Действия аффективные примеры: Аффективное действие

Аффективное действие

КАТЕГОРИИ:

Главная
Случайная страница
Познавательное
Новые статьи
Контакты


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

⇐ Предыдущая192021222324252627Следующая ⇒

Аффективное действие не имеет цели, оно совершается в порыве чувств, когда эмоции побеждают разум.

Аффективное поведение предполагает такой поведенческий акт, ко­торый происходит у индивидов под влиянием сиюминутного настрое­ния, взрыва эмоций либо иных побудителей, не имеющих в строгом смысле социального происхождения. Пример с пощечиной, как реакцией на возмущение обидным словом, относится к классу аффективных дей­ствий. Конфликты межличностные часто происходят в силу аффективного действия. Мы также можем привести очень широкий класс примеров, ко­торые подпадают под аффективное действие: писатель сжигает в печке ру­копись своего романа; застав жену с любовником, муж в порыве гнева уби­вает обоих; плеснуть воду в лицо оппонента по теледебатам; неконтроли­руемый смех при щекотке; невольные слезы на просмотре сентиментального фильма; биться головой об стенку от безысходности и бить посуду от зло­сти; уличные беспорядки, устраиваемые футбольными фэнами проиграв­шей команды; убийство на бытовой почве во время аффекта.

В типологию «аффективное действие» входят такие виды, как револю­ционный невроз, линчующая толпа, паника, средневековые гонения на ведьм, преследования врагов народа в 1930-е гг. , массовые психозы, различ-

ные фобии и страхи, массовая истерия, стрессы, немотивированное убий­ство, драки, алкоголизм, зависимое поведение и др.

Аффективное действие — сексуальное действие, влюбленность, агрессив­ность, героизм, раздражение. Тонущий человек, обезумев от страха, мо­жет утопить спасателя, не осознавая, что он делает. Сочинение стихов чаще всего происходит под влиянием наплыва эмоций, чувств, которые отража­ются на бумаге в стихотворной форме.

Объектом социолога не являются действия аффективные, совершенные в минуты крайнего раздражения, душевного подъема или страха. В них нет

четкой цели, осознаваемого намере­ния и мотива, нет свободного выбора средств достижения поставленной цели. Их нельзя назвать рациональ­ ными. Как-то в метро девушку неча­янно толкнула и испачкала женщина. Находясь в плохом настроении, первая развернулась и так ударила по лицу «провинившуюся», что та даже упала. Девушка, находясь в состоянии аф­фекта, не поняла, что сделала, и потом, придя в себя, долго мучилась рас­каянием. Женщину, идущую по улице, окатил грязной водой мальчишка (ради шутки). Она была в гневе, который не смогла выплеснуть, и с ней случился инфаркт.

Несомненно, эмоциональные, или аффективные, действия встречают­ся в жизни очень часто, может быть чаще, чем мы думаем. Вместе с тем, для научного анализа и построения социологической типологии удобно трак­товать все иррациональные действия как отклоняющиеся от концептуаль­но «чистого типа» элементы. Например, пишет Вебер, паника на бирже может быть вполне правдоподобно интерпретирована, если мы попытаем­ся прежде всего установить, каким был бы курс акций, не влияй на ситуа­цию иррациональные аффекты. Мысленно освободившись от эмоциональ­ных факторов, социолог строит гипотетический курс акций. И только пос­ле этого он вводит в научный анализ поправку на иррациональные факторы, которые теперь интерпретирует как нечто, отклоняющее действие от пра­вильного курса13. Именно так историк или социолог поступает при изуче­нии политических и военных кампаний.

И здесь главное — выяснить цели участников и все обстоятельства дела. Конструирование рациональной ли­нии действия выступает для социолога идеальным типом, который облада­ет всеми достоинствами ясного понимания событий и не страдает двусмыс­ленностью.

Усталость, привычки, память, эйфория, индивидуальные реакции, стрес­сы, симпатии и антипатии лишены какого-либо значения. Они импульсив­ны. Социолог, согласно Веберу, использует их просто как данные, т.е. нечто, влияющее на социальное действие, но не входящее в него. Конечно, соци­олог обязан учитывать влияние и таких факторов, как расовая принадлеж­ность, эффект старения организма, его биологически унаследованная струк­тура, потребность в питании. Но воспользоваться ими можно лишь в том случае, если мы статистически доказали их влияние на соответствующее поведение людей.

13Weber M. Economy and Society. Vol. 1. Berkeley, 1978. P. 6.

Аффективные действия принимают малые (индивидуальные) и большие (массовые) формы. К массовым относятся бунты, погромы, революции, бесчинства, беспорядки. Ураганы, наводнения, взрывы — все эти бедствия вызывают панику и бегство тысяч людей, пытающихся спасти свою жизнь; в результате подобных ситуаций нарушается работа транспорта и средств коммуникации. Исследование поведения людей во время стихийных бед­ствий показало, что немедленная реакция многих направлена на то, чтобы быть вместе с членами своей семьи, а в некоторых случаях — с друзьями. Люди отказываются выполнять свои обязанности на работе, ставя на пер­вый план безопасность семьи и друзей.

Эта реакция становится причиной ролевых конфликтов: следует ли ра­ботнику оставаться на своем посту или разыскивать семью? Что он должен делать — охранять собственность владельца предприятия или мчаться до­мой? Большинство людей стремятся быть рядом со своими семьями. При изучении поведения в ситуациях ураганов и взрывов Льюис Киллиан (1952) сделал вывод, что в экстремальных условиях большинство людей покида­ли рабочие места и шли домой.

Те, кто обычно был на опасных работах, про­являли большую готовность оставаться на месте в экстремальной ситуации. Так, во время мощного взрыва в Техас-Сити специально подготовленные отряды по очистке территории оставались на работе до благополучного кон­ца, пока не миновала опасность новых взрывов.

Аффективное поведениеэто когда эмоции побеждают разум

В городе, где разразился ураган, офицер полиции «разрывался» между противоборствующими требованиями службы и ролью друга и соседа. «Объезжая город после урагана, я понял, что в первую очередь мне следо­вало связаться с внешним миром и вызвать помощь. Я отправился в сосед­ний город, чтобы обратиться за помощью к его жителям. По дороге меня окликали по имени люди, с которыми я был близко знаком, они проси­ли помочь им найти родственников. Я испытал самые тяжелые минуты в своей жизни, проезжая мимо людей, которые обращались ко мне как к другу, но не мог остановиться, чтобы им помочь».

Этот офицер сыграл основную роль в формировании спасательных команд из соседнего города.

Хотя, с одной стороны, в ситуации общего бедствия преданность семье может вызвать большое смятение, с другой — она может способствовать

улучшению деятельности спасательной службы. Когда в Техас-Сити про­изошел взрыв, многие люди, разыскивавшие своих близких в районе бед­ствия, оказывали помощь спасателям. Следовательно, при планировании действий в аварийных ситуациях следует учитывать преданность людей первичной группе. Создание систем связей для рабочих и их семей, заня­тия по изучению правил поведения в аварийных ситуациях и четко установ­ленные приоритеты способствовали бы понижению ущерба, наносимого бедствием.

Более позднее исследование поведения людей во время стихийных бед­ствий показало значение первичных групп, так сказать, от противного — когда такие группы отсутствовали. Изучая ситуацию, вызванную наводне­нием в Буффало Крин (Западная Вир­джиния) в феврале 1974 г. , Эриксон (1976) отметил, что личные связи меж­ду членами общины были ослаблены в результате экономических трудно­стей и миграции населения, наблю­давшихся в течение десятков лет, до бедствия. Он показал, что отсутствие связей, характерных для первичной группы, заметно влияло на членов общности; после стихийного бедствия они долго испытывали чувство глубо­кого отчаяния и безысходности. Пользуясь типологией Вебера, можно выбрать из всего многообразия социальных действий не только четыре главных типа, а именно целераци-ональное, ценностно-рациональное, традиционное, аффективное, но и раз­дробить рациональное действие на ряд подвидов:

рациональное действие — это любой поступок человека, в котором есть четко осознаваемая цель и мотив, правильно выбраны средства дос­тижения цели и просчитаны все возможные последствия. Иначе гово­ря, это выгодное и правильное действие;

нерациональное действие — это любой поступок человека, в котором есть четко осознаваемая цель и мотив, но неправильно выбраны сред­ства достижения цели и не просчитаны все возможные последствия. Иными словами, это выгодное, но неправильное, ошибочное дей­ствие;

иррациональное действие — это любой поступок человека, в котором нет четко осознаваемой цели и мотива, независимо от того, как вы­браны средства осуществления своих эмоций: гнева, раздражения, чувства самозащиты и т.п. Иначе говоря, это аффективное действие.

Иррациональные действия по существу представляют собой аффектив­ное поведение. Здесь правят бал эмоции, а разум, составляющий опору ра­ционального действия, «изгнан из королевства». Нерациональное действие занимает как бы промежуточное положение. В нем присутствует разум, но он постоянно совершает ошибки. Почему? Может быть, в этот момент он послушался голоса своих чувств? Возможно, во всяком случае вторжение эмоций на территорию рассудка здесь очевидно. Аффективное действие ир-

рационально; его отличает стремление к немедленному удовлетворению страсти, жажды мести, влечения.

Дабы избежать влияния нерациональных и иррациональных факторов, субъекту социального действия надо обладать полной информацией о сво­ем внутреннем мире, где скрываются эмоции и чувства, внешней среде, где

человека поджидает непредсказуемое поведение других игроков — индиви­дов, учреждений и институтов — на поле рациональных выборов, нако­нец, необходимо знать, да еще и на­учиться мастерски владеть средствами защиты от неблагоприятных факто­ров, т. е. их нейтрализации, блокиро­вания либо управления ими. Достичь подобных высот ни отдельному человеку, ни всему человечеству еще не уда­валось. Они споткнулись уже на первых шагах по выбранному пути, ибо, как доказали Эймос Тверски и Дэниел Канеман, люди: а) объективно не могут (ограниченность памяти), даже если бы хотели, знать всю информацию; б) люди не хотят, даже если бы физически могли, знать всю информацию, поскольку она им невыгодна; в) люди и не могут, и не хотят знать всю ин­формацию, поскольку предпочитают ее игнорировать и судить о других людях в соответствии с собственными стереотипами.

Человек заперт в собственном субъективном мирке, откуда он не может, не способен да и не хочет выбираться. Хотя аффективное поведение, воз­можно, не входит в строгое определение предмета социологии, но этот фе­номен — закрытия человека в субъективном мире и нежелании его поки­дать — лежит в границах компетенции социолога и должен им изучаться. Рациональное действие — всего лишь познавательный прием, аналити­ческая сетка, набрасываемая ученым на реальность с целью выловить из нее только те явления, которые подходят под размеры ее ячеек. Было бы нера­зумным, замечает Вебер, считать подобное методологическое изобретение (конструкцию) сознательным предубеждением или субъективным пристра­стием социологов14. Иными словами, социолог, приступая к исследованию, должен освободиться от предвзятой установки, будто в реально существу­ющих поступках людей доминируют рациональные элементы. Что преоб­ладает в них на самом деле, мы не знаем. Конечно, нельзя быть уверенным, что социолог не станет применять рационалистическую интерпретацию там, где она неуместна. Подобная опасность существует, и ее нельзя исключить. Но быть «соавтором» человеческих поступков, домысливать то, что люди, возможно, и не вкладывали в свои действия, для настоящего ученого непро­стительно. К несчастью, говорит Вебер, опыт свидетельствует, что подоб­ная опасность существует.

Любое рациональное действие ориентировано на ожидаемое поведение других людей. Так, оно может мотивироваться желанием отомстить кому-то за прошлые обиды, защититься от настоящих или даже будущих опасно­стей. «Другие» — это, возможно, отдельные индивиды, и они знакомы дей­ствующему лицу, либо это неопределенное множество людей, которые не-

14Weber M. Economy and Society. Berkeley, 1978. Vol. 1. P. 6—7.

известны ему конкретно. Например, деньги — средство обмена — исполь­зуются индивидом при оплате, но лишь потому, что он ориентирует свои действия на то, что незнакомое ему большинство людей, как он ожидает, будут поступать точно так же.

⇐ Предыдущая192021222324252627Следующая ⇒

Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 11571; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



таксономия Блума — Я Учитель

Что такое таксономия Блума? 

Таксономия — принцип расположения чего-либо в иерархическом порядке.  

Таксономия Блума — это система учебных целей, которую разработали ученые Чикагского университета во главе с психологом Бенджамином Блумом. Впервые идеи Блума увидели свет в 1956 году в книге «Таксономия образовательных целей».

В чем суть?

Блум разделил образовательные цели на три сферы: когнитивную, аффективную и психомоторную. 

Когнитивная сфера — «Знаю». Это знания, понимание и критическое мышление. К когнитивной сфере относится все, что связано с процессом получения знаний: от запоминаний новых фактов и идей до решения проблем с помощью полученной информации. 

Аффективная сфера — «Чувствую». Эта сфера связана с чувствами и эмоциями. Главная цель аффективной сферы — формирование эмоционального отношения к явлениям окружающего мира. Сюда относится то, как человек реагирует на различные ситуации, его ценности, интересы и склонности. 

Психомоторная сфера — «Творю». Психомоторные цели связаны с развитием практических навыков и умением пользоваться различными инструментами.  

Среди всех сфер большее внимание было уделено когнитивной области. Именно в ней Блум выделил шесть уровней учебных целей, расположенных в иерархическом порядке. Каждый уровень направлен на формирование определенных навыков мышления. 

Таксономия образовательных целей Блума. Источник: https://fb.ru

Как ставить цели по Блуму?

Таксономия Блума помогает правильно ставить образовательные цели. Исходя из целей, учитель формулирует задания для учеников и выбирает инструменты для оценки. С помощью таксономии учитель выстраивает обучение, а ученик не только получает новые знания, но и учится их анализировать, и применять в жизни.

Система целей строится от простого к сложному. Знание и понимание относятся к самому низкому уровню мышления и развития, анализ и применение — к среднему, синтез и оценка — высокий уровень мышления. По мнению Блума, задача учителя — сделать так, чтобы ученики достигали высоких уровней мышления.

1. Знание

Первый уровень начинается с запоминания и воспроизведения полученной информации. Ученик узнает основные термины, конкретные факты, правила и может их повторить. На первом уровне формируется общее представление о предмете. 

Чтобы поставить цель, используйте глаголы действия: определить, назвать, запомнить, расположить, перечислить, выучить, найти, указать, записать, выбрать.

Примеры заданий для первого уровня целей: перечислите виды квадратных уравнений; дайте определение имени существительному. 

2. Понимание

На втором этапе происходит понимание и осознание. Главный показатель освоения этого этапа — это умение изложить материал своими словами. Ученик знает и понимает правила и принципы, может объяснить факты и явления и проинтерпретировать графики и диаграммы.

Глаголы действия: определить, объяснить, охарактеризовать, интерпретировать, сравнить, суммировать, соотносить, извлечь, привести пример, перефразировать.

Примеры заданий: приведите пример полного квадратного уравнения; определите род имен существительных.

3. Применение

Цель третьего этапа — научиться использовать полученные знания в конкретных ситуациях. Ученик решает практические задачи с помощью новых правил, формул и законов. 

Глаголы действия: решить, распределить, показать, объяснить, применить, вычислить, исследовать, провести эксперимент, найти, выбрать.

Примеры заданий: решите задачу с помощью квадратного уравнения; найдите существительные, которые употребляются только в единственном числе. 

4. Анализ

На четвертом уровне цель ученика — понимать структуру материала и уметь разделить его на связанные части. Ученик видит принцип построения данных и может найти логические ошибки.

Глаголы действия: анализировать, выделить, построить, выяснить, объяснить, упорядочить, придумать, выстроить, противопоставить, разделить, сделать вывод.

Примеры заданий: выделите сходства и различия в группах квадратных уравнений; придумайте пять предложений с именами существительными в разных падежах.

5. Синтез

Достигнув пятого уровня, ученик умеет обобщать и комбинировать свои знания. Он использует знания, чтобы создать новую конструкцию, например способ классификации или план решения проблемы. 

Глаголы действия: составить, разработать, группировать, комбинировать, установить, спланировать, обобщить, проверить, предложить, сформулировать. 

Примеры заданий: разработайте алгоритм решения уравнения; расставьте знаки препинания в предложениях и аргументируйте свои действия.

6. Оценка

На самом высоком уровне ученик оценивает утверждения с помощью критериев, которые может сформулировать сам или с помощью учителя. Главная цель — оценить логику построения материала, проверить точность выводов и аргументировать свою точку зрения.

Глаголы действия: оценивать, аргументировать, защитить, изложить, измерить, обсудить, проверить, обосновать, подтвердить, прогнозировать.

Примеры заданий: оцените, насколько рационально решено уравнение; оцените уровень своих знаний о существительном в начале и конце урока.

О том, как ещё можно научить школьников целеполаганию, рассказывает нейропсихолог Ксения Вотякова в другой нашей статье. 

Источники:

Сборник заданий и упражнений. Учебные цели согласно таксономии Блума

What is Bloom’s taxonomy? A definition for teachers

100+ Bloom’s Taxonomy Verbs For Critical Thinking

Теория социального действия: примеры и определение (2023)

Теория социального действия — это теория, которая пытается исследовать действия людей и основные причины этих действий. В отличие от структурно-функционализма, эта теория рассматривает, как люди совершают действия, которые имеют для них личное значение, и как эти (взаимо)действия влияют на общество и его нормы.

Теория социального действия задает вопросы:

«Каковы мотивы действий человека и какое значение его взаимодействие с другими людьми имеет для общества в целом?»

Ключевые предпосылки теории социального действия

  • люди действуют в соответствии со своим пониманием значения окружающей их среды;
  • общество есть творение человеческой деятельности;
  • при анализе общества мы должны ориентироваться на социальные (взаимо)действия.

Теория оспаривает структурно-функционалистскую идею о том, что общество определяется сверху вниз своими структурами, инструкциями или организациями. Скорее, общество является продуктом повседневных взаимодействий людей, живущих в обществе.

Возможно, лучший способ понять его ценность — сравнить его со структурным функционализмом:

  0003 Теория социального действия
Предпосылки Люди являются продуктом их происхождения. Мы должны исследовать социальные структуры и институты (например, образование, религию), чтобы понять поведение человека и лежащие в его основе мотивы. У людей есть возможность строить свою жизнь посредством своих социальных действий. Они не просто соответствуют тем позициям, которые ставит перед ними общество.
Роль свободы воли Люди имеют минимальную свободу действий, и их действия формируются их социальным контекстом. У людей есть свобода действий во всем, что они делают.

Теория социального действия знаменует явный отход от социологического функционализма.

Вместо того, чтобы думать, что социальное происхождение или социальный контекст человека определяют его шансы на успешную жизнь, теория социального действия фокусируется на роли личности.

Теория социального действия Определение и обзор

Наиболее известным социологом, связанным с теорией социального действия, является Макс Вебер (1881-1961). Вебер утверждал, что люди не являются пассивными акторами, движущимися по жизни. Скорее, они являются постоянными участниками создания собственной истории и социальной реальности посредством выбора, который они решают сделать.

Для Вебера крайне важно понимать мотивы действий человека. Он был убежден, что люди мотивированы действовать на основе их интерпретаций социальных ситуаций и значений, которые они придают этим ситуациям.

Здесь мы видим, что теория социального действия гораздо больше озабочена субъективными реалиями людей, чем ролью социальных институтов в формировании того, кто они есть (Ekstrom, 1992). Это микросоциологическая перспектива , а не макросоциологическая перспектива .

Тем не менее, Вебер по-прежнему осознавал, что интерпретации каждого человека и значения, которые он приписывает вещам, зависят от социальных норм, ценностей и культурных убеждений общества, в котором он живет.

Типы социального действия

Теория социального действия различает четыре типа социальных действий: рационально целенаправленное действие, ценностно-реакционное действие, аффективное действие и традиционное действие.

Социальным действием здесь считается любое действие, имеющее смысл. Намерение Вебера состоит в том, чтобы исследовать лежащий в его основе смысл, приписываемый ему.

Четыре социальных действия:

  1. Рационально целенаправленное действие: Это социальное действие, ориентированное на цель. Это происходит в результате рационального принятия решений. Например, это может включать расчет рисков и вознаграждений или анализ затрат и выгод от действий, направленных на достижение конкретной цели. Рационально целенаправленное действие ассоциируется с современными бюрократическими обществами и является основной чертой веберовской теории рационализации.
  2. Ценностно-рациональное действие: Этот тип действия основан на приверженности набору личных ценностей или убеждений. Оно, как правило, направлено на поиск идеала (справедливости, свободы, мира, защиты) и исходит из чувства долга или обязательства перед своей семьей или обществом. Это тип действия, который обычно ассоциируется с религиозными или этическими системами. В рамках этих систем приверженность догме или принципам системы высоко ценится.
  3. Аффективное действие: Аффект означает эмоции или чувства. Таким образом, аффективные действия связаны с импульсивной или спонтанной эмоциональной реакцией на ситуацию. Это не рационально и не расчетливо. Аффективное действие может быть позитивным, например, выражением любви или сострадания, или негативным, например, выражением гнева или разочарования.
  4. Традиционное действие: Традиционное действие основано на установленных обычаях или традициях. Мы можем помнить это, потому что это действие, которое заключается не в индивидуальном мышлении, а в продолжении традиции . Это может включать в себя следование традиционным социальным нормам и культурным обычаям и отсутствие критического мышления, которое могло бы проанализировать, почему действия предпринимаются в обществе. Традиционное действие чаще всего ассоциируется с досовременными обществами или коллективистскими культурами, где высоко ценятся социальные иерархии и традиции.

В целом, веберовская типология четырех различных социальных действий помогает нам исследовать и классифицировать мотивы, лежащие в основе человеческого поведения. Это помогает нам увидеть, как люди делают сознательный выбор, а также то, как их мотивы и намерения формируются культурным, социальным и историческим контекстом, в котором они живут.

Примеры теории социального действия

  1. Ценностно-рациональное действие: Люди, объединяющиеся и протестующие против того, что они считают несправедливым, могут основываться на своем ценностно-рациональном поведении.
  2. Традиционное действие: Решение обедать с семьей каждое воскресенье после церкви может быть традиционным действием, в котором вы участвуете в нашей традиции больше, чем в чем-либо еще..
  3. Аффективное действие: Плакать от радости при победе или плакать от печали на похоронах, происходит от влияет на .
  4. Рационально-целеустремленное действие: Проведение времени в тренажерном зале для подготовки к соревнованиям по борьбе может быть основано на рационально-целенаправленном мышлении.
  5. Ценностно-рациональное действие: Вступление в армию, потому что вы хотите защитить свою страну, может исходить из ценностно-рациональной ориентации.
  6. Рационально-целеустремленное действие: Бизнесмен, который увольняет своих рабочих, потому что он обнаружил, что ИИ делает работу за него, является типичным примером рационально-целеустремленных действий.
  7. Традиционное действие: Женщина и ее муж женятся и рожают ребенка в 19 лет. Когда их спрашивают, почему, они говорят, что это потому, что их матери и отцы ожидали от них этого.

Практические примеры социального действия

1. Ценностно-рациональное действие

Когда действие человека основано на его моральных, этических или религиозных убеждениях, его можно классифицировать как «ценностно-рациональное действие».

Эти действия могут быть бескорыстными и благотворительными или, по крайней мере, с добрыми намерениями, или эти действия могут быть примером отношения человека к чему-то, что основано на его основных моральных убеждениях.

В качестве примера можно привести пожертвование денег благотворительной организации, которую вы хотите поддержать, или волонтерскую работу, чтобы помочь нуждающимся (например, приютам для бездомных, детям-сиротам и т. д.).

С другой стороны, ценностно-рациональное действие может быть действием неповиновения или действием, которое вы предпринимаете в результате моральной дилеммы.

Например, уход с работы после того, как ваш начальник приказал вам сделать что-то неэтичное, или уход из организации, потому что их система ценностей отличается от вашей. Фанк (2021) объясняет:

«Когда люди следуют ценностно-рациональному действию, они являются авторами своих целей, сами определяя цели своих действий. Поскольку Вебер определял актерскую ценность как рациональную, он думал об актере, который определяется сознательной верой в ценность ради самой той или иной этической, эстетической, религиозной или иной формы поведения, независимо от ее перспектив на успех. Иными словами, ценностно-рациональное действие предполагает нормативные суждения. Актер не просто размышляет о том, как что-то сделать, но размышляет, почему мы должны что-то делать и как мы должны что-то делать».

(Фанк, 2021, стр. 95)

2. Рационально-целеустремленное действие

Рационально-целеустремленное действие — это действие, которое люди предпринимают для достижения собственных целей, часто с использованием умственных затрат- анализ выгоды перед тем, как действовать.

Чтобы достичь цели, люди намеренно действуют таким образом, который с наибольшей вероятностью приведет к желаемому результату. Это может быть как простая подготовка к тесту путем изучения тестового материала в течение нескольких месяцев, так и более масштабная цель или мечта.

Например, человек хочет стать успешным поваром. Путем проб и ошибок и многолетней практики кулинарного искусства они надеются, что это приведет к достижению этой личной цели.

Более того, Вебер предполагает, что люди пойдут на определенные крайности, лишатся роскоши и даже сделают то, что может нанести им вред, чтобы в конечном итоге получить то, что они хотят.

Например, генеральный директор компании увольняет 50% рабочей силы компании, чтобы сократить расходы и получить прибыль для акционеров.

Или, в другом случае, государственный орган разрабатывает агрессивную политику реформ, чтобы гарантировать предоставление государственных услуг гражданам.

3. Традиционное действие

Традиционное действие — это действие, которое включает в себя выполнение ритуальных действий, совершаемых из уважения к вашим культурным нормам.

Prosch (2004) утверждает, что такого рода действия ориентированы на привычку. Он утверждает:

«В случае такого привычного действия человек следует традиционным ожиданиям. Например, посещение церкви по воскресеньям и определенное поведение в церкви может быть традиционным действием» (стр. 33).

У большинства из нас есть обычаи или традиции, которым они следуют в силу нашей этнической принадлежности, религии или культуры страны.

Кроме того, у нас могут быть внутрисемейные обычаи и традиции; то, что мы делаем, характерно только для наших семейных кругов. Теория социального действия утверждает, что это традиционное действие диктуется этими нормами.

Вот некоторые примеры: есть палочками вместо вилки, ходить в церковь каждое воскресенье, ежегодно встречаться с семьей в одном и том же месте, ставить рождественскую елку в доме на Рождество или ходить в храм. молиться в начале каждого нового года.

Согласно теории социального действия, эти унаследованные традиции и обычаи являются неотъемлемой частью социальной прочности и сплоченности общества.

Розенберг (2013) добавляет:

«Важным вопросом для Вебера было не то, как конкретные люди понимают свои собственные действия, а то, как типичные представители социальных слоев обычно понимают себя, свои отношения с другими и окружающий их мир; как они формулируют и участвуют в общем образе жизни» (стр. 43; 46-47).

4. Аффективное действие

Аффективное действие, согласно Веберу, не основано на рациональности. Макс Вебер считал, что поведение людей также сильно зависит от эмоций.

Вместо обдуманного действия или ответа это действие было импульсивным и остается непредсказуемым.

Пример неожиданного плача во время сцены в фильме.

Это также действие, в котором человек может действовать исключительно на основе этой эмоции (например, страха, гнева, печали).

Barbalet (2000) более подробно объясняет точку зрения Вебера:

«Против таких усилий эмоции понимаются Вебером как спонтанные, неуправляемые и дезорганизующие. Следовательно, рациональное действие при реализации давних и серьезно рассматриваемых мотивов должно быть направлено против эмоций, поскольку, как объясняет Вебер, эмоции представляют собой спонтанные и импульсивные силы, отвлекающие человека от их целей. Подразумевается, что эмоции создадут беспорядок в человеческих делах, тогда как рациональность «внесет порядок в поведение» людей».

(Barbalet, 2000, стр. 336)

Понимание социального действия

Вебер считал, что мы должны использовать качественные методы для понимания поведения, а не количественные или позитивистские методы.

Согласно Веберу, социальное действие можно понимать двумя способами: Aktuelles Verstehen (прямое понимание) и Erklärendes Verstehen (эмпатическое понимание).

  • Aktuelles Verstehen (Прямое понимание): Мы можем наблюдать за чьим-то поведением и выяснить, почему они делают то, что делают. Например, когда человек едет на работу на велосипеде, мы можем понять, что он предпринимает это действие, чтобы достичь цели — добраться до работы вовремя, но мы можем не знать основной цели.
  • Erklärendes Verstehen (Эмпатическое понимание): Затем Вебер предлагает нам использовать эмпатическое понимание, пытаясь вникнуть в их шкуру – почему они на самом деле ездят на велосипеде? Спросив их, мы можем узнать, что ими движет желание уменьшить свой экологический след, они хотят заниматься спортом или, может быть, они просто не могут позволить себе машину.

Сильные и слабые стороны теории социального действия

900 43
Сильные стороны Слабые стороны
Подчеркивает важность свободы действий и индивидуального принятия решений в формировании социальных явлений Преувеличивает роль индивидуальной деятельности за счет более широких структурных факторов
Признает сложность и разнообразие человеческие мотивы и действия Можно критиковать за отсутствие последовательной теоретической основы
Обеспечивает полезную основу для понимания социальных изменений и социальных движений Может быть труден для эмпирического изучения из-за сосредоточенности на субъективности (требуется операционализация)
Сосредоточен на субъективном опыте и интерпретациях отдельных лиц Может быть обвинен в пренебрежении ролью власти и неравенства в формировании социальных явлений
Предлагает гибкий и адаптируемый подход к пониманию социальных явлений Можно критиковать за опору на качественные, а не количественные методы
Подчеркивает важность контекста и ситуационных факторов, формирующих социальное поведение Можно обвинить в игнорировании более широких исторических и культурных контекстов, формирующих социальное поведение

Теория социального действия против структурализма

900 02 Теория социального действия, основанная на символических взаимодействиях, является одной из основных социологических парадигм. Это контрастирует со структурно-функционализмом, который является его конкурирующей парадигмой:

Теория социального действия Структурализм
Основная предпосылка 9 0034 Люди являются продуктом своего происхождения. Мы должны исследовать социальные структуры и институты (например, образование, религию), чтобы понять поведение человека и лежащие в его основе мотивы. У людей есть возможность строить свою жизнь посредством своих социальных действий. Они не просто соответствуют тем позициям, которые ставит перед ними общество.
Фокус Субъективный опыт людей и их взаимодействие с социальным миром Социальные институты и социальные структуры, формирующие социальное поведение людей
Объяснение Поведение Люди активно создают и формируют культуры, общества и нормы через их обыденные действия Социальные структуры и системы определяют индивидуальное поведение (это детерминистская теория)
Акцент на Понимание индивидуальной деятельности и преднамеренности. Уважает, что у людей есть свобода действий и свобода воли, Понимание всеобъемлющей социальной системы и ее влияния на людей.
Примеры Изучение того, как и почему люди принимают решения, которые имеют для них личное значение. Изучение того, как действия и жизненные пути людей формируются с помощью навязывания социальных структур.
Критика Склонен чрезмерно подчеркивать индивидуальную деятельность и недостаточно признает социальные силы, культурные факторы и контекстуальные проблемы, которые формируют то, что мы делаем. Склонен придавать слишком большое значение социальным структурам и не понимает глубины мыслительных процессов людей.

Актуальные концепции исследования теории социального действия:

  • Драматургический анализ (Все мы актеры на сцене!)
  • Этнометодология (Как изучать социальных акторов)

Заключение

Теория социального действия была революционной теорией, бросившей вызов господству структурно-функционализма в социологическом анализе. Сосредоточение Вебера на индивидуальной деятельности и мыслительных процессах помогло бросить вызов преобладающим представлениям и проявить должное уважение к участникам его исследования.

Ссылки

Barbalet, J. (2000). Beruf , рациональность и эмоции в социологии Макса Вебера. Archives Europeennes De Sociologie , 41 (2), 329–351. Doi: https://doi.org/10.1017/s0003975600007062

Экстром, М. (1992). Причинное объяснение социального действия: вклад Макса Вебера и критического реализма в генеративный взгляд на причинное объяснение в социальных науках. Acta Sociologica , 35 (2), 107–122. http://www.jstor.org/stable/4194762

Funk, JK (2021). За пределами инструментальной рациональности. За критическую теорию свободы. Estudios De Filosofía , 63 , 91–108. https://www.redalyc.org/journal/3798/379866186005/html/

Прош, Б. (2004). Макс Вебер, Действие и социологические объяснения: методологический индивидуализм в социологии. Acta Universitatis Carounae-Philosophica Et Historica , 15 , 31–38. Дои: https://karolinum.cz/data/clanek/4588/PheH_2004_1_0031.pdf

Розенберг, М. М. (2013). Общепредполагаемое значение, «средний» актер и интерпретативная социология Макса Вебера. Max Weber Studies 13 (1), 39. https://doi.org/10.15543/mws/2013/1/4

Вебер М. (1989)   Экономика и Общество: Ан Конспект Интерпретативный Социология. Беркли: Издательство Калифорнийского университета.

Грегори Пол К. (Массачусетс)

+ сообщения

Грегори Пол К. является лицензированным преподавателем социальных наук и преподает социальные науки в той или иной степени в течение 13 лет. В настоящее время он работает в университете на факультете международных гуманитарных наук, преподает кросс-культурные исследования в регионе Тюугоку в Японии. Кроме того, он руководит семестровыми программами обучения за границей для японских студентов и готовит их к трудностям, с которыми они могут столкнуться, живя в разных странах в краткосрочной перспективе.

Крис Дрю (доктор философии)

+ сообщения

Эта статья была рецензирована и отредактирована Крисом Дрю (доктор философии). Процесс рецензирования Helpful Professor включает в себя проверку фактов, редактирование и дополнение статей экспертом уровня доктора философии. Рецензенты следят за тем, чтобы весь контент отражал экспертный академический консенсус и подкреплялся ссылками на академические исследования. Доктор Дрю опубликовал более 20 научных статей в научных журналах. Он бывший редактор журнала «Развитие обучения в высшем образовании» и имеет докторскую степень в области образования, полученную в ACU.

Информация для студентов и преподавателей

«Мы предоставляем надежные, доступные и точные рецензируемые учебные пособия, которые отражают консенсус экспертов — все на языке, понятном студентам университета!»


Крис Дрю, доктор философии
Основатель и главный редактор

О курсе «Уверенность в написании эссе»