Цели арт терапии в работе с детьми: Арт-терапия для детей: цель, упражнения, техники

Содержание

Арт-терапия для детей: цель, упражнения, техники

Арт-терапия для детей – одна из самых распространенных форм психотерапии. Существует множество методик, которые помогают диагностировать эмоциональное состояние ребенка, оценить уровень его психического развития, а также скорректировать некоторые отклонения и расстройства. Рассмотрим возможности и виды арт-терапии подробнее.

Содержание

  • Определение понятия
  • Цели и задачи занятий арт-терапии с детьми
  • Польза арт-терапии для детей дошкольного возраста
    • В каких случаях ребенку необходима арт-терапия
  • Виды арт-терапии
    • Марания
    • Штриховка
    • Монотипия
    • Рисование на стекле
    • Рисование пальцами
    • Рисование песком и другими сыпучими материалами
  • Организация занятий
    • Выбор материалов
  • Примеры упражнений арт-терапии для детей разных возрастов
    • 4-5 лет
    • 8 лет
  • Мой личный опыт
  • Заключение

Определение понятия

Арт-терапия – это довольно мягкий и гибкий способ психотерапии, который помогает проявить подавленные эмоции и раскрыть творческий потенциал ребенка. Коррекция арт-терапией показывает хорошие результаты, несмотря на свою простоту. Такой метод способствует самовыражению и развитию личности детей. А разнообразие видов арт-терапии позволяет решать большой спектр задач: от социальной адаптации до проработки различных фобий.

Преимущество арт-терапии в том, что дети воспринимают занятия как интересную игру и легко идут на контакт в процессе творчества.

Цели и задачи занятий арт-терапии с детьми

Целью занятий арт-терапии с дошкольниками считается диагностика психологических проблем ребенка и коррекция страхов, комплексов и других отклонений в его психологическом равновесии.

Арт-терапия способствует решению следующих задач:

  • помогает диагностировать проблемы и проявить эмоции, которыми ребенку трудно поделиться со взрослыми;
  • пробуждает активность, оказывает положительное влияние на память и работоспособность;
  • развивает познавательную и эмоциональную сферу развития личности, а также ее творческие способности;
  • повышает самооценку;
  • синхронизирует работу полушарий головного мозга;
  • оказывает терапевтическое действие: снижает утомляемость, тревожность и другие негативные эмоциональные состояния;
  • корректирует отклонения и нарушения личностного развития, раскрывает потенциал ребенка.

Польза арт-терапии для детей дошкольного возраста

Самовыражение и самопознание, которые помогает развивать арт-терапия, положительно действуют на самооценку и самоанализ деятельности. Дошкольник не просто рисует, а действует по плану и учится достигать поставленные цели. Это важные навыки, которые пригодятся ему во взрослой жизни.

Положительное влияние арт-терапии на дошкольников заключается в следующем:

  • помогает создать положительный эмоциональный настрой;
  • способствует выявлению проблем и фантазий, которые ребенок не выражает вербально;
  • позволяет проявлять чувства, мысли и эмоции и работать с ними в ненавязчивой форме;
  • развивает воображение, творческое самовыражение и художественные способности.

В каких случаях ребенку необходима арт-терапия

Арт-терапия полезна детям, которые испытывают сложности с адаптацией к изменившимся условиям или имеют какие-либо нарушения развития. К показаниям для проведения арт-терапии относят:

  • проявления агрессии, упрямства, негативизма и др.
    ;
  • тревожность, страхи, навязчивые состояния, нервные тики, заикание;
  • возбудимость, резкая смена настроения;
  • апатичность, медлительность;
  • задержка психического и речевого развития;
  • трудности адаптации и социализации в школе;
  • подготовка и адаптация к детскому саду;
  • смена места жительства;
  • застенчивость и неуверенность в себе;
  • проблемы с поведением и послушанием и т.д.

Виды арт-терапии

В работе с детьми используется множество арт-терапевтических техник. Рассмотрим их подробнее.

Марания

Название этого вида арт-терапии образовалось от глагола «марать», «пачкать». Чаще всего для него используются акварельные и гуашевые краски. Такая техника отличается от привычного рисования тем, что дети изображают не конкретный предмет, придерживаясь правил, а создают свой образ так, как им хочется.

Рисование кривых и прямых линий, пятен, клякс и отпечатков кистями, руками, губками и другими подручными предметами полностью погружает ребенка в процесс, он не думает про результат. Это помогает увидеть его внутреннее «я» и текущее эмоциональное состояние (по общему тону картины, характеру мазков, форме линий).

Также можно определить, как дошкольник относится к определенному событию и явлению. Достаточно предложить ему закрасить вход в пещеру, водоем, собственный дом или город. Негативные переживания можно тут же мягко перевести в привлекательный вид с помощью подходящих цветов.

Штриховка

Это вид арт-терапии, который проводится с помощью карандашей и мелков. Дети наносят хаотичные линии или каракули на поверхность бумаги, мольберта, стены и др. Характер линий расскажет об эмоциональном состоянии, а задание регулировать нажим карандаша настроит определенным образом (расслабит или сконцентрирует).

Ритмичная штриховка или рисование спиралей помогают расшевелить ребенка, снять напряжение и тревожность.

Монотипия

Такой вид арт-терапии позволяет детям проявить свои творческие способности и фантазию. На скользящей поверхности (стекло, пленка, пластик и др. ) делается рисунок краской, а затем придавливается листом бумаги. Т.к. краска не впитывается, то на листе отпечатывается весь рисунок с чуть размытыми границами. Ребенку остается выбрать: добавить еще один отпечаток или прорисовать четкие линии и мелкие детали.

Такой увлекательный процесс расслабляет и помогает ребенку открыто анализировать свою работу, выбор цветов и темы рисунка.

К монотипии относится также кляксография (отпечаток на второй половине листа) и рисование окрашенными нитками между страниц (ниткография).

Рисование на стекле

Вид арт-терапии, который помогает прорабатывать детские страхи, потому что стекло легко отмыть от плохих рисунков. Также такая терапия устраняет зажатость и боязнь ошибиться, т.к. работу всегда можно начать заново.

Обычно рисунки на стекле выполняются под тщательным наблюдением взрослых из-за техники безопасности. А лучшим материалом для такого творчества считается гуашь: она плотно ложится на скользкую поверхность, дает насыщенный цвет и долго не сохнет, ее можно размазывать руками, создавая причудливые узоры.

Такое рисование полностью увлекает ребенка своим процессом, он получает новые тактильные и визуальные ощущения. Это значит, что рисунок получится более душевным и легко поможет определить проблемы.

Рисование пальцами

Лучше всего раскрыться детям позволяет рисование пальцами. Когда не нужно переживать за правильность и аккуратность работы, а наоборот, можно ощущать краску пальцами и рисовать так, как хочется чувствовать.

Такое рисование помогает в борьбе с социальными страхами, подавленным состоянием в обществе и страхом ошибки. А если проводить такую арт-терапию в группе, то ребенок будет забывать о стеснении и научится выражать свои мысли.

Рисование песком и другими сыпучими материалами

Хороший терапевтический эффект оказывает арт-терапия с использованием необычных материалов для рисования. Это могут быть песок, соль, крупы, макароны и даже сухие листья.

Новый способ рисования помогает выйти за рамки привычного, научиться мыслить нестандартно и развивать фантазию. Частички песка или крупы не только развивают мелкую моторику, но и дарят приятные тактильные ощущения, оказывая расслабляющее действие. Ребенок начинает чувствовать себя увереннее и свободнее. Такая техника рисования хорошо подходит детям с зажатостью, негативизмом и недостаточно развитой координацией движений.

Организация занятий

Чтобы арт-терапевтическое занятие было успешным, необходимо соблюдать несколько условий его организации.

  1. Приемы и техники арт-терапии для детей дошкольного возраста должны подбираться так, чтобы результат был успешным. Они не должны испытывать особых трудностей в процессе работы, техника должна быть достаточно простой.
  2. Процесс и результат работы должны быть привлекательными. Дошкольник должен испытывать удовольствие в течение занятия и после него, в этом заключается терапевтическое действие творчества.
  3. Техники и материалы арт-терапии должны быть необычны для детей. Лишь в таком случае им будет настолько интересно, что контроль и тревожность ослабнут, а свобода самовыражения проявится в полную силу.

Выбор материалов

Выбор материалов для арт-терапии ограничен лишь фантазией, ведь творчеством можно заниматься в любой форме. Можно ограничиваться лишь бумагой, краской, кистями, карандашами и мелками, а можно добавлять и необычные материалы. Например, песок (с небольшой песочницей), крупы, макароны, сухие листья, стекло, мыло, фольга, пластилин, тесто и даже фрукты и овощи (для создания отпечатков). Лучше всего, если у детей будет возможность выбрать технику и материл, с которыми хочется поработать.

При этом важно, чтобы взрослый учитывал, что у каждого вида такого творчества свое терапевтическое действие.

Например, в работе с гиперактивными детьми лучше отказаться от красок и пластилина. Их чрезмерная активность приведет не только к разбрызгиванию и размазыванию, но и может вызвать агрессию и разочарование. Лучше предложить таким детям рисование карандашами или фломастерами, прорисовывание тонких линий и точек потребует от них контроля и координации.

Детям с тревожностью и зажатостью напротив лучше работать с материалами, которые требуют свободных движений и фантазии. Отлично подойдет рисование пальцами, марания и монотипия. Также важно обращать внимание на размер кистей и бумаги, они должны быть большими, чтобы дети не боялись выйти за привычные рамки и могли совершать широкие движения.

Примеры упражнений арт-терапии для детей разных возрастов

Существует множество упражнений, которые носят арт-терапевтический характер. Их можно разделить на группы не только по технике выполнения, но и в зависимости от возраста детей. Рассмотрим примеры.

4-5 лет

  • Бабочка сновидений. Это упражнение помогает справиться с детскими страхами по поводу плохих снов. Взрослый предлагает детям готовый шаблон крыльев бабочки и рассказывает сказку о том, как она летала и приносила разные сны. Дети должны нарисовать свои сны на ее крыльях: на одном – плохой, а на другом – хороший. Рисунки обсуждаются. Закончить занятие нужно обязательно хорошим сном, чтобы дошкольник не зацикливался на том, что его тревожит.
  • Конверты радости и огорчений.
    В беседе с детьми взрослый выясняет, что каждый день происходят плохие и хорошие события, поэтому предлагает проверить, чего больше. Дети рисуют события, которые приходят в голову и раскладывают в два конверта. В конце занятия они должны проверить, каких событий больше, чтобы убедиться, что хорошее случается чаще, чем плохое.
  • Рисунок в круге. Детям выдаются круги из бумаги и предлагается нарисовать с двух сторон два противоположных понятия. Например, день и ночь, добро и зло, белое и черное, радость и слезы и др. Такая работа способствует развитию рефлексии, а готовые образы могут рассказать о переживаниях ребенка.

8 лет

  • Прогулка по лесу. Детям предлагается изобразить картину, которая представляется им при описании леса, деревьев, тропинок, животных и птиц и т. д. После завершения работы необходимо обсудить рисунки и поработать над их интерпретацией. Информация о том, как ребенок чувствовал себя в этом лесу, какие чувства вызывает рисунок и что особенно запомнилось, поможет понять его эмоциональное состояние.
  • Моя планета. Детям предлагается закрыть глаза и представить планету в космосе. Какая она? Что на ней особенного? Живет ли там кто-нибудь? Легко ли до нее добраться? и т.д. После этого каждый изображает ее на бумаге в любой из техник так, как представлял.
  • Каракули. Дети рисуют любые незамысловатые изображения в произвольном порядке без особого смысла, а затем обмениваются рисунками и обсуждают, какие чувства и ассоциации возникают при взгляде на эти фигуры. Затем партнер должен пофантазировать и превратить каракули в какой-либо образ.

Мой личный опыт

В своей практике арт-терапию я применяю чаще именно для налаживания контакта с ребенком. Такие занятия помогают раскрыться даже самым замкнутым и стеснительным детям, это очень помогает увидеть их внутреннее состояние, внутреннее «я».

Арт-терапия также хорошо показывает себя и в работе с учениками, отличающимися гиперактивностью и агрессией. Они сами не замечают, как меняются в процессе: становятся более сосредоточенными, спокойными и готовыми беседовать на серьезные темы.

Еще один существенный плюс арт-терапии, который я всегда отмечаю, — это результативность. Не только дети довольны своим итогом, но и родители всегда могут посмотреть на их рисунки. Наглядно можно показать им, что происходит с ребенком, что он чувствует, в чем нуждается и какие проблемы нужно корректировать и решать.

Заключение

Арт-терапия – это мягкий метод работы, который позволяет корректировать большой спектр детских проблем. Игровой характер методики терапии способствует раскрытию творческого потенциала и содействует успешной адаптации детей в обществе.

Арт терапия в работе с детьми с ОВЗ

Главная > Проекты > проект: «Мир любви и добрых дел» > Арт терапия в работе с детьми с ОВЗ

Арт терапия в работе с детьми с ОВЗ

Цель арт-терапии в психологии — лечение и коррекция искусством, изучение и овладение методиками для снятия внутреннего напряжения, агрессии, тревожности, стрессов и восстановление жизненного ресурса.
Одним из центральных звеньев в системе коррекции личности детей с ограниченными возможностями является работа по развитию эмоционально-волевой и познавательной сферы. Практическая работа с ребёнком на занятиях предполагает решение задач адаптации и социализации его на основе использования различных по направленности и содержанию методов развития и воспитания. Учитывая структуру дефекта, возрастные, индивидуально-личностные и психологические особенности детей с ограниченными возможностями побудила нас к поиску путей повышения эффективности коррекционной работы, чтобы максимальным образом стимулировать развитие каждого ребенка в соответствии с его возможностями, сглаживать негативное влияние заболевания на психическое и физическое состояние детей.

На данный момент существует множество нетрадиционных методик, позволяющих решить комплекс задач и проблем, стоящих перед педагогом. Но эффективность нововведений зависит от знания методики, систематичности и рациональности ее использования.

Использование традиционных и нетрадиционных методик, техник и приемов работы с детьми с нарушением интеллекта помогает справиться с проблемами в развитии (в учебе, поведении), повышает работоспособность, улучшает память, оказывает помощь в профилактической и коррекционно-развивающей деятельности.
В развитии детей используем различные виды искусства в лечебно-профилактических и коррекционных целях — это арт-терапия. Арт-терапевтическое лечение является одной из форм психотерапии. Существует множество различных методик, помогающих диагностировать эмоциональное состояние ребенка и уровень его психического развития, а также вылечить с помощью волшебной силы искусства некоторые заболевания. 
Важнейшей техникой арт терапевтического воздействия здесь является техника активного воображения, направленная на то, чтобы столкнуть лицом к лицу сознательное и бессознательное и примирить их между собой посредством аффективного взаимодействия.
Лечение искусством относятся к самым естественным формам коррекции психологических и эмоциональных состояний. Во время выполнения упражнений по арт-терапии мы получаем важное послание от собственного подсознания, оно контактирует с нашим сознанием, и этот диалог позволяет нам увидеть то многое и важное, что скрыто внутри нас. Арт-терапия уникальна тем, что она лечит уже по факту творения, по факту того, что вы что-то создаете и делаете. Чтобы с души упал камень и стало легче, совсем не обязательно понимать все принципы и механизмы работы конкретного метода. Арт-терапия — самостоятельное избавление от стресса.
На занятиях по развитию психомоторики и сенсорных в него входят занятия: изотерапия, музыкотерапия, психогимнастика, сказкотерапия и анималотерапия (оказания психологической помощи через взаимодействие с животными и их символами (образами, рисунками, игрушками).

Работа психолога по арттерапивтическому методу.

Арт-терапия апеллирует к символической функции изобразительного искусства, поскольку она является одним из факторов психотерапевтического процесса, помогая пациенту осмыслить и интегрировать материал бессознательного, а арт-терапевту — судить о динамике этого процесса и происходящих в психике пациента изменениях. «Социальные игры» или «игры с правилами» — наиболее значим при осуществлении групповых форм арт-терапевтической работы
Психологи отделения психолого-педагогической помощи, использующие методики арт-терапии, помогают обнаружить скрытые способности ребенка, избавляют его от различных страхов и внутренних конфликтов. Принципы работы таких врачей являются очень щадящими, поэтому не оказывают никакого негативного влияния на психику маленького пациента. Арт-терапевт в игровой форме вступает в диалог с малышом, постепенно завоевывает его доверие и узнает от ребенка все, что его беспокоит, после чего решает, что делать в сложившейся ситуации.
Арт терапевтическая методика дает возможность безболезненного доступа к глубинному психологическому материалу, помогают обходить цензуру сознания, вызывают массу удовольствия, стимулируют проработку бессознательных переживаний, обеспечивая дополнительную защищенность и снижая сопротивление изменениям.
Через работу с символическим материалом в искусстве развиваются ассоциативно-образное мышление, а также заблокированные или слаборазвитые системы восприятия. Арттерапия ресурсна, так как находится вне повседневных стереотипов, а значит, расширяет жизненный опыт, добавляет уверенности в своих силах. 
Арт терапия может использоваться как в виде основного метода, так и в качестве одного из вспомогательных методов.
Выделяют два основных механизма психологического коррекционного воздействия, характерных для метода арттерапии.
Первый механизм состоит в том, что искусство позволяет в особой символической форме реконструировать конфликтную травмирующую ситуацию и найти ее разрешение через переструктурирование этой ситуации на основе креативных способностей субъекта.
Второй механизм связан с природой эстетической реакции, позволяющей изменить действие «аффекта от мучительного к приносящему наслаждение» (Л. С. Выготский, 1987).

Существует две формы арттерапии: 
пассивная;
активная.
При пассивной форме клиент «потребляет» художественные произведения, созданные другими людьми: рассматривает картины, читает книги, прослушивает музыкальные произведения.

При активной форме арттерапии клиент сам создает продукты творчества: рисунки, скульптуры и т.д.
Занятия по арттерапии могут быть структурированными и неструктурированными.
При структурированных занятиях тема жестко задается и материал предлагается психологом. Как правило, по окончании занятий обсуждаются тема, манера исполнения и т.д.
При неструктурированных занятиях клиенты самостоятельно выбирают тему для освещения, материал, инструменты.


ПРИМЕНЯЕМЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ В АРТ-ТЕРАПИИ
Одним из направлений арт-терапии является сценическое искусство. Участие малыша в театральной постановке помогает ему погрузиться в мир собственных переживаний, учит его выражать свои чувства не только словами, но и жестами, мимикой, движениями. Малыш, примеряя на себя различные образы, обретает индивидуальность и учится понимать переживания других людей, а арт-терапевт во время сеансов мягко проводит психологическую коррекцию поведения ребенка.
Все дети любят играть с песком, а психолог, наблюдая за ними, может анализировать состояние ребенка и даже лечить такие заболевания, как задержка психического развития и легкие формы аутизма. Также песочная терапия помогает детям, пережившим какие-либо стрессы: болезнь близких, переезд на новое место жительство, переход в другой детский коллектив и так далее. При работе с песком и водой ребенок проявляет свой внутренний мир и даже может корректировать определенные стороны своей личности. Такая работа также отлично развивает мелкую моторику и учит ребенка концентрироваться.
Для занятий ребенку предлагается небольшая песочница, емкость с водой и множество различных игрушек, чтобы малыш мог как можно точнее во время игры показать свой персональный мир. Арт-терапевт наблюдает за действиями ребенка, комментирует их и задает вопросы, что помогает ему постепенно учиться контролировать свои действия, называть свои чувства и формировать связь между внутренними ощущениями и внешним поведением.

Работа по методу арт терапии в коррекционной работе позволяет получить следующие позитивные результаты:
1. Обеспечивает эффективное эмоциональное отреагирование, придает ему (даже в случае агрессивного проявления) социально приемлемые, допустимые формы.
2. Облегчает процесс коммуникации для замкнутых, стеснительных или слабоориентированных на общение детей с ограниченными возможностями.
3. Дает возможность невербального контакта (опосредованного продуктом арттерапии), способствует преодолению коммуникативных барьеров и психологических защит.
4. Создает благоприятные условия для развития произвольности и способности к саморегуляции. Эти условия обеспечиваются за счет того, что изобразительная деятельность требует планирования и регуляции деятельности на пути достижения целей.
5. Оказывает дополнительное влияние на осознание ребенком своих чувств, переживаний и эмоциональных состояний, создает предпосылки для регуляции эмоциональных состояний и реакций.
6. Существенно повышает личностную ценность, содействует формированию позитивной «Я-концепции» и повышению уверенности в себе за счет социального признания ценности продукта, созданного ребенком с ОВЗ.

Об эффективности арт -терапии можно судить на основании положительной динамики в развитии и активизации участия в занятиях, усиления интереса к результатам собственного творчества, увеличения времени самостоятельных занятий. Многочисленные данные показывают, что дети с ограниченными возможностями нередко открывают в себе творческие возможности и после прекращения арттерапии продолжают самостоятельно увлеченно заниматься разными видами творчества, навыки которых они приобрели в процессе занятий.

Что такое детская арт-терапия?

 

  • Что такое арт-терапия и ее виды

  • Особенности и преимущества детской и подростковой арт-терапии

  •  Цели арт-терапии

  • Подводя итоги

У каждого из нас в любой момент есть возможность изменить свою жизнь к лучшему, главное, понять, в чем состоит именно ваша уникальность. Для того чтобы начать эти изменения у нас, опять же, уже есть все необходимое – ресурсы, знания, сила. Но мы не всегда можем найти путь к своим ресурсам, потому что они хранятся в нашем бессознательном (или подсознании).

 

Благодаря арт-терапии, человек находит путь к своему истинному «Я», находит силы и ресурсы для изменений, может точно обозначить свои психологические проблемы и дать им название. А если точно знаешь, что тебя беспокоит, всегда можно с этим справиться.

Что такое арт-терапия и ее виды

Арт-терапия – это направление в психологии, в котором для решения психологических проблем используется творчество и искусство в самых различных проявлениях. Это может быть рисунок, танец, игра с песком, фотография, театральные постановки, лепка, изготовление кукол и др. – все виды творческой деятельности можно использовать в арт-терапии. По сути, арт-терапия дает отличную возможность увидеть «со стороны» страхи и проблемы, эмоции, психические состояния в виде чего-то конкретного. 

В России первое сообщество арт-терапевтов появилось в 1997 году (в Америке, где и появилось это направление, ассоциация арт-терапевтов появилась в 1969 году).

Так что, это достаточно молодое и перспективное направление в психотерапии. 

Видов арт-терапии великое множество, поскольку творческая деятельность многогранна и практически безгранична. Основные виды – изотерапия (рисунок), танцевальная, песочная, музыкальная терапии, куклотерапия и др.

Особенности и преимущества детской и подростковой арт-терапии

Как и любого другого психотерапевтического направления, у арт-терапии есть свои особенности. 

В работе участвуют трое – ребенок, специалист и продукт творческой деятельности. Например, создавая рисунок, ребенок обязательно рассказывает о нем специалисту (или группе, если речь идет о групповой терапии). 

  • Экспрессия – ребенок получает возможность выразить себя, свои эмоции (боль, чувства, проблему и т. д.) через творчество.

  • Метафора – возможность выразить себя через некий художественный образ.

  • Креатив – в процессе работы происходит создание уникального творческого продукта.

  • Научение – в процессе творчества ребенок учится самопознанию и самовыражению, при изучении других произведений получает знания о ценностях и жизненном опыте других авторов.

  • Материализация – когда ребенок выражает в творчестве свои переживания, их всегда можно изучить, рассмотреть и изменить к лучшему. 

Основное преимущество арт-терапии перед другими методами – это безопасность. Она обеспечивается именно за счет того, что работа происходит опосредованно, через рисунок, танец, лепку и т.д. Ребенок выплескивает переживания в творческой деятельности. 

Творя, развивая свою креативность, можно переходить из состояния «я хочу», в состояние «я буду». Креативность дает больше выбора, помогает видеть больше жизненных стратегий и вариантов. Арт-терапия дарит радость и удовольствие от процесса. Оценивать качество произведений никто не собирается, ребенок творит для себя. Это отличный способ раскрыть в себе новые возможности.

Цели арт-терапии

Цели арт-терапии могут отличаться в зависимости от того, с ребенком какого возраста работает специалист – дошкольник, школьник или подросток. 

Для дошкольников, детей младшего и среднего школьного возраста определяют следующие цели применения арт-терапевтических методик: 

  • диагностика психологических проблем;

  • научить управлять ребенка своими чувствами, контролировать свои эмоции;

  • синхронизировать работу левого и правого полушария головного мозга;

  • помочь ребенку найти контакт с родителями, сверстниками, окружающими его людьми;

  • раскрыть творческие способности и потенциал;

  • повысить самооценку;

  • снизить уровень агрессии;

  • снизить уровень стресса;

  • развить мелкую моторику.

В работе с подростками цели арт-терапии уже меняются: 

  • коррекция девиантного поведения;

  • раскрыть эмоциональный и творческий потенциал;

  • определить жизненные цели;

  • убрать застенчивость;

  • правильно расставить приоритеты;

  • помочь найти контакт с противоположным полом, сверстниками, родителями и окружающими подростка людьми.

Подводя итоги

Не стоит обманываться относительной простотой этого психотерапевтического подхода. Работая в качестве детского или подросткового арт-терапевта, специалист должен быть особенно внимателен к своим клиентам. Необходимо помнить, что подчас занятия арт-терапией не укладываются в строгую схему или временной интервал, необходимо быть готовым к экспериментам и импровизации, уметь общаться и играть с детьми.  

В неумелых руках арт-терапия может принести вред. Вытаскивая на свет свои проблемы, дети и подростки становятся беззащитными перед ними, необходима помощь грамотного и квалифицированного специалиста, чтобы сеанс работы не закончился, например, агрессией, направленной на самого себя или окружающих. 

Если вас интересует эта область психологии, Вы хотели бы подробнее изучить виды и методы арт-терапии, можем порекомендовать наш курс «Арт-терапия в практике психолога». Здесь Вы сможете получить все необходимые знания и умения, для того, чтобы стать востребованным и успешным арт-терапевтом. 

Преимущества экспрессивной арт-терапии для детей

Искусство — мощная вещь. Будь то игра в пьесе, пение песни, исполнение танца, рисование картины или написание стихотворения, искусство позволяет людям выражать себя и свои идеи, не выражая их словами. Это лишь одна из многих причин, по которым терапия выразительными искусствами стала популярной, особенно для детей с особыми потребностями.

Что такое экспрессивная арт-терапия?

Термин «выразительное искусство» относится к любой комбинации танца, письма, изобразительного искусства, драмы, музыки или других видов творчества. Терапия экспрессивным искусством берет эти модальности и использует их для улучшения индивидуального развития и роста. Правильное сочетание может улучшить общее самочувствие и способствовать снижению беспокойства и стресса, улучшению самосознания и самооценки, укреплению отношений, регулированию поведения и развитию социальных навыков.

Также было доказано, что этот тип терапии помогает детям и взрослым справиться с негативными ситуациями, инвалидностью и травмами. Через реабилитацию, образование и общение арт-терапия помогает человеку освободиться и выразить чувства, от которых он иначе не знал бы, как избавиться.

Кроме того, изобразительное искусство положительно влияет на функции, настроение, познание и поведение. Это особенно заметно у детей с особыми потребностями, таких как дети с аутизмом, нарушениями речи, посттравматическим стрессовым расстройством, отклонениями в развитии, СДВ/СДВГ или другими психическими и поведенческими заболеваниями. Выражение через искусство — это способ помочь этим детям почувствовать себя нормальными без осуждения, позволяя им показать свою индивидуальную индивидуальность и привлечь внимание к своим сильным сторонам.

Преимущества выразительного искусства для развития

Дети всех возрастов, как с особыми потребностями, так и без, могут не иметь языковых навыков для самовыражения, но у них все же есть голос. Выразительное искусство пробуждает воображение и творчество ребенка, помогая ему понять, кто он такой и как задействовать свои чувства. Они также приносят ощущение спокойствия в тело и положительно влияют на мышление, интерпретацию окружения и эмоциональное состояние.

Обращение своих чувств к стихотворению, песне или рисунку дает детям безопасный выход негативным эмоциям через приятное занятие, которое ускоряет процесс выздоровления и роста. Но изобразительное искусство предназначено не только для преодоления трудностей, оно также оказывает большое влияние на нормальное развитие ребенка.

Социальное развитие

Развитие социальных навыков в юном возрасте невероятно важно для постоянного развития. Дети, которым комфортно в социальной среде, намного лучше ведут себя во взрослом возрасте, поскольку они устанавливают связь, общение и сопереживание. Экспрессивная арт-терапия может способствовать социальному развитию, оказывая поддержку без осуждения со стороны сверстников, родителей и терапевта. Это дает детям возможность оценить различия между людьми и принять восприятие каждого человека.

Многие искусства можно практиковать в группах, где дети должны работать вместе, учиться делиться и брать на себя ответственность за то, как их действия влияют на других. Даже в частной обстановке общение с терапевтом или даже с родителями способствует развитию социальных навыков, поскольку способствует развитию отношений и доверия.

Когнитивное развитие

Опыт в искусстве идет рука об руку с обучением. Будь то рисование картины, написание пьесы или постановка танца, дети вынуждены изучать простые вещи, такие как цвета и формы, а также практические уроки, такие как причина и следствие, выбор и последствия, решение проблем и экспериментирование, а также способы принятия решений. Они также могут научиться извлекать смысл из изображений и общаться через них.

На более глубоком уровне кажется, что искусство влияет на нейронные связи мозга, которые действуют как проводники для обучения. Какая бы форма искусства ни использовалась, должны действовать чувства, и требуется глубокое мышление. Это приводит к развитию таких навыков, как распознавание разницы между абстракцией и реальностью, понимание закономерностей, наблюдения за миром и формирование мысленных представлений о том, что реально или воображаемо. В целом изобразительное искусство помогает детям развивать всесторонние мыслительные способности посредством взаимодействия сложных мыслительных процессов.

Эмоциональное развитие

Помимо эмоциональной отдушины для детей, художественная терапия может помочь им развить и лучше понять свои чувства. Злость или обиду не всегда легко описать словами, но ребенок может изобразить эти эмоции в рисунке, стихотворении или танце и облегчить их понимание себе и другим. Это также создает отправную точку для разговора, который может привести к более открытому выражению чувств и мыслей. В этот момент терапевт, родитель или ребенок могут даже получить доступ к эмоциям, о которых ребенок не знал.

Участие в художественной деятельности также помогает детям стать уверенными в себе. Это способ начать диалог о ситуациях, с которыми может быть трудно справиться или поделиться ими. Выплескивание своих эмоций творческим путем может быть как терапевтическим, так и проницательным.

Физическое развитие

Хотя умственная польза экспрессивной арт-терапии очевидна и значительна, эта практика также может привести к физическим изменениям. Улучшение двигательных навыков и контроля, координация рук и глаз и развитие мышц могут быть достигнуты с помощью различных модальностей искусства.

Например, танцы и театр не только пробуждают творческий потенциал, но и заставляют тело двигаться. Это приводит в действие несколько органов чувств и учит детей лучше осознавать свое физическое присутствие и использование пространства. Рисование или письмо, хотя они и не требуют большого движения, также приносят физическую пользу, помогая детям лучше контролировать мелкие мышцы рук. Каким бы ни было действие, эти занятия помогают детям координировать свои мысли и движения, что является ключевым этапом развития.

Экспрессивное искусство на вынос для вас и вашего ребенка

Формальная арт-терапия должна проводиться под руководством профессионала, но принципы и действия могут применяться в домашней жизни. Поощряйте своих детей исследовать их артистическую и творческую сторону, выполняя поделки со своими братьями и сестрами или сочиняя песню, чтобы исполнить ее для остальной части семьи на следующем собрании. Когда вы предпринимаете эти действия, убедитесь, что пожилые люди понимают, что нельзя осуждать – только поощрение. Выполнив экспрессивное задание, найдите минутку, чтобы поговорить о том, что было сделано, и что ребенок чувствует по этому поводу. Задавая вопросы, вы показываете ребенку, что вы уважаете его и то, что он сделал, имеет значение.

Включение искусства в жизнь вашего маленького ребенка имеет важное значение для его или ее развития, особенно при наличии психических или поведенческих проблем. Однако, если у ваших детей в подростковом возрасте развиваются проблемы с поведением или психические заболевания, лучшим вариантом могут быть другие виды терапии или лечения. Не стесняйтесь обращаться за помощью к профессионалам на этом этапе в рамках программ стационарной или амбулаторной терапии.

Ресурсы

http://expressiveartssandiego.com/what-is-expressive-arts
http://unh.edu/health-services/ohep/complementaryalternative-health-practices/expressive-arts
http://autismdigest.com/expressive-arts-learning-growing-and-expressing/
http:// extension.psu.edu/youth/betterkidcare/news/2014/art-an-opportunity-to-develop-childrens-skills
http://articles.extension.org/pages/25680/creative-art-helps-children- разработка во многих областях
http://ncfy.acf.hhs.gov/features/thinking-creatively-family-and-youth-work/art-therapy
http://www. cognitivedynamics.org/therapy/
http://www.ieata.org/
http://www.socialworktoday.com/archive/exc_020712.shtml
http://www.goodtherapy.org/learn-about-therapy/types/expressive-arts- терапия
http://www.aasa.org/SchoolAdministratorArticle.aspx?id=7378
http://www.education.com/reference/article/art-center-enhances-children-development/

Преимущества арт-терапии и методы работы с детьми

В последние годы в систему дошкольного образования стараются внедрять прогрессивные инновационные методы оздоровления детей. Это позволяет эффективно выполнять задачи, которые сегодня стоят перед педагогическим коллективом. Одним из самых популярных направлений является техника арт-терапии.

Арт-терапия – один из самых эффективных методов психотерапии, который включает в себя творчество и различные художественные приемы. Коррекция арт-терапией самая щадящая и результативная. Он позволяет решать самые разные задачи, начиная от проблем социальной адаптации и заканчивая развитием детского потенциала. Ведущей целью арт-терапии является овладение процессом самопознания у ребенка и развитие его способности к самовыражению.

Виды арт-терапии

Изотерапия. Продуктивный вид терапии с внедрением всех видов художественных средств: лепка, аппликация, рисование. Во время рисотерапии проводятся занятия, направленные на улучшение восприятия и воображения детей. Творчество помогает ребенку раскрыться, развлекаясь, улучшить чувственно-двигательную координацию и конкретно образное мышление;

Библиотерапия. Основным инструментом является литературное произведение. Она позволяет решить внутренние проблемы ребенка. В качестве литературных источников можно использовать романы, сказки, рассказы. Библиотерапия помогает преодолеть психологические проблемы, в том числе застенчивость, неуверенность;

Музыкальная терапия. Эффективная терапия, помогающая улучшить здоровье ребенка. Педагог заранее подбирает подходящие мелодии и звуки, с помощью которых можно оказать положительное влияние на психоэмоциональное состояние ребенка. На практике различают как индивидуальную, так и групповую музыкотерапию. Первое необходимо для восстановления доверительных отношений между воспитателем и ребенком, второе для развития навыков общения с другими детьми;

Кинезитерапия. Современная терапия, включающая хореотерапию, танцевальную терапию, ритмокоррекцию. В этом случае ребенок двигается как хочет, не подчиняя все действия тренеру. Танцы помогают детям выплеснуть всю негативную энергию и получить массу положительных эмоций.

К наиболее эффективным методам арт-терапии также относятся фототерапия, цветотерапия, игровая терапия и песочная терапия. Все они помогают преодолеть чувство отверженности и позволяют повысить самооценку в собственных глазах.

Методы арт-терапии

Активный. В данном случае вся процедура направлена ​​на разработку новой творческой композиции. Ребенок учится воплощать в реальность собственное творение без оценки качества и красоты;

Пассивный. Основное назначение данной методики – использование заранее подготовленных видов искусства, например, прослушивание музыкальной композиции, просмотр увлекательных видеороликов;

Смешанный. Ребенок использует имеющиеся произведения искусства для создания собственных продуктов для творчества.

Использование арт-терапии – наиболее продуктивный способ социальной адаптации. Его внедрение в сферу дошкольного образования позволяет детям принимать полноценное участие в жизни общества, развивать креативность мышления и целостность личности.

Арт-терапия в работе с детьми

Основной задачей современной техники арт-терапии является переход от негативных переживаний к позитивным эмоциям. Прогрессивные методы, применяемые в дошкольных образовательных учреждениях, позволяют раскрыть внутренний потенциал ребенка и максимально повысить его работоспособность.

Основными средствами арт-терапии являются различные материалы, которые используются в искусстве: карандаши, фломастеры, ручки, 3D-ручки, бумага, кисти, раскраски, 3D-принтеры, видеоматериалы, мелодичная музыка и многое другое. Все большую популярность среди детей и подростков приобретают 3D-устройства, позволяющие создавать объемные объекты. Они помогают детям развивать собственное воображение и навыки объемного мышления, воплощать в жизнь собственные мечты и снимать психоэмоциональное напряжение.

Чем полезна арт-терапия

Комплексное развитие ребенка основано на многих факторах. Это и интеллектуальное развитие ребенка, и физические упражнения (например, хореография для детей). Важна морально-этическая база, развитие лидерских качеств. Но основа всего – гармоничное психическое состояние и уверенность ребенка в себе. Благодаря творчеству ребенок не только достигает этого внутреннего равновесия, но и приобретает множество других полезных навыков:

  • Познает себя, формирует представление о себе как о личности, индивидуальности;
  • Безопасно и гармонично живущие сложные и деструктивные чувства;
  • Учится выражать себя;
  • Развивает чувство собственного достоинства, значимости;
  • Повышает успеваемость и социализацию в коллективе;
  • Научится искать ответы на свои вопросы;
  • Развивает эмоциональный интеллект, учит чувствовать свои эмоции и потребности;
  • Улучшает скорость мышления;
  • Развивает мелкую моторику, работая с пластилином, кистью, пальчиковыми красками.

Пять техник арт-терапии своими руками

Наилучших результатов можно добиться на развивающих занятиях с психологом или арт-терапевтом, но некоторые приемы можно применять дома. Для занятий детской арт-терапией в домашних условиях вам потребуются материалы для творчества: восковые мелки, гуашь, акварель, мелки, масляная пастель. Чем больше разнообразия цветов и материалов вы предложите ребенку, тем продуктивнее будут занятия.

Техника «Рисование по кругу»

Круг – это замкнутая форма, которая психологически воспринимается как безопасная и надежная. Круг часто выступает в качестве вместилища наших переживаний, гнева, обиды, печали. В момент, когда ребенок злится или расстраивается, предложите ему выплеснуть все эмоции, раскрасив нарисованный на белом листе кружок. Рисовать можно любыми красками, пастелью, кистями или даже руками.

Техника «Маски»

Курсы арт-терапии предлагают занятия по маскам. Отчасти они напоминают упражнения, связанные с актерским мастерством, но упор здесь делается не на актерское мастерство и творческое самовыражение, а на возможность заглянуть вглубь себя и исследовать себя. Подготовьте несколько бумажных заготовок масок и предложите ребенку нарисовать одну маску такой, какая она у него обычно, а другую такой, какой он хотел бы быть. Обсудите работу.

Техника «Я в образе животного»

Работа с изображениями животных очень находчива как для детей, так и для взрослых, поэтому ее часто используют в арт-терапевтических центрах. Это задание лучше выполнять в компании, так интереснее будет обсудить результаты, но можно выполнить и индивидуально с ребенком. Попросите ребенка нарисовать себя в виде животного, птицы или насекомого. Обсудить рисунок? Спросите, почему он выбрал этот образ. Какие сильные стороны есть у этого животного, которые хотел бы иметь ребенок?

Техника «Акватипия»

На занятиях по арт-терапии для этой методики используются очки разного размера, но можно взять полиэтиленовый пакет или файл. Главное, чтобы поверхность была ровной и чистой. Предложите ребенку выбрать 2–4 цвета, которые лучше всего соответствуют его чувствам или настроению. Лучше использовать гуашь. Затем в течение нескольких минут ребенок может нарисовать свое настроение на стекле или файле – лучше, если это будет абстракция. Когда рисунок будет готов, возьмите чистый лист бумаги и распечатайте на нем рисунок. Берите все больше и больше листов, пока отпечаток полностью не исчезнет.

Предложите ребенку найти знакомые предметы и ассоциации в полученных изображениях. Эту технику часто используют арт-терапевты, чтобы показать детям, насколько быстротечны и скоротечны негативные переживания, и как от них быстро избавиться.

Техника «Моя планета»

Предложите ребенку пофантазировать и придумать собственную планету. На что она похожа? Как это называется? Кто его населяет? Предложите нарисовать ребенку и вместе придумать историю.

Знаете ли вы ребенка, который интересуется искусством? Узнайте, как они могут создавать дудлы для Google.

Могут ли дети получить пользу от арт-терапии?

 Искусство — это мощный способ самовыражения. Арт-терапия для детей позволяет им свободно выражать свои идеи и мысли без использования слов. Этот вид терапии стал популярным, поскольку он способствует росту и развитию ребенка, особенно для детей с особыми потребностями, такими как аутизм.

Что такое арт-терапия?

Арт-терапия – это использование творческого процесса и активного творчества во время терапевтических сеансов под наблюдением профессионального терапевта. Он улучшает сенсомоторную функцию, управляет эмоциональной устойчивостью, улучшает социальные навыки и повышает самооценку.

Профессиональные арт-терапевты — это обученные клиницисты, которые работают с людьми всех возрастов, руководствуясь своей практикой и этическими стандартами. Они помогают людям, стремящимся к духовному и эмоциональному росту.

Выразительная арт-терапия может выйти за рамки традиционной простой разговорной терапии. Он больше фокусируется на творческой стороне как способе самовыражения, который может быть полезен маленьким детям. Арт-терапия предназначена для снятия стресса, начиная от медицинских состояний и заканчивая серьезными эмоциональными конфликтами в жизни.

Арт-терапия — это также способ услышать и оценить голос ребенка, что может положительно повлиять на его поведение и психическое здоровье. Они чувствуют себя в безопасности и открыто рассказывают о ситуации, о которой может быть трудно рассказать в устной форме.

Чтобы пройти курс арт-терапии, не обязательно быть художником. Открытость и готовность — это все, что вам нужно, чтобы извлечь из этого пользу.

Арт-терапия для детей

Арт-терапевты, работающие с детьми и подростками, испытывают волнение и трепет каждый раз, когда используют художественные инструменты во время сеансов терапии. Дети, которым трудно выражать свои мысли посредством вербального общения, используют искусство для выражения своих чувств и эмоций.

Когда ребенок не решается открыться и озвучить что-то, его разум начинает завоевывать доверие, когда терапевт знакомит его с искусством. Они внезапно чувствуют себя расслабленными, и общение проходит легче.

В некоторых фильмах вы увидите, как дети что-то рисуют или играют с игрушками во время разговора с терапевтом. Именно этим занимается арт-терапия. Процесс создания произведений искусства может улучшить психическое здоровье ребенка, его социальные навыки, самооценку и общее самочувствие.

Когда дети изучают различные художественные средства во время терапевтического сеанса, их творческие способности усиливаются благодаря тому, что хочет выразить их разум. Арт-терапия также увеличивает продолжительность концентрации внимания и способность следовать инструкциям терапевта.

Арт-терапия в групповом сеансе

Арт-терапия в групповом сеансе может способствовать нормальному взаимодействию благодаря социальной составляющей. Это улучшает концентрацию внимания, вербальные навыки, зрительный контакт и поведение при выполнении задачи. В групповой терапии люди могут найти поддержку сверстников, обрести уверенность, чтобы поделиться своим опытом, и легко открыться другим.

Основной смысл участия в групповых занятиях состоит в том, чтобы устранить у ребенка чувство изоляции и повысить его чувство нормальности. Участники могут черпать вдохновение и силы благодаря находчивости тех, кто попал в ту же ситуацию, в которой они сейчас находятся.

Арт-терапия сильно отличается от занятий искусством. Эти занятия больше сосредоточены на художественных результатах, в отличие от арт-терапии, где конечная цель — помочь людям выразить мысли и обновить свои взгляды на жизнь.

Польза арт-терапии

Выразительное искусство особенно полезно для детей с особыми потребностями, такими как аутизм, а также для тех, кто пережил травматический опыт и эмоциональное расстройство. Он имеет преимущества для развития, которые обрабатывают когнитивные навыки и восприятие ребенка, позволяя им узнавать о мире, в котором они живут.

Испуганные дети, робкие и отказывающиеся говорить, не знают, как выразить свои мысли. Арт-терапия используется для того, чтобы заглянуть в то, что происходит у них в голове в процессе творческого процесса. Кроме того, сеансы арт-терапии дают им возможность избежать негативных мыслей и отвлекающих факторов.

Терапия на основе искусства, такая как рисование картин, ролевые игры, написание стихов и музыкальная терапия, использует творческий процесс ребенка для развития навыков преодоления трудностей и улучшения самовыражения. Чудеса арт-терапии позволяют ребенку открывать для себя что-то новое, поскольку она обрабатывает чувства и эмоции, которые трудно выразить.

Художественное выражение может улучшить психическое здоровье вашего ребенка и чувство комфорта. Это уменьшает тревогу и стресс, чтобы помочь ребенку преодолеть негативные переживания. Групповая арт-терапия предлагает сплоченность. Именно здесь участники испытывают чувство принадлежности, признания и принятия.

Когнитивное развитие с помощью арт-терапии

Творчество помогает нам смотреть на мир по-новому, с новой точки зрения. Занятия искусством активируют области нашего мозга и лобные доли, отвечающие за решение проблем и память. Создание произведений искусства высвобождает гормоны счастья, такие как дофамин, и может улучшить моральный дух и уверенность художника, что полезно при лечении психических расстройств.

Физическое развитие с помощью арт-терапии

Арт-терапия развивает поведенческие и когнитивные аспекты вашего ребенка, а также его мелкую моторику. При создании шедевра с использованием цветов, красок, глины и других художественных средств используются мышцы рук, запястий и пальцев.

Дети могут научиться контролировать зрительно-моторную координацию и гибкость, роясь в этих художественных материалах, улучшая свои моторные навыки. Простое скручивание бумаги, рисование, щипание пластилина, сдавливание и продевание через отверстия для труб могут тренировать пальцы, руки и запястья вашего ребенка.

Как пользоваться арт-терапией

Арт-терапия — это форма невербального терапевтического общения. Его можно использовать для лечения широкого спектра поведенческих и психических расстройств. Выражение через декоративно-прикладное искусство помогает детям и взрослым оправиться от травм и негативных ситуаций.

Арт-терапевты несут ответственность за проведение занятий, применимых к разным возрастным группам. Они помогают детям и взрослым соединиться со своим внутренним «я», предлагая занятия, которые включают в себя творческий процесс. Использование искусства для проникновения в их самые глубокие мысли может привести к нефильтрованным ответам и честным отзывам, которые они не могут выразить словами.

Это также полезно для когнитивного развития ребенка. Для детей с аутизмом, СДВГ, дефектами речи и другими отклонениями в развитии арт-терапия может обеспечить менее чрезмерную стимуляцию и отвлечение, позволяя им сосредоточиться на текущей деятельности. Искусство может быть их способом сообщить о том, что их беспокоит, или о том, что происходит с их мыслями.

Вовлечение ваших детей в художественную деятельность позволяет им продемонстрировать свою индивидуальность и самовыражение. Это может уменьшить жизненные разочарования и проложить путь к увеличению концентрации внимания.

Целебные свойства арт-терапии

В искусстве художники могут свободно раскрывать свои работы без ограничений и ограничений. Легко выражаются сдерживаемые чувства и нежелательные эмоции, что может улучшить психическое здоровье и жизнь. Создание чего-то с помощью искусства может быть формой эмоциональной разрядки и здоровой отдушиной.

Арт-терапия также может быть формой лечения. Это может снизить уровень гормона стресса во время 45-минутного сеанса искусства. Кроме того, использование художественных навыков для адаптации к изменяющимся условиям и повышения устойчивости помогает нам пережить наши падения.

Сеансы терапевтического искусства проводятся в виде индивидуальных бесед или групповых занятий. Сеансы превращают негатив в творческие результаты, которые позволяют детям и взрослым общаться и преодолевать сложные чувства и сложные ситуации.

Групповая арт-терапия может развить универсальность и альтруизм человека. Знание того, что их сверстники страдают от той же ситуации, подтверждает их опыт. Чувство неловкости при начале создания искусства является универсальным для всех участников, пока они не осознают, что это делают все, от чего их чувство неуверенности в себе просто исчезает.

Когда участники групповой арт-терапии помогают друг другу, это также может развить чувство сопричастности и цели. Это может привести к улучшению навыков преодоления трудностей и межличностных отношений.

По окончании сеанса терапии участники чувствуют больше удовлетворения и надежды. Прогресс в их развитии проявляется в том, как они улучшают свое художественное выражение от начала лечения до последующих терапевтических сеансов.

Картины могут показать, на какой стадии депрессии или горя может находиться участник. Понимание борьбы участников и этапов выздоровления с помощью художественных сеансов снижает их беспокойство. Они будут учиться и определять модели своего поведения и избегать бесполезных событий, которые мешают им двигаться дальше.

Влияние арт-терапии на поведение вашего ребенка

Высококвалифицированный арт-терапевт может помочь превратить проблемное поведение ребенка в нормальное. Использование художественных материалов в контролируемой среде под руководством арт-терапевта может быть формой лечения психического здоровья. Это может способствовать уменьшению психосоциальных проблем у детей.

Искусство может стать для ребенка альтернативным языком. Например, если ребенок переживает трудные времена из-за неуспеваемости или давления со стороны сверстников, это может повлиять на его социальное поведение и его успеваемость в школе. Арт-терапия может стать выходом просто для выражения своих негативных мыслей и способом лучше понять себя и ситуацию.

Творческий процесс и создание произведений искусства дает нам чувство удовлетворения и действует как позитивная стратегия выживания.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *