Цель в психологии это: Цель (психология) | это… Что такое Цель (психология)?

Содержание

Мотивы и цели

5.12.2014

Термином «воля» обозначается та сторона психической жизни, которая получает своё выражение в сознательных целенаправленных действиях человека.

Действия человека исходят из определённых мотивов и направлены на определённые цели. Мотив — это то, что побуждает человека к действию; цель — то, чего человек стремится достигнуть в результате этого действия.

Ставя себе ту или другую цель, человек всегда руководствуется определёнными мотивами, определёнными побуждениями. Постановка цели не может происходить беспричинно. Что-то должно побудить человека направить свою деятельность к данной цели. Мотивы — это то, что побуждает человека к постановке тех или других целей. Не зная мотивов, нельзя понять, почему человек стремится к одной, а не к другой цели, нельзя, следовательно, понять подлинный смысл его действий.

Исходным побуждением к деятельности является

потребность, т. е. испытываемая человеком нужда в чём-либо. Можно различать потребности материальные — потребность в пище, одежде, жилище и т. п.— и духовные, или культурные,— потребность в общении с людьми, потребность в образовании, в книге, в музыке и т. д.

Духовные потребности исторически возникли в процессе общественного труда по мере удовлетворения и дальнейшего развития и утончения исходных материальных потребностей. Сама трудовая деятельность родилась из необходимости удовлетворения этих насущных материальных потребностей. Но в дальнейшем она стала источником новых потребностей, важнейшая из которых — потребность в самом труде, в основе которой лежит, с одной стороны, органическая потребность в активности, свойственная всякому здоровому организму, с другой — потребность в общении с людьми, основной и первоначальной формой которого является трудовое, производственное общение. Полное развитие эта потребность в труде могла получить лишь в социалистическом обществе, когда труд, став действительно свободным, превратился «из зазорного и тяжёлого бремени, каким он считался раньше, в дело чести, в дело славы, в дело доблести и геройства» (Сталин).

Потребность вызывает стремление к удовлетворению её, стремление может выражаться во влечении или желании.

  • Влечением называется смутное стремление, не связанное с ясным представлением цели. Своеобразие влечения прекрасно передано в известных словах Пушкина: «Когда б не смутное влечение чего-то жаждущей души… »
  • Желанием называется осознанное стремление к определенному объекту, к определённой цели. Превращение смутных влечений в осознанные желания является необходимым условием сознательной и целенаправленной деятельности, в которой проявляется воля человека.

Не всякое желание ведёт, однако, к

действию. Человек может желать и того, что совершенно не находится в его власти, что никак не зависит от его действий: человек может желать, чтобы завтра была хорошая погода, чтобы нужная ему книга оказалась в библиотеке незанятой, чтобы в спектакле участвовал интересующий его исполнитель, и т. п. В этих случаях имеется осознанная направленность к определённой цели, но нет стремления действовать для достижения этой цели, потому что нет сознания того, что достижение её зависит от желающего.

Такие желания можно назвать недейственными желаниями в отличие от желаний действенных, которые связаны с мыслью не только о цели, но и о средствах достижения её, с осознанием возможности достичь этой цели и со стремлением действовать в этом направлении.

Действенные желания и лежат в основе волевой деятельности человека.

Потребности являются той предпосылкой, на основе которой формируются мотивы человеческой деятельности. На основе потребностей в процессе общественной жизни развиваются чувства человека и в частности его общественные чувства, создаются его интересы, складываются взгляды и убеждения, наконец, формируется его мировоззрение. И в чувствах, и в интересах, и в убеждениях, и в мировоззрении человека, поскольку они становятся источником действенных желаний, выступают мотивы его деятельности.

Ключевые слова: Мотивы

Источник: Теплов Б.М., Психология

Материалы по теме

Направленность мотивов личности

И. Т. Кавецкий, Т.Л. Рыжковская, И.А. Коверзнева, В.Г. Игнатович, Н.А. Лобан, С.В….

Формирование мотивов учебной деятельности

Ильин Е.П., Психология для педагогов

Классификация мотивов на основе теории инстинктов

Общая психология: учебник / Л А. Вайнштейн, В А. Поликарпов, И.А. Фурманов. — Минск: Соврем…

Мотив как объект, отвечающий за потребности человека

И.Т. Кавецкий, Т.Л. Рыжковская, И.А. Коверзнева, В.Г. Игнатович, Н.А. Лобан, С.В….

Связь между мотивами, потребностями и эмоциями

Тертель А.Л., Психология. Курс лекций

Классификация мотивов на основе отношений «индивид-среда»

Общая психология: учебник / Л А. Вайнштейн, В А. Поликарпов, И.А. Фурманов. — Минск: Соврем…

Эмоции и мотивы

Карпов А.

В., Общая психология

Задачи и мотивы деятельности

Теплов Б.М., Психология

как ставить цели и достигать их

Когда мы хотим добиться успеха в жизни, то часто впадаем в крайности. Работаем до изнеможения или мечтаем, бездействуя. Увы, тяжелый труд не всегда приводит к победам. А мечты, которые сбываются сами по себе, — скорее приятная неожиданность, чем закономерность.

Добиться в жизни большего помогают техники целеполагания. Вы быстрее перейдете от слов к действию и сможете получить желаемое, прилагая минимум усилий.

Что такое целеполагание?

Целеполагание — наука о том, как правильно ставить цели и идти к ним. Термин пришел в обычную жизнь из сферы управления и предпринимательства. «Чего я хочу достичь, и как я это сделаю?» — именно с этих вопросов начинают любое новое дело бизнесмены и просто успешные люди.

Для чего нужно целеполагание?

Учеба, карьера, саморазвитие, личные отношения. .. Методы целеполагания используются в самых разных областях жизни. Тем, кто не знает, чего хочет, методики позволят «нащупать» свою дорогу — превратить смутные желания в четкие задачи. Людям, которые уже поставили цели, например, купить машину или выучить английский, техники помогут быстрее получить задуманное. Ведь время — ценность. Нам хочется проживать более насыщенную и счастливую жизнь.

Таким образом, целеполагание — это больше, чем просто планирование. Сначала вы осознаете свои желания, четко излагаете их. И только потом прописываете свой путь шаг за шагом. Но это не все. В процессе достижения задач вы сверяетесь с планом, оцениваете результаты и, если нужно, вносите изменения.

Принципы целеполагания

Целеполагание стоит на 3 китах: осознанность, потребность и мотивы.

Такой подход позволит еще на этапе постановки цели понять:

  1. Ваше ли это желание?
  2. Удовлетворяет ли задача какие-то потребности из пирамиды Маслоу?*
  3. Достаточно ли у вас азарта и мотивации, чтобы идти к этой цели?

Если ответ на все вопросы «да», то желаемое соответствует принципам целеполагания. А значит методика поможет вам добиться успеха с высокой вероятностью.

Вспоминаем пирамиду Маслоу:

*Пирамида Маслоу — модель человеческих потребностей

С чего начать целеполагание?

В начале нужно понять, чего мы действительно хотим, а это бывает непросто. Придется хорошо подумать. К примеру, вы решили заняться спортом. В этом случае стоит оценить, какие активности вы любите, чтобы не бросить увлечение на полпути. Это могут быть волейбол, теннис, плавание или бег. Сколько времени и сил у вас есть на это занятие? Что вас мотивирует не бросить? Может быть, тренировки с другом или супругом? Какая у вас потребность: укрепить здоровье, завести новые знакомства или побеждать на соревнованиях? За какие сроки вы хотите добиться этих результатов?

Честно ответив себе на эти вопросы, вы сможете понять, чего вы правда хотите, и получить это.

Этапы целеполагания

Всего процесс включает 4 этапа:

  1. Определение конкретных целей. Вы ставите перед собой задачи, которые отвечают принципам целеполагания. Если возникают проблемы, используйте технику «Колесо баланса», интеллект-карту, карту долгосрочных целей Глеба Архангельского. Они помогут преодолеть трудности. О методиках целеполагания мы поговорим ниже.
  2. Правильное изложение цели. Чтобы прийти к результату, нужно правильно сформулировать задачу. Здесь незаменимы техника SMART и методика Глеба Архангельского.
  3. Планирование. Прописываем четкий и пошаговый план: к каким числам и какой результат хотим получить, как к этому будем идти. Процесс облегчают интеллект-карты, «карта на картонке» и карта долгосрочных целей Глеба Архангельского, техника Брайана Трейси, обычные и мотивационные ежедневники.
  4. Реализация задуманного. Постепенно идем к цели согласно плану. Каждый день, неделю, месяц и год сверяемся со своей программой.

Дорога к цели не всегда бывает прямой. Конечно, на пути будут препятствия. Тут важно проявлять гибкость. Например, продвижение по карьерной лестнице требует больше времени, чем вы думали. В этом случае вы выделяете на работу еще один час или же отодвигаете сроки.

Методы целеполагания

Если с постановкой целей и на пути к ним возникают трудности, на помощь приходят техники целеполагания. Разберем самые действенные из них.

Технология SMART

Метод превращает желание в четкую задачу и тем самым упрощает ее решение. Основная идея SMART в том, что оптимальная цель обладает 5 свойствами:

  1. Specific — конкретная

Цель должна быть простой и понятной и отвечать на 5 вопросов:

  • Кто?
  • Что?
  • Зачем?
  • Когда?
  • Где?
  1. Measurable — измеримая

Цель и ее результат должны быть определенными: купить ноутбук за 150 тысяч, пробежать 10 км и т. д.

  1. Achievable — достижимая

Ставить перед собой стоит только адекватные задачи. Выучить разговорный английский за 2 недели или похудеть на 20 кг за 1 месяц без вреда для здоровья — неосуществимые желания, на которые не стоит тратить время.

  1. Relevant — актуальная

Цель должна оправдывать затраченные средства. Если это не так, нужно пересмотреть инструменты реализации. Например, если путь к карьере не оставляет времени на семью и здоровье, возможно, стоит изменить план.

  1. Timebound — ограниченная во времени.

Если задача ставится к определенному сроку, больше шансов достичь результатов.

Название концепции «SMART» образовано из первых букв этих свойств. Ее создатель — лидер в развитии управленческого образования Питер Друкер. Ученый изложил основы техники в книге «Практика менеджмента» еще в 1954 году, и с тех пор она не теряет популярности.

Методика хороша тем, что занимает около 10 минут. Все, что вам нужно, — это проверить цель на соответствие 5 критериям. И, если необходимо, внести исправления. Это поможет избежать растерянности и неопределенности на пути к ней.

Колесо баланса

Техника помогает найти свои цели. Она подойдет людям, которые недовольны своей жизнью и хотят изменить ее к лучшему, но не знают, с чего начать.

Чтобы найти источник неудовольствия, нужно нарисовать диаграмму «Колесо баланса». Это круг, разделенный на секторы:

  1. Здоровье.
  2. Работа/карьера.
  3. Семья.
  4. Окружение/отношения.
  5. Духовность.
  6. Саморазвитие/личностный рост.
  7. Отдых/путешествия.
  8. Творчество/хобби/финансы и пр.

Каждую сферу нужно оценить по десятибальной шкале (не устраивает — 1, отлично — 10) и закрасить в соответствии с оценкой. В идеале колесо имеет круглую форму без изломов. Секторы, которые «провалились» — главные источники неудовлетворенности. Именно в этих сферах нужно ставить задачи и решать их.

