Соотношение права и морали
Общие черты норм права и норм морали выражаются в следующем. Как формы общественного сознания и общественных отношений мораль и право имеют между собой много сходного, поскольку выполняют общую социальную функцию, являются важнейшими средствами регулирования поведения людей в обществе, носят нормативный характер. Граждане соблюдают эти нормы и принципы, как правило, добровольно и сознательно, нравственность и право развиваются на едином для них фундаменте общечеловеческих ценностей. Несмотря на то что нормы права носят, за редким исключением (так называемое обычное право), писаный характер, то есть официально провозглашаются государством, а нормы морали в основном живут в общественном сознании, и мораль и право представляют развернутые системы правил поведения, охватывающие практически всю совокупность общественных отношений, выражающих волю тех или иных социальных групп, слоев и общества в целом, а также в определенной мере некоторые общечеловеческие представления о справедливом и должном. Эти нормы имеют всеобщий характер, распространяются на всех членов общества.
Кроме того, моральные и правовые требования объединены их оценочно-повелительным характером. Право и мораль представляют собой совокупность строго определенных, относительно устойчивых, зафиксированных в общественном сознании норм поведения, отражающих социально-исторические потребности общества.
Сферы моральных и правовых отношений в определенной мере совпадают.
Речь идет здесь не только о том, что субъектами тех или иных отношений являются люди, социальные группы и слои, обладающие одновременно и моральным и правовым сознанием, представляющим определенную целостность.
Отношение к отечеству, государству, своей культуре, к другим народам получает лишь различное оформление в нравственных требованиях, нормах, оценках, с одной стороны, и в праве, законе, кодексах — с другой. Такие ценности, как патриотизм, гуманизм, свобода, права, справедливость, совесть, выступают как принципы морально-правовые. Мораль и за пределами своей сферы отношений (отношения дружбы, взаимопомощи, любви, сострадания и т.д.) имеет самое широкое поле действия.
При характеристике права и морали нельзя упускать из виду и процессы встречного влияния права на мораль и в этой связи то обстоятельство, что реальность господствующей морали, ее фактическое воплощение в жизненных отношениях в немалой степени зависят от того, насколько действенными и реальными являются в данном обществе правовые установления.
Важное свойство моральных норм — способность проникать в самые различные сферы общественных отношений, в том числе в экономические, политические, производственные и т.д. И это понятно, так как моральные нормы ориентированы на категории добра, чести, совести, долга, достоинства, ответственности и т.д.
Мораль и право являются единым целым. Юридические решения, основанные только на формальном применении «буквы закона» и принятые в отрыве от морально-психологического климата в обществе, не могут быть верными и справедливыми. В подавляющем большинстве случаев правовые нормы соблюдаются добровольно, поскольку они соответствуют нравственным представлениям граждан о справедливом и несправедливом. Деятельность правоохранительных органов по предотвращению правонарушений основана прежде всего на нравственном воспитании и убеждении, пропаганде нравственных принципов, требований, идеалов. Нарушение всякой правовой нормы рассматривается как безнравственный поступок и влечет за собой помимо юридической ответственности и моральное осуждение. Причем нравственность правосудия — это не только моральная обоснованность уголовно-процессуальных норм, но и этическая безупречность самой деятельности лица, производящего дознание, следователя, прокурора, судей по рассмотрению и доказыванию преступлений, поскольку им дано в руки такое орудие борьбы с преступностью, как закон.
Если в праве провозглашаются прогрессивные принципы, декларируются идеи о необходимости соблюдения прав человека, а правоприменительная практика игнорирует данные принципы, это ведет к формированию в обществе атмосферы неуважения к праву, закону.
В то же время право имеет дело не с единичным человеком, не с его целостностью и не с теми его духовными качествами, которые трансформируют определенные общие социальные свойства в индивидуальность, в личность. В отдельном случае или типе социальных отношений право обращено лишь к односторонности человека, выступающей в виде конкретной социальной роли, функции. Устанавливая социальное равенство между людьми с точки зрения их взаимных обязанностей, притязаний и прав, иными словами, учитывая равенство всех граждан перед законом, задавая возможность действий в пределах заранее установленных границ, право исходит из упрощающих понятий о человеке и отношениях между людьми.
Мораль, напротив, имеет дело в каждом отдельном случае именно с конкретным человеком, с его интегрирующими личностными свойствами. С позиций морали люди сравниваются в своих конкретных свойствах. С юридической позиции люди сравниваются формальным путем, через аналоги с характером ранее свершавшихся действий и их последующих результатов.
Мораль задает идеальные масштабы жизни и деятельности, ориентирует на совершенные воплощения норм, ценностей, целей. В противоположность ей право формирует социально целесообразные координаты жизни, исходит из соображений реальной достижимости средствами нормативной регуляции необходимого общественного порядка. Эта оптимальность определена, с одной стороны, пониманием социальной необходимости конкретной системы правоотношений, а с другой стороны, реальными возможностями обеспечить полнокровную жизнь этим правоотношениям. Образно говоря, мораль спускается с небес, а право отталкивается от земли.
Мораль, апеллируя к человеку в целом, немыслима без целостного, интегрирующего осмысления каждого конкретного социального факта, поступка. Для морали смысл конкретной ситуации, выбора решения — в их неповторимости, уникальности. В противоположность этому право исходит из соображений о типичном, стандартном в действительной социальной жизни. Этот тип ситуаций порожден не внутренней жизнью людей, а их внешними отношениями между собой, что требует точного определения границ деятельности каждого субъекта. Иной возможности приравнять людей в их взаимоотношениях нет.
Юридическая ответственность в отличие от моральной всегда конкретно определена, и нарушение правовой обязанности влечет за собой применение санкций, четко зафиксированных в законодательстве. Оценка характера противоправных действий осуществляется в соответствии с правовыми санкциями.
Моральные санкции, как правило, не зафиксированы формально, они выражены в моральном языке, моральных принципах и поэтому менее определенны, чем правовые.
Мораль носит в принципе ненасильственный характер и в отличие от права исключает прямое принуждение, исходит из добровольности, внутреннего побуждения поведения людей, предоставляет им широкую возможность выбора. Поэтому моральные нормы неинституциированы. Когда же общественное мнение лишено свойства быть действенным регулятором социальной жизни, оно быстро теряет свою конструктивную силу и перестает быть гарантом нравственности. Поведенческий цинизм, бескультурье и хамство, равнодушие и враждебность в отношениях между людьми, формирование контркультуры, бунт молодежи против социальных рамок и программ активной индивидуальной, жизни, нигилизм по отношению к мерам, организующим общество, — верные показатели того, что мораль не получает естественных для нее социальных условий существования. Моральные санкции гарантируются в основном мерами духовного, общественного воздействия, например, через формирование чувства долга, обращение к совести человека, чувству стыда за свои действия и т.д.
Самое важное различие между моралью и правом касается способа, каким они обеспечивают выполнение своих норм, как они регулируют поведение людей.
Правовые нормы строго определены законом. Моральная регламентация опирается не на закон, указ, постановление и т.д. а на силу общественного мнения, власть общественных обычаев или на личную убежденность индивида. Моральные санкции осуществляются мерами духовного воздействия, причем не отдельными людьми, наделенными какими-либо особыми полномочиями, а всем коллективом, социальной группой, обществом в целом.
Таким образом, и право, и мораль обладают способностью вникать в самые различные области общественной жизни. Ни право, ни мораль не ограничиваются предметно обособленной сферой социальных отношений. Они связаны с поведением людей в широких областях их социального взаимодействия. Учитывая это, а также, принимая во внимание «универсальность» морали, ее «вездесущий», «всепроникающий» характер, можно сделать вывод о том, что нельзя разграничивать право и мораль по предметным сферам их действия. Отсюда общность, тесное взаимодействие права и морали. Тесная связь права и морали, определяющаяся едиными связями общественных отношений, не означает, что во всех исторических условиях они «работают» одновременно, взаимно дополняя и подкрепляя друг друга. Реальная картина действия права и морали может быть выявлена лишь в результате конкретно-исторического анализа. Нормы морали устанавливают, как правило, общие принципы поведения, они обладают, кроме того, меньшей конкретностью, а вот правовые предписания носят более конкретный, формализованный, однозначный характер. Так, с точки зрения нравственности хищение осуждается в целом, право же различает виды хищения и устанавливает ответственность в зависимости от способа совершения (разбой, грабеж, кража) и его размера.
Расстройства пищевого поведения | Tervisliku toitumise informatsioon
Расстройства пищевого поведения – это психиатрические заболевания, которые наносят ущерб физическому и психическому здоровью человека и ухудшают общее качество его жизни – страдают отношения, работа и личное развитие.
При расстройствах пищевого поведения нарушается связь с собственным телом, что приводит к крайне проблемному пищевому поведению. Придается чрезмерное значение весу и форме тела, идеализируется недостаточный вес, и используются различные методы потери веса или предотвращения его увеличения.
В течение жизни примерно у 8% женщин и 2% мужчин развивается расстройство пищевого поведения. Расстройства пищевого поведения встречаются в любой популяции, независимо от пола, возраста, этнической принадлежности или социально-экономического статуса. Однако чаще всего они встречаются у девушек и молодых женщин.
Расстройства пищевого поведения – это группа заболеваний, которые в разных классификациях распределяются по-разному. Наиболее распространенными расстройствами пищевого поведения являются анорексия (anorexia nervosa), булимия (bulimia nervosa) и компульсивное переедание (binge-eating disorder).
Термин «расстройство пищевого поведения» часто ошибочно используется как синоним расстройство избирательного питания, поскольку и то, и другое связано с нарушением питания. Однако причины у них разные: расстройство пищевого поведения вызвано желанием контролировать вес, в то время как при расстройстве избирательного питания употребление определенных продуктов питания вызывает тревогу или страх.
Другие расстройства пищевого поведения
Анорексия, булимия и компульсивное переедание являются тремя наиболее распространенными и хорошо известными расстройствами пищевого поведения. Однако часто не все симптомы человека с расстройством пищевого поведения соответствуют одному конкретному заболеванию. В таких случаях эти расстройства называются «атипичными» или «другими расстройствами пищевого поведения». Распространен миф, что в таких случаях течение болезни более легкое, и к лечению относятся более легкомысленно. Однако это ошибочно, поскольку название болезни указывает только на ее диагностические критерии, а не на тяжесть или течение.
Все расстройства пищевого поведения, как бы они ни назывались и ни классифицировались, представляют собой опасные состояния, ухудшающие качество жизни и требующие лечения.
Причины расстройств пищевого поведения
Никогда не существует одной единственной причины развития расстройств пищевого поведения. Это сложные заболевания, в развитии которых важную роль играет сочетание многих факторов. Генетические, биологические и экологические факторы всегда играют определенную роль. Современные общественные представления, включая культуру диет и культ стройности, способствуют развитию психологической уязвимости, что может стать благодатной средой для формирования расстройств пищевого поведения. Вероятно, по тем же причинам более высокая частота расстройств пищевого поведения наблюдается в видах спорта, в которых вес имеет большое значение, и среди представителей профессий, ориентированных на внешний вид. Однако следует подчеркнуть, что просмотр социальных сетей или занятия определенным видом спорта не способствуют развитию болезни. Существует много факторов, участвующих в развитии заболевания, которые обычно находятся вне контроля человека. Однако зачастую более практично и даже более важно определить факторы, поддерживающие болезнь, поскольку их изменение связано с лучшими результатами лечения.
Возможности лечения расстройств пищевого поведения
Расстройства пищевого поведения могут быть опасными для жизни заболеваниями с длительным и хроническим течением; они имеют один из самых высоких показателей смертности среди всех психиатрических заболеваний. Лечение расстройств пищевого поведения – это зачастую длительный и сложный процесс. Тем не менее, раннее вмешательство имеет первостепенное значение для достижения хорошего результата лечения.
Диагностика и лечение расстройства пищевого поведения обычно начинается с семейного врача. Семейные сестры могут проконсультировать по вопросам здорового питания. Специалистами по диагностике и лечению расстройств пищевого поведения как психиатрического заболевания являются психиатры. Также важно участие клинического психолога или психотерапевта.
В Эстонии есть два центра, специализирующихся на лечении расстройств пищевого поведения: отделение расстройств пищевого поведения Центра душевного здоровья Таллиннской детской больницы занимается лечением детей и подростков, а отделение расстройств пищевого поведения психиатрической клиники Клиники Тартуского университета – лечением подростков и взрослых.
Дополнительную информацию о расстройствах пищевого поведения и советы о том, что делать, если вы подозреваете, что у близкого человека расстройство пищевого поведения, найдете на сайте peaasi.ee.
Это поведение или действие? > Брук Талли
Это поведение или действие?
Когда мы разрабатываем планы по достижению целей сохранения, мы начинаем понимать, сколько вещей нам нужно, чтобы люди делали.
Это могут быть новые вещи, вещи, сделанные по-другому, большие вещи, маленькие вещи, первые вещи, последние вещи, легкие вещи, сложные вещи, необходимые вещи…. и, прежде чем вы это узнаете, у нас есть доктор Сьюз. книга!
Пока мы разбираемся во всем этом и начинаем расставлять приоритеты, на чем сосредоточиться, мне всегда нравится спрашивать:
Это поведение или действие?
Оба, по сути, просят людей что-то сделать. Но разница заключается в частоте, с которой им нужно это делать.
поведение для человека является новой привычкой, а в группе – новой социальной нормой.
Для отдельных лиц и групп это новый способ ведения дел, который всегда следует делать таким образом в будущем (или до тех пор, пока не появится новая норма).
Например,
- Переработка: разделение мусора каждый раз, когда вы что-то выбрасываете (происходит несколько раз в день).
- Повторное использование: брать с собой многоразовые пакеты для продуктов каждый раз, когда вы идете за покупками (происходит не реже одного раза в неделю).
- Сокращение: принимать более короткий душ для экономии воды (примерно раз в день).
Например,
- Прививки: делать прививку от гриппа один раз в год во время сезона гриппа.
- Осмотры: проверка автомобиля один раз в год.
- Изменение политики: изменение законов и политики, что происходит реже (в идеале).
Чтобы усложнить задачу, вы также можете рассмотреть третью категорию подпрограмм . Подпрограммы выполняются с более широким спектром частоты от одного раза в квартал (т. е. пересмотр бюджета) до нескольких раз в неделю (т. е. тренировки).
Главное отличие рутин в том, что даже при регулярном выполнении они все равно требуют планирования, осознанного мышления и усилий для выполнения. Большинство рутин никогда не достигнет автоматического характера поведения и, следовательно, по-прежнему требует подсказок, напоминаний и мотиваторов.
Почему эти различия имеют значение?
Есть три причины, по которым важно знать, просите ли вы аудиторию совершить действие или принять новое поведение.
Это может повлиять на последовательность вашего проекта.
Действия и рутинные действия могут быть важными «трамплинами», которые помогают подготовить аудиторию и подтолкнуть ее к новому поведению.
Они также могут быть необходимы для создания правильных «условий» для изменения поведения; например, посещение тренинга для наращивания способности к такому поведению.
Это повлияет на ваш подход к общению.
Побуждение людей к действию обычно требует менее длительных и менее интенсивных коммуникативных усилий и часто может быть достигнуто с помощью коротких серий напоминаний (например, напоминаний о прививке от гриппа).
Однако для формирования нового поведения и норм требуется больше времени и требуется несколько подходов к общению в течение длительного периода времени (например, не забывать брать с собой пакеты с продуктами).
Это повлияет на ваш выбор сообщений.
Чтобы заставить людей изменить свое поведение, обычно требуются сообщения, которые подкрепляют преимущества, демонстрируют, что это хорошая норма для принятия, и включают личные мотиваторы для изменений.
Принимая во внимание, что действия и рутины не всегда требуют такой тяжелой работы, чтобы убедить людей, и могут больше сосредоточиться на том, чтобы служить напоминанием, имея всего несколько причин, почему это важно.
Хотите глубже изучить эту тему для своей собственной программы изменения поведения?
Тогда ознакомьтесь с подробностями моего онлайн-курса. 8-недельная программа поможет вам определить действия и модели поведения на самом первом уроке, прежде чем мы углубимся в сегментацию аудитории, барьеры и мотиваторы и создание мотивирующих сообщений.
Вы станете частью динамичной группы энтузиастов по изменению поведения, которые работают для защиты планеты, и веселье не прекращается, когда курс заканчивается — мы создаем захватывающую программу для выпускников с более чем 150 участниками, которая продолжает обучение и обмены идут. Присоединяйтесь к нам!
Похожие сообщения:
Различие между действием и поведением « Политически некорректно
1300 слов
Действие и поведение — разные понятия, хотя в обычном лексиконе они взаимозаменяемы. Эти две концепции необходимы для того, чтобы различать, что человек намеревается сделать, на что он реагирует и как он реагирует. В этой статье я объясню различие между ними, а также то, как и почему люди ошибаются при обсуждении этих двух понятий, поскольку взаимозаменяемое их использование неверно.
Действия преднамеренные; они делаются по причинам (Davidson, 1963). Действия определяются текущим намеренным состоянием человека, и затем они действуют по причинам. Итак, в действительности интенциональные состояния агента вызывают действие, но действие осуществляется по причинам. Действия — это то, что совершает агент, но, сформулированное таким образом, его можно использовать взаимозаменяемо с поведением. В статье Википедии о «действии» говорится:
действие — это преднамеренная, целенаправленная, сознательная и субъективно значимая деятельность
Таким образом, действия являются сознательными, по сравнению с поведением, которое является рефлексивным и бессознательным, то есть совершаемым не по причинам.
Дэвидсон (1963: 685) пишет:
Всякий раз, когда кто-то делает что-то по какой-либо причине, его можно охарактеризовать как (а) имеющего некоторую про-отношение к действиям определенного рода и (б) верующего ( или зная, воспринимая, замечая, вспоминая), что его действие именно такого рода.
Таким образом, для объяснения причины, по которой агент сделал А, требуется назвать про-установку — убеждения в сочетании с желаниями — или родственное убеждение, вызвавшее действие агента. Когда я объясню поведение, это станет ясно.
Поведение отличается: поведение является реакцией на раздражитель, и эта реакция бессознательна. Например, визит к врачу. Удар по колену в нужное место заставляет колено дергаться — врачи используют этот тест для проверки повреждения нерва. Он проверяет сегменты L2, L3 и L4 спинного мозга, поэтому, если нет рефлекса, врач знает, что есть проблема.
Это делается без раздумий — больной не думает о рефлексе. Затем это показывает, как и почему действие и поведение являются разными понятиями. Вот что происходит, когда врач бьет пациента по колену:
Когда врач ударяет по колену, мышца бедра пациента растягивается. Когда мышца бедра растягивается, сигнал передается по сенсорному нейрону в спинной мозг, где он взаимодействует с двигательным нейроном, который идет к мышце бедра. Затем мышца сокращается, что вызывает рефлекс. (Вспомните мою статью о причинах движения мышц.)
Итак, это по сравнению с сознательным шагом — сознательным подергиванием ноги так же, как врач ожидает коленного рефлекса — это то, что отличает одно от другого — то, что отличает действие от поведения. Конечно, поведение пателлярного рефлекса произошло не просто так — но это не было сделано агентом сознательно, поэтому это не действие .
Возможно, сейчас было бы важно объяснить разницу между действием, поведением и поведением, потому что мы использовали эти три термина при обсуждении заботы. …
Телеология, напомним читателю, включает в себя цели или приманки, которые обеспечивают причины, по которым человек действует определенным образом. Это цели или причины, которые определяют действие из простого поведения. С другой стороны, концепция действенной причинности связана с концепцией поведение . Поведение является результатом предшествующих
условий. Индивид ведет себя в ответ на причинные стимулы или предшествующие условия. Следовательно, поведение — это реакция на то, что уже есть, результат побуждения прошлого сделать что-то в настоящем. Напротив, действие направлено в будущее. Это мотивировано видением того, что может быть. (Brencick and Webster, 2000: 147)
Это еще одна вещь, в которой ошибся Дарвин. Он считал, что инстинкты и рефлексы передаются по наследству — в этом нет ничего плохого, поскольку это поведение, а поведение диспозиционно, что означает, что его можно выбирать. Однако он считал, что до того, как они были унаследованы как инстинкты и рефлексы, они были преднамеренными действиями. Как пишет Badcock (2000: 56) в Evolutionary Psychology: A Critical Introduction :
Дарвин прямо заявляет об этом, когда говорит, что «кажется вероятным, что некоторые действия, которые вначале выполнялись сознательно, превратились благодаря привычке и ассоциации в рефлекторные действия и теперь прочно фиксированный и наследуемый.
»
Это совершенно очевидно неправильно, как я объяснил выше; вместо «рефлексивных действий» Дарвин имел в виду «рефлексивное поведение». Итак, кажется, что Дарвин тоже не уловил различия между «действием» и «поведением».
Затем мы можем сформулировать этот простой аргумент, взять познание:
(1) Познание преднамеренно;
(2) Поведение диспозиционное;
(3) Следовательно, познание не несет ответственности за поведение
Это естественный результат того, что здесь утверждалось, из-за различия между действием и поведением. Итак, когда мы думаем о «познании», что приходит на ум? Мышление. Мышление — это действие, поэтому мышление (познание) является интенциональным. Интенциональность — это «способность умов и ментальных состояний находиться рядом, представлять или обозначать вещи, свойства и положения дел.
Мышление – это умственная деятельность, в результате которой возникает мысль. Итак, если мышление — это умственная деятельность, результатом которой является мысль, то что такое мысль? Мысль — это психическое состояние, когда человек обдумывает конкретную идею или ответ на вопрос или приверженность идее или ответу. Эти психические состояния являются убеждениями или связаны с ними. Когда человек обдумывает конкретный ответ на вопрос, он прокладывает путь к тому, чтобы придерживаться определенного убеждения; когда они берут на себя обязательство дать ответ, они формулируют новое убеждение.
Убеждения являются пропозициональными установками: вера p включает принятие установки убеждения к пропозиции p. Итак, познание — это мышление: умственный процесс, результатом которого является формирование пропозиционального убеждения. Когда человек приобретает пропозициональную установку посредством мышления, процесс происходит поэтапно. Будущие пропозициональные установки оправдываются более ранними пропозициональными установками. Итак, познание — это мышление; мышление – это психическое состояние обдумывания того или иного взгляда (предложения).
Следовательно, мышление есть действие (поскольку оно преднамеренно) и никак не может быть поведением (диспозицией). Что-то может быть либо действием, либо поведением, но не может быть и тем, и другим одновременно.
Допустим, я верю, что еда находится в центре города. Я хочу есть. Так что я собираюсь пойти в центр, чтобы поесть. В то время как причиной является чувство голода. Эта цепочка показывает, насколько действия преднамеренны — как человек намеревается действовать.
Кроме того, используя пример, который я объяснил выше, то, как врач оценивает пателлярный рефлекс, является поведением, а не действием, поскольку сам агент не вызывал его. Можно сказать, что это действие врача, проводящего рефлексивный тест, но это не может быть действие агента, на котором проводится тест, — это, следовательно, поведение.