Тема II Состояние, структура и методы современной психологии
Задание 1. Проработайте по учебнику данную тему, напишите конспект.
Задание II. Раскройте содержание следующих понятий:
— гносеология
— опосредованность идеального отражения
— определяющая роль деятельности
— общественный характер деятельности
— единство сознания и деятельности
— естественнонаучная основа психологии
— проблема формирования качеств мышления
— предмет исследования
— принципы исследования
— бихевиоризм (необихевиоризм)
— психоанализ (неофрейдизм)
— внутренний план действий
— продукт развития и результат деятельности
— классификация отраслей психологии
— общая психология
— метод исследования
— принцип исследования
— интроспекция
— рефлексия
— лонгитюд
— наблюдение
— эксперимент
— анализ продуктов деятельности
— тест
— исследование.
Задание III . Ответьте на нижеследующие вопросы:
Что лежит в основе современной научной психологии?
Что выясняет психология?
Чем опосредуется в сознании человека идеальное отражение действительности?
Что играет определяющую роль в формировании психики?
Какая связь обнаруживается между понятиями «общество», «деятельность», «психика»?
Что позволяет говорить о том, что познание – это вечный процесс движения?
Какая наука указывает на связь психологии с естествознанием?
Какое учение развивали российские учёные А.Н.Северцов и В.А.Вагнер?
Кто из российских учёных развивал нейропсихологию?
Что изучает инженерная психология?
Кто из российских учёных развивал педагогическую психологию?
Какое направление основали американцы — Э. Торндайк и Д.Уотсон?
Кто является последователями З.Фрейда?
Какой принцип характеризуется выражением — «Психика определяется образом жизни и изменяется в соответствии с его изменениями»?
Какой принцип отражён в высказывании Б.М.Теплова – «способность не может возникнуть вне соответствующей конкретной деятельности»?
Какие отрасли психологии выделяются, исходя из психологического аспекта развития личности?
За счёт какого процесса в современной психологии появляются новые отрасли?
Чем отличается психический процесс от психического состояния?
Что выражает понятие «психическое свойство (психическая особенность)»?
Чем конкретная методика отличается от общей методики исследования?
Задание IY. Напишите реферат по одному из источников:
1. Анастази А. Психологическое тестирование. М., Педагогика,1982.
2.Петровский А.В. Вопросы истории и теории психологии. Избранные труды. М., Педагогика,1984.
3.Рубинштейн С.Л. Проблемы общей психологии. М.,Педагогика,1973.
4.Смирнов А.А. Развитие и современное состояние психологической науки в СССР. М., Педагогика, 1975.
5. Ярошевский М.Г. Психология в 20 столетии. Теоретические проблемы развития психологической науки. 2-е изд. М.,Политиздат, 1974.
6.Ярошевский М.Г., Анцыферова Л.И. Развитие и современное состояние зарубежной психологии. М., Педагогика, 1974.
Задание Y. Выполните контрольное тестирование.
Кто из учёных оказал большее влияние на разработки основных проблем современной психологии?
Ч.
К.Ушинский;
В.Вундт.
2. Центр внимания современной психологии — есть:
личность;
человек;
животное.
Вставьте нужное слово в предложении «Основной задачей психологии является изучение ……… деятельности человека.
психической;
нервной;
физической.
4. Какая отрасль психологии ставит задачи исследования формы взаимоотношений коллектива и личности?
педагогическая;
военная;
социальная;
- детская.
5. Найдите лишнее слово, не относящееся к выражению «Психология устанавливает закономерности взаимодействия психических, познавательных процессов»:
ощущение;
восприятие;
мышление;
воображение;
темперамент;
внимание;
память.
6. Психологические знания необходимы человеку для:
правильной организации его взаимоотношения с другими людьми;
умения передать информацию в ролевой или статусной позиции в обществе.
навязывает;
облегчает;
отягощает.
человеку правильное самовоспитание, развитие своих способностей, устранения недостатков в своем поведении.
8. К какой отрасли психологии можно отнести совокупность детской психологии, психологии подростка, юности, взрослого и геронтопсихологии ?
психологии аномального развития;
сравнительная психология;
возрастная психология.
9. Какую задачу призвана решать педагогическая психология?
-
развивать личность ребенка в процессе обучения и воспитания;
исследовать профессиональные особенности человека;
исследовать отклонения в процессе развития психологии.
Выберите, из ниже перечисленных вариантов ответов, что изучают, указанные отрасли:
психология труда
педагогическая психология
медицинская, юридическая
военная, психология спорта
возрастная психология
аномального развития
сравнительная психология
психологические явления в больших группах
психологические проблемы конкретных видов деятельности
совокупность отношений
11. К какой отрасли психологии можно отнести инженерную, авиационную, космическую и т.п. психологии?
военная;
труда;
сравнительная.
12. Что исследует сравнительная психология?
сопоставление психики птиц и зверей;
сопоставление психики птиц и человека;
сопоставление психики животного и человека.
13. Вычеркнуть один лишний вариант в структуре социальной психологии:
социально-психологические явления в макро среде;
социально-психологические явления в микро среде;
социально-психологические явления личности и человека;
зоопсихология.
14. Какой вид психологии аномального развития исследует отклонения в процессе развития психики?
патопсихология;
олигофренопсихология;
сурдопсихология;
тифлопсихология.
15. Между какими науками современная психология занимает промежуточное место?
техническими и логическими;
философскими и естественные;
логическими и естественными.
История становления психологии личности. проблема личности в современной психологии
Личность стоит в центре внимания современной социологии, психологии, педагогики и этики. Возросший интерес к личности определяется как политическими, так и производственными целями. Знание личности — предпосылка эффективного управления ее деятельностью.
В современной психологии бытуют самые разнообразные, нередко противостоящие и противоборствующие концепции личности. Среди них особенно выделяются биологическая, биосоциальная и социальная.
Особенно ярко и четко биологизм выступает в трактовке личности З. Фрейдом. Согласно его учению, личность есть замкнутая в себе биологическая индивидуальность, постоянно находящаяся в обществе и испытывающая на себе его влияние, но вместе с тем противостоящая ему. Все поведение личности обусловлено биологическими влечениями, и в первую очередь сексуальным. Из влечений Фрейд выводит и неизбежность войн, отвечающих, по его мнению, природе человека с его влечением к смерти и разрушениям. Концепция Фрейда является концепцией сугубо биологического индивидуализма личности.
Представители биосоциальной концепции (а их большинство) разрывают личность как бы на две половины и считают, что психические процессы человека имеют биологическую природу, в то время как направленность личности определяется социальными явлениями. Такое понимание ошибочно, так как уже элементарный процесс ощущения осложнен социально детерминированными вкусами и установками человека, зависит от степени развития сенсорики, достигаемой только в предметной деятельности.
Широко распространена в психологии социальная концепция личности (Дюркгейм, Выготский). Также активно разрабатывается так теория социализации. Согласно этой теории человек, рождаясь биологической особью, становится личностью благодаря воздействию социальных условий жизни. Решающее значение при этом отводится общению, психологическому взаимовлиянию, в то время как экономические и политические отношения людей и их влияние на личность не учитываются. Представители этой концепции большое внимание уделяют исследованию явлений конформизма, или влиянию социальной группы на личность. Психологи «груп-пизма» объявляют всеобщей закономерностью сознательное или несознательное стремление личности приспособиться к требованиям группы, иными словами, к непосредственному окружению. При этом конформизм считается универсальным механизмом.
В действительности влияние группы на личность может иметь различный характер. Это зависит как от особенностей личности, ее характера, так и особенностей воздействия. Взаимоотношения группы и личности в условиях товарищеского сотрудничества и взаимопомощи принципиальны, а действие члена коллектива в интересах группы — действие коллективиста по убеждению. Такое действие не имеет никакого отношения к конформному поведению.
Другой социально-психологической концепцией является теория научения. Согласно ей жизнь личности, ее отношения — результат научения, усвоения суммы знаний и навыков (Э. Торндайк и др.). Научение, безусловно, имеет огромное жизненное значение, в том числе и для формирования личности. Однако все развитие личности нельзя свести только к влиянию индивидуального опыта. Решающее влияние на ее формирование оказывают сложившиеся в социуме отношения, которые являются определяющим контекстом для любых взаимодействий личности.
Весьма популярна в психологии теория ролей. Она исходит из того, что каждый человек играет некий набор ролей, комбинация которых создает его индивидуальность. В зависимости от исполняемой роли определяется характер поведения личности, ее отношений с другими людьми. Безусловно, исследование роли личности важно как для психологической теории, так и для понимания социальной практики. Однако нельзя рассматривать роль только в системе психологических отношений, без учета материальных, политических и идеологических отношений, определяющих как позиции личности, так и ее место в обществе, без ее индивидуальных особенностей.
И, наконец, заметным направлением в психологии личности является теория поля, разработанная Куртом Левиным и его многочисленными последователями. Согласно этой концепции поведение индивида вынужденно: личность движется во внешнем поле сил притяжения и отталкивания. Концепция Левина является гештальтистской. Хотя личность и рассматривается в целостной ситуации, группе, однако не учитываются макросоциальные детерминативы ее поведения.
Как видим, каждая из упомянутых теорий объясняет социальное поведение человека исходя из замкнутых в себе свойств личности или среды. При этом не учитываются объективные общественные условия жизни человека, детерминирующие его поведение. Эти теории, по существу, игнорируют действительные закономерности развития общества, социальных групп и личностей. Этот недостаток преодолевается в работах русского психолога А. Ф. Лазурского, который впервые в психологии поставил проблему отношений и довольно четко показал зависимость системы отношений от социальных условий жизни.
В 1931 г. Л. С. Выготский писал, что «до сих пор остается закрытой центральная и высшая проблема психологии — проблема личности и ее развития». Примерно в это же время Г. Олпорт в своей книге «Личность: психологическая интерпретация» приводит более 50 различных определений личности. Попытка их синтезирования оказалась неудачной, и Г. Олпорт вынужден был отказаться от определения личности, признавая только то, что «человек — это объективная реальность». Следует признать, что и для зарубежной, и для отечественной психологии проблема личности оказалась труднейшей. Даже наличие в советской психологии объединяющего идеологического знаменателя в виде марксистской философии не стимулировало однозначного толкования личности и ее природы.
Во всяком случае, как отмечает К. К. Платонов, с 1917 по 70-е гг. в советской психологии можно выделить по меньшей мере четыре доминирующие теории личности: 1917-1936 гг. — личность как профиль психологических черт; 1936-1950 гг. — личность как опыт человека; 1950-1962 гг. — личность как темперамент и возраст; 1962-1970 гг. — личность как совокупность отношений, проявляющихся в направленности.
О существовании в отечественной психологии разных подходов к пониманию личности в различные исторические отрезки времени говорил и А. В. Петровский. Период 50-60-х гг. характеризуется так называемым «коллекционерским» подходом, в рамках которого «личность выступает как набор качеств, свойств, черт, характеристик, особенностей психики человека». По мнению А. В. Петровского, подобное представление о личности оказывается «удивительно неэвристичным», поскольку стирается грань между понятиями «личность» и «индивид», личность дробится на составляющие, рядоположенные друг другу элементы.
С середины 1960-х гг. предпринимаются попытки выяснения общей структуры личности, а состоявшийся в 1969 г. Всесоюзный симпозиум по проблемам личности прошел под знаком понимания личности как биосоциального существа и структурного подхода. Последующая критика этого подхода заключалась в том, что в личности выделялись как биологическая, так и социально обусловленная подструктуры, а это приводило к тому, что между понятиями «личность» и «человек», «личность» и «индивид» ставился знак равенства.
К концу 1970-х гг. ориентация на структурный подход к проблеме личности сменяется тенденцией применения системного (или структурно-системного) подхода, требующего выделения системообразующих признаков личности. Признание несомненного единства, но не тождества понятий «личность» и «индивид» (Б. Г. Ананьев, А. Н. Леонтьев и др.) порождало ряд вопросов, среди которых был и вопрос о том, что представляет собой это особое системное качество индивида, которое обозначается термином «личность» и оказывается несводимым к биологическим предпосылкам, включенным в природу его носителя — индивида.
А. Н. Леонтьев писал:
«Личность — это особое качество, которое приобретается индивидом в обществе, в целокупности отношений, общественных по своей природе, в которые индивид вовлекается… Иначе говоря, личность есть системное и поэтому «сверхчувственное» качество, хотя носителем этого качества является вполне чувственный, телесный индивид со всеми его прирожденными и приобретенными свойствами».
Личность может быть понята только в системе устойчивых межиндивидных связей, которые опосредствуются содержанием, ценностями, смыслом совместной деятельности для каждого из ее участников. Эти связи вполне реальны, но по природе своей «сверхчувственны»; они заключены в конкретных свойствах индивида, но к ним не сводимы; они даны исследователю в проявлениях личности каждого члена группы, но вместе с тем образуют особое качество самой групповой деятельности, которое опосредствует эти личностные проявления, определяющие особую позицию каждого в системе межиндивидных связей, шире — в системе отношений в социуме (А. В. Петровский).
Итак, можно констатировать, что сегодня в психологии широко распространен взгляд на человека как на индивида, личность и субъекта деятельности, но при этом отсутствует общепринятая концепция личности.
7 перспектив современной психологии
Когда дело доходит до применения психологии в терапевтических условиях, существует больше школ мысли, чем вы можете предположить на первый взгляд. Помимо стандартных упоминаний Фрейда и Юнга, о которых известно большинству людей, на самом деле существует семь психологических точек зрения (в современной психологии), каждая из которых имеет свои преимущества и способы применения в терапии. Ни один из них не обязательно лучше другого. Каждый из них может быть более подходящим в других ситуациях, чем другие. Эти взгляды представляют современный спектр психологии, но, несомненно, будут пересмотрены и дополнены в ближайшие десятилетия, когда мы внесем изменения в то, как мы живем.
1. Психодинамическая перспектива
Психодинамическая перспектива уходит корнями в работу Зигмунда Фрейда. Этот особый взгляд психологии заключается в том, что бессознательный разум отвечает за большую часть нашего поведения в настоящем. Утверждается, что это имеет свои корни в нашем развитии в раннем детстве и любых травмах, которые мы можем испытать или не испытать из-за дисфункционального характера нашего воспитания. Отсюда произошли самые ранние формы терапии беседой, известной как психодинамическая терапия. Это исследует ид, эго и суперэго. По сути, это включает в себя установление связи между вашим подсознанием и вашими действиями, которая распространяется на ваши эмоции, отношения и модели мышления. Это очень долгосрочный подход к терапии, и хотя он не как , распространенный сегодня, он все еще может быть полезным терапевтическим подходом, который может помочь в лечении депрессии, беспокойства, расстройств пищевого поведения, злоупотребления психоактивными веществами и множества других состояний.
2. Поведенческая перспектива
Как следует из названия, поведенческая психология фокусируется на выученных формах поведения, которые мы приобретаем через окружающую среду, группу сверстников или любые другие внешние стимулы. Этот подход был основан на работе Эдварда Торндайка и Джона Б. Уотсона. Бихевиоризм отличается от большинства других точек зрения в этом списке, поскольку он фокусируется на наблюдаемом поведении, а не на нашем эмоциональном ландшафте. Таким образом, поведенческая терапия представляет собой ориентированный на действия подход к психическому здоровью. Он более активен и практичен по сравнению с другими терапевтическими моделями. В поведенческой среде вы не будете говорить о своих эмоциях или копаться в своей психике, а вместо этого сосредоточитесь на том, как вы можете изменить свои реакции на определенные ситуации и модели вашей жизни, которые вызывают у вас стресс. Поведенческая терапия наиболее эффективна для лечения фобий, расстройств, связанных со злоупотреблением психоактивными веществами, СДВГ, ОКР и многого другого.
3. Когнитивная перспектива
Когнитивная перспектива, пожалуй, наиболее распространена сегодня из всех перечисленных здесь. Он возник в 1960-х годах и фокусируется на психических процессах, таких как память, мышление, решение проблем, язык и принятие решений. Все это формирует модель, которая сегодня стала когнитивно-поведенческой терапией (КПТ). В некотором смысле когнитивно-поведенческая терапия представляет собой гибрид поведенческой терапии, поскольку она побуждает вас находить практические, основанные на навыках решения ваших текущих проблем. Под руководством вашего терапевта вы определите негативные модели и узнаете, как они негативно влияют на вас. Оттуда вы изучите способы замены этих старых самоограничивающих убеждений и способов действий поведением, которое более полезно и полезно для вашего общего роста. Было показано, что КПТ эффективна при лечении таких состояний, как депрессия, биполярное расстройство, тревога, фобии, расстройства пищевого поведения и бессонница.
4. Биологическая перспектива
Биологическая перспектива в меньшей степени связана с прямым терапевтическим подходом и больше связана с изучением того, как наши гены могут влиять на наше поведение. Такими переменными, которые могут влиять на то, как мы взаимодействуем с миром, являются хромосомы, гормоны и мозг. Этот подход больше фокусируется на коллективном поведении, которое мы демонстрируем, и на том, почему определенные состояния могут развиваться в макромасштабе, а не в отношениях между клиентом и терапевтом. Например, в одном исследовании изучались последствия снижения уровня тестостерона у отцов новорожденных сразу после их рождения. Это двоякое явление: мужчины ищут новых партнеров (измена), а также становятся менее агрессивными, что полезно при рождении новорожденного ребенка.
5. Кросс-культурная перспектива
Кросс-культурная область психологии – это новая отрасль, которая набрала обороты за последние двадцать лет. Название довольно буквальное, поскольку оно исследует, как разные культуры могут влиять на то, как люди думают, действуют и чувствуют. Опять же, как и в случае с биологической точки зрения, это не имеет прямого отношения к какому-либо терапевтическому подходу, а вместо этого представляет собой набор руководящих принципов, которые можно использовать в качестве дополнительного наложения, чтобы помочь определить направление сеанса, где это необходимо, или помочь добавить некоторый контекст. . Это полезно, например, если вы приходите на терапию и принадлежите к культуре, которая носит коллективистский характер и, возможно, опирается на строгую патриархальную иерархию. Это часто может быть проблемой для людей, живущих в западных странах и являющихся потомками иммигрантов в 1-м поколении, которые все еще придерживаются обычаев своей первоначальной родины. Это приводит к столкновению культур в смысле индивидуалистического — западного — подхода, отвечающего более консервативным коллективистским идеалам.
6. Эволюционная перспектива
Эволюционная психология – это еще одно направление, основанное на исследованиях. Он фокусируется на том, как теория эволюции объясняет наши психологические процессы. Таким образом, эта точка зрения предполагает, что определенные поведенческие реакции существуют как пережитки, которые когда-то были необходимы в недавнем прошлом и которые мы, возможно, уже переросли. Основные принципы этой ветви мышления гласят: ваш мозг — это средство, с помощью которого вы получаете инструкции вести себя в зависимости от окружающей среды. Нейронная схема в вашем мозгу помогает вам решать проблемы, и эта схема создавалась в результате естественного отбора на протяжении многих поколений. Большая часть вашего психологического поведения определяется вашим подсознанием, а ваш разум основан на адаптивных изменениях, которые впервые произошли в эпоху плейстоцена.
7. Гуманистическая перспектива
На гуманистический подход большое влияние оказали работы Абрахама Маслоу и его иерархии потребностей. Эта модель подчеркивает роль мотивации в вашем мыслительном процессе. Таким образом, психологи, работающие в этой области, в первую очередь озабочены тем, что заставляет людей расти, меняться и реализовывать свой уникальный потенциал. Таким образом, гуманистическая терапия направлена на понимание вашего мировоззрения в связи с вашей системой ценностей. Но в более широком смысле этот подход также фокусируется на том, как вы можете развить самопринятие, чтобы вы могли преодолеть прямую или косвенную критику со стороны других. В некотором смысле, речь идет о повышении самооценки и о том, чтобы стать больше самим собой. Некоторые из таких методов лечения, которые включают гуманистический подход, включают гештальт-терапию, в которой упор делается на ролевые игры, и клиент-центрированную терапию, также известную как личностно-ориентированная терапия. Гуманистический подход может помочь в следующих состояниях: травма, трудности в отношениях, психоз и депрессия.
психология: | Информация
Современная психология
Современная психология делится на несколько дисциплин, каждая из которых основана на различных моделях поведения и психических процессов. Психологи работают в самых разных условиях, включая университеты и колледжи, начальные и средние школы, государственные учреждения, частный бизнес, больницы, клиники и частные практики. В последние годы наблюдается рост значения прикладной психологии — как видно из областей, которыми занимаются современные психологи — с сопутствующим снижением значения психологии в научных кругах. В Соединенных Штатах клиническая психология стала важным направлением дисциплины, в значительной степени отдельной от психологических исследований. Клинические психологи отвечают за диагностику и лечение различных психологических проблем.
Биологические модели поведения занимают все более видное место в психологической теории, особенно с развитием различных инструментов, таких как позитронно-эмиссионная томография (ПЭТ) для картирования мозга. Область нейропсихологии, изучающая мозг и связанную с ним нервную систему, стала результатом этого современного внимания к биологическим объяснениям человеческого мышления и поведения. Когнитивные модели, полученные из школы гештальт-психологии, фокусируются на различных мыслительных процессах, которые являются посредниками между стимулами и реакциями.
Педагогическая психология, возникшая в 18-19 вв. образовательные реформы Фридриха В. Фребеля, Иоганна Песталоцци и их последователя Иоганна Гербарта, позднее были расширены Г. Стэнли Холлом и Э. Л. Торндайком. Он занимается разработкой усовершенствованных методов преподавания и обучения.
Социальная психология, разработанная британскими психологами Уильямом Макдугаллом и Хэвлоком Эллисом, изучает влияние различных социальных условий на человека. Некоторые другие области этой области включают психологию развития, изучающую изменения мышления и поведения в течение жизни; экспериментальная психология, представляющая собой лабораторные исследования, связанные с пониманием разума; и психология личности, которая занимается конкретно индивидуальной личностью и процессами, посредством которых она формируется.
В последние годы возник ряд новых областей психологии. Промышленная/организационная психология, возникающая из социальной психологии, фокусируется на рабочем месте и рассматривает такие темы, как удовлетворенность работой, лидерство и производительность. Психология здоровья исследует, как психологические факторы способствуют патологии, и демонстрирует, как психология может способствовать выздоровлению и профилактике таких соматических заболеваний, как болезни сердца, рак и диабет.