Д н узнадзе психология установки: Теория установки Узнадзе | Понятия и категории

Е.Е. Соколова. Установки и их исследования в школе Д.Н.Узнадзе: Psychology OnLine.Net

Е.Е. Соколова. Установки и их исследования в школе Д.Н.Узнадзе
Добавлено Psychology OnLine.Net
3.04.2009 (Правка 3.04.2009)

Выше говорилось о сознании человека как качественно иной форме психического отражения мира, отличающей человека от животных. Между тем с самого начала мы были далеки от отождествления сознания человека с человеческой психикой вообще, хотя тенденция к называнию психики человека «сознанием» существовала и в деятельностном подходе. Однако это было, скорее, данью философской традиции, чем принципиальная позиция. Напротив, для интроспективной психологии, которая сошла со сцены как отдельное направление еще до возникновения собственно деятельностного подхода, бессознательного в человеческой психике не существовало. Против отождествления сознания с психикой когда-то выступал в XVII в. Г.В.Лейбниц, однако решающим вкладом в разработку проблем бессознательного стал психоанализ З. Фрейда (см. главу 4). Обращаясь теперь к рассмотрению бессознательных явлений в психике человека, мы должны учесть достижения не только психоанализа, но и других школ й направлений в психологии, которые в той или иной форме касались этой проблемы. Одной из них была Грузинская школа, созданная крупнейшим психологом Дмитрием Николаевичем Узнадзе (1886—1950). Центральным понятием психологической концепции этой школы было понятие установки, имеющее самое непосредственное отношение к изучению бессознательных процессов в психике человека.

Мы не будем останавливаться подробно на тех теоретических основаниях, которые обусловили введение понятия «установка» в психологию (это предмет рассмотрения в иных учебных курсах). Скажем лишь, что Д. Н.Узнадзе, как и А. Н.Леонтьев, был озабочен критикой постулата непосредственности, ограничивающего психологическую науку. Рассмотрим конкретные эксперименты этой школы, доказавшие наличие установки определенного типа (так называемой фиксированной установки), которая является опосредствующим звеном в схеме «стимул — сознательное переживание» [125].

Испытуемому дают в руки (в каждую — по одному) два шара, совершенно одинаковые по всем свойствам, кроме, например, объема: один шар явно больше другого по объему. Испытуемый должен сравнить между собой шары на ощупь. Каждый раз больший по объему шар дается, например, в левую руку. Через определенное число подобных проб, называемых предварительными экспозициями (обычно через 10—15), человек получает в руки пару равных по объему шаров (критическая экспозиция). Объективно равные шары, однако, не воспринимаются таковыми: у испытуемого возникает иллюзия неравенства шаров, причем чаще кажется большим шар в той руке, в которой он держал меньший по объему шар (иллюзия контраста). Незначительному числу испытуемых большим кажется шар в той же руке, в какой ранее, в предварительных пробах, находился больший по объему шар (ассимилятивная иллюзия). Как объяснить возникновение подобных иллюзий? Д.Н.Узнадзе предположил, что в процессе предварительных проб у испытуемого появляется некоторое внутреннее состояние, подготавливающее его к восприятию дальнейших экспозиций.

Это внутреннее состояние и было названо им установкой.

Установка с тех пор определялась как целостное бессознательное состояние субъекта, выражающее его готовность совершить действие в определенном направлении. То, что это состояние было бессознательным для субъекта, доказывалось остроумными экспериментами с использованием гипноза. Предварительные экспозиции проводились с испытуемым, находящимся в гипнотическом состоянии. После пробуждения он ничего не помнил из того, что делал во время гипноза. Тут ему предъявляли «критическую экспозицию», т.е. давали в руки шары равного объема. И при этом — уже вполне сознательном — восприятии у испытуемого проявлялась установка, которая сформировалась у него, когда он находился в состоянии гипноза, т.е. она была и оставалась для него бессознательной. Еще одна характерная черта установки — ее целостность — обнаруживалась в не менее остроумных экспериментах. Предварительные экспозиции были проведены с шарами, которые давались испытуемому в руки с предложением сравнить их между собой по объему.

А в «критической экспозиции» предъявлялись два одинаковых по диаметру световых пятна. Было обнаружено, что сформированная ранее на другом материале установка все равно срабатывала: равные по диаметру световые пятна казались различными.

В школе Д.Н.Узнадзе были выявлены разные типы установок (в частности, кроме фиксированной была обнаружена так называемая диффузная установка1

, а также установка, названная первичной), изучены их свойства и условия формирования в обыденной жизни. Согласно Д. Н.Узнадзе, первичная установка формируется при встрече актуализировавшейся потребности, с одной стороны, и ситуации, делающей возможным ее удовлетворение, с другой. Одним из примеров, который может быть объяснен понятием установки, является феномен импринтинга, описанный в главе 1.

Если внимательно присмотреться к реальности, которая представлена в понятии «установка», можно заметить, что эта реальность в той или иной форме описывалась и в школе К.Левина (возникновение у субъекта стремления к какому-то предмету, приобретающему в целостной связи потребность—ситуация определенную валентность), и в школе А. Н.Леонтьева (поведение субъекта после опредмечивания его потребности). Это еще раз говорит о том, что к изучаемой в психологии реальности представители различных школ и направлений подходили с разных сторон. В силу этого между ними часто возникали дискуссии на тему: какую психологическую категорию считать центральной? Были такие дискуссии и между школами А. Н.Леонтьева и Д. Н.Узнадзе по поводу соотношения деятельности и установки. Ученики Д.Н.Узнадзе настаивали на том, что установка как готовность к совершению деятельности предшествует актуально разворачивающейся деятельности, в школе А. Н.Леонтьева настаивали на том, что деятельность первична по отношению к установкам, поскольку последние формируются в ней. Разрешил спор двух школ ученик А.Н.Леонтьева А.Г.Асмолов, выдвинув следующую диалектическую формулу: в генетическом плане (в плане происхождения) деятельность предшествует установке, так как последняя формируется в деятельности субъекта, однако в актуальном плане (как часто говорят психологи, в актуалгенезе или функциональном генезе) установка предшествует деятельности и определяет ее.

А.Г.Асмолов предложил также свою классификацию установок [4], основанием которой являлось место, занимаемое установкой в структуре деятельности.

Первый тип — смысловые установки. Они связаны с деятельностью в целом, с ее мотивами и смыслами. Постоянная готовность ученого к получению информации об интересующем его явлении — хороший пример подобных установок. Занятый размышлениями о механизмах изучаемого им явления, он может «услышать» знакомые ему термины в разговоре двух кумушек в трамвае (хотя они говорят о каких-то своих делах) — эти «ослышки», как и все ошибочные действия, по З.Фрейду, обусловлены значимыми для субъекта мотивами.

Второй тип — целевые установки. Это готовность субъекта совершать определенные действия в соответствии с выбранной им целью (какие бы мотивы ни стояли за выбором этой цели). Про эти установки нельзя сказать, что они являются полностью неосознаваемыми, — субъект ведь отдает себе отчет в той цели, которую поставил перед собой, и в своей готовности достичь эту цель.

Тем не менее даже осознаваемые установки приводят к неконтролируемому искажению образов ситуаций, в которых человек оказывается. Очень давно (представителем Вюрцбургской школы К. Марбе) был описан реальный трагический случай, когда некий охотник, поставив перед собой цель убить кабана и прокараулив его целый день в засаде, в поздний вечерний час принял за кабана маленькую девочку, заблудившуюся в лесу и оказавшуюся в кустарнике, около которого сидел в засаде этот человек. Охотник так жаждал увидеть кабана, что «увидел его» в маленькой девочке.

Третий тип — операциональные установки. Они соотносятся с операциями как подструктурой деятельности, отвечающей условиям совершения действий. Одним из примеров является фиксированная установка, сформированная в изложенных выше экспериментах Д.Н.Узнадзе. Установки данного типа бессознательно проявляются при сходных обстоятельствах. Наши многочисленные бытовые привычки (еще не совсем проснувшись, мы привычно надеваем домашние тапочки, машинально включаем плиту, ставим чайник на огонь и т.

п.) — из разряда действий, обусловленных работой операциональных установок.

Можно выделить еще один тип установок (сенсорные и моторные), которые «настраивают на работу» отдельные органы нашего тела: это, например, определенная готовность мышечного аппарата руки к взятию того или иного предмета, фокусировка взгляда на ближнее или дальнее расстояние и др. Поскольку эти процессы, обеспечиваемые различными физиологическими структурами, решают задачи ориентировки субъекта в мире, постольку они могут быть предметом рассмотрения и в психологической науке.

Завершая разговор об установках как важном классе бессознательных состояний субъекта, скажем о выделяемых Д.Н.Узнадзе двух уровнях поведения: 1) установки и 2) объективации. Пример поведения на первом уровне — «автоматическое» поведение в привычной ситуации, обеспечиваемое разными установками (в частности, операциональными). На втором уровне поведение строится в том случае, когда первый уровень «не срабатывает» по причине неадекватных условий и человек вынужден сознательно обследовать ситуацию для возможного изменения поведения. Так, например, привычно одеваясь на работу, человек может несколько раз, не отдавая себе отчета, пытаться надеть ботинок своего брата, который на несколько размеров меньше (здесь работает еще уровень установки). Неудача этих попыток приводит к необходимости перевести поведение на уровень объективации: сознательно обследовать ситуацию и выстроить новый рисунок поведения (начать искать свои собственные ботинки). Установки, таким образом, выполняют роль стабилизатора поведения, учитывая прошлый опыт субъекта. Они изучались и продолжают изучаться в разных школах и направлениях в психологии, а также в разных отраслях психологической науки (особенно в социальной психологии).




  1. Диффузной установкой называется еще не очень определенная для субъекта установка, возникающая при первых встречах с предметом, эту установку порождающим. Дальнейшая судьба этой установки — стать более дифференцированной и определенной, чему способствуют новые встречи с этим предметом. Например, молодая женщина, сотрудница одного отдела, однажды пришла в другой отдел, где ее очень тепло приняли, угостили чаем и т. п. После этого посещения она почувствовала желание бывать в этом отделе еще и еще раз, общаться с людьми, которые там работают, еще не отдавая себе отчета в том, что же такого притягательного в этих встречах. Лишь спустя некоторое время она поняла: ей очень понравился начальник отдела.

УЗНАДЗЕ ДМИТРИЙ НИКОЛАЕВИЧ.. 100 великих психологов

УЗНАДЗЕ ДМИТРИЙ НИКОЛАЕВИЧ.

Дмитрий Николаевич Узнадзе родился в 1888 г. в селе Сакара Кутаисской губернии в крестьянской семье. В 1896 он поступил в Кутаисскую гимназию, где проявил себя как способный и прилежный ученик. Но несмотря на это, он был исключен из последнего класса за активное участие в революционном движении.

Для продолжения учебы Узнадзе уехал в Швейцарию, а затем в Германию, где поступил на философский факультет Лейпцигско-го университета. В то время там работал один из основоположников экспериментальной психологии Вильгельм Вундт, который не только читал лекции по философии и психологии, но и работал в собственной лаборатории. И в этом учебном заведении Узнадзе был одним из лучших. Подтверждением этому служит премия, полученная им за работу, посвященную философии Лейбница, которую он написал, учась на третьем курсе. В 1909 г. он окончил университет и в том же году получил звание доктора философии в университете города Галль. Его диссертация была посвящена исследованию творчества Владимира Соловьева, его теории познания и метафизике.

После окончания учебы Дмитрий Николаевич вернулся в Кутаиси, где работал одновременно в различных гимназиях, преподавал историю, психологию, историю педагогики и логику. Европейский диплом не считался действительным в Грузии, а потому ему пришлось экстерном сдавать экзамены на факультете истории философии Харьковского университета, в 1913 г. он получил диплом первой степени. В это время Узнадзе много печатался, его статьи были посвящены в основном проблемам педагогики, философии, эстетики.

В 1917 г. Д.Н. Узнадзе переехал в Тбилиси, где сразу же активно включился в работу по организации тбилисского университета. По его инициативе в 1918 г. в созданном университете открылась кафедра психологии и педагогики, а в 1920 г. — психологическая лаборатория. Кроме этого, Узнадзе еще руководил педагогическим институтом. Для обучения психологов нужны были учебники, которых в то время в Грузии не существовато. Решение этой проблемы он тоже берет на себя и выпускает несколько учебных пособий.

В 1919 г. выходит в свет первая книга Д.Н. Узнадзе, посвященная исследованию творчества Лейбница, а в 1920-м — его первая монография «Анри Бергсон», в которой он критически рассматривает интуитивизм Бергсона. Мистические и интуитивные представления, по мнению Узнадзе, не подходят для понимания сущности познавательной и психической активности человека. Должна быть создана система научных понятий, с помощью которой могут быть поняты и объяснены даже мистические и интуитивные представления человека.

Д.Н. Узнадзе пытается решить эту проблему, создав такую систему, чтобы не объяснять психические процессы через психическое или физическое, а установить иную детерминацию психики. В его работах, издаваемых в это время, появляются такие понятия, как «биосфера», «ситуация» и «подпсихическое». Они имеют у него сходное значение, описывают особую реальность, которая является де-терминантой целесообразности поведения. Биосфера — это особый вид отражения действительности, а ситуация — положение, вызываемое в биосфере, т.е., по сути, ее частный случай. Биосферу можно назвать и подпсихическим, поскольку речь идет об исследовании сознания.

Таким образом, подпсихическое — это особая сфера действительности, и если процессы человеческого сознания определяются законами объекта, то к подпсихическому неприменимы понятия как субъекта, так и объекта. Именно оно определяет содержание сознания, психики, и отсюда Узнадзе делает вывод, что «бессознательное» Фрейда по своей природе является подпсихическим, не принадлежащим к психике.

В 1923 г. издаются такие работы Д.Н. Узнадзе, как «Имперсона-лия» и «Психологические основы наименования». Основанием для создания последней послужили исследования, проведенные в его психологической лаборатории. Они показали, что наименование предмета или явления происходит не случайно и имеет под собой психологическую основу. Испытуемые видели сходство между предлагаемым им бессмысленным рисунком и набором звуков, причем для каждого рисунка разные люди подбирали строго определенные звуковые комплексы.

В 1924 г. вышла еще одна книга Д.Н. Узнадзе — «Мотивы интереса к учебным предметам», посвященная проблемам педагогики. В это время, в 1920-е гг., происходит формирование одного из фундаментальных понятий теории Узнадзе — понятия установки. Это понятие подразумевает реальное психическое состояние человека, выражающее его готовность к определенному поведению. Установка не только определяет отношение человека к какому-либо событию, мнению, лицу, но и показывает, в каком виде эти последние реализуются в мире его восприятий. Помимо разработки самого понятия, Узнадзе работает над созданием метода исследования указанного состояния. В результате возникает теория установки, предполагающая возможность познания психической активности человека с помощью системы научных понятий.

Тот смысл, который Д.Н. Узнадзе вкладывал в понятие установки, несколько отличается от обычного, принятого в психологии того времени. Установка у него — это не психический процесс и не поведенческий акт, а особый вид отражения действительности. Ее возникновение обусловлено как объектом, так и субъектом: с одной стороны, установка возникает как реакция на определенную ситуацию, а с другой — в результате удовлетворения определенной потребности.

В этой концепции психология переживания соотносится с психологией поведения. Перед осуществлением любой деятельности, считает Д.Н. Узнадзе, человек психологически готовится к ее осуществлению, причем этот процесс может им даже не осознаваться. Этот факт подготовки Узнадзе и назвал установкой.

В лаборатории при Тбилисском университете он провел эксперименты, в ходе которых было определено, что установка, созданная в какой-либо одной сфере, проявляется не только в ней, но и в других сферах жизни. Кроме того, Узнадзе выяснил, что установка также свойственна и животным. Это открытие стало для него очень важным, поскольку послужило основой для создания в дальнейшем двухуровневой модели психики.

Основываясь на результатах опытов, ученый сделал вывод о том, что установка является первичным свойством организма, т.е. это самая примитивная реакция на внешние раздражения. Естественно, что в этом случае должен существовать еще один, более высокий уровень организации психики.

На основании этого Д.Н. Узнадзе впервые ввел в психологию принцип иерархиии, рассмотрев два уровня психической активности: уровень установки и уровень объективации. На первом уровне поведение определяется воздействием ситуации, происходит удовлетворение непосредственных и актуальных потребностей. Что касается уровня объективации, то здесь деятельность приобретает уже более обобщенный, не зависящий от ситуации характер. Человек же в своих действиях учитывает потребности других людей, а также социальные требования.

В 1940 г. вышла «Общая психология» Узнадзе, которая стала, по сути, обобщением его взглядов и теорий. Эта книга стала значимой для создания грузинской психологической школы, т.к. послужила основой для обучения нового поколения психологов. Во время Второй мировой войны он несколько приостановил педагогическую деятельность и, подобно многим психологам в Европе и России, открыл кабинет патопсихологии, где руководил работой по восстановлению нарушенных психических функций воинов.

В 1941 :. в Грузинской ССР создается Академия наук, и Д.Н. Узнадзе становится ее действительным членом, возглавляет сектор психологии. Это время можно считать началом второго этапа развития теории установки, поскольку теперь ученый уделял много внимания не самому явлению установки, уже тщательно разработанному, а эффектам и иллюзиям, сопровождающим ее возникновение. В 1947 г. были изданы сразу несколько работ, посвященных этой теме («К проблеме сущности внимания», «Внутренняя форма языка», «Проблемы объективации»).

В лаборатории Д.Н. Узнадзе проводил исследования, связанные со сравнениями количественных характеристик предметов. Вот пример одного из таких опытов. Человеку несколько раз показывали два шара, совершенно одинаковых по цвету и материалу, из которого они были изготовлены, и отличавшихся только размерами. Каждый раз испытуемому предлагалось выбрать тот шар, который, по его мнению, больше. Когда наконец ему показывали два совершенно одинаковых шара, он тем не менее выбирал один из них. Установка, возникшая у него во время опыта, создала зрительную иллюзию различия. Таким же образом были исследованы и многие другие иллюзии: слуховые, вкусовые, тактильные.

Исследования Д.Н. Узнадзе вызвали огромный интерес в европейском научном мире. Жан Пиаже даже назвал явление иллюзии, выявленное им в зрительной сфере с помощью установки, эффектом Узнадзе.

В 1949 г. вышла в свет книга «Экспериментальные основы психологии установки», в которой были собраны и обобщены экспериментальные данные. Узнадзе охарактеризовал психические особенности человека в зависимости от скорости возникновения установки, ее сохранности во времени, силы воздействия и скорости смены. На основании этого он выделил три основных типа личности:

— динамический, к которому относятся уравновешенные, гармоничные люди, легко приспосабливающиеся к окружающим;

— статичный, к нему можно отнести тех людей, чье поведение не импульсивно, а опирается на объективацию, для них характерно проявление неуверенности;

— вариабельный, к которому относятся люди дела, люди сильных стремлений, но с конфликтной структурой характера.

Дмитрий Николаевич Узнадзе стал основателем грузинской школы психологии, многие его ученики впоследствии развивали и критиковали его идеи, создавая на этой основе собственные теории. В Европе его взгляды также привлекали к себе внимание многих психологов и психоаналитиков. Сейчас теория установки используется в социальной, медицинской психологии, психологии труда и в психоанализе.

Дмитрий Николаевич Узнадзе скончался 12 октября 1950 г.

Давыдов (настоящее имя Горелов Иван Николаевич) Владимир Николаевич (1849–1925)

Давыдов (настоящее имя Горелов Иван Николаевич) Владимир Николаевич (1849–1925) Актер петербургского Александринского театра; играл также в Русском драматическом театре Ф. А. Корша в Москве, был первым исполнителем роли Иванова (1887) и Светловидова в пьесе Чехова «Лебединая

ОВСЯНИКО-КУЛИКОВСКИЙ Дмитрий Николаевич

ОВСЯНИКО-КУЛИКОВСКИЙ Дмитрий Николаевич 23.1(4.2).1853 – 9.10.1920Литературовед, лингвист, литературный критик, публицист. Публикации в журналах «Русская мысль», «Северный вестник», «Жизнь», «Вестник воспитания» и др. Научные труды и исследования «Опыт изучения вакхических

Дмитрий ПЕВЦОВ

Дмитрий ПЕВЦОВ Д. Певцов родился 8 июня 1963 года в Москве в спортивной семье. Его отец Анатолий Иванович — мастер спорта международного класса и заслуженный тренер СССР по пятиборью, мать — Ноэми Семеновна — спортивный врач. По стопам родителей собирался пойти и Дмитрий,

БАЛАШОВ ДМИТРИЙ

БАЛАШОВ ДМИТРИЙ БАЛАШОВ ДМИТРИЙ (писатель: «Господин Великий Новгород», «Марфа-посадница», «Святая Русь», «Государи московские» и др. ; убит 17 июля 2000 года на 73-м году жизни).Говорят, Балашов был на редкость отчаянным человеком, вечно попадавшим в различные передряги. За его

ЛИХАЧЕВ ДМИТРИЙ

ЛИХАЧЕВ ДМИТРИЙ ЛИХАЧЕВ ДМИТРИЙ (академик; скончался 30 сентября 1999 года на 93-м году жизни).В конце сентября Лихачев лег в Боткинскую больницу Санкт-Петербурга. Там ему сделали онкологическую операцию, которая давала пусть призрачный, но все-таки шанс на лучшее. Но эти

УКОЛОВ Дмитрий

УКОЛОВ Дмитрий УКОЛОВ Дмитрий (игрок ЦДКА – ЦСКА (Москва), сборной СССР по хоккею с шайбой, кумир спортивных болельщиков 50-х годов; скончался в 1992 году на 63-м году жизни). Уколов был одним из лучших защитников советского хоккея в 50-е годы. Он был олимпийским чемпионом 1956

ШОСТАКОВИЧ Дмитрий

ШОСТАКОВИЧ Дмитрий ШОСТАКОВИЧ Дмитрий (композитор, оперы: «Нос» (1928), «Катерина Измайлова» (1935) и др. , оперетта «Москва – Черемушки» (1959), 15 симфоний и т. д.; музыка к фильмам: «Новый Вавилон» (1929), «Выборгская сторона» (1939), «Молодая гвардия» (1948), «Овод» (1955), «Гамлет» (1964),

СВЕРБЕЕВ Дмитрий Николаевич (1799–1874),

СВЕРБЕЕВ Дмитрий Николаевич (1799–1874), дипломат и писатель, возглавлявший кружок старомосковской интеллигенции. С Гоголем познакомился в 1840 г. через посредство Аксаковых и М. П. Погодина.В 1868 г. в «Воспоминаниях о П. Я. Чаадаеве» С. запечатлел посещение Гоголем известного

Гончаров Дмитрий Николаевич (1808—1859)

Гончаров Дмитрий Николаевич (1808—1859) Cтарший брат Н. Н. Пушкиной. Окончил в 1825 г. Московский университет и в июне того же года был принят на службу в Гос. коллегию иностранных дел с причислением к Московскому архиву. В июне 1827 г. переведен в Петербург. В апреле 1829 г. получил

ДМИТРИЙ ИВАНОВИЧ

ДМИТРИЙ ИВАНОВИЧ   Сын Ивана IV Грозного и Марии Нагой. 1584 отправлен с матерью в Углич. Погиб при невыясненных обстоятельствах. Канонизирован Русской православной церковью.То, что царевич Дмитрий был именно убит, — не единственное среди историков мнение. Особенно в

46. Дмитрий Харатьян

46. Дмитрий Харатьян Родился Дмитрий Вадимович в Алмалыке Узбекской ССР 20.01.60, в Подмосковье попал в трехлетнем возрасте вместе с семьей.В кино Дима попал случайно, придя на пробы за компанию со знакомой девочкой – и сразу был выбран на главную роль в фильме «Розыгрыш» (1977).

47. Дмитрий Певцов

47. Дмитрий Певцов Родился Дмитрий Анатольевич 8.07.63 в спортивной семье (мать – спортивный врач, отец – заслуженный тренер по пятиборью). В ГИТИСе был старостой курса, службу в армии проходил на сцене Театра СА.В кино снимался с 1989 года («Подземелье ведьм» и «Мать»)С 1991

Дмитрий

Дмитрий Дмитрий Николаевич Чегодаев — отец А.Ч. Его судьба В написанной части этих воспоминаний я уже многое сказал о моем отце, сказал разрозненно и бегло, и сейчас нужно связать воедино эти разрозненные упоминания и многим дополнить.Я уже сказал где?то в самом начале,

Табачник Дмитрий

Табачник Дмитрий В команде нынешнего Премьер-министра Дмитрий Табачник, пожалуй, наиболее искушенный политик. Свои «университеты» во власти Дмитрий Владимирович прошел еще в 1994 году, когда он стал во главе Администрации Президента Леонида Кучмы. Тринадцать лет назад он

Яковлев, Дмитрий

Яковлев, Дмитрий Есть такой. Биографический очерк в изложении Ю.Крылова:1983-86: учится на филфаке университета. Пишет стихи. Изучает всякие восточные единоборства, затем применяет их на университетских дискотеках, проводимых в начале 1980-х Ю.Крыловым, защищая последнего от

Статья об отношении+изменении от The Free Dictionary

Отношение+изменение | Статья об отношении+изменении от The Free Dictionary

Отношение+изменение | Статья об отношении+изменении от The Free Dictionary


Слово, не найденное в Словаре и Энциклопедии.

Возможно, Вы имели в виду:

Пожалуйста, попробуйте слова отдельно:

отношение сдача

Некоторые статьи, соответствующие вашему запросу:

  • Изменения широты, изменения взглядов
  • Рональд Инглхарт
  • Линн Таунсенд Уайт-младший
  • Дэрил Бем
  • Песни, которые ты знаешь наизусть
  • Оборот
  • Лодки, пляжи, бары и баллады
  • Маркетинг социальных норм
  • Прикроватный
  • Теория социального суждения
  • Вероятностная модель разработки
  • Карл Ховланд
  • Дека Джимми Баффета, концертные альбомы
  • Рынок труда Японии
  • Импульсное колесо
Не можете найти то, что ищете? Попробуйте выполнить поиск по сайту Google или помогите нам улучшить его, отправив свое определение.

Полный браузер ?

  • Планирование отношения
  • Электроника механизма ориентации
  • Прогноз отношения
  • Проблема отношения
  • Электроника обработки отношения
  • Отчеты об отношении (Великобритания)
  • Эталонный узел ориентации
  • Индикатор исходного положения
  • Система определения ориентации
  • Блок сравнения ориентации
  • Система сохранения пространственного положения
  • Система сохранения пространственного положения
  • шкала ориентации
  • Датчик ориентации
  • Датчик пространственного положения Модель
  • Техническое обслуживание наблюдения датчика положения
  • Обработка показаний датчика пространственного положения
  • Комплект датчика ориентации
  • Стабилизация ориентации космического корабля
  • Исследования отношения
  • Исследование отношения
  • Отношение к моделям поведенческих процессов
  • Шкала отношения к инвалидности
  • Опросник отношения к психическим заболеваниям
  • Отношение к культурному разнообразию
  • Шкала отношения к питанию
  • Отношение к свободе детей
  • Система передачи отношения
  • Обновление отношения
  • Отношение без ограничений
  • отношение+изменение
  • Отношение, осведомленность и использование
  • Отношение, осведомленность и ответственность
  • Отношение, приверженность, превосходство
  • Отношение, Настроение, Сенсорика, Интеллект, Мысль
  • регулятор положения
  • корректоры отношения
  • Система координат-курс
  • Батарея тестов отношения/мотивации
  • Отношения
  • Отношения
  • Отношения
  • Отношения
  • Отношения
  • Отношения
  • Отношения (группа)
  • Отношения (альбом Лори)
  • Отношения (ток-шоу)
  • Отношения (сериал)
  • Проект оценки отношения и потребностей
  • Отношение и мнения по экономическим вопросам
  • Отношения, интересы и мнения
  • Метафора отношения
  • Отношение к шуму от авиационных источников в Англии
  • Опросник отношения к рандомизированным исследованиям
  • Отношение к жертвам СПИДа
  • Шкала отношения к использованию компьютеров
  • отношение к инвалидам
  • Опросник отношения к оружию и насилию
  • Отношение к обучению
  • Отношение к лесбиянкам и геям

Сайт: Следовать:

Делиться:

Открыть / Закрыть

 

Выпускники как фактор формирования экологической направленности студентов

  • Главная
  • Предыдущие выпуски
  • Выпуск 106 — 2018
  • Релизеры как фактор формирования экологической направленности студентов

Галина Анатольевна Виноградова, Роза Ш. Ахмадиева, Вера Михайловна Коновалова, Елена Владимировна Спирина, Ольга Александровна Калугина, Клавдия Георгиевна Эрдынеева, Наталья Николаевна Попова, Николай Александрович Машкин

Ekoloji, 2018, Выпуск 106, Страницы: 1409-1415, Артикул: e106093

ОТКРЫТЫЙ ДОСТУП

Скачать полный текст (PDF)

Реферат

Актуальность исследуемой проблемы обусловлена ​​необходимостью исследования, формирования и развития экологического сознания, его уровней и компонентов, характеризующихся новым типом отношения человека к природе, человека к человеку и обществу в целом . Проблема эффективного развития экологической направленности с помощью зрительных образов, в частности релизеров, становится все более актуальной. Цель исследования: изучить основные характеристики и закономерности презентации релизеров. Выявить в теоретико-экспериментальном исследовании эффективность воздействия экологических релизеров на формирование экологических установок студентов. Ведущим методом исследования данной проблемы является метод визуальной психодиагностики, позволяющий произвести качественный отбор релизеров; метод эксперимента, позволяющий установить особенности влияния релизеров на экологические установки студентов. Результаты исследования: в статье представлен тщательный и подробный анализ понятия релизер, выделены виды и варианты релизеров, используемые социальными психологами. Особое внимание авторы уделяют анализу влияния релизеров на формирование экологической направленности. Выявлено, что использование релизеров положительно влияет на развитие поведенческого и когнитивного (особенно когнитивного) компонента экологических установок учащихся. Кроме того, экологические релизеры положительно влияют на формирование этического типа экологической направленности и снижают долю прагматического отношения к природе. Практическая значимость: данные, полученные в работе, могут быть использованы в педагогике, практической психологии, экологической психологии, социологии, а также для дальнейшей теоретической разработки данного вопроса.

Ключевые слова

студенты, релизеры, экологическое сознание, экологическая направленность, виды экологической направленности

Список литературы

  • Ананьев Б.Г. (1974) К психофизиологии студенческого возраста. Современные психологические проблемы высшей школы, (02): 39-52.
  • Bassin (1973) К проблеме осознания психологических установок. Психологические исследования, посвященные 85-летию со дня рождения Д. Н. Узнадзе. Тбилиси: Смысл.
  • Чердымова Е.И. (2010) Основы формирования экологического сознания личности. Самара: ООО «СамЛюксПринт».
  • Чердымова Е.И. (2011) Экологическое сознание (теоретические и эмпирические исследования). Самара: ООО «СамЛюксПринт».
  • Чердымова Е.И. (2013) Экологическая интенция личности. Москва: Университет Российской академии образования.
  • Докторов Б.З., Сафронов В.В., Фирсов Б.М. (1992) Уровень осведомленности об экологических проблемах: профили общественного мнения, (12): 51-58.
  • Гурьев Д.В. (1997) Тайны происхождения сознания. Москва: Изд-во Российского университета дружбы народов.
  • Ищенко Т.В. (1970) Место студенчества в социальной структуре общества. Томск: Печать.
  • Калмыков А.А. (1999) Введение в экологическую психологию. Москва: Международный независимый университет экологии и политических наук.
  • Хапай Нах (2009) Экологическая культура молодежи современной России: психологический анализ: Дис. Майкоп.
  • Кочергин А.Н., Марков Ю.Г., Васильев Н.Г. (1987) Экологическое знание и сознание: Характеристика формирования. Новосибирск: Наука.
  • Маклярский Б.М. (1995) Устойчивое развитие и экологические требования. СОЦИС, (04): 51-56.
  • Маркович ДЖ (1999) Социальная экология. Москва: Наука.
  • Маркович ДЖ (2001) Глобализация и экологическое образование. Социологическое исследование, (01): 17-24.
  • Моисеев Н.Н. (1998а) Еще раз о проблеме коэволюции. Вопросы философии, (08): 26-32.
  • Моисеев Н.Н. (1998б) Думая о будущем. Москва: Изд-во Международного независимого университета экологии и политических наук.
  • Парк П. (2002) Экология человека. Теоретическая психология: Антология, (04): 374-421.
  • Суравегина И.Т. (2000) Зачем нужна экологизация средней школы. Экологическое просвещение, (01), 12-15.
  • Штомпка П. (2007) Фотография как метод исследования. Москва: Логос.
  • Циолковский К.Е. (1928) Будущее Земли и человечества. Москва: Приок. опубл. дом.
  • Ващенко М.И., Рожкина Н.Ф., Андреева И.А. (1990) Экологическое образование и воспитание студентов на междисциплинарной основе. Материалы второго Всероссийского совещания-семинара: Содержание и формы экологического образования в педагогическом институте. Пермь: Пермский университет, 62-69 с..
  • Ядов В.А. (1975) О диспозиционной регуляции социального поведения личности. Методологические проблемы социальной психологии. Москва: Наука.
  • Яницкий О.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *