Д н узнадзе психология установки: Теория установки Дмитрия Николаевича Узнадзе

Теория установки Д.Н.Узнадзе

 
 
 
 

Тема: «Теория установки Д.Н.Узнадзе» 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение 

    Целью работы является анализ такой психологической категории, как установка, раскрытие специфических психологических закономерностей, формирования и закрепления установок.

    Объектом этой работы  будет выступать человек.

    Предметом исследования будет исследование психики человека, механизмов и закономерностей формирования установок, исследование сущности формирования установок, факты наличия установок в психике человека.

 

    Узнадзе Дмитрий Николаевич (1887-1950) — грузинский философ и психолог.

Доктор философии, профессор, Академик Академии наук Грузинской ССР. Окончил философский факультет Лейпцигского университета и историко-филологический факультет Харьковского университета. Принимал участие в создании Тбилисского университета. Организатор отделения психологии, кафедры психологии и лаборатории экспериментальной психологии при ней.  Разработал основы общепсихологического учения об установке, которое отчасти противопоставлялось психоаналитической концепции бессознательного психического. Трактовал установку как своеобразное целостное бессознательное целеустремленное состояние субъекта, предшествующее деятельности. Установил наличие нескольких видов установок и осуществил изучение их свойств и условий формирования. Автор книг «Общая психология» (1940), «Экспериментальные основы психологии установки» (1949), «Основные положения теории установки» (1961), «Психологические исследования» (1966) и др. работ по различным проблемам философии и психологии.

    В 1924 г. вышла еще одна книга Узнадзе — «Мотивы интереса к учебным предметам», посвященная проблемам педагогики. В это время происходит формирование одного из фундаментальных понятий  теории Узнадзе — понятие установки. Установка не только определяет отношение человека к какому-либо событию, мнению, лицу, но и показывает, в каком виде они реализуются в мире его восприятий.  
Помимо разработки самого понятия, Узнадзе работает над созданием метода исследования указанного состояния.  
В результате возникает теория установки, предполагающая возможность познания психической активности человека с помощью системы научных понятий.  
Тот смысл, который Д.Н. Узнадзе вкладывал в понятие установки, несколько отличается от обычного, принятого в психологии того времени.

    Установка — это не психический процесс и  не поведенческий акт, а особый вид  отражения действительности. Ее возникновение  обусловлено как объектом, так  и субъектом: с одной стороны, установка возникает как 

реакция  на определенную ситуацию, а с другой — в результате удовлетворения определенной потребности. Он провел эксперименты, в ходе которых было определено, что установка, созданная в какой-либо одной сфере, проявляется не только в ней, но и в других сферах жизни.

    Возникновение установки зависит от наличия следующих условий: от потребности и объективной ситуации удовлетворения этой потребности. Эти два необходимых и вполне достаточных условия для возникновения установки. Установка представляет собой первичное. целостное недифференцированное состояние. Это не локальный процесс – для него характерно состояние иррадиации и генерализации. Перед осуществлением любой деятельности, считает Д.Н. Узнадзе, человек психологически готовится к ее осуществлению, причем этот процесс может им даже не осознаваться. Этот факт подготовки Узнадзе и назвал установкой.  

В лаборатории при Тбилисском университете он провел эксперименты, в ходе которых было определено, что установка, созданная в какой-либо одной сфере, проявляется не только в ней, но и в других сферах жизни.  

    Кроме того, Узнадзе выяснил, что установка  также свойственна и животным. Ученый сделал вывод о том, что  установка является первичным свойством  организма, т.е. это самая примитивная  реакция на внешние раздражения.

    Результаты большой экспериментальной работы показали, что восприятие реальности человеком зависит от его прошлого опыта. Если, к примеру, испытуемому несколько раз давали в руки два шара разного объема, то после нескольких опытов у него возникала соответствующая психологическая настроенность, определяющая его реакцию на размер шаров в его руках. Если после этих установочных опытов ему давали два шара одинакового объема, то на фоне выработанной ранее установки шары казались ему разными по объему. При этом меньшим казался шар в той руке, в которой в предварительных опытах находился шар большего объема (Узнадзе). Аналогичные опыты проводились и с другими раздражителями – силой давления, звуковыми сигналами, освещенностью, количеством объектов, весом предметов.

И всегда наблюдался один и тот же результат: воспринимаемая человеком реальность зависела от предварительной «настройки» испытуемых.

    Дмитрий Николаевич Узнадзе назвал содержание этой «настройки» психологической  установкой человека, которая «не относится  к обычным категориям явлений душевной жизни, – к категориям познания, чувства и воли. Не имея частного или локального характера, она должна быть, трактуема как категория целостно-личностного порядка», как «модус его состояния как целого» (Узнадзе). Таким образом, Узнадзе «рассматривал установку не как одно из психических образований, позволяющее прояснить некоторые психические явления, а как основу психической активности человека». (Надирашвили)

    Раскрывая учение Дмитрия Николаевича Узнадзе  об установке, его последователи писали, что  установка — это нечто подобное «внутреннему двигателю» человеческой психики, черпающему свой основной запас энергии из внешнего мира . Этот  внутренний двигатель человека, как утверждают психологи,  направляет человеческое поведение а также  влияет на восприятие индивидуума. На основании установки  осуществляется как адекватное, так и иллюзорное отражение реальных явлений, поскольку содержание сознания не имеет независимого от установки существования.

    Насколько существенно может быть подобное иллюзорное восприятие реальности, свидетельствует следующий случай, обсуждавшийся в научной литературе. Охотник в сумерках караулил на опушке леса кабана. И его напряженное ожидание, его психическая установка, привела к тому, что когда из леса вышла маленькая девочка, он «увидел» не ее, а кабана, что привело к трагическим последствиям . «Увиденный» охотником кабан явился продуктом его психологической установки, созданной в данном случае не серией предварительных установочных опытов, но специфической работой сознания охотника.

Принцип иерархии

    Естественно, что в этом случае должен существовать еще один, более высокий уровень  организации психики. На основании этого Д.Н. Узнадзе впервые ввел в психологию принцип иерархии, рассмотрев два уровня психической активности: уровень установки и уровень объективации.

На первом уровне поведение определяется воздействием ситуации, происходит удовлетворение непосредственных и актуальных потребностей. Что касается уровня объективации, то здесь деятельность приобретает вес более обобщенный, не зависящий от ситуации характер. Человек же в своих действиях учитывает потребности других людей, а также социальные требования.

Основные  особенности и  функции смысловой  установки. 

    Ведущим уровнем установочной регуляции деятельности является уровень смысловых установок. Смысловая установка актуализируется мотивом деятельности и представляет собой форму выражения личностного смысла в виде готовности к совершенно определенным образом направленной деятельности. 
        О возможной связи таких понятий, как «смысл» и «установка» говорил еще А.Бинэ, считая, что смысл есть зачаточное действие. Раскрывая содержание смысла Бинэ видит в нем готовность, позу, attitude. А.Бинэ был первый, кто увидел тесную связь между смыслом и attitude.

 
        Многие исследователи отмечают близость идеи Д.Н.Узнадзе об установке и идеи А.Н.Леонтьева о личностном смысле. Это приводит к предположению о том, что понятия «общая первичная установка личности» и «личностный смысл» описывают различные стороны одного и того же процесса, какого-то общего механизма регуляции деятельности человека. 

  • Смысловая установка, представляющая собой выражение личностного смысла в виде готовности к определенным образом направленной деятельности, стабилизирует процесс деятельности в целом, придает деятельности устойчивый характер. Эта функция может непосредственно проявляться в общей смысловой окраске различных действий, входящих в состав деятельности, выступая в виде «лишних» движений, смысловых обмолвок и оговорок.
  • Смысловые установки могут быть как осознаваемы, так и неосознаваемы.
  • Сдвиг смысловых установок всегда опосредован изменением деятельности субъекта.
 

Основные  особенности и функции целевой установки. 

    Под целевой установкой понимается готовность субъекта совершить прежде всего то, что сообразно стоящей перед ним цели, которая возникает после принятия определенной задачи. 

    В обычной жизни часто встречаются случаи «самостоятельного» проявления целевой установки в форме тенденции к завершению прерванных действий (эффект Зейгарник). 
        Эта сторона проявлений целевой установки была открыта и исследована Б.В.Зейгарник на материале запоминания прерванных действий. Испытуемым предлагали в беспорядке совершать различные действия, причем одни действия им давали довести до конца, а другие прерывали. В классических экспериментах Б.В.Зейгарник, таким образом, был установлен важнейший факт, который состоит в том, что предвосхищаемая субъектом цель действия продолжает оказывать влияние и после тoгo, как действие прервано, выступая в виде устойчивой тенденции к завершению прерванных действий.

 

    

  • Целевая установка, представляющая собой готовность, которая  вызвана предвосхищаемым осознаваемым образом результата действия, выполняет  функцию стабилизации действия.
  • В том случае, когда протекание действия не встречает на своем пути никаких препятствий, стабилизирующая функция целевой установки ничем себя не проявляет.
  • Целевая установка феноменологически проявляет себя в тех случаях, когда на пути протекания возникают какие-либо препятствия.

Уровень операциональной установки 

    Операциональная установка есть готовность к осуществлению  определенного способа действия, которая возникает в ситуации разрешения задачи на основе учета  условий наличной ситуации и предвосхищения этих условий, опирающегося на прошлый опыт поведения в подобных ситуациях. Конкретное выражение способа осуществления действия зависит от содержания предвосхищаемого условия.

    В повседневной жизни операциональные  установки действуют в привычных  стандартных ситуациях,целиком опредеделяя  работу «привычного», по Узнадзе, плана поведения[28].

    После того как человек многократно  выполнял один и тот же акт в  определенных условиях, у него при  повторении этих условий не возникает новая установка, а актуализируется ранее выработанная установка на эти условия.

    Как выразился П. Фресса, контроллер на станции метро после многократного  предъявления билетов ожидает вновь  увидеть билет, а не стакан с аперитивом, то есть при очередной встрече с пассажиром у него каждый раз на основе прошлых воздействий актуализируется готовность действовать именно по отношению к билету.

    Фиксированные социальные установки также могут  по своему месту в деятельности выступать  как операциональные установки.

    Типы  операциональной установки.    

      Ситуационно-действенные установки.   Они отражают физические отношения  между субъектом и объектом, складывающиеся  в данной конкретной ситуации  действия. (Феномен иллюзии величины — отражение связи определенной  руки с признаком величины шара).      

      Предметные установки. Отражают  более устойчивые и независимые  от преходящих особенностей действия  отношения между признаками самого  предмета. (Ориентация субъекта на  “знание” закономерности связи  между объемом и весом).  

      Импульсивные установки. Отражают отношения между субъектом и предметом, не относящимся к числу мотивов деятельности, и имеют лишь ситуационное значение. (Феномен «Без отрыва от деятельности»). 

      В 1940 г. вышла Общая психология Узнадзе, которая стала, по сути, обобщением его взглядов и теорий. Это время можно считать началом второго этапа развития теории установки, поскольку теперь ученый уделял много внимания не самому явлению установки, уже тщательно разработанному, а эффектам и иллюзиям, сопровождающим ее возникновение.

  1. Иллюзия объема.

    Возьмем два разных по весу, но совершенно одинаковых в других отношениях предмета — скажем, два шара, которые отчетливо отличались бы друг от друга по весу, но по объему и другим свойствам были бы совершенно одинаковы.

Д.Н. Узнадзе. Установка у человека. Проблема объективации: Psychology OnLine.Net

Д.Н. Узнадзе. Установка у человека. Проблема объективации
Добавлено Psychology OnLine.Net
7.05.2008

…Нет ничего характернее для человека, чем тот факт, что окружающая его действительность влияет на него двояко – либо прямо, посылая ему ряд раздражений, непосредственно действующих на него, либо косвенно, через словесные символы, которые, сами не обладая собственным независимым содержанием, лишь презентируют нам то или иное раздражение. Человек воспринимает либо прямое воздействие со стороны процессов самой действительности, либо воздействие словесных символов, представляющих эти процессы в специфической форме. Если поведение животного определяется лишь воздействием актуальной действительности, то человек не всегда подчиняется непосредственно этой действительности; большей частью он реагирует на ее явления лишь после того, как он преломил их в своем сознании, лишь после того. Как он осмыслил их. Само собой разумеется, это очень существенная особенность человека, на которой, быть может, базируется все его преимущество перед другими живыми существами.

Но возникает вопрос, в чем заключается эта его способность, на чем, по существу, основывается она.
Согласно всему тому, что мы уже знаем относительно человека, естественно приходит в голову мысль о той роли, которую может играть в этом случае его установка. Перед нами стоит задача установить роль и место этого понятия в жизни человека.

Если верно, что в основе нашего поведения, развивающегося в условиях непосредственного воздействия окружающей нас среды, лежит установка, то может возникнуть вопрос. Что же происходит с ней в другом плане – плане вербальной, репрезентированной в словах действительности? Играет ли и здесь какую-либо роль наша установка или эта сфера нашей деятельности построена на совершенно иных основаниях?

Область установок у человека. Допустим, что акт объективации завершился и возникший на ее базе процесс мышления разрешил задачу во вполне определенном смысле. За этим обычно следует стимуляция установки, соответствующей разрешенной задаче, а затем и усилие для целей ее осуществления, ее проведения в жизнь. Таков чисто человеческий путь психической деятельности.

Возникает вопрос: не считать ли в процессе активности психической жизни человека этот путь единственно необходимым путем, который не оставляет более места для непосредственной активности установки?

Выше, при анализе проблемы объективации, мы пришли к выводу, что субъект обращается к ее актам только в том случае, когда в этом возникает необходимость – когда он стоит перед задачей, не поддающейся разрешению под непосредственным руководством установки. Но если этого нет, если задача может быть разрешена и непосредственно, на базе установки, то в таких случаях в активности объективации нет нужды и субъект обходится лишь мобилизацией соответствующих установок.

Допустим, что задача впервые была разрешена на базе объективации. В таких случаях, при повторном выступлении той или аналогичной задачи, в объективации нет более нужды и она разрешается на базе соответствующей установки. Раз найденная установка может пробуждаться к жизни и непосредственно, помимо впервые опосредовавшей ее объективации.
Так растет и развивает объем установочных состояний человека: в него включаются не только непосредственно возникающие установки, но и те, которые когда-то раньше были опосредованы актами объективации.

Круг установок человека не замыкается такого рода установками – установками, опосредованными случаями объективации и возникшими на ее основе собственными актами мышления и воли. Сюда нужно отнести и те установки, которые впервые когда-то были построены на базе объективации других, например, творчески установленных субъектов, но затем они перешли в достояние людей в виде готовых формул, не требующих более непосредственного участия процессов объективации. Опыт и образование, например, являются дальнейшими источниками такого же рода формул. Им посвящается специальный период в жизни человека – школьный период, захватывающий все более и более значительный отрезок времени нашей жизни. Но обогащение такого же рода сложными установками продолжается и в дальнейшем – опыт и знание человека беспрерывно растут и расширяются.

Таким образом, расширение области человеческих установок в принципе не имеет предела. В нее включаются не только установки, развивающиеся непосредственно на базе актуальных потребностей и ситуации их удовлетворения, но и те, которые возникали когда-нибудь на базе лично актуализованных объективаций или были опосредованы при содействии образования – изучения данных науки и техники.

Подведем итоги сказанному. На человеческой ступени развития мы встречаемся с новой особенностью психической активности, с особенностью, которую мы характеризуем как способность объективации. Она заключается в следующем: когда человек сталкивается в процессе своей активности с каким-нибудь затруднением, то он, вместо того чтобы продолжать эту активность в том же направлении, останавливается на некоторое время, прекращает ее, с тем чтобы получить возможность сосредоточиться на анализе этого затруднения. Он выделяет обстоятельства этого последнего из цепи непрерывно меняющихся условий своей активности, задерживает каждое из этих обстоятельств перед умственным взором, чтобы иметь возможность их повторного переживания, объективирует их, чтобы, наблюдая за ними, решить, наконец, вопрос о характере дальнейшего продолжения активности.

Непосредственным результатом этих актов, задерживающих, останавливающих нашу деятельность, является возможность воспризнания их как таковых – возможность идентификации их: когда мы объективируем что-нибудь, то этим мы получаем возможность сознавать, что оно остается равным себе за все время объективации, что оно остается самим собой. Говоря короче, в таких случаях вступает в силу прежде всего принцип тождества.

Но этого мало! Раз у нас появляется идея о тождественности объективированного отрезка действительности с самим собой, то ничто не мешает считать, что мы повторно можем переживать эту действительность любое число раз, что она за все это время остается равной себе. Это создает психологически в условиях общественной жизни предпосылку для того, чтоб объективированную и, значит, тождественную себе действительность обозначить определенным наименованием, короче говоря, это создает возможность зарождения и развития речи.

На базе объективированной действительности и развивающейся речи развертывается далее и наше мышление. Это оно представляет собой могучее орудие для разрешения возникающих перед человеком затруднений, оно решает вопрос, что нужно сделать для того, чтобы успешно продолжать далее временно приостановленную деятельность. Это оно дает указания на установку, которую необходимо актуализировать субъекту для удачного завершения его деятельности.

Но для того чтобы реализовать указания мышления, нужна специфически человеческая способность – способность совершать волевые акты – необходима воля, которая создает человеку возможность возобновления прерванной активности и направления ее в сторону. Соответствующую его целям.

Таким образом, мы видим, что в сложных условиях жизни человека, при возникновении затруднений и задержке в его деятельности, у него активируется прежде всего способность объективации – эта специфически человеческая способность, на базе которой возникают далее идентификация, наименование (или речь) и обычные формы мышления, а затем, по завершении мыслительных процессов, и акты воли, снова включающие субъекта в целесообразном направлении в процесс временно приостановленной деятельности и гарантирующие ему возможность удовлетворения поставленных им себе целей.

Объективация – специфически человеческая способность, и на ее базе существенно усложняется и запас фиксированных у человека установок. Нужно иметь в виду, что установка, опосредованная на базе объективации, может активироваться повторно, в соответствующих условиях, и непосредственно, без нового участия акта объективации. Она вступает в круг имеющихся у субъекта установок и выступает активно, наряду с прочими установками, без вмешательства акта объективации. Таким образом, становится понятным, до какой степени сложным и богатым может сделаться запас человеческих установок, включающих в себя и те, которые были когда-нибудь опосредованы на базе объективации.

Выпускники как фактор формирования экологической направленности студентов

  • Дом
  • Предыдущие выпуски
  • Выпуск 106 — 2018
  • Релизеры как фактор формирования экологической направленности студентов

Виноградова Галина Анатольевна, Роза Ш. Ахмадиева, Вера Михайловна Коновалова, Елена Владимировна Спирина, Ольга Александровна Калугина, Клавдия Георгиевна Эрдынеева, Наталья Николаевна Попова, Николай Александрович Машкин

Эколоджи, 2018, Выпуск 106, Страниц: 1409-1415, Артикул №: e106093

ОТКРЫТЫЙ ДОСТУП

Скачать полный текст (PDF)

Реферат

Актуальность исследуемой проблемы обусловлена ​​необходимостью исследования, формирования и развития экологического сознания, его уровней и компонентов, характеризующихся новым типом отношения человека к природе, человека к человеку и обществу в целом . Проблема эффективного развития экологической направленности с помощью зрительных образов, в частности релизеров, становится все более актуальной. Цель исследования: изучить основные характеристики и закономерности презентации релизеров. Выявить в теоретико-экспериментальном исследовании эффективность воздействия экологических релизеров на формирование экологических установок студентов. Ведущим методом исследования данной проблемы является метод визуальной психодиагностики, позволяющий произвести качественный отбор релизеров; метод эксперимента, позволяющий установить особенности влияния релизеров на экологические установки студентов. Результаты исследования: в статье представлен тщательный и подробный анализ понятия релизер, выделены виды и варианты релизеров, используемые социальными психологами. Особое внимание авторы уделяют анализу влияния релизеров на формирование экологической направленности. Выявлено, что использование релизеров положительно влияет на развитие поведенческого и когнитивного (особенно когнитивного) компонента экологических установок учащихся. Кроме того, экологические релизеры положительно влияют на формирование этического типа экологической направленности и снижают долю прагматического отношения к природе. Практическая значимость: данные, полученные в работе, могут быть использованы в педагогике, практической психологии, экологической психологии, социологии, а также для дальнейшей теоретической разработки данного вопроса.

Ключевые слова

студенты, релизеры, экологическое сознание, экологическая направленность, виды экологической направленности

Список литературы

  • Ананьев Б.Г. (1974) К психофизиологии студенческого возраста. Современные психологические проблемы высшей школы, (02): 39-52.
  • Bassin (1973) К проблеме осознания психологических установок. Психологические исследования, посвященные 85-летию со дня рождения Д. Н. Узнадзе. Тбилиси: Смысл.
  • Чердымова Е.И. (2010) Основы формирования экологического сознания личности. Самара: ООО «СамЛюксПринт».
  • Чердымова Е.И. (2011) Экологическое сознание (теоретические и эмпирические исследования). Самара: ООО «СамЛюксПринт».
  • Чердымова Е.И. (2013) Экологическая интенция личности. Москва: Университет Российской академии образования.
  • Докторов Б.З., Сафронов В.В., Фирсов Б.М. (1992) Уровень осведомленности об экологических проблемах: профили общественного мнения, (12): 51-58.
  • Гурьев Д.В. (1997) Тайны происхождения сознания. Москва: Изд-во Российского университета дружбы народов.
  • Ищенко Т.В. (1970) Место студенчества в социальной структуре общества. Томск: Печать.
  • Калмыков А.А. (1999) Введение в экологическую психологию. Москва: Международный независимый университет экологии и политических наук.
  • Хапай Нах (2009) Экологическая культура молодежи современной России: психологический анализ: Дис. Майкоп.
  • Кочергин А.Н., Марков Ю.Г., Васильев Н.Г. (1987) Экологическое знание и сознание: Особенности формирования. Новосибирск: Наука.
  • Маклярский Б.М. (1995) Устойчивое развитие и экологические требования. СОЦИС, (04): 51-56.
  • Маркович ДЖ (1999) Социальная экология. Москва: Наука.
  • Маркович ДЖ (2001) Глобализация и экологическое образование. Социологическое исследование, (01): 17-24.
  • Моисеев Н.Н. (1998а) Еще раз о проблеме коэволюции. Вопросы философии, (08): 26-32.
  • Моисеев Н.Н. (1998б) Думая о будущем. Москва: Изд-во Международного независимого университета экологии и политических наук.
  • Парк П. (2002) Экология человека. Теоретическая психология: Антология, (04): 374-421.
  • Суравегина И.Т. (2000) Зачем нужна экологизация средней школы. Экологическое просвещение, (01), 12-15.
  • Штомпка П. (2007) Фотография как метод исследования. Москва: Логос.
  • Циолковский К.Е. (1928) Будущее Земли и человечества. Москва: Приок. опубл. дом.
  • Ващенко М.И., Рожкина Н.Ф., Андреева И.А. (1990) Экологическое образование и воспитание студентов на междисциплинарной основе. Материалы второго Всероссийского совещания-семинара: Содержание и формы экологического образования в педагогическом институте. Пермь: Пермский университет, 62-69 с..
  • Ядов В.А. (1975) О диспозиционной регуляции социального поведения личности. Методологические проблемы социальной психологии. Москва: Наука.
  • Яницкий О.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *