Детерминизма примеры – Принцип детерминизма в психологии: детерминация и детерминанты

Содержание

Что такое взаимный детерминизм? — Практическая психология на Aboutyourself.ru

Автор Татьяна в . Опубликовано Социальная психология Последнее обновление: 29/03/2015

По мнению психолога Альберта Бандуры, взаимный детерминизм представляет собой модель, состоящую из трёх факторов, которые влияют на поведение: окружающий мир, сам человек и его поведение. По сути, Бандура полагает, что на поведение индивида оказывают влияние как социальный мир, так и его личностные характеристики.

Окружающая среда как компонент модели детерминизма состоит из физической среды вокруг человека, в которой содержатся потенциальные стимулы — в том числе и люди, как присутствующие, так и отсутствующие. Среда влияет на интенсивность и частоту проявления поведения, так же, как само поведение может оказывать влияние на отдельные компоненты окружающей человека среды.

Индивидуальный компонент включает в себя все характеристики, которые получили подкрепление в прошлом. Личность и когнитивные факторы играют важную роль в том, как человек ведёт себя, — в том числе все его ожидания, верования и уникальное сочетание личностных качеств.

И, наконец, само поведение может или не может быть подкреплено в любой момент времени или в любой ситуации.

Наблюдения специалистов

«Альберт Бандура полагает, что личность является продуктом трёх взаимодействующих сил: среды, поведения и мысли. Бандура назвал постоянное взаимодействие между этими тремя факторами обратным детерминизмом. Мы сами ставим себя в определённые условия и в конкретную среду, что влияет на наше поведение. То, как мы думаем — наши предпочтения, цели, ценности и особенности восприятия — может определять среду, которую мы выбираем, а также поведение, которое мы демонстрируем. Наше поведение, в свою очередь, может привести к изменению окружающей среды, а также того, как мы думаем. Все три переменные влияют друг на друга во взаимном порядке».

Пасторино и Дойл-Портильо, «Что такое психология: основы» (2013)

«Взаимный детерминизм предполагает, что люди функционируют в результате динамичного взаимодействия между их поведением, окружающей среды и личностными характеристиками. Личностные характеристики включают в себя мысли, эмоции, ожидания, убеждения, цели и так далее. Поведение понимается как навыки и действия человека. И, наконец, под окружающей средой понимается социальные и физическое окружение человека. Все три системы взаимодействуют друг с другом; таким образом, изменение в одной затронет и другие. Идея взаимного детерминизма подразумевает, что люди могут вмешаться в своё будущее — как раз из-за такого взаимодействия».

Ли, «Энциклопедия школьной психологии» (2005)

Примеры взаимного детерминизма

Давайте представим, что Анна — застенчивая студентка, которая обычно держит все свои чувства при себе (личный/когнитивный компонент). Она входит в кабинет в первый день занятий, и обнаруживает, что все остальные студенты уже присутствуют (окружающая среда). Скорее всего, она предпочтёт просто тихо проскользнуть назад и занять свободное место, чтобы не привлекать к себе внимание (поведенческий компонент). Однако в нашем примере другой студент громко приветствует Анну и приглашает её сесть рядом. Получается, что в этом случае окружающая среда ввела в ситуацию новый стимул — дружелюбного студента, — что привело к изменению нормальной жизни Анны. В результате изменилось и её поведение.

«Предположим, что один автомобилист подрезает на дороге другого. Он может злиться — мол, преподам этому парню урок. Подобные мысли увеличивают вероятность проявления агрессивного поведения в дальнейшем — например, он как раз-таки подрежет второго автомобилиста. Агрессивное поведение, в свою очередь, повлияет на социальную среду, и другой автомобилист реагирует так же агрессивно. Действия другого автомобилиста ещё больше разозлят первого (мол, не могу же я позволить ему просто так уйти!) и приведут к ещё более агрессивному поведению. Это порочный круг эскалации агрессивного поведения и злости может может иметь трагические последствия».

Невид, «Психология: основные понятия и применение» (2013)

«Предположим, 4-летний ребёнок обнаруживает, что может получить игрушки, которые захочет, нападая на детей, с которыми играет. В этом случае желаемые игрушки становятся результатом, который усиливает агрессивное поведение ребёнка. Но обратите внимание на то, что подкрепление здесь производится самим ребёнком — через свои агрессивные действия. Получается, что не только издевательства подкрепляются (путём получения игрушки), но и характер обстановки, в которой происходит игра (окружающей среды) тоже претерпевает изменения. Наш хулиган становится более склонным к издевательствам над товарищами в будущем, в то время как эти самые товарищи становятся жертвами, склонными к уступкам».

Шаффер, «Социальное и личностное развитие» (2009)

Теги: личность, поведение, Развитие


Есть что сказать? Оставть комментарий!:

aboutyourself.ru

Детерминизм • Джеймс Трефил, энциклопедия «Двести законов мироздания»

Одно из основных положений научного метода состоит в том, что мир предсказуем — то есть для данного набора обстоятельств есть только один возможный (и предсказуемый) исход. Эта философская доктрина известна под названием «детерминизм». Возможно, лучший пример детерминистической системы получится из сочетания законов механики Ньютона и закона всемирного тяготения Ньютона. Если вы примените эти законы к единственной планете, вращающейся вокруг звезды, и запустите планету с заданного места с заданной скоростью, вы можете предсказать, где она будет в любой момент времени в будущем. Так возникла идея «часового механизма Вселенной», имевшая огромное влияние не только на развитие науки, но и на появление такого философско-культурного движения, как Просвещение, которое достигло своего расцвета в XVIII веке.

Как философская доктрина детерминизм играл (и продолжает играть) важную роль в науке. Однако на практике не всегда легко предсказать, какой будет система в конце своего существования (ученые называют это конечным состоянием системы), даже если известны начальные условия. Например, довольно просто рассчитать орбиту единственной планеты в вышеприведенном примере. Но введите еще две-три планеты в систему, и все значительно усложнится. Каждая планета действует своей силой притяжения на все остальные планеты и в свою очередь испытывает их влияние. Найти точное решение такой задачи многих тел, как ее называют астрономы, практически невозможно.

В XIX веке было обещано вознаграждение тому, кто первым сможет ответить, стабильна ли Солнечная система. Вопрос о стабильности можно переформулировать так: если бы вы могли оказаться в далеком будущем, увидели ли бы вы все планеты точно там, где они находятся сегодня, так же расположенными друг относительно друга и движущимися с той же скоростью? Это — чрезвычайно трудный вопрос. На него нельзя ответить однозначно, поскольку в Солнечной системе девять планет, не считая их спутников, астероидов и комет, у которых есть свои собственные маленькие спутники с неизвестными нам орбитами. Хотя Солнечная система и приводится как показательный пример часового механизма Вселенной и принципа детерминизма, но ее будущее не всегда можно точно предсказать.

Это наличие большого количества разнообразных факторов, влияющих на движение планет, в первой половине XX века сыграло важную роль в экспериментальном подтверждении общей теории относительности. У Меркурия, как и у всех остальных планет, орбита эллиптическая (см. Законы Кеплера). Если бы Солнечная система состояла только из Меркурия и Солнца, то Меркурий двигался бы все время по одному и тому же эллипсу. Однако из-за влияния других планет этот эллипс с каждым оборотом планеты вокруг Солнца немного искривляется. По мере движения планеты ближайшая к Солнцу точка орбиты — перигелий — постепенно смещается, причем смещается ненамного: каждые сто лет она сдвигается вокруг Солнца примерно на 1000 угловых секунд, то есть на четверть градуса. Почти все это смещение можно объяснить результатом гравитационного притяжения других планет — за исключением 43 угловых секунд за столетие.

До того, как Эйнштейн сформулировал свою общую теорию относительности, феномен с перигелием Меркурия был всего-навсего очередной необъяснимой загадкой Вселенной — никто не знал, чем вызвано это смещение, хотя, честно говоря, немногие астрономы вообще обращали на это внимание. Но когда орбиту Меркурия рассчитали исходя из уравнений общей теории относительности, к ньютоновскому закону всемирному тяготению применили маленькую поправку, которой оказалось достаточно для объяснения этого смещения перигелия планеты. Орбиты всех планет, включая Землю, тоже испытывают смещение перигелия, как и Меркурий, просто у Меркурия оно наиболее выражено и его проще измерить, поскольку Меркурий расположен ближе всех к Солнцу и поэтому имеет самую высокую орбитальную скорость (в соответствии с законами Кеплера). В настоящее время измерены смещения перигелиев всех внутренних планет с использованием современных радиолокационных методов определения дальности, и они подтвердили предсказания общей теории относительности.

Итак, если ставки достаточно высоки, ученые будут прокладывать свой путь сквозь запутанные силы притяжения в Солнечное системе, чтобы проникнуть в суть таких явлений, как смещение перигелия. Однако вопрос о стабильности остается нерешенным. Возможно, эта проблема и в самом деле неразрешима, да и награда за ее решение, надо сказать, довольно скромная. Пример Солнечной системы показывает, что даже для систем, полностью детерминистических в классическом ньютоновском смысле, возможность делать предсказания неочевидна.

elementy.ru

ДЕТЕРМИНИЗМ • Большая российская энциклопедия

ДЕТЕРМИНИ́ЗМ, уче­ние об оп­ре­де­ляе­мости од­них со­бы­тий или со­стоя­ний дру­ги­ми, в бо­лее об­щем ви­де – о взаи­мо­свя­зи и взаи­мо­обу­слов­лен­но­сти всех яв­ле­ний и про­цес­сов ре­аль­но­сти. Про­ти­во­по­лож­ная по­зи­ция, от­ри­цаю­щая Д., по­лу­чи­ла назв. ин­де­тер­ми­низ­ма. Про­цес­су­аль­ная сто­ро­на Д. вы­ра­жа­ет­ся по­ня­ти­ем «де­тер­ми­на­ция», при этом кау­заль­ная (при­чин­ная – см. При­чин­ность) де­тер­ми­на­ция рас­смат­ри­ва­ет­ся как ча­ст­ный слу­чай де­тер­ми­ни­ро­ван­но­сти, а имен­но как оп­ре­де­ляе­мость со­бы­тий их при­чи­на­ми и след­ст­вия­ми.

Вре­мя де­тер­ми­на­ции и вре­мя на­сту­п­ле­ния со­бы­тия мо­гут сов­па­дать (од­но­вре­мен­ная де­тер­ми­на­ция) или раз­ли­чать­ся. Слу­чай, ко­гда вре­мя де­тер­ми­на­ции пред­ше­ст­ву­ет вре­ме­ни на­сту­п­ле­ния со­бы­тия, на­зы­ва­ет­ся пред­де­тер­ми­на­ци­ей. Ес­ли мо­мент де­тер­ми­на­ции осу­ще­ст­в­ля­ет­ся позд­нее мо­мен­та, в ко­то­ром про­ис­хо­дит де­тер­ми­ни­ро­ван­ное со­бы­тие, го­во­рят о по­стде­тер­ми­на­ции (те­лео­ло­ги­че­ская, или це­ле­вая, де­тер­ми­на­ция – см. Те­лео­ло­гия). Час­то де­тер­ми­ни­ро­ван­ность не­яв­но ото­жде­ст­в­ля­ет­ся с пред­де­тер­ми­на­ци­ей. Д. мо­жет по­лу­чать он­то­ло­гич. ис­тол­ко­ва­ние (тео­ло­гич., фи­лос., ес­те­ст­вен­но-на­уч., со­ци­аль­ный Д.), рав­но как и эпи­сте­мо­ло­гич. ин­тер­пре­та­цию (ут­вер­жде­ния о разл. воз­мож­ных опи­са­ни­ях дей­ст­ви­тель­но­сти).

Ха­рак­тер­ный для мо­но­теи­стич. ре­ли­гий тео­ло­гич. Д., ис­хо­дя­щий из то­го, что всё су­ще­ст­вую­щее и про­ис­хо­дя­щее в ми­ре оп­ре­де­ля­ет­ся в ко­неч­ном счё­те во­лей все­мо­гу­ще­го Бо­га, вы­звал ост­рые дис­кус­сии о со­от­но­ше­нии Бо­же­ст­вен­но­го пре­до­пре­де­ле­ния и сво­бо­ды во­ли че­ло­ве­ка (по­ле­ми­ка ме­ж­ду Ав­гу­сти­ном и Пе­ла­ги­ем в хри­сти­ан­ст­ве, ме­ж­ду джа­ба­ри­та­ми и ка­да­ри­та­ми в ис­ла­ме и т. п.).

Разл. вер­сии фи­лос. Д., раз­ра­бо­тан­ные уже в Древ­ней Гре­ции, по­лу­чи­ли даль­ней­шее раз­ви­тие в Но­вое вре­мя. Ме­ха­ни­стич. Д., вос­хо­дя­щий к кон­цеп­ци­ям ан­тич­но­го ато­миз­ма (Де­мок­рит, Эпи­кур), за­нял до­ми­ни­рую­щее по­ло­же­ние в ес­те­ст­вен­но-на­уч. воз­зре­ни­ях 17–18 вв. Сло­жив­шее­ся на ос­но­ве соз­дан­ной И. Нью­то­ном клас­сич. ме­ха­ни­ки пред­став­ле­ние о ми­ре как о ги­гант­ской ма­ши­не, где все про­цес­сы со­вер­ша­ют­ся с не­пре­лож­ной за­ко­но­мер­но­стью, ис­клю­чаю­щей к.-л. слу­чай­ность, по­лу­чи­ло за­кон­чен­ное вы­ра­же­ние в зна­ме­ни­той фор­му­ле П. Ла­п­ла­са: «Ум, ко­то­ро­му бы­ли бы из­вест­ны для к.-л. дан­но­го мо­мен­та все си­лы, оду­шев­ляю­щие при­ро­ду, и от­но­си­тель­ное по­ло­же­ние всех её со­став­ных час­тей, ес­ли бы вдо­ба­вок ока­зал­ся дос­та­точ­но об­шир­ным, что­бы под­чи­нить эти дан­ные ана­ли­зу, об­нял бы в од­ной фор­му­ле дви­же­ния ве­ли­чай­ших тел все­лен­ной на­рав­не с дви­же­ния­ми лег­чай­ших ато­мов: не ос­та­лось бы ни­че­го, что бы­ло бы для не­го не­дос­то­вер­но, и бу­ду­щее, так же как и про­шед­шее, пред­ста­ло бы пе­ред его взо­ром» (Ла­п­лас П. С. Опыт фи­ло­со­фии тео­рии ве­ро­ят­но­стей. М., 1908. Гл. 1. С. 9).

Прин­ци­пы это­го ра­ди­каль­но­го Д. бы­ли рас­про­стра­не­ны во франц. ма­те­риа­лиз­ме 18 в. на по­ни­ма­ние че­ло­ве­ка (Ж. О. де Ла­мет­ри) и об­ще­ст­ва (П. А. Голь­бах). Воз­ник­шая в свя­зи с та­кой кон­цеп­ци­ей про­бле­ма сво­бо­ды и от­вет­ст­вен­но­сти че­ло­ве­ка в его дей­ст­ви­ях ре­ша­лась в нем. идеа­лиз­ме с по­мо­щью по­ня­тия внутр. де­тер­ми­на­ции. Так, мо­на­ды Г. В. Лейб­ни­ца, не под­вер­жен­ные к.-л. внеш­ним влия­ни­ям (у них нет «окон»), дей­ст­ву­ют со­глас­но внут­рен­не при­су­щим им за­ко­нам, так что че­ло­ве­че­ская во­ля за­ви­сит лишь от се­бя са­мой. Со­глас­но И. Кан­ту, сво­бо­да иден­тич­на с са­мо­де­тер­ми­на­ци­ей че­ло­ве­ка по­сред­ст­вом мо­раль­но­го за­ко­на как ко­неч­ной це­ли.

В от­ли­чие от «жё­ст­ко­го» ла­п­ла­сов­ско­го Д., ве­ро­ят­но­ст­ный Д. воз­ник в 19 в. в свя­зи с фор­ми­ро­ва­ни­ем тер­мо­ди­на­ми­ки и ста­ти­стич. фи­зи­ки: ус­той­чи­вость ста­ти­стич. сис­тем, вы­ра­жаю­щая­ся с по­мо­щью по­ня­тия ве­ро­ят­но­ст­но­го рас­пре­де­ле­ния, со­че­та­ет­ся с до­пу­ще­ни­ем слу­чай­но­сти в по­ве­де­нии их отд. эле­мен­тов. Во­прос о со­от­но­ше­нии Д. и ин­де­тер­ми­низ­ма стал пред­ме­том ост­рых дис­кус­сий в кван­то­вой ме­ха­ни­ке, обу­слов­лен­ных не­воз­мож­но­стью ис­чер­пы­ваю­ще­го опи­са­ния ис­ход­ных па­ра­мет­ров в мик­ро­фи­зич. сис­те­мах (не­оп­ре­де­лён­но­стей со­от­но­ше­ние В. Гей­зен­бер­га и др.).

Во 2-й пол. 20 в., осо­бен­но в свя­зи с раз­ви­ти­ем си­нер­ге­ти­ки, на пер­вый план вы­шла про­бле­ма са­мо­де­тер­ми­на­ции, ха­рак­те­ри­зую­щая по­ве­де­ние слож­ных сис­тем. Мо­де­ли жё­ст­кой де­тер­ми­на­ции и ве­ро­ят­но­ст­ные мо­де­ли рас­смат­ри­ва­лись как два пре­дель­ных ви­да ба­зо­вых мо­де­лей, ана­ли­зи­рую­щие со­от­вет­ст­вен­но внеш­ние или внут­рен­ние де­тер­ми­нан­ты (ср. «вне­кау­заль­ные» и «сверх­кау­заль­ные» де­тер­ми­нан­ты Н. Гарт­ма­на). Мо­де­ли са­мо­де­тер­ми­на­ции вы­сту­па­ли как свое­об­раз­ный син­тез этих двух клас­сов ба­зо­вых мо­де­лей.

Детерминизм в социальных науках

при­сут­ст­ву­ет в тео­ри­ях, ко­то­рые с боль­шей или мень­шей «жё­ст­ко­стью» опи­ра­ют­ся на прин­цип кау­заль­но­сти в объ­яс­не­нии со­ци­аль­ных про­цес­сов и яв­ле­ний. С 19 в. су­ще­ст­ву­ет мно­же­ст­во вер­сий Д., от­ли­чаю­щих­ся вы­бо­ром то­го или ино­го до­ми­ни­рую­ще­го фак­то­ра, с не­об­хо­ди­мо­стью оп­ре­де­ляю­ще­го раз­ви­тие со­циу­ма. Все вер­сии Д. мож­но под­раз­де­лить на две груп­пы, вы­би­раю­щие в ка­че­ст­ве дос­та­точ­но­го для объ­яс­не­ния со­ци­аль­но­го раз­ви­тия ли­бо внеш­ние по от­но­ше­нию к об­ще­ст­ву про­цес­сы и яв­ле­ния, ли­бо внут­рен­ние, соб­ст­вен­но со­ци­аль­ные (объ­яс­не­ние об­ще­ст­ва из не­го са­мо­го). В этом смыс­ле, ес­ли при­ни­мать до­ми­ни­рую­щую сфе­ру в дан­ной объ­яс­ни­тель­ной схе­ме за один фак­тор, обе груп­пы Д. мож­но счи­тать од­но­фак­тор­ны­ми. Они ори­ен­ти­ру­ют­ся на мо­де­ли объ­яс­не­ния, при­ня­тые в ес­те­ст­вен­ных нау­ках, при­зна­ют «жё­ст­кую» обу­слов­лен­ность со­ци­аль­ных про­цес­сов, а про­яв­ле­ния слу­чай­но­сти и сво­бо­ды во­ли в об­ще­ст­ве от­но­сят на счёт ещё не по­знан­ных объ­ек­тив­ных за­ко­нов, ко­то­рые смо­гут точ­но вы­явить при­чи­ны и след­ст­вия всех яв­ле­ний.

Д. в рам­ках пер­вой груп­пы был ре­дук­цио­ни­ст­ским, т. е. сво­дил объ­яс­не­ние слож­ных со­ци­аль­ных яв­ле­ний к бо­лее про­стым яв­ле­ни­ям дру­го­го клас­са. Так, «био­ло­гич. Д.», сво­див­ший со­ци­аль­ное к при­род­но­му, рас­смат­ри­вал об­ще­ст­во по ана­ло­гии с жи­вым ор­га­низ­мом, а его раз­ви­тие – по за­ко­нам при­род­ной эво­лю­ции (см. Дар­ви­низм со­ци­аль­ный). «Гео­гра­фич. Д.» аб­со­лю­ти­зи­ро­вал влия­ние при­род­ной сре­ды на сте­пень эко­но­мич. и по­ли­тич. раз­ви­то­сти стра­ны, осо­бен­но­сти ха­рак­те­ра и мен­та­ли­те­та её на­се­ле­ния (см. Гео­гра­фи­че­ское на­прав­ле­ние в со­ци­аль­ной мыс­ли). «Де­мо­гра­фич. Д.», по­пу­ляр­ный в эт­но­гра­фич. и ан­тро­по­ло­гич. ис­сле­до­ва­ни­ях, гл. де­тер­ми­нан­той со­ци­аль­ной стра­ти­фи­ка­ции и эко­но­мич. рос­та при­зна­вал рост на­се­ле­ния, оп­ре­де­ляв­ший в ко­неч­ном ито­ге по­ли­ти­ку в сфе­ре об­ра­зо­ва­ния, вос­пи­та­ния, идео­ло­гии. «Пси­хо­ло­гич. Д.» при­зна­вал пер­вич­ность пси­хич. яв­ле­ний и объ­яс­нял со­ци­аль­ное по­ве­де­ние че­рез фак­то­ры ин­ди­ви­ду­аль­ной или кол­лек­тив­ной пси­хи­ки (З. Фрейд, Г. Тард). «По­ве­ден­че­ский Д.» был раз­ра­бо­тан в рам­ках би­хе­вио­риз­ма.

Тео­рии Д. вто­рой груп­пы ис­хо­ди­ли из ка­че­ст­вен­но­го свое­об­ра­зия со­циу­ма и не­сво­ди­мо­сти его объ­яс­не­ния к бо­лее про­стым уров­ням и внеш­ним фак­то­рам. «Куль­тур­ный Д.», раз­ра­бо­тан­ный в куль­тур­ной ан­тро­по­ло­гии (М. Мид), всё мно­го­об­ра­зие фе­но­ме­нов куль­ту­ры вы­во­дил из са­мой куль­ту­ры: куль­тур­ная сре­да, в ко­то­рой со­циа­ли­зи­ро­ван ин­ди­вид, пре­до­пре­де­ля­ет не толь­ко его мыс­ли, дей­ст­вия и лич­но­ст­ные ка­че­ст­ва, но и со­ци­аль­ные ин­сти­ту­ты, и нор­мы. «Тех­но­ло­гич. Д.» объ­яс­нял всю ис­то­рию че­ло­ве­че­ст­ва по­сле­до­ва­тель­ной сме­ной соз­дан­ных об­ще­ст­вом тех­но­ло­гий – от руч­ных ору­дий тру­да древ­но­сти до ав­то­ма­ти­зир. ма­шин­но­го тру­да на элек­три­че­ской (атом­ной) тя­ге, ин­фор­мац. тех­но­ло­гий и спут­ни­ко­вой свя­зи (амер. учё­ные Т. Веб­лен, В. Фер­кисс, Л. Мам­форд, А. Тоф­лер, З. Бже­зин­ский, Г. Кан). Ва­ри­ан­том тех­но­ло­гич. Д. ста­ла кон­цеп­ция «ре­во­лю­ции управ­ляю­щих» (Дж. Бёрн­хем, А. Берл), объ­яв­ляв­шая ре­шаю­щим фак­то­ром со­ци­аль­но­го про­грес­са сфе­ру уп­рав­ле­ния. Тео­рия куль­тур­но­го от­ста­ва­ния У. Ф. Ог­бор­на ут­вер­жда­ла, что тех­ни­ка раз­ви­ва­ет­ся опе­ре­жаю­щи­ми куль­ту­ру тем­па­ми. В сер. 20 в. ши­ро­кой из­вест­но­стью поль­зо­ва­лась ещё од­на вер­сия тех­но­ло­гич. Д. – ме­диа-Д. (Г. М. Мак-­Лю­эн), со­глас­но ко­то­ро­му об­ще­ст­во соз­да­ёт­ся сред­ст­ва­ми ин­фор­ма­ции. К этой же груп­пе кон­цеп­ций от­но­сит­ся «эко­но­мич. Д.», ко­то­рый обу­слов­ли­вал со­ци­аль­ное раз­ви­тие и струк­ту­ру об­ще­ст­ва раз­ви­то­стью эко­но­мич. сфе­ры (средств про­из-ва).

К эко­но­мич. де­тер­ми­ни­стам час­то от­но­сят К. Мар­кса, од­на­ко это оп­ре­де­ле­ние ско­рее от­но­сит­ся к его ин­тер­пре­та­то­рам, чем к не­му: он да­ле­ко не все­гда счи­тал из­ме­не­ния в эко­но­мич. сфе­ре дос­та­точ­ным ос­но­ва­ни­ем для из­ме­не­ний в ду­хов­но-идео­ло­гич. сфе­ре, не­ко­то­рые объ­яс­не­ния но­си­ли у не­го функ­цио­наль­ный, а не при­чин­ный ха­рак­тер. Со­ци­аль­ная де­тер­ми­на­ция у Э. Дюрк­гей­ма рас­кры­ва­ет­ся че­рез мно­же­ст­вен­ные со­ци­аль­ные взаи­мо­свя­зи, а не че­рез вы­деле­ние отд. яв­ле­ния, оп­ре­де­ляю­ще­го фак­то­ра.

В 20 в. од­но­фак­тор­ный Д. те­ря­ет своё зна­че­ние в со­ци­аль­ных нау­ках (за ис­клю­че­ни­ем тех­но­ло­ги­че­ско­го, ко­то­рый скры­то или яв­но при­сут­ст­ву­ет в совр. тео­ри­ях раз­ви­тия). Прин­ци­пы мно­го­фак­тор­но­го со­ци­аль­но­го Д. при­ме­ня­ют­ся в кон­тек­сте сис­тем­но­го ана­ли­за, учи­ты­ваю­ще­го мно­го­об­раз­ные свя­зи и от­но­ше­ния со­циу­ма как це­ло­ст­ной сис­те­мы. Обо­зна­чи­лось раз­ли­че­ние струк­тур­но­го (при­чин­ные свя­зи эле­мен­тов струк­ту­ры) и субъ­ект­но-дей­ст­вен­но­го Д. (учёт разл. аген­тов дей­ст­вия), ана­ли­зи­ру­ют­ся не толь­ко при­чин­ный, но и сто­хас­ти­че­ский, и изо­ста­ти­че­ский ас­пек­ты. Так, со­глас­но функ­цио­наль­ной вер­сии Б. К. Ма­ли­нов­ско­го и А. Р. Рэдк­лифф-­Брау­на, об­ще­ст­во есть еди­ное це­лое, в ко­то­ром ка­ж­дый эле­мент вы­пол­ня­ет оп­ре­де­лён­ную функ­цию, под­дер­жи­ваю­щую ус­той­чи­вое су­ще­ст­во­ва­ние со­ци­аль­но­го це­ло­го.

Во 2-й пол. 20 в. за­мет­на тен­ден­ция от­хо­да от ка­те­го­рии со­ци­аль­но­го Д. в со­ци­аль­ных нау­ках. Тем не ме­нее есть при­ме­ры ис­поль­зо­ва­ния прин­ци­па де­тер­ми­на­ции в не­ко­то­рых тео­ри­ях в со­цио­ло­гии зна­ния (Д. Блур) или в ра­ди­каль­ных фе­ми­ни­ст­ских тео­ри­ях (К. Мил­летт). В со­цио­ло­гич. тео­ри­ях сред­не­го уров­ня не­об­хо­ди­мость учё­та «дос­та­точ­ных» для объ­яс­не­ния фак­то­ров при­ве­ла к раз­ра­бот­ке ана­ли­тич. кау­заль­ной мо­де­ли «со­ци­аль­но­го ме­ха­низ­ма», вклю­чаю­щей лишь су­ще­ст­вен­ные для объ­яс­не­ния эле­мен­ты (амер. учё­ные М. Гран­но­вет­тер, Дж. С. Ко­ул­мен, П. Хед­ст­рем). Что ка­са­ет­ся эм­пи­рич. ис­сле­до­ва­ний, то упо­ря­до­че­ние и объ­яс­не­ние по­лу­чен­ных дан­ных осу­ще­ст­в­ля­ет­ся, как пра­ви­ло, с по­мо­щью вве­де­ния сис­те­мы де­тер­ми­нант. Так, напр., из­ме­не­ния не­ко­то­рых ве­ли­чин, при­ня­тых за не­за­ви­си­мые пе­ре­мен­ные (пол, воз­раст), вле­кут за со­бой из­ме­не­ния дру­гих (за­ви­си­мых) пе­ре­мен­ных ве­ли­чин (элек­то­раль­ные пред­поч­те­ния, цен­но­ст­ные ори­ен­та­ции). Ана­лиз взаи­мо­свя­зи пе­ре­мен­ных осу­ще­ст­в­ля­ет­ся с по­мо­щью ста­ти­стич. ма­те­ма­тич. ме­то­дов.

Совр. по­ни­ма­ние со­ци­аль­но­го Д. опи­ра­ет­ся на тео­рию ве­ро­ят­но­сти (ре­гу­ляр­ность слу­чай­ных со­бы­тий до­ка­зы­ва­ет­ся на боль­шом ко­ли­че­ст­ве слу­ча­ев) и на идеи си­нер­ге­ти­ки. Со­ци­аль­ный Д. ха­рак­те­ри­зу­ет­ся вза­им­ной за­ме­няе­мо­стью мес­та субъ­ек­та и объ­ек­та в це­поч­ке их свя­зей, т. к. оба яв­ля­ют­ся дей­ст­вую­щи­ми аген­та­ми со свои­ми на­ме­ре­ния­ми и ин­те­ре­са­ми; по-раз­но­му про­яв­ля­ет­ся в той или иной сфе­ре дея­тель­но­сти че­ло­ве­ка, в раз­ных со­ци­аль­ных струк­ту­рах, за­ви­сит от ис­то­рич. кон­тек­ста.

Детерминизм в психологии

Про­бле­ма взаи­мо­обу­слов­лен­но­сти соз­на­тель­но-­во­ле­во­го и те­лес­но­го, «ес­те­ст­вен­но­го» (по­ни­мае­мо­го в ду­хе «ме­ха­нистич. Д.»), в по­ве­де­нии че­ло­ве­ка ста­ла в 17–18 вв. од­ним из центр. во­про­сов пси­хо­ло­гии и фи­лос. ан­тро­по­ло­гии (см. Пси­хо­фи­зи­че­ская про­бле­ма). Ас­со­циа­тив­ная пси­хо­ло­гия, ори­ен­ти­ро­вав­шая­ся на стро­гий ме­ха­ни­стич. Д., стре­ми­лась вы­вес­ти все за­ко­ны ду­шев­ной жиз­ни из свя­зей (ас­со­циа­ций) про­стей­ших эле­мен­тов – ощу­ще­ний или пред­став­ле­ний («мен­таль­ная ме­ха­ни­ка» Дж. Мил­ля). В даль­ней­шем этот ме­ха­ни­стич. Д., гос­под­ство­вав­ший в экс­пе­рим. пси­хо­ло­гии, ино­гда до­пол­нял­ся пред­став­ле­ния­ми о выс­ших, не­под­вла­ст­ных «ес­те­ст­вен­ным за­ко­нам» пси­хич. про­цес­сах (ап­пер­цеп­ция, лич­но­ст­ный вы­бор, во­ля и т. п.). В 19 в. пси­хо­ло­гия за­им­ст­во­ва­ла из био­ло­гии ряд прин­ци­пов, по­слу­жив­ших объ­яс­не­ни­ем де­тер­ми­на­ции пси­хи­ч. явлений (пред­став­ле­ния об ин­стинк­тах и реф­лек­сах, адап­та­ции к сре­де, го­мео­ста­зе и т. п.). В кон. 19–20 вв. по­лу­чил раз­ви­тие «функ­цио­наль­ный Д.» (объ­яс­не­ние пси­хич. фе­но­ме­на, ис­хо­дя из его функ­ции, адап­тив­ной ро­ли и т. п.) и «сис­тем­ный Д.» (ис­тол­ко­ва­ние пси­хич. фе­но­ме­нов с точ­ки зре­ния их мес­та и ро­ли в це­ло­ст­ной сис­те­ме). Экс­пе­рим. пси­хо­ло­гии при­шлось ог­ра­ни­чить­ся ста­ти­стич., или ве­ро­ят­но­ст­ным, Д. в про­гно­зи­ро­ва­нии по­ве­де­ния кон­крет­но­го ин­ди­ви­да. Во 2-й пол. 20 в. в пси­хо­ло­гии ши­ро­кое рас­про­стра­не­ние по­лу­чил «био­ло­гич. Д.», объ­яс­няю­щий фе­но­ме­ны пси­хи­ки и по­ве­де­ния пу­тём от­сыл­ки к их моз­го­вым, фи­зио­ло­гич. или ге­не­тич. кор­ре­ля­там, а так­же «лин­гвис­тич. Д.», рас­смат­ри­ваю­щий осо­бен­но­сти мыш­ле­ния и вос­при­ятия в раз­ных куль­ту­рах как обу­слов­лен­ные язы­ко­вы­ми раз­ли­чия­ми (см. Лин­гвис­ти­че­ской от­но­си­тель­но­сти ги­по­те­за).

Од­ной из цен­траль­ных в 20 в. ста­ла про­бле­ма внеш­них и внут­рен­них де­тер­ми­нант че­ло­ве­че­ской ак­тив­но­сти: кон­цеп­ци­ям, при­знаю­щим лишь внеш­ний Д. и трак­тую­щим по­ве­де­ние че­ло­ве­ка как цепь ре­ак­ций на внеш­ние сти­му­лы (би­хе­вио­ризм), про­ти­во­сто­ят кон­цеп­ции, со­сре­до­то­чив­шие­ся на внутр. де­тер­ми­нан­тах че­ло­ве­че­ской ак­тив­но­сти, та­ких как мо­тив, смысл, цель (тео­рия дея­тель­но­сти, гу­ма­ни­сти­че­ская пси­хо­ло­гия), а так­же на «по­гра­нич­ной» ме­ж­ду внеш­ним и внут­рен­ним об­лас­ти бес­соз­на­тель­но­го как осн. де­тер­ми­нан­ты че­ло­ве­че­ско­го по­ве­де­ния (глу­бин­ная пси­хо­ло­гия). В совр. пред­став­ле­ни­ях о де­тер­ми­нан­тах че­ло­ве­че­ско­го по­ве­де­ния центр. ме­сто за­ни­ма­ет про­бле­ма взаи­мо­дей­ст­вия фак­то­ров на­след­ст­вен­но­сти («ге­не­тич. Д.») и сре­ды («куль­тур­ный Д.»), важ­ней­шим эле­мен­том ко­то­рой вы­сту­па­ет об­ще­ние и пе­ре­да­ча с его по­мо­щью куль­тур­но­го опы­та (куль­тур­но-ис­то­ри­че­ская пси­хо­ло­гия). В пси­хо­те­ра­пев­тич. прак­ти­ке, на­ря­ду с пер­во­на­чаль­но до­ми­ни­ро­вав­шим при­чин­ным Д. (по­иск при­чин сим­пто­мов в ран­нем дет­ст­ве в пси­хо­ана­ли­зе и т. п.), по­лу­чил раз­ви­тие це­ле­вой Д. (ана­лиз смыс­ла сим­пто­ма, его ро­ли для на­стоя­ще­го и бу­ду­ще­го).

bigenc.ru

Индетерминизм и детерминизм в философии: проблема концепции

Детерминизм в философии понимается, как идея о всеобъемлющей закономерной связи и подверженности влиянию ситуаций действительности. Объективной действительностью являются процессы, которые наблюдаются в духовном и материальном мире.

Объяснение понятия «детерминизм»

«Детерминация» — латинское слово, которое переводится, как — «определять», «ограничивать», «отделять». Исходя из этого объяснения, научное направление строится на отделении свойств, характеристик предмета. Это позволяет понять, какое влияние он оказывает на протекающие процессы, как другие предметы связываются с ним, обуславливают его существование.

Понятие «детерминизма» в философском взгляде — учение о причинности, закономерностей. Это понятие является структурным элементом научного метода. Учитывая основные категории, научные исследования направлены на анализ, определение условий и причин, взаимосвязи и законов разных изменений, которые происходят в обществе, природной среде, мышлении человека. В философии под детерминизмом объединяется концепция природы, что расшифровывается в причинности, случайности или необходимости.

Происхождение термина «детерминизм»

Вопрос о причине того или иного явления всегда волновал людей. С течением времени, понятие детерминизма наполнялось новыми вопросами, развивалось, обогащалось. Но научного названия постоянных вопросов о причинно-следственных связях не давали.

Впервые слово «детерминизм» зафиксировано в период средневековья. Оно обозначало вид логического объяснения понятия, которое является антонимом слову «обобщение». Уже в 16–17 веках, это слово получает новый смысл — обусловленность. В 17 веке детерминизмом называют причинность, закономерность. Тогда же закладывается основание формированию механистического детерминизма. С этого периода, понятие используется во всех отраслях науки для объяснения динамики, закономерности, универсальности определенных категорий и предметов.

Существует другая точка зрения — противоположная теории причинности, которая называется индетерминизм. Индетерминистические сторонники не соглашались с причинной, закономерной обусловленностью разных явлений в природной среде и человеческом обществе. Основные понятия этого направления: беспричинная случайность явлений, свобода воли человека, произвол. Концепция индетерминизма в философии встречались в античности и современности. Основоположником и приемниками мыслей о случайности, беспричинности являются индетерминисты: Д. Юм, Б. Рассел, Х. Рейхенбах, и другие.

Формирование детерминистского взгляда в античный период

Понимание причинности некоторых явлений появилось в античный период у древних народов. Этому способствовало развитие политической, публичной жизни, особенно в Древней Греции. Взгляды о причинности были выражены Демокритом и Левкиппом.

В Древней Индии, идеи взаимосвязи причины и следствий находятся в тесной связи с кармой и перерождением. Здесь, можно наблюдать взаимосвязь поведения человека и его качества перерождения в будущей жизни.

В Древнем Китае, особенно тщательно изучал детерминистические процессы Лао-цзы. Он этот процесс называл «дао». Оно существует постоянно, во всем и везде. Дао представляет собой бездействие, не зависит от времени, создает универсальное единство мира.

Формирование детерминистского направления берет начало в Древней Греции. Древние философы, в своих работах, подробно рассматривали закономерности мира. Называлось это по-разному: «нике», «логос», «гомеомерия», «нус», «атомы», «случайностью», «вихрем», четыре вида причины по Аристотелю.

Однозначный детерминизм

Это понятие не столько философское, сколько относится к физике и механике. Однозначный детерминизм является фундаментом этих направлений науки. Это понятие обозначает влияние определенных внешних факторов и условий на начальное состояние материальной системы. Это влияние жесткое, однозначное, оно решает дальнейшую историю существования материальной системы. Если что-то происходит случайно, утверждали приверженцы этого направления, это не изученное явление — случайности как таковой не бывает.

Удачно иллюстрировать однозначный детерминизм можно на примере 2 закона Ньютона. Также представления поля в электродинамике (Максвелл) привели к важному выводу — состояние поля в настоящем времени не зависит от окружающей ситуации на расстоянии. Здесь работает закон близкодействия — на поле влияет те условия, что сложились в близости от него.

Принцип однозначности влияния причин виден и в других теориях физики:

  • масса (вес предмета) зависит от скорости движения;
  • течение времени и кривизна пространства зависят от распределения масс;
  • мощность гравитационного поля однозначно влияет на течение разных процессов;
  • движение масс в пространстве оказывает влияние на тяготение.

Во всех этих примерах работает теория однозначной детерминации в философии. Но наш мир многогранен, не все процессы жестко зависят друг от друга. Есть обстоятельства, при которых не прослеживается четкая взаимосвязь процессов и предметов.

Описание вероятностного детерминизма

После однозначного детерминизма появилась теория о вероятностной причинности явлений. Ее появление приходится на пик развития теорий о термодинамике, статистической физике. Концепция жесткой причинности, со временем, показала свое несовершенство, особенно когда появились теоретико-вероятностные методы и теории исследования. Первичными были статистические закономерности, они стали началом моделей вероятностного мира. Вероятностный метод изучения подрывает авторитет однозначной причинности, основная идея которой гласит: внешние причины всевластны.

Основы современного детерминизма

Уже в 20 веке начинает формироваться новая модель представлений о мироздании. В середине двадцатого века, появляется новая идея о синергетике, разрабатываются физико-математические основы явлений самоорганизации. Современный детерминизм является совокупностью отдельных идей всех представлений о причинности, начиная с античного периода. В новом подходе выведены три категории временной зависимости причины и следствия:

  • первой появляется причина, затем следствие, строгая последовательность — это классическая модель;
  • между причиной и следствием есть промежуток, но они тесно связаны условиями близкодействия, окончательной скоростью;
  • одновременно появляются причина и следствие: когда процесс причины только зарождается, сразу же возникает ее следствие, затем причина «тушится» своим следствием.

Представители детерминизма и индетерминизма

Развитие детерминизма происходит со времен античности и до сегодняшнего дня. За это время, многие философы, физики и ученые стали посвященными детерминистами, изучающими разные категории этого взгляда на организацию мира. Среди других представителей детерминизма, наиболее весомый вклад принесли труды Монтескье. Это родоначальник концепции географической причинности. В своих трудах, он подробно описывает влияние климата на некоторые особенности народов.

Приверженцем однозначного детерминизма был Пьер-Симон Лаплас. От его идей отталкивались сторонники и противники модели организации мира. Поддерживали и дополняли его концепцию Л.И. Мечников, Э. Хантингтон и другие. Классификацию форм причинности определил Марио Бунге. Активно развивали идею о причинности и следствии физики: Максвелл, Лагранж, В.А.Фок.

Представителями современного взгляда на детерминизм, как синегретическую концепцию, являются В.П. Бранский, В.В. Мантатов, Д. Блохинцев, К. Никольский и другие.

Детерминизм и индетерминизм — два полностью противоположных философских движения в области роли и места причинности. Последователи детерминизма уверены в объективном характере причинности. Сторонники индетерминизма, напротив, полностью отрицают объективную причинность, да и причинность в общем.

mystroimmir.ru

Детерминизм

(7 голосов: 4.4 из 5)

 

Детермини́зм (от лат. determinare — определять, ограничивать) — 1) философское учение, фундированное идеей о всеобщей определенности, обусловленности, взаимной связанности всех явлений и процессов в мире; 2) направление антропология минимизирующее или даже отрицающее свободу человеческого произволения, свободу нравственного выбора человека, рассматривающее этот выбор как «решение», жестко обусловленное теми или иными мотивами.

В чём состоит несостоятельность детерминизма?

Детерминизм отрицает возможность человека к свободному самоопределению, отвергает учение о наличии в нём свободы выбора. Учение о свободе человека определяться в выборе собственных действий детерминисты связывают с самообманом той части людей, которые отрицают детерминизм. 

Человеком управляют мотивы, учат детерминисты. Они бывают обусловлены или его внутренними влечениями, или же внешними обстоятельствами. Поступок человека зависит не от его добровольного выбора, а от того, какой именно мотив преобладает над прочими в каждый конкретный момент.

Что можно на это сказать? В принятии человеком решений мотивы и действительно играют важную роль. Однако, вопреки мнению детерминистов, не сами мотивы, но именно человек, руководствуясь собственным разумом, пользуясь дарованной ему Богом свободой произволения, определяет, какие мотивы являются для него приоритетными и какими мотивами следует обусловливать свою деятельность.

Как правило, детерминист в практической жизни не руководствуется своей теорией, в противном случае он должен быть апатичен и любое событие воспринимать как должное: зло это или добро, приносит ли оно ему беду или радость.

Подтверждением ложности детерминизма могут служить угрызения совести и неразрывно связанные с этими угрызениями переживания, проявляющиеся в осознании человеком того, что в той-то и той-то ситуации он мог поступить по-другому, однако не поступил. С подобными угрызениями связано и знакомое каждому чувство раскаяния, чувство вины.

Детерминизм служит удобной основой для самооправдания: Я не виноват; а виноваты обстоятельства; виновато мое естество; виноваты гены; виноват весь мир — кто угодно, но только не Я.

С точки зрения науки, в отличие от классической механики, современная квантовая механика отрицает детерминизм. (Подробнее см. «Панентеистическая метафизика и квантовая парадигма», Н.А. Соловьёв, С.В. Посадский).

 

Детерминизм и индетерменизм в православном вероучении

Догматическое учение Православной Церкви включает в себя представление о Промысле Божием, который и определяет абсолютный детерминизм всего сущего. Абсолютность этого Божественного детерминизма парадоксальным образом включает в себя относительный индетерминизм. По мнению Церкви, индетерминизм существует не «параллельно» детерминизму, а «внутри» абсолютного детерминизма, то есть ему имманентен.
Индетерминизм проявляется на уровне законов природы, например, в хаотическом движении молекул идеального газа (или квазихаотическом – реального), в квантовых явлениях физики элементарных частиц. Математическим образом такого имманентного индетерминизма является статистический характер некоторых физических законов, а так же принцип неопределенности в квантовой механике.
Разумеется, в таком аспекте проблема детерминизма и индетерминизма является достоянием естествознания, но не православного богословия. Однако и православное богословие может многое сказать о соотношении индетерминизма свободной человеческой воли и детерминизма Промысла Божия. Священное Писание утверждает, что человек создается Богом по Его образу. Святые отцы (например, Макарий Египетский и Григорий Нисский) находили образ Божий в человеке, прежде всего в свободе человеческой личности. Быть созданным по образу Божию значит быть существом личным, то есть свободным и ответственным. Обладание личностью и духовной свободой не случайно, но является результатом действия Промысла.
Православный взгляд на свободу человека может быть выражен словами французского философа Ж.П. Сартра: «Человек не может быть то рабом, то свободным; он всегда и везде свободен, либо же его нет вообще». Бог бесконечно уважает личную свободу человека. Вся драма человеческой истории определяется этим уважением: древо познания добра и зла, змий в Эдеме, само существование сатаны — все это средства реализации личной свободы человека. Лучше всего об этом пишет выдающийся православный богослов XX столетия В.Н. Лосский: «Бог создает человека свободным, чтобы призвать его к соединению с Собой. Бог призывает человека к обожению, и этот зов требует свободного ответа. Бог хочет, чтобы порыв этот был порывом любви. Соединение без любви было бы механическим, а любовь предполагает свободу, возможность выбора и отказа… Чтобы быть тем, чем должен быть любящий Бога, нужно допустить возможность обратного: надо допустить возможность бунта… Эта свобода ­ от Бога: свобода есть печать нашей причастности Божеству, совершеннейшее создание Бога, шедевр Творца.» (В. Н. Лосский. Очерк мистического богословия Восточной Церкви. М. 1991, стр. 242)
Личная свобода человека, со всеми ее фантастическими уклонениями, тем не менее, всегда находится в русле Божественного Промысла. Это означает, что бесконечность Промысла Божия имеет большую мощность, нежели бесконечность человеческой свободы. Математическим образом такого соотношения двух бесконечностей является теория трансфинитных чисел Г. Кантора. На языке богословия об этом также говорит В.Н. Лосский: «Промысл есть определение Божественной воли в соответствии с человеческой свободой, в предвидении свободных действий твари. Эта воля — воля всегда спасительная, которая может создавать полезное людям во всех превратностях их блужданий, если только человек умеет ее познавать. Можно сказать с некоторой извинительной неточностью, что Бог нисходит в Своей промыслительной деятельности к свободе людей, действует в соответствии с этой свободой, согласует Свои действия с действием существ тварных, чтобы, выполняя Свою волю, управлять падшим миром, не нарушая их тварной свободы.» (Лосский В.Н. Указ. соч., стр.105).
Нравственный аспект антиномии детерминизма Промысла Божия и индетерминизма личной свободы человека раскрывается в понятии Божественного попущения. Святые отцы (например, Немезий Емесский) считают, что Промысл Божий действует как благоизволение и как попущение Божие. По благоизволению происходит то, что является безусловным благом. По попущению – то, что может оказаться несчастьем и злом, но при должном к нему отношении способно привести ко благу. Так болезни, нищета, любое страдание, которое по попущению Божиему коснется человека, может помочь ему изжить гордыню, научиться состраданию, увидеть и полюбить истинные ценности. Физическая слепота, постигшая апостола Павла на пути в Дамаск, привела его к духовному прозрению, а некое жало в плоть и ангел сатаны, на которого он горько жаловался коринфянам во Втором послании к ним, помогало апостолу языков побеждать в себе присущую любому человеку гордость.
«Иногда Бог попускает человеку совершить постыдное деяние для исправления другой еще худшей страсти. Так, допустим, что кто-либо превозносится своими добродетелями и праведностью; Бог попускает такому человеку впасть в блуд, дабы он через это пришел к сознанию своей слабости, смирился и, пришед, исповедовался Господу» (Св. Иоанн Дамаскин. Точное исповедание православной веры. 2,29.)
Иногда страдания невиновного человека могут послужить для блага другого. Евангельский слепорожденный, в несчастии которого не были виноваты даже его родители, послужил к прославлению Самого Спасителя и к укреплению веры в тех, кто оказался свидетелями чудесного исцеления.
Промысл Божий может осуществляться через спасительное и вразумляющее попущение. Но не каждое попущение Божие является выражением Его Промысла.
Такое не спасительное попущение является совершенным отвержением того человека, который, несмотря на все сделанное для его спасения Богом, остается бесчувственным и не исцеленным. Впрочем, и для такого окаменевшего сердцем грешника, пока он жив, остается возможность спасительного покаяния.
Священник Михаил Воробьев, настоятель храма в честь Воздвижения Честного Животворящего Креста Господня г. Вольска.
Источник: «Православие и современность«

azbyka.ru

это… Детерминизм и индетерминизм :: SYL.ru

Детерминизм – это такая концепция в философии, которая продвигает идею о том, что всякое следствие имеет свою причину, и все в мире обусловлено, чтобы не сказать, предопределено. Таким было античное учение об атомах. Последнее можно назвать примером космологического детерминизма. Существовали богословские концепции, где утверждалось, что все, что происходит в нашем мире, предопределено свыше, и изменить этого никак нельзя. Бог одних людей приготовил к спасению, а других – к проклятию. Таков теологический детерминизм. У него есть и такая разновидность, как фатализм, когда считается, что все в нашем будущем уже определено заранее. Противоположная же философская позиция называется индетерминизмом.

Исторические этапы

Одной из самых первых известных нам версий данной концепции являлось учение Демокрита. Всякая свобода, полагал философ, Практически каждый человек с лишним весом мечтает похудеть. И чаще всего это начинается с выбора диеты. У некоторых хватает силы воли держать ее долго, и им удается скинуть несколько килограмм. Кто-то бросает, и через некоторое время садится на новую диету. В чем причина такого поведения? это всего лишь мнение смертных. Человек разумный зрит в корень вещей, и понимает, что все на свете – это атомы и пустота. А вот Эпикур предполагал некую свободу даже в движениях атомов. Демокрит же полагал, что нет ничего подобного, и особенно случайного. Просто мы не видим между какими-то явлениями связи и необходимости, и они выглядят для нас таким образом.

Концепция детерминизма в таком виде получила название механистической. В более или менее развитом виде он просуществовал до начала девятнадцатого века. Расцвет ее популярности приходится на семнадцатое и восемнадцатое столетия.

Гоббс, Декарт и другие просветители

Механистический детерминизм – это попытка приравнять живые существа к автоматам. Все тела – это вещи. Они перемещаются, имеют форму, количество, протяженность. Их движения состоят из толчков и усилий. Некоторые из них являются одушевленными (то есть имеют ощущения, которые все это отражают, память, способность к сравнению). Таким видел наш мир Томас Гоббс. Рене Декарт предпочитает каузальный, логический детерминизм, отделяя материю от духа. Последнему он предоставляет творческую энергию, но связывает его мышление особыми законами. Материя же, из которой состоит мир, представляет собой некогда заведенный Богом часовой механизм, в котором, естественно, все винтики друг от друга зависят. Практически все известные деятели французского Просвещения в той или иной степени разделяли эту точку зрения.

Спиноза

Этот философ стоит особняком в постановке данной проблемы, хотя многие исследователи относят его к детерминистам. Но он является оригинальным мыслителем. Следуя методу Декарта, Спиноза пришел к выводу, что в изначальной субстанции, которой он считал природу, и в Боге, свобода и необходимость совпадают. Он действительно полагал, что все в мире связано причинностью. Но это не относится к природе. Она является причиной самой себя. Ведь она – вечная субстанция. И поэтому природа является имманентной причиной всех вещей. Одной из них можно назвать и человека. Спиноза также очень оригинален в вопросах этики. Здесь у него проявляются и детерминизм, и индетерминизм. С одной стороны, он отрицал так называемую «свободу воли». Он полагал, что человек в очень большой степени зависит от своих аффектов. С другой стороны, он вовсе не отрицал существование свободы. Только трактовал он ее следующим образом. Всякая вещь только тогда по-настоящему свободна, когда исполняет свое предназначение. Поэтому таким можно назвать человека, следующего своей природе. Значит, свобода – это осознанная необходимость.

Теологический детерминизм

Особенно богословие было популярным в христианстве. Причем проблема возникла очень рано. Ведь христианские теологи постоянно пытались каким-то образом совместить всемогущество Бога и свободную волю человека. Можно сказать, что католицизм в его классическом варианте совмещал детерминизм и индетерминизм. Но были и такие богословы, и даже Отцы Церкви, которые занимали иную позицию. К примеру, Августин Блаженный считал, что у человека нет свободы воли, и он не может не грешить. Только по особой, даруемой Богом благодати он может сойти с этой скользкой дорожки. Во времена Реформации его поддержал Мартин Лютер. Он заявил, что свобода воли является достоинством Бога. Поэтому человек ее иметь не может. Это противоречило бы принципу Божьего всемогущества.

Постклассический детерминизм

Механистическая модель мира прекрасно согласовывалась с научной картиной того времени. Поэтому Лаплас, один из творцов теории происхождения Вселенной, довел концепцию классического детерминизма практически до логического абсурда. Он заявил, что связь между причинами и следствиями однозначна, и всегда можно вывести одно из другого. Никаких случайностей не существует. Однако уже в его время возникла масса вопросов, на которые нельзя было найти ответ, исходя из этой теории. Поэтому, начиная с девятнадцатого века, научные концепции, которые основывались на детерминизме, изменились. В настоящее время он существует в так называемой постклассической форме.

С точки зрения новых веяний, детерминизм – это идея о том, что причинно-следственные связи не являются однозначными. Они определяют основную линию развития. Тем не менее, в чистом виде закон проявляется редко, и существует масса отклонений. Такой взгляд на детерминизм и развитие сделал возможным появление теории эволюции, психоанализа, квантовой механики, и многих других наук.

Социальный детерминизм

Данная философская концепция с восемнадцатого века стала весьма популярной в общественных науках. Ее классическим примером является географический детерминизм, который полагает, что характер нации и образ жизни государства обусловлены внешними факторами – климатом, расположением и так далее. Самым известным сторонником этой теории был Монтескье. Но в девятнадцатом столетии социальный детерминизм – это уже более сложная концепция. Она в какой-то степени совпадает с религиозной версией этого философского направления или же отталкивается от него. В свое время Августин заявил, что история человечества развивается от падения к спасению, и в этом смысл времени. Социальный детерминизм в лице гегельянства фактически повторил эту идею, заменив божественный план законами развития Абсолютного духа.

Диалектический материализм как детерминизм

Большинство философов девятнадцатого века считали, что устройство общества и его специфика определяются разделяемыми им идеями. Идеи и разум, с их точки зрения, правили миром. В то же время Маркс, а также его сторонники и последователи решили подойти к проблеме с другой стороны. Основным фактором, определяющим социальное развитие, они объявили материальный. То есть то, что люди в процессе совместной работы производят средства к жизни, представляет собой фундамент общества. Они детерминируют все остальные виды деятельности людей, а также их социальную, психологическую, духовную активность. Более того, всякая мораль, религия и прочее являются всего лишь отражением материальной жизни, а если они и имеют какую-то самостоятельность, то разве что относительную. Теория детерминизма в таком изложении сосредотачивалась на роли экономического фактора и его доминирования. Однако в современном мире эти концепции больше не являются определяющими.

Индетерминизм

Идеи отрицания необходимости как главной движущей силы мира и природы тоже всегда были присущи философии. Прежде всего, таковой была концепция целеполагания – то есть того, что все процессы происходят от «божественного произвола». Интересно, что теологические идеи о «высшем плане» приводили уже к детерминизму. Но не только богословие было уделом отрицания всеобщности причинности. В философии индетерминизм сделался одной из основ теорий Юма и Канта. Великий немецкий мыслитель полагал, что причина и следствие – это априорные формы нашего мышления, поэтому они имеют субъективный характер. Другими словами, мы делаем выводы из своей практики, но понятия не имеем, насколько они соответствуют реальности. С рождением статистики индетерминизм стал популярен и в науке.

Подводя итог, можно сказать, что противостояние этих двух подходов в современной философии не является столь острым как раньше. А в концепциях многих современных школ и направлений можно встретить элементы как детерминизма, так и его оппонента.

www.syl.ru

Детерминизм — Психологос

Детерминизм (лат. determinatio — ограничение, определение) — концепция, согласно которой физические, поведенческие и ментальные события не являются случайными, а, скорее, обусловлены действием специфических причинных (каузальных) факторов.

Противоположность детерминизму — индетерминизм. Детерминация — причинное определение явления. Смотри Каузальность и Каузальное мышление

В философии понятие детерминизма несет в себе элемент необходимости: все вещи в этом мире должны происходить именно так, как будто они происходят в силу предшествующих им причин. Эта идея является центральной для науки, утверждающей, что если бы нам были известны все факторы, причастные к некоему грядущему событию, его наступление можно было бы точно предсказать; и наоборот, если событие происходит, значит оно неизбежно. Каждая вещь и каждое событие во вселенной определяются — и всегда будут определяться — законами природы, которые можно установить посредством научных методов.

Что касается человеческого поведения, то здесь ученые спорят. Одни ученые рассматривают жизнь как детерминированный процесс и обычно верят в неизбежность определенной линии поведения: если бы мы знали о конкретном человеке все, мы могли бы предсказать каждый его шаг. Другие не менее уважаемые ученые вполне на уровне здравого смысла говорят о личной свободе и индивидуальной ответственности.

Чистейший пример индетерминизма — вера в свободу воли, согласно которой за все сознательное поведение ответственность ложится на людей. Законы большинства обществ и догматы многих религий, в первую очередь иудаизма и христианства, базируются на идее индивидуальной ответственности. Последствия поступков в виде наказания — на этом свете или на том — трактуются с позиций моральных принципов и поведения индивидуума.

В этом старом как мир споре детерминистов и индетерминистов психологи занимали разные позиции. Последовательные бихевиористы склонны к безоговорочному детерминизму, а приверженцы экзистенциализма — к индетерминизму. Однако, хоть это, возможно, и противоречит логике, большинство психологов сочетают в своем творчестве элементы обоих подходов: они отдают должное детерминизму как необходимому элементу научного метода, что не мешает им, тем не менее, действовать с позиций индетерминизма.

Синтон-подход признает за человеком свободу личного выбора, но только с определенного уровня развития. Массовая личность действует не свободно, действовать свободно может только личность. Разумный человек думает и принимает решения, за которые отвечает лично.

www.psychologos.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *