чем может помочь психолог? //Психологическая газета
Вынужденный переход в виртуальную реальность актуализировал необходимость поиска новых форматов работы. Для понимания границ и возможностей психологического сопровождения детей, родителей, педагогов, необходимо определить поле проблем, возможностей и ресурсов. Кажется возможным провести аналогии современной «ситуации самоизоляции» с теми условиями бытия, которые уже существовали. Для нас, взрослых, правильным считается термин «самоизоляция», а для детей – это, по сути, изоляция. Не они принимают решение, им не всегда понятно то, что сейчас происходит, соответственно, не они порой определяют, как им нужно себя вести. Субъектность в поведении ребенка самой ситуацией исключена. И от нас, взрослых, зависит, успешно ли они преодолеют этот временной период. Сознательно пишу не временный, а временной. Поскольку продолжительность данного периода изоляции не зависит от нас, и, что более важно, не известна нам. Поэтому период временной.
Итак, теперь начну описание конкретики. Ситуация не зависящей от нас самоизоляции приводит к тому, что наступает сенсорная депривация. На всех уровнях. Окружают одни и те же предметы, соответственно, с однотипной цветовой гаммой и формой; одни и те же лица, одни и те же звуки, запахи, мы получаем одни и те же осязательные ощущения. А, находясь в перчатках, получаем несколько иные ощущения. Человек лишен свободы движений – что вызывает двигательную депривацию.
Показательными в этом плане являются результаты анализа опыта полярных исследователей, которые месяцами живут в однообразной среде снежных просторов. Зрительное восприятие ограничивается в основном белыми тонами. Звуковой фон – глубокая тишина или шум метели. Запах земли и растений там неизвестны. Врачи арктических и антарктических станций указывают на то, что с увеличением срока пребывания в экспедиционных условиях у полярников нарастает общая слабость, тревожность, замкнутость, депрессия.
При изучении воздействия темноты на психическое состояние было выявлено, что у здоровых людей, работающих в затемненных помещениях на кинофабриках, в фотоателье, в полиграфической промышленности и пр.
, нередко развиваются невротические состояния, выражающиеся в появлении раздражительности, плаксивости, расстройств сна, страхов, депрессии и галлюцинаций.Приведу пример, который находится еще ближе к нашей ситуации, т.е. ситуации снижения двигательной активности. Эксперимент со студентами колледжа. Их задачей было лежать практически в неподвижном положении с повязкой на глазах, в наушниках, чуть снижающих уровень обычного шума, и в перчатках (!). Уже через несколько часов студенты ощущали невероятную скуку, мечтая о любом стимуле, а получив его, чувствовали себя неспособными отреагировать, выполнить задание или не желали предпринимать для этого никаких усилий. Способность решать простые умственные задачи заметно снижалась, причем данное снижение имело место ещё 12–24 часа после окончания изоляции.
Таким образом, сенсорная депривация имеет ряд последствий для психики человека, некоторые из них, порой, необратимы, т.к. фиксируются на нейрофизиологическом уровне. Далее они сопровождают жизнь человека. Ограниченное поступление стимулов затрудняет построение когнитивных моделей, посредством которых человек контактирует со средой. Если обычные в прошлом сенсорные события больше не происходят, у человека возникает сильное и неприятное возбуждение, которое воспринимается как стресс, страх или дезориентация. События окружающей среды необходимы не только для возникновения определенных нервных контуров. Те же самые события в дальнейшем поддерживают эти нервные связи. Если депривация возникает в детстве, то создание подобных моделей становится невозможным, не формируется «визуальная грамотность». В том случае, когда депривация происходит позднее, под угрозой находится их сохранение, регулирование, корректировка, что препятствует созданию адекватного образа среды.
Кроме того, дефицит внешних стимулов приводил к таким последствиям, что дети начинают искать ощущения всюду, причем любые. Как писал Л.С. Выготский, развитие высших психических функций обеспечивается внешними взаимодействиями с предметным миром. Начинают доминировать архаические модусы мышления, связанные с ослаблением так называемой проверки реальности. Явления искажения воспринимаемых объектов проявляются в нарушении константности формы, размера, цвета, в появлении спонтанного движения в видимом поле, отсутствие трехмерного восприятия. Так, например, коллега психолог рассказала, как во время одной из онлайн консультаций мужчина попросил у нее разрешения прикоснуться к плечу. Получив разрешение, еще и погладил по лицу (по монитору, конечно). «Захват» мышления фантазиями и мечтаниями приводит к нарушениям направленности мышления, возникают «ложные воспоминания». Отсюда возникают иллюзии и обманы восприятия, дезориентация в пространстве и во времени, снижается способность к сосредоточению.
Многие люди, в том числе, психологи, в период пандемии коронавируса говорят о состояниях апатии, депрессии. Но зачастую они неправильно определяют свое реальное состояние. И вот почему. По И.П. Павлову, вторая сигнальная система и определяющие ее работу лобные доли мозга как относительно позднее эволюционное приобретение являются достаточно хрупкими. Следовательно, они быстрее подвергаются торможению, чем более древние структуры. Когда возникает это торможение, вторая сигнальная система уступает место первой. Активизируются мечты, грезы, затем возникает легкое сонное состояние (просоночное). То есть первая сигнальная система освобождается от регулирующего влияния второй. Именно это состояние люди ошибочно называют депрессией и даже апатией.
Из позитивных изменений – это то, что дети учатся «слышать тишину», начинают различать звуки шагов значимого человека. Дети постоянно «ловят» взгляд, пристально вглядываются в лицо собеседника. Начинают различать интонации голоса, иногда «застревают» на звуках – заслушиваются или сами их производят. Начинают понимать по голосу, глазам, выражению лица собеседника его настроение, эмоциональное состояние. Дети лучше выполняют задания, связанные с воображением (придумывают необычные истории, задания на дорисовывание фигур выполняют с высокой долей оригинальности).
Из негативного: в ситуации изоляции дети, в том числе, подростки, начинают кидаться едой, мять в руках котлеты.
Теперь об эмоциональном аспекте сенсорной депривации. Ситуация изоляции как бы возвращает нас в ситуацию младенчества: провоцируется регрессивное поведение (не я определяю свои действия, мною руководят), подкрепляется потребность человека в зависимости, появляются регрессивные фантазии. Дети, даже старшего возраста, становятся плаксивыми, в голосе появляются просящие интонации.
Дети начинают более остро реагировать даже на незначительные происшествия, причем каждое новое событие вызывало эффект забывания пережитого ранее. У нашего поколения, середины 20 – начала 21 века, отсутствует толерантность к стрессогенным воздействиям, поскольку мы жили в относительно стабильном мире. Острое реагирование порой сопровождается признаками эйфории – кривлянием, гримасничанием, демонстративным поведением, повышенной жестикуляцией, увеличением громкости голосовых сообщений.
Дети навязчиво начинают вступать в диалог, даже с незнакомым взрослым. Я это наблюдаю сейчас. Со мной заговаривают не только незнакомые дети моего двора. Стоит мне присесть на лавочку в непривычном месте, как обязательно подойдет ребенок дошкольного, или младшего школьного возраста, и начинает знакомиться, задавать вопросы. При этом добавляют, что мама (или бабушка) не разрешают разговаривать с незнакомыми людьми.Парадоксальными становятся реакции на фильмы ужасов, мелодрамы. Дети не пугаются, не плачут по герою, а смеются. Действительные трудности, которые испытывает ребенок в ситуации изоляции, кажутся ему более значимыми, чем в кино. Похоже, что тут есть и позитивный момент – дети (и не только они, но и взрослые) начинают ценить настоящее – начинают проживать жизнь. Некоторое время назад появилась такая характеристика мышления современных детей – они «кликовые». Кликнули (как мышкой компьютера) и все получили, в том числе, эмоции. А теперь, похоже, в ситуации изоляции, дети начинают искать возможность получения информации от людей, переходят к диалоговым отношениям с социально-культурной действительностью.
1. Визуализация. Прием, известный всем психологам. Но я его дополняю не только зрительными, но и тактильными, слуховыми ощущениями, по возможности, добавляя обонятельные и вкусовые. Хорошо проходят рисование, коллажирование. И, конечно же, работа с песком, глиной, воском! Тут решается много задач – и отреагирование чувств, и реализация ощущений, и профилактика сенсорной депривации.
2. Тайм-менеджмент. Это деление своего дня на привычные и непривычные дела. Я студентам в этот период самоизоляции предложила садиться за уроки в привычное время и в привычной для учебы одежде. Они сказали, что это их, действительно, организует. Иногда даже открывала дистант в определенное время на фиксированный временной отрезок. И они эти задания всегда выполняли лучше. Но часто это делать нам нельзя, т.к. бывают проблемы со связью и др.
3. Отреагирование чувств. Если ребенок начинает паниковать, плакать, жаловаться, я его останавливаю и говорю: «Хочешь, я скажу, что с тобой?». Чаще всего переживания в целом прочитать легко. А потом мы начинаем разбирать травмирующую ситуацию конкретно. Проговариваем, рисуем, пишем, лепим и пр.
4. Технологии контекстного чтения. Читаем художественное произведение. Предлагаю детям составить рассказ от имени полюбившегося героя с объяснением своего выбора.
5. Работа с иллюстрациями, метафорическими ассоциативными картами. Игра-соревнование «Кто больше увидит на картинке?»: детям предлагаю поставить себя на место того, кто является действующим лицом в картине, ребенок становится героем интересного для него события и с увлечением начинает рассказывать о самом себе.
Составление «Ленты времени». В школе мы делали «Хронологию на прищепках»: на стене разместили ленты, и на них прищепками прикрепляли карточки с иллюстрациями и краткой информацией о событиях. Помогает визуализировать такое абстрактное понятие как время, свое и чужое. Темы ленты времени и временные отрезки могут быть разными. Главное, что они помогают ребенку оставаться в реальности.
6. Реконструкции событий, художественных произведений.
7. Сочинение фантастических историй. Которые потом оказываются совсем не фантастическими, а описывающими реальность, или способы выхода из травмирующей ситуации. То есть, выход на ресурсные состояния.
8. Разные коммуникативные игры, позволяющие получить новый опыт общения вербальными и невербальными средствами, или попрактиковаться в том, что более приемлемо для ребенка (найти свой продуктивный стиль и способ общения).
9. Разные приемы рефлексии. У меня в кабинете психолога в школе были две особые стены. Одна стена была полностью белая, на второй нарисован сказочный городок. Опережающую рефлексию, ожидания, рефлексию по процессу мы осуществляли на белой стене. Писали проблемы, мечты, ожидания. На стене со сказочным городком мы играли, разыгрывали сложные ситуации, фиксировали счастливые события. Сказочный городок – модель реального мира. Белая стена – пространство возможностей, способ развития субъектности ребенка: пишу свои мечты, устанавливаю свои правила. Детям для личностного и когнитивного развития важно пользоваться разными поверхностями – не только горизонтальными (привычными, традиционными), но и вертикальными. Что как раз позволяет осваивать мир целостно во всех измерениях.
Социальная депривация изменила структуру мозга воспитанников детских домов
Исследователи из Канады и США обнаружили, что социальная депривация в раннем возрасте изменяет корковые структуры у детей: у воспитанников детских домов и детей из приемных семей в 16 лет оказался меньше объем серого и белого вещества, причем параметры детей из приемных семей были ближе к детям из семей с биологическими родителями. Результаты рандомизированного контролируемого исследования с детьми из детских домов, приемных семей и биологических семей опубликованы в Science Advances.
Социальная депривация в раннем возрасте — лишение или снижение возможности взаимодействовать с другими людьми — отражается не только на умении детей жить в социуме. Согласно прошлым исследованиям, она имеет серьезные последствия, снижая когнитивные способности и приводя к расстройствам психики.
С социальной депривацией в той или иной мере сталкиваются воспитанники детских домов, в которых невозможно создать близкую связь с детьми. Однако существуют и альтернативные системы, например, патронатное воспитание, когда ребенка передают сертифицированным людям, которые воспитывают его и получают деньги от государства, а также приемные семьи, в которых дети становятся равноправными членами семьи. Прошлые исследования показывают, что воспитание ребенка в приемной семье помогает поддержать его когнитивные функции, а чем именно отличается структура мозга детей, воспитанных в различных условиях, еще предстоит узнать.
Команда американских и канадских исследователей под руководством Маргарет Шеридан (Margaret A. Sheridan) из Университета Северной Каролины решила проверить, будет ли социальная депривация детей, попавших в детский дом в раннем возрасте, отражаться на структуре их мозга в будущем. Выборка состояла из детей, которые участвовали в лонгитюдном исследовании с рождения. Экспериментальную часть выборки, составляли дети, от которых отказались в больнице. Сначала все они попали в детский дом, а затем в возрасте 6 — 33 месяцев половину из них распределили в приют, а другую половину — в приемную семью. Так как исследование длилось до 18 лет, авторы использовали данные только тех детей, которые остались в своих группах (не изменили положение). В финальную выборку вошел 41 ребенок из детского дома и 41 ребенок из приемной семьи. В качестве контрольной группы в исследовании участвовали 33 ребенка, которые родились в тех же больницах и жили со своими биологическими родителями. Дополнительным параметром для изучения авторы выбрали время распределения детей без родителей в детский дом или приемную семью — до или после 24 месяцев.
В возрасте 8-9 лет и 16 лет детей пригласили пройти магнитно-резонансную томографию, а в 18 лет они заполнили тест Векслера для оценки интеллекта. Кроме того, учителя и воспитатели заполнили отчеты, на основе которых авторы посчитали балл состояния психики детей.
Сначала авторы изучили различия в изменениях в общем объеме серого и белого вещества, а также в объеме подкорковых структур между 9 и 16 годами в зависимости от того, к какой группе относились дети, но различий не обнаружили (p > 0,53). А вот при рассмотрении разницы между группами в 16 лет исследователи выявили, что у всех детей без биологических родителей наблюдалось снижение объема серого (p = 0,006) и белого (p = 0,001) вещества и внутричерепного объема (p = 0,004) по сравнению с детьми, растущими в биологической семье. Время распределения детей, от которых отказались, на группы не повлияло на результаты.
Авторы не нашли различий в изменениях в корковой толщине и площади мозга между группами с биологическими родителями и без, однако анализ показал, что у детей в приемной семье толщина латеральной и медиальной префронтальной коры, а также предклинья уменьшилась между 9 и 16 годами в большей степени, чем у детей, которых воспитывали в детских домах, причем чем раньше ребенка отдавали в приемную семью, тем сильнее проявлялся эффект. При сравнении разницы в толщине в 16 лет, исследователи выявили, что у детей, которые когда-либо жили в детском доме, толщина передней поясной коры, латеральной префронтальной коры и височного полюса была больше, а площадь поверхности передней поясной коры, островковой коры, медиальной и латеральной нижней височной коры и задней части нижней лобной извилины, наоборот, меньше, чем у детей, росших в семье с рождения.
При рассмотрении когнитивных и психопатологических параметров детей, авторы обнаружили, что большая толщина передней поясной коры оказалась связана с повышенной вероятностью появления расстройств, относящихся к антисоциальному поведению или зависимостям (p = 0,047), а меньшая толщина нижней лобной извилины — с более высоким уровнем интеллекта (p = 0,05).
Таким образом, авторы показали, что социальная депривация в раннем возрасте влияет на изменения в структуре мозга в будущем. Хотя обе группы детей, от которых отказались родители, имели отличия от детей, живших с рождения в семье, оказалось, что чем раньше ребенка передают в приемную семью, тем ближе структура его мозга к норме в более старшем возрасте.
Ранее мы рассказывали насколько сильно связаны дети и их родители. Например, совместная с родителями игра повышает внимательность маленьких детей за счет повышения активности мозга, связанной с вниманием, у родителей. А группа исследователей из США показала, что младенцы с помощью родителей могут найти себе потенциальных социальных партнеров.
Анастасия Ляшенко
Нашли опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter.
Сонливость: когнитивные и эмоциональные эффекты
Сонливость может повредить вашему суждению, производительности труда, настроению и безопасности.
Автор Camille Peri
Часто ли вы забываете то, что, как вы уверены, знаете? Трудно сосредоточиться на сложных заданиях? Вы спите меньше шести часов в сутки?
Если да, то вы, вероятно, не высыпаетесь. Это верно; недостаток сна может помешать вам ясно мыслить и сдерживать свои эмоции. Исследования показывают, что чрезмерная сонливость может снизить производительность труда, нанести ущерб отношениям и привести к проблемам с настроением, таким как гнев и депрессия.
Почему люди не ценят сон?
Большинство людей, которые не высыпаются, не осознают, как это сказывается на их когнитивном и психическом здоровье.
Многие люди думают о сне просто как о роскоши — небольшом отдыхе. Они знают, что чувствуют себя лучше, когда хорошо высыпаются, и хуже, когда не высыпаются. Но сон на самом деле улучшает обучение, память и понимание.
«Вы накапливаете энергию, когда ложитесь спать», — говорит Барри Краков, доктор медицинских наук, медицинский директор компании Maimonides Sleep Arts and Sciences, Ltd. в Альбукерке, штат Нью-Мексико, и автор книги «9».0017 Крепкий сон, здоровый разум: 7 ключей к бессоннице . «На клеточном уровне тело буквально ремонтирует и восстанавливает себя. Без этого вы не можете делать то, что хотите, ни физически, ни умственно».
А выспаться — это более сложная задача, чем многие думают. Например, если вы спите менее шести часов в сутки в течение недели, вы накопите долг сна за всю ночь — слишком много, чтобы компенсировать его несколькими дополнительными часами сна в выходные дни.
Последствия хронической сонливости
Люди, которые лишены сна, часто говорят, что чувствуют себя «затуманенными». Вот три причины.
1. Сонливость замедляет ваши мыслительные процессы. Ученые, измеряющие сонливость, обнаружили, что лишение сна приводит к снижению бдительности и концентрации. Труднее сосредоточиться и обратить внимание, поэтому вас легче сбить с толку. Это мешает вам выполнять задачи, требующие логических рассуждений или сложного мышления.
Сонливость также ухудшает рассудительность. Принимать решения сложнее, потому что вы не можете оценить ситуации и выбрать правильное поведение.
2. Чрезмерная сонливость ухудшает память. Исследования показывают, что нервные связи, которые формируют наши воспоминания, укрепляются во время сна. «Сон закрепляет то, что мы узнали и пережили в течение дня, в нашу кратковременную память», — говорит Авелино Верселес, доктор медицинских наук, доцент Медицинской школы Университета Мэриленда и директор школьной стипендии по медицине сна.
Похоже, что разные фазы сна играют разную роль в закреплении новой информации в воспоминаниях. Если ваш сон прерывается или нарушается, это мешает этим циклам.
Когда вы хотите спать, вы можете часто забывать и терять вещи. А неспособность сосредоточиться и сконцентрироваться, вызванная сонливостью, еще больше ослабляет память. «Если вы не можете сконцентрироваться на том, что находится под рукой, это не попадет в вашу кратковременную память, а затем и в долговременную память», — говорит Эллисон Т. Сиберн, доктор философии, научный сотрудник в области бессонницы и поведенческого сна. Медицинская программа в Центре медицины сна Стэнфордского университета.
3. Плохой сон затрудняет обучение. Лишение сна влияет на вашу способность к обучению двумя способами. Поскольку вы также не можете сосредоточиться, вам труднее улавливать информацию, поэтому вы не можете эффективно учиться. Это также влияет на память, которая необходима для обучения. У детей сонливость может привести к гиперактивности, что также мешает обучению. Подростки могут потерять концентрацию, усердие и память, чтобы хорошо учиться в школе.
Самая большая опасность сонливости: замедление времени реакции
Сонливость замедляет вашу реакцию, что является особой проблемой при вождении автомобиля, выполнении работы или других задач, требующих быстрой реакции. Вам не обязательно заснуть за рулем, чтобы представлять опасность — сонливость сама по себе может быть так же опасна, как вождение в нетрезвом виде. Вождение в сонном состоянии похоже на вождение с содержанием алкоголя в крови 0,08%, что превышает установленный законом предел во многих штатах. А пьянство и сонливость — двойная проблема за рулем, потому что лишение сна усиливает действие алкоголя.
Наибольшему риску автомобильных аварий, связанных с усталостью, подвержены подростки и молодые люди, особенно мужчины. Сменные работники, которые работают в ночное время или работают сверхурочно или нерегулярно, а также люди с нелеченными расстройствами сна, такими как апноэ во сне и нарколепсия, также подвергаются высокому риску.
Замедленная реакция может угрожать жизни и другими способами. В исследовании 2009 года, проведенном с курсантами Военной академии США в Вест-Пойнте, исследователи из Техасского университета в Остине обнаружили, что лишение сна препятствует интеграции информации. Это функция разума, которая в значительной степени полагается на решения, принимаемые за долю секунды, на основе интуиции. Исследователи отметили, что это может быть особой проблемой для пожарных, полицейских, солдат и других лиц, которые часто лишены сна на работе.
Влияние сонливости на настроение и психическое здоровье
Недостаток сна может значительно изменить ваше настроение. Это вызывает раздражительность и гнев и может снизить вашу способность справляться со стрессом. По данным NSF, «усталые от ходьбы» чаще будут сидеть и бурлить в пробках и ссориться с другими людьми. Лишенные сна люди, опрошенные NSF, также реже, чем те, кто хорошо спит, занимаются спортом, правильно питаются, занимаются сексом и занимаются досугом из-за сонливости.
«Со временем ухудшение памяти, настроения и других функций становится хроническим образом жизни», — говорит Зиберн. «В долгосрочной перспективе это может повлиять на вашу работу или отношения».
Хроническая сонливость увеличивает риск депрессии. Они настолько тесно связаны, что специалисты по сну не всегда уверены, что было первым у их пациентов. «Сон и настроение влияют друг на друга, — говорит Верселес. «Нередко люди, которые не высыпаются, впадают в депрессию, а люди, находящиеся в депрессии, не спят достаточно хорошо».
Как узнать, является ли сонливость проблемой?
Поскольку индивидуальные потребности во сне различаются, эксперты говорят, что лучший способ определить, достаточно ли вы спите, — это узнать, как вы себя чувствуете. «Вы не должны чувствовать сонливость, когда просыпаетесь», — говорит Верселес. «Вы должны быть энергичными в течение дня и постепенно сбавлять обороты, приближаясь к обычному времени отхода ко сну».
Краков предлагает оценить свои повседневные способности и качество жизни. «Спросите себя, соответствует ли ваша когнитивная деятельность тому, чего вы хотите, — говорит он. «У вас есть конфликты с другими сотрудниками или вашим начальником из-за вашей памяти, внимания или концентрации — и особенно из-за вашей производительности?»
Лишение сна: влияние на когнитивные функции и концентрацию
Солх Админ
16 марта 2023 г. 11 минут чтения
Сон жизненно важен для мозга и влияет на когнитивные функции. Различные стадии сна, в том числе REM и NREM, играют роль в повышении когнитивных способностей. Без достаточного количества сна мозг переутомляется и становится менее эффективным, что приводит к плохому мышлению и обработке информации. Недостаток сна или лишение сна могут принимать различные формы, включая короткий или фрагментарный сон, и могут иметь краткосрочные последствия, такие как снижение внимания и времени реакции. Хронические проблемы со сном могут негативно сказаться на повседневных задачах, а плохой сон в долгосрочной перспективе может увеличить риск снижения когнитивных функций и деменции.
1. Плохая работа мозгаЛишение сна связано с пагубным воздействием на различные когнитивные функции, опосредованные различными областями мозга. Хотя исследования, изучающие влияние сна на когнитивные функции, дали противоречивые результаты, эта изменчивость может быть связана с несколькими факторами, такими как характеристики участников, различия в протоколах манипуляций со сном или различия в показателях когнитивных результатов. Тем не менее, исследователи в целом согласны с тем, что плохой сон может ухудшить интеллектуальную деятельность.
2. Уменьшает подстановкуПодстановка — это когнитивная функция, которая включает сохранение и обновление информации в рабочей памяти при выполнении последовательности задач. Действия, требующие многоэтапных инструкций, такие как приготовление еды или сборка мебели, имеют решающее значение. Удержание места также играет роль в различных двигательных навыках, включая игру на музыкальных инструментах или занятия спортом, требующие координации и времени. Лишение или нарушение сна может ухудшить способность мозга консолидировать и извлекать информацию, что приводит к снижению производительности при выполнении задач, требующих сохранения места, таких как завершение сложного проекта, следование рецепту или поддержание постоянного ритма во время воспроизведения музыки. В некоторых случаях нарушенный сон также может повлиять на речь и ухудшить способность эффективно общаться.
3. Нарушение сужденияЭффекты лишения сна могут вызвать нарушение регуляции эмоциональных реакций, что приводит к нарушению суждения. Люди, которые не высыпаются, с большей вероятностью принимают рискованные решения и могут зацикливаться на потенциальных наградах, игнорируя при этом возможные последствия. Учиться на этих ошибках может быть сложно, поскольку способность мозга обрабатывать и консолидировать эмоциональную память снижается из-за недосыпания.
4. Влияние на памятьПлохой сон может негативно повлиять на консолидацию памяти, мешая нормальным процессам, которые зависят как от медленного, так и от быстрого сна для формирования и сохранения воспоминаний. Было показано, что медленный и быстрый сон играют огромную роль в этом процессе. Исследования также показали, что люди, которые испытывают недостаток сна, могут подвергаться более высокому риску формирования ложных воспоминаний. Кроме того, даже если человек высыпается, фрагментарный сон все равно может повредить консолидации памяти.
Заключение
Лишение сна может иметь разрушительные последствия для повседневной жизни человека. Если вы заметили какой-либо из упомянутых симптомов, возможно, необходимо обратиться за помощью. В Solh Wellness мы предлагаем персонализированные, недорогие и доступные решения для психического здоровья тем, кто в них нуждается. Мы стремимся оказывать наилучшую возможную поддержку тем, кто нуждается в психиатрической помощи.