Ценностные ориентации методики: Недопустимое название — Psylab.info

Содержание

5. Методика «Ценностные ориентации».

Система ценностей ориентации М. Рокич определяет со­держательную сторону направленности личности и составляет основу ее отношений к окружающему миру, к другим людям, к себе самой, основу миро­воззрения и ядро мотивации жизненной активно­сти, основу жизненной концепции и философии жизни.

Ход работы.

Инструкция. Сейчас вам будет предъявлен на­бор из 18 карточек с обозначением ценностей. Ва­ша задача — разложить их по порядку значимости для вас как принципов, которыми вы руководст­вуетесь в вашей жизни.

Каждая ценность написана на отдельной кар­точке. Внимательно изучите карточки и, выбрав ту, которая для вас наиболее значима, поместите ее на первое место. Затем выберите вторую по значимо­сти ценность и поместите ее вслед за первой. Затем проделайте то же со всеми оставшимися карточка­ми. Наименее важная останется последней и зай­мет 18-е место.

Работайте не спеша, вдумчиво.

Если в процессе работы вы измените свое мнение, то можете испра­вить свои ответы, поменяв карточки местами. Ко­нечный результат должен отражать вашу истин­ную позицию.

Анализ и интерпретация. (Стимульный материал см. Приложение 7.)

Испытуемый расположил карточки в следующем порядке:

Список А(терминальные ценности): 3, 6, 15, 1, 18, 8, 9, 7, 17, 4, 10, 12, 11, 14, 13, 16, 5, 2, 17;

Список Б (инструментальные ценности): 10, 13, 11, 16, 4, 9, 6, 12, 17, 1, 8, 15, 2, 3, 14, 18, 5, 7.

Выводы и рекомендации. Анализируя иерархию ценностей, я обратила внимание на их группировку испытуемым в содержательные блоки по разным основаниям. Приоритетом выделены ценности связанные с семейной жизнью. Для испытуемого важна гармония в семье и ее благополучие. Ценности, связанные с профессиональной деятельностью, выдвинуты на второй план. Наименьшую ценность представляют – развлечения, красота природы, счастье других, искусство, творчество.

Это что касается терминальных ценностей. Их числа инструментальных выделены ценности как требования к себе. Например рационализм, твердая воля, самоконтроль, честность. Образовательные ценности имеют меньшее значение, а такие ценности как высокие запросы, терпимость, чуткость поставлены на последнее место.

Для определения личностной направленности в настоящее время используется ориентационная анкета, впервые опубликованная Б. Бассом в 1967 г. С помощью методики выявляются следующие направленности:

— направленность на себя (Я)

— направленность на общение (О)

— направленность на дело (Д)

Ход работы.

Инструкция. Опросный лист состоит из 27 пунк­тов. По каждому из них возможны 3 варианта отве­тов—А, Б, В.

1. Из ответов на каждый из пунктов выберите тот, который лучше всего выражает вашу точку зрения по данному вопросу. Возможно, что какие — то из вариантов ответов покажутся вам равноцен­ными. Тем не менее мы просим вас отобрать из них только один, а именно тот, который в наибольшей степени отвечает вашему мнению и более всего це­нен для вас.

Букву, которой обозначен ответ (А, Б, В), напи­шите на листе для записи ответов рядом с номером соответствующего пункта (1—27) под рубрикой «Больше всего».

2. Затем из ответов на каждый из пунктов выбе­рите тот, который дальше всего отстоит от вашей точки зрения, наименее для вас ценен. Букву, ко­торой обозначен ответ, вновь напишите на листе для записи ответов рядом с номером соответст­вующего пункта в столбце под рубрикой «Меньше всего».

3. Таким образом, для ответа на каждый из во­просов вы используете две буквы, которые и запи­шите в соответствующие столбцы. Остальные отве­ты нигде не записываются.

Старайтесь быть максимально правдивым. Сре­ди вариантов ответа нет «хороших» или «плохих», поэтому не старайтесь угадать, какой из ответов яв­ляется «правильным» или «лучшим» для вас. Время от времени контролируйте себя, правиль­но ли вы записываете ответы, рядом с теми ли пунктами. В случае, если вы обнаружите ошибку, исправьте ее, но так, чтобы исправление было чет­ко видно.

Анализ и интерпретация.

(Тестовый материал и ключ см. Приложение 8.)

Обследуемый набрал следующие баллы:

  1. Направленность на себя – 27

  2. Направленность на общение – 20

  3. Направленность на дело – 34

Выводы и рекомендации. Обследуемый прежде всего является деловым человеком. Главное для него – выполнение работы как можно лучше, ориентация на деловое сотрудничество. В случае необходимости он будет отстаивать собственное мнение, полезное для достижения общей цели. Обследуемый ориентирован на достижение статуса, имеет склонность к соперничеству. Отсутствует потребность в привязанности и эмоциональных отношениях с людьми.

Поскольку работа – значимая направленность в жизни обследуемого, рекомендую подобрать работу, на которой обследуемый мог бы реализовать себя.

Леонтьев Д. А. Методика изучения ценностных ориентации. М.: «Смысл», 1992. 17 с


База данных защищена авторским правом ©psihdocs. ru 2023
обратиться к администрации


Леонтьев Д.А. Методика изучения ценностных ориентации. — М.: «СМЫСЛ», 1992. — 17 с.
ЦО является техникой, направленной на изучение индивидуальных или групповых представлений о системе значимых ценностей, определяющих наиболее общие ориентиры их жизнедеятельности. Эти представления формируются в процессе социализации путем интериоризации групповых и общекультурных ценностей. Особенность ЦО состоит в том, что шкалирование фиксированного и заранее известного набора объектов (ценностей) по задаваемым инструкцией шкалам (например, «наиболее характерные для Вас», «наиболее характерные для Ваших друзей» и т.п.) происходит с помощью процедуры ранжирования или, а некоторых версиях методики, с помощью парного сравнения. Обычно при проведении методики предполагается, что в ситуациях, когда у респондента нет оснований для фальсификации результатов, ранжирование действительно отражает реальное соотношение между субъективными значимостями соответствующих ценностей;

Ценностные ориентации как предмет психологического исследования и психодиагностики занимают место на пересечении двух больших предметных областей: мотивации, с одной стороны, и мировоззренческих структур сознания, с другой.
Они являются одной из самых личностно значимых «зон», в которые приходится вторгаться психологу. Помимо этого, они сильно варьируют у разных людей не только по степени выраженности, но и по конкретному их «набору». Все это существенно осложняет разработку стандартизированных методов, направленных на диагностику этой сферы внутреннего мира. В исследовательских целях используются, как правило, громоздкие многоступенчатые процедуры, позволяющие выявить ценностные ориентации в формулировках самих испытуемых, однако такие процедуры непригодны для решения повседневных прикладных задач.

Наиболее известной и признанной методикой диагностики ценностных ориентации является тест ценностных предпочте­ний Г. Олпорта, Ф. Вернона и Г. Линдзи (Allport-Vernon-Lindzey «Study of Values»). Этот тест, созданный в 1931 году и усовершенствованный в 1951 г., опирается на теорию Э. Шпрангера, выделяющего шесть типов личности по направленности ее интересов: теоретический, экономический, эстетический, политический, социальный и религиозный.

Сам тест состоит из двух частей. В первой части испытуемым предлагается выбрать один из двух вариантов ответов на вопрос и оценить степень своего предпочтения; во второй части требуется проранжировать по степени предпочтения четыре предложенные. альтернативы на каждый из вопросов. Результат представляется в виде профиля ценностных предпочтений, отражающего сравнительную значимость для испытуемого каждой из шести групп ценностей или интересов. Тест ценностных предпочтений обладает хорошими показателями надежности и валидности и получил широкое распространение; вместе с тем, основным его недостатком является ограни­ченность шестью выделенными чисто теоретически типами направленности ценностных предпочтений. Долгое время этот тест оставался практически единственной общеупотребительной стандартизованной методикой диагностики ценностных ориента­ции. Наряду с ним использовались также разного рода шкалы субъективного оценивания тех или иных объектов, рассматриваемых как ценности.

Методика изучения ценностных ориентации (The value survey) разработана М. Рокичем (Rokeach, 1973) и основана на приеме прямого ранжирования списков ценностей. Специальное исследование, в котором сравнивались пять стандартизованных методов изучения ценностей — три разновидности оценочных шкал, прямое ранжирование списка и парное сравнение — показало, что наиболее надежные результаты позволяют получить два последних метода, в особенности метод парных сравнений (Саганенко, 1969). Однако возможность его применения связана с величиной списка ценностей: если для 7 ценностей нужно произвести 21 сравнение, то для 12 ценностей — 66, а для 18 ценностей — 153 сравнения! Метод парных сравнений годен лишь для небольших списков, где еще не начинают влиять факторы утомления и насыщения; более удобным поэтому является метод прямого ранжирования, незначительно уступающий ему по надежности.

М. Рокич рассматривает ценности как разновидность убеждения, определяя ее как «…устойчивое убеждение в том,. что определенный способ поведения или конечная цель существования предпочтительнее с личной или социальной точек зрения, чем противоположный или обратный способ поведения, либо конечная цель существования» (Rokeach, 1973, с. 5). Человеческие ценности характеризуются следующими основными признаками: 1) общее число ценностей, являющихся достоянием человека, сравнительно невелико; 2) все люди обладают одними и теми же ценностями, хотя и в различной степени; 3) ценности организованы в системы; 4) истоки человеческих ценностей прослеживаются в культуре, обществе и его институтах и. личности; 5) влияние ценностей прослежи­вается практически во всех социальных феноменах, заслужива­ющих изучения (там же, с.З).

М. Рокич различает дна класса ценностей — терминальные и инструментальные. Терминальные ценности М. Рокич опреде­ляет как убеждения в том, что какая-то конечная цель индиви­дуального существования (например, счастливая семейная жизнь, мир во всем мире) с личной и общественной точек зрения стоит того, чтобы к ней стремиться; инструментальные ценности — как убеждения в том, что какой-то образ действий (например, честность, рационализм) является с личной и общественной точек зрения предпочтительным в любых ситуациях (Rokeach, 1972, с. 160). По сути, разведение терми­нальных и инструментальных ценностей воспроизводит уже достаточно традиционное различение ценностей-целей и ценностей-средств.

Каталог: Articles
Articles -> Мотивы выбора специальности и вуза как фактор профессионального становления специалиста
Articles -> Инновационное образование: вызовы и решения
Articles -> Информационно-аналитическое сопровождение в системе факторов эффективности инновационной образовательной деятельности вуза
Articles -> Использование инноваций, как составляющих компонентов инфраструктуры рынка образовательных услуг
Articles -> Печатается по решению кафедры
Articles -> Повышение квалификации педагогов
Articles -> Этап Время Деятельность учителя
Articles -> Приложение №4 Ответы на вопросы
Articles -> Кобаидзе Нина Иванована


Скачать 92,5 Kb.


Поделитесь с Вашими друзьями:

Понимание и применение метода и модели ценностной ориентации для разрешения конфликтов, основанных на ценностях 005

UP Saclay, полностью виртуальный

Целевая группа

Студенты всех уровней и направлений; академический и неакадемический персонал EUGLOH

Host

UP Saclay

Регистрация

Закрыто  (Крайний срок: 12 апреля 2021 г., 10:21)

Описание На этом семинаре мы рассмотрим концептуальную основу метода ценностной ориентации (VOM), значение различий в ценностных ориентациях, а также то, как этот метод и модель использовались для достижения истинной межкультурной коммуникации и устранения недоразумений, основанных на ценностях. Настоящая коммуникация требует проникновения глубже поверхностных ценностей, установок или мнений в более глубокую схему предрасположенности убеждений. Непонимание и искажение этих предрасположенностей затрудняет общение, увековечивает ложные стереотипы и может затянуть конфликты, основанные на ценностях. Мы рассмотрим, как VOM использовалась Центром Флоренс Р. Клакхон в областях разрешения межкультурных экологических конфликтов в Соединенных Штатах и ​​барьеров на пути межкультурной коммуникации в Южно-Африканской Республике, а затем исследуем значение VOM для решение вопросов межкультурной коммуникации, связанных с текущей пандемией.

Динамики Доктор Руссо (Директор Института Се’Си’Ле) Д-р Руссо 42 года работал с коренными народами в сфере разрешения межкультурных конфликтов в вопросах окружающей среды и охраны земель. На Тихоокеанском Северо-Западе, Аляске и Дальнем Западе Америки он работал старшим стратегом племенных консорциумов в кампаниях по защите прав коренных народов, природных ресурсов и священных мест, а также помогал разрабатывать и проводить региональные, национальные и международные семинары и симпозиумы для продвижения перекрестных — культурные представления о природе природы. Он также разработал и координировал программы культурного и технического обмена с участием коренных народов для сохранения биоразнообразия и защиты образа жизни коренных народов в Канаде, Карибском бассейне, Мексике, Гватемале, Бразилии, Эквадоре, Боливии, Чили, Папуа-Новой Гвинее и на Дальнем Востоке России. Он был соучредителем и директором Центра изучения ценностей Флоренс Р. Клакхон, Охраны земель коренных американцев и Фонда медицины коренных народов, был старшим советником межплеменного Охраны земель Кумейяай-Диегено в Калифорнии и в настоящее время Директор Института Се’Си’Ле. Он имеет степень бакалавра в области лесного хозяйства, степень магистра в области лесного хозяйства/государственного управления и докторскую степень. в истории

Стив Зубалик (директор по исследованиям и член правления Центра Флоренс Р. Клакхон) (бакалавр наук Западного Вашингтонского университета, 1978; магистр Вашингтонского университета, Колледж науки, менеджмента и технологий, 1989) Стив Зубалик начал проводить интервью для Северо-западного проекта «Ценности» в 1983 году, став директором по исследованиям и членом правления Центра изучения ценностей Флоренс Р. Клакхон в 1985 году. В течение почти двадцати лет он был ключевым участником многочисленных Межкультурные коммуникационные проекты Center VOM активно сотрудничают с государственными учреждениями, корпорациями и общинами коренных американцев в Пьюджет-Саунд и Канаде по конфликтам, связанным с управлением ресурсами, связанными с лесными методами, гидроэнергетикой и другими видами деятельности в области развития, и их влиянием на племенные культурные обычаи

Язык Английский

Поделиться через фейсбук Поделиться в Твиттере

Поиск золотой середины: анализ и применение метода ценностных ориентаций

  • Идентификатор корпуса: 127482387
  title={В поисках золотой середины: взгляды и применение метода ценностных ориентаций},
  автор={Курт Руссо},
  год = {2000}
} 
  • Kurt Russo
  • Опубликовано в 2000 г.
  • География

Изучение ценностных ориентаций в отношениях между человеком и природой: сравнение городской молодежи в Миннесоте, США и провинции Гуандун, Китай

9007 Er6 Li
  • Jiest 1

    Образование , Психология

  • 2015
  • Исследование ценностных ориентаций городской молодежи на отношения человека и природы было проведено с участием 59 учащихся школы в Миннеаполисе, Миннесота (США) и 51 ученика школы в…

    Взаимозависимость ценностей предприятия и политики предприятия

    Результатом управления предприятием является политика предприятия, на которую влияют ценности предприятия. Цель нашего исследования заключалась в том, чтобы определить, как ценности предприятия влияют на инновации в политике предприятия. T…

    Работа с различиями в сообществах Руководство для тех, кто заботится о создании инклюзивных сообществ

    • P. Kaestner
    • Медицина

    • 2016

    Работа с различиями в сообществах. Руководство для тех, кто заботится о создании инклюзивных сообществ, но в конечном итоге сталкивается с вредоносными загрузками, потому что люди сталкиваются с некоторыми вредоносными ошибками в своих ноутбуках.

    МЕЖКУЛЬТУРНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ЦЕННОСТИ СТУДЕНТОВ

    • Ориентации С польской И. Сикорской
    • Образование

    • 2015

    Целью исследования ориентаций украинских студентов было изучение ценностей и ориентаций украинских студентов. Авторы изучили ценностные ориентации студентов двух вузов, которые…

    МЕЖКУЛЬТУРНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ СТУДЕНТОВ ПОЛЬШИ И УКРАИНЫ

    • І. Н. Сикорская, В. Шульга
    • Образование

    • 2015

    Целью настоящего исследования было исследование ценностных ориентаций польских и украинских студентов. Авторы изучили ценностные ориентации студентов двух учебных заведений, которые…

    Проблемы в культурной перспективе Подраздел 4 Личность и ценности в разных культурах Статья 3 8-1-2002 Теория ценностной ориентации Клакхона и Стродтбека

    • М. Хиллз
    • Психология

    • 2013

    Отношение людей основано на относительно небольшом количестве стабильных ценностей, которых они придерживаются. Клакхон и Стродтбек (1961) Теория ориентации на ценности предполагает, что все человеческие общества должны отвечать на ограниченное количество ответов…

    Подход к пониманию культуры, основанный на ценностной ориентации

    • Л. Уоткинс, Дж. Гнот
    • Бизнес

      6 7 9066 20071 078 Применение исследования кросс-культурных ценностей к «китайцам»
      • Стив Дж. Кулич
      • Социология

      • 2011

      изучение ценностей в более личных областях, таких как социальная идентичность людей или индивидуальное значение, особенно в западной академии.

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *