Цветовой тест люшера отношений: Colour attitude test: the possibility of application in sociology — Tkach

Для чего и как используется цветовой тест отношений А.М. Эткинда?

Для выяснения особенностей личности ребёнка важны не только сознательные, но и бессознательные проявления. К последним относятся ассоциации: например, то, как дети соотносят свои отношения с окружающим миром с цветами. Цветовой тест отношений по методике Эткинда поможет понять, о каких проблемах свидетельствует выбор ребёнка того или иного оттенка.

  • 1 Характеристика цветового теста отношений А.М. Эткинда

  • 2 Проведение диагностики среди дошкольников и детей более старшего возраста

  • 3 Обработка и интерпретация результатов ЦТО

Характеристика цветового теста отношений А.М. Эткинда

Для выяснения нюансов взаимоотношений ребёнка с окружающими и не только наиболее информативным и полным является приём «Цветовой тест отношений». Он был представлен в 80-е годы ХХ века британским психологом, культурологом и литературоведом советского происхождения Александром Марковичем Эткиндом. Учёный предложил оценивать близость и принятие окружающих людей и понятий, анализируя то, как испытуемый ассоциирует их с наиболее подходящим и приемлемым для себя цветом. В качестве стимульного материала решено было использовать карточки швейцарского психолога Макса Люшера, который исследовал универсальность цветовых символов.

Благодаря простоте, понятности, а также игровой основе диагностики, тест Эткинда можно проводить с раннего возраста детей — 3–4 лет. Единственное ограничение, при котором методика не применяется: серьёзные нарушения зрения и умственная отсталость испытуемых.

За счёт возможности многократного повтора тестирования экспериментатор может лучше изучить нюансы внутрисемейных отношений, а значит и эффективнее подобрать подходящую индивидуальную, групповую или семейную форму коррекционной работы.

Так выглядит автор методики, начинавший свою карьеру в России

Проведение диагностики среди дошкольников и детей более старшего возраста

Ребёнку в индивидуальном порядке предоставляется список людей, входящих в его непосредственное окружение, а также перечень важных понятий.

Например:

  • «мама», «папа», «учительница» (или «воспитательница»), «моё настроение», «каким я хочу вырасти», «игрушки» и так далее — подборка для малышей;
  • «учёба», «родители», «друзья», «питомец» и прочее — для ребят 7–11 лет;
  • «работа», «семья», «деньги» и другие понятия — для подростков.

Для детей 3–6 лет таких понятий можно придумать около 10, детям 7–8 лет представить 12 штук, а ребятам 9–12 лет и старше подобрать около 14. Как вариант, этот список можно разработать вместе с испытуемым, попросив его ответить на вопрос: что для тебя сейчас важно? Подросткам понятия лучше давать в готовом виде.

Младшим школьникам можно записывать слова-образы, а более старшим испытуемым достаточно восприятия на слух.

Инструкция для детей 3–8 лет (короткий тест):

  1. Ребёнок пишет (или взрослый делает это за него) концепты.
  2. Затем экспериментатор на светлом нейтральном фоне на столе раскладывает перед испытуемым 8 цветных карточек Люшера.
  3. Взрослый просит соединить слова с 1–2 оттенками представленного спектра. Следует оговорить сразу, что тона могут повторяться, а сходства не должны основываться на внешних характеристиках. Например, если мама ходит в красном халате, то не стоит только поэтому присваивать ей соответствующий цвет. А вот сравнение «бабушка» и «жёлтый» вполне приемлемо, так как этот член семьи дарит теплоту (как солнце).
  4. Экспериментатор фиксирует выбор ребёнка в протоколе.
  5. Испытуемому даётся время (20–30 минут), чтобы отвлечься, поиграть.
  6. Затем вновь раскладываются карточки с цветами.
  7. Малышу предлагается выбрать самый приятный оттенок, после чего карточку соответствующего тона нужно убрать.
  8. Повторять эти действия со всеми цветами полагается до тех пор, пока не останется последний, самый неприятный оттенок. Карточки Люшера можно сделать вместе с ребёнком

Алгоритм проведения теста среди ребят 9–16 лет (полная диагностика):

  1. Экспериментатор называет понятие.
  2. Испытуемый ранжирует все 8 цветов от самого подходяшего до неподходящего (относительно этого понятия).
  3. Взрослый записывает порядок названных оттенков в протокол.
  4. Действия повторяются в работе над всеми остальными понятиями.
  5. Тестируемый отвлекается на посторонние дела (примерно на полчаса).
  6. Затем ребёнок выбирает самый приятный для себя оттенок из хаотично разложенных перед ним карточек Люшера.
  7. Экспериментатор убирает выбранный цвет, сделав соответствующую пометку в протоколе, и снова просит определить приятный тон.
  8. Работа продолжается до последней, самой неприятной для испытуемого карточки.

Обработка и интерпретация результатов ЦТО

Оценка результатов детей разного возраста будет несколько отличаться.

Обрабатывая итог ребёнка 3–8 лет, в графу рядом с каждым цветом записываются выбранные испытуемым слова, ассоциирующиеся с оттенками, и номер выбора (в зависимости от того, в каком порядке были задействованы тона).

Для начала экспериментатор определяет первые 3 цвета в рейтинге самого испытуемого. А затем смотрит на те понятия, которые ассоциируются у ребёнка с каждым из них — отношение к таким концептам считается эмоционально-положительным. Если понятие соединено с цветом, занимающим 4–5 место среди предпочтений малыша, это значит, что испытуемый равнодушен к нему. 6–8 позиция свидетельствует о негативном, практически конфликтном отношении к концепту.

Если цвет, выбранный ребёнком для себя, совпадает с кем-то или чем-то, то это выявляет сильную привязанность испытуемого к тому или иному концепту. А вот в случае, когда, например, «мама» и «я» разного оттенка, отношения испытуемого с ней, вероятно, не близкие, а несколько отстранённые.

Заполнение и обработка протокола требуют ответственности и внимательности

Прежде чем приступать к анализу результатов испытуемого 9–16 лет, следует определиться с символическим значением цветов:

  • красный — энергичный, общительный, настойчивый;
  • зелёный — полагающийся на самого себя, упрямый;
  • синий — спокойный, чувствительный, сдержанный;
  • жёлтый — весёлый, активный;
  • фиолетовый — напряжённый, требующий успокоения;
  • коричневый — чуть расслабленный, эмоционально зависимый от близких;
  • чёрный — агрессивный, молчун, очень агрессивный;
  • серый — безразличный, неуверенный.

Цвет — это всего лишь название. Сказать детям, что деревья зелёные, – значит подготовить их к тому, что они непременно такие, какими вы их видите, и никакие другие. Но ведь их деревья могут оказаться ничуть не хуже ваших, даже куда лучше…

Джером Дэвид Сэлинджер 

Цвета-карточки делятся на две категории: основные, связанные с самоидентификацией, и неосновные, обозначающие особенности взаимодействия с окружающими. Согласно разработке Эткинда, норма — это наличие цветов основной группы не ниже пятой позиции, а неосновной, кроме фиолетового, не ниже четвёртой. Когда хотя бы один оттенок из второй группы оказывает в первой тройке, это говорит о личностном конфликте.

По итогам заполнения протокола экспериментатор определяет отношение школьника к понятиям, анализируя образовавшиеся в таблице квадраты:

  • I квадрат — позитивно и эмоционально принимаемые;
  • II квадрат — вызываемые нейтральные эмоции;
  • III квадрат — отвергаемые или несформированные;
  • IV квадрат — глубоко отвергаемые.

Цветовой тест отношений — это удобный и быстрый способ диагностики детей всех возрастов. Организовать его несложно, не вызовет особого труда прохождение тестирования и у детей. Ещё одно достоинство такого исследования состоит в том, что использовать его можно неограниченное количество раз.

«Цветовой тест отношений» (ЦТО) Люшер

«Цветовой тест отношений» (ЦТО) Люшер
Психодиагностика психолога в школе — Проективные тесты исследования личности


Автор: М. Люшер


Цель: методика предназначена для изучения эмоционального отношения к нравственным нормам у детей и взрослых.


Для проведения ЦТО нужен лист белой бумаги (А4, 210х297 мм) и 8 карточек разного цвета (синяя, зелёная, красная, жёлтая, фиолетовая, коричневая, чёрная, серая). Исследование проводится индивидуально. Перед ребёнком раскладывают на белой бумаге восемь цветных карточек в произвольном порядке.

Представь себе, что это волшебный дом с волшебными окошками. В нем живут разные люди. Я буду называть тебе людей, а ты сам выберешь, кто и где будет жить. Договорились? Хорошо! В каком окошке живут добрые люди? А ленивые?
Далее называется весь список понятий. Желательно чередовать положительные и отрицательные (но не парные) нравственные качества. Например: добрый, ленивый, щедрый, лживый (обманщик), трудолюбивый… и т. д. При этом цвета могут повторяться, т.е. ребёнок может выбрать один и тот же цвет на разные понятия.
В протоколе фиксируется цвет, который был выбран для каждого понятия, и комментарии ребёнка.
Для исследования отношений взрослых, предлагается распределить нравственные качества по цветам.


Обработка результатов и интерпретация:


При анализе результатов необходимо соотнести цвет, присвоенный каждому понятию, и эмоциональное значение этого цвета. Ниже приводится краткая характеристика каждого цвета, его эмоционально-психологическое значение:
Синий: добросовестный, спокойный, несколько холодный.
Зелёный: самостоятельный, настойчивый, иногда упрямый, напряжённый.
Красный: дружелюбный, общительный, энергичный, уверенный, раздражительный.
Жёлтый: очень активный, открытый, общительный, весёлый.
Фиолетовый: беспокойный, эмоционально напряжённый, имеющий потребность в душевном контакте.
Коричневый: зависимый, чувствительный,
Черный: молчаливый, эгоистичным, враждебный, отвергаемый.
Серый: вялый, пассивный, неуверенный, безразличный.


Опыт показывает, что дети дошкольного возраста обычно выбирают:
Добрый — жёлтый и красный цвета. Другими словами, дети считают, что добрый человек общительный, дружелюбный, открытый.

Злой — чёрный цвет. Пожалуй, комментарии здесь излишни — ведь этот цвет отражает эгоистичность, враждебность, отвержение.
Честный — жёлтый, фиолетовый и красный цвета. То есть для детей данное понятие ассоциируется с такими характеристиками, как потребность в душевном контакте, общительность, открытость, дружелюбность.
Лживый — чёрный цвет. Дети не случайно выбирают этот цвет, поскольку он ассоциируется с такими личностными характеристиками, как упрямство, враждебность, эгоистичность. При этом дети почти не выбирают красный и жёлтый цвета, то есть обманщик не воспринимается ими как открытый, общительный, дружелюбный, отзывчивый человек, с чем трудно не согласиться.
Щедрый — красный и фиолетовый цвета. Необходимо отметить, что для дошкольника щедрость является очень сложным понятием, отношение к нему достаточно противоречивое. Ребёнок знает, что щедрым быть хорошо, но отдать своё, поделиться ему трудно. Особенно это заметно у детей до 5 лет: они нередко выбирают даже чёрный цвет. Дети старшего дошкольного возраста (5— лет) уже не выбирают чёрный и коричневый цвета, тем самым, относя это качество к положительным, хотя отношение остаётся неопределённым. И только в младшем школьном возрасте становится возможным выделение определённых цветов.
Жадный — красный и чёрный цвета. То есть дети считают его решительным, сильным, может, даже агрессивным, враждебным.
Трудолюбивый — фиолетовый и жёлтый цвета. Другими словами, трудолюбивый человек очень активен, энергичен, готов к активным действиям, может быть суетлив.
Ленивый — коричневый, серый, синий цвет. То есть дети справедливо считают ленивого человека слабым, не вовлечённым в дело, вялым, пассивным, а также холодным.

Тест цветовых отношений Эткинд

Цветовой тест, который покажет, какой у вас характер

Какой цвет вы бы выбрали, чтобы внести в свою жизнь позитивные изменения? Знаете ли вы, что выбор определенных цветов, скажем, одежды, стен, подушек, не случаен… Цвета, которые мы выбираем, напрямую связаны с нашей психикой.

В области психологии цвета существует множество исследований и методик, выявляющих связь цветов с настроением, личностью, здоровьем и т. д. Она является одной из них цветовым тестом Люшера, который помогает определить настроение, намерения и состояние конкретного человека.

Мы представим вам упрощенный цветовой тест , с помощью которого вы сможете точно узнать, что вам нужно делать, чтобы стать счастливее. Все, что вам нужно сделать, это выбрать цвет клавиши, которую вы хотите нажать, чтобы внести позитивные изменения в свою жизнь. Эм, какую цветную клавишу вы бы предпочли нажать?

Вы можете выбрать один из следующих цветов: красный, синий, желтый, оранжевый, розовый, фиолетовый, серый, зеленый.

Какого цвета твой цвет? Фото: Sharon McCutcheon/Unsplash

Не смотрите на результат, закройте глаза, и ваш цвет предстанет перед вами.

Красный

Если вы выбрали красный цвет, значит, вы человек, который готов и хочет многое дать этому миру. Это означает, что вы хотите, чтобы вас услышали, заметили и признали. Вы хотите сделать все возможное в любом аспекте жизни (на работе и в личной жизни), чтобы стать лучшим — лучшим сотрудником, партнером и т. д.

Желтый

Ваше отношение к жизни достаточно оптимистично, решительно и позитивно. Риск — это то, чего вы не боитесь, но при этом сохраняете здравомыслие и рациональность. Вы хорошо осведомлены о своих возможностях и готовы в полной мере ими воспользоваться.

Оранжевый

Вы наслаждаетесь маленькими успехами. Ваша лучшая мотивация — понять, что большие дела начинаются с маленьких шагов. Поэтому всегда ориентируйтесь на детали и не упускайте возможности их улучшить.

См. также

Зеленая

Выбор зеленой кнопки означает, что вы постоянно боретесь между свободой и безопасностью. Вы всегда стараетесь быть уравновешенным и спокойным, что делает вас хорошим другом, компаньоном и партнером. Но нужно помнить об одном: в погоне за балансом вы можете забыть о вещах, которые действительно важны для вас.

Розовый

Период, который вы сейчас переживаете, полон хороших и приятных вещей, и вы это осознаете. Хорошая новость заключается в том, что вы не принимаете вещи, которые встречаются на вашем пути, как должное, а наслаждаетесь каждым моментом, живите полной жизнью. Единственное, что вам нужно знать, это держать обе ноги на земле, иначе позже приземление будет слишком болезненным.

Фиолетовый

Выбор фиолетовой кнопки означает, что вы достигли жизни, о которой мечтали. Теперь у вас достаточно уверенности в себе и веры в себя, чтобы преследовать все цели и желания, которые вы так долго сдерживали внутри. Вы знаете, чего заслуживаете, и используете знания для собственной выгоды, несмотря на то, что вы очень чувствительный человек.

Синий

Если вы выбираете этот цвет, вам нужен баланс. Вы цените концепцию жизни в равновесии и знаете, насколько это важно для достижения ваших целей. Вы прекрасно знаете, что невозможно достичь вечного равновесия, но изо всех сил стараетесь быть спокойным в своей жизни и в жизни близких вам людей.

Серый

Выберете ли вы более светлый или темный оттенок серого, ваше второе имя — рациональность. Держите обе ноги на земле и сохраняйте ясную голову. Из-за этих черт вы можете казаться холодным и отстраненным, но те, кто знает вас, знают, насколько вы чувствительны и просты.

Предлагаемый

лучших личностных тестов для карьеры, отношений и многого другого — SPY

Перейти к основному содержанию

* Советы по карьере, любви и жизни, основанные на оценке личности
* Эннеаграммы, Юнгианский анализ, Мейерс-Бриггс, теория цвета
* Узнайте, как использовать свои личные сильные стороны, чтобы улучшить свою жизнь 

Пока они разговаривают с некоторые из постоянных вопросов в человеческой жизни, личностные тесты действительно нашли свое применение в нашем гиперспециализированном современном мире и, безусловно, могут быть полезны, если вы ищете какое-то руководство. Хотя опрос, проведенный в 2000-х годах, показал, что более 80% компаний из списка Fortune 500 использовали индикатор типов Мейерса-Бриггса, сегодня существует несколько других разновидностей личностных тестов.

Некоторые основаны на архетипах и юнгианском анализе, некоторые — на количественных статистических данных, а третьи — на эстетических тенденциях. Хотя некоторые из самых последних исследований показывают, что большинство из них могут в значительной степени зависеть от культуры и контекста, все же может быть весело и полезно создать себе структуру, которая поможет вам получить доступ к вашим собственным знаниям о том, кто вы есть, и поможет вам лучше понять себя. путь.

1. Цветовой тест Люшера

Если бы компания Pantone проводила личностные тесты, это был бы он:

стремится выяснить глубокие психологические истины о своей личности, интерпретируя свой выбор цветов.

Изображение предоставлено Amazon

  

2.

Код персонажа

Продолжение книги Хартмана по самопомощи Код персонажа , этот том сочетает в себе тест личности с цветовой кодировкой и простые жизненные советы, предлагая вам показать свое истинное лицо.

Изображение предоставлено Amazon

  

3. Udemy Understanding Personality Types at Work

Этот краткий онлайн-курс представляет собой полезное введение в принципы исследования личности применительно к ситуациям на рабочем месте, которые могут помочь вам использовать свои сильные и слабые стороны для улучшения вашей карьеры.

Изображение предоставлено Удеми Удеми
Понимание типов личности на работе
$10,99

Купить сейчас

  

4. Удеми Эннеаграмма

Этот курс знакомит с Эннеаграммой Личности, одной из самых популярных оценок типов личности. Этот курс, состоящий из более чем 11 различных лекций, дает обзор каждого эннеатипа с полезными идеями для личного роста и развития.

Изображение предоставлено Удеми Удеми
Эннеаграмма
10,99 $

Купить сейчас

  

5. Какой я тип? Узнайте, кто вы есть на самом деле

В этой книге рассматривается знаменитый тест Майерс-Бриггс с акцентом на профессиональные и карьерные вопросы. Вы ESTP? IFNJ? Узнайте, как максимально использовать свои индивидуальные качества, чтобы улучшить свою карьеру.

Изображение предоставлено Amazon

  

6. ​​Type Talk

Погрузитесь в юнгианский мир личностного теста Мейерса-Бриггса с помощью этого . Эта книга объясняет обе дисциплины и применяет каждый подход, предлагая современные рекомендации по вопросам любви и отношений, работы и карьеры, а также общего благополучия.

Изображение предоставлено Amazon[/caption]

  

7. Очаровывать

Не личностный тест как таковой, а

применяет науку о личности к области брендинга, используя психологию, чтобы проиллюстрировать, почему некоторые вещи очаровывают или «цепляют» людей, и как ваш личный бренд может извлечь выгоду из этих идей.

Изображение предоставлено Amazon

  

8. Делай то, что ты есть

Как следует из названия, Делай то, что ты есть — это простое руководство по выбору личного пути на основе личностных тестов. Это подробное руководство, посвященное вопросам карьеры, сочетает в себе множество различных подходов к оценке, которые помогут вам использовать свои сильные стороны и улучшить свои слабые стороны.

Изображение предоставлено Amazon

  

9. Strengths Finder 2.0

Gallup — да, компания, проводящая опросы, — выпустила книгу вместе с обновленной версией своей популярной онлайн-оценки способностей. Он полон практических идей, которые помогут вам найти то, в чем вы сильны от природы, и как использовать свои сильные стороны в полной мере.

Изображение предоставлено Amazon

  

10. Только ваш тип

Это книга, полная десятилетий исследований различных типов личности и их отношения к любви и отношениям.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *