человек осознает себя через Другого — Моноклер
Рубрики : Избранное, Культура, Переводы, Последние статьи, Психология
Нашли у нас полезный материал? Помогите нам оставаться свободными, независимыми и бесплатными, сделав любое пожертвование или купив что-то из нашего литературного мерча.
«Мыслю, следовательно существую», – постулировал Декарт. Но что такое «Я»? Насколько оно устойчиво и автономно? Способны ли мы существовать и определять себя вне матрицы взаимоотношений? Абиба Бирайн, ученый-когнитивист из Университетского колледжа Дублина, поразмышляла обо всём этом на страницах Aeon, попутно рассказав об африканской философии убунту, брешах в картезианской модели личности, теории диалога Михаила Бахтина, роли Другого в формировании нашего собственного «Я» и бытия, а также о психологических экспериментах, подтверждающих, что в изоляции самосознание человека разрушается. Перевели главное.
Согласно африканской философии убунту, новорождённый ребёнок ещё не человек. Люди рождаются без «эна», или личности, и обретают её только через взаимодействие с внешним миром. Если для западной философской мысли различия между Я и Другими очевидны, в философии убунту границы этих понятий размыты и неопределённы. Джон Мбити, кенийский философ, утверждал:
«Я есть, потому что мы есть, и так как есть мы, существую и я».
Из повседневного опыта мы знаем, что человек в определённой степени формируется обществом, в котором живёт. Отношения с членами сообщества влияют на наше понимание самих себя. Кто «я» относительно других: семьи, друзей, своей культуры, работы и коллег. Мое «я», которое я беру с собой, отправляясь в магазин за продуктами, отличается в своём поведении от того «я», которое, предположим, говорит со своим научным руководителем. Даже самые личные и тайные мысли человека представляют собой переплетение голосов, мнений других людей, в том числе мнений о тебе, неважно, будь это порицание или поощрение.
Пожалуй, идея о неустойчивом, меняющемся и неопределённом «я» может сбить с толку любого. В нашем замешательстве отчасти повинен французский философ Рене Декарт. Он полагал, что человек по природе существо самодостаточное и автономное, рациональное, мыслящее, поэтому он должен подвергать сомнению любое явление внешнего мира, то есть относиться скептически к тому, что находится вне человеческого разума. Несмотря на то, что Декарт не был единственным философом, внесшим вклад в формирование современной теории познания, именно он определил её основные черты.
Декарт поставил перед собой трудную задачу: он хотел найти не связанную с божественной мудростью точку опоры, место, откуда он мог бы увидеть вечные, неизменяющиеся структуры. Согласно Декарту, единственным, на что человек может полагаться в процессе познания, является его собственное «cogito» – способность мыслить, акт сознания. Всё остальное – непостоянно и непредсказуемо. Значит, все процессы и явления внешнего мира (в том числе социальные отношения) не имеют ничего общего с процессом познания себя, процессом обособленным, мыслительным, созерцательным.
И хотя лишь небольшое число философов и психологов, строгих картезианских дуалистов, утверждало, что материя и разум никак друг с другом не связаны, идея картезианского «cogito» прочно утвердилась в науке. Куда ни посмотри – обнаруживается влияние идей Декарта. Научные эксперименты, изучающие память, часто исходят из посыла, что понятия «я» и «мир» следует разграничивать: если воспоминание живёт только в нашей голове, тогда допустимо переместить человека из его повседневного окружения и вызвать воспоминания в лабораторных условиях, используя флеш-карты и специальные экраны. Человек в этом случае рассматривается как автономное существо, безотносительное к окружению. Память – это то, что имманентно присуще человеку, а не его действие в определённых обстоятельствах.
Читайте также Сартр и Декарт: «Свобода — это единственное основание бытия»
Помимо философии, изучением личности занимается и психология, в частности социальная психология. Но даже в этом случае исследованию подвергается скорее коллектив картезианских субъектов, а не отдельная личность, развивающаяся и эволюционирующая во времени вместе с другими.
В 1960-х гг. американские психологи Джон Дарли и Биб Латане заинтересовались обстоятельствами убийства Китти Дженовезе, молодой белой женщины. Преступление было совершено на глазах нескольких человек, по большей части ими были жители окрестных домов, но ни один из них не попытался помешать нападавшему. Учёные провели ряд экспериментов. Так, один из экспериментов заключался в симулировании состояния кризиса, как при эпилептическом припадке, другой — имитировании пожара. В это время Дарли и Латане наблюдали за очевидцами. Результатом стало появление в психологии нового понятия – так называемого «эффекта свидетеля», или «эффекта постороннего». Он характеризуется тем, что неизбежная реакция организма на опасность возникает значительно позднее, если вас окружают другие люди. Психологи предположили, что причиной такого поведения может быть диффузия ответственности, когда чувство личной ответственности распределяется между несколькими членами группы.Психолог Франсис Черрив в своей книге
Но есть ли что-то, что может объединить эти две различные формы проявления собственной личности – коллективную, всеобъемлющую и автономную, внутреннюю? Русский философ ХХ века Михаил Бахтин был убеждён, что ответ лежит в диалоге: мне необходим Другой, чтобы создать согласованный, связный образ собственного Я, «утвердить моё бытие, ценностно завершить его. Без Другого меня в полном смысле слова нет». Вспомните те случаи, когда вы ловили себя на мысли, что, например, поэту удалось отразить что-то, что чувствуете именно вы, но никогда не могли выразить это словами; или когда тщетно пытаетесь собраться с мыслями, а они обретают форму только в разговоре с друзьями.
Бахтин уверен, что только через общение с другим человеком ты можешь понять свой уникальный взгляд на жизнь и увидеть себя цельной сущностью.«Поскольку человек для себя никогда не является целостным и завершённым, то целостно познать его может Другой. Другой может познать меня, а я могу познать Другого».
Смотря на себя через души других, я воплощаю свою внешнюю выраженность. «Истина не рождается и не находится в голове отдельного человека, она рождается между людьми, совместно ищущими истину, в процессе их диалогического общения», – написал Бахтин в своей работе «Проблемы поэтики Достоевского». Ничто не существует вне матрицы взаимоотношений, где это что-то возникло. Напротив, «бытие»- это акт или событие, которое происходит в пространстве между личностью и внешним миром. Согласно этой теории, Другие – решающий фактор в нашем самосознании, что, конечно, дополняет картезианский взгляд на личность.
Углубляемся Экзистенциализм и проблема другого: Сартр и Левинас
Теперь обратимся к двум различным моделям детской психологии — когнитивной и диалогической. Основная идея когнитивной теории Жана Пиаже заключается в реорганизации умственной деятельности ребёнка. Французский психолог отстаивал идею о том, что развивающийся ребёнок должен выступать в роли обособленного ученика, изобретательного учёного, изо всех сил пытающегося самостоятельно познать мир. Диалогические теории, реализованные в таких экспериментах, как исследование кукольного дома Лизы Фрейд (1990), напротив, подчёркивают необходимость взаимодействия между ребёнком и взрослым, последний в свою очередь обеспечивает ребёнка базовыми знаниями о мире, которые становятся некими указательными огоньками на пути познания мира.
Рассмотрим ещё один пример – тюремное заключение в одиночных камерах. Изначально такое наказание задумывалась как способ стимуляции самоанализа, побуждения заключённого к размышлению о совершенном преступлении, как способ обратить его мысли внутрь себя. Итогом всего этого должно было стать его «очищение», признание вины, возвращение в социум. В действительности, экспериментальные данные свидетельствуют, что у людей, содержащихся в одиночном заключении, самосознание распадается. Заключённые переносят физические и психологические трудности, испытывают замешательство, потерянность, беспокойство, искажённое чувство времени, страдают бессонницей. Без внешних контактов, лишённый возможности реализовать свою внутреннюю выраженность, человек рискует потерять себя, исчезнуть в небытии.
Постепенно отношение научного сообщества к диалогическим моделям личности меняется, их начинают воспринимать с большей серьёзностью; тем не менее, научная психология изначально ориентирована на индивидуалистическую картезианскую теорию, которая разрывает связь, соединяющую Я одного человека с Другими. Есть зулусская фраза: «Umuntu ngumuntu ngabantu», что означает:
«Человек – только тогда человек, когда существуют другие».
Это точнее говорит о нас, чем декартовское:
«Я мыслю, следовательно – существую».
Статья впервые была опубликована на английском языке в журнале Aeon под заголовком «Descartes was wrong: ‘a person is a person through other persons’».
Обложка: «Диалог», Джулия Маргарет Камерон (1866 г.) / © Wikimedia Commons.
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.
другойпсихологияфилософия
Похожие статьи
Достижения Рене Декарта в естественных науках
Слайд 1
Достижения Рене Декарта в естественных науках. Работу выполнила ученица 7 «А» класса Петросова ВикторияСлайд 2
Рене Декарт ( 1596-1650гг.) – французский философ , математик , механик , физик и физиолог , создатель аналитической геометрии (раздел геометрии, в котором геометрические фигуры и их свойства исследуются средствами алгебры) и современной алгебраической символики, автор « Метода радикального сомнения» (сомнения во всем) в философии, механицизма в физике, предтеча рефлексологии.
Слайд 3
Вклад в биологию Рене Декарт изучал строение различных органов у животных, исследовал строение зародышей на различных стадиях развития. Его учение о «произвольных» и «непроизвольных» движениях заложило основы современного учения о рефлексах.
Слайд 4
Вклад в психологию Самое крупное его открытие в психологии, которое оказало дальнейшее влияние – это введение понятия «рефлекс» и разработка принципа рефлекторной деятельности. Декартова схема представляла собой модель организма в виде работающего механизма. В его понимании живое тело не нуждается во вмешательстве души.
Слайд 5
Вклад в физику Физические исследования Декарта относятся главным образом к механике, оптике и общему строению Вселенной. Физика Декарта была материалистической, то есть Вселенная целиком заполнена движущейся материей и в своих проявлениях самодостаточна. Кроме обычной материи, Декарт выделил обширный класс невидимых тонких материй, с помощью которых пытался объяснить действие теплоты, тяготения, электричества и магнетизма. Основными видами движения Декарт считал движение по инерции и материальные вихри, возникающие при взаимодействии одной материи с другой. Высказал предположение, что атмосферное давление с увеличением высоты уменьшается.
Слайд 6
Вклад в Философию Философия Декарта ярко иллюстрирует стремление европейской культуры к освобождению от старых догм и построению новой науки и самой жизни «с чистого листа». Критерием истины, считает Декарт, может быть только «естественный свет» нашего разума. Р. Декарт не отрицает и познавательной ценности опыта, но он видит его функцию исключительно в том, чтобы он приходил на помощь разуму там, где собственных сил последнего недостаточно для познания. Правила Метода: 1 ) начинать с несомненного и самоочевидного 2) разделять любую проблему на столько частей, сколько необходимо для ее эффективного решения; 3) начинать с простого и постепенно продвигаться к сложному; 4) постоянно перепроверять правильность умозаключений.
Слайд 7
«Геометрия» Декарта «Геометрия» ( фр . La Géométrie ) — труд Рене Декарта, опубликованный в Лейдене (Голландия) в 1637 году в качестве третьего приложения к философскому трактату Декарта «Рассуждение о методе ». Это единственное сочинение Декарта, полностью посвящённое математике. После 1637 года «Геометрия» издавалась отдельно от «Рассуждения о методе »
Слайд 8
« Геометрия» Декарта стала поворотным пунктом в развитии новой математики, она была настольной книгой крупнейших математиков XVII века. Главной её ценностью было то, что книга содержала изложение нового раздела математики — аналитической геометрии, которая позволяла с помощью системы координат перевести геометрические задачи на алгебраический язык и тем самым существенно упрощала их исследование и решение. Следует отметить переработанную им математическую символику Виета, с этого момента близкую к современной. Коэффициенты он обозначал a, b, c…, а неизвестные — x, y, z. Натуральный показатель степени принял современный вид. Появилась черта над подкоренным выражением. Уравнения приводятся к канонической форме (в правой части – ноль). Наконец, «Геометрия» начала процесс переключения внимания математиков с изучения числовых величин на изучение зависимостей между ними — в современной терминологии, функций.
Слайд 9
Спасибо за внимание!
Пять влиятельных философов в психологии
5 минутВ психологии было много влиятельных философов. На самом деле, некоторые из них внесли большой вклад в построение и понимание психологии в том виде, в каком мы ее знаем.
Последнее обновление: 15 ноября 2020 г.
Психология как дисциплина родилась в 1879 году под руководством Вильгельма Максимилиана Вундта в Лейпциге, Германия. Он был одним из самых влиятельных физиологов и философов. На самом деле создал первую лабораторию экспериментальной психологии . С тех пор эта дисциплина стала отвечать на вопросы о человеческом поведении, придерживаясь научного метода.
До этого человеческое поведение и любые связанные с ним вопросы рассматривались многими философами посредством размышлений и размышлений.
Трудно сказать, когда возникла психология. Тем не менее, его вклад в человеческое знание насчитывает более 2500 лет. Однако это очень много по сравнению с возрастом и путем психологии. Тем не менее совершенно очевидно, что психология не была бы такой же без такой дисциплины, как философия. Это потому, что оно происходит от него.
Многие древнегреческие философы искали ответы на вопрос «Почему люди ведут себя так, как мы?» Как они пытались на него ответить? В основном через размышления и аргументы. Фактически многие из размышлений и аргументов стали философскими течениями, такими как рационализм или эмпиризм .
Философия внесла большой вклад в психологию за эти 2500 лет. Ниже вы найдете пять самых влиятельных философов и их вклад в психологию.
Луций Анней Сенека
Родился в Кордове в IV в. до н.э. и был одним из самых известных мыслителей в истории. Кроме того, его философские вклады были сосредоточены на практических аспектах жизни. Ему не нравилось теоретизировать жизнь, скитания как упражнение для личного роста.
В некотором смысле он один из самых влиятельных философов. В конце концов, коучинг — это не что иное, как адаптация мыслей таких философов, как Сенека, к современному миру. Любопытно, что есть определенные параллели между Сенекой и фигурой нынешнего тренера . Это связано с его призванием помогать людям находить лучшую версию себя.
Рене Декарт
Декарт родился во Франции в 1596 году и был одним из самых влиятельных философов. Психология — не единственная дисциплина, на которую он повлиял. Фактически, другие дисциплины, такие как математика, значительно выиграли от его вклада.
Оси ординат и абсцисс, используемые для представления математических функций, являются доказательством этого. Многие люди также называют их декартовой системой координат.
Основным вкладом Декарта в психологию был картезианский дуализм. Для многих это не было положительным вкладом, потому что это разделило их представление о людях. Картезианский дуализм основывался на различии души и тела как двух разных понятий.
Это различие остается в силе. Вы можете этого не осознавать, но люди говорят либо о психических, либо о физических проблемах, игнорируя тот факт, что одно и другое взаимосвязаны. Это потому, что это больше дидактическое, чем реальное различие.
«Недостаточно иметь хороший ум. Главное, правильно его использовать».
-Рене Декарт-
Жан-Поль Сартр, один из самых влиятельных философов
Этот парижский философ и драматург, родившийся в 1905 году, придавал большое значение концепции свободы, особенно в своей книге Экзистенциализм – это гуманизм.
Согласно Сартру, люди полностью осознают, кто они и как себя ведут. Однако его позиция для многих крайняя. Это потому что он отрицает любой вид биологического или социального детерминизма. Он утверждает, что люди являются архитекторами своей судьбы , потому что они свободны.
Эта крайняя свобода делает людей бесспорно ответственными за свое поведение и его последствия, а также за свое счастье. Несмотря на то, что это крайняя концепция, эта ответственность определенно возлагается на пациентов в терапии.
Хосе Ортега-и-Гассет
Ортега-и-Гассет родился в Мадриде, Испания, в 1883 году. Он отец перспективизма, теории, которая подчеркивает обоснованность индивидуального опыта как части истины. На самом деле абсолютная истина есть сумма всех индивидуальных точек зрения. Другими словами, перспективизм считает, что невозможно познать абсолютную истину с индивидуальной точки зрения.
Наследие перспективизма в психологии имеет большое значение, особенно в прикладной психологии. Не заходя дальше, психологи не должны навязывать свою точку зрения своим пациентам в клинической сфере . Это потому, что они совершили бы злоупотребление служебным положением, если бы они это сделали. Их основная задача — предоставить пациенту необходимые инструменты для вызова изменений.
Сократ
Родился в Афинах в 470 г. до н.э. Многие считают его отцом философии. На самом деле, он один из философов, внесших наибольший вклад в построение психологического вмешательства.
В психологии проведение хорошего сократовского диалога является определяющим для будущего вмешательства. Другими словами, это вопрос казуистики, которой занимается психолог.
Сократ был одним из самых влиятельных философов психологии, особенно в ее более клиническом аспекте. В нем то, что широко известно как диалог Сократа, напрямую намекает на майевтику, сократовский метод, который состоял в том, чтобы заставить студентов открывать истины самостоятельно , с помощью вопросов, которые заставляли их думать и делать собственные выводы.
Некоторые психологические вмешательства были бы бессмысленны без этого метода. Это потому, что это позволяет пациентам вызывать свои собственные изменения без определения их терапевтом.
Хотя психологи являются экспертами в области общего поведения, каждый человек является экспертом в своем собственном поведении. Благодаря майевтике психология может научить пациентов быть лучшими аналитиками своего поведения.
Философия является частью человеческой жизни настолько, что влияет не только на психологию, но и на многие другие дисциплины .
Это может вас заинтересовать…ВЗГЛЯД ДЕКАРТА НА ПРОБЛЕМУ РАЗУМ-ТЕЛО И ВКЛАД | Zeynep Aydın
Чтение: 7 мин.·
30 января 2019 г.Descartes, (2008) отметил:
во-первых, и т. д., что я не только пребываю в моем теле, как кормчий в корабле, но, кроме того, я настолько тесно связан с ним и как бы перемешан с ним, что мой разум и тело составляют определенное единство». (стр. 117)
Декарт — один из самых известных французских философов и ученых. Также до сих пор ведутся спорные дебаты о различии разума и тела. Проще всего главный вопрос можно объяснить так: как и где разум может взаимодействовать с телом. Даже с виду простой вопрос, это важная тема как для психологии, так и для философии.
Декарт утверждал, что это взаимодействие осуществляется шишковидной железой, которая делает его двунаправленным, так что в некоторых случаях разум может контролировать тело, но это не означает, что тело не имеет контроля, поскольку оно может влиять на ум в конце концов. Разум был непротяженным, не материальным, но обладал мыслительной способностью, а тело было протяженным, материальным, но не обладало мыслительной способностью (Декарт, 19).52). Примечательно, что он пришел к выводу, что психические процессы локализуются в шишковидной железе, которая регулирует поток мыслей (Hamilton, 1969), а также связана с психическим здоровьем (Lopez-Munoz, Molina, Rubio & Alamo, 2011). То есть его работа также освещает область неврологии.
В качестве примера из повседневной жизни можно привести такое понятие, как «чистое тело, чистый разум», которое используется, чтобы показать взаимосвязь того, как занятия спортом и здоровое питание приносят пользу вашему общему состоянию психического здоровья и вашему разуму. Какие исследования показали, что участие в спортивных состязаниях полезно для психологического благополучия (Poirel, 2017). Этот результат сам по себе может быть еще одним и основным примером минимального дуализма тела: занятия спортом или упражнения, которые являются чем-то физическим и материальным, в конечном итоге приносят пользу разуму и душе.
Несмотря на это, случай с Финеасом Кейджем может быть еще одним примером взаимодействия разума и тела в прежние времена. Этот несчастный случай имел слишком много вкладов, но с нашей точки зрения как свидетельство взаимодействия разума и тела, это при условии, что физический несчастный случай, который приводит к повреждению мозга, может изменить поведение человека и в целом изменить личность в противоположном направлении ( O’Driscoll & Leach, 1998), что в данном случае разум или душа. Для того чтобы травма головного мозга повлияла на разум, на самом деле должно быть взаимодействие.
В смысле различных идей, если мы разделим этот спор на троих, как один, который считает, что таких различий нет, и два, которые считают, что между ними есть взаимодействие, и трое, которые считают, что эта проблема еще не решена. В заключении Декарта как доказательство взаимодействия боль может быть объяснена так, что известно, что тело существует, а боль лишь подтверждает, что тела существуют и между ними есть отношения (Duncan, 2000). Также недавнее исследование объяснило это взаимодействие с моделью исцеления разума и тела (Кауфман, в печати), так что медитация стимулирует исцеление через корковые механизмы, которыми является тело.
В другом исследовании утверждается, что проблема разума и тела сама по себе не имеет значения, поскольку трудно собрать доказательства для работы с сознанием, и утверждается, что сам вопрос следует изменить, чтобы сделать его пригодным для проверки (Baars, 2003). Более того, в другой сегодняшней статье, посвященной проблеме разума и тела, говорится, что до сих пор нет четко объясненной связи между ними (Vacariu, 2011). Напротив, эта проблема возникает из-за того, что сознание блокирует научное объяснение и делает эту проблему нерешенной (Maxwell, 2000).
Напротив, психология — это область, которая не так уж стара и продолжает развиваться. Общий вклад Декарта в психологию, возможно, трудно определить четко, поскольку он не психолог, но в целом способность думать и задавать вопросы может быть самым большим вкладом в эту проблему. Психология, которую мы знаем сегодня, имеет корни в философии и физиологии, и работы Декарта по философии можно считать первыми шагами начала психологии. Как мы также обсуждали в классе, как мы различаем реальность и восприятие реальности — это вопрос, который мог быть создан из этой проблемы. С другой стороны, поскольку психология — это область, которая зависит от доказательств, и эта проблема, как мы заявили, не может быть легко или четко изучена из-за ее зависимости от сознания, вклад проблемы разума и тела будет больше в философию, чем в психологию. Другими словами, этот косвенный вклад не означает, что его нет. Как я уже говорил ранее, случай с Кейджем приводит к локализации, которая представляет собой взаимодействие разума и тела, потому что умственные способности хранятся в особых местах мозга, так что этот случай заставил людей понять, что сама личность играет ключевую роль в душа и разум хранятся и находятся в мозгу, который является физической материей.
Кроме того, как мы обсуждали в классе под названием «Поп-психология», френология может быть вызвана проблемами разума и тела. Например, Джозеф Галл выдвинул идею о том, что у практикующего френолога шишки на черепе могут быть показателем личности, и в соответствии с этим можно анализировать людей (Simpson, 2005), что было началом локализации. Этот пример из более раннего времени также играет огромную роль в психологии, а также в связи с дуализмом разума и тела. В становлении одним из важных имен современной философии и западной философии огромную роль сыграли не его идеи, а его методы. С другой стороны, научная революция открыла новую эру, когда упор делался на экспериментальный метод, который Декарт внес большой вклад в научную мысль и свою методологию (Moore, 2005). В целом его идеи вызывали вопросы и заставляли людей задавать вопросы о мире и самих себе, так что его заявление о его методе дискурса, написанное в 1637 году «Я мыслю, следовательно, я существую», заставляло людей сосредоточиться и думать о своей личности и его работе над разумом и тела заставляют людей подталкивать себя к поиску ответов или задавать больше вопросов.
Ссылки
Баарс, Б. Дж. (2003) Проблема разума и тела научно непроверяема и неактуальна, Антропологическая психология, 13.
Декарт Р. Размышления о первой философии. В: Хитчинс Р. М., редактор. Великие книги западного мира. Нью-Йорк: Британская энциклопедия; 1952.
Декарт, Р. (2008). Беседа о методе. (Вейтч, Дж., Пер.). Нью-Йорк: Нью-Йорк. (Оригинальная работа опубликована в 1924 г.)
Дункан, Х. (2000) Дуализм разума и тела и биопсихосоциальная модель боли: что на самом деле сказал Декарт?, Journal of Medicine and Philosophy, 25 , 485–513 DOI:10.1076/0360–5310(200008)25:4;1-A;FT485
Fahrenberg, J., & Cheetham, M. (2000) Проблема разума и тела глазами студентов различных дисциплин, Journal of Consciousness Studies, 7, 47–59.
Hamilton, T. (1969) Шишковидная железа, Journal of the Royal Medical Society , 6, 13–17 DOI:10.2218/resmedica.v6i4.863
Kaufman, J.A. (в печати) Природа, разум и медицина: модель исцеления разума и тела.