающими различные позиции в ряду предпочтений. При этом учитывается тот факт, что тревога имеет несколько большее психологическое значение, чем компенсация.
Порядок значимости актуальных проблем:













Номера позиций

Пример (см. выше):

Компенсации/Тревоги

1)

1-я

8-я

Наиболее значима

+7-3

2)

1-я

7-я

 

+7-4

3)

2-я

8-я

 

+8-3

4)

2-я

7-я

 

+8-4

5)

1-я

6-я

 

+7-2

6)

2-я

6-я

 

+8-2

7)

3-я

8-я

 

+6-3

8)

3-я

7-я

 

+6 — 4

9)

3-я

6-я

Наименее значима

+6-2

После окончания разметки цветовых выборов дается описание личности обследуемого по таблицам интерпретации.

[1] [2]

www.vashpsixolog.ru

Статья по коррекционной педагогике на тему: Цветовой тест Люшера

Психологическая диагностика

МЕТОД ЦВЕТОВЫХ ВЫБОРОВ М. ЛЮШЕРА

 Выполнила:

 Давыдова

 Александра Андреевна

Нижний Новгород

СОДЕРЖАНИЕ

Введение.

1.Общие сведения о методе цветовых выборов Люшера

2.Процедура и структура теста

3.Основы интерпретации цветового теста Люшера

4.Варианты присвоения функциональных знаков

5.Обработка результатов тестирования

Заключение

Список литературы

3

4

7

9

12

19

24

25

                                                         ВВЕДЕНИЕ

Наличие столь многочисленного числа фактов о взаимосвязи цвета и психики, казалось бы, не оставляет сомнений в правомерности и обоснованности цветовых методов психодиагностики. Вместе с тем, критики данного направления в психодиагностике, не отрицая большинства эмпирических фактов цветовой психологии, не считают достаточно обоснованными теоретические посылки этих методов. Наибольшую критику из известных на сегодня методов цветовой психодиагностики вызвал в отношении себя цветовой тест Люшера (ЦТЛ). 

Метод цветовых выборов представляет собой адаптированный вариант цветового теста Люшера. Макс Люшер — это врач и социолог, доцент кафедры психотерапии швейцарского антропологического института в Базеле. Его восьмицветовой тест — методика чрезвычайно интересная, оригинальная по выбору стимульного материала, воздействующего как мощный аккорд одновременно на разные стороны человеческой психики.

Научные разработки проблемы восприятия цвета своими корнями восходят к началу XX века и отражены в теории трех основных цветов Юнга-Гельмгольца, в работах Хартриджа, касающихся многоцветного восприятия. Важная роль изучения цветовой перцепции как сопряженного психологического и физиологического процесса подчеркивалась многими исследователями (Ю.Ф.Поляков, А.М.Иваницкий и др.). Исследования М.Люшера, выявившие диагностическое значение цветовых выборов, привлекла внимание множества психологов и врачей (Х.Клар, К.Флиннхауз, У.Гро, А.Аминев, А.М.Эткинд, Е.Ф.Бажин, Н.В.Агазаде, А.И.Юрьев и многие другие).

  1. Общие сведения о методе цветовых выборов Люшера.

Разработка теста Люшера базируется на чисто эмпирическом подходе и изначально связана с установкой на изучение эмоционального и физиологического состояния человека в целях дифференцированного психотерапевтического подхода и для оценки эффективности коррекционного воздействия. В основе интерпретационного подхода методики, весьма эклектичного, лежит социально-историческая символика цветов, элементы психоанализа и психосоматики. Опыт применения восьмицветового теста Люшера в отечественных условиях не только подтвердил его эффективность, но и позволил осмыслить его феноменологию в контексте современного научного мировоззрения. Его преимущество перед многими другими личностными тестами в том, что он лишен культурно-этнических основ и не провоцирует (в отличие от большинства других, особенно вербальных тестов) реакций защитного характера. Методика выявляет не только осознанное, субъективное отношение испытуемого к цветовым эталонам, но в основном его неосознанные реакции, экономичен во времени, не сложен в понимании, имеет возможность многократного повторения, что позволяет считать метод глубинным, проективным.

Цветовое виденье связано в равной степени с восприятием каждого конкретного цвета как через призму опосредующего субъективного опыта, так и через реакции «старого мозга», т.е. диэнцефальной области, которая является дирижером в сложном оркестре автономных систем организма. Особенно показательно в этом плане переплетение психологических аспектов актуального состояния человека с симпатико-парасимпатическими характеристиками, связанными с функциями гипофиза. Они, как известно, в значительной степени влияют на фон настроения, общую психическую активность, побудительную силу мотивационной сферы, напряженность потребностей. Методика выявляет порог восприимчивости зрительного анализатора испытуемого: этот порог, как показывает опыт, в значительной степени обусловлен преобладанием трофотропных (стремление к покою) или эрготропных (стремление к активности) тенденций в рамках вегетативного баланса. В то же время выбор цветового ряда зависит как от набора устойчивых личностных характеристик, так и от актуального состояния, обусловленного конкретной ситуацией. Многолетний опыт применения методики в контексте комплексного исследования с использованием самых различных по стимульному воздействию личностных методик: MMPI — СМИЛ, миокинетическая психодиагностика Мира-и-Лопеса, Тематический апперцептивный тест и его сокращенный аналог — рисованный ТАТ, Роршах-тест, Метод сравнения парных таблиц — графический метод определения внушаемости и установки, мотивационный тест Хекхаузена, метод интерперсональной диагностики Лири, интеллектуальные тесты Айзенка, метод восьми влечений Сонди обнаружил феноменологический параллелизм результатов по всем методикам, в том числе и с основными направлениями толкования цветовых выборов. Главное же в том, что данные тестирования с помощью теста Люшера оказались сопоставимыми с приведенным выше индивидуально-типологическим подходом, который согласуется с концепцией целостного многоуровневого понимания личности.

Это значительно расширило рамки применения методики. Она показала себя как прекрасный инструмент психодиагностического исследования в профконсультирования и при решении вопросов профотбора, в том числе на контингенте школьников, студенческой молодежи, призывников; она нашла широкое применение в дифференциально -дианостическом плане как индикатор дезадаптации и степени выраженности эмоциональной напряженности. Методика подкупает лаконичностью и простотой как в предъявлении, так и в интерпретации, способностью выявлять наиболее непосредственные, неподвластные сознанию проявления индивидуально-личностных свойств, при этом полученные данные наглядно демонстрирует связь конституционально заложенных свойств с типом реагирования на средовые воздействия, степень подвластности или сопротивления этим воздействиям с помощью свойственных данному индивиду способов защиты.

2.Процедура и структура теста.

Тест Люшера в оригинале представлен в двух вариантах: полное исследование с помощью 73 цветовых таблиц и краткий тест с использованием восьмицветового ряда. Первый из них достаточно громоздок и представляет ценность скорее всего в тех случаях, когда цветовой тест является единственным инструментом психодиагностического исследования. При этом, на наш взгляд, конечный результат исследования представляет собой не столь обширную информацию по сравнению с затраченным временем и усилиями. Лаконичность и удобство применения восьмицветового ряда является большим преимуществом сокращенного варианта, тем более, что в приложении к батарее тестовых методик надежность полученных данных повышается,

Процедура обследования протекает следующим образом: испытуемому предлагается выбрать из разложенных перед ним таблиц самый приятный цвет, не соотнося его ни с расцветкой одежды (идет ли к лицу), ни с обивкой мебели, ни с чем-либо другим, а только сообразуясь с тем, насколько этот цвет предпочитаем в сравнении с другими при данном выборе и в данный момент. Раскладывая перед обследуемым цветовые эталоны, следует использовать индифферентный фон. Освещение должно быть равномерным, достаточно ярким (лучше проводить исследование при дневном освещении). Расстояние между цветовыми таблицами должно быть не менее 2 см. Выбранный эталон убирается со стола или переворачивается лицом вниз. При этом психолог записывает номер каждого выбранного цветового эталона. Запись идет слева направо. Номера, присвоенные цветовым эталонам таковы: темно-синий -1, сине-зеленый — 2, оранжево-красный — 3, желтый — 4, фиолетовый — 5, коричневый — 6, черный — 7, серый — 0.

Каждый раз испытуемому следует предложить выбрать наиболее приятный цвет из оставшихся, пока все цвета не будут отобраны. Через две-пять минут, перемешав их предварительно в другом порядке, цветовые таблицы нужно снова разложить перед испытуемым и полностью повторить процедуру выбора, сказав при этом, что исследование не направлено на изучение памяти и что он волен выбирать заново нравящиеся ему цвета так, как ему это будет угодно.

Важно отметить, что Макс Люшер допускает интерпретацию данных тестирования и на основании однократного выбора. Функция цвета, отражающая субъективное отношение испытуемого к выбранным цветам, определяется и кодируется следующим образом: явное предпочтение обозначается знаком «+», который присваивается первым двум предпочитаемым цветам. Из них цвет, стоящий на первой позиции, определяет «основной способ действия», а на второй — «цель», к которой стремится испытуемый. Просто «предпочтение» (3-я и 4-я позиции) отмечается знаком «*» и указывает на «истинное положение вещей»(ситуацию) и «образ действия», вытекающий из данной ситуации. «Безразличие» (5-я и 6-я позиции) обозначается знаком «=» и указывает на невостребованные в данный момент резервы, индифферентную зону, бездействующие свойства личности. «Неприятие» (антипатия) — 7-я и 8-я позиции, им присваивается знак «-«, их функциональное значение — «подавленные потребности». Таков классический подход к интерпретации цветового ряда по Люшеру.

3.Основы интерпретации цветового теста Люшера

Цвета разделяются на основные (1 — темно-синий, 2 — сине-зеленый, 3 — оранжево-красный и 4 — светло-желтый) и дополнительные, среди которых 7 (черный) и 0 (серый) -ахроматические, а 5 (фиолетовый) и 6 (коричневый) — смешанные. Основные цвета символизируют базисные психологические потребности, которые Люшер обозначил как потребность в удовлетворении и привязанности (синий цвет), потребность в самоутверждении (зеленый), потребность «действовать и добиваться успеха» (красный) и потребность «смотреть вперед и надеяться» (желтый). Поэтому они в норме и при полной уравновешенности, по мнению автора, должны находиться на первых позициях. Дополнительным цветам не придается значимость, приравниваемая потребностной сфере. Их роль как бы разделяющая или разбавляющая. По мнению Люшера, они не являются психологическими «первоэлементами» и включены в эксперимент в основном для расширения сферы действия основных цветов, их более свободного перемещения на ту или иную позицию ряда.

Символика каждого цвета уходит корнями в отдаленные периоды истории существования человека на земле. Ночь, символом которой является синий цвет, издревле несла человеку покой, расслабление, сон. Солнце, яркость зарождающегося дня (желтый цвет) вызывали надежду, побуждали к активности. Красный цвет — окраска цветов, плодов, крови, эротогенных зон человеческого тела — отражение охотничьих инстинктов, эротического влечения, стремления к овладению благами окружающей жизни. Зеленый — цвет травы, кустарников и деревьев — мог служить символом зашиты, маскировки, затаенности. Серый — как отсутствие цвета — трактуется как разделяющий, отгораживающий. Черный символизирует отрицание ярких красок жизни и самого бытия. Коричневый цвет представляет собой смешение оранжевого и черного, а фиолетовый — красного и синего. Исходя из символики цветов и накопленного практического опыта, структурное значение темно-синего цвета характеризуется как концентричность, (т.е. сосредоточенность на внутренних проблемах), пассивность, глубина переживаний, чувствительность, гетерономность (т.е. зависимость от внешних воздействий), его эмоциональный оттенок по Люшеру — спокойствие, удовлетворенность, привязанность, нежность, любовь. По данным автора руководства (см. далее) предпочтение синего цвета означает насущную потребность в спокойствии вечно неудовлетворенной ранимой личности.

Зеленый цвет по Люшеру символизирует упругость воли (по данным автора книги — ригидность, тугоподвижность), концентричность, пассивность, оборонительные тенденции, автономность (независимость), неизменность, тенденцию к удерживанию, собственничеству. Его аффективные аспекты -настойчивость, самоуверенность, упрямство и самоуважение.

Оранжево-красный символизирует силу воли и является эксцентричным (направленным вовне), активным, наступательно агрессивным, автономным, локомоторным, конкурирующим, оперативным. Его аффективные аспекты — желание, возбудимость, властность, сексуальность. (Структурные значения здесь приводятся буквально, описательная их форма подчеркивает эмпирический характер основ методики и интерпретационных посылок).

В своих более поздних публикациях Макс Люшер соотносит предпочтительный цветовой выбор с гиппократовской типологией следующим образом: синий цвет — флегматик, зеленый -меланхолик, желтый — сангвиник и красный — холерик, что не только не подтверждается на практике, но и противоречит его собственным характеристикам. Многолетний опыт применения цветового теста в сопоставлении с данными других методик и результатами объективного наблюдения позволяют автору данной книги с убежденностью утверждать, что красный цвет соответствует сангвиническому темпераменту (если уж придерживаться этой классификации), синий — меланхолическому, зеленый — флегматическому, а желтый ближе к холерическому.

4.Варианты присвоения функциональных знаков.

Попробуем разобраться с техникой разбиения цветовых выборов на так называемые функциональные пары. Группировка, на основании которой сочетаниям цветов дается определенная интерпретация в зависимости от их позиции, совершенно проста, если выбор один. В этом случае первые две позиции получают обозначение «+», две последующие — «X*», две, следующие за ними — » = » и двум последним придается знак «-«. Например: выбор 31542607 после группировки выглядит следующим образом: +3+1, Х5Х4, =2=6, -0-7 или 31 54 26 07 ++ XX == — —

После проведенной группировки интерпретация пар проводится согласно приложению, где различные сочетания цветовых таблиц истолковываются в зависимости от их функционального значения, т.е. присвоенных им в процессе группировки знаков. Если же испытуемому предлагается сделать два выбора, то опять-таки можно провести группировку только второго выбора и интерпретировать только его. Однако, более информативным является сравнение двух выборов и группировка, ориентированная на устойчивые пары. Так при выборах:

1-й выбор — 31542607
2-й выбор —35142670

синий и фиолетовый соответствуют понятию пары, хотя их расположение изменилось на противоположное. Так же составляют пару серый и черный. Красный в обоих случаях занимает первую позицию; желтый, зеленый и коричневый при повторном выборе занимают прежние позиции. Поэтому 5 1 и 70помечаются как пары,3 остается изолированным, а 42 и 26 выделяются как две группы. В связи с такой группировкой, цветам придаются следующие функциональные значения:

3(1 5) (4 (2) 6) (0 7)
3(5 1 ) (4 (2) 6) (7 0) + XX === —

Согласно правилу первая группа (или одна цифра) помечается знаком «+», 2-я группа (или одна цифра) помечается знаком «X», последняя группа (или одна цифра) помечается знаком «-«, все остальное помечается знаком » = «. Это может привести к такой группировке, что одни и те же цвета при 1-ми 2-м выборе окажутся снабженными разными знаками. В таком случае каждый выбор следует помечать отдельно:

++ X ==== —
1-й выбор: (5 1)3(42)(60)7
2-й выбор: 3(5 1)(4 2)7 (6 0) +Х == = = —

Так как второй выбор является более спонтанным и поэтому более валидным, чем первый, при интерпретации следует учитывать группировку и обозначения второго выбора. Если после группировки два цвета, составляющие пару при первом выборе, при втором выборе «расщепились», т.е. стоят отдельно, то каждый из них заключается в квадратные скобки:

++ XX == — —
(3 1)5 4 (0 6)(7 2) (3 1)[4](6 0)(27)[5]
++ О ==== = —

В таких случаях следует рассматривать соответствующие значения как группы, так и отдельно взятые цвета из разъединенной пары; в данном примере: Х4 Х5 и Х4 и-5.

Итак, группировка цветовых эталонов при двойном выборе происходит путем сравнения двух выборов, выделения устойчивых пар (даже если цвета поменялись местами) и расщепившихся цветовых пар в виде изолированных цветов. При этом первая пара (или оставшийся изолированным, но находящийся на первом месте цвет во втором выборе) помечается знаком «+», следующая пара получает знак «X», последняя пара (или изолированный цвет) обозначается знаком «-«, а остальные — «=», сколько бы их ни оказалось. Для того, чтобы ценная информация не была упущена, цвета, попавшие в разные функциональные группы, должны интерпретироваться двояко

XX
+ + =====
5 1340627 3 1 540726
+ + =====
XX

В данном случае в таблицах следует искать интерпретацию следующих пар:+3 +1, XI О5, =4 =0, =7 =2, -2 -6 (дополнительные группы, вытекающие из приведенного выбора, +3-6 и + 3-2 будут обсуждаться дальше).

Распределение функциональных значений начинает подчиняться другим правилам, если любой из основных цветов занимает одну из трех последних позиций ряда и символизируемая этим цветом потребность расценивается как неудовлетворенная, т.е. является источником стресса: тогда он должен быть помечен знаком «-«, так же, как и остальные расположенные справа от него цвета, независимо от их структурного значения; кроме того, и он сам, и стоящие справа от него цвета означают неприятие и помечаются дополнительным знаком А — anxity (тревога):

21450367

Компенсация тревоги определяется характеристикой цвета, находящегося на первой позиции. Чтобы обратить на это внимание, каждый раз, когда в конце ряда стоит знак «А», цвет, находящийся на первой позиции помечается знаком «С» — compensacion (компенсация). Компенсация с помощью одного из основных цветов считается более успешной, чем с дополнительными цветами, обусловливающими «утрированность» поведения, придающими обсессивный (навязчивый) характер поступкам. Присутствие серого, черного и коричневого цветов в начале цветового ряда означает негативное отношение к жизни и обозначается знаком «+», а также «С». Если один из этих цветов находится на второй или третьей позиции, он сам и все последующие цвета, расположенные левее его, помечаются знаками «+» и «С»:

34025 1 67
+ + + — — —
ССС А А А

Психологический (частично или полностью, осознанный конфликт между желаемым и возможным) или физиологический стресс (чаще — неосознаваемая эмоциональная напряженность, трансформированная в вегетативный и функционально-организменный дисбаланс), считается относительно слабым, когда основной цвет находится на 6-м месте, и более выраженным, если он на 8-м. Интенсивность тревоги при напряженности и стрессе измеряется количеством знаков «!». Наличие в цветовом ряду 1, 2, 3 или 4 цветов на 6- и позиции оценивается как один знак «!», на 7-й как два «И», на 8-й как три «!!!». Интенсивность компенсаторных тенденций оценивается следующим образом: если 6, 7 или 0 цвет находится на третьем месте — это «!», если на втором — «И», на первом — «И! «. (5-й цвет не обозначается «!» ни на какой позиции).

Таким образом, тревога в целом оценивается суммой «!» каждого ряда в отдельности, числовое выражение баллов — от 0 до 12. Сравнение количества «!» в первом и втором выборе является прогностически ценным и показывает тенденцию к нарастанию тревоги, если во втором выборе «!» больше, чем в первом, и, наоборот, свидетельствует о тенденции к уменьшению тревожности, если количество»!» больше в первом выборе. В приведенном выше примере речь идет о нарастании тревожности, а прогноз состояния должен расцениваться как пессимистический. !!! !! ААА  Тревога=8!

+ + ХХ = —
065 13427
706 1 5243
+ + +Х X — — —
СССААА   Тревога 12!
!!! !! !! !! !!!

Итак, 8-я позиция ряда всегда означает подавленную потребность и обозначается знаком «-«. Если какой — либо из основных цветов (1, 2, 3 или 4 ) занимает 6-ю, 7-ю или 8-ю позицию, то он вместе с цветами, расположенными вправо от него, означает «тревогу», поэтому все они обозначаются знаком «-» и буквой А и вскрывают основной источник стресса. При этом, по крайней мере, цвет, находящийся на 1-й позиции, следует рассматривать как компенсацию и пометить буквой С. Цвет, занимающий первую позицию, всегда обозначается знаком «+».

Если какой- либо из дополнительных цветов (0, 6 или 7 занимает 1-ю, 2-ю или 3-ю позиции, то он и все расположенные слева от него цвета обозначаются знаком «+» и буквой С, и выявляют компенсацию. Если имеется цвет, обозначенный С, то, по крайней мере, цвет, занимающий 8-ю позицию, можно рассматривать как «тревогу» и пометить буквой А. Интенсивность тревоги или компенсация выражается суммой «!». При этом «!» соответствует наличию на 3-й позиции одного из дополнительных (0, 6, 7) или на 6-й позиции одного из основных (1,2,3,4) цветов: «И» говорит о том, что на 2-й позиции находится один из ахроматических или на 7-й — один из основных цветов; «И!» признак того, что яркий цвет расположен на 8-й позиции или ахроматический на 1-й.

Проблема, с которой связана эмоциональная напряженность, выявляется соотношением цветов со знаком » + » и «-«, т.е. тех, которые обозначены как .«тревога» и «компенсация». Наиболее значима проблема, представленная сопоставлением цветов 1-й и 8-й позиции, наименее значимой представляется проблема, выявляемая цветами, отдаленными от крайних позиций, т.е. 3-й и 6-й. Обычно количество рассматриваемых проблем не ограничивается сопоставлением диаметрально противоположных пар, а возрастает за счет перебирания всех возможных сочетаний С и А. Так. в случае 06513427

7061 5243

помимо +7-3, +0-7, +0-4, +6-2, следует рассматривать значения таких сочетаний как +7-4, +0-3, +7-2, +0-2, +6-3, +6-4 , при этом наиболее значимы +7-3, +7-4, +0-3, +0-4 , второстепенны +7-2, +0-2, +6-3, наименее значимы +6-4 и +6-2 . Резкое перемещение какого-либо цвета в начало или конец ряда при сравнении первого и второго выборов выявляет амбивалентное отношение испытуемого к символизируемой этим цветом потребности. Наиболее информативными считаются цвета, расположенные на 8-й позиции, или группа «-«, которая имеет два аспекта интерпретации: физиологический и психологический.

Выбор расценивается как «нормальный», если он не помечен как «тревога» и не выделяется в специальной таблице ранжированных оценок значимости проблемы знаком «х», «хх» или «ххх»(см. таблицу И.Скотта). Так 6,0,7 на последних позициях не выявляют стресса. Слабый источник стресса выявляется, когда основной цвет помечен «А» только потому, что один из дополнительных цветов помещен в начале ряда. Серьезным источником стресса являются те сочетания, которые в специальной таблице помечены звездочками (одной или более). Психологические аспекты интерпретации представлены описанием личностных свойств и поведения испытуемого, предполагаемых в связи с предпочтением или неприятием того или иного цвета (или группы цветов).

Контрастность позиций наиболее ярких 3 и 4 цветов с группой наиболее темных 1 и 7 свидетельствует о неустойчивости саморегуляции: особенно выраженный конфликт между анаболическими и катаболическими тенденциями (т.е. стремлением к накоплению или затрате энергии) выявляется выбором, в котором 7 1 располагаются в начале ряда, а 3 4-в конце, активность и хорошую работоспособность. Комбинация из 2, 3, 4 цветов (в любом порядке) называется «рабочей группой», их положение в начале ряда (или ближе к началу) выявляет целенаправленную Если рабочая группа «разбита», то это отражается на работоспособности негативно. Особенно проявляется истощаемость, когда один или более из выбранных цветов сдвигаются к концу ряда. «Уход» собранной рабочей группы в индифферентную зону в этом отношении прогностически более благополучен, так как может быть отнесен за счет временно существующей неблагоприятной ситуации.

5. Обработка результатов тестирования

Значения восьми цветов описаны Люшером в весьма своеобразной манере и звучат следующим образом: Серый (0). Разделяющий, отгораживающий, освобождающий от обязательств, укрывающий от внешних причин и воздействия. Его присутствие на первых позициях является компенсирующим (за счет невовлеченности). На последних позициях 0-й означает причастность, участие, ответственность. Цвета, расположенные перед 0-м, если он сам переместился на 2-ю или 3-ю позицию, указывают на утрированное поведение и отсутствие равновесия между предпочитаемыми цветами, несущими конфликтную нагрузку, и остальными обесцененными потребностями. Если на первых позициях три цвета 340 (говорит Люшер), то «произошло выключение, а расширение поля деятельности будет только компенсаторным. При этом испытуемый чувствует себя потерянным и ничто для него уже не имеет значения». Среднестатистическая позиция серого цвета 6-я, однако перемещения на 5-ю или 7-ю не являются значимыми. В условиях утомления и стресса 0-й перемещается к началу ряда.

Синий (1). Означает спокойствие и умиротворенность чувств (что, как уже было сказано, весьма спорно), выявляет чувствительность и ранимость ( что соответствует действительности, но противоречит вышесказанному). Отражает умение сопереживать и склонность к эстетической созерцательности, сензитивность, доверие, самопожертвование, преданность. Его перемещение на последние позиции ряда выявляет неудовлетворенность эмоциональными отношениями. Отвергаемый первый (-1) означает «разрывание пут» или желание их разорвать. Сочетание +3 -1 означает способ действия, когда ощущение неудовлетворенности компенсируется расширением сексуальных контактов (синдром Дон Жуана). Сочетание +4 -1 интерпретируется как неустанные поиски выхода из неудовлетворяющей ситуации. Эмоциональная напряженность выявляется перемещением 1 цвета на иную помимо первых 3-х позицию.

Зелёный (2). По Люшеру — это цвет эластичной (упругой) напряженности, выявляет упорство, целеустремленность, сопротивляемость изменениям, постоянство воззрений.

Обладание рассматривается как вариант самоутверждения. «Напряженность зеленого цвета подобна плотине, за которой накапливается, не получив разрядки, возбуждение».

Предпочтение зеленого цвета выявляет скрупулезную точность, критический анализ, логическую последовательность, т.е. «все, что приводит к абстрактному формализму», а также потребность производить впечатление, сохранять свою позицию. Отвержение зеленого цвета выявляет невозможность реализации этих потребностей, желание освободиться от мешающих ограничений. Компенсация позиции (-2) красным цветом (+3) выражает максимальную напряженность и состояние возбуждения (4-й).

Компенсация за счет +4 («бегство к свободе») представляется более продуктивной, канализирующей возбуждение в форме отвлекающей деятельности. Зеленый означает напряженность на всех позициях кроме 2-й, 3-й.

Красный (3). Символизирует физиологическое состояние, связанное с расходом энергии. Красный — выражение жизненной силы, нервной и гормональной активности, стремления к успеху, жадного желания всех жизненных благ. Это — воля к победе, влечение к спорту, борьбе, эротике, «сила воли». Отвержение красного выявляет физиологическое и нервное истощение, снижение сексуального влечения. Выбор красного на первое место означает стремление к полноте бытия, лидерские черты, творческое начало, возбужденную деятельность. Отвержение красного свидетельствует о перевозбуждении и истощении, о потребности в защите от возбуждающих факторов. В качестве компенсации выбора -3 нередко выявляется +1, однако такое сочетание может отражать склонность к кардиологическим расстройствам. Красный выявляет эмоционально-вегетативную напряженность тогда, когда он не занимает первых трех позиций.

Желтый (4). Выражает несдерживаемую экспансивность, раскованность, релаксацию, полную радостных надежд изменчивость при отсутствии последовательности и планомерности. Предпочтение желтого говорит о надежде или ожидании большого счастья, направленных в будущее, о стремлении к новому, еще не сформировавшемуся. В роли компенсирующего цвета желтый выявляет нетерпеливость, поверхностность, беспокойность, черты завистливости. Отвержение желтого (6-е, 7 -е или 8-е место) означает разочарование, ощущение несбыточности надежд, «попытку оградить себя от изоляции и дальнейших утрат или разочарований». Компенсация отвергнутого желтого синим выявляет «мазохистическое прилипание» к объекту привязанности. Компенсация +2 -4 обрисовывает вариант поведения, при котором защитой служит стремление к высокому социальному статусу, а +3-4 — поиск приключений, активация сексуальности. Желтый свидетельствует о напряженности во всех позициях кроме 2,3,4 и 5.

Фиолетовый (5). Содержит в себе свойства и синего и красного, объединяет «победность красного и капитуляцию синего, символизируя тождество, т.е. нечто вроде мистического союза; высокая степень чувствительной близости, ведущая к полному слиянию субъекта и объекта, волшебство, магия и зачарованность, стремление восхищать других, способность к интуитивному и сензитивному постижению, нереальность желаний и безответственность». Предпочтение фиолетового свойственно лицам эмоционально незрелым, подросткам, а также беременным женщинам, которые в этот период становятся эмоционально и физиологически неустойчивыми. Подмечено также, что лица с гомосексуальными наклонностями склонны к предпочтению фиолетового цвета, возможно (как считает Люшер) в связи с неустойчивостью, проявляющейся в своеобразной сексуальной ориентированности. Потребность в тождестве и интуитивном понимании подавлена, если 5-й цвет находится на 8-й позиции, и проецируется скорее на предметы (или иные неадекватные прямой потребностной направленности объекты, если продолжить эту мысль), отсюда почва для повышенной эстетической чуткости, способность к независимым оценкам, к занятости в сфере деятельности, дающей свободу творческого выбора. Фиолетовый незначим В позициях с 3-й по 7-ю, а у детей и беременных женщин — на 1-й и 2-й позициях.

Коричневый (6). Этот цвет символизирует чувственную основу ощущений. При физическом дискомфорте или болезни коричневый цвет передвигается к началу ряда. Чувство утраты корней, потери домашнего очага тоже проявляется перемещением коричневого цвета влево. На 8-й позиции коричневый цвет символизирует отрицание потребности в расслаблении и физиологической удовлетворенности или подавление физиологических потребностей. 6-й цвет настораживает, когда он не занимает 5-7 места.

Черный (7). Это — «нет» в противоположность — «да» белого, это «конец, за которым больше ничего нет». 7 4 в одной группе указывают на ту или иную форму экстремального поведения. Черный цвет символизирует отказ, полное отречение или неприятие и оказывает сильное влияние на любой цвет, находящийся с ним в одной группе, подчеркивая и усиливая свойства этого цвета. В первой половине ряда его присутствие выявляет компенсирующее поведение экстремального типа. На первом месте черный цвет говорит о протесте против существующего положения вещей восстающего против судьбы человека, готового действовать опрометчиво и безрассудно. Черный цвет на втором месте означает отказ от всего, кроме того, что символизирует цвет на 1 -и позиции, 7-й цвет на 3-й позиции компенсируется цветами, расположенными на 1-й и 2-й позициях, 8-я позиция для черного цвета — статистически наиболее часто встречающаяся.

Согласно данным Г.Клара и Л.Буша «предпочтение темных цветов отражает стремление к покою, в то время как выбор светлых цветов отражает склонность к эмоциям, связь с внешним миром». На основании аналогичного взгляда на принцип разделения функционального значения цветовых эталонов, К. Шипош вывел коэффициент вегетативного тонуса. В нем используется баланс суммы рангов основных четырех цветов, характеризующих вегетативно-эмоциональное состояние обследуемого. Коэффициент вегетативного баланса КВБ вычисляется следующим образом

КВБ=(18-(3+4))/(18-(1+2))

На место цифр, обозначающих номера цветовых эталонов, ставятся порядковые номера позиций, занимаемых указанным цветом. Значение, превышающее единицу, интерпретируется как преобладание эрготропного тонуса, значение меньше единицы — доминирование трофотропных тенденций. Речь идет о готовности к затрате энергии, когда яркие цвета находятся на первых позициях, и о перевозбуждении и потребности в покое, когда яркие цвета передвигаются в конец ряда (особенно это касается красного цвета).

                                   ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Таким образом, мы видим, насколько интересный и важный с точки зрения психодиагностики материал  можно освоить при помощи метода цветовых выборок М. Люшера. Несмотря на то, что цветовой тест упрекают в нехватке «строгой научности» , данные полученные эмпирическим путем находят ценными и полезными.

        При надлежащем уровне понимания теоретических основ данной методики, ЦТЛ является мощным и уникальным средством изучения личности человека.

                                           Список литературы

  1. Анастази А., Урбина С. «Психодиагностика. Психологическое тестирование» — СПб.: Питер, 2008.- 688 с.
  2. Немов Р.С. Психология. В 3-х кн. Кн.1.: Общие основы психологии : учеб. для студ. выш. пед. учеб. заведний. / Р.С. Немов .- 5-е изд. — М.: Гуманитар. Изд. центр Владос, 2007. — 687 с.
  3. Собчик Л.И. «Метод цветовых выборов — модификация восьмицветового теста Люшера. Практическое руководство» — СПб.:Изд-во «Речь», 2010.  
  4.  Чуднова А. Карточки Люшера — ключ к тайным пластам подсознания человека. Как узнать все о себе и своих близких и помочь себе — быстро и надежно / Анна Чуднова, Сергей Дьяченко, Юлиана Азарова.-М.:АСТ, 2010.-157 с

nsportal.ru

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о