Теория дедукции
Изо дня в день, приходя к всевозможным выводам и умозаключениям, мы используем различные методы познания: наблюдение, эксперимент, индукцию, дедукцию, аналогию и т.д.
Метод индукции и дедукции
В основе любого вида исследования находятся дедуктивный и индуктивный методы. Индукция (с лат. наведение) – это переход от частного к общему, а дедукция (с лат. выведение) – от общего к частному. Подход индуктивного метода начинается с анализа, сравнения данных наблюдения, многократное повторение которых обычно приводит к индуктивному обобщению. Этот подход применим почти во всех сферах деятельности. К примеру, рассуждения суда, на основании которых он выносит решение, яркий пример индуктивного рассуждения, ведь, на основании нескольких уже известных фактов создается какая-либо догадка и если все новые факты отвечают предположению и являются его следствием, то это предположение становится правдивым.
Существует 2 вида индукции:
- когда невозможно предположить все случаи – такая индукция называется неполной;
- когда возможно, что бывает очень редко – полной.
К индукции, помимо перехода от частного к общему, также относят аналогию, целевое обоснование, методы установления причинных связей и т.д.
Что такое дедукция и на чем основан метод дедукции?
Дедукция же в нашей жизни представляет собой особый вид мышления, который, путем логических умозаключений, основан на выделении частного из общего. Таким образом, теория дедукции – это некая цепочка из логических умозаключений, звенья которой неразрывно связаны друг с другом и приводят к неоспоримому выводу.
К примеру, метод математической дедукции обнаружения истины используют в доказательстве аксиом в естественны науках: физике, математике и т.п. Однако дедукция имеет более широкое значение, так как дедуктивное мышление – это возможность человека рассуждать логически, а в конечном итоге, приходить к неоспоримому выводу. Следовательно, помимо сферы научной деятельности метод дедуктивного мышления очень полезен, в том числе, и во многих других видах деятельности.
В психологии теория дедукции изучает развитие и нарушение различных дедуктивных суждений. В обусловленности всеми психическими процессами, движение знаний от более общего к менее общему анализируется строением мыслительного процесса в целом. Психология занимается изучением дедукции, как процесса индивидуального мышления и формирования его в процессе развития личности.
Безусловно, самым ярким примером дедукции является мышление известного каждому литературного героя Шерлока Холмса. Он, беря за основу общее (преступление со всеми участниками события), постепенно строя логические цепочки поступков, мотивов поведения, переходит к частному (каждому человеку и событиям, связанных с ним), тем самым устанавливает виновность или невиновность в данном преступлении. Он логическими умозаключениями разоблачает преступника, давая неоспоримые доказательства его вины. Таким образом, можно сказать, что дедукция очень полезна следователям, детективам, юристам и т.д.
Однако дедукция полезна и любому конкретному человеку, чем бы он не занимался. Например, в повседневной жизни она способствует лучшему пониманию окружающих людей, выстраиванию необходимых отношений с ними; в учебе – значительно быстрее и намного качественнее понять изучаемый материал; а в работе – принимать самые рациональные и правильные решения, при этом рассчитывая действия и ходы сотрудников и конкурентов на несколько шагов вперед. Именно поэтому следует прилагать максимальные усилия для развития такого метода мышления.
womanadvice.ru
Индукция и дедукция в экономике и других науках
Индукция и дедукция — это взаимосвязанные, дополняющие друг друга методы умозаключения. Происходит целая логическая операция, в которой из суждений на основаниях нескольких выводов рождается новое утверждение. Цель этих методов — вывести новую истину из уже ранее существовавших. Выясним, что это, и приведем примеры дедукции и индукции. Статья подробно ответит на данные вопросы.
Дедукция
В переводе с латинского (дедукцио) обозначает «выведение». Дедукция – это логический вывод частного из общего. Этот ход рассуждений всегда подводится к истинному умозаключению. Метод применяется в тех случаях, когда из общеизвестной истины нужно вывести необходимое заключение о каком-либо явлении. Например, металлы — это теплопроводные вещества, золото — это металл, делаем вывод: золото — теплопроводный элемент.
Родоначальником этой идеи считают Декарта. Он утверждал, что исходный пункт дедукции начинается с интеллектуальной интуиции. Его метод включает в себя следующее:
- Признание верным лишь того, что познается с максимальной очевидностью. В уме не должно зародиться каких-либо сомнений, то есть судить нужно только на не опровергаемых фактах.
- Делить исследуемое явление на как можно больше простых частей для дальнейшего легкого их преодоления.
- Переходить от простого постепенно к более сложному.
- Составлять общую картину подробно, без каких-либо упущений.
Декарт считал, что с помощью такого алгоритма исследователь сможет найти истинный ответ.
Невозможно постигнуть никакого знания иначе, как путем интуиции, ума и дедукции. Декарт
Индукция
В переводе с латинского (индукцио) обозначает «наведение». Индукция – это логический вывод общего из частных суждений. В отличие от дедукции ход рассуждений приводится к вероятному умозаключению, все потому, что происходит обобщение нескольких оснований, и зачастую делаются поспешные выводы. Например, золото, как и медь, серебро, свинец – твердое вещество. Значит, все металлы — твердые тела. Заключение не верно, так как вывод был поспешным, ведь есть металл, такой как ртуть, а она является жидкостью. Пример дедукции и индукции: в первом случае умозаключение получилось истинным. А во втором — вероятным.
Сфера экономики
Дедукция и индукция в экономике являются методами исследования наравне с такими, как наблюдение, эксперимент, моделирование, метод научных абстракций, анализ и синтез, системный подход, исторический и географический метод. При использовании индуктивного способа исследование берет начало с наблюдения за экономическими явлениями, накапливаются факты, затем на их основе делается обобщение. При применении дедуктивного метода формулируется экономическая теория, потом на основании ее проверяются предполагаемые гипотезы. То есть от теории к фактам, исследование идет от общего к частному.
Приведем примеры дедукции и индукции в экономике. Увеличение стоимости хлеба, мяса, круп и других товаров заставляют нас сделать вывод о подъеме дороговизны в нашей стране. Это индукция. Извещение о повышении стоимости жизни дает думать, что увеличатся цены на газ, свет, другие коммунальные услуги и товары народного потребления. Это дедукция.
Сфера психологии
Впервые рассматриваемые нами явления в психологии упомянул в своих произведениях английский мыслитель Томас Гоббс. Его заслугой стало объединение рационального и эмпирического познания. Гоббс настаивал на том, что истина возможна только одна, достигнутая с помощью опыта и разума. По его мнению, познание начинается с чувственности как первого шага к обобщению. Общие свойства явлений устанавливаются при помощи индукции. Зная действия, можно выяснить причину. После выяснения всех причин нужен противоположный путь, дедукция, которая дает возможность познать новые различные действия и явления. Примеры индукции и дедукции в психологии по Гоббсу показывают, что это взаимозаменяемые, переходящие друг из друга этапы одного познавательного процесса.
Сфера логики
Два вида логического мышления нам знакомы благодаря такому персонажу, как Шерлок Холмс. Артур Конан Дойль обнародовал дедуктивный метод на весь мир. Шерлок начинал наблюдение с общей картины преступления и вел к частному, то есть изучал каждого подозреваемого, каждую деталь, мотивы и физические возможности, и с помощью логических умозаключений вычислял преступника, аргументируя железными доказательствами.
Дедукция и индукция в логике проста, мы, не замечая, используем ее каждый день в обыденной жизни. Зачастую мы реагируем быстро, мгновенно делая ошибочный вывод. Дедукция — более длительное мышление. Чтобы его развить, нужно постоянно давать нагрузку своему мозгу. Для этого можно решать задачи из любой сферы, математические, из физики, геометрии, даже головоломки и кроссворды помогут развитию мышления. Неоценимую помощь окажут книги, справочники, фильмы, путешествия — все, что расширяет кругозор в разных сферах деятельности. Прийти к правильному логическому умозаключению поможет наблюдательность. Каждая, даже самая незначительная, деталь может стать частью одной большой картины.
Приведем пример дедукции и индукции в логике. Вы видите женщину около 40 лет, в руке дамская сумка с не застегивающейся молнией от большого количества тетрадей в ней. Одета скромно, без излишеств и вычурных деталей, на руке тонкие часы и белый след от мела. Вы сделаете вывод, что, скорее всего, она работает учителем.
Сфера педагогики
Метод индукции и дедукции часто применяется и в школьном образовании. Методическую литературу для учителей выстраивают по индуктивному виду. Этот тип мышления широко применим для изучения технических устройств и решения практических задач. А с помощью дедуктивного метода легче описывать большое количество фактов, объясняя их общие принципы или свойства. Примеры дедукции и индукции в педагогике можно наблюдать на любых уроках. Часто в физике или математике учитель дает формулу, а далее в ходе урока учащиеся решают задачи, подходящие под этот случай.
В любой сфере деятельности всегда пригодятся методы индукции и дедукции. И совсем не обязательно для этого быть супер-сыщиком или гением в научных областях. Давайте нагрузку для своего мышления, развивайте мозг, тренируйте память, и в дальнейшем сложные задачи будут решаться на инстинктивном уровне.
autogear.ru
Дедукция в историческом исследовании | Понятия и категории
ДЕДУКЦИЯ В ИСТОРИЧЕСКОМ ИССЛЕДОВАНИИ (от лат. deductio — выведение) — способ теоретического познания, который представляет собой логическое суждение, основанное на принципе «восхождения от общего к частному; от абстрактного к конкретному». Понятие «дедукция» как доказательство посредством силлогизма встречается у Аристотеля, широко использовалось в средневековой логике и философии. Р. Декарт считал, что дедукция позволяет получить лишь опосредованное, основанное на суждениях, знание и предпочитал дедукции интуицию. Ф. Бэкон рассматривал дедукцию как «второстепенный» метод и полагал, что подлинное знание дает только индукция. Представители немецкой философии, напротив, видели в дедукции источник «истинного» аналитического знания.
Выделяют разные формы дедукции: классическая дедукция, где суждение строится по схеме от общего к частному; расщепляющая дедукция, когда познание движется от знания предмета в целом к пониманию его частей; консеквенциальная (заключающая) дедукция, где умозаключение строится от знания следствия к пониманию причины.
Дедукция позволяет из имеющегося знания получать новое на основе суждения (силлогизма) без обращения к практике и опыту. Удельный вес дедуктивной аргументации в разных областях знания существенно различается. Она широко применяется в точных и естественных науках (математике и математической физике и пр.). В исторических исследованиях такой подход наиболее продуктивен при систематизации знаний, проведении типологии, разработке понятийного аппарата, уточнении теоретических представлений об изучаемом явлении. Важную роль Д. играет в доказательстве: она используется для обоснования одних утверждений путем ссылки на истинность других.
Л. Н. Мазур
Определение понятия цитируется по изд.: Теория и методология исторической науки. Терминологический словарь. Отв. ред. А.О. Чубарьян. [М.], 2014, с. 83-84.
Литература:
Войшвилло Е. К, Дегтярев М. Г. Логика с элементами эпистемологии и научной методологии. М., 1994; Голдстейн М., Голдстейн И. Как мы познаем. М., 1984; Гончаров С. С., Ершов Ю. Л., Самохвалов К. Ф. Введение в логику и методологию науки: учеб. изд. Новосибирск, 1994; Горский Д. П. Обобщение и познание. М., 1985; Козин Н. Г. Познание и историческая наука. Саратов, 1980; Ковальченко И. Д. Методы исторического исследования. М., 1987; Логические методы и формы научного познания. Киев, 1987; Лукашевич В. К. Научный метод: Структура, обоснование, развитие. Минск, 1991; Мазур Л. Н. Методы исторического исследования: учеб. пособ. Екатеринбург, 2010.
ponjatija.ru
Поясните пример логической дедукции и индукции!
Индуктивное умозаключение: 1) рассмотреть множество объектов 2)выделить примеры наличия у них некоторого свойства 3)сформулировать для для каждого примера частное суждение 4)на основе сравнения и обобщения сформулировать общее суждение. Дедуктивное- наоборот ( от общего к частному)
Дедукция: посылка: Все коты мяукают следствие: Если это кот, то он мяукает. От всех котов вообще к одному конкретному (от общего к частному) Индукция: посылки: 1-й кот мяукает 2-й кот мяукает 3-й кот мяукает … N-й кот мяукает следствие: все коты мяукают От отдельного кота ко всем вообще (от частного к общему)
touch.otvet.mail.ru
Индукция и дедукция и их примеры
Вот здесь очень понятно объясняетя <a rel=»nofollow» href=»http://www.niv.ru/doc/logic/ivin/023.htm» target=»_blank»>http://www.niv.ru/doc/logic/ivin/023.htm</a> Индукция (от лат. inductio — выведение) — процесс логического вывода на основании перехода от частных положений к общим. Среди наиболее важных законов индукции выступают правила доказательства, связывающие причину и следствие: всегда, когда возникает причина, возникает и феномен (следствие) ; всегда, когда есть феномен (следствие) , ему предшествует причина; если варьирует причина, варьирует и феномен; если причина имеет дополнительные свойства, то и феномен приобретает дополнительные свойства. Примерами индукции могут служить рассуждения: Аргентина является республикой; Бразилия — республика; Венесуэла — республика; Эквадор — республика. Аргентина, Бразилия, Венесуэла, Эквадор — латиноамериканские государства. Все латиноамериканские государства являются республиками. Италия — республика; Португалия — республика; Финляндия — республика; Франция — республика. Италия, Португалия, Финляндия, Франция — западноевропейские страны. Все западноевропейские страны являются республиками. Дедукция (лат. deductio — выведение) — метод мышления, при котором частное положение логическим путем выводится из общего, вывод по правилам логики; цепь умозаключений (рассуждений) , звенья которой (высказывания) связаны отношением логического следования. Началом (посылками) дедукции являются аксиомы или просто гипотезы, имеющие характер общих утверждений («общее») , а концом — следствия из посылок, теоремы («частное») . Если посылки дедукции истинны, то истинны и ее следствия. Дедукция — основное средство доказательства. Противоположно индукции. Пример дедуктивного умозаключения: Все люди смертны. Сократ — человек. Следовательно, Сократ смертен.
touch.otvet.mail.ru
Индукция и дедукция и диалектика
01:17 pm — Индукция и дедукция и диалектика
(Написано и размещено в сообществе dia_logic. Комментировать лучше там, хотя можно и тут.)
О индукции с дедукцией я немного уже писал. Еще раз обращаюсь к этой теме после просмотра поста АЗЫ ДИАЛЕКТИЧЕСКОЙ ЛОГИКИ, в котором написано:
”…важно умение использовать приемы ДЛ для понимания всех объектов реальности. И они известны давно: анализ и синтез, индукция и дедукция,…”
”… индукция и дедукция применяются только в единстве также, как обе ноги для ходьбы.”
”Индукция идет (снизу–вверх) от частных понятий (= фактов) к общим понятиям (формам объекта). В меру индукции возникает возможность дедукции – обратного движения от общих к частным понятиям (сверху–вниз). Исходя из общего понятия, формулируют гипотезу о присущности к нему определенной формы объекта, в том числе о наличии у него определенных свойств. Затем наблюдением выявляют их наличие или отсутствие.
На основе итеративных движений мысли между частными и общими понятиями выявляют свойства форм объекта, упорядочивают формы объекта и тем самым представление превращается в понятие – создается теоретическое понимание объекта – растет истинность науки.”
Тут сразу возникает ряд вопросов. Индукция и дедукция вроде бы известны и вне диалектической логики (ДЛ). Но это не столь важно, важно другое. Диалектика предполагает единство противоположностей. А тут мы читаем, что вот де есть индукция (шаг), в меру которой (надо понимать в результате которой?) возможна дедукция (еще шаг), дедуктивные выводы проверяются наблюдениями (следующий шаг). И так шаг за шагом в результате итеративных движений создается теоретическое понимание. Для этого никакой диалектики не надо, как не надо ее для того, что бы сообразить, как справедливо было замечено, что у палки два конца:) Не надо быть диалектиком, что бы утверждать, что для познания, построения теории необходимы как индукция, так и дедукция и их взаимосвязь.
Диалектика начинается там, где предполагается единство, тождество того, что ранее полагалось отдельным, абстрактно независимым и абстрактно связанным. Процитированный пример с ходьбой весьма показателен. Да, обе ноги, являясь разными, необходимы для ходьбы. Делаем шаг правой, а потом левой, и снова правой. Но многим животным для ходьбы нужны четыре ноги. Да и людям в некоторых состояниях тоже недостаточно для перемещения только двух ног:) Но можно ходить и со сломанной ногой (тогда ногой становиться рука!:)), можно прыгать на одной.
С точки зрения диалектики интересно рассмотреть, когда индукция становиться дедукцией, а дедукция индукцией. Рассмотрим индукцию. Набивший оскомину пример: все вороны черные. Однако, для такого заключения необходимо уже как-то из всех окружающих предметов выделить птиц, а затем из них ворон. Т.е. уже требуется дедуктивное заключение, о том, что перед нами ворона. Получается, что индуктивное заключение, что все вороны черные, является на деле столь же дедуктивным. Когда делается умозаключение от частных данных к общим высказываниям, то редко имеется возможность однозначного умозаключения, часто возникает выбор. Это выбор может осуществляется исходя из логической совместимости умозаключения с уже имеющимися теоретическими построениями, т.е. дедуктивно. Еще есть математическая (полная) индукция, которая есть не что иное, как совершено строгий формально логический метод дедуктивного умозаключения. Таким образом, здесь не просто дедукция и индукция делают последовательные шаги друг за другом, здесь одно вообще ни мгновения не существует без другого, они сливаются в едином движении мысли.
Обратимся теперь к дедукции. Если дедукция есть вывод по правилам логики одних положений из других, то возникает вопрос, где же тут индукция. Ответ, что она была использована для получения исходных посылок в результате обобщения, конечно, содержит в себе зерно истины. Но не такой ответ тут мало интересен, т.к. он опять предполагает хотя и взаимосвязанное, но только последовательное применение индукции и дедукции. Но дедуктивный вывод есть не просто набор рассуждений, а последовательность суждений, которая производится по определенным правилам. Причем интересно отметить «силу» этих правил. Откуда же берутся этим правила? Я думаю, что они как раз и являются весьма общими индуктивными обобщениями. Таким образом, всякое дедуктивный вывод есть в тоже время и индуктивное обобщение. Замечу еще, что сами эти правила вывода не являются абсолютной и/или врожденной истинной, а зависят от предмета, для описания которого используется дедукция.
Что с индукцией и дедукцией не все так просто свидетельствует также целый ряд парадоксов, свойственных этим методам. Об этом также не следует забывать:)
ЗЫ. Я отнюдь не стремился полно раскрыть тему единства дедукции и индукции в столь коротком посте. Был бы рад дополнениям и примерам, особенно из истории наук.
a-gorb.livejournal.com
Что такое дедукция? Дедуктивное умозаключение
С помощью дедукции выявляется истина как в естественных науках, так и в повседневной жизни. Люди применяют умение логически рассуждать, что в общем понимании и представляет собой дедукцию в повседневной бытовой жизни, на работе, в играх и прочих, не связанных с наукой видах деятельности. Исследует эти процессы наука логика. Дедукция же основывается на выделении из общих суждений частного путём логически обработанных умозаключений. Для лучшего понимания предмета обсуждения необходимо разобраться, что такое дедукция, и исследовать все связанные с ней моменты.
Что такое умозаключение?
Для начала необходимо разобраться, что такое умозаключение. Логика рассматривает это понятие как форму мышления, в которой из нескольких посылов (форм суждений) рождается новое суждение (то есть вывод или заключение).
Например:
- Все живые организмы употребляют влагу.
- Абсолютно все растения являются живыми организмами.
- Умозаключение – все растения употребляют влагу.
Так, первое и второе суждение в данном примере – это посыл, а третье – вывод (заключение). Неправильность одного из посылов может привести к ложному выводу. Если посылы не связаны между собой, вывод сделать невозможно.
Умозаключения делятся на опосредованные и непосредственные. В последних вывод делается из одного посыла. То есть они являются преобразованными простыми суждениями.
В опосредованных умозаключениях анализ нескольких посылов приводит к образованию вывода. Такие заключения делятся на три вида: дедуктивные, индуктивные и выводы по аналогии. Рассмотрим каждый из них.
Дедуктивное умозаключение
Умозаключение, основанное на дедукции, предусматривает вывод для частного случая из общего правила.
Например:
- Обезьяны любят бананы.
- Люси – обезьяна.
- Умозаключение: Люси любит бананы.
В данном примере первый посыл является общим правилом, во втором – частный случай включён в общее правило и, как следствие, на этом основании делается вывод относительно данного частного случая. Если все обезьяны любят бананы, а Люси принадлежит к их числу, то она тоже их любит. Пример чётко объясняет, что такое дедукция. Это движение от большего к меньшему, от общего к частному, при котором аспект знания сужается, провоцируя достоверный вывод.
Индуктивное умозаключение
Противоположным дедуктивному является индуктивное умозаключение, при котором из некоторых частных случаев выводится общая закономерность.
Например:
- У Васи есть голова.
- У Пети есть голова.
- У Коли есть голова.
- Вася, Петя и Коля – люди.
- Умозаключение – у всех людей есть голова.
В этом случае первые три посыла являются частными случаями, обобщёнными четвёртым под один класс объектов, и в умозаключение говорится об общем правиле для всех объектов данного класса. В отличие от дедукции, в индуктивных выводах рассуждение идёт от меньшего к большему, от частного к общему, следовательно, выводы не достоверны, а вероятностны. Ведь перенесение частных случаев на общую группу чревато ошибками, так как в любых случаях могут быть исключения. Вероятностный характер индукции – это, конечно, минус, однако существует огромный плюс в сравнении с дедукцией. Что такое дедукция? Это суждение, работающее на сужение знания, его конкретизацию, разбор и анализ известных фактов. Индукция же, наоборот, побуждает к расширению знания, созиданию чего-то нового, синтезу новых выводов и суждений.
Аналогия
Следующий вид умозаключений основывается на аналогии, то есть оценивается сходство предметов между собой. Если предметы схожи в каких-либо признаках, допускается и их сходство в остальных.
Примером умозаключений по аналогии может служить испытание больших судов в бассейне, при котором их свойства мысленно переносятся на открытые водные просторы морей и океанов. Таким же принципом руководствуются при изучении свойств микромоделей мостов.
Следует помнить, что выводы аналогии, как и индукции, являются вероятностными.
Какова польза дедукции?
Как уже говорилось в начале статьи, дедуктивное умозаключение может сделать любой человек в процессе жизни, и такие выводы затрагивают многие сферы жизнедеятельности помимо научной. Дедуктивный способ мышления очень полезен сотрудникам правоохранительных, следственных и судебных органов (для «Шерлоков» современности).
Но чем бы человек ни занимался, дедукция пригодится всегда. В профессиональной деятельности она позволит принимать наиболее рациональные и компетентные дальновидные решения, в учёбе – быстрее и более досконально освоить предмет, а в повседневной жизни – лучше строить взаимоотношения с людьми и разбираться в окружающих.
Методы развития дедукции
Многие люди в наши дни стремятся к саморазвитию и, как правило, приходят к пониманию важности наличия качественного дедуктивного мышления. Как правильно развить дедукцию?
Развитию дедукции могут способствовать специальные игры, а также внедрение нового способа мышления в повседневную жизнь. Основные советы по её развитию можно скомпоновать в следующие блоки:
- Пробуждение интереса. Любой материал, который изучается, должен вызывать интерес. Это позволит лучше вникнуть во все тонкости предмета и достигнуть желаемого уровня понимания.
- Глубина изучения. Нельзя изучать предметы поверхностно, только основательный анализ даст позитивный результат.
- Широкий кругозор. Люди с развитым мышлением зачастую имеют познания во многих областях жизнедеятельности – культуре, музыке, спорте, науке и т.д.
- Гибкость мышления. Что такое дедукция без гибкости мышления? Это практически бесполезный атрибут. Чтобы развить такую гибкость, необходимо стараться обходить всеми признанные пути и схемы, находить новые аспекты видения вопроса, которые подскажут правильное и порой неожиданное решение. Критический подход даже к самым рядовым и привычным ситуациям позволит принимать оптимальное и, что очень важно, самостоятельное решение.
- Совмещение. Старайтесь мыслить одновременно разными способами – совмещайте индуктивное и дедуктивное умозаключение.
fb.ru