Делинквентное поведение (от лат. delictum — проступок) — асоциальное, противоправное поведение человека. Проявляется в поступках (действиях или бездействии), наносящих вред как отдельным людям, так и обществу в целом. Этим понятием оперируют представители криминологии, социологии, педагогики, социальной психологии и других отраслей знания.
Подростковая делинквентность
Особо пристальный интерес в научных исследованиях уделяется подростковой делинквентности. Рост числа проступков, совершаемых молодыми людьми в несовершеннолетнем возрасте, увеличение удельного веса тяжких насильственных преступлений в их составе представляют собой угрозу обществу. Изучению подлежат причины, вызывающие деликты, условия, способствующие их распространению в молодежной среде, особенности личности делинквента (правонарушителя), специфика его социализации, делинквентные субкультуры, вопросы профилактики и предупреждения правонарушений и ряд других проблем.
Причинение вреда
Причинение вреда делинквентом связано с посягательством на человека, его права и свободы, собственность, права юридических лиц, другие общественные и государственные интересы, а также установленный государством правопорядок. Различные виды делинквентного поведения подвергаются не только социальному осуждению. Они формализуются государством в нормах права посредством описания признаков, их характеризующих, и определения их в качестве правонарушений, за которые в законодательстве устанавливаются различные виды ответственности.
Совершаемые делинквентом деяния могут представлять собой гражданско-правовые деликты: причинение имущественного вреда человеку или организации, нанесение морального вреда личности, дискредитация репутации человека или юридического лица и др. Лица, их совершающие, подлежат ответственности, установленной гражданским законодательством.
Виды делинквентного поведения
К числу делинквентных относятся административные правонарушения, выражающиеся в нарушении правил дорожного движения, мелком хулиганстве (сквернословие, нецензурная брань в общественных местах, оскорбительное приставание к гражданам и другие подобные действия, нарушающие общественный порядок и спокойствие граждан).
В качестве административных правонарушений рассматриваются также распитие спиртных напитков на улицах, на стадионах, в скверах, парках, во всех видах общественного транспорта и в других общественных местах; появление в общественных местах в пьяном виде, оскорбляющем человеческое достоинство и общественную нравственность; доведение несовершеннолетнего до состояния опьянения родителями или иными лицами. Влекут за собой административную ответственность и такие деликты, как занятие проституцией, распространение порнографических материалов или предметов и др., перечень которых в законодательстве об административных правонарушениях достаточно обширен.
Дисциплинарный проступок как вид делинквентного поведения — это противоправное, виновное неисполнение или ненадлежащее исполнение работником своих трудовых обязанностей. Дисциплинарные проступки (прогул без уважительных причин, прогулы без уважительных причин занятий учащимися, появление на работе в состоянии алкогольного, наркотического или токсического опьянения, распитие спиртных напитков, употребление наркотических или токсических средств на рабочем месте и в рабочее время, нарушение правил охраны труда и др.
Особую общественную опасность представляет такой вид делинквентного поведения, как преступление. Преступлениями являются только те общественно опасные деяния, которые предусмотрены уголовным законом и запрещены им под угрозой наказания. К ним относятся кражи и убийства, угоны автомобилей и вандализм (осквернение сооружений и порча имущества), терроризм и изнасилования, мошенничества и незаконный оборот наркотических средств и психотропных веществ. Эти и многие другие преступления влекут наиболее строгие меры государственного принуждения — наказание и иные меры уголовной ответственности (общественные работы, штраф, арест, лишение свободы и др.), которые применяются к лицам, достигшим возраста уголовной ответственности: 16 лет, а за некоторые преступления — 14 лет. Совершение деяний, признаваемых преступлениями, лицами, не достигшими уголовной ответственности, влечет применение мер воздействия, носящих воспитательный характер (объявление выговора или строгого выговора, помещение в специальное учебно-воспитательное учреждение и др.
).
Делинквентное и девиантное поведение
Иногда делинквентное поведение смешивается с девиантным поведением. В действительности эти понятия — не совпадающие. Они соотносятся между собой как вид и род, часть и целое. Всякое делинквентное поведение является отклоняющимся поведением, но не всякое отклоняющееся поведение можно отнести к делинквентному поведению. См. Признание отклоняющегося поведения делинквентным всегда связано с действиями государства в лице его органов, уполномоченных на принятие правовых норм, закрепляющих в законодательстве то или иное деяние в качестве правонарушения. Перевод государством делинквентного поведения в категорию деяний, не являющихся правонарушениями, приводит к переходу их в разряд либо отклоняющегося, либо социально нейтрального, либо даже социально одобряемого поведения. Например, скармливание скоту и птице скупленных в магазинах печеного хлеба, муки, крупы и других пищевых продуктов до марта 1994 в зависимости от обстоятельств признавалось в Беларуси административным правонарушением или преступлением, а затем перешло в разряд морально, порицаемого, отклоняющегося, либо социально-нейтрального поведения.
Коммерческое посредничество, признаваемое преступлением в соответствии с Уголовным кодексом страны, может утратить характер делинквентного поведения в другое время и с развитием рыночных отношений стать нормой поведения в сфере осуществления предпринимательской деятельности.
Делинквентное поведение » Социология молодежи. Электронная энциклопедия
Делинквентное
поведение (от лат. delictum — проступок) — асоциальное,
противоправное поведение человека; поведение, нарушающее
общественные и юридические нормы.
Рост числа деликтов,
совершаемых людьми в несовершеннолетнем возрасте, увеличение удельного веса
тяжких насильственных преступлений в их составе представляют собой угрозу
обществу. Изучению подлежат причины, вызывающие деликты, условия,
способствующие их распространению в молодежной среде, особенности личности
делинквента (правонарушителя), специфика его социализации, делинквентные
субкультуры, вопросы профилактики и предупреждения правонарушений и ряд других
проблем.
Причинение вреда делинквентом
связано с посягательством на человека, его права и свободы, собственность,
права юридических лиц, другие общественные и государственные интересы, а также
установленный государством правопорядок. Различные виды делинквентного
поведения подвергаются не только социальному осуждению. Они формализуются
государством в нормах права посредством описания признаков, их характеризующих,
и определения их в качестве правонарушений, за которые в законодательстве устанавливаются
различные виды ответственности.
Совершаемые делинквентом деяния
могут представлять собой гражданско-правовые деликты: причинение имущественного
вреда человеку или организации, нанесение морального вреда личности,
дискредитация репутации человека или юридического лица и др. Лица, их
совершающие, подлежат ответственности, установленной гражданским
законодательством.
К числу делинквентных относятся
административные правонарушения, выражающиеся в нарушении правил дорожного
движения, мелком хулиганстве (сквернословие, нецензурная брань в общественных
местах, оскорбительное приставание к гражданам и другие подобные действия,
нарушающие общественный порядок и спокойствие граждан). В качестве административных
правонарушений рассматриваются также распитие спиртных напитков на улицах, на
стадионах, в скверах, парках, во всех видах общественного транспорта и в других
общественных местах; появление в общественных местах в пьяном виде,
оскорбляющем человеческое достоинство и общественную нравственность; доведение
несовершеннолетнего до состояния опьянения родителями или иными лицами. Влекут
за собой административную ответственность и такие деликты, как занятие
проституцией, распространение порнографических материалов или предметов и др.,
перечень которых в законодательстве об административных правонарушениях
достаточно обширен.
Всякое делинквентное поведение
является отклоняющимся (девиантным) поведением, но не всякое отклоняющееся
поведение можно отнести к делинквентному поведению. Признание отклоняющегося
поведения делинквентным всегда связано с действиями государства в лице его
органов, уполномоченных на принятие правовых норм, закрепляющих в
законодательстве то или иное деяние в качестве правонарушения. Перевод
государством делинквентного поведения в категорию деяний, не являющихся
правонарушениями, приводит к переходу их в разряд либо отклоняющегося, либо
социально нейтрального, либо даже социально одобряемого поведения.
Лит.: Беккер, Г. (2003) Человеческое поведение: экономический
подход. Избран. труды по экономич. теории.
М. : ГУ ВШЭ. 672 с.; Гилинский, Я. И. (2004)
Девиантология: социология преступности, наркотизма, проституции, самоубийств и
других «отклонений». СПб. : Изд-во «Юридический центр Пресс». 520 с.
Дети социального
риска и их воспитание (2003) : учеб.-метод. пособие / под науч. ред. Л. М.
Шипициной. СПб. : Речь. 144 с.; Иванов, В. Н. (1995) Девиантное поведение:
причины и масштабы // Социально-политический журнал. № 2
С. 47–57; Клейберг, Ю. А. (2003) Психология девиантного поведения : учеб. пособие
для вузов. М. : ТЦ Сфера. 160 с.; Менделевич, В. Д. (2000) Психология
девиантного поведения. М. : МЕДпресс. 440
с.; Михайлов, А. П. (2006) Ювенальная делинквентность
в условиях социальной транзиции: социокультурных анализ: автореф. дис. … д-ра
социол. наук. Ростов н/Д. 47 с.; Погосян, Л. А. (2002) Делинквентное поведение молодежи в России:
социологический анализ: автореф. дис. … канд. социол. наук. Ростов н/Д. 23
с.; Профилактика агрессивных и
террористических проявлений у подростков (2002) : метод. пособие / С. Н.
Ениколопов, Л. В. Ерофеева, И. Соковня и др. ; под ред. И. Соковни. М. :
Просвещение. 158 с.; Ханипов, Р. А. (2007)
Делинквентность: современные подростковые сообщества и насильственные практики // Социол.
исследования. №12. С. 95–103.
В. А. Гневашева
Советы по предотвращению делинквентного поведения
Том. 18, № 2 май 2014 г.
Советы по предотвращению делинквентного поведения
Тришана Джонс и Джон МакМэхон
Дети и молодежь в приемных семьях способны на удивительные вещи. К сожалению, они также могут вести себя негативно. Это может быть непросто, особенно когда такое поведение переходит черту правонарушений.
Как приемный родитель или родственный опекун, вы знаете, что в конечном итоге дети и подростки в вашем доме должны контролировать свое поведение. Но вы можете иметь огромное влияние. В этой статье предлагаются способы использования этого влияния, чтобы уменьшить вероятность того, что молодой человек в вашем доме нарушит закон.
Просрочка платежа Правонарушение — это преступное деяние, совершенное молодым человеком в возрасте до 16 лет. Правонарушения включают преступления, связанные с наркотиками, и преступления молодых людей против личности, собственности и общественного порядка.
Правонарушения со стороны молодежи, такие как кража, нападение на других или повреждение имущества, могут привести к длительному вовлечению молодого человека в систему правосудия по делам несовершеннолетних и к употреблению наркотиков, прекращению учебы в школе, тюремному заключению, преступному поведению взрослых и рана.
Четыре типа факторов риска Поскольку это приводит к таким плохим результатам для молодежи и общества, было проведено множество исследований, чтобы понять причины правонарушений. Подводя итоги этого исследования, Национальная конференция законодательных органов штатов (2011 г.) пришла к выводу, что делинквентное поведение отчасти возникает из-за взаимодействия четырех типов факторов риска:
Индивидуальные факторы риска , которые включают антиобщественное поведение в молодом возрасте, плохое когнитивное развитие, гиперактивность и эмоциональные факторы, такие как проблемы с психическим здоровьем.
Семейные факторы риска , связанные с делинквентным поведением, включают бедность, жестокое обращение (включая пренебрежение), насилие в семье, развод, психопатологию родителей, семейное антиобщественное поведение, отцовство в подростковом возрасте, семью с одним родителем и большой размер семьи.
Факторы риска сверстников , которые включают неприятие со стороны сверстников и общение с сверстниками, которые нарушают закон и попадают в неприятности. Наличие группы сверстников-правонарушителей является самым сильным фактором риска правонарушений в доподростковом возрасте.
Школьные и общественные факторы риска правонарушений включают низкую приверженность школе, плохую успеваемость, низкие академические устремления, неорганизованность соседства, концентрацию групп правонарушителей и доступ к оружию.
Эти факторы риска могут пересекаться. В некоторых случаях наличие одного фактора риска способствует возникновению других (Национальная конференция законодательных органов штатов, 2011 г. ).
Предотвращение
«Переход»
Молодежь, находящаяся в приемных семьях и вовлеченная в систему ювенальной юстиции, иногда упоминается как «двойная вовлеченность» или «перекрестная» молодежь. Чтобы предотвратить двойное участие, специалисты по защите детей, приемные родители, воспитатели, правоохранительные органы и другие лица должны в первую очередь принять меры для предотвращения ареста несовершеннолетних.
Например, агентства по защите детей должны приложить усилия, чтобы школы знали, что ребенок находится в приемной семье. Это позволит школьным консультантам и другим должностным лицам принимать обоснованные решения, отвечающие интересам молодежи и других вовлеченных сторон.
Избегание помещения несовершеннолетних в групповые дома также может помешать несовершеннолетнему перейти в систему ювенальной юстиции. Если необходимо помещение в группу, убедитесь, что медицинские работники на дому обучены методам ухода с учетом травм и методам деэскалации, которые предоставляют альтернативу вызову правоохранительных органов в случае менее серьезных инцидентов (стр. 49).).
Адаптировано из Herz, et al., 2012
Когда вы читаете этот список факторов риска, вы, вероятно, увидите ряд факторов, например, бедность, жестокое обращение с детьми и безнадзорность, которые распространены среди детей и подростков, находящихся на попечении приемных родителей. Без паники . Наличие фактора риска не является гарантией того, что произойдет просрочка. Большинство детей в приемных семьях никогда не нарушают закон. Однако молодежь с факторами риска нуждается в дополнительной поддержке со стороны тех, кто о ней заботится.
Защитные факторы Хотя волшебных решений для предотвращения правонарушений не существует, понимание и создание защитных факторов — хорошее начало. Защитные факторы — это черты или опыт, которые помогают противодействовать факторам риска. По данным Центра изучения социальной политики и Управления по делам детей, молодежи и семьи (2013 г.), эти защитные факторы могут снизить вероятность делинквентного поведения:
Устойчивость молодежи . «Устойчивость — это процесс управления стрессом и хорошего функционирования даже при столкновении с невзгодами и травмами» (CSSP, n.d.). Признаки устойчивости молодежи включают в себя: надежду, духовность, позитивное отношение к себе, общее позитивное отношение, доверие к другим, чувство силы, реалистичную веру в свою способность добиться успеха, мотивацию, целеустремленность, позитивную ориентацию в будущем и принятие ответственности за себя. .
Социальная связь . Связи с людьми и учреждениями помогают молодежи расширять знания и навыки, обрести чувство сопричастности и найти смысл в своей жизни (CSSP, n.d.). Признаки социальной связи включают: теплые, поддерживающие отношения с родителями и другими взрослыми; друзья, не одобряющие антиобщественное поведение; посещает религиозные службы; стремится к школе; хорошо учится в школе; внеклассные занятия; позитивный школьный климат.
Бетонная опора . Молодежь в приемных семьях нуждается в конкретной поддержке и услугах, отвечающих их потребностям и помогающих свести к минимуму стресс. Молодежь получает конкретную поддержку, когда социальные работники, приемные родители и другие лица предпринимают шаги для обеспечения того, чтобы они получали предметы первой необходимости, а также специализированные академические, психообразовательные, медицинские, психические, юридические услуги и/или услуги по трудоустройству (CSSP, n.d.).
Когнитивная и социально-эмоциональная компетентность . Развитие компетентности в этих областях закладывает основу для формирования независимой идентичности и продуктивной, ответственной и приносящей удовлетворение взрослой жизни. Признаки того, что молодежь обладает когнитивной и социально-эмоциональной компетентностью, включают: реалистичную веру в свою способность добиться успеха, духовность, личные цели, самооценку, размышления о последствиях своего поведения, доброту к себе при столкновении с личными неудачами и страданиями, а также личные сильные стороны. например, трудолюбие, благодарность, уважение, честность) (CSSP, n.d.).
Что вы можете сделать Итак, если вы ухаживаете за ребенком или подростком, у которого есть факторы риска правонарушений, что вам следует делать?
Свяжитесь со своим ребенком . Построение прочных отношений требует времени и усилий, но приносит богатые дивиденды: заботливые и поддерживающие отношения со взрослыми являются самым важным защитным фактором для детей, подвергшихся жестокому обращению.
Будьте ясны в отношении правил и ожиданий . Дружелюбно и понятно объясните детям в вашем доме, чего вы от них ожидаете. Привлекайте членов семьи к ответственности последовательно и уважительно. Реагируйте на плохое поведение соразмерно. Например, если нет непосредственной опасности, если поведение ребенка становится непослушным, ваш первый звонок должен быть к социальному работнику ребенка, а не к правоохранительным органам.
Развивайте свои навыки управления поведением . Из-за прошлых травм дети в приемных семьях иногда с трудом ведут себя должным образом. Обучение их управлению своим поведением поможет им добиться успеха в жизни и избежать неприятностей. Есть много ресурсов, которые помогут вам научиться делать это, в том числе эта статья от Поддержка взглядов : http://fosteringperspectives.org/fpv18n1/Phipps.htm.
Расширьте свои знания и понимание развития подростков . Это особенно важно, учитывая последние достижения в области нейробиологии и психологии развития. То, что вы знаете, влияет на то, как вы интерпретируете поведение подростка и как вы реагируете. Чтобы начать расширять свои знания по этой теме, нажмите здесь.
Знайте, где находится ваш ребенок и с кем он . Сделайте свой дом местом, где хотят быть друзья вашего ребенка. Это поможет вам следить за происходящим и познакомиться с друзьями.
Не действуй в одиночку . Часто откровенно беседуйте с социальным работником вашего ребенка и социальным работником, выдавшим лицензии, о ваших успехах в воспитании детей и проблемах. Это важно. Они хотят быть уверены, что ребенок удовлетворяет свои потребности и не попадает в неприятности. Поддержка вас — один из лучших способов достичь этих целей.
Будьте информированы, поддерживайте и присутствуйте . Это особенно важно, когда речь идет о школе вашего ребенка, любой терапии или лечении, которое они получают, и внеклассных мероприятиях.
Внеклассная деятельность Внеклассные занятия — хороший способ поддержать защитные факторы молодежи и удержать их от занятий, которых им следует избегать. Однако в прошлом плата была барьером для зачисления молодежи на внеклассные занятия. Теперь есть ресурсы, которые могут помочь:
Агентства DSS округа . Административный кодекс Северной Каролины (раздел 10A NCAC 71R .0907, Услуги по уходу за детьми в приемных семьях) разъясняет, что округа «могут платить за ресурсы для поддержки участия ребенка в школе. К ресурсам относятся расходные материалы, специальная одежда и взносы за членство в школа спонсировала внеклассные мероприятия». Обратитесь в DSS вашего округа, чтобы узнать, доступны ли ресурсы для молодежи в вашем доме.
Программа NC LINKS . Если вы являетесь опекуном подростка в возрасте 13 лет и старше, находящегося под опекой DSS, попросите своего социального работника соединить вас с работником LINKS ребенка — у вас могут быть деньги для поддержки участия подростка во внеклассных мероприятиях. Чтобы узнать больше о NC LINKS, посетите веб-сайт http://www.ncdhhs.gov/dss/links/.
Местные офисы Guardian ad Litem (GAL) . В некоторых округах волонтеры GAL сформировали некоммерческие организации 501(c)(3), у которых могут быть средства для покрытия расходов на внеклассные мероприятия. Свяжитесь с GAL вашего ребенка или местным офисом GAL для получения дополнительной информации.
Мы надеемся, что эта информация поможет вам привлечь молодежь к внеклассным занятиям, обогащая их потенциал и удерживая их на правильном пути.
Тришана Джонс — специалист по делам детей и молодежи Коалиции Северной Каролины против домашнего насилия. Джон МакМахон — редактор Fostering Perspectives .
Подверженность насилию и жестокому обращению, отсутствие постоянных или заботливых отношений, а также участие в приемных семьях или системе правосудия в отношении несовершеннолетних могут серьезно помешать переходу молодого человека во взрослую жизнь. Чтобы помочь нам повысить благосостояние молодежи, которая сталкивается с этими проблемами, Центр изучения социальной политики разработал YouthThrive , основанная на исследованиях структура, ориентированная на:
Устойчивость молодежи Социальные связи Знание развития подростков Конкретная поддержка в трудные времена
В совокупности эти защитные и стимулирующие факторы повышают вероятность положительных, адаптивных и здоровых результатов даже перед лицом риска и невзгод. Чтобы узнать больше о YouthThrive , перейдите на сайт www.cssp.org/reform/child-welfare/youth-thrive. Не пропустите раздел «Определение защитных и стимулирующих факторов» в правой части страницы.
Чтобы просмотреть ссылки, приведенные в этой и других статьях этого выпуска, щелкните здесь.
~ Ресурсная программа для семьи и детей, Школа социальной работы UNC-CH ~
Членство в банде, правонарушители и преступное поведение
Членство в банде, делинквентные сверстники и преступное поведение
Сара Р. Баттин-Пирсон, Теренс П. Торнберри,
Дж. Дэвид Хокинс и Марвин Д. Крон
Распространение молодежных банд с 1980 года подпитывает общественный страх и усиливает возможные неверные представления о молодежных бандах. Чтобы решить растущую озабоченность по поводу молодежных банд, Управление по делам несовершеннолетних и предотвращению правонарушений (OJJDP) «Молодежные банды» рассматривает многие ключевые вопросы, связанные с молодежными бандами. В сериале рассматриваются такие вопросы, как миграция банд, рост банд, участие женщин в бандах, убийства, наркотики и насилие, а также потребности сообществ и молодежи, которые живут в присутствии молодежных банд.
Членство в банде усиливает преступное поведение. От самых ранних до самых последних расследований криминалисты постоянно обнаруживали, что по сравнению с молодежью, не состоящей в бандах, члены банд гораздо более вовлечены в правонарушения, особенно серьезные и насильственные правонарушения. Общение с правонарушителями также способствует правонарушению. Действительно, преступность сверстников является одним из самых сильных предикторов правонарушений, выявленных исследователями. Однако эффект принадлежности к банде не отделен от эффекта простого общения с правонарушителями.
Некоторые исследователи банд предположили, что членство в банде представляет собой качественно иной опыт, чем просто общение с преступными группами сверстников. Например, Мур утверждает, что «. .. банды больше не являются просто шумными концами континуума местных подростковых групп — теперь они действительно находятся за пределами этого континуума» (1991: 132). Кляйн делает то же самое: «…уличные банды — это нечто особенное, нечто качественно отличное от других групп и от других категорий правонарушителей» (19).95:197). Хотя эти и другие исследователи рассматривают банды как «качественно разные», до недавнего времени ни одно исследование не пыталось отделить влияние членства в банде от влияния правонарушителей сверстников на участие в правонарушениях.
В 1997 году исследования, проведенные Сиэтлским проектом социального развития и Рочестерским исследованием развития молодежи при финансовой поддержке OJJDP, ответили на вопрос: «Способствует ли членство в банде преступности помимо влияния общения с правонарушителями?» В настоящем бюллетене представлены результаты двух исследований.
Результаты Сиэтлского проекта социального развития, представленные в этом бюллетене, были первоначально опубликованы в Criminology 36 (1):93-115, 1998, Американское общество криминологии.