К примеру, вы составили «Колесо баланса», и все области набрали по 7–10 баллов, а здоровье и путешествия — только 5. Значит нужно «подтянуть» именно эти аспекты жизни. Вы можете запланировать поездку на горячие источники или в новые города и страны. Чтобы отследить результаты, вы снова строите колесо баланса — через месяц, три, полгода, год.

Техника займет час, если рисовать диаграмму вручную. И около 10 минут, если использовать блокнот «Колесо баланса» или готовый шаблон из интернета.

Методики Брайана Трейси

Брайан Трейси, эксперт по психологии успеха и автор мотивационных книг-бестселлеров, разработал собственные методики целеполагания. Самая популярная из них называется «10 целей на следующий год». Вы записываете свои желания на листе бумаги, будто они уже достигнуты: «Я стал старшим специалистом на работе», «Я повысил уровень английского до Advanced» и пр. Дальше выбираете самое важное для вас. Прорабатываете этот пункт по методу SMART и пишите пошаговый план достижения. Например, «Я повышу уровень английского до Advanced за 3 месяца. Для этого я буду заниматься с репетитором 2 раза в неделю на протяжении года».

Когда это действие стало рутиной или вы достигли результата, берете следующий по важности пункт из списка и работаете с ним. Чтобы держать желаемые цели в голове и продолжать движение к ним, Трейси рекомендует каждый день фиксировать их все в ежедневнике. Не копировать, а писать заново: по памяти своими словами.

Методики Глеба Архангельского

Глеб Архангельский — основатель российской школы тайм-менеджмента, автор книг-бестселлеров по управлению временем. Чтобы добиваться своего, он рекомендует сначала сделать цель материальной, то есть записать ее. Потом прописать сроки и результаты в цифрах (хочу похудеть на 5 кг за 3 месяца, начинаю с сегодняшнего дня). А после — контролировать: возвращаться к задаче и смотреть, какой результат достигнут.

Для постановки долгосрочных целей Глеб Архангельский разработал наглядную карту. Она позволяет взглянуть на свою жизнь как на проект, у которого есть конечные сроки. Заполнив ее, вы ответите себе на вопрос «Какой будет моя жизнь через 10, 20, 30 лет»: карьера, хобби, семья и пр. Вы не только поставите перед собой задачи, но и определите приоритеты на разных временных этапах. Двигаться к нескольким важным целям одновременно затруднительно. Поэтому планировать рождение детей, покупку квартиры и кругосветное путешествие лучше в разное время.

На составление карты долгосрочных целей нужно выделить 1,5–2 часа. Необязательно ставить «жесткие» цели сразу. Рассматривайте первый вариант как черновик или набросок. Сверяться с картой, отслеживать результаты и вносить корректировки желательно каждые 3 месяца.

Для работы с краткосрочными целями Глеб Архангельский предлагает метод «Стратегическая картонка». На листе вы пишете то, чего хотите добиться в течение года. После вкладываете его в ежедневник. При планировании дня вам нужно сверяться с ним и выделять несколько часов на работу с самыми важными целями.

Если «Карта долгосрочных желаний» — это целый жизненный план, который задает общее направление пути, то «Стратегическая картонка» — это маячок, который помогает не отклонятся от курса и не тонуть в ежедневной рутине.

Интеллект-карта

Интеллект-карта или карта мыслей (по-английски — mind map) — это диаграмма, которая помогает структурировать информацию. Придумал этот метод британский психолог Тони Бьюзен. Изучая человеческий мозг, он обратил внимание на устройство нервной клетки: от ее центра отходят отростки, похожие на ветви дерева. Этот принцип и был заложен в основу интеллект-карт. В центральном блоке отображается основная проблема или цель, а от нее отходят блоки-ветви второго и третьего порядка, которые содержат решения или способы достижения.

Метод позволяет разложить по полочкам любую информацию — списки книг, планирование отпуска и пр. С помощью интеллект-карты можно устроить мозговой штурм или организовать деятельность внутри проекта.

К примеру, вы хотите больше читать по работе, чтобы действовать эффективнее. Пишете слово «книги» в центре диаграммы. В блоках второго порядка указываете, какие произведения вы хотите прочитать, третьего — как будете запоминать информацию: выполнять упражнения, конспектировать или же просто наслаждаться процессом.

Методика облегчает поиск цели и планирование людям и с рациональным, и с творческим мышлением. Единственная проблема в том, что решение задач сложно привязать к срокам.

Вы можете составить интеллект-карту вручную на бумаге или заполнить готовый шаблон, взятый из интернета. Другой вариант — задействовать программы для составления диаграмм, например, Diagrams и Mindomo. На работу уходит 1–2 часа.

Ежедневник

Ежедневник — базовый инструмент для работы с целями и планами.

Планер нужен, чтобы:

  • записывать новые идеи;
  • фиксировать краткосрочные и долгосрочные цели;
  • расставлять приоритеты;
  • планировать дни, недели и месяцы с учетом важных целей;
  • отслеживать результаты.

Если вести и анализировать записи в ежедневнике каждый день, вы станете более дисциплинированным, сфокусируетесь на важных задачах и быстрее решите их.

Эффективность планеров в целеполагании — не просто слова. Это подтверждает и наука. Профессор психологии Доминиканского университета в Калифорнии Гейл Мэтьюз провела исследование и выяснила: выполнение задач на 42% выше, если они были записаны.

Методика отнимает 5–10 минут каждый день. Можно использовать обычные деловые ежедневники или мотивационные планировщики со страницами для записи.

Частые ошибки в целеполагании

Многие думают, что главный промах в целеполагании — неправильно поставить цель. Но настоящий провал — это бездействие. Постоянно рассуждать о мечтах и увлекаться марафонами желаний в целом неплохо. Это дает прилив сил и ломает внутренние барьеры. Но без реальных шагов успеха не добиться. Не бойтесь неудач. Цели не высечены из камня, как и вы. Если приоритеты изменились или новый навык требует времени, просто измените план или подвиньте сроки.

Еще одна крайность — бросать все ресурсы на осуществление сверхважной задачи, например, карьеры, в ущерб жизни. Фанатизм и работа 24/7 часто не приближает, а отдаляет от успеха. Если безостановочно крутиться как белка в колесе, можно выгореть и подорвать здоровье. К тому же гениальные идеи часто приходят во время отдыха.

Советы для успешного целеполагания

  1. Не усложняйте. Используйте самые простые методы. Так, если вы решили заняться спортом, а времени в обрез, начните не с походов в фитнес зал, а с онлайн тренировок.
  2. Ставьте приоритеты. Отделяйте важные цели от второстепенных и занимайтесь ими в первую очередь. Это правило работает одинаково хорошо и при долгосрочном планировании, и при краткосрочном: на день, месяц, неделю. В то же время не бойтесь быть гибкими. Когда задача № 1 утратила актуальность, замените ее на более значимую.
  3. Не распыляйтесь. Если вы разрываетесь между пятью целями, то, вероятнее всего, вместо пяти побед получите один стресс. Возможности человека невероятны. Но время и ресурсы ограничены. Поэтому реализовывать цели лучше по очереди, одномоментно двигаясь к одной, максимум двум. Другие просто держите в голове.
  4. Работайте в «продуктивное» время. У каждого человека есть 3–4 часа в сутках, когда учеба и работа даются легче в разы. У одних это раннее утро, у других — поздний вечер. По возможности планируйте важные дела на «продуктивное» время. Так вы будете успевать больше, а значит быстрее получите желаемое: освоите новый навык, продвинетесь по карьерной лестнице и др.
  5. Записывайте. Кроме ежедневника для планирования заведите дневник. В нем фиксируйте идеи, чувства, размышления. Так вы лучше поймете свои желания и мотивы. Записывайте даже маленькие достижения и перечитывайте их. Это не даст опустить руки в трудные моменты.
  6. Мыслите позитивно. Неудачи случаются даже у талантливых людей и великих тружеников. Главное — не устраивать драму и не останавливаться. Радуйтесь победам, как ребенок, а к сложностям относитесь с азартом. Посмотрите на ситуацию со стороны и спросите себя: «Почему все пошло не так? Как я могу исправить это? Какой урок я могу извлечь из ошибки?»

Теперь в вашем арсенале есть нужные техники для постановки и достижения целей. Если способы целеполагания не помогают добиться желаемого, не отчаивайтесь. Вы всегда можете обратиться за помощью к профессионалу: коучу, карьерному консультанту или психологу.

Основные цели психологии

Кэтрин А. Сандерсон, Амхерстский колледж

Психология — это научное исследование психических процессов и поведения. Он изучает то, как мы думаем, чувствуем и помним, а также то, как мы действуем — спим, едим, ссоримся, влюбляемся. Исследования в области психологии преследуют четыре основные цели: описать, объяснить, предсказать и добиться изменений. Иногда мы пытаемся выполнить их все, в то время как в других случаях мы сосредоточены только на одной или двух из этих целей.

Психология помогает нам объяснить, почему мы предпринимаем те или иные действия, и помогает нам измениться, когда это необходимо. (Изображение: Photographee.eu/Shutterstock)

Что происходит и почему?

Во-первых, цель описания — рассказать людям о том, что происходит в мире. Исследования в области психологии говорят нам, что люди, расплачивающиеся кредитной картой, оставляют гораздо больше чаевых, чем люди, расплачивающиеся наличными; темнокожие пассажиры значительно дольше ждут поездки на Uber, и в два раза чаще, чем белые пассажиры, водитель сразу отменяет поездку; а дети, которые берут уроки музыки, как правило, показывают более высокие результаты в тестах на интеллект, чем те, кто этого не делает.

Существует много-много примеров исследований, описывающих некоторые интересные эффекты, но когда у вас есть описание, следующим шагом будет выяснить, почему. Целью объяснения является ответ на почему вопросов. Мы больше не смотрим только на то, что происходит, а на , почему . Знаменитая дискуссия о природе и воспитании сосредоточена на попытке объяснить, являются ли различия между людьми результатом биологических и генетических факторов (природная сторона) или факторов окружающей среды и культуры.

Исследования показывают, что, когда людям говорят, как представители определенного пола справляются с тестом, это влияет на результаты теста. (Изображение: smolaw/Shutterstock)

Например, в Соединенных Штатах существуют довольно устойчивые гендерные различия в отношении математических и пространственных навыков. Мальчики, как правило, имеют более высокие баллы на SAT по математике, с большей вероятностью выбирают математику и естественные науки и с большей вероятностью сделают карьеру, скажем, в инженерной сфере. Итак, как мы можем объяснить такие различия? Что ж, одно исследование показало, что мужчины справляются лучше, чем женщины, когда людям говорят, что они проходят тест, измеряющий пространственные способности, «по которым мужчины, как правило, показывают лучшие результаты» 9.0009

Тем не менее, женщины показывают такие же результаты, как и мужчины, когда точно такой же тест описывается как измерение эмпатии, «на котором женщины склонны работать лучше». Эти результаты показывают, что гендерные различия в математике и естественных науках лучше объясняются гендерными стереотипами, чем какими-либо врожденными различиями.

Предсказание будущего

Когда психология описывает, что происходит и почему, ответы часто приводят к третьей цели — предсказанию того, что произойдет в будущем.

Кто-то, который много лет работал главным психологом-исследователем в Секретной службе США, провел исчерпывающее исследование каждого инцидента со стрельбой в школе с 19 лет.99, год резни в средней школе Колумбайн.

Ее исследование показывает, что у школьных стрелков, как правило, есть четыре общих черты: они перенесли раннюю детскую травму, часто в том числе подверглись насилию в юном возрасте; они пережили какое-то недавнее негативное событие, такое как разрыв отношений или потеря родителя; они изучали стрельбу в других школах, часто онлайн; и у них есть доступ к оружию и боеприпасам, что дает им возможность совершить нападение.

Эти результаты дают фундаментальное представление о факторах, которые могут подтолкнуть кого-либо к совершению массовой стрельбы.

Эта статья взята из серии видео Введение в психологию . Смотрите прямо сейчас на Wondrium .

Изменение результата

Четвертая цель в психологии — сделать шаг за пределы прогнозирования к реализации потенциала изменений. Например, понимание факторов, стоящих за массовыми расстрелами, может помочь учителям, родителям и сотрудникам правоохранительных органов предотвратить будущие трагедии.

Вся работа в психологии, описывающая, объясняющая и предсказывающая, ведет к возможности того, что для многих является самой интересной и важной целью психологии, — к возможности измениться. Выводы психологической науки могут предотвратить нежелательные результаты и привести к желаемым целям.

Сейчас большинство людей сразу думают о психологах, помогающих изменить людей с помощью психотерапии. Хотя уменьшение депрессии, преодоление фобии или выздоровление от зависимости по-прежнему важны, исследования в области психологии гораздо шире, чем просто клиническая наука, изучающая причины и лечение психических расстройств.

Влияние на реальный мир

Психология частично является биологической наукой, основанной на исследованиях в области генетики, нейронауки и физиологии. Психология также является социальной наукой, основанной на изучении человеческого поведения, мыслей и чувств. К тому же психология — это прикладная наука. Исследователи пытаются предсказать, как изменение политики или процедуры повлияет на некоторые результаты, такие как удовлетворенность отношениями или ожирение.

Некоторые из самых захватывающих исследований в области психологии демонстрируют, как изменения в законах, политике и процедурах влияют на реальный мир.

Например, исследование сна показало, что отсрочка начала занятий в средней школе приводит к лучшим оценкам и меньшему количеству автомобильных аварий; открытие, которое быстро изменило количество средних школ. Исследования в области психологии спорта и выступлений показали, как использование образов или визуализации может помочь элитным спортсменам выступать на еще более высоком уровне. Исследования в области судебной психологии показали, как улучшить процедуры допроса и состав полиции, чтобы уменьшить количество неправомерных приговоров.

Общие вопросы об основных задачах психологии

В: Что такое психология и каковы ее основные цели?

Психология – это научное исследование психических процессов и поведения. Четыре основные цели психологии: описывать, объяснять, предсказывать и вызывать изменения.

В: Является ли причина того, что мужчины лучше женщин показывают математические и пространственные навыки, естественной или культурной?

Одно исследование показало, что мужчины справляются лучше, чем женщины, когда людям говорят, что они проходят тест, измеряющий пространственные способности, «по которым мужчины, как правило, работают лучше». Тем не менее, женщины работают так же хорошо, как и мужчины, когда тот же самый тест описывается как измерение эмпатии, «в котором женщины, как правило, работают лучше». Эти результаты показывают, что гендерные различия в математике и естественных науках лучше объясняются гендерными стереотипами, чем какими-либо врожденными различиями.

В: Что, по мнению многих, является самой интересной и важной целью психологии ?

Для многих самой интересной и важной целью психологии является возможность изменения; выводы психологической науки могут предотвратить нежелательные результаты и привести к желаемым целям.

Продолжайте читать


Поведенческая психология и ее практическое применение
Рождение психологии как науки
Психология чрезмерного реагирования и социального влияния

Обратите внимание: краткое объяснение четырех основных целей психологии

Думая об этом, большинство людей предполагают, что это исследование того, как читать чьи-то мысли. Но это было бы неверно с научной точки зрения. Мы объясняем, что такое психология на самом деле, вместе с кратким объяснением 4 основных целей психологии.

Меры предосторожности перед модификацией

Иногда сознательно или неосознанно можно злоупотреблять контролем поведения, поэтому для психологов-консультантов даются строгие рекомендации относительно того, как изменить и улучшить поведение пациента.

Все мы рано или поздно сталкиваемся с людьми, которые считают изучение психологии изучением чтения чьих-то мыслей. Это было бы частично правильно, потому что то, что делает психология, должно понять работу человеческого разума и поведения и применить это знание, чтобы изменить и улучшить проблемы, с которыми сталкивается человек.

Когда мы изучаем работу индивидуальной психики на основе экспериментов и наблюдений, мы приходим к определенным выводам, которые могут помочь нам оценить, как человек будет действовать или реагировать в определенных ситуациях.

Как и любой другой предмет, изучение психологии также имеет определенный набор целей, на достижение которых направлена ​​практика. Мы даем вам краткую интерпретацию четырех основных целей психологии, а также задачи и примеры каждой из них.

Описать

Первая цель психологии — описать, как люди и животные ведут себя в различных ситуациях. Благодаря постоянному наблюдению мы можем определить, какое поведение считается нормальным или здоровым, а какое можно считать ненормальным или нездоровым.

Психологи собирают информацию, основанную на наблюдениях за мыслями, эмоциями, действиями и мотивами человека, с помощью исследований, опросов и экспериментов, включая тест личности «Большая пятерка», тест способностей, тест Роршаха, тематические исследования, корреляционные исследования и самоотчет. инвентаризации, среди прочего, которые помогают им называть и классифицировать различные типы поведения. Например, при навязчивых тенденциях этот тип поведения описывается как обсессивно-компульсивное расстройство.

Объяснение

После того, как определенное поведение определено, его необходимо расширить, чтобы люди могли понять, почему человек действует или реагирует определенным образом. Они должны рассмотреть, какие факторы вызывают определенное поведение, а также сформулировать определенные теории, которые помогут объяснить то же самое. Такие теории, как теории привязанности, поведенческие и когнитивные теории и классическая обусловленность , среди прочего, используются для объяснения поведения. Например, в классическом процессе обусловливания ребенка оставляют в комнате с собакой. Изначально он не показывает страха. Во втором сценарии собаку вводят с громким пугающим звуком. При повторном введении собаки ребенок испытывает страх, так как появление собаки он связывает с неприятным громким звуком.

Предсказывать

Как только психолог понимает, почему человек действует определенным образом и при каких обстоятельствах, он может предсказать, когда такое поведение может проявиться в будущем. Способность правильно предсказывать случаи определенного поведения очень важна, так как при таком понимании могут быть разработаны модели для поощрения положительного поведения и поиска методов изменения или контроля отрицательного поведения. В редких случаях прогнозы можно делать без полного понимания того, почему и как это происходит.

Например: Исследователь мог заметить тенденцию к никотиновой зависимости среди людей, употребляющих алкоголь, но он может не до конца понять, почему это происходит, что требует только дальнейшего исследования. Но, поняв это явление, можно разработать методы, снижающие вероятность того, что человек станет одновременно алкоголиком или никотиновой зависимостью. Прошлое поведение может быть самым четким отражением будущего возрождения любого поведения, поэтому весь процесс описания и объяснения имеет решающее значение для того, чтобы иметь возможность предсказывать будущие события.

Контролировать/модифицировать

Конечной целью психологии является контроль или изменение определенных типов поведения на основе наблюдения. Исследователи опираются на то, что они наблюдали и предсказывали, чтобы исправить или улучшить чье-то поведение. Любая форма контроля часто может быть неосознанно использована без ведома пациента или психолога, поэтому существуют строгие правила, которым должны следовать консультанты, пытаясь исправить поведение пациента.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *