Рене Декарт и его новая философия
«Я есмь, я существую — это очевидно. Но сколь долго я
существую? Столько, сколько я мыслю. Весьма возможно, если у меня
прекратится всякая мысль, я сию же минуту полностью уйду в
небытие. Итак, я допускаю лишь то, что по необходимости истинно.
А именно, я лишь мыслящая вещь, иначе говоря, я — ум, дух,
интеллект, разум…»
Рене Декарт
Наверняка многим знакома фраза «я мыслю — следовательно, существую». Эти строчки принадлежат французскому философу Рене Декарту. Но что стоит за этими словами? За этими словами — классический рационализм и новая западная философия, появившиеся на свет именно благодаря Декарту. Он настаивал на том, что человеческое Я не тождественно человеческому телу, лишь одно мышление неразрывно связано с нашим Я и неотделимо от него. Отрывая человеческий дух от чувственного мира, Декарт настаивал на том, что всё, кроме мышления, является ненадёжным и несущественным.
Главным научным методом Декарта было сомнение. Философ развил «картезианское сомнение» — метод, который направлен на управление человеческим разумом в познании. В своей работе «Рассуждение о методе» (1637 г.) ученый выделил основные правила такого метода.
Декарт обосновал ведущую роль разума в познании, выдвинул учение о субстанции, ее атрибутах и модусах, выдвинул теорию о научном методе познания и о «врожденных идеях» и стал автором теории дуализма, чем попытался примирить материалистическое и идеалистическое направление в философии. Источник.
В своих работах Декарт пытался связать научное мышление и общие философские принципы.
Ученый внёс ключевой вклад в построение философской и вместе с тем естественнонаучной картины мира.«Если Галилея можно назвать основоположником экспериментальной физики, а Бэкона ― ее идеологом, то Декарт ― и основоположник, и идеолог теоретической физики». Валентин Турчин, «Феномен науки. Кибернетический подход к эволюции», 1970 г.
Важное место в философии Декарта занимает понятие СВОБОДЫ, но в
контексте божественного. Согласно Декарту, все отношения
между сущностями установлены Богом раз и навсегда. Божественная
свобода представлялась Декарту во всем подобной его собственной
свободе. Причем свобода в каждом человеке одинаково безгранична.
«Расширить или ограничить эту свободу не могут ни внешние
обстоятельства, ни возможности человека. Декарт, вслед за
стоиками, проводит фундаментальное различие между
«Мы не станем сетовать, что Декарт приписал Богу то, что принадлежит нам самим. Скорее, надо восхищаться тем, что в авторитарную эпоху он заложил основы демократии, что он до конца следовал идее автономии и понял, задолго до Хайдеггера с его «Vom Wesen des Grundes», что свобода — это единственное основание бытия». Жан-Поль Сартр, Картезианская свобода. — Логос № 8, 1996 г.
«Тут я сплю по десять часов ежедневно, не ведая никаких забот»Декарт был известен своей любовью к долгому и качественному сну. Вставал философ, как правило, не ранее 11 утра. Любил записывать свои мысли, лежа в постели. Такая размеренная жизнь вполне устраивала ученого и он наслаждался ею сполна. Декарт верил, что для хорошего ума праздность вреда не несет, поэтому старался не особо утруждать себя в течение дня.
«Тут я сплю по десять часов ежедневно, не ведая никаких забот. А после того, как сон заставит мой разум поблуждать по лесам, садам и заколдованным замкам, где я вкушаю все мыслимые радости, я просыпаюсь, дабы смешать ночные мечты с дневными». Письмо Декарта из Голландии.
Однако в 1649 году такой размеренной жизни пришел конец. По не вполне понятным причинам философ принял приглашение ко двору шведской королевы Кристины. Занятия науками с королевой начинались ежедневно в 5 утра, да еще и в самое холодное время года (и одну из самых холодных зим в истории). Через месяц таких занятий Декарт, от недосыпа, холода и переутомления, заболел (предположительно пневмонией), а вскоре умер. Неизвестно, сколько бы еще прожил философ и написал трудов, если бы не поставил сам себя в такие жесткие, неподходящие ему условия. Декарт умер на 54-м году жизни, оставив после себя огромное философское наследие.
Материал подготовлен на основе информации из открытых источников. Рассказ о режиме дня Декарта и его смерти подготовлен на основе информации из книги Мейсона Карри «Режим гения. Распорядок дня великих людей».
Фотографии в материале: https://worldofaphorism. ru, https://monocler.ru
Философия Рене Декарта: основные идеи, учение кратко
Иное начало и иной метод познания отстаивает в своем учении Рене Декарт (1596-1650). Продолжая линию, идущую от «Метафизики» Аристотеля, он ясно видит противоположность опытного знания, не касающегося первопричины всего существующего, и первой философии или метафизики. Декарт осознает, что ответ на вопрос о причине необходимых отношений внешнего мира физических явлений и внутреннего мира явлений человеческой души не получить, если не раскрыть единство этих противоположных миров — единую сущность всех явлений, природу вселенной. Пытаясь найти и определить безусловное основание единства противоположностей мышления и бытия, сознания и материи, Декарт выступает родоначальником метафизики Нового времени. С его точки зрения, все человеческое познание подобно дереву, корни которого — метафизика, ствол — физика, а ветви — все прочие науки, сводящиеся к трем главным: медицине, механике и этике.
Подобно Сократу, Декарт начинает свои метафизические размышления с сомнения в том, что мы хоть что-нибудь знаем достоверно из собственного опыта и любых внешних источников, в т.ч. из ощущений, религиозной традиции и математических доказательств. Чтобы отыскать несомненный исходный пункт познания, он анализирует содержание общепринятых обыденных, религиозных и научных представлений и обнаруживает, что все они могут быть ложны. Однако это абсолютно отрицательное отношение ко всему содержанию человеческого знания имеет, замечает философ, один положительный результат: тот, кто так мыслит, несомненно есть мыслящий.
«Итак, отбросив все то, в чем мы можем хоть как-то сомневаться, и, более того, считая все эти вещи ложными, мы с легкостью предполагаем, что нет никакого Бога, ни неба, ни каких-либо тел, что сами мы не имеем ни рук, ни ног, вообще никакого тела, — пишет Декарт в «Первоначалах философии». — Однако не может быть, чтобы в силу всего этого мы, мыслящие таким образом, были ничем, ибо противоречиво полагать, что вещь мыслящая не существует тогда, когда мыслит.Поэтому положение cogito ergo sum есть первое и самое достоверное из всех, какие только могут представиться кому-либо в ходе философствования».
Согласно Декарту, с положением «cogito ergo sum» (я мыслю, значит существую – лат.) не может не согласиться всякий, кто признает противоположность духа и тела, ибо он понимает, что к природе мышления и, стало быть, к природе человека как мыслящего существа не имеет отношения телесность, протяженность.
«Мышление есть, ибо оно одно не может быть отторгнуто от меня, — разъясняет это положение Декарт в своем главном метафизическом произведении, в «Размышлениях о первой философии». — Я есть, я существую, это верно. Но как долго? Столько, сколько мыслю; ибо весьма возможно, что как только я прекращу всякое мышление, я тотчас совсем исчезну. Допускаю лишь то, что по необходимости истинно: я есть в точности только вещь мыслящая, т.е. ум, или дух, или разум, или рассудок, — слова, значение которых я раньше не знал. Я есть вещь истинная, и истинно существующая; но какая? Сказано: мыслящая».
Поскольку я есть мыслящий дух, мышлением является все, что я совершаю осознанно, т.е. отдавая себе отчет в том, что я делаю. Согласно Декарту, не только понимание, представление и желание, но и любое мое ощущение и восприятие есть мышление. Ведь мышление есть прежде всего самосознание, без которого невозможно никакое сознание, даже такая элементарная форма деятельности моей души, как чувственность. Поэтому метафизика утверждает: nihil est in sensu, quod non fuerit in intellectu (лат.) — нет ничего в чувстве, чего до него не было бы в разуме. Так как познание всех прочих вещей зависит от мышления, ничто не может быть познано прежде него. Знание мышления о своем собственном бытии есть, по Декарту, первое, непосредственно достоверное, не имеющее никаких предпосылок знание. Тождество мышления и бытия в самосознании не может быть доказано, выведено из какого-то другого знания. Напротив, все другое знание может и должно быть доказано, исходя из этого безусловного начала познания, из cogito ergo sum.
Второй шаг метафизических размышлений Декарта состоит в обосновании истинности предметного содержания нашего знания. Я есть; но есть ли на деле то, что, как мне кажется, я ощущаю, воспринимаю и представляю себе? Иначе говоря, существуют ли в действительности отдельные тела, т.е. протяженные вещи, их многообразные свойства и отношения, выражаемые мною в понятиях фигуры, числа и проч.? Декарт сознает, что если первое положение недоказуемо, то оно при всей своей достоверности не исключает возможности того, что в познании всех этих предметов я по необходимости заблуждаюсь. Ошибочным может оказаться даже то, что представляется мне совершенно очевидным. Тождество мышления и бытия в самосознании еще не гарантирует совпадения мышления с бытием вне его. Пропасть между сознанием себя самого и сознанием внешних, протяженных вещей не преодолена, пока не доказано существование объективного тождества мышления и бытия, которое Декарт называет Богом.
Среди различных представлений в моем уме, указывает философ, есть представление о вполне разумной, могущественной и совершенной сущности. С ее идеей я связываю не лишь возможное и случайное существование, как с идеями прочих вещей, а бытие действительное и необходимое. Но на основании того, что мой дух представляет себе бытие необходимо содержащимся в понятии совершеннейшей сущности, он должен заключить, что эта сущность есть.
«Тем самым он поймет, — пишет Декарт там же, — что эта идея наисовершеннейшего бытия не вымышлена им и представляет не какую-то химерическую, а истинную и неизменную природу, которая не может не быть, ибо в ней имеется необходимое бытие».
Только предрассудки мешают мне признать это, ибо в других вещах я привык отличать мышление от бытия, сущность от существования, понятие от реальности, а потому полагаю, что и в Боге одно может быть без другого. Но именно из того, что в самом себе (и тем более вокруг себя!) я не нахожу того совершенства, которое присуще идее Бога, следует, что эту идею породила во мне причина, которая этим совершенством обладает. Ведь ничто не рождается из ничего, а несовершенное породить совершенное не может. Таково декартово доказательство бытия Бога.
Поскольку есть и не может не быть объективное единство мышления и бытия в Боге, становится ясно, что все, мыслимое мною ясно и отчетливо, истинно. Стало быть, причина заблуждений кроется не в природе мышления, а в природе воли, заключает Декарт, ибо именно воля побуждает меня выносить суждения о вещах прежде, чем будет достигнуто ясное и отчетливое понятие каждой из них. Этот вывод позволяет Декарту обрести уверенность в бытии протяженных вещей и в возможности их истинного познания.
Становится ясным и то, что есть Бог в отношении к мыслящим и протяженным вещам, а они — в отношении друг к другу и к Богу. Бог выступает всеобщей сущностью или субстанцией, природой вещей, — тем, что существует само по себе, а они являются его творениями — тем, что существует благодаря деятельности Бога как первой причины всего сущего, поддерживающего их существование вечным актом творения.
Согласно Декарту, дух и тело, мышление и протяженность представляют собой лишь конечные, «сотворенные субстанции», независимые друг от друга и не могущие быть причинами взаимных изменений. Но обе они по своему реальному бытию зависят от Бога — единой и единственной бесконечной субстанции, которая не сводится ни к мышлению, ни к бытию, а есть сама по себе их первоначальное, безусловное единство.
Из метафизики Декарта вытекают простые правила предлагаемого им метода научного познания. Этот метод, в противоположность аналитическому методу бэконовской индукции, является дедуктивным или синтетическим.
«Первое правило научного метода гласит: никогда не принимать за истину ничего, что нельзя признать ею с очевидностью, т.е. тщательно избегать поспешности и предубеждения, включая в свои суждения только то, что представляется уму столь ясно и отчетливо, что никоим образом не может дать повод к сомнению.Второе — делить каждую рассматриваемую проблему на столько частей, сколько необходимо для того, чтобы как можно лучше ее разрешить.
Третье — располагать свои мысли в определенном порядке, начиная с предметов простейших и легко познаваемых, и восходить шаг за шагом, как по ступеням, к познанию наиболее сложных, допуская существование порядка даже среди тех, которые в естественном ходе вещей не следуют друг за другом.
И последнее — делать всюду (как отыскивая центр вещей, так и рассматривая затруднения каждой из них) перечни настолько полные и обзоры столь всеохватывающие, чтобы быть уверенным, что ничего не пропущено», — пишет Декарт в «Рассуждении о методе».
Своей метафизикой Декарт наметил путь для последующего исторического развития философии. Бытие и мышление в их раздельности и противопоставленности друг другу есть не исходное, а производное, вторичное, а не первоначало, которым выступает только всеобщее единство мышления и бытия. Поэтому мышление человека истинно, если оно в состоянии, исходя из себя самого, доказать бесконечное внутреннее единство этих противоположностей и тем самым обосновать знание их различия в конечных явлениях природы и духа.
Проблема заключалась теперь в том, чтобы раскрыть природу всеобщего единства мышления и бытия и выяснить, почему оно реализует себя в единичном и особенном. К разрешению этого противоречия через его отдельные стороны и двигалась философия нового времени после Декарта.
Миниатюрная книга Рене Декарта «Рассуждение о методе»
Etsy больше не поддерживает старые версии вашего веб-браузера, чтобы обеспечить безопасность пользовательских данных. Пожалуйста, обновите до последней версии.
Воспользуйтесь всеми преимуществами нашего сайта, включив JavaScript.
Нажмите, чтобы увеличить
Звездный продавец
Star Sellers имеют выдающийся послужной список в обеспечении отличного обслуживания клиентов — они постоянно получали 5-звездочные отзывы, вовремя отправляли заказы и быстро отвечали на любые полученные сообщения.
| 4343 продажи |
5 из 5 звездЦена: 160,19 датских крон
Первоначальная цена: 178,04 датских крон
(скидка 10%)
Загрузка
Доступен только 1
Распродажа заканчивается через 13 часов
Включая НДС (где применимо), плюс стоимость доставки
Продается быстро! Остался только 1, и у 1 человека он есть в корзине.
Продавец звезд. Этот продавец неизменно получал 5-звездочные отзывы, вовремя отправлял товары и быстро отвечал на все полученные сообщения.
Доступна подарочная упаковка.
Смотрите подробности
Внесен в список 18 ноября 2022 г.
14 избранных
Сообщить об этом элементе в Etsy
Выберите причину… С моим заказом возникла проблемаОн использует мою интеллектуальную собственность без разрешенияЯ не думаю, что это соответствует политике EtsyВыберите причину…
Первое, что вы должны сделать, это связаться с продавцом напрямую.
Если вы уже это сделали, ваш товар не прибыл или не соответствует описанию, вы можете сообщить об этом Etsy, открыв кейс.
Сообщить о проблеме с заказом
Мы очень серьезно относимся к вопросам интеллектуальной собственности, но многие из этих проблем могут быть решены непосредственно заинтересованными сторонами. Мы рекомендуем связаться с продавцом напрямую, чтобы уважительно поделиться своими проблемами.
Если вы хотите подать заявление о нарушении авторских прав, вам необходимо выполнить процедуру, описанную в нашей Политике в отношении авторских прав и интеллектуальной собственности.
Посмотрите, как мы определяем ручную работу, винтаж и расходные материалы
Посмотреть список запрещенных предметов и материалов
Ознакомьтесь с нашей политикой в отношении контента для взрослых
Товар на продажу…не ручной работы
не винтаж (20+ лет)
не ремесленные принадлежности
запрещены или используют запрещенные материалы
неправильно помечен как содержимое для взрослых
Пожалуйста, выберите причину
Расскажите нам больше о том, как этот элемент нарушает наши правила. Расскажите нам больше о том, как этот элемент нарушает наши правила.
Рене Декарт (1596–1650) Рассуждения о методе Резюме и анализ
Резюме
Рассуждение о методе Декарта попытаться объяснить свой метод рассуждений даже самым трудность проблем. Он иллюстрирует развитие этого метода через краткие автобиографические очерки, перемежающиеся философскими аргументы.
Часть 1 содержит «различные соображения, касающиеся наук». Во-первых, все люди обладают «здравым смыслом», способностью отличать правду от вымысла. Следовательно, это не отсутствие способностей что мешает людям, но их неспособность следовать правильному пути мысли. Использование метода может поднять средний ум выше в остальном, а Декарт считал себя типичным мыслителем, усовершенствованным с помощью его метода. Декарт получил высшее образование, но он считал, что изучение книг также затуманивает его разум. После ухода школе, он отправился в путешествие, чтобы узнать из «великой книги мир» с незамутненным разумом. Он приходит к выводу, что все у людей есть «естественный свет», который может быть затемнен образованием и что изучать себя так же важно, как и изучать мир.
Во второй части Декарт описывает свое откровение в «комнате с печным отоплением». Размышляя над разными предметами, он приходит к мысли, что произведения отдельных лиц превосходят те, которые задуманы комитетом, потому что работа человека следует одному плану, когда все элементы работают к тому же концу. Он считает, что наука, которую он изучил как мальчик, вероятно, ущербен, потому что он состоит из идей многих разные люди из разных эпох. Имея в виду, что он узнал логики, геометрии и алгебры он устанавливает следующие правила: (1) никогда ничему не верить, если он сам не может это доказать; (2) к свести каждую проблему к ее простейшим частям; (3) всегда быть в порядке в своих мыслях и переходить от самого простого к самому сложному; и (4) всегда при решении проблемы создавать длинную цепочку рассуждать и ничего не упускать. Он сразу находит этот метод эффективен в решении проблем, которые раньше казались ему слишком сложными. Все еще опасаясь, что его собственные заблуждения могут путем чистого разума он решает систематически устранять все свои ошибочные мнения и использовать исключительно его новый метод.
В части 3 Декарт излагает временный моральный кодекс жить, переосмысливая свои взгляды: (1) подчиняться правилам и обычаях своей страны и своей религии и никогда не впадать в крайности мнение; (2) быть решительным и придерживаться своих решений, даже если остаются некоторые сомнения; (3) пытаться изменить себя, а не мир; и (4) изучить все профессии в мире и попытаться вычислить какой самый лучший. Неудивительно, что Декарт определяет, что рассуждать и искать истину есть, если не высшее призвание, по крайней мере очень полезно. В течение многих лет после его откровения, Декарт много путешествовал и приобрел репутацию мудреца, затем удалился, чтобы исследовать свои мысли в одиночестве.
В части 4 Декарт предлагает доказательства существования души и Бога. Размышляя о природе сновидений и ненадежность чувств, он осознает свой собственный процесс мышления и понимает, что это доказательство его существования: я думаю, следовательно, я существую ( Cogito ergo sum ). Он также заключает что душа отделена от тела на основании ненадежности чувств по сравнению с чистым разумом. Его собственные сомнения приводят ему поверить в то, что он несовершенен, но его способность зачать совершенства указывает на то, что нечто совершенное должно существовать вне его, а именно, Бога. Он считает, что все хорошее в мире должны исходить от Бога, как и все ясные и отчетливые мысли.
Часть 5 переходит от обсуждения теории света к теориям о Анатомия человека. Декарт считает, что у животных много тех же органов, что и люди, но лишены речи или разума. Он считает это различие свидетельством «рационального разума» человечества. душа.» Он рассматривает таинственную связь души с тела и заключает, что душа должна иметь жизнь вне тела. Поэтому оно не должно умирать, когда умирает тело.