Цветовой круг люшера: Цветовой круг, как достичь гармоничного сочетания цветов.

Содержание

правила сочетания цветов. Как пользоваться кругом? Описание цветовых кругов Оствальда и Гете, Ньютона и других

Покупая любую вещь: будь то одежда, посуда, мебель, обои, картина, мы пытаемся представить ее на себе или в интерьере своего дома. Если это вещи для дома, то оцениваем не только габариты, фактуру, но и колористику. Если это одежда, то вспоминаем, есть ли в гардеробе вещи, с которыми можно было бы составить ансамбль; подойдут ли любимые джинсы к этой тунике в тон; как это будет смотреться с нынешним цветом волос. То есть в любом вопросе немаловажную роль играет цвет. И тут можно оказаться в неловкой ситуации и выглядеть смешно из-за незнания простейших правил цветового сочетания.

Чтобы этого не произошло, предлагаем узнать, что такое цветовой круг и как правильно подбирать оттенки в разных жизненных ситуациях.

Что это такое?

Многие знают, что цвет человек воспринимает через сетчатку глаза. Разные поверхности поглощают одни лучи и отражают другие.

Поглощенный, он не виден глазу и ощущается нами как черный. Чем больше отражается лучей, тем белее кажется объект (например, снег). А это значит, что белый – это комбинация всех видимых оттенков.

Глаз человека различает достаточно узкий диапазон длины волн, соответствующих разным цветам: самую длинную видимую волну (примерно 750 нм) имеет красный цвет, а самую короткую (380 – 400 нм) – фиолетовый. Человеческий глаз не в состоянии увидеть инфракрасный свет и ультрафиолет.

Сетчатка человека воспринимает эти самые 7 лепестков радуги, о которых сложена считалочка «каждый охотник желает знать, где сидит фазан»: за красным – оранжевый, а далее – желтый, который пристроился на зеленом, чуть ниже – голубой, синий, а держит все это фиолетовый. Но ведь их гораздо больше – коричневый и салатовый, розовый и горчичный – всех не перечесть. Как определить их место в цветовой гамме, откуда они взялись и как сочетаются с другими цветами – эти вопросы давно будоражили не только художников, декораторов, но и ученых.

Результатом поиска решения проблемы стала попытка Исаака Ньютона соединить первый цвет видимого спектра (красный) с последним (фиолетовым): получился цвет, которого не было в радуге, и который не виден в спектре – пурпурный. Но ведь цветовые сочетания могут быть и между другими цветами. Чтобы лучше увидеть их взаимосвязь, он расположил спектр не в виде линейки, а виде круга. Ему понравилась эта идея, так как в круге было легко увидеть, к чему приведет смешение тех или иных цветов.

Со временем теория цветового круга развивалась, менялась, но ею пользуются и сейчас, начиная от воспитателей детских садов при проведении психологических тестов с детьми и заканчивая физиками, дизайнерами, инженерами и стилистами. Цветовой спектр, представленный в виде разных фигур, дает нам представления о первичных и вторичных цветах, холодных и теплых оттенках. Картина полного круга позволяет определить, какие цвета являются противоположными, а какие – родственными, так как это непрерывный цветовой переход от тона к тону. Также с его помощью можно определить оттенок (hue), насыщенность (saturation), яркость (brightness) – HSB.

Чтобы глубже разобраться в вопросе взаимодействия различных оттенков, необходимо познакомиться с различными видами цветовых кругов.

Виды

Заговорив про Исаака Ньютона, отметим, что его теория не была безупречной, но он сделал очень много открытий, связанных с цветовой гаммой и самим спектром. Например, именно ему принадлежит идея, что если смешать два цвета в разных пропорциях, то новый оттенок будет ближе к тому из них, которого использовано больше.

Иоганн Вольфганг фон Гёте во многом был несогласен с Ньютоном. По его теории цвета – это результат борьбы света с тьмой. Первыми (первичными) победителями были красный (Red) с желтым (Yellow) и синий (Blue) – RYB. Эти три тона чередуются с тремя дополнительными – оранжевым, зеленым и фиолетовым, которые получаются в результате смешения двух первичных (основных) рядом находящихся цветов.

Круг Гёте охватывает меньшее количество тонов, поэтому далеко не все специалисты положительно отзываются о его теории. Но зато его считают основателем раздела психологии о влиянии цветов на человека.

Несмотря на то что авторство создания пурпура приписывают Ньютону, до сих пор непонятно, кто же является автором 8-секторного круга: Гёте или Ньютон, ведь спор именно из-за восьмого, пурпурного цвета.

А если бы они избрали модель круга по образцу Вильгельма Оствальда (который, правда, жил позже), то никакого спора и быть не могло, потому что это плавное перетекание из одного колера в другой в круге из 24 секторов.

Он является автором книги об основах цвета, в которой написал, что в процессе приобретения опыта мы понимаем: не все цветовые сочетания нам приятны. Отвечая на вопрос, почему это происходит, он говорит, что приятны гармоничные сочетания, которые подысканы по законам определенного порядка. К ним относятся степень яркости или затемнения, равнозначную тональность.

Но вот мнение современных колористов на теорию Оствальда неоднозначно. По принятым ныне правилам противоположные цвета должны быть дополнительными (именно так их называют в физических системах RGB). Такие колеры при смешивании должны давать только серый цвет. Но так как Оствальд за основные тона принял не синий – красный – зеленый, а синий – красный – зеленый – желтый, то его круг не дает необходимого серого при смешении.

Результат – невозможность использования в живописи и прикладных искусствах (по мнению автора еще одного цветового круга Йоханнеса Иттена, о котором речь пойдет дальше).

А вот модницы с удовольствием пользуются наработками Оствальда, потому что с их помощью можно гармонично сочетать 2-4 тона. Подобно стрелкам компаса, в круге есть три стрелки, которые при любом повороте подскажут, какие три тона сочетаются между собой.

А так как в круге целых 24 сектора, то подобрать комбинацию вручную было бы гораздо труднее. Оствальд обратил внимание, что фон, на который наложены цвета, сильно влияет на общее восприятие. На черном, белом, сером остальные цвета играют по-другому. Но не стоит располагать белые элементы на светлом фоне.

Три тона, равноудаленные друг от друга, получили название «триада» – равносторонний треугольник при любом повороте влево или вправо.

Спектральный анализ ученого Вильгельма Оствальда и его последователей, а также оппонентов, сложился со временем в систему, которой пользуются до сих пор.

  • 3 – 4 цвета, расположенные последовательно в круге, являются близкими, смежными. Если они принадлежат к одному цветовому семейству (например, голубой – синий – фиолетовый), то их называют аналогичными или аналоговой, родственной триадой. Мы привыкли называть их оттенками, хотя это не точное определение.
  • Оттенками называют варианты одного тона, когда в него добавляют белую или черную краску. В большей степени разработкой градиентной шкалы занимались последователи ученого.
  • Диаметрально противоположные цвета назвали химическим понятием, обозначающим взаимное соответствие, – «комплЕментарные». Но, как мы поясняли выше, у Оствальда они хотя и были противоположными, но не были дополнительными.

Именно в этом вопросе впоследствии не был согласен с ученым Вильгельмом Оствальдом художник Йоханнес Иттен. Теоретику дизайна, педагогу помогала собственная художественная практика. Он разработал цветовой круг из 12 секторов. Казалось бы, просто уменьшил количество цветов в круге Оствальда вдвое, но принцип использован другой: за основные Иттен вновь взял, как и Ньютон, красный – желтый – синий. И поэтому в его круге зеленый находится напротив красного.

Вершины большого равностороннего треугольника внутри круга у Иттена указывают на первичные краски RYB. При смещении треугольника на два сектора вправо мы видим вторичные тона, которые получаются из смешения двух первичных (крайне важно, чтобы пропорции красок были равными и хорошо смешанными):

  • желтый и красный дают оранжевый;
  • смесь желтого и синего – это зеленый;
  • если красный смешать с синим, то получится фиолетовый.

Верните треугольник на один сектор влево, и увидите тона третьего порядка, получаемые из двух предыдущих (1 первичный + 1 вторичный): желто-оранжевый, красно-оранжевый, красно-фиолетовый, сине-фиолетовый, сине-зеленый и желто-зеленый.

Таким образом, круг Йоханнеса Иттена – это 3 первичных, 3 вторичных и 6 третичных цветов. Но по нему же можно определить холодные и теплые тона. В круге на схеме Иттена выше всех находится желтый, ниже всех – фиолетовый. Именно они являются пограничными. Проведите вертикальную линию через весь круг посередине этих красок: половина круга справа – это зона тепла, слева – зона холода.

Используя этот круг, разработаны схемы, по которым очень удобно подбирать цветовую гамму для любой ситуации. Но об этом чуть позже. Сейчас же продолжим знакомиться с другими видами цветовых кругов и не только.

О круге Шугаева можно найти огромное количество упоминаний, но (парадокс!) нет информации про его биографические данные. Даже имя и отчество неизвестно. А теория его интересна тем, что он принял за первичные не три, а четыре колера: желтый, красный, зеленый, синий.

И далее говорит о том, что гармонизация возможна, только если сочетаются:

  • родственные цвета;
  • родственно-контрастные;
  • контрастные;
  • нейтральные по родству и контрасту.

Для определения родственных и контрастных колеров он разделил свой круг на четверти. Родственные краски находятся в каждой четверти между двумя первичными колерами: желтым и красным, красным и синим, синим и зеленым, желтым и зеленым. При использовании палитры одной четверти сочетания являются гармоничными и спокойными.

Контрастно-родственные цвета находятся в близлежащих четвертях. Исходя из названия, не каждое сочетание будет гармоничным, но Шугаев разработал несколько схем в помощь пользователям.

Контрастные цвета расположены в диаметрально противоположных четвертях. Максимально удаленные друг от друга колеры автор назвал контрастно-дополнительными. Выбор такого сочетания говорит о высокой эмоциональности и экспрессивности.

Но гармония может быть и однотонная. Ее признают и другие авторы, называя монохроматическими сочетаниями.

Следующий вид цветового круга очень интересен тем, что перестает быть плоским. Колориметрическая система Альберта Манселла – это тщательные эксперименты ученого, который изучал цветовое восприятие человека.

Для Манселла цвет предстал в виде 3 чисел:

  • тон (оттенок, hue),
  • значение (светлота, яркость, value, brightness),
  • хрома (цветность, насыщенность, chroma, saturation).

Эти три координаты в пространстве позволяют определить оттенок кожи или волос человека, сравнить цвет почвы, используются в судебной медицине и даже определяют тон пива у пивоваров.

И главное, именно моделью HSB (hue, saturation, brightness) пользуются дизайнеры и компьютерные художники.

А вот Тобиас Майер решил отказаться от идеи круга. Ему цветовой спектр виделся треугольниками. Вершины – это базовые цвета (красный, желтый и синий). Все остальные ячейки – это результат смешения от колера к колеру. Создав множество треугольников с разной яркостью, он их расположил от более яркого к наиболее светлому, блеклому, один над другим. Создалась иллюзия трехмерного пространства, которая используется до сих пор.

Пытаясь облегчить попытки гармоничного сочетания цветов, художники, колористы, психологи разрабатывали таблицы сочетаемости. Именно в этой связи столь популярно имя Макса Люшера. Даже обычные школьники знакомы с этим именем благодаря методике цветовой психодиагностики. Но это вовсе не принижает, а, наоборот, возвышает результат деятельности шведского психолога: простота использования таблицы делает ее уникальной.

Скачав ее на смартфон и пользуясь во время покупок, можно приобрести очень гармонично подходящие друг другу вещи.

Есть и другие виды цветовых кругов, теорий, методик. В них обязательно будут отличия, но общие правила цветового сочетания все равно сохранятся. Кратко обобщим их. Итак, в цветовом круге цвета могут сочетаться следующим образом.

  • Монохромно – своеобразная растяжка света от светлого к темному, оттенки одного цвета.
  • Контрастно (комплементарно, дополнительно). Цвета, расположенные друг напротив друга, обязательно будут контрастными, но не всегда дополнительными.
  • Смежно: 2- 3 цвета, находящиеся в непосредственной близости друг от друга.
  • По принципу классической триады – треугольника, одинаково расширенного от точки центра на все три стороны.
  • По принципу контрастной триады – треугольник с удлиненным острым углом за счет того, что 2 цвета из 3 приближены друг к другу.
  • По принципу четырехцветной классики: равносторонний треугольник дополняется промежуточным цветом, который является контрастным одной из вершин.
  • По принципу квадрата, который вписывается в круг. В этом случае специалисты советуют один цвет использовать как основной, остальные – в качестве акцентов.
  • По прямоугольной схеме, в которой очень важно соблюсти баланс между основным и акцентными цветами.
  • По принципу равностороннего шестигранника – сложная гармония, доступная даже не каждому специалисту. Чтобы ее воссоздать, необходимо очень тонко чувствовать цветовые нюансы.

Черный и белый цвета – это вспомогательные средства для придания тона, яркости, насыщенности.

Дополнительные цвета

При смешивании двух любых противоположных комплементарных цветов в одинаковых пропорциях не получится нейтральный серый тон, если цветовой круг создан по принципу первичных цветов в системе RYB (красный – желтый – синий). Когда используется модель RGB (красный – зеленый – синий), то можно говорить о дополнительных цветах. У них можно наблюдать два противоречащих друг другу эффекта:

  • взаимное ослабление, уничтожение;
  • приумножение яркости антипода.

Кстати, серый цвет, так же как белый и черный, называют ахромными. Они не входят ни в один из цветовых кругов. По модели Иттена противоположными являются:

  • красный – зеленый,
  • красно-оранжевый – сине-зеленый,
  • оранжевый – синий,
  • желто-оранжевый – сине-фиолетовый,
  • желтый – фиолетовый,
  • желто-зеленый – красно-фиолетовый.

Если проанализировать эти пары, то обнаружится, что они всегда троичны. Например, пара «оранжевый – синий» это «синий + желтый + красный». И если смешать в равных пропорциях эти три тона, то получится серый. Так же, как при смешивании синего и оранжевого. Такое смешение – это не только контраст указанных оттенков, но и контраст светлого и темного, холодного и теплого.

У любого цвета, тона, оттенка есть противоположный. И это значительно расширяет возможности художника, модельера, дизайнера, визажиста, декоратора. Например, чтобы удалить с волос головы протестный фиолетовый колер, парикмахеру нужно подобрать желтый, пшеничный оттенок. При правильном подборе волосы станут серо-коричневого цвета. Этот метод называют эффектом нейтрализации.

Но если пресловутый зеленый и красный поместить рядом (например, на одной картине), то они станут ярче, будут подчеркивать друг друга.

Дополнительные тона подходят далеко не всем: это признак динамичности, некоей агрессии, энергичности. Они призваны подчеркнуть рельефность фигуры, поэтому округлым и низким особам не стоит прибегать к такой расцветке. Также нужно быть осторожными при оформлении малогабаритной квартиры контрастами. Возможно, стоит выбрать главенствующий цвет и акцентирующий.

Но у каждого цвета есть оттенки с разным уровнем насыщенности. Поэтому контрастные цвета в зависимости от тона будут восприниматься по-разному:

  • резко контрастными называют яркие колеры, пастельные и приглушенные оттенки одного колера;
  • слабо контрастными являются сочетания между пастельными, приглушенными тонами, одноцветными оттенками, схожими друг с другом по насыщенности.

Как пользоваться кругом?

Познакомившись с большим количеством методов, методик, теорий и способов, возникает закономерный вопрос: как использовать цветовой круг в жизни? Ведь мало выбрать вещь в тренде, нужно, чтобы она сочеталась с другими предметами гардероба. А вот здесь может ожидать подвох: либо придется осуществлять подбор ансамбля сразу же, чтобы угадать с оттенком, либо захватить с собой уже имеющуюся вещь. И даже глядя на нее, можно ошибиться.

Чтобы этого не произошло, рекомендуем воспользоваться готовыми программами по подбору оттенков для разных схем (монохромность, контраст, триада, тетрада, аналогия, акцент аналогия). Например, «Colorsheme» прекрасно с этим справляется.

При наличии интернета на смартфоне подобрать предметы гардероба, мебели, аксессуаров, предметов декора можно непосредственно в месте покупки.

Если интернета нет, значит заранее нужно сфотографировать желательную комбинацию оттенков и уже пользоваться ею в магазине.

Еще один вариант – воспользоваться примерами того, как это будет работать, у профессионалов. Например, профессиональный фотограф Alex Romanuke вручную создает палитры, которые фиксирует в фотографиях. Рассматривая созданные ими сюжеты, цветовую палитру и описание. Так гораздо лучше понимаешь, что должно получиться в результате совмещения предполагаемых тонов и оттенков.

Следующий путь – разложение на цветовую схему понравившейся фотографии с помощью различных приложений, например, Adobe Color CC. Приложение очень хорошо подсказывает цветовые нюансы выбора.

Но многие профессионалы советуют: берите цветовые сочетания у природы. Если они там есть, значит, они естественны. Также подойдут работы фотографов, художников и дизайнеров. Но здесь не стоит забывать, что они работают в разных направлениях, и то, что красиво для них, вовсе необязательно должно понравиться вам.

Кроме того, существуют ключевые цветовые коды, которые ассоциативно всплывают в памяти человека при упоминании события. Например, вспомните предупреждающий сигнал Stop – да, это красный и белый. Новый год – это зеленая елка и красный костюм Санта Клауса. Море – белая чайка и синяя волна. Примеров много, и главное, – они понятны. А понятны они потому, что устойчивы. Но к каждому сезону появляются новые коды, которые могут действительно оказаться интересными и уйти в массы либо так и дефилировать на подиуме.

Вот для примера ряд устойчивых кодов с красным, которые профессионалы знают наизусть:

  • сочетание с черным в различных вариантах: код сексуальности, обольщения, траура;
  • красное с серым: элегантный casual для города, спортивный, современный слабо контрастный;
  • сочетание с бежевым: изысканная повседневность, женственность;
  • красное с синим: типичное спортивное сочетание, повседневный гардероб.

А вот тот же красный в новых трендовых кодах:

  • в сочетании с розовым (два ярких цвета, которые прежде не рассматривались как совместимые): в зависимости от оттенков могут быть протестно-контрастными или родственно близкими;
  • красный с пастельными оттенками (перламутрово-белыми, серебристыми, нежно-голубыми, нежно-розовыми, нежно-коралловыми, лавандовыми) – это яркий акцент в спокойной гамме или равенство цветов, которое используют не только в одежде, но и в интерьере, а также при декорировании любых объектов.

Еще один путь – балансировка силуэта за счет одновременного использования нейтрального цвета с теплым и холодным оттенком. Для этого используют круг Иттена со схемой теплых и холодных тонов. И если с теплыми и холодными из схемы более или менее понятно, то какие цвета называют нейтральными – стоит разобраться.

Для каждого цветотипа человека определены свои нейтральные оттенки, но они имеют две подгруппы:

  • темные: черный, хаки, серый, синий, бордо;
  • нейтральные: беж, нюд, молочно-белый, терракот, коричневый, белый.

Темные нейтральные и нейтральные цвета используют для создания униформы (медики, военные, рабочие разных отраслей), повседневных нарядов, модных образов.

И еще один способ для понимания того, как пользоваться цветовым кругом. Его предлагает художник Татьяна Викторова: взять и нарисовать круг Иттена. Тогда на собственном опыте станет совершенно понятно, откуда берется каждый цвет и какое место он занимает в круге.

Для воплощения идеи понадобятся: бумага для акварели, кисть, три цвета акварельной краски (желтая, синяя и красная), вода, основа для палитры, циркуль, карандаш с линейкой.

Настоящему художнику для создания любого оттенка нужно всего лишь три первичных цвета. Попробуем с помощью модели Иттена это доказать.

  1. На акварельный лист форматом А4 нужно перерисовать этот круг, используя карандаш, циркуль, линейку.
  2. По вершинам равностороннего треугольника располагаем первичные тона.
  3. Внутренний треугольник подсказывает, как получить вторичные: смешать в равных количествах красный и желтый и закрасить акварелью треугольник, который прилегает к этим цветам, оранжевым. Далее смешать желтый и синий, чтобы получить зеленый, а также синий + красный, чтобы получить фиолетовый.
  4. Закрасить оранжевым, зеленым и фиолетовым сектора круга, в которые упираются острые углы равносторонних треугольников таких же цветов. Работа со вторичными цветами закончена.
  5. Между первичным и вторичным цветом осталась ячейка для составного (третичного) колера. Он получается из смешения красного + оранжевого в первом случае, желтого + оранжевого – во втором, желтого + зеленого – в третьем. И так по всему кругу.

Круг заполнен, и теперь у вас есть понимание, как получаются цвета и оттенки. Но так как качество акварели у производителей разнится, то они могут сильно отличаться от оригинального круга. Этому не стоит удивляться.

А если даже такие художественные экзерсисы вам даются с трудом, то можно воспользоваться покупным цветовым кругом, чтобы всегда знать, как правильно сочетать цвета.

О том, как пользоваться цветовым кругом, смотрите далее.

Цветовой круг. Таблица Люшера. — PDF Free Download

Сочетание цветов в одежде

Сочетание цветов в одежде сегодня мы узнаем, как подобрать одежду по цвету, комбинировать предметы гардероба и правильно сочетать цвета в одежде для создания гармоничных ансамблей. Сочетание цветов У каждой

Подробнее

Значение цвета в дизайне

Значение цвета в дизайне Современный дизайн все активнее начинает управлять людьми силой своего воздействия на их эмоции и поступки, побуждает делать выбор, влияет на формирование мышления и мировоззрения.

Подробнее

Цвет в композиции. Цветовой контраст.

Цвет в композиции. Цветовой контраст. Иоганнес Иттен (1888-1867) Швейцарский художник, теоретик нового искусства и педагог, теоретик цвета. Получил всемирную известность благодаря сформированному им учебному

Подробнее

ТРЕНИНГ ПО ЦВЕТУ Открытый урок

ТРЕНИНГ ПО ЦВЕТУ Открытый урок Теория цвета На этом уроке мы познакомимся с теорией цвета и основными понятиями и характеристиками цвета, которыми вы сможете пользоваться в повседневной жизни при составлении

Подробнее

Колористика. Часть 1

Колористика. Часть 1 Физическая природа цвета Зрительное восприятие цветов Трехкомпонентная теория Цветовые системы Количественная колориметрия Закономерности цветовых отношений Основные характеристики

Подробнее

ПСИХОЛОГИЯ ВОСПРИЯТИЯ ЦВЕТА ЧЕЛОВЕКОМ

NovaInfo.Ru — 57, 2016 г. Искусствоведение 1 ПСИХОЛОГИЯ ВОСПРИЯТИЯ ЦВЕТА ЧЕЛОВЕКОМ Волкова Юлия Андреевна Все материальные объекты в окружающем нас мире имею свои характеристики, одной из которых является

Подробнее

ДНК ЦВЕТОВОГО ВИДЕНИЯ

Александров Н.Н. ДНК ЦВЕТОВОГО ВИДЕНИЯ Или закон социальной эволюции видения цвета СТАТЬЯ ПЯТАЯ 1 ПЯТЬ ЦВЕТОВ Для начала поговорим о нормальном распределении, также называемое гауссовым. Это распределение

Подробнее

Методическое пособие «Бисер и цвет»

Областное бюджетное учреждение дополнительного образования «Областной центр развития творчества детей и юношества» Методическое пособие «Бисер и цвет» Составила: Педагог дополнительного образования: Харченко

Подробнее

Photoshop для колористов-отделочников

Федеральное агентство по образованию Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования Ивановский государственный химико-технологический университет Photoshop для колористов-отделочников

Подробнее

Систематизация оттенков цвета

Глава 2. Цветовые модели Систематизация оттенков цвета 245 Потребность в систематизации и классификации цветов возникла давно. Многообразие наблюдаемых в природе цветов художники и ученые издавна стремились

Подробнее

«ЦВЕТНЫЕ ФАНТАЗИИ… ИЛИ КАК

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад 8» г. Коркино Консультация для родителей на тему: «ЦВЕТНЫЕ ФАНТАЗИИ… ИЛИ КАК ВЛИЯЮТ ЦВЕТА НА ПОВЕДЕНИЕ ДЕТЕЙ» Подготовила: Воспитатель

Подробнее

ЦВЕТОВАЯ ГАММА В РЕКЛАМЕ

ЦВЕТОВАЯ ГАММА В РЕКЛАМЕ ЦВЕТ ОДИН ИЗ САМЫХ ЗНАЧИМЫХ ЭЛЕМЕНТОВ ПЕЧАТНОЙ РЕКЛАМЫ, СПОСОБНЫЙ ПОВЛИЯТЬ НА РЕШЕНИЕ О ПОКУПКЕ НЕ МЕНЬШЕ, ЧЕМ СЛОГАН. ЭТО СВОЕОБРАЗНОЕ СВЯЗУЮЩЕЕ ЗВЕНО В РЕКЛАМНОМ СООБЩЕНИИ, КОТОРОЕ

Подробнее

Цели и задачи занятий по цветоведению

«Цвета есть раздражающие и успокаивающие, кричащие, спорящие друг с другом и живущие ласково один возле другого. В их борьбе или согласии и есть воздействие цвета на человека через чувство зрения». К.Петров-Водкин

Подробнее

учебный год

БПОУ ВО «Губернаторский колледж народных промыслов» КОНТРОЛЬНО ОЦЕНОЧНЫЕ СРЕДСТВА по специальностям среднего профессионального образования 4.0.0. Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы (углубленной

Подробнее

учимся Рисовать ГУАШЬЮ

учимся Рисовать ГУАШЬЮ Издательство АСТ Москва Воспроизводство любой иллюстрации для изучения или как предмета искусства допустимо. Любое коммерческое использование воспроизведенных или скопированных рисунков

Подробнее

«Цвет. Цвет в костюме»

Департамент образования администрации Кстовского муниципального района Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей Центр внешкольной работы ОТКРЫТОЕ ЗАНЯТИЕ «Цвет. Цвет в

Подробнее

СОДЕРЖАНИЕ. 3. Заключение…28

СОДЕРЖАНИЕ 1. Основные понятия о цвете…3 — Спектральные цвета 5 — Ахроматические и хроматические цвета..5 — Физические характеристики цвета…5 — Психологические характеристики цвета 6 — Холодные и теплые

Подробнее

Тема 3 ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ КОЛОРИСТИКИ

Тема 3 ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ КОЛОРИСТИКИ 1 Колористика грамотное планирование сочетаний цветов. Правильное сочетание цветов на участке озеленения имеет важное значение. При большой цветовой гамме, присутствующей

Подробнее

КОНТРОЛЬНО-ИЗМЕРИТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ

Департамент образования и науки Курганской области Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Курганский государственный колледж» КОНТРОЛЬНО-ИЗМЕРИТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ПО УЧЕБНОЙ

Подробнее

СВЕТ, ИЗЛУЧАЕМЫЙ И ОТРАЖАЕМЫЙ

СВЕТ, ИЗЛУЧАЕМЫЙ И ОТРАЖАЕМЫЙ Одна из наиболее важных мыслей, которую необходимо помнить, говоря о цвете, заключается в том, что некоторые предметы мы видим потому, что они излучают свет, а другие потому,

Подробнее

Теория цвета в компьютерной графике

Теория цвета в компьютерной графике Инструменты описания цвета Цветовой круг Гете Цветовой круг Освальда Цветовой круг Иттена Цветовые модели и их виды Цветовые модели (цветовое пространство) это способ

Подробнее

Описание проекта: «Разноцветная неделя»

Описание проекта: «Разноцветная неделя» Выполнила: Воспитатель МБДОУ 211 Качаева И.Г Тип проекта: творческий, познавательно-исследовательский. По содержанию: обучающий. По числу участников проекта: групповой.

Подробнее

Пояснительная записка.

Пояснительная записка Цвет в искусстве большая проблема, которую чаще всего рассматривают только в контексте проблемы живописных решений, что ведёт к примитивному пониманию значения цвета вообще, а в художественном

Подробнее

2012 Елена Пакина

2 ПРЕДИСЛОВИЕ Приветствую Вас, Дорогой Читатель! Эта книга написана для того, чтобы: ü Помочь Вам Определиться с приятной вашему глазу цветовой гаммой, которую Вы затем будете использовать при выборе мебели,

Подробнее

Проект «Лаборатория цвета»

Овсова Ирина Федоровна, воспитатель изодеятельности МДОУ «Детский сад 37» г. Саров, Нижегородская обл. Проект «Лаборатория цвета» (Экспериментирование с цветом как средство развития восприятия многообразия

Подробнее

Цветовой круг. Теория на практике

Цветовой круг поможет вам разобраться как взаимодействуют между собой тона: их построение; простые, действенные схемы сочетаний цветов. Фото.

Цветовой круг Иттена – это модель взаимодействия оттенков между собой: разделение по первичным и вторичным цветам, по длине волны, на холодные и теплые тона, а так же выстраивает порядок сочетания.

Цветовой круг был придуман как инструмент работы с красками для начинающих художников. Эта небольшая картинка показывала родительские свойства основных цветов: желтого, синего и красного. Треугольники по бокам центральной фигуры – дочерние тона. Так зеленый – это результат смешивания желтого с синим, а оранжевый – красного с желтым, в свою очередь пурпурный – красного с синим. Оболочка, в виде круга, описывает спектр (зависимость цвета от световой волны): от красного (самая длинная волна) до фиолетового (самая короткая), связь между двумя ее концами осуществляет пурпурный цвет, который не имеет волну. Получается, что пурпурный тон объединяет положительную и отрицательную бесконечность, тем самым описывая биологическую особенность взаимоотношения цвета с глазом человека: если на сетчатку глаза попадает одновременно красный и фиолетовый, мы видим фантомный пурпурный цвет.

Цвета цветового круга

Однако цветовой круг – это плоское (в прямом смысле слова) представление общей цветовой модели, мы не ограничены 12 цветами, а пользуемся тысячами и тысячами оттенков. Полная модель выглядит в виде шара, где оттенки цветового круга – экватор, а полюсами являются белый и черный цвет:

А разворот уже будет содержать информацию о взаимодействии оттенков в цветовом шаре: от пастельных тонов до темных.

Внутри этого шара есть ось: от белого до черного – средне-серого цвета. Это позволяет при любом разрезе шара видеть градиент от серого до светлого или темного тона любого цвета.

Если представить не утрированно сегментированный шар, а с радужным градиентом, то в него поместятся все возможные оттенки.

Круг цветовых сочетаний

Несмотря на то, что инструмент был разработан давно, его практическое применение до сих пор актуально. Он не просто дает представление о цвете и построении оттенков, но и учит эффективно сочетать их.

Круг цветовых сочетаний имеет набор цветовых схем.

Двухцветная гармония дополнительных цветов. Если смешать такие цвета на палитре, то они дадут грязно-коричневый оттенок, но в теории при их смешивании должен получаться серый. Эти оттенки наиболее контрастны друг к другу, порой смотрятся вызывающе. Такие комбинации чаще используют в искусстве, чтобы добиться более ярких образов.

Предельно удаленные пары. Такое сочетание яркое, но более мягкое в отличие от дополнительных цветов. Оно более приемлемо для одежды и интерьера.

Смежные и похожие цвета не образуют контраста, но могут поддержать гармонию. Их используют для подчеркивания основного оттенка или как дополнение в многоцветной гармонии.

Триадное сочетание по цветовому кругу начинается с подобных оттенков, которые как и два подобных не создают контраст, но поддерживают гармонию.

Классическая триада и контрастная триада – это схема трехцветного сочетания по цветовому кругу по принципу треугольника: равностороннего и острого. Самые красивые сочетания можно создать по принципу острого, однако равносторонний дает мягкие, сбалансированные сочетания.

Существует 4 варианта четырехцветного сочетания по цветовому кругу:

Это четырехцветная контрастная гармония: она создана на основе контрастной триады и является ее близкий родственником. Такие сочетания броские, импозантные.

Четырехцветная классическая гармония родственник гармонии основанной на равностороннем треугольнике. Она более мягкая, но полная по тонам.

Квадратная гармония и прямоугольная гармония – это четырехцветные сочетания, как и две прямоугольные, имеют туже зависимость. Определение цветов с помощью квадрата дает более мягкую гамму, нежели прямоугольный метод.

Шестицветная гармония создается с помощью фигуры равностороннего шестигранника. Это сложное сочетание, которое очень сложно подобрать самостоятельно, поэтому полезность этого инструмента очевидна.

Составления сочетаний – довольно сложная работа и далеко не все, даже профессионально связанных с цветом люди, могут построить в голове идеальную гармонию, которая устраивала бы их по всем параметрам. Поэтому для того чтобы в любых условиях можно было работать с цветом существует картонный инструмент — цветовой круг.

Если брать во внимание цветовой шар, то сам цветовой круг может содержать множество оттенков, для которых принципы сочетабельности по классическому кругу будет актуальным.

Читайте дальше: по каким еще принципам строятся комбинации цвета?

ПОЛЕЗНЫЕ СТАТЬИ НА ЭТУ ТЕМУ (нажать на картинку)

Оставить комментарий

(только на русском языке)

Подбор цветов и генерация цветовых схем

Монохроматическая модель. Эта цветовая схема основана на одном оттенке цвета, и использует вариации, сделанные только лишь изменением насыщенности и яркости.

Результат комфортен для глаз, даже при использовании агрессивных цветов. Вместе с тем, труднее найти диакритические знаки и основные факты.

Также монохроматические вариации сделаны для каждого цвета в других схемах.

Комплементарная (контрастная) модель. Основной цвет дополнен его комплементом (цвета на противоположной стороне цветового круга). Создается один холодный и один теплый цвет — вы должны рассмотреть, какой из них будет доминирующим, и должен ли дизайн выглядеть холодным, или теплым.

Не следует злоупотреблять контрастными цветами в дизайне, используйте их только как цветовой акцент.

Модель цветовой триады (мягкий контраст). Основной цвет дополнен двумя цветами, помещенными тождественно по обе стороны его комплемента. В отличие от «острого» контраста, эта цветовая схема зачастую является более комфортной для глаз, она мягче, и в ней больше пространства для балансировки теплых/холодных цветов.

Триада образована тремя цветами, равномерно распределяя цветовой круг (120°). Цветовые схемы триады имеют много возможностей по сочетанию цветов, регулировке контраста, акцентов и баланса теплых/холодных цветов.

Модель цветовой тетрады (двойной контраст). Эта цветовая схема образована парой цветов и их контрастов. Она основана на Тетраде — четверке цветов, равномерно распределенных по цветовому кругу (90°). Тетрада — очень агрессивная цветовая схема, требующая хорошего планирования и деликатный подход к отношениям этих цветов.

Меньшая дистанция между цветами вызывает в результате меньше напряжения. Тем не менее, тетрада всегда является более «нервной» и «вызывающей», чем другие цветовые схемы. Работая с ней, вы должны заботиться о связях между одним цветом и его смежным дополнительным цветом (комплементом). В случае тетрады (угол 90°), необходимо хорошее чувство цвета и очень деликатный подход к сочетанию цветов.

Модель аналогичных цветов. Эта цветовая схема образована основным цветом и его смежными цветами — два цвета, расположенные тождественно по обе стороны. Это всегда смотрится элегантно и четко, цветовая гамма в результате этого выглядит с меньшей напряженностью и равномерной колориметрией. Если выбран цвет на тепло-холодной границе, цвет с противоположной «температурой» может быть использован для акцентирования двух других цветов.

Вы можете задать дистанцию смежных (вторичных) цветов, угол не должен превышать 60°.

Модель акцентированной аналогии. Это аналогичная модель с добавлением дополнительного (контрастного) цвета. Модель должна рассматриваться как дополнение — она добавляет напряженности к цветовой палитре, и слишком агрессивна в случае злоупотребления. Вместе с тем, она может быть использована в некоторых деталях, а так же в качестве цветового акцента — порой получается очень эффективная и элегантная цветовая гамма.

Оттенок. На этой вкладке отображается цветовой круг. Кликните по ней для регулировки оттенков основных, дополнительных, и вторичных цветов.

Регулировка цветовой схемы. На этой вкладке можно регулировать яркость/насыщенность цвета и контраст цветовой схемы, или просто выбрать из предопределенных настроек.

Информация о цветовой схеме. Кликните по этой вкладке для отображения значений цветов фактической цветовой схемы, а так же для экспорта их в различные форматы данных.

Оттенок основного цвета. Чтобы изменить значения, перетащите ползунок по цветовому кругу. Для ввода числового значения, дважды кликните по нему.

Оттенок дополнительного цвета. Чтобы изменить значения, перетащите ползунок по цветовому кругу. Для ввода числового значения, дважды кликните по нему.

Оттенок вторичного цвета. Чтобы изменить угол/дистанцию, перетащите ползунок дальше или ближе от основного цвета. Для ввода числового значения, дважды кликните по нему.

Оттенок вторичного цвета. Чтобы изменить угол/дистанцию, перетащите ползунок дальше или ближе от основного цвета. Для ввода числового значения, дважды кликните по нему.

Значение оттенка основного цвета. Кликните для ввода числового значения.

Угол/дистанция оттенка вторичных цветов. Кликните для ввода числового значения. Имеет смысл только в цветовых схемах, использующих вторичные цвета.

Значение RGB основного цвета. Кликните для ввода числового значения.

Будьте осторожны: из-за ошибки округления во время преобразования, значение RGB, используемое в цветовой схеме, может немного отличаться от введенного значения.

Значения RGB основного цвета.

Пресеты цветовых схем. Кликните и выберите предопределенные комбинации яркости, насыщенности и контрастности цветовой схемы.

Яркость и Насыщенность. Перетаскивайте ползунок по квадрату для регулировки яркости (вверх = светлее, вниз = темнее) и насыщенности (вправо = насыщенное, влево = разбавленное).

Контрастность цветовой схемы. Перетаскивайте ползунок по квадрату для регулировки контрастности вариантов цвета в схеме (вверх/вниз для темного варианта, влево/вправо для светлого варианта).

Контрастность цветовой схемы. Панель для регулировки яркости и насыщенности сразу всех вариантов схемы.

Коррекция Вариантов. Панель для регулировки яркости и насыщенности по отдельности для каждого цвета.

Список вариантов цвета. Выберите вариант цвета, а затем отрегулируйте его насыщенность и яркость при помощи ползунка на левом квадрате.

Схема палитры. Представлены четыре основных цвета, для легкого составления впечатления о схеме.

URL адрес цветовой схемы. Для каждой схемы существует уникальный ID. Вы можете сохранить эту ссылку в закладки, и вернуться к редактированию своей цветовой схемы в любой момент времени.

Предварительный просмотр цветовой палитры. Посмотрите, как выбранные цвета и их варианты сочетаются между собой.

Предварительный просмотр цветовой палитры. Посмотрите, как выбранные цвета и их варианты сочетаются между собой.

Пример веб-страницы (светлая/позитив). Кликните чтобы посмотреть пример веб-страницы, созданной при помощи текущей цветовой схемы. Это только пример, цвета палитры могут использоваться в сотнях разных вариаций.

Пример веб-страницы (темная/негатив). Кликните чтобы посмотреть пример веб-страницы, созданной при помощи текущей цветовой схемы. Это только пример, цвета палитры могут использоваться в сотнях разных вариаций.

Показать пример текста. Отметьте галочку, чтобы отобразить белый, черный и серый текст в окне предварительного просмотра цветовой схемы.

Рандомизация. Служит для создания случайной палитры согласно настройкам рандомизации.

Настройки рандомизации. Нажмите, чтобы установить, какие параметры должны быть рандомизированы.

Статья про цветовой круг Иттена, Ньютона, Гёте, Освальда.

Круг И.Ньютона

Цветовой круг Иттена один из основных инструментов дизайнера. Наверное, каждый, работающей в сфере дизайна и моды не раз сталкивался с понятием «цветовой круг», но мало кто знает, кто стоит у истоков данного творения.
Первым, кто исследовал свойства цвета был И. Ньютон. На основании его работ, стало известно, что белый цвет, который, по его мнению, единственный объективно существует в природе распадается на семь составляющих. Красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый – основные цвета, составляющие радугу. Ньютон описал модель цветового круга по аналогии музыкальной модели, разделив окружность на 7 частей, пропорциональных музыкальным тонам.

Круг Гёте

У поэта и мыслителя — Иога́нн Во́льфганг фон Гете, другой взгляд. По его мнению, цвет объективно существует в природе, он реален. Гёте выявил чистые цвета – которые нельзя получить путем смешивания (красный, желтый, синий) и смешанные, число которых неограниченно. Все они плавно перетекают из одного оттенка в другой и находятся на стыках между чистыми цветами. Более того, И. В. Гёте выдвинул предположение о том, что один, из существующих цветов, не входящих в число радужных является продолжением фиолетового и началом красного. Таким образом, Гёте замкнул радугу и создал свой цветовой круг (хотя иногда данный этап приписывают И. Ньютону, называя 8-ми цветовой круг «Цветовым кругом И. Ньютона»).

Круг Иттена

Круг В.Освальда

Позже Йохансен Иттен предложил двенадцатичастный цветовой круг, который принято считать классическим. Он основан на тех же 3-х цветах, названных Гёте чистыми. Затем идет вторичные цвета – полученные путем смешивания синий+красный=фиолетовый, красный+желтый получается оранжевый, синий и желтый дают зеленый – это цвета второго порядка. Остальные цвета также образуются путем смешивания.

Круг Иттена получил наибольшую популярность в мире художников и дизайнеров.

Не менее известен и цветовой круг Вильгельма Освальда, представляющий собой непрерывный спектральный цветовой круг. Основными цветами в нем являются так же 3 цвета, но это уже красный, синий и зеленый – стоящие в основании современной модели цвета RGB. А белый и черный цвета в чистом виде отсутствуют. Они трактуются как полное отсутствие цвета – белый, или же, как максимальная насыщенность цвета — черный цвет.

Цветовой круг прошел долгий путь, прежде чем приобрел привычный нашему глазу вид и вошел в обиход. Но, независимо от того, кому мы приписываем создание цветового круга, и кому в большей степени признательны современные дизайнеры, цветовой круг — это прежде всего инструмент колористики.

Цветовой круг Онлайн

Цветовой круг Иттена: гармония в геометрии

Сколько всего цветов существует в мире? Кто-то скажет, что семь, т.е. ровно столько, сколько в радуге. А по другим данным их всего три, и именно они создают остальные сорок тысяч оттенков. Интересный факт, правда?

Убедиться в этом можно, посмотрев на цветовой круг Иттена, о котором и пойдет речь в нашей статье.

Как выглядит цветовой круг Иттена

Йоханнес Иттен – художник, знаменитый исследователь цвета в искусстве, педагог, создатель курса Баухауса. Сейчас этот курс вошел в основу многих школ дизайна. Имея великолепное чувство гармонии, он создал цветовой круг, который помогает подбирать различные цветовые сочетания.

Круг имеет двенадцать цветов, из них три располагаются по центру: желтый, синий, красный. Эти цвета первичные, т.е. их нельзя получить из других цветов, поэтому они являются основными в круге:

Вторичные цвета получаются путем смешивания цветов первичного порядка. Например, зеленый цвет – это комбинация желтого и синего, синий и красный дают в сочетании фиолетовый, а красный и желтый – оранжевый. Получается, что цветов вторичного порядка тоже три, как и первичного.

Цвета третичного порядка образуются за счет смешивания первичных и вторичных цветов, которые располагаются рядом друг с другом. Например, если смешать красный и оранжевый цвет, то получится красно-оранжевый. В итоге совмещения соседних по схеме цветов рождаются еще двенадцать цветов: три основных цвета, три вторичных и шесть третичных.

Удивительно, что деятель искусства Йоханнес Иттен применил в своей работе не только творческие навыки, но и знания химии, психологии и физики. Каждый круг цветовой схемы имеет фигуру: линию, квадрат, треугольник, шестиугольник, прямоугольник. Если ее покрутить, то получится комбинация сочетаемых между собой цветов. При этом самые контрастные цвета находятся дальше всех друг от друга.

Такой круг является палочкой-выручалочкой для дизайнеров и художников. Не нужно ломать голову, подбирая подходящие оттенки, достаточно воспользоваться этим изобретением, которое само подскажет идеальную палитру цветов для любой композиции.

Давайте рассмотрим классические комбинации цветов в цветовом круге Иттена подробнее.

О геометрии и идеальном сочетании цветов

Круг – это целая система цветов, и если наложить на него геометрическую фигуру, то она покажет нам их гармоничное сочетание. На самом деле комбинаций может быть безмерное количество, но мы предлагаем рассмотреть классические варианты.

Сочетания в цветовом круге Иттена:

Комплементарное – сочетание контрастных цветов, которые располагаются на противоположных сторонах в круге. Проведите прямую линию через центр круга, и она соединит наиболее подходящие друг к другу цвета; их называют дополнительными. Но не стоит использовать эти два цвета активно в одной композиции, лучше сделать один из них основным, а другим разбавлять общую картину:

 

Классическая триада – это сочетание трех цветов, которые находятся на равном расстоянии друг от друга. Начертите в круге равносторонний треугольник, и вы получите такую комбинацию. Один из цветов сделайте главным, а два других – дополнительными. Композиция получится яркой и сбалансированной, но не такой контрастной, как в комплементарном сочетании:

Контрастная триада – комбинация контрастных цветов, полученная путем наложения равнобедренного треугольника. Такой вариант подбора цвета подойдет, если вы хотите разнообразить комплементарное сочетание, добавив дополнительный цвет:

Аналоговая триада – сочетание трех цветов в круге из двенадцати секторов, которые идут друг за другом. Здесь нет резких контрастов, цветовая гамма сдержанная. Можно также использовать один цвет как основной, а другие сделать поддерживающими:

Квадратная схема – сочетание комплементарных цветов, которое достигается путем наложения квадрата на цветовой круг Иттена. В итоге получаем палитру из четырех равноудаленных цветов:

Прямоугольная схема – так же, как и квадратная, представляет собой комбинацию комплементарных цветов, но только в этом случае цвета находятся ближе на спектре:

Шестиугольная схема – комбинация из шести цветов на двенадцатисекторном круге, которую можно получить, вписав в цветовой круг шестиугольник. Таким образом фигура укажет нам на три пары дополнительных цветов:

Конечно, цветовая палитра не ограничивается двенадцатью цветами, но цвета, которые представлены в цветовом круге Иттена, являются основными, и из них дизайнеры получают уже другие необходимые оттенки. Для этого достаточно разбавить нужный цвет белым, если хотим получить пастельный оттенок, или черным, если требуется более насыщенный тон.

Чем больше белого цвета добавляем, тем бледнее получается оттенок. С черным цветом наоборот – цвет получается контрастнее, если увеличить количество черного в нем. Таким образом можно сделать большой цветовой круг с множеством различных оттенков.

Подведем итог

Как видите, в сфере искусства тоже часто требуются различные гаджеты для облегчения работы. Еще бы, ведь правильно сочетать цвета – дело непростое, особенно, когда речь идет о целой палитре из четырех или шести цветов. Теперь вы можете самостоятельно подбирать их комбинации, воспользовавшись цветовым кругом Иттена.

Но никто не говорит, что вы не можете научиться подбирать оттенки самостоятельно. Напротив, круг поможет вам натренировать творческие навыки и развить чувство гармонии. А для большего эффекта советуем заглянуть на нашу онлайн-программу «ТРИЗ на практике», где за четыре недели вы оцените свои творческие способности и научитесь решать нестандартные задачи, в том числе и в сфере искусства.

Желаем вам творческого вдохновения!

Как правильно комбинировать цвета в интерьере: используем цветовой круг и другие приемы

Используйте цветовой круг

1. Для монохромного пространства

Если вы хотите воплотить дома монохромный интерьер, вам совсем не обязательно выбирать строго один тон и придерживаться только его. Собирать материалы и мебель в этом случае придется очень долго, а результат может получиться плоским и скучным. 

Если в качестве главного цвета вы выбрали светлый приглушенный тон, то для точечных акцентов можно выбирать темные насыщенные тона из этой же линейки, и наоборот.

2. Для двухцветного пространства

Если вы планируете создать яркий и контрастный интерьер, вам понадобятся два разных цвета, которые хорошо перекликаются. Если у вас уже есть один любимый цвет и вы подбираете ему пару, сначала найдите его на цветовом круге. 

Такие контрастные сочетания из ярких цветов лучше всего использовать в нежилых комнатах: на кухне, в ванной, в коридоре. Для спальни или гостиной выбирайте цвета поближе к центру или краю круга, они мягче и светлее.

3. Для трехцветного пространства

В подборе цветовой гаммы можно также руководствоваться правилом «60/30/10». Это значит, что вы выбираете основной цвет, который займет чуть больше половины всего пространства, добавляете к нему один масштабный контрастный оттенок и один точечный. 

Например, вы взяли в качестве основы лимонный желтый. Рядом с ним находятся оранжевый и лаймовый тона. Получится не кричащее, спокойное решение.

Если предыдущий способ кажется скучным, можно использовать цветовой круг для подбора трех цветов по-другому. 

В целом, не обязательно придерживаться именно равностороннего треугольника. Вы вполне можете сместить две вершины на один шаг вниз или вверх, вправо или влево. 

4. Для четырехцветного пространства

Самая сложная схема с точки зрения подбора материалов, декора и мебели, которую вы можете использовать, так как найти нужное количество сочетающихся между собой предметов и поверхностей непросто. Такая схема может пригодиться для крупных помещений или сложных многоцветных стилей, например, для поп-арта или бохо.

Вершины геометрической фигуры всегда будут указывать на хорошие сочетания.

Обратите внимание на картины и фотографии

Искать красивые цветовые сочетания самостоятельно необязательно. За вас в свое время это уже сделали художники и фотографы. А вот, что можете сделать вы.

  • Взять любимую картину или полотно в цифровом виде и загрузить на сайт, который подбирает оттенки пикселей. Так, щелкая по картинке, вы узнаете, какие в точности цвета сочетаются на выбранном вами изображении и подберете краску или ткань того же тона. Ищите сайты, которые подсказывают цвета по палитре Pantone, чтобы было проще ориентироваться в магазине.
  • Загрузить изображение на сайт, который составляет коллажи с основными используемыми оттенками. Этот прием удобнее, если изображение сложное и состоит из десятков разных цветов. Программа подберет несколько самых часто используемых вариантов. 
В обеих ситуациях можно также использовать приложения Pantone Studio или Adobe Capture.

Вдохновитесь природой

Можно отталкиваться от цветовых сочетаний, которые окружают вас в природе, в ней все гармонично. Попробуйте подбирать цвета, которые сочетаются в вашем любимом времени года. Для весны подойдут холодные яркие и светлые оттенки: салатовый, розовый, голубой, сиреневый, лимонный. Для лета — теплые и насыщенные: зеленый с оттенком желтого, красный, коричневый, оранжевый. Для осени — теплые и в желто-оранжевой цветовой гамме. Для зимы — сочетание белого с синим или серым.

Прибегните к психологическим тестам

Не стоит тратить время на шаблонные стереотипы о том, что красный — цвет страсти, а желтый — оттенок интеллектуальной деятельности. Психология цвета гораздо глубже и интереснее. Попробуйте пройти самостоятельно или с помощью знакомого психолога цветовой тест Люшера. Его результат предложит вам четыре оттенка, которые будут ассоциироваться у вас с самоуважением, доверием к себе, развитием и ограничениями. При этом оттенки будут лежать в стандартной гамме: красный, зеленый, синий и желтый.

Манчестерское цветовое колесо: разработка нового способа определения выбора цвета и его проверка у здоровых, тревожных и депрессивных людей | BMC Medical Research Methodology

Исследование 1

Что касается «привлеченного» цвета, 104 (99%) из 105 здоровых добровольцев ответили на этот вопрос, при этом 14 (14%) участников выбрали «Желтый 14» в качестве наиболее популярного ». ‘ цвет. 103 (98%) испытуемых ответили на вопрос о «любимом» цвете, из них 16 (16%) выбрали «Синий 28».Ни один волонтер не выбрал белый или серый цвет. Что касается цвета «настроение», только 41 (39%) здоровых добровольцев связали его с цветом, причем «желтый14» был наиболее популярным выбором цвета «настроение».

Воспроизводимость

Для оценки воспроизводимости 59 здоровых добровольцев повторили опросник по цвету после двухнедельного интервала. 20 (34%) человек дали точно такой же цветовой ответ «привлечено», 27 (46%) выбрали тот же «любимый» цвет и 38 (64%) дали такой же цвет «настроения».

Исследование 2

Процент людей, оценивающих определенный цвет как положительный или отрицательный, показан на Рисунке 3. Например, цвет номер 1 считался положительным на 3% и отрицательным на 24%, тогда как цвет номер 30 считался положительным в 43 случаях. % и отрицательное на 2%. Таким образом, существует значительная разница в положительной и отрицательной атрибуции разных цветов. Следовательно, необходимо было установить, какая комбинация процентных соотношений, как положительных, так и отрицательных, лучше всего указывает на то, следует ли определенно рассматривать цвет как положительный или отрицательный, а остальные — как нейтральные.Следовательно, была построена серия из восьми перестановок (таблица 1) с использованием различных процентных соотношений для того, что было оценено как положительный или отрицательный цвет. Например, перестановка 1 определяет положительный цвет как такой, в котором 20% или более людей считают его положительным, а 5% или менее считают его отрицательным. Точно так же цвет определялся как отрицательный, если 20% или более людей оценивали его как отрицательный, а 5% или менее оценивали его как положительный. Любые цвета, не соответствующие этим критериям, были классифицированы как нейтральные.Последующие перестановки становились все более ограничительными. Распределение цветов в каждой из различных комбинаций подробно показано на рисунке 4. Еще одним поразительным открытием стало то, что цвета из одной и той же цветовой группы (то есть синий или красный) имели совершенно разные коннотации для людей с точки зрения их положительности или отрицательности, в зависимости от по яркости и насыщенности (т.е. темно-фиолетовый по сравнению с бледно-фиолетовым). Следовательно, похожие оттенки из разных цветовых групп, например темно-зеленый и темно-красный, с большей вероятностью имели одинаковый оттенок, чем разные оттенки из одной и той же цветовой группы.

Рисунок 3

Положительные и отрицательные оценки каждого цвета здоровыми добровольцами . Показан процент здоровых добровольцев, которые оценили каждый цвет на «цветовом круге» как положительный (P) или отрицательный (N). Например, 72% участников оценили желтый 14 как положительный, тогда как 0,5% оценили его как отрицательный, тогда как только 1% добровольцев оценили Black 33 как положительный, тогда как 74% оценили его как отрицательное.

Таблица 1 Построение восьми перестановок. Рисунок 4

Распределение цветов по восьми перестановкам .Конструкция восьми перестановок полностью описана в Таблице 1. Перестановки 1 и 2 являются наиболее инклюзивными для положительных и отрицательных цветов, тогда как Перестановки 7 и 8 являются наиболее ограничительными. Если оттенок не считался ни положительным, ни отрицательным в конкретной перестановке, он классифицировался как нейтральный.

Воспроизводимость

Для оценки воспроизводимости 23 человека повторили вопросник по цвету через две недели. Из 874 возможных ответов о выборе цветов для позитивного настроения 767 (88%) были точно такими же.Точно так же 798 (91%) цветов отрицательного настроения были идентичны при втором вопросе.

Исследование 3

108 (100%) тревожных и 108 (98%) депрессивных людей ответили на вопрос «тяга», причем «желтый 14» был самым популярным в обеих группах (тревожные = 13 (12%), депрессивные = 11 (10%)). 108 (100%) тревожных и 109 (99%) депрессивных испытуемых ответили на вопрос о «любимом» цвете, из которых 11 (10%) с тревогой выбрали «Синий 28» как самый популярный цвет и 18 (17%) в депрессии выбрали «Синий». 27 », за которыми следуют 15 (17%) человек, выбравших« Синий 28 ».76 (70%) тревожных и 87 (79%) депрессивных добровольцев связали цвет со своим настроением, при этом два верхних места в этих двух группах занимали «Серый 35» и «Серый 36». 12 (16%) тревожных людей и 19 (22%) депрессивных выбрали «Серый 36», а 7 (9%) тревожных и 13 (15%) депрессивных выбрали «Серый 35» (рис. 5).

Рисунок 5

Распределение выбора цвета «настроения» у здоровых, тревожных и депрессивных людей . 41 (39%) здоровый субъект, 76 (70%) тревожных и 87 (79%) депрессивных добровольцев связали цвет со своим настроением.По сравнению со здоровыми добровольцами выбор «желтого 14» значительно снижен как у депрессивных (p <0,001), так и у тревожных (p = 0,001) людей (точный критерий Фишера). Напротив, по сравнению со здоровыми добровольцами выбор «Серого 36» значительно увеличивается у людей с депрессией (p = 0,020), но не у людей с тревогой (p = 0,134) (точный критерий Фишера). Добровольцы, не выбирающие цвет для описания своего настроения, на рисунке не показаны.

Различия между здоровыми, тревожными и депрессивными добровольцами в отношении цвета «настроения»

Считалось, что анализ результатов здоровых, тревожных и депрессивных людей поможет определить, какая из перестановок, описанных в исследовании 2, будет наиболее эффективной. надежный и надежный для использования в будущих исследованиях.Однако, поскольку не было различий между тремя группами участников в отношении «привлеченных» и «любимых» цветов, не было необходимости оценивать это в отношении положительных и отрицательных цветов. Напротив, между тремя группами добровольцев наблюдались разительные различия в выборе цвета и настроении. 87 (79%) депрессивных, 76 (70%) тревожных и только 41 (39%) здоровых испытуемых ответили на вопрос о настроении и цвете, причем разница между здоровыми и депрессивными испытуемыми была очень значимой (хи-квадрат (1) = 35.756; р <0,001). Процент участников, выбирающих индивидуальный цвет в зависимости от своего настроения, показан на Рисунке 5. Как видно, «серый 36» был наиболее распространенным цветом, выбранным тревожными и депрессивными группами, в отличие от «желтого 14» у здоровых. волонтеры. Примечательно, что здоровые люди, как правило, выбирали насыщенные цвета, тревожные были в основном случайными, а группа депрессивных людей в основном выбирала ненасыщенные цвета.

Сравнение выбора цвета между восемью перестановками цветов «настроения» у здоровых, тревожных и депрессивных добровольцев

В таблице 2 сравнивается выбор позитивного, нейтрального и негативного цвета у здоровых, тревожных и депрессивных добровольцев, выбирающих цвет для описания своего настроения. .Как можно видеть, были очень значимые различия между выбором цвета и тремя группами добровольцев во всех восьми сочетаниях (p <0,001). Депрессивные люди продемонстрировали поразительное предпочтение отрицательных цветов, выбирая относительно мало положительных цветов по сравнению со здоровыми людьми из контрольной группы. Тревожные люди дали результаты, промежуточные по сравнению с результатами, наблюдаемыми при депрессии, при этом отрицательные цвета выбирались чаще, а положительные цвета - реже. Все конкретные сравнения между здоровыми и тревожными и здоровыми и депрессивными показали значимость p <0.005.

Таблица 2 Сравнение выбора цвета «настроение» у здоровых, тревожных и депрессивных добровольцев для каждой перестановки.
Взаимосвязь между восемью перестановками позитивных, нейтральных и негативных цветов «настроения» и средними показателями тревожности и депрессии у здоровых, тревожных и депрессивных добровольцев

Для дальнейшей попытки понять взаимосвязь между настроением и выбором цвета (позитивным, нейтральным или негативным) результаты для здоровых добровольцев, а также людей с тревогой или депрессией были нанесены вместе для каждой перестановки (рисунки 6 и 7).Такая форма презентации дает мгновенное представление о том, что разные группы людей выбирают разные цвета.

Рисунок 6

Взаимосвязь между средними показателями тревожности и депрессии и цветом «настроения» (положительным, нейтральным или отрицательным) у здоровых, тревожных и депрессивных добровольцев в вариациях 1-3 . Здоровые субъекты показаны синим цветом, тревожные — оранжевым, а депрессивные — красным. Точки, окрашенные соответствующим образом, показывают оценку тревожности (верхний ряд цифр) или депрессии (нижний ряд цифр) каждого человека, а линии аналогичного цвета показывают среднюю оценку каждой группы.Значения rho, написанные черным цветом, представляют общую величину взаимоотношений трех групп, а именно здоровых, тревожных и депрессивных, тогда как rho, написанные красным, оранжевым и синим цветом, представляют отдельные группы. Оптимальные перестановки были определены теми, которые лучше всего различали различные подгруппы и которые демонстрировали большую силу взаимосвязи между степенью тревоги / депрессии и положительными / отрицательными цветами, например, перестановки 7 и 8 были наиболее заметны при депрессии HAD у здоровых добровольцев ( р = 0.008) и перестановка 4 была наиболее выражена для тревоги HAD в тревожной группе (p = 0,001). Данные были проанализированы с использованием корреляции Спирмена.

Рисунок 7

Связь между средними показателями тревожности и депрессии и цветом «настроения» (положительным, нейтральным или отрицательным) у здоровых, тревожных и депрессивных добровольцев в перестановках 4-8 . Здоровые субъекты показаны синим цветом, тревожные — оранжевым, а депрессивные — красным. Точки, окрашенные соответствующим образом, показывают оценку тревожности (верхний ряд цифр) или депрессии (нижний ряд цифр) каждого человека, а линии аналогичного цвета показывают среднюю оценку каждой группы.Значения rho, написанные черным цветом, представляют общую величину взаимоотношений трех групп, а именно здоровых, тревожных и депрессивных, тогда как rho, написанные красным, оранжевым и синим цветом, представляют отдельные группы. Оптимальные перестановки были определены теми, которые лучше всего различали различные подгруппы и которые демонстрировали большую силу взаимосвязи между степенью тревоги / депрессии и положительными / отрицательными цветами, например, перестановки 7 и 8 были наиболее заметны при депрессии HAD у здоровых добровольцев ( р = 0.008) и перестановка 4 была наиболее выражена для тревоги HAD в тревожной группе (p = 0,001). Данные были проанализированы с использованием корреляции Спирмена.

Группа здоровых добровольцев

На первый взгляд кажется, что средние показатели тревожности для здоровых людей на рисунках 6 и 7 были выше у тех, кто выбрал отрицательный цвет, чем у тех, кто выбрал положительный или нейтральный цвет. Однако это не достигло статистической значимости. Напротив, оценки депрессии у здоровых добровольцев действительно связаны с выбором положительного, нейтрального и отрицательного цвета и достигают значимости для всех перестановок, кроме 2 и 4, которые показывают тенденцию в том же направлении.Те, у кого депрессия была выше, хотя они все еще находились в пределах нормы, с большей вероятностью выбирали отрицательный цвет, и этот эффект был наиболее заметен в Перестановках 7 и 8 (rho = 0,412; p = 0,008).

Тревожная группа добровольцев

У тревожных добровольцев средние оценки тревожности действительно относились к положительному, нейтральному и отрицательному выбору цвета и достигли значимости для всех перестановок. Те, у кого был более высокий балл по тревожности, с большей вероятностью выбирали негативный цвет, и этот эффект был наиболее заметен в Перестановке 4 (rho = 0.377; р = 0,001). Напротив, средний балл депрессии для тревожных людей был одинаковым, независимо от того, выбрали ли они положительный, нейтральный или отрицательный цвет, как определено любой из перестановок.

Группа добровольцев с депрессией

Средние оценки депрессии в группе добровольцев с депрессией связаны с выбором цвета и достигли значимости в перестановке 4 (rho = 0,211; p = 0,049) с перестановками 3, 5 и 6, которые также демонстрируют тенденции в том же направлении. Аналогичным образом, средние показатели тревожности были достоверно связаны с положительным, нейтральным и отрицательным выбором цвета независимо от перестановки.Чем выше оценка тревожности, тем больше вероятность того, что они выберут отрицательный цвет, и этот эффект был наибольшим в Перестановке 4 (rho = 0,295; p = 0,005).

Взаимосвязь между восемью перестановками позитивных, нейтральных и негативных цветов «настроения», а также отсутствие выбора цвета и средние оценки тревожности и депрессии у здоровых, тревожных и депрессивных добровольцев

Была также использована возможность для сравнения оценок тревожности и депрессии у людей, выбирающих положительные, нейтральные и отрицательные цвета и сравнивающих их с людьми, которые вообще не выбирают цвет.Это было предпринято для того, чтобы установить, отличаются ли люди, не выбирающие цвет, чем-либо от других.

Группа здоровых добровольцев

Баллы у людей, которые не выбирали цвет, оказались близкими к тем, которые наблюдались у субъектов, выбирающих положительные или нейтральные цвета. Однако оценки тревожности и депрессии у тех, кто не выбирал цвет, оказались ниже, чем у тех, кто выбрал отрицательные цвета, а в случае оценки депрессии разница всегда была значительной, независимо от перестановки.Эта разница была наиболее заметной в Перестановках 7 и 8 (p = 0,005; отрицательный цвет: среднее значение = 5,5; CI = 3,4, 7,6 и полное отсутствие цвета: среднее значение 1,8; CI = 1,4, 2,3). (Результаты были выражены как средние 95% доверительные интервалы).

Тревожная группа добровольцев

Во всех перестановках оценки тревожности и депрессии для тех, кто не выбирал цвет, были ниже, чем у тех, кто выбрал отрицательные цвета, при этом разница в оценках тревожности всегда достигала значимости и была наиболее заметной в перестановке 4 (F (3,104) = 4.692; р = 0,004). Средние баллы депрессии у людей, которые не выбирали цвет, приближались к тем, которые наблюдались у субъектов, выбирающих положительные или нейтральные цвета.

Депрессивная группа добровольцев

Оценки тревожности и депрессии для тех, кто не выбирал цвет, были ниже, чем у тех, кто выбрал нейтральные и отрицательные цвета, и достигли значимости в случае оценок тревожности, независимо от перестановки. Эта разница между людьми, выбирающими отрицательный цвет или вообще не выбирающим цвет, была наиболее заметна в перестановках 3 и 4 (F (3,106) = 5.644; р = 0,001 и F (3,106) = 5,633; p = 0,001 соответственно). Средние оценки депрессии также значительно различались в отношении выбора цвета, причем эта разница была наиболее заметной в перестановках 5 и 6 (F (3,106) = 5,201; p = 0,002).

Насколько точен цветовой тест Люшера?

Таким образом, цветовой тест Люшера считается ненадежным. Все восемь элементов тестирования (цветные карточки) также имеют отрицательный коэффициент альфа и ниже 0.30. Это означает, что все восемь пунктов Цветового теста Люшера, отмеченные синим цветом под номером один, считаются недействительными.

Насколько надежен цветовой тест?

Color была первой лабораторией в США, одобренной FDA EUA для технологии RT-LAMP, метода тестирования COVID-19, который так же точен, как RT-PCR, примерно на 50% быстрее и основан на менее ограниченных цепочках поставок.

Как работает цветовой тест Люшера?

Цветовой тест начинается с того, что участникам предлагается посмотреть 8 карточек разного цвета, а затем их просят разместить карточки в порядке предпочтения.Судя по порядку цветов, якобы выявляются ваши личные качества. Люшер предоставил описательные утверждения для каждого цвета, чтобы определить эти черты.

Как цветовой тест Люшера может помочь психологу лечить пациента?

Результаты цветовой диагностики Люшера содержат показания, относящиеся к личной оценке, и специальные профессиональные рекомендации относительно того, как можно избежать психологического стресса и связанных с ним физических симптомов. Он также предлагает дополнительную информацию по вербальной и гомеопатической терапии.

Какой цветовой тест личности самый точный?

Существуют различные типы цветных викторин. Самым популярным среди них является личностный тест Хартмана. Д-р Тейлор Хартман классифицировал личности по четырем цветам: синий, белый, красный и желтый в профиле личности по цветовому коду.

Что означает цветовой тест?

Личностный тест «Настоящие цвета» предоставляет метод понимания самих себя и других. В тесте используются оранжевый, золотой, синий и зеленый цвета, которые представляют четыре различных типа личности.Оранжевый, например, направляет наш разум на действия, приключения и азарт.

Какого цвета не существует?

Пурпурный Итак, если его не существует, почему мы можем его увидеть? Опять же, в спектре элементов все видимые цвета (и невидимые лучи) имеют определенную длину волны, которая отличает их от других цветов на цветовом круге. Пурпурный, потому что он не существует в световом спектре, не имеет его.

Какие бывают цветовые коды?

Основные шестнадцатеричные коды цветов Имя цветаЦветовой кодФиолетовый # 800080Желтый # FFFF00Лайм # 00FF00Пурпурный # FF00FF Еще 6 строк • 16 августа 2021 г.

Что такое шестнадцатеричный код для темно-синего?

# 00008B Информация о темно-синем / # 00008B В цветовом пространстве CMYK (также известном как триадный или четырехцветный и используемый при цветной печати) шестнадцатеричный # 00008B состоит из 100% голубого, 100% пурпурного, 0% желтого и 45% черный.Темно-синий имеет угол оттенка 240 градусов, насыщенность 100% и яркость 27,3%.

Цвет — Архив Психологии — Джон Пол Капонигро

Все слова радуги