Демократический стиль лидерства характеризуется: Демократический стиль управления: ключевые особенности и недостатки

Содержание

Демократический стиль управления: ключевые особенности и недостатки

Демократический стиль управления характеризуется предоставлением подчиненным определенной свободы действий. Однако, в отличие от либерального, демократический стиль руководства подразумевает то, что данная свобода четко ограничена рамками квалификации работников, а также рамками функций, выполняемых сотрудниками организации.

Характеристика демократического стиля управления

Демократический стиль управления базируется на справедливости, адекватной системе поощрений и наказаний. Инициативность, креативность и трудолюбие всячески приветствуются. Иными словами, успешная деятельность работников стимулируется, благодаря тщательно продуманным системам мотивации.
Что касается общения между сотрудниками компании, то оно приветствуется, так как считается, что дружный и сплоченный коллектив является одним из условий успешного процветания организации. Взаимодействие руководителя с подчиненными носит сдержанный характер, в общении отсутствует не только доминирование руководителя над сотрудниками, но и излишняя дружелюбность.

Руководитель-демократ не стремится властвовать над своими подчиненными, он предпочитает взаимовыгодное сотрудничество на условиях, выгодных не только ему, но и остальным работникам организации.

Особенности демократического типа управления

Демократический стиль управления кардинально отличается от либерального и авторитарного стилей. Он представляет собой своеобразную «золотую середину» между жестким авторитаризмом и всепозволяющим либерализмом.
Подлинный демократический тип управления подразумевает под собой отсутствие навязывания подчиненным мнения руководителя, высокую степень децентрализации полномочий. Уважительное отношение к работникам основывается на том, что интересы отдельно взятой личности ценятся не меньше, чем интересы компании в целом. Причиной этого является твердое убеждение, что сотрудник организации является составной частью огромного механизма, без которой успешное функционирование компании не представляется возможным.

Отличительная особенность демократического стиля управления состоит и в том, что он нацелен на создание благоприятной социально-психологической атмосферы в коллективе. Настоящий руководитель-демократ пытается сплотить своих подчиненных, способствует преобладанию в коллективе принципов доверия и сотрудничества.
Данный тип управления, в свою очередь, на подсознательном уровне вырабатывает у сотрудников чувство глубочайшего уважения по отношению к руководителю и организации в целом. Следовательно, работоспособность каждого сотрудника возрастает, повышается уровень самодисциплины, человек ощущает свою значимость, берет на себя ответственность за свои действия.

Недостатки демократического типа управления

На первый взгляд, демократический стиль управления кажется идеальным для осуществления руководства в организации. Однако, как и любой другой стиль руководства, он имеет определенные недостатки.
Несмотря на коллегиальность, имеющую место при данном типе управления, большая часть касающихся функционирования компании решений принимается высшими органами и должностями, в то время как сотрудникам остается лишь выполнять распоряжения вышестоящего руководства.

Безусловно, в некоторых случаях руководители прибегают к помощи подчиненных, позволяя последним выступить в роли единого совещательного органа. Однако и это не дает работникам той значимости, которой они хотели бы достичь в рамках выполняемой ими деятельности.

Кроме того, использованием руководителем в своей работе демократических принципов управления приводит его к мысли, что одно лишь использование данных принципов и обеспечивает правильность принимаемых им решений и эффективность работы сотрудников.

Стоит отметить также и то, что данный тип управления категорически не подходит для кризисов и прочих экстремальных ситуаций, с которыми сталкивается компания в процессе своей деятельности.

Демократический стиль управления

Искусство управления подразумевает под собой решение конкретных поставленных задач с использованием всех имеющихся ресурсов (человеческих, промышленных, временных). Управление персоналом – это особый вид деятельности, реализующий и обобщающий огромный массив вопросов, которые учитывают личностный фактор администрирования. Существует несколько стилей координирования действий персонала. Среди них одним из самых интересных является демократический стиль управления. Он обладает определенными характеристиками, плюсами, минусами которые необходимо рассмотреть подробно.

Определение

Демократический стиль управления характеризуется тем, что различные полномочия, инициативы и даже ответственность распределяются между руководителем и его подчиненными. Главной составляющей его является интерес руководителя к мнению сотрудников. В сложных ситуациях, связанных с производством, принимается коллегиальное решение. Демократический стиль управления подразумевает, что в ходе постоянного общения и обсуждения происходит своевременное информирование по всем основным вопросам, так или иначе касающихся функционирования компании. Информированность служащих (в рамках их квалификации) укрепляет чувство сопричастности и собственной значимости всех без исключения членов коллектива компании.

Качества руководителя и подчиненных

В таких компаниях руководителя отличают высокий профессионализм и лидерство. Группа его уважает и видит в нём образец для подражания. К качествам начальника-демократа относятся:

  • открытость и доступность при апелляциях и личных встречах с персоналом;
  • доверие к работникам;
  • умение делегировать права и терпеть отказ от личных преимуществ, связанных с должностью.

Руководитель обязан придерживаться обязательного невмешательства в коллегиальную работу.

Сотрудники со своей стороны должны следовать корпоративному стилю, проявляя следующие качества:

  • профессионализм;
  • ответственность;
  • самоконтроль;
  • желание личностного роста и тягу к участию в жизни компании.

Обычно сотрудники, охваченные общей работой, заинтересованы в достижении корпоративных целей, дорожат мнением коллег о себе и чётко ориентируются в своих контрольных правах.


Мы – одна команда

Особенности и характеристики демократического стиля управления

Особо следует обратить внимание на форму общения. Она носит характер рекомендаций, просьб, поощрений. А при необходимости применяется приказ. Вежливый и доброжелательный руководитель обеспечивает благоприятный психологический климат на производстве. Такой тип управленца предпочитает командную игру. Руководитель не видит себя кукловодом, дергающим за ниточки власти. Основной мотивацией таких действий является то, что при благоприятных условиях сотрудники сами стремятся к ответственности, приобщаясь к решению некоторых организационных вопросов. Появляется пространство для маневров, в котором можно организовать самоконтроль и самоуправление.

В рамках демократического стиля управления следует различать две формы: консультативную и партисипативную.

Каждая из форм имеет свои особенности и характеристики.

Либеральный стиль лидерства

При таком подходе руководитель старается не исполнять свои обязанности по руководству коллективом. Он выбирает не роль лидера, а предпочитает функции рядового члена.

Поэтому базовые проблемы внутригрупповой жизни обычно решает большинство сотрудников, используя голосование, либо они остаются без внимания. Поэтому руководитель им является исключительно номинально, а коллективом персонально никто не управляет.

Подобный стиль управления является идеальным, если группа слаженная, а ее члены — профессионалы. В ней каждый должен знать свои обязанности.

Описанные выше — это традиционные стили лидерства. Однако в последних социально-психологических исследованиях были описаны и обоснованы инновационные подходы. Остановимся на некоторых из них.

Партисипативный

Бывают ситуации, когда исполнители лучше шефа разбираются в ситуации с учетом всех тонкостей и специфики процесса. Это дает им возможность творчески подойти к решению различных поставленных задач. Но их реализация происходит при согласовании с руководителем и полной его ответственности за конечный результат. Это возможно в коллективе, где отношения строятся по принципу доверия к профессиональной грамотности и компетентности специалистов.

Такой тип демократического стиля управления предполагает характер взаимодействия по принципу координаторской деятельности лидера, который готов довериться мнению коллектива. В функциях руководителя просматривается общая координация всех цепочек производственного процесса. Дословный перевод слова «партисипативный» обозначает сопричастность в каком-либо деле, а так же в принятии решений и осуществлении рабочих процессов.

Типология лидеров

В процессе исследований их было выделено несколько. Остановимся на них более подробно.

Для авторитарного лидера характерно наличие следующих личностных и поведенческих особенностей:

  • властность;
  • единоличное принятие всех решений;
  • навязывание своего мнения;
  • оказание психологического давления;
  • установка на неукоснительное исполнение высказанных решений;
  • применение приказа в качестве основного метода влияния;
  • избегание любых личных взаимоотношений с подчиненными;
  • установка на деловой стиль взаимоотношений.

Демократический лидер — противоположность первому типу. В своих действиях с подчиненными преобладающими являются следующие особенности:

  • уважение сотрудников и учет их мнений;
  • признание их права поступать в соответствии со своими решениями;
  • равноправный стиль общения;
  • обращение к сотрудникам с просьбами и за советом.

Либеральный лидер значительно отличается от первых двух типов своим нежеланием нести ответственность за команду и за общее дело. Можно выделить следующие его характерные особенности:

  • предоставление сотрудникам полной свободы в действиях и при принятии решений;
  • отсутствие какого бы то ни было контроля с его стороны, только формального;
  • нежелание или неумение оказывать влияние на подчиненных;
  • распределение своих полномочий среди авторитетных сотрудников;
  • разработка и принятие решений осуществляется коллективно;
  • руководитель ведет себя как обычный сотрудник.

Бюрократический лидер предпочитает использовать формально-бюрократический метод руководства. Благодаря этому он заставляет всех следовать установленному порядку. Его формализм и бюрократизм проявляются во всем: в общении и взаимодействиях с людьми, оформлении бумаг и документов, соблюдении регламента и проч. Процесс управления сотрудниками обычно осуществляется с помощью постановлений и письменных указаний.

Лидер мнения — это человек, чьи суждения группой считают авторитетными, к кому прислушиваются, оценкам которого доверяют больше всего. Обычно в такой роли выступает опытный и информированный профессионал. Однако он не всегда будет занимать лидирующие позиции по другим параметрам. Как говорится, каждый хорош на своем месте.

Номинальный лидер — это руководитель, занимающий свое место формально. По факту свои обязанности он в группе не исполняет, а коллективом управляет кто-то другой, назначенный или не назначенный менеджером. Бывают ситуации, когда лично вообще никто не руководит, все решения принимают коллегиально.

Лидером, ориентированным на людей, является человек, основным в деятельности которого является благополучие членов группы. Нередко он становится своеобразным «психологом» компании, с ним все делятся своими переживаниями. Но такой менеджер не всегда способен руководить полноценно группой, поскольку деловые проблемы у него находятся на втором месте. Для продвижения компании на рынке этого недостаточно.

Лидер, ориентированный на работу. Это руководитель, который главной своей функцией считает решение стоящих перед группой задач. Благополучие сотрудников отходит на второй план. В идеальной ситуации менеджер начинает учитывать интересы исполнителей. Если появляется подобное сочетание, то его можно будет назвать идеальным руководителем.

Ситуационный лидер может некоторое время выполнять данные обязанности в группе, если в ней складывается для этого благоприятная ситуация. В некоторых случаях он может стать постоянным. Особенно если сможет оправдать ожидания группы.

Сравнение видов

История управления не имеет примеров применения чистого вида какого-либо стиля управления. Все зависит от целей, поставленных перед организацией, и психологического климата, сложившегося в коллективе. Когда необходима новизна и уникальность, качество продукта лучше всего подходит демократический стиль управления. Авторитарность и жесткий контроль подойдет в условиях использования простых видов деятельности, ориентированных на количество.

При консультативной форме управления руководитель, проводя совещания, выбирает наиболее подходящие предложения, координируя действия коллектива. Ключевые решения принимаются коллегиально, но контроль над качеством исполнения и соблюдением сроков остается за администрацией.

Основные различия консультативной и партисипативной формы заключаются в степени сопричастности трудового коллектива ко всем цепочкам производственного процесса. При партисипативном стиле руководства работники не только проводят консультации с начальником, но и привлекаются к постановке целей с последующим контролем их исполнения в рамках компетенции работников. Отличается от либерального стиля управления тем, что руководитель принимает активное участие в процессе, в то время как либерал, увиливая от решения наиболее наболевших вопросов, стремясь уменьшить личную ответственность. Это происходит по двум причинам:

  1. Руководство попадает под полное влияние собственного коллектива.
  2. Все члены коллектива отличаются самостоятельностью и творческой индивидуальностью.

Обычно такие процессы происходят на фоне высокой квалифицированности работников.

Плюсы и минусы демократического стиля управления подталкивают руководителя к дозированному его применению. Причиной этому случит масса обстоятельств.

Демократичный стиль, или “Давайте думать вместе”

Алексей К., молодой руководитель, уволился из компании Геннадия Павловича и основал собственный бизнес. Он решил учиться на чужих ошибках и понял, что не допустит такой диктатуры, что царила на его прежнем месте работы. Алексей набрал молодых сотрудников, которые были скорее его единомышленниками, нежели подчиненными. С первых дней он начал придерживаться демократичного стиля руководства: обсуждал с сотрудниками стратегию развития компании, выслушивал их идеи и мнения, доверял самостоятельно работать над проектами. Для работников он был не строгим начальником, а своим в доску парнем Лехой. Однажды это чуть не сгубило компанию: сотрудники расслабились и перестали воспринимать Алексея всерьез. Кое-кто начал опаздывать, срывать сроки исполнения задач, а на недоумение начальника говорил: “Да ты что, сделаю, не переживай!”. Когда начали срываться сделки с выгодными клиентами и компания потеряла прибыль, молодой бизнесмен понял, что пора что-то менять.

Демократичный стиль управления — обманчивая штука. Молодым и современным он кажется единственным приемлемым и отвечающим духу времени (ну не работать же по старинке!), но стоит чуть ослабить вожжи — и получится как в примере выше. Чтобы демократия не превратилась в анархию и вседозволенность, руководитель должен обладать управленческим опытом.

В целом же демократичный стиль — действительно приоритетный в молодых современных компаниях. Руководитель не принимает решения единолично — советуется с коллективом, устраивает мозговые штурмы, старается, чтобы каждый работник раскрыл свой потенциал. Сам он работает на равных или отводит себе роль консультанта, наставника. Если начальник-демократ ошибается — он не винит во всем персонал, а делает выводы. В то же время он остается руководителем — не снимает с себя главной роли, не подчеркивает, что “мы тут все равны, ребята”. То есть команда командой, но иерархия должна быть выстроена четко.

Минусы демократичного стиля

  1. Возможность анархии, принижения роли руководителя, возникновения оппозиции в коллективе. В общем, все, о чем рассказано на примере Алексея К.
  2. Решения могут приниматься долго. Чем больше людей участвует в обсуждении — тем дольше может затянуться процесс. Дело спасут тайм-менеджмент и четкие сроки постановки задач. Например, на обсуждение и внесение рацпредложений дается 3 дня — и ни секундой дольше. Это дисциплинирует сотрудников и ускоряет бизнес-процессы.

Плюсы демократичного стиля

Если не допускать ошибок, демократичный стиль может стать основой создания сплоченной команды.

  1. Укрепляет командный дух, делает сотрудников настоящими единомышленниками, объединенными одной целью. Хорошо, если в компании проработана корпоративная культура — миссия и ценности, основные задачи на ближайшие годы, общая Большая Идея.
  2. Сокращает количество ошибок в работе. Чем больше людей привлечено к решению задачи — тем больше шанс, что найдется оптимальный вариант. Только, напомним, обсуждение не должно затягиваться.
  3. Минимальная текучка кадров. Зачем уходить из коллектива, если ты разделяешь его ценности и задачи, чувствуешь себя причастным к одной общей цели? Правильно, незачем. Из компаний с демократичным стилем управления сотрудники уходят крайне редко (если, конечно, вливаются в коллектив и разделяют общие ценности).

Плюсы

Как и любой другой, демократический стиль управления характеризуется достоинствами и недостатками. К первой группе можно отнести следующие параметры:

  • точность формулировки цели компании и обязанностей сотрудников;
  • общий психологический климат в коллективе способствует формированию корпоративности и активной позиции сотрудников;
  • сопричастность к общему делу подталкивают к формированию доброжелательных отношений между руководителем и подчиненными;
  • работники, в рамках своей компетенции, способны самостоятельно принимать решения для профессионального выполнения своих обязанностей;
  • руководитель в основном прибегает к убеждающей стратегии руководства, а не принуждающей;
  • демократический стиль управления в менеджменте – это возможность решения редких, эксклюзивных задач за наименьшее количество времени при помощи нестандартных методов.

Что характерно для стиля демократии

Стили руководства персоналом — их характеристика, достоинства и недостатки

В основу подобного метода управления компаниями заложены такие характерные черты, как:

  • информирование сотрудников обо всех делах фирмы, задачах и намеченных перспективах;
  • делегирование отдельных полномочий и ответственности на каждого члена компании, тем самым дается возможность проявить самостоятельность и творческий подход в процессе работы;
  • психология поощрительной мотивации: премии, грамоты, устная похвала на виду у всего коллектива, наказания и штрафы являются исключением;
  • ориентация на достижение поставленных целей;
  • при низких результатах не ищут виновных, а рассматривают причины, которые необходимо устранить.

Важно! Работа поставлена так, что каждый работник чувствует себя «шестерёнкой», без которой отлаженный механизм остановится. Он видит и понимает весь рабочий процесс и ту долю ответственности, которая на него возложена.

Однако не везде подобная структура управления может работать. Примерами, где может найти применение ДСР, могут служить компании, занимающиеся:

  • офисной работой;
  • использованием труда специалистов высокой квалификации;
  • инновационными разработками.

Кстати. В организациях, где от сотрудника требуется выполнять определённую работу, и его инициатива не может повлиять на деятельность предприятия в целом, применять демократичный стиль нецелесообразно.

Педагоги в школе также не могут пользоваться таким способом руководства. К примеру, учитель физкультуры не может ориентироваться на мнение ученика, принимая от него зачёт по физической подготовке.

Минусы

Основными недостатками использования демократической модели управления являются следующие моменты:

  • обсуждение и принятие решения коллективом, как обычно, занимает большое количество времени, что в ситуации стресс менеджмента организации непозволительная роскошь;
  • неверное применение стратегии руководителем, приводит к неорганизованности и недисциплинированности коллектива;
  • в отдельных ситуациях принятие правильного решения становится проблематичным в силу возникших сложностей.

Недостатки

В сравнении с автократическим стилем руководства управление, базирующееся на демократических принципах, выглядит идеальным. Однако это не совсем так.

К минусам такой методики можно отнести такие моменты как:

  • процесс принятия решений может быть растянутым и замедленным;
  • иногда в коллективе чрезмерная свобода может вести к некоторой необязательности подчиненных;
  • при обсуждении различных вопросов могут возникать сложности и недопонимание, что затрудняет принятие верного решения;
  • такой стиль руководства малоэффективен в сложных кризисных ситуациях, когда решения следует принимать быстро.

Примеры из жизни

Знание основ и правил стилей руководства не являются гарантом успешного управления компанией, поскольку требуют разумного применения в сложившейся ситуации с учетом всех факторов внутреннего и внешнего пространства. В связи с этим бездумное упование на то, что демократический стиль управления способствует разрешению спорных (в основном критических) ситуаций приводит, как правило, к апокалипсису, а не апогею. Практика показывает, что только умелая, своевременная смена стиля руководства на наиболее подходящий для сложившейся ситуации, позволяет выплыть из любых «штормов» бизнес-сферы. Примеры успешного применения демократического стиля управления свидетельствуют о большом его потенциале в сфере новаций и развития.

Так, во время стагнации военной кампании BMW не было принято решение о ее закрытии благодаря сплоченности и энтузиазму трудового коллектива. Сотрудники обязались выпустить новую марку легкового автомобиля (взамен авиадвигателей), разработав линейки разных классов. Так мир увидели автомобили знаменитой марки BMW.

По словам руководителя фирмы Philips Альберта ван Грида, основополагающий принцип его компании (личная заинтересованность) возможен только при демократическом стиле управления.

Как видно из примеров, рассматриваемый вид руководства с успехом применяется в творческих и креативных сферах деятельности. Однако примеров смешанного стиля гораздо больше.

Понятие лидерства и функции лидера

Определение 1
Лидерство является межличностными отношениями, построенными на доминировании и власти одного человека и подчинении остальных для достижения общих интересов и целей.

Исходя из определения, главной функцией лидера является образование единых мотиваций и задач по достижению результата, который будет желаемым для всех.

Ты эксперт в этой предметной области? Предлагаем стать автором Справочника Условия работы

Управленец обязан контролировать психологическую обстановку внутри группы. Для этого ему необходимо уметь:

  • предотвращать и разрешать конфликты,
  • формировать положительный настрой,
  • организовывать взаимодействие меж участниками общности.

Лидер обычно принимает всю совокупность важных и ответственных решений, а также представляет интересы своей группы. Например, президент выступает от имени государства, а директор – от имени организации. Лидер распределяет полномочия внутри общности, контролирует исполнение всех поручений и заданий.

Корреляция между стилем управления и продуктивностью команды

Правильно выбранная стратегия руководства компанией с учетом личного потенциала как работников, так и управленца позволяет «творить чудеса» во всех сферах бизнеса. Главная роль в выборе стиля управления всегда отводится субъективному отношению руководителя к коллективу, возможности адекватно оценить воздействие на сотрудников при помощи выбранных методов. Но даже в условиях полной стабильности возможны ошибки, которые, как правило, сказываются в первую очередь на производительности труда. В связи с этим можно подчеркнуть, что вопрос выбора стиля управления для руководителя – это задача, требующая первостепенного решения.

Гибкий стиль лидерства

В нем возможно присутствие всех вышеописанных подходов к лидерству. Но он не является стабильным. Подобные ситуационные стили лидерства меняются время от времени в зависимости от того, какие складываются в группе взаимоотношения.

Влиять может не только обстановка и планы компании, но также состояние и настрой самого лидера. В идеальном случае менеджер действует таким образом потому, что хорошо адаптируется к сложившейся ситуации и старается сложившуюся ситуацию повернуть на пользу компании. Однако возможны ситуации, когда руководитель просто не знает, как ему лучше поступить, и применяет метод «проб и ошибок». В такой ситуации ему будет сложно добиться авторитета сотрудников.

Типичные ошибки руководителя

Бывают случаи, когда, к примеру, демократический стиль управления желателен, мало того, он является единственной стратегией развития коллектива, да и предприятия в целом, но личностные характеристики ответственного лица не вписываются в указанные рамки. В этом случае появляются досадные ошибки, которые стопорят дело и плохо влияют на репутацию:

  • приверженность принципу «хочешь сделать хорошо – сделай это сам» — первая ошибка менеджеров разного уровня;
  • в противоположность первому принцип «что ни делается — все к лучшему» также приводит к краху системы управления;
  • предвзятое отношение по личной неприязни – то, что разумный руководитель не позволит себе никогда, ведь работник нужен для того, чтобы помочь компании развиваться при помощи своего потенциала;
  • «ментальные ловушки» управления по праву может считаться самой досадной ошибкой;
  • болезненное восприятие инакомыслия, упускающее его потенциал и выгоду;
  • частичное или выборочное игнорирование предложений сотрудников;
  • неуважение личности сотрудника, проявляющееся в прилюдном порицании его мнения;
  • алогизм действий управленца всегда срабатывает в сторону упадка, а не развития.

Коллегиальность является основой для успешного развития и функционирования компаний.

Как происходит развитие демократичности?

Демократический стиль руководства – это метод управления персоналом, основанный на предоставлении подчиненным самостоятельности в рамках выполняемых ими обязанностей. Формирование его в любом коллективе не происходит в один момент и во многом зависит от личных качеств руководителя.

Главной предпосылкой для развития демократичности являются личные качества и устремления руководителя, так как лидеры-автократы не склонны поступаться своими принципами, разделять с кем-то власть и выстраивать равноправные отношения в коллективе.


Характеристика демократического стиля руководства

Следующей предпосылкой для развития демократичности является стабильное положение компании на рынке. В период кризиса и нестабильности демократичный подход к управлению трудовыми ресурсами малоэффективен, однако в состоянии стабильности авторитарное правление может тормозить дальнейший рост компании.

Еще одной предпосылкой развития демократичности в компании является аппелирование руководителя к человеческим потребностям более высокого уровня (теория У). Такой менеджер предпочитает работать в команде, а не давить на рычаги власти и делает ставку при этом на желание человека проявить и раскрыть себя.

Еще одним важным моментом является то, что предприятиям, на которых превалирует демократический стиль правления, свойственна высокая децентрализация полномочий. Руководители таких предприятий не навязывают свою волю подчиненным, а разделяют с ними власть и осуществляют контроль над их деятельностью.

Демократичный руководитель стремится создавать открытую и доверительную атмосферу в коллективе, стараясь сделать так, чтобы у работников формировался не страх перед руководством, а уважение.

Менеджер-демократ не пытается единолично принимать решения по всем вопросам, а концентрируется лишь на самых важных и сложных. При этом стиле управления большая ставка делается на творческую активность подчиненных, которая не только не возбраняется, как при авторитарном подходе, но и поощряется.

При этом основной упор делается на осознание каждым сотрудником своей значимости и ответственности в достижении общих целей и дисциплина, жестко контролируемая при авторитаризме, трансформируется в самодисциплину.

Характеристики демократического лидерства и его преимущества

Демократическое лидерство, также известное как совместное лидерство или партиципативное лидерство, поощряет участие, предлагает больше точек зрения и помогает в создании команды.

Нет двух лидеров с одинаковым стилем лидерства — все они ведут свои команды или организации по-своему. Но можно разделить лидеров на определенные стили лидерства и проанализировать эти стили, чтобы получить представление о возможных способах лидерства.

Одной из захватывающих и интересных форм лидерства является демократический стиль руководства, который позволяет сотрудникам участвовать в принятии решений своей командой.

Быть демократическим лидером подходит не всем, но это очень эффективная форма лидерства для многих менеджеров, руководителей и генеральных директоров.

В этом руководстве вы найдете все, что вам нужно знать о демократическом лидерстве: что это такое, преимущества и недостатки этого стиля руководства и как он выглядит в действии.

Начнем!

Умение слушать абсолютно необходимо для того, чтобы быть хорошим лидером; Вы должны слушать людей, которые находятся на передовой. — Ричард Брэнсон

Что такое демократическое лидерство?

Демократическое лидерство — это стиль лидерства, при котором лидер принимает решения на основе мнения всех членов команды.

Окончательное решение, конечно, принимает руководитель, но голос каждого сотрудника будет услышан, а его мнение учтено в процессе принятия решения.

Демократическое лидерство также известно как партиципативное лидерство, поскольку сотрудники активно участвуют в принятии решений.

Демократическое лидерство может показаться нелогичным — в конце концов, разве лидерство не означает принятие решений в одностороннем порядке и решительно?

Но истинное лидерство также достигается при учете мыслей, опыта и мнений других.

У сотрудников всех уровней есть ценные идеи и информация, которые они могут внести, а демократическое руководство позволяет регулярно участвовать в этом.

Характеристики демократического лидерства

Демократическое лидерство характеризуется совместным подходом к принятию решений. Членов команды регулярно спрашивают об их вкладе и мнении о решениях, связанных с предстоящими проектами, стратегическими инициативами или изменениями, которые рассматривает команда или компания.

Ответственность также распределяется между всей группой, потому что каждый может сказать свое слово. И члены команды чувствуют себя вправе высказываться и отстаивать свою позицию, потому что руководитель их команды поощряет такое поведение и активно слушает.

В процессе демократического лидерства идеи предлагаются свободно и принимаются без осуждения. Разнообразие взглядов и опыта в команде уважается, и эти взгляды открыто делятся, чтобы команда могла прийти к хорошо обоснованному решению.

Вместо того, чтобы полагаться на одного человека для принятия каждого решения, демократическое руководство опирается на участие сотрудников и мудрость группы, чтобы управлять кораблем.

Демократическое лидерство может быть использовано лидерами любой отрасли, от небольших некоммерческих организаций до крупных международных корпораций.

Но, как и любой другой стиль руководства, демократический подход имеет явные преимущества и недостатки и может не подходить для каждой организации.

Внимательное рассмотрение плюсов и минусов может помочь вам решить, стоит ли вам самому попробовать процесс демократического лидерства.

Преимущества демократического лидерства

Демократическое лидерство — очень эффективный стиль лидерства для многих организаций. И это дает множество преимуществ тем, кто выбирает этот стиль руководства.

1. Повышение креативности и инноваций

В команде с демократичным лидером идеи текут очень свободно, потому что поощряется обмен мыслями и выражение мнений.

Этот свободный обмен идеями без осуждения означает, что члены команды поощряются к разработке творческих решений и инноваций, которые могут принести пользу всей группе или даже всей организации.

Совместная работа для открытого обсуждения проблем и решения проблем также означает, что в команду регулярно приходят свежие идеи. Он предлагает варианты лидеру, принимающему окончательное решение.

2. Повышение производительности

Сотрудники более вовлечены и работают лучше всего, когда их слышат и ценят на работе.

Демократическое руководство гарантирует, что все сотрудники в команде будут услышаны, потому что они могут свободно выражать свое мнение и вносить свой вклад в важные решения, которые их касаются.

Это придает их работе смысл и автономию, что ведет к повышению вовлеченности. А поскольку команды с высоким уровнем вовлеченности на 17% более продуктивны, чем команды с низким уровнем вовлеченности, ваша команда может быть более продуктивной при демократическом стиле руководства.

3. Более разнообразные идеи

Когда решения принимаются одним человеком или группой из двух-трех человек, вероятно, в зале не будет большого разнообразия опыта или взглядов, учитывая все варианты и факты.

Но когда вы предоставляете слово и процесс принятия решений целой группе сотрудников, они делятся своим опытом и мыслями.

Это увеличивает разнообразие идей, которыми вы делитесь, что делает ваш процесс принятия решений более эффективным, поскольку вы рассматриваете все возможные точки зрения, прежде чем сделать окончательный выбор.

4. Создает более сильную команду

Демократическое руководство поощряет всех в команде собираться вместе и участвовать в равной степени. Этот акцент на сотрудничестве и партнерстве создает сильную команду, которая эффективно сотрудничает при принятии важных решений и небольших задач.

А поскольку демократическое руководство поощряет уважительное отношение ко всем, связи, которые строит команда, будут иметь прочную основу для успеха.

5. Обучает будущих лидеров

Поскольку сотрудники активно участвуют в принятии решений, они получают представление о том, как принимаются решения на более высоком уровне. Они также узнают из первых рук о процессе лидерства и научатся уверенно делиться идеями и проявлять власть.

Все это отличное обучение для будущих лидеров вашей компании, которое подготовит ваших лучших сотрудников к будущей руководящей роли.

Недостатки демократического стиля руководства

Преимущества демократического стиля руководства реальны и мощны. Но этот стиль лидерства не работает для каждого человека или каждой организации, поэтому вам следует тщательно взвесить и недостатки, прежде чем переходить на этот стиль лидерства.

1. Медленное принятие решений

Сбор предложений всей команды, открытое обсуждение вариантов и совместная работа над принятием окончательного решения — процесс небыстрый.

Возможно, ваши решения будут приниматься лучше, но они, безусловно, будут медленнее, если вы руководствуетесь демократическими принципами на работе.

Так как каждая идея должна быть тщательно обсуждена с группой, и все идеи должны быть действительно рассмотрены, это не способ принимать быстрые решения.

2. Могут возникнуть негативные эмоции

Несмотря на то, что в процессе демократического лидерства ценятся идеи и вклад каждого, не каждый сотрудник обладает одинаковой способностью находить эффективные решения и решать проблемы.

Это означает, что идеи одних сотрудников реализуются чаще, чем других. И это может привести к обиде и разочарованию в будущем, если с этими негативными эмоциями не обращаться осторожно.

По этой причине эмоциональный интеллект является ключевым компонентом эффективного демократического лидерства.

3. Создает потенциал для прокрастинации

Если лидер не хочет принимать решение, потому что он беспокоится о последствиях или не уверен в своих навыках, он может обратиться к демократическому стилю руководства как к способу прокрастинации или избежать обязанность.

Вместо того, чтобы принять решение, эти лидеры обращаются к своей команде за идеями и ждут, пока кто-то еще не скажет им, какие идеи хороши.

Такой подход, безусловно, поощряет сотрудничество, но также замедляет процесс принятия решений и позволяет прокрастинировать процесс.

4. Может быть плохо определен

Демократическое лидерство — это стиль лидерства, который может принимать различные формы. Часто это хорошо, потому что лидеры могут адаптировать стиль к своим предпочтениям и индивидуальности.

Но это также означает, что стиль можно определить просто по прихоти лидера, а не по реальным демократическим принципам.

Лидеры могут полагать, что используют этот стиль, хотя на самом деле они вообще не добиваются обратной связи или мнений от членов своей команды эффективным способом.

5. Плохо работает в условиях кризиса

Когда наступает кризис, лидеры обычно должны предпринимать быстрые и решительные действия. Медленный, совместный, открытый процесс демократического принятия решений не подходит для моментов, когда требуется срочный ответ.

Лидеры, которые привыкли полагаться на обратную связь от своей команды, могут столкнуться с трудностями при самостоятельном принятии решений, когда ситуация требует действий.

6. Требуется уровень критического мышления.

Не каждое рабочее место или команда подходят для демократического стиля руководства. Поскольку мнения и мысли каждого оцениваются одинаково, лучше всего, если у вас есть команда людей, обладающих навыками критического мышления и хорошо образованных.

В противном случае члены команды могут не чувствовать себя достаточно уверенно, чтобы высказать свое мнение. Или они могут предложить идеи, которые не имеют реальной ценности, потому что недостаточно хорошо понимают проблему.

Чтобы демократический стиль руководства работал хорошо, сотрудники должны иметь возможность давать содержательную обратную связь и эффективно решать проблемы.

Основные выводы

Демократическое лидерство очень эффективно для многих команд и организаций. Это позволяет лидерам услышать самые разные мнения, найти творческие решения проблем и создать будущий резерв опытных лидеров, которые знают, как принимать решения.

Этот открытый и основанный на сотрудничестве подход к лидерству способствует равенству и командной работе на рабочем месте.

Но для этого также требуется приверженность четко определенному процессу принятия решений, группа сотрудников, обладающих сильным критическим мышлением, и осознание того, что эти решения будут приниматься медленно, чтобы этот стиль руководства работал в большинстве организаций.

Демократическое лидерство — это лишь один из многих стилей лидерства, которые могут вам подойти, поэтому важно тщательно взвесить его преимущества и недостатки, прежде чем отправиться на этот путь лидерства.

17 Примеры и характеристики демократического лидерства (2022)

Демократический стиль руководства характеризуется включением сотрудников в процесс принятия решений. Мнения всех членов организации уважаются и ценятся, поэтому их вклад по широкому кругу вопросов приветствуется и поощряется.

Основная идея заключается в том, что великие идеи могут исходить от кого угодно и в любое время. Поэтому следует поощрять каждого человека вносить предложения и выражать свое мнение. Все сосредоточены на достижении целей компании и коллективном решении проблем.

Естественно, первый пример демократического лидерства, который приходит на ум, относится к политическим системам. Почти половина населения мира живет в стране с той или иной версией демократии. В деловом мире примеры включают Google и Coca-Cola.

Определение демократического лидерства

Демократический стиль лидерства основан на концепции инклюзивности. Каждый член организации считается ценным членом команды и участвует в процессе принятия решений.

Некоторые из лучших решений, принятых компанией, исходили от сотрудников на более низких уровнях организационной структуры.

Создание организационной культуры, основанной на демократическом лидерстве, дает множество положительных результатов. В дополнение к тому, что сотрудники создают инновационные решения и предлагают несколько путей решения проблем, у многих сотрудников развивается сильное чувство лояльности к компании.

Поскольку они чувствуют, что их мнение ценят и уважают, текучесть кадров и невыходы на работу меньше, что обычно свидетельствует о низком моральном духе и неудовлетворенности.

Примеры демократического лидерства в реальной жизни

  1. Рабочие кооперативы — Рабочие кооперативы управляются рабочими, где лидер избирается к власти рабочими, и они коллективно принимают решения в комитете.
  2. Google – Сотрудников поощряют как можно чаще участвовать в собраниях, потому что высшее руководство понимает, что отличная идея может прийти откуда угодно.
  3. Тим Кук (генеральный директор Apple) — Известен тем, что окружает себя людьми, которые не согласны с ним и бросают ему вызов.
  4. Мухтар Кент (генеральный директор Coca-Cola) — Известен тем, что распределял полномочия между различными комитетами и региональными группами.
  1. Дуайт Д. Эйзенхауэр – Известен тем, что в значительной степени полагался на экспертов, которые помогали ему принимать решения и влиять на то, как должно управляться правительство США.
  2. Alfie Kohn – Этот прогрессивный педагог выступает за демократическое лидерство учителей и родителей, которое, по его словам, дает детям возможность думать самостоятельно и принимать решения на общее благо.
  3. 4H Club – Клуб для молодежи, лидеры организации не вмешиваются в решения различных клубов по всей Америке.
  4. Нельсон Мандела – Лидер АНК в Южной Африке Мандела пытался создать коалицию людей всех расовых групп, которая была бы действительно демократической, а не колониальной.

Характеристики демократического лидерства

9.

Общие собрания

Мы можем найти множество примеров философии демократического лидерства в политике и практике компании. Еженедельное собрание было бы первым местом, куда можно было бы заглянуть.

То, как руководитель проводит собрание, покажет, является ли стиль руководства демократическим или авторитарным. Если руководитель интересуется мнениями сотрудников и поощряет их высказывать свое мнение, то, вероятно, у них демократическая философия.

Еще одним показателем является то, как много они говорят. Если они доминируют на совещании с инструкциями и директивами, информируя сотрудников о том, как именно должны выполняться их обязанности, то это показатель авторитарного стиля.

Мы можем определить философию менеджера не только по тому, как много он говорит, но и по его тону. Если они используют уважительный и вежливый тон голоса, это означает, что они ценят своих сотрудников и считают их достойными членами команды.

10. Рабочая среда для совместной работы

Демократические организации созданы для поощрения сотрудничества и дискуссий, чтобы новые идеи могли процветать.

Google, пожалуй, самая известная компания, практикующая демократический стиль руководства. Сотрудников поощряют как можно чаще участвовать в собраниях, потому что высшее руководство понимает, что отличная идея может прийти откуда угодно.

На самом деле, просто взглянув на фотографии из штаб-квартиры, вы увидите, что компания прикладывает много усилий для создания среды, способствующей участию и творчеству. Все мы видели столы для настольного футбола и переговорные комнаты. Google уделяет большое внимание созданию интеллектуально стимулирующей среды, способствующей сотрудничеству.

Уважение способностей своих сотрудников путем поощрения их творчества привело к созданию так называемого комитета по обзору инноваций. Обычно возглавляемый одним из руководителей высшего звена, этот комитет — место, где сотрудники могут поделиться своими идеями и убедиться, что кто-то наверху их услышит.

11. Окружите себя людьми, которые не согласны

Демократический лидер любит людей, которые не согласны с ним и бросают вызов его взглядам. Тим Кук, например, нанимает людей, которые бросают ему вызов и вдохновляют его.

Тим Кук стал генеральным директором Apple в 2011 году. Он окружил себя опытными и проницательными руководителями. Его поведение теплое и дружелюбное, и это помогает создать атмосферу, которая вдохновляет и мотивирует. Руководители и сотрудники чувствуют себя комфортно, принимая решения, рискуя и не чувствуя себя скованными страхом неудачи.

Его подход можно увидеть в том, как Apple набирает сотрудников. Цитата из Strategy Watch:

«Вы ищете людей, которые ценят разные точки зрения. Люди, которым не все равно, что у них есть идея в 11 ночи, и они хотят позвонить и поговорить с вами об этом. Поскольку они так взволнованы этим, они хотят продвигать идею дальше. И что они верят, что кто-то может помочь им продвинуть идею еще на один шаг вместо того, чтобы делать все самим».

Apple продолжает оставаться лидером в технологическом секторе с тех пор, как Кук возглавил компанию.

12. Распределение и распределение власти

В отличие от автократических лидеров, лидеры-демократы стремятся расширить права и возможности окружающих их людей, чтобы власть не была сосредоточена в руках лидера. Например, по мере роста бизнеса лидеру нужно будет начать нанимать людей для принятия автономных решений.

В небольших компаниях человек на самом верху, как правило, принимает все решения. Скорее всего, компания была основана владельцем после многих лет напряженной работы и борьбы.

Однако по мере роста компании все становится сложнее. Это также относится к бюджетам и KPI. Поэтому владельцу или президенту будет разумно обратиться за советом к другим.

Консультируясь с командой опытных профессионалов, основатель может быть более уверенным в своих решениях. Цели могут быть более реалистичными, а планы действий более осуществимыми.

Если компания будет расти, то придет время, когда ключевые решения будут распределяться по разным отделам, у каждого будет свой руководитель и своя структура. Такова природа роста бизнеса. Основателю гораздо разумнее постепенно «отпускать» контроль и полагаться на опыт других.

13. Региональные структуры власти

Точно так же демократический лидер может распределять власть в зависимости от регионов, в которых действуют люди. Это может дать возможность различным регионам принимать решения, основанные на потребностях людей, которые живут в этом регионе. Мухтар Кент, генеральный директор Coca-Cola, делает это хорошо.

Мухтар Кент стал генеральным директором Coca-Cola в 2008 году. Структура управления компании основана на региональных обязанностях, а совет директоров контролирует руководителей регионов и подразделений.

Наличие высших руководителей в составе нескольких комитетов гарантирует, что принятие решений распределяется между несколькими членами, так что ни один человек не получает слишком много контроля. Это демонстрирует доверие к членам команды, что является ключевой чертой демократического стиля руководства.

Более конкретные примеры демократического стиля руководства Кента можно увидеть в его интервью. Например, в одной статье из Fortune Кент утверждает, что:

«Каждый момент каждого дня — это возможность начать или укрепить отношения, и эти отношения, если их развивать, могут открыть невероятные возможности для всех участников».

Эти слова показывают ценность, которую Кент придает людям в компании, и его уважение к их способностям и устремлениям.

14. Использование подхода к улучшению процессов

Подход к улучшению процессов является компонентом всеобщего управления качеством (TQM). Он подчеркивает, что все в организации представляет собой процесс, состоящий из входов, обработки и вывода.

Это означает, что каждый шаг любого процесса будет включать определение каждого шага, его анализ и внесение корректировок, которые в конечном итоге приведут к улучшению процесса. Улучшение не обязательно должно быть монументальным. Даже небольшие корректировки могут привести к значительным улучшениям в долгосрочной перспективе.

Однако для улучшения процесса требуется участие людей, вовлеченных в этот процесс. Для высшего руководства это означает прислушиваться к мнению людей, не входящих в высшее руководство.

Итак, прослушивание линейных рабочих на заводе-изготовителе является обычной практикой. Люди, находящиеся в непосредственном контакте и имеющие ежедневный опыт участия в процессе, часто могут дать очень ценные предложения.

Однако без демократического стиля руководства их предложения никогда не будут услышаны.

15. Прислушиваться к мнению экспертов

Демократические лидеры рады включить экспертов в дискуссию и полагаться на них при принятии решений. Дуайт Эйзенхауэр — яркий пример демократического лидера такого типа.

Эйзенхауэр был 34-м -м президентом США с 1953 по 1961 год. Эйзенхауэр впервые прославился своим лидерством во время Второй мировой войны. Следовательно, можно было бы ожидать, что его стиль руководства будет очень авторитарным.

Возможно, это было, когда он служил в армии, но все значительно изменилось, когда он стал президентом США. Он олицетворял демократический стиль руководства, в значительной степени полагаясь на экспертов при принятии решений.

Демонстрируя еще одну ключевую характеристику демократического стиля руководства, он быстро брал на себя ответственность за неудачи, но приписывал успех другим, как можно увидеть в этой знаменитой цитате:

идет не так и отдает должное подчиненным за все, что идет хорошо».

16. Политика открытых дверей

Если у менеджера, начальника отдела или руководителя есть политика открытых дверей, это означает, что все сотрудники имеют доступ. Любой желающий может подойти и высказать свое мнение, внести предложение или даже пожаловаться.

Это практика, которая является ярким примером демократического стиля руководства. Когда даже сотрудники низшего звена могут прислушаться к высшему руководству, это приведет ко многим положительным результатам для всей организации.

Во-первых, это создает у персонала ощущение собственной важности; их мнение ценят и уважают.

Кроме того, руководители проводят много времени, встречаясь с другими руководителями. Через несколько лет они могут полностью утратить понимание основных процессов, столь жизненно важных для успеха компании.

Взаимодействуя с людьми на всех уровнях организации и слушая их, высшее руководство может получить чрезвычайно ценную информацию о том, как работает компания.

17. Принятие решений на основе консенсуса

Принятие решения на основе консенсуса означает, что все согласны с этим решением.

После обсуждения различных плюсов и минусов нескольких проектов комитет или правление проводят голосование. Простого большинства будет недостаточно. Абсолютно все должны сказать «да». По сути, каждый человек имеет право вето.

Принятие окончательного решения, согласованного всеми членами команды, — непростая задача. Это может привести к затяжным обсуждениям и окончательному решению, с которым согласны все, но полностью поддерживают лишь немногие.

Это пример демократического лидерства, который встречается редко из-за того, насколько трудно его достичь. Более чем вероятно, что генеральный директор или президент компании попытается добиться консенсуса при принятии важных решений, но если это не удастся, последний выбор придется сделать им.

Заключение

Демократический стиль руководства существует в некоторых крупнейших корпорациях мира, включая Coca-Cola, Apple и Google. Каждая из этих компаний имеет совершенно разную бизнес-модель и работает в совершенно разных отраслях, но при этом имеет схожую философию лидерства.

Быть демократическим лидером означает уважать мнение своих сотрудников. Это означает запрашивать их мнение по большим и малым вопросам. Это означает признать, что у людей на вершине организационной структуры нет ответов на все вопросы. Отличные идеи могут прийти на любом уровне.

Демократический стиль руководства проявляется в процедурах совершенствования процессов, политике открытых дверей и поиске мнения персонала, когда речь идет о бюджете и установлении ключевых показателей эффективности.

Далее прочтите о примерах лидерства и рассмотрите возможность изучения модели лидерства-слуги, которая имеет несколько параллелей с демократическим стилем лидерства.

Ссылки

Фолс, Р., Дрискелл, Дж. Э., Маллен, Б., и Салас, Э. (2000). Влияние демократического лидерства на удовлетворенность членов группы: интеграция. Исследования малых групп, 31 (6), 676–701. https://doi.org/10.1177/104649640003100603

Левин, К., Липпитт, Р., и Уайт, Р. К. (1939). Паттерны агрессивного поведения в экспериментально созданных «Социальных климатах». Журнал социальной психологии, 10 (2), 269-299. doi: https://doi.org/10.1080/00224545.1939.9713366

Мухтар, К. (2015, июнь). Почему генеральный директор Coca-Cola никогда не обедает в одиночестве. Фортуна. Получено с https://fortune.com/2015/06/25/muhtar-kent-business-relationships/

Саттер С.Б. (н.д.). Лидерские качества, навыки и стиль Тима Кука.

Стратегические часы. Получено с https://www.thestrategywatch.com/leadership-qualities-skills-style-tim-cook/

Schwartz, D. (2020, май). Дуайт Эйзенхауэр: Уроки от «главного балансировщика». McKinsey & Company. Получено с https://www.mckinsey.com/featured-insights/leadership/dwight-eisenhower-lessons-from-the-balancer-in-chief

Tran, S.K. (2017, декабрь). GOOGLE: отражение культуры, лидера и менеджмента. International Journal of Corporate Social Responsibility,2 , 10. https://doi.org/10.1186/s40991-017-0021-0

Дэйв Корнелл (доктор философии)

+ посты

Доктор Корнелл работает в сфере образования более 20 лет. Его работа включала разработку сертификатов учителей для Тринити-колледжа в Лондоне и обучение без отрыва от работы для правительств штатов в Соединенных Штатах. Он подготовил воспитателей детских садов в 8 странах и помог бизнесменам и женщинам открыть детские центры и детские сады в 3 странах.

Крис Дрю (доктор философии)

+ сообщения

Эта статья была рецензирована и отредактирована Крисом Дрю (доктор философии). Процесс рецензирования Helpful Professor включает в себя проверку фактов, редактирование и дополнение статей экспертом уровня доктора философии. Рецензенты следят за тем, чтобы весь контент отражал экспертный академический консенсус и подкреплялся ссылками на академические исследования. Доктор Дрю опубликовал более 20 научных статей в научных журналах. Он бывший редактор журнала «Развитие обучения в высшем образовании» и имеет докторскую степень в области образования, полученную в ACU.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *