Лекция 2. Ценности человеческой жизни
Абсолютная ценность человека делает его жизнь как ценность особенной, не похожей на все другие. Выше обсуждался вопрос, как понимать абсолютную ценность человека. Теперь подошла очередь определить, что входит в содержание ценностей человеческой жизни. Признаком, по которому мы можем определять, входит ли та или иная ценность в число жизненно важных, будет такое проявление жизни, которое окажется самым глубоким, изначальным, полным и непосредственным, неделимым на части ее проявлением.
Поясним на примере. Скажем, под обломками обрушившегося дома обнаружили человека. Его спасают независимо от того, верующий он или атеист, образован или нет, герой он или обыкновенный гражданин. Его спасают, прежде всего, как живое существо, спасают его жизнь.
Такие ценности, как было отмечено выше, называются экзистенциальными, составляющими базис всех других жизнепроявлений и ценностей, что связано с фундаментальными смыслами человеческого существования. К числу этих ценностей принадлежат: жизнь, смерть (не сама по себе, а поскольку конечность жизни составляет ее важнейшую характеристику), любовь, секс, семья, рождение и воспитание детей, свобода, уединенность, участие, труд, отдых, творчество.
Жизнь или существование – это стержневая, базовая ценность человека. Она является общим условием всех его состояний и действий. Но важно подчеркнуть, что приоритетна не ценность жизни, а ценность человека, поскольку именно личность есть, личность живет, личность существует, тогда как жизнь, какой бы ценной и значимой сама по себе она нам ни казалась, есть не более чем самое непосредственное место, средоточие возникновения личности, способ ее бытия в мире.
Современная антропология, психология и философия показали, что рождение человека – это сложный, многоступенчатый процесс. Вначале нам дано наше непосредственное существование, жизнь. Личность рождается на ее основе, но не одновременно с нашим биологическим рождением, а позже.
Если личность – это сущность, а жизнь – существование, то наше существование предшествует нашей сущности. Сказать, что сущность существует, значит сказать, что личность живет. Но именно сущность, личностное начало является смысловым и ценностным центром человека.
Для правильного понимания человека нужно преодолеть опасность так называемого генетического редукционизма, т.е. сведения сущности последующего к сущности предшествующего, порождающего это последующее. Сведения лишь только на том основании, что одно предшествовало другому. Неправильно, скажем, считать человека «по существу» обезьяной лишь потому, что человек произошел от обезьяны. Также неправильно сводить сущность человека к его существованию, а личность – к ее жизни.
Жизнь, как ее понимает гуманизм, – это способ бытия личности как обладателя, владельца жизни, ее хозяина и властелина.
Если же имеет место обратная ситуация, то тогда личность превращается в раба своей жизни, а жизнь в радость превращается в жизнь в тягость.
Человек – это цель. Его жизнь – средство для этой цели.
Ценность жизни как таковой двойственна. С одной стороны, жизнь дана нам как высший дар, универсальная возможность, и потому мы должны высоко ценить жизнь, испытывать к ней благоговение и уважение. С другой стороны, жизнь дана тому, кто есть не просто жизнь, а человек – существо, живущее своей жизнью, существо свободное, мыслящее, творческое, знающее жизнь, ее начало и конец, ее безграничные возможности и ее биологические границы, существо, осознающее конечность жизни. И потому тот, кому она подарена, отдана (буквально ни за что!) для того чтобы быть им прожитой – приоритетнее, важнее жизни, является ее субъектом. Хорошим или плохим – это другой вопрос.
Бывают гениально, а бывают и бездарно прожитые жизни.
Возможно, существует даже закон жизни: мы либо выше жизни, если проживаем ее достойно, либо – ниже, т. е. оказываемся недостойны этого дара, если живем как-нибудь, плывя по течению. Но в любом случае, человек и его жизнь – это не одно и то же. Рождение личности – это акт выхода жизни за свои биологические пределы. Это значит, что в ее чреве рождается разум и свобода, порождающие целый фейерверк уникальных феноменов культуры, не сводимых к жизни как биологическому процессу.
Жизнь либо есть, либо ее нет. Но ее качество может быть различным. Если мы живем, поддерживаем нашу жизнь, любим и заботимся о ней во имя блага и не за счет жизней и ценностей других людей, то мы человечны, и наша жизнь есть благо и богатство. Если в нас берут верх бесчеловечные начала, то наша жизнь начинает деградировать, ослабляться, становиться все беднее и слабее. Ценность ее уменьшается в той мере, в какой ее прожигает, убивает бесчеловечное в нас.
Чем гуманнее, богаче наша жизнь, тем выше ее ценность. Жизнь в той мере ценность, в какой я человечный хозяин своей жизни.
«Просто жить», жить пассивной, растительной жизнью, отдаваясь потоку повседневности и сиюминутности, – значит бездумно растрачивать свой стартовый капитал, тот изначальный резерв жизни, который у всех у нас есть уже к моменту появления первых актов сознания и самосознания, к моменту пробуждения в нас личности и человечности. Есть высказывание: один человек живет, чтобы есть, другой – ест, чтобы жить. Гуманный человек может сказать, что он ест и живет, чтобы становиться и быть человечным человеком, чтобы творить самого себя и ценности личной, общественной и вселенской жизни, чтобы совершенствоваться и возвышать достоинство человека.
Жизнь есть ценность потому, что она является исходной базой, способом, процессом, в ходе которого мы только и можем проявлять, вызывать к деятельному бытию, реализовывать нашу человечность, все наши положительные качества и добродетели, все наши ценности.
От одного этого человеческая жизнь становится беспредельно ценной, становится универсальной ценностью. Безграничная ценность жизни проявляется уже в том, что на свой пир, на пир жизни она зовет всех и вся, для всех и всякого человеческого существа она находит место на своем празднике. Как наш бесценный дар и действительный шанс она без всяких предварительных условий говорит каждому из нас – живи!
Возможно, только что сказанное прозвучало слишком декларативно. Существуют болезни, делающие само существование испытанием, ранние смерти и т.п. И все же в бесконечной ценности жизни, покуда мы можем жить, как бы тонут все ее черные пятна. Каждый психически здоровый человек дорожит жизнью независимо от того, выглядит ли она по принятым меркам удавшейся или нет, – вот лишнее подтверждение нашей мысли.
Однако и сама жизнь, независимо от ее оценки, которая всегда вторична, требует к себе гуманного отношения. Чтобы реализоваться как ценность, она должна быть, должна сохраняться как таковая, она должна поддерживаться, укрепляться и обогащаться. Но одних внутренних резервов жизни, инстинктов ее самосохранения недостаточно. И вот почему.
Жизнь – универсальная, всеохватывающая основа человеческого существования. Это значит, что она открыта и человечному, и бесчеловечному в нас. Именно поэтому она может быть и радостью, и горем, и крыльями, и ярмом на шее, и роскошью, удачей, и нищетой, неудачей и проклятием. Миллионы и десятки миллионов наркоманов и алкоголиков, беспризорных и бездомных детей, сирот, сотни миллионов бедняков, обреченных в разных странах на прозябание, голод и страдания по вине тоталитарных и невежественных правящих сил и по причине архаичных традиций несвободы и покорности, – все они оказались не в состоянии или были лишены возможности реализовать свой жизненный потенциал.
Но в любом случае жизнь сама по себе не может не быть ценностью. Она становится бременем или даже невыносимой не в силу своей собственной сущности, а лишь постольку, поскольку пронизывается, облекается негативом антигуманного в человеке или того существующего вне человеческого существа, что угнетает его, подрывает, лишает сил.
Если понимать под человеческой жизнью не одну только биологическую ее сторону, но и психическую и интеллектуальную (а только такую целостность и можно назвать человеческой жизнью), то легко представить себе, сколь широк диапазон вторжения античеловеческого в нас, в нашу собственную жизнь.
Когда почему-либо на пути этого вторжения не установлен надежный заслон, когда антигуманному не противостоит гуманное, то процесс жизни начинает приобретать отрицательный смысл, становится бесчеловечным и разрушительным и для самого человека, и для общества, и для среды обитания.
Одни лишь биологические начала жизни и примитивные инстинкты выживания могут еще поддерживать жизнь человеконенавистника, убийцы или насильника.
Жизнь тем более становится сумеречной, ущербной и ослабленной, чем более она поражена бесчеловечностью, цинизмом и нигилизмом.
Самое страшное, что может случиться с человеком – это победа антигуманного в нем. Его окончательная победа означает духовную деградацию и смерть, стимулирующие, так или иначе, деградацию и смерть физические. Ни один злодей не бывает по-настоящему счастлив, а средняя продолжительность жизни закоренелых преступников гораздо ниже среднестатистической продолжительности жизни.
У жизни есть не только внутренние враги в лице самого человека, но и враги внешние, существующие за пределами личности и общества. Особенно очевидны опасности, грозящие жизни как биологическому процессу: болезни, стихийные бедствия, нездоровая среда обитания. Хотя во многом эти враги могут быть социально обусловленными, и либо стимулироваться социальными факторами, либо ослабляться, а некоторые и побеждаться принимаемыми социальными мерами, сама природа этих угроз связана с физическими, общебиологическими или экологическими законами. В этом контексте возникает вопрос о той составляющей нашей жизни, которая связана с нашей плотью и с ее ценностью.
Ценность нашего тела не только биологическая, физическая и эстетическая. Она собственно жизненная, экзистенциальная, поскольку фундаментальным образом связана с нашим существованием как жизнью.
Наше тело – это единственно возможный способ нашего физико-биологического существования.
Сколь бы захватывающими ни были перспективы создания искусственного мозга или искусственного человека, телесное, биологическое всегда будет неотделимо от нас как личностей, от нашего внутреннего мира, нашего я. (Так что можно понять и тех, кого эти перспективы пугают…)
Общее ценностное состоянием телесной тотальности, в которую облечена личность, мы называет здоровьем.
Здоровье – общее условие благоприятной и плодотворной жизни.
Существует несколько простых гуманистических правил отношения человека к своему физическому и психическому здоровью.
Необходимо:
– правильно питаться;
– ежедневно делать физические упражнения;
– избегать ненужных стрессов;
– уметь расслабляться и отдыхать;
– быть разумным и умеренным в получении удовольствий.
Здоровье не бывает просто физическим или психическим. В принципе оно неделимо и относится к человеку как единству физического, биологического, психического, морального, интеллектуального и мировоззренческого.
Когда мы говорим о теле человека как ценности, мы должны ответить на вопрос об инвалидах. К сожалению, в современном языке нет адекватного современной культуре понятия, относящегося к хронически больным людям или человеку с рожденья не имеющего или при жизни потерявшего, скажем, зрение или руку. Все имеющиеся понятия: «инвалид», «человек с ограниченными физическими возможностями» и им подобные, – в какой-то степени оскорбительны, задевают достоинство таких людей.
Разве такие люди принципиально ущербны и заведомо лишены возможности счастья, богатой, плодотворной, достойной и совершенной жизни? Гуманизм отвечает на этот вопрос отрицательно. Ни в одной священной или научной книге не сказано, что человек может быть полноценным только в том случае, если с его плотью все в порядке: четыре конечности, десять пальцев, два глаза, уха и две ноздри, если у него девять естественных отверстий в теле, весь набор исправно работающих внутренних органов и стандартное телосложение.
История и современность дают нам массу примеров победы человека над своими недугами, преодоления физических недостатков. Человек устроен так мудро и высоко адаптивно, обладает такими замечательными качествами, как мужество, целеустремленность, настойчивость, что в состоянии превратить даже тяжелые недомогания или, скажем, слепоту в ступень для совершенствования, дополнительный мотив к поддержанию высоконравственного, гуманного, порой героического образа жизни. Болезнь может побудить человека не просто к ее преодолению, но и к восхождению, к укреплению воли к жизни.
В современных цивилизованных обществах много делается для того, чтобы снять те физические, психологические и правовые препятствия, которые дискриминируют или затрудняют жизнь инвалидов. Диапазон таких действий очень широк: от устройства специальных спусков в домах и на улицах до организации спортивных соревнований для инвалидов и максимального сокращения перечня профессий, запрещенных для инвалидов.
Общество должно стремиться к разумному стиранию различий между инвалидами и другими людьми, к тому, чтобы отпала необходимость в привилегиях, которые, к сожалению, слишком напоминают милостыню и бывают оскорбительны для человека.
Вопросы к лекции
Чем ценности человеческой жизни отличаются от всех других?
Назовите основные жизненные ценности человека?
Как соотносится личность, если ее понимать как ядро человека или вместилище его сущности, с существованием человека?
В чем отличие ценность жизни от ценности человека?
Каковы два принципиальных вектора жизни?
В чем состоит ценность человеческого тела?
В чем ценность здоровья и каковы основные правила отношения к нему?
Вопросы для размышления
1. В чем состоит двойственность ценности жизни?
2. Почему ценности человеческой жизни можно назвать стартовыми, но не окончательными (целевыми)?
3. С чем связаны цели и средства в области жизненных ценностей?
4. Почему люди с ограниченными физическими возможностями не являются неполноценными людьми?
5. В чем достоинства и границы жизни как бесценного дара?
Философия ценностей (аксиология). Ценности в жизни человека и общества
Сократ стал первым, кто заговорил о сущности и ценности блага. Это произошло из-за кризиса афинской демократии, когда произошла смена культурных образцов организации бытия человека и общества. Также этот процесс был омрачён потерей ориентиров в духовной жизни людей.
Чуть позднее в философии наблюдается развитие и становление учения о природе ценностей, закономерностях и их появления, функционирования, а также о том, какое место они занимают в жизни человека и общества в целом. Также говорилось о связи ценностей с другими феноменами жизнедеятельности человека, о классификации ценностей и их развитии. Это учение получило название аксиология. Первым, кто использовал это понятие, был французский мыслитель П. Лапи в 1902 г., а в 1908 г. Это был немецкий философ Э. Гартман.
В юридических науках и практике феномен «ценность» играет важную роль, поскольку в контексте понимания и интерпретации ценностей в стране используются нормативные акты, которые дают характеристику всем видам деяний субъектов и судебных процессах. Деятельность судов невозможна без присутствия феномена ценности.
Ценности не могут быть исключены из целеполагания людей, из формулирования концепций будущего, из отношений между людьми и странами, из процессов, которые сопровождаются передачей традиций или обычаев, нельзя говорить о культуре без феномена ценности, не представляется возможным жизнь народов, народностей и даже этносов без этого понятия.
Сущность ценностей и их классификация
В тот момент, когда аксиология выделилась в отдельную науку и приобрела характерные только ей особенности философского исследования, было представлено несколько типов концепций ценностей:
- Натуралистический психологизм.
- Трансцендентализм.
- Персоналистический онтологизм.
- Культурно-исторический релятивизм.
- Социологизм.
Натуралистический психологизм и его характеристика
Натуралистический психологизм сформировался в отдельную концепцию в результате исследовательской деятельности А. Мейнонга, Р. Перри, Дж. Дьюи, К. Льюиса и др. Они высказывали мнение, что источник ценностей находится в биопсихологически интерпретированных потребностях личности. При этом сами ценности могут быть зафиксированы эмпирическим образом на в качестве специфических фактов происходящей действительности. В пределах одного подхода применяется феномен «стандартизации ценностей», иными словами под ценностями можно понимать любые предметы, удовлетворяющие потребности человека.
Трансцендентализм и его основные особенности
Концепция аксиологического трансцендентализма, которая зародилась в стенах баденской школы неокантианства, интерпретирует ценность как идеальное бытие нормы, которое отождествляется чистым или нормативным сознанием, а не с эмпирическим. По своей природе ценности идеальны. Они не зависимы от человеческих потребностей или желаний.
Сторонники этой концепции придерживаются позиции спиритуализма, постулатом которого является сверхчеловеческий «логос». В качестве вариативного предложения Н. Гартман вносит предложение освободить аксиологию от религиозных воздействий, обосновывая феномен независимого существования сферы ценностей.
Персоналистический онтологизм и его особенности
Данная концепция формировалась под воздействием течений аксиологического трансцендентализма, который использовался как способ объяснения существования ценностей вне реальности. Самый яркий представитель этой концепции М. Шелер, он говорил, что действиетльность ценностного мира гарантирована «вневременной аскиологической серией в Боге», которая несовершенным образом отражается в структуре человеческой личности. Согласно его представлениям, ценность существует в личности и выстраивается в определённую иерахрию, где самую нижнюю ступень занимают ценности, которые связаны с получением удовольствия по уровне чувственных желаний. Далее следуют ценности образа прекрасного и познания. Самая верхняя ступень принадлежит ценностям святости и идеи Бога.
Культурно-исторический релятивизм и его основные положения
Ключевые идеи культурно-исторического релятивизма были представлены В. Дильтеем, который характеризовал данную концепцию посредством идей аксиологического плюрализма, который складывался из множества равноправных ценностных систем, которые интерпретировались при помощи исторического метода. Суть данного подхода заключалась в критике попыток создания абсолютной, единственно верной концепции ценностей, которая, по представлениям мыслителя, должна была полностью изолироваться от реального культурно-исторического контекста.
Интересен тот факт, что многие сторонники идей В. Дильтея, в их числе О. Шпенглер, А. Тойнби, П. Сорокин и др., раскрывали содержание ценностной сути культур через положения интуитивистского подхода.
Социологизм и его основные особенности
Социологическая концепция ценностей, основателем которой стал М. Вебер, трактовала ценность как норма, способ бытия которой является значимостью для субъекта. Эту концепцию М. Вебер применил для объяснения социального действия и социального знания. Спустя некоторое время идеи М. Вебера получили своё дальнейшее развитие в работах Ф. Знарецкого, который принадлежал к школе структурно-функционального анализа. Ценность для её участников получила новый обобщенно-методологический смысл и было рассмотрено как средство определения социальных связей и функционирования социальных институтов.
Учёные предполагали, что ценность есть любой предмет, поддающийся определённому содержанию и имеющий конкретное значение для членов какой-либо социальной группы. Установки в данном контексте носят субъективный характер, который выражают члены группы касательно ценности.
Материалистическая философия подходит к объяснению ценности с разных позиций: социально-исторических, экономических, духовных и диалектических. Реальные ценности для человека или социальных групп конкретно определены, носят исторический характер, и обусловлены деятельностью людей, их уровнем развития и общим уровнем развития общества. Кроме того, направление развития данных субъектов также влияет на реальные ценности и носят исторический характер для выявления природы и сущности, когда стоит использовать диалектико-материалистический подход и критерий меры, характеризующийся переходом количественных показателей в качественные.
Ценность – это совокупность социальных и природных предметов (вещи, явления, процессы, идеи, знания, образцы, модели, стандарты и т.д.), обуславливающие жизнедеятельность человека, общества в пределах меры соответствия объективных законов развития человека или общества и предполагаемых людьми целей, итогов, результатов.
Ценность возникает в результате сравнения, которое выражается с помощью умозаключений в определённом суждении, идеальных образов мира действительности, определяющие развитие человека и сообщества, с теми, которые не имеют возможности или не способны участвовать в данном процессе. Такое наблюдается на чувственном уровне и уровне познания законов развития, к примеру, человеческого организма.
Ценности фиксируются в различных формах, например, добра, если в их основе лежит моральная деятельность, моральное поведение, отношения, сознание или формы, которых иллюстрируют содержание прекрасного, совершенного, идеального, если это как-то относится к эстетической стороне общественного сознания и деятельности, прописаны каноны определённых религий, если это имеет отношение к конфессиональной жизни человека или общества, которые регулируют общественные отношения при помощи инструмента государственного принуждения и т.п.
Иными словами, категория «ценность» является отражением качественного выражения степени соответствия, совпадения реального и мыслимого явления (вещей, процессов, мыслей и т.п.) потребностям, целям, устремлениям, планам, программам конкретного человека или сообщества, которые объясняют процесс гармоничного и эффективного развития ранее перечисленных субъектов. В силу этого предметы мира действительности, связи и его взаимодействия наделяются признаками, которые переводят образцы, модели, стандарты человеческого бытия в разряд ценностей.
Ценности появляются, проходят период становления и утверждения в сознании каждого человека, основываясь на реальной деятельности, взаимоотношениях с природой и с себе подобными, при помощи конкретного критерия, который с точки зрения философии и законов науки, по которым развивается природа, общество и человек. Более того, ценность называют мерой соответствия, поскольку она подвержена закону перехода от количественных показателей к качественным.
Всякий феномен бытия отдельного человека и общества в целом может быть придан статусу ценности. Этот критерий показывает границу, за которой изменение количества, иными словами содержания явлений, процессов, знаний и образований, тянет за собой изменение их качественных характеристик, а в иных ситуациях и переход в их ценность.
Стоит сделать акцент на тот факт, что этот критерий даёт людям возможность определить момент перехода феномена бытия людей в ценность, при этом одномоментно с этим критерием включается «внутренне» в ценность, тем самым превращая компоненты жизни людей в эго их качественное свойство.
Необходимо с разных сторон взглянуть на данный критерий, с одной стороны он конкретен, а с другой весьма относительный, в силу того, что каждый человек или сообщество требует конкретизировать его для себя, наполнить количественным содержанием, потому что мировая действительность регулярно изменяется.
Пример 1Взять, к примеру, компонент человеческой жизни – воду. Критерий перехода данного критерия в ценность будет отличаться у жителей средней полосы и жителей засушливых районов земли. Содержание данного критерия будет разным.
По своему содержанию будет отличаться и такой критерий, как право. Он тоже является важным составляющим элементом жизни людей.
Пример 2Данный компонент, если он включён в жизнедеятельность общества с демократическим строем, то содержание критерия «мера ответственности» будет состоять из множества количественных признаков, которые серьёзно отличаются от критериев общества с тоталитарным режимом.
Существуют основания, по которым можно сделать классификацию ценности. С точки зрения философии, можно использовать требования, на которых основаны закономерные связи категорий «общее – особенное – единичное». Иными словами, изначально по родовому признаку, позже по видовому и затем по типическому. Это учитывая то, что ценность является социальным феноменом, возможно предугадывание и объяснение посредством закономерностей развития человека и общества, а в качестве её сущностного признака-критерия можно воспринимать меру соответствия законам развития личности, общества, родовым её носителем станут все предметы мира действительности и духовные образования, соответствующие адекватным и объективным закономерностям развития человека и общества.
Род состоит из всего, что входит в меру соответствия закономерностей развития человека и общества. Он делится на два вида. Первый – для человека. Сюда включены жизнь, талант, гениальность, сверх интеллигентность, любовь, дружба и подобное. Второй – для общества. Здесь безопасность, патриотизм, героизм и т.п.
Формы бывают:
- Религиозные.
- Этические.
- Правовые.
- Экономические.
- Политические.
- Эстетические.
- Экологические.
- Научные.
- Философские.
Каждая форма имеет свою типологию и этнонациональные особенности проявления.
В силу того, что все человеческие отношения отражаются в формах общественного сознания, формы проявления ценностей можно классифицировать по формам общественного сознания. Это даёт возможность сделать следующую классификацию форм ценностей:
- Конфессиональные или религиозные.
- Моральные или нравственные.
- Правовые.
- Политические.
- Эстетические.
- Экономические.
- Экологические и др.
Виды ценностей непосредственным образом связаны с основными субъектами бытия социального: человеком и общностями людей. Их присутствие объясняется уровнем влияния ценностей человека на личность и на общество в целом, также обуславливается уровнем воздействия ценностей на социум.
Эти признаки ярко демонстрируют содержание взаимодействия личности с другими субъектами общественных отношений. Исходя из этого, по всем выделенным признакам в определённом роде ценностей можно конкретизировать свои подвиды.
Уровень воздействия на процесс развития ценности могут классифицироваться по следующим признакам:
- Революционные.
- Эволюционные.
- Контрреволюционные.
Касательно характера воздействия ценности в каждом виде могут классифицироваться по таким результатам:
- Вызывающие позитивное развитие.
- Вызывающие негативное развитие.
Те, что вызывают позитивное развитие, иными словами получают социально одобряемые изменения в личности и в обществе – это те ценности, которые по своему характеру воздействия на социум или человека дают им необходимую, согласно законам развития, обусловленность и детерминацию. Их список широк, здесь и сверхинтеллектуальность, и сверхмотивация, и счастливый случай, талант, гениальность и т. п.
Негативные, или как их ещё называют, социально не одобряемые – это ценности, которые придают своим воздействием обществу и личности ненужную, а порой даже противиположную законам развития, обусловленность и детерминацию. Он делятся на несколько видов. Первые – это ценности личностного направления. Вторые – антисоциального воздействия. Третьи – ценности антисоциального действия личности с нарушением социальных норм при этом наблюдается серьёзное нарушение взаимоотношений с другими личностями. Четвёртые – те ценности, которые полностью антисоциальные.
Классификация ценностей
Замечание 2Достаточно точной, от того признанной и востребованной является классификация ценностей, которую в своё время предложил В. Тугаринов.
Его классификация состоит из трёх ступеней. На первой учёный делит ценности на положительные и отрицательные в зависимости от характера их оценок. На первой ступени располагаются ценности, которым характерны положительные эмоции они же получают положительные оценки в рамках форм общественного сознания.
На второй ступени располагаются ценности, которые вызывают отрицательные эмоции, тем самым провоцируют получение отрицательной оценки. Эти ценности автор исследования классифицирует в зависимости о т принадлежности ценностей к конкретным субъектам бытия. Здесь учёный выделяет индивидуальные, групповые и общечеловеческие. Довольно логично и справедливо. Под индивидуальными он понимает ценности, имеющие значимость для одного конкретного человека, под групповыми – те, что важны для группы людей, а под общечеловеческими понимаются те ценности, которые значимы для всего человечества.
На третьей ступени автор разместил ценности по их содержанию. При этом классифицировал их следующим образом:
- Ценности жизни, поскольку они предопределены биологическим существованием человек и его физиологическим бытием.
- Ценности культуры, поскольку они обуславливаются результатами духовно-преобразовательной деятельностью человека, а также созданием им самим «второй природы» своего бытия.
Однако это не вся классификация. Жизненные ценности автор делит ещё на несколько феноменов:
- Жизнь человека, поскольку её наличие даёт возможность выявлять иные ценности и использовать их.
- Здоровье человека.
- Труд как способ существования общества, который одновременно является основой формирования самого человека.
- Смысл жизни как цель, придающая жизни высокую ценность.
- Счастье и ответственность быть личностью.
- Общественная жизнь как форма и способ бытия человека.
- Мир как уровень отношений между людьми и форма ценностного бытия людей.
- Любовь как высший уровень проявления человеческих чувств человека к человеку и к обществу, которая является основой патриотизма и героизма.
- Дружба как высшая форма коллективных взаимоотношений людей.
- Материнство и отцовство как высшие формы проявления ответственности людей перед своим будущим.
Касательно культурных ценностей, В. Тугаринов поделил их на три подгруппы:
- Материальные ценности.
- Духовные ценности.
- Социально-политические ценности.
Под материальными ценностями подразумеваются предметы, которые удовлетворяют материальные потребности людей и обладают двумя важными свойствами:
- Являются основой для реальной активности людей, жизнь.
- Представляют значимость сами по себе, поскольку жизнь человека или общества не представляется возможной без них.
К духовным ценностям относятся те феномены реальной жизни, которые отвечают потребностям духовной жизни людей. Этот феномен носит полиаспектный характер в силу того, что востребуется мышлением человека и одновременно развивает духовную жизнь общества:
- Результаты духовного творчества людей.
- Различные виды и формы этого творчества.
К социально-политическим ценностям мыслитель причисляет всё то, что отвечает потребностям социальной и политической жизнедеятельности людей. Они представлены:
- Различными социальными институтами.
- Нормами общественной жизни.
- Идеями, которые отвечают требованиям и целям людей.
Особенность социально-политических ценностей заключается в отношении к материальной, духовной жизни человека. Их отсутствие может быть воспринято людьми как насилие на телом или духом. Им свойственен двойственный характер. Они – это результат творчества человека и общества вместе с его институтами.
Важное место в данной классификации занимает ценность образования или просвещения. Оно находится в промежутке между духовными и социальными ценностями, хотя по роли в обществе – это скорее социальная ценность, а по содержанию – духовность.
Для современной философии характерны и другие классификации ценностей. Но представленные выше считаются основными, а остальные, скорее дополняют и уточняют уже представленные концепции.
Важность человеческих ценностей
Важность человеческих ценностей – Человеческие ценности – это не что иное, как мысли и ценности людей. Они играют жизненно важную роль в жизненном цикле человека. Человеческие ценности помогают нам расти и добиваться успеха в жизни.
Просто человеческие ценности можно рассматривать как качество принятия решений человеком. Каждое решение принимается в организации или компании на основе человеческих ценностей.
Важность человеческих ценностейЧеловеческие ценности играют жизненно важную роль в личности, отношениях, организации, а также в обществе. Сюда входят честность, любовь, мир, верность и т. д. Это качества, которые важны для человека на всех этапах. Человеческие ценности всегда отражают ваши мысли. Человек должен приложить все возможные усилия, чтобы сохранить свои человеческие ценности.
ВАЖНОСТЬ ЧЕЛОВЕЧЕСКИХ ЦЕННОСТЕЙ- Отношение человека определяет качество человека. Изучение человеческих ценностей помогает человеку понять отношение и поведение другого человека.
- Это поможет вам получить некоторую мотивацию, чтобы управлять своей работой и добиваться правильного прогресса
- Человеческие ценности помогают рассказать о нашем восприятии окружающего мира
- Изучая человеческие ценности, вы можете узнать, что правильно, а что нет
- Изучение человеческих ценностей позволяет одному человеку понять других людей, а также свою организацию
- Человеческие ценности – неотъемлемая часть жизни
- Быть верным человеком также считается лучшей человеческой ценностью
- Помощь также считается важной человеческой ценностью. Помочь человеку в нужное время очень важно.
- Обладание ясностью того, чего вы хотите, является вашей самой большой ценностью, которая помогает вам построить прочный фундамент
- Если вы будете следовать всем человеческим ценностям, вы обретете самоуважение
- Только если у вас есть чувство собственного достоинства, другие будут уважать вас
- Человеческие ценности помогают найти то, чего вы хотите в жизни
- Человеческие ценности помогают в принятии решений в важные моменты
- Человеческие ценности помогают человеку лучше наслаждаться жизнью
В наше время много кризисов человеческих ценностей. Некоторые из кризисов перечислены ниже
- Женщины сталкиваются с множеством проблем в своей жизни, таких как домогательства, изнасилования, незащищенность и т. д. Если все люди в обществе имеют одинаковые человеческие ценности, такого рода проблемы не возникнут. есть
- Если мы будем обладать некоторыми базовыми человеческими ценностями, то мы не будем нарушать общие правила нашей конституции, что приведет к мирной жизни для всего общества. Но это невозможно, потому что некоторые нарушают правила, нормы и конституционные права общества
- Каждый имеет право на свободу. Но лишь очень немногие люди не забудут отдать долг обществу. Это главная проблема. Мы забрали все ресурсы у общества, а также наслаждаемся нашей полной свободой, но мы не касаемся обязанностей общества как личности
- В современном мире все решают деньги. Несмотря на то, что он человек с низкими человеческими ценностями, он получит уважение, если у него есть деньги. Деньги говорят больше, чем что-либо еще. Когда человек с высокими нравственными и человеческими ценностями забыт обществом, существование человеческих ценностей становится знаком вопроса
- Поскольку люди живут только для того, чтобы зарабатывать деньги, человеческие ценности стали бессмысленными.
- В настоящее время образованные люди думают лучше, чем если бы они были образованными, они не решаются жить в деревнях. Они жалеют, что делят свое место с неграмотными
- Также уважают тех, кто занимает высокие посты. Даже если вы обладаете всеми человеческими ценностями, вы не можете добиться такого уважения. В этом случае нельзя судить и о существовании человеческих ценностей
- Семья играет важную роль в формировании человеческих ценностей у детей. Так что если мы будем следовать всем этим человеческим ценностям в нашей семье, то будущее поколение будет жить с более высокими моральными ценностями, чем наши
- Родители должны учить своих детей всем человеческим ценностям, включая хорошее и плохое в обществе. Обучение только хорошим ценностям само по себе не может заставить детей вести собственную жизнь.
- Нравственным ценностям, таким как правдивость и счастье, также следует обучать учащихся подрастающего поколения
- Учащиеся будут пытаться подражать своим учителям, членам своей семьи или человеку, который им нравится. поэтому создание человека с высокими моральными ценностями и человеческими ценностями косвенно поможет учащимся развить свои человеческие ценности
- Дети – это семена нашего будущего поколения. Поэтому семья детей должна быть очень дружелюбной и доброй по отношению к ним и заставить их осознать истинность человеческих ценностей в обществе
- Вы можете тренироваться с гуру или учителем. Вы должны убедиться, что искренне верите своему учителю. Взаимное общение и понимание помогают развивать человеческие ценности
- Как известно, здоровое тело — повод для здоровых мыслей. Поэтому попробуйте заниматься йогой по утрам. Практика йоги делает ваше тело здоровым, что, в свою очередь, помогает вам генерировать здоровые мысли. Занятия йогой в течение 30 минут утром с простыми асанами считаются полезными для нормального человека
- Старайтесь, чтобы ваша жизнь была простой, не вмешиваясь ни в какие проблемы. Старайтесь быть честным во всем.
- Вы должны быть сострадательны. Старайтесь относиться к каждому человеку с одинаковым уважением. Постарайтесь возвысить человека морально и физически
- Старайтесь легко общаться с другими. Создание группы, принятие решений вместе с ними, обсуждение своих мыслей, а также выслушивание мыслей других можно считать важным качеством вашей жизни
- Практикуйте акт прощения. прощение – самая важная человеческая ценность, играющая существенную роль в отношениях
- Держите себя в курсе событий общества. Вы можете либо читать газеты, либо смотреть новости, которые будут обновляться
Доброта — это золотая цепь, которой сковано общество. Поэтому постарайтесь усвоить все человеческие ценности и будьте добры как к себе, так и к другим. Я надеюсь, что эта статья заставит вас осознать важность человеческих ценностей в современном мире.
Связанный пост:
- Что такое экзаменационное давление и влияет ли оно на студентов?
- Что такое вредные привычки и как их предотвратить
- Как продолжать работать под давлением сверстников
- Внимательность для обретения силы
- Проблемы с самооценкой в подростковом возрасте
Роль ценностей в нашей жизни | Лина Ашар
Они дают нам ясность для принятия решений и глубокое чувство удовлетворения.
Мы часто упускаем из виду смысл нашего существования, иногда произвольно определяя его желаниями и потребностями, которые управляют нашей жизнью. Можем ли мы рассматривать нашу жизнь как людей исключительно как сумму наших желаний и потребностей? Очевидно, мы не должны. Есть нечто более значимое, что придает нашей жизни смысл, и это наши значения .
Нам, людям, очень важно исследовать ценности, которые определяют нас; нам нужно задуматься и осознать, как и почему они так много значат для нас. Эти ценности, сформированные нашим опытом и вдохновением, формируют нашу жизнь — наше будущее.
Почему ценности так важны для определения того, кто мы есть? Чем они отличаются от наших потребностей?
В то время как потребность определяется нашим существованием, ценности — это сознательный выбор, который заставляет нас действовать определенным образом для удовлетворения наших потребностей. Например, два человека могут нуждаться в том, чтобы чувствовать себя значимыми, но они будут иметь разное восприятие и действовать по-разному, чтобы удовлетворить эту потребность. У них может быть общая потребность, но действия и мысли, ведущие их к цели, будут руководствоваться разными правилами — их индивидуальными ценностями.
Чтобы понять важность ценностей в нашей жизни, полезно представить ценности как наши личные компасы. У всех нас может быть разное направление на север. С этой целью, если мы потратим некоторое время на размышления и выбор наших ценностей, они могут помочь нам руководствоваться каждым решением и действием. Это может помочь нам найти значимое направление для нашей жизни и, возможно, даже создать более счастливое путешествие, пока мы движемся вперед к нашим соответствующим пунктам назначения.
Можем ли мы использовать эти знания, чтобы помочь нашим детям жить лучше?
Как родители, мы можем помочь нашим детям жить полноценной жизнью, помогая им понять, что они больше всего ценят в своей жизни. Если мы сможем помочь им понять, каковы их основные ценности, мы сможем помочь им найти направление, в котором они смогут начать свой путь. Мы можем дать им единственного верного проводника, который им понадобится в жизни. Однако для наших детей и для нас важно помнить, что именно оставаясь приверженными этим ценностям, мы создаем значимый опыт.
Будь то выбор школы, развлечения или даже выбор спутника жизни, наши ценности могут помочь нам сделать правильный выбор. С другой стороны, когда мы делаем неправильный выбор, они помогают нам понять, что все обстоит не так, как мы хотим или даже не хотим, чтобы оно было. Ценности могут помочь нам, когда мы поступаем неправильно, и именно поэтому детям важно понимать свои ценности. Один из способов взглянуть на это состоит в том, что это поможет детям сбиться с ложного пути.
Нам нужно глубоко задуматься о наших ценностях и научить этому наших детей. Когда мы не знаем, как привести свою жизнь в соответствие с нашими основными ценностями, мы в конечном итоге спотыкаемся по жизни с небольшой ясностью или без нее. Если это случится с нашими детьми, они будут искать подход к жизни извне, а это означает, что они будут смотреть на то, что ценят другие, и слепо следовать их подходу к жизни. На них будут влиять люди и средства массовой информации, создающие представление о жизни, которое на самом деле может не согласовываться с их собственными ценностями. Когда мы не следуем внутреннему подходу к жизни, мы чувствуем недостаток смысла и удовлетворения — отсутствие истинного счастья.
Чтобы избежать таких ситуаций, важно определить наши личные основные ценности. Эти ценности помогут нам найти ответы на фундаментальный вопрос «кем мы хотим быть?». Поэтому важно понимать, что ценности, которые мы считаем важными как родители, могут не обязательно совпадать с ценностями, которые наши дети должны считать важными. Кроме того, ценности не должны оставаться постоянными, будь то приоритет или актуальность, на протяжении всей нашей жизни. По мере нашего роста наши ценности меняются, а вместе с ними и мы. Итак, нам нужно потратить время на размышления о том, какие ценности придадут смысл нашей жизни, и выбрать то, что мы хотим установить в качестве наших основных ценностей.