Депривация детства это: Депривация, или если вашему ребенку недостает любви… //Психологическая газета

ДЕПРИВАЦИЯ: КАК РАЗРЫВ ЭМОЦИОНАЛЬНЫХ СВЯЗЕЙ ВЛИЯЕТ НА РАЗВИТИЕ РЕБЕНКА

ПУБЛИЧНАЯ ОФЕРТА ОБ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ БЕЗВОЗМЕЗДНОЙ БЛАГОТВОРИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (ПОЖЕРТВОВАНИЯ)

  1. Общие положения:

1.1. Настоящая публичная оферта (далее – «Оферта») является предложением Благотворительного Фонда «Достойный гражданин» в лице Исполнительного директора Викторова Александра Леонидовича, действующего на основании Устава, (далее – «Благополучатель») заключить на указанных ниже условиях договор об осуществлении безвозмездной благотворительной деятельности (пожертвования) (далее – «Договор») с любым дееспособным физическим или правоспособным юридическим лицом, отозвавшимся на такое предложение (далее –  «Благотворитель»).

1.2. Благополучатель является некоммерческой благотворительной организацией, созданной в форме фонда, действующей на основании Устава, обладает необходимыми правами для получения Пожертвования в интересах осуществления своей уставной деятельности.

1.3. Настоящая Оферта является публичной офертой в соответствии с пунктом 2 ст. 437 Гражданского Кодекса РФ. Внесение Пожертвования в адрес Благополучателя считается акцептом настоящей Оферты на указанных далее условиях.

1.4. Благополучатель готов заключать договоры пожертвования в ином порядке и (или) на иных условиях, нежели это предусмотрено Офертои,̆ для чего любое заинтересованное лицо вправе обратиться для заключения соответствующего договора к Благополучателю.

 

  1. Предмет Договора:

2.1. Благотворитель добровольно и бескорыстно (безвозмездно) в порядке осуществления благотворительного пожертвования передает в собственность Благополучателя денежные средства в размере, определяемом Благотворителем (далее – «Пожертвование»). Факт передачи пожертвования свидетельствует о полном согласии Благотворителя с условиями настоящего договора.

2.2. Благополучатель принимает Пожертвование и обязуется использовать полученные от Жертвователя по настоящему Договору денежные средства строго в соответствии с действующим законодательством и в рамках уставной деятельности.

2.3. Местом заключения договора является город Москва. В соответствии с п. 3 ст. 434 ГК РФ договор считается заключенным в письменной форме.

  1. Порядок передачи Пожертвования и иные условия:

3.1. Благотворитель самостоятельно определяет размер Пожертвования и вносит его в адрес Благополучателя любым удобным способом, указанным на официальном сайте Благополучателя www.blago-dg.ru (далее – «официальный сайт»).

3.2. Благотворитель может сделать пожертвование через банк по реквизитам Благополучателя, в том числе и через личный кабинет на интернет-сайте банка Жертвователя; воспользоваться системой электронных платежей, сделав пожертвование с кредитной карточки или электронной наличностью; списать средства со счета мобильного телефона или отправить SMS-сообщения. Документом, подтверждающим внесение Пожертвования, является сообщение, направленное Благополучателем или его платёжным агентом на контактные данные Благотворителя, указанные им при внесении Пожертвования, либо отметка об исполнении платёжного поручения в банке Благотворителя.

3.3. Внесение Пожертвования Благотворителем означает полное и безусловное согласие Благотворителя с условиями настоящей Оферты. Оферта считается акцептованной Благотворителем в момент внесения Пожертвования Благотворителем в адрес Благополучателя.

3.4. Благополучатель обязуется осуществлять все разумно необходимые действия для принятия Пожертвования от Благотворителя и его надлежащего использования.

3.5. Благотворитель подтверждает, что внесенное в адрес Благополучателя Пожертвование принадлежит Благотворителю на праве собственности, Благотворитель имеет право единолично распоряжаться соответствующим имуществом и/или получил все необходимые согласия и разрешения для такого распоряжения, а также что имущество не имеет каких-либо обременений. Благотворитель настоящим подтверждает, что ему не известно о каких-либо обстоятельствах или требованиях, препятствующих внесению Пожертвования в адрес Благополучателя, и его последующему использованию Благополучателем в соответствии с настоящим Договором.

3.6. Пожертвование, внесенное Благотворителем с указанием фамилии и имени подопечного Благополучателя, используется Благополучателем на оказание помощи данному лицу. При этом Благотворитель соглашается, что в случае получения Благополучателем Пожертвований в отношении подопечного в размере, превышающем сумму, необходимую для оказания помощи данному

подопечному, Благополучатель вправе использовать такие дополнительные суммы Пожертвований на оказание помощи другим подопечным Благополучателя. Если выбранный Благотворителем способ перевода пожертвования не позволяет указать «назначение платежа», Благотворитель имеет право уточнить цели пожертвования, отправив Благополучателю письмо по электронной почте                                     [email protected]

3.7. Благополучатель публикует информацию о своей работе и отчеты о результатах деятельности на официальном сайте.

3.8. По запросу Благотворителя Благополучатель подтверждает целевое использование полученных пожертвований соответствующими документами бухгалтерского учета.

3.9. Благополучатель не несет перед Благотворителем иных обязательств, кроме обязательств, указанных в настоящем Договоре.

3.10. Если иное не предусмотрено применимым законодательством, Пожертвование не облагается НДС, а Благотворитель имеет право на получение социального налогового вычета на сумму осуществлённых им благотворительных пожертвований.

  1. Срок действия Оферты:

4.1. Настоящая Оферта вступает в силу со дня, следующего за днем ее размещения на официальном сайте Благополучателя.

4.2. Оферта является бессрочной. Благополучатель вправе отозвать Оферту в любое время, либо изменить текст Оферты без предварительного уведомления; изменения действуют со дня, следующего за днем его размещения на сайте.

  1. Согласие на использование персональных данных Благотворителей – физических лиц:

5.1. Акцептуя Оферту, Благотворитель – физическое лицо дает Благополучателю согласие и право на обработку персональных данных Благотворителя (фамилии, имени, отчества, адреса, места жительства, номера мобильного телефона адреса электронной почты, банковских реквизитов) с целью исполнения обязательств, возникающих из или в связи с заключением Договора, включая следующие действия: сбор, запись, систематизацию, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передачу (распространение, предоставление, доступ), обезличивание, блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

5.2. Благополучатель обязуется обезличить персональные данные Благотворителя в публикуемых Благополучателем информационных материалах, обеспечивая отсутствие возможности однозначной идентификации персональных данных третьими лицами.

5.3. В отношении персональных данных Благотворителя Благополучатель обязуется осуществлять только те действия, в отношении которых получено согласие Благотворителя или в отношении которых в соответствии с применимым законодательством разрешение Благотворителя не требуется.

5.4. Согласие на обработку персональных данных действует в течение 3 (трех) лет со дня его предоставления. Такое согласие может быть отозвано Благотворителем в любое время путем направления Благополучателю письменного уведомления не менее чем за 5 рабочих дней до предполагаемой даты отзыва такого согласия.

  1. Согласие на использование информации о Благотворителях – юридических лицах:

6.1. Акцептуя Оферту, Благотворитель – юридическое лицо дает Благополучателю согласие и право на обработку информации о Благотворителе (наименования, месторасположения, суммы пожертвования), включая предоставление неограниченному кругу лиц путем размещения на официальном сайте Благополучателя в сети Интернет, с целью исполнения обязательств, возникающих из или в связи с заключением Договора.

6.2.   Благотворитель имеет право попросить Благополучателя указать на сайте его пожертвование как анонимное, в этом случае он направляет Благополучателю письменное обращение.

  1. Разрешение споров:

7.1. Все разногласия и споры, возникающие между Сторонами в связи или вследствие настоящей Оферты и/ или Договора, разрешаются путем переговоров.

7.2. Настоящая Оферта и Договор регулируются и подлежат толкованию в соответствии с законодательством Российской Федерации. Все споры, разногласия или требования, возникающие из настоящей Оферты и/или Договора или в связи с ними, в том числе касающиеся их исполнения, нарушения, прекращения или недействительности, в случае невозможности их разрешения путем переговоров подлежат разрешению в соответствии с действующим законодательством РФ в судебных инстанциях по месту нахождения Благополучателя.

  1. Адрес и банковские реквизиты Благополучателя:

Благотворительный фонд «Центр социальной адаптации и поддержки соотечественников «Достойный гражданин»
Юридический адрес: 125190, г. Москва, Ленинградский проспект, дом 80Б, корпус 1, этаж 2, пом. IV, комната 23

ИНН: 7743228449
ОГРН: 1177700018044
Р/с: 40703810438000007697
к/с: 30101810400000000225
БИК: 044525225
Банк: ПАО Сбербанк Благотворительный фонд «Достойный гражданин»

Исполнительный директор: Викторов Александр Леонидович

Родительская депривация — причины, симптомы, диагностика и лечение

Родительская депривация – психическое состояние ребенка, характеризующееся невозможностью удовлетворять основные жизненные потребности из-за отсутствия или отстраненности родителей. Возникает вследствие недостатка заботы, ласки, понимания, взглядов, прикосновений, общения. Последствия – эмоциональные, личностные, поведенческие расстройства, трудности социализации. Диагностика включает клиническую беседу, применение опросников, рисуночных тестов. Лечение основано на групповой и индивидуальной психотерапии, дополняется психокоррекцией, социальной реабилитацией, медикаментозной терапией.

Общие сведения

Термин «депривация» происходит из латинского языка, означает «лишение», «потерю». Родительская депривация – лишение ребенка взаимодействия с родителями. Синонимичное название – синдром недолюбленности. В 60-70 годах прошлого столетия врачи начали признавать, активно изучать роль эмоциональной близости родителей в психическом развитии ребенка. Установлено, что недостаток любви, заботы, привязанности, телесных контактов приводит к нарушениям психического здоровья детей. Данные о распространенности родительской депривации отсутствуют – легкие проявления переживаются в рамках семьи, тяжелые случаи выявляются на поздних стадиях при выраженной задержке психического развития, эмоционально-поведенческих нарушениях.

Родительская депривация

Причины родительской депривации

Основная причина – отсутствие возможности удовлетворить психологические потребности в любви, привязанности, общении. Дополнительными факторами риска становятся особенности нервной системы, темперамент, адаптационные возможности ребенка. Рассматривая депривацию как двусторонний процесс – воздействие стимула и формирование ответной реакции – выделяют ряд причин:

  • Недостаточная привязанность родителей. Отец и мать не проявляют любви к малышу. Явление распространено в семьях с нежеланным ребенком, при психических расстройствах, алкоголизме, наркомании родителей.
  • Длительная разлука. Депривация развивается при продолжительном пребывании в стационаре, учебном учреждении закрытого типа. Проявляется эмоциональными расстройствами.
  • Отсутствие родителей. Ранняя смерть отца и матери, отказ от ребенка становятся ключевыми факторами депривации. В домах малютки, детских приютах эмоциональные потребности удовлетворяются недостаточно.
  • Конституционально-наследственные особенности. Дети с неустойчивым слабым типом ЦНС более восприимчивы к влиянию депривационного фактора. Они менее пластичны, хуже адаптируются к изменяющимся условиям. Непродолжительное отсутствие мамы с папой (госпитализация, вынужденный отъезд) отрицательно сказывается на психическом и физическом развитии.
  • Состояние здоровья. Негативное влияние депривации быстрее проявляется у детей с неврологическими, соматическими заболеваниями. Больной ребенок больше нуждается во внимании, заботе родителей, острее переживает невозможность удовлетворения данных потребностей.

Патогенез

Среди исследований патогенеза родительской деривации распространена теория Э. Эриксона: отсутствие материнской любви формирует базисное недоверие к миру. Данное чувство проявляется боязливостью, подозрительностью, пассивностью, стремлением к избеганию незнакомых ситуаций. Недостаток телесных, слуховых, зрительных контактов с родителем создает ощущение психологического дискомфорта, способствует формированию эмоциональной неустойчивости, нарушений режима сна-бодрствования. Ребенок становится чрезмерно беспокойным, импульсивным, плаксивым, отказывается устанавливать контакт, не проявляет познавательного интереса. В период раннего детства развивается первичное ощущение собственной неуспешности, переживание нестабильности, страха, обиды. Родительская депривация негативно влияет на процесс развития в промежутке с рождения до старшего подросткового возраста. Компенсация происходит через формирование привязанности к другим объектам (людям, животным, игрушкам), увлеченность деятельностью (хобби, творчество, спорт).

Классификация

По степени выраженности родительская депривация бывает полной и частичной. Полная (абсолютная) возникает при отказе матери и отца от прав, отрыве ребенка от семьи, смерти родителей. Частичный вариант – отношения обеднены эмоционально, но близость сохраняется, физически члены семьи находятся рядом. По содержанию выделяют следующие виды депривации:

  • Сенсорная. Характеризуется невозможностью удовлетворить потребность в ощущениях. Проявляется недостатком прикосновений, объятий, поглаживаний, взглядов.
  • Когнитивная. Представлена отсутствием возможности познавать родителя, через него – окружающий мир. Проявляется отставанием развития интеллектуальных функций.
  • Эмоциональная. Наиболее выраженный компонент материнской депривации. Формируется при невозможности почувствовать близость, принятие, любовь, одобрение, поддержку.
  • Социальная. Определяется лишением возможности выполнять социальную роль (сын, дочь). Отражается на поведении ребенка, отношениях с окружающими.

Симптомы родительской депривации

Изменения возникают в эмоциональной, поведенческой, когнитивной сфере. У младенцев снижена двигательная активность, позже формируется навык сидения, ходьбы. Интерес к игрушкам, ярким предметам, новым звукам снижен. Выражены вегетативные нарушения – частые срыгивания, нарушения стула, беспокойный сон, плохая терморегуляция. Комплекс оживления развивается к 4-5 месяцам, слабый. Эмоциональная неустойчивость проявляется плачем, криками. Гуление, лепет возникают на 1-2 месяца позже нормы.

Дети раннего возраста и дошкольники испытывают трудности социальной адаптации, с трудом устанавливают контакты, часто подозрительны, насторожены, боязливы. Редко проявляют инициативу, несамостоятельны. В зависимости от темперамента становятся замкнутыми, молчаливыми либо агрессивными, импульсивными. Эмоции неустойчивы, часто отмечаются вспышки негодования, гнева, плач. Аффективные расстройства представлены детскими страхами, повышенной тревожностью. Самооценка заниженная, чувство недоверия к обществу формирует искаженный образ Я как неудачника, неспособного контролировать происходящее, влиять на результат собственных действий. Выраженность задержки умственного развития зависит от окружающей обстановки, наличия педагогов. Кроме ЗПР часто наблюдаются речевые нарушения, поведенческие и невротические расстройства.

В младшем школьном и подростковом возрасте проблемы идентичности провоцируют эмоционально-личностные расстройства. Ребенок, подросток испытывает трудности принятия социальных ролей – ученик, друг, знакомый. Отсутствует опыт выстраивания отношений, поэтому дети в ситуациях межличностного взаимодействия часто ведут себя неадекватно: убегают, прячутся, отворачиваются, грубят, обзывают, проявляют физическую агрессию. Дружеские предложения воспринимают насторожено, отвечают отказом. В коллективе у них формируется позиция изгоя, агрессора. К проблемам социального характера добавляется школьная неуспеваемость. Подростки прогуливают школьные занятия, приобщаются к «уличным» группировкам, бродяжничают.

Осложнения

Без своевременной психолого-педагогической коррекции родительская депривация способствует развитию психической патологии. Характер осложнений определяется возрастом ребенка и продолжительностью отсутствия родителей (опекунов). В раннем детстве у пациентов преобладают расстройства эмоционально-волевой сферы, неравномерность отставания когнитивных функций с преимущественно речевыми нарушениями. Часто диагностируются нарушения невротического спектра: энурез, парасомнии, навязчивые движения, апатическая, маскированная депрессия. У дошкольников и младших школьников определяются поведенческие отклонения, ЗПР. У подростков – психопатии, депрессивные расстройства.

Диагностика

Диагностика депривации – сложный длительный процесс, предполагающий сотрудничество врача-психиатра, невролога, психолога, педагогов, социальных работников и медицинских сестер, ухаживающих за ребенком. Требуется долговременное наблюдение, регулярная оценка особенностей развития. Комплексные обследования показаны детям групп риска – воспитывающимся в неблагополучных семьях, подверженным частой госпитализации, сиротам. Применяется ряд методов:

  • Беседа. Разговор с ребенком позволяет первично оценить эмоциональное состояние, реакции на похвалу/замечания, способность устанавливать, поддерживать продуктивный контакт. Специалист выявляет сферы, наиболее подверженные депривационному воздействию, определяет направленность дальнейшей диагностики.
  • Проективные тесты. Широко применяются рисуночные методики – «Человек», «Дом, дерево, человек», «Несуществующее животное», «Человек под дождем». Они универсальны относительно возраста, уровня интеллектуального развития, национальности. Позволяют выявить глубинные неосознаваемые переживания, скрываемые особенности поведения.
  • Опросники. Методики данной группы рекомендованы для обследования детей от 10 лет. Используются опросники, направленные на исследование детско-родительских отношений – «Анализ Семейного Воспитания» Э.Г. Эйдемиллера, «Детско-родительские отношения подростков» П. Трояновской. Дополнительно показаны тесты исследования личности – «Патохарактерологический личностный опросник» А. Е. Личко, опросник Леонгарда-Шмишека.

Родительская депривация рассматривается как этиологический фактор ЗПР, речевых нарушений, невротических и поведенческих расстройств, дезадаптации. При дифференциальной диагностике необходимо различение данного феномена с иными возможными причинами нарушений развития (резидуально-органическим поражением ЦНС, наследственными факторами).

Лечение последствий родительской депривации

Специфические методы лечения не разработаны. Помощь врачей, психологов, педагогов направлена на устранение причин и коррекцию последствий ранней психологической депривации. Терапия проводится на базе реабилитационных центров, психоневрологических диспансеров, частных клиник. Комплекс процедур определяется индивидуально с учетом тяжести симптомов, возраста ребенка. Применяются:

  • Групповая психотерапия. Тренинги с детьми, подростками оказываются наиболее эффективным способом коррекции системы ценностей, самооценки, восприятия роли. В процессе специально организованного общения, игр возникают ситуации апробирования положительных отношений. Члены группы учатся договариваться, дружить, сотрудничать. В тесном взаимодействии узнают (обнаруживают) качества личности. Происходит формирование системы «Я», общественных ролей.
  • Индивидуальная психотерапия. Встречи с психотерапевтом необходимы при эмоциональных расстройствах – депрессии, неврозе навязчивых состояний, повышенной тревожности, страхах. Наиболее распространены методы когнитивно-поведенческой терапии: на первом этапе проводится коррекция нелогичных, нецелесообразных мыслей, провоцирующих негативные эмоции, на втором вырабатываются новые эффективные формы поведения.
  • Психокоррекция. Занятия с психологом необходимы детям, имеющим отставание в когнитивном развитии. Упражнения, игры развивают мелкую моторику, активное внимание, память, мышление, интеллект. Работа проводится в индивидуальном и групповом режиме.
  • Медикаментозная терапия. Применение лекарств целесообразно при выраженных поведенческих и эмоциональных нарушениях. Лечение назначается психиатром, препараты подбираются индивидуально. Используются антидепрессанты, противотревожные средства, нейролептики, ноотропы.
  • Социальная реабилитация. Усилиями педагогов ребенок активно включается в занятия спортом, рисованием, конструированием, лепкой, полезным трудом. Создаются ситуации сотрудничества, на основе которы х легче налаживается общение, дружба. Компенсация агрессии происходит во время активных физических нагрузок. Последствия эмоциональной, сенсорной депривации редуцируются в процессе творческой деятельности.

Прогноз и профилактика

Прогноз результатов депривации определяется состоянием здоровья, возрастом, психологическими особенностями ребенка, продолжительностью нахождения в условиях нехватки родительской любви. Наиболее благоприятный исход у малышей до 3 лет, при своевременной компенсации последствия полностью редуцируются. Чем старше ребенок, тем продолжительнее период реабилитации. Профилактика сводится к сохранению полноценной семьи – предупреждению нежелательных беременностей, отказов от детей, разводов. Вторичные методы – создание условий максимально приближенных к домашним в приютах, стационарах (организация палат совместного пребывания ребенка с матерью).

Депривация в раннем детстве связана с изменениями в структуре мозга взрослого человека, несмотря на последующее обогащение среды

. 2020 7 января; 117 (1): 641-649.

doi: 10.1073/pnas.1911264116.

Нурия К Маккес 1 2 , Деннис Голм 3 , Сагари Саркар 4 , Роберт Кумста 5 , Майкл Раттер 6 , Грэм Фэирчайлд 7 , Митул А Мехта 2 , Эдмунд Дж. С. Сонуга-Барке 1 8 ; Последующая группа ERA для молодых взрослых

Соавторы, Принадлежности

Соавторы

  • Группа наблюдения за молодыми взрослыми ERA :

    Эдмунд Сонуга-Барке, Марк Кеннеди, Яна Креппнер, Ники Найтс, Роберт Кумста, Барбара Моган, Вольф Шлотц

Принадлежности

  • 1 Кафедра детской и подростковой психиатрии, Институт психиатрии, психологии и неврологии, Королевский колледж Лондона, Лондон SE5 8AF, Соединенное Королевство; nuria. [email protected] [email protected].
  • 2 Отделение нейровизуализации, Институт психиатрии, психологии и неврологии, Королевский колледж Лондона, Лондон SE5 8AF, Соединенное Королевство.
  • 3 Центр инноваций в области психического здоровья, Школа психологии, Саутгемптонский университет, Саутгемптон, SO17 1BJ, Соединенное Королевство.
  • 4 Когнитивная неврология и нейропсихиатрия, Институт детского здоровья Грейт-Ормонд-Стрит, Университетский колледж Лондона, Лондон WC1E 6BT, Соединенное Королевство.
  • 5 Генетическая психология, Факультет психологии, Рурский университет Бохума, Бохум 44801, Германия.
  • 6 Центр социальной, генетической и возрастной психиатрии, Институт психиатрии, психологии и неврологии, Королевский колледж Лондона, Лондон SE5 8AF, Соединенное Королевство.
  • 7 Факультет психологии, Университет Бата, Бат BA2 7AY, Великобритания.
  • 8 Кафедра детской и подростковой психиатрии Орхусского университета, Орхус DK-8200, Дания.
  • PMID: 31907309
  • PMCID: PMC6955353
  • DOI: 10.1073/пнас.1911264116

Бесплатная статья ЧВК

Нурия К. Маккес и др. Proc Natl Acad Sci U S A. .

Бесплатная статья ЧВК

. 2020 7 января; 117 (1): 641-649.

doi: 10.1073/pnas.1911264116.

Авторы

Нурия К Макес 1 2 , Деннис Голм 3 , Сагари Саркар 4 , Роберт Кумста 5 , Майкл Раттер 6 , Грэм Фэирчайлд 7 , Митул А Мехта 2 , Эдмунд Дж. С. Сонуга-Барке 1 8 ; Группа наблюдения за молодыми взрослыми ERA

Соавторы

  • Группа наблюдения за молодыми взрослыми ERA :

    Эдмунд Сонуга-Барке, Марк Кеннеди, Яна Креппнер, Ники Найтс, Роберт Кумста, Барбара Моган, Вольф Шлотц

Принадлежности

  • 1 Кафедра детской и подростковой психиатрии, Институт психиатрии, психологии и неврологии, Королевский колледж Лондона, Лондон SE5 8AF, Соединенное Королевство; nuria. [email protected] [email protected].
  • 2 Отделение нейровизуализации, Институт психиатрии, психологии и неврологии, Королевский колледж Лондона, Лондон SE5 8AF, Соединенное Королевство.
  • 3 Центр инноваций в области психического здоровья, Школа психологии, Саутгемптонский университет, Саутгемптон, SO17 1BJ, Соединенное Королевство.
  • 4 Когнитивная неврология и нейропсихиатрия, Институт детского здоровья Грейт-Ормонд-Стрит, Университетский колледж Лондона, Лондон WC1E 6BT, Соединенное Королевство.
  • 5 Генетическая психология, Факультет психологии, Рурский университет Бохума, Бохум 44801, Германия.
  • 6 Центр социальной, генетической и возрастной психиатрии, Институт психиатрии, психологии и неврологии, Королевский колледж Лондона, Лондон SE5 8AF, Соединенное Королевство.
  • 7 Факультет психологии, Университет Бата, Бат BA2 7AY, Великобритания.
  • 8 Кафедра детской и подростковой психиатрии Орхусского университета, Орхус DK-8200, Дания.
  • PMID: 31907309
  • PMCID: ПМС6955353
  • DOI: 10.1073/пнас.1911264116

Абстрактный

Депривация в раннем детстве связана с более высокими показателями нарушений развития нервной системы и психических расстройств во взрослом возрасте. Влияние детской депривации на мозг взрослого человека и степень структурных изменений, лежащих в основе этих эффектов, в настоящее время неизвестны. Чтобы исследовать эти вопросы, мы использовали данные МРТ, полученные от молодых людей, которые в раннем детстве подвергались тяжелым лишениям в румынских детских домах эпохи Чаушеску, а затем впоследствии были усыновлены британскими семьями; 67 румынских усыновленных детей (со сроком депривации от 3 до 41 месяца) сравнивали с 21 британским усыновленным, не лишенным родительских прав. У румынских усыновленных были значительно меньшие общие объемы мозга (TBV), чем у не лишенных депривации детей (снижение на 8,6%), и TBV сильно отрицательно ассоциировался с продолжительностью депривации. Этот эффект сохранялся после ковариации потенциальных факторов окружающей среды и генетики. При анализе всего мозга приемные дети, лишенные прав, показали меньшую площадь и объем правой нижней лобной доли, но большую толщину, площадь поверхности и объем правой нижней височной доли, чем приемные дети, не лишенные прав. Правый медиальный префронтальный объем и площадь поверхности были положительно связаны с продолжительностью депривации. Никаких эффектов, связанных с депривацией, в лимбических областях не наблюдалось. Глобальное снижение TBV статистически опосредовало наблюдаемую взаимосвязь между институционализацией и как более низким коэффициентом интеллекта (IQ), так и более высокими уровнями симптомов синдрома дефицита внимания / гиперактивности. Связанное с депривацией увеличение правого нижневисочного объема, по-видимому, было компенсаторным, поскольку оно было связано с более низкими уровнями симптомов синдрома дефицита внимания/гиперактивности. Мы предоставляем убедительные доказательства того, что ограниченная во времени тяжелая депривация в первые годы жизни связана с изменениями в структуре мозга взрослых, несмотря на длительное обогащение в приемных семьях в промежуточные годы.

Ключевые слова: СДВГ; структура мозга; ранние невзгоды; институциональная депривация; структурная МРТ.

Copyright © 2020 Автор(ы). Опубликовано ПНАС.

Заявление о конфликте интересов

Авторы заявляют об отсутствии конкурирующих интересов.

Цифры

Рис. 1.

Различия в TBV, связанные с депривацией. (…

Рис. 1.

Различия в TBV, связанные с депривацией. ( A ) График точек и роев, изображающий распределения…

Рисунок 1.

Различия в TBV, связанные с депривацией. ( A ) График точек и скоплений, показывающий распределение TBV в депривированных и недепривированных группах ( н = 88). Черные усы показывают 95% ДИ вокруг средних значений (черные точки). ( B ) Отрицательная корреляция между продолжительностью депривации и TBV ( n = 67). Заштрихованная область изображает 95% ДИ вокруг линии регрессии. Эти анализы были скорректированы с учетом влияния пола. Величину эффекта рассчитывали с помощью Коэна d и Пирсона r .

Рис. 2.

Связанные с депривацией региональные различия в корковом…

Рис. 2.

Связанные с депривацией региональные различия в объеме, толщине и площади коры. ( Топ )…

Рис. 2.

Связанные с депривацией региональные различия в объеме, толщине и площади коры. ( Top ) По сравнению с усыновленными детьми из Великобритании, усыновленные дети из Румынии имели меньшую площадь поверхности и объем в кластере в правой нижней лобной извилине. ( Средний ) Усыновленные дети из Румынии имели большую толщину коры, площадь поверхности и объем в кластере в правой нижней височной извилине. ( Внизу ) Была выявлена ​​положительная корреляция между продолжительностью депривации, площадью поверхности коры и объемом правой медиальной префронтальной коры. Этот кластер включал правую верхнюю лобную, медиальную орбитофронтальную и переднюю поясную кору. Карты мозга отображаются в Left . Точка и рой графиков в Right отображают средние значения вершинных измерений каждого кластера с точками, представляющими отдельных участников ( n = 88). Черные усы показывают 95% ДИ вокруг средних значений (черные точки). Все кластеры были значимы на уровне всего мозга после поправки на множественные сравнения (кластерный порог P <0,05). Величина эффекта ( d Коэна и r Пирсона) каждого кластера была получена из карт размера эффекта всего мозга по вершинам. Все анализы включали TBV (кроме толщины коры) и пол как ковариаты. Отдельные точки данных представляют собой меры после регрессии этих ковариат.

См. это изображение и информацию об авторских правах в PMC

Похожие статьи

  • Ранняя тяжелая институциональная депривация связана с персистирующим вариантом синдрома дефицита внимания/гиперактивности у взрослых: клиническая картина, непрерывность развития и жизненные обстоятельства в исследовании Adoptees из Англии и Румынии.

    Кеннеди М., Креппнер Дж., Найтс Н., Кумста Р., Моган Б., Голм Д., Раттер М., Шлотц В., Сонуга-Барке Э.Дж. Кеннеди М. и др. J Детская психологическая психиатрия. 2016 окт;57(10):1113-25. doi: 10.1111/jcpp.12576. Epub 2016 6 июня. J Детская психологическая психиатрия. 2016. PMID: 27264475 Бесплатная статья ЧВК.

  • Влияние детской депривации на нейропсихологическое функционирование взрослых связано с сохранением симптомов СДВГ.

    Голм Д., Саркар С., Макес Н.К., Фэйрчайлд Г., Мехта М.А., Руттер М.; Исследовательская группа ERA Young Adult Follow Up; Сонуга-Барке Э.Дж. Голм Д. и др. Психомед. 2021 ноябрь;51(15):2675-2684. дои: 10.1017/S0033291720001294. Эпаб 2020 18 мая. Психомед. 2021. PMID: 32419675

  • Траектории развития нервной системы и психического здоровья от ребенка к взрослому после депривации в раннем возрасте: последующее наблюдение молодых взрослых за продольным английским и румынским исследованием приемных детей.

    Sonuga-Barke EJS, Kennedy M, Kumsta R, Knights N, Golm D, Rutter M, Maughan B, Schlotz W, Kreppner J. Sonuga-Barke EJS и др. Ланцет. 2017 15 апреля; 389 (10078): 1539-1548. doi: 10.1016/S0140-6736(17)30045-4. Epub 2017 23 февраля. Ланцет. 2017. PMID: 28237264

  • Расторможенная социальная активность взрослых у усыновленных, подвергшихся крайней институциональной депривации: изучение ее клинического статуса и функционального воздействия.

    Кеннеди М., Креппнер Дж., Найтс Н., Кумста Р., Моган Б., Голм Д., Хилл Дж., Раттер М., Шлотц В., Сонуга-Барке Э. Кеннеди М. и др. Бр Дж. Психиатрия. 2017 ноябрь; 211(5):289-295. doi: 10.1192/bjp.bp.117.200618. Epub 2017 21 сентября. Бр Дж. Психиатрия. 2017. PMID: 28935662 Бесплатная статья ЧВК.

  • Как ранний опыт влияет на развитие человека: случай психосоциальной депривации.

    Нельсон, Калифорния, 3-й, Зеана, Швейцария, Фокс, Северная Америка. Нельсон, Калифорния, 3-й, и др. Нейр Пласт. 2019 14 января; 2019: 1676285. дои: 10.1155/2019/1676285. Нейр Пласт. 2019. PMID: 30774652 Бесплатная статья ЧВК. Обзор.

Посмотреть все похожие статьи

Цитируется

  • Ассоциации между социально-экономическими градиентами и расовыми различиями в предподростковых результатах мозга.

    Исайя А., Эрнст Т.М., Лян Х., Райан М., Каннингем Э., Родригес П.Дж., Менкен М., Кашак Д., Гихен С., Ривз Г., Левер Н., Эдвардс С.М., Чанг Л. Исайя А и др. Педиатр Рез. 1 декабря 2022 г. doi: 10.1038/s41390-022-02399-9. Онлайн перед печатью. Педиатр Рез. 2022. PMID: 36456690

  • Социальная изоляция и мозг: эффекты и механизмы.

    Xiong Y, Hong H, Liu C, Zhang YQ. Сюн Ю и др. Мол Психиатрия. 2023 Январь; 28 (1): 191-201. doi: 10.1038/s41380-022-01835-w. Epub 2022 25 ноября. Мол Психиатрия. 2023. PMID: 36434053 Бесплатная статья ЧВК. Обзор.

  • Материнские инфекции во время беременности и когнитивные исходы у ребенка.

    Квок Дж., Холл Х.А., Мюррей А.Л., Ломбардо М.В., Ауен Б. Квок Дж. и др. BMC Беременность Роды. 2022 17 ноября; 22 (1): 848. doi: 10.1186/s12884-022-05188-8. BMC Беременность Роды. 2022. PMID: 36397016 Бесплатная статья ЧВК.

  • Проспективное исследование влияния тяжелой депривации в детстве на белое вещество мозга у приемных взрослых: широко распространенные локализованные сокращения объема, но не затронутая микроструктурная организация.

    Mackes NK, Mehta MA, Beyh A, Nkrumah RO, Golm D, Sarkar S, Fairchild G, Dell’Acqua F, Sonuga-Barke EJS; Группа наблюдения за молодыми взрослыми ERA. Маккес Н.К. и соавт. eNeuro. 2022 14 ноября; 9(6):ENEURO.0188-22.2022. doi: 10.1523/ENEURO.0188-22.2022. Печать 2022 нояб.-дек. eNeuro. 2022. PMID: 36376082 Бесплатная статья ЧВК.

  • Связь неблагоприятного детского опыта и социальной изоляции с когнитивной функцией в более позднем возрасте среди взрослых в Китае.

    Линь Л., Цао Б., Чен В., Ли Дж., Чжан И., Го В.Ю. Лин Л. и др. JAMA Сеть открыта. 2022 ноябрь 1;5(11):e2241714. doi: 10.1001/jamanetworkopen.2022.41714. JAMA Сеть открыта. 2022. PMID: 36367722 Бесплатная статья ЧВК.

Просмотреть все статьи «Цитируется по»

использованная литература

    1. Заторре Р.Дж., Филдс Р.Д., Йохансен-Берг Х., Пластичность в сером и белом: нейровизуализация изменений в структуре мозга во время обучения. Нац. Неврологи. 15, 528–536 (2012). — ЧВК — пабмед
    1. Раттер М. , О’Коннор Т. Г.; Английская и румынская исследовательская группа Adoptees (ERA), Существуют ли эффекты биологического программирования для психологического развития? Результаты исследования румынских приемных детей. Дев. Психол. 40, 81–94 (2004). — пабмед
    1. Гилмор Дж. Х., Никмейер Р. К., Гао В., Визуализация структурного и функционального развития мозга в раннем детстве. Нац. Преподобный Нейроски. 19, 123–137 (2018). — ЧВК — пабмед
    1. Люпиен С. Дж., Макьюэн Б.С., Гуннар М.Р., Хейм К., Влияние стресса на протяжении всей жизни на мозг, поведение и познание. Нац. Преподобный Нейроски. 10, 434–445 (2009). — пабмед
    1. Моримото М., Морита Н., Одзава Х., Йокояма К., Кавата М., Распределение иммунореактивности глюкокортикоидных рецепторов и мРНК в мозге крыс: иммуногистохимическое исследование и исследование гибридизации in situ. Неврологи. Рез. 26, 235–269 (1996). — пабмед

Типы публикаций

термины MeSH

Грантовая поддержка

  • MR/K022474/2/MRC_/Совет по медицинским исследованиям/Великобритания
  • DH_/Министерство здравоохранения/Соединенное Королевство
  • MR/K022474/1/MRC_/Совет медицинских исследований/Великобритания

Депривация в детстве влияет на размер мозга и поведение

Человеческий мозг претерпевает серьезные изменения в развитии в первые годы жизни. В этот период он особенно чувствителен к влиянию окружающей среды. Эта чувствительность помогает детям учиться и развиваться, но также делает их уязвимыми для негативных переживаний, таких как жестокое обращение, которое может иметь длительные физические и психологические последствия.

В нашем последнем исследовании, опубликованном в PNAS, мы показали, что экстремальные невзгоды в раннем возрасте связаны с изменениями в структуре мозга во взрослом возрасте. Невзгоды в раннем детстве, переживаемые в учреждениях, были связаны с меньшим размером мозга, а также с региональными изменениями в структурах мозга. Некоторые из этих изменений были связаны с проблемами развития нервной системы, такими как синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ), который может возникнуть после невзгод.

В ходе нашего исследования была изучена группа усыновленных детей, подвергшихся серьезной ранней депривации, когда они жили в учреждениях в Румынии при режиме Чаушеску. Условия в этих учреждениях были ужасающими. Часто детям не хватало еды и не было игрушек для игр. Они были прикованы к раскладушкам и не имели постоянных опекунов, с которыми можно было бы установить связь. В этих учреждениях умерло много детей.

После падения Николае Чаушеску кадры условий содержания в этих учреждениях получили всемирную огласку. За этим последовала большая международная кампания по усыновлению. Для детей усыновление означало внезапное изменение их обстоятельств к лучшему. Теперь они жили в заботливых и любящих семьях.

Исследование английских и румынских усыновленных (ERA) отслеживает развитие некоторых из этих детей, усыновленных семьями в Великобритании. В исследование была включена группа сравнения усыновленных детей из Великобритании, которые не подвергались какой-либо институциональной депривации.

Предыдущее исследование ERA показало, что румынские приемные дети серьезно пострадали, когда впервые попали в свои приемные семьи. Для большинства из них это сопровождалось быстрым выздоровлением.

К шести годам многие дети, особенно те, кто провел в интернатах лишь ограниченное время, полностью восстановили свое физическое и умственное развитие. Тем не менее, у многих усыновленных, которые долгое время находились в учреждениях, развились когнитивные проблемы и расстройства психического здоровья, такие как повышенная частота симптомов СДВГ и расстройства аутистического спектра (РАС) и более низкий IQ. Эти проблемы часто сохранялись до взрослой жизни.

Нам было интересно выяснить, могут ли фундаментальные изменения в развитии мозга объяснить рост психических расстройств. Для этого мы исследовали влияние ранней институционной депривации на структуру мозга взрослых, проведя сканирование мозга наших участников с помощью магнитно-резонансного томографа (МРТ).

Мы обнаружили, что институциональная депривация была связана с меньшим размером мозга в юношеском возрасте. Была прямая зависимость от продолжительности депривации: чем дольше усыновленные находились в учреждениях, тем меньше их мозг. Меньший объем мозга также был связан с более низким интеллектом и большим количеством симптомов СДВГ.

Региональные карты мозга. Автор указан (без повторного использования)

Некоторые области в лобной и височной частях мозга оказались особенно чувствительными к депривации. Изменения в области височной части мозга, нижней височной коре, были связаны с меньшим количеством симптомов СДВГ. Это указывает на то, что это изменение в структуре мозга могло быть компенсирующим, а не ухудшающим, поскольку оно было связано с лучшими результатами.

Это исследование показало, что ранняя институционная депривация связана с изменениями в структуре мозга, которые все еще видны во взрослом возрасте, спустя более 20 лет после того, как приемные дети покинули интернаты. Эти результаты убедительно подтверждают мнение о том, что экстремальные невзгоды в раннем возрасте могут привести к долговременным изменениям в развитии мозга, несмотря на более позднее обогащение окружающей среды.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *