ДЕЦЕНТРАЦИЯ — это что такое ДЕЦЕНТРАЦИЯ
найдено в «Психологии общения. Энциклопедическом словаре»
от лат. de- — приставка, означающая удаление, отмену, и centrum — центр круга, средоточие) — один из фундаментальных механизмов психики, к-рый позволяет человеку иначе посмотреть на ситуацию или систему определенных отношений. В генетической эпистемологии Ж. Пиаже термин Д. определяется как механизм преодоления эгоцентризма и означает преобразование смысла образов, понятий и представлений субъекта путем принятия им в расчет позиций других людей и, следовательно, возможных т. зр. или познавательных перспектив. Д. представляет собой главный механизм преодоления эгоцентризма. Его осн. функция заключается в координации когнитивных, эмоциональных и поведенческих структур взаимодействующих и общающихся людей. Источником Д. выступает непосредственное или интериоризированное О. человека с другими людьми, в ходе к-рого происходит столкновение противоречивых т. зр., позиций, намерений и т. п., побуждающее к преобразованию смыслов образов, представлений, понятий и суждений в собственной познавательной деятельности. Д. связана с развитием воображения, поскольку умение оперировать образами представлений позволяет провести их перегруппировку и изменить перспективу восприятия системы тех или иных отношений. На основе Д. развивается важная для межличностного понимания способность человека представить себя на месте другого. Благодаря механизму Д. становятся возможными социально-психол. рефлексия, опр. формы эмпатии и преодоление ошибок каузальной атрибуции в процессе восприятия и понимания человека человеком. Способность субъекта к Д. развивается по мере приобретения опыта социального взаимодействия и развития мышления. Ж. Пиаже связывал развитие Д. с развитием мыслительных операций обратимости. Показателями Д. личности в процессе социальной перцепции являются величина и адекватность понимания представлений, намерений, позиций, мнений, оценок, отношений, переживаний и т. п., имеющихся у тех, чья позиция субъекта интересует. В онтогенезе уровень развития Д. повышается от детского возраста к зрелости и может снижаться по мере приближения старости. У подростков, в зависимости от значимости для них ситуации взаимодействия и собственного состояния, наблюдается то сильно выраженный эгоцентризм, то хорошая способность к Д. и вместе с ней к учету мнений и т. зр. др. людей. Способность к Д. необходима людям, чья работа связана с О. с др. людьми, а ее результаты бывают успешнее в условиях профессионального взаимодействия и О. нежели в семейно-бытовой сфере. В работах В. А. Недоспасовой, (1972) показано, что первоначальным этапом развития Д. у детей, позволяющим преодолеть эгоцентризм мышления, может являться механизм последовательных центраций, к-рый развивается в условиях специального обучения. У взрослых механизм Д. и способность представить себя на месте другого может побуждаться или блокироваться разными обстоятельствами О. и отношений. В условиях конфликта у большинства людей вместо активизации Д. усиливается эгоцентризм вместе с нежеланием понимать и принимать в расчет специфику отношений и мнения противоположной стороны. Д. зависит от типа взаимодействия. В кооперативном взаимодействии она проявляется слабее, чем в конкурентном взаимодействии. Существенное снижение способности к Д. может служить признаком развивающейся невротизации личности, а ее исходное недостаточное развитие важный фактор в генезисе нек-рых психич. заболеваний, что было показано Г. Шредером на примере О. больных шизофренией. В юношеском возрасте механизм Д. развивается благодаря тренингам, направленным на развитие социально-психол. компетентности и тренингам личностного роста. Лит.: Недоспасова В. А. Развитие рассуждений у детей дошкольного возраста. Сообщение IV. Влияние условной динамической позиции на решение задач с различным содержанием отношений // Новые исследования в психологии и возрастной физиологии. М., 1972. № 1; Пашукова Т. И. Децентрация в условиях кооперативного и конкурентного взаимодействия. М., 1985; Флейвелл Дж. Х. Генетическая психология Ж. Пиаже. М., 1967; Schrцder H. Strukturanalyse interpersonдller Fдhigkeiten // Vorwerg M. , Schrцder H. Persцnlichkeitspsychologische Grundlagen interpersonalen Verhaltens. Band I. Leipzig, 1980. Т. И. Пашукова
Владимир Кудрявцев. От децентрации — к братству по разуму
Психологу и мыслителю Жану Пиаже сегодня 126 лет. Его психология жива, как жив его конструктивистский тип мышления. Многое оспорено в нем с позиций культурно-исторической психологии и теории деятельности. Но эти споры потому и не утихали, более того, оказались весьма плодовитыми, продуктивными, потому что велись на одной территории, по поводу одних и тех же проблем, обоюдно заостренных «сторонами».
Встреча разных ученых в одном напряженном проблемном поле не бывает случайной. Ученые могут удерживать свои позиции в понимании предмета, но при этом обретать взаимопонимание в их мотивировке и обосновании. Это ведет не к «сдаче позиций», а к их расширению, к децентрации, о которой писал Пиаже. Децентрация это способность принять и понять точку зрения другого человека, не утрачивая своей, а придавая ей некоторое развитие. Он сам явил пример такой децентрации, искренне сожалея при прочтении «Мышления и речи» Выготского, что не успел ознакомиться с его прижизненной критикой в свой адрес. Хотя обычно реагировал на критику равнодушно — индифферентной фразой «Согласен». Не из высокомерия, а из отсутствия интереса к продолжению бесплодной дискуссии с «центрированными» на себе оппонентами. Коллективное «единомыслие» — та же размноженная в массе голов «центрация». Выготский для Пиаже — одно из редких исключений. Может быть, потому что он критиковал Пиаже уже с «децентрированной» позиции. Вспомните финал его рукописи «Исторический смысл психологического кризиса», там именно об этом: «… Наша задача вовсе не в том, чтобы выделить свою работу из общей психологической работы в прошлом, но в том, чтобы объединить свою работу со всей научной разработкой психологии в одно целое на некоей новой основе». А Пиаже, как и Выготский, закладывал эту новую основу.
Вы скажете: «целого» пока не получилось, и едва ли оно получится.
Психология стала огромным пространством, которое населяет множество людей, называющих себя «психологами» и порой не подозревающих о существовании друг друга. Многое из того, что витает в этом пространстве, не имеет отношения ни к психологии, ни к науке. В том же финале «Исторического смысла… есть и об этом: «Выделить… мы хотим не свою школу из науки, а науку — из ненауки, психологию — из непсихологии. Этой психологии, о которой мы говорим, еще нет; ее предстоит создать — не одной школе». Школы Выготского и Пиаже решают эту задачу, определяя образ того «целого», о котором писал Лев Семенович, за вычетом привнесенных извне частей.В итоге, понимая по-разному свой предмет внутри одного проблемного поля, последователи Выготского и Пиаже пришли к взаимопониманию настолько, чтобы между ними завязался и продолжается диалог, в котором они узнали нечто новое и о предмете исследования/спора. А в Выготском и Пиаже — черты alter ego друг друга. Кстати, термин «феномены Пиаже» ввел П.Я.Гальперин, тем самым обозначив особый статус этого явления в развитии детского познания.
На фото к папиной спине прикенгурилось одно из трех детворений Пиаже, благодаря которым мы знаем о классических стадиях развития интеллекта «по Пиаже». Потом, правда, они были экспериментально воспроизведены на десятках тысяч детей по всему миру вместе с общепринятым толкованием Пиаже. Однажды студентом я спросил Андрея Владимировича Брушлинского: сколько нужно испытуемых для эксперимента по изучению мышления? Тот, не раздумывая, ответил: достаточно одного. Ответ истинного теоретика. Как говорил другой выдающийся теоретик философ Э.В. Ильенков, для того, чтобы узнать, что такое яблоко, достаточно одного яблока. Три — уже перебор. Просто от Пиаже недалеко упали…
Хотя это яблоки. Они не нуждаются в «децентрации». А людям она необходима, чтобы жить в человеческом сообществе человеческой жизнью. Но для этого их должно быть минимум трое. Как кукол в известном тесте Бине – Симона «Три брата», который модифицировал и использовал Пиаже. Когда условно подставляя себя на место каждого кукольного брата, ты, оставаясь собой, должен определить, кем приходятся этому брату и друг другу остальные.
Тогда произойдет «децентрация». На этом стоит «братство людей», в том числе, в качестве «братства по разуму». И человек — на своих ногах внутри этого братства, думающий своим умом.UPD. 11.08.2022. Опубликовано под названием «Встреча разных ученых в одном напряженном проблемном поле не бывает случайной» в колонке автора в электронной газете «Вести образования».
Когнитивное развитие: Пиаже, часть II
Децентрация
Пиаже пришел к пониманию того, что способность к сохранению зависит от двух более фундаментальных когнитивных или мыслительных навыков: децентрации и обратимости.
Децентрация предполагает способность обращать внимание на несколько атрибутов объекта или ситуации, а не ограничиваться вниманием только к одному атрибуту. Когда детей просят сравнить объем сока в двух стаканах, именно их способность к децентрации позволяет им гибко учитывать как высоту, так и ширину стаканов при принятии решения. Младшие дети, как правило, фиксируются только на одном измерении или атрибуте ситуации, например на высоте контейнера, и судят о том, сколько вещей может поместиться в этот контейнер, основываясь на этом единственном измерении. Другие измерения просто не учитываются. Благодаря развитию навыков децентрации дети старшего возраста начинают уделять внимание более чем одному предмету одновременно.
Вы можете думать, что децентрация является основой многозадачности. Он включает в себя развитие гибкости внимания, чтобы внимание можно было переключать с одного аспекта ситуации на другой, а затем обратно. Это также включает в себя развитие способностей кратковременной памяти до такой степени, что память об одном аспекте ситуации может быть сохранена, в то время как другой аспект этой ситуации также принимается во внимание. Это наложение воспоминаний позволяет детям развивать целостную точку зрения на то, на что они смотрят.
Изучите свои возможности сегодня
В повседневной жизни децентрация помогает детям улучшить свои математические навыки и навыки чтения, позволяя им выйти за рамки простого запоминания символов и начать понимать, как символы могут быть расположены для передачи смысла. Децентрированные дети могут смотреть на слова или математические формулы и одновременно рассматривать отдельные символы (буквы, цифры), из которых состоят эти структуры, а также общее значение слов или формул. Децентрация имеет фундаментальное значение для более продвинутых когнитивных навыков, таких как чтение. Дети, еще не достигшие децентрации, не увидят и не оценят слова, когда будут смотреть на письменные предложения; вместо этого они, скорее всего, обратили бы внимание на отдельные буквы.
Обратимость
Обратимость делает сохранение еще на один шаг вперед. Дети, способные к сохранению, понимают, что качество объекта не меняется просто путем изменения внешнего вида этого объекта. Дети, способные к обратимости, понимают, что если качество объекта изменяется посредством некоторого истинного вычитания или сложения, исходное качество объекта может быть восстановлено путем обращения изменения вспять. Эта способность обеспечивается в значительной степени благодаря созреванию детской памяти, чтобы они могли сохранять осведомленность о серии событий и их способность прокручивать эти запомненные события в обратном направлении, чтобы увидеть, как что-то преобразованное может быть восстановлено в исходное состояние. . Например, дети проявляют бережливость, когда понимают, что если мама возьмет четыре яблока из миски, стоящей посреди стола, и положит по одному на тарелку каждого члена семьи, останется четыре яблока. Они демонстрируют обратимость, когда понимают, что, когда мама кладет одно из яблок в карман, происходит реальное изменение количества яблок на столе, которое может быть обращено вспять, если мама вынет яблоко из кармана и вернет его обратно в карман. стол. В качестве альтернативы дети демонстрируют понимание обратимости, когда они рекомендуют, чтобы весы, которые были разбалансированы размещением веса, могли быть восстановлены до баланса путем удаления этого веса.
Приложение Myndfulness.
A = ширина линзы
B = высота линзы
ED = эффективный диаметр (наибольший диаметр линзы)
DBL = расстояние между линзами
GC = геометрический центр линзы
DBC/GCD (расстояние между GC/геометрическим расстоянием до центра) = расстояние между центрами каждой линзы (PD кадра)
Базовая линия = линия, которая проходит горизонтально через GC линзы. Также может называться «монтажная линия»
OC = Оптический центр линзы (та точка на линзе, через которую не отклоняется проходящий луч). Обеспечивает наилучшую VA, когда линия прямой видимости совпадает с OC. Не учитывает установленную призму.
MRP = основная контрольная точка. (OC и MRP одинаковы, если нет предписанной призмы).
PRP = опорная точка призмы или точка, в которой расположена заданная призма.
DRP = опорная точка расстояния (должна быть немного выше, чем установочный крест (исходя из дизайна прогрессивных линз)
NRP = ближняя опорная точка, опорная точка для наилучшей остроты зрения для зрения вблизи.
РАМА PD
Оправа и оба пациента имеют свои собственные измерения PD.0005
Total Frame PD = A + DBL
Чтобы получить каждый глаз отдельно, разделите ответ на ДВА.
PD кадра = (A + DBL)/2
Другой способ рассчитать PD кадра — найти расстояние между GC каждой линзы.
Децентрация
Децентрация — это разница между PD РАМА и PATIENT PD. Когда мы слышим о децентрации, мы обычно говорим о децентрации линзы по горизонтали. Для вертикальной децентрации вы должны взять ПОЛОВИНУ измерения B и вычесть либо высоту OC, либо высоту SEG. Эти измерения говорят нам, как далеко находится OC объектива от центра оправы. Это важно знать, потому что толщина линзы сильно зависит от степени децентрации. 9(B/2) 61 и PD шпангоута 65, децентрация будет
DEC = 65-61 = 4 мм децентрирована носом. (назально, потому что pd пациента уже, чем PD кадра)
Пример вертикальной децентрации, если OC равен 48, а SEG HT равен 22, тогда
(48/2) — 22 = 24 — 22 = 2 мм децентрировано ниже базовой линии.
Минимальный размер пустого пространства (MBS)
Здесь мы пытаемся выяснить, какой самый маленький объектив можно использовать, чтобы он мог поместиться в выбранную рамку. Это важно, потому что линзы многих конструкций могут не иметь размера, подходящего для выбора оправы пациента.