Дембо рубинштейн методика интерпретация: Методика диагностика самооценки Дембо-Рубинштейн. Модификация А.М. Прихожан

Содержание

Методика диагностика самооценки Дембо-Рубинштейн. Модификация А.М. Прихожан

Методика диагностика самооценки Дембо-Рубинштейн в модификации А.М. Прихожан основана на непосредственном оценивании (шкалировании) школьниками ряда личных качеств, таких как здоровье, способности, характер и т.д. Обследуемым предлагается на вертикальных линиях отметить определенными знаками уровень развития у них этих качеств (показатель самооценки) и уровень притязаний, т.е. уровень развития этих же качеств, который бы удовлетворял их. Каждому испытуемому предлагается бланк методики, содержащий инструкции и задание.

Ход выполнения задания

Инструкция

Любой человек оценивает свои способности, возможности, характер и др. Уровень развития каждого качества, стороны человеческой личности можно условно изобразить вертикальной линией, нижняя точка которой будет символизировать самое низкое развитие, а верхняя — наивысшее. На следующей странице изображены семь таких линий. Они обозначают:

1) здоровье;

2) ум, способности;

3) характер;

4) авторитет у сверстников;

5) умение многое делать своими руками, умелые руки;

6) внешность;

7) уверенность в себе.

Под каждой линией написано, что она означает. На каждой линии чертой (-) отметьте, как вы оцениваете развитие у себя этого качества, стороны вашей личности в данный момент времени. После этого крестиком (х) отметьте, при каком уровне развития этих качеств вы были бы удовлетворены собой или почувствовали гордость за себя.

Задание

Изображено семь линий, длина каждой — 100 мм, с указанием верхней, нижней точек и серединой шкалы. При этом верхняя и нижняя точки отличаются заметными чертами, середина — едва заметной точкой. Методика может проводиться как фронтально — с целым классом (или группой), так и индивидуально. При фронтальной работе необходимо проверить, как каждый ученик заполнил первую шкалу. Надо убедиться, правильно ли применяются предложенные значки, ответить на вопросы. После этого испытуемый работает самостоятельно. Время, отводимое на заполнение шкалы вместе с чтением инструкции, 10-12 мин.

Обработка результатов

Обработка проводится по шести шкалам (первая, тренировочная — «здоровье» — не учитывается). Каждый ответ выражается в баллах. Как уже отмечалось ранее, размеры каждой шкалы 100 мм, в соответствии с этим ответы школьников получают количественную характеристику (напр., 54 мм = 54 баллам).

1. По каждой из шести шкал определить:

а) уровень притязаний — расстояние в мм от нижней точки шкалы («О») до знака «х»;

б) высоту самооценки — от «0» до знака «х»;

в) значение расхождения между уровнем притязаний и самооценкой — расстояние от знака «х» до знака «-«, если уровень притязаний ниже самооценки, он выражается отрицательным числом.

2. Рассчитать среднюю величину каждого показателя по всем шести шкалам.

Оценка и интерпретация отдельных параметров

В нижеприведенной таблице даны количественные характеристики уровней притязаний и самооценки, полученные для учащихся 7-10 классов городских школ (около 900 чел.)

Уровень притязаний

Норму, реалистический уровень притязаний характеризует результат от 60 до 89 баллов. Наиболее оптимальный — сравнительно высокий уровень — от 75 до 89 баллов, подтверждающий оптимальное представление о своих возможностях, что является важным фактором личностного развития. Результат от 90 до 100 баллов — обычно удостоверяет нереалистическое, некритическое отношение детей к собственным возможностям. Результат менее 60 баллов свидетельствует о заниженном уровне притязаний, он — индикатор неблагоприятного развития личности.

Высота самооценки

Количество баллов от 45 до 74 («средняя» и «высокая» самооценка) удостоверяют реалистическую (адекватную) самооценку.Количество баллов от 75 до 100 и выше свидетельствует о завышенной самооценке и указывает на определенные отклонения в формировании личности. Завышенная самооценка может подтверждать личностную незрелость, неумение правильно оценить результаты своей деятельности, сравнивать себя с другими; такая самооценка может показывать на существенные искажения в формировании личности — «закрытости для опыта», нечувствительности к своим ошибкам, неудачам, замечаниям и оценкам окружающих. Количество баллов ниже 45 указывает на заниженную самооценку (недооценку себя) и свидетельствует о крайнем неблагополучии в развитии личности.

Эти ученики составляют «группу риска», их, как правило, мало. За низкой самооценкой могут скрываться два совершенно разных психологических явления: подлинная неуверенность в себе и «защитная», когда декларирование (самому себе) собственного неумения, отсутствия способности и т.п. позволяет не прилагать никаких усилий.

Методика Дембо-Рубинштейн: тест на определение самооценки

Методика Дембо-Рубинштейн используется психологами для изучения личностных качеств человека. По его результатам можно узнать уровень самооценки, зрелости, самокритичности. Специалисты определяют, насколько испытуемый удовлетворен своей жизнью, адекватно ли он воспринимает реальность. Пройти тест полезно и взрослым, и детям.

Содержание

  • Общая информация
  • Как пройти исследование самооценки Дембо-Рубинштейн
  • Как оценивать результаты
    • Значения уровня самооценки
    • Ключи по притязаниям
    • Соотношение между параметрами самооценки
  • Заключение

Общая информация

Тест на самооценку Дембо-Рубинштейн считается частью психодиагностики. Она помогает определить несколько параметров:

  • уровень самооценки;
  • как человек воспринимает себя;
  • настроение;
  • адекватность;
  • уровень зрелости;
  • наличие или отсутствие проблем;
  • уровень критичности;
  • требовательность к себе;
  • удовлетворенность своей жизнью.

Создатель метода – Тамара Фульфовна Дембо, американский психолог, ученица Курта Левина, доктор Университета Кларка. Тест создан в 1962 году. В 1970 году он был доработан Сусанной Яковлевной Рубинштейн (психолог, сотрудник лаборатории патопсихологии). Правки заключались в добавлении расшифровки результатов.

Как пройти исследование самооценки Дембо-Рубинштейн

Возьмите чистый лист бумаги. Начертите 4 вертикальные линии. Их высота не должна превышать 10 см. На середине каждой линии поставьте отметку. 1 мм равен 1 баллу.

Линии обозначают:

  • характер;
  • состояние здоровье;
  • умственные способности;
  • счастье.

По желанию можно вписать оптимизм, удовлетворенность собой (качествами). Если тест Дембо-Рубинштейн проходит подросток, добавьте способности, внешность, авторитет среди сверстников, уверенность в себе.

Верх линий – наивысший показатель для параметра, например, самый умный, самый красивый и т.д. Низ, соответственно, — самый низкий.
Задумайтесь, как вы оцениваете себя в свете каждого параметра. Насколько вы счастливы? Считаете ли вы себя красивым и счастливым человеком? Пользуется ли подросток авторитетом среди друзей или одноклассников? Уверен ли он в себе или страдает от комплексов?

Ноликами («0») отметьте желаемый уровень. Крестиками («X») – объективную оценку. Горизонтальной черточкой – текущий показатель того или иного параметра.

Используя линейку, измерьте и запишите расстояние от нижней части линии до крестика. Это будет уровень притязаний или желаемый показатель. От нолика до горизонтальной полоски – самооценка. Также нужно посмотреть расхождение между притязаниями и самооценкой.

Как оценивать результаты

Как сказано выше, тест Дембо-Рубинштейн помогает выяснить уровень самооценки. Ее главными свойствами являются высота, устойчивость, реалистичность.

Значения уровня самооценки

Интерпретация результатов методики диагностики самооценки Дембо-Рубинштейн выглядит так:

  1. 50-75 баллов — средняя и высокая самооценка. Человек оценивает себя адекватно, реально смотрит на вещи.
  2. 75-100 баллов – завышенная самооценка. Возможно, в процессе формирования личности произошли какие-то нарушения. Человек воспринимает себя искаженно, он не хочет учиться чему-то новому, не замечает свои ошибки, нечувствителен к критике и замечаниям.
  3. Меньше 50 баллов – низкая самооценка.

После оценки результатов нужно выяснить, почему человек именно так относится к себе. По каким причинам он сомневается в своих возможностях или, наоборот, чрезмерно превозносит себя.

Ключи по притязаниям

Здесь также есть несколько вариантов оценки результатов:

  1. 60-90 баллов – реальный уровень притязаний.
  2. 90-100 – нереалистичный взгляд на себя, отсутствие самокритики.
  3. Показатель меньше 60 баллов – слишком низкие притязания. Свидетельство неправильного развития характера и личностных качеств.

В традиционной модификации методики Дембо-Рубинштейн человек с адекватной самооценкой поставит отметку (горизонтальная полоска) немного выше середины линии. Идеальным (нолик) для него будет вариант ниже верхней части шкалы. Наилучшее место для расположения крестика – посередине самооценкой и желаниями.

Если актуальная самооценка отмечена ниже середины шкалы, человек страдает от излишней самокритичности, слишком многого требует от себя.

Соотношение между параметрами самооценки

Соотношение всех нанесенных на шкалу значков выглядит так:

  1. Правильное местоположение X – между 0 и « — ».
  2. Расстояние между показателем X и 0 – это то, что вы хотите, но пока не можете достичь.
  3. X – то, что вам доступно. Все, что выше этой отметки, недостижимо.
  4. Отрезок вниз от X и до показателя актуальной самооценки – то, чего вы достигнете, приложив немного усилий.
  5. Соотношение между отрезками до и после X – ваш уровень оптимизма.

0 должен находиться ниже верхней границы шкалы. Если он расположен в самом верху, можно судить о незрелости человека. Сформировавшаяся личность понимает, что стать идеальным никогда не получится.

Если показатели на вертикальных линиях находятся слишком далеко друг от друга — испытуемые эмоционально неустойчивы.

По мнению психологов, 0 – это мечты человека. Мечтают практически все люди. И когда им удается исполнить одну мечту, они берутся за другую. Получается, что они ставят и достигают цели.

X – реальные перспективы, уровень вашей цели. В процессе движения вперед одна цель сменяется другой. 0 при этом должен оставаться выше X. Иначе случится инфляция мечты или ее обесценивание.

Заключение

Методика Дембо-Рубинштейн поможет вам определить уровень вашей самооценки. Правильно ли вы воспринимаете себя, свои способности, достижения, характер? По результатам теста вы поймете, в каком направлении двигаться. Изучайте себя, улучшайте качества, развивайтесь. Это поможет достичь любых целей и исполнить самые сокровенные мечты.

Прогнозирование риска вовлечения мальчиков в употребление наркотиков на основе уровней самооценки в России

Сохранить цитату в файл

Формат: Резюме (текст)PubMedPMIDAbstract (текст)CSV

Добавить в коллекции

  • Создать новую коллекцию
  • Добавить в существующую коллекцию

Назовите свою коллекцию:

Имя должно содержать менее 100 символов

Выберите коллекцию:

Не удалось загрузить вашу коллекцию из-за ошибки
Повторите попытку

Добавить в мою библиографию

  • Моя библиография

Не удалось загрузить делегатов из-за ошибки
Повторите попытку

Ваш сохраненный поиск

Название сохраненного поиска:

Условия поиска:

Тестовые условия поиска

Эл. адрес: (изменить)

Который день? Первое воскресеньеПервый понедельникПервый вторникПервая средаПервый четвергПервая пятницаПервая субботаПервый деньПервый рабочий день

Который день? ВоскресеньеПонедельникВторникСредаЧетвергПятницаСуббота

Формат отчета: SummarySummary (text)AbstractAbstract (text)PubMed

Отправить максимум: 1 шт. 5 шт. 10 шт. 20 шт. 50 шт. 100 шт. 200 шт.

Отправить, даже если нет новых результатов

Необязательный текст в электронном письме:

Создайте файл для внешнего программного обеспечения для управления цитированием

. 2017 май-июнь;39(3):281-286.

дои: 10.4103/0253-7176. 207322.

Светлана Н Исламова 1 , Рафаэль Ш Исламов 2

Принадлежности

  • 1 Министерство здравоохранения Российской Федерации, НИИ общественного здоровья и управления здравоохранением Первого МГМУ им. И.М. Сеченова, г. Шатура, Москва, Россия.
  • 2 Федеральное агентство научных организаций, Институт лазерных и информационных технологий Российской академии наук, Шатура, Москва, Россия.
  • PMID: 28615761
  • PMCID: PMC5461837
  • DOI: 10. 4103/0253-7176.207322

Бесплатная статья ЧВК

Светлана Н Исламова и др. Индийский J Psychol Med. 2017 май-июнь.

Бесплатная статья ЧВК

. 2017 май-июнь;39(3):281-286.

дои: 10.4103/0253-7176.207322.

Авторы

Исламова Светлана Николаевна 1 , Рафаэль Ш Исламов 2

Принадлежности

  • 1 Министерство здравоохранения Российской Федерации, НИИ общественного здоровья и управления здравоохранением Первого МГМУ им. И.М. Сеченова, г. Шатура, Москва, Россия.
  • 2 Федеральное агентство научных организаций, Институт лазерных и информационных технологий Российской академии наук, Шатура, Москва, Россия.
  • PMID: 28615761
  • PMCID: PMC5461837
  • DOI: 10.4103/0253-7176.207322

Абстрактный

Задний план: Подростки часто экспериментируют с употреблением наркотиков, что может сказаться на их здоровье и благополучии и повысить вероятность проблемного употребления наркотиков. Тем не менее, недостаточно известно о том, какие психологические показатели связаны с началом употребления наркотиков среди молодых людей и имеют прогностическую силу.

Материалы и методы: В исследовании приняли участие 311 юношей (школьники и студенты) в возрасте 15-17 лет. Данные собирались в городах Московской области. Для оценки самооценки (СЭ) использовали модифицированную версию теста Дембо-Рубинштейна. Для выявления потребителей наркотиков использовались опросник и обнаружение наркотиков в моче. Бинарный логистический регрессионный анализ на основе SE с включением интерактивных эффектов между предикторами использовался для прогнозирования употребления наркотиков.

Результаты: Наркоманы по сравнению с ненаркоманами характеризуются более низкими действительными СЭ здоровья, счастья, успехов в обучении, ума и желаемой СЭ внешности, а также более высокими желаемыми СЭ отношений с друзьями. Разработанная нелинейная регрессионная модель прогнозирования вовлеченности мальчиков в употребление наркотиков среди юношей в городах Московской области имеет чувствительность 82,7% при специфичности 79,0%.

Выводы: Тест Дембо-Рубинштейна SE является чувствительной мерой для выявления мальчиков с риском вовлечения в употребление наркотиков. Применение регрессионной модели, основанной на SE, может помочь найти полезное решение для предотвращения раннего начала употребления наркотиков.

Ключевые слова: Подростки; употребление наркотиков; логистическая регрессия; школа; самооценка.

Заявление о конфликте интересов

Конфликта интересов нет.

Похожие статьи

  • [Вклад родительского и социального влияния на употребление каннабиса в неклинической выборке подростков].

    Шаброль Х., Мабила Д.Д., Чаушар Э., Мантулан Р., Руссо А. Шаброль Х. и др. Энцефал. 2008 Январь; 34(1):8-16. doi: 10.1016/j.encep.2007.01.002. Epub 2007, 4 сентября. Энцефал. 2008. PMID: 18514145 Французский.

  • Половые сношения, контрацепция и рискованное поведение среди не отобранных французских подростков в возрасте 11-20 лет.

    Шоке М., Манфреди Р. Шоке М. и др. Дж Адолеск Здоровье. 1992 ноябрь; 13 (7): 623-30. doi: 10.1016/1054-139x(92)

  • -о. Дж Адолеск Здоровье. 1992. PMID: 1420218

  • Боль у детей и подростков: ограничения в повседневной жизни и провоцирующие факторы.

    Рот-Исигкейт А., Тиен У., Стевен Х., Шварценбергер Дж., Шмукер П. Рот-Исигкейт А. и др. Педиатрия. 2005 г., февраль; 115 (2): e152-62. doi: 10.1542/пед.2004-0682. Педиатрия. 2005. PMID: 15687423

  • Предикторы насилия на свиданиях среди китайских подростков: роль гендерно-ролевых убеждений и оправдание насилия.

    Шэнь А.С., Чиу М.Ю., Гао Дж. Шен А.С. и соавт. J Interpers Насилие. 2012 апр; 27 (6): 1066-89. дои: 10.1177/0886260511424497. Epub 2012, 10 февраля. J Interpers Насилие. 2012. PMID: 22328647

  • Поведение, связанное с приемом лекарств, и проблемы, связанные с наркотиками, у подростков шведской средней школы.

    Вестерлунд М., Бранстад Й.О., Вестерлунд Т. Вестерлунд М. и соавт. Мировая фармация. 2008 июнь; 30 (3): 243-50. doi: 10.1007/s11096-007-9168-1. Epub 2007 6 ноября. Мировая фармация. 2008. PMID: 17985209

Посмотреть все похожие статьи

Цитируется

  • Измерение счастья в выборках подростков: систематический обзор.

    Лукошевичюте Ю., Аргустайте-Заильскене Г., Шмигельскас К. Лукошевичюте Дж. и соавт. Дети (Базель). 2022 8 февраля; 9 (2): 227. дои: 10.3390/дети

    27. Дети (Базель). 2022. PMID: 35204948 Бесплатная статья ЧВК. Обзор.

использованная литература

    1. Хишка Э. Применение точки зрения социальных детерминант здоровья к употреблению каннабиса в раннем подростковом возрасте – обзор. Наркотики Предыдущая Политика. 2013;20:110–9.
    1. Эгли Дж. , Гассман Р., ЮссефАга А., Джун М., Тораби М., Джаявардене В. Изучение последовательностей начала употребления психоактивных веществ подростками, связанных со злоупотреблением безрецептурными (безрецептурными) наркотиками. J Детский Подростковый Злоупотребление. 2015;24:212–9.
    1. Иванова ТВ. Клинико-психологическое исследование подростков, употребляющих каннабис. В: Личко А.И., Попова Ю.Ю., ред. Самодеструктивное поведение у подростков. Ленинград: издательство Психоневрологического института им. Бехтерева; 1991. С. 82–7.
    1. Тхостов А.С., Грюнталь Н.А., Ельшанский С.П. Структура самооценки больной опийной наркоманией. Журнал проблем зависимости. 2001;5:52 9.
    1. Сигал Д. Перетаскивание и поведение. Нью-Йорк: Кардер Пресс; 1977.

Полнотекстовые ссылки

Атыпон Бесплатная статья ЧВК

Укажите

Формат: ААД АПА МДА НЛМ

Отправить на

Эмоциональный интеллект и самооценка школьных учителей

Реферат

В последние годы большое внимание уделяется эмоциональному интеллекту как способности понимать смысл эмоций и использовать эти знания для выяснения причин проблем и решения этих проблем. Основные компоненты эмоционального интеллекта обнаруживаются в классификации профессионально важных качеств педагогов: эмоциональная сдержанность, эмоциональная уравновешенность, эмпатия, коммуникабельность, а также управленческие способности, в том числе умение управлять собственными эмоциями в процессе общения. Неумение понимать свои эмоции и эмоции других людей, правильно оценивать реакции окружающих, а также неумение регулировать свои эмоции в момент принятия решений приводят ко многим жизненным неудачам. Таким образом, учителям, поскольку они постоянно находятся во взаимодействии со своими учениками, необходимо развивать этот навык как один из важнейших при подготовке к лидерству. Данное исследование направлено на изучение эмоционального интеллекта современных педагогов, также мы рассмотрели влияние уровня эмоционального интеллекта на их самооценку. В исследовании приняли участие 100 учителей в возрасте от 24 до 50 лет. Использовались следующие методики: опросник эмоционального интеллекта Д. В. Люсина, методика самооценки Дембо-Рубинштейна. Результаты этого исследования подтвердили гипотезу о наличии связи между эмоциональным интеллектом и самооценкой школьных учителей.

Ключевые слова: Эмоциональный интеллект, самооценка, школьные учителя

Введение

Эмоциональный интеллект — это навык, который позволяет вам распознавать, понимать и управлять своими эмоциями и эмоциями других людей. Эмоциональный интеллект впервые обсуждался в 1990 году такими учеными, как Майер и Саловей, в их статье. Они предложили формальное определение эмоционального интеллекта как набора навыков, связанных с точной оценкой собственных и чужих эмоций, а также выражением своих эмоций, использованием эмоций и эффективным регулированием своих и чужих эмоций. Соответственно, было высказано предположение, что эмоциональный интеллект состоит из следующих трех категорий адаптивных способностей: оценка и выражение эмоций; регулирование эмоций; использование эмоций в мышлении и действиях (Mayer et al., 2016).

Концепция эмоционального интеллекта Д. Гоулмана основывалась на ранних идеях П. Саловея и Дж. Мейера с рядом дополнений. Значение исследования Д. Гоулмана состояло в том, что автор доказал наличие связи между эмоциональным интеллектом и социальным успехом, обосновав тем самым «ценность» конструкта «эмоциональный интеллект» (цит. по Mayer et al., 2001).

Р. Бар-Он определяет эмоциональный интеллект как совокупность некогнитивных способностей, позволяющих человеку успешно справляться с различными жизненными ситуациями. Он выделил 5 компонентов эмоционального интеллекта: самопознание (осознание своих эмоций, уверенность в себе, самооценка, самоактуализация, независимость), навыки межличностного общения (эмпатия, межличностные отношения, социальная ответственность), адаптивность (решение проблем, связь с реальностью, гибкость), управление стрессовыми ситуациями (стрессоустойчивость, контроль над импульсивностью), преобладающее настроение (радость, оптимизм) (цит. по: Люсин, 2004).

Обобщая данные определения, можно отметить, что лица с высоким уровнем развития эмоционального интеллекта обладают ярко выраженной способностью к пониманию собственных эмоций и эмоций других людей, а также к управлению эмоциональной сферой, что обуславливает более высокую адаптивность и эффективность в обучении.

Взаимосвязь между эмоциональным интеллектом и успеваемостью учителя актуальна сегодня в контексте подготовки учителей к лидерству. Так как эмоциональный интеллект играет ключевую роль в тех профессиях, которые требуют огромного количества социальных контактов. Одним из таких направлений является образование. Поскольку понятие эмоционального интеллекта (ЭИ) относится к способности людей распознавать собственные эмоции при межличностном взаимодействии, что является ключевым моментом в образовательном процессе (Asrar-ul-Haq et al., 2017; Campo et al., 2015; Мадалинска-Михалак, 2015).

Были проведены различные исследования, подтвердившие факт влияния эмоционального интеллекта учителей на их работу (Dolev & Leshem, 2016, 2017; Gilar-Corbi et al., 2018; Kassim et al., 2016; Omid et al., 2016; Зурита-Ортега и др., 2018).

Постановка проблемы

Проблема эмоционального интеллекта является одной из важнейших психолого-педагогических проблем в работе современного педагога. Эмоциональное напряжение сопровождает многие виды деятельности. Полученный педагогом психологический стресс приводит к развитию синдрома «эмоционального выгорания». Профессиональный долг обязывает педагога принимать взвешенные решения, преодолевать раздражительность, сдерживать недовольство и гнев. Повторяющиеся неблагоприятные эмоциональные состояния приводят к закреплению негативных личностных качеств педагога, таких как пессимизм, раздражительность, тревожность. Это, в свою очередь, негативно сказывается на эффективности его деятельности и взаимоотношений со студентами. В дальнейшем это может привести к общей неудовлетворенности учителя своей профессией (Подбор и удержание учителей, 2017).

Было обнаружено, что эмоциональный интеллект увеличивается с возрастом. Его также можно развивать с помощью различных целевых тренингов, психологических семинаров по развитию эмоционального интеллекта педагогов (Долев, Лешем, 2017; Тури и др., 2017).

Авторы утверждают, что учителя могут практиковать навыки эмоционального интеллекта во время учебных упражнений. Положительное влияние тренинга можно увидеть во время их работы в школе. И немаловажным аспектом таких тренингов является взаимодействие между участниками.

Далее рассмотрим следующее понятие как самооценку. Самооценка формирует особое оценочное отношение к себе: конкретное, эмоционально-логическое отношение. «Самооценка на каждом конкретном этапе развития личности… отражает уровень развития эмоционально-ценностного отношения к себе», утверждает Чеснокова (цит. по: Арендачук, 2017, с.111).

Самооценка появляется в результате развития самоотношения и работы самопознания, как единство познания человеком самого себя и его отношения к себе, как определенный тип или уровень развития самоотношения . Ментилеева делает предположение об иерархически-динамической структуре самоотношения, из чего делает следующий вывод: самоотношение не является действительным психическим содержанием человека. В самооценке другие люди являются оценочной основой любого суждения. В эмоционально-ценностном отношении оценочный механизм в виде операции социального сопоставления и сопоставления с нормой заменяется отражением отношений предпочтения внутри системы «Я-Я» и не имеет внешних оценочных оснований (соответственно, меньше зависит от об успехах и неудачах) (цит. по: Маслова, 2007).

Исследовательские вопросы

Таким образом, все вышеперечисленные исследования показывают важность развития навыка эмоционального интеллекта у учителей при подготовке их к лидерству. Люди с высоким уровнем развития эмоционального интеллекта, с высокой самооценкой обладают ярко выраженными способностями к пониманию собственных эмоций и эмоций других людей, умеют управлять своей эмоциональной сферой, что определяет их более высокую адаптивность и оперативность в общении, они более легко достигают своих целей во взаимодействии с окружающими. Коммуникативные проблемы могут быть следствием недостаточного развития базовых подструктур эмоционального интеллекта (понимание и контроль собственных и чужих эмоций) и заниженной (или завышенной) самооценки. Неадекватная самооценка приводит к непониманию самого себя, следствием чего является неправильная саморегуляция. Этот факт часто приводит к потере социальной компетентности и затруднениям в межличностных контактах. Но эмоциональный интеллект лежит в основе эмоциональной саморегуляции, поэтому управление эмоциями — это навык, которому можно научиться и развить.

Цель исследования

Цель статьи изучить уровень эмоционального интеллекта педагогов общеобразовательных учреждений и посмотреть, будет ли связь между уровнем эмоционального интеллекта и самооценкой педагогов.

Методы исследования

Для исследования использовались следующие методы:

1. Опросник эмоционального интеллекта «ЭмИн» (Люсин, 2004). В этой технике есть две шкалы. Шкала MEI (межличностный EI).

Низкий уровень: нет четкого понимания чужих эмоций на основе внешних проявлений эмоций. Особой чувствительности к внутренним состояниям других людей нет. Невозможно вызвать определенные эмоции у других людей.

Средний: человек достаточно хорошо понимает эмоции других людей. Может понять человека; также уменьшить интенсивность нежелательных эмоций.

Высокий уровень: легко определяет эмоциональное состояние по невербальным проявлениям. Он может вызывать определенные эмоциональные состояния у людей. Имеет склонность к манипулированию.

Шкала

ИЭИ (внутриличностный ЭИ).

Низкий уровень: Человеку трудно понять свои эмоции. Не могу их идентифицировать. Трудно вызывать положительные эмоции и удерживать отрицательные.

Промежуточный уровень: если человек понимает свои эмоциональные состояния, то вычислить их происхождение сложно. Может осуществлять контроль над эмоциями. Плохой контроль внешних проявлений эмоций.

Высокий уровень: человек хорошо понимает свои эмоции, понимает причину их возникновения и может словесно их описать. Способен осуществлять как внутренний, так и внешний контроль над своими эмоциями.

2. Методика самооценки Дембо-Рубинштейна включает 6 субшкал самооценки (СД): самооценка интеллекта, самооценка счастья, самооценка понимания себя и своих эмоций, самооценка способности управлять своими эмоциями, самооценка понимания эмоционального состояния другого человека и самооценка способности управлять эмоциональным состоянием другого человека.

Выводы

В исследовании приняли участие 100 учителей общеобразовательных учреждений в возрасте от 24 до 50 лет. Все исследование проводилось в Казахстане, в городе Алматы на базе 5 школ. Выборка была полностью случайной.

По результатам методики по ЭМИН Люсина у педагогов выявлены следующие показатели уровня развития общего эмоционального интеллекта:

Низкий уровень EmIN (0 — 78) — 33,3%

Средний уровень ЭМИ (79 — 91) — 40,7%

Высокий уровень EmIn (93 — 104) — 18,5%

Очень высокий уровень (105 и выше) — 7,5%

На основании полученных данных можно сделать вывод, что большинство (40,7%) педагогов 24-50 лет имеют средний уровень развития общего эмоционального интеллекта, около трети (33,3%) — низкий уровень развития общего эмоционального интеллекта. интеллект. интеллекта, и только 7,5% учителей имеют очень высокие показатели общего эмоционального интеллекта.

Затем с помощью методики самооценки Дембо-Рубинштейна все испытуемые были разделены на 3 группы — со слабым, средним и высоким уровнем самооценки по всем 6 ее показателям (таблица 01).

Таблица 1 – Показатели самооценки учителя Посмотреть полный размер >

Как видно из Таблицы 01, учителя характеризуются высоким уровнем самооценки счастья, понимания своих эмоций, контроля своих эмоций и понимания эмоций других людей, а также средним уровнем самооценки управления другими людьми. эмоции людей. Несколько занижена самооценка интеллекта у испытуемых (37%).

При обработке результатов полученных нами данных использовался коэффициент корреляции Пирсона в программе статистической обработки SPSS16.

1. Высокая самооценка интеллекта положительно коррелирует с подшкалой контроля чужих эмоций на уровне значимости 0,05, т.е. чем выше педагог оценивает свои интеллектуальные способности, тем выше его способность управлять эмоциональным состоянием других людей. Эта подшкала входит в шкалу межличностного интеллекта, что также положительно коррелирует с высокой самооценкой интеллекта. Можно сказать, что чем выше самооценка интеллекта, тем выше межличностный интеллект.

2. Высокая самооценка счастья положительно коррелирует с субшкалой управления своими эмоциями на уровне значимости 0,05, т.е. чем выше самооценка счастья, тем выше его способность управлять своим эмоциональным состоянием. Кроме того, высокая самооценка счастья положительно коррелирует со шкалой контроля эмоций, что свидетельствует о том, что чем выше педагог оценивает себя как счастливого человека, тем лучше он справляется с управлением эмоциями, как своими, так и чужими.

3. Высокая самооценка способности понимать свои эмоции положительно коррелирует с субшкалой понимания своего внутреннего эмоционального состояния, а также с внутриличностным эмоциональным интеллектом и эмоциональным интеллектом управления эмоциями, т.е. тем выше человек оценивает свою способность понимать их эмоции, тем выше их эмоциональный интеллект в понимании своих эмоций и в управлении своими и чужими эмоциями. Таким образом, те, кто считает, что понимают свои эмоции, действительно понимают их. Те, кто чувствует, что не понимают своих эмоций, на самом деле не понимают и не умеют управлять эмоциями, ни своими, ни чужими.

4. Средняя самооценка способности контролировать эмоциональное состояние другого человека положительно коррелирует с субшкалой управления эмоциональным состоянием другого человека и отрицательно с субшкалой контроля экспрессии (способность контролировать внешние проявления свои эмоции). Это говорит о том, что чем выше человек оценивает свою способность понимать эмоции других людей, тем выше его способность понимать эмоции других людей, но это не гарантирует контроля над внешним проявлением своих эмоций.

Заключение

Анализ результатов исследования, проведенного среди педагогов общеобразовательных учреждений, показал, что преобладающий уровень развития общего эмоционального интеллекта средний (40,7%). Они ценят свой опыт счастья, свою способность понимать и управлять своими эмоциями, а также понимать эмоции других. Им свойственно недооценивать свои интеллектуальные способности и усреднять способность управлять эмоциональным состоянием других людей.

Исследование показало, что:

  • Понимание себя и своих эмоций имеет решающее значение как для понимания эмоций других людей, так и для управления эмоциями — своими и чужими;
  • Тот, кто не понимает своих и чужих эмоций, не может их контролировать;
  • «Умные» умеют управлять эмоциями других людей;
  • «Счастливые» хорошо справляются;
  • Те, кто считает, что плохо понимают свои эмоции, часто испытывают коммуникативные трудности, связанные с пониманием эмоций других людей;
  • Учителя, которые плохо оценивают свои интеллектуальные способности, также испытывают коммуникативные трудности в понимании эмоций других людей. Такие коммуникативные проблемы встречаются у тех, кто низко оценивает свою способность контролировать эмоции других;
  • Те, кто считает, что они плохо управляют своими эмоциями, действительно имеют проблемы с коммуникацией при управлении своими эмоциями.

В результате математической обработки полученных результатов с использованием корреляционного анализа эмпирически подтверждена взаимосвязь между самооценкой и эмоциональным интеллектом, а именно: между самооценкой интеллекта и контролем над эмоциями других людей при уровне достоверности 0,05%, самооценка счастья и контроля своих эмоций на уровне 0,05%, самооценка понимания своих эмоций и понимания своих эмоций и контроля своих и чужих эмоций на уровне 0,05%, средняя самооценка и контроль эмоций других людей и контроль внешнего выражения на самом высоком уровне 0,01%.

Таким образом, можно сделать вывод, что люди с высоким уровнем развития эмоционального интеллекта и высокой самооценкой обладают ярко выраженными способностями к пониманию собственных эмоций и эмоций других людей, умеют управлять своей эмоциональной сферой, что определяет их более высокую адаптивность и эффективность в общении, и они легче достигают своих целей. Во взаимодействии с другими. Коммуникативные проблемы могут быть следствием недостаточного развития базовых подструктур эмоционального интеллекта (понимание и контроль собственных и чужих эмоций) и заниженной (или завышенной) самооценки. Неадекватная самооценка приводит к непониманию самого себя, следствием чего является неправильная саморегуляция. Этот факт часто приводит к потере социальной компетентности и затруднениям в межличностных контактах. Но эмоциональный интеллект лежит в основе эмоциональной саморегуляции, поэтому управление эмоциями — это навык, которому можно научиться и развить.

Самооценка себя и своих способностей играет важную роль в формировании и развитии эмоционального интеллекта. Уверенность в себе и своих силах мобилизует все экологические и личностные ресурсы человека и помогает справиться с имеющимися трудностями. Если человек низко оценивает свою способность понимать и управлять своими и/или чужими эмоциями, то у него действительно есть проблемы с общением в этих областях. Тот, кто не понимает своих и чужих эмоций, не может их контролировать. Понимание себя и своих эмоций имеет решающее значение как для понимания эмоций других людей, так и для управления эмоциями, как своими, так и чужими. Также, чем больше человек в ситуациях жизненных трудностей пытается отделиться от ситуации и уменьшить ее значимость, тем меньше его способность понимать эмоции и чувства других людей. Низкая оценка своих способностей управлять своими эмоциями в трудных случаях приводит к поиску социальной поддержки в виде информационной, действенной и эмоциональной помощи. Обладающие высокими способностями к пониманию и управлению своими и чужими эмоциями в трудных ситуациях не склонны избегать проблем, наоборот, берут на себя ответственность за решение этих проблем. Учителя с высокой самооценкой интеллекта в ряде случаев берут на себя ответственность за решение задачи, а в ряде случаев просто уклоняются от такой ответственности.

Ссылки

  • Арендачук И. В. (2017). Структурно-функциональный подход к процессу формирования самосознания личности. Вестник Саратовского университета. Серия Акмеология образования. Психология развития, 6(2), 110-118.

  • Асрар-уль-Хак, М., Анвар, С., и Хассан, М. (2017). Влияние эмоционального интеллекта на успеваемость учителей в высших учебных заведениях Пакистана. Журнал будущего бизнеса, 3, 87–9.7. ДОИ:

    Академия Google

    Перекрестная ссылка

  • Кампо, М., Лаборде, С., и Векеманн, С. (2015). Обучение эмоциональному интеллекту: последствия для производительности и здоровья. В AM Colombus (Ed.), Успехи психологических исследований (стр. 75–92). Издательство Нова.

  • Долев, Н., и Лешем, С. (2016). Эмоциональный интеллект учителей: влияние обучения. Международный журнал эмоционального воспитания, 8, 75–94.

  • Долев, Н., и Лешем, С. (2017). Развитие компетенции эмоционального интеллекта у учителей. Развитие учителей, 21, 21–39. DOI:

    Академия Google

    Перекрестная ссылка

  • Гилар-Корби, Р., Посо-Рико, Т., Пертегал-Фелисес, М.Л., и Санчес, Б. (2018). Вмешательство по обучению эмоциональному интеллекту среди учителей-стажеров: квазиэкспериментальное исследование. Психология: Reflexãoe Crítica, 31 (1), 33. DOI:

    .

    Академия Google

    Перекрестная ссылка

  • Кассим, С. И., Бамбейл, А.Дж., и Джакада, Б.А. (2016). Эмоциональный интеллект и удовлетворенность работой преподавателей университетов штата Кано: эмпирические данные. Журнал образования и практики, 7, 53–59.

  • Люсин Д.В. (2004). Современные представления об эмоциональном интеллекте. В Д. В. Лучин и Д. В. Ушакова (ред.), Социальный интеллект: теория, измерение, исследование. Институт психологии РАО.

  • Мадалинска-Михалак, Дж. (2015). Razvoj emocionalne kompetencije učitelja [Развитие эмоциональной компетентности для обучения]. Хорватский журнал образования: Hrvatski Časopis Za Odgoji Obrazovanje, [Хорватский журнал образования], 17 (2), 71-97. DOI:

    Академия Google

    Перекрестная ссылка

  • Маслова Е. А. (2007). Психологическая природа самооценки, место самооценки в структуре самосознания личности. Психологическая природа самооценки, место самооценки в структуре самосознания личности. http://www.uroki.ru/met_rus/k_psihologiya/k_psihollichnost/samoocenka.htm

  • Майер, Дж. Д., Карузо, Д. Р., и Саловей, П. (2016). Модель способностей эмоционального интеллекта: принципы и обновления. Обзор эмоций, 8 (4), 290–300.

  • Майер, Дж. Д., Саловей, П., Карузо, Д. Р., и Ситарениос, Г. (2001). Эмоциональный интеллект как стандартный интеллект. Эмоции, 1, 232-242.

  • Омид А., Хагани Ф. и Адиби П. (2016). Клиническое обучение с эмоциональным интеллектом: набор инструментов для обучения. Журнал исследований в области медицинских наук: Официальный журнал Исфаханского университета медицинских наук, 21 (27). DOI:

    Академия Google

    Перекрестная ссылка

  • Подбор и удержание учителей. (2017). Пятый отчет сессии 2016–2017 гг. https://publications.parliament.uk/pa/cm201617/cmselect/cmeduc/199/199.pdf

  • Тури, Дж. А., Гани, М. Ф. А., Сорушян, С., и Аббас, К. (2017). Влияние тренинга социально-эмоционального интеллекта на работу учителя. Журнал глобальных исследований бизнеса и экономики, 6, 18–31.

  • Зурита-Ортега, Ф., Морено-Арребола, Р., Гонсалес-Валеро, Г., Висиана-Гарофано, В., МартинесМартинес, А., и Мурос-Молина, Дж. Дж. (2018 г.). la inteligenciaemocional y la actividadfísica. SPORT TK: Revista Euroamericana de Ciencias del Deporte, 7 (1), 139–144. DOI:

    Академия Google

    Перекрестная ссылка

Информация об авторских правах


Эта работа находится под лицензией Creative Commons Attribution-NonCommercial-NoDerivatives 4.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *