Шесть шляп мышления Эдварда Де Боно
Целевая аудитория
Метод может быть интересен руководителям высшего и среднего звена, а так же маркетологам и сотрудникам креативных агентств, занимающимся созданием всех видов рекламы, разработкой и продвижением брендов.
Основания метода
Американский исследователь Эдвард Де Боно сформулировал основные принципы развития творческого мышления:
— выделение необходимых и достаточных условий решения задачи;
— развитие способности к отказу от прежнего опыта решения аналогичных задач;
— развитие способности к видению различных аспектов одного явления;
— развитие способности к выделению и осознанию основного противоречия в проблеме;
— развитие способности к «объединению противоположностей» и использование данного ресурса для решения задачи.
Все принципы согласуются с технологией ситуационного анализа. Кроме того, Э. Де Боно разработал метод обучения «эффективно мыслить»
Шесть шляп мышления
Белая шляпа учит человека беспристрастно работать только с фактами, цифрами, событиями. Благодаря ей можно стать беспристрастным, освободиться от эмоций, которые, как известно, «туманят разум».
Черная шляпа помогает человеку увидеть все негативные стороны события, явления, проблемы, она позволяет оценить риски.
Желтая шляпа, напротив, помогает раскрыть ресурсы, положительные стороны ситуации; увидеть «плюсы» ситуации, явления, проблемы.
Красная шляпа дает возможность человеку увидеть событие, явление, проблему в ярких эмоциональных красках. Тем самым создаются условия для отреагирования эмоций, благодаря чему они больше не будут мешать работе.
Зеленая шляпа актуализирует творческое мышление человека, позволяет осуществлять нестандартный подход к решению задачи, искать новые способы и приемы.
Синяя шляпа помогает человеку находить смысл в том, что он делает, продуктивно управлять процессом мышления, обобщать накопленный опыт, вписывать проблему в контекст глобальных событий в экономике, политике, мироустройстве; философски осмыслять события и явления, понимая, что одна проблема есть проявление более общих механизмов и сил, действующих во Вселенной. ..
Тренировку навыков ситуационного анализа предлагается начать с игры представленной ниже. Она научит рассматривать ситуацию с разных сторон, и к этому опыту мы сможем обращаться и в других играх. Участники игры делятся на шесть групп и размещаются в комнате на достаточном расстоянии друг от друга. Убедившись, что все удобно устроились, ведущий рассказывает притчу.
Притча о старом шляпнике
«Итак, дорогие друзья, — говорит ведущий, — мы с вами сейчас переносимся в мастерскую старого Мастера, становимся его сыновьями. Нам предстоит разделить отцовское наследство. Прошу вас быстро посовещаться внутри команды и сказать о своем решении. Торопитесь, самые быстрые могут взять шляпу, которую вы для себя выбрали».
Если у ведущего заранее заготовлены разноцветные шляпы, он раздает их командам, согласно заявкам. Бывает, что две или три команды выбрали одну шляпу — в этом случае им придется договориться между собой. После того, как шляпы распределены между группами, ведущий дает задание.
Варианты заданий
Перепишите с позиции каждой шляпы известную сказку («Курочка Ряба», «Колобок», «Репка», «Теремок», «Красная шапочка»). Пример переписывания сказки «Репка» (50 КБ): popular_tale.doc
Все владельцы шляп — одна команда администрации муниципального образования некой области
. В области имеются прекрасные леса, реки; эти места посещали известные люди. Традиционно это сельскохозяйственный район. Но сейчас появилась идея сделать основную ставку на развитие туризма. Необходимо оценить эту идею со всех сторон и прийти к решению.Все владельцы шляп — одна команда менеджеров по продаже (продукцию можно выбрать, посовещавшись с участниками игры). Один из заказчиков оказался конфликтным человеком и предъявляет претензии к качеству продукции фирмы, которую представляет команда. Что делать и как вести себя членам команды в этой ситуации? Оцените ситуацию и предложите решение с позиции хозяина каждой шляпы.
Все владельцы шляп — команда психологов-консультантов. Клиент — бизнесмен средних лет, исполнительный директор небольшой строительной фирмы (малого предприятия). У него проблема выбора: либо сместить нынешнего директора и взять весь объем работ на себя, либо заняться выпуском сопутствующей строительной продукции (допустим, эксклюзивные гвозди по новейшей технологии) на том оборудовании, которое он приобрел на свои деньги. Если он станет директором фирмы, объем его прибыли будет значительно выше, чем при выпуске собственной продукции. Однако и риск больше. Оцените ситуацию клиента с позиции обладателя каждой шляпы и сформулируйте рекомендацию клиенту.
Все владельцы шляп — одна команда рекламистов. Вам нужно рекламировать новое мыло (или любой другой ходовой продукт). Известно, что существует огромное количество разнообразных сортов мыла. Предложите идею новой рекламы, сформулируйте позиции разных шляп. После знакомства со всеми идеями постройте общее обсуждение и сформулируйте идею рекламы нового мыла.
Можно дополнять задания игры ситуациями, с которыми команда столкнется на практике.
Время выполнения задания зависит от сложности задачи. Первую игру со шляпами имеет смысл посвятить переписыванию известной сказки. Это прекрасная тренировка.Источник: «Теория и практика командообразования. Современная технология создания команд» Под ред. Т. Д. Зинкевич-Евстигнеевой. — СПб.: Речь, 2004.
Читайте также статью:
Шесть пар обуви образа действий Эдварда Де Боно.
Описание
Материал подготовлен
Руденко Владимиром
Эдвард де Боно — Шесть шляп мышления читать онлайн
12 3 4 5 6 7 …57
Эдвард де Боно
Шесть шляп мышления
Без долгих предисловий: короткое предисловие переводчика
Если наше дело – в шляпе,
Если наше тело – в шляпе,
Если даже мысли – в шляпе,
Значит, в шляпе-то – вся суть!
Помните, у Антуана де Сент-Экзюпери: еще ребенком он нарисовал огромного удава, проглотившего слона и мирно отдыхающего после столь сытного обеда? Мальчик показывал свой рисунок каждому новому знакомому, и взрослым и детям, чтобы отыскать среди них человека, способного его понять, родственную душу.
Отыскать такого человека среди взрослых ему так и не удалось. И это неудивительно. Хотя очень грустно.
Нарисованный Сент-Экзюпери удав, в утробе которого мирно почивал «съеденный» слон, внешне очень напоминал лежащую на столе шляпу, что и приводило людей взрослых к неверным умозаключениям.
Этот образ шляпы, которая на самом деле вовсе не шляпа, а нечто такое, под чем таятся слоны и вообще происходят самые удивительные вещи, остающиеся незаметными для окружающих, преследовал меня на протяжении всего периода работы над книгой Эдварда де Боно «Шесть шляп мышления».
Эти шляпы, огромные, как шкафы, и совершенно невидимые никому, кроме нас самих, напоминали мне прочную оболочку, внутри которой в тайниках нашего сознания кипят-варятся наши мысли-суждения-убеждения. Мне так и видится, как та или иная «мыслеварительная» шляпа закрывает каждого из нас целиком, превращая в нового человека, с новыми чертами характера и новым восприятием окружающего.
Не знаю, насколько мне удалось передать вам свои образные впечатления, но то, что книга сделает это несравненно лучше меня и надолго оставит след в вашем сознании, – не вызывает никаких сомнений. Она действительно заслуживает того, чтобы примерить предлагаемые ею мысле-шляпы каждому из нас.
А. Захарченко
Знакомство с автором
Эдвард де Боно родился на Мальте, начал свое образование с обучения в колледже Св. Эдварда, продолжил его в Королевском университете Мальты и блестяще завершил в качестве именного стипендиата Оксфордского университета, который он закончил с отличием по специальности «психология и физиология», получив почетную степень доктора медицинских наук. Сейчас он, кроме того, является доктором философии Кембриджского университета и регулярно получает приглашения прочесть курсы лекций в университетах Оксфорда, Лондона и Гарварда.
Доктор Эдвард де Боно широко известен как ведущий специалист в области развития практических навыков мышления. Он ввел в науку понятие «латеральное мышление», которое впоследствии было занесено в Оксфордский словарь современного английского языка, и разработал систему научных методов по развитию в человеке способностей к активному творческому поиску – к «взвешенному мышлению», как он его называл.
Им написано сорок пять книг, переведенных на двадцать семь языков, сняты две научные киноленты для телевизионных программ. Он читал лекции в сорока пяти странах мира и выступал на крупнейших международных симпозиумах, а в 1989 году ему было предложено занять место председателя Комитета лауреатов Нобелевской премии. К разработанной им методике по развитию взвешенного мышления обращались ведущие промышленные корпорации, такие как IBM, NTT (Япония), Du Pont, Prudential, Shell, Eriksson, McKinseys, Ciba-Geigy, Ford и многие другие.
В настоящее время доктор де Боно руководит проведением в жизнь обширной специальной учебной программы, разработанной им для общеобразовательных учебных заведений и призванной способствовать развитию у детей навыков творческого мышления. Эта программа давно получила признание в официальных кругах и нашла самое широкое применение во многих странах мира.
Доктор де Боно является основателем Института исследовательских разработок по проблемам творчества и способностей к познанию (начал свою работу в 1969 году) и Международного форума творческих работников, объединившего в своих рядах представителей многих профессий и руководителей ведущих предприятий мировой индустрии. Помимо того, он учредил в Нью-Йорке Международное сообщество творческих работников, призванное помогать странам-членам ООН в разработке новых идей.
Предлагаемая вашему вниманию очередная работа доктора де Боно основывается на том, что сознание – это прежде всего система самоорганизующейся информации.
В мире шляп – в потоке мыслей
Можно ли повысить результативность своего мышления?
В январе 1985 года журнал «Таймс» назвал Человеком года Питера Юберроута, благодаря которому Олимпийские игры в Лос-Анджелесе прошли с колоссальным успехом. Как правило, проведение мероприятий такого масштаба обходится их организаторам в сотни миллионов долларов. Но муниципальному фонду Лос-Анджелеса не пришлось вовсе «потратиться» на их организацию. Наоборот, Олимпиада-84 принесла городу более 250 миллионов долларов чистой прибыли! Необычайный успех Олимпийских игр во многом зависел от новых концепций и творческих идей, блестяще осуществленных на практике Питером Юберроутом.
Каким же образом оказалось возможным добиться этого удивительного результата? Как нужно подходить к рассмотрению подобных вопросов?
В интервью газете «Вашингтон Пост» 30 сентября 1984 года Питер Юберроут признался, что при выработке нового подхода к решению поставленной задачи он применял латеральное мышление.
Латеральное мышление – это метод, который я разработал много лет назад специально для разрешения сложных проблем на основе нетрадиционного подхода к рассматриваемому вопросу, с мобилизацией скрытых в человеке творческих возможностей. Я написал об этом уже немало книг. Одна из них оказалась в руках Питера Юберроута, а за девять лет до проведения упомянутых Олимпийских игр Юберроут побывал на встрече, организованной Советом молодых руководителей, который пригласил меня поделиться со слушателями основами моей методики. Результат вам уже известен.
Можно привести сотни других примеров, демонстрирующих результативность метода взвешенного мышления. Мне бы не хотелось тратить время на их подробное рассмотрение. Я вижу свою задачу вовсе не в этом. Моя задача – разрабатывать подобные методики и предлагать их вниманию своих будущих последователей. А осваивать их и выбирать область их применения должны такие люди, как мистер Юберроут. Они и пополняют собой ряды талантливых предпринимателей, обеспечивая методу взвешенного мышления самое широкое распространение.
В способности думать заключена основа человеческой деятельности. Независимо от того, хорошо или плохо эта способность развита в каждом из нас, все мы регулярно испытываем неудовольствие достигнутыми нами в этой области результатами. Наверное, это общее свойство человека нормального уровня развития: каким бы он ни был, ему всегда хочется стать еще лучше. Как правило, только люди, полностью удовлетворенные своими мыслительными способностями, убеждены в том, что предназначение мышления заключается в доказательстве собственной правоты, что дает им лишний повод потешить свое самолюбие. Если мы склонны считать, что возможности мышления только этим и ограничиваются, значит, мы просто тешим себя иллюзиями о своем превосходстве в этой области. Мы искренне заблуждаемся, и не более того. Границы предназначения этого «подарка эволюции» простираются значительно шире, и понимание данного обстоятельства представляет собой одну из обязательных задач каждого человека.
Читать дальше12 3 4 5 6 7 . ..57
de Bono Уроки мышления
Уроки мышления «Точки зрения»
Целью «Уроков мышления с точки зрения» является расширение восприятия. То, как мы определяем ситуацию или смотрим на нее, так же важно, как и то, как мы затем применяем суждение.
Родители, опекуны и учителя могут бесплатно пользоваться этими первыми семью уроками. (Это означает, что на этом веб-сайте или для печати и использования в вашей семье или в школе вы являетесь учителем, но не для дальнейшего распространения или коммерческого использования).
Краткое изложение уроков «Точки зрения»
PMI (плюс, минус, интересно) — это структурированный подход к непредубежденности. Без него наша эмоциональная реакция сужает наш взгляд на ситуацию.
CAF (Учитывать все факторы) предназначен для учета факторов, выходящих за рамки очевидных.
C&S (Consequence and Sequel) — это взгляд вперед, предсказание, предвосхищение. Это о будущем.
AGO (цели, цели и задачи) — четко определить цель нашего мышления — то, чего мы стремимся достичь.
FIP (First Important Priorities) предназначен для определения наиболее важных вещей.
APC (Альтернативы, возможности, выбор) предназначен для создания альтернатив. Как еще что-то можно сделать.
OPV (Other People’s Views) — о эмпатии — о том, что кто-то другой может подумать об этом.
Реализация: Эти уроки использовались и адаптировались на протяжении 40 лет. Инструменты мышления предназначены для использования в домашнем обучении или в формальной классной комнате с любой возрастной группой от 8 до 18 лет (идеальный возрастной диапазон — 8–11 лет). На один урок в неделю рекомендуется тратить от 30 до 40 минут.
Помимо приведенной ниже цифровой версии, она также доступна в формате печатной книги.
Руководство для учителя доступно в виде руководства формата A5 в проволочном переплете здесь
Рабочие карточки учащихся можно скачать здесь или приобрести здесь
Для международных заказов вы можете предпочесть облегченную версию Руководства для учителя. (Это тот же материал, но сшитый внакидку и без страниц для заметок, поэтому он легче).
Здесь есть пять коротких видеороликов, знакомящих учителей и родителей с этими уроками
Пожалуйста, свяжитесь с нами для обучения учителей и получения дополнительных прав на воспроизведение этих материалов.
Доступные учебные ресурсы перечислены ниже. Рекомендуется сначала просмотреть подготовку к уроку PMI и рабочую карту, чтобы понять, что включает в себя типичный урок. Затем прочтите те разделы теории и методики, которые имеют отношение к вам, прежде чем вернуться к урокам.
Код:
Объяснение теории и метода для родителей, учителей или самостоятельных учащихся.
Подготовка к уроку.
Урок Рабочая карточка.
Введение
От доктора Эдварда де Боно
Подробнее
Роль учителя
Если вы обучаете других
Подробнее
Учебные группы
Если вы учебные группы
Подробнее
Образцовый урок
Как структурировать урок
Подробнее
1. План урока PMI
Преподавание PMI
Подробнее
1. Рабочая карта урока PMI
Обработка идей
Подробнее
2. План урока CAF
Преподавание CAF
Подробнее
2. Рабочая карта урока CAF
Участвующие факторы
Подробнее
3. План урока C&S
Преподавание C&S
Подробнее
3. Рабочая карта урока C&S
Последствия
Подробнее
4. План урока AGO
Преподавание AGO
Подробнее
4. Рабочая карта урока AGO 90 005
Цели
Подробнее
5. План урока FIP
Преподавание FIP
Подробнее
5. Рабочая карта урока FIP
Приоритеты
Подробнее
6. План урока APC
Обучение APC
Подробнее
6 APC Рабочая карта урока
Альтернативы
Дополнительно
7. План урока OPV
Преподавание OPV
Дополнительно
7. Рабочая карта урока OPV
Мнения других людей 9000 5
50 дополнительных предметов для практики
Практика
Еще
Six Thinking Hats — De Bono Group
Используемый с четко определенным и явным успехом возврата инвестиций в корпорациях по всему миру, Six Thinking Hats представляет собой простой и эффективный процесс параллельного мышления, который помогает людям быть более продуктивными, сосредоточенными и осознанно вовлеченными. Мощный набор инструментов, изучив который, можно сразу же его применять!
Как это работает
Вы и члены вашей команды можете научиться разделять мышление на шесть четких функций и ролей. Каждая мыслящая роль обозначена цветной символической «мыслительной шляпой». Мысленно надевая и меняя «шляпы», вы можете легко сфокусировать или перенаправить мысли, разговор или встречу.
Белая Шляпа запрашивает известную или необходимую информацию. «Факты, только факты». | |
Желтая шляпа символизирует яркость и оптимизм. Под этой шляпой вы исследуете положительные стороны и исследуете ценность и выгоду. | |
Риски, трудности, проблемы – Шляпа управления рисками, вероятно, самая мощная Шляпа; проблема, однако, если злоупотреблять; определить трудности, где что-то может пойти не так, почему что-то может не работать, по своей сути шляпа действия с намерением указать на проблемы риска с намерением их преодолеть. | |
Красная шляпа означает чувства, догадки и интуицию. Используя эту шляпу, вы можете выражать эмоции и чувства, а также делиться страхами, симпатиями, антипатиями, любовью и ненавистью. | |
Зеленая шляпа фокусируется на творчестве; возможности, альтернативы и новые идеи. Это возможность выразить новые концепции и новое восприятие. | |
Синяя шляпа используется для управления мыслительным процессом. Это механизм контроля, обеспечивающий соблюдение рекомендаций Six Thinking Hats®. |
Используя Six Thinking Hats®, вы и ваша команда узнаете, как использовать дисциплинированный процесс, который будет…