Над чем работает логопед – . , — .

Содержание

Что должен уметь логопед? | УЧЕБНЫЙ ЦЕНТР ЛОГОПЕД МАСТЕР

Навыки, необходимые логопеду для профессиональной деятельности

Наверняка у каждого в окружении найдутся знакомые, которые в детстве занимались с логопедом. Это специалист, задача которого — обучить ребёнка правильной речи. Нередко логопед воспринимается как врач, который учит ребёнка правильно произносить звуки. Однако это не совсем верно. Во-первых, в России логопед — это педагог, даже если специалист работает в медицинском учреждении. Во-вторых, логопед комплексно работает над всеми компонентами речи, а не только над звукопроизношением. Для проведения успешной коррекционной работы логопеду необходимо находить причину речевых нарушений и работать над её устранением, а также давать рекомендации по обращению к смежным специалистам: неврологу, ортодонту, сурдологу и др.

Чем занимается логопед?

Задача логопеда — работа над развитием всех компонентов речи:

  • использование речи как средства коммуникации;
  • звукопроизношение;
  • фонематический слух, фонематическое восприятие;
  • грамматический строй;
  • словарный запас;
  • темпо-ритмическая сторона речи, просодика;
  • понимание речи;
  • артикуляционная моторика;
  • а также овладение навыками письменной речи — письмом и чтением.

В каждом случае причины тех или иных речевых нарушений могут быть различными: травмы при родах, анатомические нарушения, неврологические заболевания, нарушения слуха и т. д. Основная задача логопеда в начале коррекционной работы — определить причину нарушений и дать необходимые рекомендации.

Для успешной работы по коррекции речевых нарушений логопеду необходимо:

  • проводить диагностику для выявления причин нарушений;
  • уметь выполнять массаж органов артикуляции;
  • владеть различными способами постановки звуков;
  • учить ребёнка дифференцировать близкие на слух и по произношению звуки в потоке речи, понимать обращённую к нему речь;
  • научить ребёнка использовать речь как средство коммуникации;
  • проводить работу с голосом и речевым дыханием;
  • расширять активный и пассивный словарь ребёнка, научить грамотно использовать грамматические формы.

Как получить необходимые навыки?

Все необходимые базовые знания логопеды получают при обучении в университете или колледже. Однако этих знаний может быть недостаточно. Например, обучение логопедическому массажу языка и других органов артикуляции обучают не во всех учебных заведениях, поэтому при приёме на работу часто требуется иметь дополнительный сертификат. К тому же, сфера деятельности логопеда настолько широка, что часто прохождение дополнительного обучения просто необходимо. Для этого существуют специальные курсы для логопедов в СПб и других городах. Такие занятия позволяют получить множество новых знаний и практических навыков, которые пригодятся в работе с детьми с различными речевыми нарушениями.

www.logopedmaster.ru

Речь как основа совершенства: 10 вопросов логопеду-дефектологу

Речь является важным инструментом построения отношений человека с внешним миром, поиска своего места в социуме. Крайне важно уже в раннем возрасте уделять большое внимание тому, как ребёнок осваивает искусство слова. Насколько успешен человек будет в работе, личной жизни, творчестве во многом зависит от его умения логично, красиво и правильно излагать свои мысли. В настоящее время логопедами накоплен большой опыт помощи детям, имеющим различные нарушения речи. О том, в каком возрасте ребёнка необходимо показать специалисту, о некоторых особенностях развития разговорной функции организма и современных методах лечения мы поговорили с логопедом, сооснователем проекта «Дом на дереве» Еленой Кругловой.

1. Какие признаки в речи ребёнка должны сигнализировать родителям о проблеме и о том, что пора обратиться к специалисту? В каком возрасте это следует сделать?

Такие признаки в речи ребёнка существуют. Другой вопрос: отмечает ли их сам родитель? Многие просто не слышат нарушенное звукопроизношение или не знают, что в определённом возрасте ребёнок должен реагировать на обращённую речь или уметь высказываться простыми предложениями. Уже в раннем возрасте могут возникнуть трудности с речью, но неспециалисту очень трудно их выявить, поэтому полезным станет прохождение диагностики в раннем возрасте.

К примеру, возьмем самый простой признак: нарушенное звукопроизношение. Если у ребёнка не получается выговаривать звук до определенного возраста, сам этот звук не появится. Дело в том, что при неправильном произношении органы артикуляции по той или иной причине двигаются не так, как положено. Язычок не дотягивается наверх или не опускается за зубки. Причины искажённого произношения могут быть разные. Специалист соберёт всю необходимую информацию и на её выводах построит индивидуальный план работы с подопечным. Важно отметить, что в 6 лет все звуки уже должны сформироваться, и ребенок должен произносить их чётко.

В возрасте 5,5 лет родители смело могут идти к специалисту на постановку звуков, если есть трудности в произношении. Но помните о норме появления звуков: в 4 года не нужно идти к специалисту и ставить звук [р], так как ребенку физиологически ещё трудно его произнести

2. Все дети развиваются по-разному. Одни в два года рассказывают стихи, другие — к трём едва связывают слова в нестройные словосочетания. Что ребенок должен уметь в год, два, три и пять лет?

Это очень широкий вопрос, но раз уж мы заговорили о звукопроизношении, которое родитель может отследить, то приведем в пример норму появления звуков для каждого возраста и дополним нормами объёма словарного запаса.

1-2 года: звуки [а, о, э, п, м, б], при этом ряд твёрдых согласных малыши заменяют мягкими «дяй» вместо «дай».  К году словарный запас 10-15 лепетных слов.

2-3 года: звуки [и, ы, у, ф, в, т, д, н, к, г, х, й] и их мягкие пары. Физиологически малышам ещё трудно произнести свистящие, шипяшщие звуки и [л, р]. К 2 годам словарь насчитывает примерно 300 слов, фразы становятся всё более длинными и сложными, а произношение слов улучшается; к 3 годам – 1000-1100 слов.

3-4 года: звуки [с, з, ц], при этом звуки [ч, ц] ещё могут заменяться на [ть, с, щ], у некоторых детей наблюдается общая смягчённость речи. Словарь ребенка к 4 годам – 1600 слов.

4-5 лет: звуки [ш, ж, ч, щ], некоторые дети уже правильно произносят звуки [рь, ль].

5-5,5 лет: звуки [л, р]. Словарь – 2200 слов.

К пяти годам речь для ребёнка становится полноценным средством общения

Удлиняется и усложняется фраза. Дети активно пользуются запасом имеющихся у них слов, усвоенных в быту, учатся правильно называть окружающие предметы, их качества, явления природы, употреблять слова, обозначающие временные и пространственные понятия, без труда пересказывать сказки, появляются обобщающие слова.

Очень важен первый год жизни ребёнка. Он настолько интенсивный, что появление новых навыков определяются пятью периодами. Стоит обращать внимание на громкость, звонкость крика. Ребенок должен кричать, как положено. Если крик сдавленный, тихий, в малом количестве, то стоит проконсультироваться со специалистом. Для полноценного речевого развития важны гуление (ууааа, ааау), лепет и его интонационная окраска (ба-ба-бу, ма-на и т.д.). Обратите внимание на то, понимает ли вашу обращённую речь малыш, реагирует ли он на неё. Если Вы видите, трудности, обращайтесь к специалистам раннего развития.

3. Последствием каких пороков развития может быть неправильная речь?

Самая актуальная и полезная информация для современных родителей — в нашей рассылке.
С нами уже более 30 000 подписчиков!

4. Если в семье присутствуют люди с нарушением речи, может ли это повлиять на речь ребёнка в будущем? Как и в каком возрасте она формируется?

      Речь ребёнка формируется уже с первых дней жизни. Физиологические звуки (крик, сосание, кашель, чихание) – это уже проявления речи. Более осознано речь формируется с 1-3 месяцев – появление интонаций, гуления, смеха. Ребенок осваивает речь, в первую очередь, по подражанию. И если взрослый часто «сюсюкает» и смягчает согласные, это может отразиться и в речи ребёнка. Часты случаи, когда один из родителей не произносит какой-то звук — ребенок также его не произносит. С заиканием такого не происходит, потому что природа заикания в неврологии. Если у ребёночка нет неврологических нарушений, то он заикаться не будет. В крайнем случае начнёт подражать, но это не будет являться истинным заиканием.

5. Если ребёнок занимается с логопедом, стоит ли родителям самим заниматься с малышом дополнительно?

Ответ на этот вопрос у меня только однозначный – да! Родителям в любом случае стоит дополнительно заниматься с ребёнком дома. Логопед обязательно даёт рекомендации для домашних заданий: будь то массаж, артикуляционная гимнастика, заучивание стишков или упражнения на развитие лексической или грамматической стороны речи. Спектр упражнений и заданий очень велик. Во-первых, родитель в курсе: над чем работает специалист и на что стоит обратить внимание в бытовых условиях, чтобы поддержать ребенка в приобретении новых компетенций. Во-вторых, ребёнок гораздо быстрее достигнет своей цели, если он будет тренироваться не только на занятиях у логопеда, но и в обычных бытовых ситуациях (на кухне, на игровой площадке, по дороге в сад или в гости). В-третьих, вы экономите время и деньги.

6. Постановка каких звуков наиболее сложна для малыша? Сколько времени требуется отвести занятиям, чтобы ребенок научился правильно произносить, допустим, 2-3 звука?

Для каждого ребёнка трудности индивидуальные. Кто-то хорошо произносит звук [р], но никак не получается — звук [с], у кого-то – наоборот. Ни один логопед не скажет вам за какое время можно поставить звук. Всё очень индивидуально. У одного ребенка можно поставить звук за 2 занятия, потом его автоматизировать за 2 недели, а у другого – за 2-3 месяца, и не факт, что звук автоматизируется в собственной речи. Очень много факторов, влияющих на время постановки и автоматизации: причины нарушения, физиологическое состояние ребёнка (на сколько он быстро устаёт), поддержка родителей и выполнение рекомендаций логопеда.

7. Что такое «короткая уздечка»? На самом ли деле она мешает развитию речи? Всегда ли необходимо хирургическое вмешательство?

Если вы поднимите язычок наверх за зубы, то под ним увидите тоненькую «ниточку». Это и есть уздечка. Если она короткая, то она не даст язычку дотянуться наверх за зубы. Из-за этого могут быть проблемы с некоторыми звуками. С помощью специальных упражнений её можно растянуть. Если, поупражнявшись, растянуть не получается, её можно подрезать. Но я рекомендую всегда сначала позаниматься, прежде чем идти к врачу. Всё-таки это стресс для ребёнка.

8. Многие родители не принимают всерьёз проблемы неправильной речи у ребёнка, надеясь на то, что это «само пройдет». Несвоевременное обращение к логопеду может иметь последствия?

Чем раньше родители обращаются за помощью, тем проще и легче преодолеть трудности речи. Если нарушение произношения сохраняется вплоть до школьного возраста, могут возникнуть трудности с письмом и с чтением. Ребёнок может пропускать буквы или заменять их другими. Если проблемы в другой стороне речи: ребенок неправильно согласует слова (например, «мама пришёл»), не может построить правильную законченную фразу, пересказать текст и т.д. — это тоже может мешать полноценному школьному обучению. Рекомендую не перегружать ребёнка ещё и занятиями с логопедом, а позаниматься с ним в дошкольном возрасте. Своевременное обращение к специалисту поможет избежать более серьёзных ошибок в будущем.

9. В 21-м веке человек привык учиться, общаться, работать дистанционно, без личного присутствия. Такая практика существует и у некоторых врачей-логопедов. Этот способ имеет место быть?

На мой взгляд, такой способ возможен, но в обязательном присутствии мамы на занятиях. Я сама практикую занятия по скайпу, даю задания, показываю, как их нужно выполнять. И одновременно консультирую родителя, на что стоит обратить внимание и как поправить, если ребёнок что-то делает не так. Конечно, такой способ немного обезличивает. Ребёнок не полностью чувствует эмоциональную поддержку учителя-логопеда, нежели это было бы вживую. Но оговорюсь, что всё индивидуально. Очень важно понимать, что кому-то такой способ подойдет, а кому-то показано только личное присутствие на занятиях.

10. Всегда ли стоит устранять дефекты речи? Какими методами пользуется специалист?

А всегда ли родитель знает: кем станет его ребёнок? Вдруг его жизненный путь приведёт его к актерству, или на телевидение, или он будет читать лекции? Я знаю, что в актёрской среде очень много молодых людей и девушек, которым просто необходимо избавляться от неправильного звукопроизношения. А сделать это во взрослом возрасте можно, но гораздо сложнее, и сложнее найти логопеда, который работает со взрослыми. Обычно за это берутся преподаватели сценической речи, которые просто овладели методиками постановки звуков, но не всегда смогут разобраться в причине возникновения дефекта. В таком случае методики должны быть другие.

Логопед работает не только с нарушенным звукопроизношением, он развивает понимание обращённой речи, помогает правильно построить фразу, согласовать слова, развивает навык словообразования, помогает понять прочитанное и ответить на вопросы по тексту, учит пересказывать тексты, расширяет словарный запас и знания об окружающем мире, помогает преодолеть трудности письма и чтения. Это далеко не весь список того, над чем работает логопед! Для каждой работы существуют свои методы преодоления трудностей. 

Быстрая регистрация
Получите 5% скидку на первый заказ!

lucky-child.com

Консультация по логопедии по теме: Чем занимается логопед?

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Чем заниматься летом с дошкольниками»

В данном материале дана консультация для родителей о том, как можно развлечь ребенка летом.В какие игры можно поиграть….

Чем занимается ребёнок, когда Вы отводите его в садик?

Чем занимается ребёнок, когда Вы отводите его в садик? Какие занятия в детском саду проводят с детьми воспитатели?  Ну, или так: какие должны проводить? Ответы на эти вопросы волнуют всех нас ког…

Чем занимаются люди Земли Кузнецкой

Чем занимаются люди Земли Кузнецкой…

Памятка для родителей «Чем заниматься с ребенком, чтобы он оказался готовым к школе»

Рекомендации для родителей…

Консультация»Чем занимаются дети в яслях: чему учат малышей в яслях?»

Консультация «Чем занимаются дети в яслях: чему учат малышей в яслях?»…

Памятка для родителей «Чем занимается дефектолог в детском саду?»

Очень часто у родителей, чьи дети посещают детские сады, где созданы условия для детей с задержкой психического развития, возникают вопросы: «Кто такой учитель-дефектолог? Чем он занимается в детском …

Чем занимается музыкальный руководитель в детском саду.

В детском саду мы ежедневно занимаемся музыкальной деятельностью. Работаем над развитием музыкальных способностей, прививаем эстетический вкус. Детский сад и семья два главных коллектива, ответственны…

nsportal.ru

Статья «Что делают логопеды»

«Что делают логопеды?»

Широко распространено мнение о том, что логопеды только «ставят» звуки, т.е. исправляют неправильное произношение. Это не совсем так. Глобальной целью логопедического воздействия является развитие всей речевой системы в целом, а именно: развитие общей речевой активности, накопление словаря, развитие физического и речевого слуха, развитие грамматической стороны речи, обучение навыкам словообразования и словоизменения, развитие артикуляционной моторики, развитие связной речи и, наконец, коррекция произношения. В ходе работы попутно решается ряд дополнительных задач: развитие психических процессов (внимание, память, восприятие, мышление), формирование элементарных учебных навыков (уметь внимательно слушать преподавателя, целенаправленно и усидчиво выполнять поставленную задачу, адекватно оценивать результат своей работы и исправлять ошибки), формирование предпосылок обучения грамоте (обучение звуковому анализу слов, знакомство с понятиями «звук, слово, предложение» и др., развитие мелкой моторики и пространственной ориентировки), профилактика нарушений письма и чтения.

Когда и зачем нужны логопедические занятия?

Логопедические занятия необходимо начинать в дошкольном возрасте, когда коррекционная работа дает наилучшие результаты, ведь в 3-7 лет ребенок наиболее восприимчив к педагогическому воздействию, это сензитивный (т.е. наиболее благоприятный, соответствующий законам нормального развития ребенка) период для овладения родным языком. Поэтому целесообразно обращаться к логопеду за консультацией и помощью именно в это время, чтобы он имел возможность плодотворно поработать и отправить ребенка в 1 класс с необходимыми речевыми навыками. В логопедической помощи нуждаются разные дети по разным причинам. Это зависит от характера нарушений речи. Если ребенок неправильно произносит отдельные звуки, как правило, [л] или [р], особой трагедии в этом нет – сейчас. Но позднее… Смогут ли родители дать гарантию, что такое отклонение от нормы не помешает ему в подростковом или старшем возрасте? А переучиваться во много раз сложнее. Если ребенок неправильно произносит некоторые звуки и вдобавок нарушен фонематический (речевой) слух, что не позволяет ему четко различать звуки родного языка, это может привести к нарушению чтения (дислексия) и письма (дисграфия) в школе. Можно пустить все на самотек, обеспечив ребенку плохую успеваемость по русскому языку, стрессы и т.д., а можно попробовать походить на занятия к логопеду с дошкольником, чем потом иметь проблемы со школьником. Есть еще более сложные нарушения речи, и легко представить себе на основании приведенных примеров, что ожидает таких детей, если отложить начало коррекционной работы до поступления в школу, не говоря уже о полном игнорировании проблем развития своего ребенка.

Следует сказать, что любое нарушение речевой деятельности может привести к неприятным последствиям. Например, нарушения фонематического слуха, артикуляционной моторики, слоговой структуры слова затрудняют изучение иностранных языков. Нарушение связной речи, неумение составить пересказ и рассказ приведут позднее к проблемам в изучении литературы, биологии, истории, географии, где тоже потребуются связные ответы и высказывания. нарушение мелкой моторики (т.е. движений пальцев рук) повлечет за собой трудности в обучении письму, рисованию, труду.

Когда родителям проявлять тревогу?

Маленькие дети – большие проблемы. Стоит ли ждать больших?

Сроки первого обращения – разные. Можно принести к специалисту благодушного младенца и привести упирающегося второклассника. Чем серьезнее нарушение, тем раньше надо начинать его коррекцию. Серьезные нарушения физического и психического развития младенцев выявляют врачи (педиатр и невропатолог), поэтому родители не должны ставить под сомнение сам факт врачебного осмотра. В поликлинику лучше все-таки пойти, подавив в себе опасения подхватить какую-нибудь инфекцию. Забота о здоровье и развитии ребенка в этом возрасте лежит на плечах медицинских работников, а не педагогов.

Родители сразу заметят у малыша явное отклонение от нормы, а вот «небольшие мелочи», например, «серьезность, неулыбчивость» ребенка в 3-4 месяца при обязательном в это время «комплексе оживления» — эмоциональном реагировании на родителей, могут оказаться одним из симптомов различных нарушений задержки психического развития, дефектов зрения или слуха. Так что восхищение мам и пап – «смотри, он меня узнал, гляди, как бьет ножками» — вполне обосновано. Чтобы заметить неблагополучие своего ребенка и уметь помочь ему, необходимо знать возрастные параметры нормального развития. Он их можно прочитать в специальных книгах по возрастной психологии или в книгах с правилами по уходу за детьми младенческого, младшего дошкольного 1-3 лет и дошкольного 3-7 лет возраста. Родителям будет понятно, что и как должен делать ребенок в тот или иной период своего развития. И если они заметят какое-либо несоответствие между нормой и данными своего ребенка, то лучше сразу проконсультироваться со специалистами или хотя бы сделать себе пометку – для более позднего разговора с ними.

Хочу обратить внимание родителей на важность младенческого периода во всем дальнейшем процессе формирования личности ребенка. Как раз в это время закладываются основы правильного физического, умственного, речевого и эмоционального развития. Поэтому лучше раньше провести несколько сеансов массажа для снятия повышенного или пониженного тонуса мышц, ограничивающего необходимый объем движений младенца, следствием чего будет замедленное овладение навыками сидения, ползанья, ходьбы, чем позднее расстраиваться из-за снижения темпа и качества умственного развития.

По материалам статьи Ю.Жихаревой «Что делают логопеды?», журнал «Воспитание и обучение детей с нарушениями развития», № 3, 2004 г.

infourok.ru

С каких звуков начинать работу логопеду

Проблемы с произношением звуков у детей в дошкольном возрасте встречаются довольно часто, а количество таких звуков может достигать 7 и более. Один из вопросов, которые задают себе начинающие специалисты звучит так: «С каких звуков начинать работу логопеду?»

Содержание:

 

С каких звуков лучше начинать работу логопеду

Улучшая качество произношения, рекомендуется начинать со звуков раннего онтогенеза, которые дети в большинстве случаев начинают произносить до трех лет. Ими являются те звуки, артикуляция которых наиболее простая. Кроме этого, эти звуки являются опорными для постановки более сложных звуков. Примерами таких звуков являются:

Гласные звуки: «А», «У», «И», «О», «Э», «Ы».
Согласные звуки: «Б-П», «В-Ф», «Д-Т», «Г-К», «М», «Н», «Х».

Работа на поставку звуков выполняется последовательно, ведь таким образом ребенку будет проще, а результативность занятий с логопедом только возрастет. Чаще всего работу начинает  с звуков, которые хорошо получаются у ребенка.

Постановка выполняется по подражанию, с жестовой подсказкой или механической помощью, с, применением приемов пассивной артикуляционной гимнастики, когда логопед своими руками помогает сформировать правильный артикуляционный уклад.

Опорные звуки в речи

Опорные звуки —  это звуки, которые сходны с нарушенными по артикуляции, но произносимые ребенком правильно.

Все названные выше звуки являются опорными для других. Если ребенок правильно произносит все опорные звуки, то намного проще будет улучшить его произношение более сложных звуков (шипящих, свистящие, соноров). Ниже представлены примеры опорных звуков:

Для звука «С» это звуки «И» и «Ф».
Для звука «Ж» это звуки «В» и «З».
Для «Ц» это звуки «Т» и «С».

Последовательность работы со звуками

Работа над правильной артикуляцией – это длительный и кропотливый процесс, для которого важны старания не только детей, но и родителей и логопедов. Учить ребенка правильно произносить звуки необходимо последовательно, в соответствии с определенной системой, которая позволит достичь необходимого результата и закрепить его, избежав напрасной траты времени.

Весь процесс работы со звуками можно разделить на четыре этапа:

  1. Подготовительный. Необходимо настроить ребенка на занятие, рассказать примерный план работы, поговорить про звуки, с которыми будет проходить работа. Здесь же можно упомянуть особенности артикуляции и то, какие органы будут задействованы.
  2. Постановка звука. Ребенок повторяет за логопедом, учится правильно произносить тот или иной звук. Для этого подбираются слова, в которых можно наиболее четко услышать правильное звучание. Иногда дети начинают правильно говорить звуки в конкретных словах, а не в слогах. Задача специалиста на этом этапе – донести до ребенка то, как нужно произносить звук. Также следует отметить основные ошибки, которые можно делать при этом.
  3. Автоматизация звуков в слогах, словах, фразах и предложениях. Недостаточно научиться правильно произносить звук, необходимо также уметь его использовать в речи. На этом этапе приобретенный навык закрепляется и доводится до автоматизма. Лучше всего начинать со слогов, а после – переходить к словам. Действуя по принципу от простого к сложному, логопед увидит, с кем именно у ребенка возникают проблемы, и поможет с этим справиться.
  4. Дифференциация звуков. Ребенок учится вычленять конкретные звуки в словах. Например, звуки в начале слов или же в конце. Он называет их в отдельности по каждому слову. Это не только закрепляет его навыки произношения, но и помогает ориентироваться в остальных звуках, выделять гласные и согласные, понимать особенности построения слов.

Важно помнить, что переход к следующему этапу работы над звуками возможен только в том случае, когда у ребенка не возникает трудностей по текущему. Откладывать все проблемы и недочеты на будущее нельзя, так как в дальнейшем их будет намного сложнее исправить. Лучше потратить больше времени на 1 звук, чем потом еще долгие годы корректировать его произношение.

Условия закрепления звуков в речи

Регулярные занятия строятся на основании умений ребенка и проблем, которые имеются у него с произношением. Каким бы талантливым и опытным не был педагог, результат зависит от него лишь частично, так как существует три обязательных условия для успешного освоения звуков.

Фонематический слух – малыш должен слышать и определять, как звучит тот или иной звук. Фонематический слух развивается через специальные упражнения, которые включают в себя многократные повторения звуков, их интерпретацию и прослушивание. Недостаточно понять звучание звуков, необходимо уметь их повторить и закрепить в речи правильное звучание.

Самоконтроль – на протяжении занятий (1-3 раза в неделю) произношение ребенка контролирует логопед, он исправляет его и говорит, как произносить правильно. При этом все остальное время ребенок должен контролировать себя самостоятельно.

Во время общения с родителями это не является настолько большой проблемой, так как взрослые также заинтересованы в том, чтобы их ребенок произносил звуки правильно. Самой большой проблемой является общение со сверстниками, так как у других детей также могут быть проблемы с произношением, а когда нет контроля со стороны взрослых, то ребенок может даже не замечать своих ошибок.

Для достижения результата необходимо следить за собой, исправляться и стараться говорить правильно из раза в раз. Если же этого не делать, то на закрепление звуков в речи уйдет намного больше времени.

Мотивация – когда ребенок понимает, зачем он ходит к логопеду, то и результат наступает быстрее. Родителям необходимо мотивировать ребенка, рассказать ему, что его ждет, когда он будет правильно произносить все звуки (главные роли в утренниках, похвала преподавателей, возможность рассказывать стихи на публике, восхищение друзей).

За каждое достижение малыша нужно хвалить, так как это небольшая победа над самим собой. Если же случаются неудачи, то их нужно анализировать и предотвращать в дальнейшем. Когда будет мотивация, тогда и нежелание заниматься с логопедом будет редким явлением.

Фонематический слух, самоконтроль и мотивация – это условия, необходимые для закрепления звуков в речи, они дополняют друг друга и влияют на конечный результат.

 

Скачать электронную книгу «Самые важные шаги для развития речи». В этой книге собран опыт практической работы с детьми с самыми различными нарушениями речи и изложить все это максимально понятно для обычного родителя.

 

В заключение хочу пригласить вас принять участие в работе on-line школы развития речи «Круг общения».

Вы научитесь самостоятельно профессионально заниматься со своим ребенком. При поддержке специалистов школы разработаете индивидуальную программу, получите сопровождение на все время обучения. Сами выберете удобный для вас формат общения – по скайпу или через любой из мессенджеров. Все видеозаписи консультаций останутся у вас навсегда. Присоединяйтесь к on-line школе по ссылке.

si-speech.ru

Логопед врач или педагог для развития речи ребенка и взрослого

 

Здравствуйте, дорогие читатели и подписчики блога!
Сегодня попытаемся разобраться в одном вопросе — логопед врач или педагог? Скорее всего, все помнят забавного персонажа из фильма «По семейным обстоятельствам», сыгранного Роланом Быковым. Наверное, мало вокруг какого специалиста ходит столько мифов, легенд и заблуждений, как вокруг логопеда. В этой статье попытаюсь развенчать мифы о логопедии и логопедах.

Загадочный специалист логопед

Эти мифы широко распространены и передаются из поколения в поколение. Для начала надо определиться, логопед — это кто?  Логопед — врач?  Многие так считают, ведь логопеды ходят в белых халатах, часто работают в поликлинике, многие видели такую табличку на двери. Однако это не совсем так, логопедов у нас готовят на дефектологических факультетах педагогических институтов.

В связи с этим  есть путаница в понятиях “логопед” и “дефектолог”, дело в том, что дефектолог — это и должность и образование. Дефектологи получают образование на дефектологических факультетах педагогических институтов, бывают дефектологи логопеды, олигофренопедагоги, сурдопедагоги и тифлопедагоги. Исходя из этого логопед тоже по образованию тоже дефектолог.

Логопед или дефектолог?

Что касается должности «дефектолог», например, в детских садах — то там, скорее всего, работают олигофренопедагоги. Вообще дефектолог – это немного устаревшее название, правильнее было бы называть в соответствии с современными тенденциями “коррекционный психолог”, дефектолог — он же и коррекционный педагог. И сразу отмечу, что логопед, как и любой дефектолог не лечит, он исправляет, его задача – коррекция, компенсация и адаптация.

И зачем он нужен?

Часто можно услышать такое мнение: «Зачем заниматься с логопедом, все равно рано или поздно ребенок заговорит?» Иногда даже теряешься оттого, что люди задают такие наивные вопросы. Если ребенок не говорит или говорит неправильно, то наверно есть для этого причина. Это один из самых распространенных мифов. Причин для плохой речи может быть тысяча и одна, и проблемы с нервной системой и дефекты в строении органов артикуляции… надо обследоваться у хороших специалистов.

Еще очень часто начинают уверять, что ребенок может, но … не хочет или балуется.  Тоже как-то не знаешь, как на это реагировать, мама сама пригласила специалиста выяснить причину, почему у ребенка плохая дикция, и когда начинаешь ей объяснять, она возражает, начинает обвинять ребенка в том, что ленивый, не старается хорошо говорить. Прежде, чем обращаться к специалисту, надо четко дать себе отчет, что причина вовсе не в лени.

Почему звуки не ставятся за 1-2 занятия?

Некоторые мамы слышали от других мам, как ребенку быстро поставили звук и требуют, что их ребенку тоже поставили звук за 1-2 занятия. Если начинаешь их убеждать, что такое, конечно, бывает, но очень редко. И это не их случай, однако они считают, что логопед «разводит» их на деньги. У каждого ребенка свой темп развития, характер, темперамент. Я не стану утверждать, что не бывает недобросовестных логопедов, бывают всякие, и результат коррекции может быть разный. Безусловно не из вредности, не со зла.

А скорее по причине профессиональной деформации и эмоционального выгорания, люди порой работают на износ, как на конвейере.  В связи с этим еще развенчаю и миф о том что, если человек работает в муниципальном учреждении, и у него высокая категория, то он отличный специалист, ответственный, если что, можно прийти к нему на работу и высказать претензии. На самом деле такие логопеды работают с очень большим количеством детей, заполняют 15-20 видов документации, именно это подтверждает их «высокий уровень». Они не очень заинтересованы в конечном результате.

И не только коррекция произношения

Многие считают, что задача логопеда — только коррекция звуков и удивляются, когда узнают, что логопеды занимаются и развитием лексики и грамматического строя.  Исправляют дефекты не только устной, но и письменной речи. Могут быть репетиторами по русскому языку, поскольку их вторая специальность «учитель русского языка и литературы».

Некоторым родителям кажется, что нет ничего сложного в логопедии. Каждая мама, прочитав 2-3  книги по логопедии, считает себя вполне компетентной, может сама ставить звуки. На самом деле это большое заблуждение, и многие убеждаются в этом,  когда сталкиваются с трудностями. Получается не так, как написано в книге, звуки не ставятся.  Либо ставятся не правильно, очень частая ошибка, когда у ребенка закрепляется горловое «р».

Почему дети не могут сидеть спокойно на занятиях?

Мама считает, что ребенок должен заниматься сидя смирно за столом. Это конечно очень удобно, если ребенок сидит смирно за столом и выполняет все, о чем его просят. Безуслоно так бывает далеко не всегда. Часто дети страдают разными неврологическими проблемами. Дети могут вертеться, крутиться, вставать, отвлекаться, часто это не говорит о неэффективности занятия. Либо ребенок не привык к систематическим занятиям либо он гиперактивный и ему трудно удерживать внимание длительное время. Можно заниматься на полу, давать ребенку немного поразмяться, маленькие физминутки на 5-10 минут.

Логопедические зонды

“Логопедические зонды опасны для здоровья”. Вовсе нет, вы можете заказать себе такой набор зондов. Если вам это по каким-то причинам кажется нецелесообразным, то можете заниматься с зондами самого логопеда. Он вам предоставляет их бесплатно, вам достаточно их прокипятить. Они сделаны из специальной медицинской нержавеющей стали.

Часто можно слышать такое от родителей ребенка:»Он будет заниматься,  если ему интересно «. Это не совсем правильная установка. Естественно, логопед делает все возможное и зависящее от него, чтобы занятия были интересны. Однако часто у детей с недостатками речи снижен познавательный интерес. И мотивировать ребенка должны родители, тем более они лучше знают, как его заинтересовать.

Как логопед диагностирует?

“Во время обследования логопед, прежде всего, оценивает уровень интеллекта ребенка”. Конечно, IQ тоже интересует логопеда, но главное для него — это состояние речи, дефекты произношения. Поэтому не надо переживать, если тестовые задания  вам покажутся либо слишком легкими, либо слишком сложными. Не надо отвечать за ребенка и уверять, что «он все знает». Логопед все-таки хочет послушать самого ребенка, посмотреть на его реакцию и поведение.

Родители очень часто полагают, что они «лучше знают», что надо для их ребенка. У них свое представление, как выглядит «правильный» логопед, как он должен заниматься с их ребенком. На самом деле специалист более компетентен, надо довериться профессионалу, нежелательно вмешиваться в учебный процесс. Лучше всего, если родители только отслеживают результат, наблюдают динамику развития ребенка.

Многие родители ездят с ребенком по разным центрам: медицинским, диагностическим… и потом свято верят диагнозам, которые им так поставили. И если специалист выскажет свое мнение, и его взгляд на проблемы ребенка расходится с мнением «центра», у родителей это часто вызывает протест и недоверие. Многие сомневаются, что простой репетитор может более правильно и точно оценить состояние ребенка.

И совершенно напрасно. Очень часто у практика, непосредственно работающего с детьми, больше опыта, чем у кабинетных теоретиков. Конечно, можно прислушаться к их мнению, но ценнее все же будут мнение человека, наблюдавшего вашего ребенка некоторое продолжительное время, нежели мнение людей, видевших его один раз.

Регулярность занятий — секрет успеха

«Если пропустить занятие — ничего страшного, ведь мы же выполняем задания логопеда». На самом деле это широко распространенное заблуждение, что выполнение каких-либо заданий логопеда могут заменить занятия с самим специалистом. Очень часто бывает, что занятия по каким-либо причинам пропускаются: болезнь, день рождения, гости, поездки на дачу, праздники… Если была договоренность проведения занятий, например, в формате 2 раза в неделю, в месяц это получается 8-9 занятий.

А из-за пропусков получается в месяц, допустим, 5-6. За 3 месяца вместо 27 занятий получается всего 15. Но родители почему-то считают не по занятиям, а по месяцам и высказывать недовольство, мол «занимаемся уже 3 месяца, а результаты слабые». Доводы, что “много пропусков”, действуют слабо, мол «мы же занимаемся с ним дома».  То есть родители занимаются с ребенком дома САМИ, но претензии предъявляют почему-то к логопеду.

На этом заканчиваю статью. И хочу отметить, что логопед — не маг, у него нет волшебной палочки, взмахом которой решаются все проблемы. Безусловно, они решаются путем систематических, длительных занятий, совместными усилиями педагога, ребенка и родителей. Читайте статьи на блоги, подписывайтесь на обновления. Размешайте материалы в соцсетях. делитесь своим опытом в комментариях.

 

 

 

 

marilina.ru

Кто такой логопед и что он делает с вашим ребенком

Следующий миф связан с утверждением о том, что логопед — это специалист, который занимается исключительно постановкой звуков. Стоит упомянуть о своей профессии, как люди тут же выстраивают ассоциации с «исправлением звука Р», борьбой с «шепелявостью» и «картавостью». Тут я хочу пояснить, что звукопостановка — это наиболее очевидная, так скажем, заметная для окружающих часть работы логопеда. А между тем мы работаем над развитием речи в целом! А это и звуковая сторона, и фонематическое восприятие, и лексика (расширение и активизация словарного запаса), и грамматика, и просодика (интонация, дикция и прочее). То есть мы охватываем абсолютно все компоненты речи, и работа над отдельными из них подчас гораздо сложнее, чем постановка того или иного звука.

Теперь предлагаю ближе рассмотреть непосредственную деятельность логопеда и сразу же разобраться с еще одним заблуждением. Почему-то считается, что в процессе занятий и постановки звуков логопед обязательно будет залезать ребенку в рот различными штуками (имеются в виду зонды и зондозаменители). Многие родители очень боятся этого, и их неверный настрой передается малышам. В ряде случаев без этого, к сожалению, не обойтись. Но тогда грамотный специалист готовит к таким манипуляциям ребёнка и проводит их очень деликатно, не вызывая никакого дискомфорта у малыша, а также соблюдая все правила гигиены. А вообще, в большинстве случаев, звуки мы ставим по подражанию, не прибегая к механической помощи, а просто используя профессиональные «секретики».

А в заключение опровергну еще один миф: логопед — не волшебник! Быстрые и качественные результаты всегда зависят не только от специалиста, но и от работы и помощи родителя и, конечно, самого ребёнка. Если не выполнять рекомендаций и домашних заданий, результат от занятий всё равно будет, но не так скоро, как вы ожидаете. Тут всё как с обычными тренировками: чем чаще и упорнее, тем ближе к победе. И мотивация ребёнка , как вы понимаете, играет ключевую роль!

letidor.ru

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о