Депривация психологическая: Депривация: причины, симптомы, признаки, стадии, последствия, лечение

Содержание

Волжский филиал ВолГУ

ВФ ВолГУ — хорошее начало!

Приемная комиссия

Тел.:     (8443) 51-53-01
E-mail: [email protected]

Приемная комиссия «В контакте»: https://vk.com/id214166222


Центр непрерывного образования

С нами учиться интересно и легко!

т. (8443) 56-26-43


  • Главная
  •  » 
  • Структура
  •  » 
  • Кафедры
  •  » 
  • Кафедра социально-гуманитарных дисциплин
  •  » 
  • Сотрудники кафедры социально-гуманитарных дисциплин
  • Главная

    Волжский филиал ВолГУ

    • Телефонный справочник
  • Сведения об образовательной организации

    Волжский филиал ВолГУ

    • Основные сведения
    • Структура и органы управления образовательной организацией
    • Документы
    • Образование
    • Образовательные стандарты и требования
    • Руководство. Педагогический (научно-педагогический) состав
    • Материально-техническое обеспечение образовательного процесса
    • Стипендии и меры поддержки обучающихся
    • Платные образовательные услуги
    • Финансово-хозяйственная деятельность
    • Вакантные места для приема (перевода)
    • Доступная среда
    • Международное сотрудничество
    • Версия официального сайта для слабовидящих
    • Антитеррористическая защищенность
    • Противодействие коррупции
    • Регистрационные данные организации
    • Сведения о доходах, об имуществе руководства ВФ ВолГУ и членов их семей
    • Сведения о среднемесячной заработной плате руководителя, его заместителя и гл. бухгалтера ВФ ВолГУ
  • Структура

    Структура ВГИ

  • ЭИОС ВФ ВолГУ
    • Электронная информационно-образовательная среда вуза
    • Интернет экзамен
  • Научная деятельность

    Волжский филиал ВолГУ

    • Отдел научной и международной деятельности
    • Наука в ВолГУ
    • Гранты и конкурсы
    • Грантовые исследования ВФ ВолГУ
    • Научные мероприятия
    • Финансируемые проекты
    • Объекты интеллектуальной собственности
    • Результаты НИР
    • Научно-образовательные центры ВолГУ
    • Студенческое научное общество
  • Воспитательная работа

    Волжский филиал ВолГУ

    • ВФ ВолГУ — территория здоровья
    • Координационный план
    • Студенческие объединения
    • Профориентационная работа
      • Профориентационная работа
      • Новости и объявления
      • Буклеты для абитуриентов
      • План профориентационных мероприятий

📖 1.

 Понятие депривации, Глава 1. Феномен психической депривации. Личность в условиях психической депривации: учебное пособие. Алексеенкова Е. Г. Страница 2. Читать онлайн

Термин «депривация» активно используется в психологической литературе последних лет. Однако в определении содержания этого понятия отсутствует единство.

Слово «депривация» (от англ. deprivation) означает лишение, потерю. В основе его лежит латинский корень privare, что значит «отделять». Префикс de в английском слове передает усиление значения корня (можно сравнить: лат. pressare– «пресс», «давить» и англ. depression — «депрессия», «подавление»).

В англоязычной литературе понятие «депривация» (deprivation, или соотв. privation) обозначает потерю чего-либо, лишения из-за недостаточного удовлетворения какой-либо важной потребности. При этом речь идет не о физических лишениях, а о недостаточном удовлетворении именно психических потребностей (психическая депривация).

Й. Лангмейер и З. Матейчек дают такое определение:

«Психическая депривация является психическим состоянием, возникшим в результате таких жизненных ситуаций, где субъекту не предоставляется возможности для удовлетворения некоторых его основных (жизненных) психических потребностей в достаточной мере и в течение достаточно длительного времени» [17, с. 18].


При этом в число «основных (жизненных)» потребностей авторы включают:

1) потребность в определенном количестве, изменчивости и виде (модальности) стимулов;

Психология bookap

2) потребность в основных условиях для действенного учения;

3) потребность в первичных общественных связях (особенно с материнским лицом), обеспечивающих возможность действенной основной интеграции личности;

4) потребность общественной самореализации, предоставляющей возможность овладения различными общественными ролями и ценностными целями [17, с. 19].


При определении депривации нередко проводят аналогию между психической и биологической недостаточностью. Подобно тому, как возникают серьезные нарушения в результате дефицита питания, недостатка витаминов, кислорода и т. п., серьезные нарушения могут возникать и в случае психического дефицита — дефицита любви, стимуляции, социальных контактов. Так, Д. Хебб определяет депривацию как биологически адекватную, но психологически ограничиваемую среду [42].

Понятие депривации близко к понятию фрустрации. Однако они не тождественны.

Фрустрация определяется как психическое состояние, вызванное неуспехом в удовлетворении потребности и сопровождающееся различными отрицательными переживаниями: разочарованием, раздражением, тревогой, отчаянием и др. [33].


Таким образом, фрустрация, во-первых, касается потребности, актуализированной в данный момент и уже направленной к цели, а во-вторых, характеризуется осознанием субъектом невозможности ее удовлетворения.

Депривация же может какое-то время частично или даже полностью не осознаваться. Ее негативные последствия могут ассоциироваться с самыми различными причинами. Так, человек может не связывать, например, возникшую депрессию с дефицитом сенсорных стимулов.

Таким образом, в отличие от фрустрации, депривация действует более скрыто, но зачастую имеет и более серьезные последствия.

Й. Лангмейер и З. Матейчек проводят такую аналогию: фрустрация происходит, если у ребенка отнимают его любимую игрушку и он вынужден играть с тем, что ему нравится меньше, а депривация возникает в том случае, если ребенка лишают возможности играть вообще.


А. Маслоу в контексте сопоставления данных понятий выделяет две разновидности депривации: депривацию небазовых потребностей и угрожающую депривацию. Первая легко замещается и не вызывает серьезных последствий для организма. Вторая рассматривается как угроза личности, то есть как депривация, которая угрожает жизненным целям индивидуума, его самооценке, препятствует самоактуализации — словом, препятствует удовлетворению базовых потребностей [24].

Внешне одна и та же ситуация, продолжает Маслоу, может иметь разные последствия, привести к депривации либо одного, либо другого типа. Так, если ребенок, которому не купили мороженое, чувствует прежде всего разочарование от того, что лишился удовольствия его съесть, то такая депривация вряд ли может считаться угрожающей и иметь серьезные последствия. Если же отказ воспринимается ребенком как отказ в любви, то есть мороженое является носителем определенных психологических ценностей, то такая депривация рассматривается как фрустрирующая. Таким образом, депривация может иметь серьезные последствия для личности в том случае, если целевой объект является символом любви, престижа, уважения или другой базовой потребности.

Дети, которые постоянно чувствуют любовь и заботу родителей, дети, у которых сформировано базовое чувство доверия к миру, могут достаточно легко переносить случаи депривации, дисциплинирующий режим и т. п., они не воспринимают их как фундаментальную угрозу, как угрозу своим главным, базовым потребностям [24].

К понятию «депривация» близки понятия «сепарация», «изоляция». Последние обозначают скорее депривационную ситуацию, условие депривации. Психическая депривация характеризуется особым состоянием, возникающим в депривационной ситуации. В этом плане можно сказать, что в одних и тех же условиях изоляции характер психической депривации каждого человека во многом будет определяться индивидуальными особенностями личности, в частности значимостью тех потребностей, которые подавлены. Люди, оказавшиеся в изоляции от общества, по-разному будут переживать данную ситуацию, и ее последствия для их психики тоже будут различными.

Как лишение сна влияет на психическое здоровье

У американцев были проблемы со сном до COVID-19. К сожалению, ситуация только ухудшилась, когда пандемия изолировала нас от друзей и семьи, закрыла наши школы и офисы и вызвала шок в экономике.

Согласно исследованию 22 330 взрослых из 13 стран, опубликованному в журнале Sleep Medicine в ноябре 2021 года, у каждого третьего участника были клинические симптомы бессонницы, и почти 20 процентов соответствовали критериям бессонницы — показатели более чем вдвое превышают показатели предыдущего периода. пандемия. Кроме того, нарушения сна были связаны с более высоким уровнем психологического стресса. В том же опросе показатели тревоги и депрессии также были значительно выше, чем до пандемии.

«Подобно тому, как наша электроника нуждается в зарядке, сон может перезаряжать или перезагружать мозг, чтобы оптимизировать его работу», — говорит Элизабет Блейк Закарин, доцент кафедры психологии (в области психиатрии) и клинический психолог в Клинике тревожности и расстройств Колумбийского университета. Связанные расстройства.

Columbia Psychiatry News поговорила с Закариным о психологическом влиянии недосыпания, проблемах, вызванных пандемией, влиянии пищи на наш сон и эффективных методах лечения нарушений сна.

Почему сон так важен для нашего психического здоровья?

Многие из нас знают, что мы чувствуем себя лучше после «хорошего ночного сна» и более сварливы или туманны, если недосыпаем. И теперь есть убедительные доказательства, подтверждающие, что сон имеет решающее значение не только для нашего физического здоровья, но и для нашего психического здоровья. Было обнаружено, что плохой или недостаточный сон увеличивает негативные эмоциональные реакции на стрессоры и снижает положительные эмоции.

Хотя для понимания механизмов, лежащих в основе связи между сном и психическим здоровьем, необходимы дополнительные исследования, мы знаем, что сон важен для ряда функций мозга и тела, участвующих в обработке повседневных событий и регулировании эмоций и поведения. Сон помогает поддерживать когнитивные навыки, такие как внимание, обучение и память, так что плохой сон может значительно затруднить совладание даже с относительно небольшими стрессорами и даже может повлиять на нашу способность точно воспринимать мир.

Каковы психологические последствия лишения сна? Есть ли связь между недостаточным сном, психическими расстройствами (в том числе и суицидальными мыслями)?

Абсолютно. Недостаток сна или плохой сон могут увеличить риск психических расстройств. Хотя бессонница может быть симптомом психических расстройств, таких как тревога и депрессия, в настоящее время признано, что проблемы со сном также могут способствовать возникновению и ухудшению различных проблем с психическим здоровьем, включая депрессию, тревогу и даже суицидальные мысли.

Исследования, посвященные депривации сна, показывают, что в остальном здоровые люди могут испытывать повышенный уровень беспокойства и стресса после плохого сна. Люди с психическими расстройствами еще чаще испытывают хронические проблемы со сном, и, в свою очередь, эти проблемы со сном могут усугубить психические симптомы и даже увеличить риск самоубийства. Хорошая новость заключается в том, что существуют способы улучшить качество и количество сна, поэтому выявление и устранение проблем со сном имеет решающее значение для облегчения тяжести психических расстройств.

Неделя осведомленности о сне 13–19 марта

В 1998 году Национальный фонд сна организовал Неделю осведомленности о сне, чтобы улучшить сон и улучшить общее состояние здоровья и самочувствие. Ежегодная кампания начинается с переходом на летнее время, когда американцы теряют час сна.

Различается ли у людей необходимое количество сна? Существуют ли на самом деле жаворонки и совы?

Количество сна, необходимое человеку, частично зависит от его возраста. В целом детям и подросткам нужно больше сна, чем взрослым. Хотя, безусловно, существуют индивидуальные различия в количестве сна, необходимом каждому взрослому, Американская академия медицины сна (AASM) рекомендует взрослым спать не менее 7 часов на регулярной основе, чтобы способствовать оптимальному здоровью и функционированию, при этом большинству взрослых требуется где-то от 7 часов. -9часы. Подросткам обычно требуется 8–10 часов, а пожилым людям (65 лет и старше) — 7–8 часов. Хотя количество сна, которое мы получаем, важно, качественный сон также важен.

Помимо продолжительности сна существуют индивидуальные различия в «хронотипе» — естественной склонности вашего тела чувствовать себя более бодрым в определенные периоды дня и более уставшим в другие. Два самых известных хронотипа часто называют «полуночниками» и «ранними пташками» (или «утренними жаворонками»), хотя многие люди, вероятно, находятся где-то посередине. Генетика, возраст и другие факторы влияют на то, являетесь ли вы скорее совой или жаворонком. Как вы понимаете, выспаться при обычном рабочем графике может быть проще для жаворонка, чем для полуночника.

Пандемия COVID-19 создала множество новых проблем для здорового сна. Что такое «Коронасомния» и чем она отличается от бессонницы?

Расстройство бессонницы, согласно Диагностическому и статистическому руководству по психическим расстройствам, пятое издание (DSM-5) , характеризуется трудностями засыпания, продолжительного сна или слишком ранним пробуждением, что приводит к нарушениям в дневное время. Хотя симптомы бессонницы и недосыпание уже были широко распространенной проблемой до пандемии, люди сообщают о большем количестве проблем со сном, чем когда-либо прежде. Увеличение бессонницы и связанных с ней проблем со сном, связанных со стрессом, вызванным COVID-19.пандемия получила название «коронасомния».

Мы знаем, что стресс может мешать сну, и понятно, что глобальная пандемия значительно увеличила ежедневный стресс и неуверенность. Проведение большего количества времени дома и изменения в распорядке дня также могут повлиять на режим сна, ограничивая световые сигналы для бодрствования, которые помогают поддерживать ваш циркадный ритм в соответствии с графиком. И больше времени в постели и меньше активности или упражнений также могут мешать сну, уменьшая влечение ко сну. В опросе, проведенном AASM, более половины (56 %) американцев (и 70 % среди людей в возрасте 35–44 лет) говорят, что во время пандемии у них были нарушения сна. Общие нарушения сна включают проблемы с засыпанием или продолжительностью сна, недосыпание и ухудшение качества сна.

Существуют ли продукты, способствующие сну, и продукты, которых следует избегать? И может ли дополнительный сон помочь вам похудеть?

Сокращение сна было связано с повышенным потреблением пищи и повышенным риском увеличения веса и ожирения. И наоборот, исследования показывают, что более продолжительный сон может привести к потреблению меньшего количества калорий и улучшить потерю веса.

В то время как некоторые продукты, такие как молочные продукты, рыба и фрукты (например, киви и вишни), продемонстрировали некоторые эффекты, способствующие засыпанию, исследования слишком ограничены, чтобы делать окончательные выводы или рекомендации о конкретных продуктах, помогающих заснуть. Растущие исследования показывают, что качество диеты или наличие достаточного количества питательных веществ могут влиять на количество и качество сна. Диеты с низким содержанием клетчатки, высоким содержанием насыщенных жиров и сахара связаны с ухудшением качества сна. Другое крупное исследование показало, что дефицит питательных веществ, таких как кальций, магний и витамины A, C, D, E и K, связан с проблемами сна. Таким образом, вероятно, наиболее важно сосредоточиться на сбалансированной и последовательной диете и создании здоровых привычек сна, связанных с едой, таких как ограничение потребления кофеина во второй половине дня / вечером и стараться не есть слишком поздно.

Для некоторых отказ от сна является признаком силы и продуктивности. Но медицинские работники призвали к культурному сдвигу в том, как мы думаем о сне. Происходит ли эта смена?

К сожалению, мы знаем, что до пандемии и особенно в течение последних двух лет большой процент населения по-прежнему недосыпает. Более продолжительный рабочий день, постоянный доступ к социальным комментариям и развлечениям, а также повышенный стресс — все это способствует тому, что люди меньше спят. Хорошая новость заключается в том, что растет осознание важности сна для повседневного функционирования и здоровья. Чтобы увидеть изменения в поведении, связанном со сном, необходима постоянная работа по продвижению научно обоснованной политики, которая помогает улучшить здоровье сна, например, поощрение работодателей к содействию здоровому сну и введение более позднего времени начала занятий. И нам необходимо расширить доступ к медицинской помощи для людей с нарушениями сна.

Какие методы лечения наиболее эффективны при нарушениях сна?

При некоторых проблемах со сном здоровые привычки сна могут помочь улучшить сон. Тем не менее, людям с более хронической бессонницей следует обратиться за профессиональной помощью, включая когнитивно-поведенческую терапию бессонницы (КПТ-I), которая признана лечением бессонницы первой линии. CBTI включает в себя обучение людей сну и направлен на изменение их поведения и мыслительных процессов, связанных со сном, путем обучения стратегиям, таким как контроль стимулов, ограничение сна, методы релаксации и когнитивная терапия.

Если проблемы со сном сохраняются или вы продолжаете испытывать дневную сонливость даже после достаточного количества сна, возможно, пришло время обратиться к специалисту по сну, который поможет определить, нужна ли вам когнитивно-поведенческая терапия, лекарства или другое лечение.

В этом видео д-р Закарин обсуждает взаимосвязь между сном, психическим здоровьем и суицидом у подростков, а также шаги, которые мы все можем предпринять, чтобы улучшить качество нашего сна, включая некоторые из следующих:

Советы по формированию здоровых привычек сна и улучшению сна

  • Старайтесь придерживаться постоянного графика сна, просыпаясь примерно в одно и то же время даже по выходным.
  • Установите время отхода ко сну достаточно рано, чтобы вы могли спать не менее 7 часов. Однако не ложитесь спать, если не хотите спать.
  • Установите расслабляющий распорядок перед сном, который поможет вам переключиться с повседневных дел.
  • Если вам трудно заснуть, не ложитесь спать без сна. Если вы не можете заснуть, встаньте с постели и займитесь чем-нибудь расслабляющим, пока не почувствуете усталость.
  • Создайте здоровую среду для сна — избегайте яркого света и громких звуков, поддерживайте в комнате комфортную прохладную температуру и старайтесь ограничить использование электроники в спальне.
  • Регулярно делайте физические упражнения (но не в течение нескольких часов перед сном).
  • Избегайте употребления кофеина и никотина в конце дня и ограничьте употребление алкогольных напитков перед сном.

Расстройство эмоциональной депривации — Институт Баарса

Расстройство эмоциональной депривации
 Расстройство эмоциональной депривации было впервые обнаружено голландским психиатром доктором Анной А.  Терруве в 1950-х годах. Она назвала это неврозом фрустрации (De frustratie neurose на голландском языке; невроз лишения в переводе на английский язык ее коллегой, доктором Конрадом В. Баарсом), поскольку это связано с фрустрацией естественной чувствительной потребности в безусловной любви. Доктор Терруве обнаружил, что у человека могут проявляться симптомы тревожного расстройства или репрессивного расстройства, когда эти симптомы на самом деле не являются результатом подавления, а скорее результатом отсутствия безусловной любви в раннем возрасте. Эмоциональное депривационное расстройство — это синдром (группа симптомов), возникающий в результате отсутствия подлинного подтверждения и эмоционального усиления со стороны другого человека. Человек мог быть подвергнут критике, игнорированию, брошению, пренебрежению, насилию или эмоциональному отторжению со стороны основных опекунов в раннем возрасте, что привело к задержке эмоционального развития человека. Как и дети, неаффирмированные люди не способны сами по себе стать эмоционально зрелыми взрослыми, пока не получат подлинное подтверждение от другого человека.
Однако, хотя неаффирмированные люди не могут утвердить себя, они могут многое сделать, чтобы помочь себе. Зрелость достигается, когда происходит гармоничная интеграция интеллекта, воли и эмоций человека под руководством его разума и воли. 1

1. Баарс, Конрад В. и Анна А. Терруве. Исцеление неаффирмированного: распознавание расстройства эмоциональной депривации. Изд. ред. Сюзанна М. Баарс и Бонни Н. Шейн (редакторы) Статен-Айленд, Нью-Йорк: ST PAULS/Alba House, 2002.

Недостаточно развитая эмоциональная жизнь

Ненормальный раппорт

  • Неспособность к установлению нормального, зрелого взаимодействия с другими

  • Чувствует себя одиноким и некомфортным в социальной среде

  • Способен на волевой раппорт, но не на эмоциональную связь в отношениях

Эгоцентрик

  • Детский уровень эмоционального развития

  • Чувствует себя ребенком или младенцем и ожидает, что другие сосредоточат свое внимание на на них так же, как взрослый сосредоточился бы на маленьком ребенке

  • Неспособен эмоционально отдаться или дать супругу

Реакции вокруг других

  • Могут быть либо боязливыми по натуре, либо смелыми и энергичными

  • Более боязливые люди склонны впадать в уныние или впадать в депрессию

  • Более смелые и энергичные люди могут стать более агрессивными или самоутверждающимися 9000 3

Неопределенность и незащищенность

Страх или тревога

  • Может принимать форму генерализованной тревоги

  • Страх обидеть других

  • Страх причинить боль другим или заразить их (например, микробами или простудой)

  • Потребность в частых заверениях

Чувство неспособности справляться с жизнью 2

  • Боится, что посадят в ситуации, с которой они не могут справиться

  • Легко впадают в уныние или впадают в депрессию

  • Могут притворяться, что контролируют ситуацию, чтобы замаскировать внутренние переживания и страх

Колебания и нерешительность

Сверхчувствительность

Необходимость угождать другим

  • Радовать других, чтобы защитить себя от критики или отказ и получение одобрения других

  • Легко использовать или использовать

  • Страх просить о помощи или услугах

Застенчивость

Беспомощность

Неполноценность и неадекватность

Чувство нелюбви

  • Считает, что никто не может любить их

  • Чувствует себя лишенным всех чувств любви

  • Считает, что не способен любить других или Бога

  • Подозрителен в отношении любого знака привязанности – постоянно сомневается в искренности других0012

    Демонстрирует признаки дезинтеграции в новых обстоятельствах

    • Страх перед новыми ситуациями и вызовами

    • Трудно справиться с новой работой, начальником, домовладельцем, переездом и т.

      д.

      9 0070

    Нарушения органов чувств

    • Неразвитые или недоразвитые органы чувств (осязание, вкус, зрение, обоняние)

    • Отсутствие порядка, неорганизованность

    • Усталость

    Другие симптомы, обнаруженные у некоторых людей с расстройством эмоциональной депривации:

    Этот синдром и связанные с ним симптомы и терапия подробно обсуждаются в Исцеление неподтвержденного: распознавание расстройства эмоциональной депривации .

    Открытие невроза депривации 

    (теперь называемого расстройством эмоциональной депривации)

    Это важное открытие было сделано доктором Анной Терруве в результате сеанса терапии с 25-летней очень умной женщиной. Удивительно, но месяцы психотерапии прошли, а женщина не добилась никакого прогресса. Она пришла с чувством «сильной тревоги» и «обладала необычно детской эмоциональной жизнью» (Baars & Terruwe, 2002).

    Однажды женщина сказала доктору Терруве: «Доктор, все, что вы говорите, на меня не действует. Шесть месяцев я сижу здесь, надеясь, что ты примешь меня к своему сердцу… ты был слеп к моим нуждам».

    Это откровение пациентки стало неожиданностью для доктора Терруве, который понял, что эта женщина «…чувствовала себя как ребенок. Ей нужно было только одно — чтобы к ней относились нежно, по-матерински». Доктор Терруве начал исследовать, будет ли недостаток любви и нежности со стороны матери «достаточным, чтобы вызвать невротическое заболевание без дальнейшего действия репрессивного процесса». Когда Терруве и ее американский коллега Баарс приступили к обоснованию этой новой концепции, они обнаружили много пациентов, которым не становилось лучше с помощью традиционной психоаналитической терапии, у которых, по-видимому, были невротические расстройства, не вызванные репрессивным процессом. При дальнейшем расследовании они обнаружили, что невротическое расстройство действительно может быть вызвано исключительно отсутствием любви матери или другого значимого человека в жизни ребенка.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *