Дефектология это наука – Дефектология — Википедия

Содержание

Дефектология это (научные основы)

Первые упоминания о детях с отклонениями в умственном развитии появились еще во времена Древней Греции. Аристотель, изучавший развитие человека, уже тогда смог обнаружить проблемы в психическом здоровье ребенка. Но, к сожалению, в силу отсутствия методов борьбы с подобными патологиями, такие дети становились изгоями.

Впоследствии, когда на смену примитивной медицине пришли эффективные способы лечения, вопрос о помощи таким детям стал одним из актуальных. Таким образом зародилась наука дефектология, предметом изучения которой стали «аномальные» дети, в частности закономерности их развития, особенности воспитания и обучения, а также вопросы приобщения их к трудовой деятельности и адаптации к социуму.

Историческая справка

Дефектология как наука относится к педагогической практике научного познания детей из разных возрастных групп, у которых выявлены отклонения физического или психического развития, вследствие чего они лишены возможности обучаться и воспитываться в обычных условиях, определенных существующей культурой.

Сам термин «дефектология» произошел от слияния двух слов: defectus (в переводе с латыни – «отсутствие» или «недостаток») и logos (в переводе с греческого λόγος — «учение, слово, мысль»). Таким образом, понятие дефектологии отражает всю суть учения и используется в качестве титульного названия для отрасли теоретического и практического систематического обучения и воспитания лиц, у которых диагностированы недостатки (дефекты) физического или психического развития.

В странах ближнего и дальнего зарубежья под этим понятием подразумевают «особую обучающую программу» или «лечебную педагогическую деятельность», направленную на образование всех детей, которых отличает от обычных наличие пороков развития.

Скачайте бесплатно: 5 книг, которые изменят вашу жизнь! ♡

История дефектологии берет свое начало в 20 столетии. Эта отрасль начала активно развиваться с того момента, как правительство взяло на себя ответственность за умственно отсталых детей и подростков. Решающим для этого направления научного познания стал 1917 год, когда государство решило главный вопрос об опеке над такими детьми, начав строительство сразу нескольких специальных учреждений.

Рекомендуем: Аутизм — это

Выдающимися личностями, которые внесли огромный вклад в развитие науки дефектологии, а также были ее активными деятелями, являются:

  • И.В. Маляревский, основатель первого в России частного детского заведения врачебно-воспитательного типа с целью оказания помощи детям, предрасположенным к нервным и душевным заболеваниям.
  • Л.С. Выготский, отечественный психолог, педагог-дефектолог, экспериментатор, автор книги «Основы дефектологии» (1934 г.). Основоположник коррекционной педагогики для аномальных детей, руководитель специального научно-практического института, который действует до сих пор.
  • Н.А. Власова, профессор и кандидат педагогических наук, осуществляющая свою деятельность по направлениям дефектология и логопедия, впервые применившая логопедическую ритмику для занятий с заикающимися детьми.
  • Е.К. Грачева, первый в России педагог-дефектолог, осуществляла свою деятельность в приютах для слабоумных подростков и детей.
  • В.П. Кащенко, руководитель уникального учреждения, в котором занимались вопросами педагогической адаптации к социуму детей 4-16 лет, имеющих патологии развития.
  • Г.И. Россолимо, выдающийся психиатр и по совместительству невропатолог, который занимался изучением особенностей развития детской психики и физического здоровья.

В настоящий момент в России открыто немало дошкольных учреждений, школ и лечебно-оздоровительных комплексов, основной деятельностью которых является организация и осуществление воспитательного процесса, обучения, оздоровления детей с особыми потребностями, а также их подготовка к социальным взаимоотношениями и адаптации в условиях ближайшего окружения.

Какие цели преследует эта область научного познания

Дефектология, как изучающая индивидуальные черты и особые потребности детей с патологиями наука, ставит перед собой задачи выявления природы обнаруженного дефекта, определения его причинно-следственных связей и влияния на психические функции, изучение закономерностей развития, обучения, приобщения детей с отклонениями к социальным и педагогическим нормам современной жизни. Также наука отвечает за обобщение, систематизацию и внедрение полученных результатов в практику для совершенствования деятельности.

Скачайте бесплатно: 5 книг, которые изменят вашу жизнь! ♡

Рекомендуем: Гиперактивность у ребенка

Различные научные методы дефектологии применяются с целью объективного исследования физических недостатков или психических дефектов у детей. Таким образом осуществляется научный подход, обусловливающий основные задачи дефектологии, к которым относятся:

  • Организация воспитательного и обучающего процессов в рамках образовательных программ дошкольных учреждений и школ для детей с особыми потребностями.
  • Становление личности при ограниченных возможностях жизнедеятельности.
  • Формирование психолого-педагогических классификаций категорий пациентов с разными нарушениями.
  • Разработка дифференцированного подхода к процессам воспитания и обучения в условиях ограниченных возможностей.
  • Коррекция недостатков восприятия и познавательных навыков.
  • Обоснование используемых в обучении методов и принципов организации комплексов специальных упражнений, позволяющих создавать оптимальные условия для воспитания и обучения.

  • Выявление основных целей, направлений, задач, а также разработка концепций и систем для лиц, нуждающихся в специальном образовании.
  • Обобщение полученного опыта, внедрение результатов новых исследований и разработка более усовершенствованных образовательных приемов и программ.
  • Систематизация теоретических и практических данных для создания стандартов, учебников и методической литературы для специалистов, работающих с пациентами с ограниченными возможностями.
  • Прогнозирование переспектив в сфере специального образования.
  • Исследование и внедрение психологических и педагогических механизмов, методов и средств, позволяющих проводить профилактику нарушений и патологий.
  • Поиск путей и способов улучшения жизни лиц с аномалиями развития с целью создания для них комфортных условий в современном обществе.

Все эти и другие задачи дефектологии позволяют осуществлять основную деятельность научного направления – оказывать специальную помощь лицам, имеющим особые нужды, с целью открытия перед ними возможностей принимать активное участие в общественной деятельности и жить насыщенной жизнью.

Концепция учения

В основу дефектологии легли принципы, следование которым позволяет осуществлять коррекционно-педагогическую деятельность с целью содействия развитию и становлению личности детей с ограниченными возможностями жизнедеятельности в рамках образовательных программ для дошкольников и школьников.

Для социума и педагогики проблемы воспитания несовершеннолетних лиц с дефектами, а также вопросы их обучения и социализации являются довольно сложными. Они находят свое решение в преследовании целей дефектологии, а именно в обеспечении условий для подготовки особенных детей с учетом их возможностей, соответствующих возрастным и индивидуальным критериям.

Скачайте бесплатно: 5 книг, которые изменят вашу жизнь! ♡

Следовательно, главной целью науки дефектологии можно считать развитие проблемных детей с последующей их адаптацией в обществе посредством программ специального образования, для того чтобы в ходе осуществления сознательной и полезной деятельности, организации отношений у них не возникло осложнений, которые могли бы стать причиной психических отклонений и деструктивных изменений в их поведении.

Осуществляя научную деятельность, дефектология учитывает основные психолого-педагогические принципы, составляющие основу научного познания развития лиц с отклонениями:

  • Принцип единой направленности осуществляемой педагогической деятельности.
  • Принцип систематизации и единства педагогического процесса.
  • Гуманистический подход.
  • Комплексные приемы.
  • Проявление уважения к ребенку как к полноценному индивидууму.
  • Принцип разумных требований к ребенку в соответствии с его возможностями.
  • Акцентирование внимания на положительных аспектах.
  • Совмещения прямых и параллельных методов педагогики.
  • Принцип сознательного и активного участия лиц в процессе их развития по специальным программам (обучение, воспитание, образование).

Принципы воспитательной стороны дефектологии дополняют специальные принципы коррекционной и педагогической деятельности:

  • Принцип объединения единой целью всех процессов диагностики и коррекции.
  • Принцип системности задач, позволяющих осуществлять коррекционную, развивающую деятельность и профилактику.
  • Принцип изучения особенностей ребенка в силу его возраста и индивидуальности, которые закладываются в основу образовательных программ.
  • Принцип единения с социально-значимыми силами ближайшего окружения.

Кроме того, деятельность исследователей-дефектологов должна быть направлена на разработку новых методов и средств, которые соответствовали бы цели науки и помогали оказывать нуждающимся детям соответствующую помощь, тем самым поддерживая принципы данного направления.

Области, составляющие основу науки

Дефектология представляет собой единую и самостоятельную отрасль, деятельность которой направлена на наблюдение и оказание специальной помощи лицам с аномальным развитием.

Скачайте бесплатно: 5 книг, которые изменят вашу жизнь! ♡

В то же время наблюдается связь дефектологии с другими науками, такими как социология, психиатрия и психология, педиатрия и педагогика, невропатология и другие. Дело в том, что все аномальные отклонения имеют различную природу происхождения, характер течения и последствия, а потому связь дефектологической науки с другими учениями такая явная и разнообразная.

Рекомендуем: Заикание: причины и лечение

У дефектологии единая цель и главный ее принцип совпадает с общей педагогикой, однако у дефектологии уникальная концепция, которую выделяет наличие специальных систем и приемов воспитания, обучения, образования детей с патологиями развития.

Основные области, в которых непосредственно практикуется дефектология:

1. Сурдопедагогика – отдельное направление, которое рассматривает проблемы детей с глухотой и тугоухостью, а также занимается разработкой методов их воспитания, обучения.

Скачайте бесплатно: 5 книг, которые изменят вашу жизнь! ♡

2. Тифлопедагогика – отрасль дефектологии, предметом изучения которой являются дети с нарушением зрения (слабовидящие, слепые), а также рассматриваются вопросы образования и воспитания таких лиц.

3. Логопедия – раздел дефектологии, систематизирующий теоретические знания и позволяющий осуществлять практическую деятельность в отношении воспитания и обучения лиц с нарушениями в развитии речи.

4. Олигофренопедагогика – специальная педагогическая отрасль, которая изучает и разрабатывает приемы коррекции развития умственно отсталых детей и подростков.

Каждая из предметных областей дефектологического изучения лиц с патологиями имеет уникальные классификации. В основе классификации по месту расположения аномалии лежит определение ее локализации в отношении единого механизма человеческого организма. Поэтому дефектология выделяет:

  • Телесные нарушения, определяемые отклонениями в развитии двигательного аппарата, опорной системы, заболеваниями хронического типа.
  • Сенсорные патологии – нарушения в системе органов чувств, отвечающих за субъективное восприятие внешнего окружения (слух, зрение).
  • Умственные – отклонения мозговой деятельности и интеллектуальные дефекты, влекущие за собой психические, речевые, эмоциональные расстройства, слаборазвитость ума.

Также существует частная классификация дефектологии по причинам появления дефектов:

  • Травмы (в том числе производственного характера).
  • Заболевания, характерные для конкретных профессиональных видов деятельности.
  • Природные катаклизмы.
  • ДТП.
  • Участие или пребывание на территории, где проводились военные действия.
  • Последствия экологических преступлений.

Скачайте бесплатно: 5 книг, которые изменят вашу жизнь! ♡

По характеру дефекта дефектология предусматривает несколько категорий, к которым относятся пациенты с аномальным развитием:

  • Полностью неслышащие (глухие) и слабослышащие.
  • Полностью слепые или слабовидящие.
  • Лица с дефектами опорно-двигательного аппарата.
  • Лица с недостатками речи.
  • Лица с аномалиями в эмоциональной сфере или психическом здоровье...
  • Лица с расстройствами волевых качеств.
  • Лица с патологиями интеллектуального развития.

Дефектология как наука не стоит на месте. На фоне роста числа аномалий у детей, развиваются области научного познания их здоровья и развития. Как целостная отрасль дефектология складывается из отдельных разделов в сочетании с интегрированными знаниями из других областей.

Каждый дефектологический раздел является самостоятельным направлением, которое эффективно при условии комплексного изучения проблем развития. Поэтому методы и приемы, разрабатываемые для областей дефектологии, имеют непосредственную связь с прочими науками. Такой разносторонний подход к изучению аномальных детей обеспечивает широкие теоретические и практические возможности для оказания им специализированной помощи.

Рекомендуем: Аменция и аментивный синдром

Наличие тех или иных недостатков у ребенка влияет на весь процесс воспитания, обучения и образования. От этих особенностей также зависит конечный результат. При выборе оптимальных обучающих программ специалисты, осуществляющие непосредственную педагогическую деятельность с аномальным ребенком, учитывают возраст пациента и период, в котором появилось (возникло) нарушение.

Скачайте бесплатно: 5 книг, которые изменят вашу жизнь! ♡

Методы дефектологии, которые позволяют проводить научно-педагогические исследования:

1. Наблюдение и сбор данных.

2. Диагностика.

3. Непосредственное общение с ребенком.

4. Помещение ребенка в специально созданные условия с целью проверки гипотезы.

Именно процесс и характер обучения таких детей влияет на их развитие и дальнейшие возможности жить комфортно в условиях современного общества. Следовательно, без возможности воспитываться и обучаться по специальной системе, а также при несвоевременном оказании помощи, развитию ребенка с ограниченными возможностями наносится серьезный вред, который чреват торможением процессов развития и другими осложнениями. Автор: Елена Суворова

Если вы любите давать советы и помогать другим женщинам, пройдите бесплатное обучение коучингу у Ирины Удиловой, освойте самую востребованную профессию и начните получать от 70-150 тысяч:

www.grc-eka.ru

Дефектология - это... Что такое Дефектология?

Дефектоло́гия (от лат. defectus — недостаток и греч. λόγος — учение, наука) — наука о психофизических особенностях развития детей с психическими и (или) физическими недостатками, закономерностях их обучения и воспитания. В дефектологию входит ряд разделов специальной педагогики (сурдопедагогика, тифлопедагогика, олигофренопедагогика и логопедия) и специальной психологии (сурдопсихология, тифлопсихология, олигофренопсихолгия и логопсихология).

Дефектология изучает также проблемы психофизического развития, обучения и воспитания детей с задержкой психического развития, нарушениями эмоционально-волевой сферы, опорно-двигательного аппарата, а также со сложной структурой дефекта.

В задачи дефектологии входит разработка эффективных средств и методов обучения, воспитания, коррекции, компенсации, трудовой и социальной адаптации категории детей, которым требуется коррекция.

В СССР и постперестроечной России главным научным центром дефектологии был научно-исследовательский институт дефектологии АПН СССР (НИИ дефектологии РАО) — в настоящее время НИИ коррекционной педагогики РАО (г. Москва).

Дефектология как наука и сфера социальной деятельности имеет большую, богатейшую фактами, достижениями, персоналиями и весьма интересную историю, переплетённую с развитием отечественной психологии, детской психиатрии, детской неврологии, направлений общей и специальной педагогики (логопедии, сурдопедагогики, тифлопедагогики, олигофренопедагогики, сурдотифлопедагогики и др.).Одна из самых актуальных проблем дефектологии в России интегрированное обучение.

Дефекто́лог — специалист в области дефектологии.

  • дефектолог (в широком смысле трактовки этого термина) — специалист в области изучения, обучения, воспитания и социализации детей с отклонениями в развитии.
  • дефектолог (в узком понимании этого термина) — коррекционный педагог.

Основные направления дефектологии

  • логопедия — изучение различных нарушений и дефектов речи и методов их коррекции
  • сурдопедагогика — воспитание и обучение людей с недостатками слуха
  • тифлопедагогика — воспитание и обучении людей с нарушениями зрения
  • сурдотифлопедагогика — воспитание и обучение слепоглухонемых людей
  • амблиология — адаптация и социальная реабилитация слепых и слабовидящих пациентов
  • олигофренопедагогика — воспитание и обучение умственно отсталых людей и вопросы их социальной реабилитации

Известные дефектологи

  • Гаюи, Валентин
  • Брайль, Луи
  • Трошин, Григорий Яковлевич
  • Кащенко, Всеволод Петрович
  • Выготский Лев Семенович
  • Левина, Роза Евгеньевна
  • Лурия Александр Романович
  • Певзнер Мария Семеновна
  • Соловьёв, Иван Михайлович
  • Фельдберг, Давид Владимирович
  • Гандер, Владимир Александрович
  • Граборов, Алексей Николаевич
  • Азбукин, Дмитрий Иванович
  • Данюшевский, Израиль Исаакович
  • Соколянский, Иван Афанасьевич
  • Занков, Леонид Владимирович
  • Коваленко, Борис Игнатьевич
  • Семевский, Николай Анатольевич
  • Басова, Антонина Гавриловна
  • Россолимо, Григорий Иванович
  • Богданов-Березовский, Михаил Валерьянович
  • Ласточкина, Елизавета Гурьевна
  • Крогиус, Август Адольфович
  • Владимирский, Андриан Владимирович
  • Хватцев, Михаил Ефимович
  • Трауготт, Наталия Николаевна
  • Морозова, Наталья Григорьевна
  • Ляпидевский, Сергей Семёнович
  • Муратов, Ростислав Сергеевич
  • Каплан, Анна Иосифовна
  • Микаэльян, Карп Авдеевич
  • Катаева-Венгер, Александра Абрамовна
  • Мещеряков, Александр Иванович
  • Лебединская, Клара Самойловна
  • Никитина, Маргарита Ивановна
  • Солнцева, Людмила Ивановна
  • Феоктистова, Валентина Александровна
  • Волкова, Лариса Степановна
  • Некрасова, Юлия Борисовна

См. также

Литература

  • Краткий дефектологический словарь / Гл. ред. А. И. Дьячков; Редкол.: Н. Ф. Слезина, Ю. А. Кулагин, Л. В. Нейман, Ф. Ф. Рау, Б. Л. Бараш. Академия педагогических наук РСФСР. НИИ дефектологии.. — М.: Просвещение, 1964. — 400 с. — 10 000 экз. (в пер.)

Ссылки

dic.academic.ru

Дефектология — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Дефектоло́гия (от лат. defectus — недостаток и греч. λόγος — учение, наука) — научная дисциплина, занимающаяся изучением психофизических особенностей развития детей с психическими и (или) физическими недостатками, закономерностей их обучения и воспитания.

История дефектологии в России и СССР

См. История российской дефектологии

Основные разделы, методы и изучаемые проблемы

В дефектологию входит ряд разделов специальной педагогики (сурдопедагогика, тифлопедагогика, олигофренопедагогика и логопедия) и специальной психологии (сурдопсихология, тифлопсихология, олигофренопсихология и логопсихология).

Дефектология изучает также проблемы психофизического развития, обучения и воспитания детей с задержкой психического развития, нарушениями эмоционально-волевой сферы, опорно-двигательного аппарата, а также со сложной структурой дефекта.

В задачи дефектологии входит разработка эффективных средств и методов обучения, воспитания, коррекции, компенсации, трудовой и социальной адаптации категории детей, которым требуется коррекция.

В СССР и постперестроечной России главным научным центром дефектологии был научно-исследовательский институт дефектологии АПН СССР (НИИ дефектологии РАО) — в настоящее время НИИ коррекционной педагогики РАО (г. Москва).

Дефектология как наука и сфера социальной деятельности имеет большую, богатейшую фактами, достижениями, персоналиями и весьма интересную историю, переплетённую с развитием отечественной психологии, детской психиатрии, детской неврологии, направлений общей и специальной педагогики (логопедии, сурдопедагогики, тифлопедагогики, олигофренопедагогики, сурдопедагогический и др.).Одна из самых актуальных проблем дефектологии в России интегрированное обучение.

Дефекто́лог — специалист в области дефектологии:

  • дефектолог (в широком смысле трактовки этого термина) — специалист в области изучения, обучения, воспитания и социализации детей с отклонениями в развитии;
  • дефектолог (в узком понимании этого термина) — коррекционный педагог.

Основные подразделы дефектологии

  • логопедия — изучение различных нарушений и дефектов речи и методов их коррекции
  • сурдопедагогика — воспитание и обучение людей с недостатками слуха
  • тифлопедагогика — воспитание и обучении людей с нарушениями зрения
  • сурдотифлопедагогика — воспитание и обучение слепоглухонемых людей
  • амблиология — адаптация и социальная реабилитация слепых и слабовидящих пациентов
  • олигофренопедагогика — воспитание и обучение умственно отсталых людей и вопросы их социальной реабилитации
  • ортопедагогика — воспитание и обучение людей с нарушениями опорно-двигательного аппарата

Известные дефектологи

  • Гаюи, Валентин
  • Грачёва, Екатерина Константиновна
  • Грибоедов, Адриан Сергеевич
  • Брайль, Луи
  • Трошин, Григорий Яковлевич
  • Кащенко, Всеволод Петрович
  • Выготский, Лев Семёнович
  • Левина, Роза Евгеньевна
  • Лурия, Александр Романович
  • Певзнер, Мария Семёновна
  • Соловьёв, Иван Михайлович
  • Фельдберг, Давид Владимирович
  • Гандер, Владимир Александрович
  • Граборов, Алексей Николаевич
  • Азбукин, Дмитрий Иванович
  • Данюшевский, Израиль Исаакович
  • Соколянский, Иван Афанасьевич
  • Занков, Леонид Владимирович
  • Коваленко, Борис Игнатьевич
  • Семевский, Николай Анатольевич
  • Басова, Антонина Гавриловна
  • Россолимо, Григорий Иванович
  • Богданов-Березовский, Михаил Валерьянович
  • Ласточкина, Елизавета Гурьевна
  • Крогиус, Август Адольфович
  • Владимирский, Андриан Владимирович
  • Хватцев, Михаил Ефимович
  • Трауготт, Наталия Николаевна
  • Морозова, Наталья Григорьевна
  • Ляпидевский, Сергей Семёнович
  • Муратов, Ростислав Сергеевич
  • Каплан, Анна Иосифовна
  • Микаэльян, Карп Авдеевич
  • Катаева-Венгер, Александра Абрамовна
  • Мещеряков, Александр Иванович
  • Лебединская, Клара Самойловна
  • Никитина, Маргарита Ивановна
  • Солнцева, Людмила Ивановна
  • Феоктистова, Валентина Александровна
  • Волкова, Лариса Степановна
  • Некрасова, Юлия Борисовна
  • Халатян, Вачаган Геворкович
  • Чупров, Леонид Федорович
  • Скороходова, Ольга Ивановна
  • Барабанов, Родион Евгеньевич
  • Лаврова, Елена Викторовна
  • Орлова, Ольга Святославовна
  • Рау, Елена Юрьевна
  • Шаховская, Светлана Николаевна
  • Пузанов, Борис Пантелеймонович
  • Селиверстов, Владимир Ильич
  • Шкловский, Виктор Маркович
  • Панченко, Инна Ивановна
  • Костенкова, Юлия Александровна

См. также

Литература

Ссылки

wikipedia.green

Дефектология - это... Что такое Дефектология?

(от лат. defectus - недостаток и греч. logos - слово, учение)

   — наука о закономерностях и особенностях развития детей с физическими и психическими нарушениями, о принципах, методах, формах организации их воспитания и обучения. Д. - интегративная область научного знания, органично соединившая клинико-физиологическое и психолого-педагогическое направления исследований процессов развития и обучения детей.

   Осн. задачей Д. является разработка теоретических и прикладных основ системы комплексной - медико-психолого-педагогической - помощи детям различных возрастов с различными нарушениями в развитии.

   Как область научного знания Д. начала развиваться в начале 20 в. в связи с задачами строительства в разных странах государственных систем специального образования, ядро которого составили школы для слепых, глухих и умственно отсталых детей.

   Ведущим и на долгие годы единственным в России научно-исследовательским центром в области Д. стал Экспериментальный дефектологический институт (ЭДИ), открытый в 1929 на базе созданной В.П. Кащенко Медико-педагогической станции. В 1943 ЭДИ был переименован в Научно-исследовательский институт дефектологии АПН СССР (ныне Институт коррекционной педагогики РАО).

   Объединяя специалистов разных профилей (медиков, физиологов, психологов и педагогов) и областей Д. (сурдо-, тифло-, олиго-, лого- и др.) в решении проблем изучения и обучения разных категорий детей с нарушениями в психофизическом развитии, институт играет на протяжении всей своей истории ведущую роль в развитии теории и практики Д. как интегративной области научного знания, органично соединяющей клинико-физиологическое и психолого-педагогическое направления исследований процессов развития и обучения детей.

   Исключительную роль в создании и закреплении интегративного характера и целостности Д. сыграли работы Л.С. Выготского, в которых уже в 30-х гг. 20 в. были сформулированы и обоснованы общие для всех разделов Д. (сурдо-, тифло- и др.) положения о природе и сущности аномального развития, осн. на культурно-исторической теории развития высших психических функций (см. Специальная психология).    В процессе развития Д. систематически расширяла сферу своих исследований. Если на первых этапах предметом внимания Д. являлись дети с выраженными и легко определяемыми нарушениями в развитии (слепота, глухота), то на последующих этапах развития Д. изучались дети, которые имеют менее выраженные нарушения, а именно слабовидящие, слабослышащие дети, дети с речевыми нарушениями, задержкой психического развития, двигательными нарушениями. В то же время выделяются и специальные разделы, охватывающие вопросы воспитания и обучения детей со сложными нарушениями (слепоглухих, слабовидящих глухих, слепых и глухих детей с интеллектуальными нарушениями) (см. Нарушения сложные). Начинаются исследования детей с ранним детским аутизмом, с нарушениями двигательными, с выраженными нарушениями интеллекта, а также исследования детей дошкольного возраста.    В ходе этих исследований, проведённых в советский период, изучались особенности в развитии познавательной деятельности и словесной речи разных категорий детей. Разрабатывались психолого-педагогические основы дифференцированного специального обучения каждой категории детей. Применительно к разным категориям детей определялись психолого-педагогические условия и специальные педагогические технологии, обеспечивающие предупреждение и коррекцию имеющихся у них нарушений вторичной и третичной природы. Особое внимание уделялось разработке частных методик формирования школьно значимых навыков, обеспечивающих возможность детям с нарушениями в развитии получения цензового образования. Д. внесла весомый вклад в изучение особых образовательных потребностей разных категорий детей (см. Дети с особыми образовательными потребностями).

   Результаты дефектологических исследований обеспечили научно-методические основы для создания дифференцированной системы специального образования. К началу 90-х гг. система специальных (коррекционных) образовательных учреждений имела развитую горизонтальную и вертикальную структуру, включающую восемь видов специальных школ (для глухих, слабослышащих, слепых, слабовидящих, умственно отсталых детей, детей с речевыми нарушениями, задержкой психического развития, нарушениями опорно-двигательного аппарата), шестнадцать типов специального обучения, специальные дошкольные и постшкольные (общеобразовательные и профессиональные) учебные заведения.

   Для каждого типа специальных школ были определены принципы обучения, формы построения учебного процесса, разработаны средства и методы обучения. Для каждой учебной дисциплины, изучаемой в специальной школе, создана система специальных учебников, методик и большое количество оригинальных наглядных пособий. Все специальные школы, за исключением вспомогательных школ (для умственно отсталых детей), давали выпускникам цензовое образование, сопоставимое с определённым уровнем общего образования, что делало возможным для них поступление в средние специальные учебные заведения и вузы.

   Миссия Д. на современном этапе - научное обеспечение процесса перехода к системе специального образования нового типа, ориентированной на ценности открытого гражданского общества.

   Приоритетными задачами современной дефектологической науки являются: создание научных основ системы раннего (с первых месяцев жизни ребёнка) выявления нарушений в развитии детей и ранней комплексной (медико-психолого-педагогической) помощи; разработка научных основ интегрированного обучения и новых форм взаимодействия массового и специального образования; переосмысление соотношения стандартов образования и жизненной компетенции в системе специального школьного образования; разработка научных основ построения нового содержания специального обучения, методов и технологий качественной его индивидуализации, психологического сопровождения детей с различными нарушениями в развитии в процессе образования, содержания и методов взаимодействия специалистов с семьёй, воспитывающей ребёнка с нарушениями в развитии.

   Д. продолжает развиваться как комплексная наука, в основе которой лежит идея о необходимости целостного подхода к изучению проблемного ребёнка.

   Противоречие между этимологией термина "Д." и содержанием той интегративной области научного знания, которую он в действительности обозначает, резко обострилось после ратификации в 1991 Рос. Федерацией Конвенций ООН "О правах инвалидов" и "О правах умственно отсталых", когда была осознана необходимость отказаться от употребления всех терминов, указывающих на дефект, как от терминов уничижительного характера. В число таких терминов попадает и термин "Д.", который, также как термины "аномальные дети", "аномальное развитие", начинает выходить из употребления. Проблема состоит в том, что до сих пор не найден адекватный эквивалент термина "Д.", социально приемлемого и при этом адекватно отражающего содержание данной науки именно как интегративной области знания. Вследствие этого термин "Д." продолжает использоваться специалистами в данной области, используется он и в языке междисциплинарного общения, что является предметом острых разноаспектных дискуссий: от дискуссий, касающихся формальных, этимологических аспектов данного термина, до дискуссий в области методологических основ самой науки и её места в системе современных наук.

   (Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 67-68)

   — наука о психофизиологических особенностях развития больных детей, закономерностях их обучения и воспитания.

   В дефектологию входит ряд разделов специальной педагогики:

   сурдопедагогика - обучение и воспитание глухих и слабослышащих;

   тифлопедагогика - обучение и воспитание слепых и слабовидящих;

   олигофренопедагогика - обучение и воспитание лиц с недостатками умственного развития;

   логопедия - обучение и воспитание лиц с нарушением речи.

   (Руклинская И.Н., Петрова О.Ф., Сопова Е.В. Добровольческие инициативы в реабилитации детей с ограниченными возможностями. - Кемерово, 2001. C. 67-68)

   Ч430

Педагогический терминологический словарь. — С.-Петербург: Российская национальная библиотека. 2006.

pedagogical_dictionary.academic.ru

Дефектология — Википедия. Что такое Дефектология

Дефектоло́гия (от лат. defectus — недостаток и греч. λόγος — учение, наука) — научная дисциплина, занимающаяся изучением психофизических особенностей развития детей с психическими и (или) физическими недостатками, закономерностей их обучения и воспитания.

История дефектологии в России и СССР

См. История российской дефектологии

Основные разделы, методы и изучаемые проблемы

В дефектологию входит ряд разделов специальной педагогики (сурдопедагогика, тифлопедагогика, олигофренопедагогика и логопедия) и специальной психологии (сурдопсихология, тифлопсихология, олигофренопсихология и логопсихология).

Дефектология изучает также проблемы психофизического развития, обучения и воспитания детей с задержкой психического развития, нарушениями эмоционально-волевой сферы, опорно-двигательного аппарата, а также со сложной структурой дефекта.

В задачи дефектологии входит разработка эффективных средств и методов обучения, воспитания, коррекции, компенсации, трудовой и социальной адаптации категории детей, которым требуется коррекция.

В СССР и постперестроечной России главным научным центром дефектологии был научно-исследовательский институт дефектологии АПН СССР (НИИ дефектологии РАО) — в настоящее время НИИ коррекционной педагогики РАО (г. Москва).

Дефектология как наука и сфера социальной деятельности имеет большую, богатейшую фактами, достижениями, персоналиями и весьма интересную историю, переплетённую с развитием отечественной психологии, детской психиатрии, детской неврологии, направлений общей и специальной педагогики (логопедии, сурдопедагогики, тифлопедагогики, олигофренопедагогики, сурдопедагогический и др.).Одна из самых актуальных проблем дефектологии в России интегрированное обучение.

Дефекто́лог — специалист в области дефектологии:

  • дефектолог (в широком смысле трактовки этого термина) — специалист в области изучения, обучения, воспитания и социализации детей с отклонениями в развитии;
  • дефектолог (в узком понимании этого термина) — коррекционный педагог.

Основные подразделы дефектологии

  • логопедия — изучение различных нарушений и дефектов речи и методов их коррекции
  • сурдопедагогика — воспитание и обучение людей с недостатками слуха
  • тифлопедагогика — воспитание и обучении людей с нарушениями зрения
  • сурдотифлопедагогика — воспитание и обучение слепоглухонемых людей
  • амблиология — адаптация и социальная реабилитация слепых и слабовидящих пациентов
  • олигофренопедагогика — воспитание и обучение умственно отсталых людей и вопросы их социальной реабилитации
  • ортопедагогика — воспитание и обучение людей с нарушениями опорно-двигательного аппарата

Известные дефектологи

  • Гаюи, Валентин
  • Грачёва, Екатерина Константиновна
  • Грибоедов, Адриан Сергеевич
  • Брайль, Луи
  • Трошин, Григорий Яковлевич
  • Кащенко, Всеволод Петрович
  • Выготский, Лев Семёнович
  • Левина, Роза Евгеньевна
  • Лурия, Александр Романович
  • Певзнер, Мария Семёновна
  • Соловьёв, Иван Михайлович
  • Фельдберг, Давид Владимирович
  • Гандер, Владимир Александрович
  • Граборов, Алексей Николаевич
  • Азбукин, Дмитрий Иванович
  • Данюшевский, Израиль Исаакович
  • Соколянский, Иван Афанасьевич
  • Занков, Леонид Владимирович
  • Коваленко, Борис Игнатьевич
  • Семевский, Николай Анатольевич
  • Басова, Антонина Гавриловна
  • Россолимо, Григорий Иванович
  • Богданов-Березовский, Михаил Валерьянович
  • Ласточкина, Елизавета Гурьевна
  • Крогиус, Август Адольфович
  • Владимирский, Андриан Владимирович
  • Хватцев, Михаил Ефимович
  • Трауготт, Наталия Николаевна
  • Морозова, Наталья Григорьевна
  • Ляпидевский, Сергей Семёнович
  • Муратов, Ростислав Сергеевич
  • Каплан, Анна Иосифовна
  • Микаэльян, Карп Авдеевич
  • Катаева-Венгер, Александра Абрамовна
  • Мещеряков, Александр Иванович
  • Лебединская, Клара Самойловна
  • Никитина, Маргарита Ивановна
  • Солнцева, Людмила Ивановна
  • Феоктистова, Валентина Александровна
  • Волкова, Лариса Степановна
  • Некрасова, Юлия Борисовна
  • Халатян, Вачаган Геворкович
  • Чупров, Леонид Федорович
  • Скороходова, Ольга Ивановна
  • Барабанов, Родион Евгеньевич
  • Лаврова, Елена Викторовна
  • Орлова, Ольга Святославовна
  • Рау, Елена Юрьевна
  • Шаховская, Светлана Николаевна
  • Пузанов, Борис Пантелеймонович
  • Селиверстов, Владимир Ильич
  • Шкловский, Виктор Маркович
  • Панченко, Инна Ивановна
  • Костенкова, Юлия Александровна

См. также

Литература

Ссылки

wiki.sc

Дефектология — Медицинская википедия

Дефектология (от лат. defectus — недостаток и греч. λόγος — учение, наука) — раздел медицины, занимающийся изучением психофизических особенностей развития детей с психическими и (или) физическими недостатками, закономерностей их обучения и воспитания.

История дефектологии в России и СССР

См. История российской дефектологии

Основные разделы, методы и изучаемые проблемы

В дефектологию входит ряд разделов специальной педагогики (сурдопедагогика, тифлопедагогика, олигофренопедагогика и логопедия) и специальной психологии (сурдопсихология, тифлопсихология, олигофренопсихология и логопсихология).

Дефектология изучает также проблемы психофизического развития, обучения и воспитания детей с задержкой психического развития, нарушениями эмоционально-волевой сферы, опорно-двигательного аппарата, а также со сложной структурой дефекта.

В задачи дефектологии входит разработка эффективных средств и методов обучения, воспитания, коррекции, компенсации, трудовой и социальной адаптации категории детей, которым требуется коррекция.

В СССР и постперестроечной России главным научным центром дефектологии был научно-исследовательский институт дефектологии АПН СССР (НИИ дефектологии РАО) — в настоящее время НИИ коррекционной педагогики РАО (г. Москва).

Дефектология как наука и сфера социальной деятельности имеет большую, богатейшую фактами, достижениями, персоналиями и весьма интересную историю, переплетённую с развитием отечественной психологии, детской психиатрии, детской неврологии, направлений общей и специальной педагогики (логопедии, сурдопедагогики, тифлопедагогики, олигофренопедагогики, сурдотифлопедагогики и др.).Одна из самых актуальных проблем дефектологии в России интегрированное обучение.

Дефекто́лог — специалист в области дефектологии:

  • дефектолог (в широком смысле трактовки этого термина) — специалист в области изучения, обучения, воспитания и социализации детей с отклонениями в развитии;
  • дефектолог (в узком понимании этого термина) — коррекционный педагог.

Основные подразделы дефектологии

  • логопедия — изучение различных нарушений и дефектов речи и методов их коррекции
  • сурдопедагогика — воспитание и обучение людей с недостатками слуха
  • тифлопедагогика — воспитание и обучении людей с нарушениями зрения
  • сурдотифлопедагогика — воспитание и обучение слепоглухонемых людей
  • амблиология — адаптация и социальная реабилитация слепых и слабовидящих пациентов
  • олигофренопедагогика — воспитание и обучение умственно отсталых людей и вопросы их социальной реабилитации
  • ортопедагогика — воспитание и обучение людей с нарушениями опорно-двигательного аппарата

Известные дефектологи

См. также

medviki.com

Дефектология Википедия

Дефектоло́гия (от лат. defectus — недостаток и греч. λόγος — учение, наука) — научная дисциплина, занимающаяся изучением психофизических особенностей развития детей с психическими и (или) физическими недостатками, закономерностей их обучения и воспитания.

История дефектологии в России и СССР[ | ]

См. История российской дефектологии

Основные разделы, методы и изучаемые проблемы[ | ]

В дефектологию входит ряд разделов специальной педагогики (сурдопедагогика, тифлопедагогика, олигофренопедагогика и логопедия) и специальной психологии (сурдопсихология, тифлопсихология, олигофренопсихология и логопсихология).

Дефектология изучает также проблемы психофизического развития, обучения и воспитания детей с задержкой психического развития, нарушениями эмоционально-волевой сферы, опорно-двигательного аппарата, а также со сложной структурой дефекта.

В задачи дефектологии входит разработка эффективных средств и методов обучения, воспитания, коррекции, компенсации, трудовой и социальной адаптации категории детей, которым требуется коррекция.

В СССР и постперестроечной России главным научным центром дефектологии был научно-исследовательский институт дефектологии АПН СССР (НИИ дефектологии РАО) — в настоящее время НИИ коррекционной педагогики РАО (г. Москва).

Дефектология как наука и сфера социальной деятельности имеет большую, богатейшую фактами, достижениями, персоналиями и весьма интересную историю, переплетённую с развитием отечественной психологии, детской психиатрии, детской неврологии, направлений общей и специальной педагогики (логопедии, сурдопедагогики, тифлопедагогики, олигофренопедагогики, сурдопедагогический и др.).Одна из самых актуальных проблем дефектологии в России интегрированное обучение.

Дефекто́лог — специалист в области дефектологии:

  • дефектолог (в широком смысле трактовки этого термина) — специалист в области изучения, обучения, воспитания и социализации детей с отклонениями в развитии;
  • дефектолог (в узком понимании этого термина) — коррекционный педагог.

Основные подразделы дефектологии[ | ]

ru-wiki.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *