Деловая дискуссия это – —

Содержание

Деловая дискуссия – технология • этапы • правила » ДеньгоДел

Переговоры, совещания, деловые встречи – это неотъемлемая часть любого бизнеса и работы в целом. И в ходе них могут возникать дискуссии или, проще говоря, споры, в которых каждая сторона отстаивает свою точку зрения и пытается добиться желаемого исхода разговора.

В своем большинстве, дискуссии являются крайне полезной формой взаимодействия между деловыми партнерами, коллегами или начальником/подчиненным. Не зря говорят, что в споре рождается истина. Действительно, если вести дискуссию разумно и рационально, можно найти самое правильное решение сложившейся проблемной ситуации. Однако, чтобы во время делового спора истина всё же «родилась», нужно знать некоторые правила ведения дискуссии. Если вы и ваш собеседник (-и) будете их соблюдать, и не позволять лишним эмоциям брать верх, то такую дискуссию можно считать конструктивной и плодотворной.

Этапы деловой дискуссии

Во всех книгах о деловом общении можно найти описание этапов, которые проходит каждый деловой спор. Конечно, во время непосредственного живого взаимодействия мало кто начинает вспоминать эти этапы и четко их разграничивать. Однако, общее понимание того, какой структурой должна обладать дискуссия, поможет правильно выстроить диалог и сделать его именно дискуссией, а не просто разговором «о том, о сём». Если хотя бы один из этапов пропускается, то дискуссия рискует превратиться в бесконтрольный эмоциональный спор, который не может привести ни к каким конструктивным результатам.

Налаживание контакта

Чаще всего в этот этап входит приветствие, форма которого определяется конкретной ситуацией (сдержанное обращение или дружеское теплое, рукопожатие и т.д.). Если собеседники ранее не были знакомы друг с другом – а такие дискуссии тоже случаются – то после приветствия должно следовать представление друг другу: имя, занимаемая должность и другие сведения, которые будут необходимы и уместны в данной ситуации.

Определение цели дискуссии

Обе стороны должны четко понимать, какой проблемой вызвана необходимость проведения дискуссии и каких целей нужно достичь в результате. А вот как именно эти цели будут достигаться, как правило, собеседники и решают в ходе делового спора. Если того требует ситуация, то нужно также обозначить сроки выполнения поставленных задач, имеющиеся ресурсы или специфические условия решения проблемы.

Выявление мнений участников дискуссии

Каждый участник дискуссии должен заранее сформировать свою начальную позицию относительно имеющейся проблемы и высказать её остальным. Обмен начальными мнениями и заложит фундамент для дальнейшей полемики.

Непосредственно сам процесс дискуссии

Участники приводят различные альтернативные пути решения обговариваемой проблемы, обсуждают плюсы и минусы каждого из них, убеждают друг друга в правильности именно того решения, которое считают наиболее оптимальным, подкрепляя это обоснованными аргументами.

Оценка альтернатив решения проблемы

В ходе непосредственного обсуждения, как правило, некоторые из альтернатив отбрасываются вовсе, некоторые остаются под сомнением, некоторые выходят на первый план и берутся за основу. После того, как было выбрано 3-4 варианта решения проблемы, они еще раз обсуждаются, сравниваются, оцениваются с разных точек зрения.

Выбор оптимального решения

Цель любой дискуссии – прийти к единому объективному мнению, которое будет являться наиболее оптимальным в данной ситуации. Это довольно сложно, особенно, если проблема непростая, а участников дискуссии много. Ключ к легкому выбору оптимального решения – это умение участников спора оценивать каждый вариант с объективной стороны и способность слушать и слышать других высказывающихся.

Правила ведения деловой дискуссии

Несколько правил, соблюдение которых поможет сделать дискуссию эффективной и привести обсуждение к единому рещению:

1. Перед началом непосредственных дебатов должны быть обозначены исходные данные проблемы и некие правила поведения всех участников по время дискуссии. Организатор встречи доводит до сведения участников суть проблемы и разъясняет некоторые моменты процесса обсуждения. Например, то, как участники должны обращаться друг к другу; как должны задаваться вопросы и даваться ответы на них и т.д. Такая инструкция необходима, чтобы избежать некорректного обращения, перебивания, проявления бурных эмоций и других явлений, которые могут превратить дискуссию в фарс.

2. Все альтернативы решения проблемы, которые предлагаются участниками спора, должны записываться для удобства их дальнейшего рассмотрения. В идеале, мнения и пути решения должны записываться на доске, которая одинаково хорошо видна всем присутствующим.

3. Если на какой-либо вопрос долго не получается найти рационального ответа или хотя бы обозначить его альтернативы, не стоит на нем зацикливаться. Переходите к следующему вопросу, оставив предыдущий открытым. Возвращайтесь ко всем нерешенным вопросам в конце дискуссии и старайтесь рассматривать их уже с другого ракурса.

4. Все люди, приглашенные на дискуссию, должны иметь право высказываться и активно этим правом пользоваться. Молчащих, равнодушных или со всем согласных людей на таком мероприятии быть не должно, так как такие участники являются абсолютно бесполезными для решения проблемы и делать им на дискуссии в таком случае нечего.

5. Необходимо соблюдать элементарные правила этикета. Каждый участник должен начинать говорить только тогда, когда свою речь закончит предыдущий. Позволять себе перебивать, переходить на личности, и тем более, оскорблять друг друга, участники дискуссии не должны. Такие моменты часто встречаются в бытовых спорах, но когда речь идет о деловой дискуссии, поведение собеседников должно быть сдержанным.

6. Каждое суждение, сказанное в противовес другому высказанному мнению, должно подкрепляться объективными аргументами. Фразы по типу «Вы не правы просто потому, что я так считаю», «Такого быть не может и точка» использоваться не должны.

7. Распространенный и очень опасный враг дискуссий – это стереотипы и обобщения. На основе одного лишь факта нельзя делать выводы точно также, как и нельзя допускать любых стереотипных суждений о каком-либо явлении или профессиональной группе.

8. По возможности, нужно подкреплять аргументы цифрами статистики и данными научных исследований. Во-первых, это поможет составить объективную картину обсуждаемой проблемы, во-вторых, такие аргументы всегда лучше убеждают собеседников, чем какие-либо личные выводы.

9. Во время дискуссии необходимо адекватно реагировать на критику вашего мнения со стороны других участников. Если вам говорят «вы не правы» и разумно аргументируют это, стоит задуматься и пересмотреть своё мнение с учетом услышанных замечаний. Если же вам задали вопрос, ответ на который вам кажется очевидным, не ухмыляйтесь и не насмехайтесь над спросившим, а ответьте на вопрос вежливо и максимально доходчиво. Возможно, человек не является таким специалистом в данной сфере, как вы, и заданный им вопрос действительно для него непонятен и сложен.

10. Все участники дискуссии должны оперировать только проверенными данными и фактами, и не искажать их в свою пользу. Выдавать чужие удачные мысли и достижения за свои, пытаясь таким образом повысить свой авторитет в глазах других участников – тоже не самая хорошая идея.

11. Доля здорового юмора во время обсуждения допускается, но только доля. Нечастый легкий юмор там, где он уместен, поможет немного разрядить накалившуюся обстановку, но не перестарайтесь с «шуточками» — всё же это деловая беседа, а не игра квн.

Ведение эффективных деловых дискуссий – это искусство, но овладеть им может практически каждый. Тщательно подготовьтесь к предстоящему обсуждению, сформируйте свою мнение, составьте список вопросов, которые вы хотите задать другим и которые могут задать вам, и настройтесь на открытое восприятие чужих идей и мыслей. И тогда проблема, из-за которой и началась дискуссия, обязательно будет решена мирным способом.

dengodel.com

Организация и ведение деловых дискуссий

Статья посвящена вопросам организации и ведению деловых дискуссий. В любой дискуссии велика роль ведущего. Для того чтобы дискуссия велась этично, культурно и необходимо знать типологию участников обсуждения.

Общение является атрибутивным свойством человека, основным способом его жизнедеятельности в обществе. А для делового человека искусство общения представляет собой важнейшее профессиональное качество, так как коммуникация выступает главным средством реализации задач управления, бизнеса. Поэтому овладение искусством делового общения необходимо для каждого человека независимо от того, каким видом деятельности он занимается или будет заниматься [1; 2].

Деловая дискуссия – это обсуждение какого-либо спорного вопроса, исследование проблемы, в котором каждая сторона, оппонируя мнение собеседника, аргументирует свою позицию [3].

Чтобы деловая дискуссия была плодотворной, председательствующий должен владеть некоторыми знаниями о технике организации и проведения деловых дискуссий. При ведении делового совещания следует исходить из того, что приходится иметь дело с разными характерными типами участников обсуждения

. Ниже приведена характеристика особенностей, свойственных каждому такому типу, и даются советы относительно того, как с ними обходиться, и как их при необходимости нейтрализовать.

Блокировщик

Такой человек упрямо ни с кем не соглашается, приводит примеры из прошлого личного опыта, постоянно возвращается к вопросам, которые уже решены.

Чтобы нейтрализовать «блокировщика», напоминайте ему о цели и предмете обсуждения, тактично указывайте ему, что он уходит сам и уводит коллег в сторону.

Агрессор

Такой человек критикует всех подряд, демонстративно не соглашается с тем, что предлагается.

Чтобы нейтрализовать «агрессора», на любое его высказывание и опровержение задавайте ему вопрос о том, что в сложившейся ситуации предлагает он сам? Напоминайте ему, что излишняя критика лишает дискуссию конструктивности, гасит желание высказывать предложения и обсуждать их.

Прыгающий с темы на тему

Такой человек в ходе дискуссии постоянно меняет тему разговора.

Чтобы нейтрализовать «прыгающего с темы на тему», останавливайте его вопросами типа: «Разве мы закончили рассмотрение предыдущей проблемы?» Или: «Разве то, что вы говорите, относится к нашему сегодняшнему совещанию?» и т.п.

Удалившийся

Такой человек не хочет участвовать в общем обсуждении, бывает во время него молчалив и рассеян.

Чтобы активизировать «удалившегося», предлагайте ему высказываться и вносить свои предложения с помощью вопросов: «А что вы думаете относительно сказанного?», «Какие предложения есть у вас?» и т.п.

Доминирующий

Такой человек во время дискуссии пытается захватить власть и манипулировать присутствующими.

Чтобы нейтрализовать «доминирующего», спокойно и уверенно останавливайте его высказывания своим предложением: «Ваше мнение – это лишь одна из возможных альтернатив. Давайте послушаем и другие точки зрения».

Адвокат дьявола

Такой человек во время дискуссии специально задаёт «острые» вопросы, заведомо ведущие присутствующих в тупик, всеми способами блокируя совещание и стремясь к его провалу.

Чтобы нейтрализовать «адвоката дьявола», нужно либо вовремя оценивать его вопросы: «Ваш новый вопрос уводит нас от рассматриваемой проблемы» и т.п., либо акцентировать внимание на неоправданной полемичности и провокационности его заявлений, либо переадресовывать его вопрос ему же для ответа: «А сами вы, что думаете по этому вопросу?», «Мы бы хотели услышать ваш вариант ответа на ваш же вопрос» и т.п.

Ищущий признания

Такой человек во время дискуссии хвастает, много говорит, стремясь утвердить свой статус.

Чтобы нейтрализовать «ищущего признания», задавайте вопросы, показывающие, что его высказывания – это рассуждения о самом себе, а не о деле и сути обсуждаемой проблемы: «Можно ли использовать то, что вы нам сообщили, для решения обсуждаемого вопроса?» и т.п.

Повеса

Такой человек во время дискуссии тратит время собравшихся, «пуская пыль в глаза», рассказывает развлекательные истории, анекдоты.

Чтобы нейтрализовать «повесу», каждый раз задавайте ему один и тот же вопрос: «Соответствует ли ваше высказывание теме совещания?»

Во время дискуссии оппонента приходится критиковать. Однако использовать критику, даже конструктивную, следует очень осторожно и в ограниченных количествах. Поэтому для успешного использования критики целесообразно придерживаться ряда правил, которые выработаны многолетним практическим опытом проведения деловых дискуссий [4].

Правила, которые следует соблюдать критикующей стороне:

  • В процессе критики следует непременно избегать проявлений раздражения, гнева, злости, пренебрежения по отношению к оппоненту. Не стоит напоминать ему о каких бы то ни было ошибках, совершённых им в прошлом. Свою неудовлетворённость от высказанного оппонентом мнения, точки зрения, предложения можно демонстрировать только тоном голоса, но не позой, жестами, мимикой.
  • Критиковать лучше всего с глазу на глаз, поскольку присутствие посторонних не только ослабляет восприятие критики, но и усиливает защитную реакцию. Совершенно недопустимо критиковать оппонента «за спиной», когда он не имеет возможности вам возразить.
  • Разговор следует вести без эмоций, в спокойном тоне и так, чтобы у собеседника не возникло ощущения безысходности.
  • Нельзя требовать от оппонента немедленного открытого признания собственных ошибок: вполне достаточно того, что он внимательно выслушал ваше критическое замечание.
  • Любую критику эффективнее всего начинать с самокритики.
  • Никогда не стоит извиняться за критику, ибо это не столько признак вежливости, сколько признак неуверенности в своей правоте.

Правила, которые следует соблюдать критикуемой стороне:

  • Не считайте, что критикующий вас оппонент настроен к вам враждебно и желает вам только зла.
  • Сохраняйте спокойствие, скрывая своё плохое настроение, проявляя внимание к тому, что говорит критикующий вас оппонент.
  • Не отшучивайтесь, не пытайтесь менять тему разговора.
  • Если критическое замечание высказано в виде шутки, намёка, следует уточнить, что именно критикующий имел в виду, а не домысливать это за него и приписывать ему то, что он в виду может быть и не имел.
  • Дайте критикующему вас оппоненту понять, что критика вами воспринята, и все замечания будут внимательно изучены и по возможности учтены [5].

В практике проведения деловых дискуссий очень часто возникают непредвиденные ситуации, которые могут оказать весьма существенное (причём – отрицательное) влияние на их итоги. Непредвиденные ситуации в деловых дискуссиях могут возникать, как вследствие целенаправленных попыток оппонентов помешать принятию запланированных решений, так и в результате их неуравновешенности, чрезмерной эмоциональности. Для преодоления сложных ситуаций рекомендуется действовать следующим образом:

  • Всё время сохраняйте спокойствие.
  • Фиксируйте высказанные мнения без немедленного их комментирования. Поспешные комментарии, как правило, способны только усугубить ситуацию.
  • Попытайтесь дать участникам расслабиться с помощью горячих или прохладительных напитков, разрешив курить или даже объявив перерыв. Цель перерыва – предоставить сторонам время на размышление, а также на приведение в порядок чувств и мыслей, восстановление спокойствия и преодоление излишней эмоциональности.
  • Дайте участникам как можно больше времени, чтобы успокоиться, так как в этом случае повышается вероятность, что дискуссия всё-таки войдёт в нужное русло.
  • Если возможно, добивайтесь отсрочки решения, чтобы провести более подробное изучение спорного вопроса.
  • Вынося решение под давлением, следует принимать только решения, носящие временный характер.
  • Если принятое решение носит временный характер, то одновременно должна быть определена дата принятия окончательного решения [6].

В заключение отметим, что овладение деликатной манерой общения требует специальных знаний по этикету вообще и управленческому – конкретно. Но главное состоит в практическом умении быть деликатным. Возрастание нравственного фактора в бизнесе и управлении – закономерность цивилизованной экономики, о чем убедительно свидетельствует опыт развитых стран мирового сообщества [7].

novainfo.ru

2.4 Деловая дискуссия. Психология делового общения

Похожие главы из других работ:

Бессознательная (неосознаваемая) мотивация

3. Дискуссия о влечении как неосознаваемой мотивации

Понимание влечений как свойств, близких к инстинктам, проявляющееся у разных авторов в той или иной степени, очевидно, не случайно. Над влечениями постоянно «витает дух» невольности, плохой осознаваемости. Как писал А.С…

Взаимодействие, как основа эффективного делового общения

V. Деловая беседа, как основная форма делового общения

Практика деловых отношений показывает, что в решении проблем, связанных с межличностным контактом, многое зависит от того, как партнеры ( собеседники) умеют налаживать контакт друг с другом. При всем многообразии форм делового общения…

Влияние личностных качеств деловой женщины на успешность ее деятельности

1.1.2 Деловая женщина на работе и дома

В последнее время стал модным постоянно напоминать женщине о её естественном предназначении, — быть хранительницей очага, организатором домашнего хозяйства, воспитателем детей. Женщина слушает (да, звучит хорошо!)…

Групповая дискуссия – один из основных тренинговых методов

Групповая дискуссия как метод групповой психологической работы

Интерес психологов к феномену дискуссии берет начало с 30-хгодов. Сначала Ж.Пиаже в своих работах обратил внимание на дискуссию. Он указывал…

Игровые методы в терапии

4. Деловая игра

Деловая игра чаще всего применяется для решения организационно-производственных задач как непосредственно на предприятиях и в учреждениях, так и при подготовке и переподготовке руководящих и инженерных кадров [2]…

Каузальный подход в экспериментальной психологии

1.4 Научная дискуссия по поводу каузального подхода на современном этапе

Среди современных ученых ведется обсуждение типов каузального анализа. Так, французский ученый Р.Том говорит о двух типах: первый состоит в объяснении явлений действующей причиной, второй, математический…

Национальные стили ведения переговоров. Описание английского, российского, американского и других стилей

Глава 1. Деловая коммуникация как важная часть жизни современного человека

Понятие, цели и задачи социальной психологии

1.1 Дискуссия о предмете социальной психологии

В истории советской социальной психологии можно выделить два этапа этой дискуссии: 20-е гг. и конец 50-х — начало 60-х гг. Оба эти этапа имеют не только исторический интерес…

Предмет и задачи социальной психологии

1.1 Дискуссия о предмете социальная психология

В истории советской социальной психологии можно выделить два этапа этой дискуссии. Оба эти этапа имеют не только исторический интерес…

Психокоррекция стрессовых состояний

3. Мужской, женский, детский стресс. Групповая дискуссия как метод групповой работы

стресс групповая дискуссия Кто лучше справляется со стрессом — мужчина или женщина? Попробуем ответить на эти вопросы. Как только собирается чисто женская компания, наступает момент, когда разговор, видимо исчерпав все другие интересные темы…

Психологические аспекты делового общения

1.3 Деловая беседа

Деловая беседа — это устный контакт между деловыми партнерами, которые имеют необходимые полномочия от своих организаций и фирм для установления деловых отношений, разрешения деловых проблем или выработки конструктивных подходов к их решению…

Психология делового общения

2.2 Деловая беседа

Как правило, деловые беседы планируются заранее. В процессе подготовки определяется предмет беседы, круг вопросов, который целесообразно обсудить, основные намерения, которые необходимо осуществить…

Психолого-социальные аспекты сопровождения персонала военно-медицинского профиля

1.5 Деловая игра как метод СПТ

В последнее время социально-психологический тренинг применяется в различных областях человеческой практики, в том числе в работе с профессионалами. Это объясняется тем…

Социальная психология — прошлое, настоящее и будущее

Глава 1. Дискуссия о предмете социальной психологии в 20-е годы.

В истории советской социальной психологии можно выделить два эта-па этой дискуссии: 20-е гг. и конец 50-х — начало 60-х гг. Оба эти этапа имеют не только исторический интерес…

Управление процессом принятия группового решения

1.2 Групповая дискуссия и ее роль в принятии групповых решений.

Наиболее исследована роль групповой дискуссии, предшествующей принятию группового решения. На экспериментальном уровне эта проблема, как и другие вопросы групповой динамики, была изучена Левиным…

psy.bobrodobro.ru

Деловая дискуссия


Автомобили
Астрономия
Биология
География
Дом и сад
Другие языки
Другое
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Металлургия
Механика
Образование
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Туризм
Физика
Философия
Финансы
Химия
Черчение
Экология
Экономика
Электроника
⇐ ПредыдущаяСтр 6 из 12Следующая ⇒

Деловая дискуссия — это обмен мнениями по вопросу в соответствии с более или менее определенными правилами процедуры и с участием всех или отдельных ее участников. Почти каждое предприятие или фирма обсуждают деловые вопросы на заседаниях групп или комиссий. Многие деловые собрания и совещания также проводятся в виде дискуссий. При массовой дискуссии все участники, за исключением председателя, находятся в равном положении. Специально подготовленные докладчики не назначаются, в то же время все присутствуют не только в качестве слушателей. Специальный вопрос обсуждается в определенном порядке, обычно в соответствии со строгим регламентом и под председательством должностного лица.
Групповая дискуссия отличается тем, что специально подготовленная группа обсуждает вопрос, дискутирует перед аудиторией. Целью такой дискуссии является представление возможных решений проблемы, обсуждений противоположных точек зрения по спорным вопросам, презентация новой информации. Как правило, такого рода дискуссии спора не разрешают и не склоняют аудиторию к какому-либо единообразию действий. В групповой дискуссии в качестве оппонентов могут участвовать от трех до восьми-десяти человек, не считая ведущего. Основное коммуникативное средство — диалог, который каждый раз ведут только два участника. Число участников групповой дискуссии может меняться в ту или другую сторону в зависимости от запаса времени, сложности и актуальности проблемы и наличия компетентных специалистов, которые могут участвовать в обсуждении.
Приглашенные для дискуссии специалисты сидят полукругом, лицом к аудитории, а ведущий — в центре. Такая организация пространственной среды позволяет каждому участнику групповой дискуссии видеть и слышать друг друга как можно лучше.
Очень важно, чтобы участники дискуссии были хорошо подготовлены, имели при себе статистические данные, необходимые материалы. Большое значение имеет также их манера говорения, культура речевой коммуникации, а также стиль ее демонстрации: непринужденно, в оживленной манере, точно формулируя вопросы и лаконично комментируя ответы или краткие замечания. Целесообразно, чтобы участники называли друг друга по имени и отчеству. Аудитория, наблюдающая дискуссию, должна быть постоянно в центре внимания выступающих, с ней необходимо поддерживать не только невербальный, но и вербальный контакт. Ведущий дискуссию регулирует ее ход, все процедуры, представляет тему и выступающих, следит за регламентом, руководит обменом мнений, произносит заключительное слово.
Деловой спор как вид коммуникации широко применяется при обсуждении разногласий, в ситуации отсутствия единого мнения по обсуждаемому вопросу. В литературе по коммуникации нет единого понимания термина «спор», однако большинство специалистов квалифицируют его как процедуру, в которой один доказывает, что какая-то мысль верна, а другой — что она ошибочна. В.И. Курбатов в книге «Стратегия делового успеха», считает, что особенностью спора является не доказательство истинности собственного тезиса, а словесное состязание, при котором каждый отстаивает свою точку зрения по тому или иному спорному вопросу. На практике зачастую споры ведутся в неупорядоченных, неорганизованных формах, а также при несоблюдении общепринятых правил и принципов. Спору как разновидности деловой коммуникации присущи следующие характеристики:
1) спор предполагает наличие по крайней мере двух субъектов, одного из которых уместнее называть пропонентом, а другого — оппонентом;
2) участники спора имеют одинаковые права в процессе обмена мнениями, по степени активности, по видам и формам прямой и обратной связи друг с другом;
3) предметом спора является положение, о котором каждая из сторон имеет собственное мнение, называемое позицией или тезисом;
4) различие позиций сторон делает спор обсуждением на уровне явления, а не на уровне сущности. Поэтому любой спор — достаточно поверхностное обсуждение спорного положения;
5) позиции сторон противоречат друг другу и чаще всего имеют открыто отрицательный характер;
6) процедура обмена мнениями в соответствии с взаимоисключающими характеристиками тезисов выражается в борьбе мнений;
7) борьба мнений в споре нередко достигает высшей формы — конфликта или борьбы мнений, когда каждая из сторон настаивает на истинности своего тезиса и ложности тезиса оппонента. Каждый довод в аргументации такого типа представляет собой отрицание довода оппонента. Характер обсуждения приобретает вид опровержения, отклонения, отрицания, неприятия, устранения;
8) предметное поле обсуждения спорного вопроса обычно не бывает четко определенным. Его размытость также обусловлена тем, что речь в споре идет не о сущности, а о поверхностных характеристиках предмета;
9) спор как вид деловой коммуникации не регламентирован ни в процедурном, ни в пространственном, ни во временном отношениях.

mykonspekts.ru

Дискуссия – это демократичная форма ведения деловой беседы

 

В основе любого взаимодействия между людьми лежит общение. Его правильная организация определяет результативность деятельности во всех сферах жизни.

Для организации общения в производственных условиях руководящим сотрудникам приходится тратить около 80% своего рабочего времени. Поэтому умение общаться является не менее важным, чем непосредственные знания и деловой опыт.

Общение различается по содержанию и насыщенности. Его качество во многом зависит не только от основного содержания, но и от формы. Правильно выбранная форма помогает быстрее достичь важных целей.

Одной из самых распространенных форм делового общения является дискуссия. Это разновидность обмена мыслями, которая отличается от прочих особой спецификой. Она определяется противоборствующим характером действий участников беседы.

Дискуссия представляет собой публичное обсуждение (к примеру, на производственном совещании, планерке, собрании коллектива и т.д.) какого-то спорного вопроса. С помощью этого вида общения решаются проблемы через сопоставление, столкновение мыслей и различных позиций, а также через их ассимиляцию и взаимообогащение по сути решаемой проблемы.

При правильной организации переговоров деловая дискуссия помогает направлять ее на выполнение таких функций, как поиск новых направлений работы, начало перспективных мероприятий, контроль начатых дел, обмен информацией, общение работников одной деловой сферы, поддержка деловых контактов, разработка замыслов и идей и т.д.

В этом аспекте дискуссия – это самая демократичная форма ведения деловой беседы, которая допускает свободный обмен мнениями и принятие решений, которые вырабатываются с общего согласия с последующим утверждением руководством.

Межличностное общение в форме дискуссии осуществляется гораздо чаще, чем может показаться. Она имеет как плюсы, так и определенные минусы. Главной задачей является минимизация возможных отрицательных моментов. Это помогает повысить уровень доверия и уважения между членами коллектива.

Поскольку дискуссия – это не только беседа, но и во многом противостояние собеседников, то она предполагает своего рода словесный «пинг-понг», когда мнения одних участников не принимаются другими и «отбиваются» в сторону оппонентов. Зачастую попытки доказать свою правоту выливаются в пренебрежение принципами тактичности, и общение оказывается на грани взаимных оскорблений и перехода на полемику. Такая черта является самой опасной. Чтобы избежать подобных ситуаций, требуется постижение теоретических основ ведения переговоров.

Дискуссия – это, прежде всего, умелое использование таких методов, как убеждение, правильные эмоции, компромиссные решения, селективный отбор информации, выстраивание разумных отношений между сторонниками разных позиций.

Как коммуникативный инструмент дискуссия направлена на продвижение идей и личных убеждений. При этом доминирует вовсе не логика, а эмоции. В связи с этим при проведении обсуждения с использованием такого инструмента необходимо придавать общению максимально конструктивный и спокойный характер.

После проведения дискуссий многие остаются недовольными ее результатами, поскольку их идеи были отвергнуты. Поэтому важно уметь использовать дискуссию лишь в случаях, когда она действительно оправдана. Иногда разумнее заменять ее диалогом либо сочетать их для большей продуктивности. Также правильным является использование «мозгового штурма», который позволяет выдвигать идеи в более стихийной форме, что делает их отсеивание гораздо менее болезненным для участников. И самый главный момент: любая групповая дискуссия – это, прежде всего, умение не только говорить, но и слушать окружающих. Это гораздо важнее, чем просто спор.

 

fb.ru

определение, цель, формы :: BusinessMan.ru

Вопрос о том, что такое дискуссия, относится к сфере социальных и обществоведческих наук. Ведь это одна из форм коммуникативного общения, которая в последнее время приобрела большой вес не только в политике, но и в образовательной среде.

Общая характеристика понятия

Дискуссия – это обмен мнениями по какому-либо спорному, актуальному вопросу, который ведется по определенным правилам и под руководством ведущего мероприятия. Главным содержанием данной формы общения является высказывание участниками своих мнений, которые коллективно обсуждаются слушателями. Преимуществом этого вида спора можно назвать то, что он обеспечивает возможность высказаться всем группам без исключения.

Предмет дискуссии – это чаще всего какой-либо животрепещущий вопрос, который в равной степени интересен всем членам коллектива. Содержание таких проблем должно быть актуальным, и при их решении высказываются разные, порой противоречивые точки зрения. В ходе ее обсуждения участники должны прийти к общему консенсусу. В этом и заключается цель дискуссии, ход и организация которой направлены на то, чтобы по возможности примирить все противоречия по обсуждаемому вопросу путем поиска наиболее оптимального варианта решения задачи, который бы удовлетворял все стороны или, по крайней мере, большинство слушателей.

Круглый стол

Формы дискуссии могут быть самые различные и зависят от поставленных целей и задач. Наиболее распространенными из них являются следующие: коллективное обсуждение, заседание экспертной группы, форум, диспут, дебаты, так называемый «мозговой штурм» и другие. Одним из наиболее популярных видов является заседание круглого стола, которое предполагает совместный анализ проблемы несколькими участниками с параллельным обменом мнений с аудиторией. Пожалуй, это одна из самых распространенных форм ведения спора в научной и дипломатической среде, поскольку обладает несомненными достоинствами: взвешенный подход к спорным моментам, максимальная демократичность и внимание к мнению всех присутствующих.

Заседание экспертной группы и форум

Понимание того, что такое дискуссия, невозможно без учета особенностей наиболее важных ее форм. Очень часто для решения наиболее острых вопросов привлекаются специалисты, которые, объединившись в группу, решают проблему на научном уровне. Каждый ее член впоследствии представляет слушателям небольшое выступление, в котором в сжатом виде излагает свое ви́дение изучаемого предмета. Однако в данном случае не предусмотрен обмен мнениями с аудиторией.

Форум, по сути, напоминает заседание экспертной группы, но в ходе его заседаний дается слово и слушателям. Эти два вида ведения споров отличаются от круглого стола более официальным характером, а также тем, что участники выступают с развернутыми сообщениями.

Диспут и дебаты

Решение вопроса о том, что такое дискуссия, упирается в осмысление ее организационных моментов. От простого спора ее отличает то, что она ведется по определенным правилам и в заданных рамках, даже в том случае, когда участники придерживаются прямо противоположных мнений. В диспуте участвует две или три группы, каждая из которых отстаивает свою точку зрения на спорный вопрос. Здесь акцент делается не на обмен репликами, замечаниями, как в вышеописанных случаях, а на то, чтобы убедить оппонентов в правильности своей позиции. Поэтому ход дискуссии приобретает более острый характер и даже отличается некоторой психологической напряженностью.

Еще бо́льшим динамизмом отличаются дебаты – тщательно организованный спор по какой-либо проблеме, в ходе которого противоположные стороны стремятся убедить в своей правоте не столько друг друга, сколько третью сторону. При этом они стараются сформировать у слушателей определенное мнение по тому или иному вопросу. Данный вид обсуждения применяется в политической сфере: так, различают президентские и парламентские дебаты.

«Мозговой штурм»

Решение вопроса о том, что такое дискуссия, невозможно без учета того важного факта, что довольно часто она нацелена не столько на выявление оптимального решения спорной задачи, сколько на развитие творческого мышления у участников. В таком случае акцент делается на то, чтобы стимулировать мышление групп, члены которых в подобных случаях могу предлагать оригинальные, необычные предложения с расчетом на то, что они будут выслушаны и обсуждены.

businessman.ru

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о